Домой Пульмонология Что такое пэп в неврологии. Перинатальная энцефалопатия у ребёнка

Что такое пэп в неврологии. Перинатальная энцефалопатия у ребёнка

Перинатальная энцефалопатия у новорожденных в последнее время встречается достаточно часто, и связано это с возрастающим числом факторов риска. Чаще всего диагноз «ПЭП новорожденных» ставится детям, рожденным матерями старше 30 лет, и женщинами, сделавшими несколько абортов или имевшими несколько выкидышей. Также это заболевание распространено среди тех малышей, чьи мамы страдали длительным бесплодием.

Что это такое – перинатальная энцефалопатия у детей, и как проявляется это заболевание у новорожденных?

Хроническая кислородная недостаточность плода, острое кислородное голодание, возникшее в родах, и родовые травмы приводят к грубым нарушениям в центральной нервной системе. Эти нарушения проявляются перинатальной энцефалопатией (ПЭП), довольно часто встречающейся в настоящее время.

Находясь в утробе матери, плод может испытывать кислородное голодание, если беременность протекает с осложнениями (токсикоз, инфекции, интоксикации, преждевременная отслойка плаценты, длительный безводный период и т. д.). Тяжелые роды, узкий таз, обвитие пуповины вокруг шеи, акушерские манипуляции могут привести к асфиксии новорожденного, в результате которой нарушается поступление кислорода к органам и тканям.

Наиболее чувствительны к недостатку кислорода клетки головного мозга, которые и повреждаются в первую очередь. Степень их повреждения зависит от тяжести и продолжительности кислородного голодания. Нарушения ЦНС легкой степени могут остаться незамеченными в роддоме, и ребенок выписывается домой. Внимательная мама, круглосуточно наблюдающая за малышом, быстрее любого врача заметит симптомы, которые сигнализируют о нарушении центральной нервной системы, о повышении нервно-рефлекторной возбудимости, и обратится за консультацией к невропатологу с жалобами на беспокойство, поверхностный сон, вздрагивания, дрожание подбородка и кистей ручек, усиливающиеся при крике.

Врачебный осмотр подтвердит наблюдения мамы и отметит нарушение мышечного тонуса, который при диагнозе ПЭП у новорожденных может быть повышенным (гипертония мышц), пониженным (гипотония) и неравномерным (дистония), когда на фоне мышечной гипотонии возникает гипертонус отдельных мышечных групп, связанный с беспокойством ребенка, изменением положения его тела.

В материнской утробе плод находится в эмбриональной позе, позволяющей занимать как можно меньше места: конечности согнуты и вместе с подбородком плотно прижаты к туловищу.

У грудничков тонус сгибательной мускулатуры верхних и нижних конечностей остается повышенным еще в течение полугода, и это считается нормальным явлением, так же как и типичная для новорожденных поза боксера. Постепенное понижение мышечного тонуса и возрастание двигательной активности малыша дают возможность педиатру и невропатологу контролировать его физическое развитие. Нарушение мышечного тонуса влечет за собой задержку физического и психического развития.

Симптомы и последствия перинатальной энцефалопатии (ПЭП) у новорожденных детей

И опять важная роль в диагностике этой патологии принадлежит маме. Чаще всего именно она может заметить симптомы перинатальной энцефалопатии у новорожденного, наблюдая за развитием моторной деятельности, движениями ребенка с первых дней его жизни.

Вот ребенок проснулся и сладко потягивается, выгибаясь всем туловищем, вытягивает ручки, и мама замечает, что одна ручка поднимается за голову, а вторая прижата к грудной клетке. Или при плаче малыш приводит ножки к животу, но одна ножка отстает от другой. А стоит его распеленать, как он всегда «заваливается» на одну сторону. И об этом признаке ПЭП у новорожденного надо непременно рассказать невропатологу.

Движения у грудного ребенка - это основной вид его деятельности. Нередко последствием ПЭП у детей может стать отставание в психическом развитии, так как эта болезнь ограничивает возможности ребенка в познавании внешнего мира и затрудняет активное манипулирование с игрушками и другими предметами. При глубоких расстройствах мышечного тонуса и двигательных функций последствием перинатальной энцефалопатии у детей может быть формирование тяжелой патологии - детского церебрального паралича (ДЦП).

Неумение сидеть, вставать, ползать вынуждает малыша разглядывать одни и те же объекты обстановки, в то время как переход в вертикальное положение значительно расширяет обзор и возможности для знакомства с окружающим миром.

Если ребенок вял, адинамичен, заторможен, не реагирует оживлением на ласковое обращение матери, а любой раздражитель вызывает у него отрицательные эмоции, крик, беспокойство, следует подумать об отставании в психомоторном развитии.

Обнаруженные бдительной мамой симптомы ПЭП у новорожденного, малейшие отклонения в поведении ребенка помогут ранней диагностике патологического состояния. Чтобы избежать негативных последствий энцефалопатии детей, нужно начать своевременное лечение у специалистов.

Лечение перинатальной энцефалопатии (ПЭП) у новорожденных детей

А терапия ребенка с двигательными нарушениями должна быть длительной, комплексной и непрерывной. И эффективность лечения перинатальной энцефалопатии детей будет в первую очередь зависеть от мамы, ее упорства, настойчивости, дисциплинированности и желания победить недуг.

Не преуменьшая значения медикаментозной терапии, следует признать ведущую роль физических методов реабилитации: , гимнастика, упражнения в воде и физиотерапевтические процедуры.

Если патология выявлена в родильном доме, то сразу начинают лечение «положением». Младенцу придают физиологическое положение с помощью валиков, укладок, лонгет для пораженных конечностей. Если неврологические нарушения сохраняются, ребенка переводят в специализированное отделение, где лечение продолжают. Дома ребенок должен находиться на ровном плотном матрасике, без подушки. Необходимо менять положение ребенка в кроватке, чтобы источник света и яркие игрушки были от него то слева, то справа.

