Домой Терапевтология Кто еще изображен на иконе николая чудотворца. Описание и значение иконы

Кто еще изображен на иконе николая чудотворца. Описание и значение иконы

Первое известное изображение угодника Божьего Святителя Николая Чудотворца встречается в XI веке, в виде фрески. На ней Николай изображен в полный рост, с благословляющей десницей и евангелием в левой руке.

Существует прижизненное изображение Николая Чудотворца, автор иконы неизвестен. Икона находится в Базилике св. Николая в г. Бари, Италия.

Основные иконографические образы Святителя Николая

Поясной

Святой изображен по пояс, с благословляющей правой рукой и евангелием, открытым или закрытым, в левой руке.

В полный рост

Святой изображен в полный рост, с благословляющей правой рукой и закрытым евангелием в левой руке. Чаще изображается вместе с другими Святыми, которые написаны также в полный рост.

Никола Можайский

Николай Чудотворц изображен с мечом в правой руке и городом (крепостью) в левой руке. На этих иконах Святитель почитается как защитник христианских городов. Назван образ "Можайским" в честь чудесного прославления Святого в городе Можайске.

Житийные иконы

Существуют образы Николая Чудотворца с 12, 14, 20 и 24-мя клеймами. Клеймы на иконах в основном описывают следующие события из жития Святого

  • Рождество Николая Чудотворца
  • Приведение во учение
  • Поставление в диаконы
  • Поставление в пресвитеры
  • Поставление в епископы
  • Исцеление бесноватого
  • Явление Николая Чудотворца царю Константину во сне
  • Явление Николая Чудотворца трем мужам в темнице
  • Чудо о ковре
  • Чудо о трех друзех
  • Погребение Николая Чудотворца
  • Перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари

Также существуют иконографические образы: , Рождество Николы, Перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир в Бари.


Фреска XI в. из Собора святой Софии, (Киев, Украина): святитель изображен в полный рост, с благословляющей десницей (правой рукой) и Евангелием в левой руке; это – первое известное изображение угодника Божьего с раскрытым Евангелием.


Икона из Базилики св. Николая в г. Бари (Италия), которая, как считает церковь, была написана на основе прижизненного изображения Святителя.

Эта икона - дар сербского царя Стефана Уроша III, сделанный им в 1327 году в знак благодарности за чудесное возвращение зрения ему Святым. Считается, что эта икона была написана на основе прижизненного изображения Святителя Николая Угодника.


Наиболее частый иконографический образ

На иконе Святой Преподобный Николай Чудотворец держит в руках Евангелие. В этом напоминание для верующих христиан о том, что Николай Чудотворец не забывает о них и, пребывая в Небесных Обителях, продолжает по молитвам верующих творить добро и давать напутствие людям, созерцая свыше жизнь человеческую. На иконах Николай Чудотворец чаще всего изображается по пояс.

Иногда слева в верхнем углу изображается Господь Иисус Христос, а справа – Пресвятая Богородица с дарованным Николаю омофором в руках.


Древнейший иконографический тип святителя Николая – поясной, с закрытым Евангелием на левой руке; в Византии он получил распространение в XI-XIII вв.

Самый ранний (XI в.) такой образ – в монастыре святой Екатерины на Синае. Древнейшая из сохранившихся русских икон этого типа находилась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря; она происходит из Новгорода и относится к концу XII в.

В Москву из Новгорода ее вместе с Ярославской иконой Божией Матери привез царь Иван Грозный. В 30-е гг. ХХ в., после закрытия Новодевичьего монастыря, икона попала в Исторический музей, а затем и в Третьяковскую галерею.

Происходит из Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве, куда, по монастырскому преданию, была привезена из Новгорода Иваном Грозным в 1564 году вместе с иконой Ярославской Богоматери.


Никола поясной, житийная икона с 12 клеймами

Особенно интересны житийные иконы святителя Николая. Традиция изображения сцен из жизни святителя появляется в XI в., а к XIV в. иконы Николая Чудотворца с житийными клеймами широко распространены на Балканах, в Италии и на Руси. К наиболее древним из сохранившихся русских икон Николы Угодника с житийными клеймами относятся новгородская из погоста Любони (XIV в.) и икона из Коломны, находящаяся ныне в Третьяковской галерее.


Никола Зарайский, житийная икона с 14 клеймами

Икона начала XIV в. Николай Чудотворец представлен на среднике, окруженном четырнадцатью клеймами жития.


Никола Чудотворец, житийная икона с 20 клеймами

Клейма на иконе:
Рождество Николы
Приведение во учение
Поставление в диаконы
Поставление в пресвитеры
Поставление в епископы
Посечение древа и изгнание беса из источника
Исцеление бесноватого
Явление Николы царю Константину во сне
Явление Николы трем мужам в темнице
Избавление трех мужей от казни
Чудо об Агрикове сыне Василии
Чудо об Агрикове сыне Василии
Чудо о ковре
Чудо о ковре
Чудо о трех друзех
Чудо о трех друзех
Чудо о трех друзех
Никола спасает корабль от потопа
Погребение Николы
Перенесение мощей Николы из Мир Ликийских в Бари


Николай Чудотворец, житийная икона с 24 клеймами

Николай Чудотворец, с житием в 24 клеймах, Муром, икона написана около 1677 года.


Николай Чудотворец, с избранными святыми

На полях изображены: слева - Власий, Михаил и Флор; справа - Медост, Конон-градарь и Лавр.
По нижнему полю иконы в картуше текст: «Написася стая икона в лето 7338 го ме августа въ 20 день совершися».


Богоматерь Знамение с избранными святыми

На иконе изображен Николай Чудотворец и Святые - Илья Пророк и Анастасия


Богоматерь Знамение с избранными святыми

На иконе изображен Николай Чудотворец и Святые - Илья Пророк, Параскева Пятница, Власий, Флор и Лавр.

Никола и Власий в епископских одеждах с книгами в руках; Флор и Лавр в одежде мучеников с крестами в руках. Святые стоят на поземе в ряд, в фас. Выше, в полукружии неба, - небольшое изображение Знамения Богоматери и поясных Ильи пророка и Параскевы Пятницы по сторонам.


Николай Чудотворец, Иоанн Милостивый, Василий Исповедник


Никола оплечный


Никола Можайский, Ярославль

Иконы Николая Чудотворца с мечом в правой руке и городом в левой восходят к чудотворному образу святителя, прославившемуся в городе Можайске. Над воротами можайской крепости, в особом киоте с килевидным завершением, стояло резное деревянное изображение святого Николы, защищавшее город от вражеских нашествий.

На ярославской иконе Николай Чудотворец, почитавшийся как защитник христианских городов, держит в левой руке крепость с собором внутри. Редкой деталью является ступенчатое подножие, на котором стоит святитель. Возможно, икона восходит к каким-то древним, не дошедшим до нас изображениям.



Николай Чудотворец в житии и чудесах, Палех


Рождество Николы Чудотворца


Перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир в Барри


Избранные святые в предстоянии иконе «Богоматерь Знамение»

На иконе изображены в три Святые - Ангел-Хранитель, Афанасий, Меркурий, Евстафий, Феодорей, Трефилий, князь Борис, князь Глеб, Димитрий, Георгий Победоносец, Николай Чудотворец, Иоанн Предтеча, митрополиты Московские Петр, Алексий, Иона.

По нижнему полю иконы надпись: «Пожертвованъ Сей С Образ въ Сто-Троицко-Въведенский Храмъ отъ ратниковъ второго Разряда Афанасия Боровкова и Трифилия Комарова въ 7423 г 31 декабря».

www.svjatye.ru

Отправляясь в дальний путь, многие православные обращаются с молитвой к Господу и любимым святым. Таким, без сомнения, является Николай Угодник, чья икона часто размещается рядом с образом Христа и Богородицы. Хотя святитель не был русским, в народном сознании он является самым близким, знакомым, внушающим доверие. Даже неверующие знают и уважают древнего святого.


