Домой Пульмонология План-конспект занятия по окружающему миру на тему: Прогулка «Наблюдение за птицами. Исследовательский проект «Наблюдения за зимующими птицами

План-конспект занятия по окружающему миру на тему: Прогулка «Наблюдение за птицами. Исследовательский проект «Наблюдения за зимующими птицами

Наблюдения за зимующими птицами проводили зимой 2015 года. Каждый возле своего дома установил кормушку и наблюдал, как ведут себя птицы в зимний период, когда корма почти нет. Данной работой хотим показать, что птицам зимой не просто выжить, а человек может им помочь, а птицы помогут весной человеку, уничтожая вредителей садов и огородов.

Цель: провести наблюдения за видовым составом птиц, прилетающих к кормушке, выяснить как помочь им выжить зимой.

  1. Смастерить кормушку, выяснить какой вид кормушек больше подходит для птиц в городских условиях.
  2. Определить какие виды птиц посещают кормушки, количество, время посещения, продолжительность посещения.
  3. Выяснить, какой корм предпочитают разные виды птиц, которые посещают зимние кормушки.
  4. Провести наблюдение за поведение птиц, прилетающих к кормушкам зимой.
  5. Установить изменение видового состава посетителей кормушки в зависимости от ее расположения в различных районах города.
  6. Выяснить зависимость количества одновременно кормящихся на кормушке особей от их видовой принадлежности, количества и разнообразия корма на кормушке, погодных условий, других факторов.
  7. Существует ли очередность в доступе к корму на кормушке среди птиц одного вида, пола или разных видов?

Обзор литературы.

Литературы очень много. Остановились на книге «Птицы Подмосковья» автора А.А, Мосалов и др., где есть подробное описание как проводить такие наблюдения. Хорошо, что это определить с красочными фото, по которым можно точно опознать птицу.Для нашего района подошла книга Г. Русанова астраханского орнитолога, его книга «Птицы Понизовья» помогли не только опознать виды птиц, но и познакомиться с описанием жизни многих птиц нашего края.

Методика.

Смастерить переносную кормушку с тем условием, чтобы на ней могли одновременно присаживаться не менее пяти птиц. Поместить в кормушку разнообразные корма. При наблюдении фиксировать количество птиц каждого вида на кормушке и вблизи нее, время прилета и отлета, продолжительность кормления и поедаемый корм. Отметить частоту агрессивных контактов между птицами, видовую принадлежность участников конфликтов и исход этих контактов (кто кого прогнал). Хронометрируйте поведение отдельных птиц, принадлежащих к разным видам.

Маршрутный метод наблюдения.

Проходим по намеченному маршруту 1 км вокруг своего дома и в определенных точках останавливаясь, где висят кормушки, считаем увиденных птиц и наблюдаем за их поведением в данный момент, делаем фото.

Результаты.

Все мы живем в разных районах города Астрахани. Установили сделанные кормушки у своего дома и вели наблюдения. Каждый из нас вел протокол наблюдения, а затем провели анализ полученных данных.

Таблица 1

Дата

Птицы -виды

Кол-во

Кол-во подлетов

Время прилета, отлета

Поведение

Корм

Высматривают в кормушке корм, а не едят сразу

Стайкой очень беспокойной

Птичий горец

Жаворонки вместе с воробьями

По одному

Семена растений

Только рядом с домом гулял, залетая в кормушку

Падаль, семена

Долбил старое дерево тополя на высоте 5 метров, в кормушку не заглядывал

Насекомых из под коры дерева

Разбивают грецкий орех, кидая их под машину. Затем прилетела в кормушку, но не надолго

Грецкий орех, пищевые отходы из мусорок, падаль

Летали стайкой в кормушку

Искали корм на стадионе в траве, затем прилетели в кормушку

Клевал труп кошки у дороги, в кормушку не заглядывал

Летели на восток 50экз

Сидели на ветке

Сидели на заборе

На тополе сидела, затем на краешке кормушки

В ходе работы выяснили, что не все конструкции кормушек подходят для посещения птицами. Лучше всего подходят деревянные кормушки с крышей, сделанные из пластиковых бутылей, открытые кормушки хорошо прикрепленные на столб.

В основном кормушки посещались с 8:00–14:00 часов, так как в это время зимой светло, а после обеда ползут тучи, быстро темнеет, сыплет дождик и птиц не видно. Очень редко видели разные виды птиц в одной кормушке, чаще прилетали группами или воробьи или голуби, всегда всех выгоняли из кормушки вороны и вороны. Синички с большой осторожностью посещали кормушки и старались быстрее улететь. Птицы, находящиеся вдали от кормушек наблюдали за птицами прилетавшими к ней. Если птиц становилось больше, то вороны тут же оказывались в кормушке. Парочка воронов редко прилетали в кормушку, чаще разгуливали вблизи ее, наблюдая за копошившимися в ней воробьями. Давали семечки и зерно, но птицы предпочитали зерно. В ненастную погоду птиц почти не было, только голуби прилетали скрыться от дождя, иногда залетали воробьи.

Воробьи, голуби очень дружелюбны и практически вступают о выяснение отношений только со своим видом. Не видели, чтобы ворон гонял птиц из кормушки, что не скажешь о воронах, которые вели себя как захватчики.

Наблюдения продолжаем.

Лучшими кормушками являются деревянные, устойчивые и с крышей. Все птицы кроме дятла, поползня и ворона посещают кормушки постоянно при наличии корма. Агрессивно ведут себя только вороны.