При лечении ПЭП у новорожденных обеспечьте малышу оберегающий режим. В семье должен быть благоприятный психоэмоциональный климат, способствующий развитию нервной системы ребенка. Чаще берите малыша на руки, разговаривайте с ним негромко и ласково, он должен чувствовать вашу любовь и заботу, в которой нуждается больше, чем его здоровый сверстник. Снижает тонус спазмированных мышц при симптомах энцефалопатии у новорожденных покачивание ребенка на руках, в люльке, специальном кресле-качалке для малышей. Благоприятное действие при лечении ПЭП у детей оказывает мелодичная классическая музыка, которая вызывает и успокаивающее, и стимулирующее влияние на мозг ребенка.

Массаж и физиотерапия при перинатальной энцефалопатии у детей (с видео)

Для расслабления спастически сокращенных мышц применяются специальные приемы массажа при перинатальной энцефалопатии: поглаживание, вибрация, потряхивание, валяние, катание, которые вы должны освоить сами, или пригласите профессионального массажиста. Массаж улучшает кровоснабжение, стимулирует лимфоток, улучшает обмен веществ в органах и тканях. Очень важно, чтобы массаж вызывал у ребенка положительные эмоции. Если ребенок голоден или хочет спать, сопротивляется массажу и гимнастике, не следует насильно продолжать манипуляции, так вы добьетесь противоположного эффекта - усиления мышечного тонуса. Массаж при энцефалопатии у детей и физиотерапевтические занятия должны доставлять ребенку удовольствие, проходить с улыбкой, в виде игры, под приятную музыку - только тогда они будут эффективны.

Расслабляющее действие на мышцы оказывают упражнения на большом надувном мяче, которые принимаются малышом за увлекательную игру и выполняются им с удовольствием. А спазмированные икроножные мышцы откликнутся на горячие ножные обертывания, которые легко выполняются в домашних условиях, а по эффективности не уступают физиотерапевтическим процедурам.

Посмотрите видео «Массаж при энцефалопатии у детей», чтобы лучше понять, как выполняется эта процедура:

Врач ЛФК должен стать вашим другом и соратником в борьбе с болезнью. Под его руководством вы освоите различные комплексы лечебной физкультуры, чтобы ежедневно упорно и настойчиво преодолевать последствия энцефалопатии.

При лечении энцефалопатии у новорожденных гимнастические упражнения развивают суставно-мышечный аппарат, вырабатывают двигательные навыки, стимулируют физическое и психическое развитие. Во время занятий ребенок получает воздушные ванны, а, следовательно, закаляется.

Регулярные занятия лечебной физкультурой на протяжении месяцев и лет позволяют компенсировать отставание развития психики и моторики и дают возможность ребенку догнать своих ровесников. Теперь он не будет сторониться коллективных детских игр, стесняясь своей неловкости и неуклюжести, а станет равноправным участником подвижных забав и развлечений.

Если в детской поликлинике есть бассейн - ваше место там. Упражнения в воде способствуют снижению повышенного тонуса, облегчают движения в конечностях при гипотонии мышц, улучшают координацию движений, дают мощный положительный заряд малышу, повышают аппетит и способствуют нормализации сна. Пройдя курс обучения у опытного инструктора, вы сможете продолжать занятия дома в ванне.

Несомненную пользу принесут малышу современные физиотерапевтические процедуры. Физиотерапия при энцефалопатии у детей поможет справиться с нарушением мышечного тонуса, с повышенной нервной возбудимостью и отставанием в физическом развитии.

Возможно, позднее потребуются занятия с логопедом, ортопедическое лечение, но главная роль в ранней диагностике и успешном лечении принадлежит маме, так как от ее наблюдательности, упорства и терпения зависит исход болезни.

(ПЭП) (пери- + лат. natus - "рождение" + греч. encephalon - "головной мозг" + греч. patia - "нарушение") - термин, объединяющий большую группу различных по причине и не уточненных по происхождению поражений головного мозга, возникающих во время беременности и родов. ПЭП может проявляться по-разному, например синдромом гипервозбудимости, когда повышена раздражительность ребенка, снижен аппетит, малыш часто срыгивает во время кормления и отказывается от груди, меньше спит, труднее засыпает и т.д. Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы. У таких детей значительно снижена двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует. Часто проявления перинатальной энцефалопатии выражены незначительно, но детишки, перенесшие данное состояние, все же требуют к себе повышенного внимания, а иногда - и специального лечения.

Причины возникновения перинатальной патологии

К факторам риска возникновения перинатальной патологии головного мозга относятся:

  • Различные хронические заболевания матери.
  • Острые инфекционные заболевания или обострения хронических очагов инфекции в организме матери в период беременности.
  • Нарушения питания.
  • Слишком молодой возраст беременной.
  • Наследственные заболевания и нарушения обмена веществ.
  • Патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности и пр.).
  • Патологическое течение родов (стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр.) и травмы при оказании помощи во время родов.
  • Вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка (ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных веществ, загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов и промышленными отходами и пр.).
  • Недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни.

Следует отметить, что наиболее часто встречаются гипоксически-ишемические (их причина - недостаточность кислорода, возникающая во время внутриутробной жизни малыша) и смешанные поражения центральной нервной системы, что объясняется тем, что практически любое неблагополучие в период беременности и родов приводит к нарушению снабжения кислородом тканей плода и в первую очередь головного мозга. Во многих случаях причины возникновения ПЭП установить не удается.

Составить объективное представление о состоянии ребенка в момент рождения помогает 10-балльная шкала Апгар. При этом учитывается активность ребенка, цвет кожных покровов, выраженность физиологических рефлексов новорожденного, состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Каждый из показателей оценивается от 0 до 2 баллов. Шкала Апгар позволяет уже в родзале оценить адаптацию ребенка к внеутробным условиям существования в течение первых минут после рождения. Сумма баллов от 1 до 3 указывает на тяжелое состояние, от 4 до 6 - на состояние средней тяжести, от 7 до 10 - на удовлетворительное. Низкие баллы относят к факторам риска для жизни ребенка и развития неврологических нарушений и диктуют необходимость применения экстренной интенсивной терапии.

