Домой Популярное Город жанны д. Жанна Дарк: история Орлеанской девы

Город жанны д. Жанна Дарк: история Орлеанской девы

Детство Жанны


Жанна д’Арк родилась в деревне Домреми на границе Шампани и Лотарингии в семье обедневших дворян (или зажиточных крестьян) Жака д’Арк и Изабеллы де Вутон по прозвищу Роме (римлянка) из-за её паломничества в Рим.

Год рождения Жанны с точностью неизвестен. Дата 6 января 1412 года чисто предположительна, и утвердилась с тех пор, как ее упомянул в своей булле папа. Ничего удивительного в этом не было - точные сведения о дне и месяце рождения в те времена не всегда сохранялись даже для детей королевской крови. Что касается Жанны, то, как выяснилось, в Домреми не существовало даже церковной книги, где делались бы записи о крещении.

Жанну назвали одним из самых распространенных женских имен для того времени - его носили от трети до половины девочек ее поколения. Через три дня после рождения, как то и требовалось по обычаю, Жанну крестил деревенский священник. Купель Жанны сохраняется до сих пор - ее можно и сейчас увидеть в приходской церкви деревни.

Ходить в школу девочке не полагалось, с юных лет ее готовили к будущей роли жены и матери. Жанетта училась прясть лен и шерсть, шить одежду - «даже не столько из необходимости, но для того, чтобы изгнать лень - мать всех пороков». Кроме того, она пасла деревенское стадо, когда к тому была ее очередь, работала в огороде и в поле, полола, рыхлила землю, ходила за плугом, ворошила сено. Единственное, что, пожалуй, отличало ее в это время от друзей и подруг была страсть к рисованию. По свидетельствам более позднего времени весь фасад дома, где она жила «покрыт был рисунками, выполенными ее рукой, но время их не пощадило».

Дом Жанны д’Арк в Домреми. Ныне - музей. Источник фото: parisgid.ru

В семье было пятеро детей, из которых Жанна была, видимо, предпоследней или даже младшей. По всей, видимости, семья была сплоченной и дружной. Братья Пьер и Жан, с начала и до конца сопровождали Жанну в ее походах, причем Пьер даже попал в плен вместе с ней, и с большим трудом освободился, после уплаты выкупа оставшись почти нищим.

Семья была достаточно набожной, в том смысле как «религию» понимали в то время. Д’Арки обязательно держали пост, исправно посещали церковь, отмечали основные праздники, платили десятину. Первые уроки религии Жанна получила от матери. По свидетельству приходского священника Грё, Жанна была очень религиозной (друзья порой даже поддразнивали ее за это). Ее постоянно видели во время совершения воскресных и праздничных месс, также когда колокола били к заутрени, она тут же прерывала пахоту или работу в саду, чтобы опуститься на колени, и прочесть положенные молитвы. Зачастую ее видели на коленях перед священником, кающуюся в своих прегрешениях.

Каждое второе воскресенье мая во Франции отмечается День памяти Жанны д’Арк - знаменитой Орлеанской девы, которая во время Столетней войны возглавила французское войско, одержала несколько решающих военных побед, короновала дофина Карла VII, однако была захвачена в плен предателями из Бургундии и сожжена на костре англичанами. Казнь Жанны д’Арк состоялась в Руане 30 мая 1431 г. Через 25 лет после казни она была реабилитирована и признана национальной героиней, а в XX веке католическая церковь провозгласила ее святой. Такова официальная версия. Но с Жанной д’Арк связано много мифов и легенд . По одним данным Орлеанская дева была деревенской пастушкой, по другим - знатной дамой.

Пастушка

Согласно самой распространенной версии Жанна д’Арк родилась в семье деревенского старосты в селении Домреми на границе Эльзаса в 1412 г. Однажды она услышала голоса святых Екатерины и Маргариты, которые поведали ей о том, что именно ей суждено спасти Францию от нашествия англичан.

Узнав о своем предназначении, Жанна покинула родной дом, добилась встречи с дофином Карлом VII и возглавила французское войско. Ей удалось освободить несколько городов, в том числе Орлеан, после чего ее стали именовать Орлеанской девой. Вскоре Карл VII был коронован в Реймсе, а Жанна одержала еще несколько важных побед.

23 мая 1430 г. недалеко от города Компьен отряд Жанны д’Арк был взят в плен бургундцами. Они передали Орлеанскую деву герцогу Люксембургскому, а тот, в свою очередь, - англичанам. Ходили слухи о том, что приближенные Карла VII предали Жанну.

Судебный процесс над Жанной д’Арк начался в январе 1431 г. в Руане. Инквизицией было выдвинуто 12 статей обвинения. Тем временем в Париже Генрих VI был провозглашен французским и английским королем. Главной целью суда над Жанной было доказать, что Карл VII был возведен на трон колдуньей и еретичкой.

Вел судебный процесс епископ Пьер Кошон. Еще до начала суда он подверг девушку медицинскому освидетельствованию, чтобы установить, что она не была невинной, и что она вступила в связь с дьяволом. Однако осмотр показал, что Жанна девственна, поэтому суд был вынужден отказаться от этого обвинения.

Суд над Жанной д’Арк длился несколько месяцев. Он был полон каверзных вопросов и хитрых ловушек, в которые по замыслу инквизиторов должна была попасться девушка. В итоге 29 мая 1431 г. было вынесено окончательное решение о передаче подсудимой в руки светских властей. Жанна была приговорена к сожжению на костре. 30 мая 1431 г. приговор был приведен в исполнение.

Душевнобольная

Легенде о великой юной воительнице нанес ощутимый удар известный французский историк и философ Робер Каратини. В своей монографии "Жанна д"Арк: от Домреми до Орлеана" он заявил, что история Орлеанской девы в том виде, в каком мы ее знаем, имеет мало чего общего с правдой. Специалист утверждает, что на самом деле Жанна была душевнобольной девушкой, которую политики и высшие военные чины довольно искусно использовали в своих целях, чтобы пробудить в душах французов ненависть к Англии.

