Домой Популярное Этика написания письма. Основы светской этики

Этика написания письма. Основы светской этики

Что же такое "светская этика", которую собираются преподавать детям?

«Смотрите, братия, чтобы не было в ком
из вас сердца лукавого и неверного, дабы
вам не отступить от Бога живаго»
Евр.3:12

Этика без Бога в теории – сериал «Школа» в реальности

Светское школьное образование без религиозной духовности и нравственности – это неполноценное образование. Идеальное знание гуманитарных и естественных наук, увы, не помогает человеку бороться со страстями и грехом, не противодействует распространению блуда, алкоголизма и наркомании, преступности, не делает человека хорошим семьянином и т.п.
Уверен, что курс «Основы мировых религий и светской этики» способен существенно повлиять на нравственность нашего общества. Луи Пастер, величайший ученый и основоположник микробиологии и иммунологии говорил: «Веру я считаю психической способностью человека, которая более всех других отличает его от животных».
Когда вера исчезает, люди порабощаются страстями и похотью и ради удовольствия, готовы идти на любые преступления. Светскую этику и этику семейной жизни начали преподавать в школах с конца 1980-х. И что? Сейчас только на официальном учете стоят 2,5 млн. алкоголиков и 1 млн. наркоманов, половина браков распадается, 2 млн. абортов в год в России. В 90-х годах страна просто захлебнулась в преступлениях.
Зачем надо тратить время впустую на предмет, неспособный эффективно удержать человека от греха? Почему не может? Потому что человек с момента грехопадения наших прародителей в раю своими силами не может противостоять страстям, толкающим его на преступления.
Победить в себе грех, и стать по-настоящему нравственным человеком, можно именно с Божией помощью: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17).
Владимир Путин, еще будучи президентом РФ, в одном из своих интервью верно подметил: «Моральные ценности, без которых не может жить ни все человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме религиозных».

Если только люди будут определять нормы нравственности – общество деградирует

Общество, где только люди будут решать, что нравственно – неизбежно деградирует . Что такое светская этика? Эта этика, несвязанная с Богом и Его заповедями. Эта этика, придуманная и установленная только людьми. В светской этике мерой нравственности является сам человек, точнее государство в лице чиновников, «элиты» СМИ и интеллигенции. Именно они определяют, и будут определять что, по их мнению, нравственно, а что нет.
И если через несколько лет государство и наша «элита», как это уже произошло в Европе, решит, что гомосексуализм – это этично, усыплять больных и ненужных стариков – это приемлемо, вы с этим безропотно согласитесь, и будете посылать детей на уроки толерантности к геям, либо лесбиянкам? Или позволите, чтобы вашим детям внушали, что если их родители станут в старости больной обузой, то их лучше сдать в хоспис, где их «безболезненно» под наркозом отправят на тот свет?
Вы, думаете, уроков в школе, когда извращенцы будут рассказывать нашим детям, что они «нормальные», никогда не будет? И гомосексуалисты не будут спокойно и радостно ходить парадами по улицам наших городов? Не обманывайтесь, еще 20 лет назад в школах США перед занятиями ученики молились. Сейчас там все чаще администрация школ даже запрещает детям праздновать Рождество Христово.
Да, что американцы, мы сами жили 70 лет в стране, где только государство определяло, что такое хорошо, и что такое плохо: итоги их большевистской «этики» – около 500 тыс. репрессированных православных только за веру, не говоря уже о масштабах репрессий вообще. И еще нам грозили показать последнего попа по телевизору…
Не допустимо, чтобы только государство, бездуховная псевдоэлита, и тем более извращенцы определяли для моих детей, что для них нравственно.