К сожалению, высокие баллы по шкале Апгар полностью не исключают риск возникновения неврологических нарушений, ряд симптомов возникает уже после 7-го дня жизни, и очень важно как можно раньше выявить возможные проявления ПЭП. Пластичность мозга ребенка необычайно велика, своевременно проводимые лечебные мероприятия помогают в большинстве случаев избежать развития неврологического дефицита, предупредить нарушения в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности.

Течение ПЭП и возможные прогнозы

В течение ПЭП выделяют три периода: острый (1-й месяц жизни), восстановительный (с 1 мес. до 1 года у доношенных, до 2 лет - у недоношенных) и исход заболевания. В каждом периоде ПЭП выделяют различные синдромы. Чаще наблюдается сочетание нескольких синдромов. Такая классификация целесообразна, так как она позволяет выделить синдромы в зависимости от возраста ребенка. Для каждого синдрома разработана соответствующая тактика лечения. Выраженность каждого синдрома и их сочетание позволяют определить тяжесть состояния, правильно назначить терапию, строить прогнозы. Хочется отметить, что даже минимальные проявления перинатальной энцефалопатии требуют соответствующего лечения для предотвращения неблагоприятных исходов.

Перечислим основные синдромы ПЭП.

Острый период :

  • Синдром угнетения ЦНС.
  • Коматозный синдром.
  • Судорожный синдром.

Восстановительный период :

  • Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.
  • Эпилептический синдром.
  • Гипертензионно-гидроцефальный синдром.
  • Синдром вегето-висцеральных дисфункций.
  • Синдром двигательных нарушений.
  • Синдром задержки психомоторного развития.

Исходы :

  • Полное выздоровление.
  • Задержка психического, моторного или речевого развития.
  • Синдром гиперактивности с дефицитом внимания (минимальная мозговая дисфункция).
  • Невротические реакции.
  • Вегетативно-висцеральные дисфункции.
  • Эпилепсия.
  • Гидроцефалия.

Все больные с тяжелыми и среднетяжелыми поражениями мозга нуждаются в стационарном лечении. Дети с легкими нарушениями выписываются из роддома под амбулаторное наблюдение невролога.

Остановимся более подробно на клинических проявлениях отдельных синдромов ПЭП, которые наиболее часто встречаются в амбулаторных условиях.

Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости проявляется усилением спонтанной двигательной активности, беспокойным поверхностным сном, удлинением периода активного бодрствования, трудностью засыпания, частым немотивированным плачем, оживлением безусловных врожденных рефлексов, переменным мышечным тонусом, тремором (подергиванием) конечностей, подбородка. У недоношенных данный синдром в большинстве случаев отражает понижение порога судорожной готовности, то есть говорит о том, что у малыша легко могут развиться судороги, например, при повышении температуры или действии других раздражителей. При благоприятном течении выраженность симптомов постепенно уменьшается и исчезает в сроки от 4-6 месяцев до 1 года. При неблагоприятном течении заболевания и отсутствии своевременной терапии может развиться эпилептический синдром.

Судорожный (эпилептический) синдром может проявляться в любом возрасте. В младенчестве он характеризуется многообразием форм. Часто наблюдается имитация безусловных двигательных рефлексов в виде приступообразно возникающих сгибаний и наклонов головы с напряжением рук и ног, поворотом головы в сторону и разгибанием одноименных руки и ноги; эпизодов вздрагиваний, приступообразных подергиваний конечностей, имитаций сосательных движений и пр. Порой даже специалисту бывает сложно без дополнительных методов исследований определить природу возникающих судорожных состояний.

Гипертензионно-гидроцефальный синдром характеризуется избыточным количеством жидкости в пространствах головного мозга, содержащих ликвор (спинномозговую жидкость), что приводит к повышению внутричерепного давления. Врачи часто называют это нарушение родителям именно так - говорят, что у малыша повышенное внутричерепное давление. Механизм возникновения этого синдрома может быть различным: чрезмерная выработка ликвора, нарушение всасывания избытков ликвора в кровеносное русло, либо их сочетание. Основными симптомами при гипертензионно-гидроцефальном синдроме, на которые ориентируются врачи и которые могут контролировать и родители, являются темпы прироста окружности головы ребенка и размеры и состояние большого родничка. У большинства доношенных новорожденных в норме окружность головы при рождении составляет 34 - 35 см. В среднем в первое полугодие ежемесячный прирост окружности головы составляет 1,5 см (в первый месяц - до 2,5 см), достигая к 6 месяцам около 44 см. Во втором полугодии темпы прироста уменьшаются; к году окружность головы - 47-48 см. Беспокойный сон, частые обильные срыгивания, монотонный плач в сочетании с выбуханием, усиленной пульсацией большого родничка и запрокидыванием головы сзади - наиболее типичные проявления данного синдрома.

Однако большие размеры головы часто бывают и у абсолютно здоровых малышей и определяются конституциональными и семейными особенностями. Большой размер родничка и "задержка" его закрытия часто наблюдаются при рахите. Маленький размер родничка при рождении повышает риск возникновения внутричерепной гипертензии при различных неблагоприятных ситуациях (перегревание, повышение температуры тела и др.). Проведение нейросонографического исследования головного мозга позволяет правильно поставить диагноз таким пациентам и определиться с тактикой терапии. В подавляющем большинстве случаев к концу первого полугодия жизни ребенка отмечается нормализация роста окружности головы. У части больных детей к 8-12 месяцам сохраняется гидроцефальный синдром без признаков повышения внутричерепного давления. В тяжелых случаях отмечается развитие .

Коматозный синдром является проявлением тяжелого состояния новорожденного, которое оценивается 1-4 баллами по шкале Апгар. У больных детей проявляются выраженная вялость, снижение двигательной активности вплоть до полного ее отсутствия, угнетены все жизненно важные функции: дыхание, сердечная деятельность. Могут отмечаться приступы судорог. Тяжелое состояние сохраняется 10-15 дней, при этом отсутствуют рефлексы сосания и глотания.

