Домой Педиатрия Консультация "подготовка детей к школе". Консультация (подготовительная группа) на тему: Консультация для родителей "Подготовка ребёнка к школе"

Консультация "подготовка детей к школе". Консультация (подготовительная группа) на тему: Консультация для родителей "Подготовка ребёнка к школе"

Одной из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями - это воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста.

Игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Кроме того, в игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи, тех психических процессов, без развития которых нельзя воспитать гармоничную личность. Большое значение в речевом развитии детей имеют словесные дидактические игры, формирующие слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова, развивающие выразительность речи.

Предлагаемые задания вызовут у ребенка интерес к слову, покажут ему, как много граней у одного и того же слова, сделают его речь эмоциональной и яркой.

1. Игра «Слова друзья». Попросите ребенка подобрать слова, близкие по значению, но разные по звучанию (синонимы). Например, назовите словосочетание грустная девочка и спросите: «Как можно назвать этого мальчика по-другому? Печальная, невеселая, огорченная. Погода пасмурная, а по-другому ее можно назвать дождливая, облачная. К слову боится можно подобрать такие близкие по смыслу слова, как трусит, опасается, пугается, дрожит» и т.д.

2. Игра «Скажи наоборот». Например: «Один мальчик слабый, а другой — сильный». «Нож бывает острый, а бывает…» — «Тупой», — добавляет ребенок. «Один мальчик бегает быстро, а другой… (медленно)». «У автобуса есть вход и есть — что?» (Выход.) Нельзя допускать, чтобы ребенок облегчал себе задачу и в ответ произносил слова с частицей не (несильный вместо слабый, неострый вместо тупой, небыстро вместо медленно).
Вариант этой игры — образовать глаголы с противоположным значением: «Кран открыли, а потом… (закрыли)»; «Мальчик пришел, а потом… (ушел)»; «Самолет улетел, а потом…(прилетел)»; «Бабушка сначала очки надела, а потом…(сняла)» (сел — встал, купил — продал, потерял — нашел и др.).

3. Игра «Какой, какая, какое?» Способствует расширению словаря прилагательных. Например, ребенок должен сказать, какой может быть стол(круглый, квадратный, прямоугольный, деревянный, обеденный, письменный); или назвать, какой может быть река (широкая, глубокая, извилистая, чистая). Неполные ответы дополняются, неточные — исправляются.

4. Игра «Назови одним словом» Научите ребенка подбирать обобщающие существительные к словам, обозначающим однородные предметы или явления.
«Назови, что (кто) это». Назовите какой-нибудь предмет и предложите малышу подобрать обобщающее слово. «Кресло», — говорите вы. «Мебель», — отвечает ребенок, «Воробей»(Птица), «Жук»(Насекомое), «Окунь»(Рыба),«Лук»(Овощ), «Груша»(Фрукт)
Расширять словарь дошкольника надо за счет не только существительных, но и прилагательных.

5. Игра «Угадай, что это?». Нужно угадать предмет по описанию. Например: круглый, сочный, красный, растет на грядке (Помидор). При описании предмета ребенок должен указывать те основные, характерные качества, по которым безошибочно можно догадаться, о чем идет речь.

6. Поупражняйте ребенка в образовании прилагательных. Спросите его: «Как называется шапка, сделанная из меха (меховая), кофточка из шерсти(шерстяная), подушка из пуха или перьев(пуховая, перьевая)?». Обратите внимание, правильно ли ребенок согласовывает слова.

7. Игра «Маленький и большой». Назовите предмет, например, дом, а затем спросите ребенка, как можно сказать о большом доме у великана (домище), о маленьком у гномика (домик, домишко).

8. Игра «Образуй сложное слово». Требуется из двух слов образовать одно: «У куклы голубые глаза. Как можно сказать по-другому? (Голубоглазая.) «У мишки короткие ноги. Иначе как можно о нем сказать?» (Коротконогий.) Сначала дайте образец образования таких слов, а затем предложите это сделать ребенку самостоятельно: длинные волосы — длинноволосый, большая голова -большеголовый, желтая кожа -желтокожий и т.д.

