Домой Педиатрия Причастие: что это такое и как подготовиться? Причастие в церкви: как подготовиться к обряду.

Причастие: что это такое и как подготовиться? Причастие в церкви: как подготовиться к обряду.

Причастие - самое серьезное и важное, ради чего стоит приходить в храм. Сам Господь Иисус Христос говорил, что жизнь вечную будут иметь только те, кто станет вкушать Его плоть и пить Его кровь. Каким образом подготовить себя к этому великому Таинству, чтобы принять его во исцеление души и тела, и пойдет речь в этой небольшой статье.

Способ, с помощью которого христиане соединяются с Господом Иисусом Христом через вкушение Его Тела и Крови под видом хлеба и вина, называется Таинством Причастия (Причащения), а богослужение, на котором это Таинство совершается, - Евхаристией, или Божественной литургией.

Согласно Евангелию, причащаться Своим ученикам заповедал Сам Иисус. Первые христиане, по свидетельству книг Нового Завета, с самого начала собирались еженедельно для «преломления хлеба» - так в древности называли Причастие. Происходило это в ночь с субботы на тот день, в который Господь Иисус воскрес из мертвых. Этот первый день недели позже в христианской традиции получил название воскресенья.

По толкованию святителя Иоанна Златоуста, Тело Христово, которое мы принимаем в святом Причастии, - это то же самое тело Иисуса Христа, которое страдало на кресте, воскресло и было вознесено на Небеса, а Кровь Христова - та же самая, что была пролита ради спасения мира.

Зачем причащаться?

В Таинстве Причастия христианин реально соединяется с Богом. В шестой главе Евангелия от Иоанна Иисус говорит о Себе как о хлебе жизни: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день, ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною».

По словам преподобного Иоанна Дамаскина, Тело и Кровь Христовы очищают человека от всякой скверны и прогоняют всякое зло. Мы становимся «причастниками Божества», как пишет святой апостол Петр, «своими» для Бога, Его народом. В то же время мы соединяемся и друг с другом, «потому что все мы, причащающиеся от одного хлеба, становимся одним Телом Христовым, одною кровью и членами друг друга», - пишет Дамаскин, перефразируя слова апостола Павла из послания к Ефесянам.

В Новом Завете Церковь Божия, то есть собрание всех христиан, называется Телом Христовым. Быть в Церкви Иисуса Христа можно только через реальное соединение с Ним, то есть с помощью Причастия.

Причащаться крайне необходимо для того, чтобы спастись и наследовать жизнь вечную. Ведь спасение в православном христианском мировоззрении - не внешнее событие по отношению к человеку (вроде того, как если бы Бог на нас сначала гневался, а потом смилостивился), но внутреннее перерождение, способность человека жить в полноте любви и благодати через соединение с Самим Богом.

Достойно и недостойно

«Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает», - пишет апостол Павел в 11 главе Первого послания к Коринфянам. К Причастию следует подходить осознанно, понимая, что ни один человек в мире не может быть достоин того, чтобы принять Тело и Кровь самого Бога.

По Златоусту, достойное Причастие - такое, которое сопровождается духовным трепетом и горячей любовью, верой в реальное присутствие Христа во Святых Дарах и осознанием величия святыни.

Для того чтобы испытать свою совесть перед святым Причастием, христиане исповедуют грехи. Нельзя подходить к Чаше в состоянии смертного греха, например, после аборта, посещения гадалки, прелюбодеяния или живя в так называемом «гражданском браке». Такие грехи требуют искреннего покаяния и изменения жизни, и только тогда возможно причащение. Исповедь перед Причастием - не только благочестивая традиция, но и реальная помощь человеку для очищения души. Кроме того, это возможность непосредственно пообщаться со священником о самом главном.

Как часто причащаться?

Сам чин Божественной литургии, на которой совершается Евхаристия, то есть освящаются хлеб и вино, - совершается для того, чтобы причастились все, кто принимает участие в этом богослужении. В литургии могут быть только участники, и не может быть зрителей. Участие в литургии и причащение стали, к сожалению, «индивидуальным» делом каждого христианина, в то время как по сути это - общее дело, происходящее из самой сущности Церкви.

Выдающийся богослов ХХ века протопресвитер Николай Афанасьев писал: «Быть членом Церкви означало принимать участие в Евхаристическом собрании. Быть участником Трапезы означает «вкушать» от неё. В Евхаристическом каноне нет молитв, которые бы могли возносить не причащающиеся… ».

Совместное причащение всех верующих за литургией было настолько самоочевидным, что уклонение от этого принципа рассматривается в церковных канонах как отпадение от Церкви: «Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как бесчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного», - говорится в 9-м Апостольском правиле. А правило 80 Шестого Вселенского собора говорит, что те, кто без уважительной причины не причастились 3 воскресенья подряд, сами себя фактически отлучили от Церкви.

Стоит стремиться к тому, чтобы причащаться всякий раз, когда мы приходим на литургию. Чувство недостоинства - не повод для уклонения от Причастия. Вот что писал по этому поводу преподобный Иоанн Кассиан: «Мы не должны уклоняться от Причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками; но еще более и более с жаждою надобно поспешить к нему для уврачевания души и очищения духа, однако с таким смирением духа и верою, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали бы больше врачества для наших ран. А иначе и однажды в год нельзя достойно принимать причащение, как некоторые делают, которые достоинство, освящение и благотворность небесных Таинств оценивают так, что думают, что принимать их должны только святые, не порочные; а лучше думать, что эти Таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми. Они подлинно больше гордости выказывают, нежели смирения, потому что когда принимают их, то считают себя достойными принятия их. А гораздо правильнее было бы, чтобы мы с тем смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не можем достойно прикасаться Святых Тайн, в каждый День Господень принимали их для уврачевания наших недугов, нежели, превознесшись суетным убеждением сердца, верить, что мы после годичного срока бываем достойны принятия их… »

Действительно, бывает такое ложное смирение, которое на самом деле является разновидностью духовной гордыни. Редкое причащение, пишет в своей книге «Святая святым» замечательный богослов ХХ века протопресвитер Александр Шмеман, возникло, по единодушному свидетельству отцов Церкви, из небрежения, но вскоре «стало оправдываться псевдодуховными доводами и было постепенно принято как норма».

