Домой Исследования Диалектика. Закон отрицания отрицания

Диалектика. Закон отрицания отрицания

ОТРИЦАНИЕ (в философии) ОТРИЦАНИЕ (в философии)

ОТРИЦА́НИЕ, философская категория, выражающая связь двух последовательных стадий (состояний) развивающегося объекта; отрицание - условие изменения объекта, при котором некоторые элементы не просто уничтожаются, но сохраняются в новом качестве (см. Снятие (см. СНЯТИЕ) ).


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ОТРИЦАНИЕ (в философии)" в других словарях:

    Филос. категория, выражающая опре дел. тип отношения между двумя последоват. стадиями, состояниями развивающегося объекта. О. является необходимым моментом процесса развития. Диалектика в «...позитивное понимание существующего... включает … Философская энциклопедия

    отрицание отрицания - ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ в гегелевской и марксистской философии понимается как возвращение объекта в процессе его развития к старому качеству на высшей ступени, напр. к «домашнему производству» в постиндустриальном обществе. Отрицание… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    ОТРИЦАНИЕ, я, ср. 1. см. отрицать. 2. В философии: стадия в развитии объекта, сменяющая собой предыдущую и вбирающая в себя из неё всё положительное. Закон отрицания отрицания (закон диалектики, устанавливающий единство последовательностей и… … Толковый словарь Ожегова

    ОТРИЦАНИЕ Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    ОТРИЦАНИЕ - отрицающее действие, в частности действие человеческой свободы как способность отказать реальному миру и учредить идеальный мир. Этот термин, широко распространенный в «диалектической» философии, ввел Фихте и широко использовал Гегель. Любое… … Философский словарь

    ОТРИЦАНИЕ - одна из основных философских категорий, рассматриваемая в диалектике как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей в немецкой классической философии. Гегель впервые сформулировал закон отрицания отрицания, который… … Тематический философский словарь

    Наука о развитии филос. знаний, борьбе основных материалистического и идеалистического направлений в философии, становлении и развитии науч. филос., диалектико материали стич. мировоззрения. И. ф. как особая область исследования… … Философская энциклопедия

    - «СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ» – название того обстоятельства, что философия, несмотря на свои тысячелетние усилия, не открыла еще, кроме нескольких логических аксиом, никаких положений, признаваемых всеми философами в качестве очевидных. В этом выражении … Философская энциклопедия

    Название того обстоятельства, что философия, несмотря на свои тысячелетние усилия, не открыла еще, кроме нескольких логических аксиом, никаких положений, признаваемых всеми философами в качестве очевидных. В этом выражении заключено отрицание… … Философская энциклопедия

    Историография русской философии - предметная и проблемная область истории русской философии, имеющая две осн. задачи: 1) изучение истории философской мысли в России в ее связи с мировой философией и в контексте национальной философской традиции; 2) изучение истории рус.… … Русская Философия. Энциклопедия

Книги

  • Логика телесности. Тело и его осмысление как социокультурный процесс , Бурик Марина. Это книга не просто о теле. Она - об отражениях. Об умении общества искать и находить себя в теле, и тело это, включая и зоны обитания сознания, развивать такими поисками. Изменялась…
  • Логические исследования. Часть 2. Категории понятие и суждение, умозаключение, отрицание, косвенное доказательство. Соотношение идеализма и реализма в философии , Тренделенбург А.. Вниманию читателей предлагается один из главных трудов известного немецкого философа и логика А. Тренделенбурга (1802-1872), в котором излагается его философская система, ценная…

Одним из главных законов диалектики считается закон отрицания отрицания. Он характеризует направление развития, единство прогресса и непрерывность в развитии. Он также подразумевает появление нового и относительное повторение отдельных элементов старого.

История

Формулировка закона отрицания отрицания в философии принадлежит Г. Гегелю. Однако стоит отметить, что о диалектическом характере отрицания, роли непрерывности в развитии и нелинейном характере направления развития было сказано до него — эти понятия были установлены в диалектике немного ранее.

Основоположник закона двойного отрицания

Итак, в диалектической системе Гегеля развитие представляет собой появление логического противоречия. В этом смысле для него характерно рождение внутреннего отрицания предыдущего этапа, за которым следует отрицание этого отрицания — так писал Гегель в одной из своих работ, посвященных закону двойного отрицания.

В той мере, в какой отрицание предыдущего отрицания происходит путем снятия (этот термин Гегель использует в своей философии для обозначения момента развития, который объединяет в себе отрицание, сохранение и утверждение), оно в определенном смысле всегда похоже на восстановление того, что было отрицательно, то есть подразумевает возвращение к прошлому этапу развития.

Особенности действия закона об отрицании

Однако это не просто возвращение к изначальной точке, а новое, более высокое и богатое понятие, чем предыдущее, поскольку его также обогащает отрицание или его противоположность. В нем помимо старого понятия также содержится и исходная точка, объединенная и с ее противоположностью. Таким образом, закон отрицания отрицания можно назвать универсальной формой расщепления единого целого и перехода противоположностей друг к другу. Другими словами, это универсальное проявления закона единства и борьбы противоположностей. Гегель преувеличивал значение триады как оперативной формы закона отрицания отрицания и пытался объединить под ним все предпосылки перемен и развития.

В определении материалистической диалектики этот закон считается законом природного, общественного и мысленного развития. С помощью закона единства и борьбы противоположностей раскрывается источник развития. Изменения в механизме развития объясняются законом перехода количественных изменений в качественные. А направление, форма и конечный результат развития определяются через закон отрицания отрицания.

Рассмотрим закон подробнее

Раскрыть содержание этого закона помогает концепция диалектического отрицания. В случае, когда старое не поддается отрицанию, рождение и созревание чего-то нового и таким образом процесс развития становятся невозможными. В соответствии с законом, развитие имеет циклический характер. При этом каждый из циклов состоит из трех этапов: исходного состояния объекта, его трансформации в противоположную сторону (то есть его отрицания) и трансформации против своей собственной противоположности.

Философы, которые мыслят в метафизических терминах, видят отрицание как процесс отбрасывания, абсолютного уничтожения старого (например, понятие пролетарской культурной и образовательной организации и идеи некоторых теоретиков Китая о разрушении прошлой и создания новой, пролетарской культуры).

Как видели закон политики и философы

В. И. Ленин ссылался на такое отрицание как на отрицание «голое» и «бесцельное». По его мнению, развитие возможно не только при отсекании существования старого: из него нужно брать все положительные и жизнеспособные элементы. Это «непрерывность в прерывистом» или последовательность в развитии.

Закон двойного отрицания характеризует это как «повторение на более высокой ступени определенных черт низшей ступени и кажущееся возвращение старого».

Блестящим примером анализа такого диалектического отрицания можно считать 24-ю главу первого тома «Капитала» Маркса, в которой он занимается исследованием движения собственности в контексте докапиталистических и социалистических форм.

Как этот закон работает в контексте истории?

С точки зрения диалектического отрицания переход к социализму из отношений частной собственности, заменившей первобытно-общинную собственность, означал больше, чем «кажущееся возвращение к старому», то есть повторение некоторых существенных элементов старого на другом, значительно более развитом фундаменте. Он также означал переход к новому циклу с существенно разными внутренними противоречиями и законами движения.