Синдром вегето-висцеральных дисфункций , как правило, проявляется после первого месяца жизни на фоне повышенной нервной возбудимости и гипертензионно-гидроцефального синдрома. Отмечаются частые срыгивания, задержка прибавки массы тела, нарушения сердечного и дыхательного ритма, терморегуляции, изменение окраски и температуры кожных покровов, "мраморность" кожи, нарушение функций желудочно-кишечного тракта. Часто этот синдром может сочетаться с энтеритами, энтероколитами (воспаление тонкого, толстого кишечника, проявляющееся расстройством стула, нарушением прибавки массы тела), обусловленными патогенными микроорганизмами, с рахитом, утяжеляя их течение.

Синдром двигательных нарушений выявляется с первых недель жизни. С рождения может наблюдаться нарушение мышечного тонуса, как в сторону его снижения, так и повышения, может выявляться его асимметрия, отмечается снижение или чрезмерное усиление спонтанной двигательной активности. Часто синдром двигательных нарушений сочетается с задержкой психомоторного и речевого развития, т.к. нарушения мышечного тонуса и наличие патологической двигательной активности (гиперкинезы) препятствуют проведению целенаправленных движений, формированию нормальных двигательных функций, овладению речью.

При задержке психомоторного развития ребенок позднее начинает держать голову, сидеть, ползать, ходить. Преимущественное нарушение психического развития можно заподозрить при слабом монотонным крике, нарушении артикуляции, бедности мимики, позднем появлении улыбки, задержке зрительно-слуховых реакций.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - неврологическое заболевание, возникающее вследствие раннего поражения центральной нервной системы. При ДЦП нарушения развития носят, как правило, сложную структуру, сочетаются нарушения двигательные, нарушения речи, задержка психического развития. Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей; страдает мелкая моторика, мышцы артикуляционного аппарата, мышцы-глазодвигатели. Нарушения речи выявляются у большинства больных: от легких (стертых) форм до совершенно неразборчивой речи. У 20 - 25% детей имеются характерные нарушения зрения: сходящееся и расходящееся , нистагм, ограничение полей зрения. У большинства детей отмечается задержка психического развития. У части детей имеют место нарушения интеллекта (умственная отсталость).

Синдромом гиперактивности с дефицитом внимания - нарушение поведения, связанное с тем, что ребенок плохо владеет своим вниманием. Таким детям трудно сосредоточиться на каком-либо деле, особенно если оно не очень интересное: они вертятся и не могут спокойно усидеть на месте, постоянно отвлекаются даже по пустякам. Их активность зачастую слишком бурная и хаотичная.


Диагностика перинатального поражения головного мозга

Лечение ПЭП

Как уже говорилось выше, дети с тяжелыми и среднетяжелыми поражениями центральной нервной системы во время острого периода заболевания нуждаются в стационарном лечении. У большинства детей с легкими проявлениями синдромов повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и двигательных нарушений удается ограничиться подбором индивидуального режима, педагогической коррекцией, массажем, лечебной физкультурой, применением физиотерапевтических методов. Из медикаментозных методов для таких больных чаще используют фитотерапию (настои и отвары седативных и мочегонных трав) и гомеопатические препараты.

При гипертензионно-гидроцефальном синдроме учитывается степень выраженности гипертензии и выраженность гидроцефального синдрома. При повышенном внутричерепном давлении рекомендуется приподнять головной конец кроватки на 20-30°. Для этого можно подложить что-либо под ножки кроватки или под матрас. Медикаментозная терапия назначается только врачом, эффективность оценивается по клиническим проявлениям и данным НСГ. В легких случаях ограничиваются фитопрепаратами (отвары хвоща полевого, листа толокнянки и др.). При более тяжелых случаях используют диакарб , уменьшающий выработку ликвора и увеличивающий его отток. При неэффективности медикаментозного лечения в особо тяжелых случаях приходится прибегать к нейрохирургическим методам терапии.

При выраженных двигательных нарушениях основной акцент уделяется методам массажа, лечебной физкультуры, физиотерапии. Медикаментозная терапия зависит от ведущего синдрома: при мышечной гипотонии, периферических парезах назначают препараты, улучшающие нервно-мышечную передачу (дибазол , иногда галантамин ), при повышенном тонусе применяют средства, способствующие его снижению - мидокалм или баклофен . Используются различные варианты введения препаратов внутрь и с помощью электрофореза.

Подбор препаратов детям с эпилептическим синдромом зависит от формы заболевания. Прием противосудорожных препаратов (антиконвульсантов), дозы, время приема определяются врачом. Смена препаратов осуществляется постепенно под контролем ЭЭГ. Резкая самопроизвольная отмена препаратов может спровоцировать учащение приступов. В настоящее время используют широкий арсенал противосудорожных средств. Прием антиконвульсантов не безразличен для организма и назначается только при установленном диагнозе эпилепсии или эпилептическом синдроме под контролем лабораторных показателей. Однако отсутствие своевременного лечения эпилептических пароксизмов приводит к нарушению психического развития. Массаж и физиотерапевтическое лечение детям с эпилептическим синдромом противопоказаны.

При синдроме задержки психомоторного развития наряду с немедикаментозными методами лечения и социально-педагогической коррекцией применяются препараты, активирующие мозговую деятельность, улучшающие мозговой кровоток, способствующие образованию новых связей между нервными клетками. Выбор препаратов большой (ноотропил, луцетам, пантогам, винпоцетин, актовегин, кортексин и пр.). В каждом случае схема медикаментозного лечения подбирается индивидуально в зависимости от выраженности симптоматики и индивидуальной переносимости.

Практически при всех синдромах ПЭП больным назначают препараты витаминов группы "В", которые могут применяться внутрь, внутримышечно и в электрофорезе.

К годовалому возрасту у большинства зрелых детей явления ПЭП исчезают либо выявляются незначительные проявления перинатальной энцефалопатии, не оказывающие существенного воздействия на дальнейшее развитие ребенка. Частыми последствиями перенесенной энцефалопатии являются минимальная мозговая дисфункция (легкие нарушения поведения и обучения), гидроцефальный синдром. Наиболее тяжелыми исходами являются детский церебральный паралич и эпилепсия.

