Домой Пульмонология Основные этапы возникновения социологии. Этапы развития социологического знания

Основные этапы возникновения социологии. Этапы развития социологического знания

Социология как наука и учебная дисциплина.

Социология – это наука об обществе, его институтах и процессах, происходящих в обществе.

Среди поведенческих наук социология выделяется сложностью предмета изучения, огромным объёмом изучаемого материала, что связано в первую очередь со сложностью исследуемого объекта – современного общества. В системе научного знания социологии отведено особое место. Она единственная из наук, изучающая общество в целом. Известно, что социология – это наука об обществе и взаимоотношениях людей. Её прикладная направленность – создание стабильного, постоянно прогрессирующего общества.

Объектом социологии является общество во всех его средах. Предметом социологии являются процессы, происходящие в институтах общества.

Объект, предмет, уровни социологического познания, эмпирическая база (основание).

Становление и основные этапы развития социологии как науки.

Проблемы развития общественной жизни волновали человечество с давних пор. Их теоретическую разработку предпринимали ещё древнегреческие философы Платон и Аристотель. Такие работы Платона, как «Государство» или «Законы», а так же «Политика» Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу.

Первых социологов античности называют социальными философами. Они как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество. Поскольку в античности «общество» и «государство» не различали, то оба понятия употреблялись в качестве синонимов.

Причины (предпосылки) возникновения социологии:

1. Античность: появление первых проблем, связанных с взаимодействием в группах, объединениях и т.п.

2. Возрождение, Просвещение: возможность научно предсказать поведение людей и возможность стимулировать развитие производства.

3. История: урегулирование социальных конфликтов.

4 этапа развития социологии:

1. 60-е – 90-е годы 19 века.

Развивается классическая социология. Возникновение социологии связывают с именем французского философа Огюста Конта (1798-1857), который ввёл в употребление сам термин «социология». Конт, во всеобщей классификации наук, поставил социологию на самую вершину. Социология должна открывать универсальные законы развития и функционирования общества. Свои открытия она совершает при помощи четырёх методов: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод. Причём применяться они должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход с тех пор называют позитивизмом. Суть основанного Контом позитивизма (положительный) можно свести к следующему. Социологии не следует заниматься субъективными рассуждениями и абстрактным бездоказательным философствованием. Она изучает общество, а оно такой же «организм», как и организмы живой природы. Его развитием тоже управляют объективные законы, подобные природным законам. Поэтому социология должна быть точной наукой, действующей по образцу естественных «позитивных» наук. Позитивисты выступали за объективное, беспристрастное объяснение социальных процессов. Такая «объясняющая социология» должна быть свободна от всяких идеологий и личных суждений отдельных людей.

От самого сложного к простому: социология – биология – химия – физика – астрономия – математика.

2. 90-е годы 19 века – 30-е годы 20 века.

Питирим Сорокин (русско-американский социолог), Толкот Парсонс (американский).

Главные усилия американских учёных всегда фокусировались на решении практических задач:

· Каковы мотивы (то, что побуждает деятельность человека) поведения людей;

· Как лучше осуществлять социальный контроль и управление;

· Как преодолевать конфликты и поддерживать стабильность в обществе;

· Как обеспечивать дух сотрудничества людей в производстве.

3. 30-е – 60-е года 20 века.

4. 60-е годы 20 века – наше время.

Современный этап. На первом месте стоит производство услуг.

Каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития. Вначале зарождаются, формируются и развиваются отдельные элементы науки, затем уточняется и закрепляется ее наименование, объясняющее сущность и содержание.

Как уже было сказано вначале, термин «социология» был введен французским ученым, учеником известного социалиста-утописта К. Сен-Симона Огюстом Контом в 1839 году.

Многие идеи будущей социологической науки возникли задолго до ее непосредственного появления. Отдельные элементы этой науки прослеживались уже в трудах древнекитайских философов, таких как Конфуций, а также древнеиндийских, ассирийских и египетских мыслителей как идеи науки об обществе. Затем они прослеживаются в трудах античных мыслителей Платона, Аристотеля, Полибия. В Средние века определенные социологические взгляды прослеживаются в трудах арабского ученого Ибн-Хальдуна , основателя «социальной физики», английского философа Гоббса , политического мыслителя и писателя Н. Макиавелли. Анализ трудов французских просветителей XVIII в. - Руссо, Монтескье, Вольтера, Дидро, Гельвеция, Гольбаха , а также более ранних и более поздних утопистов - Т. Мора, Т. Кампа- неллы, К. Сен-Симона. Ш. Фурье и Р. Оуэна - также показывают наличие определенных проблем, связанных с развитием общества на любом историческом отрезке времени.

Но все социальные идеи, высказанные и сформулированные до XIX в., были предтечей социологии, ее истоками, но не самой наукой. Возникновение социологии как науки отражает новый качественный уровень в развитии общества, когда каждый человек становится субъектом исторического процесса, ^го произошло, потому что в мире прошли великие социальные потрясения, связанные с буржуазными революциями в Англии, Голландии и, главное, во Франции в 1789 г. Последняя революция провозгласила принципы свободы, равенства и братства людей независимо от социапьного положения, происхождения, вероисповедания, национальной принадлежности. Благодаря ей появилось понятие «общество».

В связи с осмыслением новой роли человека во всех ипостасях - экономических, социальных, политических и культурных - появилось множество вопросов, на которые необходимо было дать ответы. Поэтому в XIX в. появились различные концепции, стремящиеся объяснить существующую реальность.

Новая наука - социология стала строиться, отказавшись от хронологического описания событий, опираясь на выводы естественных наук и анатизируя факты, а не только основываясь на философских постулатах и мировоззренческих идеях.

Первым этапом в развитии социологии является этап формирования научных основ социологии, который включает в себя идеи ряда блестящих мыслителей, развивших, дополнивших и обогативших социологическое знание новыми подходами и поиском новых методов познания и достижения истины. Созданная О. Контом (1798-1857) социологическая теория состояла из «социальной статики» и «социальной динамики» и была связана с анализом социальной жизни, основным фактором которой он считал умственное и духовное развитие. Он уподоблял науку об обществе «социальной физике», чтобы ученый мог оперировать конкретными фактами, данными и взаимосвязями, как это делает естествоиспытатель.