«Кого нам похвалить? - спрашивает Иоанн Златоуст. - Тех, кто причащается один раз в году, тех, кто часто причащается или тех, кто редко? Нет, похвалим тех, кто приступает с чистой совестью, с чистым сердцем, с безупречной жизнью. Такие пусть всегда приступают; а не такие - никогда. Почему? Потому что они навлекают на себя суд, осуждение, наказание и мучение… Ты сподобляешься трапезы духовной, трапезы царской, и потом опять оскверняешь уста нечистотою? Ты намащаешься миром, и потом опять наполняешься зловонием? Приступая к причащению через год, неужели ты думаешь, что сорока дней тебе достаточно для очищения твоих грехов за всё время? А потом пройдет неделя, и ты снова делаешь то же самое? Скажи же мне: если бы ты, выздоравливая в течение сорока дней от продолжительной болезни, потом опять принялся за ту же пищу, которая причинила болезнь, то не потерял ли бы ты и предшествовавшего труда? Очевидно, что так. Сорок дней ты употребляешь на восстановление здоровья души, а быть может даже не сорок, - и думаешь умилостивить Бога? Ты шутишь, человек. Говорю это не с тем, чтобы запретить вам приступать однажды в год, но более желая, чтобы вы непрестанно приступали к Святым Тайнам ».

Как подготовиться?

1. Понимать смысл и искренне желать Причастия. Приходящий ко Причастию должен осознавать, что это такое и зачем. Мы причащаемся, как уже было сказано выше, для того чтобы соединиться с Самим Богом, вступить с Ним в общение, принять Тело и Кровь Христовы для освящения и очищения от грехов. К этому необходимо иметь искреннее личное желание, а не вынужденное каким-то авторитетом, «долгом», или рекомендацией знахарки или «бабки».

2. Иметь мир со всеми. Чтобы причаститься, необходимо пребывать в мире со всеми людьми, по крайней мере, не иметь желания отомстить. Нельзя принимать Таинство в состоянии вражды или ненависти. Господь Иисус сказал: «Если ты ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».

3. Не совершать смертных грехов, отлучающих от Причатия. Это прежде всего убийство (в том числе аборты), нарушение супруженской верности, измена Богу с различными гадателями-целителями-экстрасенсами. В случае отступления необходимо прежде всего воссоединиться с Церковью через исповедь у священника.

4. Жить по-христиански каждый день. Для того, чтобы причаститься, лучше не изобретать специальные периоды подготовки, но жить так, чтобы сама повседневная жизнь была совместима с регулярным участием в Трапезе Господней. Существенным содержанием такой жизни являются ежедневная личная молитва, чтение и изучение Библии - Слова Божия, обязательное исполнение Божьих заповедей и постоянная внутренняя борьба с живущим внутри нас «ветхим человеком», с поврежденной грехом нашей природой, влекущей ко греху. Важными составляющими духовной жизни являются ежедневное испытание совести (например, перед сном) и регулярная исповедь. Крайне важно для правильной духовной жизни стремление жить не ради себя, но ради ближнего, внутренняя честность, правдивость и смирение перед каждым человеком. Важно также, насколько это возможно, соразмерять свой жизненный ритм и график с богослужебным ритмом, соблюдая общепринятые посты (среду и пятницу, а также многодневные посты, из которых наиболее важный - предпасхальный Великий пост) и по возможности участвуя в праздничных богослужениях, которые случаются не только в воскресеные дни.

5. Литургический пост. Издавна в церковной традиции принято подходить ко Причастию натощак. Эта дисциплинарная норма называется «литургический пост». Как правило, от пищи и питья воздерживаются с полуночи перед Причастием. Согласно определению Священного Синода РПЦ от 1969 года, продолжительность литургического поста должна составлять не менее 6 часов. То есть, если вы после полуночи выпили воды, а утром к 9 часам собираетесь на литургию - это не повод отказываться от Причащения. Точно так же не повод отказываться от Причастия, если утром проглотил немного воды при умывании. Следует помнить, что дисциплинарная норма распространяется на физически здоровых людей. Для тех же, кто, например, страдает сахарным диабетом, утром разрешается кушать. Точно так же можно принимать перед Причастием лекарства, необходимые по жизненным показаниям. В конце концов, и Тайная Вечеря, и евхаристические трапезы первых христиан совершались вечером, после приема пищи. И при подготовке к Причастию имеет значение состояние сердца и души, а не состояние желудка.

6. Исповедь. Как правило, перед Причастием в храмах требуют обязательной исповеди. Она может совершаться как непосредственно перед литургией, так и вечером накануне или за несколько дней. Тем людям, которых священник знает как сознательных христиан, живущих согласно вере и регулярно причащающихся, может быть позволено причащаться без обязательной исповеди - такая практика общепринята в Греческой Церкви, и мы рассматриваем этот вопрос подробнее, например, в статье: Исповедь: о важном и несерьезном.

7. Молитвенная подготовка перед Причастием включает в себя чтение канона и молитв ко Святому Причащению - вечером либо утром перед литургией. Здоровому человеку рекомендуется прийти накауне в храм на вечернее богослужение. Во время литургии в храме нужно молиться вместе со всеми, а не читать свое правило, которое не успел «вычитать» дома. Чтение других молитвословий, таких как каноны покаянный, Богородице, Ангелу-хранителю, акафист Иисусу Сладчайшему, остается на усмотрение каждого верующего.

8. Телесное воздержание. Супругам в ночь накануне Причащения принято воздержаться от телесных супружеских отношений.

протоиерей Андрей Дудченко

Просмотрено (2908) раз

Таинство Причастия установлено Самим Господом на тайной вечери - последней трапезе с учениками в пасхальную ночь перед Его взятием под стражу и распятием.

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28), «…сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). В Таинстве Плоти и Крови Господних (Евхаристии - греч . «благодарение») происходит восстановление того единства между природой Творца и творения, которое существовало до грехопадения; это наше возвращение к потерянному раю. Можно сказать, что в Причастии мы получаем как бы зародыши будущей жизни в Царствии Небесном. Мистическая тайна Евхаристии укоренена в Крестной Жертве Спасителя. Распяв Свою Плоть на кресте и пролив Свою Кровь, Богочеловек Иисус принес Жертву Любви за нас Творцу и восстановил падшую человеческую природу. Таким образом, причастие Тела и Крови Спасителя становится нашим участием в этом восстановлении. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав; и нам даровав живот вечный..»

