Домой Пульмонология Марксизм- ленинизм как идеология. Классическая марксистско-ленинская доктрина

Марксизм- ленинизм как идеология. Классическая марксистско-ленинская доктрина

Марксизм возник в 40-х годах XIX века. В это же время происходило обострение социальных и экономических противоречий капитализма. Возникновение учения К. Маркса и Ф. Энгельса было связано с определенным этапом развития общества вообще и его экономической базы в частности. Главным событием, повлиявшим и фактически формировавшим все дальнейшие события в Европе стала промышленная революция. И формирование взглядов и идей марксизма не обошлась без влияния промышленной революции.

Фактором формирования марксизма были объективные экономические и особенно социальные процессы в странах Западной Европы в конце XVIII -- первой половине XIX вв., первопричиной которых стала промышленная революция. В свою очередь, взгляды Маркса и Энгельса формировались примерно в одинаковом русле: взгляды каждого из них формировались на базе радикального демократизма, на обоих оказали влияние труды Гегеля и Фейербаха, оба отказываются от идеализма и религиозных взглядов. Вместе с тем постепенно их взгляды приобретают социалистические и коммунистические направленности, в русле которых и происходит их дальнейшее творчество.

Марксизм-ленинизм -- одно из левых, наиболее радикальных течений в марксизме; представляет собой социально-политическое и философское учение о законах борьбы пролетариата за свержение капиталистического строя и построение коммунистического общества. Разрабатывалось В.И. Лениным, развившим учение Маркса и применившим его на практике.

В социалистических странах марксизм-ленинизм являлся официальной идеологией -- «идеологией рабочего класса». Учение не было статичным, а видоизменялось, подстраиваясь под нужды властвующей элиты, а также включая в себя учения региональных коммунистических лидеров, имеющие значения преимущественно для руководимых ими государств социализма.

В советской идеологической парадигме марксизм-ленинизм преподносился как претендующая на универсальность единственно истинно верная научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, интегрирующая концептуальные воззрения относительно познания и революционного преобразования мира. О законах развития общества, природы и человеческого мышления, о классовой борьбе и формах перехода к социализму (включая свержение капитализма), о созидательной деятельности трудящихся, непосредственно занятых строительством социалистического и коммунистического общества.

Марксизм-ленинизм не только существенно упростил и огрубил марксизм, но и ввел в него целый ряд принципиально новых идей. Важные шаги в постоянно нараставшем процессе «очищения» концепции К. Маркса от элементов «спекулятивной философии» сделал уже Ленин, никогда, впрочем, не признававшийся в том, что в чем-то существенном отступает от ведущих идей марксизма. Радикальному упрощению Марксизма-ленинизма был подвергнут И.В. Сталиным, сведшим его к немногим, понятным для коммунистической элиты тезисам. Упрощение и идейное обеднение марксизма было вызвано объективными причинами: марксизм все более превращался из философской концепции в основу идеологии массового, энтузиастического коммунистического движения.

В итоге эволюции в Марксизме-ленинизме вошли следующие основные элементы:

  • * диалектический материализм, которым сам Маркс вообще не интересовался;
  • * исторический материализм, включенный в конце 1970-х гг. в диалектический материализм и истолкованный как распространение принципов последнего на область общественных явлений;
  • * критический анализ капитализма, имевший целью приспособить старое описание капитализма к реалиям 20 в. и, вопреки фактам, отстоять старую идею, что общий кризис капитализма продолжает углубляться;
  • * теория партии особого типа и связанного с партией революционного движения, развитая Лениным и не имеющая никакого отношения к ортодоксальному марксизму;
  • * коммунистическое пророчество, то объявлявшее построение коммунизма делом ближайших десятилетий, то отодвигавшее его на «исторически обозримый период».

Хотя в современных условиях марксистко-ленинская парадигма является, по большей части, маргинальной, идеи марксизма-ленинизма сохраняют прочные позиции в теории международных отношений, оказывая также значительное влияние на другие международно-политические науки.

Основные положения марксистко-ленинской парадигмы:

  • 1. Главным действующим лицом международных отношений являются социальные классы (буржуазия и пролетариат), поэтому государства как акторы международных отношений вторичны. Национальные государства были созданы буржуазией с целью классового господства и подчинения. На основании своих эгоистических целей (извлечение сверхприбыли, поиск дешёвой рабочей силы, новых рынков сбыта продукции) и с использованием внешнеполитических инструментов государства буржуазия дестабилизирует международные отношения, способствует разгоранию войн и конфликтов.
  • 2. Международные отношения не отличаются от внутриобщественных отношений (исключение -- масштаб), имеют «вторичный и третичный» характер (являются одним из элементов надстройки, определяемой экономическим базисом; отражают особенности взаимодействия буржуазии и пролетариата в рамках национальных государств), носят капиталистический характер.
  • 3. Главные международные процессы -- социалистические революции, классовые конфликты, кризисы и войны.
  • 4. Цели участников международных отношений диаметрально противоположны: буржуазия стремится к извлечению прибыли, пролетариат -- к мировой социалистической революции, которая освободит мир от эксплуатации со стороны буржуазии и установит социалистический, а затем коммунистический строй.
  • 5. Средства достижения этих целей также различаются: буржуазия использует усиление эксплуатации, пролетариат -- мировую социальную революцию).
  • 6. Будущее международных отношений определено объективными законами общественного развития. Произойдет отмирание государства, установятся простые нормы нравственности и справедливости.

