Домой Ревматология Положение о попечительском совете образовательной организации высшего образования. Положение о попечительском совете образовательного учреждения

Положение о попечительском совете образовательной организации высшего образования. Положение о попечительском совете образовательного учреждения

Кто в школе главный известно даже первоклашкам. Конечно, директор. Он - стратег и тактик, на его плечах решение множества организационных вопросов, в том числе - постоянные поиски источников финансирования...

Но разве может один человек быть в ответе за все и всех? Вопрос спорный. Однако, даже самому крепкому администратору не помешают добровольные помощники. Тем более, когда дело касается денег, материальной ответственности. Тот же директор имеет право расходовать лишь бюджетные средства. Но их не хватает на элементарные вещи! Выручает спонсорство, благотворительность. Но тут - темный лес с оформлением, налогами, законностью проведения "сделок"... Здесь и пригодятся помощники - общественные организации, члены Попечительского совета школы.

В прошлом в попечительские советы гимназий и лицеев входили "сильные мира сего" - представители купеческого сословия, дворяне, губернаторы и чиновники высшего ранга. У них была реальная возможность влиять на происходящее в "подшефных заведениях". И содействовали они не только материально - следили за качеством образования, поощряли одаренных детей, привлекали внимание общественности к учебным проблемам.

А что сейчас? Увы, ситуация не такая безоблачная. Крупные организации, серьезные спонсоры, известные деятели обычным школам помогают "со скрипом", финансируют среднее образование вяло. И причина не в том, что не хотят - слишком много нужно преодолеть на этом пути бюрократических препон, формальностей! Купить стулья, парты в классы - и то проблема. Предприниматели ждут, пока будут приняты целевые программы помощи - с льготным налогообложением, продуманной правовой основой. С другой стороны, сами директора школ, администрация часть полномочий общественным советам уступать не спешат. Вот и выходит на деле: попечительские советы превращаются в раздутый родительский комитет, основная цель которого - сбор денег.

Поможем материально

По данным фонда "Общественное мнение", 67% родителей готовы потратить на образование детей серьезные средства. При этом различные суммы регулярно тратит на "школьные нужды" около 90% семей учеников!

Несакционированные поборы - "головная боль" большинства пап и мам. Так, в мае несколько директоров школ и заведующих детских садов были сняты с должностей за систематическое получение взяток. Многие любители "легких" родительских денег получили предупреждения и строгие выговоры.

Но если взносы за поступление в школу или перевод из класса в класс запрещены категорически, то что делать с легализованными сборами - за услуги охранного агентства, "тревожную кнопку", дополнительные занятия? Департамент образования не преклонен: наличные деньги в школе ходить не должны. Во-первых, оборот наличности затрудняет налогообложение. Во-вторых, велик шанс, что часть средств "осядет" по дороге в чьих-нибудь карманах.

Варианты решения проблемы существуют - проводить все платежи через специально созданный фонд или попечительский совет.

Татьяна, мама первоклассника :
"Перед началом учебы провели собрание. Главный вопрос - сбор денег. Раньше было просто: сложились "по рублю", определили, что нужно купить, сдали сумму педагогу - проблемы решены. А сейчас? Средства можно перечислять лишь "безналом" на счет образовательного фонда. Кто поручится, что они пойдут именно на ремонт нашего 1 "В" класса, а не на другое дело?"

Такой вопрос не возник бы, будь в этой школе Попечительский совет.

Простой пример - в школе не хватает компьютеров и учебных пособий по математике или русскому языку. Бюджетными средствами в этом году подобные траты не предусмотрены. Принимается решение: собрать некую сумму денег на школьные нужды. Но денег хватает только на что-то одно - либо на приобретение пособий, либо - компьютеров. Когда в учебном заведении действует попечительский совет, вопрос решается с учетом его мнения. Если же это делает администрация, чиновники, то родителей просто ставят перед фактом.

Что дает мамам и папам создание подобного органа? В первую очередь, гарантию, что средства не будут тратиться бесконтрольно. Он принимает решения, куда конкретно направить деньги, какую сумму.

"Одна из основных задач попечителей - привлекать и распределять дополнительные финансы для образовательных целей. Ключевые слова здесь - "привлекать и распределять" - считает руководитель пресс-службы Департамента образования Москвы А.В. Гаврилов.

Влияем на учебный процесс

Тесное сотрудничество попечительского совета со школьной администрацией не только по финансовым, но по многим другим вопросам, партнерство и полное взаимопонимание!.. Звучит заманчиво, но пока только звучит. Так должно быть. В идеале. На деле же педагоги не хотят подпускать "посторонних" к учебному процессу. Они готовы принимать материальную помощь, но не более: "Мы лучше знаем, чему и как учить своих учеников".

Подобная позиция лишь укрепляет веру родителей: "Ну, конечно, школу не волнует ничего, кроме поборов!" Тупиковая складывается ситуация, ведь обе стороны по-своему правы...

Но выход из нее есть. Необходимо четко, детально определить полномочия попечительского совета, закрепить их юридически.

Во-первых, Попечительский совет должен быть зарегистрирован как автономная от школы организация. Даже если представители школы против, стоит настоять и убедить. Если совет является лишь одним из подразделений школы, он недостаточно самостоятелен. Фактически зависит от администрации. Находится в подчиненном положении.

Во-вторых, все спорные моменты, права и обязанности совета нужно запротоколировать в уставе школы и положении о создании попечительского совета. Между учебным заведением и попечительским советом заключается договор о сотрудничестве.

Устав разрабатывается совместно администрацией и представителями родительского сообщества. В некоторых особо "продвинутых" школах в процесс вовлекаются сами ученики.

Родители, которые не входят в состав попечительского совета, имеют право в любой момент обратиться к его представителям за разъяснениями, помощью или поддержкой. Рассматриваются все поступающие предложения. С самыми интересными знакомят директора школы.

Что может попечительский совет с "расширенными" полномочиями?

  • Контролировать целевое использование средств внебюджетного характера. Пример: с учеников были собраны деньги на озеленение школьных помещений. Попечительский совет имеет право потребовать предоставления чеков из магазинов, пересчитать количество купленных растений.
  • Получать информацию от администрации школы о соблюдении финансовой дисциплины, выполнении государственной программы. Вы можете поинтересоваться не только судьбой собранных вами денег, но и тем, как израсходованы выделенные бюджетные средства.
  • Вносить предложения в план работы школы. То есть, посоветовать педагогу и директору обратить внимание на ту или иную учебную программу. Но окончательное решение - принадлежит не вам.
  • Организовывать разъяснительную работу среди населения, в целях привлечения средств для небюджетного финансирования школы. Сумеете привлечь в качестве спонсора местный завод, магазин или рынок - уменьшатся размеры взносов с родителей.