Каратини пишет, что все сражения, которые якобы были выиграны французами под руководством Жанны д"Арк, представляли собой мелкие стычки наподобие русского кулачного боя на ярмарке. Французский историк также добавляет, что сама дева не участвовала ни в одном из них, и что она ни разу в жизни не брала в руки меч.

Робер Каратини утверждал, что Жанна д"Арк сама никак не влияла на ход событий, а служила всего лишь символом, некоей знаковой фигурой, с помощью которой французские политики нагнетали антианглийские настроения.

Французский историк также ставит под сомнение тот факт, что Жанна д"Арк спасла осажденный Орлеан. Этот город, пишет Каратини, просто никто не осаждал. Английское войско численностью пять тысяч человек слонялось по прилегающей к Орлеану местности. В самом городе тогда не было ни одного французского солдата. Наконец, к стенам Орлеана с большим опозданием прибыло французское войско под началом Карла VII, но за этим не последовали никаких боевых действий.

По утверждению Каратини, в 1429 г. Жанна д"Арк действительно числилась на военной службе, однако пребывала в войсках в качестве своеобразного живого талисмана. Историк считал, что она была девушкой неуравновешенной, с явными признаками душевного расстройства. Причиной такого ее состояния могли стать ужасы войны, но не Столетней, а другой - непрекращающейся битвы между Францией и Бургундией. А так как родная деревня Жанны находилась на границе, то еще в детстве впечатлительной девочке пришлось лицезреть довольно много страшных картин.

Англичане отреагировали на книгу Робера Каратини овациями. Более пяти столетий весь просвещенный мир осуждал англичан за безжалостную расправу над Орлеанской девой, однако и эта часть истории, считает французский ученый, тоже является вымыслом.

Жанну д"Арк захватили в плен в Бургундии. Затем парижская Сорбонна направила герцогу Бургундскому письмо с просьбой выдать девушку университету. Однако герцог отказал Сорбонне. Продержав Жанну у себя восемь месяцев, он продал ее Генриху VI Английскому за 10 тысяч фунтов. Генрих выдал Жанну французской церкви. Орлеанскую деву судили в Нормандии 126 сорбоннских судей, затем ее казнили. Англичане же не принимали во всем этом вообще никакого участия, считает Каратини.

Историк также утверждает, что легенда о Жанне д"Арк была создана лишь в конце XIX в., потому как французским правителям того времени нужны были новые герои, а юная дева, павшая жертвой династических разборок, идеально подходила на эту роль.

Замужняя дама и мать

Слухи о том, что Жанна д’Арк на самом деле не погибла, а спаслась, стали распространяться в народе сразу же после ее казни. Согласно одной из версий, которая, в частности, представлена в книге Ефима Черняка "Судебная петля", Жанна д’Арк не только избежала смерти на костре, но и вышла замуж и родила двоих сыновей. Ее мужем стал человек по имени Робер д’Армуаз, потомки которого до сих пор считают себя родственниками Орлеанской девы и уверяют, что их уважаемый предок ни за какие сокровища мира не женился бы на женщине, которая не представила бы ему подлинных документов, удостоверяющих свое истинное происхождение.

Впервые новая Жанна, или, как ее уже называли, госпожа д’Армуаз, появилась примерно через пять лет после своей трагической гибели. В 1436 г. брат Жанны Жан дю Ли часто передавал письма сестре и ездил к ней в город Арлон. Записи о соответствующих расходах сохранились в счетной книге Орлеана.

Известно, что эта загадочная дама жила в Арлоне, где вела насыщенную светскую жизнь. В 1439 г. чудом воскресшая Жанна объявилась в некогда освобожденном ею Орлеане. Судя по записям в той же счетной книге, жители Орлеана встретили Жанну д’Армуаз более чем тепло. Ее не просто узнали, в честь нее знатные горожане устроили торжественный обед, кроме того Жанне преподнесли в подарок 210 ливров "за добрую службу, оказанную ею указанному городу во время осады". Существуют косвенные доказательства, что в это время в Орлеане могла находиться мать настоящей Жанны д’Арк Изабелла Роме.

Воскресшую Жанну радушно встречали также в Туре, деревне Гранд-оз-Орм и еще в нескольких поселениях. В 1440 году по дороге в Париж госпожа д’Армуаз была арестована, объявлена самозванкой и выставлена у позорного столба. Она раскаялась в присвоении себе имени Орлеанской девы и была освобождена.

Говорят, что после смерти своего супруга Робера д’Армуаза эта Жанна еще раз вышла замуж. А в конце 50-х годов даме было пожаловано официальное прощение за то, что она посмела выдавать себя за Жанну д’Арк.

Дочь короля

Еще одно сенсационное заявление сделал украинский антрополог Сергей Горбенко: Жанна д’Арк не погибла на костре, а дожила до 57 лет. Он также утверждает, что Жанна не была простой деревенской девушкой, как гласит народная легенда, а происходила из королевской династии Валуа.

Ученый считает, что историческое имя знаменитой Орлеанской девы - Маргарита де Шампдивер. Сергей Горбенко исследовал останки в саркофаге храма Нотр-Дам де Клери Сан-Андре неподалеку от Орлеана и обнаружил, что женский череп, который хранился вместе с черепом короля, принадлежал не королеве Шарлоте, скончавшейся в возрасте 38 лет, а другой женщине, которой было не менее 57 лет. Специалист пришел к выводу, что перед ним - останки той самой Жанны д’Арк, которая на самом деле была незаконнорожденной принцессой дома Валуа. Ее отцом был король Карл VI, а матерью - последняя любовница короля Одетта де Шампдивер.