Другое направление - социобиологическая концепция английского философа Герберта Спенсера (1820-1903), открывшего основной закон социального развития, рассматривает общество по аналогии с биологическим организмом, как нечто целое, несводимое к совокупности отдельных элементов. Он находился под влиянием идей

Ч. Дарвина и поддерживал идею «естественного отбора» применительно к общественной жизни: выживают те, кто больше приспособлен к превратностям судьбы. Критика концепции Г. Спенсера со стороны представителей психологической школы Л. Гумпло- вича (1838-1909), Г. Гарда (1843-1904), Г. Лебона (1841-1931), а также известного экономиста Дж. С. Милля (1806-1873) привела к созданию социально-психологической концепции социологии. Эти ученые отказались от биологизации общества и пытались преодолеть ограниченность эволюционизма путем анализа социально- психологических явлений и попыток объяснить роль личности в историческом процессе.

Географическое направление в социологии представлено Э. Реккю (1830-1905) и Ф. Ратцамм (1844-1904), преувеличивавшими воздействие природно-географической среды на политическую жизнь общества. Однако им удалось проследить закономерности влияния природных условий на развитие народов и их культур в разных географических условиях, что в дальнейшем было использовано в геополитике.

Одним из основных достижений социологии XIX в. стало экономическое направление, или марксистская ветвь социологии, названная по имени ее основателя К. Маркса (1818-1883), которая существует в мире уже более 150 лет. Вместе с Ф. Энгельсом (1820-1895) он сформулировал совокупность идей на основе открытого ими материалистического понимания истории, что послужило основой для представления о формационном развитии общественных отношений. Особое значение Маркс и Энгельс придавали структурному строению каждого общества, состоящего из базиса - производительных сил и производственных отношений и надстройки - политических, юридических, религиозных и философских воззрений. Маркс отказался от рассуждений об обществе вообще и дал научно обоснованную картину капиталистического общества и капиталистического прогресса.

В основном социологов XIX в. занимали общие вопросы, касающиеся структуры общества, законов и тенденций его развития.

Второй этап в развитии социологии - первая половина XX в., когда изменились представления о том, что предметом и объектом социологии является общество в целостности. Это этап развития классической зарубежной социологии.

Важный вклад на этом этапе внес Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основоположник французской социологической школы. Он считал, что предметом интереса социологии должны быть только социальные факты, которые отражают социальную реальность.

Он трактовал реальность (законы, обычаи, правила поведения) как объективную, не зависящую от человека. Кроме этого он рассматривал поведение социальных групп, высоко оценивая роль группового сознания, называемого коллективным. Учение об обществе Дюрк- гейма легло в основу многих современных социологических теорий, и прежде всего структурно-функционального анализа.

Другой ученый Георг Зиммель (1858-1918) предложил свою концепцию отделения социологии от других наук об обществе и определил ее задачей изучение закономерностей, недоступных другим социальным наукам. По его мнению, социология изучает чистые формы «социацин» (общения), которые можно систематизировать, психологически обосновать и описать с точки зрения их исторического развития.

Большим вкладом в развитие науки социологии стала социологическая теория М. Вебера (1864-1920), немецкого экономиста, историка и социолога, который, находясь под влиянием идей К. Маркса и Ф. Ницше , в то же время разработал собственную социологическую теорию, которая и в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические теории и на деятельность социологов во всех странах мира.

Одним из центральных мест его теории явилось выделение им социального действия, объясняющего поведение индивида в обществе, являющегося причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество по Веберу представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению собственных целей. В то же время важным аспектом творчества Вебера можно считать изучение им базовых отношений в социальных ассоциациях, в первую очередь в отношении к власти. Он ввел понятие рациональной бюрократии как искусственно созданной системы управления организацией, предельно рациональной, контролирующей и координирующей деятельность ее работников.

В трудах М. Вебера не только достаточно четко был определен предмет социологии как науки, но и заложены основы ее развития как в теоретическом, так и в практическом отношении.

Среди достижений других видных представителей второго этапа в развитии социологической мысли следует отметить социологическую систему итальянского экономиста маржиналистской школы Вильфреда Парето (1848-1923), уподоблявшего социологию точным наукам и предлагавшего пользоваться только эмпирически обоснованными измерениями, строго соблюдая логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям. Он сформировал основные требования эмпирической социологии, получившей распространение в XX в. Этому же напраачению большое внимание уделяли такие ученые, как В. Дильтей, У. Мур, К. Девис.

Очень важное значение для социологии имело научное наследие одного из представителей русской и одновременно мировой социологической мысли Питирима Сорокина (1880-1968) (поскольку после революции 1917 г. он эмигрировал из России и в дальнейшем считался американским ученым). Он предложил и обосновал понятийный аппарат данной науки с точки зрения интегральной социологии, введя такие понятия, как социальные явления, социальный контроль, социальное поведение, исторический процесс и его тенденции.

Крупным научным достижением Сорокина стала разработка теории социальной стратификации, в основе которой лежат экономический, политический и профессиональный статусы людей.

Еще одним ученым этого периода являлся Л. Фон Визе (1876-1969), автор труда «Система общей социологии», посвященного исследованию общих форм социальных явлений. Он сосредоточил внимание на познании «социального» в рамках форм взаимоотношений людей типа «Я - Ты» и «Я - Мы».

Таким образом, классическая социология первой половины XX в. в лице названных ученых и их последователей окончательно сформировалась как наука, определив свое место и назначение в системе других социальных наук, и заложила основы для своего дальнейшего развития и дифференциации социатьного знания.

Третьим этапом явилось развитие современной зарубежной социологии, т.е. социологии XX в.

Во-первых, социология пошла «вширь» и «вглубь», постепенно охватывая страны Восточной Европы, Азии, Латинской Америки, Африки, и на сегодняшний день нет ни одной страны, в которой в той или иной мере не была бы представлена социологическая наука. В то же время она охватывала все новые и новые области знания (здоровье, демография, урбанизация) и придавала новый социологический смысл тем областям, которые были разработаны другими науками (общение, конфликты, инфраструктура). Одновременно с этим происходила институционализация социологического знания в виде открытия и организации специальных кафедр, факультетов, организации научно-исследовательских центров и институтов. Появилась профессия «социолог», на которую возник спрос на рынке труда.

