Домой Исследования Основатель объективного идеализма в западноевропейской философии. Что такое объективный идеализм

Основатель объективного идеализма в западноевропейской философии. Что такое объективный идеализм

Представители разных школ объективного идеализма указывали на различные причины возникновения и развития действительности. Религиозные философы ставили в центр мира Бога или божественное начало. Другие мыслители назвали первопричиной всего мировую волю. Немецкий философ Гегель, наиболее последовательно и полно разработавший свою теорию идеализма, считал, что первооснова действительности – абсолютный дух.

Начало объективному идеализму было положено греческими философами Пифагором и Платоном. Они и их прямые последователи не отрицали существования материального мира, но полагали, что он подчиняется принципам и законам мира идеального. Материальная, предметная действительность объявлялась отражением процессов, которые происходили во всеобъемлющем царстве идеального. Все многообразие вещей порождено идеальным началом, считал Платон. Предметы и телесные формы преходящи, они возникают и гибнут. Неизменной остается только идея, вечная и неизменная.

Представлен объективный идеализм и в религиозно-философских воззрениях древних индийцев. Восточные философы считали материю лишь покрывалом, под которым спрятано божественное первоначало. Эти взгляды в яркой и образной форме нашли отражение в религиозных книгах индийцев, в частности в «Упанишадах».

Дальнейшее развитие объективного идеализма

Значительно позже концепции объективного идеализма разрабатывали европейские философы Лейбниц, Шеллинг и Гегель. В частности, Шеллинг в своих работах уже опирался на данные естественных наук, рассматривая происходящие в мире процессы в динамике. Но, будучи приверженцем объективного идеализма, философ стремился одухотворять всю материю.

Великий немецкий философ Гегель внес наиболее весомый вклад не только в развитие идеализма, но и в становление диалектического метода. Гегель признавал, что абсолютный дух, который философ поставил на место Бога, первичен по отношению . Материи мыслитель второстепенную роль, подчиняя ее идеальным формам бытия.

Наиболее ярко позиция объективного идеализма отразилась в трудах Гегеля «Философия природы» и «Наука логики». Абсолютный дух мыслитель наделяет всеми атрибутами божественного начала, придавая ему также свойство бесконечного развития. Описывая законы развития духа, Гегель опирался на понятие противоречия, которое в его концепции принимало вид движущей силы развития идеального первоначала.

Суть онтологической проблемы заключается, прежде всего, в ответе на вопрос о сущности бытия (реальности, действительности).

С глубокой древности в философии было выделено два типа реальности : материальная и духовная (нематериальная) К материальной реальности (иные ее названия – объективная реальность, материя, природа и т.п.) относили все, что находится вне нашего сознания, во внешнем материальном мире. К духовной реальности (другие названия: идеальная реальность, сознание, душа и пр.) причисляли содержание нашего внутреннего мира (наши ощущения, мысли, желания и пр.).

Вопрос о соотношении этих двух реальностей («что первично: дух или материя?) оказался настолько важен, что получил название «основного вопроса философии» (Ф.Энгельс). Вопрос об онтологической «первичности» или «вторичности» духовного и материального означает: что является первоосновой, причиной, а что – следствием, порожденным и обусловленным этой причиной?

Сложность онтологической проблемы заключается в том, что явления духовной реальности даны нам непосредственно. Мы осознаем свои мысли, чувства, желания без помощи органов чувств или каких либо приборов. А процессы и явления внешнего мира (объективной реальности) известны нам только благодаря нашим ощущениям и восприятиям, которые сами по себе являются частью нашего сознания. Закономерно возникает вопрос: обладают ли окружающие нас предметы самостоятельным существованием или внешний мир есть порождение нашего сознания (то есть, опять: что первично?).

