Домой Педиатрия Культ личности сталина и его влияние на развитие ссср, кратко. Разоблачение культа личности Cталина

Культ личности сталина и его влияние на развитие ссср, кратко. Разоблачение культа личности Cталина

Предпосылки формирования тоталитарного режима в СССР:

Советский Союз оказался «изгоем» во враждебном окружении буржуазных стран («СССР – осаждённая крепость»). Это требовало максимальной концентрации усилий на случай возмож­ной войны;

Вековая тяга к сильной власти, «твёрдой руке» у русского народа;

Отсутствие демократических тради­ций в России.

Формирование культа личности И. В.Сталина. На рубеже 1920–1930-х гг. Сталин, убрав из руководства страны конкурентов – «ленинскую гвардию» (Троцкого, Каменева, Зиновьева, Бухарина и др.), превратился в едино­личного вождя. С начала 1930-х гг. стал складываться культ лично­сти Сталина. Он выражался в неумеренном восхвалении его мудрости, обязательных ссылках на слова вождя в книгах и статьях по любым об­ластям знания.

Культ был порождён особенностями тоталитарной системы, внутрипартийной борьбой за власть, массовыми репрессиями, влиянием личных качеств И. В. Сталина. Культ личности Сталина не мог существовать без поддержки низ­овых слоёв населения . В обществе с низким уровнем культуры, среди полуграмотных людей легко можно создать почву для абсолютной веры в непогрешимого вождя. Создав вначале культ личности Ленина, Сталин укрепил вождистские настроения в обществе, а затем создал свой культ личности – «верного продолжателя дела Ленина».

Цель сталинских репрессий.

Репрессии карательные меры, наказания, применяемые государством к гражданам .

Для обеспечения стабильности своего культа Сталину было необходимо поддерживать в обществе атмо­сферу страха . С этой целью организовывались судебные про­цессы над ин­теллигенцией, мифическими «вредителями», «шпионами» и «врагами народа».

Устроители судебных спектак­лей преследовали и более мас­штабную цель: сгустить в стране атмосферу недоверия и подозри­тельно­сти . Посредством репрессий устранялась лучшая, свободо­мысля­щая часть нации, способная критически оценивать происходящие в об­ществе процессы.

Борьба с оппозиционными партиями. XII конференция РКП(б) в 1922 г. признала все антибольшевистские партии «антисоветскими», т.е. антигосударственными. Практи­ковалась дискредитация оппозиции путём навешивания ярлыков ру­ководителей «под­польных антипар­тий­ных групп» и «контрреволю­ционных органи­заций». В 1922 г. состоялся открытый судебный процесс над эсерами.

Сопротивление репрессиям. Так, работник Московской парт­организации в М.Н. Рютин подготовил манифест «Ко всем членам ВКП(б)», где, в ча­стности, писал: «С помощью обмана и клеветы, с помощью неве­роят­ных насилий и террора Сталин за последние пять лет отсёк и устра­нил от руководства все самые лучшие, подлинно большевистские кадры, установил в ВКП(б) и всей стране свою личную диктатуру, порвал с ленинизмом... С руководством Сталина должно быть по­кон­чено как можно скорее».


Рютин­ский манифест нашел отклик среди части делега­тов XVII съезда ВКП(б) (ян­варь 1934 г.). Около 300 деле­гатов проголосовали против вхождения И.В. Стали­на в новый состав ЦК. Впоследствии этот съезд назовут «съездом рас­стрелянных», так как большинство его делега­тов (1108 из 1961) будет уничтожено в ходе репрессий.

Начало массовых репрессий. 1 декабря 1934 г. в Ленинграде ком­му­нистом Л. Николаевым был убит С.М. Киров . Тайна этого пре­ступления не разгадана до сих пор. Но оно было умело использовано Сталиным для устранения мешавших ему людей. Уже в день убийства Кирова было принято поста­новление Президиума ЦИК СССР, по которому следственным властям предписы­валось вести дела обвиняемых в подготовке «тер­рористиче­ских актов» ускоренным порядком (через военные трибу­налы) и приго­воры приво­дить в исполнение немедленно.

