Домой Ревматология Отношение христианина к труду. Иисус Христос – Учитель: Христианское отношение к труду

Отношение христианина к труду. Иисус Христос – Учитель: Христианское отношение к труду

«Что узда для коня, то работа для нашей природы. Бог дал тебе руки не для того, чтобы ты принимал от других, а чтобы трудился и сам давал нуждающимся». (Св. Иоанн Златоуст)

* * *

«Тот, кто занят работой, не скоро допустит что-либо излишнее в делах, и в словах, и в мысли, так как вся душа его совершенно предана трудолюбивой жизни» (Иоанн Злато­уст)

«Не достаточно одного телесного поста к стяжанию совершенной чистоты целомудрия; его превосходить должны покаянное сокрушение духа и неотступная молитва против этого нечистейшего духа; потом непрестанное поучение в Писаниях в соединении с умным деланием, также труд телесный и рукоделие» (Кассиан Римлялин)

* * *

«Истинный труд не может быть без смирения, ибо сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что» (преподобный Варсонофий Великий)

* * *

«Не станем стыдиться ремесел и будем считать бесчестьем не работу, но праздность и безделье» (Иоанн Злато­уст)

* * *

«Намерение благочестия не должно служить предлогом лени и бегства от работы, а побуждением к еще большим трудам» (Святитель Василий Великий)

* * *

«Ни одного еще человека не было, который бы без труда, тревог и смущений крутых достиг Царствия Божия». (Свт. Феофан Затворник)

* * *

«Жизнь наша сопряжена с трудами, так как без трудов мы обыкновенно развращаемся. Природа наша не может бездействовать, а иначе легко приклоняется ко злу». (Свт. Иоанн Златоуст)

* * *

«Телесные труды суть орудия добродетелей и спасительны для души». (Прп. Антоний Великий)

* * *

«Телесный труд приносит чистоту сердца, а чистота сердца делает то, что душа приносит плоды». (Прп. Антоний Великий)

* * *

«Кто прибегает к Богу и просит Его помощи при всяком труде, тот найдет в труде покой». (Прп. Исайя Отшельник)

* * *

«Кто не полагается на свои труды, тот наиболее ощущает помощь Божию». (Прп. Исайя Отшельник)

* * *

«Кто празднословит во время дела, тот развлекается в деле, а кто углубляется мыслью в святое слово, тот больше успеет». (Прп. Ефрем Сирин)

* * *

«Старайся дневную работу оканчивать в назначенный день, и ум, не связанный заботой и печалью, будет иметь свободное время для молитвы».
(Прп. Ефрем Сирин)

* * *

«Если ты вышел вместе с братьями твоими на поделие, то по мере сил, дарованных тебе Господом, помогай более немощному, зная, что получишь от Господа награду за труд, за сострадание. Если же ты худосилен и немощен, то не пускайся много говорить, приказывать и вольничать, но лучше молчи и безмолвствуй, и Господь, видя твое смирение, убедит сердце братии твоей не налагать на тебя бремени». (Прп. Ефрем Сирин)

* * *

«Не должно уклоняться от труда, напротив того, если брат воспомоществует брату, то они неуловимы сетями диавольским». (Прп. Ефрем Сирин)

* * *

«Кто не любит работать, тот бездействием питает страсти и пожеланиям дает свободу устремляться к сродным им предметам, что наипаче обнаруживается во время молитвы; ибо тогда внимание ума бывает все поглощено тем, чем занято сердце, и он только и делает, что в помыслах перебирает внушаемое пришедшего в движение страстью, вместо того, чтобы беседовать с Богом и просить у Него полезного себе.

Дело есть якорь для мысли и дает ей безопасное направление. Пусть отовсюду приближаются бури и порывы ветров угрожают крушением, мысль стоит неуклонно, удерживаемая делом, как якорем; несколько волнуется она поднимающимися помыслами, но не увлекается в опасность, потому что держащие ее узы крепче гонящих ее ветров. (Прп. Нил Синайский)

* * *

«От сильного тела требуется при молитве труд, без него сердце не сокрушится, молитва будет бессильной и неистинной». (Свт. Игнатий Брянчанинов)

* * *

«Надо прежде труды и поты подъять, потом уже начнут показываться плоды. Но условие неотложное - не жалеть себя (не жалеть себя - не значит горы на себя наваливать». (Свт. Феофан Затворник)

* * *

* * *

Жизнь есть труд; труд есть жизнь.Умеренные труды телесные много полезны в возделывании добродетелей, от бездействия же распложаются пороки. (Авва Исаия)

* * *

«Для пропитания себя будем работать в уповании на Бога. Не скорби о труде; многие, ничего не делая, тяготились самоюбеззаботностью». (Св. Ефрем Сирин)

* * *

* * *

«Ежедневное пропитание приобретай не припрятанными деньгами, но собственным трудом». (Св. Иоанн Кассиан)

* * *

«Ты не лучше Павла, не лучше Петра, которые никогда не имели покоя, но провели всю жизнь в голоде, жажде и наготе. Если ты хочешь получить то же, что и они, то иди тесным путем». (Св. Иоанн Златоуст)

