Домой Терапевтология Какие горы разделяют Европу и Азию? Что разделяет Европу и Азию? Граница между европой и азией.

Какие горы разделяют Европу и Азию? Что разделяет Европу и Азию? Граница между европой и азией.

Так где проходит граница между Европой и Азией? Почему этот вопрос является предметом споров?

Границы между Европой и Азией на карте

Точно определить, где проходит граница между Европой и Азией, не могут даже ученые – дискуссии не прекращаются уже много веков, территории уточняются, информация корректируется… Впрочем, сегодня существует общепринятое мнение, согласно которому:

  • границы Азии установлены на стыке плит литосферы, найти их просто – они обозначены горами и горными хребтами;
  • если с определением границы по Уральскому хребту не составляет труда, то на юге сложнее – барьером является река Эмбра и Кумо-Манычская низменность в Ростовской области;
  • протяженность границы составляет свыше 5,5 тыс. км, большая часть – горы;
  • отделяет части света и Керченский пролив между Европой и Азией, соединяющий Азовское и Черное море;
  • Урал условно считается европейским, Кавказский хребет относится к Азии, хотя нередко географы делят части света и по вершинам гор.

Зарубежная Азия отделена от европейской части мира в Черном море. Турция относится к азиатскому континенту, и Болгария – к Европе.

Почему трудно определить границы Азии и Европы?

Проблема выделения границ носит не географический характер – на картах несложно определить, где находится Азия, а где – Европа. Все дело в менталитете людей и устоявшихся убеждениях. Так, любопытными фактами при определении, где проходит граница Европы и Азии, являются:

  • точные данные о границе в большинстве источников отсутствуют – даже энциклопедии предпочитают скрывать эту информацию;
  • считается, что Азия – это часть света, где уровень жизни отстает от европейского, поэтому многие люди просто не готовы признать, что проживают здесь;
  • руководители бывших республик СССР также не относят территории своих стран к азиатской части;
  • Турция, являющаяся членом НАТО и планирующая вступить в ЕАЭС, условно относит себя к Европе, аналогичный подход можно увидеть и на картах, выпущенных в США.

Впрочем, территориальное выделение границы Азии и отнесение сюда Кубани и Северного Кавказа – вопрос, касающийся исключительно географии. Если же жители этих регионов, турки и грузины хотят считать себя европейцами, их менталитет не схож с азиатским – установить границу можно по взаимному согласию, как это сделано сегодня.

Где отдохнуть – в Европе или Азии?

Выбор направлений обширен – для туриста открыт целый мир. Можно отправиться в удивительную Азию, где достаточно экзотики, можно – посетить гостеприимную Европу, где трепетно относятся к , а уровень сервиса на порядок выше. Куда же стоит поехать?

  • Зарубежная Азия – выбор тех, кто хочет насладиться красотами природы, чистыми пляжами, видами на горы, увидеть экзотических животных, в Европе такого разнообразия нет;
  • Туристы, которым нравится осматривать старинные достопримечательности, бродить по узким улочкам с многовековой историей, любоваться удивительными архитектурными памятниками, по душе Европа, хотя и на Востоке можно увидеть много необычных объектов;
  • При ограниченном бюджете предпочтительней отправиться в Азию – цены тут на порядок ниже, еда дешевле, как и услуги, потому что местное население вынуждено зарабатывать хотя бы таким способом. Недешево обойдется только перелет;
  • Ценителям безопасности и ненавязчивого обслуживания, тем, кто хочет спокойно гулять по улицам, не привлекая внимания назойливых торговцев, рекомендована Европа;
  • Путешественникам, отправляющимся отдыхать на пляжах, загорать и купаться в море, больше понравится в Азии, здесь же предлагают и наиболее разнообразные SPA-услуги;
  • Кулинарных гурманов впечатлят оба направления, если в Европе подают привычные блюда, то покорит обилием новых вкусом, а местные фрукты – отдельный повод, чтобы поехать сюда;
  • За развлечениями можно ехать и на Восток, и на Запад, хотя отдых с отрывом, зажигательными танцами и фестивалями предлагают именно в Азии.

Однозначно сказать, где отдых пройдет лучше – в Европе или Азии, невозможно. Все зависит от целей поездки, от собственных ожиданий от отдыха, от бюджета и сезона. Так, чтобы насладиться теплыми деньками среди холодной зимы, отправляйтесь или Вьетнам, если же ненастная погода – не проблема, осмотр парижских достопримечательностей на Рождество станет настоящим подарком.

Россия – Европа или Азия?

Россиян, задумывающихся, также волнует, куда входит наша страна? Казалось бы, все просто: западная часть России до Урала – это Европа, Сибирь и Восток – Азия. Но такое деление условно, ведь менталитет всех жителей России, их культурное наследие и мировоззрение идентичны европейским взглядам. Впрочем, и с Азией тоже есть сходства. Например:

  • религиозная концепция, направленная на спасение души человека, свыше 50% населения в России и Азии – верующие, в Европе – только 25%;
  • Россия – страна многонациональная, в Азии также живут люди разных народностей, хотя междоусобные войны – явление нередкое;
  • большие территории с нетронутой природой, что объясняется площадью континента;
  • схожесть быта – так, и в Азии, и в России популярностью пользуются ковры на стенах, которые в Европе никогда не имели спроса, сегодня и у россиян эта тенденция уходит в прошлое;
  • невысокий уровень использования производственных мощностей – азиатские и российские товары не отличаются высоким качеством, по крайней мере, такое убеждение прививалось населению годами.