В убийстве Кирова был обвинён т. н. «Ленинградский центр ». Перед судом пред­стали, в том числе, Зиновьев и Каменев. В 1935 г. состоялся процесс над Ленинградскими сотрудниками НКВД.

После убийства Кирова позиции Сталина значительно укрепились. На многие руководящие посты были по­ставлены его сторонники (А. Микоян, А. Жданов, Н. Хрущёв, Г. Маленков ).

Конституция СССР 1936 г. получила наименование «Сталинская», или «Конституция по­бедив­шего социализма». Конституция отличалась декларативностью. В ней были зафиксированы тезисы, не имевшие реального отражения в жизни:

-«Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство ра­бочих и крестьян».

Тезис о построе­нии, в основном, социализма.

-«Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора» (и это во времена террора!).

Политической основой СССР провоз­глаша­лись Советы депутатов трудящихся , экономической – социали­стиче­ская собственность на средства производства.

Выборы в сове­ты объявлялись прямыми, равными, тайными и всеобщими (в действительности – бе­зальтерна­тивными и формальными).

Высшим законодательным органом объяв­лялся Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Нацио­нальностей , а в период между его сессиями – Президиум Верховного Совета. Председателем Президиума Верхов­ного Совета являлся М. И. Калинин. В реальности вся власть находилась в руках Сталина и высших партийных органов.

Национальные отношения по Конституции 1936 г. В качестве основных форм национально-государственного строительства Консти­туция закрепила федерацию и автономию . СССР состоял из 11 союз­ных республик. Но федеративное устройство СССР было фикцией, в реальности су­ществовало цент­рализованное государство.

Реалиитоталитарного режима. В реальности «страна победив­шего соци­а­лизма» значительно отличалась от декларируемых Консти­туцией положений. В стране возникла гигантская, но неэффективная директивная экономика с «под­сис­темой страха» – ры­чагами внеэкономического принуждения. Экономика приобрела «лагерный» облик. Значительная часть населения страны переместилась за ко­лючую проволоку в ГУЛАГ(Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения ). Та­ким образом, в результате красного террора, эмиграции, гражданской войны и репрессий мы лишились почти 1/3 соотече­ственников, притом их лучших представителей. Средняя продолжительность жизни в 1926–1939 гг. сократилась на 15 лет.

В 30-е гг. в СССР существовала однопартийная система власти . Курс на форсированный переход к социализму, жесткая централизация, сращивание партийных и государственных структур власти — все данные факторы надолго определили вектор политического развития советского общества.

Конкретным выражением всех качественных изменений политического режима стало утверждение культа личности Сталина . Стоит заметить, что он находился на вершине пирамиды власти, все нижестоящие звенья кᴏᴛᴏᴩой имели только исполнительные функции.

Сталин умело использовал не только веру людей в социализм, но и огромный авторитет Маркса и Ленина, добиваясь роста ϲʙᴏего авторитета как их соратника.

Формирование культа личности в стране, где отсутствовали демократические традиции, во многом определялся и атмосферой страха перед репрессиями.

Важно знать, что большую роль в идеологическом обосновании культа личности Сталина сыграл учебник “История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) Краткий курс”, опубликованный и 1938 г. В нем Сталин изображался вождем партии с момента ее образования. Укреплению веры народа в И.В. Сталина способствовали также подлинные и мнимые успехи социалистического строительства. Культ И.В. Сталина насаждался его ближайшим окружением, делавшим на ϶ᴛᴏм быструю политическую карьеру, — К.Е. Ворошиловым, Л.М. Кагановичем, В.М. Молотовым, Г.М. Маленковым, Н.С. Хрущевым, Л.П. Берией и др. По всей стране культ И.В. Сталина внедряли в сознание народа многочисленные партийные работники и государственные служащие.