Последовательность циклов, составляющих цепочку развития, может быть представлена ​​как спираль. Развитие, которое словно повторяется, этапы, которые уже были пройдены. Мы словно повторяем их, но по-другому, на более высоком уровне, развитие происходит, если можно так выразиться, вверх, а не просто по прямой.

В таком представлении каждый цикл имеет один оборот, один поворот по спирали развития, а сама спираль — цепь циклов. Хотя спираль — это всего лишь изображение, представляющее связь между двумя или более пунктами в процессе развития, она фиксирует общее направление развития, которое происходит в соответствии с законом отрицания отрицания.

Возвращение к тому, что уже прошло, не является полным возвратом: развитие не повторяет уже пройденные пути, но ищет новые, которые соответствуют измененным внешним и внутренним условиям. Чем сложнее процесс развития, тем более относительным является повторение определенных свойств или характеристик, встречающихся на предыдущих этапах. Спираль характеризует не только форму, но и темп развития. С каждым новым поворотом или заворотом спирали позади остается еще более значительный путь. Таким образом, можно сказать, что процесс развития связан с ускорением темпа и постоянным изменением внутреннего временного масштаба развивающейся системы. Эта закономерность встречается в развитии научных знаний, а также в развитии общества и природы.

Кратко о законе отрицания отрицания

Сформулируем теперь определение отрицания. Отрицание — это процесс, который, сохраняя сущность существующего, отменяет форму и существование того, что было. Сформулировав это абстрактное определение отрицания, мы должны углубить наше понимание, изучив конкретные или практические примеры. Философия — наука сложная. Третий закон диалектики, который подразумевает отрицание отрицания, выражает понятие развития.

Вместо замкнутого круга, где процессы постоянно повторяются, этот закон указывает на то, что движение через последовательные противоречия фактически приводит к развитию, от простого к сложному, от низшего к высшему. Процессы не идентичны, несмотря на то что создается впечатление, словно они одинаковы. Отрицание отрицания вовсе не предполагает возврата к первоначальной идее, а скорее, имеет в виду повторение ранних форм на качественно более высоком уровне.

Отрицание в природе

Природа дает множество примеров закона отрицания отрицания и того, как он действует. Энгельс представляет зерно ячменя как классический пример того, как работает закон в сельском хозяйстве. Когда зерно ячменя высаживается при правильных условиях, оно прорастает и превращается в растение. Прорастание — это процесс отрицания. Зерно уже исчезло.

Вместо него появились корни, стебель и листва. Но суть зерна и его генов сохраняется: гены придают растению свою уникальность и отличают его от других растений. Когда растение созревает, происходит второе отрицание. С созреванием ячменя растение высыхает и отмирает. У нас больше нет растения, вместо этого появилось много новых зерен ячменя, суть которых сохранилась в новых зернах.

Отрицание в политическом устройстве

По аналогии мы можем рассматривать социализм как растение, порождающее коммунизм.

Государство отмирает, как листва и корни растения ячменя. Одно зерно привело к порождению множества зерен. Здесь также следует упомянуть форму спирального развития, о которой говорил Ленин. Выращивание зерновых культур является циклическим процессом, который не возвращается к исходной точке, а выходит на более высокий уровень.

Безусловно, на примере зерна сложно раскрыть всю суть этого важнейшего закона диалектики. Фактически по мере того, как объем наших знаний о природе увеличивается, возникают и дальнейшие примеры развития закона отрицания отрицания.

Отрицание в экономике

Схема капитала Маркса деньги-товар-деньги является еще одним примером закона отрицания отрицания. Капиталист вкладывает деньги в покупку сырья и выплачивает зарплату своим работникам за производство товаров. Его денег больше нет. Они используются в производственном процессе, т. е. отрицаются. Но они не потеряны, поскольку у капиталиста есть плоды труда, которыми он владеет. Когда он продает эти товары, происходит второе отрицание. Он, в соответствии с законом отрицания, отрицает эти товары в реализации дополнительных денег. Происходит не просто возврат его первоначальных затрат, капиталист также повышает денежный доход. Таким образом, прибыль извлекается из экспроприированной прибавочной стоимости, производимой рабочими.

Когда работник берет на себя часть своего пакета платежей на сберегательном счете, происходит аналогичный процесс отрицания. При внесении денег в банк работник отрицает право собственности на эти деньги. В то время как деньги больше не существуют для рабочего, сущность собственности, то есть покупательная способность, сохраняется как кредитная запись в банковской книге банкира.

Если вместо этого рабочий потратил свои деньги в магазине, владение этими деньгами также прекратилось для рабочего. Но в этом случае сущность или покупательная способность больше не сохраняются. Таким образом, в этом случае деньги больше не отрицаются. Они полностью ушли или исчезли из владения рабочего.

Для рабочего со сберегательным счетом второе отрицание происходит, когда депозит изымается. Собственность банка на деньги отрицается, а рабочий отрицает первоначальное отрицание. То, что получает рабочий, — это не оригинальные деньги, а новые деньги — депозит плюс проценты.

Вывод

Эффект рассмотренного закона раскрывается в полной мере только в интегральном, относительно полном процессе посредством цепочки взаимосвязанных переходов, когда имеется возможность указать на конечный результат какого-либо процесса. На каждом конкретном этапе закон трех отрицаний обычно раскрывается только как тенденция.

строго говоря, О. это действие, результатом которого является небытие сущего. В этом смысле О. выступает как момент прехождения. У Гегеля и в диалектическом материализме понимание О. осложнено моментами, вытекающими из концепции отрицания отрицания как механизма развития. - Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск. 1973. С. 376378

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОТРИЦАНИЕ (ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ)

а) объективный процесс качественного обновления развивающегося объекта, б) перестройка субъектом объекта, придание объекту принципиально новых свойств с сохранением некоторых его прежних полезных параметров. Диалектическая философия высоко ценит "отрицание-со-снятием", в ходе которого уничтожается уже отжившее, но сохраняется и развивается все жизнеспособное ("положительное"). Диалектика рекомендует избегать двух методологических крайностей нигилизма и континуитета: а) понимания О. лишь как тотального разрешения без сохранения преемственности с предшествующим состоянием, б) абсолютизации момента преемственности в инновационных процессах.

Выделяют следующие типы О.: внешние и внутренние (самоотрицание); деструктивные и конструктивные; прогрессивные, регрессивные и "одноплоскостные" (нейтральные). По степени глубины различают: а) О. как трансформацию объекта при сохранении его прежней целостности, б) О. как снятие прежней целостности в новом качестве, в) О. как отрицание отрицания, синтез двух предшествующих отрицаний-снятий по формуле "тезис - антитезис - синтез". Закон отрицания отрицания (двойного О.) имеет интегральный характер, аккумулирует в своем действии содержательные моменты прогрессивного развития. Наиболее общий признак действия этого закона - повторение на высшей стадии характерных черт исходной, низшей ступени развития. Подчас этот закон наглядно изображают в форме спирали, а движение вверх по ступеням спирали разъясняют в духе гегелевской идеи о триаде. Каждый цикл - виток в развитии, а сама спираль - цепь циклов; цепь уничтожения старого и возникновения нового, согласно диалектическому материализму, не имеет ни начала, ни конца. Закон двойного О., впервые сформулированный Гегелем, признавался многими эволюционистами, в т. ч. большинством марксистов; в советской философии с 60-х гг. шла дискуссия о том, является ли этот закон всеобщим и выражается ли он идеей спирали и триады. Антиэволюционисты ограничивают действие этого закона сферой человеческого мышления.