Вместо резюме

Попечительское движение только начинает шествие по стране. Школы признают - общественные организации нужны. Не возражают и родители. Однако те и другие первый ход делать не спешат. Мамы и папы не до конца понимают преимущества Советов. Администрации школ справедливо полагают, что искусственное насаждение системы попечительства может быть воспринято в штыки, как еще один способ легального вымогания денег.

Государственные чиновники в прогнозах осторожны: чтобы Попечительские советы снова прижились в России, должно пройти время. Начальные пять -десять лет - пробные. Не удивительно, что первый, второй и даже третий блин могут выйти комом.

Окажется ли ваша школа в числе новаторов или выберет политику выжидания - решать только вам.

Решение принято. Группа энтузиастов решила создать Попечительский совет.

Идеальный вариант - проконсультироваться с юристом, который поможет составить все необходимые бумаги.

Хотите быть самостоятельными во всем? Положение о попечительском совете должно содержать следующие пункты:

  • Общие положения. (Задача этого пункта - объяснить значения используемых понятий);
  • Порядок создания Совета (Должен содержать ответы на вопросы: Насколько часто избирается Попечительский совет? Кто и как может вступить в него?)
  • Цели Попечительского совета (Глобально. Например, защита прав школьников, обеспечение представления интересов школы в органах государственной власти и т.д.);
  • Задачи совета (конкретные дела - привлечение средств, совершенствование материально-технической базы, контроль за финансовыми потоками и.т.д.):
  • Права и обязанности (Что обязан делать совет? На какие шаги в отношении администрации и школы, и в целом, он имеет право?).
  • Организационные моменты (Как часто будут проходить заседания Совета, кто является Председателем Совета Попечителей, как оформляется делопроизводство и т.п.).

Тонкий момент

Не путайте два совета - Совет школы и Попечительский совет. Первый состоит из представителей администрации, родителей и учеников в равных долях и решает общественные и административные вопросы.

Записная книжка родителя

На вопросы родителей отвечает руководитель пресс-службы Департамента образования Москвы А.В. Гаврилов.

Я хотела бы иметь возможность общаться с классным руководителем моих детей, преподавателями школы, видеть, в каких условиях занимаются дети. Но в школу, после усиления мер по безопасности, никого не пускают, в учительскую запрещают звонить. Есть ли приказ, ограничивающий доступ родителей в школу? Имею ли я законные основания настоять на своем?

Конечно, запрет звонить в учительскую - это крайность, такого быть не должно. Родитель вправе посетить школу, предварительно договорившись о встрече по телефону или через ребенка. Если вам систематически отказывают, обращайтесь к директору, затем - в окружное управление образования.

Попечительский совет - что это такое? Определение термину дают Уголовно- исполнительный кодекс РФ и некоторые другие нормативные документы. Родители школьников, люди, чьи дети оказались в воспитательных учреждениях, а также работники таких организаций должны иметь представление о том, что совет собой представляет. Это поможет вести деятельность в соответствии с актуальными законами.

Уголовный кодекс: определение

Попечительский совет - что это такое? УК РФ предлагает так охарактеризовать этот термин: орган, который формируют при некой колонии для содержания и воспитания осужденных. Главная задача ПС - помогать с административными вопросами, связанными с деятельностью колонии, а также укреплять материальную базу. ПС может решать задачи социальной защиты подопечных, заниматься трудоустройством освобождающихся, их бытовой самореализацией.

Закон о попечительском совете такого плана - это 142-я статья УК РФ. Внутри создают положение. Оно будет регулировать работу ПС.

Кто, что и как

В колонии состав попечительского совета - это работники госинстанций, активисты, изъявившие желание попробовать себя в этой сфере, лица от общественных организаций. Сюда выбирают только тех, чьи моральные, деловые особенности личности позволяют справиться с поставленными перед ПС задачами.

Создание ПС - область ответственности специализированной госинстанции. Она же занимается утверждением положения, выбирает состав. Высшая исполнительная власть страны решает, кому достанется должность "председатель попечительского совета". А вот контролировать работу ПС и его руководителей будут местные органы.

Члены совета регулярно могут посещать подопечных, знакомиться со внутренней «кухней», беседовать с содержащимися в колонии подсудимыми и контролировать вопросы справедливости. В частности, при наличии жалоб именно члены совета могут продвинуть их так, чтобы рассмотрение произошло быстро и корректно. Если в ходе такой работы удается обнаружить недостатки функционирования колонии, председатель совета направляет запрос в администрацию, формулирует предложения, направленные на улучшение ситуации. В то же время в оперативную работу колонии, розыск ПС не имеет права вмешиваться.

ПС: какими еще бывают

Описанный вид ПС - далеко не единственный. Подобные органы создаются в самых разных некоммерческих организациях, фондах. Так, обязательно функционирует ПС в пенсионном фонде. Он контролирует, как организация работает, встает на защиту интересов участников. Закон, регулирующий деятельность попечительского совета в ПФ, называется «О негосударственных пенсионных фондах». ПС рассматривается в 31-й статье. В ней описано, как такой совет формируют, откуда берут участников и кого назначают руководителем.

Попечительский совет ПФ - это объединение лиц, представляющих интересы участников, вкладчиков. Чтобы решение было принято, необходимо не менее половины голосов в пользу конкретного варианта. В то же время участники ПС не получают оплату за свой труд в этом органе.

Ряд особенностей

В разных организациях план работы попечительского совета, равно как и специфика рабочего процесса, отличны. Так, в одном случае ПС занимается только надзором, контролем, но в другом будет иметь гораздо более широкие функции. Самый простой пример - это попечительский совет в школе. Здесь ПС - это вид самоуправления. Еще в 1999 году правительство страны установило примерное положение для ПС школы. Если изучить его, можно заметить, что орган:

  • помогает привлекать внебюджетные средства на развитие школы;
  • помогает улучшать условия работы;
  • организует конкурсы, соревнования, иные мероприятия;
  • занимается вопросами в области компетенции.

Сначала принимается положение о попечительском совете, и лишь на его основе создается непосредственно ПС. В некоммерческой организации для этого нужно организовать собрание всех акционеров, в ходе которого (это мероприятие должно быть запротоколировано и зарегистрировано по правилам документооборота) принимают решение о том, как создать ПС и как он будет работать.