Вкушение Плоти и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии есть действие не символическое (как полагают протестанты), но вполне реальное. Не все могут вместить эту тайну.

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.

Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.

Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

…………………………………………

Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?

…………………………………………

С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6, 53–58, 60, 66).

Рационалисты пытаются «обойти» тайну, низводя мистику к символу. Гордецы воспринимают недоступное их разуму как оскорбление: Лев Толстой кощунственно называл причастие «каннибализмом». Для иных это дикое суеверие, для кого-то анахронизм. Но чада Церкви Христовой знают, что в Таинстве Евхаристии они под видом хлеба и вина воистину причащаются Тела и Крови Христовых в Их сущности. Действительно, человеку не свойственно употреблять в пищу сырые плоть и кровь, и потому при Причащении Дары Христовы сокрыты под образом хлеба и вина. Тем не менее под внешней оболочкой тленной материи сокрыто нетленное вещество Божественной природы. Иногда, по особому соизволению, Господь приоткрывает сие покрывало тайны, и дает видеть сомневающимся подлинную природу Святых Даров. В частности, в моей личной практике было два случая, когда Господь восхотел дать увидеть причащающимся Тело и Кровь Свою в их подлинном виде. Оба раза это были первые причастия; в одном случае человека в Церковь из своих соображений послали экстрасенсы. В другом причиной прихода в храм было весьма поверхностное любопытство. После столь чудесного события оба стали верными чадами Православной Церкви.

Как хотя бы приблизительно понять нам смысл происходящего в Таинстве Причастия? Природа творения создана Творцом сродственной Себе: не только проникаемой, но и как бы неотрывной от Создателя. Это естественно при святости тварной природы - ее изначального состояния вольного единения и подчинения Творцу. В таковом состоянии пребывают ангельские миры. Однако природа нашего мира искажена и извращена грехопадением ее хранителя и возглавителя - человека. Тем не менее она не потеряла возможности воссоединения с природой Создателя: ярчайшее свидетельство этого - вочеловечение Спасителя. Но человек отпал от Бога вольно, и воссоединиться с Ним он может также только в свободном волеизъявлении (даже на вочеловечение Христа требовалось согласие человека - Девы Марии!). В то же время обожение неодушевленной, не обладающей свободой воли, природы, Бог может совершить естественным образом, самовольно . Таким образом в богоустановленном Таинстве Причастия благодать Духа Святого в учрежденный момент богослужения (и тоже по просьбе человека!) снисходит на вещество хлеба и вина и прелагает их в вещество иной, высшей природы: Тело и Кровь Христовы. И вот теперь принять эти высшие Дары Жизни человек может, только явив свою свободную волю! Господь дарует Себя всем, но принимают Его те, кто верит Ему и любят Его - чада Его Церкви.

Итак, Причастие есть благодатное приобщение души к высшей природе и в ней к вечной жизни. Низводя эту величайшую тайну до области обыденного образа мы можем сравнить Причастие с «питанием» души, которое она должна получать после своего «рождения» в Таинстве Крещения. И как плотию человек рождается в мир единожды, а питается затем до конца жизни, так и Крещение событие единоразовое, а к Причастию мы должны прибегать регулярно, желательно не реже раза в месяц, возможно и чаще. Причастие один раз в год является минимально приемлемым, но столь «голодный» режим может поставить душу на грань выживания.

Как проходит Причастие в Церкви?

К участию в Евхаристии необходимо должным образом приготовиться. Встреча с Богом - событие, потрясающее душу и преображающее тело. Достойное причащение требует осознанного и трепетного отношения к этому событию. Должна быть искренняя вера во Христа и понимание смысла Таинства. До́лжно иметь благоговение перед Жертвой Спасителя и осознание своего недостоинства принятия сего великого Дара (мы принимаем Его не как заслуженную награду, но как явление милости любящего Отца). Должно быть умирение души: нужно в сердце искренне простить всех, так или иначе «нас опечаливших» (помня слова молитвы «Отче Наш»: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим») и постараться по возможности с ними примириться; еще в большей степени это касается тех, кто по той или иной причине считает себя обиженными нами. Перед Причастием следует прочесть определенные Церковью и составленные святыми отцами молитвы, которые так и называются: «Последование ко Святому Причащению»; эти молитвенные тексты присутствуют, как правило, во всех изданиях православных молитвословов (сборники молитв). Точный объем чтения этих текстов желательно обсудить с тем священником, к которому вы обращаетесь за советами и кто знает специфику вашей жизни. После совершения Таинства Причастия положено прочитывать «Благодарственные молитвы по Святом Причащении». Наконец, готовясь принять в себя - в свою плоть и в свою душу - Страшные своим величием Тайны Тела и Крови Христовых, должно очиститься телом и душой. Этой цели служат пост и Исповедь.

Телесный пост предполагает воздержание от вкушения скоромной пищи. Продолжительность поста перед Причастием, как правило, до трех суток. Непосредственно в канун Причастия до́лжно воздерживаться от супружеских отношений и с полуночи не положено вкушать никакой пищи (по сути дела не есть и не пить ничего с утра перед службой). Впрочем, в конкретных случаях возможны существенные отступления от этих норм; обсуждать их следует, опять же, индивидуально.

Причащение в Церкви

Само Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется литургия . Как правило, литургия совершается в первой половине дня; точное время начала богослужений и дни их совершения следует узнавать непосредственно в том храме, в который вы собираетесь пойти. Обычно службы начинаются в интервале от семи до десяти часов утра; продолжительность литургии в зависимости от характера службы и отчасти от количества причастников от полутора до четырех-пяти часов. В соборах и монастырях литургии служатся ежедневно; в приходских храмах по воскресным дням и в церковные праздники. Готовящимся к Причастию желательно присутствовать на службе с ее начала (ибо это единое духовное действо), а также накануне быть на вечернем богослужении, которое является молитвенной подготовкой к литургии и Евхаристии.

