Домой Терапевтология Как украинцы и белорусы воевали против русских в Смутное время. Русские, украинцы, белорусы - один народ

Как украинцы и белорусы воевали против русских в Смутное время. Русские, украинцы, белорусы - один народ

Тему статьи мне подсказала дискуссия, порожденная заявлениями некоторых российских официальных лиц о том, что русские и украинцы — один народ.

С данным утверждением не согласились многие. Проявилось это несогласие и в газете «2000». Главный редактор издания Сергей Кичигин во время интервью с председателем Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Государственной думы РФ Алексеем Островским поинтересовался мнением собеседника по указанному вопросу. И получил ответ: «Русские — это русские, а украинцы — это украинцы. Это два разных народа».

Нужно признать: точка зрения, высказанная г-ном Островским, сегодня доминирует в обществе. Такого же взгляда придерживаются большинство людей как в Украине, так и в России. Именно поэтому хотелось бы напомнить читателям о некоторых исторических фактах, ныне замалчиваемых, забытых или просто малоизвестных.

Со времен существования Киевской Руси восточные славяне составляли этнически единую общность. Само наименование «Русь», первоначально обозначавшее сравнительно небольшую область Среднего Приднепровья, постепенно распространилось на все восточнославянские территории. Киев и Новгород, Галич и Суздаль, Чернигов и Полоцк, Переяслав и Смоленск, Владимир-Волынский и Владимир-на-Клязьме — все это Русская земля, населенная единым русским народом.

Это народное единство отчетливо сознавалось в разных концах Руси. Сознавалось даже тогда, когда Древнерусское государство раздробилось на отдельные княжества и юго-западная часть бывшей Киевской державы подверглась польско-литовскому завоеванию, а на северо-востоке началось объединение русских земель вокруг Москвы.

В документах и литературных памятниках того времени упоминаются земля Русская государства Литовского и земля Русская государства Московского. Но и та, и другая — Русская земля с русским народом.

Для наших летописцев в Великом княжестве Литовском — Москва, Тверь, Новгород, а для летописцев в Великом княжестве Московском — Киев, Чернигов, Полоцк оставались Русью наряду с городами и областями своих стран.

В 1561 г. из Юго-Западной (Литовской) в Северо-Восточную (Московскую) Русь отправился монах Исайя Камянчанин (уроженец Каменца-Подольского). Он ехал просить в царской библиотеке рукописный экземпляр Библии, чтобы (как сам потом писал) издать ее «тиснением печатным» на пользу «нашему народу христианскому рускому литовскому да и рускому московскому да и повсюду всем православным христианом».

В 1591 г. Львовское православное братство издало «Грамматику» в наставление «многоименитому российскому роду», под которым во Львове подразумевали народ и Юго-Западной, и Северо-Восточной Руси. В «Протестации», антиуниатском произведении, составленном в 1621 г. Киевским митрополитом Иовом Борецким при участии других православных иерархов, отмечалось: «Естественнее было и патриаху, и нам, и казакам действовать на стороне Москвы, с которой у нас одна вера и служба Божия, один род, один язык и общие обычаи». Спустя три года тот же митрополит выступил с инициативой воссоединения Юго-Западной и Северо-Восточной Руси, разработал совместно с запорожскими казаками план такого воссоединения, направил посольство в Москву и только слабость Русского государства (еще не оправившегося от потрясений Смутного времени) не позволила намерению митрополита воплотиться в жизнь. Любопытен и взгляд на русское единство автора Густынской летописи (составлена в 1-й пол. XVII в. в Густынском монастыре близ Прилук). Он сообщает, что «народ славенский или руский, от своего начала даже доселе неединого нарицаешеся». Далее перечисляются разные названия народа — древние (поляне, древляне, северяне, кривичи и др.) и современные летописцу (Москва, Белая Русь, Волынь, Подолье, Украйна, Подгорье и др.). «Но, — замечает автор летописи, — обаче еще и различие есть во именовании волостям, но вестно всем, яки сим все единокровны и единорастлны, се бо суть и ныне все общеединым именем Русь нарицаются».

В свою очередь, в знаменитом «Синопсисе», первом учебнике по истории Руси, изданном в Киеве в 1674 г. (его автором предположительно был архимандрит Киево-Печерской лавры Иннокентий Гизель), подчеркивалось, что русские расселились по многим краям. «Иные над морем Черным Понтским Евксином; иные над Танаис или Доном и Волгою реками; иные над Дунайскими, Днестровыми, Днепрвыми, Десновыми берегами». Но все это, указывает «Синопсис», «един и тойжде народ».

Того же мнения придерживались западноевропейские ученые, писатели, путешественники, дипломаты. Они также отмечали этническое единство Руси. Иногда, впрочем, зарубежные авторы употребляли для обозначения русского населения иные наименования — росы, рутены, московиты. Но эти названия являлись лишь синонимами к слову «русские».

Так, Антонио Поссевино, находившийся на службе у Римского папы иезуит, возглавивший в 1581-1582 гг. дипломатическую миссию в Москву, сообщал затем в своем сочинении «Московия», что Русь приняла христианскую веру «500 лет назад при московитском князе Владимире». А журнал «Голландский Меркурий» опубликовал в номере за март 1656 г. статью о Львове, где указывалось, что живут в этом городе поляки, евреи, армяне и московиты. И уж, конечно, прекрасно известно было о единстве русского народа в Польше и (позднее) в Австрии — странах, во владении которых оказывались земли Юго-Западной Руси.

К примеру, после начала восстания Богдана Хмельницкого воевода Брацлавский Адам Кисиль (русин по происхождению, но действовавший на стороне поляков против собственного народа) 31 мая 1648 г. в письме к архиепископу Гнезненскому выражал опасение, что на помощь к «изменнику» (так он называл Хмельницкого) могут придти московиты. «Кто может поручиться за них? — вопрошал Кисиль. — Одна кровь, одна религия. Боже сохрани, чтоб они не замыслили чего-нибудь противного нашему отечеству».

О событиях того времени сохранились интересные мемуары еврея Натана Ганновера. Он свидетельствует, что сначала против польской власти восстали «русские, жившие в Малороссии», а затем к ним на подмогу явились «русские, жившие в Московском царстве». Как известно, воссоединить с Русским государством тогда удалось лишь Левобережье, Киев и Смоленщину. Польша временно удержала за собой Белоруссию и Правобережную Украину. Однако население этих областей явно тяготело к России. И польские магнаты, боясь потерять свои владения в еще остававшейся под их контролем части Руси, разработали специальный проект уничтожения тут русских. Он предусматривал множество различных мер — от недопущения представителей коренного населения к занятию государственных должностей до неприкрыто кровожадного: «переловить русских, истребить их, а оставшийся после них край можно будет заселить народом польским и мазовецким». Проект был обнародован в Варшаве в 1717 г., встретив бурное одобрение шляхты и католического духовенства.

Нелишним будет напомнить, что к тому времени Польша не включала в себя территорий, населенных великорусами. Но украинцев (малорусов) и белорусов поляки тоже считали русскими. Уместно привести и следующий пример, территориально далекий от Украины. В XVIII в. в составе Австрии находились обширные области, населенные сербами. Императрица Мария-Терезия, фанатичная католичка, мечтала обратить их в свою веру. Сербы же стойко держались православия, видя моральную опору в России. Чтобы сломить их упорство, в Вене решили переселить к сербам несколько тысяч семей униатов из Закарпатья (Угорской Руси).

«Униаты русские — этот факт, по расчетам правительства Марии-Терезии, на православных сербов должен был произвести магическое впечатление», — замечал описывавший те события историк. И хотя намеченной цели католические правители не достигли, для нас в данном историческом эпизоде важно другое: австрийские власти считали жителей Закарпатья, как, кстати, и Галиции (Червонной, или Галицкой Руси), и Буковины (Зеленой Руси), одним народом с великорусами.

Между прочим, сами галичане, буковинцы, закарпатцы считали так же. «Как славянин не могу в Москве не видеть русских людей, — говорил видный галицкий писатель, депутат австрийского парламента и галицкого сейма, священник Иоанн Наумович. — И хотя я малорусин, а там живут великорусы; хотя у меня выговор малорусский, а у них великорусский, но и я русский, и они русские».

