Домой Терапевтология Функции и задачи педагогики. Функции педагогики

Функции и задачи педагогики. Функции педагогики

Педагогика как наука

Свое название педагогика получила от греческого слова пай-дагогос (пайд - дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение .

Во взглядах ученых на педагогику, как в прошлом, так и в настоящем времени существуют три концепции.

  1. Междисциплинарная область человеческого знания. Однако такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т.е. как область отражения педагогических явлений. В педагогике в этом случае оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, культура, политика и др.).
  2. Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины , функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания. При таком подходе не может быть разработана целостная фундаментальная основа для функционирования и преобразования педагогической практики. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений.
  3. Продуктивной для науки и практики, по мнению В.В.Краевского, является только третья концепция, согласно которой педагогика — это относительно самостоятельная дисциплина , имеющая свой объект и предмет изучения.

Объект - "педагогический факт (явление) ". Являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики — это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Функции педагогической науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она реализует в органичном единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

  1. описательном или объяснительном — изучение передового и новаторского педагогического опыта;
  2. диагностическом — выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;
  3. прогностическом — экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности. Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

  1. проективный , связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный или регулятивный" (В.В.Краевский) план педагогической деятельности, ее содержание и характер;
  2. преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;
  3. рефлексивный и корректировочный , предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

Страница 3 из 42


3. Предмет, объект и функции педагогики
Предметом педагогики является особая функция общества – воспитание.
Но не только педагогика изучает образование. Его изучают другие науки, такие как философия, социология, психология, экономика и т. д. Так, например, экономист, определяя уровень возможностей «человеческих ресурсов», продуцируемых системой образования, пытается вычислить затраты на их подготовку. Социолог выясняет, хорошо ли готовит современная система образования людей, которые адаптируются к социальной среде, помогают научно-техническому прогрессу, различным социальным преобразованиям. Психолог изучает психологические аспекты образования как педагогического процесса. Политолог хочет выяснить, насколько эффективна государственная образовательная политика и т. д.
Вклад многих наук в изучение образования очень ценный, но эти науки не затрагивают важные, определяющие аспекты образования, связанные с каждодневными процессами развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития и с соответствующей ему структуре. И это понятно, так как изучение данных элементов определяет ту часть объекта (образования), которую должна изучать специальная наука – педагогика.
Предмет педагогики
Предметом педагогики является образование как целостный педагогический процесс. В данном случае педагогика является наукой, которая изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического образования.
В связи с этим педагогика вырабатывает теорию и технологию организации образования, формы и методы, которые совершенствуют деятельность педагога и различные виды деятельности учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.
Объект педагогики
А. С. Макаренко в 1922 г. высказал мысль об особенностях объекта педагогической науки. Он писал, что «многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является педагогический факт (явление)». В то же самое время человек не исключается из внимания исследователя. Но, являясь одной из наук о человеке, педагогическая наука предполагает исследование эффективности профессиональной практической деятельности педагогических процессов и явлений, направленных на формирование и развитие личности.
Поэтому в качестве объекта педагогика имеет не отдельного человека, его психику (это объект психологии), а систему образовательных и педагогических явлений, связанных с его развитием. Можно сказать, что объектом педагогики является та действительность, которая обусловливает развитие человека в процессе деятельности общества. Эти явления называются образованием. Это и есть предмет педагогики.
Педагогика рассматривает следующие проблемы:
1) сущность и закономерность развития личности и их влияние на воспитание;
2) цель воспитания;
3) содержание воспитания;
4) методы воспитания.
Функции педагогической науки. Функции педагогической науки, несомненно, определены ее предметом. Имеется в виду определение теоретических и технологических задач, поставленных в процессе выявления принципов и закономерностей педагогической деятельности. Это теоретическая и технологическая функции, которые педагогика осуществляет в ограниченном виде.
Теоретическая функция осуществляется на трех уровнях: 1) описательная – предполагает исследование новаторского опыта ученых-педагогов; на описательном, или, как его еще называют, объяснительном, уровне изучает основы новаторского педагогического опыта.
2) диагностический уровень – предполагает выявление состояния педагогических процессов, эффективности деятельности преподавателя и учащихся, установление причинно-следственных связей;
3) прогностический уровень – представляет собой экспериментальные исследования педагогического процесса, а также построение на их основе моделей преобразования действительности. Прогностический уровень теоретической функции раскрывает сущность педагогических процессов, научно обосновывает предполагаемые изменения. На этом уровне создаются определенные теории обучения и воспитания, а также модели педагогических систем, которые опережают педагогическую практику.
Технологическая функция также осуществляется на трех уровнях реализации:
1) проективный уровень – предполагает формирование критериев и принципов построения учебного пособия, составление методических разработок (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), которые воплощают теоретические концепции и определяют «нормативный, или регулятивный» (В. В. Краевский) план педагогической работы;
2) преобразовательный уровень – изучает и внедряет опыт педагогической науки;
3) рефлексивный уровень – предполагает определение степени влияния результатов исследований на практику образовательной деятельности и последующую коррекцию.