Схожи дороги в России и Азии, не отличающиеся высоким качеством. Но, несмотря на сходства, Россия все же является европейской страной, хотя отрицать ее самобытность и уникальный путь развития трудно.

Найти границу двух цивилизаций непросто, она проходит через Уральские горы на севере, а Керченский пролив между Европой и Азией разделяет континент на юге. Впрочем, чтобы увидеть экзотическую природу, достопримечательности, попробовать национальные блюда и посетить новые страны вовсе необязательно искать границы на карте – можно смело отправляться в путешествие, ведь восток и запад материка уникальны.

Более чем на три тысячи километров протянулись Уральские горы с севера на юг. И на всем их громадном протяжении на водоразделе рек Волги и Печоры на западе и Оби на Востоке установлены пограничные знаки между двумя частями света. Каждый из них неповторим, и каждый имеет свою историю.
Пограничные столбы сооружались по очень разным датам, историческим вехам государства российского. Установка знаков началась в 19 веке и продолжается до сих пор.
Точное количество знаков назвать трудно, ибо столбы никто не нумеровал, а сообщения о них чаще ограничиваются местной прессой.
По моим данным, в России установленно 50 знаков, от пролива " Югорский Шар", до города Нефтекумск.

Есть у меня желание посетить все 50 столбов, в настоящее время побывал на 49.

1. г. Нефтекумск, Ставропольский край.
Установленный в 1985 году на въезде в Нефтекумск монумент напоминает, что город стоит в том самом месте, где Европа встречается с Азией. Впрочем, такая географическая подробность бросается в глаза и без всякого напоминания. Вполне цивилизованный город с проспектами, фонтанами и монументами посреди бескрайней степи с могильными курганами. Перекресток частей света, эпох, культур...
Архитектурно-скульптурный ансамбль «Европа-Азия» изображен на гербе города.

2. Оренбург. Автомобильный мост

Стела на южном берегу Урала у автомобильного моста через Урал.

3. Оренбург. Пешеходный мост

Колонна с надписями «Европа» и «Азия» на пешеходном мосту через Урал.

4 . Орск

На мосту через р. Урал на столбах по обе стороны моста вывески, с одной стороны которых написано «Европа», с другой - «Азия».

5 - Магнитогорск

Обелиск установлен в 1979 г. на правом берегу р. Урал при въезде на Центральный мост в честь 50-летия города по проекту архитектора В.Н.Богуна. Обелиск представляет собой два массивных куба с символическим изображением Земли, разделенной на две части с буквами «Е» и «А».


6 - Верхнеуральск.

В 2006 году на реке Урал, на том самом месте, где располагалась Верхнеяицкая крепость, был установлен географический знак, отмечающий границу Европа-Азия.

7 - Дорога на Учалы. (Башкирия)
Стелы установлены в 90г. с обеих сторон нового моста через р. Урал на дороге Учалы-Белорецк между пос. Уральск и д. Новобайрамгулово.

8 - Старый мост на Учалы.
В Учалинском районе Башкирии, на автодороге Учалы- Белорецк, у деревни Новобайрамгулово установлены два обелиска «Европа и «Азия» по обе стороны старого автомобильного моста через реку Урал в 1968 году по эскизу художника Д.М.Адигамова и архитектора У.Ф. Зайникеева. Обелиски представляли из себя плоские стелы, увенчанные изображениями серпа и молота, а в нижней части обелисков находилось изображение земного шара.

9 - исток реки Урал

10 - Златоуст трасса М5
Относительно новый обелиск, построенный в 1987 году, расположен непосредственно на трассе М5, в месте, где она пересекает хребет Урал-Тау между Златоустом и Миассом. Рядом со знаком расположился небольшой рынок.

11 - Уржумка.
Знак установлен близ железнодорожной станции Уржумка. Представляет собой обелиск, состоящий из четырех частей квадратного сечения. Нижняя часть основание, на котором установлен прямоугольный столб, верхнюю часть его опоясывает выступающий на полметра пояс, где установлены металлические плиты с рельефными надписями: «Европа» со стороны Златоуста, «Азия» со стороны Челябинска. Верхняя часть обелиска представляет собой пирамидальный шпиль. Обелиск сделан из местного уральского гранита по проекту Н. Г. Гарина-Михайловского в память о завершении строительства этого участка Транссиба в 1892 году.

12 - Обелиск в районе г.Кыштым (Слюдорудник)
К югу от Кыштыма протягивается хребет Собачьи горы, на перевале по дороге Слюдорудник - Б.Егусты, установлена 5-метровая гранитная пирамида, символизирующая границу Европы и Азии.

13 - Косой Брод
По дороге из п. Косой брод в п. Асбест. Установлен 16 июня 2007г. ребятами из клуба "Вояджер".

14 - с. Мраморное.
Обелиск представляет собой мраморный квадрат, на одной грани у которого написано «Европа», на другой «Азия».