В 1863 г., после разгрома в России польского мятежа, поляки Тернополя облачились в траур по погибшим повстанцам. В ответ малорусское население города устроило «Русский бал» в честь победы своих (русских) войск. «Трехмиллионный народ наш русский, под скипетром австрийским живущий, есть одною только частью одного и того же народа русского, мало-, бело- и великорусского», — констатировалось в принятой в марте 1871 г. программе «Русской Рады», общественной организации, признаваемой тогда всеми слоями коренного населения Галиции в качестве защитницы их интересов.

А в 1914 г., когда началась Первая мировая война, главнокомандующий австро-венгерской армией эрцгерцог Фридрих доносил императору Францу-Иосифу, что среди населения Галиции, Буковины и Закарпатья существует «уверенность в том, что оно по расе, языку и религии принадлежит России». Таковы факты. На мой взгляд, они доказывают: украинцы имеют не меньше оснований считаться русскими, чем великорусы. Это один народ. Ветвями «нашей общей нации» называл «две русские народности» — великорусскую и малорусскую — известный украинский историк Николай Костомаров (белорусов он считал разновидностью великорусской ветви). Единым национальным организмом были Великороссия и Малороссия по мнению другого видного украинского ученого — Михаила Максимовича. Аналогичной точки зрения придерживался Пантелеймон Кулиш, написавший замечательную (и до сих пор замалчиваемую в Украине) книгу «История воссоединения Руси».

Вряд ли этих выдающихся деятелей можно упрекнуть в отсутствии украинского патриотизма. Но ведь любовь к той части Руси, которая называется теперь Украиной, совсем не исключает любви и ко всей Руси. «Опомнитесь, голубчики! Любите Украину, любите наш говор, наши песни, нашу историю, но полюбите целую Русь и не четвертуйте ее так немилосердно», — писал, обращаясь к украинским сепаратистам-русофобам, крупный общественный деятель, депутат галицкого сейма Николай Антоневич. С ним трудно не согласиться. Вплоть до начала ХХ в. отечественные и зарубежные этнографы, историки, филологи, специалисты по этнической психологии практически единодушно отмечали: малорусы и великорусы — единая нация, различий между ними гораздо меньше, чем, например, между немцами Верхней и Нижней Германии или итальянцами Северной и Южной Италии.

Иное утверждали лишь ярые враги Руси, стремившиеся к ослаблению русской нации путем ее расчленения. Из этих деятелей наиболее четко и откровенно высказался польский публицист Влодзимеж Бончковский. Он призывал всеми силами внушать коренному населению Украины, что оно не русское. «Для чего и почему? — риторически восклицал Бончковский и пояснял: - Потому, чтобы на востоке не иметь дела с 90 млн. великороссов плюс 40 млн. малороссов, неразделенных между собой, единых национально».

Но это была не наука. Это была политика. Причем политика, продиктованная ненавистью к Украине. И еще одно. Признание национального единства великорусов и малорусов (русских и украинцев) вовсе не обязательно должно ставить под сомнение логику существования независимой Украины (этого сегодня остерегаются многие). Сосуществуют же Германия и Австрия, две независимые страны, населенные одной немецкой нацией. Сосуществуют Греция и Кипр. Подобные примеры можно найти и за пределами Европы. Целесообразность существования самостоятельных государств — вопрос политический. Но не политикой единой жив человек.

В заключение приведу цитату из монографии выдающегося чешского славяноведа Любора Нидерле. Монография вышла в 1924 г. Ее автор наблюдал гибель Российской империи, распад великого государства и все усиливающиеся попытки разъединить великорусов и малорусов, натравить их друг на друга. Как видим, аналогия с современностью напрашивается сама собой. И нет ничего удивительного, что слова ученого с мировым именем кажутся написанными совсем недавно: «И Белоруссия, и Украина, и Великороссия — даже если каждая из них получит свою политическую самостоятельность, все же останутся частями единого народа... Слишком много общего еще и до сих пор связывает части русского народа между собой. И тот грешит против себя и славянства, кто насильно разбивает то, что сковали века».

Над этим стоит задуматься.

Александр Каревин "Еженедельник 2000"

То, что среди многих чиновников Российской Федерации, Украины и Белоруссии есть как бы единогласие о том, что русское население России, украинцы и белорусы — разные народы, не секрет. Это их мнение, которое противоречит и здравому смыслу и объективным данным истории, филологии и генетики, никак по другому не объяснить как политической конъюнктурой. Сначала большевики, чтобы ослабить единый русский народ, искусственно разделили три его ветви на отдельные «социалистические нации». А после искусственного развала СССР последователи большевиков, назвавшиеся "либерал-демократами", продолжили работу по ментальному разъединению Русского Мира. Видимо это как-то выгодно отдельным политикам в России, на Украины и в Белоруссии. Но выгодно ли это народу? Да, в сознание большинства уже создана установка, что русские, белорусы и украинцы — разные народы. Но это все наносное и пропагандистское, а не на уровне мировосприятия, и все это легко смывается из головы если людям донести правду.

РУССКИЕ, УКРАИНЦЫ, БЕЛОРУСЫ - ОДИН НАРОД

«Мы тогда победим Россию, когда украинцы и белорусы поверят, что они не русские» Адольф Гитлер

Как легче всего ослабить, обескровить народ? Ответ прост и проверен веками. Чтобы ослабить народ - его надо раздробить, раскроить на части и убедить образовавшиеся части, что они есть отдельные, самостийные, сами по себе, даже враждебные народы. В истории известные разделение сербов - на сербов, хорватов, боснийцев, черногорцев; дробление немцев - на австрийцев и немцев... Эти разделения сопровождались государственным дроблением и ослаблением мощи великих европейских народов. Горький опыт разделения нации имеем и мы, русские. В середине XIX века мы беспечно приняли так выгодную полякам, немцам, евреям идею дробления русских на три самостоятельных «народа» - русских, украинцев и белорусов. Новоиспеченным народам - украинцам и белорусам - стали спешно создавать отдельную от русского народа историю. В самостийных украинских учебниках 20-х годов XX века украинцы повели свое происхождение от «древних укров». Украинцам и белорусам изготовили собственные литературные языки - украинский и белорусский, которые подражали польским литературным моделям, хотя в ту пору малорусское и белорусское наречия русского языка, именно так они именуются в словаре. В И. Даля, отличались от русского литературного языка, как диалекты Смоленщины или Вологодчины, и языковеды по сию пору не находят на картах четких границ между говорами русских, белорусских и украинских народов. Народная языковая стихия доказывает их родство, однако ж украинский литературный язык, напротив, стремится отсечь украинцев от русского корня. Исследования выдающегося слависта академика Н.И. Толстого убедительно доказывают что литературный украинский - искусственное новообразование, на треть состоит из германизмов, немецких слов, на треть - из полонизмов, слов польского языка, и на треть - из варваризмов, наречия поселян Украины.

Зачем же было дробить единый русский народ, рушить его целость? На территории Австрии в XIX веке жило много православных славян, именовавших себя русскими или русинами. Будучи подданными австрийского императора, они сознавали свою причастность к русскому народу, что очень беспокоило австрийскую власть. Ну, как можно было австрийским властям мириться с положением в Галиции, где в русских избах на стенах висели непременно два портрета - австрийского императора и русского Царя, и на вопрос о значении портретов, крестьянин-русин обычно отвечал: «Это его величество австрийский император, а это наш русский батюшка Царь». Австрийцам на своих землях да и полякам, чьи территории входили в то время в состав Российской империи и тоже были густо населены русскими, нужно было избавиться от русской «пятой колонны» в собственных пределах. И работа закипела. Идея переделывания русских в «щирых украинцев» была щедро профинансирована австрийским правительством. В городе Львове, входившем тогда в состав Австрии, историк М.С. Грушевский сочинил «Историю Украины-Руси», где князей русских Владимира Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха поименовали украинскими князьями, писателей Николая Гоголя и Николая Костомарова принялись именовать великими украинскими писателями и переводить их труды на украинский язык, который, в свою очередь, был сотворен из тех самых полонизмов, германизмов и варваризмов так, чтобы ни в коем случае не походил на русский литературный язык. Переводы эти выглядели довольно дикими. К примеру, шекспировская фраза Гамлета: «Быть или не быть: вот в чем вопрос?» в так называемом литературном украинском переводе Старицкого получила несвойственную благородному принцу датскому базарную развязность: «Буты чи не буты: ось-то заковыка?»

