Домой Исследования Ограничение по зрению на водительские права. Какое зрение нужно для получения прав

Ограничение по зрению на водительские права. Какое зрение нужно для получения прав

Многих людей сегодня интересует вопрос, существуют ли ограничения по зрению для получения водительских прав. В эпоху современных технологий и повышенной мобильности ежегодно на улицах крупных городов появляется все большее количество автомобилей.

Собственное транспортное средство перестало быть предметом роскоши или свидетельством финансовой обеспеченности, а стало просто средством передвижения. Чтобы стать водителем, нужно не только приобрести авто и научиться управлять им, но и пройти медкомиссию перед официальной сдачей на водительские права.

Почему необходима проверка

Зачастую основным препятствием для сдачи на водительские права является именно проблема со зрением.


Правовой основой для проведения медицинского профессионального осмотра является начавшее действовать 6.01.2015 года Постановление Правительства РФ №1604. С этого момента требования по прохождению медицинской комиссии к водителям определяются согласно списку противопоказаний из Постановления №1604, а занятые на рабочем месте в качестве водителя лица должны соответствовать требованиям Приказа Минздравсоцразвития России №302Н.

Процедура полного медицинского обследования

Необходимые для допуска к прохождению обучающего курса в автомобильной школе медицинские обследования кандидат может пройти в любом из специализированных учреждений. Важным фактором является только тот факт, что поликлиника должна иметь государственный сертификат на квалифицированное проведение медицинских осмотров.

При наличии серьезных хронических заболеваний или патологий, необходимо взять с собой карту, содержащую медицинские истории и выписки из истории болезни. Подробное изучение этой информации позволит специалистам вынести аргументированный и максимально правильный вывод относительно возможности управлять автомобилем.

Необходимые медицинские исследования могут обойтись кандидату в водители в 600–3000 рублей.

В основном, цена зависит от региона и уровня больницы, в которую вы решили обратиться.

В зависимости от результатов осмотра, справка на получение прав вождения личного автотранспорта выдается на следующий период:

  1. 3 года — для водителей личного авто без каких-либо нарушений здоровья.
  2. 2 года — для людей, которые планируют работать водителями грузового или пассажирского транспорта.
  3. 1 год — для сдающих на права лиц, которые не достигли 20 лет или же старше 50 лет.
  4. Если у претендента в водители наблюдаются отклонения от нормальных показателей здоровья, то права также выдаются на срок не более 1 года.

Как проходит прием у офтальмолога?

Квалифицированный специалист проверяет зрение для получения водительских прав согласно нескольким основным направлениям и характеристикам:

  1. Исследование степени кругозора, который должен быть выше 20°.
  2. Определение уровня цветоощущения и исключение дальтонизма.
  3. Проверка остроты зрения.

В случае, если у вас обнаруживаются какие-то медицинские отклонения от нормы, то это не обязательно означает категорический запрет водить машину.

Уровень остроты

Показатель остроты зрения является одним из основоположных при прохождении медицинской комиссии для получения прав вождения автотранспортного средства. Данный тест проводится с использованием специально разработанной офтальмологической таблицы Сивцева, которая состоит из 12 строк. Каждый уровень таблицы состоит из букв различного размера, которые уменьшаются по направлению сверху вниз.

Расстояние кандидата от таблицы при проведении теста должно быть равно 5 м. Для каждого глаза тестирование проводится по отдельности. Положительное заключение дается в том случае, если обследуемый может прочесть таблицу до 10 строки включительно.

Людям с нарушениями остроты зрения разрешается управлять автомобилем исключительно в очках.

К обучению в автошколе допускаются кандидаты, результаты тестирования которых не ниже следующих показателей:

  1. Для получения прав, соответствующих категории В на личном автомобиле, зрение должно иметь показатели остроты не менее 0,6 единиц для лучшего глаза, и 0,2 единицы — на худшем органе зрения.
  2. Для водителей пассажирского автотранспортного средства и спецтранспорта минимальный показатель составляет 0,4 единицы.
  3. Чтобы получить право вождения категории С, показатели остроты зрения будущего водителя должны быть не менее 0,7 единиц для каждого из глаз.
  4. Для водителей спецтехники и пассажирского транспорта действуют отдельные требования, малейшее отклонение от которых является недопустимым.
  5. При постоянном использовании очков или контактных линз, их оптическая мощность не должна быть выше 8 диоптрий, при этом максимально допустимая разница между коррекционными приспособлениями составляет 3 диоптрии.

