Домой Исследования Какая польза от лета детям? Идеи для совместных занятий на каникулах. Зачем детям летние каникулы

Какая польза от лета детям? Идеи для совместных занятий на каникулах. Зачем детям летние каникулы

Летние каникулы - пора, когда замученные учебой школьники могут полноценно отдохнуть, набраться сил, оздоровиться… Согласно статистическим данным, большая часть российских ребят проводит лето дома. А чем в это время занимаются их сверстники, живущие по всему миру?

. Япония

Официальный «день знаний» в этой стране - 1 апреля, а день окончания очередного учебного года - 1 марта. Интересно, что маленькие японцы обучаются в классах, состав которых постоянно меняется. И это очень неплохо: ребята, у которых не складываются отношения с одноклассниками, вполне могут перейти в другую группу учащихся, где и завести себе настоящих друзей-приятелей. Японцы много учатся, поскольку это помогает им впоследствии найти высокооплачиваемую работу. Считается, что каникулы «созданы» для того, чтобы с пользой потратить время на постижение сложных для понимания предметов. Многие ребята «на отдыхе» занимаются выполнением назначенных преподавателями заданий или развивают умение рисовать и писать иероглифы.

. Италия

Итальянские школьники учатся с сентября по июнь. Отдыхают трижды - в период Рождества (пару недель), весной - в апреле или марте (около недели) и летом. Итальянцы склонны баловать своих детей, не подвергая строгому контролю успехи чад на ниве образования, из-за чего детишкам приходится самостоятельно оценивать результаты своего труда. Как правило, отдыхают ребята в кругу семьи.

. Франция

Распорядок работы образовательных учреждений (и каникулы в том числе) Франции зависит от региона страны. Всего за время учебного года ребята отдыхают пять раз - и это не считая дней общенациональных праздников. Надо сказать, что французские мамы стремятся к тому, дабы их дети учились как можно лучше, а потому на каникулах большинству ребят приходится ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях.

. Испания

В большинстве испанских школ «лето» начинается 20-23 июня. Стартует же новый учебный год примерно в середине сентября. Так что летний отдых у маленьких испанцев несколько короче, чем у их российских сверстников. Чаще всего юные члены семьи коротают время в компании старшего поколения - дедушек и бабушек, поскольку родители заняты на работе. В Испании распространены своеобразные летние лагеря - «кампаменто», расположенные обычно в живописных горных районах или на морском побережье. Во многих из них школьников обучают национальному пению или танцам. Однако самыми популярными считаются учреждения, предлагающие молодежи углубленное изучение иностранных языков.

. США

Здесь школьные каникулы «привязаны» к трем праздникам - Рождеству, Пасхе и Дню благодарения. Их длительность и точные даты в разных штатах могут отличаться. В маленьких американцах с детских лет культивируют самостоятельность, а потому свой досуг они планируют сами. Чаще всего ребята общаются в сети Интернет или смотрят телевизионные передачи.

. Канада

Продолжительность учебного года в этой стране - 10 месяцев. Образовательная программа одного класса разбита на два семестра: сентябрь - декабрь, январь - июнь. Обретение навыков общения относится к числу приоритетных направлений канадского образования, а потому в течение учебного года классы периодически «переформатируют» (в них меняется состав учителей и учеников). Местные психологи убеждены, что именно так дети находят свое место в социуме. В каникулы же учащиеся обычно совершают путешествия в составе организованных групп.

. Австралия

Поскольку Австралия и Россия расположены в разных полушариях, то в пору, когда наши юные соотечественники наслаждаются долгими летними - маленькие австралийцы довольствуются короткими зимними каникулами. И наоборот. Справедливости ради отметим, что продолжительность летнего отдыха австралийцев не так уж и велика - чуть более одного месяца. В это время ребят всячески побуждают к активности, организуя для них многочисленные фестивали и спортивные мероприятия.

Даже отдыхая, малыш должен развиваться - ведь недостаток свежих впечатлений неизбежно заставит дитятко заскучать. При этом возможностей для саморазвития существует немало - огромный и заманчивый мир уже ждет юного исследователя! А в процессе познания загадочного и неизвестного ребенку наверняка пригодится опыт сверстников, обитающих в разных концах света.