ПС - это коллегиальный орган, что означает, что в его составе должно быть пять и более участников. При вынесении некоего вопроса в попечительский совет каждый из членов сообщает свои рекомендации. Обычно вопросы напрямую связаны с актуальными для собрания акционеров.

Что рассматривают:

  • ликвидация, реорганизация;
  • изменение устава;
  • изменение инвестируемой, резервируемой доли от получаемых доходов.

Кто проводит заседание попечительского совета? Обычно это люди, которые безвозмездно ведут такую деятельность, то есть не получают вознаграждения за свою работу. Что касается состава, то в общем случае три четверти голосов в ПС принадлежат застрахованным, участникам, вкладчикам организации. Впрочем, это могут быть не лично сами люди, а их официальные представители.

ПС: терминология

Попечительство позволяет эффективно защищать права, интересы, а также обеспечить опеку над незащищенной категорией граждан.

Попечителями называют тех, кто выбран в официальном порядке.

В некоторых учреждениях руководителей называют именно попечителями.

Также есть специальное звание, которое могут присвоить гражданину - и тогда он становится попечителем. Наконец, это те, кто руководят ПС или принимают в нем участие.

Нормативное регулирование ПС в России осуществляется на базе принятого в 1999 году закона под номером 1134. Из него следует, что образовательные учреждения должны иметь попечительские советы в обязательном порядке. Такие органы будут контролировать, как работает организация, а также следить за целевыми взносами, пожертвованиями на добровольной основе. Задача ПС - следить, чтобы все деньги пошли на нужды непосредственно образовательного учреждения, а не на сторонние цели.

Ответственность: на всех и каждом

Даже первоклассник знает, что в школе самый главный человек - это директор. Его задача - выбирать стратегию развития учебного заведения, обеспечивать финансирование. Но всего лишь один человек не в силах справиться с большой организацией. Поэтому и появилась идея попечительских советов, оказывающих помощь руководителю образовательного учреждения на безвозмездной основе. Как принято говорить, разделяй и властвуй. Здесь этот принцип нашел себе отражение в полной мере - разделяя власть между собой и активистами, главный управленец с большим успехом решает даже сложные задачи.

Положение о попечительском совете позволяет ввести в рабочую практику самоуправление как эффективный метод повышения качества оказываемых учреждением услуг. ПС получает некоторые управленческие полномочия, что реализует государственную практику общественного управления. Конечно, к такому прибегнет только грамотный директор, способный оценить все преимущества этого метода. На примере многочисленных образовательных учреждений, организовавших ПС, ясно, что здесь бюджетные деньги тратятся более эффективно, а само учреждение быстрее получает независимость: финансовую, хозяйственную.

Некоторые нюансы

Определенные сложности связаны с такой ситуацией, когда в образовательном учреждении создают ПС, но в качестве юридического лица ничего не регистрируется. Это означает, что любые средства, поступающие из разных источников, направляют в школу, даже если совет имеет собственный счет. Доходы, расходы будут отражены в школьной смете, что приведет к плохим последствиям. Второй вариант - «черный нал». Он выглядит еще хуже.

Чтобы найти выход из ситуации, нужно не просто сформировать ПС в образовательном учреждении, но также открыть новое юридическое лицо, ему соответствующее. Оно будет самостоятельным, классифицироваться как некоммерческая организация. Прибыль, получаемая ПС, не распределяется между участниками, но направляется на улучшение положения школы, для которой ПС работает.

В форме юридического лица ПС аккумулирует деньги, ни перед кем извне не неся за них отчет. Когда внебюджетные источники находятся под контролем такого юридического лица, к ним не имеют доступа чиновники, что полностью уничтожает вероятность нелегальных махинаций. А таковые имеют место очень часто, если местное самоуправление пытается сократить расходы на общеобразовательное учреждение: оно просто вписывает средства, получаемые из источников вне бюджета, как прибыль школы, и объявляет, что учебное заведение всем обеспечено. Конечно же, мечтать о грантах тут не приходится.

Выгода для родителей

Почему ПС в школе полезен не только директору, но и родителям всех детей, обучающихся в заведении? Они получают гарантию целенаправленной траты собранных ими средств. Это означает, что именно обыватели будут контролировать, куда и как направляются деньги. Попечители работают с родителями всех школьников, а собранные средства отправляют строго на образовательные задачи.

ПС должен тесно сотрудничать с администрацией школы, но он не подчиняется ей, а контролирует работу управленцев. Это затрагивает не только финансовые аспекты, но и ряд иных вопросов. Чтобы работа была максимально результативной, важно наладить взаимодействие без конфликтов, основываясь на идеях партнерства. При этом родители через совет попечителей могут принять участие в организации образовательного процесса и в решении проблем школы.

ПС: не только для общеобразовательных!

Одна из важных задач ПС - поддержка образовательной программы. Если речь идет об учреждении, где дают дополнительное образование, тогда ПС контролирует, чтобы малообеспеченные одаренные дети могли получить самое лучшее. Активисты организовывают кружки, секции, проводят мероприятия спортивные, культурные, направленные, с одной стороны, на привлечение внимания общественности к проблемам, с другой - дающие детям возможность показать себя. ПС также обеспечивает правовую защиту образовательного учреждения, его учеников, учителей, может принимать участие в организации летнего отдыха школьников и преподавателей.

ПС: кого включить в состав

Практика показывает, что наиболее эффективны такие ПС, в составе которых есть бизнесмены. Хорошие результаты показывают советы, включающие в себя местных чиновников, работающих в областях, смежных со сферой деятельности организации. А вот «знаменитостей» рекомендовано по возможности не включать. Такие выводы были сделаны в ходе исследования, организованного фирмой «Процесс-Консалтинг» и центра «Гарант».

Надо сказать, что в последние годы многое изменилось. Если лет 7-8 тому назад в ПС довольно часто включали знаменитостей, реальной пользы делу от которых не было, то в последние годы подобная практика сошла на нет. Но многое зависит от особенностей конкретного фонда. Самый яркий пример - это фонд, председателем которого является президент страны. Это созданная в помощь инвалидам организация «Соединение». Она была сформирована с участием государства. Советов есть три. Один осуществляется управление и является высшим органом, другой - ПС, третий - экспертный, решающий вопросы финансирования.

Когда ПС работает эффективно?