Во время литургии нужно безвыходно пребывать в храме, молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Тогда причастники выстраиваются один за другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины и за ними женщины). Руки должны быть сложены крестообразно на груди; перед чашей креститься не положено. Когда подойдет очередь, нужно стать перед священником, назвать свое имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить лжицу с частицей Тела и Крови Христовых. Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край чаши. Затем, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять «запивку» - св. воду с вином и частицу просфоры (таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании). После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от грехов и страстей.

Православная вера предполагает обязательное участие христиан в церковной жизни. Но просто хождения в храм каждое воскресенье не будут иметь большого смысла, если человек не участвует в полноте церковной жизни, не становится единым телом с Церковью. Как же это можно сделать?

Нам дана великая радость, через которую мы можем по-настоящему соединиться с Господом, и которая вмещает в себя весь смысл христианства - это Таинство Причастия. Почему оно так важно и как правильно к нему приступать? Разберем в этой статье.

Что такое Причастие Святых Христовых Таин

Описание первого Причастия мы видим в самом Евангелии, когда Господь давал своим ученикам благословленный хлеб и вино, заповедуя так поступать вовек.

Это одна из важнейших цитат в Евангелии от Луки, в которой идет речь об установлении самим Господом нашим Иисусом Христом великого Таинства Евхаристии (что в переводе с греческого означает «благодарение»). Описанные в Евангелии события произошли в Великий Четверг, на Тайной вечери, совсем незадолго до крестной смерти Христа и Его последующего воскрешения.

Значение Причастия для православного человека огромно и оно не может быть сравнимо ни с какими другими правилами, обрядами или традициями нашей церкви. Именно в этом Таинстве человек имеет возможность воссоединения с Богом не только духовно (как в молитве), но и физически. Можно сказать, что Евхаристия - это возможность воссоздания духовной сущности человека, это возможность уловить незримую связь между Создателем и творением.

Тайну Евхаристии невозможно постичь простым человеческим умом, но ее можно впустить через сердце и душу. Причастие неразрывно связано с Жертвой, которую принес Господь на Кресте. Через пролитие Его Святой Крови человек получил искупление своих грехов и возможность наследовать вечную жизнь. В Таинстве Причастия на каждой службе приносится бескровная жертва, и человек вживую соприкасается с самим Богом.

Важно! Причастие не является каким-то символическим воспоминанием о Тайной вечери, как часто можно услышать у протестантов.

Православие учит, что Евхаристия - это вкушение реального Тела и реальной Крови Христовой, только под видом хлеба и вина. Известный богослов и профессор А. И. Осипов поясняет, что во время специальных молитв, которые произносятся священником в алтаре, происходит соединение двух различный природ - физической и духовной.

В физическом смысле мы вкушаем хлеб и вино, но в то же время они несут в себе абсолютно реального и живого Бога. Это сложный богословский момент, который не всегда понятен простым верующим, но именно это основа православия. Причастие - это не обряд, не символ и не форма. Это настоящий, живой Господь, Которого мы в буквальном смысле слова впускаем в себя.

В практическом смысле данное Таинство выглядит следующим образом. Священник в алтаре читает специальные молитвы, во время которых из освященной просфоры вынимаются частички с поминовением тех, чьи имена были поданы в записках. Эти частички складываются в специальную Чашу и заливаются вином. Все это священнодейство сопровождается специальными молитвами. После освящения, Тело и Кровь Христову выносят перед алтарем и люди, которые готовились, могут приступить к Причастию.

Для чего нужно причащаться

Часто в околоцерковной среде можно услышать мнение, что если человек молится, соблюдает заповеди, старается жить по совести - то этого достаточно, чтобы считаться хорошим христианином. Чтобы считаться, может, и достаточно, но вот для того, чтобы быть настоящим христианином, нужно больше.

Евхаристия - это вкушение реального Тела и реальной Крови Христовой, только под видом хлеба и вина

Можно привести такую аналогию: вот человек любит кого-то. Любит сильно, искренне, всей душой. О чем будут все помыслы любящего? Правильно - о том, как соединиться с любимым, быть с ним вместе каждый миг и каждый час. Так же и с Богом - если мы христиане, то мы любим Его всей душой, и стараемся выстроить свою жизнь так, чтобы быть всегда рядом с Ним.

И вот сам Господь дарует нам великое Чудо - возможность вмещать Себя в наши грешные тела. Вмещать так часто, как только мы этого захотим. Так можно ли нас называть верующими, если мы сами будем отказываться от этой встречи, избегать ее? Зачем тогда нужно все остальное, если Живого Бога мы не признаем?

Все святые отцы нашей церкви в один голос твердили о важности Причастия для жизни православного человека. Даже те из монахов, которые вели уединенную отшельническую жизнь, периодически выходили к братии, чтобы поучаствовать в Евхаристии. Для них это делание было естественной потребностью души, как дыхание, еда или сон для тела.

Важно! Нужно стремиться так глубоко впитать в себя Причастие, чтобы оно стало неотъемлемой частью духовной жизни христианина.

Нужно понимать, что все Таинства церкви - это не строгие правила, введенные Богом для нашего укрощения. Все это инструменты нашего спасения, которые необходимы самому человеку. Бог всегда стоит рядом с каждым человеком и всегда готов войти в его душу. Но сам человек своей жизнью не пускает в себя Господа, гонит Его, не оставляет для Него места в своей душе. И путь православной церковной жизни с обязательным участием в Таинствах - это способ открыть свою душу Богу, чтобы он смог там поселиться.

Практика причащения: подготовка, частота, особенности

Самое большое количество вопросов у верующих вызывает практическая сторона участия в полноте церковной жизни. Поскольку православие - это не формальная вера запретов, существует большое количество различных мнений и подходов к Причастию.

Важнейшим таинством православной церкви является причастие

Некоторые священники также могут давать различные рекомендации на этот счет, исходя из своего пастырского опыта и пользы для конкретного человека. Не стоит смущаться такому большому количеству различных мнений. В сути своей они сводятся к одной цели - чтобы человек достойно впустил Господа в свою жизнь.

Что касается официальной позиции Церкви по вопросам участия верующих в Евхаристии, то существует специальный документ, который проясняет все основные моменты. Он носит название «Об участии верных в Евхаристии» и подписан представителями Архиерейского Совещания РПЦ в 2015 году.