Поначалу царские власти в России не отнеслись всерьез к этим, казалось, невинным забавам либеральной украинской интеллигенции, подстрекаемой австрийцами и поляками к самостийности, власти сквозь пальцы смотрели на намеренное раздувание обиды малорусов на великорусов за то, что называют себя великими русами, а их малорусов - малыми. Но эта обида, как заразная болезнь, прочно укоренялась в сознании многих украинцев, с готовностью отвергавших свое русское имя в силу того что оно МАЛО-русское, и принявших себе национальное имя в честь Украины - окраины Руси.

Вот так вредоносная идея, всего-навсего словесная игра, затеянная с национальным именем русский, смогла расчленить и ослабить единый народ, породить взаимную непрязнь у единокровных братьев. И сколько теперь нужно усилий, какую громадную гору непрязни и лжи нужно ниспровергнуть, чтобы побороть эту вредоносную идею, а вместе с ней и искусственное разделение русских на три «восточнославянских народа» - русских, украинцев и белорусов.

Ныне, наконец, получило здравое научное объяснение именование Руси - Великой, Малой и Белой. Согласно исследованиям академика О.Н. Трубачева, название Великороссия никакого самовозвеличивания перед другими странами, другими народами не выражает. Как слово Великобритания образует пару с материковой Бретанью - древнейшая колонизация острова шла оттуда, так имя Великороссия образует пару с именем Русь, прежде в глубокой древности обозначавшим область Киева, откуда шло освоение русскими земель к северу и востоку. Это типичный случай называния колонизированных земель термином Великий, так в истории известны не только Великобритания, но и Великая Греция, Великопольша и Великая Моравия, все эти территории когда-то были освоены из материнских очагов - Бретани, Греции, Польши и Моравии. Вот почему рядом с Русью Великой появилась Русь Малая - Малороссия, название малая, подобно нынешнему малая Родина, всегда имело смысл Руси изначальной, материнского очага, вокруг которого образовалась Великая Русь. И никакого унижения малороссов в этом названии нет, так же как нет никакого шовинизма великороссов в именовании великорусский. Долго сохранялись следы прозывания нынешних украинцев русскими, до сих пор на крайнем западе Украины существует область, которая по-прежнему зовется Подкарпатская Русь, а поляки, немало усилия приложившие, чтобы малорусы звались украинцами, в своей среде до недавнего времени словом Русь обозначали Украину. Так что наши названия Великая и Малая Русь есть объективные указатели широких миграций народа русского, свидетельство освоения русскими огромных пространств, а вовсе не знак столь не свойственных нашему народу кичливости и хвастовства.

Не таит мнимых обид, напротив, указывает на древнее единение русского народа и название Белая Русь - Белоруссия. Это имя, как показали новейшие исследования академика О.Н. Трубачева, является частью древней системы цветообозначения сторон света. В этой системе северная часть страны обычно именовалась черной (и в истории сохранилось именование северо-западной части Руси Черная Русь), красным цветом (по-древнерусски червонным) обозначалась южная часть страны (в летописях известна Червонная Русь), а белой именовалась западная часть Руси. В системе древнего цветообозначения сторон света, согласно реконструкции, было и название для восточной стороны - Синяя или Голубая Русь. Но ее следов в письменной истории не обнаружено. А вот сохранившееся до сего дня имя Белая Русь показывает, что это всего лишь западная часть великой Русской земли, - часть, а не нечто обособленное и независимое.

Даже самое малое внимание к этим вопросам развеивает взаимные обиды и разногласия. Но кому-то очень хочется, чтобы мы, русские братья, по-прежнему вели свары между собой. Скажем добродушные взаимные прозвища, которые давались украинцами русским, а русскими украинцам, как давались они вятским, пошехонцам, пермякам, да кому только не давались. Русских украинцы звали москалями и кацапами. Ну и что тут обидного? Как говорится, назови хоть горшком, только в печь не сажай! Москаль - всего-навсего москвич. На Украине так называли всех, кто вышел не с Дона и не с Украины. А в Сибири москалями и москвичами величали всех русских, включая украинцев, кто жил за Уральским хребтом, то есть в Европе. Кацап - вообще загадочное слово, оно не имеет однозназного истолкования, и именно потому, что его происхождение не понятно, нет причин считать его обидным для русских. Точно так же нет причин для обид при назывании украинцев хохлами, это лишь образное подчеркивание особого, свойственного запорожским казакам чуба - клока волос на бритой голове - символа казачьей чести. Только чужак, человек чужой крови и не нашего воспитания, может счесть такие прозвища обидными. Ведь никто не стесняется этих именований в русских и украинских фамилиях и не считает собственные фамилии - Хохлов, Москалев, Кацапенко - неприличными, обидными.

Русские, украинцы, белорусы - суть один народ, ибо рождены из одного русского корня, единокровные братья и братья по Вере. Наречия украинское (малорусское), белорусское и великорусское отличаются друг от друга меньше, чем немецкие диалекты между собой. Потому и русским, и украинцам, и белорусам, помня наше родство, надо уметь пренебрегать ухищрениями врагом русского единства и русской силы, пытающихся нас разделять и ссорить. Формула нашего национального разделения, универсально высказанная в завещании польского русофоба Мерошевского, должна стучать в наши сердца, не давая забывать о том, что русские, украинцы и белорусы есть один язык, один род и одна кровь. Вот что Мерошевский завещал всем вековечным недругам народа русского: «Бросим огня и бомбы за Днепр и Дон, в самое сердце Руси, возбудим ссоры в самом русском народе, пусть он разрывает себя собственными ногтями. По мере того, как он ослабляется, мы крепнем и растем».

Последние результаты исследований российских ученых о генофонде русского народа полностью опровергают концепцию о "восточных славянах", в том числе главный миф приверженцев так называемого "союзного государства" о том, что русские и белорусы - это чуть ли не один народ: белорусы генетически очень далеки от русских, зато оказались фактически идентичны полякам и очень близки чехам и словакам. А вот финны Финляндии оказались для русских куда генетически ближе, чем белорусы.

То есть белорусы и русские настолько разные, что после многовековой пропаганды о "родственной крови белорусов и русских" поверить в это сложно , но, похоже, нужно. Ибо результаты исследования говорят сами за себя: генетически русские – вовсе не "восточные славяне", а финны. И генетические белорусы тоже не "восточные славяне", а... западные, причем генетически белорусы практически не отличаются от поляков, то есть не с русскими, а с поляками белорусы на генетическом уровне являются "близнецами-братьями". Более того, группа "восточных славян" была придумана российскими пропагандистами царских времен, дабы оправдать порабощение соседних народов - украинцы, как и русские тоже, оказывается, не имеют никакого отношения ни к "восточным славянам", ни к славянам вообще! О сенсационном исследовании пишет Вадим Ростов, gumilev-center.ru

«Российские ученые завершили и готовят к публикации первое масштабное исследование генофонда русского народа. Обнародование результатов может иметь непредсказуемые последствия для России и мирового порядка» – так сенсационно начинается публикация на эту тему в российском издании «Власть». А сенсация действительно получилась невероятная – оказались ложными многие мифы о русской национальности. В том числе выяснилось, что генетически русские – вовсе не «восточные славяне», а финны.

Русские оказались финами

Антропологи сумели за несколько десятков лет напряженных исследований выявить облик типичного русского человека. Это среднего телосложения и среднего роста светлые шатены со светлыми глазами – серыми или голубыми. Кстати, в ходе исследований также был получен и словесный портрет типичного украинца. Отличается эталонный украинец от русского цветом кожи, волос и глаз – он смуглый брюнет с правильными чертами лица и карими глазами.

Впрочем, антропологические измерения пропорций человеческого тела – даже не прошлый, а позапрошлый век науки, уже давно получившей в свое распоряжение самые точные методы молекулярной биологии, которые позволяют прочесть все человеческие гены. А самыми передовыми методами ДНК-анализа сегодня считаются секвенирование (прочтение по буквам генетического кода) митохондриальной ДНК и ДНК Y-хромосомы человека. Митохондриальная ДНК передается по женской линии из поколения в поколение практически неизменной с тех времен, когда прародительница человечества Ева слезла с дерева в Восточной Африке. А Y-хромосома имеется только у мужчин и поэтому тоже практически без изменений передается мужскому потомству, тогда как все остальные хромосомы при передаче от отца и матери их детям тасуются природой, как колода карт перед раздачей.