Не хочу отдавать своих детей во власть воинствующих атеистов

Как родитель, категорически против того, чтобы отдавать своих детей во власть воинствующих атеистов. Нам нужно понимать, кто сейчас писал, и пишет учебник по светской этике.
Министерством образования изначально был выбран ведущим автором заведующий кафедрой этики философского факультета СПбГУ доцент Вадим Перов – воинствующий атеист, который просто пылает ненавистью к любой религиозной морали.
Это хорошо видно из его статьи с названием «Этика без религии. Критика религиозного обоснования морали». Вот совершенно безумный вывод из этой обширной богоборческой статьи: «В человеческом мире не должно быть места для бога, ибо в противном случае, человек перестает быть человеком. Религиозность, основанная на абсолюте и абсолютных нормах и ценностях, разрушает нравственность в положительном смысле». И это писалось сейчас, когда нравственность среди неверующих и маловерующих стремительно деградирует, когда люди живут по принципу: «С волками жить – по-волчьи выть».
Примечательно, что Вадим Перов единственный, кто нарушил условия эксперимента, и в своем учебнике, написанном на совершенно недетском, сложном языке, начал критиковать другие убеждения, тогда как требовалось просто позитивно излагать свои, не говоря уже о массе ошибок в его искусственной этике без Бога.
И самое страшное, судя по комментариям людей, читавших проект его учебника, в нем нет четкого понятия зла и аморальности. Для Перова норма – это то, что общепринято в обществе. То есть наши опасения верны. Принято в обществе убивать абортами детей – это норма, легализована содомия – это норма, принято сексуальное просвещение детей с 10 лет – это норма.
После того, как Перову указали на ошибки его учебника, и в издательстве «Просвещение» сделали редакцию, этот человек истерично воспринял критику, и отказался писать учебник. Ссылаясь на то, что якобы нравственности даже светской четвероклашек учить рано! Хотя любой здравый родитель и педагог знает, что в 14-15 лет начинать говорить об этом уже поздно, к этому времени немало детей уже невозвратно нравственно деградируют.
Невероятно, но наши учителя, продавливая и вырывая у родителей их согласие на преподавание «Основ светской этики» в декабре 2009 года агитировали нас, родителей за дефективный, сложный и некорректный учебник воинствующего атеиста. До сих пор не известно какого «кота в мешке» нам подсунут, какую нравственность без Бога будут преподавать детям, поскольку, как известно, учебник этот ещё так и не написан.

Лучший способ вырастить из детей атеистов – это преподавание в школе основ светской этики и основ сразу всех мировых религий

Воспитание детей фактически до средней школы строиться на авторитете и доверии к родителям и вообще к старшим. Часто ребенку достаточно сказать – это плохо, а то хорошо, и он принимает это на веру, не требуя особых объяснений.
Что ответит учитель, который исповедует ислам и ведет «Основы мировых религий», на вопрос ученика: «Это, правда, что Христос – воплотившийся Бог?». Согласится ли? Или будет лицемерить?
Что ответит учитель, который исповедует христианство и ведет «Основы мировых религий» на вопрос ученика: «Это, правда, что Христос – всего лишь человек, пророк, как учат мусульмане?» Согласится ли? Или будет лицемерить?
Что ответит учитель-атеист, который ведет «Основы мировых религий» на вопрос ученика: «Это, правда, что Бог есть?». Согласится ли? Или будет лицемерить?
Или на этот вопрос: «Учитель, какая вера самая правильная?»
Этот предмет будет самым конфронтационным, если учителю отвечать по правде своей религии, если же детям говорить, что религиозной правды нет – это будет воспитание будущих безбожников.
И в таком случае, верующим родителям после таких уроков придется дискредитировать учителя и учебник, доказывая, что именно вера их семьи истинна, а все остальные заблуждаются.

Никакая светская этика не поможет человеку в трудное время

Современное мировоззрение человека – это мировоззрение САМО: САМОобразование, САМОисцеление, САМОсовершенствование, САМО… САМО… Надейся только на самого себя – внушают нам...
Но рано или поздно САМОсилы заканчиваются, человек выдыхается, истощается. Откуда он возьмет силы, чтобы выйти из уныния и отчаяния? От биографии и поучений атеиста-гуманиста, жившего 200 лет назад? Сомневаюсь... Благодатные и действенные силы может дать только Бог.
В качестве яркого примера, как православная культура может изменить человека, приведу поэтическую переписку двух великих современников XIX века: митрополита Московского Филарета (Дроздова) и Александра Сергеевича Пушкина.
В один из сложных годов своей юности поэт, одолеваемый давящим унынием и скепсисом, написал:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.


Тогда, несмотря на свою крайнюю занятость, митрополит Филарет возразил поэту в стихах:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал.
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал!..

Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.


Эти слова нашли отклик в душе поэта! Пушкин ответил:

…Я лил потоки слез нежданных
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Таким огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует:
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.


Первоначальный текст последней строфы, измененный по требованию цензора, был таков:

Таким огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует:
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.


Нельзя не вспомнить и рассказ писателя Всеволода Гаршина «Ночь» (1880), когда звон церковного колокола пробудил в герое теплые воспоминания детства, и уберег его от самоубийства. Достаточно было только звона колокола! А что, если даже это будет совершенно чуждо, и незнакомо нашим детям в трудную пору?