Приложение 1

Литература:

  1. Р. А. Бене, А. А. Кузнецов «Птицы лесов и гор СССР», полевой определитель КВА «Просвещение», 1961.
  2. Атлас птиц Москвы и Подмосковья.
  3. Р. А. Бене, А. А. Кузнецов «Птицы открытых и околоводных пространств СССР», полевой определитель, Москва «Просвещение», 1983.
  4. Л. С. Степанян, «Конспект орнитологической фауны СССР», Москва, «Наука» 1990.
  5. А. Н. Сунгуров, «Экскурсионный определитель птиц Европейской части СССР», Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, Москва 1960,
  6. А. С. Боголюбов «Экосистема», 2002www///.Ecosystema

Выполнил:
Обучающийся 8 класса
МОУ «Каменская средняя общеобразовательная школа»
Обоянского района
Курской области
Захарьин Владимир
Руководитель:
Учитель ИЗО
Червякова Ж.В.
2011 год.

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Я наблюдаю за птицами весь световой день благодаря тому, что почти все кормушки находятся напротив окон.

Дом расположен так: лицевая сторона направлена на запад, внизу в 200-х м. от дома протекает речка Каменка. По обоим берегам растут деревья. С восточной стороны дома находится большой сад, рядом с которым - два заброшенных. Зимой и летом сюда прилетает много птиц в поисках корма.

Я забочусь о том, чтобы у пернатых всегда была еда.
Корм в кормушки начинаю закладывать с появлением первого снега и до конца зимы. Независимо от того, какая на улице температура, птицы появляются на кормушках не с первыми лучами солнца, а примерно через час после восхода. Зато днем, с 15.00. до 16.00. они находятся на кормушках.

Птицы не всегда кормятся спокойно, хотя еды предостаточно для всех. При появлении сойки мелкие птицы улетают и не возвращаются к кормушке, пока она ест.

Синицы часто прогоняют воробьев, они вытягивают голову, прогибают тело, шипят, как змеи и бросаются в драку. Между собой синицы ссорятся по¬ другому. Это я наблюдаю часто на кормушке №2. Синица, которая собирается прогнать другую раскрывает крылья и хвост и поворачивается на 90°. Лазоревка, хоть она и прилетает всегда одна, ни с кем не ссорится, но кажется, синицы уступают ей место.

Овсянки не замечены в ссорах. Овсянки не любят кормушки, а предпочитают подбирать под кормушками за другими птицами, особенно это заметно на кормушке №З. Они почти не бывают на кормушке №1. Также овсянки и воробьи едят вместе с домашней птицей. Самое очаровательное в овсянках то, что когда они садятся на дерево, дерево становится похожим на яблоню, с которой листва упала, а яблоки остались.

Хотя рядом много старых деревьев, дятлы регулярно посещают кормушки: большой пестрый дятел, средний пестрый. А вот малый пестрый дятел находит пропитание рядом с кормушками.


Самец малого пёстрого дятла
рядом с кормушкой №1



Самочка малого пёстрого дятла
рядом с кормушкой №1

В десяти метрах, на репейнике, питаются щеглы и зяблики. К зябликам у меня особая любовь. Я наблюдал летом, как они кормили своих птенцов, и это оставило неизгладимые впечатления в моей памяти.

После 26 января дятлы - редкие гости на кормушках. Они спустились в лесок, возле речки и там активно себя ведут. Так как наши птицы такие же пугливые как в лесу, их трудно фотографировать. А фотография малого пестрого дятла сделана в 7 метрах от кормушки №1. Эти птицы часто подпускают к себе очень близко. Однажды мы очень долго наблюдали его всей семьей, а он долбил и долбил ветку ели и совершенно не обращал на нас внимания, хотя в это время громко лаяла собака, а мы находились рядом с деревом.


Самец. Средний пёстрый дятел.

26 января - приметный день не только потому что улетели дятлы. С утра был сильный мороз, градусник показывал -22°. И когда я вышел на порог, то увидел синицу. Она летала над землей и не поднималась высоко. Я пытался её поймать, но она летала по двору, даже пыталась спрятаться у собаки в будке, потом, вероятно, ее силы закончились, и она забилась под крыльцо. Я взял её в руку, перья на затылке были сильно взъерошены. Взял я её с той целью, чтобы отогреть, думал, что она замёрзла. Когда она поняла, что находится у меня в руках, стала шипеть и щипать за пальцы. Посадил я её в 3-х литровую банку, на дно положил мелкого сена. Как только она оказалась внутри, то стала брать крупные травинки и перекладывать. Банку накрыл крышкой с дырочками, а синица уцепилась лапками за дырочки и стала разглядывать, что происходит в комнате. Ничего не стесняясь, поела она хлебных крошек. Часа через три после того, как она оказалась в банке, ей уже было не комфортно, вероятно она согрелась и наелась. Перед тем как выпустить, я решил её пометить. Я подрезал ей одно пёрышко на хвосте, надеясь, что увижу ещё «мою» синичку.

Самые интересные наблюдения за кормушкой №4. Её посещают воробьи, синицы, дятлы, лазоревка, сойка. Когда я наблюдаю за птицами, то вижу как, на верхушку берёзы садятся сороки, они шумят, но на кормушку не спускаются. Сойка может спокойно кормиться около пяти-семи минут, дятел, в основном, большой пёстрый, тоже около пяти-семи минут. Синицы с воробьями обычно на кормушке проводят меньше времени, одну-две минуты, и улетают на ближайшие деревья, зато следующее их появление происходит быстрее. А сойка появляется через тридцать-сорок минут. За это время воробьи с синицами несколько раз прилетают и улетают.

