Домой Популярное Обучение детей-инвалидов. Обучение детей-инвалидов: компенсации, льготы и формы обучения

Обучение детей-инвалидов. Обучение детей-инвалидов: компенсации, льготы и формы обучения

Каждая государственная и муниципальная общеобразователь­ная школа обязана принимать всех детей, достигших 8 лет и проживающих на прикрепленной к ней территории. (Закон Российской Федерации «Об образовании» от 01.01.01 г. N 3266-1, с изменениями на 25.07.2002, пункт 1 статьи 16 и пункт 2 статьи 19 Письмо Минобразования РФ от 01.01.01 г. N ин/14-06 «О нарушениях при приеме детей в первые классы обще­образовательных учреждений»)

КОММЕНТАРИЙ: В соответствии с этим правилом общеобразова­тельная школа должна принимать всех детей, не за­висимо от их состояния здоровья. Поэтому школа не имеет право отказаться принимать ребенка на том основании, что он инвалид. Однако, следует помнить, что общеобразовательная школа не обя­зана создавать специальные условия для обучения ребенка-инвалида в виде введения для него специ­альной учебной программы (например, разрабо­танной для обучения умственно-отсталых детей), привлечения дефектологов и т. п. Частные школы не обязаны принимать детей-инвалидов, но имеют право это делать.

Дети-инвалиды имеют право учиться в специальных (коррекционных) школах с согласия родителей. Они направляются в спе­циальные школы органами управления образования по заклю­чению психолого-медико-педагогической комиссии. (Закон Российской Федерации «Об образовании» от 01.01.01 N 3266-1, с изменениями на 25.07.2002, пункт 10 статьи 50)

Дети-инвалиды имеют право обучаться на дому с согласия родителей при наличии заключения лечебно-профилактического учреждения. (Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в не дарственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 N 861, пункты 1 и 2.)

КОММЕНТАРИЙ: Согласно двум приведенным выше правилам дети-инвалиды направляются в специальные школы, либо обучаются на дому только с согласия родителей Поэтому, выбор этих форм обучения является пра­вом, а не обязанностью родителей. Никто не имеет право принуждать родителей к выбору указанных форм обучения.

Родители имеют право обучать ребенка-инвалида на дому са­мостоятельно. Родителям (законным представителям), имею­щим детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обуче­ние их на дому самостоятельно, органами управления образо­ванием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муни­ципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

(Закон Российской Федерации «Об образовании» от 01.01.01 г. N 3266-1, с изменениями на 25.07.2002, пункт 1 статьи 10; Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в него­сударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18 ию­ля 1996 г. N 861, пункт 8.)

КОММЕНТАРИИ: В данном случае речь идет о семейном образова­нии. Его надо отличать от обучения на дому. При надомном обучении учителя из школы, к которой прикреплен ребенок, бесплатно приходят к нему домой и проводят с ним занятия, а также осуще­ствляют промежуточную и итоговую аттестацию

его знаний. Родители при этом получают только компенсацию на питание ребенка (см. о ней ни­же), а труд учителей оплачивает государство. При семейном обучении родители сами органи­зуют процесс обучения своего ребенка. Они мо­гут обучать ребенка самостоятельно или нанять для этих целей преподавателя. При этом государ­ство выплачивает им компенсацию в размере го­сударственных и местных нормативов затрат на обучение и воспитание ребенка в государствен­ном или муниципальном образовательном учре­ждении. Следует иметь ввиду, что если в соответ­ствии с заключением психолого-медико-педаго­гической комиссии ребенку рекомендовано обу­чение в специальной (коррекционной) школе, то и компенсация при семейном обучении должна выплачиваться в размере нормативов затрат на его обучение в такой школе. Дело в том, что нор­мативы затрат на обучение в специальных шко­лах выше, чем в обычных. При семейном образо­вании между родителями, местным органом уп­равления образованием и школой или спецшко­лой (если обучение ребенка финансируется по нормативам спецшколы) заключается трехсто­ронний договор. По этому договору местные ор­ганы управления образованием выплачивает компенсацию, родители организуют обучение ребенка, а школа по договоренности с родителя­ми проводит промежуточную и итоговую аттеста­цию ребенка. В случае неудовлетворительной ат­тестации договор может быть расторгнут и ком­пенсация подлежит возврату. Следует иметь вви­ду, что порядок семейного обучения детей-инва­лидов в той части, в которой он отличается от се­мейного обучения обычных детей (выплата повы­шенной компенсации, контроль за семейном обу­чением со стороны специальных школ и т. д.) в настоящее время не урегулирован нормативными актами .

Для детей-инвалидов, являющихся выпускниками IX и Xl (XII) классов, государственная (итоговая) аттестация провод в обстановке, исключающей влияние негативных факто на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих физиологическим особенностям и состоянию здоровья детей – инвалидов. Государственная (итоговая) аттестация для детей-инвалидов может проводиться досрочно, но не ранее 1 мая При необходимости письменные экзамены могут быть заменены на устные, а количество сдаваемых экзаменов сокращено до двух письменных по согласованию: с Московским комитетом образования (на основании представлений ок­ружных управлений образования) - для выпускников XI (XII) классов и с окружным управлением образования - для выпу­скников IX классов.

(Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений города Моск­вы, утвержденное Приказом Московского комитета образования от 01.01.01 г. N 155 пункт 2.2)

КОММЕНТАРИИ: По общему правилу выпускники 9 класса сдают не менее 4 экзаменов (письменные экзамены по рус­скому языку и алгебре, а также два экзамена по выбору ученика из числа предметов, изучае­мых в 9 классе). Выпускникиклассов сдают не менее 5 экзаменов (письменные по алгебре и началу анализа и литературе, а также три экза­мена по выбору ученика из числа предметов, изу­чаемых в 10,классах). Экзамены по вы­бранным предметам могут сдаваться как в пись­менной, так и в устной форме. Форма проведения экзаменов по конкретному предмету устанавлива­ется Минобразованием и школой. Дети-инвалиды могут сдавать все экзамены, установленные для здоровых выпускников, но потребовать при этом замену письменной форы сдачи экзаменов на уст­ную. Аля детей-инвалидов может быть также со­кращено количество сдаваемых экзаменов до двух письменных. В случае сокращения количества эк­заменов также может быть заменена письменная форма сдаваемых экзаменов на устную. Выпуск­ные экзамены для детей-инвалидов, должны про-

водится в обстановке, исключающей влияние не­гативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих физиологическим осо­бенностям и состоянию здоровья детей-инвали­дов. Это может выражаться в приеме выпускных экзаменов в медицинском кабинете школы отдель­но от других учащихся или на дому, и т. п. Вопро­сы, связанные с созданием специальных условий для сдачи выпускных экзаменов, решаются в отно­шении каждого ребенка-инвалида индивидуально. Установленные правила сдачи выпускных экзаме­нов распространяются на государственные, муни­ципальные и частные школы.

Дети-инвалиды, обучающиеся в специальных школах и обще­образовательных школах для больных детей и детей-инвали­дов (школы надомного обучения), обеспечиваются бесплат­ным двухразовым питанием. В порядке исключения произво­дится выплата компенсаций на питание указанным детям-ин­валидам, не питающимся в школе (обучающимся на дому) в суммах стоимости двухразового льготного питания -37 рублей в день.

(Постановление Правительства Москвы «Об итогах реализации ме­роприятий по социальной защите москвичей в 2001 году и комп­лексной программе мер по социальной защите москвичей в 2002 го­ду» от 01.01.01 г. N 65-ПП, пункт 3.5; Приказ Московского департамента образования «Об организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Москвы в 2002/03 учебном году» от 01.01.01 г. N 745, пункты!.3 и 1.4)

КОММЕНТАРИИ: Указанный порядок выплаты компенсации дейст­вует в 2002/03 учебном году.

Дети-инвалиды, обучаются в детских музыкальных, художест­венных школах и школах искусств системы Комитета по куль­туре Москвы бесплатно.

(Временный порядок платы за обучения в детских музыкальных, худо­жественных школах и школах искусств системы Комитета по культуре Москвы , утвержденный Приказом Комитета по культуре от 6 мая 2002 г. N 205, пункт 4)

2. Право на получение среднего и высшего профессионального образования

Дети-инвалиды и инвалиды I и II группы имеют право поступать вне конкурса в государственные и муниципальные учреждения высшего и среднего профессионального образовании при условии успешной сдачи экзаменов и отсутствии в индивидуальной программе реабилитации инвалида противопоказаний для обучения в этих учреждениях.

(Закон Российской Федерации «Об образовании» от 01.01.01 г N 3266-1, с изменениями на 25.07.2002, пункт 3 статьи 16)

КОММЕНТАРИЙ: В соответствии с этим правилом инвалид должен быть зачислен в учебное заведение, если он сдал вступительные экзамены на оценку «удовлетвори­тельно». Таким образом, для инвалидов установлен льготный порядок поступления в учебные заведения, поскольку для других лиц существует конкурс - зачисляется тот, кто лучше всех сдал вступительные экзамены. Частные учебные заведения не обязаны устанавливать подобный льготный порядок приема, но имеют право это делать. Право инвалида на полу­чение среднего и высшего образования (в отличии от получения среднего образования) может быть огра­ничено, поскольку его индивидуальная программа реабилитации может содержать противопоказания для его обучения в отдельных учебных заведениях.

Инвалидам I и II группы, бесплатно обучающимся в государст­венных и муниципальных ВУЗах на дневном отделении (очная форма обучения), размер назначаемых стипендий увеличивается на 50 процентов.

(Федеральный закон от 01.01.01 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», с изменениями на 25.06.2002, пункт 3 статьи 16)

КОММЕНТАРИЙ: Смысл этого правила заключается в том, что размер любых стипендий, назначаемых указанной катего­рии инвалидов, должен повышаться на 50 процентов по сравнению с размером стипендий, назначенных остальным студентам на тех же основаниях, что и инвалидам. Данное правило распространяется; только на инвалидов, в ВУЗах.

Инвалиды I и II группы и инвалиды боевых действий, бесплатно обучающиеся в государственных и муниципальных учреж­дениях среднего и высшего профессионального образования, имеют право на получение социальной стипендии, которая вы­плачивается независимо от успехов в учебе. (Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других фор­мах материальной поддержки студентов государственных и муници­пальных образовательных учреждений высшего и среднего профес­сионального образования, аспирантов и докторантов, утвержден­ное Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. N 487, пункты 7 и 24)

КОММЕНТАРИЙ: Наиболее распространенными видами стипендий, выплачиваемых студентам, являются академиче­ская и социальная стипендия. Академическая сти­пендия выплачивается всем студентам, которые сдают экзамены на оценки «хорошо» и «отлично». Социальная стипендия выплачивается только от­дельным категориям студентов и не зависит от ус­пехов их учебы.

(Письмо Госкомвуза РФ от 01.01.01 г. N ин/19-10 «О взимании со студентов платы за проживание в общежитиях и другие коммунальные услуги »)

КОММЕНТАРИИ: В настоящее время учебные заведения имеют право самостоятельно устанавливать размер пла­ты за проживание в принадлежащих им общежитиях. Правило об освобождении от такой платы инвалидов носит рекомендательный характер, т. е. учебные заведения могут это предписание не исполнять.

Инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы имеют

вне конкурса поступать в государственные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования с предоставлением общежития в случае нуждаемости в нем;

поступать на подготовительные отделения государственных ВУЗов не зависимо от наличия свободных мест с обязательным предоставлением общежития в случае нуждаемости в нем.