Таким образом, в отличие от косвенных признаков (внешний вид, пропорции тела), секвенирование митохондриальной ДНК и ДНК Y-хромосомы бесспорно и прямо свидетельствуют о степени родства людей, пишет журнал “Власть”.

На Западе популяционные генетики человека уже два десятилетия с успехом пользуются этими методами. В России они были применены лишь однажды, в середине 1990-х, – при идентификации царских останков. Перелом в ситуации с применением самых современных методов для изучения титульной нации России произошел только в 2000 году. Российский фонд фундаментальных исследований выделил грант ученым из лаборатории популяционной генетики человека Медико-генетического центра Российской академии медицинских наук.

Ученые впервые в истории России смогли на несколько лет полностью сосредоточиться на изучении генофонда русского народа. Они дополнили свои молекулярно-генетические исследования анализом частотного распределения русских фамилий в стране. Такой метод был очень дешевым, но его информативность превзошла все ожидания: сравнение географии фамилий с географией генетических ДНК-маркеров показало практически полное их совпадение.

Молекулярно-генетические результаты первого в России исследования генофонда титульной национальности сейчас готовятся к публикации в виде монографии “Русский генофонд”, которая выйдет в конце года в издательстве “Луч”. Журнал «Власть» приводит некоторые данные исследований.

Так, оказалось, что русские – это никакие не «восточные славяне», а финны. Кстати, эти исследования в пух и прах разгромили пресловутый миф о «восточных славянах» – о том, что якобы белорусы, украинцы и русские «составляют группу восточных славян». Единственными славянами из этих трех народов оказались только белорусы, но при этом выяснилось, что белорусы – это вовсе не «восточные славяне», а западные – ибо они генетически практически не отличаются от поляков. Так что миф о «родственной крови белорусов и русских» оказался полностью разрушен: белорусы оказались фактически идентичны полякам, белорусы генетически очень далеки от русских, но зато очень близки чехам и словакам.

А вот финны Финляндии оказались для русских куда генетически ближе, чем белорусы. Так, по Y-хромосоме генетическое расстояние между русскими и финнами Финляндии составляет всего 30 условных единиц (близкое родство). А генетическое расстояние между русским человеком и так называемыми финно-угорскими народностями (марийцами, вепсами, мордвой и пр.), проживающими на территории РФ, равно 2-3 единицам. Проще говоря, генетически они ИДЕНТИЧНЫ. В этой связи журнал «Власть» замечает: «И жесткое заявление министра иностранных дел Эстонии 1 сентября на Совете ЕС в Брюсселе (после денонсации российской стороной договора о государственной границе с Эстонией) о дискриминации якобы родственных финнам финно-угорских народов в РФ теряет содержательный смысл. Но из-за моратория западных ученых российский МИД не смог аргументировано обвинить Эстонию во вмешательстве в наши внутренние, можно даже сказать близкородственные, дела». Эта филиппика – лишь одна грань массы возникших противоречий.

Раз ближайшей родней для русских являются финно-угры и эстонцы (фактически это тот же самый народ, ибо различие в 2-3 единицы присуще только одному народу), то странны анекдоты русских о «заторможенных эстонцах», когда русские сами этими эстонцами и являются . Огромная проблема возникает для России и в самоидентификации себя как якобы «славян», ибо генетически русский народ к славянам никакого отношения не имеет. В мифе о «славянских корнях русских» учеными России поставлена жирная точка: ничего от славян в русских нет. Есть только околославянский русский язык, но и в нем 60-70% неславянской лексики, поэтому русский человек не способен понимать языки славян, хотя настоящий славянин понимает из-за схожести славянский языков – любой (кроме русского).

Результаты анализа митохондриальной ДНК показали, что еще одна ближайшая родня русских, кроме финнов Финляндии, – это татары: русские от татар находятся на том же генетическом расстоянии в 30 условных единиц, которые отделяют их от финнов.

Не менее сенсационным оказались и данные по Украине. Оказалось, что генетически население Восточной Украины – это финно-угры: восточные украинцы практически ничем не отличаются от русских, коми, мордвы, марийцев. Это один финский народ, некогда имевший и свой общий финский язык. А вот с украинцами Западной Украины все оказалось еще неожиданнее. Это вовсе не славяне, как и не «руссофинны» России и Восточной Украины, а совершенно иной этнос: между украинцами из Львова и татарами генетическое расстояние составляет всего 10 единиц.

Такое ближайшее родство западных украинцев с татарами, возможно, объясняется сарматскими корнями древних жителей Киевской Руси. Конечно, определенная славянская составная в крови западных украинцев есть (они более генетически близки славянам, чем русские), но это все равно не славяне, а сарматы. Антропологически им присущи широкие скулы, темные волосы и карие глаза, темные (а не розовые, как у европеоидов) соски.

Журнал пишет: «Можно как угодно реагировать на эти строго научные факты, показывающие природную сущность эталонных электоратов Виктора Ющенко и Виктора Януковича. Но обвинить российских ученых в фальсификации этих данных не удастся: тогда обвинение автоматически распространится и на их западных коллег, которые уже больше года медлят с публикацией этих результатов, каждый раз продлевая срок моратория». Журнал прав: эти данные ясно объясняют глубокий и постоянный раскол в украинском обществе, где под названием «украинцы» живут на самом деле два совершенно разных этноса. Причем, российский империализм возьмет эти научные данные себе на вооружение – как еще один (уже весомый и научный) довод «прирастить» территорию России Восточной Украиной.

Но как быть при этом с мифом про «славян-русских»?

Признавая эти данные и пытаясь их использовать, российские стратеги тут встречаются с тем, что в народе называют «палкой о двух концах»: в таком случае придется пересматривать всю национальную самоидентификацию русского народа как «славянского» и отказаться от концепции «родства» с белорусами и всем Славянским Миром – уже не на уровне научных исследований, а на политическом уровне.

Журнал также публикует карту с указанием ареала, на котором еще сохраняются «истинно русские гены» (то есть финские). Географически эта территория «совпадает с Русью времен Иоанна Грозного» и «со всей очевидностью показывает условность некоторых государственных границ», так пишет журнал. А именно: население Брянска, Курска и Смоленска является вовсе не русским населением (то есть финским), а белорусско-польским – идентично генам белорусов и поляков. Интересен сам факт того, что в средние века граница между ВКЛ и Московией – была именно этнической границей между славянами и финнами (по ней, кстати, тогда и проходила восточная граница Европы). Дальнейший империализм Московии-России, присоединявший соседние территории, выходил за рамки этнических московитов и захватывал уже чужие этносы.

Что есть Русь?

Эти новые открытия ученых России позволяют по-новому взглянуть и на всю политику средневековой Московии, в том числе на ее концепцию «Руси». Оказывается, что «перетягивание русского одеяла на себя» Москвой объясняется чисто этнически, генетически. Так называемая «Святая Русь» в концепции РПЦ Москвы и российских историков сложилась по факту возвышения Москвы в Орде, и, как писал, например, Лев Гумилев в книге «От Руси до России», по этому же факту украинцы и белорусы перестали быть русинами, перестали быть Русью.

Ясно, что было две совершенно разные Руси. Одна, Западная, жила своей жизнью славян, объединилась в Великое княжество Литовское и Русское. Другая Русь – Восточная Русь (точнее Московия – ибо ее тогда и Русью не считали) – вошла на 300 лет в этнически близкую ей Орду, в которой затем захватила власть и сделала ее «Россией» еще до завоевания в Орду-Россию Новгорода и Пскова. Вот эту вторую Русь – Русь финского этноса – и называют РПЦ Москвы и российские историки «Святой Русью», лишая при этом права Западной Руси на что-то «русское» (заставив даже весь народ Киевской Руси называть себя не русинами, а «окраинцами»). Смысл понятен: сие финское русское – мало чего общего имело с исконным славянским русским.