Внутреннее отрицание входит в состав простого высказывания. Различают отрицание в составе связки (отрицательная связка) и терминное.

Отрицание в составе связки выражается с помощью частицы «не», стоящей перед глаголом-связкой (если он имеется) или перед смысловым глаголом. Оно служит для выражения суждений об отсутствии каких-то отношений («Иван не знает Петра») или для образования отрицательной предицирующей связки в составе категорических атрибутивных суждений.

Терммнное отрицание используется для образования негативных терминов. Оно выражается через приставку «не» или близкие ей по смыслу («Все неспелые яблоки - зеленые»). Если сопоставить термину множество предметов, которые он обозначает, то отрицательному термину будет соответствовать дополнение к отрицаемому термину на некотором универсуме рассмотрения. Таким образом, с терминным отрицанием ассоциирована операция взятия дополнения. Последнее можно распространить и на другие виды отрицания, если соотнести с произвольным высказыванием множество ситуаций (возможных миров и т. п.), в которых оно истинно.

2. В искусственных языках логики символической отрицанием называется особая унарная пропозициональная связка, используемая для образования из одной формулы другой, более сложной. Для обозначений отрицания обычно используются символы «~». В) -> (1 В -» 1 А); (2) «введение двойного О.»: А -> N А; (3) «снятие двойного О.»: А -> А; (4) «из противоречия следует все что угодно»: (А & 1 А) -> В. Минимальное отрицание удовлетворяет свойствам (1) и (2), а интуиционистское - свойствам (1), (2), (4) (см. Интуиционстская логика). Минимальное отрицание, удовлетворяющее свойству (3), называется отрицанием де Моргана. Наконец, отрицание де Моргана, обладающее свойством (4), называют отрицанием Буля (при условии принятия аксиомы дистрибутивности для конъюнкции и дизъюнкции).

О других свойствах отрицания см. Паранепротиворечивая логика, Многозначная логика. Кроме того, отрицание используется в языках программирования для образования отрицательных выражений, напр., в языках логического программирования имеется т. н. «отрицание как неудача».

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОТРИЦАНИЕ. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ

К числу основных законов материалистической диалектики относится и закон отрицания отрицания. Что выражает этот закон, в чем его сущность? В самом общем виде ответ на данный вопрос можно сформулировать следующим образом: закон отрицания отрицания выражает те существенные, необходимые связи и отношения между прошлым и настоящим, настоящим и будущим, которые возникают и существуют в процессе развития предметов и явлений объективного мира. Сюда относятся также связи и отношения, возникающие и существующие между стадиями, периодами или этапами изменения и развития самого предмета или явления и т. д. Другими словами, действие этого закона можно обнаружить в любых без исключения образованиях материального мира, в том числе и в социальных процессах, в мышлении человека. Ф. Энгельс характеризовал поэтому отрицание отрицания как весьма общий, широко действующий и важный закон развития природы, истории и мышления.

Для того чтобы раскрыть содержание закона отрицания отрицания, а значит, и правильно понять его специфику по сравнению с другими законами диалектики, необходимо вначале рассмотреть основные понятия, с помощью которых он формулируется и раскрывается.

СУЩНОСТЬ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОТРИЦАНИЯ

Такими основными понятиями являются "отрицание", "отрицание отрицания" или, что то же самое, "двойное отрицание", "снятие", "преемственность".

"Отрицание", как философское понятие, отражает сложный характер взаимосвязей и отношений, возникающих и существующих в процессе изменения и развития предметов и явлений действительности, а также в самом процессе познания человеком объективного мира. Основным содержанием отрицания, с точки зрения материалистической диалектики, являются два взаимосвязанных и взаимообусловленных момента - уничтожение, отмирание старого, отжившего и не отвечающего изменившимся условиям, и в то же время сохранение нового, положительного, соответствующего изменившимся условиям. В любом изменении явлений и предметов действительности, а также в познании оба эти момента обязательно имеют место - либо открыто, явно, что может быть констатировано с достаточной определенностью, либо неявно, скрыто, в связи с чем порой требуются весьма большие усилия, чтобы выяснить и наличие, и характер процесса отрицания. Наиболее распространенным способом действия отрицания является именно скрытый, неявный способ.

Процесс отрицания всегда происходит при соответствующих условиях, а его характер зависит от природы явлений, в которых он осуществляется. Поэтому в одном случае можно свободно указать на пример, наглядно свидетельствующий не только о факте отрицания, но и характере его протекания. В другом случае лишь при условии длительного периода времени и тщательном анализе можно констатировать наличие отрицания и характер его протекания.

Наглядными примерами этому могут служить такие факты, как переход от одной научной теории к другой (в области развития познания), смена одних общественно-экономических формаций другими, смена периодов или стадий в онтогенезе живого организма, взаимопревращение химических элементов и т. д.

В. И. Ленин в работе "Три источника и три составных части марксизма" со всей убедительностью показал, что учение Маркса возникло не в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации, - оно является преемником всего лучшего, что было достигнуто передовой мыслью человечества в лице немецкой классической философии, английской политической экономии и французского утопического социализма. Другими словами, марксизмом было воспринято и критически переработано все положительное в названных учениях и вместе с тем отвергнуто, отброшено все то, что не могло служить условием дальнейшего духовного прогресса в обществе, и прежде всего духовного развития рабочего класса - решающей силы в создании нового, коммунистического общества.

Если речь идет об общественно-экономических формациях, то следует подчеркнуть, что каждая последующая формация может возникнуть и развиваться лишь при условии диалектического отрицания предшествующей, т. е. при условии максимального сохранения созданных последней материальных и духовных ценностей и одновременной ликвидации порожденных ею социальных порядков, политических, правовых, нравственных и т. п. отношений.

"Ни в одной области, - подчеркивал Маркс, - не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования" 1.

Весьма отчетливо выражается процесс диалектического отрицания в развитии естественнонаучных теорий. Это видно, в частности, на примере соотношения евклидовой геометрии (геометрия плоского пространства) и геометрии неевклидовой, созданной в XIX в. Лобачевским и Риманом (геометрия сферического, объемного пространства). Неевклидова геометрия, отрицающая ряд постулатов, на которых покоится геометрия Евклида, тем самым отрицает и последнюю. Но это отрицание не означало полного отбрасывания или ликвидации евклидовой геометрии. Суть отрицания здесь заключалась в том, что были указаны более точные (и поэтому ограниченные) рамки истинности геометрии плоского пространства.

"Скрытый" характер отрицания имеет, например, процесс взаимопревращения химических элементов с периодом полураспада порядка нескольких сотен или тысяч лет.