Не будет преувеличением сказать, что невролог - наиболее часто востребованный специалист для детей первого года жизни, и фраза "Вам нужно показать ребенка неврологу" звучит из уст педиатров гораздо чаще, чем хотелось бы.

Если не хватает кислорода

Что же заставляет ее произносить? Во-первых, сведения о том, как проходили беременность и роды. Насторожиться заставляют:

  • сильные проявления токсикоза (особенно позднего);
  • подозрения на внутриутробную инфекцию;
  • анемия матери (гемоглобин ниже 100 единиц);
  • слабость родовой деятельности, длительный безводный период, применение в родах медикаментозной стимуляции или акушерских щипцов;
  • обвитие пуповиной; слишком большой вес ребенка или, наоборот, признаки незрелости и недоношенности;
  • роды в ягодичном предлежании и т.п.

Словом, все, что может привести к гипоксии плода в родах, то есть к нехватке кислорода, почти неминуемо приводящей к временному . Нанести урон ее работе могут также вирусные инфекции у женщины в период закладки нервной системы плода, нарушенная экология жилища или места работы.

Прямой зависимости между уровнем и длительностью имевшего место кислородного голодания нет: иногда мозг ребенка переносит серьезный дефицит кислорода без большого для себя вреда, но случается, что небольшой дефицит приносит довольно ощутимый вред.

Кроме выяснения обстоятельств беременности и родов, существуют и определенные клинические признаки, настораживающие педиатра. Ребенок слишком вял или, что чаще, возбужден, много кричит, при крике у него дрожит подбородок, он часто срыгивает, реагирует на ухудшение погоды. Или ко всему этому у него вздувается животик, никак не налаживается стул - он с зеленью, частый или, напротив, имеется склонность к запорам.

Сопоставив все эти данные, убедившись, что малыша правильно кормят, врач-педиатр направляет такого ребенка к неврологу - специалисту, нацеленному на исследование состояния центральной и периферической нервной системы. Задача - выяснить, в какой степени имевшаяся в родах гипоксия оставила свой неприятный след.

Диагноз ПЭП. Только без паники!

Тут часто начинается то, ради чего, собственно, и затевалась эта статья - родителей охватывает страх. Как, у нашего ребенка не все в порядке с головой?! Этот страх восходит к общей нашей ментальности, говорящей, что иметь отклонения в сфере нервной системы прежде всего стыдно.

Убеждаешь, говоришь о том, что эти отклонения скорее всего временны, что чем раньше мы поможем ребенку, тем быстрее он с ними справится... Большинство родителей, вняв уверениям педиатра, идут к неврологу и возвращаются с записью, которая гласит обычно следующее:

ПЭП (перинатальная энцефалопатия), восстановительный период, СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости) .

То, что написано в скобочках, расшифровано автором статьи - к сожалению, неврологи ставят диагноз ПЭП, СПНРВ и не часто снисходят до пояснения непонятных аббревиатур. Они пишут для себя и для врача-педиатра, и обе стороны прекрасно понимают друг друга. Но не родители.

Насколько это страшно? Чаще всего с этим вопросом они бегут к педиатру, служащему в этот момент переводчиком с непонятного медицинского на бытовой язык.

И все бы ничего, если бы не один прискорбный факт: некоторые родители вообще ничего не делают . Этому способствуют сердобольные окружающие, успокаивая примерно следующими словами: "Да врачи каждому второму такое пишут. Нам вон написали, а мы ничего не делали и растем!"

И ведь действительно растут и вырастают. Но родители при этом не пытаются связать свое бездействие с выраженными проявлениями экссудативного диатеза у ребенка, явлениями дискинезии желудочно-кишечного тракта, со склонностью к запорам и даже с такими явными вещами, как отставание в развитии речи, расторможенность, непослушание.

А ведь многих из этих неприятностей можно было бы избежать, отнесись родители к проблеме так, как она того заслуживает - достаточно серьезно, но без избыточного драматизма. Названные диагнозы в карте ребенка - это не сигнал паники, а сигнал к действию! Есть сомнения в рекомендациях участкового детского невролога? Проконсультируйте ребенка у другого специалиста.

Диагноз ПЭП у грудничка: что скрывается за непонятными словами?

Итак, диагноз ПЭП расшифровывается как перинатальная энцефалопатия . То есть у ребенка в родах имелись факторы, способные повредить головному мозгу. Что-то случилось, и надо разобраться, какие поломки в организме эта авария произвела.

Слова восстановительный период совершенно справедливо указывают на то, что нервная система и сама, без постороннего вмешательства, восстанавливается - дело только в темпах и качестве этого восстановления. А они не всегда удовлетворительны.

Что же касается труднопроизносимой аббревиатуры СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости) , то она как раз и обозначает тот печальный факт, что ребенок плаксив, много срыгивает, легко возбуждается, трудно успокаивается. И ему надо помочь от этого избавиться.

"А само не пройдет?" - спросите вы. Пройдет. У части детей. А остальным придется нести этот груз по жизни. Они будут расторможенными, неусидчивыми, не смогут нормально общаться со сверстниками.

Диагноз ПЭП в неврологии. Глазами специалиста

На что обращают внимание неврологи при осмотре? Во-первых, на и мышечный тонус. Равномерны ли рефлексы справа и слева? Нет ли спазмов мышц? И наоборот - не слишком ли слабо они сокращаются?

Затем проверяют, нет ли у ребенка признаков повышенного внутричерепного давления. Для этого через открытый родничок делают - смотрят, не расширены ли желудочки мозга. И в заключение исследуют поведение ребенка , соответствие его так называемого психомоторного и физического развития возрасту.

ПЭП диагноз у ребенка поставлен. Что дальше?

Если дело ограничивается нарушением мышечного тонуса и возбуждением нервной системы, обычно невролог назначает массаж, легкие успокаивающие средства и препараты, улучшающие мозговое кровообращение.

Если невролог обнаружил у малыша явления повышения внутричерепного давления , которое обычно зависит от избыточной продукции спинномозговой жидкости, он назначает ему курс так называемой дегидратационной терапии (дегидратация - обезвоживание). С этой целью даются различные мочегонные средства. Для компенсации потери калия при усиленном мочеотделении назначают препараты, содержащие калий.