Само многовековое противоборство ВКЛ и Московии (имевших вроде бы нечто общее в Руси Рюриковичей и в Киевской вере, а князья ВКЛ Витовт-Юрий и Ягайло-Яков с рождения были православными, были Рюриковичами и Великими князьями Русскими, никакого другого языка, кроме русского, не знали) – это противоборство стран разных этносов: ВКЛ собрало славян, а Московия – финнов. В итоге многие века друг другу противостояли две Руси – славянская ВКЛ и финская Московии.

Это объясняет и тот вопиющий факт, что Московия НИКОГДА за время пребывания в Орде не изъявила желания вернуться в Русь, обрести свободу от татар, войти в состав ВКЛ. А ее захват Новгорода был вызван именно переговорами Новгорода о вхождении в состав ВКЛ. Эта русофобия Москвы и ее «мазохизм» («ордынское иго лучше ВКЛ») могут объясняться только этническими различиями с исконной Русью и этнической близостью к народам Орды.

Именно этой генетической разницей со славянами объясняется неприятие Московией европейского образа жизни, ненависть к ВКЛ и полякам (то есть вообще к славянам), огромная любовь к Востоку и азиатским традициям. Данные исследования российских ученых обязательно должны отразиться и в пересмотре историками своих концепций. В том числе давно нужно внести в историческую науку тот факт, что была не одна Русь, а две совершенно разных: Русь славянская – и Русь финская. Это уточнение позволяет понять и объяснить многие процессы нашей средневековой истории, которые в нынешней трактовке пока кажутся лишенными какого-либо смысла.

О белорусах

Особая тема в этом исследовании – это генетическая идентичность белорусов и поляков. Это не стало предметом внимания российских ученых, ибо вне России. Но зато очень интересно для нас.

Сам факт генетической идентичности поляков и белорусов – не является неожиданным. Сама история наших стран есть ему подтверждение – главной частью этноса белорусов и поляков являются не славяне, а славянизированные западные балты, но их генетический «паспорт» настолько близок славянскому, что в генах практически трудно было бы найти отличия между славянами и пруссами, мазурами, дайнова, ятвягами и др. Именно это объединяет поляков и белорусов, потомков славянизированных западных балтов.

Эта этническая общность объясняет и создание Союзного государства Речи Посполитой. Знаменитый белорусский историк В.У. Ластовский в «Краткой истории Беларуси» (Вильно, 1910) пишет, что десять раз начинались переговоры о создании Союзного государства белорусов и поляков: в 1401, 1413, 1438, 1451, 1499, 1501, 1563, 1564, 1566, 1567 гг. – и завершились на одиннадцатый раз созданием Союза в 1569 году. Откуда же такая настойчивость? Очевидно – только из осознания этнической общности, ибо этнос поляков и белорусов был создан на растворении в себе западных балтов.

А вот чехи и словаки, тоже входившие в состав первого в истории Славянского Союза народов Речи Посполитой, уже не ощущали этой степени близости, ибо «балтийской составной» в себе не имели. А еще больше отчуждения было у украинцев, которые видели в этом мало этнического родства и со временем вошли в полную конфронтацию с поляками.

Исследования российских генетиков позволяют вообще иначе взглянуть на всю нашу историю, ибо многие политические события и политические предпочтения народов Европы во многом объясняются именно генетикой их этноса – что до сих пор оставалось сокрытым от историков. Именно генетика и генетическое родство этносов были важнейшими силами в политических процессах средневековой Европы. Генетическая карта народов, созданная российскими учеными, позволяет совершенно под другим углом взглянуть на войны и союзы средневековья.

Выводы

Результаты исследований российских ученых о генофонде русского народа еще долго будут усваиваться в обществе, ибо они полностью опровергают все существующие у нас представления, сводя их к уровню ненаучных мифов. Эти новые знания надо не столько понять, сколько к ним надо привыкнуть. Теперь абсолютно ненаучной стала концепция о «восточных славянах», ненаучными являются съезды славян в Минске, где собираются вовсе не славяне из России, а русскоязычные финны из России, которые генетически славянами не являются и к славянам никакого отношения не имеют. Сам статус этих «съездов славян» полностью дискредитирован российскими учеными. Русский народ назван по результатам этих исследований учеными России не славянами, а финнами. Финнами названо и население Восточной Украины, а население Западной Украины генетически сарматы. То есть, украинский народ – тоже не славяне.

Единственными славянами из «восточных славян» генетически названы белорусы, но они генетически идентичны полякам – а значит, являются вовсе не «восточными славянами», а генетически западными славянами. Фактически это означает геополитический крах Славянского Треугольника «восточных славян», ибо белорусы оказались генетически поляками, русские – финнами, а украинцы – финнами и сарматами.

Конечно, пропаганда будет пытаться и дальше этот факт утаивать от населения, но шила в мешке не утаишь. Как и не закрыть рот ученым, не спрятать их новейшие генетические исследования. Научный прогресс остановить невозможно. Поэтому открытия российских ученых – это не просто научная сенсация, а БОМБА, способная подорвать все ныне существующие устои в представлениях народов. Вот почему российский журнал «Власть» и дал этому факту крайне обеспокоенную оценку: «Российские ученые завершили и готовят к публикации первое масштабное исследование генофонда русского народа. Обнародование результатов может иметь непредсказуемые последствия для России и мирового порядка». Журнал не преувеличил.

«Нужно признать: точка зрения, высказанная г-ном Островским, сегодня доминирует в обществе. Такого же взгляда придерживаются большинство людей как в Украине, так и в России. Именно поэтому хотелось бы напомнить читателям о некоторых исторических фактах, ныне замалчиваемых, забытых или просто малоизвестных. Со времен существования Киевской Руси восточные славяне составляли этнически единую общность. Само наименование «Русь», первоначально обозначавшее сравнительно небольшую область Среднего Приднепровья, постепенно распространилось на все восточнославянские территории. Киев и Новгород, Галич и Суздаль, Чернигов и Полоцк, Переяслав и Смоленск, Владимир-Волынский и Владимир-на-Клязьме - все это Русская земля, населенная единым русским народом. Это народное единство отчетливо сознавалось в разных концах Руси. В документах и литературных памятниках того времени упоминаются земля Русская государства Литовского и земля Русская государства Московского. Но и та, и другая - Русская земля с русским народом».

«Вряд ли этих выдающихся деятелей можно упрекнуть в отсутствии украинского патриотизма. Но ведь любовь к той части Руси, которая называется теперь Украиной, совсем не исключает любви и ко всей Руси. «Опомнитесь, голубчики! Любите Украину, любите наш говор, наши песни, нашу историю, но полюбите целую Русь и не четвертуйте ее так немилосердно», - писал, обращаясь к украинским сепаратистам-русофобам, крупный общественный деятель, депутат галицкого сейма Николай Антоневич. С ним трудно не согласиться. Вплоть до начала ХХ в. отечественные и зарубежные этнографы, историки, филологи, специалисты по этнической психологии практически единодушно отмечали: малорусы и великорусы - единая нация, различий между ними гораздо меньше, чем, например, между немцами Верхней и Нижней Германии или итальянцами Северной и Южной Италии».

«Сначала большевики, чтобы ослабить единый русский народ, искусственно разделили три его ветви на отдельные «социалистические нации». А после искусственного развала СССР последователи большевиков, назвавшиеся "либерал-демократами", продолжили работу по ментальному разъединению Русского Мира. Видимо это как-то выгодно отдельным политикам в России, на Украины и в Белоруссии. Но выгодно ли это народу?»