* * *

«Трудолюбив тот, у кого не бывает лишнего времени». (Св. Нил Синайский)

* * *

«Нищета подобна курьеру: она скоро настигает ленивого». (Прит. 6, 11)

* * *

«Знай, что если, будучи здоров, ты живешь на чужой счет, то поедаешь достояние бедных и немощных». (Св. Григорий Богослов)

* * *

«Дела служения своего исполняй благообразно и тщательно, как будто служишь Христу». (древние иноческие уставы)

* * *

«Как свежие воды, превратившись в стоячие, портятся – так точно душа и тело человеческие портятся от праздности. Кто в праздности живет, тот непрестанно грешит». (Св. Тихон Задонский)

* * *

«Ленивая и праздная жизнь то же, что праздная и невозделанная нива, на которой не растет ничего, кроме трав негодных». (Филарет архиепископ Черниговский)

* * *

«В поте лица съедать свой хлеб – Божия эпитимия». (Св. Феофан Затворник)

* * *

«Вставая поутру, говори самому себе: «Тело работай, чтобы тебе прокормиться; душа трезвись, что бы тебе наследовать Царствие». (Св. Василий Великий)

* * *

* * *

«Иисус Христос нес на Себе телесные труды, апостол Павел – непрерывно трудился, и для каждого благочестие должно почитать не причиной к бездействию, но побуждением к большим трудам». (Св. Василий Великий)

* * *

«Апостол повелевает трудиться, а не делающему даже не есть». (древние иноческие уставы)

* * *

* * *

«Настоящая жизнь вся предоставлена трудам и подвигам, а будущая – венцам и наградам». (древние иноческие уставы)

* * *

«Надобно всякое дело совершать как бы оно делалось пред очами Господа и всякую мысль слагать, как бы Господь назирал ее». (древние иноческие уставы)

* * *

«Апостол учит жить тихо, на своем месте, не любопытствовать молве и басням житейским, исправлять больше себя, работать своими руками, не желать даров и подаяний, удаляться от бесчинных». (Св. Иоанн Кассиан)

* * *

«Труд и молитва, молитва и труд, – вот самое должное и самое лучшее пользование даваемым нам ежедневно от Бога временем».

* * *

«По заповеди Божией уделяй один день из седмицы для всецелого служения Богу; в остальные же дни старайся хотя известные часы уделять от своих трудов и занятий и посвящать их молитвенной беседе с Богом, преимущественно и непременно утром, по восстании от сна, и вечером, перед сном». (Св. Иоанн Златоуст) .

* * *

«Если простираешь руку к работе, то пусть язык поет, а ум молится; ибо Бог требует, чтобы мы всегда памятовали о Нем». (Св. Нил Синайский)

* * *

«Жизнь есть труд; труд есть жизнь». (Авва Исаия)

* * *

«Умеренные труды телесные много полезны в возделывании добродетелей, от бездействия же распложаются пороки». (Авва Исаия)

* * *

«Сам Ангел Господень поучал молитву чередовать с трудом». (Св. Антоний Великий)

* * *

«Кто в праздности живет, тот непрестанно грешит». (Св. Тихон Задонский)

* * *

«Кто в силах, тот должен работать и делиться с имеющими нужду. Ибо, кто не хочет работать, тот не признается достойным и есть». (Св. Василий Великий)

* * *

«Человек, подражай земле, приноси плоды для других, как и земля приносит тебе». (Св. Василий Великий)

* * *

«Не должно в праздности есть хлеб, потому что способен работать». (древние иноческие уставы)

«Помоги вам Господи сильно укрепиться духом Его, - а заботу о том иметь надобно, и болеть если нет внутри собранности, а в болезни к Господу припадать. Самодельно сие не добывается; но и без труда не дается. Оттуда и отсюда надо, - а надо. Сначала Бог сотворил свет, а после собрал его в светила. Так и с нами. Есть добро, но разсеяно или разлито. Надобно свесть все в одно. И, - кажется, - душа просится на это,.. да не догадается. А главное - саможаление есть. Господи помилуй нас! Без труда и самопринуждения ни в чем не успеем. Хоть чуточку, да надобно понудить себя, хоть на волосок. Когда есть усердие и ревность, то все пойдет хорошо. Но истинная ревность безжалостна к себе. Есть ли, сверх того, и хорош ли фундамент? - Фундамент вот: глубокое чувство грешности и безответности пред Богом. Вся надежда тогда Спаситель; - а отсюда непрестанное: Господи помилуй!» (Св. Феофан Затворник)

В этой работе будет рассматриваться один из вопросов христианской этики, столь актуальный для современного христианства: отношение христианина к труду, как к «целесообразной деятельности человека, направленной на создание материальных и духовных ценностей, как к работе, занятию, усилию, направленному к достижению чего-либо».

В современной Церкви отношение к труду основывается на понимании того, что Писание говорит об этом. Правильное понимание и, как следствие, должное отношение к труду влияет абсолютно на все сферы жизни как отдельного верующего, так и Церкви в целом и фактически является одним из ключевых факторов того, насколько христианин может состояться как «человек Божий, ко всякому доброму делу приготовленный» (2 Тим. 3:17), насколько дар, которым Господь наделил каждого, верующего в Него, будет иметь развитие и реализуется на благо ближним, для созидания Церкви, для продвижения Царства Бога, во славу Его имени.