При отсутствии одного из органов зрения или его слепоте получить права можно, если острота зрения видящего глаза составляет более 0,8 единиц без использования коррекционных приспособлений и нарушения кругозора.

Перед прохождением медицинского обследования стоит знать, что острота зрения человека может изменяться в течение суток, ведь этот показатель находится в прямой зависимости от состояния здоровья.

Неуместным является и употребление алкогольных напитков накануне или непосредственно в день медицинского обследования, ведь острота зрения может снижаться при угнетенном состоянии организма.

Старайтесь перед посещением офтальмолога избавиться от волнений, ведь напряженное психологическое состояние может негативно сказаться на заключении врача. Если же вам не удалось пройти профосмотр с первого раза, то не стоит отчаиваться, ведь каждый кандидат в водители имеет право обжаловать заключение медицинской комиссии.

Оценка цветоощущения

Одним из обязательных тестирований при прохождении медицинской комиссии, чтобы водить машину, является определение цветоощущения с помощью специально разработанной таблицы Рабкина. Ранее такой диагноз, как дальтонизм, не являлся поводом для запрета водителям управлять транспортным средством, однако сегодня люди с таким нарушением зачастую не допускаются к обучению в школе вождения.

Многие медицинские сотрудники считают, что плохо различающие цвета люди могут спутать сигналы светофора. Однако большинство опытных водителей с подобной зрительной патологией не испытывают каких-либо проблем на дороге, так как отлично знают, свет какой из ламп отвечает за определенную команду. Заключение офтальмолога для водителей во многом зависит от степени имеющихся отклонений от нормы цветоощущения.

Стоит заметить, что такое заболевание, как дальтонизм, не поддается коррекции при помощи линз или очков.

Именно нарушение цветоощущения может быть основным поводом для отказа в получении водительских прав. В некоторых случаях даже при плохих показателях тестирования медицинскими сотрудниками выносится положительное решение, однако водитель обзаводится удостоверением с соответствующим уточнением.

Ширина поля зрения

Еще одним из показателей для определения, какое зрение допускается для вождения, является уровень кругозора. Сужение области обзора зачастую является последствием или же основным симптомом серьезных заболеваний, а поэтому данное отклонение накладывает ограничение на право управления автотранспортным средством.

Согласно норме результатов медицинского заключения, острота зрения относительно кругозора должна превышать 20º. Подобное отклонение от нормы нельзя исправить при помощи правильно подобранных очков или линз, а поэтому оно вполне может стать причиной, почему вам нельзя водить автомобиль.

Заболевания глаз, влияющие на право вождения авто

В официальном приложении к Приказу №302Н четко указано, какие заболевания категорически исключают возможность управления автомобилем. В перечень таких патологий включены следующие нарушения зрения:

  1. Катаракта - полное или частичное помутнение хрусталика, соответственно, нарушение его функциональности.
  2. Отслоение сетчатки на одном глазу или обоих органах зрения.
  3. Косоглазие паралитического типа.
  4. Глаукома - патологическое состояние, вызванное повышенным внутриглазным давлением.
  5. Диплопия - двойное зрение, которое многими определяется, как раздвоение видимой картинки.
  6. Атрофия отвечающих за зрение нервных окончаний, которая является необратимым нарушением.
  7. Нарушения слизистой оболочки основных мышц века, которые негативно сказываются на зрении.
  8. Патологии слезного мешка.
  9. Наличие имплантатов, например, искусственного хрусталика, хотя бы в одном из зрительных органов.

В любой ситуации окончательный ответ на вопрос, с каким зрением возможно получение водительского удостоверения, способен дать лишь квалифицированный врач. Решение, которое принимает медицинский персонал, основывается на результатах подробной диагностики, симптоматике имеющихся болезней и степени их проявления.

Во всех случаях послеоперационной реабилитации, после хирургической коррекции зрения люди не допускаются к управлению личным или корпоративным транспортным средством.

Подобное ограничение действует не менее 3 месяцев и требует обязательного перепрохождения медицинского обследования в дальнейшем.

Для безопасного вождения автотранспорта крайне важно, чтобы вы имели хорошее зрение и могли сосредоточиться на дороге.