Девочка воспитывалась под надзором отца-короля как воин, поэтому она могла носить рыцарские доспехи. Это также объясняет, как Жанна могла писать письма (этого не смогла бы сделать неграмотная крестьянская девушка).

Согласно этой версии смерть Жанны д’Арк была сымитирована Карлом VII: вместо нее на костер отправили совсем другую женщину.

Сестра короля

Согласно еще одной легенде, Жанна д’Арк была незаконнорожденной дочерью королевы Изабеллы, сводной сестрой короля Карла VII. Эта версия объясняет, в частности, как простой деревенской девушке удалось заставить короля принять ее, выслушать, да еще и поверить в то, что именно она спасет Францию.

Кроме того, многим исследователям всегда казалось странным, что девушка из деревенской семьи слишком хорошо разбиралась в политической ситуации в стране, с детства владела боевым копьем, что было привилегией только дворян, говорила на чистом французском языке без провинциального акцента и позволяла себе вез всякого почтения общаться с коронованными особами.

Существует версия, согласно которой Жанну д’Арк называли Орлеанской девой не только из-за освобождения ею Орлеана, а также из-за ее причастность к королевскому Орлеанскому дому. Не исключено, что эта версия имеет под собой некоторые основания. В1407 году королева Изабелла действительно родила незаконного ребенка, чьим отцом, по-видимому, был герцог Людовик Орлеанский. Младенец, как считается, вскоре скончался, но могилу и останки этого ребенка, чей пол не был указан в исторических документах того времени, не удалось обнаружить. Позже в подробном труде по истории Франции, который вышел в свет в XVIII в., этот младенец сначала назывался Филиппом, а в последующих переизданиях уже Жанной.

Вопрос, сколько на самом деле было лет Жанне д’Арк, когда она взошла на костер, до сих пор остается спорным. На одном из допросов она однажды указала свой возраст - "примерно 19 лет". В другой раз она уже затруднилась ответить на этот вопрос. Однако когда Жанна только познакомилась с дофином Карлом VII, то сказала, что ей "три раза семь лет". Таким образом получается, что она была немного старше своего канонизированного возраста и вполне могла оказаться тем самым незаконнорожденным ребенком королевы Изабеллы.

В "Судебной петле" упоминается, что Жанна дважды подвергалась медицинскому освидетельствованию. И оба раза осмотр проводился весьма высокопоставленными особами: сначала королевами Марией Анжуйской и Иолантой Арагонской, затем - герцогиней Бедфордской, которая являлась родной тетушкой Карла VII. "Надо только представить сословные различия в средневековом обществе, - пишет автор, - чтобы понять: честь, которой удостоилась Жанна, не могла быть оказана простой пастушке".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Эта национальная героиня Франции известна далеко за пределами своей страны, несмотря на прошедшие с момента ее смерти более шести столетий. Эта хрупкая девочка всего за парочку месяцев смогла круто развернуть историю собственного государства, которое стояло на краю гибели. Кто такая Жанна д’Арк, тогда не знал никто, но она встала в полный рост и объявила, что пора избавиться от многолетнего английского господства.

За ее спиной не было практически ничего: ни связей, ни влиятельных покровителей, ни армии поклонников. На ее стороне оставалась лишь безупречная репутация, бесконечная любовь к своему народу, бесстрашное сердце и безоговорочная уверенность в собственной правоте. Давайте вместе разберемся, кем была эта милая девушка до того, как судьба бросила ее в самое жерло народного восстания и как сложилась ее жизнь.

Непростая Жанна д’Арк: биография самой мистической девы Столетней войны

Если верить современным школьным учебникам, то эта девушка действительно сыграла колоссальную роль в подъеме всего французского народа на борьбу с английскими оккупантами. Считается, что глубочайшая уверенность обычной крестьянки из небольшой деревушки на границе Лотарингии и Шампани, напрямую повлияла на поднятие боевого духа войск. Однако правда ли это и есть ли иные варианты?

Существует мнение, что с раннего детства Жанне стали являться всевозможные святые и ангелы, которые наставляли ее на путь борьбы и непокорности. Многие считают, что она являлась экстраординарным экстрасенсом, обладала невероятными способностями, потому и имела необычайно веское влияние на сильных мира сего. Но почему тогда эти таланты не спасли ее от костра?

Собственное мнение по поводу истории жизни Жанны д’Арк имел пресловутый кардинал Мазарини, чья фигура отлично освещена писателем Дюма в романе о трех мушкетерах «Двадцать лет спустя». Он считал, что вся шумиха вокруг Орлеанской девственницы была поднята целенаправленно. Якобы все это было специально придумано королем Карлом VII, чтобы народ, впечатленный небылицами, отправился туда, куда и требовалось – свергать захватчиков.

Что значит Орлеанская Жанна для Франции

Чтобы лучше вникнуть в судьбу девушки, добровольно или принудительно сделанной героем, стоит разобраться, какая обстановка царила на то время в стране. В конце тридцатых годов четырнадцатого века английский правитель Эдуарда III из рода Плантагенетов вдруг объявил о своих претензиях на престол Франции. Он мотивировал это собственным происхождением. Боевые действия шли с переменным успехом, но к началу пятнадцатого века положение французов усугубилось в крайней степени.

Внутриполитическое положение Англии «устаканилось», так как к власти пришел король Генрих V из Ланкастеров, который тут же начал массированную экспансию на материк. Вернее, вместо него этим занялся формальный регент герцог Бедфорд, так как правителю на то время едва исполнилось девять месяцев. Львиная доля французских земель была захвачена англичанами, а на другой свирепствовали внутренние враги – арманьяки и бургиньоны.