Исходя из вышесказанного, представляется очень важным рассмотреть этот вопрос и исследовать, что действительно Писание говорит об этом? Какие мнения о труде существуют в современном христианстве? Какое отношение к труду имел человек до грехопадения? Каков Божий взгляд на труд на примере христиан времени Великой Реформации.

В данной работе использован текст синодального перевода Библии на русский язык 1876 года, книга Дерроу Л. Миллера «Научите народы», а также книга Сандея Аделаджи «Успех во всем».

Какие мнения о труде существуют в современном христианстве?

В современном христианстве существуют различные мнения о работе, которые не всегда соответствуют Писанию. Так, в книге Дерроу Л. Миллера раскрывается четыре существующих взгляда на труд.

1. Работа – это зло и является следствием грехопадения. «Согласно анимистическому мировоззрению, работа видится многими как средство выживания. Она представляется как нечто злое, но необходимое. Такая концепция часто обнаруживается среди людей, живущих ниже черты бедности».

2. Работа – средство для приобретения материальных ценностей. «Работа рассматривается, в основном, в экономическом смысле. Это то, что делает человек для приобретения материальных вещей, «хорошей жизни».

3. Вся духовная деятельность (чтение Библии, молитва, проповедь Евангелия грешникам, посещение богослужений и т. п.) – это и есть истинная работа, угодная Богу. Остальное рассматривается как недуховное, мирское, а, значит, не угодное Богу.

4. Библейское мировоззрение дает нам понимание того, что работа духовна, и труд придает нам достоинство. Работа – это призвание Божие на жизнь каждого отдельного человека.

Какое отношение к труду имел человек до грехопадения?

Чем являлась работа для человека до грехопадения? Иными словами, какова Божия природа работы?

До грехопадения еще не существовало фактора, который впоследствие лег в основу всей экономической деятельности человека. Как написано: «Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его» (Пр. 16:26). Нужда стала главным мотивирующим фактором, побуждающим человека трудиться. До грехопадения человек не испытывал нужды ни в чем. Не нужно было каждый день идти на работу, чтобы зарабатывать на хлеб насущный. Бог сотворил совершенную среду изобилия, где Его любимое творение – человек – жил бы в достатке, общаясь со своим Творцом и исполняя Его волю. Задачей человека не было прокормить и одеть себя. Задачей человека было послушание Божией заповеди и исполнение Его воли. И после сотворения человека Бог благословил его, провозгласив для него Свою волю – размножаться, распространяться по всей земле и владычествовать на ней (Быт. 1:28).

Тем не менее Бог заповедал человеку трудиться, а именно: возделывать и охранять то, что Бог ему вверил.

Итак, хотя и существует мнение, что труд возник в результате грехопадения, но мы видим из Писания, что Бог заповедал человеку трудиться еще до того.

Что преследовал Бог, когда определил человеку трудиться?

Во-первых, Бог сотворил человека по образу и подобию Своему, а Сам Бог трудился, как написано: «…и совершил Бог к седьмому дню дела Свои, Которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:2).

Более того, Он трудился не только тогда, Бог и сейчас трудится. Как сказал Господь Иисус: «…Отец Мой доныне делает, и Я делаю». Английский перевод гласит: «Отец Мой продолжает трудиться…» (Иоан. 5:17).

Итак, Сам Бог трудится, а человек есть образ и подобие Божие. Иисус – видимый образ невидимого (2 Кор. 4:4). Он трудился, и о Нем написано, что Он вчера, сегодня и вовеки тот же (Евр. 13:8).

Во-вторых, все, что делает Бог для человека, имеет конечную цель благословить его. Сотворив человека, Бог благословил его. Итак, работа, труд – это благословение для человека, а не проклятье, которое пришло через грехопадение.

Известный проповедник и учитель Слова Божия Сандей Аделаджа в своей книге «Успех во всем» так раскрывает блаженство (благословение) работы: «Работа – это Божий дар, это единственный способ раскрыть способности человека, обнаружить его потенциал, его таланты, знания. Если Вы не будете работать, то не узнаете, насколько Вы талантливы. Работа – это ключ к познанию себя, ключ к Вашему откровению.

Можно отметить шесть причин, по которым человек должен работать.

1. Согласно Быт. 2:2-3, для того, чтобы раскрыть сокрытые ресурсы, обнаружить заложенные в Вас потенциал и способности.

2. Работа – это средство, с помощью которого Ваши желания и мечты становятся реальностью.

3. Работа – это путь Божий к умножению того, что мы уже имеем.

4. Работа – это способ и возможность стать благословением для других людей, способ любить ближнего своего, обогащая и благословляя общество тем, что мы создаем.

5. Блаженство работы – в получении обеспечения. Работающий человек всегда имеет деньги и ресурсы.

6. Работа – это один из способов утвердиться человеку как личности».

Итак, как было сказано выше, человек трудится по причине нужды, но не только это. Жажда власти, денег и, в конечном счете, признания – еще один мощный стимулирующий фактор, побуждающий людей трудиться. Все это ведет человека в пагубу, как написано: «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1 Тим. 6:9).