Не надо надеяться, что с ростом черепа эти явления пройдут сами собой - этого может и не случиться. Кстати, контроль за показателями внутричерепного давления нужно проводить и позже, в течение нескольких лет, что избавит вашего ребенка от головных болей и приступов так называемой вегето-сосудистой дистонии в дошкольном и школьном возрасте.

Лечение ПЭП у детей движением

Но самое важное значение при формах ПЭП любой сложности имеют щадящие и безмедикаментозные способы восстановительного лечения: рефлексомассаж, специальные приемы лечебного массажа, элементы лечебной гимнастики, водолечение с проведением массажа и лечебной гимнастики в воде различной температуры и состава и др.

Они требуют настойчивости и больших усилий от родителей ребенка - лекарство дать, пожалуй, проще, чем ежедневно выполнять комплексы упражнений, - но очень результативны. Это объясняется тем, что травмированный головной мозг, получая правильную "информацию" при массаже, плавании и гимнастике, восстанавливается скорее.

Рефлексомассаж (воздействие на активные точки) поначалу делается руками опытного массажиста, который потом передает родителям эстафету грамотного обращения с малышом. Не забывайте: младенцы быстро устают, все процедуры нужно проводить коротко, но часто, на высоте положительных эмоций.

Раннее плавание ребенка с обязательным нырянием также является огромным подспорьем в решении неврологических проблем младенца. То, что больно и неприятно делать на суше, "на ура" проходит в воде. Во время ныряния в толщу воды организм испытывает бароэффект - нежное, мягкое и, главное, равномерное давление на все органы и ткани. Расправляются сжатые в кулачки кисти рук, спазмированные мышцы и связки тела. Толща воды восстанавливает по всем направлениям внутричерепное давление, осуществляет баромасааж грудной клетки, выравнивая внутригрудное давление.

После выныривания ребенок получает полноценный, грамотный вдох, что особенно важно для малышей, родившихся с помощью кесарева сечения, имевших гипоксию и т.д. Вода помогает и при проблемах с кишечными коликами - улучшается стул, уходят спастические болезненные явления.

А что с животом?

Часто у детей с перинатальной энцефалопатией имеются серьезные расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта: запоры и поносы, вздутия живота, кишечные колики. Обычно все это начинается с дисбактериоза и, к сожалению, часто заканчивается различными кожными проявлениями - экссудативным диатезом или даже экземой.

Какая здесь связь? Самая простая. При гипоксии мозга в родах почти всегда страдает центр созревания иммунитета, расположенный в продолговатом мозгу. Вследствие этого кишечник заселяется той флорой, которая живет в родильных домах, особенно при позднем прикладывании к груди и раннем переходе на искусственное вскармливание. В результате у малыша очень рано возникает дисбактериоз: ведь вместо необходимых бифидобактерий его кишечник заполоняют стафилококки, кишечные палочки и т.д.

Все это усугубляется тем, что кишечник младенца из-за "поломки" нервной системы функционирует плохо, неправильно сокращается, а соединение дискинезии кишечника с "плохой" микробной флорой приводит к нарушению переваривания пищи. Плохо переваренная пища вызывает расстройства стула, беспокойство ребенка и в конце концов аллергизацию кожи.

Бывает и наоборот: длительное действие повреждающего фактора, не связанного с ЦНС, может вызвать вторичную энцефалопатию. Например, если не обращать внимания на состояние флоры желудочно-кишечного тракта, особенно на наличие в кишечнике таких "диверсантов", как стафилококки, могут появиться и четкие знаки поражения ЦНС - задержка психомоторного развития ребенка, слабость сфинктеров, симптомы повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и т.д.

Как быть? Для достижения лучшего эффекта лечить не только кишечник, но и нервную систему. Только совместные усилия педиатра и невролога при самой активной помощи родителей могут дать нужный эффект.

А напоследок хочется напомнить, что малышу с неустойчивой нервной системой материнское тепло, нежные прикосновения, ласковый разговор, покой в доме - словом, все, что вызывает у него чувство защищенности, - нужны в еще большей степени, чем здоровому ребенку.

Первые результаты

Как же при лечении энцефалопатии понять, что усилия врачей и родителей увенчались успехом? Ребенок стал спокойнее, перестал подолгу плакать, у него наладился сон. Он вовремя стал держать головку, сел, затем встал, сделал первый шаг. У него наладилось пищеварение, он хорошо прибавляет в весе, у него здоровая кожа. Это видно не только врачам, но и вам самим. Значит, вы помогли своему малышу преодолеть повреждения нервной системы.

И в заключение один пример того, что может сделать материнская любовь.

В середине 60-х годов в одном из роддомов на далеком Сахалине у молодой акушерки родилась дочь. Как это, к сожалению, часто бывает у медиков, роды были крайне тяжелыми, ребенок родился в глубокой асфиксии, долго не дышал, потом несколько недель находился практически в параличе.

Девочку кормили из пипетки, выхаживали, как могли. Честно говоря, врачи думали, что ребенок этот - не жилец. И только мать думала иначе. Она не отходила от малыша, прекрасно овладела массажем и упорно массировала с трудом оживающее тельце.

Через 18 лет автор этой статьи встретил в Ленинграде дочь и мать. Они приехали поступать в Ленинградский университет. Оказалось, что девочка с золотой медалью окончила школу на Сахалине. От нее трудно было отвести глаза - такая она была стройная и красивая. Потом она университет закончила, защитила кандидатскую диссертацию по биологии, стала ученым, вышла замуж, родила двоих прекрасных детей. Ничего этого могло и не быть, будь любовь матери менее самоотверженной и разумной.

