Домой Паразитология Как беречь зрение по пунктам. Береги зрение смолоду

Как беречь зрение по пунктам. Береги зрение смолоду

Наш эксперт — доцент кафедры офтальмологии ФДПО Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н. И. Пирогова Минздрава России Нина Максимова .

1. Почаще давайте глазам отдых. Если у ребёнка хорошее зрение, он должен делать перерыв в занятиях через каждые 40 минут. Если уже есть небольшая близорукость — через каждые 30. Чем выше близорукость, тем чаще надо делать перерывы. 10-15 минут отдыха — это не сидение с планшетом или телефоном, это когда ты бегаешь, прыгаешь, смотришь в окно, делаешь гимнастику для глаз.

2. Книжку или тетрадку надо держать на расстоянии 35-40 см от глаз. Так меньше напрягается глазная мышца, меньше устают глаза.

3. Закаляйте ребёнка, чтобы он как можно меньше болел. Чем чаще ребёнок болеет, тем больше у него шансов получить близорукость. Так что гулять надо не меньше двух часов в день.

За компьютером младший школьник может проводить не больше 15–20 минут в день, старший – не больше часа. Если работу за это время не выполнить, её надо разбить на части, и через каждые 15 минут делать для глаз перерыв.

Внимание!

В выходные младшие школьники могут смотреть телевизор не больше 30 минут непрерывно, старшие – не больше часа с расстояния не ближе 2,5 метра.

4. Кормите полезными для глаз продуктами. Творогом, отварной рыбой, говядиной и говяжьим языком, индюшкой, крольчатиной. Давайте ему чернику, бруснику, клюкву, смородину, больше моркови с капустой и зелени — петрушки, укропа... Для глаз полезны поливитамины с микроэлементами, препараты кальция с витамином D, с фосфором.

5. Если у ребёнка близорукость и врач прописал ему очки, носить их надо обязательно. Надевать — и когда смотришь на школьную доску, и когда идёшь в театр, и когда сидишь у телевизора. Если ребёнок всё время щурится, напрягает глаза от того, что видит плохо, близорукость у него будет прогрессировать быстрее, разовьётся расходящее косоглазие.

6. Не сберегли глаза старшего — подстелите соломку младшим детям: не учите их читать раньше 4 лет, не отдавайте в 6 лет в школу, особенно если в роду у вас есть близорукие. Цилиарная мышца, которая обеспечивает хорошее зрение, окончательно формируется к 7-8 годам (среди тех, кто пошёл в первый класс в 6 лет, в 3 раза больше близоруких, чем среди школьников, которые пошли в первый класс в 7 лет), не сажайте малышей перед телевизором раньше 2 лет и не больше, чем на 10 минут, не давайте дошкольникам планшеты и смартфоны.

Смотреть телевизор в будние дни школьник может ограниченное время. Пять часов напрягать глаза в школе (уроки физкультуры и пения мы не считаем) да два-три часа дома – это нагрузка, которую не может выдержать растущий глаз. А близорукость особенно быстро развивается от 7 до 9 лет и от 12 до 14 лет.

Этот вопрос не теряет свою актуальность в наше время компьютерных технологий. Сегодня примерно 90% жителей нашей планеты пользуются гаджетами, компьютерами и другими техническими новинками, требующими напряжения зрительного аппарата, длительного сосредоточения. Итак, как же не потерять остроту зрения в раннем возрасте? Что для этого надо делать и что категорически недопустимо?

Правила сохранения зрения для взрослых

В большинстве случаев мы сами виноваты в том, что уже в раннем возрасте вынуждены идти за помощью к офтальмологам. Ведь игнорируем простые рекомендации, которые являются основой сохранения острого зрения до старости. Напомним же эти правила:

  1. Не читайте в транспорте. Чтение книг в автобусе, метро, маршрутке способствует развитию близорукости. Конечно же, добираясь на работу целый час, хочется с пользой и азартом скоротать время. Но мышцы зрительного аппарата при этом колоссально нагружаются и устают. Они вынуждены постоянно фокусироваться на тексте, который двигается. А если говорить о чтении с планшета либо мобильника текстов мелким шрифтом, то это просто издевательство над глазами.
  2. Создайте правильное рабочее место. Оно должно быть комфортным для глаз. Если речь идет о работе за монитором, то расстояние между глазами и экраном должно составлять 50 см. Лучше, если экран будет располагаться немножко ниже уровня глаз, что позволит избежать развития синдрома сухого глаза. Также важно, чтобы рабочее место было хорошо освещенным. Слабый либо слишком яркий свет плохо влияет на органы зрения. На мониторе рекомендуется выставить яркость так, чтобы цвет текста был в 8-10 раз ярче основного фона. Обязательным является наличие ламп дневного света, если работать за ПК приходится вечером, в темное время суток. Нельзя это делать при выключенном свете.
  3. Не забывайте о витаминах для глаз. Наш организм, и глаза в частности, нуждается в регулярной подпитке микроэлементами и витаминами. А для зрительного аппарата важно, чтобы поступало достаточное количество витамина А. Его можно черпать из готовых комплексов для глаз или из черники, моркови. Стаканчик морковного фреша или 50 граммов черничной ягоды в день помогут обеспечить зрительный аппарат ретинолом. Если же будете отдавать предпочтение аптечным поливитаминам, то желательно, чтобы в них присутствовал лютеин.
  4. Используйте увлажняющие средства . Сегодня офтальмологи массово диагностируют у людей синдром сухого глаза как следствие длительной работы за монитором. Поэтому использование капель, увлажняющих слизистую оболочку, поможет избежать развития такой патологии. Выбор вышеуказанных препаратов в аптеках огромен.
  5. Не забывайте о зарядке для глаз. Если профессиональная деятельность связана с компьютерными технологиями, вам приходиться сидеть за монитором целыми днями, то очень важно через каждые 40-60 минут делать хотя бы пятиминутные перерывы и выполнять моргания глазами, движения в стороны, вверх-вниз, закрывать их ладонями. Можно подходить к окну, фокусируя взгляд на далеких объектах. Это помогает снимать усталость и зрительное напряжение.
  6. Носите солнцезащитные очки. Ультрафиолет - враг для зрения. Вот почему стоит купить качественные очки, чтобы беречь глаза и защищаться от морщин. Людям, чья работа связана с резьбой по металлу, сваркой, нужны специальные защитные атрибуты для глаз. Ведь металлическая стружка, попавшая в глаз, может привести к слепоте.
  7. Смывайте на ночь косметику. Кожа век в кислороде нуждается днем и ночью. Серьезные офтальмологические патологии можно получить из-за элементарной лени смыть макияж с глаз.
  8. Регулярно посещайте окулиста. После 40 лет даже при хорошей остроте зрения это нужно делать хотя бы раз в год.
  9. Бережем глаза детей

    Для них первый авторитет - родители. И если они будут требовать от ребятишек соблюдения правил бережного отношения к зрению, а сами этого делать не будут, то проблем не избежать. Сгорбленная поза мамы за столом, длительный просмотр телевизора, ее привычка тереть глаза укореняться и у детей. Поэтому папе с мамой надо, прежде всего, быть всегда и везде примером бережного отношения к глазам и здоровью в целом.

    Как показывает практика, детское зрение часто ухудшается, когда ребенок идет в школу. Поэтому в первом классе надо выработать привычку сидеть за рабочим столом прямо, делать зарядку для глаз, пить морковный сок. Контролируйте время, которое дети проводят за экранами мониторов и телевизоров. Эти рекомендации особенно актуальны, если у ребенка есть генетическая склонность к проблемам зрительного аппарата.

Библиографическое описание: Трынкина А. А., Абрамова С. И. Береги зрение смолоду // Юный ученый. — 2017. — №2.1. — С. 47-52..03.2019).





На сегодняшний день проблема, связанная со снижением остроты зрения занимает одно из первых мест в ряду наиболее распространенных болезней, как среди детей, так и среди взрослых. Вот и в маленькой эвенкийской деревне Тяня увеличивается число детей и взрослых, которые носят очки, часто жалуются на болезни глаз. Совсем недавно эвенки и во сне не могли представить себе телевизор и компьютер, сотовый телефон и всевозможные игровые автоматы. Они появились почти как гром среди ясного неба. Казалось бы, все эти современные технологии расширили кругозор, но отняли самое дорогое – здоровье. Ведь эвенки были детьми природы. Они не были подготовлены к резким изменениям не только сознания, но и, в целом, образа жизни. Испокон веков всю информацию этот немногочисленный народ черпал из матушки-природы. Это она учила познавать окружающий мир, любоваться красотой, а не компьютер, который активно вошёл в жизнь каждого. А ведь для того, чтобы пользоваться компьютером, нужны глаза. Не стоит забывать, что 80% информации об окружающем мире человек получает через органы зрения – глаза. Трудно даже представить, какую колоссальную нагрузку получает зрение каждодневно, когда по несколько часов подряд дети сидят за гаджетами и компьютерами.

Цель: изучить влияние компьютера на зрение человека.

1. Выявить причины нарушения зрения.

2. Определить влияние компьютера на зрение.

3. Изложить основные правила гигиены зрения.

Во всех компьютеризированных странах признано, что работа человека, сидящего за компьютером - одна из самых напряжённых и утомительных.