Человек, свободный от всего этого до грехопадения, расценивал труд, работу как призвание Божие, окончательной целью которого являлось Божие благословение.

Божий взгляд на труд на примере христиан времен Великой Реформации

Христиане времен Великой Реформации расценивали труд как Божие призвание, как возможность познать Бога.

Так, в материале Дерроу Л. Миллера «Семинар-видение, июнь 2002 года» показано отношение реформаторов к труду: «…в каждой сфере нашей жизни мы должны жить пред лицом Божиим. Реформаторы назвали это латинской фразой корам Део . Они приветствовали друг друга словами: «Корам Део! Сегодня живи!» – сегодня живи пред лицом Божиим! Мы должны жить пред лицом Божиим не только в здании Церкви, но каждое мгновение и где бы мы ни находились.

Люди прошлого поколения осознали это. Одна женщина сделала в своей кухне надпись: «Здесь поклоняются Господу три раза в день». Что поняла эта женщина? Она жила пред лицом Божиим. Когда она была христианкой? Каждый момент своей жизни. Итак, в приготовлении пищи для своей семьи или для гостей она видела акт поклонения живому Богу.

Позвольте привести еще один пример. Автору довелось побывать на служении в одной очень бедной Церкви в Хуарине (Боливия), основать которую помогла организация «Пища для голодных». Члены этой Церкви, в основном, были обнищавшими фермерами. Как относятся к фермерам в большинстве стран? Почти ни во что не ставят их, смотрят на них снизу вверх. История культуры многих стран утверждает, что, если Вы работаете на земле, Вы – ничтожество. Церковные руководители попросили меня поприветствовать всех собравшихся. Я встал, открыл Писание и прочел Бытие 2:8: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке…» Что? Господь Бог насадил сад? Бог – садовник? Он посадил сад? Я увидел, как слушатели воспряли духом. Они были фермерами, но и Сам Бог, по Писанию, был фермером! Их чувство собственного достоинства было восстановлено. Вы занимаетесь сельским хозяйством? И Бог, Творец Неба и Земли, не садовник ли? Задумывались ли Вы об этом раньше? Он хочет пленить всякое помышление в послушание Христу!

Бог – Господин всей жизни. Живем ли мы пред лицом Божиим в каждой сфере своей жизни, или мы христиане только в Церкви? А как насчет работы? Вы когда-нибудь думали, что значит быть христианином-инженером? Что значит быть христианином-учителем, христианином-врачом, христианином-бизнесменом или христианином-домохозяйкой?

Подводя итог нашим исследованиям, хотелось бы сделать несколько выводов. Во-первых, Господь, являясь Господом Неба и Земли, является Господином (хозяином, собственником) всей нашей жизни во всех ее сферах и, в частности, в сфере труда. Понимание этого очень важно для того, чтобы христианином стать во всех сферах своей жизни и исполнить все, к чему Господь призывает.

Во-вторых, человек есть образ и подобие Бога и призван отражать Его сущность и Его характер, а Бог – Творец, Созидатель, Художник и Строитель. Когда Бог пришел во плоти, Он явил Себя сыном плотника. Итак, Бог трудился, когда созидал вселенную, Он продолжает трудиться и сейчас, приводя в исполнение Свои планы.

В-третьих, труд, работа есть благословение Божие в жизни каждого из нас для того, чтобы все таланты, дарования и способности, заложенные в нас Господом, могли раскрыться, иметь развитие и быть использованы во благо нам, нашим ближним, для Царства Божия и к Божией славе.
Итак, оставляя времена неведения, давайте позволим Богу быть Господом всей нашей жизни. Пусть во всех сферах нашей жизни и во всех ее проявлениях она отражает Его славу.

Давайте позволим миру познать Бога более полно не только как Справедливого Судью и Спасителя, но и как Того, Кто есть Великий Труженик, Который, любя трудиться, прямо сейчас, «засучив рукава» и не смущаясь объемов работы, с радостью трудится над спасением и жизнью каждого, кто в этом спасении нуждается.

Труд – 1) сознательная, целесообразная деятельность, направленная на улучшение условий жизни, физическое или духовное самосовершенствование; 2) какая-либо деятельность, работа вообще; 3) усилие, направленное на достижение определенного (желаемого, предполагаемого, искомого, требуемого, заданного) результата; 4) итог, последствие, результат какой-либо работы.

Труд служит средством пропитания и материального обеспечения, милостыни, реализации творческих способностей человека, лекарством от лени и уныния, воспитателем в добродетелях.

Трудолю́бие – добродетель, любовь к труду, желание старательно и добросовестно трудиться во благо себе и ближнему.

«Возлюби труд: он, в соединении с постом, молитвой и бдением, освободит тебя от всех скверн. Телесный труд доставляет сердцу чистоту; чистота сердца служит причиной того, что душа приносит плод», - говорил преподобный Антоний Великий.

Святитель Феофан Затворник писал, что нужно каждое дело воспринимать, как данное Богом, тогда уйдут суетливость, многозаботливость и нерадение о делах домашних и общественных.

Благословение Божье на труд было дано прародителям ещё до того, как они согрешили: тогда, когда они пребывали в состоянии счастья и жили в Раю.