15 - станция Мраморская.
В 2004 году у станции Мраморская был установлен обелиск высотой около 3-х метров столб с черно-белыми полосами и прикрепленными в верхней части табличками с указателями частей света. Между указателями написано «Урал», и прикреплена фигурка Хозяйки Медной горы.

16 - Обелиск у деревни Курганово

Это самый восточный обелиск Европа Азия на Среднем Урале. Обелиск расположен на Полевском шоссе в 2-х км от д. Курганово. Знак был установлен в июне 1986 года в год 250-летия со дня научного обоснования В. Н. Татищевым границы между Европой и Азией. Место для обелиска было выбрано совместно с членами Екатеринбургского отделения Российского Географического общества.

17 - Обелиск на горе Каменной
Обелиск «Филин» или «Сова», был установлен учащимися школы №21 г.Ревды на горе Каменной, на перевале Ревдинско - Уфалейского хребта.
Сам столб это засохшее дерево, выросшее на каменистом склоне.

18 - старая дорога Ревда - Дегтярск
Обелиск Европа-Азия расположен на перевале дороги из Ревды в Дегтярск , . Обелиск установлен в 1984 году, к 250-летию г.Ревды. Представляет собой семиметровую конструкцию. Изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту художника Л. Г. Меншатова и архитектора 3. А. Пуляевской.
Стоит немного, метров 100, в стороне от дороги, в лесу.

19 - 17 км. 2004 году в двух километрах западнее горы Хрустальная, на 17 км Новомосковского тракта был воздвигнут новый грандиозный обелиск «Европа-Азия» широкий и высокий мраморный постамент со смотровой площадкой и металлическая стела.
Установлен он немного не на месте, должен стоять 3 км западнее.

20 - старый знак демонтированный с г. Березовой установлен возле родника им. Данилова, что на въезде в город Первоуральск в 2008 году.

21 - Обелиск у г. Первоуральск г.Березовая.
Первый на Урале столб «Европа-Азия» был установлен весной 1837 года на бывшем Сибирском тракте возле города Первоуральск, на горе Берёзовой. Знак установили горные власти после причисления горы Берёзовой к единой уральской водораздельной линии. Он представлял собой острую четырёхгранную деревянную пирамиду с надписями: Европа и Азия.
В 1873 году деревянный столб заменили на обелиск из мрамора, установленный на каменный постамент. На вершине пирамиды был укреплен золоченый двуглавый орел.
После Октябрьской революции обелиск, как символ царской власти, был разрушен. В 1926 г. на его месте возведен новый, но уже без орла, и не мраморный, а облицованный гранитом.
В 2008 году на месте старого памятника открыт новый обелиск.

22 - Ст. Вершина.
Бетонный обелиск установлен около железной дороги из Екатеринбурга в Пермь вблизи станции Вершина. Он был установлен во время подготовки ко VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в 1957 г., чтобы проезжавшая из Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока молодёжь могла узнать, где кончается Азия и начинается Европа.

23 - знак Голуби на г. Котел
Установлен в 2011 году туристами Екатеринбурга и Новоуральска на горе Котел. Изготовлен по проекту П. Ушакова и А. Лебедкиной. Нижняя часть стальная труба, сверху стрелка с надписью Европа - Азия, на ней два целующих голубя. Символизирует дружбу и любовь между людьми и континентами.

24 - Столб у деревни Починок
Установлен в 1958 году Обелиск находится между дер. Починок и дер. Тарасково, на перевале (449 м.) через Бунарский хребет. Первоначально обелиск представлял сваренную из толстых металических листов четырёхгранную пирамиду высотой около 3-х метров. В верхней части столба были рельефные изображения герба СССР и надписи: Европа и Азия. В настоящее время на месте обелиска обычный бетонный столб с надписями: "Европа - Россия" и "Азия - Россия".

25 - Обелиск Европа-Азия у станции Мурзинка, на г.Медвежка.
На этой горе в ноябре 2006 года энтузиасты из расположенного неподалеку санатория «Зеленый мыс» установили знак «Европа — Азия». Он располагается с южной стороны небольших скал на вершине.
Знак представляет собой металлическую треугольную пирамиду. Наверху пирамиды находятся металлический шпиль, знак солнца и указатели Европа и Азия.

26 - Памятная доска на Билимбаевской дороге , на этом месте в честь строителей г. Новоуральска будет установлен знак Европа-Азия.

27 - Обелиск в районе г. Новоуральск Солнечные часы.
Установлен туристами клуба «Кедр» на горе Перевальной по старой дороге из Верх Нейвинска в дер. Пальники, в истоках рек Тагил, Шишим и речки Бунарки, текущей в город в 1985 г. Автор проекта Борис Шитиков. Он же спроектировал и «изюминку» столба - солнечные часы. Активно принимали участие в его изготовлении туристы М. Чернякин, В. Евстахов, В. Михайлов и А. Болтушин. Устанавливать столб и выставлять его по солнечному меридиану (для того, чтобы часы показывали точное время) помогали ребята из подросткового туристского клуба «Нейва».

28 - знак Карпушиха установлен на обочине дороги, ведущей из Карпушихи к подножию Старика-камня и в Бол. Галашки. Простенький Знак на деревянной табличке, вырезаны слова Европа -Азия.