Все задания, которые выполняют дети, не должны пройти бесследно. Новые слова, эпитеты, сравнения дети включают в свою речь, используют их при пересказе сказок, рассказов.

Большое влияние на обогащение детского словаря оказывает чтение произведений художественной литературы. Не оставляйте без объяснения слова, которые непонятны ребенку.

К 6-7 годам дети, как правило, успешно овладевают грамматическим строем языка. Но тем не менее ошибки в речи еще встречаются. Для формирования грамматически правильной речи можно предложить следующие игры:

1. «Назови чего много» Дети неправильно употребляют имена существительные множественного числа в родительном падеже: окнов вместо окон, яблоков вместо яблок, ух, вместо ушей. Некоторые дети неверно употребляют падежные окончания: у маме, у папе, в лесе вместо у мамы, у папы, в лесу.
При неправильном употреблении существительных множественного числа в родительном падеже поупражняйте ребенка следующим образом. Произносите фразу: «У меня есть груша». Ребенок должен поставить существительное во множественном числе: «У меня много груш».

2. «Исправь предложение» Предложите ребенку составить предложение из нескольких слов: мальчик, писать, письмо. Ребенок составляет предложение: Мальчик пишет письмо. Постепенно можно усложнять задание.

3. «Сосчитай» Предложить ребенку сосчитать предметы, согласуя их с числительными от одного до десяти и обратно: 1 машина, 2 машины… и т.д.; по темам — овощи, фрукты, игрушки, одежда, человек, домашние и дикие животные, домашние и дикие птицы и др.

4. «Жадина» Взрослый напоминает ребенку, что все «слова-предметы» бывают или «слова - мальчики» — о которых мы говорим он мой, или «слова - девочки» — о которых мы говорим она моя, или «слова - солнышки» — о которых мы говорим оно мое. Например: мой сарафан, моя шуба, мои брюки и т.д.

«Семья для ребенка - это источник общественного опыта.

Здесь он находит примеры для подражания

и здесь происходит его социальное рождение.

И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение,

то должны решать эту проблему «всем миром»:

детский сад, семья, общественность»

В.А. Сухомлинский

Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе.

Подготовка к школе - процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует с младшего дошкольного возраста, и не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят - в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.

Вся дошкольная жизнь готовит ребенка к школе, а не только последний год перед школой.

Готовность ребенка определяется его

Физическим развитием

Психическим развитием

Состоянием здоровья

Умственным развитием

Личностным развитием.

Учёные выделяют разные виды готовности к школе.

  1. Психологическая готовность.

Прежде всего важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с очередным кризисом психического развития, с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перерастает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который ему дает игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба - как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

Важная сторона психологической готовности ребенка к школе - достаточный уровень его волевого развития. Ученику приходится включать произвольное внимание, произвольную память, поскольку в учении есть и обязательные, «скучные» моменты. Произвольность познавательной деятельности начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу она еще не достигает полного развития. Ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и т.д.

Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические процессы, успешен в школе.

  1. Физическая готовность.

На самом деле самая тяжелая нагрузка в школе - это необходимость сидеть 40 минут урока. Это требует значительных усилий и напряжения всего организма. Если ребенок здоров, хорошо развит физически, у него нет отклонений в развитии, тогда он выдержит любую программу. Ослабленный ребенок быстро устает, не выдерживает нагрузку, становится не работоспособным. Поэтому так важна физическая подготовленность.

Итак, в первую очередь надо позаботиться о здоровье ребёнка. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.

  1. Эмоционально-волевая готовность.

Нравственно-волевые качества будущего первоклассника: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность. Именно от них зависит, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится для него в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами, не собраны на занятиях, не стремятся добывать знания, схватывают лишь то, что дается им без особых усилий.