В октябре пятнадцатого года сражение под Азенкуре решило дальнейшее направление: герцог бургундский Иоанн (Жан) Бесстрашный захватил Париж, прогнав несчастного дофина (наследника) Карла, заключил пакт с Англией и стал править, оперируя именем Безумного короля Карла VI Валуа. Оставалось соединить контролируемые северные территории с южными, но на пути стоял Орлеан, который и стал настоящим камнем преткновения. Защитники сражались, как львы, но в окружении врагов исход битвы был известен заранее. В этот момент на исторической арене, как раз в подходящее время появилась информация про Жанну д’Арк – святую девственницу, посланную небесами, чтобы спасти Францию и отдать корону законному наследнику.

Дальше все было делом техники: во главе большого числа войск Жанна отправляется под Орлеан и уже за две недели делает то, что ранее не смогли сделать мужчины и за сотню лет. По пути хорошо защищенные города сдавались на ее милость, потому что слава о том, что сделала Жанна д’Арк и кем она является, бежала далеко впереди нее.

Впоследствии Наполеон Бонапарт сказал, что именно эта девушка оказалась куда гениальнее множества мужчин в аспекте сражений, а уж точно кое-что понимал в тактике и стратегии ведения боя. День снятия блокады с Орлеана вошел в историю страны – 8 мая стал национальным праздником. За что сожгли Жанну д’Арк, за то же и прославили – такая ирония судьбы. Однако уйти от предначертанного не получается ни у кого. Жизнь ее оборвалась в девятнадцать, но заслуг хватило бы и на десяток здоровых, довольных жизнью, мужчин.

Рождение и первые годы святой девы

Происхождение этой удивительной девушки, как место ее рождения, покрыто тайнами. Скорее всего, докопаться до истины уже не получится, однако попробовать вычленить правду из разрозненных свидетельств все же можно. По одной из версий происходила она из достаточно зажиточных крестьян, что проживали в живописной деревушке с поэтичным названием Домреми у самой границы с Лотарингией. Согласно иным данным, она была «принцессой крови» - потомственной дворянкой из обедневшего рода. Фамильный герб, по всей видимости, у семейства имелся, так как в двадцать девятом году она принимала участие в рыцарском турнире, что для простолюдина было невозможно.

Доподлинно известно немногое: отец девчушки, Жак д’Арк, был старшиной (старостой) округа Вокулер и служил комендантом крепости, а также имел несколько довольно крупных земельных наделов. У него был неплохой доход и в положенное время он женился на Изабелле де Вутон, которую прозвали Роме из-за ее поездки в Вечный город – Рим. Традиционно считается, что родилась будущая героиня в 1412 году. Однако при причислении ее к лику святых, Пий X в начале двадцатого века записал годом рождения 1408-й – 1409-й. В детстве малышку называли Жанеттой, но в округе сразу же после рождения, поползли странные слухи. Говорили, будто кроха – дочь Изабеллы Баварской и ее любовника Людовика Орлеанского, родного брата ее собственного супруга.

Юность воительницы

Если кратко, Жанна д’Арк, по мнению большинства историков и литераторов, провела свои детские годы в спокойной сельской обстановке. Она пасла коров, занималась домашним хозяйством, помогала матери на кухне и вышивала при свечке долгими зимними вечерами. Немецкая писательница Мария Йозефа Крук фон Потурцин в своей книге о подвиге девушки рассказывала, что у малышки Жанетты никогда не пропало ни одно животное, а птицы слетались и садились ей на руки и плечи. Похоже на красивую, заранее придуманную легенду.

Вероятно, она получила неплохое домашнее образование. Герцог Алансонский, а также и сам король Карл VII, ее трудами посаженный на трон, отмечали совершенное знание придворного этикета, популярных среди знати игрищ, и безупречное владение оружием. Едва ли такими талантами могла обладать обычная крестьянская девчушка. В тринадцать лет (иудейское совершеннолетие) Жанетте впервые явились ангелы. Порой «призраки» Маргариты Антиохийской, архангела Михаила и Екатерины Александрийской просто разговаривали с ней, а в иные моменты она даже видела святых. Они и сказали воительнице, что она должна снять окружение с Орлеана и возвести на трон «правильного» дофина.

Впоследствии на этом тоже базировалось обвинение, вынесенное ей Святой Инквизицией. Братья иезуиты составили целый список из множества пунктов, некоторые из которых следует рассмотреть.

  • Видения Жанны скорее всего, являются выдумками или галлюцинациями. Если же они и реальны, то исходят, скорее всего, от дьявола, а не от Бога.
  • Ангел, возлагающий корону на голову дофина в видениях, явное посягательство на его высокий чин.
  • Девушка постоянно нарушает закон божий, когда носит мужские одежды.
  • Бросив престарелых мать и отца, она покинула отчий дом, чем нарушила заповедь о почитании родителей.
  • Утверждение, что она обязательно попадет в рай, ввиду своей девственности, расценивалось как пренебрежение основами веры.
  • Попытка прыжка с башни Боревуар является явной попыткой совершения суицида.

До момента осуждения было еще далеко. В возрасте шестнадцати лет Жанна явилась пред светлые очи Робера де Бодрикура, капитана города Вокулёр. Она объявила о своей миссии, но в ответ получила искренний смех – ее освистали. Девушка была вынуждена вернуться к родным пенатам. Но спустя год она решила повторить попытку.

Удивленный такой настойчивостью, капитан прислушался, а когда сбылось прорицание крестьянки о Битве селёдок (битва при Руврэ) у стен Орлеана, выдал ей мужское платье, снабдил солдатами для сопровождения и отправил с благословением в замок Шинон у реки Вьенна – официальную резиденцию дофина Карла. Как раз в это время у Жанетты появилось двое закадычных приятелей, которые пройдут рядом весь ее короткий и непростой путь: рыцари Бертран де Пуланжи и Жан де Нуйонпон (де Мец).