*** Обобщить все выше сказанное можно словами из псалма: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс.145:3).
Пусть наши дети узнают красоту православной культуры, сделавшей нашу страну великой, давшей миру самых великих писателей и поэтов, художников, ученых, воинов, политиков, которые стали таковыми именно в контексте христианской, православной веры и культуры.

Модуль

Основы светской этики

Урок № 2

Что такое светская этика

Руководитель

К. п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ

Урок 2 «Что такое светская этика»

Цель: дать представление об этике как о науке, рассматривающей общественные нормы нравственности и морали.

Задачи:

личностные

Формирование учебно-познавательного интереса к вопросам светской этики

метапредметные

Развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

Развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в парах

предметные

Познакомить учащихся с основными понятиями этики;

Уточнить смысл понятий «мораль» и «нравственность»;

Создать целостное представление о предмете изучения светской этики

Оборудование к уроку:

Проектор (или интерактивная доска), УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. программа):

1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 239 с.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания

Презентации учащихся по итогам выполнения заданий на с.5 учебника.

2. Введение в тему урока

Учитель использует подводящий к теме диалог – систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.

– Что такое «наука»?

– Какие науки вы уже знаете?

– В Древней Греции все науки назывались философией. Кто знает, что означает это слово?

– Давайте попробуем перевести это слово с греческого языка, и узнаем, что оно означает.

«фило» – любовь

«софия» – мудрость

– Так что такое философия?

На доске (или слайде) делается запись:

Философия – любовь к мудрости

– Сегодня мы с вами начнем знакомство с новой для вас наукой – этикой (делается запись на доске), основателем которой был древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н. э.) (делается запись на доске). Он считал, что это часть философии. Давайте узнаем, что изучает этика.

Учитель демонстрирует рисунки, на которых изображены добрые (хорошие) и злые (плохие) поступки людей.

Примерный набор иллюстраций:

– Давайте рассмотрим картинки и обсудим изображённые на них ситуации.

– Что заметили общего?

– В чем различие?

– На какие группы можно разделить данные поступки?

(В результате обсуждения дети приходят к выводу, что поступки и отношения между людьми могут быть добрыми (хорошими) и злыми (плохими).

– Так что изучает наука этика?

На доске (или слайде) фиксируется схема:

https://pandia.ru/text/78/398/images/image009_17.gif" alt="Овал: ЗЛО" width="102" height="52">.gif" width="140" height="79">

– Как называется наш предмет? («Основы светской этики»)

–Что нам еще надо узнать, чтобы объяснить, например родителям, что означает название нашего учебного предмета? (Что такое светская этика? )

– Это и будет темой нашего урока (фиксируется на доске).

3. Изучение нового материала

– В ходе урока мы с вами будем заполнять кластер:

– Что мы уже можем заполнить? (Основателем является Аристотель )

– Давайте откроем учебник на с.6 – 7, прочитаем раздел «Это интересно» и рассмотрим иллюстрации. (Вместе с учителем обсуждают фреску Рафаэля )

– Работая в парах, прочтите 2-3-й абзац в учебнике (с.6-7) и заполните в кластере раздел «Основные понятия этики» (После заполнения вместе с учителем обсуждают, что такое «мораль», «привычки», «обычаи», «правила поведения», «нравы», «нравственность» )

– Этика помогает разобраться в том, что такое «нравственность» и как она достигается. Давайте посмотрим высказывания о нравственности известных людей. Что они хотели нам сказать?

На доске (слайде):

Нравственность - это разум сердца. (Г. Гейне)
Нравственность должна лежать в характере. (И. Кант)
Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь. ()

Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра. ()

– В каждом человеке есть положительные черты. Давайте их перечислим.

– А какие отрицательные? Прочитайте параграф до конца и заполните незаполненные ячейки в кластере. (Работа в парах, затем совместное обсуждение заполненного кластера)

Бешенство" href="/text/category/beshenstvo/" rel="bookmark">бешенства .
Я долгое время не мог понять, почему собака укусила меня, Ведь единственное, чего я хотел, это помочь ей, спасти жизнь. Я не собирался причинить ей вред. Что же произошло? Я хотел стать ей другом, вылечить ее, выкупать, оставить у себя и заботиться о ней. Это был первый случай в моей жизни, когда я хотел сделать добро, когда я хотел сделать доброе дело, а меня обидели, и я не понимал почему.
Если кто-то причиняет вред тому, кто плохо к нему относится, это понятно. Но, когда ты хочешь кому-то помочь, а тебе отвечают обидой, это необъяснимо.
Вопросы для обсуждения:

1. Как вы считаете, почему мальчик решил помочь собаке?