Священник, архиерей, небесный житель

Многие святые, почитаемые западной и восточной церковью, происходили родом из современной Турции. Тогда это были христианские земли - некоторые псевдо-историки даже утверждают, что Христос был казнен именно там. Но во времена свт. Николая до захвата турками еще далеко, христианство крепнет, процветает великими подвижниками благочестия. Ликия, где он родился, была известной страной, упоминавшейся в «Илиаде».

С младенчества будущий святой отличался от других детей. Душа у него была взрослая - его не интересовали обычные шумные забавы - Николай рано выучился грамоте и проводил свое время в чтении Священного Писания. Хотя на иконах Николай Чудотворец всегда изображается как старец, весь его жизненный путь был исполнен благочестия. Окружающие тоже замечали особые духовные дарования юноши. Поэтому и попросили его жители г. Патары служить в качестве священника.

  • Совершая паломничество в Святую Землю, Николай попал в сильный шторм. По молитвам святого буря стихла, никто не погиб. Это первое известное чудо, сотворенное при жизни.
  • Известный факт из биографии: будучи из богатого рода, все свои деньги святитель раздал нищим, решив силы и время тратить только на служение Богу.

Сан епископа священник получил тоже благодаря чуду - он никому не был известен, хотя и отличался благочестием. Так Господь проявил Свою волю. На иконах Николай Чудотворец всегда изображается в архиерейском облачении. Вот некоторые части церковного одеяния:

  • Омофор - широкая длинная лента, вышитая крестами, другими орнаментами. Перекидывается через плечо, поверх других одежд. Символизирует овцу, которую пастух несет на плече - библейский образ, указывающий на то, что священник должен заботиться о прихожанах, как пастух о своем стаде.
  • На голове - митра, расшитый звездами, украшенный изображением Спасителя высокий убор, символ власти Христа (священник является его образом), также воспоминание о терновом венце. Символизирует также, что священнослужитель сочетается с Церковью, как жених с невестой, полностью отдает ей всю свою жизнь.
  • Панагия - небольшая икона на цепочке. Ношение панагии является привилегией архиерея. На службе к ней добавляется крест, вне службы носится одна панагия. Чаще всего - это образ Божией Матери, но также бывает изображение Троицы, Вознесения, Голгофского креста.

Если митра и панагия могут отсутствовать, то на любой иконе святитель Николай будет держать в руке Евангелие. Держит он его на левой руке, правой благословляет: как и крестное знамение, так и благословение в восточной церкви производится лишь десницей.


Значение иконы св. Николая угодника

Образы святых часто присутствуют в домах православных. Они любят обращаться к ним со своими личными просьбами, как бы стесняясь «отвлекать» Господа по мелочам. На самом деле это неверно, Бог слышит любые молитвы. Но молитвы святым - исконная русская традиция. Считается, что икона Николая чудотворца помогает при любых жизненных неурядицах.

  • Такой обычай имеет под собой все основания. При жизни святой очень заботился о ближних. Он не боялся противостоять властям, когда с людьми поступали несправедливо, готов был пешком идти в соседний город, если с кем-то случалась беда.
  • Особенно защищает святой тех, кого невинно осудили, обвинили в чем-то, считается покровителем детей, вдов.

Сегодня икона Николая Угодника есть практически в каждом транспортном средстве, даже неверующие люди считают своим долгом иметь ее в машине. Все потому, что приснопамятный архиерей покровительствует путешественникам. Чтобы дорога была безопасной, перед выездом в путь надо прочитать молитву Святому Духу, а затем обратиться к святому с просьбой сопровождать в дороге.


Раннее признание

Между почитанием в народе и официальным прославлением Церковью иногда проходят столетия. Признание святого на святого началось очень рано, почти сразу после его смерти (конец 4 в.). Византийцы знали о свт. Николае уже в 7 в. Древние историки церкви почти все о нем упоминают - Метафраст, Мефодий, Андрей Критский. Множество легенд донесло до наших времен церковное предание, но далеко не все они проходят проверку историческими документами.

Например, известная история о том, что святой на Никейском соборе ударил по щеке богохульника Ария, скорей всего, является мифом. Ведь подобное поведение не свойственно было кроткому старцу, к тому же является недопустимым для священника, да еще архиерея. Но вполне можно верить тому, что святитель стоял за правильное исповедание веры - только способами, более приличными духовенству.

Изображение святого Николая Угодника на иконах как старца не случайно - так описывает его Симеон Метафраст. По его словам, это был ангельского вида старец, лик его был исполнен благодати. Только один взгляд на него приносил грешным успокоение. Он как будто был наполнен светом. Такой образ создается и на иконах: светлым и тихим должен выглядеть любой, чье сердце посетил Христос. К сожалению, нечасто мы оставляем для Него много места в своей душе.

Иконы св. Николая на Руси

Хочется найти достойного супруга? Одолели денежные затруднения? Предстоит долгий путь? Любой православный знает, что в этом надо искать помощи у иконы Николая Угодника. Почему «угодник»? Потому что он служил, т.е. угождал Богу и людям с самого молодого возраста до своей кончины. Трудится ради людей и после того, как поселился в раю, не забывает грешную паству своими молитвами.

На Руси святой был известен еще до массового крещения - князь Аскольд, принявший христианство одним из первых, начал возводить храмы. Один из них освящен в честь святителя, чье имя доблестный воин взял во время крещения. Иконы Николая угодника (он же - Николай чудотворец) имеют также древнее происхождение. В России появились даже собственные разновидности изображений святителя - в полный рост.

На этих иконах руки святителя широко разведены в стороны, что для греческих икон было очень нетипично, они изображали архиереев с прижатыми к телу руками. В деснице святитель держит Евангелие.

  • Этот тип иконы возник в Зарайске, почему и называется «Никола Зарайский». На самом деле здесь изображен всем известный Николай чудотворец, а не какой-то другой святой.

В образе грозного защитника Николай Чудотворец предстает на другой иконе, которая помогала жителям оборонять свои города. Вот какое великое значение придавали русские молитвам святого! Никола Можайский тоже показан в полный рост, в правой руке - высоко поднятый меч, в левой - крепость (символизирует город). Жители Можайска были свидетелями явления святого, было это во время нападения на город. Св. Николай был в таком виде, в каком запечатлен на образе. Враги в ужасе бежали.

  • Первоначально Никола Можайский был вырезан из дерева, с него потом стали писать иконы.

Обращаться к святому можно в любых, даже бытовых, нуждах. Для Бога мелочей нет.

Что значит, когда сниться икона Святого Николая

Довольно часто люди пытаются расшифровать значение знаков, которые видят во время ночного отдыха. Если приснилась икона Святого Николая - это, вероятно, к добру. Символ святости, духовности говорит о том, что человек ищет главный смысл своей жизни. Если образ видится в собственном доме - предзнаменование благополучия.

Святой в народе называется «скоропослушником» - то есть ответ на обращение приходит очень быстро. Если его нет - следует задуматься. Это знак того, что надо пересмотреть свой образ действий, а может сами цели на ближайшее будущее. Правильно ли человек себя ведет по отношению к близким, как относится к коллегам? Враждует ли, стремясь лишь к своим целям, или старается помочь окружающим? Тем же, кто обращается от чистого сердца и с полной верой, обязательно будет оказана помощь.

О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче! Помози ми, грешному и унылому, в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми, окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения, да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Святителю Николаю Чудотворцу в честь семи сотворенных им чудес

Всесвятой Николай Чудотворец, великий угодник Господень! Обрати на нас, грешных, светлый взор твой с Небес и услыши молитву нашу. Да не останутся без ответа мольбы наши твоим всесильным ходатайством к Господу и твоею великой верой.

Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим твою доброту, явленную некогда одному семейству. Тогда ты тайно одарил отца приданым для трех его дочерей и спас их от недоброй участи. И золото земное, отданное тобой, чудесно воссияло золотом небесным в благодарной памяти наших сердец. Да будем причастны твоим благословением твоей святой доброте, и последуем твоему примеру как истинному исполнению заповеди Божией. Всегда прославляем Отца и Сына и Святого Духа, и твое милостивое покровительство нам.

Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим силу твоей веры, явленную во время твоего паломничества в Иерусалим. Тогда ты в ответ на мольбы корабельщиков укротил бурю, предсказанную тобой, и спас многие души. И стало это чудо свидетельством твоей великой веры в Иисуса Христа и памятью о Спасителе, прекратившем бурю на море Галилейском. Да будем причастны твоим благословением силе твоей веры, и последуем твоему примеру как истинному упованию на Господа. Веруем во Единого Бога Отца и Сына и Святого Духа, и твое милосердное заступничество за нас.

Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим твою борьбу с демонами во время твоего служения епископом Мир Ликийских. Тогда ты, просвещая язычников, разрушил идольские требища и молитвой изгнал из них нечистых духов. И стало это чудо свидетельством о Царстве Божием, достигшем нас через святых. Да будем причастны твоим благословением борьбе с силами зла, и да будем святы по твоему примеру. Благословен Бог наш, и благословенна воля Его в тебе, святый отче!

Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим твою мудрость, явленную на Соборе в Никее. Тогда ты верою постиг Божественность Иисуса Христа и отстоял учение Церкви о Триедином Боге. И многие увидели тебя в видении рядом с Господом и Богородицей. Да будем причастны твоим вразумлением мудрости боговедения, и сохраним веру в чистоте и силе. Благословен Бог наш, и благословенна мудрость Его в тебе, святый отче!

Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим твою любовь, явленную некогда в Мирах Ликийских трем невинно осужденным на смерть. Тогда ты чудесно остановил руку палача, обличил градоначальника и заставил его исповедать свое согрешение. И стало это чудо свидетельством милости Божией к нам. Да будем причастны твоей благодатью любви к людям, и пронесем любовь через всю жизнь. Благословен Бог наш, и благословенна Его любовь в тебе, святый отче!

Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим твою чудесную помощь во время голода в Мирах Ликийских. Тогда ты явился во сне одному итальянскому купцу и, передав в залог три золотые монеты, повелел ему привезти в город пшеницы. И стало это чудо свидетельством помощи Божией людям. Да будем причастны твоей благодатью делу помощи страдающим, и сохраним готовность помогать на всю жизнь. Благословен Бог наш, и благословенна Его помощь через тебя, святый отче!

Святитель Николай - один из самых любимых и почитаемых святых в христианском мире. Его чтут и православные, и католики, в честь него строят и освящают храмы. Иконы Николая Чудотворца есть в каждой церкви и в каждой верующей в Иисуса Христа семье.

В каких нуждах помогает святой угодник Николай

Николай Угодник - это святой, который помогает всем, молитвенно обращающимся к нему за помощью. Икона Святителя Николая Чудотворца, помещённая на почётном месте, сопровождает моряков, отправляющихся в плавание. Водители прикрепляют её в своих автомобилях как оберег от неприятностей на дорогах. Спросите любого верующего: «Икона Николая Чудотворца чем помогает таким разным категориям людей - детям и взрослым, мужчинам и женщинам?» Многие ответят по-разному, исходя из личного опыта. К нему обращаются с проблемами в учёбе, с просьбами об исцелении от болезней, просят помощи в делах бизнеса. Справиться с трудностями в семейной жизни, осуществить желание вступить в брак людям также помогают иконы Николая Чудотворца. Наверно, нет поприща, на которое не распространялась бы благая сила этого святого. Говорят, что он скоро откликается на самые отчаянные молитвы, когда уже не веришь в возможность избавления от неминуемой беды. В каких нуждах помогает та или иная икона Николая Угодника Чудотворца, можно понять, если познакомиться с жизнью и личностью этого человека поближе, а она представляет собой большой интерес как для историков, так и для теологов.

Личность святого

Ранние христианские биографы, желая подчеркнуть праведность христианских святых, несколько приукрашивали факты и истории, собранные о них, однако в отношении Николая Мирликийского историки, исследовавшие его жизнь, единодушно сходятся во мнении, что он был по-настоящему, просто легендарно щедрым и сострадательным к бедным людям человеком. Известны случаи удивительного вмешательства и исцеления даже при земной жизни этого Божьего угодника, когда он находился на далёком расстоянии от того, кто взывал к нему. После смерти Николая его мощи стали мироточить. Это миро обладает чудесными свойствами физических и духовных исцелений.

Краткая биография Николая Чудотворца, епископа Мирликийского

Житие святого Николая достаточно хорошо известно. Насколько это возможно, конечно, так как родился он в начале прошлого тысячелетия, приблизительно в 270 году, в древнеликийском приморском городе Патара, что находится на территории современной Турции. Он был единственным ребёнком в семье благочестивых и богатых родителей. Оба они умерли, когда он был молод.

Мальчик с детства отличался живым умом и энергичным характером. С ранних лет он имел большую тягу к знаниям и изучению Священного Писания. Дядя Николая, патарский епископ, заметил это и направил племянника на стезю священничества. В отличие от евангельского юноши, богатство Николая не помешало ему следовать за Христом. С самого начала он был известен как щедрый даритель для тех, кто в этом нуждался. В жизнеописании Святого Угодника есть рассказы о том, как он стал монахом, посетил Святую Землю и был избран епископом ликийского города Миры. С самого начала он был известен как щедрый даритель для тех, кто в этом нуждался.

Активная жизненная позиция Святителя Николая подтверждается историями о его тюремном заточении во время правления императора Диоклетиана в период гонений на христиан. Некоторые источники упоминают бурный конфликт, случившийся на Никейском соборе в 325 году, когда Николай ударил Ария за крамольные высказывания относительно божественного происхождения Христа. Каждая икона Святителя Николая Чудотворца имеет прямое отношение к каким-либо событиям из жизни самого святого или к случаям чудесного спасения с его участием после смерти.

Отношение Святителя Николая к своим епископским обязанностям

Современный епископ Мир ликийских, Митрополит Хризостом, объясняет феномен Николая Чудотворца тем, что этот человек прожил свою жизнь среди людей, а не в отшельнической пустыне или за монастырскими стенами. Он активно участвовал в жизни своих соотечественников, помогал бедным, голодным и тем, кому грозили несправедливое обвинение и тюрьма или смерть. Свой епископский сан Николай воспринимал как Божественный призыв жить не для себя, а для людей, вверенных его попечению. Николай был доступным для всех, кто нуждался в его помощи, был им другом и защитником. Господь исцелял и спасал людей через своего верного раба Николая и по его ходатайству, то есть молитве.

Рассказы об этих чудесах начали циркулировать по свету ещё при жизни святого. Одна часть из них переросла в причудливые сказки, а другая хранит память о подлинных происшествиях. Они показывают, почему Николай стал любимым защитником для самых разных людей. В каждом храме, где стоит икона св. Николая Чудотворца, зажигают свечи, сопровождая их молитвами, это делают школьники и их родители, бедняки и богатые коммерсанты, те, кто находится в опасности, и те, кто тревожится за своих близких.