стипендии этим инвалидам повышаются на 50 процентов (Закон РФ «О социальной защите лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС » от 01.01.01 г. N 3061-I, с изменениями на 25 июля 2002 г., пункт 18 статьи 14)

КОММЕНТАРИИ: Особенности этих правил заключаются в том, что они распространяются на всех инвалидов вслед­ствие аварии на чернобыльской АЭС, не зависи­мо от группы инвалидности. Но при этом льготы предоставляются только при поступлении в госу­дарственные учебные заведения. Также стипен­дия этим инвалидам повышается на 50 процен­тов, если они являются студентами учреждений не только высшего, но и среднего профессио­нального образования.

Инвалиды воины имеют право поступать вне конкурса в госу­дарственные учреждения среднего и высшего профессиональ­ного образования, а также на курсы обучения соответствую­щим профессиям.

(Федеральный закон от 01.01.01 г. N 5-ФЗ «О ветеранах » с из­менениями на 25 июля 2002 г., пункт 15 статьи 14)

КОММЕНТАРИИ: Особенности этой льготы такие же, как и у инвали­дов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Она распространяется на всех инвалидов войны, не за­висимо от группы инвалидности, и не применяется при поступлении в муниципальные и частные учеб­ные заведения.

Инвалидам на вступительных экзаменах в ВУЗ предостав­ляется дополнительное время на подготовку устного отве­та и выполнение письменной работы, но не более 1.5 ча­сов.

(Письмо Минобразования РФ от 01.01.01 г. N 27/502-6 «Об ус­ловиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профес­сионального образования»)

Принятые в ВУЗ студенты-инвалиды обучаются по индивиду­альным планам, утвержденным ректором, а также по предло­женной ВУЗом форме обучения, включая экстернат. На каж­дый семестр декан факультета утверждает индивидуальный график консультаций для студента-инвалида, график приема зачетов и экзаменов, предусматривающий в отдельных случа­ях и возможность посещения преподавателями студентов-ин­валидов на дому.

(Указание Министерства социального обеспечения РСФСР «О расши­рении возможностей получения высшего образования для инвалидов» от 5 сентября 1989 г. N 1/16/18)

Учащиеся-инвалиды, принятые в средние специальные учеб­ные заведения, обучаются по индивидуальному графику, утвержденному директором и предусматривающим при необ­ходимости и возможности посещения преподавателями уча­щихся по месту их жительства, а также по предложенной фор­ме обучения, включая экстернат.

(Указание Министерства социального обеспечения РСФСР «О расши­рении возможностей получения среднего специального образования для инвалидов» от 3 ноября 1989 г. N 1-141-У)

ОБРАЗОВАНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА (ИПР)

ИПР должна предусматривать получение инвалидом среднего образования.

ИПР может предусматривать получение инвалидом среднего и высшего профессионального образования. В соответствии с ИПР инвалиду в рамках региональной базо­вой программы реабилитации бесплатно предоставляются тех­нические средства, облегчающие его жизнь и учебу.

ИПР обязательна для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями всех организационно-правовых форм и форм собственности.

(Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской

Федерации» от 01.01.01 г. N 181-ФЗ, с изменениями

Телефонная консультация 8 800 505-91-11

Звонок бесплатный

Обучение ребенка инвалида на дому

Обучаю ребенка инвалида (дцп) по индивидуальному плану. У ребенка есть справка обучения на дому, но на занятия он ходит в школу по заявлению родителей. Имею ли я право на 20% надбавку за обучение ребенка?

Добрый день! Да, вы можете получить субсидию (доплату) за обучение на дому вашего ребенка. Обращайтесь в отделение социальной защиты.

Здравствуйте! В данном случае вы имеете полное право получить субсидию (доплату) за обучение на дому вашего ребенка. Спасибо, что вы с нами, мы были рады вам помочь!

Да, можете получить субсидию за счет бюджетных средств. Такие вопросы решаются на местном уровне. Обратитесь в соцзащиту.

Ребенок-инвалид проходит обучение на дому от школы к которой он относится по прописке и фактическому месту проживания. Собираемся переехать в другую квартиру, но прописка не изменится. Должны ли мы поменять школу? Могут ли нам отказать в нашей школе, т.к по фактическому месту проживания мы относиться к ней не будем.

Здравствуйте! Отказать в Вашей школе вам не имеют право. Согласно ФЗ РФ "Об образовании" родители вправе выбирать любую школу.

Могут ли родители ребенка инвалида отказаться от обучения на дому. Если у ребенка диагноз F-72 тяжелая умственная отсталость и после ухода педагога начинаются приступы.

Доброго времени суток. Могут ли родители ребенка инвалида отказаться от обучения на дому. Если у ребенка диагноз F-72 тяжелая умственная отсталость и после ухода педагога начинаются приступы. только по медицинским показаниям приостановить обучение на какой то срок.

Какие документы нужны для обучения ребенка инвалида на дому или индивидуально.

Если по массовой программе - то достаточно справки из поликлиники о том, что ребенок страдает заболеванием, освобождающим от посещения массовой школы. Если требуется адаптированная образовательная программа - то нужны соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.

У меня ребенок инвалид. Есть справка на дом. обучение. Но нам в школе отказывают, ссылаясь на то,что нет финансирования.

Здравствуйте! Отказ является не законным. Вам необходимо обратиться с жалобой в Управление образования города.

Мой ребенок - инвалид находится на семейном обучении дома. Я получаю компенсацию 2300 в мес за обучение. К нам приходит 3 преподавателя раз в неделю. Занимаемся по собственной программе, исходя из интересов ребенка. За школами не закреплены. Педагогов искала сама. Соответственно, итоговую аттестацию ребенок не проходил.
Сейчас позвонили из школы в которой ранее обучалась дочь и сообщили: через комиссию прикрепим ее к школе 8 вида, педагоги от этой школы приходить не будут (т.к. у меня уже есть педагоги для нее) она не усвоит программу даже этой школы (дочь очень больна, парализована!) просто прикрепить и все, но при этом я не буду получать компенсацию за ее обучение! Как мне оплачивать педагогов, которые уже занимаются с ней? и на сколько такие требования законны вообще?

