Домой Ревматология Двусторонний характер процесса обучения. Сущность процесса обучения

Двусторонний характер процесса обучения. Сущность процесса обучения










Подготовительные функциональные компоненты учебной деятельности объединяются в другую подсистему - деятельности обучения. Деятельность учения - "чистый" акт познания, реализуемый учащимися через усвоение наличного опыта. Деятельность обучения направлена на обеспечение условий успешного осуществления деятельности учения.


Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения. Учение - специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования к познавательным процессам (памяти, сообразительности, воображению, гибкости ума) и волевым качествам (управлению вниманием, регуляции чувств и т. д.).


Главная - ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. И этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность.


Вторая характеристика деятельности – ее социальная, общественно-историческая природа. Открытие форм деятельности с предметами человек осуществляет с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основную линию интериоризации, в ходе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности, мотивы, установки и т.д.).


Третья - опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности. Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.




Четвертая - продуктивный характер, т.е. ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т.д. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (игровая, учебная, трудовая, коммуникативная и т.п.).








Это некая общность, возникающая в процессе учения. В своем становлении она проходит ряд этапов, которые по ходу усвоения материала приводят к формированию единого смыслового поля у всех участников обучения, которое и обеспечивает дальнейшую саморегуляцию индивидуальной деятельности всех участников.


Центральное место В. Я. Ляудис отводит совместной продуктивной деятельности (СПД), возникающей при совместном решении творческих задач, и рассматривает ее как "единицу анализа становления личности в процессе учения".


Система совместной деятельности может быть признана нормальной, когда взаимосвязаны между собой все ее компоненты: 1 компонент отношение студентов к целям и содержанию обучения 2 компонент отношения студентов между собой и к преподавателям 3 компонент условия, в которых протекает учебная деятельность


Фазы учебной деятельности: 1 - осмысление создавшейся ситуации 2 - период устойчивой адаптации, когда цель полностью осознана и появляются предпосылки для ее реализации, вся система уровней деятельности приходит в соответствие с основной целью обучения


1) На первой фазе отмечается выработка таких качеств, как трудолюбие, настойчивость в достижении цели, внимательность, самоорганизованность, любознательность и т. д. Возникает интерес к изучению тех или иных наук. 2) На второй фазе формируются качества, характеризующие выработку у студентов общих профессиональных умений, необходимых будущему специалисту, развивается чувство собственного достоинства, чувство общественного долга.





Содержание обучения (по И.Я. Лернеру) 1. Знания 2. Установленные и выведенные в опыте способы деятельности 3. Опыт творчества 4. Эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объектам и реальной действительности, в том числе и отношения к другим людям и самому себе, потребности и мотивы общественной, научной, профессиональной деятельности


Есть целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития ("создания") личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества






Учебный процесс в этом контексте представляется как цепь учебных ситуаций, познавательным ядром которых являются учебно- познавательные задачи, а содержанием - совместная деятельность педагога и обучаемых по решению задачи с привлечением разнообразных средств познания и способов обучения.


Учебный процесс в этом контексте представляется как цепь учебных ситуаций, познавательным ядром которых являются учебно- познавательные задачи. Содержанием - совместная деятельность педагога и обучаемых по решению задачи с привлечением разнообразных средств познания и способов обучения




Любая познавательная задача противоречива по своей природе. Она синтезирует достигнутое и нацеливает на овладение еще не познанным, на формирование новых подходов и приемов. Решение и преодоление этого противоречия (между достигнутым и непознанным) вызывает интерес, рождает стремление к деятельности, к активности и является движущей силой учебного процесса. Решается, исчерпывается задача - осуществляется переход к новой задаче, создаются новые условия и отношения, возникает новая учебная ситуация.




Обучение обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых. Субъект и объект обучения. Не просто воздействие педагога на ученика, а именно их взаимодействие!!! Взаимодействие может протекать как в непосредственной, так и опосредованной форме. Процесс обучения является не механической суммой преподавания и учения, это качественно новое, целостное явление.