Когда ребенок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится преодолевать трудности в учебе, в научении, у него повышается самооценка. Он приучается ограничивать свои желания, преодолевать трудности, его поведение уже не носит импульсивный характер.

Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.

Родителям нужно уметь поддержать, подсказать, а не выполнять задание за ребенка. Любое давление со стороны родителей может у него вызвать нежелание и страх.

Поэтому так важны доверительные и позитивные отношения в семье.

  1. Интеллектуальная готовность.

Это способность ребенка быть внимательным, быстро входить в рабочую зону, то есть с первой секунды включаться в рабочий процесс. Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове поставленную педагогом задачу, уметь анализировать и давать ответ (результат), и к тому же уметь самого себя проверить. Иметь хорошую развитую речь, уметь мыслить и рассуждать, и, конечно, иметь широкую познавательную базу. Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) - читать ребенку книги.

Готовность к школе предполагает и определенный уровень умственного развития. Ребенку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребенка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует, что ребенок запомнил стихотворение или сказку. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла, когда ребенок считает до ста и даже более. Не нужно увлекаться счетом до бесконечности. Важно познакомить ребенка с понятием числа как выражения количественной стороны любых явлений, помочь в пределах пяти. Это относится к детям старшего дошкольного возраста. Бывают случаи, что ребенок решает сложные примеры и задачи, выходящие за пределы первого десятка, на элементарный вопрос педагога: «Что больше - один или два», не может ответить. Часто дома дети пользуются калькулятором или компьютером, они просто запоминают результаты, а счетная деятельность у них не развита.

Проводите с детьми наблюдения, беседы, позвольте ему почувствовать себя первооткрывателем. Например, наблюдайте вместе с ним за облаками, находите в них сходство с фигурками людей и животных; «измеряйте» глубину лужи, наблюдайте за явлением природы.

  1. Социальная готовность.

Социальная зрелость - умение ребенка строить отношения со своими сверстниками и умение с ними общаться, а также он должен понимать и исполнять особую роль ученика. Эти умения должны быть уже сформированы. Когда ребенок социально не зрел, то у него и доска плохая, и Петя помешал, то есть, виноваты все, только не он. Он боится, что его будут ругать, оценивать в негативной форме. И ребенок вынужден защищаться. Уважение и доверие к ребенку должны определять позицию родителей. Это создаст ребенку ощущение психологического комфорта, защищенности, уверенности в своих силах, поможет пережить самый стрессовый класс. Ведь каждый день нужно быть готовым к урокам, внимательным, выдерживать нагрузку, смену деятельности.

  1. Мотивационная готовность к школе.

У ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Именно подготовительная группа детского сада позволяет сменить игровую позицию на учебную. Происходят качественные изменения в психической сфере. От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться».

г. Богородицк, Тульская область,
учитель-логопед Деревягина Елена Сергеевна
оригинал стать скачать

Подготовить ребенка к школе – не только приобрести ему школьные принадлежности, портфель, форму, создать праздник для ребенка 1 сентября…Настоящая подготовка начинается задолго до этого праздничного дня, лучше – за год или даже за два до школы, и от этого зависят его успехи в обучении.

Не перекладывайте свои обязанности на воспитательницу или учительницу первого класса! Для того, чтобы подготовить ребенка к школе, совсем не обязательно иметь педагогическое образование!
Рассмотрим подробнее, какие ошибки возникают у неподготовленных к школе детей на письме:
1) пропуски букв, даже слогов (дерево – дево, цыпленок - цыпенок);
2) перестановки букв (свет - всет);
3) замены букв (солнышко – соныско, крючок – клютёк, замок – самок, бабушка – пабушка и т.д.)
4) слитное написание слов (всаду, наземле…)

Да и почерк…Как курица лапой написала!
Всё это – не вина учительницы, а неумение родителей подготовить своего ребенка к школе. Чем же это объяснить и как помочь родителям предупредить трудности в овладении ребенком грамотой?