2. Почему он расстроился?

3. Почему собака укусила мальчика?

4. Всегда ли человек может получить вознаграждение за добрый поступок?

Вторая часть. Прошло много лет, прежде чем я понял, что собака меня не кусала, меня укусила ее рана, ее страх и боль, теперь я прекрасно понимаю это.
Когда кому-то плохо, он чувствует себя в душе раненным и, получая от кого-то любовь или хорошее отношение, - кусает! Но это не он сжимает зубы при укусе, это его рана. Надо стараться понимать плохое состояние, в котором иногда пребывают люди. Не всегда, когда кто-то на тебя кричит, обвиняет, критикует, оскорбляет, обижает или причиняет вред, он делает это потому, что не любит или ненавидит тебя. Может, он просто ранен, у него рана в душе, или плохо себя чувствует, или что-то нехорошее происходит в его жизни. Не защищайся, не нападай, не критикуй, постарайся понять, принять и помочь. Сейчас я это понимаю.

5. Подведение итогов урока

– Что вы сегодня узнали нового на уроке?

– Как можно коротко ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока «Что такое светская этика?»

6. Домашнее задание

Напишите письмо другу (бабушке, брату …) на тему «Я начал изучать светскую этику. Это … »

Дополнительно:

1. Подготовьте сообщение об Аристотеле.

2. Найдите рассказы, сказки, где обсуждаются проблемы нравственности и морали.

По материалам сайта http://*****/diary/velena2/

В школах России в сентябре появился новый предмет - "Основы религиозных культур и светской этики". В некоторых регионах, "пилотных", эту дисциплину изучают уже несколько лет. Но и там не прекращаются споры: нужна ли она в принципе, и если да, то чему и как учить школьников.

А вот два подробных письма от наших читателей. Чье мнение вам ближе? Может, у вас другой опыт преподавания или изучения ОРКСЭ (такая аббревиатура уже появилась для нового предмета)? Давайте обсудим!

Любовь САПУНОВА, мама школьницы из Новосибирска:

"Я сказала дочери: "Бросай эту чушь!"

В последнее время федеральные СМИ много говорят о новом предмете "Основы религиозной культуры и светской этики". Это для столицы он новый. Во многих "пилотных" регионах "религию и этику" изучают уже несколько лет.

Если сейчас нет подготовленных преподавателей, внятных методичек и учебников, то 2 года назад, когда "основы светской этики" изучала моя дочь - пятиклассница, их и в помине не было. Чтобы представить качество преподавания, приведу лишь один пример. Однажды дочь пропустила урок по болезни. Чтобы подготовиться к следующему уроку, вначале помучилась в интернете, потом пришла за помощью ко мне. Я впала в ступор на первом же вопросе. Цитирую дословно: "назовите 5 причин нравственности" . При том "причинный" список был жестким, за ошибку снижали баллы. Я тогда сказала своей отличнице: "бросай эту чушь и смело получай двойку". "Светская этика" - это вообще о чем? О том, что такое хорошо и что такое плохо? О том, как правильно ложку-вилку держать и спасибо/пожалуйста говорить? Там вальс танцевать учат? Старушкам место уступать? И вообще, дети как-то вычленяют "этическое" бубнение училки из ежедневного суммарного фона бубниловок других учителей? Уверена, дети воспринимают потуги на воспитание как шум. Невыносимый и нескончаемый как зубная боль шум. И реагируют адекватно: абстрагируются не слушая и не слыша. А если сильно достает - вопят и сопротивляются. И правильно делают. Потому как "делай как я" и "делай как я говорю" - не одно и то же. Основы религий не по возрасту? - да! Даже самый талантливый и эрудированный педагог не справится с задачей передать такой объем информации за несколько часов 25 детям детям 9 - 10 лет. Полнейшая профанация идеи. А не полезнее ли представление о религиях (всех мировых) включить в контекст курсов истории, музыки, живописи? Обсуждения вопросов этично/неэтично всегда брал на себя предмет литература (ну это если на уроке рассуждать, а не ответы к ЕГЭ зубрить).