Возможность безопасного использования автомобиля находится в прямой зависимости от степени здоровья глаз и остроты зрения будущего водителя. Несмотря на возможности современной медицины по коррекции многих отклонений при помощи линз, очков или хирургического вмешательства, стоит помнить, что водитель с плохим зрением является прямой угрозой не только для жизни пассажиров, но и для безопасности остальных участников дорожного движения.

Многие жители России готовы пойти на различные уловки, лишь бы получить заветное удостоверение. Наиболее популярными приемами является заучивание тестовых таблиц, по которым определяется острота зрения, подкуп медицинского персонала. Однако большинство людей, которые идут на подобные поступки, не задумываются о возможных последствиях и рисках, на которые они обрекают себя, своих близких и других водителей.


Автомобиль давно перестал считаться роскошью. Личный транспорт имеют большинство семей. Чтоб занять место водителя потребуется достигнуть определенного возраста, пройти обучение, на отлично сдать экзамены в автошколе. Помимо водительских прав новоиспеченному автолюбителю надо пройти обязательный медосмотр.

Офтальмолог – один из основных специалистов, входящих в медкомиссию. После обследования врач выдаст медицинский документ с рекомендациями, ограничениями. Плохое зрение не повод для отказа в получении прав. При незначительных отклонениях от нормы, водителю будет разрешено садиться за руль только в контактных линзах или очках. Если проблему не решить при помощи оптических предметов – это весомое основание для отказа в получении водительского удостоверения. Ограничение для водителей по зрению разработано для безопасности шоферов, окружающих людей.

Порядок и правила прохождения медкомиссии у офтальмолога

Четкость зрения – один из самых важных показателей, который необходим для получения водительских документов, ограничения тяжести аварийных ситуаций. В кабинете окулиста процедура обследования проходит по следующим направлениям:

  • цветоощущение . Важный момент – скорость реакции водителя на смену цветов светофора. Чтобы проверить качество восприятия излучения света используют таблицу Рабкина. Нормой являются трихроманты. Нарушение восприятия любого цвета не поддается коррекции оптикой, считается ограничением по зрению;
  • определение остроты зрения . Исследование на водительские права заключается в оценке возможности органов видения воспринимать мелкие предметы, оценивать расстояние между ними. Кандидат на получение, обновление водительских прав должен прочесть с расстояния нескольких метров 10-ю строчку букв на специальном плакате. Оценивается острота зрения поочередно на обоих глазах. В случае отклонения от нормы, недостаток корректируется очками, линзами, ставится отметка об ограничении;
  • кругозор . Допускается сужение зрительного поля до 20°. Показатель определяется путем исследования предельной ширины зрачка. Заболевание встречается редко, не подлежит корректировке. Суженый кругозор – один из симптомов серьезной патологии, гарантирует ограничение по зрению для получения водительских прав.

Если состояние будущего водителя будет признано удовлетворительным, ему выдается справка, которая в последующем будет использована для получения прав.

Какие ограничения по зрению для получения водительских прав?

Претенденты допускаются на обучение в автошколу с последующим получением водительских прав только с нормальными показателями по зрению. Медицинские ограничения для водителей категории В:

  • для лучшего глаза – 0,6 единиц;
  • для худшего – 0,2 единицы.

Водители гостранспорта и пассажирских автобусов должны иметь зрение не меньше 0,4 единицы для худшего глаза. Для категории водительских прав разработаны отдельные требования, ограничения, не предусматривающие отклонений. Обследование у офтальмолога проходит раз в 2 года.


Получить, переиздать водительские права категории С можно при показателях зрения не меньше 0,7 единиц. Ограничения распространяются на оба органа. При отсутствии одного глаза, полной его слепоте, стать водителем можно, если видящий орган имеет остроту 0,8 единиц без нарушения кругозора, использования коррекционных приспособлений.

Работники министерства здравоохранения разработали, постепенно усовершенствовали специальную программу по выявлению ограничений по зрению для водителей – прохождение медкомиссии. При выявлении следующих состояний офтальмолог не подпишет медосмотр кандидату на поступление в автошколу, получение водительских прав:

  • наличие заболеваний, повлекших изменение структуры мышц века, слизистой оболочки;
  • патология слезного мешка — воспаление носослезного протока, гнойные выделения, слезотечение;
  • диплопия глаз – раздвоение объектов;
  • поздние стадии глаукомы, когда состояние невозможно стабилизировать;
  • оптическая нейропатия, отслоение сетчатки;
  • временные ограничения. Прошло меньше 3-х месяцев после перенесенной операции на глазах.