После Второй мировой войны в 1946 г. была основана Международная социологическая ассоциация, которая к началу XXI в. провела 15 всемирных конгрессов и способствовала превращению социологов в важную категорию деятелей, способствующих развитию социального знания.

Перечислим кратко основные направления и их представителей, определяющих лицо современной социологии.

  • 1. Неопозитивизм - теоретико-методологическая ориентация в социологии, опирающаяся осознанно или неосознанно на философские положения логического позитивизма. Его основные принципы:
  • 1) социатьные явления подчиняются законам, общим для всей действительности - природной и социально-исторической (натурализм);
  • 2) методы социологического исследования должны быть такими же точными, строгими и объективными, как методы естествознания (сциентизм);
  • 3) «субъективные аспекты» человеческого поведения можно исследовать только через открытое поведение (бихевиоризм);
  • 4) научные понятия должны определяться операционально (опе- рационализм);
  • 5) социальные явления должны быть описаны и выражены количественно (квантификация);
  • 6) социология как наука должна быть освобождена от ценностных суждений и связи с идеологией (методологический объективизм). Неопозитивизм представляет собой не единую школу, а скорее некоторую общую ориентацию, сторонники которой называют себя представителями «научной социологии» или «естественно-научного» направления в социологии. Возникнув первоначально на базе Венского кружка
  • («физикализм» и «концепция эмпирической социологии» О. Нейра- та ), это течение, отказавшись от своего первоначального ригоризма, оказало затем значительное влияние на американскую социологию. Основные представители Д. Ландберг, С. Чэпин, С. Додд и др.
  • 2. Структурный функционализм. Основы этого направления были разработаны Т. Парсонсом (1902-1979), опиравшимся на идеи Спенсера, Дюркгейма и Сорокина. Базовой основой является идея «социального порядка», олицетворяющего стремление к поддержанию равновесия системы, согласованию между собой ее различных элементов и достижению согласия между ними. Эти идеи были выдвинуты на основании анализа общественного и государственного устройства США, стабильность которого ученый расценивал как большое достижение. ^ги представления долго доминировали в западной социологии, иногда в несколько измененном виде (структурализм во Франции - Фуко, Леви-Стросс и другие). Однако в конце концов сам создатель теории Парсонс признал критику в ее адрес, поскольку данное направление отвергало идею развития социальной системы, призывая к поддержанию равновесия в ней.
  • 3. Неоэволюционизм - направление, совершенствующее предыдущее. Его развивал Парсонс в сотрудничестве с Э. Шилзом (1911 -1995). ’^го направление перешло от анализа структур к анализу функций. Кроме этого в данном учении рассматривается проблема человека и предпринимаются попытки объяснить процесс усложнения социальных систем через все возрастающую дифференциацию функций, выполняемых индивидами в системе. Однако попытки совершенствовать структурный функционализм, применяя идеи эволюции, привели к усложнению социальной системы.
  • 4. Теория социальных изменений. Разработана Р. Мертоном (1910-2003) путем введения понятия «дисфункция». Он заявил о возможности отклонения социальной системы от принятой нормативной модели. Идея социатьных изменений вызвала необходимость поиска причинно-следственных связей, поэтому социологами были предприняты попытки найти их, что реализовалось в разработке и применении в анализе нескольких видов детерминизма (например, модель экономического детерминизма У. Ростоу).
  • 5. Теории социального конфликта создавались путем критики структурного функционализма.

Так, Ч. Миллс (1916-1962) утверждал, что в основе развития лежит конфликт, а не конформизм, согласие или интеграция. Высшим проявлением конфликта яштяется борьба за власть.

Р. Дарендорф (1929-2009) считает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, происходящем как в открытой, так и в закрытой форме. В основе конфликтов, по его мнению, лежат не экономические, а политические причины. Источником конфликтов является «политический человек». Анализируя конфликты противников одного ранга, противников, находящихся в отношении подчинения, он получил 15 типов конфликтов и подробно рассмотрел возможность их регулирования.

Л. Козер (1913-2003) определяет социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за власть, изменение статуса, перераспределение доходов и т.д.

Большинство представителей этого направления подчеркивает ценность конфликтов, которые становятся источником развития и совершенствования, вто же время такая позиция предполагает возможность и необходимость их регулирования.

6. Бихевиоризм - основатель Э. Торндайк (1874-1949). Основа этого направления - постоянное изучение конкретного состояния человеческих отношений в рамках социальных организаций.

Он существует в двух крупных теориях - теории социального обмена (Дж. К. Хомане (1910- 1989) и Я. М. Блау (р. 1918) и теории символического интеракционизма (Дж. Мид (1863-1931).

Первое направление исходит из признания главенствующего положения человека по отношению к системе. Главное в этой теории, по мнению Блау, заключается в том, что люди, желая иметь вознаграждение за свою деятельность (признание, статус, денежное вознаграждение), могут получить его только от других людей, находясь во взаимодействии с ними, хотя такое взаимодействие не всегда будет равным и удовлетворяющим все интересы его участников.

Представители символического интеракционизма стали интерпретировать поведение людей исходя из значения, которое личность или группа придает тем или иным аспектам ситуации. В центре внимания Дж. Мида находился активный, разумный, деятельный индивид. Мид ввел понятие индивидуальной перспективы, предпосылкой которой является социальная свобода.

7. Феноменологическая социология берет начало от философской концепции Э. Гуссерля (1859-1938) и обоснована в трудах австрийского философа А. Шюца (1899-1959). В центре ее внимания находится не мир в целом, а человек в его специфическом измерении. Социальная реальность конструируется посредством образов и понятий, выраженных в коммуникации. Социальные события лишь кажутся объективными, а на самом деле предстают как мнения индивидов об этих событиях.

Феноменология не дает ответа на вопрос, почему люди редко понимают друг друга или почему люди понимают действия одних людей и не понимают действия других. Она констатирует, что существуют лингвистические и нелингвистические параметры, способствующие или препятствующие успешной коммуникации.

В рамках данного направления сложились две крупные школы: социология знания (К . Мангейм - (1893-1947) и этнометодология (Г. Гарфинкель (р. 1917).

Таковы основные направления социологии XX в., определяющие ее лицо.

В 1990-е годы изменился предмет исследований в социологии. Проблематика, связанная с понятием «социальная система», сменилась изучением вопросов, характеризующих понятия «действие» и «деятель».