По данным некоторых ученых, 70% всех сведений человек получает из окружающего мира с помощью зрения, другие полагают, что цифра должна быть увеличена до 90%. Глаза ребенка выполняют значительную зрительную работу. От того, как соблюдаются правила гигиены, зависит, и утомление органа зрения, и сохранение его полноценной функции на будущее.

В школе есть предмет «Информатика», где обучают основам работы на компьютере. Большинство рефератов, работ для олимпиады, презентаций невозможно выполнить без компьютера. Ребята и дома продолжают активно использовать компьютер и телефон. Появилось много интересных компьютерных игр, с помощью которых можно развивать самые разнообразные навыки. Но часто люди, особенно дети, засиживаются за играми до самого утра. В результате глаза у них краснеют, опухают, слезятся. А сами они ходят отрешенные от всего, как зомбированные.

А ведь зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира.

Самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Ведь они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.

Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком (рис. 1).

Рис. 1. Глазное яблоко

Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется глазница или орбита. Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло. Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку.

В центре радужной оболочки находится черный кружок, который называется зрачком. Именно через него внутрь глаза проходит свет. Если свет яркий, зрачок сужается, а если свет слабый, тусклый – расширяется. В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик. Для того чтобы сформировать изображение, хрусталик изменяет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским. Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри и, наконец, в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки, с помощью которой мы видим. Когда свет достигает сетчатки, она передает сигнал по особому (зрительному) нерву в специальный отдел мозга. А когда наш мозг получает сигнал, мы, наконец, видим то, на что смотрят наши глаза (Рис. 2).

Рис. 2. Мозг получил сигнал

На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток. Одни похожи на палочки, другие – на колбочки (Рис. 3).

Рис. 3. Палочки Колбочки

Колбочки воспринимают цвет, причем они могут это делать только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате можно различать предметы, но нельзя определить цвета. А если включить свет, то колбочки сразу примутся за работу, тогда легко определить цвета. Работает палочка за счет того, что в ней содержится витамин А, а колбочка за счет того, что в ней содержится йод. Поэтому для того, чтобы видеть свет и цветное изображение, необходимо употреблять продукты содержащие эти вещества.

С помощью опытов выявляются некоторые функции глаза:Опыт № 1.

Если направить свет фонаря на глаза, то зрачки сужаются. А если выключить фонарь – зрачки расширяются (Рис. 4). Значит, зрачок регулирует количество света, если света недостаточно – автоматически расширяется, если света вполне достаточно – он сужается.

Опыт № 2.Картонная трубочка подносится к левому глазу. Правая рука располагается перед правым открытым глазом, ладонью к себе. Другой глаз смотрит в трубу (рис. 5). И тогда кажется, что на ладони дырка. Это потому, что глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что видно через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения, поэтому, получается обманчивая картина. Значит, глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение.

Опыт № 3. В темной комнате надо постараться увидеть игрушку. Первые 2 минуты не видно собственной руки, но уже через 5-10 минут картина проясняется, и можно разглядеть нужную вещь. Связано это с тем, что в темноте колбочки не работают, а палочки начинают работать в 200-400 раз сильнее и лучше воспринимают свет. Поэтому в темноте человек видит облик предмета, но не видит его цвет.

Строение глаза и проделанные опыты дают понять, насколько важную функцию выполняют органы зрения при восприятии окружающего мира, насколько необходимо сохранить это чудо природы. Но каковы же причины ухудшения зрения и как её сохранить?

Рассмотрим результаты проверки зрения учащихся начальных классов. В марте 2014 г. 17 учеников из 20 имели хорошее зрение и у 3 человек имелись нарушения. В марте 2015 г. уже только 15 человек имеют хорошее зрение, а количество детей с нарушением увеличилось до 5 человек (табл. 1).

Таблица 1

Результаты проверки зрения

По мнению офтальмологов, причинами ухудшения зрения могут быть отягощенная наследственность, плохая экология, врожденные или приобретенные заболевания. Есть и другие причины: длящиеся часами мультфильмы, компьютерные игры, перегрузки в школе. Главная причинанеправильный режим дня. Прежде всего, речь идет о переизбытке сидячих зрительно-нагружающих занятий по сравнению с другими видами деятельности. Дети должны достаточное количество времени гулять (не менее 2-3 часов для 7-9 лет), хорошо высыпаться (не менее 10 часов для того же возраста), очень желательны занятия спортом (предпочтительно плаванием).

Результаты анкеты «Как я забочусь о своих глазах» показали, что не все дети заботятся о своих глазах (табл. 2).

Таблица 2

Анкета «Как я забочусь о своих глазах»

1. Всегда читаю сидя.