Трудности в овладении структурой слова заключаются в том, что ребенок до пяти-шести лет слышит и воспринимает слово как единый звуковой комплекс, которым малыш овладевает в процессе слухоречевой имитационной памяти при восприятии бытовой, ситуативной речи.

Кроме того, трудности в овладении ребенком звуковой структурой слова можно объяснить ещё и тем, что некоторые дети к 5-6 годам ещё не владеют правильным произнесением всех звуков.
Неверное произнесение соноров, шипящих, свистящих, отсутствие твердых либо мягких вариантов звуков или смешение глухих и звонких звуков: "д-т", "б-п", "з-с", "ф-в", "ж-ш", "г-к" и др., вариантов смешения и замен звуков, близких по артикуляции, встречаются очень часто.

Советы по подготовке ребенка к школе:
1. Во-первых, не травмируйте ребенка, если он - левша, не переучивайте с левой руки на правую.

2. Во-вторых, учите ребенка схематично рисовать солнце, домик, дерево, человечка, елку, машину, траву и располагать их на листе бумаги прежде, чем приступить к обучению ребенка писать буквы.

3. Следующий необходимый навык -штриховка.Научите ребенка заштриховывать карандашами раскраски. Воспитание аккуратности при заштриховывании фигур приведет к свободному владению карандашом, что значительно облегчит обучение написанию прописных букв.

4. Для того, чтобы, чтобы ваш малыш хорошо учился в школе, он должен с первых своих дней слышать красивую, четкую речь, не сюсюкайте, говоря с ним.

5. Многие авторы большую роль отводят настольным играм, лото по классификации различных предметов обихода,транспорта, животных, вплоть до более сложных игр, тоже лото,например, по сказкам А.С. Пушкина. Во время таких игр активность повышается ребенка, он учится подчиняться дисциплине, плану игры.

6. Подготовку к школе хорошо говорящего ребенка можно начинать в 4,5 - 5 лет, так как именно в этом возрасте малыш становится обучаемым, вы можете помочь ему слышать отдельные звуки. Легче всего дети выделяют гласные звуки о, а, у. Четкое попеременное артикулирование гласных является и хорошей артикуляционной гимнастикой для мышц губ. Затем можно перейти к утрированному произнесению звуков М-П-Б, Н-Д-Т. Первая группа звуков закрепляет силу мышц губ, вторая – мышц кончика языка. Делать это надо эпизодически, во время игр. Помните, что если у ребенка пяти лет плохое произнесение звуков, то надо срочно обратиться к логопеду! Нарушения речи бывают разные, и сроки их преодоления могут продлиться не один месяц!

7. Полезно проводить с ребенком веселую игру на вычленение из фразы того или иного слова с вопросами: "Муха летает? Дом летает? Пароход плавает? Самолет плавает?" Затем с перечислением тех предметов, которые летают, плавают, относятся к группе слов, обозначающих посуду, мебель, и т.д.

8. В это же время ребенка можно обучать делению слов на слоги при помощи хлопков в ладоши. Ребенок от вас узнает, что такое "звук", "гласный звук", "согласный звук", "твердый, мягкий звук"... Он учится читать. Можно сшить или купить ему "кассу" букв с кармашками, в которых красным карандашом написаны гласные, другими цветными карандашами написаны звонкие и глухие согласные звуки, и ребенок уже сможет сложить слова: папа, мама, своё имя и другие.

9. Далее родители могут по-новому подойти к рассматриванию ребенком картинок, когда он начинает вслушиваться в вопрос и осмысливать окончания глаголов и существительных: «мальчик поет, сестра и брат поют» и определять, сколько слов во фразах. Ребенок уже вслушивается в вопросы: "Кто? Что делает?", слышит предлоги и обозначает их буквами при складывании легких фраз.