Изменились также понятийный и категориальный аппарат. Главенствующие понятия «социальные институты», «соци&тизация», «интеграция» уступили первое место понятию «кризис» и близким к нему категориям: «дезорганизация», «насилие», «хаос» а также «сознание» и «поведение людей».

Наибольшее значение приобрели:

  • теория рационального выбора, предложенная американским социологом Дж. Коулменом (1926-1995), отрицающая понятие системы и рассматривающая понятия ресурсов и мобилизации;
  • теория нового институционализма;
  • идея о том, что человек выступает как активный социальный субъект (актор);
  • символический интеракционизм - теоретико-методологическое направление в социологии и социальной психологии (прежде всего американской), кладущее в основу анализа социокультурной реальности социальные (с акцентированием межиндивидуального аспекта) взаимодействия, взятые в их символическом (особенно языковом) выражении.

Поэтому имеют место такие определения социологии, как «Социология - это наука о методах исследования человеческого поведения» или «Социология - это научное изучение человеческого поведения и социального окружения человека, которое влияет на это поведение».

Таким образом, несмотря на существование множества концепций, сегодняшнее состояние мировой социологии отражают концепции, которые изучают роль человека и его активность в современном мире.

Однако, рассматривая становление социологии как науки, нельзя оставить без внимания развитие отечественной социологии.

  • Трактуется по изданию Тощепко Ж. Т. Социология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 11-24.
  • http://slovari-onlinc.m/word/connojioni4CCKHii-cjionapb/Hcono3nriiHM3M-B-couna4onni.htm.

Социология как самостоятельная научная дисциплина зародилась в XIX в. на базе так называемого позитивистского направления социальной философии. Позитивизм как особое течение философской мысли возник в 30–40-х гг. XIX в. в значительной мере под влиянием впечатляющих успехов научно-технического и естественнонаучного знания.

Основоположником позитивной философии и одновременно основателем социологии считается французский философ Огюст Конт (1798–1857), предложивший особый подход к ана­лизу социальных явлений, суть которого состоит в признании единственным источником зна­ния лишь конкретные эмпирические данные. Наука, по его мнению, долж­на отказаться от вопросов, которые не могут быть подтверждены или опроверг­нуты фактами, установленными путем опыта и наблюдений. Конт предложил собственную классификацию наук, которые расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. Каждая предшествующая наука в классификации Конта становится предпосылкой по­явления последующей, более сложной, причем социология является вершиной пира­миды естественных наук.

Конт выдвинул идею «социальной системы», в которой общество – организм, целостная система, элементы которой выполняют специфические функции и отвечают требованиям этой системы. В структуре социологии Конт различал социальную статику и социальную динамику.

Социальная статика – учение о связи между элементами социальной системы и социальном порядке. Социальная динамика – учение о социальном изменении и развитии. Развитие обще­ства, по Конту, – это прогресс форм человеческого познания мира, или «прогресс человеческого разума». Развитие общества есть последовательное прохождение им трех стадий: теологической, метафизической и позитивной. Эти формы являются двигателями общественного развития. Каж­дому этапу развития разума соответствует определенная форма хозяйства, по­литики, общественной организации.

Теологическая стадия (до 1300 г.), когда все явления рассмат­ривались как результат действия сверхъестественных сил. Метафизическая стадия (1300–1800 гг.) – период господства абстрактных философских доктрин, для ко­торого характерно абстрактное истолкование сущности явлений без опоры на эмпирические данные. Позитивная (научная) стадия (с 1800 года) базируется на законах, представляющих собой наблюдаемые связи явлений. На этом этапе происходит широкое распространение науки, возникновение новых научных дисциплин, в том числе и социологии, а военная система уступает место «промышленному и мирному обществу».

Концепция социологического эволюционизма английского философа и социолога Герберта Спенсера (1820–1903) характеризуется последовательным применением аналогии общества с биологическим организмам. Спенсер утверждал, что непрерывный рост общества позволяет смотреть на него как на организм. Нарушение органического единства общества и неспособность его отдельных элементов выполнять свои функции приводит к смерти социального организма. Как и в организме, развитие и рост общества, считал Спенсер, сопровождается увеличением сложности его органов и частей. Однако общество, как отмечал Спенсер, не только имеет общие черты с организмом, но и отличается от него. В обществе существует меньшая зависимость части, т. е. индивида, от целого (общества). Если в организме часть существует ради целого, то в обществе, наоборот, – оно существует ради блага своих членов, индивидов.


Под эволюционизмом подразумевается медленное, постепенное развитие челове­чества и природы. Общество развивается путем увеличения численности населения, расши­рения групп, соединения этих групп в еще большие группы. Главное направле­ние происходящих изменений Спенсер видел в усложнении структуры общест­ва (социальное расслоение, появление новых организаций и т. д.) при одновре­менном усилении общественных связей. В рамках эволюционной теории Спенсер обосновывает закон детерминированности общества усредненным уровнем развития его членов и закон выживания сильнейших и лучших.

Карл Маркс (1818–1883) – один из самых влиятельных социальных мыс­лителей XIX в. Исходная идея его состоит в том, что люди в процессе своего взаимодействия друг с другом вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие общественные отношения. Основой всей совокупности общественных отношений являются экономические отношения , составляющие базис общества. Ему соответ­ствует надстройка , включающая в себя определенные политические, правовые, религиозные и другие институты, в том числе конкретные формы быта, семьи, образа жизни и т. п. Базис общества включает в себя производственные отношения, которые неразрывно связаны с производительными силами, созидающими все материальные и духовные блага. Производственные отношения характеризуются в основном отношениями собственности между теми, кто собственностью владеет, и теми, кто ее лишен. Единство производительных сил и производственных отношений образует способ производства материальных благ , который не остается раз и навсегда данным, а, напротив, постоянно изменятся, развивается. Движущей силой его развития, а вместе с тем и развития всего общества, выступает проявляющееся на определенных этапах исторического развития противоречие между производительными силами и производственными отношениями. В таком случае из форм развития производительных сил производственные отношения превращаются в их «оковы». Это приводит к социальному, классовому конфликту , действующими субъектами которого становятся рабочий класс и капиталисты. Такой антагонистический конфликт может быть разрешен только путем социальной революции . В результате революции, осуществленный переворот в способе производства, в экономическом базисе общества, по утверждению К. Маркса, неизбежно сопровождается коренными изменениями в надстройкеобщества .