Ну не безнравственно ли срезать часы русского, математики, иностранного в пользу мутного, совершенно неинтересного и бесполезного предмета. Не безнравственно ли красть у детей их невосполнимый ресурс - время?

Жанна Сергеевна ГОЙДИНА, учитель из Калининграда:

"Неужели вы боитесь, что ребенок услышит слово "православие"?

В прошлом году на меня обрушилась неожиданная весть – я буду вести курс ОРКСЭ, так как учитель, которая вела его, ушла на заслуженный отдых. Мной закрыли амбразуру. Просто больше вести было некому - курсов никто не проходил, кроме меня. На курсы по программе «Преподавание духовно-нравственных дисциплин» пошла по своему желанию – хотела узнать больше о христианстве, а также сеять не только «разумное, доброе», но и «вечное».

Дело в том, что наша область является одним из регионов, где курс ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) изучается уже несколько лет в качестве эксперимента. В этом году он вводится как обязательный урок во всех школах страны.

В прошлом году я вела «Основы светской этики» в 4 и 5 классах. Я с уверенностью могу сказать, что детям этот курс интересен, они с удовольствием выступают, делятся своими переживаниями, мыслями, учатся сопереживать. Очень важно, что курс безоценочный, но многие с удовольствием делают творческие задания, не стесняются высказать свое мнение. Оценки я все же ставлю, но только пятерки.

Я ОЧЕНЬ недовольна учебником, и старалась поменьше его использовать. Материал представлен неудобоваримо, сухо, как-то непоследовательно, есть даже фактические ошибки, да и вообще, простите, что такое светская этика?

А вот заключение Института философии РАН: «Предлагаемый текст модуля «Основы светской этики» не может быть рекомендован в качестве учебника , а сам подход к определению названия предмета, его места в общем курсе, содержательных акцентов и организация работы над ним вызывают недоумение и огромную обеспокоенность за судьбу и качество российского образования…»

В этом году наши родители «поделились». Примерно половина родителей четвероклашек выбрали «Светскую этику», а немного меньшая половина - «Основы православной культуры». Естественно, оба модуля должна вести я.

Честно говоря, я несказанно радовалась выбору родителями модуля «Православная культура», потому что читала учебник А. Кураева и видела его безусловную выигрышность по сравнению с «Этикой» - сочный язык, хорошие иллюстрации, интересная подача материала.

Я убеждена, что любой педагог на подобных уроках прямо или косвенно несет детям свое мировоззрение, духовные взгляды и ценностные ориентиры. В этом смысле учебник «Светской этики» политкорректен до безобразия. Видимо, авторы учебника боялись оскорбить чувства атеистов даже упоминанием слова «Бог», да и цитаты подобраны все исключительно «светские», нет ни одной цитаты из Библии (даже нет упоминания о Библии), хотя там множество прекрасных примеров для любой темы о морали.

Дерево без корней – так бы я назвала этот модуль. Как нравственные идеалы там преподносятся рыцари средних веков, джентльмен с картинки «Шерлок Холмс и доктор Ватсон », леди, прогуливающиеся с зонтиками по английской набережной. Хорошо, что все-таки сказали немного о РУССКИХ богатырях. В статье «Семейные праздники» нашлось место и 8 марта, и Дню города, но нет ни одного упоминания о Пасхе или религиозных праздниках других народов.

Я не пойму, почему родители выбирают «Светскую этику». Неужели вы думаете, что «разумный эгоизм» и высказывания Ж.-Ж. Руссо, Конфуция или Н. Рериха ближе ВАШЕМУ ребенку, чем тысячелетний опыт христианства на Руси ? Неужели вы боитесь, что ребенок услышит слова «православие», «Бог», «заповедь», «милосердие»?

Сегодня урок светской этики о добре и зле я начала с обсуждения библейской притчи о добром самарянине (показала короткий мультфильм). Библейские сюжеты для меня большое подспорье. И никто не обвинит меня в религиозности – я не призываю никого идти молиться, но и скрывать свои убеждения не хочу.

Конечно, есть недостатки учебников, есть трудности методические, организационные. Но главное, что я думаю – курс нужен и детям, и учителям. Да, нравственная основа закладывается в семье, но я вижу, как дети ХОТЯТ знать о добре и зле, о совести, о милосердии, как им это интересно, как они тянут руки, чтобы ответить. И давайте не будем подсчитывать, сколько часов математики или русского «съела» этика. Один час в неделю всего.