Коллективными усилиями советских «философов», закреплявшимися решениями съездов коммунистической партии, Марксизму-ленинизму была придана чрезвычайно простая, общедоступная форма. Исчезли многие темы, казавшиеся важными Марксу, в частности проблемы гуманизма, праксиса, отчуждения, гражданского общества, демократии, «всестороннего человека», «азиатской общественно-экономической формации» и др. При этом марксистская доктрина получила ортодоксальную форму, малейшее отступление от которой расценивалось как явный ревизионизм и сурово каралось. Догматизированный Лениным, Сталиным и их последователями марксистский дискурс обрел ясность, простоту и твердость. Он начинается с изложения законов диалектики (противоречие как источник всякого развития, скачкообразный переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания и восходящее развитие по спирали) и диалектики природы. Затем следует исторический материализм (примат производительных сил и производственных отношений над всеми иными социальными отношениями); далее идет анализ капиталистического строя с целью проиллюстрировать истинность исторического материализма; из этого анализа выводится необходимость организации партии революционного действия и делается вывод не столько о неизбежном крахе капитализма, сколько о неотвратимой победе коммунизма и тем самым завершении предыстории человечества. Эта схема не только вошла во все учебники по марксистско-ленинской философии и научному коммунизму, но и являлась руководством для всех тех, кто занимался теоретическими проблемами философии и идеологии. На долю последних оставалась только некоторая детализация общей, не допускающей даже малейших отступлений схемы. «В Москве и в так называемых социалистических странах создали определенную доктрину, идеологический катехизис, возведенный в ранг государственной истины» (Р. Арон).

По Марксу, диктатура пролетариата является необходимым средством для перехода от капитализма к коммунизму. Учением о «партии нового типа» Марксизм-ленинизм, в сущности, свел диктатуру пролетариата к диктатуре революционной партии, полновластно контролирующей все стороны жизни коммунистического общества, начиная с политики и экономики и кончая частной жизнью его членов. «...Диктатура пролетариата есть власть, осуществляющаяся партией, опирающейся на насилие и не связанной никакими законами» (Ленин). Находясь у власти, монопольно правящая партия сочетает идеологию, призванную вызывать энтузиазм, с террором, постоянно внушающим страх. Партия предлагает новое решение всех экзистенциальных проблем, касающихся смысла истории и человеческой жизни, человеческого счастья, справедливости и т.д. Она обосновывает также новый кодекс моральных предписаний, в котором высшим долгом объявляется служение не обществу в целом, а какой-то узкой его части, и в первую очередь самой партии. «Партии нового типа» не было в марксизме. Маркс и Энгельс представляли себе коммунистическую партию похожей на другие политические партии, и в особенности на партии рабочего класса. «Коммунисты не являются особой партией, противопоставляющей себя другим рабочим партиям... Они не выставляют никаких особых принципов, под которые они хотели бы подогнать пролетарское движение» («Манифест Коммунистической партии»).

Другим важным моментом, в котором Марксизм-ленинизм отошел от марксизма, была трактовка предпосылок победы социалистической революции. Согласно Марксу, успех последней возможен только при условии, что она происходит одновременно в наиболее развитых капиталистических странах. Марксизм-ленинизм выдвинул положение о возможности победы социализма в одной отдельно взятой стране, если последняя является отсталой, по преимуществу крестьянской страной. Теория «перманентной революции» Л.Д. Троцкого, развивавшаяся им начиная с 1905, отрицала промежуток между антифеодальной (демократической) и антикапиталистической (социалистической) фазами революции и утверждала неизбежность перехода от фазы национальной к фазе интернациональной: начавшись в России, революция непременно должна выйти за ее границы. Ленин долгое время отклонял формулировку Троцкого, но в 1917 согласился с тем, что революция в России добьется успеха, только если вслед за нею вспыхнет интернациональная революция: «Для окончательной победы социализма усилий одной страны, особенно такой отсталой крестьянской страны, как Россия, недостаточно, для этого требуются усилия пролетариата нескольких развитых стран». Положение о возможности победы социализма в одной отдельной стране, в частности в России, было выдвинуто Сталиным. Однако последний приложил все усилия для того, чтобы отказаться от своего авторства. Он приписал эту идею Ленину, для чего потребовалась фальсификация высказываний как Ленина, так и Троцкого. Отказавшись от авторства, Сталин получил возможность резко противопоставить «ленинизм», включающий веру в возможность построения социализма в одной России, «троцкизму», преподносимому как пораженческая, антиленинская позиция.

Согласно Марксу, любая социальная революция развивается следующим образом: материальные условия производства растут и зреют до тех пор, пока они не вступят в конфликт с социальными и правовыми отношениями и, вырастая из них как из одежды, не разорвут их. Политическая же революция может привести только к тому, что один набор правителей уступит свое место другому, а это -- всего лишь простая смена лиц, осуществляющих государственное управление. Октябрьская революция 1917 опровергла рассуждения Маркса о характере «грядущей революции». Однако Марксизм-ленинизм вместо того, чтобы признать это опровержение, переинтерпретировал как общую теорию социалистической революции, так и Октябрьские события с тем, чтобы привести их в соответствие. В результате данная теория утратила всякое эмпирическое содержание и сделалась в принципе нефальсифицируемой. Сходным образом Марксизм-ленинизм трансформировал ключевые позиции марксизма о соотношении базиса и надстройки, о социализме как коротком переходном периоде от капитализма к коммунизму и др. Все эти изменения позволили, в конечном счете «интерпретировать марксизм в таком духе, от которого сам Маркс пришел бы в бешенство» (Г.П. Федотов).