Что является основой отрицания, его движущей причиной? Такой основой и причиной отрицания служит возникновение, развитие и разрешение противоречий, свойственных каждому предмету, явлению объективной реальности. Именно момент разрешения противоречия является и моментом самого отрицания. Но поскольку всякое разрешение противоречий сопровождается ликвидацией одной противоположной стороны и преобразованием другой или преобразованием обеих противоположных сторон, то отсюда следует, что для диалектики имеет значение не любое отрицание, а только такое, которое служит условием дальнейшего развития. В. И. Ленин подчеркивал, что "не голое отрицание, не зряшное отрицание, не скептическое отрицание, колебание, сомнение характерно и существенно в диалектике..., а отрицание как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного..." 2.

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, стр. 297.

2 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 207.



КРИТИКА МЕТАФИЗИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ОТРИЦАНИЯ

Прямо противоположным диалектическому пониманию отрицания является метафизическое понимание его. Как уже говорилось, для метафизики, как философского метода, характерно признание абсолютных (неизменных) граней между предметами и явлениями, их свойствами и отношениями, рассуждение по принципу "илиили". Поэтому в рамках метафизического понимания отрицанием является то, что выполняет лишь разрушительную функцию и не несет в себе каких-либо положительных моментов. Это означает, что любое отрицание, где бы оно ни происходило и какой бы характер ни имело, всегда представляет собою полное, абсолютное уничтожение того, что существует или существовало. Сменяется ли одна историческая эпоха и ей на смену приходит другая, происходит ли смена одних научных теорий другими или в результате каких-либо причин гибнет цивилизация или растение, уничтожается космический объект и т. д. - для метафизики все это имеет строго однозначный характер.

Нужно сказать, что такой взгляд на отрицание имеет свою гносеологическую основу. Она заключается в представлении, согласно которому предметы и явления действительности не имеют каких-либо внутренних противоречий; причины же их изменения сводятся к действию только внешних факторов. Для метафизики, писал Энгельс, "предмет не может быть самим собою и в то же время чем-нибудь другим, положительное и отрицательное абсолютно исключают друг друга".

Хотя на первый взгляд этот способ мышления кажется убедительным, поскольку он присущ так называемому здравому смыслу, в научных исследованиях, особенно в случаях глубокой оценки социальных явлений, он оказывается неприменимым. Одним из наглядных подтверждений этому служит метафизическое понимание сущности отрицания.

ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ

Каждый момент (стадия) развития, представляющий собой отрицание, не является ни абсолютно первым, ни абсолютно последним. Следовательно, за каждым первым отрицанием неизбежно следует второе, за вторым - третье и т. д. Такой вывод неизбежно вытекает, во-первых, из признания факта бесконечности движения как способа существования материального мира, во-вторых, из доказательства того, что противоречия, являющиеся основой каждого отрицания, не примиряются, а разрешаются. Поэтому отрицание не имеет и не может иметь вида какого-нибудь одноактного действия, оно всегда имеет характер сложного процесса, где движение вперед, от низшего к высшему, нередко сменяется движением вспять или простым повторением пройденных ступеней, цикличностью, т. е. когда в начале и конце своего изменения какой-нибудь предмет, явление остается в принципе тождественным самому себе1.

1 Например, при постоянных колебаниях температуры от - 0 до +100 и выше происходит цикл взаимопревращений лед -> вода -> пар -> вода -> лед -> вода -> пар и т. д. вода + пар и т. д. При атом совершается возврат к первоначальному агрегатному состоянию.

Впрочем, в объективной реальности преобладающими являются изменения циклического характера, в результате чего в природе совершается всеобщий круговорот веществ. Вместе с тем, необходимо учитывать, что цикличность изменений, их повторяемость зависит от природы явления или предмета и условий, в которых эти изменения происходят. Они различаются как по объему, глубине, так и по времени протекания. Поэтому не всегда и не во всех случаях мы можем с достаточной полнотой и точностью констатировать границы и масштабы происходящих в самой действительности циклических изменений.

Однако, в "чистом" виде эти изменения не происходят; они находятся в той или иной связи, в том или ином отношении с изменениями поступательного характера. Можно сказать, что цикличность и поступательность представляют собой две взаимообусловленные противоположности, присущие движению как способу существования материи. Поэтому неправомерно полагать, будто какие-либо конкретные процессы можно рассматривать только как поступательные или только как циклические.

В неорганической природе (в частности в явлениях, изучаемых физикой или химией) циклические изменения имеют настолько преобладающее значение, что они нередко служат аргументом в пользу утверждения о нецелесообразности применения закона отрицания отрицания, например, к миру элементарных частиц. Взаимодействие этих частиц обнаруживается в их взаимопревращаемости: любая элементарная частица, взаимодействуя с любой другой (или другими) превращается в другую (или другие) частицу. На первый взгляд в этих циклах взаимопревращений, кажется, нет движения по восходящей линии, все совершается в итоге как бы по замкнутому кругу. Но это возможно лишь в абсолютном вакууме, который, кстати, существует лишь в идеальной форме. На самом же деле все обстоит иначе: элементарные частицы, взаимопревращаясь, оказывают определенное влияние на материальное образование, составными частями которых они являются. Другое дело, что это влияние мы пока не можем проследить с необходимой полнотой.

Современная биохимия довольно подробно раскрыла тот факт, что жизнедеятельность всех органических веществ основана на большом ряде различных химических реакций, общих и для простейших и для самых сложных организмов. Последовательность одних и тех же реакций тождественна во всех деталях, их конечный эффект или балансовый уровень остается сходным как у бактерий, так и у высших организмов. Поэтому на всех ступенях эволюционной лестницы живой природы обнаруживается много одних и тех же (важнейших для жизнедеятельности организмов) химических соединений. Так, аденазинтрифосфорная кислота (АТФ), являющаяся универсальным звеном клеточной энергетики, обнаруживается у всех организмах без исключения.

Это означает, что в рамках биологических явлений химические (а также и физические) процессы имеют циклический характер, их движение совершается в этих пределах как бы по кругу, с возвратом к исходному состоянию. Но именно благодаря этому осуществляется нормальное функционирование живых организмов, их эволюция и в конечном итоге - прогрессирующее развитие.

Или такой пример. Все многоклеточные организмы на протяжении своей индивидуальной жизни как бы претерпевают неоднократное обновление: в каждом из них происходит непрерывный процесс деструкции (разрушения) и образования клеток. Другими словами, каждая клетка, за исключением нервной, функционирует лишь определенное время, затем она разрушается, а ее место занимает вновь образованная клетка. По отношению к живому организму как целому происходящий в нем процесс новообразования клеток имеет характер повторяющихся циклов. Благодаря этому осуществляется нормальное функционирование и развитие живого организма.

В то же время, если отдельный организм (особь) рассматривать в рамках популяции, то его рождение, развитие и отмирание выступает как момент повторяющихся процессов, происходящих внутри популяции и обеспечивающих ее функционирование и развитие как биологического явления.