П. 6 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает, что порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. ... Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают инвалидов и их родителей (законных представителей) информацией по вопросам получения общего образования, профессионального образования, профессионального обучения и реабилитации инвалидов. (т.е. Вы имеете право обратиться за разъяснением в Управление по делам образования г. Челябинска по ссылке http://chel-edu.ru/faqs/?top=3). ... При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, органы, осуществляющие управление в сфере образования, с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому. Основанием для организации обучения детей-инвалидов на дому являются обращение в письменной форме их родителей (законных представителей) и заключение медицинской организации, выданное в порядке и на условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов на эти цели определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Порядок компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому установлен Постановлением Губернатора Челябинской области от 27 сентября 2007 года N 309 (по ссылке http://docs.cntd.ru/document/819018830) П. 6 Постановления устанавливает, что компенсация предоставляется по месту проживания ребенка-инвалида органом местного самоуправления городского округа или муниципального района Челябинской области, уполномоченным на предоставление компенсации (далее именуется - уполномоченный орган). Для получения компенсации необходимы следующие документы: 1) письменное заявление с указанием одного из способов получения компенсации, предусмотренного пунктом 7 настоящего Положения, по форме, установленной уполномоченным органом; 2) копия документа, удостоверяющего личность; 3) копия свидетельства о рождении ребенка, на которого предоставляется компенсация; 4) документ, подтверждающий установление ребенку инвалидности; 5) справка органа управления образованием по месту проживания ребенка-инвалида о том, что ребенок-инвалид не обучается в образовательной организации; 6) реквизиты банковского счета, открытого получателем компенсации в банковских учреждениях. 7) заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

Мой ребенок находится на домашнем обучении, он инвалид, школа находится в 2 х остановках от дома, поэтому нам отказали учителя приходить на дом, мы водим ребенка сами в школу на индивидуальные занятия, законно ли это?

В данном случае Вам необходимо обратиться в Управление образования города с письменным заявлением о необходимости обучения ребенка на дому.

Куда нужно идти в первую очередь для обучения ребенка инвалида на дому?

Обращайтесь директору школы.

Как происходит оплата за обучение ребенка-инвалида на дому учителю из музыкальной школы, по классу фортепиано? Возможна ли такая же оплата как и у преподавателей доп школьного образования? Хотелось бы увидеть статьи из закона на основании коих идет оплата. К сожалению получаем всего 400 руб в месяц и не знаем какие отбить пороги.

Минутку, а что обязывает учителя музыки посещать ученика на дому, пусть даже и инвалида?

Что означает статья о компенсации затрат родителей на обучение ребенка-инвалида на дому? Мой сын - инвалид,9 лет, обучается на дому (задержка психического развития обучение 7 вида). Сколько часов положено моему ребёнку для занятий с учителем на дому?

Оксана, для исполнения закона о социальной защите инвалидов Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861 утвержден Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому. В 1-3 классах для занятий на дому с учителем положено не менее 8 часов в неделю. Часы занятий распределяются как удобнее ребенку и учителю. Для назначения компенсации затрат на обучение Вам надо обратиться с заявлением в районный отдел образования районной администрации.

О подходах к обучению детей-инвалидов на дому

«Воспитание не только должно развивать ум,

вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду

серьезного труда, без которого жизнь его не может

быть ни достойной, ни счастливой»

К.Д.Ушинский

Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.

Образование детей-инвалидов предусматривает создание для них специальных условий, обеспечивающих адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Для обучающихся, не посещающих образовательные организации по состоянию здоровья, обучение по образовательным программам начального общего образования организуется на дому. Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей. Получение детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечение реализации прав детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашей школы. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания детей данной категории определяются индивидуальной программой обучения инвалида. Но как работать с детьми-инвалидами? Как правильно управлять учебной деятельностью, чтобы не навредить здоровью ребенка, чтобы не упустить главного в обучении, добиться успехов? Какие использовать методы, приемы для индивидуальной работы? Какие для этого нужны условия? На все эти вопросы помогает ответить Е.А.Юнина. Именно в ее трудах мы получили конкретный ответ на вопрос: «Как концептуально выстроить стратегическую программу деятельности учителя начальных классов с ребенком-инвалидом». Эта проблема концептуального подхода к обучению на дому стала для нас актуальной, так как через него можно осмысленно подойти к предмету деятельности, определить ее сильные и слабые стороны, наметить пути решения выявленных проблем. Советы Юниной Е.А. помогли сосредоточиться на главном, осознанно подойти к разработке концепции индивидуального обучения на дому детей-инвалидов.

Выстроить концепцию мыслительного содержания помог нам денотатный граф (по Щедровицкому, на который делает упор Юнина Е.А.), где граф-структура, денотат-содержание, т.е. структурированное содержание. Исходя из вышесказанного, мы можем теперь назвать необходимые этапы этого вида деятельности:

1 этап: Разработка концепции.

Наработка мыслительного содержания.

Систематизация мыслительного содержания.

Диалектическое исследование мыслительного содержания.

    анализ каждого кирпичика в денотатном графе.

    обобщение проведенного анализа.

    написание текста заключения концепции.

2 этап: Составление тезауруса денотатного графа.

3 этап. Разработка стратегии на год.

Постановка концептуальной цели.

Составление психологического портрета обучающегося.

Постановка стратегической цели.

Определение задач.

Формулирование проблемы.

Постановка проблемного вопроса.

Поиск вариантов решения проблемного вопроса, конструирование оптимального варианта.

Создание тезиса.

Рассмотрим каждый этап концептуального подхода к индивидуальному обучению на дому.