Согласно этому документу, частота, правила подготовки и другие требования к верующим перед и после принятия Христовых Таин определяются духовными наставниками исходя из особенности жизни конкретного человека. Рассмотрим ниже особенности причащения современных христиан.

Как правильно готовится к Таинству?

Причастие является очень важным и ответственным моментов в духовной жизни, поэтому требует особого приготовления. Как мы готовимся к каким-то особым дням в мирской жизни, так должны выделить время и на подготовку ко встрече с Богом.

Согласно правилам нашей Церкви, перед Причастием всем верующим полагается пост и специальное молитвенное правило. Пост нужен для того, чтобы немного усмирить нашу плоть, угасить ее страсти и подчинить духовным потребностям. Молитва призывает нас на диалог с Господом, на общение с Ним.

Перед Причастием всем верующим полагается специальное молитвенное правило

Если взять православный молитвослов, то там можно увидеть, что перед принятием Святых Христовых Таин верующим необходимо прочесть специальное правило. В него входит Последование ко Святому причастию, а также несколько канонов и акафистов. Эти молитвы принято читать помимо основных утренних и вечерних молитвенных правил.

Новоначальному христианину, который впервые в жизни решил поучаствовать в Евхаристии, может показаться очень сложным вычитать такой большой объем молитвенных текстов. Кроме того, такой непосильный труд приведет к унынию, большой усталости и непониманию смысла.

Важно! Любые молитвы, в том числе и подготовительные к Причастию, нужно читать внимательно, сердечно, пропуская через свою душу каждое слово. Совершенно неприемлемо механическое вычитывание в погоне за большим объемом.

Поэтому человеку, который впервые решил причаститься, нужно посоветоваться с опытным священником по поводу посильного объема молитв. Гораздо лучше прочесть небольшое правило, но со вниманием, нежели вычитать все, но совершенно не понимая, о чем идет речь.

О посте

Пост является воздержанием от вкушения продуктов животного происхождения, а также ограничением праздности, развлечений и веселья. Не нужно думать, что пост - это унылое состояние запрета на все радости в жизни. Наоборот, пост как раз и помогает человеку очистить свою душу для того, чтобы в нее могла вместиться настоящая Радость Божья.

Мера поста перед Евхаристией также индивидуальна, как и молитвенное правило. Если человек раньше не имел опыта ограничения, то бессмысленно налагать на него недельный пост перед Причастием. Это приведет только лишь к тому, что человек сорвется, все бросит и вовсе передумает ходить в храм.

Важно! Общепринятой является практика, когда перед Причастием верующие держат трехдневный пост. Кроме того, идти в храм нужно натощак и до вкушения Тела и Крови Христовой не есть и не пить ничего другого.

Количество дней поста может меняться в зависимости от частоты причащения. Если человек редко приступает к Таинству, например, несколько раз в год, или раз в пост - то, конечно же, говенье может быть более длительным (от нескольких дней до недели). Если же человек ведет насыщенную духовную жизнь и старается причащаться каждое воскресенье или каждый поход в храм, у него просто не получится говеть так долго.

Перед Причастием верующие держат пост

Для православных христиан, которые очень часто участвуют в Евхаристии, допустимо сокращение поста до одного дня накануне. В любом случае, такие вопросы желательно решать не самостоятельно, а по совету с опытным священником. С одной стороны, важно не брать непосильных подвигов, а с другой - не лениться. Внимательный духовник сумеет определить правильную грань.

Исповедь

Несмотря на то, что исповедь является отдельным Таинством, она неразрывно связана с Евхаристией. Православная традиция всегда базировалась на обязательности исповеди перед принятием Святых Христовых Таин.

Исповедь перед причащением вполне логично объяснима, ведь даже ожидая гостей к себе домой, мы наводим порядок и убираем грязь. Как же мы можем впустить в себя Господа, не очистив перед этим свою душу покаянием?

Важно! Многие святые отцы предостерегают, что если человек не чувствует внутренней потребности в частой исповеди, то он находится в состоянии духовного сна.

Исповедь, когда она сопровождается искренним покаянием, вычищает душу, снимает бремя тяжелых грехов. Человек избавляется от всего лишнего и может впустить в себя Господа. Исповедь необходима каждый раз, когда человек приступает к Евхаристии, вне зависимости от ее частоты.

Послабления в подготовке

Несмотря на строгость всех необходимых подготовительных моментов, некоторым верующим можно послаблять правила. Так, больным людям можно сократить или вовсе отменить евхаристический пост, если по состоянию здоровья они не могут обходиться без пищи.

К примеру, при сахарном диабете человек должен получать пищу строго в определенное время. Что же делать, если утром верующий не может отправиться в храм натощак? Конечно же, лучше поесть немного, чем лишить себя Бога.

А также определенные послабления разрешены беременным и кормящим матерям. Они и так несут телесный подвиг, и нет необходимости усиливать его. Маленьким детям до 7 лет разрешается причащаться без поста и каких-либо специальных приготовлений.

Старые люди, по немощи своей, также могут попросить у священника разрешения на уменьшение количества молитв или дней поста. Суть подготовки - не утомить себя отсутствием привычной пищи и очень длинными молитвами, а, напротив, напитать радостью от будущей встречи с Богом.

Очень важно приступать к принятию Святых Христовых Таин не формально, а понимая, что мы соприкасаемся с великим Чудом. Искренний, сердечный подход способен подарить человеку большие духовные дары и чувство присутствия Бога в жизни.

Как подготовиться к исповеди и Причастию

Это Таинство, в котором под видом хлеба и вина православ­ный христианин вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную и через это таин­ственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни. По­стижение этого Таинства превосходит человеческое разумение.

Это Таинство именуется Евхаристией, что значит «благодаре­ние».

Как и для чего установлено Таинство Причащения?

Таинство Причащения установлено Самим Господом Иисусом Христом на Тайной Вечери с апостолами накануне Своих страданий. Он принял в Свои Пречистые руки хлеб, благословил его, преломил и раз­делил Своим ученикам, говоря: «Пришлите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26). Потом взял чашу с вином, благословил ее и, подавая учени­кам, сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27-28). Тогда же апостолам, а в их лице и всем верующим Спаситель дал заповедь совер­шать это Таинство до скончания мира в воспоминание Его страданий, смерти и Воскресения для единения с Ним верующих. Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).