1 февраля, наблюдая за птицами, я особенно присматривался к хвостам синиц. Вдруг я увидел «мою» синичку. Прилетела все-таки, мне было очень приятно и радостно. Рядом я увидел синицу, у которой от хвоста осталась пара перьев - обрывков. Скорее всего она побывала в страшной переделке.

Вместе со мной за птичьим базаром наблюдают и хищники, они появляются так неожиданно и стремительно, что даже не удается понять, откуда они появились, с какой стороны, поймали ли кого или нет?! Также стремительно улетают. Нельзя даже определить, какой это вид.

Дважды был небольшой, размером с голубя, серый хищник. При его появлении все синицы и воробьи как- будто исчезали. На третий раз прилетал огромный хищник. Размах его крыльев -больше метра, светло – коричневое оперение. На этот раз не только птицы испарились, даже куры исчезли.

5 февраля была оттепель, появились проталины, это сильно сказалось на количестве птиц, посещающих кормушки. Овсянки не показывались несколько дней, а синиц и воробьев стало в 2 раза меньше.

В середине февраля я оставил наблюдение за своими кормушками, так-так лег в больницу, а там видел только галок и голубей. Я не волновался, что дома птицы остались голодными, их будет кормить мой брат. Многие мои друзья заинтересовались жизнью птиц и устроили кормушки у себя дома.

Место нахождения кормушек:

Кормушка №1 находится возле передней части дома, под окнами. Птицы очень сильно любят её, так как она скрыта двумя ёлками и огромным вязом. В случае опасности птицы прячутся на деревьях и сидят, пока все не утихнет. Её рацион таков: хлебные крошки, зерно пшеницы, подвешенные початки кукурузы, животный жир.


Кормушка №1
Синица обыкновенная, и лазоревка.

Кормушка №2 импровизирована. Это просто подвешенные кусочки сала или жира в сеточках. Она расположена во дворе, напротив окна кухни.


Кормушка №2
Синицы


Кормушка №2
Самка Большого пёстрого дятла.



Кормушка №2
Лазоревка

Кормушка № З другого типа. Она расположена в палисаднике, позади дома. На неё чаще всего насыпаем семена растений: зёрна пшеницы, варёный рис, кукурузу.

Сначала птицы съедают крошки, большие кусочки уносят, потом съедают зерно, и только потом, принимаются есть рис. Горох и гречку разбрасывают, поэтому после нескольких попыток пришлось прекратить использование этих продуктов.


Самочка овсянки обыкновенной
рядом с кормушкой №3



Самец овсянки обыкновенной
под кормушкой №3

Кормушка №4 также импровизирована. Она, находится в саду, размещаясь на крыше летнего душа. Чтобы наблюдать за обитателями этой кормушки, надо занять укромное место и не делать резких движений. За птицами можно наблюдать длительное время.


Кормушка №4
Самка большого пёстрого дятла



Кормушка №4
Сойка обыкновенная

Кормушки наполняем в 15 часов дня и, изредка, утром, потому что корм остается с вечера. Кормим птиц по очереди с братьями и наблюдаем за ними. Братья у меня ещё маленькие, поэтому кормушки делал я сам.

Я наблюдаю птиц с 2007г. Не знаю, какой случай произвел на меня особое впечатление, когда к нам на кормушку прилетел зеленый дятел, или когда на рыбалке я увидел птичку с ярким оперением, которая нырнула в воду, схватила рыбу и понесла её.

Любовь к этому привила моя мама, которая увлекается орнитологией, животным и растительным миром.


Кормушка №4
Лазоревка и домовой воробей.

В лесу часто слышно кукование кукушки, но очень многие видели кукушку только на картинках. А какая она на самом деле? Каковы ее повадки? Где она живет - в дупле, в гнезде или у нее вовсе нет постоянного пристанища? Кукушку легко отличить по голосу, но в лесу сотни видов птиц, и каждая щебечет или поет на свой лад. Какие это птицы? Трудно наблюдать лишь первую птицу. А потом появится опыт, разовьется наблюдательность. Недаром один из лучших знатоков русской природы - проф. Д. Н. Кайгородов говорил: «Ничто так не изощряет, не утончает наблюдательности, как наблюдение птиц. Изощряет зрение, развивает и утончает слух». Внимательный и терпеливый наблюдатель, будь он даже не ученый, а просто школьник, может подметить в жизни птиц ценные для науки явления.

Начинать наблюдения надо с определения вида птиц. Если вы еще неопытны и не можете безошибочно узнать птицу, обратитесь к знающему человеку либо к хорошей книге. Есть определители птиц по цветным рисункам. Лучший из них - «Птицы СССР» В. Е. Флинта и других («Мысль», 1968). В этой книге на 48 цветных таблицах около 900 изображений птиц. Много цветных рисунков птиц и в определителе «Птицы лесов и гор СССР» Р. Л. Беме и А. А. Кузнецова («Просвещение», 1966).

В городах определять птиц вам могут помочь их чучела в местном музее. Если вы увидели неизвестную вам птицу и хотите определить ее по книге, запишите подробно ее приметы:

  1. размер в сравнении с хорошо известными птицами (воробьем, скворцом, голубем);
  2. окраску. Например, так: «Горло и грудь кир-пично-красные, весь верх серый с оливковым оттенком, брюшко и бока такие-то» и т. д.;
  3. повадки птицы: ее поведение, подвижность, Характерные позы. Например: «Кругообразно вращает хвостом, когда тревожится» (сорокопут) или: «Сидя на ветке, встряхивает крыльями, словно порываясь лететь» (мухоловка);
  4. голос, если это возможно, - буквами. Например: «пинь-пинь-таррах» (тревожный крик синицы). Можно сравнить голос птицы с каким-либо знакомым звуком, например: «скрипы в разных тонах» (песня снегиря). Некоторые виды птиц внешне почти неразличимы, например пеночки и камышевки, но по песне их можно отличить;
  5. место, где встречена птица; растение, на котором она кормилась; например, щеглы кормятся зимой на репейнике, чижи и чечетки - на березах и ольхах, а снегири - на ясенях.