Как говорят эксперты, наилучшую эффективность ПС показывает тогда, когда состав членов сбалансирован. Это означает, что должны быть такие лица, которые будут представлять организацию, учреждение в обществе, те, у кого налажены связи с бизнесом, а также люди, через которых можно работать с государственными инстанциями. Не обойтись без активиста, который бы двигал ПС и через него саму организацию вперед. Этот человек должен привлекать заинтересованных, из которых можно создать коллегиальный орган. Как говорят аналитики, если удалось подобрать такого активного участника удачно, он точно сформирует авторитетный ПС.

У совета должно быть ядро, способное активно работать, но есть и пассивный запас. Это те члены, которые в реальной работе участия принимают минимум. Активное ядро берет на себя взаимодействие со СМИ, планирование стратегий развития учреждения. Активисты обязательно участвуют во всех мероприятиях в своей области.

Обмен опытом и новые возможности

Многие рекомендуют по возможности привлекать к ПС иностранных граждан. Это необходимо тем учреждениям, которые планируют в будущем работать с иностранными юридическими лицами. Привлекая заранее таких людей, можно получить бесценный опыт работы в аналогичной сфере в другой стране из первых рук.

Между прочим, не стоит думать, что такое условие работает только для крупных некоммерческих организаций. Даже ПС при самой обычной школе на периферии России получает большую выгоду, если заинтересует в своей работе иностранного гражданина. Вероятно, удастся наладить достаточно прочные связи и вывозить школьников на экскурсии и обучающие программы в ту страну, откуда приехал человек. Можно наладить программу языкового обмена, а все преимущества декларировать в специальной программе развития, на которую запросить грант у администрации населенного пункта.

Почему школьный попечительский совет – гарантия для родителей, что их средства не будут тратиться бесконтрольно?

Об этом корреспондент агентства «Минск-Новости» беседует с председателем комитета по образованию Мингорисполкома Михаилом Мирончиком.

– Михаил Владимирович, поясните, как сегодня создаются попечительские советы?

– Решение о создании попечительского совета принимается инициативной группой. В ее состав могут входить как законные представители учащихся (родители, опекуны) и педагогические работники, так и представители общественных объединений и других организаций. Решение о включении в состав совета принимается его общим собранием. Основная цель деятельности совета – содействие учреждению образования в развитии материально-технической базы, обеспечении качества образования, улучшении условий труда педагогических и иных работников учебного заведения. В его компетенции также определение направлений, форм, размеров и порядка использования средств попечительского совета, в том числе на укрепление материально-технической базы, совершенствование организации питания обучающихся, проведение спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, социально-культурных, образовательных мероприятий, иные цели, не запрещенные законодательством.

– Что это означает на практике?

– Попечительский совет разрабатывает план своей деятельности в интересах учреждения образования. Финансовые средства формируются из добровольных взносов и иных источников, не запрещенных законодательством, зачисляемых на расчетный счет по учету внебюджетных средств учреждения образования. Они используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета. К примеру, совет может решить, что на данный момент для школы важнее – купить новые компьютеры или заменить окна. Он также вносит предложения по улучшению качества жизни учеников и педагогов.

– Во всех ли столичных школах и гимназиях есть попечительские советы? Организуются ли они в дошкольных учреждениях образования?

– Сегодня в Минске действуют 177 попечительских советов, 34 из них имеют юридическую регистрацию. Попечительские советы открываются и при дошкольных учреждениях. К примеру, одно из таких заведений, где успешно налажено сотрудничество администрации и совета, – ясли-сад № 322 в Заводском районе.

– Попечительские советы выступают своего рода проводниками между родительской общественностью и администрацией учебных заведений. Помогает ли это предотвратить конфликты, возникающие на почве так называемых поборов в школах? Поступают ли в комитет или управления по образованию жалобы родителей на добровольно-принудительный сбор средств?

– Незначительное число жалоб имеет место. В каждом случае принимаются конкретные меры реагирования. Сегодня в школах действуют родительские комитеты, попечительские советы, открыты специальные счета для оказания благотворительной помощи учебному заведению, в том числе от родителей. Конечно, из бюджета выделяют деньги на нужды учреждений образования, но и здесь есть приоритеты. Родители совместно со школой должны определить, что они хотят сделать и для чего. Например, закупить какие-то дополнительные средства для усовершенствования образовательного процесса. При этом все должно быть в рамках разумного и осуществляться на добровольной основе.

– Курирует ли кто-нибудь работу попечительского совета? К примеру, управление образования районной администрации.

– Нет, совет – абсолютно автономная структура. Его деятельность может быть прекращена по инициативе или решению общего собрания совета. Руководитель учреждения образования не вправе оказывать влияние на работу совета, принимать решения, обязательные для совета. Или заявлять: мол, вы не купили телевизор в школу, значит, мы вас расформируем.

– Как часто собираются участники попечительских советов?

– Собрания проходят по мере необходимости, а решения совета носят консультативный и рекомендательный характер. Отмечу также, что попечительские советы действуют на основе принципов коллегиальности, добровольности, гласности и равноправия. При этом родители, которые не входят в состав попечительского совета, имеют право в любой момент обратиться к его представителям за разъяснениями или помощью. Они рассматривают все поступающие предложения. С самыми интересными знакомят руководство учреждения образования.

– Каким образом обеспечивается прозрачность действий совета?

– Попечительские советы имеют определенные формы отчетности. В частности, протоколы общих собраний, планы, отчеты о поступлении и расходовании финансовых средств. Их по запросу законных представителей несовершеннолетних председатель попечительского совета учреждения предоставляет с предъявлением соответствующих платежных документов.

Блиц-опрос

Необходимы ли школам попечительские советы?

Директор гимназии № 29 Виктор Пшиков:

– Попечительские советы однозначно нужны. Однако их организация связана с большим количеством формальностей и бумажной работы, которой в современной школе и так в избытке. В нашей гимназии нет попечительского совета. Сборы денег на нужды класса проходят при участии родительского комитета. При этом я всегда очень прошу его участников предоставлять на родительском собрании отчеты о выполненных работах – так ни у кого не возникнет сомнений, что средства потрачены целесообразно. Когда родители собирают определенную сумму конкретно на свой класс, а не в общем на школу, они видят и результаты таких вложений, будь то покрашенные стены кабинета или установленные кулеры с питьевой водой.

Директор средней школы № 72 Елена Толмачева:

– Убеждена, что попечительские советы важны для плодотворного сотрудничества родителей и администрации учебного заведения. Знаю это на примере нашей школы. Хотя в 72-й такой совет существует не очень долгое время – с 2013 года, сделано уже немало. У школы есть расчетный счет, на который родители учащихся могут перечислять деньги – абсолютно добровольно и без принуждений. Собранные средства расходуются на приоритетные нужды школы, которые определяются на заседании совета. К примеру, закупку новой мебели либо технических средств обучения. Также наш попечительский совет принимает активное участие в общественной жизни школы. К примеру, на Новый год проводим благотворительную акцию – собираем подарки для детей, нуждающихся в социальной поддержке.