На первом уроке по теме «Россия – наша Родина», девочка, недавно приехавшая из Грузии , ответила: «Родина – это солнце. А мы – капелька этого солнца». И кто кого учит – мы наших детей или мудрые дети нас? Я обязательно говорю детям «спасибо» за урок. И они тоже благодарят. Может быть, в этом и есть смысл?

"Смотрите, братия, чтобы не было в ком

из вас сердца лукавого и неверного, дабы

вам не отступить от Бога живаго"

Этика без Бога в теории – сериал "Школа" в реальности

Светское школьное образование без религиозной духовности и нравственности – это неполноценное образование. Идеальное знание гуманитарных и естественных наук, не помогает человеку бороться со страстями и грехом, не останавливает блуд, алкоголизм и наркоманию, преступность, не делает человека хорошим семьянином и т.п.

Уверен, что курс "Основы мировых религий и светской этики" способен существенно повлиять на нравственность нашего общества. Луи Пастер, величайший ученый и основоположник микробиологии и иммунологии говорил: "Веру я считаю психической способностью человека, которая более всех других отличает его от животных".

Владимир Путин, еще будучи президентом РФ, в одном из своих интервью верно подметил: "Моральные ценности, без которых не может жить ни все человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме религиозных"

Когда вера исчезает, люди порабощаются похотью, и ради удовольствия готовы идти на любые преступления. Светскую этику семейной жизни начали преподавать в школах с конца 1980-х. И что? Сейчас только на официальном учете стоят 2,5 млн. алкоголиков и 1 млн. наркоманов, половина браков распадается, 2 млн. абортов в год в России. В 90-х годах страна просто захлебнулась в преступлениях.

Зачем надо тратить время впустую на предмет, неспособный эффективно удержать человека от греха? Почему не может? Потому что человек с момента грехопадения в раю своими силами не может противостоять страстям, толкающим его на преступления.

Победить в себе грех, и стать по-настоящему нравственным человеком, можно только с Божией помощью: "Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены" (Иак.1:17).

Владимир Путин в бытность президентом РФ в одном из интервью подметил: "Моральные ценности, без которых не может жить ни все человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме религиозных".

Если только люди будут определять нормы нравственности - общество деградирует

Общество, где только люди будут решать, что есть нравственно, неизбежно деградирует. Что такое светская этика? Эта этика, несвязанная с Богом и Его заповедями. Эта этика, придуманная и установленная только людьми. В светской этике мерой нравственности является сам человек, точнее государство в лице чиновников и некой интеллектуальной "элиты". Именно они определяют, и будут определять что, по их мнению, нравственно, а что нет.

И если через несколько лет государство и "элита", как это уже произошло в Европе, решит, что гомосексуализм – это этично, усыплять больных стариков – это приемлемо, вы с этим безропотно согласитесь? И будете посылать детей на уроки толерантности к геям? Или позволите, чтобы вашим детям внушали, что если их родители станут в старости обузой, то их лучше сдать в хоспис, где их безболезненно "усыпят"?

Еще 20 лет назад в школах США перед занятиями ученики молились. Сейчас там все чаще администрация школ запрещает детям праздновать Рождество Христово.

Что американцы, мы сами жили 70 лет в стране, где только государство определяло, что такое хорошо, и что такое плохо: итоги их большевистской "этики" – около 500 тыс. репрессированных православных только за веру, не говоря уже о масштабах репрессий вообще. И еще нам грозили показать последнего попа по телевизору…

Не допустимо, чтобы только государство и псевдоэлита, и тем более извращенцы определяли для моих детей, что для них нравственно.

Лучший способ вырастить из детей атеистов - это преподавание в школе основ светской этики и основ мировых религий

Воспитание детей фактически до средней школы строиться на авторитете и доверии к родителям и вообще к старшим. Часто ребенку достаточно сказать – это плохо, а то хорошо, и он принимает это на веру, не требуя особых объяснений.

Что ответит учитель, который исповедует ислам и ведет "Основы мировых религий", на вопрос ученика: "Это, правда, что Христос – воплотившийся Бог?". Согласится ли? Или будет лицемерить?

Что ответит учитель, который исповедует христианство и ведет "Основы мировых религий" на вопрос ученика: "Это, правда, что Христос – всего лишь человек, пророк, как учат мусульмане?" Согласится ли? Или будет лицемерить?

Что ответит учитель-атеист, который ведет "Основы мировых религий" на вопрос ученика: "Это, правда, что Бог есть?". Согласится ли? Или будет лицемерить?