Единство познания и учения. Общение в процессе обучения влияет на: мотивацию учения, на формирование положительного отношения к учебе создание благоприятных психологических условий Характеристики учителя, способствующие успешному общению: Увлеченность Четкость, организованность в работе Такт в отношениях и помощь в учебе Объективность в оценке Выдержка в сложных ситуациях


Процесс общения преподавателя со студентами может складываться в двух крайних вариантах: 1) взаимопонимание, слаженность выполнения учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга 2) разлад, отчужденность, неспособность понять и предугадывать поведение друг друга, появление конфликтов


Анализируя работу преподавателей на занятиях и во внеурочных формах учебной деятельности в одной и той же группе студентов, можно выделить разные уровни общения: высокий - характеризуется теплотой во взаимоотношениях, взаимопониманием, доверительностью и пр.; средний; низкий - характеризуется отчужденностью, непониманием, неприязнью, холодностью, отсутствием взаимопомощи. Уровень общения непосредственно связан с воздействиями педагога, которые соответствуют парциальным (частичным) оценкам, хорошо изученным Б. Г. Ананьевым. Эти воздействия можно разделить на два вида: положительные - одобрение, поощрение самостоятельности, похвала, юмор, просьба, совет и предложение; отрицательные - замечания, насмешка, ирония, упреки, угрозы, оскорбления, придирки.


Установлению оптимального педагогического общения на занятиях помогает использование следующих коммуникативных приемов: приемы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов (коммуникативной заторможенности, неловкости, подавленности, скованности, неуверенности в общении) приемы оказания коммуникативной поддержки в процессе общения приемы инициирования встречной учебно- познавательной активности студентов


1 - создание на занятии атмосферы защищенности при общении студентов с преподавателями 2 - одобрение, поддержка посредством придания ценности самой попытке ответа, самому факту участия в диалоге 3 - одобрение практики обращения студентов за помощью к преподавателю или товарищам 4 - поощрение устных ответов по собственной инициативе студентов 5 - создание щадящих условий при ответе студента с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью 6 - недопущение действий со стороны отдельных студентов, подавляющих творческую активность товарищей на занятии


Оказание своевременной помощи в подборе адекватной лексики, в правильном построении высказываний разъяснение смысла коммуникативных норм в конкретной ситуации общения обучение (прямое или косвенное) коммуникативным приемам, технике выступления и общения подчеркнуто позитивная критика (если такая необходима) поведения студента в диалоге с преподавателем демонстрация вербальными и невербальными средствами заинтересованного внимания к студентам, поддержка их стремления к участию в диалоге с преподавателем оперативное предоставление студентам возможности "оправдать нетерпение поднятой руки" предоставление студентам возможности сориентироваться в ситуации, "собраться с мыслями"


1 - прямое побуждение студентов к активному взаимодействию с преподавателем на занятии 2 - мотивирование перед группой поощрений студентов за проявленную инициативу 3 - критика собственных ошибок в качестве демонстрации эталона отношения к ним 4 - "игровая провокация" ("Что-то Иванов Иван недоверчиво улыбается при твоем ответе. Докажи ему, что ты действительно прав...") Это приемы инициирования встречной учебно- познавательной активности студентов:


1 -"услышал - запомнил - пересказал" 2 - "познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами - осмыслил - запомнил - способен оформить свою мысль словами - умею применить полученные знания в жизни"


Функции Содержание Конструктивная - педагогическое взаимодействие преподавателя и студента при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету Организационная - организация совместной учебной деятельности преподавателя и студента, взаимной личностной информированности и общей ответственности за успехи учебно-воспитательной деятельности Коммуникативно- стимулирующая - сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), организация взаимопомощи с целью педагогического сотрудничества; осведомленность студентов о том, что они должны узнать, понять на занятии, чему научиться Информационно- обучающая - показ связи учебного предмета с производством для правильного миропонимания и ориентации студента в событиях общественной жизни; подвижность уровня информационной емкости учебных занятий и ее полнота в сочетании с эмоциональным изложением учебного материала, опорой на наглядно-чувственную сферу студентов Эмоционально- корригирующая - реализация в процессе обучения принципов "открытых перспектив" и "победного" обучения в ходе смены видов учебной деятельности; доверительного общения между преподавателем и студентом Контрольно- оценочная - организация взаимоконтроля обучающего и обучаемого, совместное подведение итогов и оценка с самоконтролем и самооценкой


1 - педагог не считается с индивидуальными особенностями студента, не понимает его и не стремится к этому 2 - студент не понимает своего преподавателя и потому не принимает его как наставника 3 - действия преподавателя не соответствуют причинам и мотивам поведения студента или сложившейся ситуации 4 - преподаватель высокомерен, задевает самолюбие студента, унижает его достоинство 5 - студент сознательно и упорно не принимает требований преподавателя или, что еще серьезнее, - всего коллектива