Украина ближе к истокам, к той древней Руси изначальной, чем нынешняя Россия, которая за прошедшие века претерпела столько трансформаций, что Русью величаться никак не может. А разница наметилась еще 750 лет назад, когда по той части Руси, что ныне зовётся Украиной, прошёл моноголо - татарский смерч. Киев обратился в руины. И много других городов...мало, кто уцелел, на несколько веков была тут разруха. И хотя по территории, где сейчас Россия, тоже были выжженные места (Рязань, например), оставшиеся быстро поспешили принять монгольское вассальство, чем не только сохранили себе жизнь, но и сохранили государственность...могли богатеть, а когда захватчики ослабли, смогли их свергнуть в 1380-м...Все это время было временем изоляции бывших субъектов Русского государства. За это время и произошло разделение. культура и язык одного народа стали развиваться изолированно. В результате мы, потомки, получили 2 культуры, и 2 языка...и 2 разных народа...Предки нынешних украинцев воевали насмерть с захватчиками...и были разгромлены.Предки нынешних россиян выжили, потому что не хотели больше воевать...Предпочли договориться...Белорусам больше повезло. Их не коснулось, если не ошибаюсь

Сегодня (а мы живём сегодня!) исторический факт таков: есть три независимые страны - Россия, Украина и Белоруссия; кстати, в число первоначальных членов ООН входило 8 территорий, не обладавших формальной независимостью, в т.ч. - Украинская ССР и Белорусская ССР (республики СССР). Все они - многонациональные, Россия - более, остальные - менее. В Украине чуть не половина населения - русские и руссскоговрящие. И что теперь? Или жить во взаимоуважении, мире и согласии, укрепляя общеславянские корни, тесно сотрудничая во всех областях человеческой деятельности, и дать Истории в процессе эволюции и во времени решить все проблемы на благо ВСЕХ, или продолжать занудно ковыряться в национальных и исторических болячках, бередить старые - и свежие - раны (Севастополь, Крым, газ, откуда и куда едет больше госарбайтеров и весёлых девушек и т.д.) и продолжать тупое бодание, холя мелкие и недостойные националистические амбиции, т.е. загоняя болячки внутрь с вполне предсказуемыми печальными последствиями. Люди - граждане обеих стран - должны решить для себя эту важнейшую межэтническую проблему. Если решат достойно - будущее есть, если не решат - тоже есть, но плохое...

Пустое все это...Умерла, так умерла...Нужда заставит...объединимся...Забыли что ли про красных и белых...? Хватит души свои размягчать и уговаривать..."мы одной крови", культуры, веры.... Сейчас история для наших народов (украинцев, белорусов, русских) пошла своим путем-раздельным и, этого факта нужно придерживаться. Да присутствует в этом вопросе ущербная политика и конечно человеческий эгоизм...И никуда от этого не деться....Столько "заборов" успели выстроить мы все вместе, всего то за 20 лет...Если захотим объединяться сколько лет или десятков лет понабиться? Никто сейчас сказать не может, даже наши "мудрые" политики...Не "суетитесь"...Закрывайте этот вопрос до лучших времен...Однако!

Народ один, но вот сегодня государства разные и теперь мы искусственно разделены на граждан разных государств. Чего тут еще пережевывать. Западенские холуи мнят себя панами (мечта любого раба стать господином), только вот своим панам это боятся сказать, потому помои льют на других, тем самым и своим панам угождают и себя мнят превыше других. Нацики, недочеловеки. Я мало слышал в России настроений, что мы разные народы, но вот в Украине (с западной части, но и на востоке тупых подростков уже заражать начали) это процветает. Особенно умиляет учебник по истории за 7 класс, в котором "популярно" (надо читать - тупо) объясняется "кто есть кто". Это что отвлечение на внешние проблемы граждан обоих государств от дел внутренних? Или это в самом деле пост от души?

Почему-то мне уже теперь не жалко тех украинцев, которые доказывают, что они с русскими не имеют ничего общего. Я бы их всех отпустила. Понимаю, что моё высказывание эмоционально, но как ещё? Не дети. Насильно мил не будешь. Это как предавший близкий родственник. Отношение неизбежно теряется.

Если судить по классическом определению понятия "народ", как этнос или, как нацию, и обратить внимание на признаки народа, как язык, территорию проживания, доминирования на определенной территории, государственности, религии, обычаи, традиции, то вне всякого сомнению русские и украинцы, это два разных народа, так как у них разные языки, разная география проживания, разные традиции и разные обычаи. В силу вынужденных обстоятельств, эти два народа находились в составе одного государства, но в том государстве были и другие народы, но ни кто даже в ГосДуме не пытается утверждать, что русские и поляки один народ, или русские и калмыки один народ. Спекуляции о единонародном народе нужно для того, чтобы иметь предлог российской военщине в любой день объявить свое вторжение в Украину "защитой русского народа", как они с вопиющим цинизмом называли агрессию против Грузии, "защитой российских граждан". Ни для чего иного разговоры о "едином" народе не нужны. Более того, в ином контексте, в неимпереском смысле, подобные разговоры просто смешны.

Итак, принцииальное:
РУССКИЕ - НАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОДВИГА.
УКРАИНЦЫ - НАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТРУДА.
БЕЛОРУСЫ - НАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА.

Три государствообразующих народа. Чтобы не было замечаний, претензий и обид, перечислять их будем в порядке уменьшения количественных параметров - численности населения и размера территории страны.

Народ - Население государства, жители страны. Нация, национальность или народность . (словарь Ожегова)

Будем использовать преимущественно слово “народ” и только в заголовках “нация”, которое является практически синонимом слова “народ”, но лучше звучит в выражениях “нация коллективного/индивидуального подвига/труда” (см. ниже по тексту).


ПРЕДЫСТОРИЯ
Мои размышления и выводы из них - обобщающий взгляд, основанный на имеющемся опыте родственных, дружеских, товарищеских, деловых и случайно-неслучайно бытовых встреч и отношений в течение уже не малых лет жизни программиста и руководителя советской и постсоветской эпохи.

Приводимые примеры и словесные иллюстрации кратки и неполны, поскольку не ставилась задача однозначно доказать с их помощью обобщения. Да к тому же, выбрав некую систему координат, можно доказать в этой системе практически любое утверждение. Равно как и опровергнуть в выбранной системе можно любой тезис. Вопрос в корректности, правильности самой системы координат и логики доказательства. То есть, “имеющий глаза да увидит”.

Родители. Отец уроженец Запада Минской области (была под Польшей до 1939-го года), мать уроженка Востока Минской области (входила в состав СССР всю его историю), срединной области Беларуси. Будучи белорусом по отцовской и материнской линиям в известных мне 3-х поколениях, то есть, «типичным», о 3-х народах речь веду только в позитивном ключе. В принципе не люблю давать людям отрицательных оценок. Всякое бывало, но в крайнем случае - встанешь и уйдёшь. В прямом и переносном смысле. Уйдёшь из сферы взаимодействия с человеком или хозяйствующим субъектом. К счастью, в подавляющем большинстве случаев было конструктивное, продуктивное взаимодействие. Как и должно быть.

Пишу не про экономику, а о том, что думаю про русский, украинский и белорусский народы. Личное отношение - люблю их всех, русских, украинцев и (всяк кулик своё болото хвалит) белорусов. Искренне уважаю и ценю каждый из трёх народов и их типовых представителей. А они, типовые представители, - позитивные люди.

ЛОГИКА РАЗМЫШЛЕНИЙ
Рассуждаем ретроспективно с проекцией на настоящее время, поскольку характер народа формируется не за настоящий небольшой временной промежуток. Не за годы и десятилетия. Характер народа, как и сам народ, - текущий итог его жизни, провалов и свершений за многие столетия и даже тысячелетия.

В историческом процессе формирования трёх народов, как и любой крупной общности людей, огромное значение имели факторы духовно-нравственные, природно-климатические, политические и социо-культурные. Кратко упомянём о них, но не будем подробно рассматривать их влияние на становление русских, украинцев и белорусов. Эти процессы хорошо описаны историками и политологами, имеющими признанный авторитет в научном мире.

После развала Советского Союза, в напряжённых условиях вплоть до ведения военных действий на приграничных территориях, говорить только о хорошем будет странно для многих сторонников крайних точек зрения. И у каждого в его системе координат есть своя правда, против которой трудно возражать, которую «не переиначишь». Но то в частной системе координат. А надо бы для объективности подняться над ситуацией, над географией и временем. Потому, повторяюсь, будем о позитивном. Ведь, как известно, наши негативные стороны и недостатки - продолжение наших же достоинств и наоборот. Всё перемелется - мука будет.