Одним из первых трудовых заданий, порученных Богом Адаму, было дать имена всем животным (Быт.2:19); другим заданием было хранить и возделывать сад (Быт.2:15).

Кроме того, уже тогда Бог поставил перед человеком и более важную, можно сказать, стратегическую цель. Реализация этой масштабной задачи подразумевала необходимость усилий со стороны представителей множества поколений. Она касалась осуществления хозяйственной деятельности людей на земле, преображения царства природы: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всей землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28).

Разумеется, призывая первозданного человеку к труду, Бог не имел в виду лишить его радости свободного творчества. Замыслом Божьим предполагалось, что труд, к которому был призван человек, будет ему в радость. Но главное, предусматривалось, что труд будет способствовать раскрытию творческого потенциала людей, служить средством для лучшего раскрытия в них черт образа Божьего.

Тяжким бременем труд стал для человека лишь тогда, когда тот, преступив Божью заповедь, отступил от Создателя и был изгнан из Рая. До грехопадения человек мог вдоволь пользоваться и наслаждаться плодами Райских растений. После же изгнания стал вынужден добывать себе пропитание ежедневным скорбным трудом, «в поте лица» (Быт.3:17-19).

Помимо того, что приобщившись ко злу, человек был поставлен в зависимость от обременительного труда ради обеспечения текущих жизненных нужд, труд стал необходимым условием и для борьбы с грехом.

Если первозданный Адам, для того, чтобы жить вне греха, не имел необходимости ни в борьбе со страстями, ни в борьбе с греховными помыслами, то все его потомки (исключение - Господь Иисус Христос) были обусловлены такой зависимостью.

В настоящее время труд тоже может быть в радость. Важно, чтобы он был направлен не на зло, но на добро.

Святые Отцы о труде:

Что ни делаешь, имей Бога перед очами твоими (прп. авва Исаия).

Не держи в сердце своем злобы ни на кого, иначе труды твои будут тщетны и суетны (прп. авва Исаия).

Некоторый человек имел двух рабов и послал их на поле жать пшеницу, приказав каждому сжать в один день по семи некоторых участков земли. Один из них употребил все свои силы на то, чтобы исполнить повеление господина его, однако же не мог вполне совершить сего дела: ибо оно превышало силы его, а другой предался праздности. Кто, говорил он сам с собою, в состоянии совершить такое дело в один день? И так пренебрегая повелением господина, хотя он тревожился и беспокоился сим, однако же провел весь день без дела, то предаваясь сну, то зевая, то вертясь на все стороны, как вертится дверь на своих крючьях. Когда же наступил вечер, они возвратились к господину. Он, узнав о труде прилежного слуги, похвалил его, хотя дело и не вполне им было совершено; другого же, как беспечного и ленивого презрителя, приказал жестоко наказать и выгнать из дома своего. Так и мы во всяком деле и скорбном подвиге не должны лениться, а трудиться рачительно по мере сил наших; и Бог, без сомнения, дарует нам наследие со святыми Своими (прп. авва Исаия).

Кто прибегает к Богу и просит Его помощи при всяком труде, тот найдет в нем покой (прп. авва Исаия).

Труд по Богу бывает помощником добродетели; праздность есть матерь пороков (прп. авва Исаия).

Телесные труды суть орудия добродетелей и спасительны для души (прп. Антоний Великий).

Кто в силах, тот должен работать и делиться с имеющими нужду. Ибо кто не хочет работать, тот не признается достойным и есть (свт. Василий Великий).

Хотя бы поручаемые тебе службы казались низкими, бойся злоупотребления, допуская превозношение и презрение, потому что за тобою надзирает Бог (свт. Василий Великий).

Не должно в праздности есть хлеб тому, кто способен работать, а занявшийся исполнением чего-либо во славу Христову должен принуждать себя к ревности в деле, по мере сил (свт. Василий Великий).

Приятна тебе праздность, но горек конец ее. Изнемогаешь работая, но возвеселишься впоследствии (прп. Ефрем Сирин).

Не бойся труда и не говори: «Не изнемочь бы мне», а представляй лучше в уме, что все святые страданиями благоугождали Богу (прп. Ефрем Сирин).

Всякое... дерево познается по своим плодам, и трудолюбивый человек виден с молодых его лет (прп. Ефрем Сирин).

Кто ненавидит труд, тот будет человеком негодным (прп. Ефрем Сирин).

Вот признак христианства: сколько ни потрудишься, сколько ни совершишь праведных дел, оставаться в той мысли, будто бы ничего тобою не сделано; постясь, говорить: «я не постился»; молясь: «не молился»; пребывая в молитве: «не пребывал, полагаю только начало подвигам и трудам». Хотя бы и праведен был ты перед Богом, должен говорить: «я не праведник, не тружусь, а каждый день начинаю только». Но должно также христианину всякий день иметь упование, радость и чаяние будущего Царства и избавления, и говорить: «если не избавлен я сегодня, буду избавлен на утро». Насаждающий у себя виноградник, прежде нежели приступить к труду, имеет в себе радость и надежду, и когда вина еще нет, живо представляет в уме точило, вычисляет доходы, и в таких мыслях принимается за труд; надежда и ожидание заставляют его трудиться усердно, и делает он пока большие издержки в доме. А подобным образом домостроитель и земледелец сперва расточают много своей собственности, в надежде на будущую прибыль. Так и здесь, если не будет у человека перед очами радости и надежды, что приимет избавление и жизнь, то не возможет стерпеть скорбей и принять на себя бремя и шествие тесным путем. А сопровождающие его надежда и радость делают, что он трудится, терпит скорби, и принимает на себя бремя, и идет тесным путем (прп. Макарий Египетский).