Лето - самая хорошая и радостная пора. Наступают каникулы, и можно отдохнуть от учёбы. Кто - то на каникулах едет на море, кто-то путешествует, а кто - то проводит лето в деревне. Летом в деревне очень весело, много народа, потому что изо всех городов приезжают гости к своим родным в отпуск и на каникулы. С раннего утра и до позднего вечера на улицах оживленно звучат голоса, слышен детский смех, шумят автомобили, с треском проносятся мотоциклисты. Летом в деревне много работы, однако есть возможность и отдохнуть. Можно поехать на реку, искупаться в чистой прохладной воде. Можно сходить в лес за ягодами и грибами. А когда дневная жара спадает, приятно погулять с друзьями тёплым летним вечером, вдыхая ароматы цветов, листвы, травы, к которым примешивается запах ещё не остывшего асфальта.
Обычно я провожу лето дома, в деревне, но этим летом я решила поехать в санаторий со своими подругами. Я впервые уезжала из дома одна, поэтому немного волновалась, тщательно собирала вещи и с нетерпением ждала того волнующего момента, когда мы наконец сядем в автобус. Вместе с подругами обсуждали, какие вещи взять с собой, строили планы, пытались представить, что нас ждёт. Ведь это же целый месяц почти самостоятельной жизни! И вот наконец этот день настал.
Когда мы подъехали, у нас перед глазами было несколько многоэтажных зданий зданий. В каком-то из них нам предстоит жить почти целый месяц. Скорее бы уже увидеть свою комнату, познакомиться с новыми друзьями!
Наша комната мне сразу понравилась. Она находилась на втором этаже В ней было нечто особенное. Красивая и новая мебель, широкие удобные кровати. В комнате было так хорошо, что мы почувствовали себя как дома. Конечно, большую часть времени мы проводили на свежем воздухе. На улице мы развлекались, резвились и играли в различные увлекательные игры. Мы играли в мяч через баскетбольную сетку, в догоняй, в вышибалы, в жмурки. Когда уставали, мы могли покачаться на качелях. А потом мы шли в корпус и расходились по своим комнатам. Нам было очень весело жить вместе. Мы ощущали себя взрослыми людьми, и нам это нравилось. Когда находишься без взрослых и родных людей, тогда пытаешься быть самостоятельней, становишься внимательней, ответственней.
Однажды мы поехали в бассейн. Когда мы туда приехали, нам показалось, будто бы мы попали в сказку. Перед нами был огромнейший бассейн. Он был очень красивым. Плавали мы сорок минут, но даже за это время мы не могли накупаться. Забавно было прыгать в воду с вышек, мы весело плавали, делали в воде разные движения и фигуры. Мне нравилось совершать круговороты в воде. Вода была голубая, прозрачная и чистая - пречистая, как морская. В такой воде было приятно поплавать. Весь бассейн был наполнен такой необыкновенной водой. Мы плавали в масках, в водных очках, в резиновой шапочке на голове. Купаться было так весело! Мы были в восторге, и не заметили, как пролетело время.
Когда мы вернулись в санаторий, только и было разговоров, что про бассейн. Эта поездка принесла нам столько радости!
Каждый день в санатории был наполнен новыми впечатлениями, а иногда происходили такие интересные события, что я никогда в жизни про это не забуду.
Однажды мы решили устроить стирку и повесили вещи на балкон сушиться. Когда одежда высохла, мы решили её снять. Каково же было наше удивление, когда мы обнаружили, что пропала футболка Эвелины. Это была её любимая футболка, подарок лучшей подруги. Эвелина огорчилась, а мы недоумевали: куда она могла деться? Мы спустились вниз, осмотрели все поблизости, но так ничего и не нашли. Пришлось возвращаться ни с чем. Вдруг в нашу дверь кто-то постучал. Кто бы это мог быть? Открываем дверь, а там Коля, Максим и Миша - мальчики, которые живут этажом ниже. «У вас ничего не пропало?» - спросили они, а потом, смеясь и перебивая друг друга, рассказали о случившемся. Оказалось, что Коля сидел на балконе и увлеченно смотрел детектив. И вот, в самый напряжённый момент, когда преступник подкрался к герою сзади и собирался на него напасть, на Колину голову что-то свалилось и закрыло ему видимость. Ему показалось, что это на него кто-то напал, и он закричал: «Помогите!» Друзья прибежали на помощь, а когда поняли, в чем дело, долго смеялись. На Колю «напала» футболка Эвелины! Мальчишки догадались, откуда могла взяться футболка, и решили её вернуть. Эвелина была рада, что её футболка нашлась, а с мальчиками мы подружились, они оказались остроумными и изобретательными, с ними было интересно и весело. Месяц пролетел незаметно, настало время собираться домой. Жаль было расставаться с новыми друзьями, но мы обещали звонить и писать друг другу.
Едва я приехала домой, ко мне тут же прибежала моя лучшая подруга. Мы никогда не расставались с ней надолго. А тут не виделись целый месяц - как же я соскучилась! Мы не могли наговориться. Оказывается, так много всего произошло, пока меня не было дома.
Я обежала весь дом, побежала в огород. Каким милым, дорогим кажется после долгой разлуки! Недаром пословица говорит: «В гостях хорошо, а дома лучше». А о поездке в санаторий я буду с удовольствием вспоминать. Я отдохнула в санатории, приобрела новых друзей и получила массу приятных впечатлений.
Когда лето заканчивается, то мне становится немного грустно, так как прошла такая солнечная и жаркая пора. Я не люблю расставаться с летними каникулами и летом. С нетерпением буду ждать следующих летних каникул. Надеюсь, они будут столь же радостными, как и нынешнее лето.