Чудо милосердия во время шторма возле острова Крит

Во время паломничества на Святую Землю корабль, на котором плыл Николай, попал в сильный шторм. Моряки уже стали прощаться с жизнью, потому что волны были так высоки, что судно бросало из стороны в сторону, как маленькую щепку. При таком волнении и урагане развернутые паруса - верная гибель для путешественников. Матросы принялись сворачивать их. Это очень трудная работа, а при сильной качке и ветре ещё и опасная. Один смельчак, забравшийся на мачту, не удержался не ней и сорвался вниз. Николай за время путешествия познакомился с этим молодым человеком. Трагическое падение и смерть юноши потрясли его. Он опустился на колени возле несчастного и в отчаянии воззвал к Господу. И тут произошло чудо - матрос открыл глаза.

Христианство тогда находилось на стадии зарождения и вызывало многочисленные споры. В силу молитвы к Христу верили немногие. Этот случай обратил команду, плывшую на корабле вместе с Николаем, в истинную веру. И после возвращения на сушу многие из очевидцев удивительного происшествия приняли крещение. С тех пор у моряков появилась традиция брать с собой в плавание образ святого. На судах дальнего плавания отводят отдельную каюту, где помещается икона Николая Чудотворца. Молитва святому помогает справляться с трудностями долгих рейсов, тоской по семье и другими заботами мореплавателей.

История о трёх девицах

Николай, получив после смерти своих родителей большое наследство, использовал его для помощи людям. Так, известна история о девицах, которые благодаря ему смогли устроить свою жизнь. У одного из земляков Николая подросли три дочери. Прекрасные девушки были хорошо воспитаны, владели техникой женского рукоделия, были скромными, добрыми, честными и послушными. Отец любил их, но, поскольку в те времена женщины не имели возможности самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, они вынуждены были находиться на чьём-то содержании. Обстоятельства сложились так, что отец этих девушек оказался не в состоянии дальше содержать своих дочек, а выдать их замуж не мог, так как не обеспечил приданым.

Родители, оказавшиеся в подобном положении, обычно передавали своих взрослых дочерей в услужение и на содержание, практически в рабство. Николай, узнав об участи, которая ожидала трёх прекрасных девушек, решил вмешаться и спасти их. Дождавшись ночи, он подбросил в дом в качестве приданого для старшей из них мешочек с золотом. Через некоторое время то же самое он проделал и для средней дочери. Когда Николай принёс третий мешочек, его увидел отец девушек. Он-то и сохранил эту историю для потомков, рассказав знакомым о благородстве и щедрости Николая. Художник-иконописец, чьё имя кануло в лету, запечатлел этот случай в виде рисунка. Икона Святого Николая Чудотворца помогает девушкам благополучно выйти замуж.

Случай с утонувшим ребёнком

Если вы оказались в такой ситуации, когда случилась беда, а образ находится далеко, то вы можете представить, что перед вами стоит икона: святой Николай Чудотворец смотрит на вас, видит и слышит. Попросите его о помощи. В летописях сохранился такой случай. Однажды корабль, на котором плыла супружеская пара с ребёнком, попал в шторм. Эти люди не успели спрятаться в трюме, и сильная волна, захлестнувшая палубу, смыла младенца в пучину. Горе родителей трудно передать. Они молили святого Николая о помощи. Обезумевшие от горя несчастные люди не могли думать ни о чём, кроме как о своем потерянном ребёнке. Их молитвы Святому Николаю были просто отчаянными. Когда корабль прибыл в порт, супруги, надеясь на чудо, отправились в церковь, ведь они не видели ребёнка мёртвым. Они мечтали, что его спасли дельфины или попутное судно. Каково же было их удивление, когда они увидели в храме, на полу, своего малыша, а перед ним был Николай Чудотворец (икона). Значение этого великого человека, который почитается в христианском мире выше других святых, переоценить невозможно. Ведь, помимо озвученных и описанных историй, есть и те, которые хранятся внутри семей как родовые предания, не предназначенные для посторонних.

Николай Чудотворец и Санта Клаус

Некоторые источники поясняют, что деньги Николай подбросил в дом через трубу от дымохода, и мешочек, падая, залетел в чулок девушки, который она повесила возле огня для просушки. Отсюда пошла традиция накануне Рождества развешивать возле камина или просто в пустой комнате носки в надежде, что святой Угодник положит в них подарки по случаю Великого Праздника. Католический новогодний персонаж Санта Клаус придуман в память о любимом святом. Правда, Санта Клаус приходит в дома только под Рождество, а чудотворная икона Николая Чудотворца помогает круглый год.

Святитель Николай умер в 345 году. 6 декабря, прожив почти 70 лет. На его останках стало появляться жидкость, обладавшая чудесной способностью останавливать боль и прекращать болезни. Это святое миро. Не все могут приехать на место упокоения останков святого, в город Бари, но живая и скорая помощь приходит к нам и через иконы Николая Чудотворца. В России произошло немало чудес, связанных с этим святым и его иконами.

Чудо в Самаре

В 1956 году в городе Куйбышеве (теперь Самара) произошла такая история. На празднике по случаю празднования Нового года в доме некой гражданки Клавдии Болонкиной и её сына собралась компания друзей. Девушки и парни веселились, шутили, а потом разделились на пары и стали танцевать. Девушке Зое пары не досталось. Её приятель, Николай, сын хозяйки дома, куда-то отлучился. Зоя посмотрела по сторонам. Ей на глаза попалась икона. Святой Николай Чудотворец показался девушке подходящим кавалером. Она взяла в руки образ и со смехом объявила, что он будет её парой, раз другого нет. Ребята стали её совестить, мол, грех это - с иконой танцевать. Зоя смело парировала, что, мол, если Бог есть, и ему её поступок не понравится, то он её накажет.

Эта девушка выросла атеисткой. Зоя была не очень-то и виновата в своём безверии. В те времена в СССР детей не разрешали крестить, а если видели, что человек зашёл в церковь, об этом докладывали сотрудникам Комитета государственной безопасности, и в дальнейшем человека и его семью ожидали всевозможные притеснения на работе, в школе и везде. После громкого заявления Зои на девушку нашло оцепенение, в котором она находилась вплоть до Светлого Воскресения Христова. Во время своего стояния несчастная выкрикивала слова: «Покайтесь!», «Весь мир в грехах!» и др. Вот так наказал девушку Николай Чудотворец (икона). Значение и смысл слов, которые мы обращаем к святыням, не остаются без ответа. Этот случай подтверждает, что Святой Николай всегда очень быстро реагирует на обращение к нему.

Внешний облик святого Николая

По останкам святителя современные учёные сумели установить истинный облик святого. Оказалось, что иконы Николая Чудотворца соответствуют его внешности. Это был человек невысокого роста, примерно 168 см, коренастого телосложения. Сейчас его можно было бы принять за боксёра или борца. У него была сломана переносица, а судя по состоянию суставов рук, он, возможно, подвергался пытке на дыбе. Вероятно, он пострадал в правление Диоклетиана - гонителя христиан. Николай Чудотворец имел смуглую кожу, лицо его излучало приветливость и было очень одухотворённым, а о его характере говорит жизнеописание.

Почитание святого Угодника

Некоторые люди спрашивают в церкви: "Икона Николая Чудотворца - старинная и современная - обладает одинаковой силой? Или возраст святыни всё же имеет значение?" Если икона освящена по христианской традиции, а проситель является крещёным человеком, то Николай его услышит, к какому бы образу святого вы не обратились. Икона святого Николая Чудотворца будет помогать даже в том случае, если она находится у вас дома, в автомобиле или в портмоне, а не только в церкви.

Особое почитание Святого Николая в христианском мире происходит дважды в год - летом, 29 июля, в день его рождения, и зимой - 6 декабря, в день его смерти. В итальянском городе Бари, где хранятся мощи святителя, есть русское подворье. Эту землю для строительства храма и гостиницы для паломников незадолго до революции 1917 года выкупил русский император Николай II. В 1913-1917 гг. по проекту архитектора Щусева там возвели храм в честь Николая Угодника и подворье. Русская православная церковь каждый год 9 мая торжественно празднует перенесение мощей святого из города Миры в Бари.