Ведомая Богом на благо Франции

Свой длинный путь от родного Домреми до Шинона путешественникам удалось осилить всего за одиннадцать дней, несмотря на то, что пролегал он по захваченным бургундцами землях. В начале марта двадцать девятого года «делегация» вступила в замок наследника.

Интересно

Еще будучи в пути, останавливаясь в Сент-Катрин-де-Фьербуа, Жанна написала дофину, что узнает его из тысячи. Тогда Карл решил устроить проверку: посадил на свой трон кого-то из приближенных, а сам встал среди разношерстной толпы придворных. Но девушка сразу же указала именно на него, подошла и заговорила.

Военный поход, победа и коронация нового правителя

Как именно и почему Жанна д’Арк узнала мужчину, доподлинно неизвестно. Каким образом обычная крестьянка могла быть допущена до аудиенции с ним – тоже, но историки описывают их разговор достаточно подробно. Девушка заявила, что послана самим Небом для освобождения великой Франции от оккупантов, потому он должен отправить с ней войска. Однако авторитет ее был не настолько высок, чтобы ей просто так отдали в распоряжение целую армию, учитывая, что она была женского пола в обществе мужского засилья.

Первым делом ее отправили на экспертизу, где в присутствии королевы проверили на девственность. Потому беседу с девушкой проводили богословы – отцы иезуиты. Все говорило о безгрешности репутации и правдивости слов, потому Карл решил выделить воинов и даже сделать ее военнокомандующей, вопреки общепринятым нормам того времени (запрет на ношение доспехов женщинами). Для Жанетты изготовили белоснежные латы, что подчеркивали ее невинность. Было специально сделано знамя с лилиями и надписью «Иисус Мария», а также хоругвь с изображением Бога Отца. Меч, выданный Жанне, по преданию принадлежал самому Карлу Великому.

В конце апреля началась истинная война Жанны д’Арк Орлеанской девы: с небольшим отрядом она берет первый рубеж – крепость Сен-Лу, а к восьмому мая английские захватчики снимают осаду, напуганные ее победами. С тех пор эта дата стала знаковой для города и всей Франции. Двенадцатого июня того же года она взяла крепость Жаржо на Луаре, затем Мён-сюр-Луар и Божанси. Восемнадцатого числа произошла решающая битва у Пате, после чего английские оккупанты были вынуждены капитулировать.

Тогда она возвращается в Шинон, чтобы призвать дофина на миропомазание в Реймс, традиционное место для коронации. По пути города сами распахивали ворота, чтобы принять будущего короля и смелую воительницу. Семнадцатого июля 1429 года коронация состоялась по всем правилам, а девушка была пожалована собственным гербом с изображением белой лилии – символа чистоты и девственности. Девушка убеждала Карла сразу же выступать на столицу, но он мешкал, а к сентябрю и вовсе распустил армию на зиму по домам.

Обвинение девы в ведьмовстве

К тому времени Жанна д’Арк прославилась на всю Францию. Каждый знал, что это за дева, но хватало и недовольных, в особенности тех, кому английская оккупация была выгодной. Весной 1430-го снова стала актуальной проблема взятия Парижа, были созваны войска, но подкупленные Британией аристократы постоянно мешали воительнице развернуться в полную мощь. Двадцать третьего мая они поднимают мост, после чего девушка попадает в плен к бургундцам, а новоявленный король не предпринимает совершенно никаких попыток спасти ее – такова благодарность власть имущих «помазанников божьих».

За десять тысяч ливров золотом Жанну продали британцам, и в конце ноября она уже была доставлена в Руан, где последовало обвинение в ведьмовстве. Нападки следовали от церкви, но содержалась девушка в военной темнице под охраной имперских солдат. Всем было понятно, почему схватили и за что казнили Жанну д’Арк в итоге: ее считали вдохновителем борьбы, ее символом.

Однако оказалось, что сфабриковать дело не так просто. Девушка была мужественной, на вопросы отвечала здраво, на запугивания и угрозы не поддавалась, на пытки не реагировала, а вину свою совершенно не признавала. Инквизиторы понимали, что если сама обвиняемая не сознается, то казнив ее, они вознесут ее до уровня героини-мученицы. Потому решено было базироваться на том, что не требовало ее подтверждения. В первом слушании Жанна была оправдана, но на свободу так и не вышла. Тогда у нее отобрали ее одежду, а оставили только мужское платье. После оправдательного приговора это уже выглядело, как рецидив, а инквизиторам только того и нужно было.

Ее пугали костром, подменяли бумаги для подписи, делали все, чтобы сделать приговор законным. Это свидетельствует о том, что читать и писать девушка все же не умела. На официальных документах церкви имеется крестик, вместо подписи. Тридцатого мая 1431 года, повозка с девственницей въехала на главную площадь Руана, где и казнили Жанну д’Арк. На голове у нее была бумажная корона с надписями о вероотступничестве и ереси. В качестве креста она получила две связанные веревкой хворостины, и костер был зажжен. Несколько раз она выкрикнула имя Сына божьего – Иисуса, и погибла, а пепел ее развеяли над Сеной.

Посмертная реабилитация

Годы Жанны д’Арк, описание которых способно впечатлить даже самых закоренелых скептиков, не прошли даром. От такого сокрушительного удара, какой она нанесла, оккупанты так и не смогли оправиться. Осенью тридцать пятого года Франция окончательно помирилась с Бургундией, заключив Аррасский союз против британцев. Завершить войну полностью удалось только в пятьдесят третьем, но в конечном итоге страна получила полную независимость. Сразу после завершения боевых действий в Нормандии, в 52 году Карл VII, раскаявшись, приказал поднять все бумаги по казненной деве и расследовать достоверность обвинений. Нарушений отыскалось множество, несмотря на прошедшее время.