2. Делаю перерывы во время чтения.

3. Слежу за посадкой при письме.

4. Делаю уроки при хорошем освещении.

5. Делаю гимнастику для глаз.

6. Часто бываю на свежем воздухе.

7. Употребляю в пищу растительные продукты.

8. Смотрю только детские передачи по телевизору.

9. Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел.

10. Каждый год проверяю свое зрение у врача

Полученные результаты подводят к выводу, что необходимо подробно рассказать школьникам о причинах, приводящих к потере зрения и выработать правила, соблюдение которых позволит сохранить зрение (рис.6-14).

Рис. 6. Необходимо подобрать стол и стул, соответствующие росту ребенка

Рис. 7. При выполнении уроков не наклоняйтесь близко к тетради, книге, сидите прямо, не клади ноги на стул – помни о своей осанке

Рис. 8. Никогда не щурьтесь, Все это создает напряжение, которое противопоказано!

Рис. 9. Никогда не открывайте глаза очень широко!

Рис. 10. Достаточное освещение – обязательное условие для зрительной работы (чтения, письма, рукоделия и т. п.)

Рис. 12. Не смотрите телевизор с близкого расстояния!

Рис. 13. Питание должно быть разнообразным и полноценным, должно включать растительную и животную пищу

Рис. 14. Неправильно подобранные стол и стул ведут к снижению зрения, нарушениям осанки!

Также следует регулярно проверять свои глаза, посещать окулиста не реже чем раз в год. Чтобы глаза стали лучше видеть, необходимо тренировать глазные мышцы. Из этого следует, что практически любой человек может полностью восстановить зрение с помощью упражнений для глаз. Упражнения простые, но довольно эффективные:

  1. Упражнение для укрепления мышц глаз. Сядьте, крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд, затем откройте глаза на такое же время. Повторите упражнение 6-8 раз.
  2. Упражнение для снижения утомления при длительной работе на близком расстоянии (чтении, письме). Встаньте. Посмотрите перед собой 2-3 секунды, затем, поднесите палец на 25-30 см перед глазами и смотрите на него 3-4 секунды. Опустите руку. Повторите упражнение 10-12 раз (рис. 15).

Рис. 15. Упражнение для снижения утомления глаз

  1. На уроке после 25-30 минут работы можно выполнять простое упражнение: закройте глаза и посидите 1 минуту, поморгать глазами 30 секунд, посмотреть неподвижно на одну точку 30 секунд, посмотри вверх и быстро переведи глаза вниз, в стороны, а потом вверх-вниз, вправо-влево.
  2. Упражнение "Бабочка". Голова неподвижна, работаем только глазами. "Рисунок" должен получаться максимально возможного размера в пределах лица, но мышцы глазных яблок не перенапрягайте, следите за состоянием! Взгляд переводим в такой последовательности: в нижний левый угол, в верхний правый угол, в нижний правый угол, в верхний левый угол. А теперь наоборот: в нижний правый, в верхний левый, в нижний левый и в верхний правый угол.
  3. Упражнение для глаз "Восьмерка". Глазами опишите горизонтальную восьмерку или знак бесконечности максимального размера в пределах лица. В одну сторону несколько раз, затем в другую. Поморгайте часто-часто, легко-легко.
  4. Упражнение "Большой круг". Выполняем круговые движения глазными яблоками. Голова остается неподвижной. Представьте перед собой циферблат золотого цвета. Этот цвет способствует восстановлению зрения. Медленно ведите взгляд, отмечая каждую цифру на воображаемом циферблате. Сначала в одну сторону, затем в другую.

Таким образом, если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить здоровье надолго, если долго и усердно помогать своим глазам, то можно сохранить свое зрение. А самое главное, если зрение ухудшилось, то его можно поправить, соблюдая простые правила.

Хочется, чтобы это исследование помогло ребятам сохранить и укрепить свое зрение на долгие годы. Ведь потерять зрение легко, а сохранить сложно.

Литература:

  1. Большая Детская Энциклопедия. – АСТ «Астрель», 2000. – с.140-144.
  2. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Медицина. – М.: «АСТ», 1996. – с.229-232.
  3. http://www.medpulse.ru/

авторы: Венера Анасовна Нуриахметова , учитель литературного чтения, математики, окружающего мира, русского языка, технологии, физической культуры , Республика Татарстан

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Проектная работа "Береги глаза, как зеницу ока!" посвящен одной из самых актуальных проблем современности - проблеме сохранения зрения человека.

Каждая творческая группа подготовила рисунки по данной теме, разработали памятки о бережном отношении к зрению; нашли много интересных упражнений для глаз. В результате подготовительной работы над проектом, учащиеся выяснили факторы, которые вредны для глаз. Со своими наработками ребята выступили сначала перед первоклассниками.