30.07.2015 в 13:12

Здоровье современных детей вызывает обеспокоенность. Кто—то винит в этом экологию, кто—то современный образ жизни, но бесспорными остается тот факт, что сегодня детям необходим именно активный отдых. Как оздоровить ребенка за лето, нашим читателям рассказала главный врач Центра медицинской профилактики Наталья Николенко.

— Наталья Михайловна, обязательно ли детям летом отдыхать?
— Каникулы и отдых во время них обязательно нужны современным детям. Ведь всем известно, что во время учебы школьники ведут малоподвижный образ жизни: большая нагрузка в школе, но они еще ее дома сидят за телефоном или компьютером в свое свободное время. Этому способствует и тот факт, что молодое поколение много занимается через Интернет. Такой малоподвижный образ жизни приводит часто к нарушению зрения, осанки, задержке физического развития, в том числе и полового созревания. Такой образ жизни школьников снижает защитные силы и иммунитет. Именно поэтому загруженные учебой и занятиями дети часто болеют. Школьники младших классов говорят, что им некогда гулять по улице, ходить в секции, потому что много уроков, репетиторов.

— Какие существуют правила для оздоровления детей во время летом?
— Летние каникулы необходимо полностью использовать для оздоровления школьников. Детям и подросткам за это время нужно успеть окрепнуть физически, разгрузить нервную систему, укрепить иммунитет.

Правила летних каникул просты: спать, сколько хочешь, много бегать, есть больше овощей, фруктов и ягод. Много времени находиться на свежем воздухе, применять водные процедуры, ходить босиком. Дать детям больше свободы во всем, не исключая совсем контроль взрослых. В летнее время нужно соблюдать здоровый образ жизни, но без жестких рамок.

— Некоторые родители боятся, что дети запустят отдельные дисциплины, и заставляют заниматься у репетиторов. Как врачи смотрят на такие каникулы?
— Вопрос о занятиях летом встает сегодня перед родителями. Действительно, некоторые мамы и папы опасаются, что за время каникул ребенок отстанет по определенным предметам. Но медики считают, что уроки летом противопоказаны, иначе может возникнуть чувство неудовлетворенности отдыхом. А вот читать художественную литературу даже полезно. Не зря многие десятилетия школьникам на лето «прописывали» списки художественных книг. Такое занятие станет хорошим дополнением к активному образу жизни и неформальному общению во время каникул.