На каждом этапе исторического развития общества педагогика как наука отражала состояние образования, обучение и воспитание подрастающего поколения.

Педагогика развивалась в русле философских зна-как наука нил 0 человеке и обществе, но в XVI-XVII вв. она отпочковывается от философии, став самостоятельной наукой, означающей науку о законах воспитания, о передаче опыта одного поколения другому, наукой о процессе воспитания и обучения не только детей, но и взрослых. Общими для философии и педагогики являлись система взглядов на мир и место в нем человека, на место человека в обществе. Педагогика как частная наука философии сосредоточилась только на проблемах человека, личности и общества, воспитании, образовании и обучении, идеале воспитания, идеале личности в обществе.

Она стала наукой об образовании, процессе просвещения и самовоспитания личности.

Предметом педагогики является воспитание как сознательно организованный процесс (В.Е.Гмурман), происходящий в семье и обществе, в государстве, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях.

В основе педагогики лежит исследование педагогического процесса, в соответствии с которым создаются методы, методики и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников.

Педагогика изучает деятельность и ребенка и воспитателя, изучает педагогический процесс передачи взрослым поколением знаний, умений и навыков молодежи. Старшее поколение передает молодым свой опыт общественных отношений, научные знания, нормы морали.

Функциями педагогики является ее практическая и теоретическая направленность.
Теория педагогики объясняет обществу и человеку процесс и законы воспитания и обучения, образования и просвещения.

Теория педагогики направлена на то, чтобы обосновать процессы обучения и воспитания, дать практические рекомендации педагогам, как следует совершенствовать профессиональный труд. Этим педагогика помогает обществу развиваться, совершенствоваться, двигаться вперед.

Практическая функция педагогики состоит в вооружении педагогов-практиков научно-теоретическими обоснованиями методов обучения и воспитания.

В систему педагогических наук входят: общая педагогика, дидактика, теория воспитания, школоведение, история педагогики, дефектология и др.

Общая педагогика - это теоретическая система педагогических наук. Исследование педагогических знаний, теории и практики, методов и функций, места педагогики среди других наук, взаимосвязь педагогики с другими науками.

Дидактика (теория обучения) часть общей педагогики, которая изучает сам процесс обучения как средство воспитания и развития и то, как обучение влияет на воспитание, развитие и образование ребенка. Обучение состоит из двух взаимосвязанных явлений - преподавания профессиональной деятельности взрослых и учения - специально организованной детской деятельности.

Дидактика разрабатывает ЦЕЛИ, содержание, принципы, методы и средства обучения. Определяет направление частных методик и потому тесно связана с различными науками. Каждая методика имеет свою специфику.

На основе дидактики разрабатываются методы обучения, пособия, учебники и программы различных типов учебных заведений.

Теория воспитания изучает процесс развития личности, ее убеждений, анализирует конкретный процесс воспитания, его закономерности и перспективы. Теория воспитания ориентируется на исследование процессов воспитания в ходе учебной, трудовой, общественной, игровой, художественной и спортивной деятельности, а также организации межличностного общения; изучение методов воспитания личности. Учитываются интеллект, проявление воли, характера, чувств, потребностей, мотивов и интересов.

Теория воспитания анализирует связь между отдельными направлениями воспитания: трудовым, нравственным, умственным, правовым, эстетическим и физическим. Теория воспитания исследует процесс воспитания цельной личности.

Школоведение - часть общей педагогики. Исследует вопросы управления народным образованием, организацией учебно-воспитательного процесса, работу отдельных школ и педагогических коллективов; рассматривает содержание и методы организации управления школьным делом. Отражает процесс руководства системой народного образования, со стороны государственных планов разрабатывает научные принципы организации школьного дела.