10. Особое внимание следует уделить умению малыша пересказать любимую сказку или рассказ, с обязательным умением употреблять имена героев фильма или сказки. Учите своё дитя культуре речи, если вдруг он принесет в дом нецензурное слово, спросите его: "Разве я произношу такие слова? Так говорят только некультурные люди. По радио, телевизору таких слов никто не говорит. Не пачкай такими словами свой язычок", либо сделайте вид, что не заметили его.

11. В пять-шесть лет малыш способен воспринимать геометрические фигуры (треугольник, квадрат, овал, круг), знак равенства (как две одинаковые черточки), ему можно показать, написание цифр в пределах десяти, ребенка можно обучить элементарным словам "прибавить" , "отнять", "получится", решать легкие задачи на вычитание и сложение на знакомых предметах.

12. Ориентироваться в часах пятилетнему малышу трудновато, но он может уже знать написание некоторых цифр и следить за стрелочками. Кроме часов, хорошо, если ваше чадо будет знать названия нескольких стран и городов. Малыш должен знать самых известных героев нашей Родины, а также имена нескольких авторов, написавших для детей сказки.

13. Постепенно приучайте ребенка к порядку: свои игрушки малыш должен убирать вместе с вами, а потом – сам. Для карандашей, тетрадей, фломастеров,альбомов должно быть своё место.

14. Следите за правильной посадкой ребенка за столом. Если стол высоковат для него, можно на стул подложить книги или подушки.

15. Обязательно проверьте остроту слуха и зрения у малыша хотя бы за 1 год до его поступления в школу, т.к. от их состояния тоже зависит его успех или неудачи в школе.

16. Для развития мелких мышц руки рекомендуем следующие виды упражнений: перекладывание мелких игрушек пальцами, которые держат ручку; расстегивание и застегивание пуговиц; развязывание и завязывание узелков; завязывание и развязывание лент, шнуровок; плетение закладок, ковриков из ниток и так далее.

Помните,вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!

При подготовке консультации использовались материалы следующих авторов:
Бурлакова М.К. Советы логопеда. – М.: В.Секачёв, 2001.
Макарьев И. Если ваш ребенок левша. – СПб., 1995.
Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студентов пед. Вузов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

«Подготовка детей к школе».

Подготовка детей к школе – очень актуальная проблема для родителей, чьи дети посещают подготовительную группу детского сада. Учитывая то, что одних детей готовят к школе в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача "выровнять" их знания и умения. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.

Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, уметь организовывать свою деятельность.

Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: т.е. отношение к учебе как к важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.

Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести в глазах детей почетное положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему,

в стремлении узнавать новое.

1. физический

2. нравственный

3. психологический

4. мыслительный

Физическая готовность:

1. Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения медико-психолого-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению.

2. Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.

Нравственная готовность:

1. Умение строить отношения с взрослым человеком.

2. Умение общаться со сверстниками.

3. Вежливость, сдержанность, послушание.

4. Отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).

5. Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

Психологическая готовность:

1. Это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;

2. Это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);

3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

4. Это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Мыслительная готовность:

1.Наиболее важные показатели - это развитие мышления и речи.

2.Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, делать выводы из прочитанного, увиденного, услышанного, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому».

3.Учить ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса.

4.Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.

В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ребенок при записи в первый класс должен:

1.Знать свое имя, фамилию, адрес, имена членов семьи.

2.Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.

3.Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.

4.Уметь увеличивать и уменьшать группу предметов на заданное количество, уметь уравнивать множество предметов.

5.Уметь сравнивать группы предметов (больше, меньше, равно).

6.Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.

7.Уметь находить в группе предметов «лишний», (н-р, из группы «одежда» убрать цветок).

8.Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.

9. Иметь пространственные представления: право-лево; верх-низ; прямо, кругом, под-над; из-за; из-под чего-либо.

10. Уметь доброжелательно общаться с другими детьми

11. Слушать взрослых и уметь выполнять их распоряжения.

12. Уметь обслуживать себя.

Советы родителям:

Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать

Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Подготовка детей к школе».