На этот вопрос возможны три принципиально различных ответа, породившие три основных онтологических направления в философии:

1) материализм: внешний мир, окружающая нас действительность представляют собой объективную реальность, существующую независимо от сознания: наша Вселенная, природа сформировались естественным путем задолго до появления человека и могут существовать без него;

2) субъективный идеализм: внешний мир существует только благодаря нашему субъективному сознанию и является продуктом его деятельности, иллюзией;

3) объективный идеализм: как внешний мир, так и человеческое сознание не являются самостоятельно существующими реальностями. Они - порождение какой-то иной, «третьей» реальности – высшего духовного первоначала (мирового разума, мировой идеи, Бога и т.п.).

Субъективных и объективных идеалистов объединяет то, что они кладут в основу бытия духовное начало : субъективные идеалисты - человеческий разум, объективные идеалисты - сверхчеловеческий разум. Поэтому их учения можно рассматривать как две ветви одного направления – идеализма.

Субъективный идеализм составляет мировоззренческую основу подавляющего большинства индийских религиозно-философских концепций, полагающих, что внешний мир – это «майя» (в переводе с санскрита – иллюзия). В западноевропейской философии родоначальником субъективного идеализма считается английский мыслитель Джордж Беркли (1685 – 1753), трактующий предметы внешнего мира как «комплексы ощущений». Последовательно проведенная логика субъективного идеализма может привести к солипсизму (лат. solus – единственный, ipse – сам) – парадоксальному выводу о том, что не только мир, но и другие люди являются порождением сознания одного-единственного существующего мыслящего субъекта. Поэтому философы данного направления обычно допускали существование сверхиндивидуального, божественного сознания как источника наших ощущений.

Объективный идеализм допускает существование некой высшей духовной реальности, порождающей все существующее. К этому типу идеализма относились подавляющее число философов-идеалистов западноевропейской культуры. Наиболее крупными представителями объективного идеализма были: древнегреческий мыслитель Платон (427 -347гг. до н.э.), немецкий философ Г.Гегель (1770 – 1831). На позициях объективного идеализма стоят и различные религиозно-философские школы. Одним из наиболее влиятельных религиозных объективно-идеалистических течений нашего времени является неотомизм – официальная католическая философия, родоначальником которой был средневековый теолог и философ Фома Аквинский (1225 – 1274).

Материализм является достаточно целостным направлением в философии, поскольку всех материалистов объединяет убеждение в том, что окружающий нас мир, природа - совокупность естественных материальных процессов . Что касается человеческого сознания, то оно, с точки зрения материалистов, представляет собой продукт работы мозга (высокоорганизованной материи), отражение внешнего материального мира; и в этом смысле сознание - производно, зависимо от материи.

Несмотря на идейную целостность материализма как онтологического учения, в истории философии существовало несколько его разновидностей.

Исторические формы материализма:

Древний материализм ; его часто называют «наивным» или «стихийным», так как в нем материалистический взгляд на мир представлялся чем-то само собой разумеющимся; теоретическое обоснование его, в силу неразвитости науки, почти отсутствовало. Материалисты древности опирались, главным образом, на житейские наблюдения, здравый смысл и обыденный опыт людей. Выдающимися философами-материалистами этого типа были древнегреческие мыслители: Фалес (ок.652 – ок.547 гг. до н.э.), Гераклит Эфесский (ок.520 – ок.460 гг. до н.э.), Демокрит (ок.460 – ок.370 гг. до н.э.).

«Механистический» материализм Нового времени. Название обусловлено тем, что философы-материалисты этой эпохи стремились опираться в своих выводах на механику, которая занимала лидирующее положение в науке XVII-XVIII вв. Поэтому среди мыслителей сложилось убеждение, что научное объяснение мира (человека, природы и общества) возможно только при помощи законов и принципов механики. Наиболее крупными представителями этой формы материализма были: Д.Дидро (1713 – 1784), П.Гольбах (1723 – 1789) и другие французские просветители XVIII века.

«Вульгарный» материализм (лат. vulgaris – простой, обыкновенный), основатели которого немецкие мыслители, врачи-физиологи XIX века (Бюхнер, Фохт, Молешотт) упрощали проблему сущности сознания, сводили все мыслительные процессы к их физиологической основе. Они считали, что мозг так же выделяет мысль, как, например, печень – желчь; полагали, что содержание наших мыслей зависит от химического состава пищи, объясняя, например, рабство колониальных народов употреблением преимущественно растительных продуктов.

