Домой Пульмонология Под влиянием каких факторов развивается личность. Факторы влияющие на развитие личности

Под влиянием каких факторов развивается личность. Факторы влияющие на развитие личности


Всем известно, что на развитие человека во всех сферах может повлиять множество факторов. Все люди растут в индивидуальных условиях, совокупность которых определяет характерные черты личности каждого из нас.

Человек и личность

Такие понятия, как личность и человек, имеют ряд отличий. Человеком называют с рождения, это больше материальная характеристика. А вот личность, по своей сути, представляет понятие более сложное. В результате развития человека происходит его становление как личности в социуме.

Личность – это моральная сторона человека, которая подразумевает под собой все разнообразие качеств и ценностей индивидуума.

На формирование личностных качеств оказывают влияние семья, детские сады и школы, круг общения, интересы, финансовые возможности и многие другие факторы, подробнее о которых будет говориться дальше.

Процесс формирования личности человека


Естественно, что начало формирования в человеке его личности начинается, в первую очередь, с семьи. Воспитание и влияние родителей в большей степени находят отражение в поступках и мыслях ребенка. Поэтому к воспитанию молодым матерям и отцам стоит подходить ответственно и целенаправленно.

Личностные качества человека проявляются исключительно во время социализации, т. е. в процессе осуществления общей деятельности с другими индивидуумами. В другом случае совершенствование его духовного, психического и душевного саморазвития невозможно. Кроме этого, во время социализации происходит формирование окружения каждого человека.

Настоящая действительность, в условиях которой индивидуум развивается, называется средой. Кроме этого, на совершенствование личности влияют различные внешние обстоятельства: семейные, социальные, школьные и географические. Учёные, рассуждая о воздействии среды на становление личности, в большинстве случаев имеют в виду домашний и социальный микроклимат. Первый фактор соответствует ближнему окружению (семья, знакомые, родственники и т. д.), а второй – дальнему (материальное благосостояние, политический строй в стране, взаимодействия в обществе и т. д.).

Большое влияние на самосовершенствование человека начиная с самого его рождения, оказывает домашняя обстановка. Именно там проходят первые и самые важные годы, необходимые для становления человека. Семейные отношения определяют интересы, потребности, ценности и взгляды на определённые ситуации. Кроме этого, там закладываются первоначальные условия для совершенствования личностных качеств каждого индивидуума.

Процесс взаимодействия между человеком и его окружением называется социализацией. Данный термин появился в американской психологии и изначально подразумевал взаимоотношения, с помощью которых индивидуум адаптировался, к окружающей его среде. Исходя из этого, адаптация является начальной составляющей социализации.

Главной целью общества является поддержание социальной среды в оптимальном состоянии. При этом оно постоянно формирует стереотипы и стандарты, которые старается поддерживать на должном уровне. Для того чтобы личность нормально развивалась, необходимо придерживаться этих правил, так как, в противном случае процесс социализации может развиваться очень долго или полностью остановиться. Однако, благодаря изначально заложенным в каждую личность принципов свободы и независимости, у каждого индивидуума должно сформироваться собственное мнение на любую ситуацию. Таким образом, формируется индивидуальность, которая является основным движущим фактором развития как каждой отдельной личности, так и всего общества.

В результате полное раскрытие понятия социализации происходит в общей совокупности следующих факторов: самостоятельная регуляция, адаптация, развитие, интеграция, а также диалектическое единство. Чем больше этих составляющих оказывают влияние на индивидуума, тем быстрее он становится личностью.

Социализация состоит из нескольких этапов, во время которых происходит решение определённых задач. Современная психология подразделяет эти стадии, в зависимости от участия индивидуума в трудовой деятельности, а также от того, как он к ней относится.

Факторы, оказывающие влияние на совершенствование личности

В социологии, факторами принято называть определённые обстоятельства, создающие благоприятные условия для социализации. А.В.Мудрик сформулировал основные принципы и выделил четыре стадии специализации:

  • микрофакторы – социальные условия, оказывающие влияние на каждую, без исключения, личность: семья, домашняя атмосфера, группа сверстников в техникуме или ВУЗе, различные организации, в которых индивидуум обучается и взаимодействует в с подобным ему окружением;
  • мезофакторы (или промежуточные факторы) – определяются более обширной социальной атмосферой, т. е., с тем местом, где проживает каждый индивидуум в данный момент: село, город, район, область и т. д. Кроме этого, различия могут быть по принадлежности к какой-либо субкультуре (группа, секта, партия и т. д.) а также по средству получения информации (телевидение, интернет и т. д.);
  • макрофакторы – оказывают влияние на значительные человеческие группы, которые занимают определенную территорию в масштабах: планеты, страны, государства и т. д. Причём некоторые факторы могут наследоваться от предыдущих факторов.
    – мегафакторы (или самые масштабные) – подразумевают под собой факторы в самых масштабных представлениях: мир, планета, вселенная и т. д. Также в некоторых случаях может рассматриваться применительно к населению земли, проживающему на обширных площадях (страны, континенты и т. д.).

Если сравнить все эти составляющие, то больше всего на развитие личности оказывают влияние микрофакторы. С их помощью процесс взаимодействия происходит, через, так называемых, агентов социализации. К ним относятся те лица, с которыми осуществляет взаимодействие каждый конкретный человек. В зависимости от его возраста агентами могут являться совершенно разные люди. Например, для детей таковыми являются ближайшие родственники (родители, братья, сестры, бабушки, дедушки), соседи, знакомые, друзья и т. д. В юности и молодости основными агентами социализации становятся: супруги, коллеги по учёбе и работе, сослуживцы по армии. В зрелом и пожилом возрасте происходит добавление собственных детей, внуков и т. д. При этом большинство агентов может переходить из категории в категорию начиная с самого раннего возраста.