Естественно, что не только в живой природе, но и в неживой, а также и в жизни общества развитие всех явлений и предметов имеет аналогичный характер. При этом следует иметь в виду, что сам характер развития в различных областях объективного мира имеет свою особенность, которая может быть настолько своеобразна, что на первый взгляд создается впечатление об отсутствии у них тождества, сходства.

Таким образом, сложность и противоречивость движения, выражающиеся во взаимосвязи цикличности и поступательности, обусловливают факты определенного повторения отдельных пройденных ступеней в развитии, возврата якобы к старому. В каждом конкретном явлении имеется определенное повторение прошлого, характеризуемое как отрицание отрицания. Но в этом повторении нет полного воспроизведения прошлого, так как и само явление и условия, в которых оно существует, претерпели существенные изменения. В силу этого самое повторение происходит на иной, более высокой основе, а процесс развития, по образному выражению В. И. Ленина, идет не по прямой линии, а по восходящей кривой линии, имеющей вид спирали.

Может возникнуть вопрос: как часто происходит повторение пройденных ступеней? Ответ может быть один: это зависит от природы самого явления и от условий его функционирования. В развитии одних явлений повторяемость можно установить через однодва отрицания (например, зерно - растение - зерно; металлы - металлоиды - металлы), в развитии других - через четыре-восемь моментов отрицания (зерно - корневая система - стебель - колос зерно), в развитии третьих - повторяемость может иметь весьма приблизительный характер (например, геологическое развитие).

Все это указывает на то, что нельзя действие закона отрицания отрицания представлять схематизированно, т. е. в виде строго очерченных ступеней, во всех процессах, сменяющих друг друга с одинаковой последовательностью и в какой-либо неизменной форме.

Весьма специфично действие рассматриваемого закона в общественной жизни.

СПЕЦИФИКА ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНА ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

В общем виде особенность действия законов материалистической диалектики в социальной форме движения материи обусловлена наличием двух факторов - объективного (совокупность изменений, которые происходят вне и независимо от воли и желания людей) и субъективного (деятельность людей, классов, партий, различных объединений и т. д., направленная на достижение определенных целей). Именно через взаимодействие этих факторов пробивают себе дорогу объективные законы диалектики.

В условиях развития антагонистических формаций процесс отрицания отрицания выражается в конечном итоге в столкновении и борьбе основных классов - эксплуататоров и эксплуатируемых. Любой эксплуататорский - экономически и политически господствующий - класс все свои усилия сознательно направляет на сохранение условий, отвечающих его коренным интересам. Эти усилия и действия в итоге противоречат объективному ходу истории. Напротив, угнетенные классы ведут борьбу с эксплуататорами за ликвидацию этих условий и создание других условий, обеспечивающих их свободное существование и развитие. Действия угнетенных классов в данном случае отвечают требованиям поступательного движения в истории.

В результате борьбы классов происходит отрицание, итогом которого является возникновение новой формации. Переход к новой формации не означает полного, абсолютного отрицания предшествующей: все положительное, достигнутое в материальной и духовной областях деятельности людей, сохраняется и используется для дальнейшего развития истории.

Каждая антагонистическая формация в своем развитии претерпевает ряд последовательных отрицаний, которые приводят ее к самоотрицанию. Такое состояние наступает, когда возможности прогресса общества в рамках данной формации исчерпаны.

Качественно иным является отрицание в условиях социализма (и тем более коммунизма) прежде всего потому, что здесь нет классов, чьи коренные интересы были бы полярно противоположны, следовательно, нет класса, жизненно заинтересованного в сохранении определенных общественных условий в ущерб другому (или другим) классу. Более того, сами классы в силу объективных причин, развиваясь, в итоге перестают быть классами как большими социальными группами людей.

В нашей стране, как было отмечено в решениях XXIV съезда КПСС, "в процессе коммунистического строительства, в условиях развертывания научно-технической революции, глубоких сдвигов в экономике и характере труда происходят важные социальные изменения. Повышается профессиональная подготовка и мастерство рабочих и крестьян, их образованность и культура; постепенно сближаются условия труда и быта в городе и деревне; увеличивается численность интеллигенции, особенно научно-технической" 1. Благодаря этому создается все больше объективных предпосылок для образования бесклассового, социально-однородного общества.

1 "Материалы XXIV съезда КПСС", стр. 203.

Это значит, что на смену одним основным противоречиям, определяющим развитие общества, "пришли" другие, имеющие принципиальное различие. Объективная тенденция к укреплению единства социалистического общества основана на базе экономических, производственных отношений, важнейшим признаком которых является общественная собственность на орудия и средства производства.

Благодаря этому в условиях социализма и коммунизма основные элементы производительных сил - орудия и средства труда ("вещный элемент") и люди, приводящие их в действие ("личностный элемент") - соединены между собой непосредственно. Это значит, что в самих материальных (экономических) отношениях социализма и коммунизма нет тех причин, которые в конечном итоге ведут к разделению общества на противоположные, враждующие классы.

В условиях же классового общества, например, капитализма, это соединение элементов производительных сил осуществляется через частного собственника, т. е. опосредованно: именно его, собственника (а не самих производителей материальных благ) заинтересованность определяет то или иное направление развития материального, а значит, и духовного производства в обществе. Такое положение неизбежно порождает условия для поляризации классов, углубления и развития противоречий между ними.

Поэтому, если в антагонистических формациях главными, определяющими противоречиями были противоречия между эксплуататорами и эксплуатируемыми, то для социализма и коммунизма, как единой формации, таким противоречием является противоречие между объективными требованиями и условиями развития общества и уровнем планомерно организованной деятельности людей в материальной и духовной областях. Это такое противоречие, которое по своей природе не стремится к состоянию антагонизма, оно, следовательно, не порождает потенциального предела развития самой формации. Возникающие в развитии нашего общества трудности (как проявление этих противоречий) преодолеваются и разрешаются под контролем, организованными усилиями и в интересах всего общества, а не отдельных социальных групп или классов.

Об этом наглядно свидетельствуют, например, решения XXIV съезда КПСС. В директивах съезда по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971 - 1975 гг. определены важнейшие социально-экономические задачи, решение которых создаст еще более благоприятные условия для утверждения коммунистического общества, дальнейшего общественного прогресса. Характер этих задач, их содержание отражают интересы не одного какого-либо, а всех классов и социальных групп советского общества.

Это означает также и то, что процесс возникновения, развития и разрешения социальных противоречий, совершающийся в коммунистической общественно-экономической формации, не создает почву для образования тех сил и тенденций, действие которых в итоге приводит к полному самоотрицанию данной организации общества, как это было в прежних формациях.

Ф. Энгельс охарактеризовал историю общества, разделенного на угнетенных и угнетателей, как предысторию человечества. Действительная, подлинно человеческая история начинается после уничтожения всех форм эксплуатации человека человеком, когда человек становится господином созданных им общественных отношений и, тем самым, создает все необходимые предпосылки для всестороннего развития каждого члена общества.

С этого времени сама история общества, ее характер и тенденция, направление развития приобретают качественную особенность. Для анализа, оценки, осмысления ее перспектив не могут быть применимы в неизменном виде понятия и представления, выработанные на основе изучения прежней истории. В определенной степени можно провести такую аналогию: как при изучении явлений микромира оказываются неэффективными принципы и подходы, выработанные классической физикой, так и при изучении процессов и явлений, относящихся к собственно коммунистической формации, неправомерно механически пользоваться понятиями и представлениями, образованными в ходе изучения классово-антагонистических формаций.

