Домой Педиатрия Александр Зиновьев: биография. Зиновьев Григорий Евсеевич: биография, фото и интересные факты

Александр Зиновьев: биография. Зиновьев Григорий Евсеевич: биография, фото и интересные факты

В книге рассматривается превращение общества "западоидов" (термин Зиновьева) в один глобальный "человейник". Как изменится жизнь людей, их жизненные установки, их взаимоотношения друг с другом и окружающим миром.

В работе "Гомо советикус" автор в сатирическом ключе описывает современное ему советское общество. Яркий представитель этого общества - советский человек, а по Зиновьеву, человек нового типа, или, как его называли на Западе, "гомо советикус".

Желтый дом - это здание, в котором размещались гуманитарные институты Академии наук СССР. Проработав в нем больше двадцати лет, Александр Зиновьев знал всю его подноготную досконально. Место, откуда и происходила идеологизация всего общества, автор сравнивает с психиатрической лечебницей, которую и принято в народе называть желтым домом.

В своей "романтической повести" Александр Зиновьев дает сатирическое описание деятельности гуманитарных институтов Академии наук как самых идеологизированных учреждений советского общества брежневских времен.

В книге А.А.Зиновьева, состоящей из двух частей "Живи" и "Мой дом - моя чужбина", автор продолжает исследовать повседневную жизнь советских людей. В придуманном им городе Партграде живет безногий инвалид Горев Андрей Иванович, от чьего лица ведется повествование. О беспросветности его жизни, а также жизни всех остальных людей, живущих в этом городе, рассказывает автор.

Итак я - отщепенец. Это моя официальная кличка. Что такое отщепенец? Точное определение знает только начальство. Я могу дать лишь примерное описание. Отщепенец - это ибанец, который набрался наглости публично высказать свое мнение, не согласующееся с мнением начальства...

В своей книге всемирно известный писатель продолжает сатирическое описание советского общества, начатое им в романах "Зияющие высоты" и "Светлое будущее". Общественные отношения, образ жизни народа, его нравы, культура и быт в советский период становятся для писателя предметом научного исследования и осмысления.

Александр Зиновьев - ученый, мыслитель, художник, поэт, автор пророческих "Зияющих высот", впервые опубликованных в Швейцарии в 1976 году. Этот "социологический", по словам писателя, роман, хлестко и беспощадно обличающий пороки советского общества, принес ему ошеломляющую, сенсационную известность.

В своей книге выдающийся философ, социолог и политолог нашего времени Александр Александрович Зиновьев пытается найти выход из тупика новейшей истории. Он пишет, что сейчас наступила эпоха тотальной социальной реакции: под прикрытием демократических лозунгов насаждаются дремучие идеологии прошлого, происходит массовое помутнение умов.

В настоящий том вошла книга "Иди на Голгофу" и социологический роман "Гомо советикус", в которых очерчен духовный путь русского человека в непростую эпоху, когда советский строй вынуждал лучших мыслителей покидать страну.

Александр Александрович Зиновьев. Родился 29 октября 1922 года в Костромской губернии - умер 10 мая 2006 года в Москве. Советский и российский учёный-логик, социолог и социальный философ, писатель.

Член КПСС в 1953-1976 годах. В последние годы жизни в СССР и в эмиграции А. Зиновьев считался «известным советским диссидентом». Сам Зиновьев утверждал: «Я диссидентом никогда не был… Меня упорно зачисляли в диссиденты».

В последние годы жизни - критик глобального капитализма.

Александр Зиновьев родился в деревне Пахтино Чухломского уезда Костромской губернии РСФСР (ныне Чухломский район Костромской области) шестым ребёнком маляра Александра Яковлевича и крестьянки Аполлинарии Васильевны. В поисках лучшей жизни семья Зиновьевых переселилась в Москву. В деревенской, и позже - столичной школе Александр выделялся большими способностями.

"Я... родился в 1922 году, вырос на идеалах коммунизма. Я не был никогда апологетом того общественного устройства, какое складывалось в России после 1917 года. Но я рос в нем, усваивал его лучшие идеалы, делал из себя человека, которого можно назвать идеальным или психологическим коммунистом. Идеальным коммунистом мы считали тогда человека, живущего и трудящегося во имя интересов коллектива и всей страны, готового жертвовать ради своего народа всем личным, довольствующегося малым, не стремившегося к собственности и карьере и т. д. Я и сейчас придерживаюсь этих принципов. Для меня, например, до сих пор нет ничего ненавистнее собственности, хотя и живу на Западе", - писал А. Зиновьев о себе. ("Завтра", 1993, №2)

В 1939 году с отличием окончил школу и поступил в Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ). С 16 лет был убежденным антисталинистом, участвовал в небольшой студенческой террористической группе, целью которой было убийство Сталина. Группу так и не разоблачили, однако о его выступлениях, критикующих советский режим, в частности, коллективизацию, донесли («…не как антикоммунист, я таковым никогда не был и не являюсь, - а как „настоящий“ (романтический) коммунист, считавший сталинизм изменой идеалам настоящего коммунизма»), за что он был подвергнут психиатрической экспертизе и в конечном итоге исключён из комсомола и из МИФЛИ. Одновременно, друзья написали на него другой донос, и Зиновьев был арестован. При переводе с Лубянки в другое место сбежал, был объявлен во всесоюзный розыск, жил по подправленным документам, и в 1940 году пошёл добровольцем в Красную Армию, таким образом сумев избежать преследований.

Служил в кавалерии. Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года в составе танкового полка. Однако к началу войны его полк не успел получить танки и поэтому воевал фактически как стрелковая часть. В конце 1941 года Зиновьев попал в авиационную школу, где осваивал специальность летчика-истребителя. Школу окончить не успел, так как в 1942 году был возвращен в танковые войска. Однако затем возобновил обучение в авиационной школе, откуда был выпущен в 1944 году как лётчик-штурмовик. Продолжил воевать в различных штурмовых полках на самолёте Ил-2, прошёл Польшу, Германию, был в Чехословакии, Венгрии, Австрии. Последние боевые вылеты совершил в ходе Пражской операции по уничтожению крупной группировки немецких войск генерал-фельдмаршала Шёрнера. Имел 31 боевой вылет, был награждён орденом Красной Звезды и другими орденами и медалями. Завершил войну в 1945 году в Берлине в звании капитана.