Или на этот вопрос: "Учитель, какая вера самая правильная?"

Этот предмет будет самым конфронтационным, если учителю отвечать по правде своей религии, если же детям говорить, что религиозной правды нет – это будет воспитание будущих безбожников.

И в таком случае, верующим родителям после таких уроков придется дискредитировать учителя и учебник, доказывая, что именно вера их семьи истинна, а все остальные заблуждаются.

Никакая светская этика не поможет человеку в трудное время

Современное мировоззрение человека – это мировоззрение САМО: САМОобразование, САМОисцеление, САМОсовершенствование, САМО… САМО… Надейся только на самого себя – внушают нам...

Но рано или поздно САМОсилы заканчиваются, человек выдыхается, истощается. Откуда он возьмет силы, чтобы выйти из уныния и отчаяния? От биографии и поучений атеиста-гуманиста, жившего 200 лет назад? Сомневаюсь... Благодатные и действенные силы может дать только Бог.

В качестве яркого примера, как православная культура может изменить человека, приведу поэтическую переписку двух великих современников XIX века: митрополита Московского Филарета (Дроздова) и Александра Пушкина.

В один из сложных годов своей юности поэт, одолеваемый давящим унынием и скепсисом, написал:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Тогда, несмотря на свою крайнюю занятость, митрополит Филарет возразил поэту в стихах:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал.
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал!..

Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.

Эти слова нашли отклик в душе поэта! Пушкин ответил:

…Я лил потоки слез нежданных
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Таким огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует:
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.

Первоначальный текст последней строфы, измененный по требованию цензора, был таков:

Таким огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует:
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.

Нельзя не вспомнить и рассказ писателя Всеволода Гаршина "Ночь" (1880), когда звон церковного колокола пробудил в герое теплые воспоминания детства, и уберег его от самоубийства. Достаточно было только звона колокола! А что, если даже это будет совершенно чуждо, и незнакомо нашим детям в трудную пору?

***

Обобщить сказанное можно словами из псалма: "Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения" (Пс.145:3).

Пусть наши дети узнают красоту православной культуры, сделавшей нашу страну великой, давшей миру самых великих писателей и поэтов, художников, ученых, воинов, политиков, которые стали таковыми именно в контексте христианской, православной веры и культуры.

Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела
Томской епархии Русской Православной Церкви

Томские епархиальные ведомости № 3, 2011

Фото - "Выбери себе доброе будущее" - на уроке нравственности - Максим Степаненко


С некоторых пор остро встал вопрос введения предмета основы светской этики в школьную программу. Основной мотивацией служит попытка привить юным школьникам основные моральные понятия. Без внутреннего культурного фильтра разуму человека сложно отделить лонные понятия от стоящего информационного материала. Поскольку детский ум восприимчив к разного рода инсинуациями со стороны сложно формирующееся современной культуры, было решено начать изучать основы этического воспитания.

Что значит термин «светская этика»?

Базовое светское воспитание еще в царское время было обязательной дисциплиной для изучения подрастающим поколением аристократии и зажиточного сословия. Это был свод правил необходимый для нормального функционирования личности в обществе.
В простонародном воспитании такие основы закладывались общими понятиями, вложенными в ряд запретов и предписаний. Воспитание детей было делом общественным, контроль за качеством которого продолжался на протяжении всей жизни.

С приходом новых понятий некоторые правила ушли в прошлое. Огромные массивы информации и деформированные моральные образы подвигли культурных деятелей общества задуматься о будущем государства.

С появлением нового течения морального возрождения термин «этика» вернулся в словесный оборот. С греческого языка этот термин переводится как «мораль», в дальнейшем под этим понятием стало пониматься несколько разных качеств воспитания:
нравственность;
целомудрие;
добродетель;
честь;
достоинство;
этикет.
Вводя в обиход этот комплекс качеств воспитания, деятели культуры наедятся возродить интерес к личностному росту, борьбу с деградацией. Нельзя сказать, что суть этого вопроса была полностью запущена, многие ученые, писатели и философы на протяжении всего развития общества работали над выведением золотого сечения идеального воспитания полноценного члена общества.

Насколько важно обсуждать понятия добра и зла?

Если рассматривать продукты кино и медиа индустрии не только как развлечение, можно обратить внимание на такие факты:
основу любого сюжета составляет борьба светлого и темного начала;
конфликт интересов человек и общества возводится в ранг личностного противостояния;
в ранг героя может возводится совершенно аморальная личность, или имеющая моральные отклонения;
весь развлекательный контент хаотичен, в нем нет единого направления;
противоречие визуальных выражений доброго и негативного часто заменяют местами.