29 - Гора Билимбай (Веселые горы)
Деревянный знак Европа-Азия с надписью "Веселые горы" у горы Билимбай, на обочине дороги Черноисточинск - Б. Галашки. Установлен в 2012 г.

30 - Уралец

Столб установлен на перевале через хребет Веселые Горы (Н. Тагил - Черноисточинск - Висим) дорога вблизи поселка Уралец в 1961 г в честь полета в космос Юрия Гагарина и посвящён первым успехам советской космонавтики. Квадратную колонну 6 м высотой, венчает макет земного шара, вокруг которого по стальным орбитам вращаются спутники и корабль "Восток". Автор проекта - В. П. Красавченко. Стороили рабочие механического завода поселка Уралец.

31 - село Елизаветинское

На старом Демидовском тракте (прямая просека от Н. Тагила до Висимо-Уткинска) на запад от с. Елизаветинское у горы Красный столб. Он представляет собой деревянный столб с указателями частей света. Поставлен в 1957 году супругами М.Е. и В.Ф. Ляпуновыми (по другим данным лесником Черноисточинского охотохозяйства в 1977 году).

32 - Синегорский
Стела находится на перевале Большой Урал по Серебрянскому тракту (Н.-Тагил - Серебрянка) недалеко от п. Синегорский. Установлена в 1967г. в честь 50-летия Великого Октября рабочими леспромхоза Синегорский (автор проекта А.А. Шмидт). Основу сооружения составляет стела из листовой стали. Высота ее 9 метров. На верхней грани стелы металлические серп и молот. (Один из немногих знаков, где сохранились атрибуты Советской власти.)

33 - Баранча
У дороги из пос. Баранчинский на запад 17км. Знак отлит из чугуна украшен орнаментом. На знаке надпись «Отлит на АО Баранчинском электромеханическом заводе по проекту А. Никитина в 1996 г.» . Он чугунный и по форме напоминает башенку-часовенку, собран из литых деталей.

34 - Кедровка
Пограничный знак на автодороге Кушва - Серебрянка (в 4 км от пос. Кедровка) установлен в 1868 году по заказу и на средства золотопромышленников Северного Урала, во озноменование посещение Великиго Княза Владимира Александровича.
Нижняя часть-квадратное основание, над ним возвышается центральная часть-тоже квадратная камера, увенчанная красивым рельефным куполом. По углам установлены круглые колонны, также увенчанные маленькими куполами, Раньше купола были позолочены. на шпиле центрального помешался литой царский герб. Создатели обелиска архитектор В. Архипов и литейщик К. Романов. В период гражданской войны знак был разрушен, часть деталей утеряна. Туристы-энтузиасты Нижне-Салдинского завода в наши дни восстановили его.

35 - перегон 276 км (Хребет Уральский)

Одинаковые металлические фермы в виде трехгранных пирамид установлены по обе стороны железнодорожного полотна в 1878 году при строительстве Горнозаводской железной дороги. Обелиски находятся на 276-м километре дороги, между станцией Европейская и о.п. Хребет Уральский (6 км от Европейской, 8 км от Хребта Уральского).
Угловые стойки сделаны из рельс-тех самых, что укладывали при строительстве первой на Урале Горнозаводской дороги в 1878 году. Верхнюю часть конструкции завершают металлические камеры, напоминающие миниатюрные теремки. Камеры разделены пополам железной перегородкой. Когда в наш быт еще не вошло электричество, в каждую половинку камеры устанавливали керосиновые фонари.


36 - Ст. Хребет Уральский.

Знак установлен на перроне станции Хребет Уральский в 2003 г. в честь 125-летия Свердловской железной дороги.

37 - Горнозаводской (Промысла)

Обелиск расположен в 9 км от поселка Промысла. Обелиск был установлен здесь еще до революции в виде легкой, изящной металлической пирамидки. В 2003 году на перевале появился новый обелиск высотой 16 метров.



38 - Колпаки. Медведка-Косья.

У дороги от пос. Промысла (Пермская обл.) на север, на развилке Медведка-Косья. Знак разрушен. Остался только постамент.

Раньше он был такой.

39 - Павда - Растесс - Кытлым

Знак стоит на развилке трех лесных дорог Павда-Растесс- Кытлым.


40 - Кытлым
Знак в 8 км от пос. Кытлым на дороге, ведущей в Верхнюю Косьву и Усть-Тылай у подножья г. Косьвинский камень. Установлен в 1981 году работниками Южно-Заозерского прииска. Нижняя часть обелиска стальная труба диаметром 30 см. Верхняя часть плоская металлическая фигура, напоминающая стрелку-указатель.

41 - Обелиск у подножья Казанского Камня
Обелиск, пограничный столб с указателями Европа и Азия, расположен на склоне Казанского Камня у речки Сухой Вагран, у дороги ведущей через Уральский хребет в Пермскую область.
(Несколько лет назад рядом со старым знаком появились две мраморные стелы с надписями Европа и Азия, но к сожалению они лежат на земле расколотые!)



В 2012 году знак обновили.