Антропологический материализм – специфическая разновидность материализма, которую разработал в XIX веке представитель немецкой классической философии Л.Фейербах (1804 – 1872), рассматривавший человека как центральную философскую проблему и одновременно исходный пункт своей материалистической философии.

Диалектический материализм – философия, которую разработали немецкие мыслители К.Маркс (1818 – 1883), Ф.Энгельс (1820 – 1895) и их последователи. Особенностью этой формы материализма было, во-первых, соединение материализма с диалектикой – методологией познания, требующей изучать явления в их изменчивости, противоречивости и взаимосвязи и, во-вторых, распространение идей диалектического материализма на область общественных явлений и исторический процесс («исторический материализм» ).

Необходимо отметить, что хотя материализм и идеализм как противоположные онтологические учения возникли более двух с половиной тысячелетий назад, термины для их обозначения лишь в начале XVII века ввел в употребление немецкий мыслитель Г.Лейбниц (1646-1716).

Философские термины «материализм» и «идеализм» не следует путать с такими же словами, употребляемыми в повседневных рассуждениях на нравственные темы. В обыденном языке идеалистом называют человека бескорыстного, стремящегося к возвышенным целям, высоким идеалам, а материалистом - личность противоположного типа. Смешение философских и обыденных терминов нередко использовалось философами-идеалистами для дискредитации философского материализма как онтологического учения.

Помимо материализма и идеализма как основных онтологических направлений в философии, существуют и другие онтологические концепции – пантеизм, дуализм , плюрализм.

Пантеизм (греч. pan – все, theos – бог) – учение в котором материя (природа) и дух (бог) понимаются как две стороны единой субстанции. Термин «пантеист» ввел английский философ Дж.Толанд в 1705г., а термин «пантеизм» - его идейный противник нидерландский теолог Й.Фай (в 1709г.). Если Бог трактуется как безличный дух, растворенный в природе, слитый с ней, то можно говорить о «материалистическом пантеизме» (не случайно католическая церковь в эпоху Возрождении назвала пантеизм «материалистической ересью»). Наиболее крупными представителями такого пантеизма были Дж.Бруно (1548 – 1600) и Б.Спиноза (1632 – 1677). От пантеизма следует отличать близкий ему по смыслу панентеизм («все в боге») – учение, согласно которому не Бог «растворен» в природе, а наоборот: мир пребывает в Боге как основе и творце мироздания. Термин «панентеизм» был введен немецким философом-идеалистом К.Краузе (1781-18320), для названия своей концепции, по которой мир – создание Бога и, одновременно, способ его проявления; мир покоится в Боге, но не сливается с ним полностью и т.п. Не составляет труда заметить идейную близость этого типа онтологии к объективному идеализму. Элементы панентеизма усматривают в философии Г.Гегеля и в ряде других религиозно-идеалистических учений.

Для материализма, идеализма и пантеизма (панентеизма) общим является признание в мире только одной субстанции , одной первоосновы всех многообразных явлений действительности. Такой тип онтологии в философии получил название «монизм» (греч. monos – один, единственный). Философский монизм в решении проблемы количества субстанций в мире противостоит дуализму и плюрализму.

Дуализм (лат.dualis – двойственный) утверждает, что материя и дух – это две равноправные, не сводимые друг к другу и независимые друг от друга субстанции. Термин был введен немецким философом Х.Вольфом (1679-1754). На позициях философского онтологического дуализма стоял видный мыслитель Нового времени Р.Декарт (1596 – 1650).

Однако, понятие «дуализм» применяют не только в онтологии, но и в других учениях, утверждающих равноправие двух противоположных начал (напр., добро и зло, Бог и Дьявол в средневековых дуалистических ересях), а также для обозначения двойственности, непоследовательности мыслителя в решении какого-либо вопроса. Так, в частности, можно говорить о гносеологическом дуализме И.Канта, допускающего познание феноменального мира («мира явлений») и одновременно отрицающего возможность познания их сущности («вещи-в-себе»).