В любом обществе отношение между классами – это постоянная борьба за контроль над собственностью и богатством. Борьба между классами – это ис­точник социального развития. Исторический прогресс, по Марксу, предстает как смена об­щественно-экономических формаций, вершина которого – коммунистическое общество. Сущ­ность коммунизма – уничтожение частной собственности на средства произ­водства.

Согласно Эмилю Дюркгейму (1858–1917), французскому философу и социологу, социальная реальность включена в универсальный природный порядок, столь же устойчива и реальна, как и природа, поэтому развивается по определенным законам. Человек – двойственная реальность, в которой взаимодействуют две сущности: социальная и индивидуальная, причем приоритетом в ней обладает реальность социальная над индивидуальной. Основу социальной реальности составляют социальные факты , которые должны рассматриваться как вещи, т. е. как внешние по отношению к индивидам. Социальные факты не сводятся ни к физическим, ни к экономическим, ни к психическим фактам, но обладают специфическими характеристиками, присущими только им. Отсюда, социология, по мнению Дюркгейма, – это наука о социальных фактах, основанная на рациональном подходе и эмпирических исследованиях.

В основе социологического метода, подчеркивал Дюркгейм, лежит положение, согласно которому «социальные факты нужно рассматривать как вещи». Это правило определяет характеристики социального факта: 1) социальные факты объективны, т. е. находятся вне индивида и выступают по отношению к нему как объективная реальность; 2) социальные факты способны оказывать на индивида внешнее давление, принуждать его к определенному действию.

Дюркгейм подразделял социальные факты на морфологические и духовные. Морфологические факты описывают строение и форму частей общества, его демографическую и экономическую структуру (например, плотность населения, наличие путей сообщения и т. п.). Духовные факты , или факты коллективного сознания, Дюркгейм назы­вал коллективными представлениями. Они являются сущностью нравствен­ности, права, религии и т. д. (законы, традиции и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды и т. д.). Морфологические факты составляют «материальный» количественный ас­пект общества. Факты коллективного сознания – духовный качественный ас­пект. Вместе они составляют социальную среду. Таким образом, Дюркгейм представлял общество как особую целостность, элементами которой выступают не отдельные индивиды, а социальные факты.

В своем творчестве Дюркгейм не только сформулировал основные прин­ципы теоретической социологии, но и дал образцы ее применения при изучении конкретных социальных явлений, в частности при изучении самоубийства, эле­ментарных форм религиозного сознания и т. д. Дюркгейм предложил понятие «аномия» – патология социальной жизни, проявляющаяся в отрицании норм, правил общепринятого поведения. На основе действия социальных механизмов аномии он объяснил феномен самоубийства, которое представляет собой событие индивидуальное, а причины его имеют социальный характер. Отсюда, социологическое объяснение, по Дюркгейму, – это объяснение зависимости социальных явлений от со­циальной среды, так как причины всех социальных явлений необходимо искать в услови­ях существования самого общества.

В концепции «понимающей социологии» Макса Вебера (1864–1920), немецкого социолога и философа, в качестве основы социологического анализа рассматривается лич­ность. В этом отношении его взгляды противоречат позиции Дюркгейма, придававшего главное значение исследованию общественных структур. Свои взгляды Вебер изложил в концепции «понимающей социологии» и теории соци­ального действия. «Понимающая социология» исходит из того, что человек познает общество не как внешний наблюдатель (естествоиспытатель), а через познание и понима­ние самого себя. Только таким образом, считал Вебер, можно понять действительные механизмы реального поведения индивидов и их общностей и превратить социологию в понимающую и объясняющую науку. Причем понимание может быть двух видов: непосредственное , возникающее в процессе прямого наблюдения за действиями другого человека, и объясняющее , состоящее в рациональном объяснении мотивов, смысла, содержания и результатов осмысленного человеческого действия.

«Понимающая социология» у Вебера тесно связана с его теорией социального действия. Социальное действие имеет две характерные черты: а) наличие субъективного смысла или субъективной мотивации; б) ориентация на поведение, возможную реакцию других людей. «Понимающая социология» изучает поведение индивидов, вкладывающих в свои действия определенный смысл, выявляет и понимает этот смысл. Вебер выделяел четыре типа человеческого действия: 1) целерациональ- ное, в основе которого лежит рациональная цель, соотнесен­ная с адекватными ей средствами и возможными последствиями данного действия; 2) ценностно-рациональное, основанное на вере в безусловную ценность оп­ределенного поведения независимо от того, к чему оно приведет; 3) аффективное, в основе которого лежит эмоциональное состояние; 4)традиционное, базирующееся на привычке.

Выделение основных типов действий и отношений привело Вебера к необходимости введения в социологическую теорию и обоснования категории «идеальный тип». Под «идеальным типом» он понимал идеальные в логическом смысле теоретические конструкции, позволяющие абстрагироваться от многочисленных и разнородных эмпирических фактов действительности и сконцентрировать внимание на основных особенностях целого класса, сходных в каком-либо отношении, и повторяющихся социальных явлений и процессов, их взаимосвязанных причин и следствий.

Главное содержание социологии Вебера – концепция» прогрессирующей рациональности» как определяющего вектора исторического развития. Речь идет о постоянной тенденции к рационализации социального действия, всех сфер жизни западного общества. Это выражается в формировании и развитии рациональной экономики (экономика капиталистического способа произ­водства), рациональной религии (протестантизм), рационального управ­ления (рациональная бюрократия) и т. д. Вебер говорил о прогрессирующей рациональности как о неизбежной судьбе Запада. Особое внимание он уделял выявлению факторов, способствующих возникновению рациональной европейской культуры, и пришел к выводу, что движущим фактором общественного развития является религия. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер описал, каким образом религия способ­ствовала зарождению и развитию капиталистической экономики.