42 - Поповский Увал
На перевале через Поповский увал (высота с отметкой 774 м) на дороге из Ивделя на Сибиревский прииск.
Вырезали и установили знак по моим данным, начальник и рабочий Сибиревского прииска, с одной стороны вырезано Европейское лицо, с другой стороны Восточное.

43 - Саклаимсори Чахль Граница Свердловской, Пермской обл. и республики Коми

Гора Саклаимсори-Чахль. Здесь в одной точке сходятся восемь границ: Европы, Азии, Пермской и Свердловской областей, Республики Коми, бассейнов трех великих рек России - Оби (Пурма), Печоры (Малая Хозья) и Волги (Вишера). Памятный столб «Европа—Азия» был установлен 25 июля 1997 в честь 200-летнего (?) юбилея Пермской области. На столбе надпись: "Губернатор Игумнов на память потомкам!" :-)

44 - ГУХ, высотка 708.9 напротив горы Койп , самодельный знак, две деревянные таблички европа - азия, на пирамидке из камней.

В 2012 году знак был уничтожен неизвестными. В 2013 был поставлен новый.

45 - Устье Печоры . Круглый, чугунный знак, в форме земного шара, на металлической треноге. На одной стороне надпись Европа, на другой Азия.

46 - Сияние севера.
Знак установлен газовиками, по дороге п. Приполярный - Вуктыл, вдоль газопровода Сияние севера.

47 - знак на горе Неройка
На Приполярном Урале близ поселка Саранпауль расположена гора Неройка ( 1646 метров ). На перевале "Щекурьинский проход" стоит знак «Европа-Азия», установленный рабочими местного рудника в 2003 году. Представляет собой небольшую металлическую окрашенную табличку,

48 - станция Полярный Урал.

49 - крайняя восточная точка Европы

50 - Амдерма (Югорский Шар)

получившая грант Русского географического общества, исследовала границу между двумя континентами и дала ее точное научное описание от Карского до Каспийского морей. Возможно, благодаря этому будет поставлена точка в почти трехсотлетнем «пограничном» споре .

Пограничные сложности

Граница между Европой и Азией проходит по Уралу. Это известно каждому со школьной скамьи написано во всех учебниках, а на важных железнодорожных магистралях, пересекающих Уральский хребет, стоят обелиски, на одной стороне которых указано «Европа», а на другой - «Азия». Но, при детальном рассмотрении, оказывается, что все не так просто.

Даже если оставить в стороне историю вопроса, насчитывающую не одну сотню лет, и просто посмотреть современные географические издания, окажется что в описании границы есть изрядные расхождения. Больше всего разночтений касается места ее прохождения в районе Кавказа. Из-за этого возникает немало споров. Какова точная площадь Европы и Азии ? Как правильно произвести статистические подсчеты? От каких точек отталкиваться в промышленном освоении приграничных регионов? Какую гору считать высочайшей европейской вершиной – Монблан или Эльбрус? В некоторых энциклопедиях так и написано: «… в зависимости от границ континентов список высочайших вершин может слегка меняться», а на многочисленных туристических сайтах постоянно разворачиваются вот такие дискуссии: «…Проблемы у Вас с географией!!! Граница проходит по Кума-Манычской впадине, поэтому Кавказ полностью относится к Азии! Поэтому Эльбрус никак не может быть высочайшей вершиной Европы! Это высочайшая вершина России!»

Справка

Впервые в отечественной истории Урал, как сплошной горный пояс, простирающийся от Северного ледовитого океана до Прикаспия, описал В.Н. Татищев. Он же предложил считать Урал границей между частями света. До него границу проводили по Танаису-Дону (Геродот), Волге и Каме (арабские источники) и даже Оби (Делиль).

В отношении южной части границы существуют две основные точки зрения. Часть ученых считают ею широтный отрезок реки Урал в районе города Орска, но большинство географов называют оконечностью Урала южную окраину Мугоджар.

Нет единого мнения и по западной границе Урала, а споры о самой северной точке гор длятся более 260 лет. Одна группа исследователей считает северной оконечностью это части горной страны район Константинова Камня на Заполярном Урале. Другие относят к Уралу даже побережье Карского моря в районе пролива Югорского Шара. В последнем случае самой северной точкой Урала называют мыс Тонкий.

Уточненная граница Европы и Азии

Исходя из того, что границу между Европой и Азией следует уточнить не только на материке, но и в зонах шельфа, окраинных и внутренних морей, исследователи предлагают все Карское море отнести к Азии, а границу между Европой и Азией провести по восточным берегам Новой земли и острова Вайгач. Наиболее проблемным является о северной точке границы между Европой и Азией на побережье Карского моря. На основе сопоставления возможных вариантов замыкания межконтинентальной границы экспедиция пришла к выводу, что основными ориентирами в пределах Югорской области Урала нужно считать Карскую губу, каньон нижнего течения реки Кары с переходом в долину Нярмаяхи и гору Константинов Камень как орографическое выражение северного окончания Уральских гор.

С южной границей все сложнее. Южный Урал отличается от всех других горных областей более сложным геологическим строением, дугообразной формой тектонических структур и целым веером хребтов, разобщенной сетью продольных речных доли, имеющих южное и юго-западное направление. В таких условиях сложно выбрать, какой из хребтов является основным. В свое В.Н. Татищев избрал в качестве границы реку Урал с самого его истока. Экспедиция не согласилась с этими выводами, так как в верховьях река еще не представляет собой заметного рубежа. Кроме того, долина верхнего течения Урала существенно смещена к востоку, по отношению к структурно-тектонической оси Урала, между тем как ряд его хребтов все еще продолжает играть роль главного водораздела горной системы.