История педагогики как часть общей педагогики исследует возникновение и развитие практики обучения и воспитания, различных педагогических теорий и концепций, методов обучения и воспитания в разные времена и у разных народов.

Анализирует и обобщает накопленный ценный педагогический опыт в воспитании подрастающего поколения. Этот опыт важен для современного учительства, так как поможет совершенствовать современную педагогическую практику.

Еще Л.Н.Толстой писал, что познать педагогику невозможно без знания истории педагогики.
Сравнительная педагогика занимается изучением тенденций и закономерностей обучения и воспитания у разных народов в различных странах. Знание сравнительной педагогики дает возможность использовать положительный опыт разных школ и народов для совершенствования собственного.

Дошкольная педагогика освещает вопросы обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Дефектология выделяется как специальная педагогика, определяющая работу с детьми с физическими и психическими отклонениями. Сурдопедагогика -- педагогика глухих и слабослышащих, тифлопедагогика - слепых и слабовидящих, олигофренопедагогика - умственно отсталых, а также наука о нарушениях речи и путях их преодоления - логопедия.

Педагогика высшей школы выделяется отдельно и является частью педагогики взрослых. В ней отражается специфика образовательных и воспитательных задач в работе со студентами вузов.

Существуют и другие научные подразделения: педагогика семьи, профессиональная (рабочая) педагогика, военная педагогика и исправительно-трудовая. Каждое из названных направлений имеет свои особенности.

На каждом этапе исторического развития общества педагогика как наука отражала состояние его образования, обучения и воспитания. Веками в науку о воспитании вносились новый опыт и новые обобщения. Педагогика развивалась благодаря совершенствованию опыта, практике прогрессивных школ и педагогов.

Воспитание подрастающего поколения существовало на самых первых этапах развития цивилизации.

Из памятника «Книга пророчеств» мы узнаем о жреческих школах древнего народа майя, из древнейших трактатов японских мудрецов - о воспитании японской девочки, о семейном воспитании в древнем Китае из философии Конфуция.

В глубокой древности еще в рамках философских знаний общество выдвигало идеал воспитания. В государстве инков (IX-XV вв.), считая себя «сынами Солнца», жрецы учили людей Земли «жить жизнью достойной человека». Это их общественное сознание, идеология и философия жизни.

В основе буддизма - бытие личности, ее страдания, освобождение от страданий, терпимость. Идеал человека в Древней Индии (V-VI вв. до н.э.) - идеал доброты. В основе его воспитания - познание психологии личности, так как главное - свободная личность, ее независимость от окружающего мира.

Содержание образования в древней Индии заслуживает особого внимания. Многие открытия, которые приписываются греческим и европейским ученым, относятся к древнеиндийским учениям. Например, математика. Цифры, называемые арабскими, были известны в древней Индии. То же относится к медицине и астрономии. Учебниками были словари по различным знаниям. Первый Букварь содержал свод Законов, по ним учили читать и писать.

Идеальный человек древнекитайского мыслителя и философа Конфуция (551-479 гг. до н. э.) должен был согласовывать свое поведение с требованиями общества. Его принцип: «Чего не желаешь себе - не делай другим» был в основе воспитания. Он впервые разработал концепцию идеального человека и воспитание ребенка в семье: «почитай родителей», «не бросай их», «будь почтителен», «не выражай досады на них». Хороший отец должен дать сыну образование, профессию и привить правила поведения.

В период расцвета Афин странствующие философы - софисты - были учителями красноречия. Они за плату учили молодежь произносить речи, вести политические беседы, убеждать и спорить, что требовало знаний логики и философии. Беседы софистов посвящались вопросам права и этики. Главное в жизни человека, считали они, - это познание, и то, что человек познает, является в жизни истинным. Софисты впервые выдвинули вопрос о важности воспитания.

Греческий философ Сократ считал, что высшей добродетелью человека являются знания, а его безнравственное поведение - результат незнания.

Сократовский метод воспитания - метод самопознания, это призыв анализировать поступки человека и делать выводы для самовоспитания. Сократовский метод обучения - путем вопросов и ответов побуждать учеников самим находить ответы.