В вышеуказанных случаях получить права не представляется возможным.

Отметки в правах о наличии ограничения на вождение по зрению

Водительские права – главный документ автолюбителя. Он подтверждает право управлять личным легковым транспортом, пассажирским автобусом, многотонной машиной, прочими автомобилями без угрозы для себя и окружающих. Каждое водительское удостоверение имеет отличительные знаки, отметки ограничения, характеризующие квалификацию, состояние здоровья водителя.

Если при прохождении медкомиссии были выявлены нарушения зрения, в водительском удостоверении должен быть отмечен пункт об обязательном ношении оптики. При наличии специального знака на правах автомобилист может самостоятельно выбирать средства коррекции зрения. В новом водительском удостоверении ставится отметка об ограничении – «GCL». Если в правах стоит знак «Очки обязательны», управление транспортным средством в линзах не предусмотрено.

Обязательным условием для выдачи водителю прав является наличие у него медицинской справки. Люди, страдающие какими-либо заболеваниями, всегда с ужасом ждут процедуру прохождения медицинской комиссии. И это обоснованно, ведь существует ряд диагнозов, с которыми управлять автомобилем запрещено. В числе прочих, существуют и ограничения по зрению для получения водительских прав. Но начинающим водителям, впервые получающим права, и опытным автомобилистам, меняющим истёкшие права, не стоит расстраиваться раньше времени. Медицинские требования по зрению к водителям не жестоки, а разумны. На данный момент в стране ездит множество людей, имеющих нарушения зрения. Как же они получили заветное право на управление автомобилем?

Проходить медкомиссию перед получением прав – обязанность водителей. Без справки с заключениями врачей различных областей водительские права получить невозможно. Пройти медкомиссию можно только в учреждении, имеющем специальную лицензию.

Медицинское заключение об отсутствии противопоказаний для управления ТС категории В нужно получить от:

  • офтальмолога (окулиста);
  • нарколога;
  • психиатра;
  • невропатолога;
  • гинеколога (для женщин);
  • терапевта.

До 2018 года перечень специалистов был гораздо больше. Теперь в обязанности терапевта входит выполнение заключения отоларинголога и дерматовенеролога, а также хирургическое.

Кроме того, предусмотрена сдача анализов потенциального водителя:

  • сдача мочи на определение присутствия в организме наркотиков;
  • сдача крови для выяснения резус-фактора;
  • электрокардиограмма сердца.

Отказ от прохождения лабораторных исследований делает невозможным получение медицинского заключения.

Обследование у терапевта – самый продолжительный по времени процесс, ведь именно он выдаёт окончательное заключение комиссии. При возникновении затруднений при выдаче заключения, терапевт вправе отправить водителя на дополнительный осмотр к врачу.

По итогу прохождения медкомиссии выдаётся медицинская справка.

Срок действия этой справки разнится:

  • десять лет – для всех водителей личного транспорта с отличным здоровьем;
  • два года – если работа человека связана с перевозками и управлением автомобилем (для шофёров);
  • один год – для водителей с проблемами здоровья;
  • каждый раз перед долгой поездкой должны проходить комиссию водители организаций.

Честное и добросовестное прохождение медицинской комиссии – залог собственной безопасности и безопасности других участников дорожного движения.

Проверка у окулиста – одна из важнейших на пути к получению прав. Из-за проблем со зрением может произойти масса неприятных ситуаций, а некоторые из них могут иметь наихудшие последствия. Так, например, можно не рассмотреть знак или предупреждающий сигнал, препятствие на дороге или даже человека. Это может стать причиной страшнейшего ДТП. Таким образом, нужно уделить особое внимание осмотру у офтальмолога, дабы обезопасить себя и окружающих.

Многие водители задаются вопросом: Что делать, если допустимое зрение на водительские права не соответствует моему? Можно ли получить справку в таком случае?

Как говорится, в этом мире нет ничего невозможного. Стоит открыть любой форум на эту тему, как найдутся «знатоки». Среди подсказок и секретов можно обнаружить немало таких, что могут претендовать на право называться действенными. Но стоит понимать, что сам врач – человек с высшим образованием. Нелегко обхитрить человека, посвятившего жизнь офтальмологии, дешёвыми уловками вроде зазубривания проверочной таблицы. Кроме того, всё чаще можно встретить кабинет окулиста с отличным оборудованием для проверки зрения, которым он может воспользоваться в случае сомнения.