Как формируется окружение человека

Каждый человек старается сформировать вокруг себя такое окружение, которое всячески бы способствовала его развитию и самосовершенствованию. При этом он не должен чувствовать себя стеснённым и беспокойным. Ведь каждому понятно, что развиваться гораздо легче в той обстановке, где все остальные люди также стремятся к совершенствованию и улучшению своей жизни.

По заключениям учёных, влияние окружения на каждого конкретного человека практически незаметно, но оказывает очень мощный эффект. Поэтому необходимо стараться сформировать вокруг себя окружение исключительно из успешных и интересных людей.
Для формирования успешного окружения необходимо следовать следующим принципам:

  1. Всегда искать возможность встретится и пообщаться с интересными и успешными людьми. При разговоре с ними всегда можно почерпнуть какую-либо важную и нужную информацию. Однако следует помнить, что вы сами должны быть чем-то интересны этому человеку.
  2. Изучать труды интересных людей. Это может быть автобиография, книга, видео- или аудиоматериалы. Из них можно почерпнуть много полезного для себя.
  3. Развиваться разносторонне. Это включает в себя различные привычки и увлечения: утренние тренировки на открытом воздухе, занятия йогой, тренинги, семинары и т. д. На таких мероприятиях очень часто можно встретить близких по духу и формировать успешное окружение.

Создание окружения подразумевает непрерывную работу над совершенствованием самого себя, в каждый момент времени и в любой области.

Для самосовершенствования необходимо с каждым разом ставить для себя более сложные задачи и цели. В зависимости от возраста и социального положения они могут быть полностью разными, но неизменной должен оставаться главный фактор, что, любая деятельность обязана быть направлена на совершенствование индивидуума, как личности.

Существует две основные теории, как окружение влияет на развитие личности. По одной из них, человек изначально рождается с заложенной в него программой, которая формирует его способности и характер. По другой – именно окружение человека формирует личность каждого конкретного человека.

Если человек, окинет взглядом своё окружение, то он сможет выявить определённые закономерности, т. е. всё эти люди будут примерно одного социального статуса, образования, а также иметь общие интересы. Таким образом, он также будет соответствовать всем этим параметрам. И если индивидуум захочет изменить свою жизнь и в чём-то её улучшить, то первое что необходимо будет сделать – это поменять своё окружение. Ведь дойти до поставленной цели, в той обстановке, где в тебя не верят, будет очень сложно или практически невозможно.

В нашей истории существует наглядный пример – Михаил Ломоносов. Будучи юношей, у него была сильная тяга к знаниям. Однако в той обстановке, в которой он находился изначально, мальчик не мог получить необходимые навыки и умения. Поэтому он сделал очень сложный выбор. Юноша не только сменил своё окружение, но и место жительства, уехав в незнакомый город. Оказавшись совершенно один, он не сдался, а, наоборот, окреп и раскрылся как одарённая и талантливая личность.

С другой стороны, в настоящее время, существует масса обратных примеров. Множество молодых людей, родившись в крупных городах, получивших прекрасное образование и работу, становятся обычной «серой» массой. Они не имеют никаких интересов, существуют исключительно одним днём и являются обычными прожигателями жизни.

Из всего этого можно сделать вывод, что окружение всегда оказывает влияние на формирование и развитие личности. Иногда в большей, иногда в меньшей степени. Особенно сильно его влияние на детей, поэтому главной целью родителей является помочь сформировать у своего ребёнка круг друзей и знакомых, а также показывать некоторые принципы на собственном примере. Взрослому человеку необходимо самому обозначить для себя приоритеты своей дальнейшей жизни и исходя из них, формировать вокруг себя нужное и успешное окружение.

Стать полноценной личностью, реализовать свой врожденный потенциал ребенок может только в коммуникации. С самого рождения ему необходима опека и обучение. Для дальнейшей самостоятельной жизни процесс воспитания запускается в раннем младенчестве, диктуется потребностями ребенка на всех этапах его развития.

Работа по воспитанию личности ребенка отличается следующими признаками:

  1. Стремлением к определенной цели, социально-культурному образцу, идеалу.
  2. Соответствием историческому развитию. Педагогический процесс отталкивается от выработанных человечеством ценностей.
  3. Методы, воспитательные воздействия подчиняются определенной системе.

Необходимость воспитания

Множество научных трудов посвящено исследованию личности. Научные опыты, случайные факты подтверждают вывод, что психическое развитие, характер формируются с самого рождения. Не усвоенное в раннем возрасте с трудом компенсируется в зрелости.

Несвоевременное, неправильно организованное воспитание грозит привести к:

  • замедленному развитию психики, недоразвитию эмоциональной сферы;
  • плохо сказывается на физическом развитии, здоровье;
  • нарушает последовательность формирования, закрепляет неправильные формы поведения;
  • негативно отражается на возбудимости нервной системы, способствует переутомлению.

Врожденные особенности, биологические предпосылки важны, но не они являются решающими в процессе развития индивидуума. В нас запрограммированы человеческие особенности, но для их полноценной реализации мало только родиться. Нужно жить среди людей, перенимая от них посредством воспитания общественный опыт.

Пропорциональность соотношения субъектности и объектности в процессе воспитания

У едва появившегося на свет можно наблюдать проявления индивидуальности (характерные реакции, особенности поведения, предпочтения). Но личность ребенка не является врожденной, она проявляется позднее, под влиянием культурного, социального развития. С течением лет малыш постепенно определяет свое место в социальной среде, развиваются его чувства, воля.

На первом этапе усилия родителей, педагогов имеют более высокую активность. По мере взросления активность ребенка возрастает, он все старается сделать сам, воспитатели его только контролируют. Это помогает почувствовать себя субъектом деятельности, является самым важным для воспитания ребенка творческой личностью. Мера стараний воспитанника должна соотноситься с его возможностями.

Воспитательные цели реализуются через активные действия: спортивные упражнения помогают физическому развитию, нравственные качества укореняются, если дети ориентируются на чувства других людей, интеллектуальное развитие невозможно без мыслительной активности, ежедневного решения интеллектуальных задач.