Плюрализм (лат. pluralis – множественный) - философская позиция, согласно которой в основе мироздания лежат несколько независимых друг от друга начал (субстанций). Термин был также введен Х.Вольфом. Проявление плюралистического подхода в онтологии можно усмотреть уже в древних материалистических концепциях «четырех стихий» (напр., древнеиндийской школы чарваков, древнегреческого философа Эмпедокла). Идеалистический вариант плюрализма в новоевропейской философии разработал немецкий мыслитель Г.Лейбниц (1646-1716). В работе «Монадология» (1714) он представил реальный мир как совокупность бесчисленного количества духовных субстанций - «монад» - неделимых единиц бытия.

Сегодня термин «плюрализм» широко применяется в социально-политическом познании, как один из фундаментальных принципов устройства правового общества (плюрализм мнений, политический, экономический, культурный плюрализм и пр.).

Из вышеизложенного следует, что, несмотря на множественность онтологических теорий, большинство из них имеют либо материалистическую, либо идеалистическую направленность, что и позволяет считать именно материализм и идеализм базовыми концепциями онтологии.

Субъективный идеализм

В отличие от объективного, субъективный идеализм (или солипсизм) - это вера в то, что окружающий Мир - всего лишь (особое) сновидение, сновидение длинною в жизнь.

Это, пожалуй, самый странный взгляд на окружающую действительность, но тем не менее, как увидим, взгляд внутренне непротиворечивый, и следовательно, возможный. У истоков его - стоял древнегреческий мыслитель Сократ, склонявшийся к вере в то, что всё вокруг - является субъективным, т.е. напоминает сон. Потом идея Сократа - претерпела долгий путь дальнейшего развития, в трудах целого ряда философов (Декарт, Кант, Фихте, Юм, и др.).

Итак, рассмотрим субъективный идеализм (под которым будем понимать его наиболее последовательную форму - солипсизм) поподробнее:

Согласно идеям субъективного идеализма (солипсизма), окружающий тебя Мир (Земля…) - это Твоё сновидение (длинною в жизнь). Это грандиозное сновидение - принадлежит ни кому иному, кроме как Тебе: весь этот Мир - существует только из-за Тебя.

Ты - центр Мира, и его источник. Ты - главная ценность, а окружающий Мир - всего лишь иллюзия, твоё неосознанное творение, как и все люди, его населяющие. Т.е. всё вокруг - творение твоего подсознания.

Мир и твоя жизнь - особое сновидение, особенность которого заключается прежде всего в том, что все события в нём - согласованы друг с другом и последовательны, нет никаких скачков и ошибок. Это означает, что твоё подсознание, творящее этот Мир - дисциплинировано, и подчиняет свою деятельность определённым строгим правилам. Скорее всего, это значит, что по своей сути, Ты - интеллект искусственный, например, мыслящая и самодостаточная программа в суперкомпьютере, или сам такой суперкомпьютер, или существо, использующее суперкомпьютер, чтобы создать жизнь как упорядоченное сновидение.

В общем, по сути, Ты - Бог, но только Ты - забыл когда-то об этом (изолировал, сокрыл свою память от нового, твоего теперешнего я), намеренно, или нет, заблудился… а может, подвергнул себя испытанию / эксперименту / приключению, посредством этой жизни и этого странного Мира.

Твоя задача в этой жизни-сновидении, заключается, скорее всего - в том, чтобы развиваться, получать опыт, и постепенно возвращаться к забытым тобою же самим, истинам. И обретать, посредством получения разнообразных (прежде всего, философских) знаний - некий «ключ», который сделает тебя достойным и готовым для возвращения к сокрытой памяти, возвращения к самому Себе (=Богу), ко всемогуществу, и пробуждению от этой странной, полной вопросов и печалей, жизни…

Такие идеи содержит в себе субъективный идеализм (солипсизм). Итак, согласно субъективному идеализму, Мир (Земля…) - является твоим творением (творением твоего подсознания), и существует только в твоём сознании. Т.е. реальность этого Мира - субъективно-субъективна и виртуальна (иллюзорна). Однако ты живёшь, не осознавая этого, ибо забыл об этом когда-то (случайно или специально), начав эту жизнь как бы с чистого листа, в беспамятстве. (Поэтому тебя теперешнего - мы пишем с маленькой буквы (ты), а Тебя изначального (как Бога), а возможно и будущего - с большой (Ты)).