В 1946 году Александр Зиновьев поступил на философский факультет МГУ, в 1951 году получил диплом с отличием и остался в аспирантуре. Зиновьев - один из основателей Московского логического кружка (с 1952 года; туда также входили Б. А. Грушин, М. К. Мамардашвили и Г. П. Щедровицкий; позднее - Московский методологический кружок). В 1954 году защитил кандидатскую диссертацию «Метод восхождения от абстрактного к конкретному». В 1955 году стал научным сотрудником Института философии Академии наук СССР, где проработал до 1976 года. В 1960 году защитил докторскую диссертацию на тему логики книги «Капитал» Карла Маркса (впоследствии издана в 2002 году Институтом философии) и вскоре получил звание профессора и заведующего кафедрой логики МГУ. Написал множество научных книг и статей, получил мировую известность: все его крупные произведения были вскоре переведены на иностранные языки. Выдвигался в члены-корреспонденты Академии наук СССР и на Государственную премию СССР. Часто приглашался на заграничные конференции, но ни на одной не побывал.

Зиновьев был снят с должности заведующего кафедрой логики в МГУ за отказ уволить двух преподавателей, связанных с диссидентами (Юрий Гастев и Виктор Финн), а затем и лишён профессуры. После этого постепенно у него начались проблемы с публикацией научных работ, и он стал писать публицистические произведения и пересылать их на Запад. Статьи публиковались в Польше и Чехословакии. Тогда же он много выступал с публичными лекциями на различные темы, а его статьи распространялись в «самиздате».

В 1976 году из них была составлена книга «Зияющие высоты», изданная в Швейцарии. Книга в иронической и юмористичной форме описывала общественную жизнь в Советском Союзе. За несоответствие идеологическим нормам книга была признана антисоветской, и Зиновьева лишили всех научных званий, военных наград и изгнали с работы. Органы правопорядка, по его словам, предложили ему выбор между тюремным заключением и выездом из страны, и он выбрал выезд.

С 1978 по июнь 1999 года Александр Зиновьев с семьёй жил в Мюнхене, занимаясь научным и литературным трудом. По прибытии в Мюнхен, Зиновьев был принят президентом Мюнхенского университета Н. Лобковицем, Зиновьеву была предоставлена работа профессора кафедры логики Мюнхенского университета.

До периода перестройки Зиновьев был одним из самых ярких критиков советской системы. При этом Зиновьев отрицательно относился к распространению прозападных либеральных ценностей. А в поздних изданных трудах крайне негативно оценивал разрушение советской системы.

В 1990 году был восстановлен в советском гражданстве.

В 1999 году он попал в шорт-лист номинантов на Нобелевскую премию в области литературы, однако Зиновьев жёстко критиковал тогда бомбардировки Сербии; премию получил Гюнтер Грасс. Вдова Зиновьева Ольга отмечала, что происходящее в Югославии подтолкнуло Зиновьева к возвращению в Россию. В июне 1999 года возвратился в Москву, мотивируя это тем, что невозможно «находиться в лагере тех, кто уничтожает мой народ и мою страну».

В 1999 году выдвигался в Госдуму по списку Российского Общенародного Союза, но не был зарегистрирован, так как вернулся в Россию незадолго до этого.

Зиновьев скончался 10 мая 2006 года от опухоли мозга. Согласно завещанию, был кремирован, пепел был развеян с вертолёта над районом Чухломы, где родился и вырос Зиновьев, на этом месте был установлен валун. В память о заслугах перед российской культурой на Новодевичьем кладбище в Москве была сооружена символическая могила-кенотаф и памятник Зиновьеву.

А. А. Зиновьев был трижды женат. От первого брака у Зиновьева остался сын Валерий (р. 1944), от второго - дочь Тамара (р. 1954), от третьего брака две дочери - Полина (р. 1971) и Ксения (р. 1990).