Занимают особое место: не было на русской земле места, где не почитали бы святителя Николая, где не было бы его икон. Побывавший в середине XVI в. на Руси итальянец А.Гваньини в своем “Описании Московии” писал: “Среди прочих святых они более всего чтят Николая Угодника и воздают ему почти что божеские почести: строят особые храмы, названные его именем; рассказывают о его многочисленных чудесах” [Гваньини]. Конечно, не “божескими” были те знаки почитания, с которыми относился к святителю русский народ, но исторический факт – множество посвященных ему храмов, а также чудеса по его молитвенному предстательству, засвидетельствованные Церковью. Одной из форм этого свидетельства являются разнообразные иконы Николая Угодника; появление новой иконографии как раз и связано с конкретными случаями благодатной помощи Великого Чудотворца.

Как известно, местное почитание святителя Николая, архиепископа Мирликийского, началось уже во второй половине IV в., вскоре после его смерти. В Византии к VII в. почитание его было распространено весьма широко; древнейшие из известных источников, содержащих сведения о жизни святителя Николая, – это творения преподобного Андрея Критского (VIII в.), святителя Мефодия, Патриарха Константинопольского (IX в.), Симеона Метафраста (Х в.). Приведем характеристику Николая Угодника, данную последним:

“Дошедшее до нас древнее предание представляет Николая старцем с ангельским ликом, исполненным святости и благодати Божией, добавляя еще и следующее: если кто его встречал, едва взглянув на святого, усовершался и становился лучше, и всякий, чья душа была отягощена каким-нибудь страданием или печалью, при одном взгляде на него обретал утешение. От него исходило некое пресветлое сияние, и лик его сверкал более Моисеева” (цит. по: Византийские легенды. М., 1972. С. 154).

В 1087 г. мощи угодника Божия были перенесены из Мир Ликийских в город Бари, в Апулии, – эта находящаяся на юге Италии провинция до середины двенадцатого века принадлежала Византии.

На Русь почитание святителя приходит вскоре после ее Крещения, а в XI в. распространяется повсеместно. Праздник в честь перенесения мощей святителя Николая (9 мая) был установлен у нас уже через десять лет после перенесения мощей, в 1097 г., очевидно, святителем Ефремом (+ ок. 1098). В это же время была составлена служба и первые русские жития святителя. Отметим, что первые иконы Николая Чудотворца на Руси появляются еще до перенесения мощей. Из известных на Руси изображений самое раннее – в росписях Святой Софии в Киеве (середина XI в.).

В Византии иконография святителя складывается в Х-XI вв. (мозаика Константинопольского собора Святой Софии), хотя древнейшее его изображение – фреска в церкви Санта Мария Антиква в Риме – относится к VIII веку.

Представляет интерес фреска начала XII в. из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (в настоящее время она в Третьяковской галерее): святитель изображен в рост, с благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке; это – первое известное изображение угодника Божьего с раскрытым Евангелием.

Другой древнейший иконографический тип святителя Николая – поясной, с закрытым Евангелием на левой руке; в Византии он получил распространение в XI-XIII вв. Самый ранний (XI в.) такой образ – в монастыре святой Екатерины на Синае. Древнейшая из сохранившихся русских икон этого типа находилась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря; она происходит из Новгорода и относится к концу XII в. В Москву из Новгорода ее вместе с Ярославской иконой Божией Матери привез царь Иван Грозный. В 30-е гг. ХХ в., после закрытия Новодевичьего монастыря, икона попала в Исторический музей, а затем и в Третьяковскую галерею. Была еще одна, даже более древняя (XII в.), икона такого типа, мозаичная; хранилась она в музее Киевской Духовной Академии, но во время Великой Отечественной войны бесследно пропала.

Заслуживают внимания изображения на полях иконы из Смоленского собора: в центральной части верхнего поля изображен Престол уготованный, Этимасия; по сторонам – поясные изображения Косьмы и Дамиана. На боковых полях – попарно три ряда святых (в рост): вверху святые страстотерпцы Борис и Глеб; в руках они держат мученические кресты и мечи в ножнах. В средней части боковых полей, также в рост, изображены мученики Флор и Лавр. В нижнем ряду на боковых полях, а также на нижнем поле – святые жены-мученицы; как и мученики в верхней части иконы, это чтимые святые Новгородской земли. В рост изображены преподобномученица Евдокия и, по-видимому, Домна, а в самом низу – оплечные Параскева и Фотиния .

Для новгородских икон этого времени изображения Уготованного престола и чтимых святых на полях типичны. Надпись (правда, более поздняя, чем сама икона, сделанная при поновлении иконы во времена все того же Ивана Грозного) на нижнем поле другой известной Новгородской иконы конца XIII в., “Николы Липенского”, содержит такое молитвенное обращение: “О великий святителю отче Николае, своею святою молитвою призри притекающих к честному твоему образу, заступи и избави от всякого зла и исполни прошения сердец их, а поставившему и обновившему сию икону мзду подаждь и в сии веце, и в будущии, и услыши их на всяком месте призывающих тя и просящих от тебе милости:” Текст надписи в несколько измененном виде приводится в Новгородской третьей летописи под 1294 годом .

Новгородская икона Николая Чудотворца из Свято-Духова монастыря, находящаяся ныне в Государственном Русском музее, датируется серединой XIII в., хотя первые упоминания об обители относятся к 1162 г. (в Новгородской первой летописи). В медальонах и на полях – чтимые в Новгороде святые.

Особенно интересны житийные иконы святителя Николая. Традиция изображения сцен из жизни святителя появляется в XI в., а к XIV в. иконы Николая Чудотворца с житийными клеймами широко распространены на Балканах, в Италии и на Руси . К наиболее древним из сохранившихся русских икон Николы Угодника с житийными клеймами относятся новгородская из погоста Любони (XIV в., ГРМ) и икона из Коломны, находящаяся ныне в Третьяковской галерее.

Житийные клейма можно объединить в три основные группы: детство Николы Угодника (рождение, обучение грамоте), посвящение в духовный сан (диаконское, иерейское и епископское) и помощь в различных обстоятельствах жизни (избавление невинно осужденных от посечения мечного; спасение утопающих, по морю плавающих люте, имже смерть предстояше вскоре; тайное благодеяние обнищавшему отцу, в отчаянии готовому отдать трех своих дочерей на брак скверный нищеты ради, и многое другое). Количество житийных клейм в иконах Николая Угодника превышало 20.

Вернемся к упоминавшейся выше Липенской иконе Николая Угодника; после запустения Липенского монастыря она оказалась в Сковородовской обители, а сейчас хранится в Новгородском музее. Храм святителя Николая на Липне был построен в 1292 г., а до этого более полувека в Новгороде не было построено ни одного каменного храма: новгородцы то воевали, то выясняли отношения между собой. Храм построили на том месте, где в 1113 г. была чудесно обретена круглая икона святителя (о ней – ниже), хранившаяся потом в Николо-Дворищенском соборе; по преданию, икона эта была списком с чудотворного образа святителя Николая, находящегося на хорах Софии Киевской; найденная на Липне икона исцелила новгородского князя Мстислава, поэтому в честь этого образа и чуда от него был воздвигнут тогда же Никольский собор на Дворище.

Существует мнение, что иконографические особенности связывают эту икону не только с новгородской, но и с западной художественной традицией, причем с памятниками не средиземноморского, а собственно европейского типа; это могло быть и немецкое искусство. Храм, посвященный Николе, не случайно был возведен именно на Липне, в одном из важнейших пунктов водного пути при впадении Мсты в Ильмень-озеро, вблизи истока Волхова. Липенская церковь, вероятно, служила ориентиром для проплывающих мимо кораблей, а перед иконой возносили молитвы, начиная путь из Новгорода или приближаясь к городу.