Наблюдать за птицами можно всюду, даже в больших городах. Виды птиц, наиболее удобные для фенологических наблюдений, перечислены в таблице. Крестиками отмечено, какие сезонные явления в жизни птиц наблюдаются весной или осенью.

Особенно интересно наблюдать за жизнью птиц летом. В пионерском лагере, например, легко организовать наблюдения за птичьими гнездами. Если птиц не пугать, они перестанут бояться человека. Кружок юннатов в лагере должен взять на себя заботу о неприкосновенности птичьих гнезд. Даже не желая этого, можно погубить гнездо: достаточно подойти несколько или хотя бы один раз компанией к гнезду, расположенному на земле. Ночью по протоптанной вами тропе может пробежать хищник - кошка или хорек, которые без труда найдут и уничтожат гнездо. К гнездам должны ходить не более двух наблюдателей и как можно реже.

Найдя гнездо и определив, чье оно, следует описать его. Удобнее всего описывать каждое гнездо на отдельной карточке из плотной бумаги размером в половину тетрадной страницы. Эту карточку следует заранее разграфить и в каждой графе отметить, что в нее должно быть, занесено.

Номер, вид (название птицы), адрес, место обитания (например: «смешанный ельник с густым подлеском бузины»), место гнезда (на земле, в дупле липы, в синичнике и т. д.), диаметр дерева в сантиметрах, высота гнезда над землей в метрах. Для гнезд в дуплах и искусственных гнездовьях нужно указать размеры летка, в какую сторону он выходит. Глубина дупла или скворечника измеряется от нижнего края летка до дна, для искусственных гнездовий указываются размеры дна, например: 13X14 см. В открытом гнезде нужно измерить диаметр гнезда, высоту гнезда, диаметр лотка (чашеобразного углубления гнезда) и глубину лотка. Материал, из которого сделано гнездо. Если материал самого гнезда отличен от материала выстилки лотка, нужно указать его отдельно для каждой из этих частей.

В густых зарослях вблизи водоемов можно увидеть маленькую камышевку. Очень интересно наблюдать, как она выращивает птенцов. Вот только три кадра, схваченные фотоаппаратом (слева направо): комар-долгоножка не редкость в рационе 9-дневных птенцов; тренировка перед вылетом из гнезда; птенца, вылетевшего из гнезда, мать еще продолжает кормить или менее точно определить. Затем отмечается, слепы ли птенцы или открыли глаза. Потом (в миллиметрах)- размеры перьев хвоста-«рулей», размеры перьев крыла- «махов». Эти сведения позволяют приблизительно определить возраст птенцов. Даты конца кладки яиц, вылупления и вылета птенцов следует заносить на карточку только в том случае, если они точно известны.

Карточку надо заполнять на месте. Если какой-нибудь вопрос не ясен, лучше совсем не давать ответа, чем записывать догадки или неточные сведения. Ответы должны быть предельно ясными и краткими. На обороте карточки записываются повторные наблюдения за гнездами, там же желательно сделать рисунок гнезда или наклеить фотографии гнезда и его окружения.

Некоторые птицы очень пугливы. Если в гнезде находятся яйца или только что вылупившиеся птенчики, долго оставаться возле него нельзя: птицы могут бросить его. Все наблюдения и записи следует делать вдали от гнезда, а вплотную к нему подходить только для необходимых измерений.

Каждой весной начиная с 1926 г. у нас в стране проводится День птиц. В этот день-учащиеся сами знакомятся и знакомят население с жизнью птиц. В школах День птиц обычно отмечается 24 марта - в первый день школьных весенних каникул или в один из первых выходных дней апреля. В День птиц дети развешивают столько скворечников для скворцов, что число этих птиц в нашей стране сильно увеличилось, местами стало даже чрезмерным. Сейчас гораздо важнее изготовлять не скворечники, а синичники - небольшие домики для маленьких птичек: синиц, мухоловок-пеструшек, горихвосток - и развешивать их прежде всего в плодовых садах. Каждый учащийся должен сделать такой птичий домик.

Рисунок на стр. 407 показывает части синичника или скворечника. Крыша делается из горбыля или доски, но обязательно открывающаяся. Это нужно для чистки гнездовья. Важно соблюдать указанные размеры домиков. Для скворца внутренняя величина дна должна быть не меньше чем 13X13 см, а диаметр летка - 4,7-5 см. Для большинства мелких птиц пригоден домик с размером дна 10 X 10 см, а для мелких видов синиц и того меньше. Для большой синицы внутренние размеры дна лучше увеличить до 12 X 12 см. Диаметр летка синичника - 3,2-3,5 см.

Гнездовья из сырых досок совершенно непригодны: при высыхании они дают трещины, щели, в таких домиках птенцы при холодной погоде погибнут. Значит, доски для птичьих домиков нужно заготовить заранее и хорошенько просушить. Домик, вымазанный снаружи грязью, птицы заселяют охотнее, чем белый. Еще лучше покрасить его коричневой или зеленой масляной краской. Такое гнездовье висит на дереве без ремонта 10-15 лет. Не следует стругать внутренние стенки гнездовья, так как птицам будет трудно выбираться из него, да и снаружи его стругать не обязательно.