Педагог содействует тому, чтобы ребенок максимально осмысливал свои действия, искал свое место среди других. Принцип субъектности предполагает поиск совместных решений, исключение из взаимоотношений жестких приказов.

На каждом возрастном этапе воспитатель руководствуется актуальными потребностями ребенка. Форсирование процесса со стороны взрослых приведет к пассивности детей или к активному сопротивлению, агрессивности. Стеснительность или агрессивность наложат свой отпечаток на характер. Психологи предупреждают: ранняя агрессивность говорит о предрасположенности в будущем к криминальному поведению.

Что влияет на развитие личности

Потребности и интересы личности, ее духовное богатство, способности зависят от условий, в которых проходит формирование ребенка. Факторы, производящие основное влияние на развитие человека, следующие:

Наследственность

Стартовое условие, родительская программа, которая становится предпосылкой развития положительных качеств. Обратной стороной наследственности становятся наследственные заболевания, физические дефекты, способные ограничить человека в развитии.

Среда

Под ней понимают жизненные условия, биологическую среду (свет, пища, воздух), а также социальную (семья, друзья, общество, религиозные и национальные традиции, ситуация в политике, экономике, науке).

Среда бывает специально организованной, развивающей или имеет стихийный характер, педагогически неуправляемый, что приводит к трудностям в период взросления.

Воспитание, обучение

Несут положительный заряд, направлены на формирование нравственных ориентиров, передачу знаний, опыта. Процесс включается с момента рождения малыша, меняет формы и методы, ориентируясь на возраст, индивидуальные особенности.

Самостоятельность, активность

Воспитание проходит более продуктивно, если ребенок сам к чему-то стремится, проявляет интерес к различным сторонам деятельности, увлекается игрой, учебой, трудом. Воспитываемый, становясь субъектом, осознанно изменяет сам себя.

Современная концепция воспитания

Для поколений родителей и педагогов вопрос воспитания остается животрепещущим. Теоретики пытаются подобрать идеальную модель для формирования у детей определенных взглядов, навыков, знаний. Выделяют общие закономерности среди основных теорий:

  • воспитание и обучение всегда взаимосвязаны, но воспитанию отдается приоритет;
  • на эффективность воспитания стараются повлиять вовлечением в него самого воспитанника;
  • результаты воспитания складываются из понятных для воспитателя и ребенка форм, методов, целей.

Многие социальные институты применяют устаревшие модели воспитания. Современные концепции требуют, прежде всего, работы над воспитанием культурной разносторонней личности, уверенного в себе, самостоятельного человека с правильными жизненными установками.

Обратите внимание

Стратегия модернизации в образовательной системе направлена на восстановление соответствия между качеством воспитания, потребностями общества и самой воспитываемой личности.

Возрастные этапы и личность

Человек становится личностью, когда он достигает определенного уровня в психическом развитии, когда у него складываются взгляды на мир, работает оценка собственного поведения. Личность – результат культурного, социального развития. На каждом из возрастных этапов происходит формирование определенных психологических качеств, отношений, что формирует внутренний мир ребенка, его поведение.

Период до 3 лет характеризуется высокой пластичностью и легкой обучаемостью. Основные черты характера ребенка закладываются до года. Элементарные нравственные качества формируются тогда же. Задача воспитания – не нанося ущерб здоровью и нервной системе, дать детям основу дальнейшего развития.

Если ребенок мало двигается или часто бывает в подавленном эмоциональном состоянии, это сказывается и на его физическом развитии. Его физическое недомогание точно так же проявляется эмоционально.

Дети от рождения не располагают готовыми формами поведения. Умению складывать кубики, рисовать, говорить они учатся у взрослых.

Годам к трем малыш по многим вопросам имеет собственную позицию, осознает разницу между собой и другими людьми, становится более самостоятельным.

Ближе к школе ребята в состоянии оценить свои поступки в сравнении с действиями друзей, родителей, стремятся принимать участие в их деятельности. Процесс социализации пройдет у малыша тем легче, чем он лучше адаптируется в обществе, усвоит правила поведения в нем, чем более тесным будет контакт с родителями.

Без крика и угроз

Каждая семья отличается особыми методами воздействия на детей. В зависимости от этих методов, отношения между детьми и взрослыми квалифицируют как авторитарные или демократические.

Родителям бывает сложно воспринимать капризы ребенка, несоответствие его каким-то идеалам. Взрослые зачастую переносят модели поведения из той семьи, в которой они сами воспитывались. Если сами воспитывались ремнем и «углами», автоматически принимают этот образец воспитания в свои семьи.

Обратите внимание

Возможны ли отношения без крика и насилия? Поскольку причины такого родительского поведения связаны не с ребенком, а с восприятием мира самими взрослыми, стоит разобраться в себе, постараться освоить принципы позитивного воспитания, которые не преминут сказаться даже в отношении «трудных» чад.

  • Характер, поведение ребенка зависят от его темперамента. Не стоит его ломать, заставлять заниматься тем, что ему не свойственно. Примите его таким, согласитесь с его правом быть самим собой.
  • Постарайтесь объяснить ребенку, в чем конкретно он неправ. Беседа с годовалым или десятилетним должна отличаться. Нотации, длинные нравоучения эффекта вообще не дадут.
  • Истерики, призванные добиться своего, не должны вас провоцировать. Но наказывать в этом случае – тоже не метод. Внимание ребенка необходимо отвлечь, переключить на более конструктивный предмет.
  • Будьте деликатны. Не нужно публично одергивать и наказывать свое чадо. Поговорите с ним мягко, с выкладкой всех доводов наедине. Запреты и наказания рождают противодействие. Попытайтесь договориться.
  • Яблочко от яблоньки… Мало объяснить правила поведения, пользу занятий физкультурой, вред курения. Дайте личный пример. Это не только более действенный воспитательный метод, но и верный способ завоевать уважение.
  • Уделяйте чаду больше времени. Капризы и неадекватное поведение чаще всего – результат занятости взрослых другими «важными» делами.
  • Установленные ограничения и правила не должны зависеть от настроения мамы. Если что-то под запретом, значит не разрешается никогда.
  • Если ребенок ведет себя «как надо», почаще хвалите его. Не забывайте, «метод наград» гораздо эффективнее негатива. Похвала скорее заставит вести себя хорошо.
  • В семье нужно согласие. Только такая атмосфера сформирует устойчивую психику, положительно отразится на характере отпрыска. Частые скандалы являются причиной нервных срывов, недоверчивости, конфликтности.
  • Поощряйте проявления самостоятельности. Лучше опоздайте несколько раз в детский сад, но пусть ребенок сам завяжет шнурки на ботинках. Давайте ему возможность самому выбрать вид игры, привлекайте к посильной помощи взрослым с раннего возраста.
  • Если не уверены, что наказание необходимо, выберите не наказывать.