Компонент Содержание компонента Целевой компонент Осознание педагогами цели и задач изучения темы принятие учениками цели и задач изучения темы. Стимулирующе - мотивационный Педагог стимулирует у учащихся интерес и потребность в учении. Ученики - внутренний процесс развития мотивов обучения. Содержание Определяется: учебным планом, государственными учебными программами учебниками по данному предмету. Содержание уроков конкретизируется учителем с учетом: поставленных задач, специфики производственного и социального окружения школы, уровня подготовленности, интересов учеников. Операционно- деятельностный Отражает процессуальную сущность обучения. В деятельности педагогов и обучаемых, в их взаимодействии, протекающем во времени, и реализуется задача присвоения школьниками широкого социального опыта человечества. Реализуется посредством определенных методов, средств и форм организации преподавания и учения. Контрольно- регулирующий Предполагает контроль преподавателя и самоконтроль обучаемых. С помощью контрольных работ, опросов, зачетов и экзаменов. Самоконтроль включает самопроверку учеников, которые самостоятельно проверяют степень усвоения изучаемого материала. Оценочно- результативный Предполагает: оценку педагогами и самооценку учениками достигнутых в процессе обучения результатов, установление соответствия их поставленным учебно-воспитательным задачам, выявление причин недостатков, проектирование новых задач, учитывающих также и необходимость восполнения обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.


Обеспечивают функционирование обратной связи в учебном процессе получение учителем информации о степени затруднений, о качестве процесса обучения. Обратная связь вызывает необходимость корригирования, регулирования учебного процесса, внесения изменений в методы, формы и средства обучения. Регулирование процесса проводится не только учителем, но и самими учениками (саморегулирование своих действий, работа над ошибками, повторение вопросов, вызывающих затруднения).


Цель обучения определяет его содержание Цель и содержание обучения требуют определенных методов, средств и форм стимулирования и организации обучения По ходу обучения необходим текущий контроль и регулирование процесса Наконец, все компоненты процесса обучения в своей совокупности обеспечивают определенный результат


Различают стили коммуникативного взаимодействия порождающие несколько моделей поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях. Условно их можно обозначить следующим образом: 1. Модель диктаторская ("Монблан"); 2. Модель неконтактная ("Китайская стена"); 3. Модель дифференцированного внимания ("Локатор"); 4. Модель гипорефлексная ("Тетерев"); 5. Модель гиперрефлексная ("Гамлет"); 6. Модель негибкого реагирования ("Робот"); 7. Модель авторитарная ("Я - сам"); 8. Модель активного взаимодействия ("Союз"). Задание: Опишите каждый из этих моделей. Какая модель встречалась вам в вашей жизни обучаемого? Какая модель по вашему мнению наиболее продуктивна в преподавательской деятельности (ответ обоснуйте)?


Мотивы учения студентов в вузе 5 % - Функционального благополучия 9 % - Творческие 10% - Достижения успеха 12 % - Ситуативные 4 % - Получения поощрения 5 % - Широкие социальные 25 % - Личность преподавателя 16 % - Познавательно-утилитарные 23 % - Учебно-познавательные 62 % - Непосредственный интерес


Цели обучения студентов в вузе «Я учусь в вузе для того, чтобы…» Приносить пользу обществу 4% Расширить круг общения 4% Развиваться и само реализовываться 36% Решить проблемы с родителями 2% Добиться успехов в будущем 8% Получить диплом 8% Получить знания 33% Получить образование 32% Стать профессионалом 58%


Психолого-педагогические условия повышения эффективности обучения с точки зрения студентов СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ: Связь учебных дисциплин с будущей профессией Гуманитаризация (культурология, эстетика, этика, политология, экономика, культура речи) Наглядность за счет приведения экспериментальных данных Связь обучения с жизнью Качественная производственная практика Взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного знания Развитие рефлексии Развитие мастерства публичного выступления


Психолого-педагогические условия повышения эффективности обучения с точки зрения студентов МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: Исключение надиктовывания лекций («прошлый век») Интернет-конференции Компьютеризация процесса обучения Консультирование Совместная подготовка конференций Дискуссия, обсуждение Групповые формы работы Анализ дискуссий, коллоквиумов, тренингов, конференций, игр Практические занятия Факультативные занятия (по выбору студента) Проблемные задачи Повышение самостоятельности студента в обучении Творческие задания Эмоциональное заражение студентов Увлечение личным примером Пробуждение интереса


Психолого-педагогические условия повышения эффективности обучения с точки зрения студентов ОТНОШЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ: Заинтересованность Демократизм Сотрудничество Уважение Понимание Терпение Сопереживание (эмпатия) Поддерживающая помощь Индивидуальный контакт Эмоциональное заражение Понимание места преподаваемой дисциплины в системе других Создание положительной эмоциональной атмосферы «Преподаватель должен быть в первую очередь Человеком, а затем – носителем знаний»