Не будем охуждать труд, не будем пренебрегать работою; потому что от них мы получаем, еще прежде Царствия Небесного, величайшую награду - сопровождающее их удовольствие... но что еще важнее удовольствия - самое цветущее здоровье (свт. Иоанн Златоуст).

Бог наложил на человека груд не в наказание и мучение, но для вразумления и научения его (свт. Иоанн Златоуст).

Хотя наказанием и мучением кажутся слова: в поте лица твоего снеси хлеб твой (Быт. 3, 19), но на самом деле они - некоторое внушение, и вразумление, и врачевство против ран, происшедших от греха (свт. Иоанн Златоуст).

Что узда для коня, то работа для нашей природы (свт. Иоанн Златоуст).

Для того нам и даны руки, чтобы мы и себе помогали, и увечным по телу доставляли, по возможности, все необходимое из нашего имущества... (свт. Иоанн Златоуст).

Через занятие работой мы и дурные помыслы легко исторгнем из души, и будем помогать нуждающимся, и не станем беспокоить двери других, и исполним закон Христов, который говорит: блаженнее есть паче даяти, нежели приимати (Деян. 20, 35) (свт. Иоанн Златоуст).

Не о трудности только дела помышляй... но прежде всего рассуждай с самим собою о том, какой можешь ты удостоиться чести, и мысль об этой чести сделает для тебя легким тяжкое и трудное (свт. Иоанн Златоуст).

Жизнь наша сопряжена с трудами, так как без трудов мы обыкновенно развращаемся. Природа наша не может бездействовать, а иначе легко преклоняется ко злу (свт. Иоанн Златоуст).

В поте лица добывается вещественный хлеб: при усиленном труде, душевном и телесном, насевается хлеб небесный, доставляющий Вечную Жизнь в сердце человеческое... (свт. Игнатий Брянчанинов).

Надо прежде труды и поты подъять, потом уже начнут показываться плоды. Но условие неотложное - не жалеть себя (свт. Феофан Вышенский).

Труд с терпением без саможаления все преодолевает... (свт. Феофан Вышенский).

Ни одного еще человека не было, который бы без трудов, тревог и смущений крутых достиг Царствия Божия (свт. Феофан Вышенский).

Бог любит тружеников, только бы они смиренны были и о себе много не думали (свт. Феофан Вышенский).

Всякому живому человеку трудиться необходимо, потому что всякому человеку нужна пища, нужна одежда, нужно помещение для жилища, а все это добывается работой, трудом. И избавить себя от труда в жизни мог бы только тот человек, который мог бы обойтись без пищи и одежды и жил бы под открытым небом. А как этому быть нельзя, то и нельзя человеку быть без труда, без исполнения обязанностей семейных, житейских и общественных.

Бог дал человеку жизнь, Бог назначил ему и труд в жизни. Помни это каждый и трудись над своим делом усердно, без скорби, без ропота на ежедневный свой труд. Если твой труд тяжел и утомителен, если с потом и горем достается тебе дневное твое пропитание, то помни, что только тогда не будет на земле тяжелого труда, когда не будет на ней греха.

Помни постоянно это за своим трудом, призывай помощь и благословение Божие на труд свой, вздохни за трудом своим о грехах своих и утешай себя тем, что за трудовой нашей жизнью есть жизнь другая, где не будет ни труда, ни печали, ни воздыхания - для тех, кто вместе с трудами своими оставит здесь и грехи свои. Если твой труд берет у тебя все время твое и не дает тебе свободных дней для отдыха и покоя, то помни и утешайся, что твой постоянный труд оберегает тебя от грехов, которыми богата человеческая праздность.

Праздность - первый повод к греху. Человек постоянно не может быть без дела. Кто не может трудиться, делать свое дело, тот непременно пустится в безделье, в пороки. Кто бродячие нищие, которые имеют силу работать, кто воры и мошенники, обманщики и бессовестные барышники, кто обидчики, ябедники, сутяги? Всё это люди праздные, бегающие от своего дела и труда честного. Приучите их к труду - они отстанут от своих пороков и станут людьми честными и добрыми.

Иные думают, что трудовая жизнь дается только на долю людей простых, и высшие сословия хорошо живут и без всякого труда. Неправые это мысли, и не знают всех порядков общественной жизни те люди, которые так думают и за своим трудом ропщут на свою долю, завидуя другим.

Не тот только трудится, кто пашет землю или кто наймом у чужих людей зарабатывает свое содержание.