vospitanie.guru

Что влияет на формирование личности человека

Если в соседнем подъезде живут алкоголики и постоянно приглашают тебя выпить и ты проводишь немало времени в их обществе, то рано или поздно ты сделаешь то, о чем они тебя просят. Кто дружит с глупыми – развратится. Большое значение на формирование личности оказывает чтение книг и музыка. Хорошая пища для тела приносит здоровье человеку, плохая – болезни. Так и пища для души и духа: здоровая, хорошая – произведения мировой классики в литературе, кино, музыке, формирует здорового и красивого человека. «Классика» в переводе обозначает образец для подражания; то, чему стоит подражать. Если мы читаем низкопробные «быстопроходящие» книги и слушаем такую же музыку, мы засоряем свою душу, дух и мозг, деградируем, а не гармонично развиваемся. В любом возрасте человек должен размышлять, рассуждать, а не быть подобно животным – есть, спать и жить в теплой «норе». Это так же влияет на формирование личности, определяет, в каком состоянии будет ваш разум в преклонном возрасте. Если не «шевелить» постоянно мозгами – к старости наступает маразм, человек деградирует физически и интеллектуально. В человеке заложены свойства учиться всему, что он видит и слышит. И если у него нет различения, что такое хорошо и что такое плохо, он учится всему – и хорошему и плохому, что встретится на его пути. Наиболее уязвимая категория таких учеников – это дети. 90 % информации поступает в мозг через глаза и 10% через уши. Поэтому все, что «глотают» дети через телевизор (глаза + уши) усваивается на 100%. А фильмы и передачи сейчас как на подбор – насилие, разврат, ужасы и убийства. Если ребенок, подросток и даже взрослый человек постоянно смотрит такие передачи, то, естественно, они оказывают сильное влияние на формировании их личности в этом направлении: вырастает потенциальный насильник, грабитель, сексуальный маньяк, человек, лишенный сострадания, жестокий, не способный любить. Художественный телефильм – это мир иллюзий, где участником становится сам зритель. Много подростков ушло в «мир иллюзий» также от чрезмерного время провождения у компьютера. Некоторых из них не удалось вернуть в реальный мир. Недавно, в поисках интернета, я зашла в зал игровых автоматов. Зал был полон подростков и все «стреляют» друг в друга, часто попадают, «льется кровь». Сегодня – это кинофильмы или игровые автоматы, но завтра это может стать реальностью их жизни.

Зачавшая плоть рождает грех. Грех рождает смерть.

То, на что мы мысленно согласились, уже вошло в наше естество и обязательно, как следствие, выльется в поступок. Сначала мысли – потом действие. Поэтому, если наши дети смотрят бесконтрольно все телепередачи - это отрицательно сказывается на формировании их личности. Чему человек научился мысленно, то он захочет попробовать это на практике. На что (кого) смотрят наши дети сегодня – тем они станут завтра. Не одно поколение людей воспитывалось на народных сказках: про Емелю-дурачка, который ездил на печке, про скатерть-самобранку, сапоги-скороходы и т.д. Какая суть в них: будь дураком, не работай, не учись и ожидай чудо – вдруг само свалится?! Не со сказок и не с пеленок ли закладывалось такое мышление и установка на лень, отсутствие трудолюбия? Возможно, поэтому мы имеем низкую производительность труда и низкий уровень экономики. Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.

Очень важно сначала самим определиться, знаем ли мы сами куда и как идти, чтобы правильно наставить детей. У людей часто бывают ложные представления о том, что их окружает, сути их жизни. Существует единственно правильное «мерило», критерий наших мыслей, поступков и действий, правильных ориентиров и самой истины – это Библия. Как сказал известный русский ученый и академик Н.М. Амосов: «Никакие другие морали, ни социалистические, ни коммунистические не сравнятся с вечной моралью. Вечная мораль – только проповедь Иисуса Христа». Кто-то может возразить: «Это старо, написано 2000 лет назад и религиозно». Но разве истина и мораль может устареть, например, такие как «Не убей», «Не укради» и т.д.? Строители коммунизма строили коммунизм на библейских принципах, но без самого главного – Бога. Конституции всех существующих сегодня стран основаны на 10 библейских заповедях. Другое дело, что некоторые люди не хотят или не могут их исполнить, потому что более возлюбили тьму, нежели свет. Поэтому Библия – самая прогрессивная и актуальная книга для правильной ориентации в этом обезумевшем мире.

« Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота и раб Твой охраняется ими».

Если ты хочешь «твердо стоять на ногах», получить необходимое «снаряжение» для жизни и правильно наставить детей – это единственный остров безопасности в этом бушующем мире. Это то, что поможет тебе сформироваться и состояться целостной, гармоничной, индивидуальной личностью; раскрыть все грани и таланты, открыть заново самого себя и состояться как личность в обществе.

vsehristiane.com

что влияет на ее формирование

  • Психология

Личность человека - это то показатель того, какое место он будет занимать в обществе. Однако, когда же приходит осознание того, что можно стать кем-то для окружающих?