В связи с этим, предлагается провести границу между Европой и Азией ориентируясь на меридиональные орографические структуры имеющие выход на южную оконечность всей горной системы – Мугоджарам и кряжу Шошкаколь.Основными ориентирами для этой части границы являются пересечение долины реки Уфы у ее слияния с Кизилом, далее по водоразделу (хребет Кальян) с выходом на гору Сава (748м), хребет Юрма (1002 м), хребет Таганай (гора Круглица, 1177м), северные оконечности хребта Малый Таганай с выходом на осевую часть хребта Уралтау до хребта Нажимтау, служащего водоразделом Урала и Волги.

Здесь кончается Европа

Конечной точкой границы Восточно-Европейской равнины и всей Европы на юге, является низменная морская равнина, располагающаяся у Северного подножья хребта Северный Актау между заливом Кочак и западным уступом Устюрта.

Путешествие от столба к столбу (Билимбай — родина ракетного самолета, святые источники в Тарасково, Дедова гора и озеро Таватуй).

Несмотря на то, что внешних государственных границ через Екатеринбург не проходит, мы все по нескольку раз в день имеем возможность сновать из одной части света в другую. Вероятно, это «хронически пограничное» состояние особым образом влияет на уральский менталитет. Граница Европы-Азии – это наш Гринвич (который точка отсчета), это наш экватор (отсекающий неудачную половину) и вечный источник движения. Ведь постоянно хочется узнать: а что там, с другой стороны? Лучшая жизнь – или новое приключение?

Географический энциклопедический словарь приводит несколько вариантов проведения границы: по восточным подножиям или по гребням Урала. Однако эти понятия не являются достаточно строгими. Наиболее корректным с научной точки зрения является подход, сформулированный Татищевым. Он предложил провести границу двух частей света по водоразделу Уральских гор. При этом водораздельная линия имеет сложный характер и может смещаться.

Сейчас на Урале установлено более 20 обелисков Европа-Азия . Первый (№1) – новодел (2004 г.) на 17 км Московского тракта, который все знают, мы проехали без остановки. О правильности установки этого знака много споров. Ему приходится принимать максимальное количество официальных делегаций – безусловно, для мероприятий место удобное. Из интересного — в постамент заложены камни с крайних точек Европы (мыс Рока) и Азии (мыс Дежнёва).

На подъезде к Первоуральску с московского тракта (справа, не доезжая метров 300 до стелы с названием города) – следующий знак (№2).


Первоначально этот монумент располагался у горы Берёзовой на старом московском (Сибирском) тракте, примерно в 300 м на северо-восток от нынешнего места, но был перенесен. Рядом со знаком — родничок и табличка «начало маршрута».


Очень похоже, что эта тропинка ведет через лес к следующему знаку (№3) – самому величественному, установленному у горы Березовой в 2008 г. вместо этой четырехгранной пирамиды. Он примечателен тем, что считается первой (самой ранней) «пограничной» меткой разделения Европы с Азией, установленной на Урале. Мы едем к нему на машине: доезжаем до Первоуральска и по старому московскому тракту примерно 1 км возвращаемся назад.

Вероятнее всего это произошло в 1837 г., как указано на чугунной плите у подножия монумента. Здесь, на высшей точке Сибирского тракта, останавливались сосланные в Сибирь, прощались с Россией и брали с собой горсть родной земли.


Сначала был установлен деревянный памятник в виде острой четырехгранной пирамиды с надписями «Европа» и «Азия». Затем (в 1846 г.) он был заменён на мраморную пирамиду с царским гербом. После революции его разрушили, а в 1926 году воздвигли новый из гранита — тот, который сейчас перенесен на новый московский тракт, на въезде к Первоуральску. В 2008 г. на этом месте построили новую стелу.

В двух км от этого столба, на северном склоне горы Берёзовой, на железнодорожной станции (остановочном пункте) «Вершина» стоит еще один (№4), самый аутентичный обелиск. Автомобильной дороги к нему почти нет – но в летнее время пешком можно прогуляться. Стоя у этого (и только этого) монумента, можно наблюдать, как по стальной магистрали тяжеловесные поезда с грузом из Сибири преодолевают уральский хребет.



Он возник вместе с чугуноплавильным заводом, построенным графом Георгием Строгановым. В своё время это был единственный завод на Среднем Урале, принадлежавший клану Строгановых.

До прихода русских на этом месте было башкирское поселение Белембай («белем» — знание, «бай» — богатый, т.е. «богатый знаниями»). Постепенно название трансформировалось в Билимбай. Строгановы начали строительство в 1730 году. А 17 июля 1734 года завод выдал первый чугун.

В километре от своего устья река Билимбаевка была запружена плотиной. Чугун и железные доски, изготовленные под молотом, весной сплавлялись по рекам Чусовой и Каме в вотчины Строгановых. В устье Билимбаевки была устроена пристань. По объёму выплавляемого чугуна и рациональному ведению хозяйства завод с первых лет существования работал ровно и стал одним из самых организованных и высокоразвитых на Урале.