Прохождение осмотра у окулиста – ответственный шаг, ведь от зрения будущего водителя зависит судьба других участников движения. Допуск на водительские права от врача по зрению – своеобразная гарантия безаварийного вождения.

Если у кандидата на получение прав есть проблемы со зрением, и он носит очки или контактные линзы, то на приём к окулисту нужно приходить с данным прибором. Проверка остроты зрения происходит из расчёта, как человек видит в очках, ведь автомобилем управлять он будет в них.

Как проходит процедура осмотра у окулиста:

  • проверка остроты зрения;
  • диагностирование цветоощущения;
  • выявляется ширина обзора;
  • устанавливается наличие либо отсутствие офтальмологических заболеваний.

Каждый показатель по-своему важен, любое отклонение может сыграть злую шутку с водителем.

Острота зрения проверяется различными методами:

  1. Базовая офтальмологическая диагностика – проводится с помощью таблиц Сивцева и Головина. Советский врач Сивцев Дмитрий Александрович разработал следующую таблицу: двенадцать строк с чередующимися буквами русского алфавита (б, и, к, м, н, ш) разного размера. На каждой строке есть обозначение расстояния, с которого человеку с отличным зрением должно быть видно соответствующую букву. С другой стороны строки – цифровое обозначение зрительной остроты. Аналогичная таблица – Головина – проверка осуществляется по тому же принципу, только вместо букв – незамкнутые круги. Рассмотреть человек должен сторону, с которой прерывается окружность. Считается, что таблица Головина – более точный способ, ведь расположение букв в таблице Сивцева несложно заучить.
    Человек располагается на расстоянии пяти метров от таблицы, поочерёдно закрывая каждый глаз. На «рассмотрение» знака или буквы, на которую указал доктор, отводится не более трёх секунд.
    Проходя проверку зрения, не стоит зажимать глаз рукой, а также прищуриваться. Спину нужно держать ровно.
  2. Рефрактометрический метод – применяется специальное оборудование. Технический прогресс положительным образом отразился на работе врачей-окулистов. Принцип работы прибора – определение фокусировки пучка света на зрачке. По центру – зрение нормальное, перед сетчаткой – близорукость, за сетчаткой – диагностируется дальнозоркость. Результат проверки анализируется и формируется в программе, после чего его можно распечатать.

Как правило, процедура проверки зрения на водительские права проходит с использованием первого способа. Будущий водитель приходит на осмотр с очками или линзами, если они имеются. Доктор проверяет, правильно ли они подобраны.

Если зрение водителя несовершенно, но это легко исправляется с помощью оптических приборов, в справке и на правах в будущем будет сделана соответствующая пометка.

Какие ограничения по зрению предусмотрены Министерством Здравоохранения России для получения ВУ:

  • категория А, В – должно быть больше, чем 0,6 единицы на одном глазу, а 0,2 – на другом глазу;
  • категория С – свыше 0,8 единицы на один глаз и 0,4 – на другой;
  • допускается отсутствие зрения на один глаз при 0,8 на втором;
  • при одинаковом зрении на обоих глазах – показатель не ниже 0,7 единиц.

Со зрением, не подходящим под данные ограничения, водительские права получить невозможно.

Цветоощущение

Данный вид осмотра называется проверкой на дальтонизм. Цветовосприимчивость также очень важна при вождении автомобиля. Спутать цвета за рулём – непростительная ошибка, ведь сигналы светофора, цвет знаков и дорожной разметки, имеет большое значение. Конечно, над этим вопросом уже работают многие технологи и учёные: например, изобретён светофор с импульсами другого характера.

Для определения степени цветоощущения используются таблицы, разработанные учёным Рабкиным. Эти таблицы представляют собой разноцветные картинки, где цветом выделены фигуры или цифры. Человеку, не имеющему проблем с определением цвета, рассмотреть их не составит труда.

Степень и характер цветовой слепоты разделяет людей на несколько типов:

  1. Не имеющие патологий при определении цвета.
  2. Цветоощущения нарушены в красном спектре.
  3. Нарушения в зелёном спектре.
  4. Дальтоники.

Дальтоникам в РФ водительское удостоверение не выдают.