Председатель попечительского совета гимназии № 11 Борис Гаранков:

– Попечительские советы, безусловно, нужны: они служат большим подспорьем администрациям учебных заведений. В частности, в вопросах, связанных с укреплением материально-технической базы.

У гимназии открыт расчетный счет, на который в добровольном порядке родители могут перечислять средства. Как правило, в размере не выше 2 базовых величин раз в год. Тот, кому такая сумма не по силам, перечисляет меньше. Никакой принудиловки! На эти средства в гимназии установлена система безопасности, обновлена гардеробная, осуществлен ремонт мест общего пользования. Дело нужное! Участвуем в проведении Дня гимназии. Средства на организацию конкурсов, покупку призов и сладких угощений не предусмотрены бюджетом учебного заведения. Здесь также подключается попечительский совет. Лучших учащихся по итогам учебного года поощряем экскурсионной поездкой.

УТВЕРЖДАЮ ПРИНЯТО приказом образовательного решением общего собрания учреждения родительского комитета "__" _______ 200_ г. "__" ________ 200__ г. Директор: __________ Председатель _________

1. Общие положения

1.1. Попечительский совет при образовательном учреждении является органом самоуправления образовательного учреждения (далее - Учреждение) и создается для оказания содействия в организации уставной деятельности образовательного учреждения, его функционирования и развития, осуществления общественного надзора за финансово-хозяйственной деятельностью Учреждения и укрепления его материально-технической базы.

1.2. Попечительский совет не является юридическим лицом.

1.3. Попечительский совет действует на основании Положения о Попечительском совете, утвержденного приказом директора образовательного учреждения.

1.4. Порядок формирования, полномочия и организация деятельности Попечительского совета определяются Уставом Учреждения и Положением о Попечительском совете. Положение о Попечительском совете определяет задачи, функции и права Попечительского совета.

1.5. Настоящее Положение и деятельность Попечительского совета не могут противоречить действующему законодательству Российской Федерации и уставу образовательного учреждения.

1.6. Попечительский совет осуществляет тесное взаимодействие с Советом образовательного учреждения и его учредителями, но не вправе вмешиваться в текущую оперативно-распорядительную деятельность Учреждения. Решения Попечительского совета носят рекомендательный и консультативный характер.

2. Цели и задачи Попечительского совета

2.1. Основной целью Попечительского совета является содействие функционированию и развитию образовательного учреждения.

2.2. В своей деятельности Попечительский совет решает следующие задачи:

Содействует объединению усилий организаций и граждан в осуществлении финансовой, материальной и иных видов поддержки образовательного учреждения;

Содействует формированию финансового фонда образовательного учреждения;

Содействует совершенствованию материально-технической базы образовательного учреждения, благоустройству его помещений и территории;

Содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития образовательного учреждения;

Принимает участие в формировании заказа на виды и уровни образовательных услуг, предлагаемых обучающимся;

Оказывает образовательному учреждению различного рода помощь нематериального характера (интеллектуального, правового, культурного, информационного и т.п.);

Содействует организации и улучшению условий труда педагогических и других работников образовательного учреждения;

Содействует организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий образовательного учреждения;

Устанавливает стипендии для отдельных категорий обучающихся и воспитанников;

Содействует оказанию финансовой помощи социально незащищенным категориям детей при получении платных дополнительных образовательных услуг, дополнительной дотации на питание, приобретение учебной литературы, школьных принадлежностей и других видов необходимой помощи;

Содействует развитию международных связей образовательного учреждения, взаимодействию с организациями, осуществляющими деятельность в сфере образовательных и информационных технологий, а также оказывает содействие в области детского туризма и выделении средств для международного культурного обмена, в том числе профессионального;

Рассматривает другие вопросы, отнесенные к компетенции Попечительского совета Уставом образовательного учреждения.

3. Компетенция Попечительского совета

3.1. Для реализации возложенных на него целей и задач Попечительский совет вправе:

Самостоятельно формировать состав на основе добровольного объединения представителей организаций, объединений, граждан для решения поставленных задач;

Привлекать спонсорские материальные средства, а также услуги и помощь иного характера с целью содействия функционированию и развитию образовательного учреждения;

Выходить с предложением к организациям и частным лицам, родителям обучающихся об оказании посильной помощи образовательному учреждению;

Принимать решения о направлении привлеченных средств на цели образовательного процесса и утверждать соответствующую смету расходов;

Способствовать целесообразному расходованию бюджетных средств, выделяемых на содержание Учреждения, а также средств, передаваемых Учреждению гражданами и юридическими лицами в качестве добровольных пожертвований и даров. В случае их нецелевого использования и расходования информировать об этом органы, осуществляющие контроль за деятельностью Учреждения;

Периодически заслушивать отчеты руководства образовательного учреждения о реализации принятых Попечительским советом решений;

Знакомиться с перспективой развития образовательного учреждения, заслушивать отчеты о реализации программ развития Учреждения на данном этапе, предлагать соответствующие коррективы;

Заслушивать предложения других органов управления Учреждения по совершенствованию и развитию образовательного учреждения;

Вносить предложения в Совет образовательного учреждения по вопросам совершенствования его деятельности в сфере образования, культуры, обслуживания населения, укрепления кадрового состава Учреждения и развития его материально-технической базы;

Принимать участие в конференциях, совещаниях, семинарах, а также выступать в средствах массовой информации по вопросам предоставления Учреждением услуг в сфере образования;

Участвовать в проверке деятельности Учреждения.

3.2. О выявленных недостатках в работе Учреждения председатель Попечительского совета ставит в известность орган самоуправления образовательного учреждения, в компетенции которого находится принятие локальных актов образовательного учреждения, государственные органы, осуществляющие контроль за деятельностью Учреждения, а также вносит предложения по их устранению.

3.3. На ежегодном собрании по итогам года Попечительский совет образовательного учреждения представляет отчет о проделанной работе. Собрание проводится на основе гласности с привлечением представителей Совета образовательного учреждения, родительского комитета, педагогического совета, а также других организаций и лиц, заинтересованных в совершенствовании деятельности и развитии образовательного учреждения.

3.4. Председатель Попечительского совета устанавливает связь со средствами массовой информации о деятельности Совета.