Маркс настаивал на том, что его концепция является открытой и должна постоянно трансформироваться под воздействием новых социальных факторов, а не застывать в догмах и стереотипах. Под влиянием политической ситуации Марксизм-ленинизм изменил духу изначального «открытого марксизма» и превратил его, в конце концов, в схоластику, равнодушную к изучению социальной проблематики постиндустриального общества.

Процесс разложения Марксизма-ленинизма как ядра коммунистической идеологии начался в 1960-е гг. В условиях, когда разрядилась атмосфера страха, составлявшая главную особенность сталинизма, стало заметно, что коммунистический энтузиазм постепенно изнашивается и его нужно поддерживать особо завлекательными обещаниями. Первым глубинным свидетельством ослабления Марксизма-ленинизма явилась новая программа коммунистической партии, провозгласившая, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Обещание наступления коммунистического изобилия уже в ближайшие десятилетия говорило о непонимании теоретиками Марксизма-ленинизма не только процессов, шедших в советской экономике, но и самой сути коммунизма. Вера в реальность построения коммунизма стала быстро угасать с конца 1970-х гг. «...Убогая, хотя и относительно мягкая брежневская эпоха подорвала веру в идеалы гораздо сильнее, чем пронизавший все общество тотальный, непредсказуемый и в высшей степени разрушительный сталинский террор, который по крайней мере можно было воспринимать как леденящее душу драматическое предвестие рождения нового общества, пришествия нового человека» (Э. Гэллнер).

История стран, пытавшихся построить совершенное коммунистическое общество, хорошо показала внутреннюю парадоксальность Марксизма-ленинизма. Созданный в качестве теоретического обоснования такого общества, он оказался, в конечном счете, идеологическим обоснованием тоталитарных коммунистических режимов.

Марксизм-ленинизм иррационален в том смысле, что он ставит перед собой одну цель, а достигает прямо противоположного, несовместимого с нею результата.

Маркси́зм-ленини́зм - идеология, социально-политическое и философское учение о законах борьбы за свержение капиталистического строя и построение коммунистического общества. С точки зрения его последователей разрабатывалось В. И. Лениным, развившим учение Маркса и применившим его на практике. В КПСС явление марксизма-ленинизма рассматривалось как ленинский вклад в марксизм.

В социалистических странах марксизм-ленинизм являлся официальной «идеологией рабочего класса». Учение не было статичным, а видоизменялось, подстраиваясь под нужды элиты, а также включая в себя учения региональных коммунистических лидеров, имеющие значения преимущественно для руководимых им государств социализма.

В советской парадигме марксизм-ленинизм - единственная истинно верная научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, интегрирующая концептуальные воззрения, относительно познания и революционного преобразования мира, о законах развития общества, природы и человеческого мышления, о классовой борьбе и формах перехода к социализму (включая свержение капитализма), о созидательной деятельности трудящихся, непосредственно занятых строительством социалистического и коммунистического общества

Как разновидность идеологии, марксизм-ленинизм лежал в основе программ правящих партий других социалистических стран, а в капиталистических и развивающихся - программ многих партий международного рабочего движения. Советско-китайский раскол повлёк за собой раскол в международном рабочем (коммунистическом) движении, изначально связанный с тем, что обе стороны заявляли о своей приверженности марксизму-ленинизму, взаимно обвиняя друг друга в отступлении от такового. В дальнейшем, несмотря на эволюцию взглядов в КНР, некоторые партии, организации и движения как на Западе, так и на Востоке, продолжают ссылаться в своих программных документах на «марксизм-ленинизм», толкование которого в каждом конкретном случае требует самостоятельного изучения.

История развития и краткое описание

Ленин принадлежал к числу сторонников «очищения» Маркса от элементов ненаучной «спекулятивной философии». Ленин не считал, что отступает или прибавляет к идеям марксизма что-то существенное.

В марксизме-ленинизме метод материалистической диалектики получил дополнение в виде ортодоксальной формы взглядов, малейшее отступление от которых считалось ревизионизмом и каралось.

В ходе этой эволюции марксизм-ленинизм приобрел ряд следующих основных элементов:

диалектический материализм, который самим Марксом не был описан;

исторический материализм, как сам Маркс предпочитал называть свою социальную философию (некоторыми теоретиками был включён в диалектический материализм в конце 1970-х гг. и истолкован как распространение принципов последнего на область общественных явлений);

политическая экономия капитализма - критический анализ капитализма;

теория партии особого типа и связанного с партией революционного движения, развитая Лениным; такая теория отсутствовала в ортодоксальном марксизме;

научный коммунизм - учение о неизбежном установлении нового общественного строя; при этом построение коммунизма то объявлялось делом ближайших десятилетий, то отодвигалось на «исторически обозримый период».

Таким образом дискурс этого учения, ясный и простой, начинался с

изложения законов диалектики (отрицание отрицания, противоречие как источник всякого развития, скачкообразный переход количества в качество и восходящее развитие по спирали) и диалектики природы;

затем шёл анализ капиталистического строя с целью показать истинность исторического материализма;

из этого анализа выводилась необходимость организации партии революционного действия

и делался вывод не столько о неизбежном крахе капитализма, сколько о неотвратимой победе коммунизма.