Интегральная социология Питирима Сорокина (1889–1968) базируется на понимании общества как определенной совокупности индивидов, находящихся в процессе общения и взаимодействия друг с другом, причем взаимодействие выступает основной единицей социологического анализа общества. Под взаимодействием Сорокин понимал любое событие, с помощью которого человек реагирует на действия, слова и жесты другого. Но взаимодействие будет значимым только тогда, когда в нем задействованы не просто индивиды, а личности. Родившись, человек еще не является личностью, личностные черты он приобретает в процессе взаимодействия с другими людьми, т. е. вступая в определенное социокультурное пространство. Следовательно, процесс взаимодействия структурируется и приобретает специфические черты благодаря не только биофизическим чертам вступающих в него людей, но и тем значениям, которые вкладываются людьми в свои действия, слова и жесты. Например, кусок ткани на палке может стать национальным флагом страны.

На основании рассмотрения взаимодействия как значимого и основанного на смысле Сорокин раскрывает и саму структуру взаимодействия , которая включает в себя три взаимосвязанных компонента: личность, общество, культуру . Последняя выступает как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие люди, а также совокупность носителей этих ценностей, т. е. самих людей, которые создают и раскрывают эти значения в своих действиях. Таким образом, не существует личности как носителя, создателя и пользователя значениями и ценностями без связанных с ней культуры и общества, как нет и не может быть общества без взаимодействующих друг с другом личностей в их взаимодействии с культурой. В свою очередь, взаимодействие личности и общества порождает культуру. Поэтому, по мнению Сорокина, по отдельности личность, общество, культуру нельзя исследовать, а нужно только в их интеграции.

Взаимодействие совершается в социальном пространстве и социальном времени. Социальное пространство подразумевает социальную стратификацию , т. е. дифференциацию определенной совокупности людей на классы (страты) в иерархическом ранге. Социальные страты подвержены изменениям, которые называются социальной мобильностью и представляют собой перемещения индивидов и социальных групп от одного социального положения к другому.

Толкотт Парсонс (1902–1979), американский социолог, является создателем социологической теории структурно-функционального анализа и общей теории действия и социальных систем. В качестве основной проблемы социологии он выделял исследование процессов интеграции социальных систем. Социальная система состоит из действий индивидов и функционирует как «открытая», взаимодействующая с окружающей средой. Общая модель действия представлена у Парсонса как «единичный акт», включающий в себя два основных компонента: субъект действия и ситуационное окружение. Ситуация не просто влияет на действующих индивидов, ее элементы выступают по отношению к ним как «знаки и символы», приобретающие значение и выступающие поэтому элементами культуры.

Ситуационное окружение действующих индивидов состоит из четырех факторов, таких как биологический организм, личностная подсистема, культурная подсистема, социальная подсистема . Эти факторы в своем взаимодействии образуют иерархию систем, приводящую в процессе функционирования к интегративному, целостному состоянию общества. Система действий выполняет четыре взаимосвязанных функции вышеперечисленных четырех факторов: адаптация , нацеленная на установление благоприятных отношений между системой действия и окружающей средой; целедостижение , заключающееся в определении целей системы и ресурсов для их достижения; мотивация , направленная на воспроизводство образца, норм и ценностей системы во взаимодействиях индивидов; интеграция , нацеленная на поддержание связи между частями системы, ее целостности.

Переход от одного состояния общества к другому, более высокому, обусловлен возникновением в социальной системе, в поведении индивидов новых нормативных структур, ценностей, воплощенных в системе культуры. Поэтому, из четырех компонентов структурной иерархии систем, Парсонс особо выделил системообразующую роль культуры.

Развитие отечественной социологии приходится на 20-е гг. ХХ в. и связано в первую очередь с открытием Белорусского государственного университета в 1921 г. (первый ректор В. И. Пичета) и на его основе факультета общественных наук, а также с созданием в 1929 г. Академии наук Беларуси. В эти годы проводились систематические исследования в области социально-экономических и социально-культурных проблем развития белорусской нации (Е. М. Карский, С. М. Некрашевич), исследовалась динамика социальной структуры белорусского общества (В. М. Игнатовский, М. В. Довнар-Запольский), уделялось внимание социологии семьи и религии (С. Я. Вольфсон, Б. Э. Быховский), социологии образования и воспитания (С. М. Василевский, А. А. Гаваровский, С. М. Ривес), проблем молодежи (Б. Я. Смулевич, П. Я. Панкевич).

В 30-е гг. ХХ в. в связи с репрессиями и идеологической обработкой общества социология как наука не рассматривалась, потому и не развивалась, это коснулось и социологических исследований. Такая ситуация продолжалась до 60–70-ых гг. ХХ в. В 80-е гг. ХХ в. начинают создаваться группы и лаборатории социологического профиля, центры социологических исследований (Г. Н. Соколова, С. А. Щавель, А. А. Раков, И. Н. Лущицкий, С. И. Деришев, Ю. Г. Юркевич, Г. П. Давидюк, А. Н. Елсуков, Д. Т. Ротман и др.). В 1990 г. открыт в рамках Национальной академии наук Институт социологии (возглавил Е.М. Бабосов).

Таким образом, можно отметить, что на данном этапе в нашей стране происходит полноценное развитие социологии как самостоятельной науки об обществе.

Тема 3. Системно-структурная характеристика общества;


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

БЕЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) КемГУ

Контрольная работа

По дисциплине: Социология

Этапы развития социологии

Выполнила:

Студентка гр. Ю - 52

Михель Е.Ю.

Проверила:

Грицкевич Т.И.

Белово 2004

План

Введение 3

    Западноевропейская социология XIX -начала XX века 4

    Классическая зарубежная социология 7

    Современная зарубежная социология 10

    Социология в России в XIX - начале XX века 18

    Советская и российская социология 23

Заключение 29

Список литературы 30

Введение

Мыслители с давних пор стремились открыть тайные пружины, управляющие глобальными социальными процессами и миниатюрными механизмами взаимодействия двух и более человек. Возможно, они делали это с меньшим успехом, чем открывали законы мироздания, ибо социология как самостоятельная наука появилась только в середине XIX века.

Правда, запоздалое возникновение можно объяснить чрезвычайной сложностью предмета изучения - человеческого общества. Ведь мы толком не знаем, когда именно оно возникло. Историки говорят: 40 тыс. лет назад. Хотя человеческий род возник более 2 млн. лет назад. Не скрыт ли здесь какой-то парадокс?