М.И.Калинин, К.Е.Ворошилов и председатель колхоза Сандходжа Урундходжаев на II съезде колхозников. 1935 г.

В области экономики продолжала развиваться система жесткого планирования, распределения и контроля во всех сферах хозяйственной деятельности. Материал опубликован на http://сайт
В период культа личности пострадали десятки тысяч граждан, в их число попало немало известных деятелей партии и Советского государства.

В середине 30-х гг. начались репрессии против старых партийцев, не согласных с установившимися методами руководства страной. Поводом для массовых репрессий послужило убийство 1 декабря 1934 г. С.М. Кирова, первого секретаря Ленинградского горкома и обкома партии, члена Стоит сказать - политбюро ЦК ВКП (б)

Расследование обстоятельств ϶ᴛᴏго террористического акта направлял И.В. Сталин. Согласно официальной версии, убийство было совершено по поручению подпольной троцкистско-зиновьевской группы в целях дезорганизации руководства страны. К высшей мере наказания приговорили несколько партийно-государственных работников, хотя их участие в покушении на С.М. Кирова не было доказано.

В 1936 г . по вымышленному обвинению в антисоветской деятельности и шпионаже (дело об антисоветском “объединенном троцкистско-зиновьевском центре ”) осудили бывших лидеров партии Г.Е. Зиновьева, Л.Б. Каменева и др. Жертвами репрессий стали тысячи политэмигрантов, многие работники Коминтерна. Репрессивная политика проводилась против целых народов. Вскоре застрелился М.П. Томский, возглавлявший ранее профсоюзы страны.

В 1937 г . по делу “антисоветского троцкистского центра ” к суду была привлечена группа ответственных работников наркоматов тяжелой и лесной промышленности. В их числе находились Ю.Л. Пятаков и Г.Я. Сокольников. Стоит заметить, что они обвинялись в попытках подорвать экономическую мощь СССР, во вредительстве, в организации аварий на предприятиях, в преднамеренном срыве государственных планов. Тринадцать обвиняемых были приговорены к расстрелу и четверо — к тюремному заключению. (Хрестоматия Т10 №4)

Репрессии коснулись командных кадров Красной Армии (М.Н. Тухачевский, И.Э. Якир, И.П. Уборевич, А.И. Егоров, В.К. Блюхер)

Первые маршалы Советского Союза — М.Н.Тухачевский, К.Е.Ворошилов, А.И.Егоров, С.М.Буденный, В.К.Блюхер. 1935 г.

В 1938 г. был сфабрикован еще один политический процесс по делу “антисоветского правотроцкистского блока ” (Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и др.) Подсудимых обвиняли в намерении ликвидировать существующий в СССР общественный и государственный строй, реставрировать капитализм. Добиться ϶ᴛᴏй цели они якобы предполагали средствами шпионской и диверсионной деятельности, путем подрыва экономики страны. Все данные акции проходили с нарушением норм правосудия и завершались расстрелом осужденных.

По ложным доносам и обвинениям в “контрреволюционной” деятельности арестовывали десятки тысяч невинных людей. Их приговаривали к заключению и принудительным работам в системе Государственного управления лагерей (ГУЛАГ) . Труд заключенных использовался на лесоповалах, строительстве новых заводов и железных дорог. К концу 30-х гг. система ГУЛАГа включала более 50 лагерей, свыше 420 исправительных колоний, 50 колоний для несовершеннолетних. Численность заключенных в них лиц увеличилась со 179 тыс. в 1930 г. до 839,4 тыс. — в конце 1935 г. и до 996,4 тыс. — в конце 1937 г. (официальные данные)

Культ личности Сталина — чуждое принципам марксизма-ленинизма искусственно созданное преувеличение и возвеличивание роли личности И.В. Сталина.

Во времена сталинского правления советской пропагандой был создан вокруг него полубожественный ореол непогрешимого вождя. Культ личности Сталина начался в середине 20-х - и продлился до начала 50-х годов XX века.