Проблема собственности в советском праве

В первые годы Советской власти объекты, принадлежащие на праве частной собственности в городе, были огосударствлены путем национализации. Согласно декретам и другим актам государственной власти был ликвидирован класс частных собственников, а их имущество стало собственностью государства как единого собственника. Экспроприация собственников проводилась насильно, и проблема эффективности декретов не возникала.

Традиционно отношения собственности понимаются как права собственника, т. е. как юридическое явление. В СССР отношения собственности имели прежде всего политэкономическое значение и трактовались как основное производственное отношение. В юридической науке был выдвинут и обоснован вывод о том, что "в руках государства в полном объеме концентрируются правомочия по управлению предприятиями. В качестве собственника основных средств производства государство сохраняет за собой в лице своих органов непосредственное осуществление разнообразных полномочий в области организации и деятельности предприятий"4. Однако многие вопросы, имеющие непосредственное отношение к понятию государство и его органы как субъекты общенародной собственности", не были решены ни в законе, ни в трудах ученых.
Уже в середине 50-х годов прошедшего столетия советская юридическая наука признавала отставание теоретических разработок в области права собственности. В цивилистической и хозяйственно-правовой науке исследовались прежде всего проблемы обязательственного права, отдельные виды договоров.

После коллективизации в деревне стало две формы собственности: личная (подворье) и артельная (колхоз). Последняя поначалу действительно имела много общего с артельной, имущественный взнос каждого (земля, скотина, орудия труда) воспринимался как личный пай, хотя и без права распорядиться им самостоятельно.

Кроме того, в Конституции СССР рассматривалось как социалистическая собственность имущество профсоюзных и иных общественных организаций, а гражданам СССР не разрешалось иметь в собственности предприятия и другие средства производства.

Эволюция советского права

Частичная реформация по демократизации в рамках марксистско-ленинской коммунистической доктрины советского государственного права была осуществлена в годы правления лидеров КПСС Н. С. Хрущева и Л. И. Брежнева.

Обновление государственно-правовых институтов началось после XX съезда КПСС (1956), обличившего "культ личности Сталина". В период так называемой "хрущевской оттепели" были предприняты попытки оживить представительную систему, ослабить ограничения гражданских свобод, дать импульс правосудию. Некоторая демократизация и частичное "высвобождение" человека из-под гнета карательных инстанций сочетались, однако, с неизменным монополизмом и концентрацией власти в руках Коммунистической партии.

Оценивая данный этап конституционного развития, следует отметить сохранение двойственного характера государственно-правовой политики. С одной стороны, был расширен перечень гражданских прав и свобод, введены новые институты непосредственной демократии, изменена природа самого государства и общества, поставлены задачи развития общественного самоуправления. С другой стороны, Конституция СССР 1977 г. сохранила в неприкосновенности советскую систему государственной власти и, стремясь укрепить ее, установила принцип руководящей роли КПСС в общественной и государственной жизни. Она закрепила монополию общенародной государственной собственности, ограничила свободу экономической деятельности и развитие гражданского общества, не признала равноправия всех форм собственности, включая частную.

Формально-юридически в этот период были ликвидированы классовое неравенство и классовый характер советского государства. В реальности, однако, через установки КПСС идея диктатуры пролетариата была преобразована в принцип ведущей роли рабочего класса. Этот принцип породил практику преимущественных прав представителей рабочего класса при вступление в члены

КПСС, кадровом назначении, пользовании определенными материальными и социальными благами и услугами.

Аналогичная двойственность была присуща и Конституции РСФСР 1978 г., а также соответствующим конституциям других союзных республик, принятым на основе союзной Конституции.

Таким образом, Конституция СССР 1977 г., Конституция РСФСР 1978 г. и конституции других союзных и автономных республик продемонстрировали ограниченность социалистической демократии, неспособность обеспечить полноценное функционирование и развитие государства и права, защиту интересов личности, ее прав и свобод.

Сегодня в Китае правящая КПК заявляет курс на сочетание марксизма-ленинизма, теории Мао Цзэдуна , вклада Дэн Сяопина и учета китайской специфики .

Председатель Центральной контрольно-ревизионной Комиссии КПРФ В.С.Никитин считает, что КПРФ в соответствии со своей Программой обязана творчески развить марксизм-ленинизм на основе отечественного и мирового опыта .

Возникновение и применение термина

В ходе этой эволюции марксизм-ленинизм стал состоять из следующих основных элементов :

  1. диалектический материализм , который самим Марксом не был описан;
  2. исторический материализм , который был включён в диалектический материализм в конце 1970-х гг. и истолкован как распространение принципов последнего на область общественных явлений;
  3. критический анализ капитализма, имевший целью приспособить старое описание капитализма к реалиям XX века - необходимо было отстоять, вопреки фактам, устаревшую теорию, что общий кризис капитализма продолжает углубляться;
  4. теория партии особого типа и связанного с партией революционного движения, развитая Лениным; такая теория отсутствовала в ортодоксальном марксизме;
  5. коммунистическое пророчество - построение коммунизма то объявлялось делом ближайших десятилетий, то отодвигалось на «исторически обозримый период».

Основные отличия от классического марксизма

В марксизме отсутствовало понятие «партии нового типа». Диктатура пролетариата , согласно марксистскому учению, является необходимым средством для перехода от капитализма к коммунизму. Учением марксизма-ленинизма о «партии нового типа» по сути свело диктатуру пролетариата к диктатуре революционной партии, контролирующей все стороны жизни общества, начиная с политики и экономики и кончая частной жизнью его членов. Находящаяся у власти монопольно правящая партия сочетает идеологию, призванную вызывать энтузиазм, с террором, постоянно внушающим страх. Она утверждает, что имеет новые решения всех экзистенциальных аспектов бытия, касающихся смысла истории и человеческой жизни, человеческого счастья, справедливости и тому подобное. Она обосновывает также новый кодекс моральных предписаний, в котором высшим долгом объявляется служение самой партии, а не обществу в целом. Маркс и Энгельс представляли себе коммунистическую партию похожей на другие политические партии, и в особенности на партии рабочего класса .