Подготовка детей к школе – очень актуальная проблема для родителей, чьи дети посещают подготовительную группу детского сада. Учитывая то, что одних детей готовят к школе в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача "выровнять" их знания и умения. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.

Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, уметь организовывать свою деятельность.

Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: т.е. отношение к учебе как к важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.

Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести в глазах детей почетное положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему,

в стремлении узнавать новое.

Специалисты выделяют 4 критерия готовности к школе :

  1. физический
  2. нравственный
  3. психологический
  4. мыслительный

Физическая готовность:

  1. Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения медико-психолого-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению.
  2. Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.

Нравственная готовность:

  1. Умение строить отношения с взрослым человеком.
  2. Умение общаться со сверстниками.
  3. Вежливость, сдержанность, послушание.
  4. Отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).
  5. Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

Психологическая готовность:

  1. Это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;
  2. Это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);
  3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
  4. Это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Мыслительная готовность:

1.Наиболее важные показатели - это развитие мышления и речи.

2.Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, делать выводы из прочитанного, увиденного, услышанного, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому».

3.Учить ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса.

4.Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.

В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ребенок при записи в первый класс должен:

1.Знать свое имя, фамилию, адрес, имена членов семьи.

2.Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.

3.Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.

4.Уметь увеличивать и уменьшать группу предметов на заданное количество, уметь уравнивать множество предметов.

5.Уметь сравнивать группы предметов (больше, меньше, равно).

6.Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.

7.Уметь находить в группе предметов «лишний», (н-р, из группы «одежда» убрать цветок).

8.Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.

  1. Иметь пространственные представления: право-лево; верх-низ; прямо, кругом, под-над; из-за; из-под чего-либо.
  2. Уметь доброжелательно общаться с другими детьми
  3. Слушать взрослых и уметь выполнять их распоряжения.
  4. Уметь обслуживать себя.

Советы родителям:

Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать

Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.


Консультация для родителей старшей-подготовительной группы

Консультация для родителей. Подготовка к школе: обогащаем речь ребенка

Люба подобрала своему сыну гимназию, недалеко от дома, да еще с бассейном. Саша благополучно прошел собеседование. Он умел читать, считать и немного писать. Но логопед на отрез отказалась вынести свой положительный вердикт, ссылаясь на то, что ребенок плохо ориентируется во временных понятиях, его речь скудна и немногословна. У ребенка плохо развито словообразование, и он с трудом может описать предмет, составить рассказ по картинке. И маме и логопеду было понятно, что проблема не в умственном развитии ребенка, а в отсутствии навыков, которыми необходимо обладать перед школой. Например, вы научились вышивать и знаете, как это делается, но пока ваша работа идет медленно и выглядит неаккуратно. То же самое было и с речью Саши. Он знал или имел общее представление, скажем, как от слова образовать уменьшительно-ласкательную форму, но не применял этого в речи.

Он знал прилагательные, наречия, но никогда ими не пользовался. Если он описывал какое-нибудь действие, то только глаголами: «Он увидел, побежал, догнал, взял».

Люба убедила логопеда назначить ей еще одну встречу в августе. Она обещала подтянуть Сашу за лето, и обратилась к районному логопеду. Та рассказала, каким проблемам в речи ребенка надо уделить особое внимание, какую литературу стоит прочесть и по каким методикам заниматься.

Саша вместе с мамой одолел за лето необходимый объем знаний. И все то, что он знал до этого, теперь систематизировалось. Он отслеживал свою речь и старательно вставлял в нее непривычные для него слова. Вместо обычного высказывания: «Зима – это когда идет снег, а лето - это, когда тепло». Он говорил: «Зима и лето - это времена года. Зимой холодно. Вот почему замерзает вода, и осадки выпадают в виде снега».

Речь Саши сильно изменилась. Вместо коротких обрывочных фраз пошли сложноподчиненные предложения.