В пятьдесят пятом году папа римский Каликст III инициировал оправдательный процесс и даже назначил от себя троих наблюдающих. Проводились заседания в Руане, Париже и Орлеане. Допросили более сотни свидетелей, записали множество листов их показаний, а летом следующего года был зачитан вердикт – каждое обвинение полностью опровергается показаниями очевидцев. Доброе имя девушки было восстановлено, родителям ее возданы полагающиеся почести, а старый приговор публично разорван. На заре двадцатого века папа Пий X решил объявить Жанну блаженной и канонизировать, что с успехом и сделал шестнадцатого мая 1921 года.

Альтернативная версия жизни после сожжения и память о героине Франции

Однако многие считают, что на самом деле все было иначе. Известно, что «Книга Пуатье» (протоколы допроса Жанны) не сохранилась, а судить о ней можно только по отсылкам на нее протоколов двух судов – сперва инквизиционного, а потом и оправдательного. Сам смертный приговор, по которому сожгли деву, тоже не был найден, но тут дело спорное. Ведь известно, что его порвали и уничтожили перед толпой зевак.

Есть версии, будто она так и не была сожжена, а после четырех лет заточения вышла из темницы и сразу выскочила замуж за Робера дез Армуаза под именем Жанны дю Лис. Согласно иным слухам, инквизиторы сожгли другую женщину, похожую внешне. Существует документ, который указывает на выделение от Орлеана двух сотен ливров «за добрую службу, оказанную городу во время осады», но докопаться до истины уже едва ли получиться, а лжепророков и авантюристов хватало во все времена.

Открытый в конце девятнадцатого века астероид был наречен в честь героини: (127) Жанна. В двадцатом веке ее именем было названо множество площадей, улиц, а памятники великой воительнице можно найти по всей стране. Поэты, художники, писатели, режиссеры и другие деятели искусства зачастую обращаются к теме ее существования и подвига, среди них Вирей де Гравье, Симфорьен Шампье, Марк Твен, Роберт Саути, Карл Теодор Дрейер, Люк Бессон, Клеманс Поэзи и многие другие.

Жанна Дарк биография которой до сих пор поражает людей, вполне могла бы послужить примером многим современным женщинам. Другой такой национальной героини Франции, да и любой другой страны, не было и вряд ли когда-то будет. Итак, приступим!


Родилась Жанна Дарк в 1412 году в деревеньке Домреми. Сегодня родной город Жанны Дарк и сохранившийся дом - любимое место паломничества туристов. До 13 лет Жанна предавалась активным играм и росла боевой девчонкой, а по достижению упомянутой даты стала слышать голоса святых. Иногда Жанна видела настоящие видения, в которых ей пророчилась участь спасительницы Франции. Через некоторое время Жанна отправилась в город Вакулёр к местному воинскому начальнику, который ее, конечно, высмеял. Через некоторое время Жанна снова пошла к нему и открыла ему ряд пророчеств, в которых военачальник нашел массу фактов, заставивших его поверить юной деве. Он дал ей воинов и направил к дофину Франции Карлу VII-му.

Над биографией Жанной Дарк многие люди склонны иронизировать. Однако, целый ряд фактов красноречиво говорит о том, что мистическая необъяснимая составляющая в этой истории, несомненно, была. Дофин был заранее предупрежден о визите Жанны и знал, что по пророчеству она должна была его узнать. Поэтому он посадил на трон похожего на себя подчиненного, а сам встал вместе со свитой в толпе. Войдя в замок Жанна Дарк безошибочно подошла к настоящему дофину, чем немало удивила окружающих. И все же дофин в чудо не поверил, а устроил Жанне целый ряд проверок, в ходе которых все его сомнения были развеяны.

Великие победы и плен

Жанне Дарк король дал войско и даже подарил меч Карла Великого. Франция в те времена была в ужаснейшем положении и потеряла многих территорий в ходе продвижений англичан. Жанна Дарк биография которой славится именно чудесными победами, стала быстро освобождать города один за другим. После первой победы – взятом в Орлеане бастионе Сен Луи, Жанну окрестили «Орлеанской Девой» и даже самые большие скептики поверили в то, что она от Бога. Она выполнила в несколько дней задачу, которые военачальники считали невыполнимой.

После Орлеана Жанна Дарк играючи завоевала Луару, Жаржо, Мён-Сюр-Луар и на голову разбила англичан в битве при Пате. Среди плененных англичан был непобедимый английский барон Талбот, на счету которого было 47 побед и ни единого поражения.

Жанна уговаривала Карла начать наступление на Париж, однако, тот долго сомневался, в результате чего наступление не состоялось. В 1430 году Жанна бросилась на помощь в осажденный город Компьеню, где ее блистательная карьера оборвалась из-за предательства одного из подчиненных. Жанну взяли в плен и повезли в Руан. Победная биография Жанны Дарк окончилась, впереди предстояли страшные испытания и ужаснувшая мир казнь.

Процесс и казнь

Почему Жанну Дарк сожгли на костре? Примечательно, что ее судили не как военную преступницу, а как еретичку. Ей вменяли ношение мужской одежды и то, что она слышала голоса – по мнению английский католических священников эти голоса были от нечистой силы. Епископ Пьер Кошон, имя которого через некоторое время собственные потомки предали проклятию, почти полностью сфабриковал процесс над Жанной Дарк. В частности, он обманным путем заставил подписать ее «отречение от ереси», чем она признала свою вину.

30 мая 1431 года Жанну Дарк сожгли на костре в Руане, на площади Старого рынка. Сегодня на это место люди до сих пор несут цветы. Во время сожжения народ, несмотря на то, что Жанна была противников в войне, сильно плакал. В последние минуты Жанна крикнула епископу, что умирает из-за него и он будет вызван на суд Божий. Когда огонь стал опалять ее тело, она несколько раз крикнула «Иисус!» и больше толпа не услышала ни стона.