Ширина обзора

От ширины поля зрения зависит способность человека ориентироваться в пространстве. Чем больше угол, тем обширнее человек воспринимает и анализирует информацию.

Проходит процедура с применением компьютерной периметрии без очков и линз, если пациент их носит. Каждый глаз проверяется индивидуально. Человек фиксирует глаз на определённой центральной точке, в то время как по сторонам появляются световые сигналы. Зафиксировав такой сигнал, необходимо нажать кнопку на пульте. Эта процедура повторяется ни один раз для большей достоверности, ведь человек может не среагировать, не нажать на кнопку, моргнуть и т. д.

Результат мгновенно обрабатывается, и выходит распечатка с точными показателями.

Общий угол обзора двух глаз у среднестатистического человека равен 190 градусов.

Любые отклонения от заданного числа – это повод для беспокойства самого пациента. В первую очередь необходимо выяснять причины, так как они могут быть опасными для здоровья (наличие кровоизлияния, опухолей). Многие первопричины устраняются операбельным путём, то есть угол обзора – поправимая проблема.

Заболевания глаз

После того, как прояснено, какое должно быть зрение, цветоощущение и угол обзора для получения ВУ, остаётся исключить наличие глазных заболеваний.

Запрет на получение ВУ коснётся человека со следующими болезнями:

В зависимости от того, входит ли заболевание в список недопустимых, какое зрение и ширина обзора должно быть у водителя, решается вопрос о положительной отметке окулиста в медицинской справке.

Если острота зрения предполагает ношение человеком очков, и это указано в медицинской справке, то соответствующая пометка будет и на самих водительских правах.

Водить машину без очков нельзя, и так как это правонарушение не прописано в законодательных актах, наказание за это приравнивается к вождению без прав.

Помимо штрафа такая езда грозит дополнительными расходами, ведь в случае выявления, машину заберут на штрафстоянку. Следовательно, нужно платить за эвакуатор, доставивший автомобиль туда и за саму штрафплощадку.

Вождение без очков или линз – повышение степени риска на дороге.

С 6-го января 2015 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством». С этого момента появилось законодательное разделение на водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) и лиц занятых на работе в качестве водителя транспортного средства.

В первом случае, при прохождении мед. комиссии, должен использоваться перечень медицинских противопоказаний указанных в Постановлении № 1604, от 29-го декабря 2014. Во втором случае – для лиц, занятых на работе в качестве водителя ТС , перечень противопоказания содержится в Приложении 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.

Официальное разъяснение от Министерства здравоохранения РФ доступно по этой .

Ниже приведены выдержки из обоих документов непосредственно касающиеся органа зрения. Полные тексты документов доступны на сайте системы Гарант .

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. N 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством»

Наименование заболевания :
9. Ахроматопсия - код МКБ-10 - Н53.51
10. Слепота обоих глаз - код МКБ-10 - Н54.0

III. Медицинские показания к управлению транспортным средством, оборудованным акустической парковочной системой
15. Слепота одного глаза.

IV. Медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для коррекции зрения
16. Аномалия рефракции, снижающая остроту зрения ниже разрешенной, при условии повышения остроты зрения в очках или контактных линзах до разрешенного уровня.

I. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории "А" или "М", подкатегории "А1" или "В1" с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа
1. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
2. Слепота одного глаза при остроте зрения ниже 0,8 с переносимой коррекцией на зрячем глазу независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
3. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
4. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
5. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
6. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
7. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

II. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории "В" или "BE", подкатегории "В1" (кроме транспортного средства с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа)
12. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
13. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
14. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
15. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
16. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
17. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

III. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории "С"*, "СЕ", "D", "DE", "Тm" или "Тb", подкатегории "С1"*, "D1", "С1Е" или "DIE"
21. Острота зрения ниже 0,8 на лучшем глазу и ниже 0,4 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах не более 8 дптр по сверхэквиваленту на лучше видящем глазу независимо от вида аметропии или вида коррекции (очковая, контактная).
22. Слепота одного глаза независимо от остроты зрения зрячего глаза.
23. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
24. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
25. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
26. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
27. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

Перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации, занятому на работе в качестве водителя, запрещается управлять транспортными средствами, содержится в Приложении 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.