Задачи:

  • Формировать у учащихся знания об органах зрения; учить соблюдать гигиенические требования по уходу за глазами; установить взаимосвязь органов зрения с познанием окружающего мира.
  • Развивать логическое мышление, наблюдательность, память, речь, формировать исследовательские навыки
  • Воспитывать бережное отношение к зрению, своему здоровью, эстетический вкус, развивать познавательный интерес к предмету; познакомить с упражнениями, способствующими предупреждению заболевания глаз.

Тип урока: Защита проекта

Вид урока: Урок-презентация

Методы: словесный, наглядный, практическая работа, поисковый.

Формы: фронтально-коллективные, индивидуальные, коллективные.

Оборудование : мультимедийная презентация к занятию; приборы ЛАБДИСК на парту; музыкальное сопровождение; плакат с изображением поляны, цветы у каждого ребенка для приклеивания на полянку.

В ходе работы над проектом были намечены этапы реализации проекта :

  1. Сбор и обработка информации по данной теме.
  2. Выявление факторов, влияющих на ухудшение зрения.
  3. Изучение способов сохранения зрения.

Каждая творческая группа подготовила рисунки по данной теме, разработали памятки о бережном отношении к зрению; нашли много интересных упражнений для глаз. В результате подготовительной работы над проектом, учащиеся выяснили факторы, которые вредны для глаз. Со своими наработками ребята выступили сначала перед первоклассниками.)

Ход занятия

I. Организационный момент

Учитель:

Пусть в этот весенний, прекрасный день
Всем нам сопутствует удача и везение!
И пожелаем мы друг другу, всем гостям
Чудесного весеннего настроения!

(Дети здороваются с гостями.)

Учитель: Пусть эти цветы радуют и дарят вам хорошее настроение! (на экране цветы, звучит мелодия)

II. Основной этап. Формирование новых знаний.

1) Учитель: С древних времён люди на Руси, прощаясь и встречаясь, говорили: "Будь здрав", позже – "Будь здоров", ещё позже – "Здравствуйте". Это говорит о том, что люди желали друг другу самого доброго, что бывает, – здоровья, т. к. здоровый человек чувствует себя уверенно, достойно, он может многое сделать. Девиз нашего урока: «Наше здоровье – в наших руках!» (слайд)

– Сегодня у нас необычный урок. Это заключительный урок – защита проекта, который мы начали некоторое время назад. Урок мы проведем в офтальмологической поликлинике и заглянем в кабинет офтальмолога (слайд)

– Кто такой офтальмолог? (ответы)

Офтальмолог – врач, занимающийся глазными болезнями, их лечением и профилактикой.

Учитель: Сегодня я выступлю в роли врача – офтальмолога. (Надеваю белый халат). И приглашаю всех вас на медицинский консилиум (слайд)

Конси́лиум (лат. consilium совещание, обсуждение) - совещание нескольких врачей одной или различных специальностей.

Учитель: Его тема: «Береги глаза как зеницу ока». Почему мы так говорим? (ответы)

– В старину глаз называли оком. Зеница это – зрачок, основа глаза. Беречь глаза, значит беречь зрачок нашего глаза.

Учитель: Исходя, из темы медицинского консилиума, как вы думаете, какие вопросы нам предстоит обсудить? Эти вопросы мы ставили себе, начиная работу над проектом (слайд)

  1. Как устроен глаз – орган зрения.
  2. Выясним, что для глаз хорошо, а что – плохо.
  3. Будем учиться беречь глаза.

2) Учитель: Итак, первый вопрос: Строение глаза. (Слайд)

Учитель: Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждать всей красотой красок окружающего нас мира. До 90% информации люди получают при помощи глаз! Поэтому природа позаботилась о защите наших глаз. Посмотрите друг на друга.

Догадались, о каких защитниках идет речь? (Слайд)

Ученик 1 : Природа предусмотрела надёжную защиту глаз. Это – брови, веки, ресницы. В среднем, верхнее веко имеет 100-260 ресничек, а нижнее 50-160 ресничек. Каждая ресница живет в среднем 100 дней. Они оберегают глаза от пыли, грязи, ветра.

Самый первый барьер – это веки. Веки – это две складки, которые расположенные снизу и сверху глаза. Веки защищают глаз от ветра, яркого света и пыли. Моргая, они очищают его поверхность и увлажняют её слезной жидкостью. Ресницы предохраняют глаз от попадания пылинок, а брови задерживают стекающие со лба капельки пота.