  • Бескомпромиссное следование своим жизненным принципам возможно лишь в том случае, если ты вступаешь в открытый конфликт со своим окружением и идёшь на жертвы.
  • Большие массы людей никогда не внимают голосу разума и не извлекают никаких уроков как из чужого, так и из своего опыта. И поэтому они сами легко становятся жертвами демагогии и делают жертвами других.
  • Борьба тенденции коммунизма и цивилизации есть неизбежная судьба человечества, независимо от того, кто одержит верх в мире.
  • Будущее невозможно предсказать, но его можно запланировать. История же есть стремление в какой-то мере и форме соответствовать плану. Проблема не в том, что произойдёт, а в том, что надо делать, чтобы история шла желанным для нас путём. Это как руководство к действию, а не как предсказания.
  • В вопросах управления суть дела не в том, что не могут принять умное решение, а в том, что складывается система социальных отношений, вынуждающая принимать решения, которые кажутся глупыми даже с точки зрения тех, кто эти решения принимает.
  • В любом большом скоплении людей, образующим целое, с необходимостью происходит образование иерархии групп и должностных лиц, что заранее превращает в идеологические фикции всякие надежды на социальное равенство.
  • В реальных социальных отношениях реальной является лишь номинальная оценка личности, а реальная является лишь нереализованной возможностью.
  • Взбунтовавшийся человек или группа людей не имеет никакой программы своего поведения в период бунта. Бунт имеет причины, но не имеет цели. Вернее, он имеет цель в себе самом. Бунт есть явление чисто эмоциональное, проявление безысходного отчаяния. Бунт есть состояние безумия, но безумия не медицинского, а социального.
  • Вместо того, чтобы использовать слова лишь как средство для фиксирования результатов своих наблюдений реальности, люди самое реальность видят лишь в том освещении, к какому их вынуждают слова, через нагромождение слов, фраз, текстов, книг.
  • Враги делают жизнь осмысленной и интересной.
  • Все лучшие достижения цивилизации появились сначала как отклонения от нормы и изображались обычно как враждебные человеку. Цивилизация вообще есть уклонение, протест и защита от нормы.
  • Вся история - утешение для слабоумных. На самом деле, просто одни обделывают свои делишки за счёт других, из совокупности их мелких пакостей вырастают большие. Для них выдумывают подходящее оправдание, которое называют объективными законами. Выдумывают так, чтобы удобно было делать новые пакости, и называют это научным предвиденьем.
  • Гениальный писатель отличается от посредственного не глубиной и широтой понимания человека, а способностью выдумывать что-то своё и из себя и приписывать это любому человеку. А потом литературные критики действительно замечают это в людях, ибо в людях в потенции есть всё что угодно (поскольку в них нет ничего).
  • Главное не в том, что есть отклонения от нормы, а в том, что есть норма, с необходимостью рождающая эти отклонения.
  • Государственные интересы - это абстракция. Есть интересы определённых категорий людей, которые они маскируют под государственные.
  • Дело не в том, что запрещают, а в том, что ничтожно мало тех, кто требует разрешения.
  • Диалектика - это орудие идеологии, но не орудие науки.
  • Единственно, что способно поддерживать нравственность общества - это оценка поступков моральных и аморальных. Раньше это делалось в душе и выполнял эту функцию страх божий. теперь это должно делаться вовне путём гласности, правдивого описания и моральной оценки.
  • Если какой-то факт нашей жизни поражает своим несоответствием здравому смыслу, ищи в нём закономерную социальную основу.
  • Если человечество погибнет, то не от разъединения и драк, а от единения и однородности.
  • Естественной формой проявления подлинно народной демократии являются доносы и разоблачения.
  • Жизнь в уединении, без полной интеллектуальной и моральной деградации, возможна лишь в самом бурном потоке жизни.
  • Забота о ближнем всегда связана с насилием, а ослабление насилия всегда означает усиление равнодушия к человеку.
  • Западное общество является тоталитарным на клеточном уровне, и именно поэтому оно демократично в целом. Тут своего рода закон постоянства суммы демократизма и тоталитаризма.
  • Идеологический проект в принципе не может учитывать отрицательные последствия реализации своих идеалов, ибо он призван мобилизовать массы на достижение этих идеалов и поэтому должен сулить им златые горы.
  • Идея иерархии априори исключает различие личных достоинств индивидов.
  • Избегай быть жертвой твоих врагов и избегай того, чтобы они были твоими жертвами.
  • Искренность - это форма поведения, а не добродетель.
  • Истина о жизни не может быть выражена какой-то одной формулой и даже одной концепцией. Истина о жизни может быть достигнута лишь в борьбе различных, часто взаимоисключающих мнений. И дело тут даже не в том, чтобы в результате обсуждения или спора прийти к некоей окончательной истине. Дело в том, что сам процесс обсуждения и спора и есть процесс жизни самой истины.
  • Истину говорят одиночки. Если многие разделяют твои убеждения, значит, в них есть удобная дли них идеологическая ложь.
  • История идёт так, что идеи выдвигают одни, реализуют их другие, а плодами пользуются третьи.
  • История повторяется. Один раз как трагедия, а другой раз как катастрофа.
  • История подобна реке: она течёт туда, куда можно течь.
  • Каким бы ни был альянс искусства и политики, он рано или поздно обнаружит себя как мезальянс.
  • Когда есть что сказать, форма не играет особой роли. Она приходит сама собой. Причём адекватная содержанию.
  • Когда людей насилуют, им кажется, что они способны на многое. Дай им свободу, и всем станет ясно, что они неспособны ни на что.
  • Либерализм вырастает из сопротивления власти в массе населения.
  • Лист истории засиживают не слоны, а мухи.
  • Ложь есть абсолютно необходимая форма приспособления индивидов к условиям своей социальной среды. Человек, не умеющий лгать в общении с другими, есть существо не социабельное. Без лжи невозможен никакой социальный расчёт, без которого вообще нет социальной формы жизни.
  • Любой независимый крупный талант самим своим проявлением обречён на социальные акции.
  • Люди больше страдают не столько от своих пороков, сколько от того, что им мешают предаваться им.
  • Люди не властны выбирать тип общества, который образуется в новых условиях, созданных в результате их совокупной деятельности, и чем грандиозней перемены, тем они менее управляемы.
  • Люди не есть "совокупность общественных отношений", а они сами суть продукт истории и как таковые обладают такими свойствами, которые не зависят ни от каких социальных преобразований.
  • Марксизм - не догма, а руководство к ней. Идеология действительно играет роль руководства к действию, но лишь в догматической форме.
  • Марксизм, будучи идеологией, а не наукой, неуязвим для научной критики.
  • Масштабы учёного определяются тем, как много людей он ввёл в заблуждение и насколько долго.
  • Мелкие успехи никогда не ведут к крупной победе. Крупная победа складывается только из поражений.
  • Мир сам по себе сер и прост. Сложность мира есть только нагромождение и путаница из простого. Мир не содержит в себе мистической тайны. Последняя должна быть привнесена в него извне.
  • Можно жить с тайными пороками, но нельзя жить с тайными добродетелями. Порок сам себе есть вознаграждение. Добродетель же ищет вознаграждения вовне.
  • Наличие оппозиции есть признак правового общества. И отсутствие оппозиции есть признак того, что общество бесправно.
  • Народ несёт полную ответственность за деятельность своего руководства. Он соучастник всех его добрых и злых дел. Начальство у нас народно, а народ начальственен.
  • Насилие в современном государстве есть равнодействующая свободных воль, а не злой умысел тиранов.
  • Науку терпят лишь в той мере, в какой за её счёт может жить лженаука.
  • Начиная с некоторого момента любые решения руководства по поводу некоторой проблемы имеют один и тот же результат. Например, решение сократить штаты с таким же успехом ведёт к его увеличению, как и решение их увеличить.
  • Начиная с некоторого уровня руководитель становится лишь символом большой группы лиц, стоящих у власти.
  • Наш язык, сложившийся под влиянием нашей литературы и западной культуры прошлых столетий, нуждается в основательной переработке для того, чтобы можно было более или менее строго разговаривать о наших сегодняшних проблемах и хотя бы чуть-чуть понимать друг друга.
  • Не бывает преступных эпох. Бывают трагические эпохи, в которые совершается много преступлений.
  • Невежественный, глупый, бесчестный, бездарный человек является скотиной вследствие невежества, глупости, бесчестности, бездарности. Образованный, умный, честный, талантливый человек становится сверхскотиной вследствие образования, ума, честности, таланта.