Как в каждом доме и в обыкновенной жизни не все люди бывают разом за одним делом, а одни в поле, другие на гумне, третьи на дворе за хозяйством, четвертые в доме при детях и домашних порядках и т.п., так и в огромном семействе или целом обществе всем сословиям, всем званиям есть свои занятия, свой труд; и каждый человек при своем деле, к чему пригоден, чему научен и к чему поставлен, над тем и трудится, и этим трудом приносит пользу обществу, а себе зарабатывает на хлеб.

Ведь всем, кажется, известно, что в таком огромном обществе, как государство, нельзя быть без земледельца, нельзя быть без торгового человека, нельзя быть без правителей, без священников, воинов, людей ученых, художников, ремесленников и проч. Разные люди в обществе избирают себе разные занятия и трудятся над своим делом.

И ты думаешь, что при высших занятиях и должностях в обществе не бывает работы, трудов и забот тяжелее твоих? Напрасно ты так думаешь. Когда ты, земледелец, окончил свою работу дневную и сложил руки для отдыха и покоя, в это время, среди ночи, сколько работает и трудится рук и голов над общественным делом? Там правитель думает крепкую думу о благосостоянии страны и народа; там судья трудится над разбором тяжебного дела спорящих людей; там ученый трудится над наукой на пользу нашего образования и просвещения; там служитель Божий у постели больного совершает таинство христианской исповеди и напутствия в жизнь вечную. А там подвижники-иноки в полночь по звону колокола собираются в храм Божий молиться за свою душу, за спасение наше и всего рода христианского.

И мало ли еще общественных должностей и обязанностей, над которыми трудятся честные и усердные труженики, испытывая и перенося разного рода горе и заботы с терпением, с покорностью своему жребию? Труд, работа, забота, горе, терпение - везде, во всех званиях и состояниях; есть они у всякого человека, который честно и усердно занимается своим делом, домашним ли то или общественным (сбор. ст. из «Воскреси, чтен.», 1870 г., стр. 191-198).

Кому из нас не случалось видеть и слышать, как голосистый жаворонок вьется весной над полем или вспаханной нивой и своим приятным пением часто услаждает тяжкий труд земледельца? Но не вся жизнь этого маленького пернатого проходит в пении, не все время носится он в воздушном пространстве. Нет, у него есть свой труд и забота; он спускается на землю и здесь-то добывает себе пищу: то устраивает теплое гнездышко, то заботится о своей подруге или молодых птенцах своих. И опять, не все же рыться в земле, не все же хлопотать и трудиться, птичка снова несется к небу и поет, поет свою нескончаемую песню.

Вот урок и пример для тебя, человек! Трудись, где бы ты ни был поставлен в обществе: низко ли, высоко ли, - трудись; это твое назначение и обязанность на земле. Но ты не для земли создан, а для неба. После труда и забот житейских возносись горе умом и сердцем, изливай перед Богом свою душу в славословии, благодарении и молитве . Молись - это твой долг, твоя слава, твое блаженство. От трудов переходи к молитве, от молитвы к трудам: трудись и молись («Духов, цвет.», ч. 2).

Добродетель трудолюбия сегодня мало кому понятна. За трудолюбие принимается добровольный особо интенсивный или длительный труд. Кажется, много трудится человек, значит, он трудолюбив. Но это не всегда так. Трудолюбие — это не просто умение себя заставить трудиться, а свойство души получать от труда радость. Радоваться преодолению себя, преодолению разных препятствий, радоваться достигнутому результату. Не шумной, взрывной радостью: Ура! У нас все получилось! Вспышки трудолюбия бывают даже у лентяев. А тихой и ровной радостью душевного покоя.

Мир полюбил праздность. Свободное от труда время стало мерилом счастья. А между тем и в пору блаженства, когда Адам пребывал с Богом, и грех еще был ему не ведом, он должен был трудиться. Человек не создан праздным. Господь поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать и хранить его (Быт. 2,15). Мы не можем сказать, что стоит за словами возделывать и хранить, но это — труд, хотя и не тот изнурительный, как говорит святитель Феофан Затворник, «труд — общая для всех епитимия, в Адаме на всех наложенная: В поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3,19)». Однако и наш обязательный повседневный труд содержит в себе частицу блаженства, когда совершается без ропота в послушание Божьей заповеди.

Христиане всегда личный труд почитали священным делом, и никто не был освобожден от него. И раб, и царь трудились. Праздность называли рассадником страстей и всячески ее избегали. Ибо праздность научила многому худому (Сир. 33,28). Избегали не полной праздности, а даже самой краткой. Еще в прошлом веке в семейных домах можно было увидеть самими домочадцами выполненные салфетки домашней работы, рамки под картины или фотографии, самодельные подсвечники, резные полочки. Рукоделие в свободное от работы время было принято не только как возможность создать домашний уют или возможность реализовать художественные наклонности, но и как защита от праздности. Не только у нас в России, христианская Европа так же не жаловала безделье, чиновник дома мог переплетать книги, точил табакерки, лавочник плел бисером, устраивал домашнюю оранжерею.