Идея гармонического развития личности идет от ученика Сократа Платона (472-348 гг. до н.э.). От него до нас дошла идея воспитания детей в государственных воспитательных домах, регулирование государством деторождения. От Платона через средневековье, через «новое время» пришла программа обучения в школах, получившая во времена Платона название «семь свободных искусств» (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка).

От величайшего философа Греции Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) ученые восприняли идею развития способностей человека, заложенных природой, основной целью воспитания.

Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.) выделял как главное в воспитании знание природы человека, его природосообразное воспитание, в основе которого должен быть Труд.

Сочинение Квинтилиана (ок. 35 - ок. 96 г. н.э.) «Наставление оратору» положило начало обучению ораторскому искусству.

Средневековая педагогика почти 12 веков определялась догмами богословия. О воспитании и обучении в средневековой Киевской Руси узнаем из летописей, литературных и исторических памятников, из различных «Слов» и «Поучений», дошедших до наших времен.

Научный подход в педагогике к проблемам обучения и воспитания начинается с Яна Амоса Коменского (1502-1670) и его книги «Великая дидактика» (1654), где впервые были сформулированы принципы, методы и формы обучения. Коменский четко сформулировал цели умственного, нравственного и религиозного воспитания. В частности, обосновывая цель обучения как познание человеком самого себя и окружающего мира, управление собой и почитание Бога.

Новое время. Французская философия и английская экономическая мысль выдвигают идеал воспитания нового человека. О воспитании джентльмена, человека, умеющего вести дело, пишет Джон Локк (1632-1704). Патриот и гражданин, здравомыслящая личность - таким представлял себе идеал воспитания К.Гельвеций (1715-1771).

Жан-Жак Руссо (1712-1778) ставит перед воспитанием цель - воспитать «не судью, не солдата, не священника, а человека».

Таким образом, хотя педагогика и выделилась в самостоятельную науку, но эта самостоятельность относительна, поскольку и педагогика и философия, изучая человека, находятся в постоянной взаимосвязи.

Социалисты-утописты (Томас Мор, Т.Компанелла, Р.Оуэн, А.Сен-Симон, Ш.Фурье) выдвинули как идеал воспитания формирование всесторонне развитой личности, для становления которой необходимо соединение обучения с производительным трудом и всеобщее равное образование.

В программах школ Нового времени, и европейских странах и в России, наряду с религиозными выдвигают вопросы светского и реального образования.

Восемнадцатый век - Век Просвещения. В России реформы Петра I в области образования - это эпоха создания светской школы, создание демократической профессиональной школы. И.Посошков, Ф.Салтыков, В.Н.Татищев считали необходимым всеобщее образование народа для развития России. Развертывалась сеть закрытых сословных учебных заведений. По существу - это попытка «создать новую породу людей». Открытием «Воспитательных домов», Смольного Института благородных девиц И.И.Бецкой и Екатерина II пытались претворить эту идею в жизнь.

На педагогическую теорию и практику европейских стран XIX в. оказали влияние труды И.Г.Песталоцци (1746-1827), И.Гербарта (1776-1841), АДистерверга (1790-1866), а в России педагогические взгляды и просветительская деятельность декабристов и революционных демократов.

В XIX в. в России педагогическая мысль от общих вопросов системы и содержания образования обращается к конкретным проблемам народной и национальной школы, воспитывающему обучению и подготовке учителя, к дисциплине и качеству урока, к оценке, поощрению и наказанию и нагрузке учеников во время обучения. Придавалось большое значение воспитательной функции религии.

В середине XIX в. статья Н.И.Пирогова «Школа и жизнь» стала предметом дискуссии педагогической общественности о важности связи обучения с требованиями общества.

Яснополянская школа Л.Н.Толстого была своеобразным экспериментом воспитания творческой личности в среде крестьянских детей.

Во второй половине XIX в. в связи с расширением сети частных учебных заведений и церковноприходских школ, женского и внешкольного образования выдвигаются проблемы домашнего и религиозного воспитания, развертываются дискуссии о приоритетах классического или реального образования. Активизация общественной деятельности в области системы социального воспитания нашла свое отражение в развитии педагогики как общественной науки.