Сталинизм — характеризуется господством авторитарно-бюрократических методов управления страной и обществом, практическим отождествлением партийных и государственных органов, отсутствием контроля за политическим руководством, подавлением свободомыслия, ликвидацией национального равенства, массовым террором и репрессиями, а в теоретическом плане догматизацией марксизма.

Страна в период формирования культа личности

В 1930-е гг. в Советском Союзе была однопартийная система власти. Курс на ускоренный переход к социализму, жесткая централизация, сращивание партийных и государственной власти - все эти факторы на долгое время определили вектор политического развития советского общества. Конкретным выражением всех качественных изменений политического режима стало утверждение культа личности Сталина. Он был на вершине пирамиды власти, все ниженаходящиеся звенья которой имели лишь исполнительные функции.

Сталинизм характеризуется господством авторитаризма, усилением государственных карательных функций, сращиванием государственных органов и господствовавшей Коммунистической партии, жестким идеологическим контролем за всеми сторонами жизни общества.

Некоторые исследователи считают сталинизм одной из форм тоталитаризма. Сталинские репрессии - массовые политические репрессии, осуществлявшиеся в СССР в период сталинизма. Количество непосредственно жертв сталинских репрессий (лиц, приговоренных за политические (контрреволюционные) преступления к смертной казни или лишению свободы, выселенных, сосланных) исчисляется миллионами.

Сталин и власть

Сталин еле смог приподнять руку, чтобы подозвать к себе. В глазах были ужас, страх и мольба…

Овации во славу себе Сталин поощрял и, бывало и такое что, расстреливал тех, кто мало ему аплодировал. Сталин упивается своей властью. Он проявлял такие темные страсти, свойственные его натуре как личная мстительность, злопамятство, садизм и прочие, при этом не считаясь ни с какими классовыми интересами и действовал даже вопреки этим интересам — проявляя исключительную личную жестокость, личное коварство и личную жажду власти.

Кульминацией стал 1937 год, когда Сталин смог ликвидировать всех своих мнимых и реальных противников партии. Сталинская иррациональность была заключена в том, что сажали и расстреливали вчерашних героев революции, расстреливали своих, самых преданных членов партии, которые умирали порой с клятвой верности Сталину на устах. Это кажется безумием. И существует версия, что вождь народов попросту был сумасшедший, который все это устроил и организовал, вопреки своим собственным партийным интересам.

В действительности Сталин поступал абсолютно логично со своей точки зрения, и даже в чем-то придерживаясь ленинской политики. Но если все-же допустить, что И. Сталин был безумцем, который правил страной на протяжении нескольких десятилетий, не встречая никаких помех и сопротивления, то значит само государство, созданное Лениным, давало ему такую возможность.

Единственный актер-режиссер, а сцена вся страна

В сталинские времена всякое высказывание, которое выражало легкую критику государства и Сталина, рассматривалась как буржуазная агитация и пропаганда. Да по сути и высказываться было не обязательно. Хватало и подозрения, что человек мыслит как-то не так. Достаточно было случайной оговорки или опечатки.

Вождь всех народов очень умело подходил к подбору кадров. Людей которые были талантливы или самостоятельны в руководстве он уничтожил и окружил себя исполнителями, которые никак не могли с ним конкурировать да и боялись этого пуще огня.

Террор в России начался задолго до Октябрьской революции. Еще с…

Кроме этого, удивительно разбираясь в людях, он мог так умело их расставлять и стравливать между собой, что в результате это шло на пользу ему одному. В итоге его жертвы располагались как бы цепями, порой предварительно сыграв роль палачей. Сталин умел очаровывать людей своими мягкими и обходительными манерами. Умело сохранял маску непроницаемости, за которой скрывалось нечто непредсказуемое…

Сама власть его привлекала, кроме всего прочего, как игра человеческими жизнями. Хорошо зная людей и глубоко их презирая, глава государства к ним относился как к сырому материалу, с которого можно лепить что угодно, осуществляя в истории какой-то замысел своей личности и судьбы. Он был в собственных глазах единственный актер-режиссер, а сценой было все государство и шире — весь мир. В этом смысле он был по натуре художник. Отсюда, в частности, и многие отклонения Сталина от Ленина в сторону культа собственной личности. Отсюда же и его капризный деспотизм, а также подготовка и развертывание судебных процессов как сложно-увлекательных детективных сюжетов и красочных спектаклей.