Формирование личности начинается, когда человек полностью осознает себя частью общества. Представление об этом приходит, вероятно, в подростковом возрасте. В этот период его жизни появляется осознание самого себя чем-то большим.

Человек развивает свою индивидуальность, показывает из какого он теста. Всё бы хорошо, но общество подвергает формирующееся самосознание подростка испытаниям. Человек проходит своеобразный тест на стойкость духа.

Нужно не сломаться под давлением общественности. В таком положении вещей появляются отличительные черты каждой отдельной личности. Это могут быть как сильные, так и слабые стороны.

Что можно сказать о том, где и как могут происходить эти испытания? В первую очередь это дом. В окружении семьи формируются самые первые задатки новой личности. Здесь вырабатывается основа.

В одних семьях дети вырастают сильными и независимыми. В других же становятся неуверенными, зависимыми от чего-либо. С детского возраста до подросткового вся ответственность об подготовке почвы для формирования устойчивой личности человека ложиться на родителей.

Не зря же говорят, чтобы родители были примером для своих детей. Дальше можно обратить внимание на окружение вне дома. Это друзья, знакомые, случайно встретившиеся люди.

В дружеской компании подросток начинает осознавать себя малой частью общества. Он либо входит в него, либо примыкает. Друзья в этот период являются связующей нитью между миром и личностью.

От их мнения, поведения и действий в отношении друг к другу зависит многое. Как сформируется эти первые дружеские отношения, так и во взрослой жизни, на уровне подсознания, человек будет относиться к новым друзьям и общению между собой.

Знакомы и случайные люди являются независимыми в плане предвзятости. Если друзья могут не замечать недостатков в человеке, то другой части его круга общения ничего не мешает указать на эти недостатки.


Тут происходит одно из испытаний: человек выдерживает критику и что-то берёт для себя, либо принимает слишком болезненно и записывает критику как свой недостаток.

В школе происходят одни из самых сложных испытаний, особенно в старших классах. Класс в школе - это как общество почти полноценных личностей. Здесь начинается конкуренция. Кто-то выходит вперед, а кто-то остается позади.

Находятся союзники и недруги, советники и критики. Школа не только даёт образование, но и готовит молодежь к жизни, где не всё так просто. Что касается образования, то здесь нужно очень постараться.

Подросток старается всё успеть, хорошо выучить и получить хорошую оценку. Бывает, что он получаешь не приемлемую для себя оценку. Тут главное не зацикливаться. Самое стараться и дальше, но бывает и по-другому.

Ученик перестает развиваться, думает, что плохая оценка показатель того, как он себя плохо проявил. И тут, обращаясь к учителям, нужно заметить, что они должны всё объяснить рассказать. Ведь есть и такое, что учителя также ухудшают ситуацию.

Это тоже является кирпичиком в формировании личности. Ну, а дальше, после школы, во взрослую жизнь вступает почти сформировавшаяся личность. И на протяжении этой жизни происходят некоторые коррекции того, что уже в нем заложено.

Однако, если есть некие недостатки, то можно не понять как они появились. Можно только с уверенностью сказать, что эти слабые стороны нашли отражение в прошлом.

deodar.ru

Развитие личности: методы, факторы и этапы

Формирование личности – процесс развития человека на протяжении жизни. Зависит как от врожденных данных, так и от воздействия социальных факторов. Психология развития личности говорит о двух главных концепциях развития.

Биогенетическая концепция

Сторонники данной концепции убеждены, что человек – создание природное и его действия являются следствием влияния инстинктов и потребностей.

Главные идеи:

  • Значимую роль в развитии играет наследственность, то есть, развитие индивидуума установлено психологическими механизмами формирования стадий развития его отца с матерью.
  • Между социумом и ребенком имеется некая взаимосвязь.
  • Ни в коем случае нельзя влезать в природу детей.
  • Воспитание и окружающие духовные, общественные, материальные условия существования влияют на формирование личности.
  • Определяющим условием, оказывающим влияние на механизмы формирования личности и ее поведение, является созревание организма, а развитость только совокупность численных изменений.

Внутри концепции имеется масса теорий. Одна из распространенных теорий развития личности – психоанализ Зигмунда Фрейда. В ней говорится, что инстинкты, которые вызывают желания, являются первопричиной развития личности. Энергия либидо бывает положительной или отрицательной. То есть, она обращена либо на воспроизводство потомства, либо на половое влечение. В случае если энергия не выходит, она приобретает разрушительный характер и выражается в виде агрессии.

В основе теории Эрика Эриксона также лежит биогенетическая концепция. Он утверждал, что индивидуум формируется по мере взросления, а окружение только сопутствующее обстоятельство.

Социогенетическая концепция

Социогенетическая концепция появилась в ответ на биогенетическую концепцию. Основная суть:

  • формирование личности является последствием воздействия находящейся вокруг среды;
  • формирование и развитие личности главным образом находится в зависимости от воспитания и обучения;
  • процесс формирования личности заключается в усвоении навыков находящегося вокруг общества.

Основные идеи:

  • дети как чистое полотно;
  • нормы общества приобретаются по ходу воспитания;
  • исследование окружения индивидуума предоставляет информацию о нем;
  • дети безучастны к воздействию наружной сферы.

Внутри концепции имеется много теорий.

Одна из наиболее распространенных теорий личности в психологии – теория социального научения. Ее сторонники уверены, что отличительные особенности меж людьми являются результатом научения. Согласно данной концепции формирование личности всего на десять процентов зависит от наследственности и инстинктов, оставшиеся девяносто процентов являются итогом воздействия находящейся вокруг сферы. Движущие силы развития личности подталкивают индивидуума к самосовершенствованию.

Факторы формирования личности

Процесс формирования личности – возникновение у индивида исторически сложившихся свойств. Возникновение того или иного свойства находится в зависимости от факторов, влияющих на развитие личности. Основные факторы развития личности:

Генетика

Все люди разные, не существует людей с одинаковыми генами. Дети рождаются с набором генов, с которыми закладывается частичка индивидуальности. Они с самого рождения уже способны проявлять основные эмоции. Роль генетики значима не меньше воспитания. Наследственность относится к основным факторам формирования личности. Бывают случаи, когда на генном уровне переходят психические заболевания.