Синичники для города делаются с очень маленьким летком - 3 см диаметром, чтобы в него не пролез большой городской воробей. Очень важно правильно развесить гнездовья: самые лучшие птичьи домики, если они неправильно повешены, останутся пустыми. Даже наклон гнездовья имеет значение. Вперед его можно наклонить очень сильно, птиц это не пугает. А домики, запрокинутые назад, птицы не занимают: им трудно выбираться оттуда. В таблице указано, какие гнездовья, где и как нужно вешать.

Развешивая гнездовья, нельзя забывать о злейших врагах птиц - кошках. Для них доступен домик, поставленный на сучок дерева: сидя на сучке, кошка с удобством орудует в нем лапой через леток. Для развески выбирайте дерево потолще и, главное, без сучьев внизу, чтобы на него было трудно влезть без лестницы. Развешивают гнездовья, взобравшись на лестницу или при помощи шеста.

Нельзя портить деревья, забивая в них гвозди. От этого особенно, страдают березы: весной из пробитой гвоздем дырочки долгие недели течет сок дерева. Есть много способов прикрепления синич-ников к дереву без повреждений. На рисунке изображен синичник, привязанный проволокой. Свободный конец проволоки перебрасывают наискось через крышку и закрепляют на гвозде, вбитом в переднюю стенку. Это надежный запор от посягательств ворон и сорок, которые легко могут сбросить открывающуюся крышку и достать из гнезда птенцов.

Обозначение частей тела птицы: 1 - лоб; 2 - клюв, а - надклювье, б - подклювье; 3 - темя; 4 - затылок; 5 - уздечка; 6 - бровь; 7 - щека; 8 - горло; 9 - зоб; 10 - грудь; 11 - брюхо; 12 - голень; 13 - цевка, плюсна; 14 - подхвостье (нижние кроющие перья хвоста); 15 - рулевые перья, рули (хвост); 16 - надхвостье (верхние кроющие перья хвоста); 17 - маховые перья; 18 - кроющие перья крыла; 19 - спина.

Просто и удобно вешать скворечник с поперечной задней планкой. Зацепив гвоздем на конце шеста за леток, синичник кладут в развилке двух сучков. Зажатый сучками, синичник повиснет очень прочно. Этот способ хорош для развески синичников на соснах с их мутовчатым расположением сучьев и на плодовых деревьях.

Как только птицы поселятся в домике, можно начинать наблюдения за ними. Сначала птицы очень осторожны и боятся показываться около гнезда. Когда выведутся птенцы, птицы начнут носить им корм. В средней полосе нашей страны больше половины всех синичников в лесу обычно заселяют мухоловки-пеструшки. К наблюдателям пеструшки привыкают очень быстро. Бывали случаи, когда насиживающую птицу брали в руки, сажали обратно на гнездо и она продолжала насиживание. С большими синицами труднее. Пока не вывелись птенцы, близко к гнезду чаще одного-двух раз подходить нельзя - птицы могут бросить гнездо, да и при птенцах нужно быть очень осторожным. Не очень пугливы у гнезд горихвостки, серые мухоловки и поползни. А мелкие синицы - гаички, московки, хохлатые - необычайно доверчивы.

Одно гнездо гаички было в дупле низко над землей. Наблюдали за ним сидя на табуретке метрах в десяти. Понемногу наблюдатель стал приближаться к гнезду и через несколько часов придвинулся так близко, что мог достать рукой до дупла в дереве, куда влетали гаички. На другой день наш наблюдатель уже ловил на себе комаров и держал в пальцах у самого летка. Покормив птенцов, птички брали комара из рук и снова ныряли в дупло, чтобы скормить его птенчикам, а вылетая, внимательно осматривали пальцы - нет ли еще комарика. Кто бы ни узнавал про этих чудесных птичек - обязательно хотел хоть полчасика посидеть около них и покормить их из рук комарами.

Схема изготовления гнездовья. Размеры (в сантиметрах) указаны для синичника, а в скобках - для скворечника.

Интересно выяснить значение птиц как истребителей вредных насекомых. Количество приносимого корма подсчитать довольно просто. Два наблюдателя располагаются метрах в десяти от гнезда (если птицы волнуются, прекратили кормление, то нужно отодвинуться дальше). Для маскировки можно поставить переносный шалашик и накрыть его зеленой материей или замаскировать травой. Один из наблюдателей только следит за тем, чтс делается у гнезда, и сообщает товарищу, а тот все подробно записывает.

Узнать, каких именно насекомых приносят птицы в гнездо, значительно труднее. Издали даже в бинокль их трудно рассмотреть. Для таких наблюдений незаменима так называемая темная камера. Из нее можно рассматривать птицу и ее птенцов совсем рядом, и/ удивительное дело, птица ведет себя так, словно около нее нет человека, она попросту его не видит. Все это очень интересно и необыкновенно: в полумраке синичника блестят черные глаза прилетевшей птицы, у нее в клюве громадная и уже неподвижная гусеница. Шесть кричащих открытых ртов. Кому же достанется гусеница? А птица разрывает ее и половинками кормит двух птенцов. И это происходит на расстоянии 30 см от глаз наблюдателя, тут все можно рассмотреть.

Способы укрепления птичьих домиков: слева - с помощью проволоки; справа - с помощью поперечной планки. Домик подвешивается шестом с земли.