— Обязательно ли бийским детям проводить лето за городом?
— Во время каникул желательно вывезти ребенка из города от суеты и городского воздуха. Прекрасно подойдет загородный лагерь или сад у бабушки. Главное — свежий воздух и экологическая еда. Если же ребенок остался в городе, то нужно тщательно спланировать его досуг, хотя это и непросто.

— Вы недавно вернулись из поездке по оздоровительным лагерям. Каковы ваши впечатления?
— Детские врачи давно знают, что в условиях пребывания в загородных лагерях у детей улучшается обмен веществ, укрепляется деятельность всех органов и систем, растет сила и выносливость организма в целом. Вот недавно мы вернулись из лагерей. И можно точно сказать, что в бийских загородных лагерях дети все загорелые, веселые и окрепшие. В таких учреждениях отдыха целая система плюсов. Во—первых, это зарядка. В городской повседневной жизни она забыта, а там она проходит весело и незабываемо. Важно, что в лагерях правильное и организованное питание. Если брать «Чайку», то там фрукты каждый день, а кормят детей вообще 6 раз в день. Но и в любом другом лагере питание правильное, без вредных продуктов и фаст—фуда, что очень важно! А еще дети там многое делают вместе. За сезон ребята находят общих друзей и это прекрасно!

— Но в загородные лагеря берут только до 15 лет. А куда деваться подросткам?
— Отдых подростков — это действительно проблема, а в возрасте 15—17 лет отдых крайне необходим, поэтому родителям таких детей обязательно нужно организовать им отдых. Это могут быть какие—то летние тренировки, турпоходы, поездки к родственникам в деревню или на дачу. В любом случае подростков нельзя оставлять на лето в городе и лишать активного отдыха на свежем воздухе. Нагрузка в школе на таких детей максимальная. Кроме того в этом возрасте идет перестройка организма и особенно внимательно нужно следить за здоровьем и трепетно относиться ко всем возможным жалобам. Поэтому таким детям отдых просто показан врачами.

Вообще для медиков важно, что каникулы могут стать прекрасным временем для профилактики многих болезней и пробуждения интереса детей к здоровому образу жизни. Как показывает наша работа, сегодня уже многие дети охотно выбирают здоровый образ жизни и понимают, что вредные привычки с ним никак не совместимы.

Весной вставал вопрос о сокращении в России летних каникул. Как поясняли представители Министерства образования и науки, во многих развитых странах дети учатся в школе намного дольше не только за счет срока 12—13 лет, но и за счет более коротких каникул. Но пока этот вопрос в министерстве решили не поднимать. Но прислушаться бийчанам к этой информации стоит. И пока есть длинные летние каникулы, нужно использовать их на полную мощность для оздоровления детей, да и себя тоже.

Их с нетерпением ждут все школьники на протяжении учебного года. Летние каникулы - время, когда можно вдоволь отоспаться, оздоровиться и погулять, не думая об уроках и домашних заданиях. Отличная пора для ребенка, не так ли?

Вред школьных каникул

Британские специалисты из компании UK Active не разделяют такого позитивного настроя детей и родителей. К тому же, они утверждают, что летние каникулы плохо влияют на здоровье школьников. Их скептицизм объясняется результатами исследования, которые показали, что после такого отдыха дети теряют свою физическую подготовку.

Чтобы прийти к такому выводу, ученые наблюдали за 400 школьниками. Также им удалось установить прямую зависимость ухудшения физических показателей у детей от достатка их семей. Оказалось, школьники, родители которых уделяли больше внимания их отдыху и покупали им путевки в летний лагерь, оставались в лучшей спортивной форме. У детей из малоимущих семей, которым пришлось остаться дома и развлекать себя компьютерными играми или фильмами, показатели физического развития ухудшились в 18 раз. Эти данные шокировали исследователей, поэтому они готовятся поднять вопрос о выделении дополнительных средств на оздоровление школьников из государственного бюджета Великобритании.

Последствия низкой физической активности

Ученые предупреждают родителей, что пассивные каникулы плохо скажутся на здоровье и успеваемости ребенка. Дети, которые все свое свободное время проводят на диване возле телевизора или сидя перед экраном монитора, находятся в группе риска возникновения опасных заболеваний, таких как сердечно-сосудистые недуги или сахарный диабет. К тому же, у них ухудшается память и внимательность, что плохо отразится на оценках и будущем школьника.