Воспитание

Семья оказывает большое влияние на формирование и развитие личности. Дети, которые росли в благоприятных семьях, становятся успешными людьми, достигшими самосознания. Довольно часто неразрешенные проблемы в детстве мешают нормально жить во взрослом возрасте. Детям свойственно повторять модель действия родителей – их тип мышления или способ выражения эмоций. Также дети могут неосознанно перенять ценности родителей или их качества. Развитие и воспитание личности, духовное развитие личности – крайне важно, ведь родительские наставления помогают выработать моральные качества. Став взрослым, индивидуум применяет наученное в обществе и вырабатывает свои индивидуальные качества.

Жизненный опыт относится к факторам, влияющим на формирование личности. События, происходящие в жизни индивидуума, отражаются на душевном мире. Личный опыт способен полностью изменить течение самосовершенствования. На протяжении жизни формируется характер и сила воли. Также под воздействием пережитого опыта, возможно, обрести или потерять мотивацию.

Воздействие культуры

К факторам, влияющим на формирование личности, относится культура, которая определяется общепринятыми нормами и ценностями. Культура прививается детям с рождения и предопределяет формирование и развитие личности. Культура бывает разной, в одной культуре учат вести себя естественно, в другой же требуют неукоснительного соблюдения правил. Факторы формирования личности воздействуют на индивида каждый раз, когда он попадает в другую культурную среду.

Физическое окружение

Окружающая среда и климат также условия формирования личности, они регулярно сказываются на поведении. Например, люди связывают воздействие климата с появлением цивилизаций или поселений. От того, какие факторы климата воздействуют, зависит поведение. Люди, какие росли в различном климате, заметно разнятся. Например, можно сравнить людей, проживающих в горах, степях и джунглях. Природа неизменно формирующее влияет на людей, проявление воздействия – изменение личностных качеств.

Наиболее распространенные методы формирования сознания личности: убеждения, объяснения, лекции, беседы, внушения, примеры.

Этапы развития личности

От рождения до года

С момента появления на свет и до года у ребенка складывается отношение к людям, к окружающему миру. На образование данного отношения влияет то, как отец с матерью заботятся о нем. Если на данной стадии развития личности к малышу проявляли много любви и заботы он вырастит доверчивым и жизнерадостным человеком.

От двух до трех лет

Данные этапы развития личности заключаются в развитии моторных навыков. Ребенок обучается управлению телом, различным действиям. В этом возрасте у малыша начинает формироваться самостоятельность.

От четырех до пяти лет

У малыша развиваться фантазия, он начинает сам придумывать игры.

От шести до двенадцати лет

Данные этапы формирования личности характеризуются проявлением и реализацией творческих способностей. В этот период ребенка нужно не только воспитывать, но и хвалить, поддерживать. Отсутствие поощрения со стороны близких людей может негативно сказаться на детской психике. Ребенок может начать считать себя неполноценным. В дальнейшем ему будет сложно достичь самосознания.

Подростковый период

Именно данные этапы формирования личности характеризуются попытками найти свою социальную роль в обществе.

Период от конца юности до начала зрелости

Данные этапы развития личности являются началом совершенствования взрослых людей. В этот период люди влюбляются, создают семью, ощущают потребность заботиться о ком-то, понемногу начинают приходить к самосознанию. К данному возрасту человек уже добился определенных успехов и начинает размышлять о судьбе потомков.

Этап самосознания

Наступает, когда человек уже добился самых значимых высот в жизни. В данный промежуток он много раздумывает о прошедшей жизни, спокойно проводит время. Самосознание приходит только в случае удовлетворенности прожитой жизнью.

Основные уровни развития личности:

  • уровень памяти, концентрации, мышления;
  • интеллектуальная степень развития;
  • уровень воспитанности и культуры;
  • социальное формирование;
  • душевное состояние здоровья;
  • уровень желания самореализации.

Усовершенствование себя происходит благодаря многим жизненным моментам и обстоятельствам, но каждый способен на них в какой-то мере повлиять. Зная основные факторы влияющие на развитие личности легко построить свой путь к самосовершенствованию. Также многие факторы и предпосылки развития личности важны при уходе за ребёнком, если вы хотите вырастить из него достойную особу и многогранную развитую личность.

Личностное становление – процесс довольно долгий и не всегда зависящий напрямую от самого человека. Существуют различные факторы, определяющие развитие личности. Их необходимо знать для дальнейшего индивидуального роста и собственного развития, ведь опираясь на них, можно помочь любой персоне стать намного лучше.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Основные факторы влияющие на развитие личности

Само слово “фактор” несёт в себе интересное значение, ведь в переводе с латинского языка оно буквально обозначает “движущий”, “производящий”. То есть в этом вопросе мы выявляем основные производные процесса саморазвития, узнаём, что же им движет и почему.

Важно отметить, что выделяют сразу несколько факторов развития личности в психологии. Именно от них и идёт весь процесс личностного взросления.

К факторам развития личности относятся:

1. Внутренние;
2. Внешние;
3. Биологические;
4. Социальные.

Именно эти факторы, определяющие развитие личности располагаются на пути становления индивида на протяжении всей его жизни. Опираясь на них можно понять те или иные его задатки и способности, а также уровень психологического и духовного восприятия.

1. Внутренние моменты

К внутренним факторам развития и формирования личности относят собственную активность индивидуума. То есть его восприятие окружающего мира, основанное на разных мотивах, например, на интересах, симпатиях и антипатиях. Роль данного факторы развития личности человека заключается в его самовоспитании. Сюда же можно отнести личные стремления субъекта к чему-либо, его отношение к порядкам и уставам.