Птицы в камере могут рассказать о себе сами несравненно больше интересного, чем самая интересная книга. Поэтому мы считаем, что такую камеру нужно иметь в каждом пионерском лагере (и тем более в школьном лесничестве), чтобы каждый пионер смог увидеть, как живут птицы у себя дома. Камеру могут сделать старшие ребята, но лучше поручить эту работу мастеру: она требует хорошей подгонки стенок, чтобы не было щелей.

Рисунок на стр. 409 показывает детали камеры. На каркас из планок набивают фанеру или картон. Щиты стенки сбивают гвоздями или, что лучше, скрепляют шурупами, нужно учесть, что обычно на зиму камеру приходится разбирать для удобства хранения. Крыша - лист фанеры с планками, прибитыми снизу, она надевается на собранную камеру, как крышка на коробку. Прорезь для наблюдений (10 X 10 см) лучше сделать немного правее середины, снаружи под ней нужна полка, чтобы ставить синичник с гнездом, а внутри - откидной столик. В камере ставят, стул, не лишним будет и электрический фонарик. Свет не должен проникать в домик, поэтому его следует покрасить масляной краской, снаружи зеленой, для маскировки, внутри черной. Щели можно проклеить черной бумагой.

Готовую камеру ставят около дерева, на котором есть синичник с птенцами не менее чем 2-3-дневного возраста. Понемногу, не более чем по метру за один раз, спускают синичник по стволу дерева вниз. Это занимает несколько часов, так как после каждого передвижения нужно дать птицам найти свей дом на новом месте, освоиться. Наконец, синичник ставят на полку против прорези в камере. Теперь нужно только заменить его на другой, в котором заднюю стенку можно вынимать (см. рисунок). Сюда переносят гнездо и птенцов. Последнюю замену птицы принимают, как правило, легко. Синичник на камере нужно прикрепить проволокой.

Теперь, забравшись в камеру, можно видеть все, что делается в гнезде. Света, проникающего через леток, вполне для этого достаточно, и птицы начинают показывать все тайны своего гнезда. В момент, когда они улетают за кормом, можно зажечь свет, чтобы сделать запись или взвесить птенчика на аптекарских весах. Может еще понадобиться маска из черной бумаги с дырками для глаз и рта: при разглядывании гнезда с очень близкого расстояния, когда света много, птица иногда замечает лицо наблюдателя, начинает волноваться, присматривается, бросает свои дела. Это бывает не часто, но маску под руками все же нужно иметь.

Новый дом пришелся по вкусу скворцу.

Птенцы, особенно среднего возраста, боятся холода. Когда наблюдения не ведутся и особенно на ночь заднюю стенку гнездовья нужно обязательно плотно закрывать. В холодную погоду лучше и при наблюдениях закрывать это отверстие стеклом. Из камеры легко узнавать насекомых, которых приносят птицы (гусеница, жук, бабочка и т. д.). Интересно сделать подсчет насекомых, приходящихся на одного птенца за сутки, за час. Здесь ведь видно, какого именно птенца кормит птица, как распределяется корм между всеми птенцами. В гнезде все изменяется с удивительной быстротой, птенцы растут не по дням, а по часам, и это без всякого преувеличения, вес птенчика за день может увеличиться в полтора раза, а все развитие от вылупления из яйца до вылета из гнезда проходит у многих наших птиц всего за 11 дней.

Детали камеры для наблюдения за птицами.

Самые ценные сведения можно получить, если сменные дежурные будут вести наблюдения весь день без перерывов. Это трудно, ведь птичий день начинается с 3-4 часов утра, но зато интересно. Очень важно при помощи арифметических расчетов установить число принесенных птицами насекомых, их вес за сутки, сделать фотографии птиц и птенцов (в камере их легко делать со вспышкой). В нашей стране учащиеся проводят не только весенний, но и осенний День птиц - праздник встречи зимующих пернйтых: синиц, снегирей, чечеток, свиристелей и др. День встречи зимующих птиц проводится в средней полосе РСФСР в один из выходных дней середины ноября. Главная задача этого праздника - наладить зимнюю подкормку полезных птиц, и прежде всего синиц.

Гнездовье для наблюдения из камеры.

Готовиться к встрече зимних птиц начинайте заранее, еще с августа: ведь для подкормки нужно запасти корм. Один из лучших видов корма - семена арбуза; синицы их охотно раздрабливают и выедают через дырочку. Но воробьи с ними не могут справиться. С наступлением холодов устраивайте кормушки и регулярно насыпайте в них корм: коноплю, семена подсолнечника, арбуза, тыквы, а для синиц - также сало и любое мясо. Синицы очень охотно едят куриные или кроличьи потроха, в первую очередь тщательно собирая с них сало. Для зерновых кормов удобна самоподсыпающаяся кормушка. Корм в нее засыпают раз в неделю или даже реже. Передняя стенка у такой кормушки двигается в пропиленных пилой пазах. Ее выдвигают так, чтобы через щель зерно высыпалось понемногу на полку - дно кормушки, откуда его берут птицы. Если птиц не пугать, они быстро привыкают к человеку и позволяют смотреть на себя с расстояния 3-4 м.

Интересна застекленная кормушка, которую можно повесить у самого окна снаружи. Птицы не увидят наблюдателя, так как он в темной комнате за стеклом, а они на свету. Чем ближе птицы, тем больше интересного замечаешь в их поведении. Попробуйте описать повадки различных видов птиц, прилетающих к кормушке. Синица, например, таскает из нее по зернышку и на ветке ближайшего дерева долбит семечко, зажав лапками, снегирь легко разгрызает крупное семя подсолнечника своим могучим клювом. Кормить птиц нужно до весны, пока они сами не покинут кормушку.