В прежних формациях на все социальные противоречия - как при возникновении, так и при их развитии и разрешении - в конечном итоге то или иное влияние оказывали противоречия, существовавшие или существующие между основными антагонистическими классами. Со сменой одной антагонистической формации другой, аналогичной, характер общественного развития в принципе не изменяется. Возникновение и разрешение противоречий и, следовательно, действие закона отрицания отрицания было идентичным, а переход от одной стадии общественного развития к другой, от старого к новому выступает как смена одного социально-экономического строя другим.

При рассмотрении же развития общества, перешедшего в стадию коммунистической формации, мы неизбежно должны отказаться от подобного представления. Уже самое понятие "общественно-экономическая формация", главным признаком которого является характер господствующих экономических отношений, с точки зрения будущего развития общества приобретает качественно иное содержание. Стадиями, ступенями общественного прогресса будет выступать не смена одной формации другой, а совершенно иные качественные характеристики общества, связанные с совершенствованием, с одной стороны, общественных институтов и, с другой, - человека как личности. Такова тенденция развития человеческой истории.

Таким образом, говоря о действии закона отрицания отрицания в условиях социализма и коммунизма, необходимо учитывать качественную особенность их организации и развития в отличие от всех предшествующих общественно-экономических формаций.

Данный закон в литературе формулируется и как закон диалектического синтеза, либо называется также законом диалектических отрицаний (что, впрочем, не совсем корректно). Как и два предыдущих закона диалектики он характеризует развитие, но имеет свой аспект в выявлении закономерностей развития. Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос, какова направленность развития, раскрывает характер этой направленности.

В философии Гегеля диалектика выступает методом саморазвития, самопознания Абсолютной идеи (мирового разума), и сформулированный Гегелем закон отрицания отрицания действует, прежде всего, в сфере мышления (в бытии лишь постольку, поскольку философ исходит из тезиса о тождестве мышления и бытия). Разум начинает диалектическое движение с некоторого исходного положения, которое философ называл тезисом. Впоследствии этот тезис подвергается диалектическому отрицанию, превращаясь в свою противоположность – антитезис. Отрицание тезиса не следует понимать как его простое отбрасывание. Антитезис, отрицая, критически преодолевая то, что есть в исходном тезисе, удерживает, сохраняет в своем содержании все разумное, ценное из него. Выдвижением антитезиса (то есть отрицанием тезиса) процесс развития, самопознания Абсолютной идеи не заканчивается, он идет дальше, и со временем наступает новое отрицание или отрицание отрицания. Этот третий этап в развитии мысли Гегель называл синтезом. Разум, по представлениям Гегеля, обогатившись всем ценным, что имелось на предыдущих этапах его развития, как бы возвращается к исходному положению. Но это не простое возвращение, не замкнутый «круг», а скорее «спираль»: итог включает в себя то новое, что было достигнуто на второй стадии (антитезис), что отсутствовало в исходном пункте развития (тезис).

В триаде Гегеля (тезис – антитезис – синтез) получил идеализированное, мистифицированное выражение действительный процесс мышления и познания. Каждый из нас десятки раз был свидетелем того, как спорят люди, заинтересованные в достижении истинного знания о каком-либо предмете. Один человек предлагает исходное положение, гипотезу. Другой критикует, выдвигает свои доводы, догадки. В конце концов, возражая друг другу и вместе с тем стремясь выявить все ценное, что содержится во взглядах и доводах собеседника, участники диалога могут прийти к общему выводу, содержащему новое знание.

В познании диалектическое отрицание проявляет себя как конструктивная критика. Не отрицание ради самого отрицания, не «зряшное», бесплодное отрицание, а отрицание, содержащее в себе позитивную установку на ростки нового, лежит в основе конструктивной критики. Такая критика, является необходимой, полезной, плодотворной для развития познания. В этом отличие её от деструктивной критики, имеющей целью тотальное отрицание, неприятие любой точки зрения, отличной от той, которой придерживается сам критикующий.

Для философии важно понимание законов развития не только мышления, познания, но и самой природной и социальной действительности. В материалистической диалектике закон отрицания отрицания, его основные категории наполняются бытийственным содержанием, рассматриваются как отражение реального процесса развития объективного мира.

Диалектическое отрицание. В мире все имеет свое начало и конец, на смену старому приходит новое, которое также устаревает и уступает место вновь нарождающемуся. Сменяются поколения людей, формы общественной жизни, происходит смена фаз, периодов, этапов в бытии того или иного предмета. Не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования. Скажем, эмбриональное существование человеческого детеныша сменяется младенчеством, которое в свою очередь уступит место детству, оно затем будет вытеснено подростковым возрастом, перейдет в юность, позже наступит взрослое состояние, в свою очередь проходящее через ряд фаз. Каждая новая фаза «отрицает» предыдущую.

По характеру действия в объективной действительности (как и в познании) различают два типа отрицаний : деструктивные и конструктивные. Деструктивное отрицание разрушает систему, ведет к ее распаду, ликвидации; здесь имеет место прекращение всякого развития, конец существования системы, ее уничтожение. При деструктивном типе отрицания большую, а часто и решающую роль играют внешние по отношению к материальной системе факторы. Конструктивное отрицание , наоборот, детерминируется главным образом внутренними факторами, внутренним противоречием. В диалектике, писал Ф.Энгельс, отрицать – не значит сказать «нет», или объявить вещь не существующей, или разрушить ее любым способом. Диалектика имеет дело с конструктивным отрицанием, то есть отрицанием, которое являются условием и моментом развития. Это находит отражение в определении диалектического отрицания.

Диалектическое отрицание – это закономерный процесс смены старого качества новым на основе разрешения свойственных предмету, явлению внутренних противоречий, при котором старое качество не уничтожается, а «снимается» новым качеством. Новое качество содержит в себе всё значимое, перспективное, жизненное из старого.

Таким образом, диалектическое отрицание, во-первых, выступает результатом не внешнего вмешательства в природу объекта, а итогом разрешения внутренних противоречий и потому выступает как самоотрицание, и, во-вторых, диалектическое отрицание – это не уничтожение старого новым, а его снятие , обеспечивающее связь, преемственность между ними. Примером диалектического (конструктивного) отрицания-снятия может служить прорастание брошенного в землю зерна, а деструктивного – размол зерна на мельнице, превращение его в муку.

Снятие – одна из центральных категорий диалектики Гегеля. Снятие, по Гегелю, это появление нового качества путем отрицания предыдущего, результат борьбы противоположностей. Снятие имеет «… двоякий смысл: оно означает сберечь, с о х р а н и т ь и вместе с тем прекратить, п о л о ж и т ь к о н е ц» (Гегель). Заключая в себе момент разрушения, деструкции, преодоления, изживания старого, снятие не сводится к нему; снятие предполагает кумуляцию, частичное сохранение старого, его трансляцию в новое, утверждает связь, преемственность в развитии.