«При Сталине был порядок!»

Когда в наши дни слышишь: «При Сталине был порядок!», то хочется задать вопрос — а какой ценой был достигнут этот «порядок». И был ли это в действительности «порядок».

За десятки лет своего функционирования сталинская бюрократия доказала, что она может «наводить порядок» только одним единственным способом: вначале общество или отдельный его «участок» приводили в социально-аморфное состояние, разрушая все его связи, всю сложную структуру, а после вносят в него «элемент организации», как правило взяв за образец военную организацию. При этом военную организацию опять-же совершенно особого типа, где, к примеру, «красноармеец должен бояться карательных структур новой власти больше, чем пуль врага».

Однако такой способ социальной организации можно назвать наведением порядка лишь в весьма условном смысле. Как там у А.Толстого? «Такой навел порядок — хоть покати шаром». Там, где все многообразие взаимоотношений между людьми сводится к одной единой зависимости казарменного характера, ценой «порядка» становится беспорядок, социальная дезорганизация не преодолевается, а только загоняется вглубь.

Для поддержания такого рода «порядка» надо искусственно создавать в государстве обстановку предельной напряженности, обстановку чрезвычайного положения, необъявленной внутренней или даже внешней войны.

Теперь об «ускоренной модернизации» промышленности и сельского хозяйства, осуществление которой кое-кто ставит в заслугу этой тоталитарной бюрократии, считая ее основным героем ликвидации вековой отсталости России. Первоисточник этой концепции возможно найти в докладах И.Сталина, который завораживающими цифрами — миллионами тонн угля, чугуна, стали вытеснял из сознания людей даже повод думать о других миллионах — о миллионах изгнанных из родных мест, умерших от голода, расстрелянных или догнивающих в лагерях.

В результате раскрытия советских архивов было найдено множество документов за подписью Сталина, которые могут свидетельствовать, как считают современные исследователи, что именно им были санкционированы почти все массовые политические репрессии.

Но самым страшным было то, что среди раздавленных были такие, которые…

Вождь партии

Сталин мог умело использовать не только веру людей в социализм, но и нерушимый авторитет Маркса и Ленина, добиваясь роста своего авторитета как их соратника. Формирование культа личности в государстве, где отсутствовали демократические традиции, во многом определялся и атмосферой страха перед репрессиями. Большую роль в идеологическом обосновании культа личности Сталина сыграл учебник “История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс”, который был опубликован в 1938 году. В нем Сталин изображается вождем партии с момента ее образования. Культ И.В. Сталина насаждался его ближайшим окружением, делавшим на этом быструю политическую карьеру. По всей стране культ И.В.Сталина внедряли в сознание народа многочисленные партийные работники и государственные служащие.

Разоблачение культа личности Сталина

Культ личности Сталина был разоблачен Н. Хрущевым в ходе XX съезда КПСС в 1956 г., 25 февраля. Он длился с 14-го по 25 февраля 1956 г. Разоблачение культа личности Сталина Никитой Сергеевичем было изложено в закрытом докладе «О культе личности и его последствиях». В нем Хрущевым озвучивалась точка зрения на недалекое прошлое государства, а также перечислялись многочисленные факты истории второй половины 1930-х начала 1950-х гг., он интерпретировал их как преступления, где на Сталина за них возлагалась вина. Проблема военных и партийных деятелей, репрессированных при Сталине, тоже была поднята. Доклад, несмотря на эту условную закрытость, распространили по всем партийным уголкам Советского Союза.