Другим важным моментом, в котором марксизм-ленинизм отошёл от марксизма, была трактовка предпосылок победы социалистической революции. Согласно Марксу, победа социалистической революции возможна только при условии, что она происходит одновременно в наиболее развитых капиталистических странах. Марксизм-ленинизм выдвинул идею о возможности победы социализма в одной отдельно взятой стране, если эта страна является отсталой, по преимуществу крестьянской страной. Теория перманентной революции , развивавшаяся Л. Д. Троцким начиная с 1905 года, отрицала промежуток между антифеодальной (буржуазной) и антикапиталистической (социалистической) революциями и утверждала неизбежность перехода от национальной к международной революции: начавшись в России как буржуазная, революция обязательно начнётся и в промышленно-развитых странах, но уже став социалистической. Ленин долгое время не соглашался в этом с Троцким, но в 1917 году всё же заявил, что революция в России добьется успеха, если только вслед за ней начнётся международная революция. Положение о возможности победы социализма в одной отдельной стране было выдвинуто Сталиным. Однако он сделал всё, чтобы его авторство осталось неизвестным. Он приписал эту идею Ленину, для чего фальсифицировал высказываня как Ленина, так и Троцкого. Таким образом Сталин получил возможность резко противопоставить «ленинизм», утверждающий, что построить социализм в одной стране возможно, «троцкизму», преподносимому им как пораженческая, антиленинская позиция .

По классическому марксизму любая социальная революция развивается следующим образом: материальные условия производства подготавливаются и растут до тех пор, пока они не вступят в конфликт с правовыми и социальными отношениями и, вырастая из них как из одежды, не разорвут их. Революция политическая всего лишь может привести к тому, что один набор правителей сменит предыдущих, а это - лишь простая смена лиц, осуществляющих государственное управление. События октября 1917 года в России опровергли рассуждения Маркса о характере «грядущей революции». Однако марксизм-ленинизм вместо того, чтобы признать это опровержение, переинтерпретировал как общую теорию социалистической революции, так и Октябрьские события с тем, чтобы привести их в соответствие. В результате данная теория сделалась в принципе нефальсифицируемой и утратила всякое эмпирическое содержание. Подобным образом марксизм-ленинизм пересмотрел ключевые идеи марксизма о соотношении базиса и надстройки и о социализме как коротком переходном периоде от капитализма к коммунизму. Философ Г. П. Федотов отметил, что все произведённые изменения стали «интерпретировать марксизм в таком духе, от которого сам Маркс пришел бы в бешенство» .

Соотношение с другими учениями и доктринами

Чучхе

Официальная идеология правящей Трудовой партии Северной Кореи , возникшей в 1955, в результате трансформации идей марксизма-ленинизма и идей Ким Ир Сена .

Маоизм

Официальная идеология СССР

Тома полных собраний сочинений основоположников (Маркса, Энгельса, Ленина) стояли на почётном месте во всех советских библиотеках (одно время рядом с ними были также собрания сочинений Сталина). Существовала также официально одобренная интерпретация трудов классиков, которая менялась с ходом времени .

Марксизм-ленинизм подлежал обязательному изучению во всех советских образовательных учреждениях, начиная со старших классов средней школы. Также выпускалось большое количество книг и научных статей, посвящённых толкованию марксизма-ленинизма. Однако все споры велись вокруг незначительных вопросов; любые попытки усомниться в базовых положениях марксизма-ленинизма сурово пресекались.

Дополнением к трудам основоположников были решения и постановления съездов и пленумов КПСС; эти документы также подлежали обязательному изучению в учебных заведениях СССР.

Конечной целью марксизма-ленинизма провозглашалось установление коммунистического строя во всём мире; при этом СССР и другие социалистические страны должны были служить исходной базой для распространения коммунизма на другие страны (на Западе это называли «экспортом революции »). СССР также претендовал на роль руководителя всего мирового коммунистического движения, что создало основу для конфликта с Югославией и позже с Китаем .

Угасание интереса к марксизму-ленинизму

В условиях ухода от принципов сталинизма , атмосфера страха, составлявшая его основу, стала развеиваться. Это привело к тому, что коммунистический энтузиазм постепенно сходил на нет и для его поддержки требовались особо завлекательные обещания. Идеология марксизма-ленинизма начала разлагаться. Первым глубинным свидетельством этого явилась новая программа коммунистической партии, провозгласившая, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Такие обещания показывали, что теоретики марксизма-ленинизма не понимали сути коммунизма и процессов, шедших в советской экономике. Вера в реальность построения коммунизма стала быстро угасать с конца 1970-х гг. Э. Геллнер так писал о том времени: «…Убогая, хотя и относительно мягкая брежневская эпоха подорвала веру в идеалы гораздо сильнее, чем пронизавший всё общество тотальный, непредсказуемый и в высшей степени разрушительный сталинский террор, который по крайней мере можно было воспринимать как леденящее душу драматическое предвестие рождения нового общества, пришествия нового человека» .