Ее прах развеяли над речкой, а мужеством и силой девушки долго восхищались знатные особы и простые люди.

Жанна Дарк биография кратко которой некоторым может показаться безрезультатной, все-таки одержала победу над Англией. Франция нанесла англичанам, которые были ослаблены победами Жанны, сокрушительный удар и победила.

Жанна д’Арк , Орлеанская Дева, национальная героиня Франции, сегодня известна всему миру. Этой юной девушке всего за несколько месяцев удалось развернуть историю собственной страны, стоявшей на краю гибели.

Жанна д’Арк при осаде Орлеана. Ш. Ленепвё. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1428 году английские войска стояли у стен Орлеана, падение которого позволило бы им соединить оккупированную северную Францию с давно контролируемыми ими Гиенью и Аквитанией на юге. Исход сражения казался предрешенным, когда в резиденцию французского дофина Карла явилась 17-летняя девушка, объявившая ему, что «послана Небом для освобождения страны от английского господства» и попросила войска для снятия осады Орлеана. Девушка, которую звали Жанна д`Арк, уверяла, что действует по велению голосов свыше.

На стороне «Жанны Девственницы», как она сама себя называла, были лишь безупречная репутация и безоговорочная уверенность в своей миссии. А также бродившая по Франции легенда, что страну может спасти появление непорочной девушки, посланной Богом.

Она получила от дофина Карла право возглавить войско. 8 мая 1429 года ведомые Жанной войска сняли осаду Орлеана. После серии побед она провела Карла в Реймс, где традиционно короновались французские монархи, и Франция обрела законного короля.

Осознанное предательство

Максимализм Жанны, требовавшей дальнейшего освобождения французских земель, вступил в противоречие с намерениями окружения Карла, предпочитавшего действовать путем переговоров и уступок. Орлеанская Дева, сделав свое дело, стала мешать. В свою очередь, англичане и их союзники во Франции стремились поквитаться с той, которая сломала все их планы.

Жанна д`Арк попала в плен и была сожжена на костре. Многие считают, что казнили ее как вражеского полководца, за военные успехи, но на самом деле это не совсем так.

Жанна д’Арк на коронации Карла VII. Жан Огюст Доминик Энгр, 1854. Фото: Commons.wikimedia.org

Противникам Орлеанской Девы была нужна не столько ее жизнь, сколько уничтожение ее как «посланницы Бога». Поэтому она была обвинена в ереси.

Жанна попала в плен 23 мая 1430 года, когда с отрядом направилась к Компьеню, осажденному союзными англичанам бургундцами. Здесь Орлеанскую Деву банально предали, подняв мост в город, что отрезало ей путь к отступлению.

Король Карл помогать Жанне не стал, после чего бургундцы продали девушку англичанам за 10 000 франков.

23 декабря 1430 года Жанну привезли в Руан. Грамота английского короля Генриха VI от 3 января 1431 года передавала её под юрисдикцию епископа Бове, который должен был провести процесс над ней.

Инквизиционный процесс епископа Кошона

Для англичан было принципиально важно, чтобы Орлеанскую Деву признали виновной в ереси именно французские священнослужители, что должно было разрушить образ «посланницы Бога» в глазах французского народа.

Инквизиционный процесс в Руане возглавил Пьер Кошон, епископ Бове , доверенное лицо герцога Бургундии.

На заседаниях в королевской часовне Руанского замка присутствовали 15 докторов священной теологии, 4 доктора канонического права, 1 доктор обоих прав, 7 бакалавров теологии, 11 лиценциатов канонического права, 4 лиценциата гражданского права.

Жанна д"Арк. Миниатюра второй половины XV в. Фото: Commons.wikimedia.org

Епископ расставлял перед Жанной множество ловушек, которые должны были уличить ее в ереси.

Кошон попросил её прилюдно прочесть «Отче Наш» — при том, что по инквизиционным правилам любая ошибка или даже случайная запинка во время чтения молитвы могла быть истолкована как признание в «ереси». Жанна с честью сумела выйти из положения, предложив Кошону сделать это во время исповеди — как духовное лицо, епископ не мог ей отказать, и в то же время по церковным же законам был бы вынужден хранить в тайне все услышанное им.

На каждом из заседаний суда, как открытых, так и закрытых, ей задавались десятки вопросов, и любой неосторожный ответ мог послужить «разоблачением». Несмотря на то, что ей противостояли образованные и профессионально подготовленные люди, смутить Жанну им не удалось, и она держалась на удивление уверенно.

12 пунктов «заблуждений»

На заседании 28 марта ей были зачитаны 70 статей обвинения, основанных на показаниях самой Жанны. «Она является смутьянкой, мятежницей, возмущающей и нарушающей мир, подстрекательницей к войнам, злобно алчущей крови людской и понуждающей к её пролитию, полностью и бесстыдно отринувшей приличия и сдержанность своего пола, принявшей без стеснения позорное одеяние и обличье воинское. Посему, и по многим иным причинам, мерзким Богу и людям, она является нарушительницей божественных и естественных законов и церковного благочиния, искусительницей государей и простонародья; она позволяла и допускала, в оскорбление и отвержение Бога, чтобы её почитали и преклонялись ей, давая целовать свои руки и одежды, пользуясь чужой преданностью и людским благочестием; она является еретичкой или, по меньшей мере, сильно подозреваемой в ереси», — говорилось в преамбуле обвинения.

Допрос Жанны кардиналом Винчестера (Поль Деларош, 1824 год). Фото: Commons.wikimedia.org

Суду требовалось признание в ереси, исходящее от самой Жанны, и поначалу казалось, что опытные богословы заставят ее признаться в том, что «голоса», которые ею руководили, имели не божественное, а дьявольское происхождение. Но Орлеанская Дева стойко отвергала подобные обвинения.