  • Несвобода всегда начинается с облегчения и соблазна.
  • Ничто не является таким прочным в истории, как то, что не имеет внутренних основ, - мифы, религии, предрассудки.
  • Человек знает, что такое добро и что такое зло, и становится тем, что он есть в нравственном отношении, по собственной воле и по собственному желанию. Нельзя стать злодеем по принуждению или по неведению. Если человек - негодяй, он хотел стать таким и приложил к тому усилия.
  • Общие законы мира суть лишь соглашения о смысле слов. Общие законы общества суть лишь правила поведения, изобретаемые людьми.
  • Обычно дело терпят лишь в той мере, в какой отсутствие или плохое его состояние угрожает существованию имитации этого дела.
  • Одно дело - прекрасные идеалы, и другое дело - их реальность. В реальности появляется то, что нельзя предусмотреть в идеалах. Идеалы возбуждают массы людей на определённые действия. Но что получается в результате этих действий, зависит прежде всего от объективных законов организации масс людей в большие человеческие объединения.
  • Оппозиция неоднородна и не имеет объединяющих интересов. Она состоит из либералов, стремящиеся к власти и воображающие, что они организуют жизнь лучше, чем консерваторы. Из деловых людей, недовольные тем, что плохо идут дела с чисто производственной точки зрения. Из лиц, недовольных тем, что в рамках данной системы они не могут развернуться и добиваться своих целей. Они хотят, а им не дают. Из творческой интеллигенции, не имеющей возможности реализовать себя из-за высших установок и усилий выражающих установки коллег... Все эти группы рядятся в благородные одежды и все они борются с теми, кто их пытается сорвать с них.
  • Основная трудность понимания общественных явлений состоит не в том, чтобы обнаружить какие-то сенсационные факты, собрать статистические данные или получить доступ к тщательно скрываемым тайнам государственной жизни, а в том, чтобы найти способ понимания повседневности.
  • Отношение идеологии к реальности характеризуется не понятиями истинности и ложности, а тем, насколько хорошо идеология служит цели обработки сознания людей в желаемом направлении.
  • Понимание не приходит без усилия и есть сопротивление заблуждениям, которые навязываются под видом чего-то само-собой разумеющегося.
  • Порядочный человек отличается от подлеца тем, что, делая те же подлости, что и подлец, не испытывает от этого удовольствия.
  • Посредственность не может добиться больших успехов в творчестве, но может добиться больших успехов в смысле званий, почёта, денег.
  • Правда о прошлом возможна только тогда, когда она не вызывает эмоций. Если прошлое вызывает эмоции, оно непознаваемо.
  • Превращение марксизма в господствующую государственную идеологию сопровождалось превращением диалектики из орудия познания сложных явлений действительности в орудие идеологического жульничества.
  • Предводителем крыс не может быть лев. Предводителем крыс может быть только крыса.
  • Предоставленное самому себе и действию социальных законов право имеет тенденцию к разработке таких систем юридических норм, в которых неопределённость становится принципом.
  • Преодолевая сопротивление профессиональной среды и общей традиционности, человек постепенно принимает форму, приближающуюся к стандартам индивида этого общества. Иначе он не продавится сквозь дырочки в преградах.
  • Проблема заключается не в том, как построить земной рай, а в том, как жить в этом раю.
  • Прогресс изобретается, а не открывается как нечто заложенное в природе общества. Прогресс противоестественен и противозаконен.
  • Прогресс общества - это в значительной мере процесс изобретения средств, ограничивающих и регулирующих действие социальных законов.
  • Прогресс общества есть борьба против своего нормального состояния.
  • Разбросанные в пространстве и во времени фрагменты истории не являются историей чего-то одного, как бы эти фрагменты не упорядочивались теоретиками. Упорядоченный ряд возможных состояний различных обществ не есть ряд последовательных этапов эволюции одного и того же общества.
  • Регулярно повторяющийся фарс и есть трагедия.
  • Род человеческий живёт за счёт того, что в нём время от времени появляются точки роста, выдающиеся из массы людской отростки необычного.
  • Самую глубокую основу всех мерзостей образует не безнравственность средних и худших представителей рода человеческого, а ущербная нравственность его лучших представителей.
  • Самые глубокие тайны основных социальных явлений не спрятаны за кулисами политической сцены, а открыты для всеобщего обозрения в очевидных фактах повседневной жизни. В сенсационных сочинениях, разоблачающих некие скрытые пружины общественной жизни, содержится истины не больше, чем способен заметить здравомыслящий ум в самых заурядных житейских делах.
  • Слово не есть начало дела. Начало дела есть дело.
  • Социальный прогресс отчасти состоит в том, чтобы формировались индивиды, выполняющие более сложные функции, но имеющие более простое внутреннее (духовное) строение.
  • Способные, у которых нет возможностей и мужества реализовать свои способности, способны на любую пакость. Они мечутся и уничтожают всё, что может служить укором их совести.
  • Ставить проблемы важнее, чем их решать. Решённые проблемы исчезают в прошлое, поставленные рождают будущее.
  • Степень свободы определяется тем, в какой мере общество способно допустить фактическую свободу в отношении действий людей, считаемых оппозиционерами.
  • Страх правды в наше время есть страх не перед неведомым, а перед очевидно ведомым. Люди боятся самих себя, так как знают, кто они.
  • Страх смерти не имеет ничего общего с жаждой жизни. Тот, кто на самом деле жаждет жить, не боится смерти. Ожидающий смерти боится её.
  • Сумма жизни равна множеству нереализовавшихся возможностей и одной реализовавшейся нелепости.
  • Суть проблемы рабства состоит не в том, почему людей заставляют становиться рабами, а в том, почему они позволяют превращать себя в рабов.
  • То, что в политике называется беспринципностью, есть фактический принцип, согласно которому можно декларировать любые официальные принципы в зависимости от обстоятельств.
  • Наличие убеждений у человека есть признак его интеллектуальной недоразвитости. Убеждения суть лишь компенсация за неспособность быстро и точно понять явление в его конкретности. Это априорные установки на то, как поступать в конкретной ситуации без понимания её конкретности.
  • Человек с убеждениями не гибок, догматичен, зануден и, как правило, глуп. Но чаще убеждения не влияют на поведение людей. Они лишь украшают тщеславие, оправдывают нечистую совесть и маскируют глупость.
  • Умирание есть естественный процесс. А раз так, то если он проходит правильно, он должен доставлять умирающему удовольствие.
  • Фактически существующее право содержит норму и систему оговорок, позволяющую её обходить, т.е. завуалированная форма бесправия. Оно есть право, пока не угрожает власть имущим. Но как только появляется намёк на такую угрозу, оно превращается в форму бесправия.
  • Целое никогда не складывается из отдельных эпизодов. Оно лишь распадается на эпизоды, оставаясь при этом единым и неповторимым. Оно исчезает, оставив после себя, как развалины, отдельные эпизоды. И если хочешь его описать, бери его сразу и целиком, а не постепенно и по кусочкам.
  • Цивилизация вообще вырастает из сопротивления коммунальности и в своей основе есть прежде всего защита человека от самого себя.
  • Цивилизация, т.е. право, мораль, гласность, религия, гуманизм и пр., вырастает из сопротивления коммунальности, из защиты человека от прочих людей и от власти их объединений.
  • Человек выделился из животного мира благодаря каким-то уклонениям от биологических норм, а вся история цивилизации обязана своим прогрессом людям, которые были уклонением от общепринятых норм.
  • Чем глубже и серьёзнее социальные идеи, тем менее явно они проникают в сознание людей, чем поверхностные и конъюнктурные.
  • Чем ничтожнее творчество, тем мучительней муки творчества.
  • Чтобы иметь в науке учеников, надо иметь власть, т.е. способность устроить их и накормить.
  • Цель и функция идеологии - не познание реальности, не образование, а формирование у людей определённого и заранее планируемого способа мышления и поведения, формирование сознания людей и управление ими путём воздействия на их сознание.
  • Идеология извращает реальность, но она это делает не в силу дурных намерений и глупости, а в силу своей роли в жизни людей. Задача идеологии - приучить людей сходным образом думать о каких-то явлениях реальности и совершать какие-то поступки под воздействием такого понимания. А для этого реальность должна быть соответственным образом отражена.