В лесу часто слышно кукование кукушки, но очень многие видели кукушку только на картинках. А какая она на самом деле? Каковы ее повадки? Где она живет - в дупле, в гнезде или у нее вовсе нет постоянного пристанища?

Трудно наблюдать лишь первую птицу. А потом появится опыт, разовьется наблюдательность. Внимательный и терпеливый наблюдатель, будь он даже не ученый, а лишь школьник, может подметить в жизни птиц то, что ценно для науки.

Начинать наблюдения надо с определения вида птицы. Если вы еще неопытны и не можете безошибочно узнать птицу, обратитесь к знающему человеку или к хорошей книге. Есть определители птиц по цветным рисункам. Лучший из них - В. Е. Флинт и др. «Птицы СССР». Много цветных рисунков птиц и в определителе Р. Л. Беме и А. А. Кузнецова «Птицы лесов и гор СССР».

Если вы увидели неизвестную вам птицу и хотите определить ее по книге, запишите подробно ее приметы:

1) размер в сравнении с хорошо известными птицами (воробьем, скворцом, голубем);

2) окраску. Например, так: «Горло и грудь кирпично-красные, весь верх серый с оливковым оттенком, брюшко и бока такие-то» и т. д.;

3) повадки птицы: ее поведение, подвижность, характерные позы. Например: «Сидя на ветке, встряхивает крыльями, словно порываясь лететь» (мухоловка);

5) место, где встречена птица; растение, на котором она кормилась; например, щеглы кормятся зимой на репейнике, чижи и чечетки - на березах и ольхах, а снегири - на ясенях.

Наблюдать за птицами можно всюду, даже в больших городах.

Чтобы определить насекомых, которых птицы приносят в гнездо, нужно их хорошо знать. Но даже если только установить, сколько было гусениц, жуков, бабочек, мух, то и эти сведения важны для ученых.

Как же наблюдать за птицами? Прежде всего не рекомендуем наблюдать за птицами, гнездящимися на земле, на кустах, невысоко на деревьях. Вытоптанная около гнезда трава, частое присутствие людей могут привести (и нередко приводят) к трагическому концу. Надежнее иметь дело с птицами-дуплогнездниками: с дятлами, поползнями, скворцами, и особенно с теми пернатыми, которые гнездятся в искусственных гнездовьях.

Это и понятно. Главная защита от врагов у птиц с открытыми гнездовьями-маскировка, осторожность, а в дупле или синичнике птенцы более или менее надежно укрыты. Тут и птицы могут быть не так осторожны, да и птенцы не боятся себя обнаружить. У дятлов, например, птенцы так крикливы, что их голоса из дупла можно услышать издалека.

Понаблюдайте за мухоловкой-пеструшкой. В средней полосе страны эти черно-белые птички-самые обычные обитатели синични-ков. Они очень доверчивы, быстро привыкают к наблюдателю, даже если он не замаскирован и расположился недалеко от гнезда.

Больших синиц лучше не тревожить и наблюдений за ними не вести. Иначе они могут бросить не только кладку яиц, но и маленьких птенчиков.

Наблюдая за птицами, важно выяснить их значение как истребителей вредных насекомых. В течение нескольких дней попробуйте подсчитать, сколько насекомых принесут птицы своим прожорливым птенцам. Вы получите ценные сведения, если проследите весь рабочий день птиц - от рассвета до вечера. Но даже если наблюдения были короткими, по часу или два в разное время суток, можно подсчитать, сколько было прилетов за две недели выкармливания птенцов при 17-18-часовом рабочем дне у птиц. Не нужно забывать, что чем старше становятся птенцы, тем больше корма они требуют.

Число прилетов с насекомыми подсчитать довольно просто, если даже наблюдать за гнездом издалека, конечно, лучше с биноклем. Но значительно труднее определить, какими именно насекомыми кормят родители птенцов. Здесь совершенно незаменимы наблюдения с расстояния в 25-30 см от гнезда при помощи специальной темной камеры. Наблюдатель из темноты на свет хорошо видит, что делается в синичнике без задней стенки, прикрепленном к камере (см. Как сделать камеру для наблюдений за птицами). Птица не замечает наблюдателя или быстро привыкает к бледному пятну лица человека, если, конечно, оно неподвижно.

Из камеры можно наблюдать удивительные подробности из жизни птенцов и их родителей.

Есть несколько правил для наблюдений в природе, и, если их не соблюдать, наблюдения теряют научную ценность.

Нужно точно знать название птицы, за которой ведется наблюдение. Все наблюдения должны быть записаны в дневнике. Это основной документ в научной работе юного натуралиста.

В дневник записывают не только сами наблюдения, но также и сведения о явлениях природы, которые могут так или иначе влиять на результаты наблюдений. Например, при подсчете числа прилетов нужно знать число и возраст птенцов, дату и час наблюдений, погодные условия: температуру, осадки, ветер и т. д.

Записывают только факты, точно установленные, а предположения и догадки можно сделать потом.

Никогда не следует полагаться на память, нужно все, каждую мелочь, если она кажется вам интересной, важной, записывать сразу.

Картотека наблюдений за птицами на прогулке для детей 1 младшей группы.