Правила для всех

  • Изучите и покажите опытному педиатру выписку из роддома. Если в ней проставлены низкие баллы по шкале Апгар (6 и ниже), другие пометки (например, закричал после рождения не сразу, имелась кефалогематома, гипоксия, асфиксия, судорожный синдром и т.п.), не откладывайте консультацию у детского невролога.
  • Если объективных показаний к консультации невролога нет, но вам кажется, что малыш излишне возбужден, плаксив, капризен выше всех разумных пределов - доверьтесь своей родительской интуиции и покажите ребенка врачу. Малыш вряд ли здоров, если в первые недели жизни он патологически пассивен, лежит как тряпочка, или наоборот, плачет по 24 часа в сутки, если безразличен к еде или имеет рвоту "фонтаном" после каждого кормления.
  • Грудное вскармливание необходимо вашему малышу! Даже самые качественные и дорогостоящие адаптированные молочные смеси являются дополнительным метаболическим стрессом для организма младенца. Научно доказано, что дети, находящиеся на естественном вскармливании, быстрее "изживают" младенческие проблемы (неврологические, кишечные и т.п.), имеют более высокий темп эмоционального и физического развития.
  • Если вы планируете следующего ребенка, выясните все причины перинатальной энцефалопатии у первенца. И по возможности попытайтесь исправить ситуацию, если она связана с невнимательным отношением к своему здоровью во время беременности и в родах. Посещайте курсы по подготовке семейных пар к родам. Внимательно отнеситесь к выбору врачей и медицинского учреждения, где вы планируете рожать малыша.

Кукулевич Михаил врач-педиатр Николаева Татьяна педиатр-невролог высшей категории
Статья из журнала "Наш Малыш", ноябрь 2001





ПЭП у новорожденных — что это такое?

Все чаще в современной медицине при осмотре в родильном доме или при обращении в детские поликлиники встречается у новорожденных деток диагноз — перинатальная энцефалопатия, сокращенно ПЭП. Что же кроется за этим непонятным словосочетанием? Насколько это опасно и отчего возникает ПЭП у младенцев? Именно в этом и стоит разобраться.

Перинатальная энцефалопатия – достаточно часто встречающийся диагноз у новорожденных, который включает в себя всевозможные отклонения в структуре и функциях головного мозга, повышением нервно-рефлекторной возбудимости.

Предпосылки

Предпосылками для установления такого диагноза могут являться различные факторы. Во-первых, учитываются личные показатели будущей мамы:

  • возрастной период;
  • наличие вредных привычек;
  • экологические показатели местности проживания;
  • наследственность;
  • заболевания на генном уровне;
  • различные инфекции, в особенности передающиеся половым путем и многие другие.

Далее рассматривается период беременности и родов, если у матери наблюдались сильный токсикоз, слабость родовой деятельности, продолжительный безводный период, длительное медикаментозное лечение, обвитие плода пуповиной, если диагностируется незрелость или недоношенность ребенка и так далее. В совокупности все эти факторы имеют свойство вызывать гипоксию плода (нехватка кислорода, продолжительное или кратковременное кислородное голодание), и как следствие неправильное функционирование центральной нервной системы.

Что характеризует наличие ПЭП у новорожденных?

Итак, малыш появился на свет. Что же характеризует наличие ПЭП у новорожденных? В первую очередь при осмотре малыша врач проверяет, нет ли отклонений в реакции, правильно ли срабатывают рефлексы новорожденного. Если наблюдаются хоть малейшие нарушения, то запись с диагнозом ПЭП уже может появиться в медицинской карточке. В последующем на наличие ПЭП могут указывать вялость или наоборот сильная возбудимость малыша, сильный плач, частое срыгивание, не устанавливается стул или возникают запоры, трудности со сном, тревожность и многое другое. Наиболее сложными последствиями могут выступать детский церебральный паралич, гидроцефалия, эпилепсия, вегетативная дисфункция.

Лечение перинатальной энцефалопатии

Врачи, при первом же диагностировании перинатальной энцефалопатии у ребенка, принимают ряд комплексных мер, направленных на быстрое излечение. Но при затянувшейся болезни переходят на прием определенных медикаментов, витаминов, занятие физиотерапией, лечебно-физкультурной гимнастикой, массажем. Родители, со своим малышом, могут обратиться и к гомеопатам, которые хорошо себя зарекомендовали в лечении неврологических отклонений. И конечно, все эти действия проводятся под постоянным наблюдением врачей-специалистов в этой области и при регулярных обследованиях, которые будут отображать улучшения или ухудшения состояния ребенка. Стоит проконсультироваться у нескольких специалистов при возникновении спорных вопросов, так как нередко при диагнозе ПЭП имеет место «гипердиагностика», когда врачи проводят осмотр, не учитывая внешние и внутренние обстоятельства. В холодном помещении малыш может чувствовать себя скованно и быть малоподвижным, в сонном состоянии – вялым и плаксивым, при испуге или сильном шуме у малыша может нарушиться сон, стать более беспокойным, что может негативно сказаться на результатах обследования, но никак не повлиять на его правильное развитие.

Главное в таком деле, не поддаваться панике и не опускать руки. При правильном лечении, заботе и любви малыш сможет быстро пойти на поправку.

Перинатальная энцефалопатия - это расстройства центральной нервной системы новорожденных и детей первых месяцев жизни, развившиеся в связи с поражением головного мозга до рождения ребенка (внутриутробно) или в период родов. Перинатальным периодом принято называть отрезок времени с 28-й недели беременности до 8-го дня жизни.

Причины перинатальной энцефалопатии

Факторами риска считаются:

  • Рождение первого ребенка до 18 лет или старше 30 лет.
  • Частые медицинские аборты.
  • Длительное бесплодие.
  • Повторные выкидыши.

Факторы, действующие в период беременности:

  • Болезни матери во время беременности ( , гипертоническая болезнь, анемия, болезни почек, хирургические операции во время беременности, острые заболевания - и др.).
  • Токсикозы беременности.
  • Угроза прерывания беременности.
  • Стрессы.
  • Вредные привычки: курение, алкоголь, употребление наркотиков.
  • Профессиональные и бытовые вредности: работа на химическом предприятии, связанная с радиацией и вибрацией, поднятием тяжестей.
  • Употребление лекарств.
  • Радиационное воздействие.
  • Внутриутробная инфекция.
  • матери и плода.
  • Многоводие.
  • Многоплодие.
  • Патология плаценты (преждевременное старение плаценты и др.).
  • Недонашивание или перенашивание беременности.