Александр Зиновьев - известный русский писатель и философ. Он получил ученую степень доктора философских наук и звание профессора. Его книги и публикации уникальны тем, что не относятся к какому-либо одному направлению, они многогранны. Более того, писатель разработал свой уникальный жанр под названием «социологический роман». Также он является автором ряда научных трудов.

Юные годы

Александр Александрович Зиновьев родился 29 октября 1922 года в Костромской губернии. Он был шестым ребенком в бедной крестьянской семье. В школе он проявил большие способности, которые выделяли его и после переезда с семьей в Москву в 1930-е годы.

Отличная учеба позволила ему на общих основаниях поступить в Московский институт философии, литературы и истории, однако помимо занятий в вузе он проводил пламенные антисоветские выступления среди сокурсников. В детстве и юности настроенный вполне прокоммунистически, во взрослом возрасте он столкнулся с разочарованием в виде развеивания иллюзий. Оказалось, что в мире все равно остается место неравенству, и жертва, принесенная страной идеалам справедливости, оказывается напрасной.

В итоге философ пришел к выводу, что социальный мир неисправим, и воплощение в нем даже самых лучших идеалов вследствие непредусмотренных явлений приводит к неизбежно мрачной реальности.

Подготовка покушения на вождя

Это разочарование в социуме не ограничилось рассуждениями по поводу социального строя и Сталина. Было задумано выстрелить в вождя из колонны 1 мая на Красной площади. Зиновьев знал, как пронести оружие, и надеялся на удачу хотя бы сделать выстрел. Шансы попасть, а тем более убить были минимальными, и он хорошо понимал, что идет на самоубийство. Но при этом надеялся на суд, в котором мог бы высказать последнее слово.

Неизвестно, чем могла закончиться история, но на Александра был сделан донос о "подготовке покушения на вождя". Конечно, студента сразу отчислили с запретом когда-либо в дальнейшем поступать в вузы, а затем и арестовали. Расстрела он избежал только благодаря тому, что хотели взять его сообщников.

Александр Зиновьев отсидел в Лубянке, но непосредственно от тюремных ворот сумел сбежать. Он долго прятался от преследований, от страха, безденежья и неустройства даже несколько раз собирался сдаться чекистам. Выход нашелся в виде поступления добровольцем в кавалерию Красной армии. В военкомате он заявил, что его документы утеряны.