Как в Церкви Православной, так и на западе святитель Николай считался покровителем моряков, точнее – плавающих и путешествующих. Неудивительно, что на малоазийском побережье и на греческих островах многие пристани имеют названия, связанные со святителем Николаем. В приморских городах Европы стояли многочисленные церкви, посвященные этому святому (например, древний монастырь святителя Николая на острове Лидо в Венеции) . Интересно, что когда в 1087 г. мощи святителя Николая из Мир Ликийских перенесли к себе купцы из итальянского портового города Бари, которые вели большую заморскую торговлю, то их соперниками в борьбе за обладание этой святыней стали венецианцы . Соперничество было столь острым, что у принесенных в Бари мощей святителя первое время стояла вооруженная стража.

В XII-XIII вв. почитание святителя Николая в западном мире заметно возросло, главным образом в связи с развитием паломничества и крестовыми походами, пути которых проходили через Южную Италию и в частности через Бари, где сухопутные отряды всходили на суда и начинали плавание на Восток. Святому Николаю молились люди самых разных занятий – моряки, купцы, адвокаты, школяры; с ним ассоциировалась идея заступничества, верности слову, и потому с его именем рыцари вели воинов в бой. Но, конечно, особенно крепка была вера в его покровительство у мореплавателей и торговых людей, особенно на Балтийском море. Его считали покровителем возникавших здесь городов; в прибалтийских портах почти непременно возводился посвященный ему храм. Если на французских или итальянских берегах святитель Николай делил свое “господство” на море с другими святыми (например, со священномучеником Эразмом Формийским), то на Балтике его почитание было бесспорным. Большую роль в распространении культа Санта-Клауса сыграли немецкие купцы, стремившиеся в XIII веке захватить в свои руки торговлю и мореплавание на Балтийском море. Почти в каждом городе на главнейших торговых путях Средней и Восточной Европы были построены церкви в честь святителя Николая – покровителя купечества, причем особенно много их в восточнонемецких землях и прилегающих к ним областях .

В XIII и в первой половине XIV вв. почитание святителя Николая усиливается и во всем православном мире. В Новгороде, связанном как с православной греческой традицией, так и с западной, на примере Липенской иконы можно видеть черты влияния романского искусства: XIII в. с его бурными военно-политическими событиями был эпохой особенно широкого художественного обмена между западным и православным миром. Искусство Новгорода выступает как одно из своеобразных явлений этого обмена .

Новгородские хроники донесли до нас “Сказание о дивном обретении чудотворной иконы святителя Николая архиепископа Мирликийского, чудеси о нея сотворшемся в Великом Новгороде и о создании церкви во имя сего чудотворца на Торговой стороне, на Ярославле дворище”.

“Сказание о дивном обретении иконы святителя Николая” дошло до нас в рукописях XVII-XVIII вв. В нем сообщается, что в лето 6621 (1113) великому князю Мстиславу (в крещении Георгию) Святославичу случилось в лютую болезнь впасть; он молился о еже избавитися ему от болезни Спасителю, Пресвятой Богородице и призываше на помощь множество святых и, наконец, призвал скорого помощника и быстрого послушателя великого чудотворца Николая. В то время, указывает Сказание, уже было известно о перенесении мощей святителя Николая из Мир в Бари, где получили исцеление множество недужных. Известно было и о чуде спасения утонувшего младенца, который был найден живым перед иконой святителя Николая в Киеве. В одну из ночей святой явился князю во сне (“в ризах, яко же на иконе написан”) и повелел послать в Киев, где “на полатех” (на хорах) есть икона св. Николая, “круглая доска”, освятить воду от нее (видимо, воду от омывания иконы) и ею “покропитися” для исцеления. При этом святой показал “меру” этого образа и повелел всегда помнить об иконе с его изображением. Проснувшись, князь направил посольство в Киев, во главе со своим “болярином дворецким”. Однако ладья была остановлена бурей на озере Ильмень. Посланникам пришлось пережидать ее три дня и три ночи в некоем тихом месте: “от бури ветрены заехаша в некий остров, ожидаху времени, дондеже ветр утихнет”. На четвертый день повар, желая зачерпнуть воду для приготовления пищи, увидел плавающую в воде круглую доску. “Болярин” же, взяв доску, опознал в ней икону святителя Николая, в ту же меру, что и мера, данная ему от князя. Икона была извлечена из воды, доставлена в ладье в Новгород и там торжественно встречена: “отпевша молебная честне, внесоша в ладию и возвратишася к Великому Новуграду с радостию великою”. Принесенная ко князю, икона исцелила его. Князь последовал за иконой в церковь, освятил священную воду с этой чудотворной иконы и окропился ею. В память о событии была построена церковь во имя св. Николая “на Ярославле дворе”, расписана “стенными письмены”, и там была помещена чудотворная икона: “за сие преславное чудо великий князь Мстислав Святославич и баба его благоверная княгиня Анна воздвигнуша церковь камену прекрасну во имя иже во святых отца нашего Николая архиепископа Мир Ликийских чудотворца и чудную икону в ней поставиша” .

Икона круглой формы с поясным изображением святителя Николая Мирликийского, происходящая из церкви Святителя Николая на Дворище в Новгороде (сейчас она в Новгородском музее), – один из самых удивительных памятников древнерусской иконописи, как из-за необычной формы, так и из-за происхождения. Исследования, предпринятые историками на протяжении последних десятилетий, в том числе публикации новых источников, показывают: икона, как и говорит предание, действительно могла быть привезена около 1113 г. в связи с основанием Никольского храма. В 1502 г. оригинал был взят в Москву, где впоследствии погиб в пожаре (Кремль горел в 1626 г.). Для Новгорода в XVI в. была сделана копия, которая и дошла до нашего времени .

В одном из списков новгородской Уваровской летописи читаем: “В лето 1502 великий князь Иван Васильевич всея Руси устроил двор свой в Великом Новеграде на том же месте на Торговой стороне, идеже великих князей двор быша, на Ярославле Дворище. И приходящее к церкви святого Николы, и великого чудотворца Николу чудотворную икону круглую свезе к Москве и постави у себе на царском дворе, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и в лето 1626 маия в 9 день, грех ради наших, загореся государев двор, и сгоре та икона великого чудотворца Николая, чудотворный образ круглая доска. А иже с той чудотворной иконы, явльшейся в Великом Новгороде, снимок в ту же меру, слово в слово и доныне видимо есть”. Круглая икона святителя Николая пользовалась в Новгороде особым почитанием и славой.

Интересно, что существует греческое сказание о чудесном явлении мозаичной иконы святителя Николая в монастыре Ставроникита на Афоне. Оно гласит, что в 1540 г. икона попала в рыбацкие сети в море близ монастыря, была торжественно вынесена на берег и водружена в монастырском храме. В Ставрониките имеется и соответствующее изображение чуда – на темперной иконе конца XVI в.: святитель Николай с благословляющим жестом правой руки и с Евангелием на левой; по сторонам и сзади – монастырские постройки; внизу – морской залив, рыбаки (монахи и мирянин) в лодке; сама икона в небольшом масштабе изображена трижды: в рыбацкой сети, в руках одного из рыбаков и, наконец, на берегу .

Сведений об обретении иконы на Липне в древних новгородских летописях мало; под 1113 г. сообщается только о закладке князем Мстиславом Никольской церкви. В XVII в. появляется больше подробностей. В Уваровской летописи говорится: “Того же лета образ Николы чудотворца Мирликийского приплыл из Киева в Великий Новогород, доска круглая” . Между тем в пространной редакции Новгородской III летописи, составленной в конце XVII в., дается больше подробностей: “Того же лета образ Николы Чудотворца Мирликийского приплыл из Киева в Великий Новгород, доска круглая. Икону ту устроиша в том превеликом храме, на Ярославли дворищи, в церкве; а взяли на Липне, при архиепископе Иоанне”.