В итоге судьи решили сосредоточиться на статьях, где признание не требовалось. В первую очередь, речь шла о пренебрежении к авторитету церкви и о ношении мужской одежды.

Вот 12 основных пунктов «заблуждений» Жанны, утверждённых Факультетом теологии Парижского университета:

1) Слова Жанны о явлениях ей ангелов и святых — либо выдумки, либо исходят от дьявольских духов.

2) Явление ангела, принесшего корону королю Карлу — вымысел и посягательство на ангельский чин.

3) Жанна легковерна, если считает, что по благому совету можно распознать святых.

4) Жанна суеверна и самонадеянна, считая, что может предсказывать будущее и узнавать людей, которых раньше не видела.

5) Жанна нарушает божественный закон, нося мужскую одежду.

6) Она побуждает перебить врагов, причём утверждает, что делает это по воле Божьей.

7) Покинув родной дом, она нарушила завет о почитании родителей.

8) Её попытка бежать, спрыгнув с башни Боревуар, была проявлением отчаяния, ведущим к самоубийству.

10) Утверждение, что святые говорят по-французски, ибо они не на стороне англичан, кощунственно по отношению к святым и нарушает заповедь любви к ближнему.

11) Она — идолопоклонница, вызывающая демонов.

12) Она не желает положиться на суд Церкви, особенно в вопросах об откровениях.

Памятник у места казни Жанны (1928). Фото: Commons.wikimedia.org

«Повторная ересь»

24 мая 1431 года Жанна д`Арк подписала бумагу об отречении от ересей. Это было сделано прямым обманом — Пьер Кошон продемонстрировал ей уже подготовленный костер, после чего пообещал не только не казнить ее, но перевести в тюрьму с лучшими условиями. За это Жанна должна была подписать бумагу, в которой она обещала подчиниться церкви и не носить более мужское платье. Девушка не умела читать, поэтому текст зачитывал священник. В результате Орлеанская Дева услышала одно, а подписала (вернее, поставила крестик) на бумаге, в которой говорилось о «полном отречении от ереси».

Нюанс заключается в том, что отречение Жанны позволяло ей избежать смертного приговора. Официально было объявлено, что она приговаривается к покаянию в вечном заточении «на хлебе страдания и воде скорби». Жанна переоделась в женское платье, и ее вернули в тюрьму.

Оставлять ее в живых никто не собирался. Чтобы отправить ее на смерть, проделали простой трюк — охрана отобрала у нее женскую одежду, оставив мужскую. 28 мая 1430 года священники, пришедшие к ней в камеру, зафиксировали «повторную ересь». Такая вина уже неизбежно каралась смертью.

«Исполнить приговор без пролития крови»

Судопроизводство того времени было построено своеобразно. Церковный суд, установив, что Жанна «впала в прежние заблуждения» , передал преступницу светским властям, сопровождая эту процедуру просьбой «исполнить приговор без пролития крови». Звучит гуманно, но на деле это означало аутодафе — сожжение живьем.

Сожжение Жанны д’Арк. Открытка XIX века. Фото: Commons.wikimedia.org

30 мая 1431 года приговор об отлучении Жанны д`Арк от церкви как вероотступницы и еретички и предании светскому правосудию был оглашён на плошади Старого Рынка в Руане.

В тот же день Жанну казнили. Процедуру казни описывают так: на голову Жанны надели бумажную митру с надписью «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница» и повели на костёр. «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!», — крикнула Жанна и попросила дать ей крест. Палач протянул ей две скрещённые хворостины. Когда огонь добрался до нее, она несколько раз крикнула «Иисус!».

На жителей Руана казнь произвела гнетущее впечатление. Большинство простолюдинов сочувствовало девушке.

Реабилитированная посмертно

В начале 1450-х, когда король Карл VII , возведенный Жанной на престол, восстановил контроль над большей частью страны, проблема Орлеанской Девы снова вышла на первый план. Получалось, что монарх получил свою корону от закоренелой еретички. Прочности власти это не способствовало, и Карл отдал приказ собирать документы для повторного процесса.

Привлечены в качестве свидетелей были и участники первого процесса. Один из них, Гильом Коль, письмоводитель и нотариус инквизиции , заявил, что люди, судившие Жанну «умерли злой смертью». Действительно, ряд участников процесса либо исчезли, либо погибли при странных обстоятельствах. Например, Жан Эстиве, близкий соратник Кошона , не скрывавший ненависти к Жанне, вскоре утонул в болоте.

Надгробный камень Пьера Кошона. Капелла Св. Марии, Лизьё. Фото: Commons.wikimedia.org

Разбирательство, проведенное по приказу Карла, пришло к выводу, что процесс прошел с грубейшими нарушениями закона. В 1455 году новое рассмотрение дела назначил папа Каликст III , отправив наблюдать за процессом трех своих представителей.

Разбирательство было масштабным: суд заседал в Париже, Руане и Орлеане, были допрошены более 100 свидетелей.

7 июля 1456 года был оглашен вердикт, который гласил, что каждый пункт обвинения против Жанны опровергается показаниями свидетелей. Орлеанская Дева была полностью оправдана, в знак чего публично разорвали один экземпляр обвинительного заключения.

Святая и «свинья»

Спустя почти 500 лет церковь посчитала, что национальная героиня Франции достойна большего. В 1909 папа Пий X провозгласил Жанну блаженной, а 16 мая 1920 года папа Бенедикт XV канонизировал её. Сегодня статуя святой Жанны есть в большинстве католических церквей Франции.

Что же касается ее судьи, епископа Пьера Кошона, то каждый француз, который начинает рассказ об истории суда над Жанной, не преминет уточнить, что этот человек полностью соответствовал своей фамилии. Кошон в переводе с французского означает «свинья».



Новое на сайте

>

Самое популярное