4. Организация и порядок деятельности Попечительского совета

4.1. Попечительский совет создается на весь срок деятельности Учреждения или на срок, определяемый Уставом образовательного учреждения.

4.2. Члены Попечительского совета исполняют свои обязанности безвозмездно и без отрыва от основной деятельности.

4.3. Попечительский совет действует на основе гласности и равноправия его членов.

4.4. Состав Попечительского совета формируется на добровольных началах из родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся, представителей организаций, объединений, граждан, оказывающих Учреждению постоянную финансовую, материальную, правовую, организационную, информационную и иную помощь.

В состав Попечительского совета могут входить учредители, представители органов государственной власти Российской Федерации и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления, средств массовой информации и юридических лиц независимо от форм собственности, а также граждане, изъявившие желание работать в Попечительском совете и способные по своим деловым и моральным качествам выполнять задачи, стоящие перед ним.

4.5. Членами Попечительского совета могут быть совершеннолетние граждане Российской Федерации и других государств.

4.6. Первый состав Попечительского совета утверждается решением органа самоуправления образовательного учреждения, в компетенции которого находится принятие локальных актов образовательного учреждения. В состав Попечительского совета входит не менее 5 (пяти) членов. Директор образовательного учреждения в обязательном порядке входит в члены Попечительского совета.

4.7. Попечительский совет возглавляет председатель, обладающий организационными и координационными полномочиями. Председатель и заместитель председателя ежегодно избираются на первом заседании Попечительского совета большинством голосов при открытом голосовании по согласованию с Советом образовательного учреждения.

4.8. Оперативное руководство и организация деятельности Совета осуществляются председателем, а в его отсутствие - заместителем.

4.9. Председатель Совета организует работу Совета, ведет заседания Совета, выносит на рассмотрение Совета предложения о планах его работы и времени заседаний. Заместитель председателя Совета в отсутствие председателя Совета выполняет его функции.

4.10. На первом ежегодном заседании Попечительского совета назначается секретарь. В обязанности секретаря входит организация заседаний Совета в соответствии с настоящим Положением, осуществление непосредственной работы по подготовке и ведению текущей документации Совета, оформление и рассылка решений Совета, подготовка отчетов о работе Совета за год и предложений по плану и графику работы Совета на следующий год.

4.11. Заседание Попечительского совета считается правомочным, если в нем присутствует большинство его членов. Решения Попечительского совета принимаются путем открытого голосования большинством голосов присутствующих на заседании членов Попечительского совета. В случае равенства голосов "за" и "против" решающим является голос председательствующего.

4.12. Решения Попечительского совета оформляются протоколами, которые подписываются председательствующим и секретарем, ведущим протокол заседания.

4.13. Совет образовательного учреждения предоставляет Попечительскому совету место для хранения установленной документации.

4.14. Новые представители могут быть приняты в Попечительский совет только при условии, что за их кандидатуры проголосовало более половины присутствующих на заседании членов Попечительского совета. Вопрос об исключении из числа Попечительского совета его членов принимается на заседаниях Совета в порядке, определенном настоящим Положением. Совет образовательного учреждения может обратиться к председателю с рекомендацией об исключении из состава Попечительского совета.

4.15. Решения Попечительского совета принимаются на его заседаниях, проводимых ежеквартально согласно плану работы. Внеочередные заседания могут быть созваны его председателем по мере необходимости по требованию членов Попечительского совета. В период между заседаниями руководство Попечительским советом осуществляет председатель.

4.16. В работе Попечительского совета с правом совещательного голоса могут принимать участие приглашенные представители органов образовательного учреждения, различных организаций, обществ, движений, деятели культуры и науки.

5. Ответственность Попечительского совета

5.1. Попечительский совет несет ответственность в соответствии с действующим законодательством и уставом образовательного учреждения.

6. Заключительные положения

6.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение принимаются решением Совета образовательного учреждения.

6.2. Принятие решения о прекращении деятельности Попечительского совета относится к компетенции органа самоуправления образовательного учреждения, в компетенции которого находится принятие локальных актов образовательного учреждения.

6.3. Деятельность Попечительского совета может быть также прекращена по решению Попечительского совета путем открытого голосования 2/3 голосов всех членов Попечительского совета.

"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 5

Дополнительное внебюджетное финансирование является непременным условием для развития образовательных учреждений в современных условиях, так как бюджетного финансирования довольно часто не хватает даже на покрытие необходимых текущих расходов учреждения. С переводом внебюджетного финансирования образовательных учреждений на лицевые счета в органы казначейского исполнения бюджета и их зачислением в бюджет возникли различные проблемы, связанные с самостоятельным использованием дополнительных средств. Ситуация осложняется тем, что зачисление внебюджетных доходов в бюджет формально приводит к увеличению объемов финансирования расходов на образование из бюджета, в то время как реального роста расходов не происходит. Поэтому образовательному учреждению выгодно дополнительные (внебюджетные) финансовые потоки "уводить" в другие организации. Учитывая актуальность темы общественно-государственного управления образованием в рамках современной государственной политики, такой организацией может стать Попечительский совет как самостоятельная некоммерческая организация.

Главная цель деятельности образовательного учреждения - реализация различных образовательных программ (основных и дополнительных). При этом для реализации любой образовательной программы необходимы материальные и финансовые ресурсы. Они нужны и для поддержания учебно-материальной базы на высоком качественном уровне, а также ее развития.

Согласно действующему законодательству финансирование должно осуществляться в соответствии с принимаемыми на региональном и муниципальном уровнях нормативами. При этом каждый регион и муниципалитет вправе самостоятельно разработать модель нормативного финансирования. К сожалению, практически во всех регионах бюджетное финансирование не покрывает необходимых затрат на качественную реализацию образовательных программ.

В то же время согласно ст. 41 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон N 3266-1) образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных. При этом привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя.

Поэтому для финансирования своих образовательных программ и развития учебно-материальной базы образовательное учреждение вправе привлекать внебюджетные средства. При этом весьма привлекательным и стабильным источником финансирования может стать Попечительский совет, созданный в виде некоммерческой организации, цель которого - содействие функционированию и развитию образовательного учреждения.

Обратите внимание: действующее законодательство запрещает бюджетным учреждениям взимать плату за реализацию основных образовательных программ, финансируемых за счет бюджета (например, за реализацию основных общеобразовательных программ). При этом бюджет не гарантирует выделения достаточного количества средств для качественной реализации основных общеобразовательных программ, что в некоторых учреждениях образования приводит к оформляемым различным образом сборам с родителей учащихся.