Твоя истинная сущность, тебе, в общем, неизвестна, но когда-нибудь, твоё теперешнее я - воссоединится с той забытой, Божественной частью тебя - и ты снова обретёшь целостность и прежнюю (сокрытую пока что) память и всё своё Божественное всемогущество, и у Тебя ещё будет вся вечность впереди…

Перспектива, конечно, приятная…

Далее: В этом жестоком Мире-сновидении, твоё подсознание, творящее этот Мир - неизбежно разбросало и продолжает разбрасывать разнообразные подсказки и осколки позабытых тобою, Божественных знаний… превратившихся в разнообразные книги, фильмы, события, и т.п. Ключ к обретению заново твоих безграничных Божественных знаний и возможностей - может быть собран твоим земным я - из множества таких осколков. Для этого нужно, естественно - искать знания, размышлять, медитировать над философскими вопросами бытия, над глубинными вопросами своего существования… почувствовать силу таких вопросов: Зачем ты здесь?; Почему живёшь именно в эту, переломную, эпоху?; Неужели твой возраст исчисляется годами, а не вечностью, в течение которой существует Вселенная? Возможно, даже чтение этой книги - это уже возвращение некоторой части прежних знаний (переход их из неосознаваемого состояния - в осознаваемое). Может, это - одна из ступеней к познанию самого Себя, шаг на пути к пробуждению, возвращению к своей изначальной сути, в т.ч. ко всемогуществу, к Божественной Силе и бессмертию…

Возможно, сама встреча с этой главой и этой книгой - была запланирована, по созданному твоим же подсознанием (или Тобою прежним), сценарию жизни. А автор данной книги - как бы Ты сам (твоё подсознание), и книга - часть Тебя, кусочек вернувшейся памяти, (очередной) шаг к возвращению твоего земного я - к Божественному состоянию.

Из книги Философ на краю Вселенной. НФ–философия, или Голливуд идет на помощь: философские проблемы в научно–фантастических фильмах автора Роулендс Марк

34. Идеализм Философское учение, согласно которому действительность представляет собой исключительно умозрительный характер. Беркли отстаивал такую форму идеализма, главная действительная роль в которой отводилась Господу Богу: действительность, по мнению Беркли, не

Из книги Энциклопедия философских наук. Часть третья. Философия духа автора

Первый отдел философии духа - Субъективный дух

Из книги Феноменология духа автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

1. Идеализм Тем самым, что самосознание есть разум, его доселе негативное отношение к инобытию обращается в положительное отношение. До сих пор для него все дело сводилось к его самостоятельности и свободе, к тому, чтобы спасти и сохранить себя для себя самого за счет мира

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

Субъективный фактор в истории В связи с рассмотренной спецификой социологических законов возникает необходимость различать объективные условия, без которых данное историческое событие произойти не может, и субъективный фактор его реализации.Под объективными

Из книги Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1 автора Гуссерль Эдмунд

§ 55. Заключение. Любая реальность суща через «наделение смыслом». Отнюдь не «субъективный идеализм» Известным способом с известной осторожностью, что касается употребления слов, можно сказать и так: любые реальные единства суть «единства смысла». Единства смысла

Из книги Проект Атман [Трансперсональный взгляд на человеческое развитие] автора Уилбер Кен

Субъективный аспект Даже когда индивидуум чувствует себя отдельной, изолированной и ограниченной самостью, это является просто подменой его собственной истинной Природы, трансцендентной Самости предельного Целого. Каждый из людей интуитивно верно понимает, что он