Советует Наталья Авдеева, профессор кафедры возрастной психологии Московского городского психолого-педагогического университета :

Каникулы - это лучшее время для родителей и детей, чтобы провести его вместе. Причём не за повторением пройденного в школе, а в совместных прогулках, походах в кино, на экскурсии, выездах на природу и т. д. Сегодня нагрузка на детей в школе огромная, учёба им даётся нелегко. Дайте ребёнку как следует отдохнуть за каникулы, выспаться, пообщаться со сверстниками, с вами, наконец. В обычной жизни многие сегодняшние мамы и папы большую часть дня заняты на работе и почти не общаются с детьми. Нужно дать школьникам за каникулы как можно больше новых впечатлений - дети в них очень нуждаются, ведь их жизнь во время учебного года довольно однообразная: школа, дом, уроки, занятия... Показателем успешно проведённых каникул будет такое радостное чувство, что он прожил время очень весело и интересно, ему есть что вспомнить и рассказать друзьям. Главное - не зацикливаться на чём-то одном, а предлагать ребёнку разные способы времяпрепровождения.

Чем можно заняться вместе на каникулах?

Приготовить что-то вкусное дома своими руками. Например, слепить пельмени, испечь пироги или пиццу. А потом всей семь-ёй за красиво накрытым столом попробовать угощения.

Сходить в кино. посмотреть новый фильм или мультфильм. Обязательно поделитесь впечатлениями от увиденного. Такое общение необыкновенно ценно тем, что сближает детей и родителей, потому что даёт возможность разделить свои чувства друг с другом. А плюс к тому играет важную воспитательную роль. Родители могут обратить внимание на какие-то нравственные моменты в том же фильме или мультфильме.

Разрешите ребёнку позвать домой одноклассников. Многие об этом забывают, а это важно. Школьники общаются в виртуальных мирах, соцсетях и пере-стали ходить друг к другу в гости, как раньше. Устройте такое детское чаепитие. Дети с удовольствием придут, для них реальное общение очень ценно. А со временем это может перерасти в традицию.

Попробуйте сделать какую-нибудь поделку или сувенир своими руками. Вариантов сегодня множество: вышивание, плетение, аппликации и игрушки из различных современных материалов (в детских магазинах полно таких наборов для творчества). Здесь полезнее даже не то, что ребёнок сидит и сам делает (и при этом, кстати, развивается мелкая моторика рук), а то, что при этом родители и дети могут общаться.

Восполнить пробелы в знаниях. Подтянуть знания по предметам тоже можно, но желательно к концу каникул. Если вы видите, что ребёнок отдохнул, набрался сил, у него радостное настроение, можно немного позаниматься. Например, поиграть в игры, связанные со счётом (скажем, такие как «да» и «нет» не говорить»), весёлые шарады. Можно написать письмо бабушке, если ребёнку с трудом давалось письмо в школе. Но лучше, чтобы учебная деятельность носила характер игры и была включена в общение. Тогда это для ребёнка будет носить не характер школьных уроков, от которых он уже и так устал, а именно интересных занятий вместе со взрослыми.

Больше гулять, двигаться. Ролики, велосипеды, самокаты, подвижные игры на свежем воздухе - физическая активность должна быть как можно разнообразнее. Тогда ребёнок будет развиваться гармонично. Как ни странно, чем больше ребёнок сидит, тем больше устаёт. Чем больше двигается, тем лучше себя чувствует.

Хочется, чтобы ребёнок учился лучше. Сколько времени в день можно заниматься математикой, чтением, письмом?

Светлана Протченкова, Самара

Отвечает Наталья Красавина, директор московской школы № 91:

Как человек с большим педагогическим стажем, психолог и учитель, могу сказать - нисколько. Особенно если ребёнок учится в начальной школе. Со старше-классниками ситуация несколько иная. Дети уже готовятся поступать в вузы, поэтому те, кому не хватает знаний, добирают их летом.