Ученица 2 (Слайд) В уголках глаз есть слёзные железы, которые вырабатывают слёзы. Слёзная жидкость увлажняет поверхность глазного яблока. Без неё моргать и смотреть было бы больно. Слёзы вымывают из глаз пылинки, соринки и другие инородные тела, которые туда попадают. В слезах есть вещество лизоцим. Оно обладает противомикробными свойствами.

3) Внутреннее строение глаза (Слайд)

Учитель: О внутреннем, очень сложном строении глаза я вам расскажу сама (макет глаза)

Учитель: Глаз имеет округлую форму, как яблоко, за что его называют глазным яблоком. Сверху он покрыт жесткой белой оболочкой – склерой. Она защищает глаз от повреждений. Большая часть глазного яблока заполнена прозрачной массой – стекловидным телом. Оно придает форму глазу и содержит питательные вещества. Спереди склера переходит в тонкую прозрачную роговицу, пропускающую свет. Под склерой лежит сосудистая оболочка, густо пронизанная кровеносными сосудами, питающими глаз. Впереди располагается радужная оболочка или радужка. Благодаря содержащемуся в ней пигменту меланину она бывает голубого, зелёного или коричневого цвета.

В центре радужки есть круглое отверстие – зрачок. Мышцы радужки могут сокращаться, уменьшая размер зрачка, – так радужка регулирует количество света, попадающего в глаз.

Если свет яркий, то зрачок сужается. Если свет слабый и тусклый – то расширяется.

Сразу за зрачком находится хрусталик. Он похож на линзу фотоаппарата и так же пропускает через себя свет. Хрусталик фокусирует лучи света на задней стенке глаза, выстланной изнутри сетчаткой.

Сетчатка – это часть глаза, с помощью которой мы фактически видим. Она как плёнка в фотоаппарате. Сетчатка состоит из особых светочувствительных клеток – палочек (свет и тьма) и колбочек. Колбочки воспринимают цвет, причем они могут это делать только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета. А если включить свет, то колбочки сразу примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета. Работает палочка за счет того, что в ней содержится витамин А, а колбочка за счет того, что в ней содержится йод. Поэтому для того чтобы мы видели свет и цветное изображение необходимо употреблять продукты содержащие эти вещества.

Они посылают сигналы в мозг по зрительному нерву.

Предметы в глазах отображаются перевернутыми.

После этого зрительный НЕРВ передаёт изображение в мозг.

Мозг совмещает изображения, полученные с двух глаз, в одно и переворачивает его.

И мы видим то, на что смотрят наши глаза.

За долю секунды мозг переводит сигнал в зрительный образ, и ты говоришь сам себе: «Я вижу маму», «Я вижу мир».

Движением глаз управляют специальные мышцы, расположенные по бокам, сверху и снизу глазного яблока. Для того, чтобы эти мышцы хорошо работали, нужно периодически выполнять специальную гимнастику для глаз. Сейчас ее проведет Ахметшина Сабина.

III. Физминутка для глаз по Базарному.

IV. Продолжения формирования знаний

Учитель: – Эти полезные упражнения для глаз нужно выполнять часто, по мере их уставания. А что же еще благотворно влияет на зрение? Об этом нам расскажут ребята.

Ученик 3: 1)Больше двигаться! (слайд)

Главное правило профилактики – глаза должны отдыхать! А лучше всего они отдыхают, когда ребёнок двигается: гуляет, играет, занимается спортом.

Ученик 4: 2) Чем меньше, тем лучше (слайд)

Младшие школьники могут проводить перед телевизором максимум 30-40 минут в день, а за компьютером и того меньше – всего 15 минут. Для детей старше 10 лет время, проведённое у экрана, можно постепенно увеличивать и довести к подростковому возрасту до полутора часов в день, не забывая о регулярных перерывах.

Ученик 5: 3) Чтение книг (слайд).

Ученик 6: 4) Школьник должен как следует высыпаться (слайд)

Для детей до 9 лет норма – не меньше 10 часов сна в сутки.

Ученик 7: 5) Помимо длительного отдыха глазам нужно давать короткую"передышку" во время выполнения домашних заданий.

Десятиминутный "подвижный" перерыв через каждые 30-40 минут, проведённых за рабочим столом, – отличная разгрузка (слайд).

Ученик 8: 6) Значительное место должна заниматьвитаминная диета (слайд)

Наличие в рационе достаточного количества витаминов является прекрасным профилактическим средством против близорукости и некоторых других нарушений зрения. Для здоровья глаз очень полезны витамины группы А (морковь, томаты, листовые овощи, рыбий жир), группы В (орехи, большинство фруктов, зерновые, печень, почки, рыба различных сортов) и С (плоды шиповника, цитрусовые, лук, помидоры, шпинат, яблоки). Особо востребованные нашими глазами микроэлементы – это калий и цинк. Калий присутствует в мёде, бананах, печёном картофеле, а также в растительном масле. Цинк помогает глазам адаптироваться к яркому свету, поддерживает нормальный уровень витамина А . Высоким содержанием цинка могут гордиться: креветки, устрицы, сельдь, печень, мясо, грибы.