Одним из признаков нарастающего кризиса марксизма-ленинизма стало то, что начиная с 1960-х гг. в советской философии всё в большем числе стали появляться работы посвященные философии науки, логике, истории философии и не связанные непосредственно с традиционной проблематикой диалектического и исторического материализма. Непременное упоминание классиков марксизма-ленинизма оказывалось в них по преимуществу формальным. Понятия «марксистско-ленинская философия» и «советская философия» уже не были идентичны и продолжали расходиться с течением времени. Целый ряд советских философов 1970-1980-х гг. не имел уже к марксизму-ленинизму никакого отношения .

После распада СССР

Критика

Критики марксизма-ленинизма относят к основным ошибкам учения марксизма-ленинизма его теоретическое положение, согласно которому новый общественный строй - коммунизм - непременно победит капитализм в силу естественных причин, что коммунизм будет способен обеспечить более высокую производительность труда, чем капитализм. Однако попытки построить коммунизм на практике не увенчались успехом .

История стран, пытавшихся следовать учению марксизма-ленинизма, продемонстрировала его внутреннюю парадоксальность: созданный в качестве теоретического обоснования строительства совершенного коммунистического общества, он оказался в конечном счете идеологическим обоснованием созданных тоталитарных коммунистических режимов .

См. также

Примечания

  1. // Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
  2. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998
  3. Безансон А. ISBN 5-87902-029-0
  4. Грицанов А. А. Новейший философский словарь. Научное издание / Мерцалова А. И.. - Минск: В. М. Скакун, 1998. - 896 с. - ISBN 985-6235-17-0
  5. Ср. : Митин М. Б. Марксизм-ленинизм.// Большая советская энциклопедия, 3-е изд. - М.:Сов.энциклопедия, 1974. т.15
  6. Семенов В.С. Уроки XX века и путь в XXI век: (социально-филос. анализ и прогноз). - М., 2000
  7. В.С. Никитин: от творческого развития марксизма к обновленному социализму XXI века
  8. / Под ред. А. А. Ивина
  9. Статья 6. «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.
    Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.
    Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.» - Конституция СССР 1977 года).
  10. Статья 126. «В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.» - Конституция СССР 1936 года
  11. / Под ред. А. А. Ивина . - Москва: Гардарики, 2004. - 1074 с. - ISBN 5–8297–0050–6

Литература

  • Ленин, В. И. . - Полн.собр.соч., т.23
  • Лукач Д. Ленин. Исследовательский очерк о взаимосвязи его идей / Авт.вступ.статей С.Н.Земляной. - М .: Междунар. отношения, 1990. - 141 с. - ISBN 5-7133-0356-Х
  • Безансон А. Интеллектуальные истоки ленинизма = Les Origines intellectuelles du léninisme. - 1-е. - Москва: МИК, 1998. - 304 с. - ISBN 5-87902-029-0

Ссылки

  • Произведения наиболее известных теоретиков марксизма-ленинизма .

Марксистско-ленинское учение в том виде, в каком оно было официаль­ной идеологией советской тоталитарной системы, представляло собой марк­систскую доктрину, дополненную результатами теоретических изысканий идеологов большевизма (Ленина, Бухарина, Сталина). Утратив свой офици­альный характер, марксизм и по сей день остается одним из направлений об­ществоведения и учения о праве и государстве, нуждаясь, однако, в осмысле­нии с новых теоретических позиции и с учетом практики его реализации.

К основным чертам марксистско-ленинского учения о праве и государстве можно отнести следующие:

1. Обусловленность генезиса и природы государства и права как надстро­ечных явлений экономической сферой общества и прежде всего - характером производственных отношений (экономическим базисом общественно-эконо­мической формации). И если не преувеличивать значение данной закономер­ности, оценивать ее лишь «в конечном счете», то в принципе историко-материалистический подход марксизма к государству и праву является верным.

2. Объяснение происхождения и сущности государства и права расколом общества на антагонистические классы. По Марксу, природа государства и права не могут быть поняты вне контекста борьбы классов. Теоретики боль­шевизма придали этому тезису первостепенное значение. Для них государст­во - это прежде всего «машина» классового подавления.

3. Идея о применении мер насилия в целях ликвидации «старой организа­ции общества». Эта идея в теории и практике большевизма, как известно, бы­ла доведена до крайних форм.

4. Отрицание принципа разделения властей. Идея соединения в одном ор­гане как законодательной, так и исполнительной власти, - один из теорети­ческих постулатов, положенных в основу создания Советского государства.

5. Идея отмирания государства - одна из наиболее важных в марксизме-ленинизме: государство должно исчезнуть вместе с делением общества на классы. При этом праву предстоит отмереть вместе с государством.

6. В целом для марксизма характерны недооценка роли права, тезис об от­сутствии у него исторических перспектив, скептическое отношение к идее правового государства. В этой связи многие западные авторы относят марк­систское учение о праве даже к числу юридико-нигилистических. Вместе с тем в рамках теории марксизма было высказано и немало теоретически цен­ных положений о праве и его природе. В частности, оценка права как равно­го масштаба, применяемого к неравным отношениям.

Таким образом, критически пересматривая марксистско-ленинское уче­ние о праве и государстве, следует сохранить те теоретические положения, которые прошли проверку временем и представляют ценность для современ­ной юридической науки и обществоведения в целом. В первую очередь, это касается общеметодологических принципов и подходов, таких как принцип историзма, принцип диалектики, подход к праву и государству как социаль­ным явлениям, зависимым от материальной жизни общества и его дифферен­циации на большие социальные группы, и др.