Почему надо причащаться?

Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит Сам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53-56).

Не причащающийся Святых Таин лишает себя источника жиз­ни - Христа, ставит себя вне Его. Человек, который ищет в своей жизни соединения с Богом, может надеяться, что будет с Ним и в вечности.

Как подготовиться к Причащению?

Желающий причаститься должен иметь сердечное покаяние, смирение, твердое намерение исправиться. К Таинству Причащения готовятся несколько дней. В эти дни готовятся к Исповеди, стараются больше и усерднее молиться дома, воздерживаются от увеселений и праздного времяпрепровождения. С молитвой соединяют пост - теле­сное воздержание от скоромной пищи и супружеских отношений.

Накануне дня Причащения или утром до Литургии надо исповедо­ваться, быть на вечернем богослужении. После полуночи не есть, не пить.

Продолжительность подготовки, мера поста и молитвенно­го правила оговариваются со священником. Однако сколько бы мы не готовились к Причастию - достойно подготовиться не можем. И лишь взирая на сокрушенное и смиренное сердце, Господь по Своей любви принимает нас в Свое общение.

Какими молитвами надо готовиться к Причастию?

Для молитвенной подготовки к Причащению существует обычное правило, которое есть в православных молитвословах. Оно состоит из чтения трех канонов: канона покаянного ко Господу Иису­су Христу, канона молебного ко Пресвятой Богородице, канона Ангелу Хранителю и Последования ко Святому Причащению, которое состоит из канона и молитв. Вечером надо также прочитать молитвы на сон гря­дущим, а утром - утренние молитвы.

По благословению духовника это молитвенное правило перед Причащением может быть уменьшено, увеличено или заменено другим.

Как подходить к Причащению?

Перед началом Причащения причащающиеся заранее под­ходят ближе к амвону, чтобы потом не торопиться и не создавать не­удобств другим молящимся. При этом надо пропустить вперед детей, которые причащаются первыми. Когда открывают Царские врата и дьякон выходит со Святой Чашей с возгласом: «Со страхом Божиим и верой приступите», надо по возможности сделать земной поклон и сложить руки на груди крестообразно (правая поверх левой). Подходя к Святой Чаше и перед самой Чашей не креститься, чтобы нечаянно не толкнуть Ее. Приступать к Святой Чаше надо со страхом Божиим и благоговением. Подойдя к Чаше, следует внятно произнести свое хри­стианское имя, данное при Крещении, широко открыть уста, благого­вейно, с сознанием святости Великого Таинства принять Святые Дары и тотчас проглотить. Затем поцеловать основание Чаши как ребро Са­мого Христа. Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священ­ника. Затем следует отойти к столику с теплотой, запить Причастие, чтобы святыня не осталась во рту.

Как часто надо причащаться?

Многие святые отцы призывают причащаться как можно чаще.

Обычно верующие исповедуются и причащаются во все четыре многодневных поста церковного года, в двунадесятые, великие и хра­мовые праздники, в воскресные дни, в дни своих именин и рождения, супруги - в день их венчания.

Частота участия христианина в Таинстве Причащения устанав­ливается индивидуально по благословению духовника. Более употреби­тельно - не реже двух раз в месяц.

Достойны ли мы, грешные, часто причащаться?

Некоторые христиане причащаются крайне редко, мотивируя это своим недостоинством. На земле нет ни одного человека, достойно­го Причащения Святых Христовых Таин. Сколько бы человек не старал­ся очистить себя перед Богом, все равно он не будет достоин принятия такой величайшей Святыни, как Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Бог даровал людям Святые Христовы Тайны не по их достоинству, а по великой Своей милости и любви к падшему Своему созданию. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк. 5:31). Принимать Святые Дары христианин должен не как награду за свои духовные под­виги, а как Дар Любящего Отца Небесного, как спасительное средство освящения души и тела.

Можно ли причаститься в один день несколько раз?

Никто и ни в каком случае в один и тот же день не должен дважды причащаться. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной.

Всех причащают с одной ложки, нельзя ли заболеть?

Никогда не было ни одного случая, чтобы кто-то заразился че­рез Причащение: даже когда в больничных храмах люди причащаются, никто никогда не заболевает. После Причащения верующих оставшиеся Святые Дары употребляет священник или диакон, но даже во время эпи­демий они не заболевают. Это величайшее Таинство Церкви, данное, в том числе и для исцеления души и тела.

Можно ли целовать крест после Причастия?

После Литургии все молящиеся прикладываются к кресту: и кто причащался, и те, кто не причащался.

Можно ли целовать иконы и руку священника после Причастия, делать земные поклоны?

После Причастия до запивки следует воздержаться от целова­ния икон и руки священника, но нет такого правила, что причастившиеся не должны целовать в этот день иконы или руку священника и не делать земные поклоны. Важно хранить язык, мысли и сердце от всякого зла.

Как вести себя в день Причащения?

День Причащения - это особый день в жизни христианина, когда он таинственным образом соединяется со Христом. В день Свято­го Причащения вести себя следует благоговейно и благочинно, чтобы не оскорбить своими поступками святыню. Благодарить Господа за великое благодеяние. Эти дни надо проводить как великие праздники, насколько возможно посвящая их сосредоточенности и духовному деланию.

В любой ли день можно причаститься?

Причащают во все дни, когда служится Божественная Литур­гия. Литургия не служится в пятницу на Страстной седмице.

В период Великого поста богослужения совершаются по осо­бому расписанию.

Оплачивается ли Причащение?

Нет, во всех храмах Таинство Причащения всегда совершает­ся бесплатно.

Можно ли причаститься после Соборования без Ис­поведи?

Соборование не отменяет Исповедь. Исповедь нужна. Грехи, которые человек осознает, обязательно должны быть исповеданы.

Можно ли вкушением крещенской воды с артосом (или антидором) заменить Причастие?

Это ошибочное мнение о возможности замены Причастия крещенской водой с артосом (или антидором) возникло, возможно, из- за того, что людям, которые имеют канонические или иные препятствия к Причащению Святых Таин, разрешается для утешения употреблять крещенскую воду с антидором. Однако это нельзя понимать как равно­значную замену. Причастие ничем заменить нельзя.