Психолого-педагогические условия повышения эффективности обучения с точки зрения студентов ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ: Осознанность целей обучения Внутренняя мотивация Осознание необходимости знаний Уважение к Личности Позитивный настрой на учебный предмет Заинтересованность Стремление проявлять себя в дискуссиях Эмоциональность Эмоциональная поддержка друг друга Азарт Стабильная подготовка к занятиям Восторг Ответственность Активная позиция Принятие преподавателя Сосредоточенность Уважение преподавателя Вовлеченность

Обучение - это такая разновидность человеческой деятельности, которая предусматривает взаимодействие преподавателя и ученика, поэтому оно имеет двусторонний характер, то есть состоит из двух процессов: 1) процесса преподавания - деятельность преподавателя; 2) процесса обучения - деятельность ученика или коллектива. Обучение невозможно без взаимодействия учителя и учащихся, которая бывает непосредственной (учитель и ученик совместно реализуют задачи обучения) и опосредованным (ученик выполняет задание, данные учителем ранее). Процесс обучения может проходить и без учителя (например, самостоятельная работа). Процесс обучения - это не механическая сумма процесса преподавания и обучения. Это качественно новое целостное явление. Суть учения - это единство познания и общения. Процесс обучения включает цель, мотивы, содержание, способы деятельности, он требует напряжения воли, физических и интеллектуальных сил, способов регулирования действий и контроля за их результативностью. Поэтому можно вы делить такие компоненты в структуре процесса обучения:

1. Целевой компонент - это осознание педагогом и учащимися целей и задач каждого предмета, его конкретных разделов и тем. Это осознание зависит от уровня образованности и воспитанности учащихся, знаний предыдущего материала, а всего - от целеустремленности учителя, его умение поставить и разъяснить цели и задачи своим воспитанникам.

2. Стимулирующее-мотивационный компонент процесса обучения - это продолжение целевого разъяснения, углубленная мотивация, меры по стимулированию познавательного интереса, чувство долга и ответственности у учащихся.

4. Операционно-деятельностный компонент, который можно назвать методическим, потому что он охватывает все методы, приемы, формы обучения, которыми оперирует учитель в процессе своей деятельности, взаимодействия с учениками.

5. Контрольно-регулятивный компонент - это контроль за ходом процесса обучения "обратная связь - получение учителем информации о степени затруднений, недостатки, качество этапов обучения. Он включает те методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля, которыми пользуется учитель параллельно с изложением нового материала. Обратная связь предполагает коррективы, регулирования процесса обучения, внесение изменений в методы и средства обучения.

6. Оценочно-результативный компонент - завершающий в процессе обучения, он предусматривает оценку знаний учащихся до выпуска из средней школы, а также самооценку учениками достигнутых результатов. Все компоненты нужно рассматривать во взаимосвязи, они представляют собой этапы, звенья в структуре процесса обучения, к ним нужно подходить творчески, не допускать шаблона в их использовании.

Роль учителя в учебном процессе. Учитель выступает как организатор и руководитель учебной деятельности учащихся. Ему принадлежит руководящая роль. Деятельность учителя состоит из планирования, организации, стимулирования, бегущей контроля, регулирования, анализа результатов. Планирование - это составление календарно-тематических и поурочных планов. С некоторых предметов учителя получают готовы тематические планы и вносят в них лишь некоторые коррективы. При составлении поурочных планов учителя пользуются пособиями по методике преподавания конкретных предметов. Молодые учителя пишут подробные планы уроков, в которых указывают цель, основные вопросы для опроса учащихся, выкладывают новый материал, отмечают номера упражнений, задач для закрепления и повторения, содержание домашней работы, перечень оборудования и литературы. Опытные учителя пишут менее детальные планы.

Организация процесса обучения состоит из двух этапов: подготовительного и исполнительного. На подготовительном этапе учитель подбирает ТСО, наглядность, раздаточный материал, проводит опыты, демонстрации, просматривает диафильмы, подбирает учебно-методическую литературу, пишет план.

Организация деятельности учителя - это постановка задач урока, создание благоприятных условий, распределение функций при организации практических работ, краткие инструкции, своевременная помощь ученикам.

Стимулирующая функция учителя заключается в том, что он обеспечивает потребность в изучении темы, раскрывает ее значение, продумывает приемы стимулирования познавательной активности учащихся, снимает напряженность, перегруженность и повышает активность учащихся.

Бегущая контроль, регулирование и корректировки учебного процесса осуществляется путем наблюдения, конкретных вопросов, упражнений, индивидуальных собеседований, анализа письменных работ, тетрадей учеников. Он позволяет выявить типичные недостатки, затруднения у учащихся, предупредить пробелы в знаниях, учитель должен видеть рациональность выбранного варианта учебной деятельности, регулировать, дополнять и изменять его темп обучения.