Билимбаевский пруд — одно из главных украшений поселка. Во время сплава барок по Чусовой Билимбаевский пруд участвовал в регулировании воды в реке. Правда, его роль была куда скромнее, чем роль Ревдинского пруда. Если Ревдинский пруд давал вал в 2-2,5 метра, то Билимбаевский — лишь 0,35 метра. Впрочем, остальные пруды давали и того меньше.


Википедия называет Билимбай колыбелью советской реактивной авиации . В 1942 году в Билимбае проводились испытания первого советского истребителя-перехватчика БИ-1 . А вот о конкретном месте проведения работ источники приводят противоречивую информацию: то ли это был полуразрушенный цех бывшего чугунолитейного завода, остатки которого на берегу пруда сохранились и по сей день, то ли Свято-Троицкий храм (в советское время — клуб труболитейного завода). Начну с наиболее правдоподобной версии (на основе документальных книг, изданных по воспоминаниям участников событий).

Во время войны в Советском Союзе часть авиазаводов и конструкторских бюро эвакуировали на Урал. КБ Болховитинова, создавшее первый советский истребитель с ракетным двигателем БИ-1, оказалось в Билимбае.

По данным Википедии, БИ-1 (Березняк - Исаев, или Ближний Истребитель) — первый советский самолёт с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД).

Разработка была начата в 1941 в КБ завода № 293 в г. Химки. Время полёта самолёта могло быть всего от 1 до 4 минут. Однако, при этом, самолёт имел необычайно большую для того времени приемистость, скорость и скороподъемность. Именно исходя из этих особенностей стало ясно будущее назначение самолёта - перехватчик. Концепция «быстрого» ракетного перехватчика, работающего по схеме «молниеносный взлёт - одна быстрая атака - посадка на планировании» выглядела привлекательно.

В ходе испытаний в режиме планера в сентябре-октябре 1941 было проведено 15 полетов. В октябре 41-го принято решение об эвакуации завода на Урал. К декабрю 1941 доводка самолёта была продолжена на новом месте.

До прихода русских, судя по всему, здесь и впрямь было древнее башкирское кладбище. А рощу на горке прямо в черте поселка садили вручную в 1840-х годах только что созданной в то время сеялкой Шульца.

Погулять по этому лесному островку, посаженному 170 лет назад, можно и сейчас.

Недалеко от Билимбая (примерно в трех километра вверх по Чусовой) находится камень Дюжонок — главная природная достопримечательность поселка. Но в наш авто-маршрут эта точка не вписывалась — мы направляемся в сторону Тарасково. И на пути встречаем пятую за сегодня пограничную метку «Европа-Азия» .

Самую хулиганскую из всех встреченных когда-либо (что тут делает одиноко стоящий автомобиль нам неизвестно). Обелиск находится в паре км от деревни Починок (едем до пересечения с ЛЭП), на перевале (449 м.) через Бунарский хребет. Сколько раз мы в этот день нарушили границу – считать не стали. По дороге домой это случилось еще не единожды, но уже вне охранной зоны пограничных столбов☺.

Далее прямо по курсу у нас – село Тарасково . С давних пор оно славится источниками с чудодейственной водой. Желая исцелиться, ежегодно сюда приезжает большое количество паломников не только с Урала, но и со всей России и даже из-за границы.

Свято-Троицкий мужской монастырь в селе Тарасково хранит на своей земле множество святынь и чудотворных источников. На сайте http://www.selo-taraskovo.ru/ можно изучить список и ознакомиться с историями чудесных исцелений, рассказанных паломниками.

Святых источников на территории монастыря и в окрестностях несколько.

Главный почитаемый — источник Всецарицы, расположен на территории монастыря (к нему всегда выстраивается очередь). Воду разливает один из послушников. Здесь же есть оборудованное помещение, где можно раздеться и вылить на себя пару ведер святой воды.

Рядом со стенами монастыря в небольшой часовенке — источник в честь Николая Чудотворца (там обливаться нельзя – можно только набирать воду). Говорят, что расположенному в часовне колодцу уже более 120 лет… Купаться можно только за пределами монастыря — в источнике в честь св. преподобной Марии Египетской.

Он находится в примерно в километре езды, от монастыря надо повернуть направо по лесной дороге. Здесь построена хорошая купальня с оборудованным спуском в воду.

Пишут, что «вода в источнике холодна, как лед. Стоит задержаться на пару секунд при спуске в воду, как ноги начинает неимоверно ломить от холода. Неудивительно, что после такого купания активизируются защитные ресурсы организма и можно избавиться от болезней».

Здесь просто любовались красотами… и удивлялись, как в столь благолепных местах сохранились столь неухоженные, дикие постройки…

Самозахватом попахивает, но вид…

Впереди – самая живописная часть нашего маршрута. Из Тарсково через Мурзинку, Калиново едем к озеру Таватуй .

Это одно из самых красивых и чистых озер нашего края.

Его по праву часто называют жемчужиной Среднего Урала. Со всех сторон озеро окружено горами.