Попечительский совет может софинансировать и основные образовательные программы, обеспечивая ресурсами качественное осуществление образовательного процесса, так как действующее законодательство запрещает взимать с родителей плату на эти цели, но не запрещает получать дополнительные средства от иных юридических лиц.

Попечительские советы без образования юридического лица достаточно распространены в образовательных учреждениях. Однако в этом случае своего расчетного счета они иметь не могут, поэтому экономического смысла в их существовании нет. Все преимущества в организации финансовых потоков образуются, только если Попечительский совет создается как самостоятельная некоммерческая организация.

Некоммерческая организация - это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Такие организации, в соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ <1>, создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

<1> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Правовое положение некоммерческих организаций определяется нормами Гражданского кодекса, Федеральным законом N 7-ФЗ и иными нормативными актами. Если Попечительский совет создан в форме общественного объединения, то в отношении его действует Федеральный закон N 82-ФЗ <2>.

<2> Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

В соответствии со ст. 13 Федерального закона N 7-ФЗ некоммерческая организация может быть создана по решению учредителей (учредителя), а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации.

В настоящее время имеется более 20 организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Для создания Попечительского совета возможно использование следующих таких форм:

  • некоммерческого партнерства;
  • общественной организации;
  • фонда;
  • автономной некоммерческой организации <3>.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации. Однако до государственной регистрации необходимо провести определенную подготовительную работу.

Процесс создания Попечительского совета включает следующие этапы:

  • подготовительный;
  • государственную регистрацию;
  • изготовление печати;
  • открытие расчетного (если необходимо, то и валютного) счета.

Только после данных процедур возможно официальное начало деятельности.

Некоммерческая организация создается по решению учредителей (учредителя), которыми в зависимости от организационно-правовых форм могут выступать как физические, так и юридические лица.

Учредительным документом некоммерческих организаций является устав, утвержденный учредителями (участниками) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации. Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор.

Обратите внимание: учредителями (членами, участниками) некоммерческой организации не могут быть иностранные граждане или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания на территории РФ, лица и организации, связанные с отмыванием денежных средств или финансированием экстремистских организаций.

В учредительных документах некоммерческой организации должны содержаться:

  • наименование некоммерческой организации с указанием на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;
  • место нахождения некоммерческой организации;
  • порядок управления деятельностью;
  • предмет и цели деятельности;
  • сведения о филиалах и представительствах;
  • права и обязанности членов;
  • условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство);
  • источники формирования имущества некоммерческой организации;
  • порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации;
  • порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации;
  • иные положения, предусмотренные Федеральным законом N 7-ФЗ и иными федеральными законами.

Устав фонда также должен содержать наименование фонда, включающее слово "фонд", сведения о цели фонда, указания об органах фонда, в том числе о Попечительском совете, и порядке их формирования, назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, а также дальнейшем использовании имущества фонда в случае его ликвидации.

Учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.

В уставе Попечительского совета как некоммерческой организации возможно включение следующих разделов (их наименования могут различаться, так как четко определенной структуры не существует):

  • общие положения;
  • цели и задачи совета;
  • членство в совете;
  • порядок приема в совет и выхода из него;
  • управление советом;
  • имущество и финансово-хозяйственная деятельность;
  • порядок реорганизации и ликвидации совета.

Кроме того, в уставе теоретически могут быть отражены положения, касающиеся филиалов и других обособленных подразделений организации, однако для попечительских советов использовать эти возможности обычно нет необходимости. Хотя можно создать один Попечительский совет на муниципальное образование с созданием филиалов, базирующихся в конкретных образовательных учреждениях.

Заседание учредителей о создании некоммерческой организации фиксируется протоколом. Протокол общего собрания учредителей Попечительского совета должен содержать:

  • перечень присутствующих;
  • дату и номер протокола (как правило, протокол N 1);
  • повестку дня;
  • перечень докладчиков и краткое содержание их выступлений.

В протоколе должны быть отражены вопросы для голосования, в частности:

  • о создании некоммерческой организации;
  • о составе учредителей;
  • о размере уставного капитала;
  • о назначении исполнительного директора;
  • о регистрации некоммерческой организации.

Также в нем должны быть указаны результаты голосования по каждому из вопросов.

Государственную регистрацию некоммерческих организаций и постановку на налоговый учет осуществляет в настоящее время Федеральная служба по налогам и сборам. Однако документы для государственной регистрации некоммерческой организации теперь необходимо подавать в Федеральную регистрационную службу (Росрегистрацию) в порядке, предусмотренном ст. 13.1 Федерального закона N 7-ФЗ, так как если ранее действовал общий порядок, то теперь для некоммерческих организаций установлен специальный, который ранее действовал только в отношении общественных объединений. Тем самым процедура регистрации значительно усложнилась, так как она осуществляется двумя различными службами - после одобрения Росрегистрации документы направляются ею в уполномоченный налоговый орган для внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц. Затем, получив уведомление о внесении записей в ЕГРЮЛ, Росрегистрация выдает свидетельство о государственной регистрации заявителю.

При этом необходимо помнить, что срок подачи документов на регистрацию ограничен тремя месяцами со дня вынесения решения о создании организации (п. 4 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ).

Согласно ст. 12 Федерального закона N 129-ФЗ <4> при регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

  • заявление, подписанное заявителем, с указанием его Ф.И.О., места жительства и телефонов (заверяется нотариально);
  • учредительные документы в трех экземплярах;
  • решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
  • сведения об учредителях в двух экземплярах;
  • документ об уплате госпошлины;
  • сведения об адресе (местонахождении) постоянно действующего органа.
<4> Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации представляется по форме N РН0001, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 212 <5>. Заявление удостоверяется нотариусом, поэтому и подписи на нем должны ставиться в присутствии нотариуса. Для заверения подписей нотариусу необходим паспорт заявителя и документ, подтверждающий его полномочия, например протокол общего собрания учредителей, в котором изложены результаты назначения на ту или иную должность и поручение ему регистрировать организацию.

<5> Постановление Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций".

Сведения об учредителях приводятся на листах "Б" формы N РН0001.

Одновременно с документами на регистрацию целесообразно подать и заявление о применении УСНО, так как для Попечительского совета эта система, позволяющая уменьшить затраты на ведение налогового и бухгалтерского учета, наиболее оптимальна.

Уполномоченным лицом (заявителем), имеющим право подачи документов на регистрацию некоммерческого партнерства, может быть:

  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иное лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени этого юридического лица (например, назначенный учредителями директор);
  • учредитель (учредители - физические лица) юридического лица при его создании;
  • руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
  • иное лицо, действующее на основании оформленной надлежащим образом доверенности.