Хороший пример эволюционного преодоления разногласий между народами - ситуация на столетиями передвигавшейся границе Франции и Германии. А границы практически всех стран на протяжении истории двигались постоянно. Германо-французские военные конфликты приводили к напряжённым отношением и вражде между странами и людьми, особенно в приграничной зоне. Области Эльзас и Лотарингия переходили «из рук в руки» французов и немцев многократно. Последний раз - в 1944 году, когда Эльзас и Лотарингия переданы Франции. Сейчас это французские департаменты Верхний Рейн, Нижний Рейн и Мозель. А все споры о том, чья это территория, окончены либо перенесены в маргинальную зону, и по большому счёту конфликтов и дискуссий между французами и немцами нет.

Исходим из постулата, что у каждой большой группы населения, у каждого народа есть свои уникальные положительные качества. Которые особенно хорошо раскрываются в большом, национальном масштабе. На работе ли, отдыхе ли, в бою ли. Каждый народ вносит свой нужный и уникальный вклад в мозаику мира.

С учётом перекрёстных генетических связей за многие столетия в чистом виде русского, украинца, белоруса вряд ли найдёшь. Поскреби любого жителя этой части Восточной Европы - увидишь в 3-м, 5-м или 10-м колене то ли венгра, то ли китайца, то ли француза. Не говоря уж о булгарине, еврее, кавказце, поляке, прибалте или татарине (опять же, в алфавитном порядке, чтобы без намёков). Так что, под русским/украинцем/белорусом будем понимать человека, живущего на территории России, Украины, Беларуси во многих поколениях и имеющего соответствующие народные черты характера и поведение.

ОБЩАЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ ТРЁХ НАРОДОВ
Пять сильных факторов легли в основу характеров русских, украинцев и белорусов:


  1. Генетическая близость русских, украинцев и белорусов. К примеру, специфическая восточнославянская гаплогруппа R1a1, передающаяся только по мужской линии с Y-хромосомой, есть у большей части мужского населения России, Украины и Беларуси. А в городах и сёлах глубинки доходит до трёх четвертей. Близкородственная генетика позволяет рассматривать три народа в их единстве со своими характерными особенностями.

  2. Религия . Большое влияние на формирование народного характера оказало христианство, преимущественно к православной ветви которого три народа принадлежат уже более тысячи лет.

  3. Природные условия . Климат, баланс тепла и холода, в течение календарного года, характер и плодородность почвы, наличие рек, озёр и морей в значительной степени определяли образ жизни людей.

  4. Оседлый образ жизни . Все три народа не кочевые, тысячелетиями жили на практически одной территории. Границы территории проживания изменялись, но сердцевина, центр проживания и формирования народа размещался в одном регионе. Соответственно, огромное значение в формировании народного характера имело ведение хозяйства, по большей части, хозяйства сельского.

  5. Оборона своего народа, страны . Задачи отражения внешней агрессии, практическое решение военных вопросов в большой степени формировали характер трёх народов, живших в разное время как в единой стране, так и по отдельности.

Не стоит рассуждать о банальностях, лучше выделять типовые, принципиальные качества. Чтобы понять архетипические черты 3-х народов, рассмотрим две важнейшие дихотомии:

1. Дихотомия “Индивидуализм / Коллективизм”

Индивидуальное творчество

Индивидуализм - Склонность вести деятельность индивидуально и в составе маленькой ячейки общества. В основном, в составе семьи либо круга близких родственников.

Коллективное творчество

Коллективизм - Склонность преимущественно к общественной деятельности, когда в состав неким образом организованной массы людей входят не только родные и хорошо знающие друг друга люди, но и не близко знакомые и не знакомые между собой.

Классические определения:

Индивидуализм - Принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества. Стремление к выражению своей личности, своей индивидуальности. (словарь Ожегова)

Коллективизм - Принцип общности, коллективное начало в общественной жизни, в труде, в какой-нибудь деятельности. (словарь Ожегова)

2. Дихотомия “Труд / Подвиг”

Труд и подвиг составляют дихотомию, поскольку эти два явления противоположны по своей сущности. Труд - достаточно равномерный процесс, растянутый в продолжительном времени. Подвиг - резкий рывок, решение нерешаемой в режиме размеренного процесса (например, процесса трудового) задачи и/или рывок с выходом на новый уровень системы.

Летняя страда

Труд - Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. (словарь Ожегова).

Два вида труда:


  1. Производственный труд. Деятельность человека, непосредственно связанная с созданием материального и интеллектуального продукта собственными силами, а также с помощью технических и интеллектуальных средств производства

  2. Управленческий труд. Деятельность человека, направленная на управление коллективом.

Труд ратный - труд во время военной кампании либо при подготовке к ней, когда планово и непланово проводятся соответствующие мероприятия и работа. Ратный труд нельзя считать отдельным видом труда, поскольку его можно разложить на производственный и управленческий. Производственный - непосредственное использование военным человеком себя, технических средств и вооружений для достижения военно-оборонного результата. Управленческий - руководство воинским подразделением, группой военнослужащих.

Героиня

Подвиг - Героический, самоотверженный поступок. Совершить подвиг. Воинский подвиг. Трудовой. Подвиг во славу Родины. (словарь Ожегова)

Два вида подвига:


  1. Боевой подвиг. Совершается ради своего боевого подразделения, ради группы незнакомых людей, ради народа, ради Родины.

  2. Трудовой подвиг. Трудовое свершение, сверхрезультат, достигаемый не за зарплату и премии, но для достижения принципиально новых результатов труда, для прорыва на качественно новый производственный уровень.

Подвиг совершается не ради себя любимого. И не ради своих близких родственников - детей, родителей, супруга. Совершить героический поступок для сохранения собственной жизни, жизни своей семьи вполне естественно и диктуется нашими природными склонностями. Подвиг в полном смысле этого слова совершается ради кого-то вне семейного ареала.

В настоящей статье не рассматривается духовно-религиозный опыт подвижников, а в социальном, житейском смысле подвиг ради себя - полная бессмыслица.

Две приведённых дихотомии составляют важную систему координат , в которой будем рассматривать русский, украинский и белорусский народы, характеризовать их. Не оценивать, а именно характеризовать. Образуется своеобразное двухмерное пространство дихотомий.

Пространство характеров трёх славянских народов

Соответственно, есть четыре сочетания из вышеприведённых дихотомий:


  1. Индивидуализм + подвиг.

  2. Коллективизм + подвиг.

  3. Индивидуализм + труд.

  4. Коллективизм + труд.

Первый вариант (индивидуализм + подвиг), невозможен, как это следует из приведённого выше рассуждения о подвиге. Подвиг ради себя и своих близких - не подвиг, а естественный поступок психически нормального человека.

Каждому из трёх народов свойственны все четыре качества рассматриваемых дихотомий . Их представители в истории добротно трудились и проявляли чудеса боевого и трудового подвига. Граждане каждого из них проявляют и индивидуалистические, и коллективистские качества. Но есть превалирующие качества, которые характеризуют большинство людей соответствующего этноса.

Хорошей иллюстрацией, подтверждением характера любого народа являются детали быта. К примеру, кухня, и фольклор - сказки, сказания, былины, пословицы. Чем мы и воспользуемся в дальнейших рассуждениях. Например, кочевые народы, соответственно их образу жизни, имеют фольклор (сказания, былины и притчи) о пространствах и странах, по которым им приходилось перемещаться. Чего практически нет у оседлых земледельческих народов.

РУССКИЕ. НАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОДВИГА


“Утро на Куликовском поле” (А.П.Бубнов)

Суровые и неровные в пространстве и времени природно-климатические условия жизни формировали русский народ. Постоянным, неспешным и размеренным темпом не проживёшь в таких в условиях.

Русскому человеку свойственен коллективизм в значительно большей степени, чем человеку из Западной Европы. Само слово «соборность» - русского происхождения, отражает реалии душевного склада и жизни русского народа.

Известно, что русскому человеку свойственно предельно мобилизоваться для выполнения серьёзной задачи.

Хозяйственная жизнь.

Практически вся территория исторической России, на которой происходило формирование русского этноса, - зона рискованного земледелия. Лето короткое, вегетативный сезон длится недолго, и сельскохозяйственная работа в этот короткий тёплый период предельно мобилизовывала людей. Работали все на то способные участники хозяйства. От посевной до сбора урожая - максимальный режим отдачи сил и энергии. Не будешь участвовать в коллективном труде в таком мобилизационном режиме - физически не переживёшь длинную холодную зиму. В средних широтах России сельскохозяйственные работы велись чуть более полугода, а на Севере и того меньше. Далее наступала зима, во время которой кроме поддержки в рабочем состоянии скота, да обеспечения текущей жизни семьи, пропитания да сугреву, серьёзных забот не было. По большому счёту, можно было просто «на печи лежать».