Из книги Краткий очерк истории философии автора Иовчук М Т

§ 3. Субъективный идеализм И. Фихте Иоганн Готлиб Фихте родился в 1762 г. в крестьянской семье, рано выделился своими способностями и благодаря случайным обстоятельствам получил образование. Приглашенный в 1794 г. занять кафедру философии в Иенском университете, Фихте

Из книги Теория познания автора Этэрнус

Субъективный идеализм В отличие от объективного, субъективный идеализм (или солипсизм) - это вера в то, что окружающий Мир - всего лишь (особое) сновидение, сновидение длинною в жизнь.Это, пожалуй, самый странный взгляд на окружающую действительность, но тем не менее, как

Из книги От Спинозы до Маркса автора Луначарский Анатолий Васильевич

Идеализм

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

4. Красота как субъективный, точнее сказать, субъектный способ выражения предмета (ранний и средний эллинизм) На этой ступени античной эстетики субъект понимается не в абсолютном смысле, но в смысле имманентизации того, что продолжает трактоваться объективно, как и

Из книги Командующее Я автора Шах Идрис

ИДЕАЛИЗМ Идеализм никогда не должен исключать желания познать истину. Если же это происходит, то разрушается нечто гораздо более ценное, вторичным проявлением которого, собственно, и является идеализм. Идеалисты должны быть всегда готовы к поиску ответов на вопросы и

Из книги Философское ориентирование в мире автора Ясперс Карл Теодор

Идеализм Позитивизму противостоит идеализм, как миросозерцание, полагающее бытие тождественным бытию духа, которое служит предметом понимающего изучения в науках о духе (Sein des Geistes, das in den Geisteswissenschaften verstehend erforscht wird).Идеализм знает, что все объекты есть лишь для некоторого

Из книги Гегель автора Овсянников Михаил Федотович

Из книги Философия как духовное делание (сборник) автора Ильин Иван Александрович

[Лекция 2], часы 3, 4 Познание. Его субъективный и объективный состав Перед лекциейМы должны приступить теперь к выяснению основ общей методологии юридических наук. Однако предварительно я хотел бы дать Вам некоторые литературные разъяснения и указания. В силу досадного

Из книги Гераклит автора Кессиди Феохарий Харлампиевич

7. Объективный и субъективный логос Используя двойной смысл термина «логос», обозначая им и свое высказывание (субъективное «слово») об объективном логосе, и сам объективный логос, Гераклит остается верным себе, своему стилю. «Хотя этот логос существует вечно,

Из книги Популярная философия. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич

2. Идеализм Противоположным материализму философским воззрением является идеализм. Как мы уже знаем, идеальное в философии – это все то, что не воспринимается нашими органами чувств и не имеет физических качеств. Здесь может возникнуть вопрос – если идеальное является

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .


Смотреть что такое "ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ" в других словарях:

    Объективный идеализм совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности. Объективный идеализм отрицает существование мира в виде совокупности… … Википедия

    См. ИДЕАЛИЗМ ОБЪЕКТИВНЫЙ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    См. Идеализм … Большой Энциклопедический словарь

    См. Идеализм. * * * ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ, см. Идеализм (см. ИДЕАЛИЗМ) … Энциклопедический словарь

    Одна из основных разновидностей идеализма; в отличие от субъективного идеализма (См. Субъективный идеализм), считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т.п.). См. Идеализм …

    Объективный идеализм в философии истории - идеологическая методология исторического процесса, в котором ведущая роль в историческом процессе отводилась действию надчеловеческих сил: Божественной воле, Абсолютной идее, Мировой воле, Провидению и т.д … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    - (от греч. idea образ, идея) филос. система или доктрина, фундаментальным интерпретативным принципом которой является идея, в частности идеал. Обычно И. истолковывается как альтернатива материализму. Если материализм подчеркивает пространственное … Философская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Идеализм (значения). Идеализм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др. греч. ἰδέα идея) термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в… … Википедия