Событием в истории отечественной педагогики стали статьи и книги К.Д.Ушинского о научном статусе педагогики. Он дал педагогике определение науки, сформулировал предмет и исследования, закрыв тем самым дискуссию: наука или искусство педагогика. Вопреки отрицанию научной значимости педагогики и определению ее только как науки прикладной Ушинский придавал огромное значение развитию педагогической теории и практики в их единстве. Он рассматривал воспитание личности в зависимости от знания наук о человеке: анатомии, физиологии, патологии, психологии, логики, филологии, географии, политэкономии и истории. Ушинский утверждал: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна знать его во всех отношениях». На первое место среди перечисленных выше наук он выдвигал психологию.

Последователи К.Д.Ушинского успешно экспериментировали и развивали отечественную педагогику. М.М.Монасеина исследовала процесс развития личности, П.ФЛесгафт - физическое и семейное воспитание, Х.Д.Алчевская рассматривала методику обучения взрослых, В.Я.Стоюнин, Н.Ф.Бунаков, В.И.Водовозов и др. внесли большой вклад в развитие теории отечественной педагогики.

В начале XX в. общественно-педагогическое движение поднимает проблемы свободного воспитания и семейной педагогики (К.Н.Вентцель), педагогики среды (С.Т.Шацкий) и социальной педагогики.

Послеоктябрьский период развития педагогики в России - период создания новой школы, новой системы образования, где первостепенными были проблемы педагогики коллектива, воспитание личности в коллективе, воспитание всесторонне развитой личности - строителя нового общества.

Изучая человека, педагогика обобщает накопившийся в истории человечества опыт отношений между людьми: отношения человека в семье и в обществе, отношение к близким и к самому себе.

Каждая наука пользуется своими понятиями. Определенные понятия существуют и в педагогике. Понятие формирование - это процесс развития, становления личности в конкретных условиях жизни общества.

Просвещение - распространение научных знаний в народе о мире, о человеке. Для России век просвещения - век XVIII, а затем XIX проявляется в стремлении просветить всех и поднять культуру народа. Для просвещения в XX в. характерно распространение самых широких знаний в области экономики, закона и права, музыки, искусства и педагогики.

«Образование» - в буквальном смысле «формирование образа» мыслей, действий человека в обществе. Это процесс усвоения знаний, умений и навыков. Основной путь получения образования - обучение в различных учебных заведениях.

Обратим внимание на определение образования забытым русским педагогом Сергеем Иосифовичем Гессеном (1887-1950). Он рассматривал образование как культуру личности, процесс приобщения человека к ценностям науки, искусства, религии, нравственности, п2рава, экономики. В этом, считал он, основа развития личности.

Ученый отмечал, что «подлинное образование заключается не в передаче того культурного содержания, которое составляет особенность поколения образовывающего, но лишь в сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры».

Цели образования Гессен формулирует как иерархию целей-заданий. И первостепенным в них является становление личности, личности творческой, способной научно мыслить. Он обращает внимание на социальные факторы, которые влияют на личность, считая главным в образовании личности ее способность к деятельности и стремление к приобретению культурных ценностей.

Воспитание - это процесс влияния на человека с целью формирования личности, развития ее физических, умственных и нравственных качеств в соответствии с требованиями жизни.

Обучение - двусторонний процесс учения и преподавания. Процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной деятельности. В учении ребенок познает окружающий мир, а преподавание - руководство педагогом процесса познавательной и учебной деятельностью ребенка.

«Система образования» представляет существующее общее и специальное образование. Общее - это начальное и среднее образование, которое дает знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку. Специальное образование (среднее, высшее) дает знания, умения и навыки, необходимые работнику определенной профессии.

Педагогический процесс - воспитание личности в единстве обучения и воспитания, так называемый «учебно-воспитательный процесс». Чаще этот термин относится к школе, где происходит взаимодействие учителя и ученика, директора и учителей, воспитателей, коллектива педагогов, родительского актива, общественности, производств, окружающих школу. Педагогический процесс представляет единство развития, обучения и воспитания личности, противоречия и закономерности каждого из элементов.

Педагогика - это сложная общественная наука, объединяющая, интегрирующая и синтезирующая в себе данные всех учений о детях. Она определяет каноны формирования социальных отношений, оказывающих влияние на развитие будущего поколения.

Цели и задачи педагогики

Аспекты педагогической действительности влияют на ребенка не только во время непосредственного воздействия, но и впоследствии находят свое отражение в событиях его жизни.

Главная цель педагогики состоит во всемерном способствовании процессу самореализации индивида и развитию социума с помощью научного подхода, а также в разработке и реализации результативных способов ее совершенствования.