Описание материала : данный материал предназначен для воспитателей детей младшего дошкольного возраста. Может использоваться, как дополнительная информация для прогулок.
Наблюдение «Кто прилетел на кормушку»
Задачи:
- познакомить с птицами, которые прилетают к кормушке
- закреплять знания о внешнем виде птиц
- привлекать к подкормке зимующих птиц

Ход наблюдения

Художественное слово:
На снегу, как на страничке,
Пишут голуби, синички,
Пишет стая снегирей,
Пишет серый воробей,
Письма Пете и Андрюшке,
Чтобы сделали кормушки
(А. Тараскин)
Беседа: Ребята, а мы сделали кормушки птицам? Для чего нужны кормушки? Кого же мы будем кормить? Давайте насыплем хлеба и отойдем. Посмотрим: что будет: Кто прилетел к кормушке? Кто знает, как называют этих птичек? Правильно это воробьи. Что делают воробьи на кормушке?
Почему мы подкармливаем птиц? Правильно, сейчас зима, на улице холодно и у птиц мало еды. Мы им помогаем. Мы их подкармливаем. Как думаете, нравится ли птица наши угощения?
Мы с вами молодца! Давайте не будем забывать подкармливать птиц каждый день.

Наблюдение «К нам на кормушку прилетели голуби»
Задачи:
-познакомить с голубями
-поощрять желание наблюдать за поведением птиц и заботится о них
-закреплять знания о строении птиц
Ход наблюдения:
Беседа. А что это за птицы прилетели к кормушке? Правильно, это голуби. Скажите, а они большие или маленькие, как воробьи? Правильно, они большие. Что делают голуби? Верно, клюют семечки. А чем они клюют? Конечно, клювом. А как они клюют, покажите. А теперь послушайте, как разговаривают голуби. Они воркуют. Послушайте стихотворение про голубей.
Художественное слово:
Протянула я ладошку -
На ладони хлеба крошки.
Прилетали голубки
Смело брали хлеб с руки.
Важно рядышком гуляли,
Меж собою ворковали,
Все вели свою беседу,
Чтоб еще найти к обеду
Пиудунен М.
Мы ухаживаем за птицами зимой, помогаем им добыть корм. И конечно не забываем, что птиц нельзя обижать.

Наблюдение «Воробьи и вороны»
Задачи:
-познакомить с воробьем и вороной
-учить различать их по цвету и окраске
-поддерживать интерес к жизни птиц
-привлекать их к подкормке
Ход наблюдения
Беседа. Где находится наша кормушка? Зачем она нужна? Верно, чтобы подкармливать птиц зимой. Давайте посмотрим, есть ли в кормушке корм? Нет. Давайте насыплем корм, и посмотрим, кто прилетит.
Что за маленькая, коричневая птичка прилетела к нам на кормушку? Да, это воробей. Воробьи маленькие, коричневые птички, летают стайками. Покажите, как летают воробьи? Что делают воробьи на кормушке? Правильно, клюют зернышки и хлебные крошки. Покажите, как они клюют.
Художественное слово
Воробьи-воробушки,
Серенькие пёрышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?
Егоров С.
А это что за птица прилетела к нам на кормушку? Предположения детей. Она больше или меньше воробья? Правильно, больше. Это ворона. Она большая, черно-серая. Летает почти всегда одна. Ей тоже голодно зимой. Что делает ворона? Правильно, она сидит на кормушке и клюет зерна. А вот она взяла хлебушек и улетела.
Художественное слово
-Каррр! Кричит ворона. Каррр!
Улетаю на базаррр!
Воронята, Не деритесь!
И меня в гнезде дождитесь!
Н. Берестова
Как кричит ворона? Верно, Каррр. Повторите еще раз. Каррр. Ребята, кого мы сегодня видели на кормушке. Верно, воробья и ворону. Зимой птицам холодно. Мы помогаем им, заботимся о них.

Наблюдение « Синичка»
Задачи:
- уточнять представления о синицах
-закреплять знания о внешнем виде синиц
-поощрять желание помогать птицам
Ход наблюдения
Беседа. Ребята сегодня я принесла необычное угощение для птиц. Посмотрите вы знаете, что это? Показывает сало. Это сало. Сало любят птички синички, но оно не должно быть соленым. Давайте повесим его к нашей кормушке и подождем синичек.
Смотрите, синички прилетели к нам. Скажите кто прилетел к нам? Синички. Синички маленькие птицы, отличить их можно по желтой грудке. Какая у них грудка? Верно, желтая. Смотрите, как скачет синичка. Покажите мне, как она скачет.
Художественное слово
Желтая грудка у маленькой птички,
Много друзей у веселой синички,
Дети зимой ей прожить помогают,
Песню синичкину все напевают:
Тень-тень-тень! Тень-тень-тень!
Ах, какой хороший день!
В. Мирясова

Наблюдение «Снегири»
Задачи:
-формировать представление о птицах, прилетающих,прилетающих к нам в зимний период
-объяснить, что всем птицам зимой необходима помощь
-уточнять знания о внешнем виде снегирей
Ход наблюдения
Художественное слово
Зимой на ветке яблоки!
Скорей их собери!
Но вдруг вспорхнули яблоки!
Ведь это снегири!
Беседа. Смотрите, какая красивая птичка к нам прилетела. Эта птица- снегирь. На спинке серенькая жилетка, грудка ярко-красная, на головке черная шапочка. Крылышки «одеты» в черные перчатки с белой полоской. Снегири прилетают к людям в надежде, что их угостят семечки. С удовольствием щелкают снегири тыквенные и арбузные семечки.
Нужно не забывать подкармливать птиц. Им трудно найти семена под толстым слоем снега. Люди приходят птицам на помощь.
Птиц мы называем пернатыми друзьями. Пернатые, потому что у них растут перышки.



Новое на сайте

>

Самое популярное