Концепция

индивидуального обучения детей-инвалидов на дому

Направлена на (цель)

создание специальных условий для обучения и воспитания, позволяющих обеспечить успешное овладение детьми-инвалидами основной образовательной программой НОО

Опирается на (принципы)

индивидуализации непрерывности системности соблюдения

интересов ребенка

Достигается через (средства)

психолого-педагогическое активные методы дистанционные коррекцию

обследование (диагностику) и приемы обучения технологии

Приводит к (результат)

освоению ребенком личностному накоплению коррекции недостатков

ООП НОО развитию опыта работы в физическом и

с детьми-инвалидами психическом развитии

Обучающегося

Зависит от (ресурсы)

кадров помощи извне МТБ

Тезаурус

Специальные условия – условия, способствующие освоению детьми-инвалидами основной образовательной программы начального общего образования

Принцип индивидуализации – учет индивидуальных особенностей конкретного индивида

Принцип непрерывности –принцип гарантирует ребенку и его родителям непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению

Принцип системности – единство диагностики, коррекции, развития.

– решение проблемы ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.

– использование тестового материала узкими специалистами для исследования личности в целом или отдельных ее сторон.

Активные методы и приемы обучения – те, которые повышают познавательную активность ученика, развивают творческие способности, активно вовлекают обучающегося в ОП, стимулируют самостоятельную деятельность.

Дистанционные технологии – информационные технологии, обеспечивающие доставку обучаемому основного объем изучаемого материала. Технологии, которые предоставляют возможности для самостоятельной работы по освоению изучаемого материала в процессе обучения.

Коррекционная работа - обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей-инвалидов в условиях обучения на дому; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающегося (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Она представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном.

Личностное развитие - готовность и способность обучающегося к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускника начальной школы, отражающие его индивидуально-личностную позицию, социальные компетентности, личностные качества.

– умение организовывать ОП в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка-инвалида и оказывать психолого-медико-педагогическую помощь.

Диалектическое исследование индивидуального обучения на дому детей-инвалидов

Положительный ряд

Понятие

Отрицательный ряд

Выходы

1.Создают ситуацию успеха для ученика

2.Позволяют последовательно решать образовательные задачи

3.Способствуют развитию обучающегося

4.Индивидуализируют процесс обучения

Специальные условия

Отсутствие опыта в

разработке индивидуальной образовательной программы

1.Знакомство с опытом других учителей, работавших с детьми данной категории

2.Получение информации из Интернета

3.Изучение специальной литературы

1.Повышает качество образования

2. Способствует сохранению здоровья ребенка

3.Повышает мотивацию к учению

4.Позволяет своевременно проводить коррекцию

Принцип индивидуализации

Незнание всех физических, психологических особенностей ученика

3. Проведение диагностики

1.Ориентирует на достижение целостности образовательного процесса

2.Позволяет в системе реализовывать программный материал

3.Гарантирует постоянную помощь ребенку и родителям

4.Обучающийся постоянно развивается

Принцип непрерывности

Личностный фактор

2.Получение совета от родителей

1.Позволяет последовательно реализовывать содержание учебного материала

2.Своевременно проводится диагностика, коррекция знаний обучающегося.

Принцип системности

Не знаешь, что может помешать в обучении ребенка-инвалида

1.Нейтрализовать пробелы, чтобы предупредить неуспеваемость, отставание в развитии

2.Не допускать нарушения системы

1.Повышает познавательный интерес к учению

2.Создает ситуацию успеха

3.Решаются проблемы ребенка с максимальной пользой

4.Позволяет полно реализовывать ребенку внутренние резервы

Принцип соблюдения интересов ребенка

Непонимание родителями всех трудностей ребенка

1.Консультация у педагога

2.Анализ ситуации

3.Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка

1.Позволяет выявить проблемы развития

2.Определяет индивидуальную структуру ценностей сферы личности

3.Помогает выполнить требования ФГОС второго поколения

Психолого-педагогическое обследование

Трудоемкая работа

1.Привлечение специалистов

2.Опора на имеющийся опыт

1.Повышают мотивацию к учению, познавательную активность

2.Способствуют включению ученика в решение творческих задач в начале процесса усвоения нового содержания

3.Делают обучение сознательным, продуктивным, более результативным

Активные методы и приемы обучения

Не все методы, технологии подходят для индивидуального обучения на дому

1.Своевременный отбор методов и технологий для индивидуального обучения

2.Изучение научной литературы

3.Опора на имеющийся опыт работы на дому

4.Оформление заявки на нужную литературу в кн.магазине, библиотеке

1.Повышают качество обучения за счет объемных электронных библиотек

2.Развивают самостоятельность

3.Снижают затраты на обучение

4.Повышают мотивацию

5.Создают условия для быстрого получения нужной информации

Дистанционные технологии

Отсутствие опыта в использовании дистанционных технологий

1.Получение консультации у специалиста

2.Обучение на курсах

1.Своевременно проводится коррекция

недостатков в физическом и психическом развитии обучающегося

2. Создается ситуация успеха

3.Повышается самооценка у ученика

4. Создает условия для индивидуального развития обучающегося

Коррекционная работа

Не всегда учитель может решить проблемы

1.Обращение к узким специалистам

2.Получение совета

1.Помогает выявлять и развивать способности обучающихся

2.Обеспечивает решение образовательных задач

3.Предусматривает:

достижение планируемых результатов ООП НОО обучающимся

Основная образовательная программа начального общего образования

Отсутствует возможность включения обучающегося в процессы преобразования внешкольной социальной среды

1.Использование дистанционных технологий

2. Подключение к работе других информационных ресурсов

1.Происходят качественные изменения хорошего к лучшему.

2. После изменений человек осознает себя другим и ведет себя по-другому.