Что бы там ни говорили историки, мы точно знаем, что первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы Платон и Аристотель. Затем наступила очень долгая, растянувшаяся на две тысячи лет, историческая пауза прежде, чем появились выдающиеся ученые и мыслители (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ф. Бэкон, Ж.-Ж. Руссо, А. Гельвеции, И. Кант и многие другие), которые серьезно обогатили наши знания об обществе и поведении людей. Наконец, в XIX веке рождается собственно социоло-гия, вобравшая в себя лучшие достижения человеческой мысли об обществе и благодаря применению кон-кретно-научных методов продвинувшая наши знания дальше. В ряду творцов научной социологии выделяются О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм и М. Вебер. С них открывается собственно научный период истории социологии.

К собственно истории социологии относится период с середины XIX по начало XX века, когда жили и творили основатели современной социологии Конт, Маркс, Дюркгейм и Вебер.

Только в современный период социология появляется как точная наука, опирающаяся на эмпирические факты, научный метод и теорию.

1. Западноевропейская социология XIX -начала XX века

Термин социология в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил Огюст Конт (1798 - 1857). В главных своих сочинениях - «Курс позитивной философии» (Т. 1-6, 1830 - 1842) и «Система позитивной политики» (Т. 1-4, 1851 - 1854)- он высказал рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений. То, что О. Конт большое внимание уделял познанию не столько сущности, сколько явления, стало основанием для возникновения позитивистских взглядов и концепций, получило дальнейшее развитие в трудах его последователей 1 .

Конечно, совокупность вопросов, относящихся к социологии, занимала ученых с древнейших времен. Проблемы общественной жизни всегда вызывали живой интерес у историков, философов, правоведов. Но когда четко обозначилась тенденция к дифференциации наук, в том числе и общественных, в социологии нашла выражение объективная потребность определить роль и место человека в жизни общества, его социальное положение, взаимодействие с другими людьми в рамках различных общностей, социальных групп и социальных организаций в условиях функционирующего гражданского общества. В ответ на поставленные жизнью вопросы в XIX веке родились различные концепции, стремящиеся объяснить сущность происходящего с тех или иных теоретико-методологических позиций.

На разных этапах развития социологической мысли на передний план выходило то одно, то другое направление. Социологическая теория О.Конта состояла из «социальной статики» и «социальной динамики». Главный интерес французского мыслителя был связан с анализом социальной динамики, основным фактором которой он считал умственное, духовное развитие. Его замысел состоял в стремлении уподобить науку об обществе «социальной физике» , чтобы ее исследователь мог так же оперировать конкретными данными, фактами, их взаимосвязями, как это делает естествоиспытатель. Он сформулировал закон интеллектуальной эволюции человечества. Особый интерес представляет его размышление о социальной статике и социальной динамике как методе, объясняющем его позитивистский историзм.

Другая концепция - биологическая - связана с именем Г. Спенсера (1820-1903), который рассматривал общество по аналогии с биологическими организмами. Его гениальной догадкой было то, что процесс развития всегда сопровождается дифференциацией структур и функций общества. Что-бы координировать действия отдельных частей общества, необходимо осуществление функций, названных впоследствии управлением. Подобно Ч. Дарвину Г. Спенсер поддерживал идею «естественного отбора» применительно к общественной жизни: выживают те, кто больше всего приспособлен к превратностям жизни 1 .

Вместе с тем концепция «однолинейной» эволюции, социал-дарвинист-ские установки Г. Спенсера были подвергнуты критике, преимущественно со стороны психологической школы, которая в истории социологии представлена Л. Гумпловичем (1838-1909), Г. Тардом (1843-1904), Г. Лебоном (1841-1931) и особенно Ф. Теннисом (1855-1936), а также в известной степени Дж.С. Миллем (1806-1873).

Отказавшись от биологизации общества, эти ученые пытались преодолеть ограниченности эволюционизма, что в конечном счете привело к появлению социально-психологической концепции социологии, к анализу социально-психологических явлений и попыткам объяснить роль субъективного фактора в историческом процессе 2 .

Г. Тард известен своей теорией подражания, так как элементарным социальным отношением он считал передачу или попытку передачи верования или желания. Его концепция впоследствии была использована в теории массовых коммуникаций.

Г. Лебон обратил внимание на феномен «толпы», когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием.

Ф. Теннис придавал первостепенное значение понятию воли, которая и определяет сущность и направление человеческого поведения. А так как он фактически отождествлял волю и разум, то, по его мнению, побуждение к действию осуществляется не государством или Богом, а рационализмом, ярким воплощением чего является разум 1 .

Географическое направление в социологии представлено Э. Реклю (1830-1905) и Ф. Ратцелем (1844-1904). Так, Ратцель преувеличивал влияние природно-географической среды на политическую жизнь общества. Вместе с тем ему удалось проследить некоторые закономерности влияния природных условий на развитие народов и их культур в разных географических условиях, что в дальнейшем было использовано геополитиками (например, Ю. Челленом, О. Мауллем, Э. Обстом и др.).

В XIX веке возникла марксистская ветвь социологии, названная по имени своего основателя К. Маркса (1818-1883), которая существует уже более полутора сотен лет. Вместе с Ф. Энгельсом (1820-1895) он сформулировал совокупность идей на основе открытого ими материалистического понимания истории, что послужило основой для представлений о формационном (стадийном) развитии общества. Особое значение они придавали структурному строению каждого общества: базису (производственные отношения) и надстройке (политическим, юридическим, религиозным и философским воззрениям). Кроме того, ими была разработана концепция социального конфликта в виде грядущих социалистических революций, изучены основные классы современного им об-щества - пролетариат, буржуазия, крестьянство - и проанализированы все формы классовой борьбы. Особой заслугой Маркса было то, что он отказался от рассуждений об обществе вообще и дал научно обоснованную картину одного общества и одного прогресса - капиталистического 1 .

2. Классическая зарубежная социология

Несмотря на разнообразие теорий, концепций и подходов в различных школах в XIX веке, они все были едины в одном - объектом и предметом социологии является общество, вся общественная жизнь.