«Я не умею понять, как можно быть без какого-либо дела. Либо голова работает, либо руки», — писал святитель Феофан Затворник своей духовной дочери. Сам святитель в свободное время, дабы прогнать послеобеденную сонливость, занимался переплетным делом. Преподобный Серафим Саровский, когда уже оставил свой огород, не позволяя себе безделья, перекладывал из угла в угол поленницу. О монахине Евфросинии (Хрульковой), почитаемой в нашей местности, рассказывали, что в последние недели перед смертью, по просьбе ее выносили в огород, где она, лежа у грядки, пальчиками рыхлила землю, пыталась полоть. Уже находясь на смертном одре, совсем тихим голосом просила: «Подайте мне мою работу». Ей подавали «работу» — льняное полотенце, из которого матушка выдергивала нитки, осыпая край. Помню трех пожилых женщин, которые то и дело придумывали для своей старенькой мамы какую-нибудь заботу — купить заварочный чайник в цветочек, или какие-нибудь блюдца с голубой каемкой, лишь бы она не оставалась праздной. В этом состоянии старушка становилась раздражительной. Для этих людей, как и для многих других, труд — жизненная необходимость, даже если материальный результат его ничтожен или вовсе отсутствует.

Когда-то советским школьникам внушали якобы научную истину, что труд из обезьяны сделал человека. Казалось бы, дичайшая нелепость, но в основе ее лежит вовсе не горячечный бред, а вывернутый наизнанку многотысячелетний опыт: труд не позволяет человеку оскотиниться. Труд не дает нашей душе слишком сближаться с телом, препятствует душе вдаваться в телесное, истомляет тело. Причем не только труд физический, но и всякий другой.

Апостольская заповедь о труде — если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3,10) — обращена и к бедному и к богатому. Если бедный трудится по необходимости, то человек обеспеченный, не имеющий такой необходимости — ради заповеди, потому что иначе он будет есть свой хлеб с насилием совести, с грехом. «Христианин есть трудящийся, независимо от своего богатства или бедности», — говорит архиепископ Иоанн (Шаховской).

В христианских семьях трудолюбие прививали с младых ногтей. Учили всякий труд совершать перед Богом. Все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Иисуса Христа (Кол. 3, 17). Во имя Иисуса Христа не станешь трудиться с ленцой или небрежно. И еще, то, что делается во имя Христа, делается с любовью. «Вся задача воспитания — заставить человека не только поступать хорошо, но и наслаждаться хорошим; не только работать, но и любить работу» (Джон Рескин).

Есть люди, которым свойственно любить всякую работу. Не только ту, что они сами выбрали, но и ту, что случилась. А когда человек трудится с любовью, то даже в самой простой или грязной работе есть место творчеству. Как-то мы убирали с территории храма мусор. Грузили его на два грузовика. В один грузовик двое рабочих кидали что под руку попало, и как попало. Другие два парня загружали свой грузовик иначе. Они рассортировали мусор на плоский и объемный, на крупный и мелкий, и потом заполнили кузов так, что туда поместилось втрое больше, чем в первый. Было заметно, что ребята, трудившиеся честно, устали меньше. Они смеялись, о чем-то болтали.

Человек трудолюбивый меньше зависит от внешних обстоятельств и имеет все для того, чтобы жить честно, не насилуя свою совесть. Его не страшит вынужденная перемена деятельности, не борет уныние от нескончаемого объема работы. Истинно свободен тот, кто трудолюбив, а не тот, кто свободен от работы. Помню двух мужиков, взявшихся починить и покрасить в храме окна. Пользуясь обстоятельствами, запросили они за свой труд немало. Работали неимоверно медленно, иной раз по два часа в день. Глядя, как они маются, спрашиваю: «Вы, наверное, не очень любите свою работу?» А в ответ удивленно: «Да кто ж работу любит?» Не какую-то определенную работу невозможно любить, а всякую! Сколько труда стоило им каждый раз переломить себя, чтобы опять взяться за инструмент, с какой ненавистью смотрели они на рамы... Труд преодоления ненависти к работе отнял у них сил гораздо более, чем сама работа.

Если спросить наших молодых и не очень молодых современников, чье виденье жизни им ближе — библейского автора, утверждавшего, что человек рождается на труд, как птица на летание, или Ивана Александровича Хлестакова, уверенного, что «на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия» — то, боюсь, рейтинг последнего будет выше. А ведь честный, совершаемый с любовью труд сам в себе несет удовольствие. «Кто с вожделением берется за дело, тот любимое сие дело вменяет себе в наслаждение, в самом труде находя удовольствие и самое утомление ради возлюбленного им почитая воздаянием и преимущественною наградою. Легко и удобно все делаемое с любовию, хоть бы оно было и крайне затруднительно; потому что расположение к сему делающего скрадывает трудности и уравнивает негладкости для удобного исполнения. Усердие всегда препобеждает обременительность труда, став выше всех неудобств в деле, а сопровождающим оное удовольствием ослабляя трудности, так что труд делается более приятностию, нежели трудом, и мнимое неудобство доставляет радость» — сказал преподобный Нил.

На Бога надейся и сам не плошай — какая простая жизненная истина! В любом деле призывай на помощь Господа и трудись, всегда помня о своей личной ответственности перед Ним. Только так воспитывается и поддерживается трудолюбие. Только так труд становится истинно свободным, творческим и радостным.



Новое на сайте

>

Самое популярное