Икон круглой формы на деревянной доске среди памятников византийского и древнерусского искусства не сохранилось. Тем не менее круглые иконы, тип которых восходит к глубокой древности, еще могли существовать в конце XI – начале XII вв., хотя были в то время уже большой редкостью. Известно, что imagines clipeatae, т. е. изображения, вписанные в круглое обрамление, которое имитирует форму щита (clipeus), были широко распространены в позднеантичном и раннехристианском искусстве. Их круглая форма символизировала как триумф, победу, так и принадлежность к иному, высшему миру. В медальонах, включенных в основную композицию, помещались Спаситель, благословляющая Десница Божия, ангелы, те или иные святые, т. е. те, кто незримо участвовал в изображаемых событиях. Есть основания полагать, что иконы круглой формы еще находились в обращении в IX в., или, во всяком случае, о них сохранялась живая и яркая память, и их абрис сохранял в глазах иконопочитателей свой высокий символический смысл. Иначе трудно было бы объяснить наличие множества миниатюр в византийских послеиконоборческих Псалтирях IX в. – Хлудовской (ГИМ, Хлуд. 129 д) и из монастыря Пантократор (Афон, Пант. 61), где изображались иконы, как правило, круглой формы, которые служат объектом поругания со стороны иконоборцев и защиты со стороны иконопочитателей. В комниновское время, а именно во второй половине XI-XII вв., такие иконы появляются реже .

О том, как располагалась в Никольском храме древнейшая икона, сведений не сохранилось. Согласно документам XVIII-XIX вв., она находилась в особом киоте, тогда как в иконостасе, на почетном месте, рядом со Спасом на престоле, была помещена ее копия.

Откуда же появилась в Новгороде такая необычная икона? Сказание о ней сообщает, что это была копия знаменитого образа, хранившегося в Киеве, “на полатех” Софийского собора – того самого образа, который прославился спасением утонувшего младенца. Однако никаких сведений о круглой форме киевской иконы не имеется, а в изображениях Чуда спасения киевского младенца (которые известны в русской иконописи с конца XIV в.) икона Софийского собора представлена прямоугольной. Наиболее ранний пример – московская икона “Никола в житии” из Николо-Угрешского монастыря (конец XIV в., ГТГ).

В Константинополе существовала чтимая, богато украшенная икона святителя, которой с соблюдением специальных церемоний приходил поклоняться император. Архиепископ Антоний (“Книга Паломник”) пишет: “А вне Златых врат святый Никола пробилоб; и прокована вся икона сребром и позлачна. А когда царь придет, тогда открывают сребро, и целует царь во главу, отнюдуже кровь шла, и паки покрывает сребром”. Эта чудотворная икона, вероятно, исчезла в XIII в., как многие святыни Константинополя. В XI в. существовала своеобразная иконография святителя Николая, где в центре иконы находился сам святитель, а вокруг, на полях, – святые воины и великомученики-целители, покровители императора и его войска (темперная икона с поясным изображением святого в центре – монастырь святой Екатерины на Синае) .

В почитании новгородского круглого образа святителя Николая Мирликийского просматривается особое отношение к нему, как к целителю, со стороны княжеского дома. Это уместно сравнить с рассказом о чудесном исцелении ослепленного в феодальных распрях сербского короля Стефана Дечанского, 1320-е гг. Трудно сомневаться, что такое почитание Святителя имело место и в Константинополе. Среди найденных там вотивных (обетных) икон X-XI в. из мрамора, металла, эмали расписной керамики, довольно крупных по размеру (диаметром 30-36 cм), встречаются изображения различных святых, в том числе целителей, которые могли находиться в храме, либо предназначались для домашней молитвы. Новгородский круглый образ, возможно, является копией какой-либо чудотворной константинопольской иконы. Неизвестно, что случилось с первой копией круглой иконы, которая была сделана в 1502 г. Причиной ее исчезновения мог быть пожар (например, жесточайший пожар всей Торговой стороны в 1508 г.), либо другое бедствие. Существующая ныне икона, видимо, была написана при Новгородском архиепископе Макарии (на кафедре он был в 1526-1542 гг.), который, сам будучи иконописцем и тонким знатоком иконографии, известен благоукрашением новгородских храмов, а также своим особо благоговейным почитанием святителя Николая Мирликийского .

Назовем еще раз самые древние и прославленные иконы святителя Николая, сохранившиеся до наших дней.

Это икона святителя Николая – “круглая доска” (Новгородский музей), о которой шла речь выше.

Икона конца XII в. из Новодевичьего монастыря (ГТГ). Ее происхождение точно неизвестно, но в Новгороде она была знаменита, иначе не оказалась бы в Москве. В 1191 г. князь Ярослав Владимирович строит деревянную Никольскую церковь на Городище (об этом – в Новгородской 1-й летописи), возможно, что икона из Новодевичьего монастыря была первоначально предназначена для этой церкви.

Икона середины XIII в. из Духова монастыря (ГРМ). Надпись неизвестного времени, мало правдоподобная и удаленная при реставрации, сообщала, что икона привезена в 1500 г. “из Диких полей”, т.е. из южнорусских степей.

Икона 1294 г. из Липенского монастыря (Новгородский музей). Икона связана, вероятно, с архиепископским покровительством монастырю и с заказом богатого новгородца Николы Васильевича. Значительная роль иконы в духовной жизни Новгорода подтверждается ее торжественным поновлением в 1556 г. .

Назовем в заключение центры почитания святителя в самой Москве и ее ближайших окрестностях по XV в. включительно:

1. Монастырь “Святого Николы Старого” в Китай-городе уже существовал в XIV в., был связан с митрополичьим домом и, вероятно, с Византией. В конце XV-XVI вв. в этом монастыре находился крупный центр иконописания. В середине XVI в. отдан греческому подворью. Главная монастырская икона не сохранилась.

2. Николо-Угрешский монастырь, основанный в XIV в. благоверным князем Димитрием Донским; оттуда происходит житийная икона святителя, исполненная в одной из видных московских мастерских. Это свидетельствует о значительной культурной роли Угрешского монастыря уже в XIV в.

3. В Кремле была какая-то церковь Николы Льняного, упоминающаяся под 1506 г. (по преданию, построена великим князем Иваном III).

Кроме того, в Москве существовало много посадских и монастырских церквей, посвященных святителю. Но ясно, что урочища, посвященные святителю Николаю, его особо чтимые иконы были в Москве не так многочисленны, как в Новгороде, ибо сама история Москвы была короче, а ее культурные традиции более ограничены. Государственные и церковно-политические обстоятельства возвышения Москвы способствовали привлечению в столицу святынь, связанных с именем великого угодника Божьего, и прежде всего его древних, особо почитаемых икон. Видимо, так появились в Москве икона Николы – “круглая доска” (в 1502 г.) и иконы для Новодевичьего монастыря (в 1514 или 1524-1525 гг.)

В период правления Ивана IV, в 1555 г., в Успенский собор Московского Кремля привозят икону Николы Великорецкого из Вятки, ее поновляет сам Митрополит Макарий, а затем в честь нее основывают придел Покровского собора на Рву. В это же время расписывают и заново освящают церковь Святителя Николая Гостунского. Летом 1553 г., когда у митрополита шел спор с еретиками (отрицавшими святость святителя Николая), вмешался сам святитель: от иконы Николы Гостунского произошло исцеление, наглядно показавшее лживость еретиков (Никоновская летопись).

В XVI в. в Москве была проведена огромная работа по подготовке различных текстов Жития святителя Николая для декабрьского тома Четьих Миней Митрополита Макария, создание иллюстрированного Жития святителя Николая (т. н. Егорьевский сборник) . К этому времени относится появление житийных икон святителя с большим количеством разнообразных клейм.