Личностное развитие

Требуется время

1.Проявление терпения

2. Не ставить перед собой чрезмерно завышенных целей, чтобы добиться результата в намеченные сроки

1.Позволяет правильно выстроить стратегию обучения на дому

Опыт работы с детьми-инвалидами

Не всегда опыт одного учителя приносит положительные результаты у другого

1.Критически подходить к используемым материалам

2.Вносить соответствующие коррективы в соответствии с особенностями обучаемого

Заключение

Разработанная концепция индивидуального обучения детей-инвалидов на дому обладает на наш взгляд рядом сильных сторон: во-первых, данная концепция позволяет последовательно решать образовательные задачи, во-вторых, способствует развитию личностных качеств; выполнять требования ФГОС второго поколения; в-третьих, создает условия для обеспечения охраны здоровья детей-инвалидов, обучающихся на дому; в-четвертых, делает обучение сознательным, продуктивным, более результативным; в-пятых, учит ученика объективно оценивать свои силы.

Наряду с сильными сторонами концепции отметим также ограничения, которые являются серьезными препятствиями для успешной реализации данной концепции, в частности, к такого рода ограничениям можно отнести отсутствие опыта в разработке индивидуальной образовательной программы и в использовании дистанционных технологий; недостаток знаний об ученике-инвалиде; непонимание родителями всех трудностей ребенка; не все активные методы могут подойти для индивидуального обучения на дому.

Понимая всю сложность этих трудностей, мы все же считаем, что они решаемы, например, проблему отсутствия опыта в разработке индивидуальных программ обучения можно, с нашей точки зрения, решить следующим образом: познакомиться с опытом других учителей, получить рекомендации от администрации ОУ, изучить специальную литературу; найти нужную информацию в Интернете; проблему отсутствия опыта в использовании дистанционных технологий можно решить так: получить консультацию у специалиста, пройти курсовую подготовку; проблему недостатка знаний об ученике-инвалиде решается таким образом: побеседовать с родителями, получить совет от них, изучить рекомендации узких специалистов; проблему непонимания родителями всех проблем ребенка можно решить следующим образом: проконсультировать родителей, провести анализ проблемных ситуаций и обозначить выходы из них; если не все активные методы и приемы подходят для индивидуального обучения, необходимо осуществить отбор только тех, которые подходят для детей-инвалидов, изучить научную литературу, сделать заявку в книжном магазине на приобретение нужных методических рекомендаций.

Ценность диалектического исследования состоит в том, что этот этап Разработки концепции развивает: глубину мышления, системность мышления, диалектичность мышления, аналитичность мышления, умение прогнозировать, снимает страх перед трудностями.

Стратегия индивидуального обучения на дому

на 2014-2015 учебный год

Аудитория: ребенок-инвалид

Концептуальная цель : создание специальных условий для обучения и воспитания, позволяющих обеспечить успешное овладение обучающимся основной образовательной программой начального общего образования

Стратегическая цель : развитие обучающегося в условиях домашнего обучения

Задачи:

1.Обеспечить выполнение требований Стандарта.

2.Способствовать личностному развитию и укреплению здоровья.

3.Добиваться достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.

4.Предоставлять обучающемуся возможности для эффективной самостоятельной работы.

5.Использовать активные методы и приемы обучения.

6.Научить владеть диалогической формой коммуникации, использовать, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.

7.Организовать участие обучающегося в дистанционных конкурсах, олимпиадах, фестивалях и др.

8.Способствовать общению с одноклассниками.

9.Своевременно проводить коррекционную работу.

10.Оказывать помощь родителям.

Проблема: ФГОС предусматривает развитие УУД.

Проблемный вопрос : Какими же средствами можно создать образовательное пространство, которое позволит обеспечить развитие УУД у ребенка-инвалида, обучающегося на дому?

Варианты решения:

1.Использование дистанционных технологий.

2.Включение в учебный процесс активных методов и приемов обучения.

3.Организация встреч со сверстниками.

4.Выход за рамки урока (вывоз ребенка на внеклассные мероприятия в школу)

5.Диалоговое обучение.

Оптимальный вариант : 3, 1, 5, 2, 4.

Чтобы помочь ребенку-инвалиду в социальной адаптации, личностном развитии необходима организация встреч со сверстниками на дому, использование дистанционных технологий, предполагающих внедрить TV-технологию, интернет-технологию, кейсовую технологию; а также – диалогового обучения, предполагающего ситуации откровения, эмпатию; включение активных методов и приемов обучения, осуществление выхода за рамки урока (включая ребенка в участие, с детьми класса, в предметных олимпиадах, смотрах и фестивалях художественного творчества и других формах дополнительного, дистанционного образования).

Тезисы:

Образование должно высветить лучшее, что заложено в человеке.

Дж.Пол.Ф.Рихтер

Дайте ребенку любознательность. Знания он возьмет сам.

Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.

Домашнее обучение детей-инвалидов не многим отличается от обучения в школе. Как правило, в каждом учебном заведении есть Положение о данном способе преподавания. В таком формате ребята могут учиться дома по двум причинам: по медицинским показаниям или по желанию родителей. Поэтому образовательный процесс будет выбираться в зависимости от того, какая причина вызвала необходимость надомной учебы. Поговорим об образовательном процессе дома по медицинским показаниям и рассмотрим технологию оформления необходимых документов.

Формы преподавания дома

Существует 2 формы преподавания дома:

  1. Семейная.
  2. Надомная.

Семейная форма представляет собой образовательный процесс, в котором не участвуют педагоги из школ. Здесь в роли преподавателей выступают законные представители малыша. Или можно прибегнуть к , учебным центрам.

Предпочесть или нет такую форму обучения - выбор родителей. Согласно п. 3 ст. 17 Федерального Закона №273-ФЗ , домашнее обучение в рамках самообразования или иного обособленного способа получения знаний дает право ребенку проходить промежуточные и государственные итоговые аттестации в обычных школах наравне с другими детьми.

Надомная форма предполагает получение знаний с помощью педагогов из школ, но в домашних условиях. Домашнее обучение детей-инвалидов - иногда самый оптимальный вариант в получении знаний. О нем мы и поговорим дальше.