Категория В .
1) Медицинские противопоказания, изложенные в п. 3-25 настоящей графы подпункта 28.1.
2) Понижение остроты зрения ниже 0,5 на лучшем глазу и ниже 0,2 – на худшем глазу (с коррекцией).
3) Отсутствие зрения на одном глазу при остроте зрения ниже 0,8 (без коррекции) на другом.
4) Для водителей такси и водителей транспортных средств оперативных служб (скорая медицинская помощь, противопожарная служба, милиция, аварийно-спасательная служба, военная автомобильная инспекция), – острота зрения с коррекцией ниже 0,8 на одном глазу, ниже 0,4 – на другом. Допустимая коррекция при близорукости и гиперметропии 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D.

По пункту 1, в котором есть указание на подпункт 28.1 необходимо сделать пояснение. В самом документе этого подпункта не существует. Никаких официальных разъяснений Минздравсоцразвития не выпускало. По этой причине возник правовой вакуум. Список противопоказаний для категории В меньше, чем для категории А.

Врачи, в своей практике, при проведении медкомиссий, исходят из того, что в документе опечатка и читать «подпункт 28.1» следует как подпункт 27.1 (список для категории А). С юридической точки зрения это не корректно. Однако именно так и поступают повсеместно. Ниже приведен список ограничений подпункта 27.1.

Категория А
1) Острота зрения с коррекцией ниже 0,6 на лучшем глазу, ниже 0,2 – на худшем. Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D.
2) Отсутствие зрения на одном глазу при остроте зрения ниже 0,8 (без коррекции) на другом.
3) Центральная скотома абсолютная или относительная (при скотоме и наличии изменений зрительной функции не ниже значений, указанных в п.1 настоящей графы подпункта - допуск без ограничений).
4) Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке (кератотомия, кератомилез, кератокоагуляция, рефракционная кератопластика). Допускаются к вождению лица через 3 месяца после операции при остроте зрения с коррекцией не ниже 0,6 на лучшем глазу, не ниже 0,2 – на худшем.
5) Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D, при отсутствии осложнений и исходной (до операции) рефракции – от +8,0 до -8,0 D. При невозможности установить дооперационную рефракцию вопросы профессиональной пригодности решаются положительно при длине оси глаза от 21,5 до 27,0 мм.
6) Искусственный хрусталик, хотя бы на одном глазу. Допускаются стажированные водители при остроте зрения с коррекцией не ниже 0,6 на лучшем глазу, не ниже 0,2 – на худшем. Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D(сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D, нормальное поле зрения и отсутствие осложнений в течение полугода после операции.
7) Хронические заболевания оболочек глаза, сопровождающиеся значительным нарушением функции зрения, стойкие изменения век, в том числе и их слизистых оболочек, парезы мышц век, препятствующие зрению или ограничивающие движение глазного яблока (после оперативного лечения с положительным результатом допуск осуществляется индивидуально).
8) Хроническое, не поддающееся консервативному лечению воспаление слезного мешка, а также упорное, не поддающееся лечению слезотечение.
9) Паралитическое косоглазие и другие нарушения содружественного движения глаз.
10) Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
11) Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70° от среднего положения.
12) Ограничение поля зрения более чем на 200° в любом из меридианов.
13) Нарушение цветоощущения.
14) Заболевания сетчатки и зрительного нерва (пигментный ретинит, атрофия зрительного нерва, отслойка сетчатки и др.).
15) Глаукома

В разделе нашего форума вы можете задать интересующие вас вопросы врачам-офтальмологам на тему зрения и прохождения медкомиссии для управления транспортными средствами.

Время чтения: 5 минут

Большинство автолюбителей, когда срок действия их водительского удостоверения подходит к концу, с опаской относятся к требованию пройти медкомиссию. Ведь у некоторых из них за несколько лет острота зрения снизилась, и есть повод для переживаний. Но паниковать не следует. Действительно, ограничения по зрению для получения водительских прав имеются. Однако, если бы не существовали способы решения данной проблемы, количество машин на автомагистралях и заторов на проспектах мегаполисов уменьшилось бы в разы.