Мировоззрение, идеология - явления в известном смысле тождественные. Под ними понимаются обобщенные представления людей об окружающей их действительности и своем месте в ней, а также обусловленные данными представлениями ценностные ориентации, устремления, принципы познания и практических действий. Следовательно, можно сказать: каково мировоззрение, какова идеология, таковы и сами люди, таковы их мысли, чувства, поступки. Этим определяется огромное значение указанных явлений для жизни общества, деятельности классов, слоев, их партий, организаций, движений.

Мировоззрение, идеологию коммунистов составляет марксизм-ленинизм - теория, созданная Карлом Марксом (1818-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895), а в дальнейшем развитая Владимиром Ильичем Лениным (1870-1924). Марксизм-ленинизм есть система знаний о законах развития мира и его революционном преобразовании в интересах рабочего класса, трудящихся. Предназначение марксистско-ленинской теории заключается в выяснении условий и указании путей освобождения народных масс от любых видов эксплуатации, угнетения, социального неравенства и утверждения наиболее целесообразной, подлинно гуманной организации человечества - коммунистической общественно-экономической формации. Создатели марксизма-ленинизма рассматривали революционную теорию как могучее духовное, интеллектуальное оружие борьбы, позволяющее верно осмысливать жизнь, намечать эффективную стратегию и тактику действий. Энгельс отметил, что в политике только ясный анализ может выявить правильный путь в лабиринте фактов. Поэтому политические события нужно всегда измерять масштабом теоретических положений. И обязанность коммунистов состоит в том, чтобы все более просвещать себя по теоретическим вопросам. Отталкиваясь от данных положений, Ленин, уже применительно к России, еще раз особо подчеркнул, что "без революционной теории не может быть и революционного движения" и что". роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией". Отсутствие революционной теории, указал он, пренебрежительное отношение к революционной идеологии неминуемо играют на руку идеологии врагов революционного направления, отнимают у него право на существование и неизбежно осуждают его, рано или поздно, на политический крах. Ленин неустанно призывал обращать на теорию усиленное внимание, поднимать всю партийную практику, всю деятельность коммунистов на высоту теоретического освещения революционных задач.

Марксизм возник в 40-х гг. ХIХ в. Это было время, когда в западном мире на смену феодализму полным ходом шел капитализм. Он совершил промышленный переворот, дал гигантский толчок техническому прогрессу и привел к невиданному росту производительных сил. Но, подобно феодализму, капитализм оставался антагонистическим строем, базировался на эксплуатации и угнетении. Сменившая дворян буржуазия эксплуатировала и угнетала порожденных ею новых трудящихся - рабочий класс, пролетариат. Реакцией на такие отношения стала борьба рабочего класса, пролетариата против буржуазии. Поначалу борьбу вели отдельные рабочие, потом рабочие одной фабрики, затем рабочие одной отрасли труда в одной местности против отдельных капиталистов. Причем удары свои рабочие направляли не столько против буржуазных производственных отношений, сколько против их технических компонентов. Они разбивали машины, поджигали фабрики, уничтожали конкурирующие иностранные товары, видя в них главную причину бедствий. На этой стадии рабочие представляли собой раздробленную, аморфную, несознательную массу. Но с развитием промышленности пролетариат численно рос, скоплялся в крупные коллективы, увеличивал свою силу, все более ощущая ее. Его борьба, набирая опыт, приобретала организованный, массовый характер, и удары пролетариата переносились уже с техники на общественную форму ее использования, на капиталистические отношения. В арсенал борьбы прочно входили забастовки, демонстрации, митинги, нередкими становились и вооруженные выступления. Так, в 1831 и 1834 гг. произошли восстания лионских ткачей во Франции, в 1844 г. - силезских ткачей в Германии. Аналогичные выступления пролетариев имели место во многих европейских городах.

Рабочие время от времени побеждали, но эти победы носили преходящий характер. Главным результатом их борьбы был не непосредственный успех, а крепнущее объединение рабочих. Постепенно, шаг за шагом складывалась широкая сеть легальных и полулегальных профессиональных союзов, других объединений. Появились тайные революционные общества. Пролетариат неуклонно формировался в действительный класс, превращался в самостоятельную социальную силу.

По мере возмужания рабочего класса делалась все более ощутимой потребность в его не только организационном, но и идейном оснащении. То есть потребность в такой общественной теории, которая бы смогла научно отразить капиталистическую действительность и помочь рабочему классу сознать в ней свое место, свои интересы, понять, к чему он должен стремиться, верно определять свои действия на различных этапах борьбы.

Предпосылки для создания такой теории уже существовали в самой капиталистической действительности. Утверждаясь на планете, капитализм явственнее обнаруживал присущие ему законы, противоречия, социальные язвы. В нем зародились и стали зримо проявляться тенденции, враждебные буржуазным порядкам, несущие им гибель, а также элементы новых, более прогрессивных общественных отношений. Назрела задача осмыслить все это, сделать должные выводы и свести их в целостную научную теорию. Без нее движение рабочего класса сознательным быть не могло. Оно продолжало бы идти методом проб, ошибок, терпя поражения, принося многочисленные жертвы. Такой теорией и стал марксизм. Следовательно, возникновение марксизма - отнюдь не случайность, а глубокая историческая закономерность. Оно обусловлено, с одной стороны, назревшей объективной необходимостью вооружить пролетариат эффективным, истинным идейным оружием борьбы, а с другой стороны, уровнем зрелости тогдашних буржуазных общественных отношений, сделавших это возможным. Великая заслуга Маркса заключалась в том, что он осознал данную необходимость и превратил возможность возникновения научной пролетарской теории в действительность, создал ее.