Может ли православный христианин причаститься в какой-либо инославной церкви?

Нет, только в Православной Церкви.

Как причастить годовалого ребенка?

Если ребенок не способен спокойно находиться в храме всю службу, то его можно принести ко времени Причащения.

Можно ли ребенку до 7 лет поесть перед Причастием? Можно ли причащаться больным не натощак?

Этот вопрос решается индивидуально по совету со священ­ником.

Маленьким детям перед Причастием дают есть и пить по не­обходимости, чтобы не наносить ущерба их нервной системе и теле­сному здоровью. Детей постарше, с 4-5-летнего возраста постепенно приучают к обычному посту перед Причастием и вообще к «взрослому» режиму питания и жизни.

Взрослым людям в некоторых исключительных случаях благо­словляется причащаться не натощак.

Могут ли дети до 14 лет причаститься без Исповеди?

Без Исповеди могут причащаться только дети до 7 лет. С 7-летнего возраста детей причащают после Исповеди.

Можно ли причащаться беременной?

Можно. Беременным желательно чаще причащаться Святых Христовых Таин, готовясь к Причащению покаянием, исповедью, мо­литвой и постом, который для беременных послабляется.

Воцерковление ребенка желательно начинать с того момента, как родители узнали, что у них будет дитя. Еще в утробе матери ребенок воспринимает все, что происходит с мамой и вокруг нее. В это время очень важно участие в Таинствах и молитва родителей.

Как причаститься болящему на дому?

Родственники больного должны предварительно договорить­ся со священником о времени Причащения и посоветоваться о том, как подготовить больного к этому Таинству.

Когда можно причаститься на неделе в Великий пост?

В период Великого поста детей причащают по субботам и воскресениям, когда служится Литургия Василия Великого. Взрослые кроме субботы и воскресения, могут причащаться по средам, пятницам, когда служится Литургия Преждеосвященных Даров. В понедельник, вторник и четверг в Великий пост Литургии не положено, за исключе­нием дней памяти некоторых святых.

Почему на Литургии Преждеосвященных Даров не причащают младенцев?

На Литургии Преждеосвященных Даров в Чаше содержится только благословленное вино, а Кровью Христовою заранее пропитаны частицы Агнца (Хлеба, преложенного в Тело Христово). Так как мла­денцев, в силу их физиологии, невозможно причастить частицей Тела, а Крови в Чаше нет, то их за Преждеосвященной Литургией и не при­чащают.

Могут ли миряне причащаться на сплошной седми­це? Как им в это время готовиться к причащению? Может ли свя­щенник запретить причащаться на Пасху?

При подготовке к причащению на сплошной седмице разреша­ется вкушени скоромной пищи. В это время подготовка к причащению заключается в покаянии, примирении с ближними и чтении молитвен­ного правила ко Причащению.

Причащение на Пасху является целью и радостью для каждого православного христианина. Вся святая Четыредесятница готовит нас к причащению в Пасхальную ночь: «возведемся к покаянию, и чув­ства очистим, к нимже брань, вход поста творяще: надеждею благодати сердце извествующе, не брашны, в нихже не пользовашася ходившии. И снестся нами Агнец Божий, во священной и светоносной ночи Вос­кресения, нас ради приведенное заколение, учеником приобщенное в вечер таинства, и тьму разоряющее неведение светом его воскресения» (стихира на стиховне, в мясопустную неделю вечером).

Преп. Никодим Святогорец говорит: «те, кто хотя и постятся перед Пасхой, но на Пасху не причащаются, такие люди Пасху не празднуют… потому что эти люди не имеют в себе причины и пово­да праздника, которым является Сладчайший Иисус Христос, и не имеют той духовной радости, которая рождается от Божественного Приобщения».

Когда христиане стали уклонятся от причащения на Светлой Седмице, то отцы Трулльского Собора (т.н. Пято-Шестого Собора) 66-м правилом засвидетельствовали изначальное предание: «от святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новой, во всю седмицу вер­ные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся».

Таким образом, причащение на Пасху, в дни Светлой Седми­цы, и вообще на сплошных седмицах не возбраняется никому из право­славных христиан, кто может быть допущен ко Святому Причащению в другие дни церковного года.

Каковы правила молитвенной подготовки к прича­щению?

Объем молитвенного правила перед причастием канонами Церкви не регламентируются. Для чад Русской Православной Церкви он должен быть не меньше имеющегося в наших молитвословах Пра­вила ко святому причащению, включающего в себя три псалма, канон и молитвы перед причащением.

Существует, кроме того, благочестивая традиция чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин: канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу, канона к Богородице, канона Ангелу-хранителю.

Необходима ли исповедь перед каждым причащением?

Обязательная исповедь перед причастием канонами Церкви не регламентируются. Исповедь перед каждым причащением является русской традицией, вызванной крайне редким причащением христиан в синодальный период истории Русской Церкви.

Для тех, кто пришел в первый раз или с тяжкими грехами, для новоначальных христиан исповедь перед причащением обязательна, так как для них частая исповедь и наставления священника имеют важное катехизическое и пастырское значение.

В настоящее время «должна поощряться регулярная исповедь, но не от каждого верующего следует требовать непременной испо­веди перед каждым причастием. По согласованию с духовником для лиц, регулярно исповедующихся и причащающихся, соблюдающих церковные правила и установленные Церковью посты, может быть установлен индивидуальный ритм исповеди и причастия», - митропо­лит Иларион (Алфеев).

Православная вера учит христиан, как правильно исповедоваться. Этот обряд связан с древнейшими событиями, когда Апостол Петр покинул архиерейский дом и уединился после того, как осознал свой грех перед Христом. Он отрекся от Господа и покаялся за это.

Так и каждому из нас необходимо осознать свои прегрешения перед Господом и уметь их преподнести священнику, чтобы искренне покаяться и получить прощение.

Чтобы научиться правильно исповедоваться в церкви, необходимо провести подготовку души и тела , и далее мы расскажем вам, как это сделать.

Прежде чем отправиться в церковь, постарайтесь уяснить для себя несколько важных моментов . Особенно, если вы решили исповедоваться первый раз. Итак, какие же вопросы чаще всего возникают у человека накануне исповеди?