Ученик 9: 7) Рабочее место ребёнка должно правильно освещаться (слайд)

Днём – ярким, по возможности естественным светом, а вечером – обычной лампой накаливания мощностью около 60 ватт. При этом у правши и окно, и настольная лампа должны быть слева, а у левши – справа.

V. Практическая работа

Учитель: – Ребята, у нас на столах лежат приборы – ЛАБДИСКИ. При помощи этого прибора сейчас мы проверим, хватает ли света нашим глазам в кабинете. Мы уже знаем, что по (гигиеническим правилам) СанПину норма должна составлять – 450 Люкс.

(Дети измеряют при помощи ЛАБДИСКА уровень освещения на рабочем столе и на доске)

VI. Продолжения формирования знаний

Учитель: Очень часто на приём к офтальмологу приходят ребята, с которыми случились вот такие истории.

(Ученицы читают стихи)

Получила двойку Алла.
Слезы капали из глаз,
Рукавом их вытирала,
Помогал ей целый класс.
Ты запомни, Алла, сразу –
В глаз легко внести заразу.
Глаз не трогай рукавом –
Только чистеньким платком!

Две подружки рано встали,
Во дворе с песком играли.
Стали строить городок,
Стряпать вместе пирожок.
Надоело им играть –
Стали вверх песок бросать,
Но промчался ветерок
И занес в глаза песок.
Терли девочки глаза,
Набегала в них слеза,
Веки вспухли, покраснели,
Открывались еле-еле.
Словом, очень страшный вид.
Врач сказал: “Конъюнктивит”.
И назначил прижиганья,
Капли, мази, промыванья.
Осторожным надо быть,
Чтоб глаза не засорить!

Учитель: Глаза – очень уязвимый орган человека, ткани глаза очень нежные, поэтому нельзя грязными руками тереть свои глаза, это занесет в них микробы.

Учитель: У многих людей уже нарушено зрение: одни прищуриваются, когда рассматривают предметы, другие носят очки. Отчего портится зрение?

Ученик 10: (слайд)в результате работы над проектом, мы выяснили, что есть несколько факторов, которые вредны для глаз:

  • наследственная предрасположенность;
  • наличие болезней;
  • характер питания;
  • условия зрительной работы (освещенность рабочего места; требования к мебели);
  • окружающая среда и другое.

В наши дни дополнительную нагрузку на зрение школьника нередко даёт неправильная организация работы за компьютером. А основными причинами снижения зрения среди школьников являются значительные зрительные нагрузки во время учёбы и отсутствие гигиены зрения.

VII. Заключительный этап

Итог урока. Выводы.

Учитель: Итак, подходит к концу наш консилиум. К каким выводам мы пришли в результате? (ответы)

Глаз имеет сложное строение.

Если глаз повредить, то восстановить зрение невозможно. Но сохранить зрение при желании возможно!

Учитель: Еще раз давайте напомним несколько правил, как сохранить наше зрение.

(Ученики)

  1. Прислушайся! Когда хотят,
    Чтоб вещь служила нам без срока,
    Недаром люди говорят:
    «Храните как зеницу ока!»
    И чтоб глаза твои, дружок,
    Могли надолго сохраниться,
    Запомни два десятка строк
    На этой вот странице:
  2. Глаз поранить очень просто -
    Не играй предметом острым!
    Глаза не три, не засоряй,
    Лежа книгу не читай;
    На яркий свет смотреть нельзя -
    Тоже портятся глаза.
  3. Телевизор в доме есть -
    Упрекать не стану,
    Но, пожалуйста, не лезь
    К самому экрану.
    И смотри не все подряд,
    А передачи для ребят.
  4. Не пиши, склонившись низко,
    Не держи учебник близко,
    И над книгой каждый раз
    Не сгибайся, как от ветра,
    От стола до самых глаз
    Должно быть сорок сантиметров!

Учитель: Чтобы любоваться красотой весенней пробуждающейся природы, чтобы видеть каждый день лица своих близких и друзей, чтобы радоваться солнышку и цветам мы должны соблюдать эти простые правила! И в заключении, на память наши ребята подарят вот такой коллаж из цветов (под музыку дети прикрепляют свои цветы на плакат).

Мобильная естественно-научная лаборатория ЛабДиск ГЛОМИР с мультисенсорным регистратором.