Задачей изучения этики, как школьной дисциплины дать основную базу определения понятий «добро» и «зло». Считается, что апеллировать этими формами ребенка должны научить родители. Но в условиях нынешних реалий очень многому в воспитании детей не уделяется внимания. Поскольку родители сконцентрированы на решении материальных проблем.
Развивающийся ум вынужден самостоятельно искать ответы в потоке информации. На его мнение может повлиять любое авторитетно и доступно изложенное умозаключение. Что делает неокрепший ум мишенью для манипуляции различных фракций извлекающие из такого положения вещей выгоду.

Как закладывается понятие морали?

Человек рождается думающим, но не моральным. Первые шаги к усвоению законов общества закладываются в почти бессознательном возрасте. Ребенок чутко реагирует на поведение родителей, их реакцию на то или иное явление.

В случае неправильного воспитания, когда старшее поколение не достаточно компетентно происходят различные отклонения этики сознания. Первые ниточки к светской ориентации исходят от правильно построенной логической цепи «плохо/хорошо». В задачу родителей входит выстроить эту последовательность в правильном порядке.

К сожалению в большинстве вариантов сами родители не имеют достаточной квалификации в вопросах моральных ориентиров. Исправить это положение может общественность. Здоровый социум в состоянии перехватить инициативу, донести нужное зерно истины до ребенка.

Весь этап морального становления личности можно выстроить в следующей последовательности:
ранее воспитание;
дошкольный возраст;
формирования понятий в школьном коллективе;
приобретение нужных навыков вербального общения в ориентированных субкультурах;
закрепление убеждений через призму полученного опыта в период перехода на следующий возрастной этап.

У этих этапов нет четких возрастных границ. Скорее они распределены между важными для человека событиями, формирующими отношению к тому или иному процессу.

Что может дать углубленное изучение основ светской этики в раннем возрасте?

Основы правильного понимания базовых понятий на ранних этапах развития формируют здоровые ассоциации между абстрактной формой и действием. Детский ум легко можно перепрограммировать, дав необходимые знания. Без закрепления светской морали на подсознательном уровне человек вырастает не адаптированным к взрослой жизни.

Глубокое изучение основ морального кодекса в раннем возрасте дает ребенку:
иммунитет от пагубного влияния;
стойкий фон психического равновесия;
умение справится со стрессом;
закладывает основы самоанализа;
развивает в ребенке критическое мнение;
прививает уважение к окружающим людям;
вырабатывает понятие ценности личности;
дает ему возможность самостоятельно определять правильный ход событий.

Таким образом, выходя из этапа раннего формирования личности, ребенок готов к самостоятельным решениям. Он в состоянии выбрать правильную компанию, отвергнуть деструктивное влияние.

Нужно ли вводить сложные психологические и социологические понятия в программу?

Рассматриваемые социологами и психологами сложные понятия этики имеют вполне практическое применение. Они несут важную информацию о появившихся, или уже сформировавшихся механизмах воздействия на сознание. Без заложенной основы этих явлений ребенок может стать жертвой чужой манипуляции.

Чтобы донести рациональное зерно этих форм нужно изложить из в простой форме, иллюстрируя примерами или образами. Например «Окно Обертона», обозначает границы дозволенного со стороны светской морали перечня мнений, излагаемых в публичных высказываниях.

Эту сложное определение можно переформулировать так:
Окно Обертона обозначает ряд допускаемых мнений, не противоречащих понятиям нормального, здорового, адекватного. Смещение этого Окна может изменить мнение о чем то негативном, преподнеся это в положительном ключе.
Лучше всего иллюстрирует это понятие изображение окна, в котором видна часть расположенных на определенном протяжении домов. В Окне видно красивый дом с ухоженным садом. Но если его переместить в сторону, вид покажет нелицеприятную картину развалин, или свалки.

Как основы светской этики влияют на адаптацию человека в обществе?

Заложенные с детства основы общечеловеческих понятий помогают ему при взрослении справляться с нагрузкой на психику. Под давлением различных явлений человек может отступить от правил этики, при этом подвергнуться осуждению с стороны светского мнения. Умение оценить ситуацию, переосмыслить ошибки помогает вернуться в общество.




Новое на сайте

>

Самое популярное