Анализ результатов - завершающий цикл обучения. Здесь важно установить уровень осознания знаний учащимися, умение применять полученные знания, проанализировать причины пробелов, наметить пути их ликвидации.

Чтобы осуществлять процесс преподавания, учителю необходимо знать цель школы, место "своего" предмета в ее реализации, знать учеников, уметь управлять процессом обучения.

Психологические основы деятельности учащихся в процессе обучения. В основе процесса обучения лежит идея деятельностного подхода, разработана отечественными психологами. Обучение - это система познавательных действий учащихся, направленная на решение учебно-воспитательных задач. Очень важна формула.Л. Выготского "Обучение идет впереди развития", то есть учета зоны ближайшего развития личности, ориентация не на достигнутый сегодня уровень развития, с на более высокий, которого может достичь ученик под руководством и с помощью учителя. В школе развивающего обучения - наоборот, впереди идет развитие умения учиться.

Современная педагогическая психология считает, что для каждого возрастного периода есть свой, наиболее характерный вид деятельности: в дошкольном и младшем школьном возрасте - это обучение, в среднем школьном возрасте - общественно-полезная практика и общение, в старшем - особая профориентационная работа, самостоятельные суждения и оценки. Важно развивать все богатство видов деятельности. Большое значение для усвоения знаний имеет аналитико-синтетическая деятельность, сравнение, ассоциации, обобщения, гибкость мышления, смысловая память. Выдающиеся ученые-дидактики П. Гальперин и Н. Талызина разработали структуру цикла усвоения: предварительное ознакомление с действием, условиями ее выполнения; формирование действий в форме операций, формирование действия как внеязыковой; формирование действия во внешней речи; формирование действия во внутренней речи, переход ее в глубокие процессы мышления. Вся эта последовательность умственных действий применяется к объяснительно-иллюстративного, а не к проблемному обучению. Существует два типичных варианта учебной деятельности школьников:

Урок и самостоятельная работа учащихся. На уроке ученик выполняет следующие действия: воспринимает учебные задачи, планы действий от учителя; осуществляет учебные действия и операции; регулирует учебную деятельность; анализирует результаты обучения.

В ходе самостоятельной деятельности ученик выполняет следующие действия: планирует задачи своей учебной деятельности, методы, средства, формы обучения; самоорганизовуе учебную деятельность; осуществляет самоконтроль результатов учебной деятельности.

Психологический характер процесса усвоения включая восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение.

Восприятие является необходимым условием и началом большого усвоения. В процессе обучения восприятию предшествует создание готовности учащихся к участию в обучении, формирование их познавательной активности, мотивация обучения, опора на предыдущие знания и опыт, сосредоточение внимания на объекте познания.

Новый учебный материал необходимо излагать лаконично, информацию обобщать и унифицировать, акцентировать внимание учащихся на смысловых моментах, отделять относительно самостоятельные единицы учебного материала; новый материал должен иметь четкую, понятную и легкую для запоминания структуру, нужно очистить новый учебный материал от лишней информации. Учитель должен хорошо владеть методами эмоционального воздействия на учащихся; использовать их в процессе изложения нового материала. Особое значение имеет первое впечатление ученика от учебной информации (явление импритингу), оно надолго остается в сознании, 90% знаний ученик получает через зрение, поэтому визуальном представлению учебной информации нужно уделить особое внимание.

Понимание учебного материала - это обобщенное установления связей между явлениями и процессами, их строением, составом, назначением, мотивами. При этом очень важно четко, доступно, логично излагать новый материал, включать учащихся в сопоставление фактов, данных исследований. Понимание невозможно без глубокого проникновения в суть явлений, процессов. Понимание еще не обеспечивает полного усвоения материала, оно является исходным для глубокого разностороннего осмысления информации.

Осмысление - это более глубокий ход процессов анализа, синтеза, сравнения, индукции, дедукции. В ходе осмысления обогащается понимание, оно становится разносторонним и глубоким, появляются начала убеждение, умений, открытий.

Обобщение происходит тогда, когда выделяются и объединяются общие существенные черты предметов и явлений, которые изучаются. Оно ярко проявляется при выделении главного, существенного. Обобщение завершает обучение, но не обязательно, потому что, например, законы можно дать и в начале урока. Степень обобщения знаний проверяется при переносе их на решение новых учебно-практических занятий. На этапе обобщения осуществляется систематизация знаний - это классификация фактов, явлений, процессов.

Закрепление - это повторное осмысление с целью запоминания. В закреплении материала важное значение имеет первичное, текущее и обобщающее повторение. К организации повторения предъявляются следующие требования: оно должно быть целенаправленным, иметь определенную мотивацию, быть правильно распределенным во времени, проводиться частями или в целом, не должно.допускаты механического запоминания.