2. Внешние обстоятельства

Если же рассматривать более подробно внешние факторы и предпосылки развития личности, то к ним можно смело отнести родительское и педагогическое воспитание, и даже всю образовательную систему современного социума в целом. Не нужно путать внешние факторы развития личности человека и социальные, несмотря на то, что они действительно стоят рядом друг с другом.

3. Общественное воспитание

К общественным движкам индивидуального стремления к совершенствованию относится среда обитания каждой персоны и, конечно же, её окружение, и взаимодействие (общение) с ними. Также здесь немало важную роль играет набор опыта индивидуума у старшего поколения, его самоидентификация, как личности и принадлежность к какой-либо культуре, религии или даже профессии.

4. Наследственность и генетика

И не менее значимым в становлении людей индивидуальностями будет выступать биологический аспект. К нему в первую очередь относится наследственность, передаваемая через ДНК родителей и предшествующих кровных поколений. На генетическом уровне ребёнку от его родителей передаются некоторые врождённые черты характера и задатки (таланты), который он впоследствии всего жизненного пути может развивать.

К сожалению, генетика может сыграть и злую шутку с индивидуумом, передав ему наследственные заболевания и отклонения от установленных правильных норм. Например, некоторые физические недостатки и нарушения могут также оказаться частью наследственности, и они сильно отражаются на самооценке любой персоны.

Важные моменты в зарождении личностных качеств

Как же повлиять на успешное становление человека в жизни, опираясь на факторы и предпосылки развития личности? Очень просто! Попытаться сделать максимально комфортным его нахождение в обществе и предоставить ему помощь в самореализации.

Улучшаем воздействие со стороны

Если брать во внимание внешние причины, то стоит постараться окружить особу должным вниманием и заботой, постараться дать ей правильное воспитание и обеспечить адекватное окружение, на поведение которого можно ровняться.

Здесь основное развитие закладывается ещё в детские годы, и во многом зависит от трудов родителей, родственников и преподавателей. Из-за ошибок в духовном обучении детей, часто рушится их счастливое будущее или зарождаются комплексы, которые мешают им реализоваться в обществе.

Что же касается более зрелого возраста, то тут уже для самосовершенствования потребуется куда больше сил и отваги, ведь придётся в корне пересмотреть некоторые свои действия и понять, правильны ли они, или же требуют некоторых корректировок.

Жёсткая самодисциплина

Если же брать внутренние индивидуальные причины, то здесь мало чем получиться оказать влияние на индивида. Ведь здесь значимую роль играет самовоспитание, дисциплина и внутренний контроль самого человека. В данном случае вся ответственность за перестройку своих мыслей и действий, да и всего восприятия мира в целом ложится именно на его плечи.

Вплотную занимаясь воспитанием ребёнка с самого его рождения, можно помочь обрести ему некоторые внутренние “двигатели” в познании мира и повысить его активность восприятия. Делается это через развивающие игры, приучение его к труду и помощи взрослым.

Любая генетическая особенность – ваша неповторимая изюминка

Что же касается биологических факторов развития и формирования личности, то здесь стоит учитывать генетические особенности и предпосылки индивида. Если быть точнее, то стоит заранее позаботиться о том, чтобы некоторые наследственные заболевания не обострились или в принципе не дали о себе знать.

Здесь понадобиться профилактика и более тщательная забота о здоровье и психическом состоянии. Если же смотреть с позитивной точки зрения, то положительные генетические предрасположенности лучше всего наоборот развивать. Со временем эти способности смогут преобразоваться в талант и помочь в самореализации человека.

Роль общественного мнения в зарождении личности

Важную роль в зарождении индивидуальности играет социальная среда. Каждый из нас живёт в обществе, поэтому необходимо научиться взаимодействовать с ним. Чтобы реализоваться и здесь потребуются вырабатываемые навыки коммуникации. Их легко можно достичь с помощью частого прямого общения с окружающими людьми. В детском возрасте это может быть общением с родителями, впоследствии с учителями и друзьями.

Этот фактор развития личности человека также можно улучшить и во взрослом возрасте. Например, пересмотреть свой круг общения, методом наблюдения понять, как он на вас влияет и несёт ли в себе то развитие, к которому вы стремитесь.
Социальный фактор состоит из влияния общества на человека. Это может быть политическая ситуация в стране, где обитает индивид, или же его религиозные предпочтения, влияние средств массовой информации и общественных норм и порядков.

Что делает нас собой?

Стоит понимать, что факторы, определяющие развитие личности важны в процессе самосовершенствования. Невозможно добиться роста, если даже один из них страдает. То есть, если вы находитесь в плохом коллективе, который негативно влияет на вас, мешая в достижении значимых целей, то сразу возникает вопрос, а правильный ли выбор вы сделали?

Человек сам строит свой путь

Помимо контроля и обучения, очень важно, чтобы индивидуум сам хотел развиваться и стремился к улучшению своих уже имеющихся навыков. В большинстве случаев он сам определяет своё будущее, постоянно совершая выбор. То есть, человек выбирает свои политические и духовные предпочтения, увлечения и симпатии, это и превращает его в личность. А дальнейшие факторы и предпосылки развития личности помогают ему в этом.

О чём свидетельствует психологическая зрелость?

Когда субъект ставит себя как полноценную личность, то это заметно по его поведению. Например, это ярко проявляется в способности совершать выбор, самостоятельно исполнять поручения и выполнять работу.

Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме человека. Результат развития – становления человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. А социальное развитие находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.

Движущими силами процесса развития личности являются противоречия, т.е. взаимодействия противоположных, взаимоисключающих сторон объекта. Противоречия возникают между влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых материальных и заканчивая высшими духовными, и возможностями их удовлетворения. Такой же характер имеют противоречия, проявляющиеся в нарушении равновесия между организмом и средой, что приводит к изменению поведения, новому приспособлению организма. Различают противоречия внутренние и внешние. Внутренние противоречия возникают на почве «несогласия с собой» и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, а внешние – стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой.