Когда можно исповедоваться?

Исповедь означает искренний разговор с Богом через посредничество священника. По церковным канонам, к исповеди привлекают с детства, начиная с семилетнего возраста . Верующие исповедуются после основной службы, возле аналоя. Люди, решившие окреститься или обвенчаться также приступают к исповеди перед Богом.

Как часто нужно исповедоваться?

Это зависит от истинного желания человека и его личной готовности открыто говорить о своих грехах. Когда христианин пришел исповедоваться первый раз, это не значит, что после этого он стал безгрешным. Все мы грешим каждый день. Поэтому и осознание своих действий лежит на нас самих. Кто-то исповедуется каждый месяц, кто-то – перед большими праздниками, а кто-то во время православных постов и перед своим Днем рождения. Здесь главное понимание – зачем это нужно именно мне , какой положительной урок это может преподнести мне в будущем.

Как исповедоваться, что говорить?

Здесь важно обращаться к священнику искренне, без ложного стыда. Что значит это утверждение? Человек решивший искренне покаяться, должен не просто перечислять, какие грехи он сотворил за последние время и тем более, тут же искать им оправдание.

Запомните, вы пришли в церковь не для того, чтобы скрыть свои недобрые поступки, а для того, чтобы получить благословление святого отца и начать свою новую, духовную жизнь .

Если вы уже давно хотите исповедоваться, что говорить священнику вы можете заранее спокойно продумать дома. А лучше – записать на бумаге. Положите перед собой «10 Заповедей», вспомните 7 смертных грехов.

Не забывайте, что гнев, прелюбодеяние, гордыня, зависть, чревоугодие также присутствуют в этом списке. Также сюда относится посещение гадалок и ясновидящих, просмотр по телевидению передач неподобающего содержания.

Как надо одеваться на исповедь?

Одеяние должно быть простым, отвечающим всем законам христианства. Для женщин – закрытая блуза, юбка или платье не выше колена, на голове обязательно платок. Для мужчин – брюки, рубашка. Головной убор обязательно снять.

Можно ли исповедоваться дома?

Безусловно, Бог слышит наши молитвы повсеместно и, как правило, прощает нам в случае истинного раскаяния. Однако в церкви мы можем получить ту самую благодатную силу , которая поможет нам бороться с искушениями в последующих ситуациях. Мы становимся на путь нашего духовного возрождения. И происходит это именно во время Таинства под названием — исповедь.

Как исповедоваться первый раз?

Первая исповедь, как и все последующие разы, когда вы решите исповедоваться в церкви, требует определенной подготовки .

Во-первых, вам необходимо настроиться морально . Будет правильно, если вы какое-то время проведете наедине с собой, обратитесь к Господу с молитвой. Также рекомендуется держать пост накануне исповеди. Исповедь – это как лекарство, которое лечит и тело, и душу. Человек духовно возрождается, приходит к Господу через прощение. Можно приступать к исповеди и без причастия, однако ваша вера в Господа должна быть непоколебимой.

Во-вторых, о проведении Таинства исповеди лучше всего договорится заранее . В назначенный день придите в храм на Богослужение, а по его окончанию отправьтесь к аналою, там где обычно и проходит исповедь.

  1. Предупредите священника, что вы будете исповедоваться в первый раз.
  2. Священник прочитает вступительные молитвы, которые служат некоторой подготовкой к личному покаянию каждого из присутствующих (их может быть несколько).
  3. Далее каждый подходит к аналою, где расположена икона или распятие и совершает земной поклон.
  4. После этого происходит личная беседа священника с исповедником.
  5. Когда подойдет ваша очередь, расскажите о своих грехах с искренним покаянием, не вдаваясь в лишние подробности и детали.
  6. Можете записать на листе бумаге то, что вы бы хотели сказать.
  7. Не бойтесь и не смущайтесь — Исповедь дана для того, чтобы обрести Божию благодать, покаяться за содеянное и больше никогда его не повторять.
  8. По окончании беседы исповедник становится на колени, а священник покрывает его голову епитрахилью – специальной тканью и читает разрешительную молитву.
  9. После этого необходимо поцеловать Святой Крест и Евангелие в знак любви к Господу.

Как причаститься в церкви?

Современному человеку также очень важно знать, как причаститься в церкви, поскольку Таинство Причащения к Святой Чаше соединяет христианина с Богом и укрепляет истинную веру в Него. Причащение было установлено самим Божьим Сыном . В Библии сказано, что Иисус Христос благословил и разделил хлеб между Своими учениками. Апостолы приняли хлеб, как тело Господне. Затем Иисус разделил между апостолами вино, и они выпили его, как кровь Господнюю, пролитую за грехи человечества.

Отправляясь в церковь накануне большого праздника или перед своими именинами, необходимо знать, как правильно исповедаться и причаститься. Это духовное таинство играет в жизни человека такую же важную роль, как обряд венчания или крещения. Причащаться без исповеди не полагается , поскольку их взаимосвязь очень сильна. Покаяние или исповедь очищает совесть, делает нашу душу светлой перед глазами Господа. Поэтому причащение следует за исповедью .

Во время исповеди необходимо искренне покаяться и принять решения начать смиренную, благочестивую жизнь по всем христианским законам и правилам. Причащение в свою очередь посылает на человека Божью Благодать, оживляет его душу, укрепляет веру и исцеляет тело.

Как подготовиться к таинству причастия?

  1. Перед причащением необходимо усердно молиться, читать духовную литературу и держать трехдневный пост .
  2. Накануне вечером рекомендуется посетить вечернее богослужение, здесь также можно исповедаться.
  3. В день причащения необходимо прийти на утреннюю Литургию.
  4. После пения молитвы «Отче наш» к алтарю выносят Святую Чашу.
  5. Вначале причащаются дети, затем взрослые.
  6. Подходить к Чаше необходимо очень осторожно, скрестив руки на груди (правая поверх левой).
  7. Затем верующий произносит свое православное имя и благоговейно принимает Святые Дары – выпивает из Чаши воду или вино.
  8. После чего низ Чаши следует поцеловать.

Живя в современном обществе исповедоваться и причащаться время от времени, должен каждый православный человек, желающий очистить свою душу и приблизится к Господу.



Новое на сайте

>

Самое популярное