Военное время

В Великую Отечественную войну Зиновьев был танкистом, а затем отучился в летной школе и стал пилотом штурмового самолета. Летчики считались смертниками, так как в среднем делали 10 боевых вылетов и погибали. В плен их не брали никогда. За это у них были определенные привилегии - более вкусная еда, водка, аккуратная форма, отсутствие тяжелой физической работы.

Александру повезло и он сделал более 30 боевых вылетов, за что был награжден знаками отличия и медалями, в частности орденом Красной Звезды. Но после победы ситуация в армии усложнилась, и Зиновьев покинул ее. Пришлось работать от случая к случаю за гроши, иногда приходилось заниматься подделкой документов и печатей.

Студенчество и аспирантура

Одновременно с этим Александр Зиновьев возобновил обучение. Запрет поступать в вузы он обошел, подделав документы за две коробки конфет. Так он попал на философский факультет Московского государственного университета. В 1951 году он получил красный диплом и поступил в аспирантуру в том же университете. Одновременно с подготовкой кандидатской диссертации он основал логический кружок, который во многом повлиял на работу. В это же время будущий писатель женился. Жена Александра Зиновьева была дочерью работника НКВД, и брак отчасти состоялся по расчету.

Через 3 года у супругов родилась дочь Тамара, но семейная жизнь сложилась неблагополучно, регулярно возникал конфликт интересов, усиливалось взаимное непонимание, усугублявшееся периодическим пьянством Зиновьева.

Работа в МГУ

В 1954 году успешно прошла защита кандидатской диссертации, в которой был проанализирован категориальный аппарат содержательной логики «Капитала» Карла Маркса. После этого Александр стал сотрудником Академии наук, а в 1960 году получил звание профессора после защиты докторской диссертации.

Зиновьев стал заведовать кафедрой логики в МГУ и публиковать философские статьи и книги. Он брал самые горячие темы и писал то, что, по его мнению, должно было затронуть струны человеческой души. Некоторые работы были актуальны, другие не вызывали интереса.

Рукопись необходимо было в срочном порядке украсть и уничтожить. Сделать это получилось как раз вовремя, утром к писателю пришли с обыском. После этого у Зиновьева был долгий перерыв в написании литературных произведений.

Тем временем философские работы переводились на иностранные языки и оказались известны за рубежом. Автору начали приходить приглашения на зарубежные конференции, но он не принимал в них участия.

Эмиграция и возвращение на родину

Работа заведующим кафедрой окончилась, когда Александр Александрович отказался увольнять двух преподавателей. Тогда он начал писать произведения для публикации на Западе, вследствие чего в августе 1978 года был вынужден переехать с родными в Мюнхен и зарабатывать научным и литературным трудом, не имея постоянного места работы.

Семья Александра Зиновьева прожила там вплоть до лета 1999 года. По возвращении в Россию писатель пробовал выдвинуть свою кандидатуру в Госдуму, но получил отказ в регистрации, так как слишком мало прожил в стране после эмиграции. Тем не менее он восстановился как профессор, и его публичная деятельность была довольна активной. Он комментировал политические события, выступал на конференциях, давал интервью.

Александр Зиновьев отрицательно воспринял перемены в виде возрождения религии и русского национализма, как и разрушение советской системы. Не менее негативно он оценивал западную политическую систему. Это сильно выделяло его среди прочих несогласных с коммунистической идеологией. Умер писатель и философ 10 мая 2006 года в Москве.

Популярные книги

Биографию Александра Зиновьева прекрасно характеризуют произведения, написанные им на разных этапах жизни. Научные труды представляют большой интерес для всех, кто занимается социологией, социальной и политической философией, этикой или логикой.

В более литературных произведениях практически отсутствует сюжетная линия. Вместо нее читателю предлагается череда ситуаций, в которых автор доносит свою мысль посредством разговоров и поступков персонажей. При этом герои практически никогда не носят имен, а обозначаются выполняемыми ролями («мыслитель». «болтун», «брат» и так далее).

Научные труды

В 1960 году был издан первый том "Философской энциклопедии" Зиновьева. В нем дан систематический свод знаний по историческому и диалектическому материализму, философским вопросам и проблемам религии и атеизма. Строго научная и терминологическая информация соседствует со статьями, в которых рассматриваются определенные проблемные вопросы, охватывающие такие понятия, как возможное, действительное и всеобщее. Также присутствуют обзорные работы, освещающие историю, философские школы и направления различных стран, а также биографии мыслителей, получивших мировую известность.

Очень много работ было посвящено теориям и формальным аппаратам многозначной и комплексной логики. В рамках научных трудов снова рассмотрены интересные философские вопросы, а также теории дедукции, условия возникновения логических систем и их особенности.

Отдельные исследования посвящены одной из основных проблем современной логики - логическому следованию. Рассматриваются вопросы возможности аналогий с системой классической логики. Используется терминология, относящаяся к пространству, времени, эмпирическим связям и изменениям.

«Зияющие высоты»

Из десятков литературных книг Александра Зиновьева выделяют несколько произведений, пользующихся наибольшим успехом. В первую очередь это остросатирическая социологическая повесть «Зияющие высоты». Это было первое художественное произведение автора, хотя в нем присутствовали и элементы научного трактата.

Оно было опубликовано в Швейцарии в 1976 году, переведено более чем на 20 иностранных языков и принесло автору сенсационную мировую известность, но на родине его признали антисоветским. Конкретно это и стало причиной лишения советского гражданства и высылки из страны, после чего писатель смог вернуться на родину лишь спустя 23 года.

В длинной двухтомной книге иронично, интересно, ярко и искренне описана общественная жизнь в СССР и ее пороки. Советский Союз показан как мир позднего застоя, что никак не соответствовало идеологическим нормам государства. Писатель Александр Зиновьев был не просто уволен с работы и под угрозой тюремного заключения вынужден эмигрировать, его лишили ученых званий и военных наград. В рецензиях отмечается, что книга читается легко, но переполнена сатирой. Этим она напоминает ранние работы Задорнова.