Почему различные люди достигают различного уровня развития, от каких условий зависит этот процесс и его результат? Познать закономерности человеческого развития – это значит получить ответ на вопрос: какими факторами обусловлены течение и результаты данного процесса?

К числу факторов, влияющих на становление и развитие личности, относятся:

- наследственность (анатомо-физиологическая структура биологического вида «человек разумный», особенности нервной системы, физические особенности, безусловные рефлексы, функциональные особенности, задатки, аномалии наследственного происхождения);

- среда (природная - биологическая и географическая и социальная – макросреда и микросреда);

- образование (включая: воспитание, обучение, просвещение);

- собственная активность личности (подражание, воспитуемость, обучаемость, самовоспитание, самообразование)

Несмотря на определяющую роль внешних социальных факторов на развитие и формирование личности, нельзя не учитывать биологическую природу человека. В этом качестве он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не оказать влияние на социальное развитие человека, его формирование как личности. В чем же, однако, проявляется это влияние?

Отражение биологического - наследственность. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности - гены (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»). Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном геном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обуславливающие характер, особенности протекания психических процессов. Изъяны, недостатки нервной деятельности родителей, в том числе и патологические вызывающие психические расстройства, болезни (например, шизофрения) могут передаться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет и некоторые эндокринные расстройства – карликовость, например. Отрицательное влияние оказывает на потомство алкоголизм и наркомания родителей. К наследственному относится прежде всего анатомо-физиологическая структура и такие особенности организма, как цвет кожи, глаз, волос, телосложение, особенности нервной системы, темперамент, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, т.е. задатки речи, хождения в вертикальном положении, мышления и способности к труду.



Наследственность создает материальную основу и предпосылки развития в виде задатков и предрасположенностей.

Педагогический аспект исследований закономерностей человеческого развития охватывает изучение трех главных проблем – наследование интеллектуальных, специальных и моральных качеств.

Чрезвычайно важен вопрос о наследовании интеллектуальных качеств. Педагоги-материалисты исходят из того, что все нормальные люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекания мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания.

Человек становится личностью только в процессе общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияет разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда, или микросреда и макросреда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, а вторую к – ближайшему. В понятии социальная среда входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда – это семья, родственники, друзья.

Дети, вскормленные животными, представляют большой интерес для науки. Существование их еще раз доказывает, какое огромное значение в жизни человека имеют условия и влияния среды. Вот почему ими заинтересовались и антропологи, и педагоги, и психологи. Дети, «воспитываемые» зверем, не приобретали его силы и энергии и в то же время утрачивали человеческие навыки.

Среда воздействует на развитие личности в известной мере стихийно и пассивно. В этом плане она выступает как возможность, как потенциальная предпосылка развития личности. Среда является условием и источником развития.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание – главная сила, способная дать обществу полноценную личностью. Воспитание как сознательная, целенаправленная, управляемая часть среды является наиболее важным, решающим фактором развития и формирования личности. Огромную силу воспитания признали и многие прогрессивные педагоги прошлого. Так, например, Ян Амос Коменский учил, что человеку при рождении природа дает зародыш знания, но эти зародыши могут развиваться только при помощи воспитания и образования.

Я.А. Коменский «Едва ли есть настолько загрязненное зеркало, чтобы оно все-таки хоть как-нибудь не воспринимало изображения, едва ли есть столь шероховатая доска, чтобы на ней все-таки чего-нибудь нельзя было написать. Однако, если попадется зеркало, загрязненное пылью или пятнами, его предварительно нужно вытереть, а шероховатую доску нужно выстрогать…»

В чем сила воспитания? Почему она оказывается решающим, главным фактором развития личности? Прежде всего, это процесс целенаправленный, поэтому он может корректировать наследственность и изменять микросреду; во-вторых, все дети проходят через образовательные учреждения, которые способны создать сильную систему внешних целенаправленных влияний и определенные условия для эффективности. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознание человека и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Этим определяется роль, место, возможности воспитания в формировании человека.

Для того, чтобы проявились творческие задатки, нужны не только необходимые социальные условия и определенный уровень научного, технического и художественного развития общества, но и соответствующее воспитание, специальная выучка в той или иной сфере общественной деятельности.

И.М. Сеченов: «В неизмеримом большинстве случаев характер психологического содержания 999/1000 дается воспитанием в обширном смысле этого слова и только 1/1000 зависит от индивидуальности».

Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воспитание детенышей обезьяны в одинаковых условиях с ребенком показало, что детеныши обезьяны, имея те же контакты с людьми, получая хорошее воспитание и уход, тем не мене не приобретают ни одного психического качества, свойственного человеку.

Все это позволяет сделать важнейший для педагогики вывод: определенную роль в развитие и формировании личности играет воспитание. Только с помощью воспитания реализуется социальная программа развития человека и формируются его личностный качества.

Раскрывая важнейшие факторы развития личности и подчеркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитательных воздействий. Эти факторы являются внешними по отношению к личности. Однако мы не должны забывать о самопроизвольном внутренним ее изменении, определяемом внутренними противоречиями. Каждая личность развивается по своему пути.

И.Кант: «В человечестве заключено много задатков, и наша задача – пропорционально развивать природные способности раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения».

Следовательно, четвертым фактором развития личности является собственная активность личности, ее саморазвитие и самовоспитание.

Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. В связи с этим при рассмотрении вопроса о особенностях развития личности необходимо учитывать влияние такого фактора как собственная активность личности, в частности самовоспитание.

Самовоспитание – это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование культуры личности.

Таким образом, основными факторами развития личности является наследственность, среда, воспитания и саморазвитие (самовоспитание) личности. Но ни сила влияния, ни изменчивость этих факторов, ни их самая тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, ни их единство не обеспечивают развития и формирования личности без ее активной деятельности. Их влияние реализуется лишь в процессе деятельности самой личности – это главнейшее, определяющее условие развитие личности, т.е. человека члена общества.



Новое на сайте

>

Самое популярное