Применение знаний, умений и навыков. Завершающим этапом процесса обучения является применение полученных знаний на практике. Это - осуществление перехода от абстрактного к конкретному. Учащиеся выполняют различные упражнения, самостоятельные лабораторные и практические работы, пишут сочинения, решают задачи, готовят межпредметные конференции, составляют вариативные задачи.

Эффективность обучения зависит от мотивации. Зная мотивы учащихся, учитель может ликвидировать недостатки. Необходимо углублять мотив долга, ответственности учащихся за обучение, образованность, волю, все время подчеркивать значение обучения, быть требовательным к ученикам, применять поощрения.

Эффективность усвоения зависит от уровня развития эмоциональной сферы школьников. На уроках нужно умело применять яркие примеры, материалы периодической печати, грандиозные цифры и факты НТР произведения искусства, цитаты великих людей и тому подобное. Эмоциональному развитию учащихся способствует атмосфера комфорта, защищенности от несправедливости, тонкий педагогический подход, высокая требовательность, содержание урока. В процессе обучения нужно отыскивать возможности для самостоятельной работы учащихся, поскольку ее значение незаменимо. Ученики должны проводить опыты, наблюдения, решать экспериментальные задачи, нужно применять специальные приемы творческого мышления.

Основные звенья процесса обучения

Традиционное обучение – процесс двусторонний, оно включает деятельность обучающего и деятельность обучающихся. Деятельность обучающего (преподавателя, врача) заключается в изложении учебного материала, в формировании у обучающихся интереса к учению, взглядов и убеждений, в руководстве самостоятельными занятиями обучающихся, в проверке и оценке сформированности компетенций. В процессе преподавания обучающий реализует те цели, которые ставит перед обучением общество, вооружает обучающихся определенным кругом компетенций и входящих в их состав знаний, умений и навыков. Формирует личностные качества обучающихся.

Второй стороной процесса обучения является деятельность самих обучающихся, представляющая собой систематический труд по усвоению материала учебной дисциплины и выработке взглядов и убеждений в процессе этого усвоения.

Деятельность обучающегося предполагает творческое применение знаний, умений и навыков в работах, выполняемых по заданию преподавателя и по собственной инициативе. В процессе обучения формируется личность будущего специалиста и его профессиональные качества.

Роль субъекта в процессе традиционного обучения принадлежала преподавателю. Однако ФГОС ы исходят из положения, согласно которому успех в обучении зависит от высокой активности самих обучаемых, мотивированности, настойчивости в достижении поставленных целей. В ходе обучения они приобретают навыки самостоятельной работы, крайне необходимые им как на занятиях в вузе, так и для дальнейшей работы по специальности.

Основные звенья процесса обучения представляют собой логику внутреннего усвоения учебного материала и способов деятельности. Рассмотрим психологическую характеристику процесса усвоения, который в себя нижеследующие компоненты.

1. Подготовка обучающихся к восприятию материала, создание активной установки в учебной работе, формирование положительных мотивов обучения.

Деятельность обучающего: создание четкой целевой установки, указание на значимость материала, его роль в профессиональной подготовке, опора на прошлые знания и учет личностных особенностей обучаемых.

2. Восприятие фактического материала. Демонстрация фактического материала достигается различными средствами наглядности: натуральной, избирательной, символической, слуховой. Однако процесс обучения не обязательно начинается с наглядности. Наглядность может выступить в качестве подтверждения познаваемых закономерностей. Иногда преподаватель обходится без наглядности. В последнее время в учебном процессе находит применение система технических средств, обеспечивающих наглядность и переработку информации, активизирующих процесс обучения, характер мыслительного анализа, создающих положительный эмоциональный фон учебных занятий

3. Осмысливание учебного материала, которое выражается в усвоении и понимании связей и отношений: причин и следствий, цели и средства, предмета и его качеств, части и целого, субъекта и объекта, действия, общего и частного и т. д. В психологии и педагогике справедливо подчеркивается мысль о необходимости овладения умственными действиями (анализа, синтеза, обобщения, доказательства и т. д.), которое происходит в процессе решения познавательных задач, проблем, активной самостоятельной работы. На этом этапе обучающиеся становятся главными субъектами познавательной деятельности.

4. Запоминание учебного материала. Современная психология и педагогика определили условия наиболее прочного запоминания важного, отобранного материала: высокий уровень первичного восприятия, достаточно обильные повторения, активизация памяти средствами наглядности, включение мышления в процесс повторения путем самостоятельного решения познавательных задач, ситуаций, проблемных заданий и т.п.