Цикл «Искушение»

В 1982 году было опубликовано произведение Александра Зиновьева «Иди на Голгофу». В нем был воспроизведен духовный путь русского человека в условиях советского строя, который был непростым для гениев мысли. В итоге лучшие деятели были вынуждены эмигрировать на запад и приспосабливаться к жизни в другом обществе.

Казалось бы, банальные события романа сопровождаются непредсказуемым внутренним миром его героев. Главный персонаж в сюжете делает деньги на просвещении народа в Москве и обучении сына чиновника дипломатии, влюбляется в молодую балерину и «профессионально страдает». Книга наполнена советским юмором, реальностью советского строя 70-80-х годов и его парадоксами. Она первой вошла в цикл под названием «Искушение».

В 1984 году Александр Зиновьев написал вторую книгу из цикла - «Евангелие для Ивана». В нем он размышлял над теологическими вопросами с позиций «умного» атеизма и пробовал сочинить новую религию с душой и духовной дисциплиной, но без Бога. Под духовностью при этом подразумевались образованность, воспитанность, гигиена и отказ от вредных привычек.

Третье произведение с названием «Живи» вышло в 1987 году. В этой книге Александр Александрович Зиновьев продолжил исследовать повседневную жизнь советских людей. Произведение написано от лица безногого инвалида по имени Андрей Иванович Горев, живущего в вымышленном городе Партграде. Главный герой осознает бесперспективность собственной жизни, но радуется самому факту своего существования.

Следующую книгу Александр Зиновьев написал в 1989 году. Изначально она называлась «Перестройка в Партграде», но была опубликована под названием «Катастройка». Объясняется необычный термин тем, что слово «перестройка» переводится на греческий как «катастрофа». Из их слияния и получилась «Катастройка».

В тексте есть довольно язвительные рассуждения о том, что коммунизм был придуман на Западе, а осуществлен в России как самый подходящий строй для внеисторического народа. Описаны очереди в магазины с пустыми прилавками и кооперативные предприятия, имеющие баснословный доход. Антиалкогольная кампания, гласность, осуждение сталинизма и брежневского застоя, демонстрируемые свободы, имеющие цель доказать Западу человечность коммунизма.

Цикл был завершен в 1991 году книгой «Смута».

«Нашей юности полет»

Работа над «Искушением» не поглотила все внимание автора. В 1983 году вне цикла вышла книга «Нашей юности полет». Александр Зиновьев писал ее, будучи в эмиграции, и на тон романа большое внимание оказала его тоска по коллективистскому коммунизму.

В произведении писатель заявил, что перестал быть ярым противником сталинизма. Он привел доводы в пользу того, что эта система в большей мере была порождением народа, живущего при Сталине, чем самого вождя. Политика непререкаемого руководителя была неизбежна и необходима в условиях краха Российской империи. Это и привело к возникновению культа личности Сталина.

Трагические обстоятельства эпохи, изменившие жизнь советских людей и сделавшие многих жертвами репрессий, по мнению автора, отражают страшную многовековую мечту человечества, в которой социальной среде наилучшим образом соответствуют палачи.

"Глобальный человейник"

Среди самых значительных идей Зиновьева выделяют такое понятие, как "человейник". Что это означает, он подробно описал в книге, выпущенной в 1997 году. В произведении автор тревожится по поводу того, что традиции и ценности Запада стали глобальными и распространяются по всей планете. Он считает, что в будущем это может привести остальные культуры к подчиненному положению. Но хотя новое общество стало похожим на муравейник, осталось в нем и человеческое.

Реалистичность и ценность книги в том, что многие прогнозы начали сбываться, и это хорошо видно спустя два десятка лет после ее написания. Внутреннее опустошение и обезличивание каждого человека прогрессирует, и в будущем это грозит страшными последствиями. Александр Александрович предсказывает, что это может привести к самоуничтожению цивилизации, и подробно описывает, как это будет.

Произведение, которое получилось в итоге, можно отнести к утопии и одновременно с этим к антиутопии. Потому что мир будущего, по Зиновьеву, - это высокий уровень жизни, много свободного времени, развитая индустрия развлечений. Но в совокупности все это ведет к серой, унылой и однообразной рутине.

Последние произведения

«Русская трагедия» Александра Зиновьева, написанная в 2002 году, стала одним из его последних романов. В ней проанализированы причины развала и ликвидации Советского Союза, а также перспективы мирового развития. Автор высказывает опасения по поводу глобализма и строит догадки о будущем России. Последние не слишком оптимистичны в его видении. Он считает, что беды, начавшиеся с крушения атомного подводного крейсера «Курск», приведут к печальному финалу. Несмотря на тяжелую тему, книга читается на удивление легко, автор в ней раскрыл себя как талантливого философа.

Александр Зиновьев написал еще три книги после «Русской трагедии», но они менее известны, поэтому во многих источниках пишут, что в 2002 году он издал свое последнее произведение. На самом деле, в 2003 году вышла «Идеология партии будущего», в которой автор высказал тревожные предчувствия по поводу воцарившегося антикоммунизма. В своем политическом произведении он предложил создать новую масштабную идеологию будущего и описал свои мысли по поводу нее.

В 2005 году вышла публицистическая книга «Распутье», представляющая собой портрет России с середины 1980-х годов до наших дней, а в 2006 году вышло действительно последнее философское произведение «Фактор понимания». В нем объясняется значение «интеллектуального фактора» и рассмотрены связанные с ним проблемы.

Таким образом, Александр Александрович Зиновьев внес огромный вклад в мир науки и литературы и приобрел известность выдающегося отечественного философа.