Домашнее обучение детей-инвалидов: оформление и организация

Чтобы организовать надомное образование, нужно написать заявление на имя директора учебного заведения (ст. 19 Федерального Закона №181-ФЗ). В заявлении указывается причина – медицинское заключение, а также приводятся данные о ребенке. Чтобы получить медицинскую справку, родителям (или опекунам) необходимо обратиться в лечебное учреждение с заявлением на проведение комиссии. После передачи документов руководителем образовательного учреждения подписывается приказ, в котором расписан весь учебный процесс на дому. В нем отражается время, отведенное на изучение предмета, необходимая литература, преподавательский состав и место преподавания.

Родители (опекуны) должны иметь журнал успеваемости ученика и пройденных материалов, а в конце учебного года этот журнал вместе с подписями педагогов должен сдаваться в школу. Родителям нужно следить за успеваемостью чада и создавать идеальную атмосферу для учебы.

При надомной учебе дети имеют те же права , что и при обучении в школе. Как и другим детям, им предоставляется:

  • бесплатная учебная литература (любая из библиотеки учебного учреждения);
  • бесплатные консультации преподавателя для усвоения пройденного материала;
  • обязательная промежуточная и итоговая аттестация;
  • аттестат о получении среднего образования по окончанию выпускных классов;
  • бесплатное образование, а также возможность посещать некоторые предметы и мероприятия в школе.

В образовательную программу входит следующее:

  1. Индивидуальное расписание занятий. Домашнее обучение детей-инвалидов предполагает, что ребенок будет получать новые знания тогда, когда есть время у него и преподавателя. Расписание подстраивается для всеобщего блага.
  2. Составленный учебный план занятий на весь год.
  3. Календарный график на год.
  4. Индивидуальная программа изучения каждого предмета.

Программа изучения предметов составляется индивидуально для каждого ребенка с учетом его физических и умственных способностей. Также здесь будут учитываться санитарно-гигиенические требования и рекомендации смотрящего врача. Вся организация учебы согласовывается с законными представителями, и при выборе программы учитывается их мнение. Кроме того, существует Приказ №2 Министерства образования от 09.01.2014 о том, что школьник может выбрать дистанционную систему обучения.

Компенсация при получении образования дома

Родителям при семейной форме преподавания положена компенсация в денежном эквиваленте за то, что они воспитывают и обучают свое чадо. В соответствии с законом она будет выплачиваться с возраста 6 лет и 6 месяцев до совершеннолетия – дальше сам ребенок может получать пенсию по инвалидности. Размер выплаты ограничен установленным нормативом на обучение в государственном или муниципальном заведении.

Законные представители смогут получить компенсацию только после формирования приказа о надомном обучении ребенка-инвалида, действие которого ограничивается 1 учебным годом. И если ваши расходы связаны, например, с приглашением педагогов во внеурочное время, то государство уже отказывается оплачивать их.

Если по совету комиссии ребенку нужна коррекционная школа, то между опекунами и образовательным учреждением подписывается договор, благодаря которому компенсация увеличивается. Однако в случае не сдачи промежуточной аттестации комиссия может потребовать ее возврат.

Инвалидность человека определяется его способностью к трудовой деятельности, а не состоянием здоровья и самочувствием. В современном мире создано большое количество программ по обучению детей с ограниченными возможностями, и это позволяет им быть полноценными членами общества. Даже при надомном обучении маленький человечек получает абсолютно полное образование, уровень которого не отличается от общего. Пусть все дети будут здоровы!

Право на обучение инвалидов закреплено законодательством. Данный закон распространяется по всей территории России и контролируется региональным отделом Минобрнауки. В нашей статье подробно раскроется, каким образом может происходить обучение и воспитание ребенка-инвалида.

Право инвалидов на образование

Международное законодательство указывает основное право людей с инвалидностью на получение образования без дискриминации, с равными возможностями. В конвенции сказано о принятии необходимых мер для того, чтобы:

  • детей с инвалидностью не исключали из общеобразовательной школы по причине инвалидности, если у них не потеряны навыки к обслуживанию;
  • имелся равный доступ к получению бесплатного, инклюзивного, начального образования;
  • обеспечивались специальные условия, учитывающие индивидуальные потребности лиц;
  • инвалиды в системе общего образования получали необходимую поддержку для повышения эффективности обучения;
  • принимались меры для получения знаний, социального развития.

Государство должно контролировать доступность профессионального обучения инвалидов на равных условиях с другими. Для этого порой необходимо предпринять следующие меры:

  • освоить азбуку Брайля;
  • изучить альтернативные шрифты;
  • обучить навыкам ориентации;
  • способствовать социальной поддержке;
  • развить систему наставничества;
  • овладеть жестовым языком;
  • поощрить самобытность глухих;
  • внедрить в деятельность алгоритм сопровождения семьи с ребенком-инвалидом;
  • обеспечить получение подходящего для инвалида языка, индивидуального метода общения, способствующего получению знаний. Особенно это актуально для слепоглухих, слепых, глухих детей.

Способы получения образования

В России имеется несколько способов получения образования детьми-инвалидами. Выбор формы получения знаний должны предоставить родителям несовершеннолетнего.

Имеются следующие виды образовательных услуг:

  • Путем посещения общеобразовательного заведения.
  • Дистанционного обучения для инвалидов.
  • Домашнее обучение, если ребенок не может сам посещать школу.

Детям-инвалидам созданы следующие условия для получения знаний в соответствии с возрастными границами. ДОУ обеспечивает дошкольников массажистами, психологами, тренерами, логопедами. Консультирует родителей по вопросам воспитания, участия в программе «Доступная среда», способствующей созданию расширенных коридоров, пандусов. В группе должно быть ограниченное число воспитанников от 3 до 15 человек.