Солнце светит, море плещет – красота. Ничего, что в 20 км отсюда рыбаки сидят на льду? Вот такой он, Урал, загадочный.

На западном берегу между Калиново и Приозерным находится Невьянский Рыбзавод. В Таватуе удачно разводят различные сорта рыб (сиг, рипус и др.). В советское время на озере велась промысловая добыча рыбы, за день добывали до нескольких десятков центнеров рыбы. Сейчас столько рыбы здесь нет, но на уху наловить можно.

и доезжаем до юго-восточного мыса (скорее это смотровая площадка, обозначенная в навигаторе как «кемпинг»), близ г. Высокая на восточном берегу.

Здесь на озере видно целую группу островов. Чудесные виды.

Подъехав с запада, мы обогнули южную часть озера и доехали до поселка Таватуй на востоке. Это первое русское поселение на озере, основанное переселенцами-старообрядцами (вторая половина XVII века). Возглавил старообрядческую общину Панкратий Клементьевич Федоров (Панкратий Таватуйский).

В селе Таватуй в XIX веке бывал и известный уральский писатель Мамин-Сибиряк. Вот как он описал знакомство с этими местами в очерке «Отрезанный ломоть»: «По верхотурскому тракту нам пришлось ехать сравнительно недолго, и после двух кормежек мы свернули с него влево, чтобы проехать «прямой дорогой» озерами… Эта глухая лесная дорога, существующая только зимой, необыкновенно красива… В таком лесу зимой какая-то особенно торжественная тишина, как в пустой церкви. Дремучие ельники сменяются сквозными лиственными перелесками, через которые брезжит синеющая даль. И хорошо, и жутко, и хочется ехать по этой лесной пустыне без конца, отдаваясь специально дорожным думам.…»

, 60.181046

гора Дедова: 57.123848 , 60.082684

Обелиск /"Европа-Азия/" Первоуральск: 56.870814 , 60.047514

Пограничный столб «Европа-Азия» yuvlatyshev wrote in January 12th, 2018

Пограничный столб «Европа-Азия» (Станция Уржумка) - объект культурного наследия регионального значения (1892).

Местонахождение: в 0,5 км к востоку от станции Уржумка

Уржу́мка — железнодорожная станция Южно-Уральской железной дороги, расположена в 9 км от центра Златоуста в пределах его городской черты. Была сооружена в 1890—1892 гг. во время строительства Златоуст — Челябинской железной дороги.

В полукилометре восточнее станции находится гранитный обелиск «Европа — Азия» (автор проекта — Н. Г. Гарин-Михайловский), созданный в память о завершении Западно-Сибирского участка Транссибирской железнодорожной магистрали в 1892 году. Он сложен из используемых в облицовке придорожных сооружений гранитных тёсаных «кирпичей».

«ЕВРОПА - АЗИЯ », обелиск. Находится на железнодорожном полотне, в 6 км к востоку от Златоуста, близ станции Уржумка, у подножия Александровской сопки хр. Уралтау, на высоте 573 м над уровнем моря. Это один из первых памятных знаков, расположенных на условной границе между 2 частями света — Европой и Азией, которая проходит по водораздельным хребтам Уральских гор. В структуре обелиска четко выражены 2 части: нижняя, в форме призмы с квадратным сечением, и верхняя в форме пирамидального шпиля; обе они облицованы гранитной плиткой. Верхняя и нижняя части соединены выступающим почти на 0,5 м поясом, на котором установлены металлические плиты с надписями: «Европа», ориентир, на запад, «Азия» — на восток. Вся конструкция базируется на 2-ступенчатом основании. Решением Златоустовского горисполкома «Об учете и охране памятников истории и культуры на территории г. Златоуста» от 10 февраля 1977 г. обелиск взят на учет и охраняется. В настоящее время на Урале известно около 20 пограничных знаков.

В "Путеводителе по Великой Сибирской железной дороге. 1900" говорится: "Уржумка находится в глухой местности. Близ неё - граница двух губерний: Уфимской и Оренбургской. В полуверсте от станции стоит каменная пирамида, символизирующая границу Европы и Азии. Здесь - высшая точка Уральского хребта ".

По утверждениям некоторых историков края, этот пограничный столб сложил в 1892 году сам Гарин-Михайловский, и высшая точка Уральского хребта совпадает с самой высокой точкой Транссибирской магистрали.

ОБЕЛИСК «ЕВРОПА-АЗИЯ», УСТАНОВЛЕННЫЙ БЛИЗ СТАНЦИИ УРЖУМКА (ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ) НА ЗАПАДНО-СИБИРСКОМ УЧАСТКЕ ТРАНССИБИРСКОЙ МАГИСТРАЛИ. АВТОР ПРОЕКТА: Н. Г. ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ. Фото: В. Л. Метенков, 19 В.

1910 год. Фото Прокудина-Горского

Примерно в этом же районе во второй половине XIX — начале XX в. проходила административная граница между Златоустовским уездом Уфимской губернии и Троицким уездом Оренбургской губернии. В 3 километрах к северо-востоку от станции Уржумка располагается Александровская сопка, в 1 километре к северу — Семибратка.

1918 год

Август 1980 года. Фото Ю. Латышева

1982 год. Фото Ю. Латышева



Новое на сайте

>

Самое популярное