Очень скоро после того, как умер Сталин, в 1953 году, появилось понятие «культ личности Сталина». Первым, кто начал борьбу с этим явлением, стал Берия Лаврентий Павлович, а также Максимилианович.

В советской литературе тридцатых-пятидесятых годов двадцатого века одним из центральных стал образ Сталина. Писали о вожде произведения также и зарубежные писатели-коммунисты, среди которых - Пабло Неруда, В СССР их творения тиражировались и переводились.

Произведения, которые прославляли Сталина, появлялись и в публикациях фольклора почти всех народов СССР.

В советской скульптуре и живописи в этот период также прослеживался культ личности Сталина.

В формировании пропагандистского образа этого вождя особую роль сыграли растиражированные советские плакаты, которые были посвящены самой различной тематике.

Прижизненно именем Сталина названо было очень большое количество объектов, в их число входили и населенные пункты, улицы, заводы, культурные центры. Скорее всего, первым из них стал Сталинград. В Гражданскую войну (в тысяча девятьсот двадцать седьмом году) в обороне Царицына участвовал Сталин.

Во многих государствах Восточной Европы после 1945 года появились города, которые были названы в его честь.

Формирование культа личности Сталина стало одним из фрагментов политического режима СССР в тридцатые годы.

Пятьдесят лет ему исполнилось двадцать первого декабря 1921 года. До этого момента всех членов политбюро называли «вождями партии» и перечисляли в алфавитном порядке. Но с этого момента «институт вождей» ликвидировали и Сталина объявили единственным «первым учеником Ленина» и «вождем партии».

Сталина называли гениальным, великим, мудрым. В стране появился «вождь мирового пролетариата». Также его называли выдающимся полководцем и создателем Красной Армии, организатором Октября, великим стратегом пятилетки. Партийные работники, рабочие, артисты, академики друг у друга оспаривали первенство по восхвалению Сталина. Однако Джамбул, народный превзошел всех, в «Правде» он написал, что «Сталин — глубже океана, выше Гималаев, ярче солнца. Он — учитель Вселенной».

Культ личности Сталина был разоблачен Никитой Хрущевым в ходе в 1956 году, двадцать пятого февраля. Он длился с четырнадцатого по двадцать пятое февраля 1956 года, на нем присутствовало с решающим голосом тысяча триста сорок девять делегатов, с совещательным голосом восемьдесят один, представлявших четыреста девятнадцать тысяч шестьсот девять кандидатов в члены партии и шесть миллионов семьсот девяносто пять тысяч восемьсот девяносто шесть членов партии.

Разоблачение культа личности Сталина Никитой Сергеевичем Хрущевым было изложено в закрытом докладе «О культе личности и его последствиях».

В нем Хрущев озвучил свою точку зрения на недалекое прошлое страны, а также перечислил многочисленные факты истории второй половины тридцатых-начала пятидесятых годов, интерпретировал их как преступления, где на Сталина за них возлагалась вина. Проблема военных и партийных деятелей, которые были репрессированы при этом правителе, также была поднята. Доклад, несмотря на эту условную закрытость, распространили по всем партийным уголкам страны, а на некоторых предприятиях даже беспартийных привлекали к его обсуждению. Даже в ячейках ВЛКСМ велось его обсуждение. Во всем мире доклад, разоблачавший культ личности Сталина, привлек большое внимание, его перевели на многие языки и распространяли даже в некоммунистических кругах. Однако только в тысяча девятьсот восемьдесят девятом году он был опубликован в самом Советском Союзе в журнале под названием «Известия ЦК КПСС».

Выражение «культ личности Сталина» получило широкое распространение после появления в 1956 в докладе Н. С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях» и в постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий».