Ни в одной из стран православного мира образ святителя Николая не получил такой популярности, как на Руси. Причины этого – как в особой многогранности его служения (он – святитель, пастырь, опора Церкви, борец с ересью; он – покровитель властителей, князей, он – защитник бедных, заступник всех, попавших в несчастье), так и в особом созвучии его подвига (не ждал, когда его позовут, – сам спешил на помощь) характеру русского народа.

Протоиерей Николай Погребняк

Источники и литература:

    Азбелев С.Н. Новгородские местные летописцы. ТОДРЛ, т. 15. М., 1958.

    Андрей Критский, cв. Похвальное слово святителю и чудотворцу Николаю. Христианское чтение. СПб., 1834, ч. 4, кн.10-12.

    Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI – нач. XVIII вв. М., 1963.

    Гваньини А. Описание Московии. Пер. с лат., вводная статья и комментарии Г.Г.Козловой. М., 1997.

    Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983.

    Леонид (Кавелин), архим. Житие и чудеса Св. Николая и похвала ему. Исследование двух памятников древнерусской письменности XI века. СПб., 1881 (Памятники древней письменности,вып. 34).

    Леонид (Кавелин), архим. Посмертные чудеса святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца. Памятник древней русской письменности XI века. Труд Ефрема, епископа Переяславского. СПб, 1888 (Памятники древней письменности, вып. 72).

    Малышева Т.Н. Почитание святого Николы в древнерусских паломнических хождениях//Почитание святых на Руси. Ч. 2. Можайск, 1996.

    Рогачевская Е.Б. Запад и Восток в памятниках книжности о Николае Мирликийском//Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 8. М., 1995.

    Рогачевская Е.Б. Цикл памятников о Николе Мирликийском//Древнерусская литература. Восприятие Запада в XI-XIV вв. М., 1996.

    Смирнова Э.С. Икона Николы 1294 года мастера Алексы Петрова//Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975.

    Смирнова Э.С. Круглая икона св. Николая Мирликийского из новгородского Николо-Дворищенского собора. Происхождение древнего образа и его место в контексте русской культуры XVI в.//Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья: XVI век. СПб., 2003.

    Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., 1976.

    Турилов А.А. Сказания о чудотворных иконах в контексте их почитания на Руси//Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. Тезисы докладов и материалы международного симпозиума/ Ред.-сост. А.М.Лидов. М., 2000.

    Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского.) М., 1982.

    Чудеса Николы Мирликийского. Подготовка текста и комментарии И.И.Макеевой//Библиотека литературы Древней Руси. Т. 2. СПб., 1999.

    Шалина И.А. Икона “Святой Никола” из Свято-Духова монастыря. Литургический смысл и экклесиологизация образа//Древнерусское искусство. Русь, Византия, Балканы: XIII век. СПб., 1997.

    Шляпкин И. Русское поучение XI века о перенесении мощей Николая Чудотворца и его отношение к западным источникам. СПб., 1881.

    Яковлев В.В. Сказание об иконе Николая Чудотворца “Круглая доска” и поздняя летописная традиция//Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. СПб, 1997.

Краткое описание типов икон святителя Николая

Н иколай Чудотворец узнаётся сразу (…) Из жития святителя известно, что те, кому он являлся во сне или наяву, либо узнавали его, либо опознавали по иконе (…) Но существует достаточно много изводов того, как он изображается.

С реди всех святых христианского мира святитель Николай имеет самую развитую иконографию: большое число разнообразных типов изображений святого было создано на протяжении десяти столетий как в Византии, так и в России. Древнейшим и наиболее распространенным типом икон святого являются его поясные образы, которые складываются в византийском и русском искусстве в ХI-ХIII вв. Традиционно поясное изображение святителя, который правой, чуть приподнятой рукой благословляет, а в левой держит закрытое Евангелие.

Ч асто встречаются иконы, на которых вверху, в облачных небесных сферах, располагаются поясные фигуры Христа и Богоматери. Они напоминают о чуде на Никейском Соборе 325 г. На нём разбирался вопрос об учении Ария… (утверждавшего, что Иисус Христос не единосущен Богу Отцу, но сотворен Им – Ред.). Это учение было определено как еретическое, ложное. Во время споров святитель Николай ударил Ария по щеке. Собравшиеся на Собор отцы решили, что такое проявление ревности недопустимо и общим решением лишили святительского сана Николая и заключили его в темницу. Однако, многим из них было видение во сне, в котором Сам Господь вручил ему Евангелие, а Пресвятая Богородица одела на него омофор. После этого святителю вернули сан архипастыря. Такие изображения известны в русской иконописи с конца XIII в. Описание этого события в житии святого в русской письменности входит в так называемую некнижную редакцию «Жития Николы», получившую распространение в ХV-XVI вв.

Т радиционными являются изображения святителя Николая с закрытым Евангелием в руках, к менее распространенным относятся иконы святителя с раскрытым Евангелием. Такие образы в русской иконописи известны с XIII века. Евангелие, которое св. Николай держит в руках, раскрыто на страницах, откуда взято начало текста службы святому угоднику. Интерес к этой иконографии и особое ее распространение приходятся на позднейшее время XVIII-XIX веков.

Д ругим древнейшим типом являются ростовые изображения святителя. В русской иконописи получает распространение особое изображение святого Николая с разведенными в стороны руками, напоминающее тип «молящийся (оранта)». В греческих памятниках при ростовых изображениях епископов использовался другой тип, с прижатыми к торсу руками. Приведенный первый тип известен и в Византии, но встречается крайне редко. В русском искусстве он появляется в XIII в., а распространяется в XIV в., в том числе в житийных иконах. Полагают, что этот иконографический тип восходит к древней (не сохранившейся) иконе св. Николая, привезенной из Корсуни в 1225 г. в город Зарайск. Поэтому он получил название Зарайского.

И конографический тип Николы Зарайского становится наиболее излюбленным в житийных иконах святителя. Они изображают деяния святителя при жизни и после смерти. Житийные образы святого Николая известны на Руси с ХIII-ХIV вв. В это время складываются основные группы сюжетов: рождение и обучение грамоте, поставление в священники, помощь в бедах. Традиционно завершает повесть о жизни и деяниях святителя рассказ о перенесении мощей св. Николая итальянскими купцами из разоренных турками Мир Ликийских в южно-итальянский город Бари в 1087 г. Этому событию на Руси придавали особое значение: «Перенесение мощей» становится одним из центральных праздников. С XIV в. этот сюжет входит в число обязательных в житийных иконах св. Николая в Средней Руси; позже, к XV в. он утверждается в новгородских и псковских памятниках.

В ариантом иконографического типа Зарайского становится Никола Можайский; он известен как самостоятельный образ, но в ряде случаев он становится центром композиции в житийных иконах святого. В среднике представлен св. Николай в рост с мечом и храмом в руках, вверху по сторонам от его фигуры изображены Иисус Христос с Евангелием и Богоматерь с омофором в руках. Прототипом этого образа считается статуя свт. Николая, установленная на городских воротах или в городском соборе Можайска. Чудо от этого образа, послужившее спасению города от вражеской рати, положило начало его прославлению и распространению этого изображения.

И звестны и оплечные образы свт. Николая Чудотворца. Все сохранившиеся иконы данной иконографии относятся ко второй половине XVI в. Интересно, что за пределами XVI в. подобные образы не имели большого распространения, зато в XIX в., особенно в старообрядческой среде, их популярность возрастает.
П амять свт. Николая совершается дважды в год: 6 (19) декабря и 9 (22) мая, т.е. зимой и летом. В связи с этим в обиходе праздники называют ещё: «Никола зимний» и «Никола летний», относя к ним изображения святого в митре и без неё.


Новое на сайте

>

Самое популярное