В августе Саша благополучно прошел собеседование с логопедом и был принят в гимназию. Задача была решена и цель достигнута. Но сколько усилий потребовалось Саше и его маме!

Все лето ежедневно, час-полтора они занимались речью. Согласитесь, это большая нагрузка для ребенка шести лет. Они находились в жестких временных рамках. Это нагнетало атмосферу и привносило в занятия нервозность.

Всего этого можно было избежать, если бы нужный объем знаний Саша усвоил не в течение трех летних месяцев, а в течение года.

Так что же должен знать и уметь ребенок перед школой?
Давайте поговорим сначала об общей психологической зрелости, которой должен обладать ребенок перед школой, а затем о том объеме знаний и умений, которым он должен располагать, и о роли родителей в этом процессе.

Психологическая зрелость подразделяется на три аспекта: социальная, эмоциональная, интеллектуальная.

Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками, умение адаптироваться в детских группах, понимание требований учителя и выполнение функций ученика.

Эмоциональная зрелость проявляется в реакции малыша на те или иные события. В умении длительно выполнять не очень привлекательную работу. Должны быть выработаны навыки поведения в стрессовых ситуациях.

Интеллектуальная зрелость - это способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, развитие тонких движений и координации.


За основу готовности к школе принимается некий необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может учиться.

Сюда входит и положительное отношение к школе, чтение, мышление, речь, счет, внимание, память, запас знаний.

Перечислим, что должен знать и уметь ребенок перед школой:
Ребенок должен уметь заниматься самостоятельно, каким-нибудь делом в течение тридцати минут.
Уметь составлять рассказы по картинкам более чем из пяти предложений, используя наречия, прилагательные и сложноподчиненные предложения.
Уметь запоминать стихотворения и знать несколько наизусть.
Изменять существительные по числам.
Считать до десяти и обратно.
Решать простые задачи на сложение и вычитание.
Читать по слогам.
Иметь хорошую координацию. Уметь рисовать и раскрашивать картинки.
Уметь обобщать, называть группу предметов одним словом.

Ваш ребенок ходит в садик или в подготовительную группу. Вы помогаете ему выполнять домашние задания. Но, тем не менее, старайтесь помимо заданного материала помочь систематизировать те знания, которые ему даются на занятиях и которые он получает в повседневной жизни, при общении с окружающими, из книг, телевидения. Помогайте ему устанавливать логическую связь между предметами, чтобы он знал как можно больше названий предметов, вещей, явлений и умел их обобщать.

Ребенок четко должен знать основополагающие понятия: мир растений, мир животных, мир человека, времена года.

В мир растений входят темы: овощи, фрукты, ягоды, цветы, деревья, лес. Малыш должен знать названия растений, ягод, овощей.
В мир животных включены темы: дикие животные, домашние животные, дикие животные юга и севера, домашние и дикие птицы, насекомые, земноводные.
Мир человека - это темы: человек, семья, улица, город, дом, транспорт. Одежда, обувь, посуда, мебель. Продукты питания. Профессии.
В тему времена года входят описание природы в каждый сезон, явления, которые можно отследить.

Обратите внимание на:
Образование множественного числа от существительных единственного числа. Ухо – уши, яйцо - яйца.
Образование родительного падежа множественного числа существительных. Есть уши – нет ушей. Есть стулья – нет стульев.
Образование творительного падежа существительных. Ткань режут чем? Ножницами. Бревно пилят чем? Пилой.
Согласование прилагательных с существительными. Мяч зеленого цвета. Какой? - Зеленый.
Сочетание существительных с числительными. Одна кукла, две куклы… пять кукол. Один помидор… пять помидоров.
Использование предлогов. Где сидит кошка? Под столом, на стуле, в ящике… Откуда выглядывает щенок? Из-за стула. Откуда он выползает? Из-под кресла.
Образование приставочных глаголов. Девочка вышла из дома. Она переходит улицу. Девочка к дому подходит.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Маленький заяц – зайчик, маленький огурец - огурчик.
Образование относительных прилагательных. Ручка из дерева. Какая? Деревянная. Чашка из фарфора. Какая? Фарфоровая.
Образование сложных слов. Машину водит кто? Водитель. Трубы чистит кто? Трубочист.