В начале третьего тысячелетия, полного важных событий, возрастает необходимость утверждения в сознании россиян гуманистических идей. Это возможно только при условии осуществления педагогического подхода во всех сферах жизни. Лишь тогда можно будет прогнозировать эффективность воспитательной и образовательной деятельности.

Таким образом, задачи и функции педагогики связаны с описанием, объяснением и прогнозированием событий и процессов, имеющих место в образовательной сфере. Именно это определяет необходимость разделения задач на теоретические и практические. Задачи и функции педагогики формулируются исходя из научных принципов, а далее воплощаются в фактической деятельности.

  1. Выявление основных закономерностей воспитательно-образовательного процесса.
  2. Анализ и обобщение опыта педагогической деятельности.
  3. Разработка и обновление методологической основы; создание новых систем обучения и воспитания.
  4. Использование результатов педагогического экспериментирования в практике преподавания.
  5. Определение перспектив развития образования в ближайшем и отдаленном будущем.

Фактическое же воплощение теории, то есть выполнение практических задач, происходит непосредственно в учреждениях образования.

Объект педагогики

Задачи и функции педагогики как науки сформулированы достаточно четко. Их содержание никогда не вызывало противоречий у специалистов и исследователей.

Еще в начале XX века А. С. Макаренко обращал внимание на специфичность объекта педагогики. Он не соглашался с большинством исследователей того времени. А.С. Макаренко считал ошибочным их мнение о том, что в качестве объекта педагогики выступает ребенок. Эта наука изучает аспекты деятельности, направленные на формирование социально значимых качеств личности. Следовательно, объектом педагогической науки является не человек, в направленный на него воспитательный процесс, совокупность педагогических мероприятий, определяющих развитие индивида.

Предмет педагогики

Проблематика воспитательного и образовательного процесса косвенно связана со многими науками: философией, социологией, психологией, экономикой и другими. Но, ни одна из них не затрагивает сущности деятельности, определяющей повседневные процессы роста и развития ребенка, а также взаимодействие учителя и школьников. Только педагогика занимается изучением закономерностей, тенденций и перспектив развития воспитательно-образовательного процесса как одного из факторов становления личности человека.

Таким образом, предмет этой собирательной общественной науки включает в себя закономерности становления процесса воспитания во времени, которые тесно связаны с канонами развития социальных отношений. Также и функции педагогики отражают совокупность особенностей и условий осуществления педагогического воздействия.

Педагогика как наука

Важнейшие функции педагогики как науки связаны с познанием законов, регулирующих воспитание, образование и обучение индивида и разработкой оптимальных средств решения основных задач личностного развития человека.

Для конкретизации специалисты выделяют теоретическую и технологическую функции педагогики.

Реализация каждой них предполагает наличие трех деятельностных уровней.

Уровни теоретической функции:

  1. Описательный, или пояснительный , на котором изучается передовой и новаторский педагогический опыт.
  2. Диагностический , в рамках которого выявляется состояние, условия и причины явлений, сопровождающих взаимодействие учителя и ребенка.
  3. Прогностический , подразумевающий проведение экспериментальных исследований, выявляющих педагогическую действительность и нахождение способов ее преобразования. Этот уровень связан с созданием теорий и моделей взаимодеятельности участников педагогических отношений, которые используются на практике.

Уровни технологической функции:

  1. Проективный , включающий разработку соответствующего перечня методического материала (учебные планы, программы, пособия и т. д.) содержание которых воплощает теоретические основы педагогики.
  2. Преобразующий , связанный с внедрением научных достижений в образовательный процесс с целью его усовершенствовать.
  3. Рефлексивный, или корректирующий , предполагающий проведение оценки влияния педагогических исследований на учебную и воспитательную практику, по результатам которой можно провести корректировку, учитывая взаимосвязь науки и практики.

Основные категории педагогики

Функции педагогики проявляются по-разному в зависимости от категории, в рамках которой осуществляется воздействие на ребенка.

Любая должна строиться на четком разграничении обыденных представлений и научных знаний. Первые отражаются в повседневной практике воспитания и обучения. Вторые - это обобщенные результаты педагогического опыта, которые представлены категориями и понятиями, закономерностями, методами и принципами организации педагогического процесса. Становление данной науки сопровождалось постепенным разграничением понятий, что стало предпосылкой для формирования трех педагогических категорий: это воспитание, обучение, образование.