При каких заболеваниях получение водительских прав невозможно

Необходимость прохождения медосмотра для граждан, желающих стать водителями, предусмотрена нормами закона ФЗ от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения». При обращении в органы Госавтоинспекции медицинская справка нужна в случае:

  • первичного получения водительских прав;
  • возврата водительского удостоверения после его ;
  • Найти ответ на вопрос, при каких заболеваниях не дают водительское удостоверение, можно в Постановлении Правительства «О перечнях медицинских противопоказаний… к управлению транспортным средством», вступившим в силу в январе 2015 года. В нём указаны группы заболеваний в соответствии с Международной классификацией болезней (МКБ), а не конкретные диагнозы. В их число входят следующие противопоказания к управлению автомобилем:

    • психические, симптоматические и прочие органические расстройства;
    • бредовые и шизотипические расстройства, шизофрения;
    • аффективные расстройства (расстройства настроения);
    • расстройства соматоморфные и связанные со стрессом, невротические;
    • расстройства личности в зрелом возрасте;
    • умственная отсталость;
    • расстройства поведения и психические расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ;
    • эпилепсия;
    • ахроматопсия;
    • тяжёлые сердечносо-судистые заболевания.

    Завершает список болезней, с которыми нельзя получить водительские права, слепота обоих глаз.

    Можно ли получить водительское удостоверение с плохим зрением

    Учитывая последнюю формулировку ограничения, можно сделать вывод: если зрение поддаётся улучшению с помощью одной из стандартных методик, то, например, надев очки, вполне можно управлять транспортным средством.

    Вместе с тем на форумах автомобильной тематики можно найти совет заучить порядок букв в нижнем ряду офтальмологической таблицы. Но следует знать, что допуск на водительские права по зрению выдают опытные специалисты, в кабинете которых побывало не одно поколение претендентов на получение водительских прав. Им все эти уловки знакомы. Поэтому, заметив малейшее замешательство гражданина (тому ведь нужно восстановить в памяти последовательность букв), врач продолжит проверку на другой таблице.

    Запомнить все варианты, в которых окружность не смыкается в определённом месте, невозможно. Озвучив неверные ответы, гражданин попадёт в список лиц, кому нельзя сдавать на права.

    Водительское удостоверение не выдаётся людям, имеющим следующие заболевания органов зрения:

    • Глаукома. При компенсированной глаукоме, диагностированной на начальной стадии, допускается переосвидетельствование через год.

    Что означает отметка GCL в правах нового образца

    В январе 2014 года ГИБДД начала оформлять водительские права нового стандарта, которые соответствуют требованиям Венской конвенции. Теперь в водительском удостоверении наряду с пиктограммами новых подкатегорий на право управления автомобилем имеются специальные отметки, указывающие на ограничения для водителей по состоянию здоровья.

    При осмотре окулист определяет степень близорукости и дальнозоркости водителя. И если будет установлено, что без корректирующих зрение средств, например, контактных линз или очков с определёнными диоптриями, водить машину нельзя, в новые права проставляется отметка GCL. Поэтому фотографироваться для водительского удостоверения гражданин должен в очках. Тогда у инспектора не возникнут сомнения относительно соблюдения требований по безопасному движению.

    Ответственность за езду без очков/линз

    В п.11 ст.25 ФЗ №196 в редакции 2017 года сказано, что ВУ считается недействительным при нарушении водителем предписаний врача, зафиксированных особыми отметками в ВУ. Таким образом, если в этом документе имеется отметка «Очки обязательны», ездить без этих средств коррекции зрения нельзя.

    За управление транспортным средством без очков грозит штраф в размере 5-15 тыс. рублей (п.1 ст. 12.7 КоАП РФ).

    Такие строгие штрафные санкции не должны вызывать удивление. Дело в том, что сотрудники ГИБДД расценивают подобное нарушение, как езду без прав, поскольку удостоверение в этом случае недействительно (см. выше).

    Некоторые наши соотечественники, забыв надеть очки, пытаются избежать штрафа, утверждая, что их зрение восстановилось. Медицина не исключает данное явление. Более того, такой эффект достигается путём хирургического вмешательства. Но для инспектора заявление водителя не является аргументом. Поэтому, если ваше зрение действительно улучшилось, необходимо пройти медкомиссию заново и получить водительские права, в которых отметка об ограничении по зрению отсутствует.

    Выводы

    Безопасность использования автомобиля напрямую зависит от здоровья глаз водителя. Вместе с тем каждый, даже совсем юный россиянин, проходил хотя бы один раз тест у окулиста. Поэтому ответ на вопрос, как проверяют зрение на водительское удостоверение, ни для кого не является тайной. И только при положительном результате этой процедуры будет получен допуск к управлению транспортным средством. Ведь водитель с плохим зрением – это прямая угроза безопасности всех участников дорожного движения.



Новое на сайте

>

Самое популярное