    - (франц. idéalisme, от греч. idéa идея) общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.… … Большая советская энциклопедия

    ИДЕАЛИЗМ - 1) Установка живущего ради идеала; 2) Философская доктрина, отрицающая существование внешнего мира, сводящая его к имеющимся у нас о нем представлениям. Принцип абсолютного идеализма выражает фраза Беркли: «Быть – значит быть воспринимаемым».… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Книги

  • Введение в науку философии. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания , Семенов Ю.И.. В первой из шести книг цикла `Введение в науку философии` обосновывается взгляд на философию как на науку, исследующую процесс познания истины и вооружающую человека вообще, и прежде всего…
  • Введение в науку философии. Книга 1. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания , Ю. И. Семенов. В первой из шести книг цикла `Введение в науку философии` обосновывается взгляд на философию как на науку, исследующую процесс познания истины и вооружающую человека вообще, и прежде всего…

Объективный идеализм - это направление философской мысли, представители которого считали первоосновой мира индивидуальное духовное начало. Различные школы называли разную причину становления жизни на планете - теологи верили в Бога, у Гегеля упоминается абсолютный дух, а у Шопенгауэра - мировая воля. Первыми представителями данного направления являлись античные ученые Платон и Пифагор, а в учениях всех их последователей наблюдается признание мира и материи реальными элементами, которые подчинены конкретным идеальным принципам.

История

Первоначально, до развития в данном направлении античными учеными, объективный идеализм проявляется в древнеиндийской религиозно-художественной книге «Упанишад». В ней материальный мир описывается как покрывало великих Майя, скрывающее истинную реальность проявления божественного первоначала. В законченном выражении данное учение впервые описывается в философских работах Платона, а в период средневековья на смену идеализму приходит схоластический реализм. В данным вопросом занимались Г. Гегель, Ф. В. Шеллинг и Г. В. Лейбниц.

Учение Гегеля

Объективный идеализм в XVIII-XIX столетиях уже существенно отличался от античного учения, и особое место данное направление занимало в Так, он признает дух первичным, появившимся еще до возникновения материального мира, однако называет его не Богом, а «абсолютной идеей». В книге «Философия природы» его идеалистические взгляды проявляются довольно ярко, поскольку материальный мир называется вторичным, производным от первоначального духа и зависимым от него. Ученый занимался исследованиями общественной жизни, на которую также влияет божественная идея, зародившаяся до момента появления человечества.

В основном, объективный идеализм Гегеля концентрируется на понятии «абсолютный дух», которое рассматривается ученым в развитии и движении. Диалектика в учении философа резко противопоставляется метафизике, однако краеугольным камнем его учения являются три следующие позиции. Во-первых, он считал, что количество при определенных условиях может перерасти в качество. Во-вторых, объективный идеализм в работах ученого рассматривает противоречие в качестве основного источника развития. В-третьих, Гегель не принимал отрицание как таковое, и считал, что невозможно быть уверенным в каком-либо вопросе точно.

Однако особое место занимают всеобщие законы развития, а диалектика заключается в присущих явлениям противоречиях, и такое появилось впервые. Гегель выступал против метафизиков, абсолютизировавших анализ, а также высказал мысль о взаимосвязи понятий между собой. и метафизическая система резко противопоставляются друг другу, поскольку ученый признает движение вперед, изменение и движение мира к чему-то новому.

Учение Шеллинга

Объективный идеализм Шеллинга касался разработки философии природы, которая становится самостоятельным предметом анализа. Он концентрировался на детальном изучении динамического процесса, поскольку период его деятельности совпал с эпохой важнейших открытий в области физиологии, физики, химии, электродинамики. Объективный идеализм в полной мере проявился во взгляде Шеллинга, поскольку он одухотворял саму материю. Ученый не ограничивался воззрениями о естественности развития окружающего мира, а искал в изучаемом объекте реальные динамические противоположности. Философ убеждал, что окружающий мир можно познать благодаря разуму, который привел к появлению у человека логического мышления.



Новое на сайте

>

Самое популярное