Воспитание

Современная наука трактует понятие «воспитание» как общественное явление, характеризующееся передачей исторических и культурных ценностей, формирующих впоследствии соответствующий опыт, передачу его из поколения в поколение.

Функционал воспитателя:

1. Передача опыта, накопленного человечеством.

2. Введение в культурный мир.

3. Стимулирование самовоспитания и саморазвития.

4. Оказание педагогической помощи при возникновении трудных жизненных ситуаций.

Результатом воспитательного процесса является формирование у ребенка индивидуального отношения к пониманию мира, других членов общества и самого себя.

В задачах воспитания всегда отражается историческая потребность общества в подготовке будущих поколений, способных к реализации определенных общественных функций и социальных ролей. То есть совокупность систем, обусловливающих содержание, характер и задачи данной педагогической категории, находится в соответствии со сложившимися этнонациональными традициями, особенностями общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархией, а также с политической и идеологической доктриной государства.

Обучение

Задачи деятельности учителя:

1. Преподавание, то есть целенаправленная передача знаний, жизненного опыта, способов деятельности, основ культуры и науки.

2. Руководство освоением знаний, формированием навыков и умений.

3. Создание условий для школьников.

Таким образом, суть диалектического отношения «обучение—воспитание» состоит в развитии деятельностных и личностных черт индивида, основанном на учете его интересов, приобретенных ЗУН, способностей.

Образование

Третья педагогическая категория - образование. Это многогранный процесс, включающий в себя несколько направлений деятельности, в частности, формирование у учащихся ценностного отношения к обществу и себе; совокупность мероприятий по обучению и воспитанию.

Наличие различных видов образовательных учреждений обусловливает специализацию педагогических категорий. Их классификация отражает ступени: детский сад, начальная школа, средняя школа и т. д. Соответственно, и содержательная и методологическая сторона на каждом этапе образования специфичны. Категории педагогики дошкольного возраста имеют свои особенности, связанные с тем, что основной для ребенка 2-7 лет является игра. Воспитание для этого возраста является основой развития. А затем, когда учеба занимает главенствующее место в жизни школьника, соотношение значимости педагогических категорий меняется.

Исходя из вышесказанного, педагогику следует считать наукой о сущностных закономерностях и методологических основах (принципы, методы и формы) обучения и воспитания индивида.

Дошкольная педагогика

Объект педагогики, воздействие которой направлено на ребенка специфичен. Его особенность обусловлена возрастом, и как следствие - мышлением, вниманием, памятью и основными видами деятельности детей в возрасте до 7 лет.

Задачи дошкольной отрасли науки формулируются с учетом ее теоретической и прикладной роли, социально-педагогической значимости, отражающей главные функции педагогики.

1. Способствование процессу воспитания и обучения детей в соответствии с требованиями современного общества.

2. Изучение тенденций и перспектив педагогической деятельности в дошкольном учреждении как одной из основных форм развития ребенка.

3. Разработка новых концепций и и обучения детей.

Функции дошкольной педагогики

1. Описательно-прикладная, представляющая собой научное описание актуальных программ и технологий, использование которых в образовательном процессе служит гарантией гармоничного развития личности.

2. Прогностичная, заключающаяся в научном прогнозировании и поиске способов совершенствования педагогической деятельности в ДОУ.

3. Творческо-преобразовательная, заключающаяся в учете результатов научных исследований и создании проектно-конструктивных технологий.

Предмет, задачи, функции педагогики взаимосвязаны. Их совокупность определяет содержание образовательной деятельности, которое обусловлено основной целью данной науки, состоящей в способствовании гармоничному личностному развитию индивида.

Введение

На каждом этапе исторического развития общества педагогика как наука отражала состояние образования, обучения и воспитания подрастающего поколения.

Развитие педагогики как науки проходило в русле философии (знания о человеке и обществе). Лишь в 16-17 вв. педагогика становится самостоятельной наукой. В рамках философии рассматривались в основном взгляд на мир и место в нем человека, взаимосвязь человека и общества. Педагогика как частная наука сосредоточилась на проблемах:

  • -- человек;
  • -- личность и общество;
  • -- воспитание, образование, обучение;
  • -- идеалы воспитания;
  • -- идеал личности в обществе.

Педагогика становится наукой об образовании, процессе просвещения и самовоспитания личности.