Верить в Бога и верить в существование Бога - не одно и то же. Я принимаю принцип: живи так, будто некое высшее существо наблюдает каждый твой шаг и помысел.
Иди на Голгофу


В Москве на 84-м году жизни после тяжелой болезни скончался Александр Александрович Зиновьев, логик, философ, социолог и писатель, человек, сформулировавший один из лучших оксюморонов XX века - "Зияющие высоты". Он справедливо называл себя "самостоятельным государством из одного человека": его книги раздражали и Восток, и Запад, почвенников и либералов, апологетов режима и диссидентов. Но отвернуться от него было невозможно.

У Александра Зиновьева замечательная биография, готовый роман. Он родился в 1922 году в большой крестьянской семье в Костромской области. Учился блестяще и в сельской, и в городской школе, поступил в 1939 году в МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и истории), заменивший на десять лет (с 1931 по 1941 годы) гуманитарные факультеты МГУ. Сразу же будущий философ оказался в кружке антисталинской направленности, был исключен из института и, спасаясь от ареста, ушел в армию. Великую Отечественную войну он начал танкистом, а закончил летчиком-штурмовиком.

В 1946 году он вновь поступил в МГУ на философский факультет и окончил его в 1951 году; остался в аспирантуре и в 1954 году защитил диссертацию о логике "Капитала" Карла Маркса. Тогда же на факультете сформировался знаменитый Московский Логический Кружок, у истоков которого стояли Александр Зиновьев , Мераб Мамардашвили, Борис Грушин и Георгий Щедровицкий . В 1960 году Зиновьев защитил докторскую диссертацию и возглавил кафедру математической логики на философском факультете. В течение следующих полутора десятков лет он опубликовал несколько монографий - "Философские проблемы многозначной логики" (1960), "Логика высказываний и теория вывода" (1962), "Основы научной теории научных знаний" (1967), "Комплексная логика" (1970), "Логика науки" (1972), "Логическая физика" (1972), "Нетрадиционная теория кванторов" (1973), "Логика классов (множеств)" (1973), "Очерк эмпирической геометрии" (1975).

Система, конечно, такого сарказма снести не могла: в 1976 году после публикации "Высот" на Западе Зиновьева уволили с работы, лишили званий и наград, в том числе военных. В 1978 году ему позволили покинуть СССР, и философ перебрался в Мюнхен. Ему было 56 лет.

В Германии на первой же пресс-конференции Зиновьев сказал: "Я не считаю Запад царством свободы, я не считаю СССР царством рабства. Я не считаю себя жертвой режима. Я считаю режим своей жертвой. Режиму от меня досталось больше, чем мне от него". Это заявление, никоим образом не противоречившее ничему из предыдущей жизни философа, произвело, тем не менее, эффект разорвавшейся бомбы. Его даже назвали "агентом КГБ". Отношение Зиновьева к родине равно трудно было разделить как иностранцам, так и соотечественникам. Пожалуй, его позиция действительно была ближе всего Салтыкову-Щедрину: безусловная любовь вкупе с безжалостной критикой при полном отсутствии лицемерия.

Зиновьев прожил на Западе до 1999 года. Он с гордостью говорил потом: "Жил я все эти 20 лет на Западе за счет литературы и своих лекций. Я был единственным из "критиков режима", кто не получил ни копейки подачек". За эти годы он написал десятки книг и эссе: "Без иллюзий" (1979), "Коммунизм как реальность" (1980), "Желтый дом" (1980), "Мы и Запад" (1981), "Гомо советикус" (1982),"Ни свободы, ни равенства, ни братства" (1983), "Иди на Голгофу" (1985), "Горбачевизм" (1988), "Катастройка" (1989), "Русский эксперимент" (1994), "Глобальный человейник" (1997).

На формирование меня как мыслителя, как ученого влияли многие, но радикальным образом - никто. Все то, что я делал и в логике, и в литературе, и в социологии, это все, в основном, мои открытия. И делал я их как протест против того, что существовало и существует. Так что я никого не могу назвать в качестве такого, скажем, учителя или такого человека, последователем которого я являюсь.

Из интервью А. Зиновьева

В 1999 году философ вернулся в Россию: "Я решил, что в критический для моей страны момент я должен быть с ней... Я мог хоть сто лет прожить где угодно, и все равно Россия оставалась со мной. Поэтому когда я вернулся, это было так, будто только вчера выехал".

Желчный скептик и пессимист, Зиновьев, тем не менее, был человеком удивительно благодарным по отношению к своей эпохе. Он искренне любил 1930-е, несмотря на их ужас и абсурд. Он был убежден, что эти годы дали стране как общий высокий уровень культуры, предопределивший научные успехи второй половины XX века, так и систему воспитания, позволившую выиграть войну. Он полагал, что сущность ранних этапов советской страны до сих пор остается непонятой и неоцененной. Новейшее же время настоятельно требовало понимания эпохи, но мыслителей, способных справиться с такой задачей на государственном уровне, к сожалению, не нашлось.

Дисциплинированный философ, он не противоречил сам себе никогда. Его видение современной российской и общей геополитической ситуации было безрадостным, но не апокалиптическим. Он критиковал все режимы, потому что видел за ними букву и риторику, но не дух. Он не был реформатором, не терпел оценочных категорий "хорошо" и "плохо", отказывался давать прогнозы, хотя в действительности делал их часто и с удовольствием. Он любил, когда его слушали.

Отличительная особенность нашей жизни, сказал Заибан в речи по поводу приближающейся второй ступени псизма, - это неудержимая динамика. Мы идем вперед, намного опережая свой зад.

Зияющие высоты

В последние годы жизни Александр Зиновьев преподавал, читал публичные лекции, охотно давал интервью самым разным изданиям - от "Комсомолки" до газеты "Завтра", в общем, был публичной фигурой. Его голоса хватятся очень скоро: образовалась зияющая пустота, которую нечем заменить.

Александр Зиновьев называл себя "человеком из будущего". Наверное, так оно и есть: его время, когда каждый думающий человек захочет "эмигрировать на уровень высочайшей культуры, высочайшей мысли, высочайшей морали", еще не наступило.



Новое на сайте

>

Самое популярное