Учредительные документы юридического лица представляются в подлинниках или нотариально удостоверенных копиях.

Решение о создании юридического лица представляется в виде протокола (или выписки из протокола). В этом документе должно обязательно говориться об утверждении устава Попечительского совета и формировании его руководящих органов, включая назначение директора (единоличного исполнительного органа). Также в протоколе нужно указывать Ф.И.О. лица, которому поручена регистрация.

В качестве документа об уплате государственной пошлины обычно представляется квитанция на ее перечисление через банк. В настоящее время действует единая государственная пошлина за регистрацию юридических лиц в размере 2000 руб. (ст. 333.33 НК РФ).

Адресом юридического лица считается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа (индивидуального или коллегиального). К документам на адрес относятся нотариально заверенные договор аренды помещения, свидетельство о собственности, гарантийное письмо. Адресом (местонахождением) постоянно действующего органа Попечительского совета образовательного учреждения, как правило, является адрес самого образовательного учреждения. Поэтому в качестве документа, подтверждающего адрес Попечительского совета, обычно представляется гарантийное письмо руководителя образовательного учреждения.

Постановка на учет в налоговом органе производится одновременно с государственной регистрацией. Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно. В дополнение к свидетельству о государственной регистрации выдается свидетельство о присвоении ИНН (идентификационного номера налогоплательщика), единого по всем видам налогов и сборов. Этот номер надо указывать в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или другом документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Свидетельство о постановке на налоговый учет можно получить в налоговом органе по месту нахождения организации.

Срок регистрации некоммерческой организации составляет 23 рабочих дня, из которых:

  • в течение 14 рабочих дней Росрегистрация должна принять решение о соответствии устава требованиям законодательства;
  • в течение 5 рабочих дней ФНС должна внести запись в ЕГРЮЛ;
  • 1 рабочий день отводится на уведомление Росрегистрации о внесении записи в ЕГРЮЛ;
  • в течение 3 рабочих дней после получения сообщения от ФНС Росрегистрация должна выдать регистрационное свидетельство некоммерческой организации.

Отказ в регистрации возможен лишь по следующим причинам, указанным в ст. 23.1 Федерального закона N 7-ФЗ:

  • учредительные документы противоречат законодательству РФ;
  • ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;
  • наименование оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства;
  • документы представлены не полностью, неправильно оформлены либо представлены не в тот орган;
  • выступившее в качестве учредителя лицо не может быть учредителем в соответствии с п. 1.2 ст. 15 Федерального закона N 7-ФЗ.

Об отказе в государственной регистрации должно быть сообщено не позднее чем через месяц со дня получения представленных документов с указанием причин.

Печать можно заказать в любой организации, занимающейся их изготовлением, или приобрести специальный комплект, позволяющий создать печать самостоятельно. На печати должно быть указано название организации и место регистрации. Также печать может содержать ОГРН, ИНН, зарегистрированный логотип. В больших городах с ее изготовлением проблем в настоящее время нет, но несколько дней (и даже недель) на ее изготовление может уйти.

В Москве действует Государственный реестр печатей и можно зарегистрировать (естественно, за плату) печать в этом реестре. Однако требования об обязательности регистрации в этом реестре в действующем московском законодательстве отсутствуют, поэтому регистрация осуществляется лишь по желанию самой организации.

Учитывая введенные правила "одного окна", регистрация в органах статистики и регистрация во внебюджетных фондах (Пенсионном фонде, Фонде обязательного медицинского страхования и Фонде социального страхования) должна осуществляться автоматически, без необходимости их личного посещения.

Из регионального отделения Росстата должно быть выслано письмо, содержащее присвоенные организации в соответствии с общероссийскими классификаторами и уставными документами коды идентификации хозяйствующих субъектов:

  • ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций);
  • ОКОГУ (Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления);
  • ОКАТО (Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления);
  • ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности);
  • ОКФС (Общероссийский классификатор форм собственности);
  • ОКОПФ (Общероссийский классификатор организационно-правовых форм).

Регистрационное письмо Росстата с кодами статистики необходимо для осуществления уставной деятельности и открытия счета в банке.

Уведомления (извещения) фондов о постановке юридического лица на учет и присвоении ему регистрационных номеров должны направляться по почте в адрес юридического лица. При этом регламентируются сроки постановки на учет - 5 рабочих дней.

Из внебюджетных фондов должно прийти четыре извещения (два от ФСС и по одному от ПФР и ФФОМС). Два извещения от ФСС обязательны, так как организация в этом фонде не только ставится на учет как страхователь, но и получает уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Учитывая работу почты, извещения доходят не всегда, поэтому по истечении месяца с момента регистрации исполнительному органу Попечительского совета либо доверенному лицу целесообразно получить в отделениях фондов соответствующие извещения или регистрационные номера.

Заключительный этап создания Попечительского совета - открытие расчетного счета в банке. В выбранном банке (даже в небольших городах действуют несколько банков с разными тарифами на открытие и ведение счетов) нужно получить документы, необходимые для открытия расчетного счета. Для этого в банк представляются следующие документы (перечень может несколько различаться):

  • заявление на открытие счета;
  • договор на расчетно-кассовое обслуживание (в двух экземплярах);
  • копию свидетельства о регистрации, заверенную нотариально;
  • копию устава, заверенную нотариально;
  • копию учредительного договора, заверенную нотариально;
  • карточку с образцами подписей, оттиска печати, заверенную нотариально (или согласно правилам банка - в нем самом);
  • приказы о назначении на должность лиц, имеющих право первой и второй подписи в карточке с образцами подписей;
  • нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции;
  • анкеты на всех лиц, имеющих право подписи в карточке (с представлением паспорта);
  • копию информационного письма из органов статистики о присвоении кодов;
  • документ, подтверждающий регистрацию организации в Фонде социального страхования и в отделении Пенсионного фонда;
  • расчет на установление организации лимита остатка денежных средств в кассе.

В банке после открытия расчетного счета можно получить чековую книжку.

Согласно ст. 86 НК РФ банк, открывший счет организации, обязан в пятидневный срок уведомить об этом налоговый орган. В свою очередь, некоммерческая организация также обязана в десятидневный срок известить налоговый орган об открытии (закрытии) расчетного счета согласно ст. 23 НК РФ.

А.Вифлеемский

директор Нижегородского центра

экономики образования



Новое на сайте

>

Самое популярное