5. Применение знаний на практике в структуре реализуемых компетенций – свидетельство того, что они стали достоянием личности: решение задач, лабораторные занятия, упражнения, производственная клиническая практика, связь обучения с профессиональной деятельностью.

Звенья обучения составляют систему целостного процесса обучения, они выступают в сложном диалектическом взаимодействии, и движение каждого звена меняет всю систему. Процесс обучения выступает как система, начало которой представляет собой состояние обучаемого, его готовность к восприятию и осмыслению материала, обучения, конец – новое состояние этой готовности.

Воспитывающий характер обучения – дидактический закон, который может быть сформулирован следующим образом: всякий акт деятельности преподавания независимо от характера деятельности учения, который он вызывает, а также независимо от изучаемого содержания, оказывает на обучающихся то или иное воспитывающее влияние. Но это влияние может быть положительным, отрицательным или нейтральным. Задача воспитания будущего врача в процессе обучения заключается в активном формировании научного мировоззрения, гуманистической направленности личности, осуществления нравственного, этического, эстетического воспитания.

Процесс обучения является разновидностью человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер. Этот процесс обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых (одного или группы) учащихся, протекающее в определенных условиях (материальных, организационно-педагогических, психологических, эстетических и др.).

Процесс обучения состоит из двух взаимосвязанных процессов – преподавания и учения.

Процесс обучения

Процесс преподавания Процесс учения

(деятельность преподавателя) (деятельность ученика

или группы учеников)

Обучение невозможно без одновременной активной деятельности преподавателя и обучаемых, без их активного дидактического взаимодействия. Как бы активно не стремился сообщить знания учитель, если при этом нет активной деятельности самих учеников по усвоению знаний, если учитель не создал мотивацию и не обеспечил организацию их учебно-познавательной деятельности, то процесс обучения фактически не протекает.

Научная теория процесса обучения включает в себя разработку таких приемов и способов организации учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащихся, которые обеспечивают эффективное усвоение ими знаний, выработку умений и навыков и формирование способов мышления и деятельности.

Система работы учителя может быть эффективной лишь тогда, когда она основывается на знании внутренних механизмов учения, на понимании того, как происходит в сознании учащихся отражение и преломление воспринимаемой в ходе учебного процесса информации. Таким образом, взаимодействие педагога и учащихся не может быть сведено к отношению «передатчик – приемник». Необходимы активность и взаимодействие всех участников учебного процесса. Французский физик Паскаль верно заметил, что «ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел – который надо зажечь». Следовательно, обучение можно охарактеризовать как целенаправленный процесс активного взаимодействия между педагогом и обучающимися, в результате которого у учащихся формируются знания, умения, навыки, способы мышления и деятельности на основе их собственной активности.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 7.1.1. Двусторонний характер процесса обучения.:

  1. Лекция 2. Процесс обучения: сущность, движущие силы, двусторонний характер, логика
  2. Семинар 1. Процесс обучения: сущность, движущие силы, двусторонний характер, логика
  3. 7) двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения.
  4. 7.Целенаправленность и двусторонность педагогического процесса
  5. 4. Обучение как система и как процесс. Этапы процесса обучения. Цели, принципы, содержание обучения.
  6. Понятие о дидактике. Процесс обучения и ею основные признаки. Функции и движущие силы процесса обучения. Учение и преподавание, их взаимосвязь.
  7. 42. Компоненты процесса обучения: преподавание, учение, научение как результат процесса обучения.
  8. Вопрос 45. Формирование характера. Характер и деятельность. Характер и темперамент. Характер и межличностные отношения. Характер и внешность.
  9. 10. Обучение как средство умственного воспитания. Модели процесса обучения. Типы обучения
  10. 31. Характер человека. Взаимосвязь характера и темперамента. Типология характеров. Структура характера.
  11. 16. Сущность процесса обучения. Функции обучения и его виды
  12. 9. Сущность, структура и движущие силы обучения. Основные закономерности обучения и их учет в организации образовательного процесса.

Лекция № 19 (2 часа)

Тема: Педагогический процесс как система и целостное явление

Цель: показать педагогический процесс как систему по организации воспитания, обучения и развития личности обущающегося.

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Сущность процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения.

2. Движущие силы процесса обучения: противоречия процесса познания и их разрешение в учебной деятельности младших школьников.

3. Логика образовательного процесса и структура процесса усвоения знаний.

4. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Целостность образовательного процесса.

5. Анализ современных дидактических концепций.

Основная литература

1. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педвузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – С. 101 – 164.

2. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педвузов / / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. – С. 147 – 164.; 185 – 214.