Особое внимание уделите словообразованию, формированию грамматических средств языка. Этим не нужно заниматься специально, отводя определенное время на занятия. При общении с ребенком акцентируйте внимание на тонкостях русского языка, исправляйте ошибки. Просите повторить до тех пор, пока это не войдет, не вольется органично в речь ребенка.

Занятия на грамматику русского языка можно проводить и на прогулке, и в магазине, в гостях, в транспорте, да где угодно. Что-то малыша заинтересовало. «Мама, смотри, какая машина!» «Какая?» - переспрашиваете вы. «Красная», - отвечает вам ребенок. «А если она перевозит груз, то, как она называется?» «Грузовая». «Грузовую машину мы как можем назвать, одним словом?» «Грузовик». «Грузовик сделан из железа. Значит, он какой?» «Железный», - следует ответ ребенка. «А кто ведет машину?» «А машина по чему едет? А куда она свернула? А дом для машины как называется? Вот большой грузовик. А как мы назовем маленький грузовик? Правильно, грузовичок». На первый взгляд вы обсуждаете с малышом им увиденное: проехал грузовик. А смотрите, сколько вы проделали грамматических упражнений: здесь и словообразование, знание профессий, отработка предлогов. «Едет по дороге. Повернул за угол». Образование уменьшительно-ласкательных слов.

Все эти упражнения не сложные. Они не требуют дополнительного времени. Не кивать головой: «Да машина проехала». А вывести ребенка на разговор, на обсуждение.

Но если ребенок почувствует, что вы с ним не просто разговариваете, а ведете очередное занятие по развитию речи, он закроется и не захочет ничего обсуждать. Поэтому старайтесь больше говорить с малышом, расспрашивая его заинтересованно, подсказывая время от времени. Введите в обиход игру на словообразование. И сами со временем поймете, насколько интересен и сложен русский язык. Иногда и сами мы, взрослые, не знаем, как правильно употребить то или иное слово. Например, как называется детеныш у жирафа?

Не откладывайте на потом, что, дескать, перед школой научите, натаскаете своего ребенка, а начинайте заниматься с малышом. Приучайте его говорить правильно.

У кого-то из детей от природы развит фонетический слух, у других нужно формировать речь, отрабатывать словообразование. Требуется терпение и время, поэтому начинайте сейчас.

Вы с малышом на кухне? Моете посуду? Прекрасное место для беседы. Спросите его: «У меня в руках тарелка из глины, какая она?» «Правильно, глиняная. Я ее намочила водой, какая она?» «Мокрая». «Сейчас мы будем пить чай. Что понадобится для чаепития?» «Чайные чашки, блюдца, чайные ложки, заварной чайник». «А куда нужно положить масло? Правильно, в масленку. А куда кладется селедка? Насыпается сахар? А как ты думаешь, почему мясорубка называется мясорубкой?»

Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова, предлагайте ему повторять русские и иностранные, знакомые и незнакомые слова. «Скрупулезность, межконтинентальный, высококвалифицированный».

Очень полезно запоминать предметы, их количество, взаиморасположение. Обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Учите его сравнивать различные предметы и явления – что в них общего, чем отличаются. Особенно хорошо сопоставлять два почти одинаковых рисунка, с целью найти отличия.
При этом развивается речь ребенка, обогащается его словарный запас. Он начинает задумываться, как сказать правильно. Он сознательно формирует свою речь. И вы старайтесь говорить с малышом развернутыми предложениями, обогащенными наречиями и прилагательными, называя как можно больше признаков предмета. Вспомните, как грустно выглядят взрослые и дети, говорящие немногословно и косноязычно. А ведь все в наших руках!



Новое на сайте

>

Самое популярное