Среднее образование производится путем использования специально разработанных учебно-методических пособий, в которые входят специализированная литература, учебники, особое значение имеют технические средства. Организована деятельность специнтернатов для слепых, глухих, детей с психоневрологическими патологиями с учетом справки МСЭК (медико-социальной экспертной комиссии) с указанием реабилитационной программы.

Высшие учебные заведения предоставляют услуги центра дистанционного обучения, льготы при поступлении на первый курс. Для улучшения социализации ребенка в системе образования используются следующие принципы:

  • Инклюзии, который разработан с учетом программы «Доступная среда». Данный принцип имеет в виду установку пандусов, расширение коридоров, перепланировку помещений.
  • Интеграции, который предполагает необязательное посещение совместных занятий. Ребенка могут зачислить в класс с подходящей для него нагрузкой и формой подачи учебного материала.

Формы получения знаний

Государство предусматривает физические особенности детей с инвалидностью и решает вопрос создания необходимых условий в образовательном заведении. Инвалидам должно быть удобно посещать занятия, комфортно общаться со сверстниками. Кроме того, необходимо подготовить специалистов: педагогический состав, медиков.

Если несовершеннолетним сложно посещать общеобразовательное учреждение по медицинскому показанию, то возможна организация обучения детей-инвалидов на дому или удаленное получение знаний. Ребятам, обучающимся вне школы, важно привлечение к общению с другими детьми. Оно может происходить в виде посещения отдельных уроков, кружков, дополнительных занятий, увеселительных мероприятий.

На заметку: чтобы ребенку-инвалиду был разработан индивидуальный учебный план, родители должны проявить инициативу и обратиться к администрации школы.

Домашнее обучение

Если ребенок не может посещать занятия в классе, то у него имеется возможность обучения в семейных условиях. Порядок получения данного права:

  • родителю следует обратиться в местный отдел образования с соответствующим заявлением;
  • нужно предоставить справку МСЭК, которая подтверждает данную необходимость;
  • необходимо заключение МСЭК о невозможности посещения очных занятий.

Далее администрация среднего образовательного учреждения заключает договор с родителями о предоставлении услуг, оформляет необходимые документы, зачисляет в число учеников ребенка, составляет индивидуальный учебный план, назначает учителей. Ученик с медицинским показаниями получает общеобразовательную программу в полном объеме, получает обычный аттестат.

Дистанционное обучение

Заочная форма обучения с использованием компьютерных технологий находится в процессе развития. На сегодняшний день занятия могут проводиться в следующих режимах:

  • телеконференций;
  • веб-занятий;
  • интернет-уроков;
  • телеприсутствия;
  • получения задания и отправления ответов посредством электронной почты.

Если отдел образования принимает решение об организации дистанционного обучения, то ученику услуги должны предоставляться за средства бюджета. Сюда включается компьютерная техника, средства связи.

При помощи удаленного обучения людям с ослабленным здоровьем имеется возможность получить образование независимо от дальности нахождения образовательной организации, материального состояния семьи. Дистанционным образом можно получить профессиональное образование, производить подготовку в ВУЗ, развить творческие способности ребенка, получить консультацию специалистов.

Образовательные привилегии инвалидов

На территории РФ у детей с инвалидностью имеются следующие льготы:

  • внеочередное поступление в детский сад;
  • снижение родительской платы за детский сад;
  • компенсирование средств за домашнее обучение. По закону на обучение детей от 6 лет 6 месяцев средства выделяются из Федерального бюджета. В случае найма специалистов для занятий дома родителям компенсируется 3 часа в неделю. Компенсация выплачивается до получения аттестата. Возможно продление возраста ученика, если это требуется по состоянию здоровья;
  • социальную реабилитацию, заключающуюся в процессе социализации детей;
  • льготные условия поступления в ВУЗ. Если инвалиды успешно сдали экзамены, то они зачисляются вне конкурса на первый курс.

Что нужно перед поступлением в школу

Перед поступлением ребенка-инвалида в школу необходимо получить консультацию педагогов для определения формы обучения, оценить возможности ребенка, насколько он имеет способность к самообслуживанию, получить рекомендации ПМПК (психолого-медико-педагогическую консультацию), получить рекомендации медицинского учреждения.

Также следует определиться с формой получения знаний, определить список школы, проконсультироваться с администрацией, ознакомиться с правилами образовательного учреждения, определить шаговую, физическую, материально-техническую, транспортную доступность, наличие пандусов, широких коридоров.

Проведение аттестации знаний

Аттестация знаний ребенка-инвалида производится согласно графику, который утверждается руководителем учебного заведения. Возможно заочное проведение контрольных работ. В этом случае камеры устанавливаются таким образом, чтобы учитель видел ученика и рабочее место. Если по состоянию здоровья ребенок не может выполнить за один раз контрольную работу, то возможно поэтапное ее проведение.

Проведение вступительных экзаменов также требует особенных условий. Абитуриент имеет право на дополнительные 1,5 часа вне зависимости от того, устно или письменно проводится экзамен, учитывая все рекомендации врачей, психологов, социальных работников.

Переобучение

Если инвалид испытывает трудности с трудоустройством, то возможно в учебном центре от центра занятости населения пройти переобучение. Данная возможность имеется при наличии 3 группы инвалидности, которая не является препятствием к ведению трудовой деятельности. Инвалиду можно пройти переобучение на промышленном предприятии под определенную профессию.

Профессию нужно выбирать с возможностью получения дохода, полной реализации умений, способности, ресурсных возможностей. Обычно инвалидам рекомендуют курсы компьютерной грамотности. Кроме того, возможно переобучение на:

  • декораторов;
  • скорняка;
  • вязальщицу;
  • швею;
  • оператора;
  • бухгалтера;
  • лифтера;
  • кладовщика.

Самое важное! Инвалиды имеют право на получение образования наравне с другими членами общества. Для этого им необходимо создать щадящие условия в соответствии с их физическими особенностями.



Новое на сайте

>

Самое популярное