Дополнительная литература

3. Агафонова, А.С. Практикум по общей педагогике [Текст]: учебное пособие для студентов педвузов / А.С. Агафонова. – СПб.: Питер, 2003. – С. 90 – 93.

4. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах [Текст]: учебное пособие для / Г.М. Коджаспирова. – М.: Айрис-пресс, 2006 – С. 70 – 78.

5. Педагогика [Текст]: учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др. / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2004. – с. 232 – 239.

1. Сущность процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения

Дидактика – это наука, изучающая и исследующая проблемы обучения и образования; это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

Термин «дидактика» происходит от греческого didaktikos, что переводится как «поучающий». Впервые это слово появилось благодаря немецкому педагогу Вольфгангу Ратке, написавшему курс лекций под названием «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». Позднее этот термин появился в работах чешского ученого, педагога Яна Амоса Коменского «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему». Таким образом, дидактика – это «искусство обучения всех всему».

В развитие дидактики как науки внесли существенный вклад И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, Д. Дьюи, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и другие ученые.

Наряду с термином «дидактика» в педагогической науке используют термин «теория обучения».

Дидактика является частью, разделом педагогики. Основной задачей дидактики является выявление закономерностей, которым подчиняется процесс обучения.

Выделяют общую и частную (предметную методику обучения) дидактику. Так сформировались методики обучения для отдельных учебных дисциплин (методика обучения математике, методика обучения русскому языку и литературе и др.).

Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.

Частные дидактики изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов.

Обучение это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования.

Очень трудно дать полное определение процесса обучения, так как он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов. Отсюда и множество определений этого процесса:

Это движение ученика под руководством учителя по пути овладения знаниями (Н.В. Савин);

Сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся, направленных к общей цели – вооружению обучающихся знаниями, умениями и навыками, к их развитию и воспитанию (Г.И. Щукина);

Взаимодействие учителя и учащихся, в котором учащиеся с помощью и под руководством учителя осознают мотивы своей познавательной деятельности, овладевают системой научных знаний об окружающем их мире и формируют научное мировоззрение, всесторонне развивают интеллект и умение учиться, а также нравственные качества и ценностные ориентиры в соответствии с личными и общественными интересами и потребностями (В.М. Величкина);

Это процесс общения, в котором происходит управляемое познание, индивидуальное освоение общечеловеческой культуры и опыта жизнедеятельности человека, овладение различными видами конкретной деятельности, как основы для формирования черт, свойств и качеств личности (Д.А. Белухин).

Категории «обучение» и «процесс обучения» – не тождественные понятия. Категория «обучение» обозначает явление, а понятие «процесс обучения» (учебный процесс) – это развитие обучения во времени и пространстве, последовательная смена этапов обучения.

В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность ученика).

Преподавани е – это деятельность учителя по:

· передаче информации;

· организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

· оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

· стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

· оценке учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения.

Учение это деятельность ученика по:

· освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;

· самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;

· осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных цен­ностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.

Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.

2. Движущие силы процесса обучения: противоречия процесса познания и их разрешение в учебной деятельности младших школьников



Как известно, движущей силой любого процесса являются противоречия , единство и противостояние которых как раз и обеспечивает развитие и продвижение вперед.

Основное противоречие процесса обучения – противоречие между возникающими у обучающихся под влиянием учителя потребностями в усвоении необходимых знаний и опыта познавательной деятельности для решения новых учебных задач и реальными возможностями удовлетворения этих потребностей. Данное центральное внутреннее противоречие порождает целый ряд других противоречий:

· между ранее усвоенным и изучаемым;

· между обыденно-житейским и научным;

· между теоретическими знаниями и практическими умениями эти знания применять;

· между стилями общения и поведения учителя и учащихся;

Понятно, что на самом деле в практике обучения существует гораздо больше противоречий большего или меньшего характера, которые и позволяют свершаться процессу обучения и, в целом, развитию личности его участников.

Все противоречия проявляются в педагогических ситуациях , истинной причиной которых и являются эти противоречия, которые, в свою очередь, могут иметь объективный или субъективный характер, быть постоянными или временными, типичными или случайными.

В течение педагогической деятельности некоторые противоречия удается разрешить, но на их месте появляются другие противоречия. Этот процесс практически бесконечный и подтверждает тот тезис, что педагог и учащиеся находятся в процессе собственного развития и сам процесс обучения, как и процесс педагогического взаимодействия тоже не стоит на месте.

Разрешение противоречий осуществимо при наличии условий:

1) осознания имеющихся противоречий каждым участником педагогического процесса;

2) понимания необходимости этого разрешения;

3) овладения способами разрушения стереотипов деятельности и личности.



Новое на сайте

>

Самое популярное