Развитие характеризуется не разрывом нового со старым, а преемственностью. Удержание в новом всего положительного, жизнеспособного из старого и есть преемственность. В социальном развитии преемственность проявляется, в частности, через связь прошлого, настоящего и будущего, через традицию. Прошлое (старое) участвует в созидании настоящего и будущего (нового), образуя живую связь времен в виде традиций. Традиция представляет собой определенный тип отношений между последовательными стадиями развивающегося объекта, в том числе и культуры, когда «старое» переходит в новое и продуктивно «работает» в нем, способствуя его прогрессивному развитию. Бережное отношение к прошлому, традициям есть показатель меры культуры. Но «бережное» не означает «минералогическое», только охранительно-консервативное отношение, традиция должна дополняться новаторством и только при их разумном сочетании возможно прогрессивное развитии общества.

Закон отрицания отрицания . Развитие можно представить как цепь диалектических отрицаний. В ходе любого развития каждая ступень развития объекта, будучи отрицанием предыдущей, сама отрицается последующей. Но есть относительно замкнутый цикл развития, связанный с двойным диалектическим отрицанием-снятием. Он обусловлен тем, что развитие осуществляется на основе закона единства и борьбы противоположностей.

Первое отрицание представляет собой переход исходного состояния системы (объекта) в свою противоположность. И как таковая противоположность содержит в себе односторонность, неполноту проявления в развитии сущности объекта. Эта неполнота и односторонность должны быть преодолены вторым отрицанием.

Второе отрицание , или отрицание отрицания, - это снятие противоположностей (исходной ступени и ее отрицания) в их новом качественном единстве, их диалектический синтез . Исходя из того, что синтез является итогом развития, результатом двойного отрицания-снятия (отрицания отрицания) соответствующий закон можно называть и законом диалектического синтеза.

Диалектический синтез означает достижение более высокого содержания системы, чем это имелось на первых двух этапах. И это не простая сумма одного и другого (исходного и ему противоположного, «тезиса» и антитезиса»), а нечто новое, возникшее как результат разрешения противоречий предыдущих этапов развития. Диалектический синтез обеспечивает полноту проявления сущности объекта, сохранение компонентов содержания и обретение новых связей, развитие новой целостности. Итогом двойного отрицания является переход системы на новую, более совершенную ступень развития, что указывает на существующую поступательность в развитии.

В действии закона отрицания отрицания (или закона диалектического синтеза) можно выделить ряд этапов (ступеней), характеризующих развитие и обнаруживающих его фундаментальные черты: преемственность, повторяемость, поступательность.

Обозначим исходную ступень цифрой 1, последующий этап первого отрицания цифрой 2, а завершающий этап цикла развития, связанный со вторым отрицанием, цифрой 3. Переход от 1-го этапа ко 2-ому, а также от 2-го к 3-ему этапу осуществляется посредством диалектического отрицания-снятия и тем самым обеспечивается преемственность в развитии. Более того, на 3 этапе (этапе диалектического синтеза) происходит возврат к 1 этапу, но это не абсолютное, буквальное воспроизведение структуры и содержания исходной ступени, а ее возрождение, восстановление на новой, более высокой основе. Повторение на новой ступени того, что уже было пройдено на старой, низшей ступени, - характерная черта развития, фиксируемая данным законом. Повторение уже пройденного не означает движения по кругу, круговорота в развитии, поскольку осуществляется «якобы возврат» к уже бывшему, исходному. Слово «якобы» указывает на то, что уровень содержательного развития 3 ступени выше, чем он был на исходной, 1 ступени. Поэтому повтор на высшей ступени некоторых особенностей исходной ступени обусловливает не круговорот, а особую форму поступательного развития – спиралевидную.

Поступательность – третья черта развития, раскрываемая данным законом. Она является определяющей, так как именно с ней связан ответ на вопрос о направленности развития. Спираль указывает на специфический, внутренне противоречивый характер поступательности развития.

Направленность развития с точки зрения закона отрицания отрицания не есть круговорот или прямая линия. Развитие носит поступательный характер и может быть представлено в виде спрессованной конусообразной спирали, расширяющейся кверху (чем изображается и рост содержания, и убыстрение темпов развития). Спираль отражает противоречивость развития, в котором есть и движение по прямой, и круговороты. При общем поступательном развитии системы спиралевидность включает в себя диалектическое единство движения вперед и одновременно назад, прогресс и регресс. Поступательность не тождественна прогрессу, но означает такую направленность развития, в которой доминирует, преобладает прогрессивная направленность . Поэтому в указанном контексте понятия поступательности и прогресса могут использоваться как синонимы. Спираль позволяет отобразить глубокую сущностную противоречивость поступательного, прогрессивного развития материальных систем.

Можно дать следующую формулировку закона отрицания отрицания : в процессе прогрессивного развития материальная система проходит относительно замкнутый цикл развития, связанный с двойным отрицанием-снятием старого качества и появлением нового, которое является результатом диалектического синтеза предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе некоторые особенности структуры исходной ступени развития, в силу чего направленность развития обретает вид спирали, которая содержит в себе указание на такие черты развития как преемственность его этапов, повторяемость характерных черт исходного этапа, поступательность.

Специфика проявления закона отрицания отрицания. Как никакой другой закон диалектики, закон отрицания отрицания требует при своем установлении строго конкретного подхода. Нельзя подгонять под триаду любые отрицания, нужно конкретно анализировать действительность, устанавливать факты, чтобы определить, действует ли в развитии данной системы этот закон или нет.

Закон отрицания отрицания действует тогда, когда предмет дважды претерпевает превращение по типу отрицания-снятия. Два отрицания-снятия выступают составными частями данного закона. Однако наличие любых двух отрицаний, следующих друг за другом, еще не есть критерий закона отрицания отрицания. В смене агрегатных состояний воды (пар – жидкость – лед) или в переходах от неорганической природы к живой и от нее к обществу (неорганический мир – живая природа – общество) налицо по два следующих друг за другом отрицания, но закон отрицания отрицания не устанавливается. В первом явлении есть движение, но нет развития, а следовательно, нет и закона развития. Во втором примере имеется развитие, но нет повторения на высшей ступени характерных черт исходной ступени, а без этого признака нет закона. Таким образом, чтобы установить действие закона, недостаточно обнаружить следующие друг за другом два отрицания независимо от их вида и типа.

В повторяемости на высшей ступени характерных черт (структуры) исходной ступени, обусловливающей спиралевидную форму развития, - существо закона. Причем, может быть и так, что прежде, чем в развитии системы обнаружится данная закономерность (повторяемость исходного), система может претерпеть несколько промежуточных отрицаний. Поэтому действие закона отрицания отрицания обнаруживается лишь на достаточно протяженном временном отрезке, через цепь взаимосвязанных переходов, когда можно зафиксировать относительно завершенный цикл в развитии системы.