Проявления культа личности

Советская пропаганда создала вокруг Сталина полубожественный ореол непогрешимого «великого вождя и учителя». Именем Сталина и его ближайших соратников назывались города, заводы, колхозы, военная техника. Его имя упоминалось в одном ряду с Марксом, Энгельсом и Лениным. 1 января 1936 г. в «Известиях» появляются первые два стихотворения, прославляющее И. В. Сталина, которые принадлежат перу Бориса Пастернака. По свидетельству Корнея Чуковского и Надежды Мандельштам, он «просто бредил Сталиным».

Имя Сталина упоминается и в гимне СССР, сочиненном С.Михалковым в 1944 году:

Образ Сталина стал одним из центральных в советской литературе 1930-х-1950-х годов; произведения о вожде писали также зарубежные писатели-коммунисты, в том числе Анри Барбюс (автор изданной посмертно книги «Сталин»), Пабло Неруда, эти произведения переводились и тиражировались в СССР.

Произведения, прославляющие Сталина, в изобилии появлялись и в публикациях фольклора практически всех народов СССР.

Тема Сталина постоянно присутствовала в советской живописи и скульптуре этого периода, включая монументальное искусство (прижизненные памятники Сталину, как и памятники Ленину, устанавливались массово в большинстве городов СССР, а после 1945 и Восточной Европы). Особую роль в создании пропагандистского образа Сталина сыграл массовый советский плакат, посвящённый самой разнообразной тематике.

Именем Сталина прижизненно было названо огромное количество объектов, в том числе населённых пунктов (первым из которых, по-видимому, стал Сталинград в 1925 - в обороне Царицына Сталин участвовал в Гражданскую войну), улиц, заводов, культурных центров. После 1945 города имени Сталина появились во всех государствах Восточной Европы, причём в ГДР и Венгрии Сталинштадт (ныне часть Айзенхюттенштадта) и Сталинварош (ныне Дунауйварош) стали выстроенными практически с нуля в честь вождя «новыми социалистическими городами». Существовал даже проект переименования Москвы в город Сталинодар.

Аналогичные по характеру, но меньшие по масштабу явления наблюдались и в отношении других государственных руководителей 1930-х-1950-х (Калинина, Молотова, Жданова, Берия и пр.). Сопоставимым с культом Сталина был только (в основном посмертный) культ Ленина, продолжавшийся весь советский период, заниженный в сталинскую эпоху, но вновь и еще с большей силой возвышенный после смерти Сталина.

Никита Хрущёв, развенчивая культ личности в своём знаменитом докладе на XX съезде КПСС утверждал, что Сталин всячески поощрял такое положение вещей. Хрущёв заявил, что редактируя подготовленную к печати собственную биографию, Сталин вписывал туда целые страницы, где называл себя вождём народов, великим полководцем, высочайшим теоретиком марксизма, гениальным учёным и т. д. В частности, Хрущёв утверждает, что следующий отрывок был вписан самим Сталиным: «Мастерски выполняя задачи вождя партии и народа, имея полную поддержку всего советского народа, Сталин, однако, не допускал в своей деятельности и тени самомнения, зазнайства, самолюбования» .

Известно однако, что Сталин пресекал некоторые акты своего восхваления. Так, по воспоминаниям автора орденов «Победа» и «Слава» первые эскизы были выполнены с профилем Сталина. Сталин попросил заменить его профиль на Спасскую башню. На замечание Лиона Фейхтвангера «о безвкусном, преувеличенном преклонении перед его личностью», Сталин «пожал плечами» и «извинил своих крестьян и рабочих тем, что они были слишком заняты другими делами и не могли развить в себе хороший вкус». В 1949 году, когда МГУ хотели присвоить его имя, Сталин категорически отказался.

В учебнике для юридических вузов и факультетов «Теория государства и права», изданном авторским коллективом под редакцией профессора С. С. Алексеева, говорится следующее об одной из причин культа личности Сталина:

После «разоблачения культа личности» получила известность фраза, приписываемая обыкновенно М. А. Шолохову (но также и другим историческим персонажам): «Да, был культ… Но была и личность!».