Часто возникающие войны на большой негустонаселённой территории также требовали нечеловеческих усилий всех, мужчин и женщин, стариков и детей. Соседство с этнически разнородными кочевыми народами на Востоке и хорошо вооружёнными и организованными на Западе определяло готовность к обороне страны, города, семьи. Участие в военных действиях боеспособной части мужского населения и дальние военные походы требовали предельной мобилизации. Даже большей, чем в хозяйственной деятельности русского народа.

Соответственно, когда тепла, времени и вооружений было маловато, сама жизнь заставляла русского человека решать хозяйские и житейские задачи в режиме подвига. Подвига в смысле социальном, соборном. Когда человек совершает поступок, проявляет чудеса героизма ради близких и далёких от него людей. Ради общины, ради народа, ради страны.

Русская кухня

Русская кухня проще, чем кухни южных народов, например, чем кухня украинская. На характер русской кухни накладывали отпечаток два обстоятельства - регулярные посты, достаточно широко практиковавшиеся в народе, и северное короткое лето, не позволяющее выращивать в изобилии различные виды растений, плодов, овощей и злаков, разводить большое количество скота. Сказывалось и не очень многочисленная и разнообразная фауна лесов и полей северных широт.

Преимущественно ржаная мука и выпечка из неё - хлеб, оладьи, блины. Супы - щи, расольники, уха, окрошка. Творог, сырники. Репа и разнообразные каши в докартофельную эпоху. Не часто приготовляемые мясные блюда до 18 века также формировали характер народной кухни.

Русские сказки

Бросается в глаза, что очень многие герои русских сказок - герои в полном смысле этого слова. Персонажи совершают выдающиеся боевые и трудовые подвиги, терпят суровые лишения и невзгоды, готовы на всё ради блага народа, Родины.

Русские пословицы

Собором и чёрта поборем.
Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.
Дружный табун и волков не боится.
Лучше умирать в поле, чем в бабьем подоле.
Двух смертей не видать (дум смертям не бывать), а одной не миновать.
Суп да каша - пища наша.
Доброе братство — дороже богатства.
Днём раньше посеешь - неделей раньше соберёшь.
Кончил дело - гуляй смело.
Один в поле не воин.

УКРАИНЦЫ. НАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТРУДА.

Семейное хозяйство

Около половины нынешней территории Украины находится в тёплых широтах вне зоны рискованного земледелия. Тёплый и более благоприятный климат по сравнению с ареалом проживания белорусов и русских исторически позволял украинскому народу получать больший урожай и меньше беспокоиться о холодной зиме.

Длинное лето, высокая продуктивность сельского хозяйства давали возможность трудиться на земле большую часть года. Соответственно, можно было постоянно и размеренно, не легко, но не форсируя, работать, чтобы обеспечить себя и близких пропитанием. Индивидуально, со своими ближайшими родственниками можно было обеспечить себе достаточно сытную жизнь.

Показательны украинские частные хозяйства. Ухоженная добротная хата с подворьем, чистые цветущие сад и поле, урожайная плодородная практически идеально присмотренная земля.

Оборона, ведение военных действий

Вместе с тем, воевать приходилось украинскому народу также немало. Более индивидуальный характер украинца проявлялся и в ведении военных действия. Быт и боевой характер «городка» вольных казаков Запорожской Сечи - тому пример.

Украинская кухня

Украинская кухня, без сомнения, лучшая среди кухонь восточных славянских народов. Самые вкусные борщи - украинские, вареники - известный воспетый в литературе украинский бренд. Более вкусной солянки, чем в недорогом придорожном кафе городка Умань мне за пределами Украины не доводилось пробовать. Топлёное или просто подогретое молоко в конце 80-х годов в кафе на киевском Крещатике имело неповторимый вкус, какого не припомню в Минске и городах России. Великолепные мясные блюда из свинины и говядины, уток и кур. Много вкусных овощных блюд и гарниров. Правда, по вопросу первенства украинского сала среди гурманов могу поспорить - белорусское в его разнообразных формах приготовления не хуже.

Украинские сказки

Многие герои украинских сказок - смекалистые люди, умно разрешающие встающие разнообразные и непростые житейские проблемы.

Украинские пословицы

Силою не хвались - краще трудись.
Маленька праця краща за велике безділля.
Без діла сидіти, то можна одубіти.
Праця людину годуэ, а лінь марнуэ.
Хату руки держать.
Гірко поробиш — солодко з’їси.
Де два українці, там три гетьмани.
Чужа хата гірше ката.
Хто дбає, той і має.
Роби на дворі - буде й в коморі.

БЕЛОРУСЫ. НАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА


Труженники БелАЗа

Хозяйствование, оборона и военные действия

Территорию проживания белорусского этноса нельзя назвать очень благоприятной для ведения сельского хозяйства. Беларусь, как и Россия, находится в зоне рискованного земледелия. Лето не длинное, вегетативный период не очень продолжительный. Да ещё «дрыгва» (бел.) - трясина и болота, коими богата была белорусская земля до тотальной мелиорации середины ХХ века. Соответственно, на большей части Беларуси требовались мобилизация и сильное коллективное начало для ведения сельского хозяйства.

Плотность населения выше, чем в России, но территория постоянно на протяжении веков была ареной сражений и войн. Бывали войны, в которых погибало более половины населения. Сама жизнь диктовала необходимость обороняться вместе, работать вместе. Выработался своеобразный белорусский характер. «Упёртый» (“упарты”, бел.) белорус упорно работает в летний, без избытка тепла, сельскохозяйственный период. Работает в значительной степени коллективно, потому как условия жизни требуют опоры на соседей и односельчан. Защищался во время военных действий тоже коллективно.

Простые условия жизни, простая пища, забота о выживании близких требовали общественного организационного начала, которое стало основой характера белорусского народа.

Белорусская кухня

Белорусская кухня проста и вполне сытна. Попроще украинской, но тоже интересна. Много мясных, мучных и картофельных (бульбяных) блюд. Мачанка, сало, полендвица, зразы известны за пределами Беларуси и любимы в народе. Драники, клёцки, колдуны, запеканки, бабки. Достаточно долгий холодный период приучил белоруса готовить соления и варенья “на зиму”. Квашеная капуста и огурцы - прекрасные источники витаминов, распространённые и любимые блюда белорусского народа. Свежие овощи и фрукты в основном употреблялись в пищу в тёплый сезон и несколько месяцев осени-зимы.

Белорусские сказки

Белорусские сказки, как и украинские, широко представляют народных героев, смекалистых умных мужиков и баб.

Белорусские пословицы

Адклад не ідзе ў лад.
Лепшая радня - свая раўня.
Без працы няма чаго хлеба шукаці.
Дружная праца - крыніца багацця.
Праца з балота робіць залота.
Хто працуе, таму і шанцуе.
Ад ляноты чакай бядоты.
Хоть ручки черны, да работа бела.
Чужое добро вылезет сквозь ребро.
Молчанка не пушит, а ссору потушит.

ИТОГ
Настоящее.

Русские, украинцы и белорусы обладают уникальными наборами качеств. Рассмотренные склонность к труду и подвигу, индивидуализм и коллективизм в разной степени проявляются, но присущи каждому из трёх народов. Дополняют три славянских народа друг друга своими характером и колоритом, и это важно. Полностью “покрывают” приведённую выше систему координат, где заполняются все возможные варианты национального характера. Образуют многоцветную и завершённую мозаику восточнославянских народов. Которая в свою очередь полноценно вписывается в общечеловеческую мозаику.

Будущее.

Возникающие вопросы и проблемы на постсоветском, большом евразийском пространстве и являющиеся серьёзным испытание для нас всех, разрешатся. Конструктивное сотрудничество и добрососедский спокойный мир наступят, как это было совсем недавно. Каким будет этот мир, какие формы и названия будут, - жизнь покажет. С учётом того, что глобализация - объективный процесс. Вопрос лишь в сущности и формах глобализации.


Мір и мир

——————————————————————————————-



Новое на сайте

>

Самое популярное