Исходным положением политико-правовой теории Маркса является идея о том, что основу существования общества составляет материальное производство. От его уровня и характера производственных отношений в конечном счете зависит сущность права и государства. Последнее (т.е. государство) есть система органов, обеспечивающих политическую власть экономически господствующего класса. Государство возникает с появлением частной собственности и классов и закономерно существует до их исчезновения. В дальнейшем, по мысли Маркса, в связи с переходом к бесклассовому коммунистическому обществу ("обобществившемуся человечеству") право и государство в процессе длительного ("стихийного") развития отомрут. Подобно государству право порождено развитием материальных отношений (базис общества). Оно получает свое выражение в законах (и соответственно в подзаконных актах), т.е. юридических нормах, издаваемых государством или им санкционированных (так называемое обычное право). Различие права и закона - важное положение в юридической концепций Маркса, хотя нельзя не отметить, что оно не всегда проводится им последовательно.

Идея революционного перехода от одного исторического "качества" (т.е. одного типа общества, общественно-экономической формаций, как писал Маркс) к другому - одно из коренных положений его теорий. При этом Маркс (и особенно Энгельс в последние годы жизни) не исключал, что этот переход может быть осуществлён мирным путем, но полагал, что такой вариант крайне маловероятен. Поэтому они считали, что социальная революция по необходимости будет и революцией политической (но не всякая политическая революция является социальной). Революция связана с переходом власти от одного класса (сословия) к другому. Последнее, в свою очередь, означает изменение структуры государственных органов (аппарата управления).

Маркс полагал, что уже ко второй половине XIX в. буржуазный способ производства исчерпал свою исторически прогрессивную роль. В силу этого на повестке дня стоит вопрос о переходе политической власти в руки пролетариата. Эту власть он характеризовал как диктатуру пролетариата. Маркс, в последствий и Ленин, считали, что именно учение о диктатуре пролетариата есть главное в их политической теорий. Задача этой власти не только подавление сопротивления буржуазий (эксплуататорских классов в целом), но и организация строительства нового коммунистического общества (социалистического, как неразвитого коммунизма, на первой фазе развития). Такая революция не может быть осуществлена без наличия соответствующих материальных и социальных условий - высокого уровня развития производства и высокой зрелости самого рабочего класса, его сознательности и организованности. Поэтому Маркс полагал, что социалистическая революция начнется в наиболее развитых капиталистических странах, таких как Англия, а затем в относительно короткий исторический отрезок времени охватит и другие государства. Пролетариат "не имеет отечества", и поэтому тесный союз национальных "отрядов" рабочего класса не только необходимая, но и вполне реальная сторона революции (принцип пролетарского интернационализма). Маркс был противником политического авантюризма, произвольного начала революции, а равно медленной "отмены" государства, за что ратовали анархисты. Но это не исключало их стремления всеми доступными политическими и иными методами создавать условия, ведущие к революционной ситуации, к коренному по их плану преобразованию буржуазного общества. Он понимал, что ход истории не фатален, а зависит от деятельности самих людей (субъективного фактора). Этой цели, в частности, должны были служить и созданные ими международные организации (I и II Интернационалы), а также национальные партии социал-демократической и революционной направленности. Освобождение пролетариата, а также всех трудящихся от эксплуатации и политического гнета они рассматривали как освобождение всех граждан будущего общества, как создание наилучший условий для материального и духовного развития каждого индивида. Именно через освобождение рода (человечества) они надеялись освободить каждого человека.

Ленин был последователем Маркса, в том числе - в вопросах политики, государства и права. Под его руководством в России была предпринята первая попытка практически осуществить коммунистические социальные идеалы. Вполне понятно, что политическая и правовая концепция Ленина основана на материалистическом пониманий историй, на признаний эксплуататорского и антинародного характера буржуазного государства и права, на убеждении в том, что социалистическая и правовая диктатура пролетариата исторически неизбежны и несут за собой социальный прогресс, который со временем завершится переходом к коммунистическому обществу, к отмиранию в силу этого государства и права. Так Ленин писал, что: "Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий", что "диктатура одного класса является необходимостью…для всякого классового общества вообще…". Это "железный" закон существования государства. В свою очередь, право есть выраженная в законе воля господствующего класса. В ходе социалистической революций и с установлением диктатуры пролетариата необходимо "разбить", "сломать" старый, (т.е. буржуазный) государственный аппарат и т.п.

Вместе с тем идея диктатуры пролетариата была дополнена Лениным идеей о союзе рабочего класса и крестьянства как высшем ее принципе. Ленин полагал, что эта диктатура не исключает, но, наоборот, с необходимостью предполагает установление демократий для подавляющего большинства населения, для всех трудящихся. Однако диктатура пролетариата предполагает и допускает политические и правовые ограничения для эксплуататоров и их "пособников". И это было реализовано в конституции РСФСР 1918 г. тоже. Вообще, в соответствий со своим безоговорочным пониманием сущности права и государства как явлений сугубо классовых, Ленин считал, что нет и не может быть неклассовых, общечеловеческих норм и принципов права и демократий.

Как мы видим, те дополнения, которые делал Ленин, не изменяли, конечно, самой сущности учения Маркса. Но вместе с тем они были достаточно значимыми и влекли за собой важные практические последствия.



Новое на сайте

>

Самое популярное