Функции педагогической науки

Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает. Эти функции взаимосвязаны. Так, предпосылкой для предсказания (прогностической функции) является объяснение положения вещей путем поиска закономерностей, из которых это положение вытекает в данных условиях. Объяснение, например, неэффективности того или иного метода обучения можно дать на основании описания фактов, когда его применение не приводило к усвоению учениками конкретного учебного материала.

Однако педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свою специфику. Хотя процесс получения педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания и внедрение в этот процесс точных, строгих методов исследования необходимо, характер и результаты педагогического исследования в значительной степени определяются влиянием установок ценностного практического сознания, как это всегда имеет место в социально-гуманитарной области. Поэтому построить педагогическую науку полностью по образцу дисциплин естественнонаучного цикла не удается. Прогностическая функция педагогической теории в отличие, например, от теории в физике состоит не только в том, что она дает возможность предвидеть, как процесс (в данном случае педагогический) будет протекать «сам по себе», без нашего вмешательства. Важно не только охватить «самодвижение» объекта и на этой основе предсказать, как будет вести себя именно эта, изучаемая нами, педагогическая система. Необходимо еще показать, как эту систему можно преобразовать, улучшить. Задача будет двуединая: не только изучать, но и конструировать. Поэтому к перечню уже упомянутых функций науки необходимо сделать некоторое дополнение. Остановимся на этом вопросе подробнее.

Процесс получения в педагогике знаний, отображающих действительность в теоретическом или эмпирическом знании, принципиально не отличается от того, что происходит в таких науках, как физика, химия или, например, история. Но педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого, хотя бы и самым достоверным. От нее требуется влиять на педагогическую действительность, преобразовывать, совершенствовать ее. Поэтому в ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между разными дисциплинами: научно-теоретическая и конструктивно-техническая (нормативная, регулятивная). Научно-теоретическая функция присуща таким фундаментальным наукам, как физика, химия, биология, конструктивно-техническая -- техническим наукам, медицине и т.п. В педагогике же эти функции совмещаются. Педагогику нельзя характеризовать только как теоретическую или только как прикладную науку Она, с одной стороны, описывает и объясняет педагогические явления, с другой -- указывает, как нужно обучать и воспитывать. Реализуя научно-теоретическую функцию, исследователь отражает педагогическую действительность как она есть, как сущее. В результате получаются знания об успешности или неуспешности работы учителей по новым учебникам, о трудностях, которые испытывают учащиеся при изучении учебных материалов определенного типа, о составе, функциях и структуре содержания образования и т.п.

Осуществляя конструктивно-техническую функцию, исследователь отражает педагогическую действительность такой, какой она должна быть. Это знания о должном -- о том, как нужно планировать, осуществлять и совершенствовать педагогическую деятельность в соответствии с целями учебно-воспитательного процесса и условиями, в которых он протекает. Сюда относятся и принципы обучения отдельным предметам, педагогические правила, методические рекомендации и т.п.

Функции педагогической науки разделяются на теоретическую и технологическую функцию.

Теоретическая функция педагогики представлена тремя уровнями:

  • -- описательно - объяснительным;
  • -- диагностическим;
  • -- прогностическим.

Первый уровень реализуется в изучении передового педагогического опыта (описательный уровень).

Второй уровень позволяет выявить состояние педагогических явлений, эффективность деятельности педагога и воспитанников, определить условия и факторы, их обеспечивающие (диагностический уровень).

Третий уровень реализуется в экспериментальных исследованиях педагогической действительности, что позволяет создавать на их основе модели преобразования этой действительности (прогностический уровень).

Технологическая функция педагогики связана:

  • -- с разработкой методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, методических рекомендаций), что позволяет проектировать план педагогической деятельности (проективный уровень);
  • -- с внедрением достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее преобразования (преобразовательный уровень);
  • -- с оценкой влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания, позволяющей рефлексировать и корректировать взаимодействие научной теории и практической деятельности (рефлексивный уровень).

Исходя из этих функций, основными задачами педагогики являются:

анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем;

разработка теоретико-методологических основ образования;

выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами;

определение содержания образования в конкретных условиях;

разработка образовательных стандартов;

разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогический инноваций;

внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику;

изучение истории развития образования и педагогической мысли.



Новое на сайте

>

Самое популярное