Для маленьких ребят главное - мотивация на учёбу, желание учиться. Если это есть, то у них всё легко получается во время учебного года. Не зря все великие психологи и педагоги выделили учебный год, а дальше - чётко определённое время каникул. Это связано с психофизиологическим состоянием ребёнка. Он, как и взрослые, устаёт. И поэтому у него должно быть время на отдых. Но активный. Учёба забирает очень много моральных и физических сил. Если ребёнок не готов физически заниматься, если его мозг не от-дохнул, не переключился, то утомляемость наступает очень быстро - а это влечёт за собой и заболевания, и отставания по школьной программе. Конечно, если ребёнок взял летом книжку в руки, надо это поощрить. Если вдруг открыл учебник математики - вместе полистать, посмотреть. Но никаких занятий через силу, из-под палки. Потому что в таком случае мы убиваем вот это сладостное слово «учёба», когда «я хочу - и я делаю». Даже если ваш школьник в начальных классах учится не очень хорошо, не стоит летом снова сажать его за «парту». По типу: вот ты сейчас погулял, а теперь 20 минут математика или письмо. Ему и так весь год не хотелось ходить в школу, так ещё и на каникулах заставляют учиться. Ребёнок должен захотеть, почувствовать радость от учения. Это и есть мотивация. Когда он чувствует постоянное напряжение (что он должен решать задачи, писать, читать), мы не получим результата. К 7-му классу такие дети, которых без конца заставляют заниматься - в выходные, на каникулах, по вечерам, - просто перестают учиться - уже выдохлись, интереса больше нет.

Как пробудить и сохранить интерес к учению и узнаванию нового?

Вывезти ребёнка из города, на просторы. На дачу, на море, к бабушке в деревню. Чтобы взгляд не упирался в стену дома или забор, а устремлялся до горизонта без ограничения видимости. Как говорят - дать простор для мысли. А когда в голове поселяется мысль, у ребёнка возникает вопрос. А учёба - это есть «вопрос - ответ». К примеру, ребёнок спрашивает: «Мама, а что это за полоса такая на небе?» Вот вам и повод почитать об этом, порассуждать. Или ребёнок посмотрел на цветы, заинтересовался, почему они разные. Опять повод узнать новое. Всё это тоже учёба. Мелкая моторика развивается не только когда ребёнок взял ручку и выписывает буквы. Помочь бабушке что-то посадить на огороде, маме нарвать цветов, собрать камушки, травинки, листочки - такие занятия ребёнку интересны и в то же время тренируют мелкие мышцы кисти, необходимые для правильного письма. Словом, учиться и познавать максимум разных впечатлений, которые в течение учебного года недоступны.

Поощрять интерес к окружающему миру. Задачки по силам можно находить где угодно. Равно как и учить таблицу умножения. Когда ребёнок изучает явления на каких-то жизненных примерах, он легче усваивает информацию. Если ребёнок даже просто сидит с компьютером на берегу реки, в саду, в огороде - это совсем другая история. Всё равно ему надо иногда встать, и при этом взгляд может уйти вдаль, отвлечься на жужжание комара или мухи, дуновение ветерка, шум дождя.

20 вещей, которые нужно успеть сделать за лето с ребёнком

1. Сплести венок из одуванчиков и ромашек.
2. Запустить воздушного змея.
3. Сходить в лес за ягодами.
4. Отметить праздник Ивана Купалы, прыгая через костёр.
5. Покачаться на тарзанке.
6. Устроить пикник.
7.
Сходить в кинотеатр под открытым небом.
8. Найти и съесть лист клевера с 4 лепестками.
9. Построить шалаш.
10. Ловить бабочек сачком, а затем отпускать.
11. Пройтись на рассвете босиком по мокрой от росы траве.
12. Сходить на рыбалку.
13. Поиграть в летающую тарелку и бадминтон.
14. Порисовать мелками на асфальте.
15. Приготовить мороженое собственноручно.
16. Поехать в маленькую деревню, чтобы посмотреть, как доят коров и выращивают овощи на грядках.
17. Поплавать на лодке.
18. Сходить в поход.
19. Покататься на аттракционах.
20. Устроить пленэр - нарисовать с натуры парк, церковь или речку.



Новое на сайте

>

Самое популярное