Еще одна особенность связана с областью действия закона. Сфера действия закона отрицания отрицания ограничивается поступательным, прогрессивным направлением развития материальных систем. Он не действует в регрессивной, нисходящей ветви развития. Поэтому он, например, менее экстенсивен, чем закон диалектической противоречивости, который действует также и в регрессе. Более того, закону отрицания отрицания подчинены не все системы с прогрессивной ветвью развития, а лишь те, которым присуща спиралевидная форма развития. Спиралевидная форма прогрессивного развития – одна из возможных. Прогрессивное развитие может иметь и другие формы, например, «лестнично-поступательную», а также иметь вид «раскручивающейся спирали» (то есть, спирали, переходящей в прямую восходящую линию), ломаной восходящей линии и т.п.

Таким образом, закон диалектического синтеза (или отрицания отрицания) требует для своего установления повышенного внимания и конкретности.

Метафизическое истолкование закона. Содержание закона раскрывается через категорию отрицания. Метафизическое понимание отрицания выступает в двух формах: 1) абсолютизация момента деструкции, разрушения, полное отрицание преемственности с предыдущим этапом развития и 2) абсолютизация момента преемственности в развитии.

Первую форму можно встретить в концепции «негативной диалектики» Франкфуртской школы. Её представитель Т.Адорно провозглашал необходимость безоговорочного отрицания старого в целях обновления социальной действительности. Недостаточная эффективность отрицания должна быть снята вторым отрицанием, отрицанием отрицания. С позиции «тотального отрицания» Т.Адорно, Г.Маркузе и др. критиковали современное им западное общество. Эта философия послужила отправной точкой формирования идеологии «новых левых», которая включала в себя пропаганду насильственных и террористических методов борьбы с капиталистической цивилизацией и была на практике востребована студенчеством в массовых выступлениях 60-70-х годов XX века против существующей системы образования, буржуазной культуры в целом. Кульминацией студенческого протеста стало выступление студентов в мае 1968 г. в Париже, когда, наряду с требованием реформы высшего образования, был выдвинут лозунг «Вся власть – студентам!».

Абсолютизация момента разрушения, деструкции в теории развития ведет на практике к социальному нигилизму. Нигилизм – это негативная установка на восприятие мира, проявляющаяся в конкретных действиях. Спектр нигилистического восприятия мира широк: от состояния разочарования и апатии, сомнения и цинизма до позиции отрицания «всего и вся». В общественной жизни нигилизм проявляется в развитии социальных болезней (алкоголизме, наркомании, в росте преступности, моральной деградации). Крайними формами социального нигилизма выступают политический анархизм, экстремизм, терроризм, акты геноцида.

В нашей стране социальный нигилизм проявил себя в первые годы после Октябрьской революции в так называемом «пролеткультовском движении». Под предлогом буржуазности сторонники «Пролеткульта» призывали отбросить достижения предшествующей культуры. Выдвигались положения: «Никакой преемственной связи с культурой буржуазного общества», «Пролетарская культура должна быть построена заново», люди пролетарского происхождения должны заменить старых специалистов, прийти в вузы, Академию наук, Большой театр и т.п. Об опасности для страны такого рода революционного пафоса писал А.В.Луначарский, бывший в то время народным комиссаром просвещения.

В наиболее варварской форме политический экстремизм проявил себя в Китае в годы так называемой «культурной революции». Тогда под лозунгом борьбы с буржуазной идеологией была истреблена значительная часть интеллигенции, был нанесен большой ущерб развитию науки, культуры.

Вторая форма метафизической трактовки отрицания выражается, как уже было отмечено, в абсолютизации не разрушения, а наоборот, преемственности в отношении к прошлому этапу развития. Это происходит тогда, когда в любом социальном явлении пытаются найти рациональные моменты. Но есть такие явления, которые в силу их антигуманного, бесчеловечного содержания следует подвергнуть безоговорочному отрицанию, разрушению. Например, бессмысленно искать в фашистской, расистской идеологии «рациональное» содержание, она подлежит полному отрицанию.

Помимо недиалектической трактовки основной категории закона - категории отрицания, метафизика может проявить себя в противоположном диалектике истолковании направленности развития.

Закон отрицания отрицания, характеризуя спиралевидную направленность развития, указывает на сложное сочетание в развитии движения по прямой с круговым движением. Метафизическая трактовка направленности развития связана, во-первых , с абсолютизацией имеющихся в действительности круговоротов, и, во-вторых , с упрощенной трактовкой прогрессивных, поступательных изменений.

Согласно метафизической теории круговорота мир замкнут и все в нем нескончаемо повторяется: ничто не ново под Луной. То, что существует ныне, уже некогда было и снова вернется на круги своя. В мире нет поступательного развития, нет переходов от простого к сложному, от низшего к высшему. Происходит лишь чередование одних и тех же форм бытия, подобно повторению времен года или смене дня и ночи.

Применительно к обществу концепция круговорота была предложена в XVIII в. итальянским философом Дж.Вико. Согласно его концепции общество не стоит на месте, а развивается, но в своем развитии проходит три, вечно повторяющиеся последовательные ступени: «век богов», «век героев», «век людей». Эти ступени соответствуют трем этапам развития человека и человечества: детству, юности, зрелости. Каждому периоду соответствует свой тип мировоззрения, специфические формы правления, нравы и т.д. Подлинно человеческие порядки периода зрелости существуют недолго. Общество, раздираемое конкурентной борьбой и войнами, страстью к наживе, идет к упадку и возвращается к «первоначальной простоте первого мира». Человечеству предстоит снова повторить пройденные ступени, ибо это является всеобщим законом для всех времен и народов, установленным божественным провидением.

В XIX-XX вв. идея круговорота (цикла) получила своеобразное воплощение в концепциях локальных культур (цивилизаций) Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби. Характерной чертой этих концепций выступает отрицание всемирного единства истории и прогресса как общей направленности исторического развития. Человеческая история распадается на ряд самобытных культур (цивилизаций), которые проходят в своем развитии этапы зарождения, расцвета и гибели.

Отрицание круговорота, циклизма и признание восходящего, поступательного развития еще не есть диалектика. В философии долгое время имело место метафизическое представление об однонаправленности развития , недиалектическое отождествление развития с одним из его существующих направлений – прогрессивным, при этом сам прогресс получал поверхностную, метафизическую трактовку.

Еще в XVIII веке теория круговорота была подвергнута критике со стороны французских просветителей, идеологов революционного в то время класса буржуазии. Идея прогресса – развития человеческого общества по восходящей линии от низших, менее совершенных форм к высшим, более совершенным, родилась в период подъема капитализма и нашла выражение в работах А.Тюрго, И.Гердера, Ж.Кондорсэ. Однако трактовка прогресса была упрощенной, развитие рассматривалось как прямолинейный процесс, без внутренних противоречий, зигзагов, отступлений. Критерий прогресса усматривался в уровне просвещения и науки.

В наши дни метафизическая трактовка прогресса также связана с неумением видеть многомерность развития, противоречивое единство прогресса и регресса, учитывать разные виды прогрессивного развития и сложный, системный характер критерия прогресса.

Рассмотренные выше законы диалектики с различных сторон характеризуют развитие. Обладая спецификой и несводимостью друг к другу, эти законы в то же время взаимосвязаны и проникают друг в друга. В единстве они дают полную картину развития.



Новое на сайте

>

Самое популярное