Начало XX века внесло существенные поправки в эти представления. Все больше слышалось критических замечаний, что социология претендует на некую роль метанауки, которая стремится вобрать данные всех других наук об обществе и на этой основе делать глобальные выводы. Первым, кто усомнился в такой постановке вопроса, был Э. Дюркгейм (1858-1917). Он полагал, что социология, имея объектом своего изучения общество, не должна претендовать на «всезнайство» об этом обществе - предметом ее интереса должны быть только социальные факты, которые и образуют социальную реальность. Исходя из этого он трактовал реальность (законы, обычаи, правила поведения, религиозные верования, денежную систему и т.д.) как объективную, ибо они не зависят от человека. Не менее важной особенностью концепции Дюркгейма было то, что он обратился к социальным группам, высоко оценивая роль коллективного сознания. Только благодаря этому сознанию существует социальная интеграция, ибо члены общества придают значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Если же индивид не желает следовать этим нормам, возникает аномия, что характерно для всех обществ, переживающих резкое изменение своей структуры. В этой связи применение социологизма как теории общества к исследованию причин самоубийств вскрыло необычные процессы, происхо-дящие как в обществе, так и в индивиде.

Особо следует отметить идеи Дюркгейма о солидарности и о таких ее типах, как механическая и органическая 1 .

Что касается Г. Зиммеля (1858-1918), то он также предложил свою концепцию того, как отделить социологию от других наук об обществе, и определил ее задачей изучение закономерностей, недоступных другим социальным наукам. Социология, по его мнению, изучает чистые формы «социации» (или общения), которые можно систематизировать, психологически обосновать и описать их историческое развитие.

Труды М. Вебера (1864-1920) представляют уникальный по своему замыслу и исполнению сплав исторического и социологического знания. Вебер рассматривал личность как основу социологического анализа. В этом отношении его взгляды противоречат точке зрения Дюркгейма, придававшего главное зна-чение исследованию общественных структур. Он считал, что такие сложные понятия, как «капитализм», «религия» и «государство», могут быть осмыслены только на основе анализа поведения индивидов 2 . Поэтому социолог должен исследовать мотивы поступков людей и то значение, которое они придают собственным действиям и действиям других. Он признавал огромную роль ценностей, считая их мощной силой, влияющей на социальные процессы. Именно с этих позиций он использовал такие понятия, как «понимание», «идеальный тип», феномен «бюрократии», «религия», что легло в основу его «понимающей социологии». И наконец, он посвятил немало работ проблемам государства, власти, типам господства (традиционное, легальное, харизматическое), что позволяет считать его одним из создателей политической социологии 3 .

Нужно отметить социологическую систему В. Парето (1848-1923). Уподобляя социологию точным наукам, таким, как физика, химия и астрономия, он предлагал пользоваться только эмпирически обоснованными измерениями, строго соблюдая логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям. Он отвергал этические и ценностные элементы в исследовании, которые ведут к фальсификации, искажению фактов. По сути дела, он сформулировал основные требования эмпирической социологии, которая получила распространение в XX веке, начав в 20-е годы свое бурное развитие, обычно связываемое с именами В. Дильтея (1833-1911), У. Мура, К. Девиса и др. 1

2. Этапы развития социологии

XIX в. именуют «золотым веком» классической социологии: шло формирование новых подходов к изучению общества – позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер) и марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс), разрабатывалась теоретическая наука, создавались первые научные школы и направления, рождалось отраслевое социологическое знание. Условно это время называют первым этапом развития социологии и датируют его 40-80-е гг. ХГХ в.

У истоков социологии стояли представители социальной философии, политэкономии, математики и эмпирических социальных исследований. Благодаря им постепенно выкристаллизиро-валось понимание общества как системы взаимодействий людей, образующих основополагающие общественную жизнь структуры, которые взаимообусловливают друг друга, функционируют и развиваются по объективным законам. Поскольку эти законы не изучались прежде ни одной наукой и поскольку без их знания невозможно обойтись в деле управления общественной жизнью, возникла потребность в создании новой науки об обществе – социологии. Первые попытки познания данных законов показали, что для этого необходимы новые методы мышления, особые теории и способы получения социологической информации.

Эволюция социологии с 90-х гг. XIX в. до 20-х гг. ХХ в. на втором этапе была связана с разработкой методов социологического мышления и становлением категориального аппарата. Профессионализация и институализация социологии, создание профильной периодики, рост числа новых научных школ свидетельствовали о вступлении науки в полосу своего расцвета. Но социология усложнялась содержательно и приобретала плюралистический характер. Позитивистская доктрина О. Конта и Г. Спенсера нашла свое развитие в трудах французского ученого Эмиля Дюркгей-ма (1858–1917) – автора функциональной теории, базирующейся на анализе функций социальных институтов. В эти же годы заявили о себе и представители антипозитивистского подхода к изучению общества – гуманитаризма. Сложилась школа социального действия германского социолога Макса Вебера (1864–1920), явившегося основоположником «понимающей» социологии, которая, по его словам, понимает социальное действие и пытается причинно объяснить его течение и результаты. В развитии социологии этот период был периодом кризиса классической науки и поиска нового миросозерцания.

20-60-е гг. XX в. характеризуются стабилизацией. Это начало бурного развития эмпирической социологии, широкое распространение и совершенствование методов и техники конкретных социологических исследований. На первый план вышла социология США, пытавшаяся с помощью эмпирических исследований исправить «несовершенства» общества. Наиболее значительной теоретической концепцией данного этапа явился структурный функционализм социолога Толкотта Парсонса (1902–1979), позволивший представить общество как систему во всей ее целостности и противоречивости. Т. Парсон обогатил теоретические разработки Конта, Спенсера, Дюкрейма. Социология США была представлена и новыми теориями гуманитаристского толка. Последователь М. Вебера профессор Чарльз Райт Миллс (1916–1962) создал «новую социологию», положившую начало критической социологии и социологии действия в США.

Современный этап в развитии социологии, начавшийся с середины 1960-х гг., характеризуется как расширением диапазона прикладных исследований, так и возрождением интереса к теоретической социологии. Основным стал вопрос о теоретической основе эмпиризма, вызвавший в 1970-х гг. «теоретический взрыв». Он обусловил процесс дифференциации социологического знания без авторитарного влияния какой-либо одной теоретической концепции. Поэтому этап представлен многообразием подходов, концепций и их авторов: Р. Мертон – «среднего значения теории», Дж. Хоманс – теория социального обмена, Г. Гарфинкель – этнометодология, Г. Мид и Г. Блумер – теория символического интеракционизма, Кодер – теория конфликта и др. Одним из направлений современной социологии является исследование будущего, охватывающее общие долгосрочные перспективы будущего земли и человечества.



Новое на сайте

>

Самое популярное