Патология в родах:

  • Преждевременная отслойка плаценты.
  • Кесарево сечение.
  • Несоответствие головки плода родовым путям матери (узкий таз).
  • Ягодичное предлежание плода.
  • Рождение близнецов.
  • Быстрые (меньше 6 часов) или медленные (больше 24 часов) роды.
  • Избыточная стимуляция родов медикаментами.
  • Скорые роды (короткий потужной период).
  • Слабость родовой деятельности.
  • Общий наркоз.
  • Разрыв, обвитие или выпадение пуповины.
  • Родовая травма.
  • Аспирация (вдыхание) плодом во время родов околоплодных вод.

Факторы, действующие в первые дни после рождения:

  • Гнойные инфекции.
  • Гемолитическая болезнь новорожденного.
  • Врожденные пороки развития у новорожденного.
  • Хирургические операции.

Периоды болезни:

  • Острый период (до 1 месяца).
  • Ранний восстановительный период (до 4 месяцев).
  • Поздний восстановительный период (от 4 месяцев до 12-24 месяцев).
  • Исход болезни.

Симптомы перинатальной энцефалопатии

Клиническая картина болезни может быть очень разнообразной. Она зависит от того, какой отдел головного мозга и насколько пострадал, возраста ребенка, повреждающего фактора и длительности его воздействия.

Поэтому врачи выделили ряд клинических синдромов, встречающихся при ПЭП. Все синдромы присутствовать у ребенка, конечно же, не будут, но может быть один, ведущий или сочетание нескольких.

Клинические синдромы:

  • Синдромы острого периода (у ребенка до месяца).

Коматозный синдром;

- синдром общего угнетения центральной нервной системы (вялость);

- судорожный синдром;
- синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.

  • Синдромы восстановительного периода (у ребенка после месяца до 1-2 лет).

Церебрастенический синдром;
- синдром вегето-висцеральных расстройств;
- гипертензионно-гидроцефальный синдром;
- судорожный синдром;
- синдром двигательных нарушений;
- задержка темпов развития (двигательного, психического и речевого).

Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Клинически проявляется беспокойством, тремором (подрагиванием) подбородка, ручек, ножек, вздрагиванием, длительным громким плачем, плохим сном. Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости наблюдается в остром периоде у детей с легким повреждением головного мозга и в последствии обычно переходит в церебрастенический синдром восстановительного периода.

Синдром общего угнетения центральной нервной системы. Встречается у детей с повреждением мозга средней тяжести. У таких детей все снижено: мышечный тонус, рефлексы, двигательная активность. Они вялы, возможно угнетение сознания. Выраженность проявлений различна: от небольшой вялости до значительного угнетения сознания.

Коматозный синдром. Это крайнее угнетение с полной потерей сознания. Наблюдается у детей с обширными кровоизлияниями в полость черепа и отека мозга при родовой травме и тяжелой асфиксии. Дети с коматозным синдромом обычно находятся в отделении реанимации на аппарате искусственного дыхания, и за их жизнь ведется серьезная борьба.

Синдром двигательных нарушений. Характеризуется повышением или снижением двигательной активности, изменением мышечного тонуса, появлением гиперкинезов (излишние, нецеленаправленные, ненужные движения), нарушением координации движений. Из уст врача-невропатолога могут прозвучать такие характеристики состояния, как «гипертонус» или « ».

Гипертензионно-гидроцефальный синдром. См. главу «Гипертензионно-гидроцефальный синдром».

Судорожный синдром. Характеризуется появлением судорог у ребенка. Подробно см. главу «Судороги».

Церебрастенический синдром. Отмечается при легком поражении головного мозга. На фоне нормального психического и физического развития ребенка отмечаются общее двигательное беспокойство. Резкие смены настроения, нарушения сна (поверхностный, тревожный сон, трудности при засыпании), вздрагивания.

Синдром вегето-висцеральных расстройств. Свидетельствует о поражении вегетативной нервной системы (см.), отвечающей за работу внутренних органов.

Для него характерны следующие изменения:

  • Изменение окраски кожи (мраморность или периодическое посинение).
  • Нарушение терморегуляции:

Холодные руки, ноги, нос;
- ребенок легко мерзнет;
- периодические немотивированные подъемы температуры.

  • Срыгивания, пилороспазм (см. «Пилоростеноз. Пилороспазм»).
  • или поносы.
  • Кишечная колика.
  • Нарушения сердечного ритма (аритмии, тахикардии, см. «Аритмии»).

Задержка темпов развития (двигательного, психического и речевого). Ребенок отстает в развитии от сверстников: позже садится, ходит, начинает говорить и т. д. Существуют определенные возрастные нормы темпов нервно-психического развития ребенка.

Исходы перинатальной энцефалопатии у детей

  • Выздоровление.
  • Задержка развития (физического, психического, двигательного, речевого).
  • . Негрубая энцефалопатия, характеризующаяся умеренными или слабовыраженными проявлениями гипертензионно-гидроцефального синдрома, астении, неврозоподобными состояниями и др. Подробно см. главу «Минимальная мозговая дисфункция».
  • Грубые поражения центральной нервной системы:

ДЦП, « »;
- умственная отсталость;
- эпилептический синдром (см. « »);
- прогрессирующая гидроцефалия (см. «Гипертензионно-гидроцефальный синдром»).

Лечение и профилактика перинатальной энцефалопатии

Лечение ребенка с перинатальной энцефалопатией комплексное и зависит от выраженности и клинических проявлений болезни. Основное лечение назначает врач-невропатолог. Перечислим лишь направления, которые используются в терапии ребенка с ПЭП.

  • Медикаментозная терапия. Зависит от преобладающих синдромов:

При судорогах - противосудорожные препараты.
При гипертензионно-гидроцефальном синдроме - мочегонные препараты.
Препараты, улучшающие питание мозга.
Препараты, улучшающие кровообращение мозга.
Витамины и др.
Курсы медикаментозного лечения подбирает врач индивидуально для каждого больного.



Новое на сайте

>

Самое популярное