Марксизм-ленинизм, идеологическая основа Советской власти, в теории отвергает вождизм, ограничивая «роль личности в истории», что проистекало из марксистского культа равенства. Однако некоторые учёные считают вождизм естественным следствием ленинизма. Например, русский философ Н. Бердяев считал, что «Ленинизм есть вождизм нового типа, он выдвигает вождя масс, наделенного диктаторской властью».

В Советской России до 1929 года было распространено выражение «вожди партии». Но после 1929 года это выражение практически исчезло. Конечно, к лидерам государства и партии применялись аналогичные титулы. Так, «Ленинградским вождём» называли С. М. Кирова. Но истинный вождь в «вождистком» обществе всегда и везде может быть только один. Титулы «Великий вождь», «Великий вождь и учитель» по отношению к И. В. Сталину были почти обязательны в официальных публицистике и риторике.

Мифологизация картины истории

Основополагающую роль в создании мифологической картины советской истории сыграл созданный, частью лично Сталиным, частью под его редакцией «Краткий курс истории ВКП(б)». Насколько Сталин в своём изложении пренебрегал элементарной логикой, видно из следующего отрывка, касающегося событий 1920 г. - катастрофического по своим последствиям отказа С. М. Будённого выполнить приказ командования и перебросить свою армию на угрожаемый Варшавский фронт:

Среди мифов, созданных «Кратким курсом», особенно живучим оказался абсолютно ни на чем не основанный миф о «победе под Псковом и Нарвой», якобы одержанной «молодой Красной Армией» 23 февраля 1918 года (см. День защитника Отечества).

К концу сталинской эпохи из истории революции и Гражданской войны исчезли практически все деятели, реально игравшие видные роли (кроме Ленина); их действия были приписаны Сталину, узкому кругу его соратников (как правило, игравших в реальности второстепенные и третьестепенные роли) и нескольким видным большевикам, умершим до начала Большого Террора: Свердлову, Дзержинскому, Фрунзе, Кирову и другим. Партия большевиков представлялась единственной революционной силой; революционная роль остальных партий отрицалась; реальным лидерам революции приписывались «предательские» и «контрреволюционные» действия, и так далее. В целом созданная таким образом картина носила даже не искажённый, а просто мифологический характер. Также при Сталине, особенно в последнее десятилетие его правления, активно переписывалась и более далёкая история, например, история правления Ивана Грозного и Петра Первого.

Разоблачение культа личности в СССР

XX съезд КПСС

Самым известным разоблачителем культа личности был Хрущёв, выступивший в 1956 году на XX съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях», в котором он развенчал культ личности покойного Сталина. Хрущёв, в частности, сказал:

Культ личности приобрел такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Одним из наиболее характерных проявлений самовосхваления и отсутствия элементарной скромности у Сталина является издание его «Краткой биографии», вышедшей в свет в 1948 году.

Эта книга представляет собой выражение самой безудержной лести, образец обожествления человека, превращения его в непогрешимого мудреца, самого «великого вождя» и «непревзойденного полководца всех времен и народов». Не было уже других слов, чтобы еще больше восхвалять роль Сталина.

Нет необходимости цитировать тошнотворно-льстивые характеристики, нагроможденные в этой книге одна на другую. Следует только подчеркнуть, что все они одобрены и отредактированы лично Сталиным, а некоторые из них собственноручно вписаны им в макет книги.

1961

В 1961 году тело Сталина выносят из Мавзолея Ленина - Сталина. Начинаются массовые переименования: город-герой Сталинград был переименован в Волгоград, Столица Таджикской ССР Сталинабад - в Душанбе (см. также Список мест, названных в честь Сталина).

1962

В срочном порядке паровозы ИС (Иосиф Сталин) были переименованы в ФДп (ФД, пассажирский вариант).

Культ вне СССР

Культ личности Сталина был также распространён в большинстве социалистических стран мира. После «разоблачения» культа в СССР, проявления культа личности Сталина на время остались только в Албании, Китае и КНДР.



Новое на сайте

>

Самое популярное