Фото с урока: Дети за работой с ЛабДиском (измерение уровня освещенности)

Упражнения для глаз

«Если Ваши глаза устали»:

  1. Зажмурь глаза, потом открой. Повтори 5 раз.
  2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
  3. «Стрельба глазами».Двигайте глазами влево – вправо, вверх-вниз. Повтори 5-6 раз.
  4. Закройте глаза на 10-15 секунд. Можно провести массаж: закройте веки и круговыми движениями пальцев легко массируйте их на протяжении 1 минуты.

«Для профилактики нарушения зрения»:

  1. Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз. Посмотрите вдаль в окно 1 минуту.
  2. Быстро поморгать. Закрыть глаза и спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 1-2 раза.

Темп современной жизни подразумевает большую нагрузку на глаза. Следуя некоторым простым правилам и ежедневно выполняя простые упражнения, можно нейтрализовать большинство, но не все проблемы с глазами.

Любые факторы, которые могут привести нас в упадок, испортить настроение и вызвать стресс, неизбежно влияют на «зеркало нашей души» — на наши глаза. Компьютерное моделирование подтвердило предположения ученых о том, что функция обработки изображения непосредственно влияет на работу мозга. Отсюда вывод: чем выше уровень стресса, тем сложнее нашему мозгу обработать информацию, поступающую из сетчатки. Или наоборот, чем меньше стресса, тем лучше мы видим, несмотря на пол, возраст и возможные заболевания. Очень часто слабое здоровье - тошнота, головокружение и слабость - это результат повышенной нагрузки на глаза.

Поэтому давайте повторим традиционный совет всех офтальмологов: старайтесь меньше подвергаться стрессу, особенно если у вас уже обнаружена глаукома, катаракта или дистрофия сетчатки глаза.

Глазная диета

В начале необходимо запомнить одно простое правило: если вся диета сбалансирована, пищеварение и кровообращение в организме в порядке, то организм способен обеспечить глаза всеми необходимыми витаминами и микроэлементами. Правильная диета для глаз это есть правильная диета для всего организма и наоборот. Мы можем говорить только о некоторых нюансах, которые немного больше влияют на здоровье глаз. Можно сказать, что постоянный недостаток витамина А ухудшает здоровье глаз, однако это не означает, что вам нужно есть тонны моркови. Просто добавляйте морковь в свой ежедневный рацион. Не забывайте, что бета-каротин переваривается, только если он перемешивается с жирами, поэтому морковный сок или салат должен быть приправлен небольшим количеством растительного масла или сливками. Однако финские ученые недавно обнаружили, что бета-каротин может быть опасным для тех, кто курит. Эксперименты показывают, что бета-каротин реагирует на некоторые вещества, содержащиеся в сигаретном дыме, и может вызвать рак легких.

Натуропаты рекомендуют для глаз кальций, который содержится в петрушке, сельдерее, картофеле, тыкве, зеленом луке, апельсинах, огурцах и арбузах. Этому совету несложно следовать, так как кальций также полезен для всего организма. Ежедневно выпивайте следующий напиток: в стакан воды добавьте одну чайная ложку чистого яблочного уксуса и одну чайную ложку меда. Вы можете запекать фрукты для десерта и есть их вместе с кофе, с хлебом, ограничьте потребление сахара и алкоголя в своем рационе, если вы действительно заботитесь о здоровье своих глаз.

Свет

Чтобы глаза были здоровыми, вам нужно работать и отдыхать при удобном свете. Нормальное освещение должно быть примерно 20-30 Ватт на квадратный метр помещения, в зависимости для чего предназначена комната. Вы можете объединить верхний свет со светом торшера. На кухне у вас должен быть дополнительный свет над местом, где вы готовите. Яркий свет в спальне не даст вам уснуть, а в вашем рабочем кабинете вам нужна настольная лампа.

Большая разница в свете между вашим рабочим помещением и другими комнатами будет способствовать усталости глаз и снизит четкость вашего зрения. Поэтому не рекомендуется смотреть телевизор или работать за компьютером в темной комнате.

Фитнес-клуб для ваших глаз

Вашим глазам нужен отдых, который должен проходить в следующей последовательности:

1. Несколько раз крепко зажмите глаза и попробуйте расслабиться.
2. Откройте глаза и сделайте несколько круговых движений по часовой стрелке и наоборот. Делайте равное количество движений на каждой стороне.
3. Делайте интенсивные движения глазами в правую и левую сторону, вверх и вниз.
4. Несколько секунд быстро моргайте.
5. Положите на глаза свои теплые ладони, перекрестив пальцы на лбу, и дождитесь, пока перед глазами появится темнота.
6. Моргайте 100 раз.
7. Положите пальцы на кончик носа и смотрите на эту точку несколько секунд.

Мудрость йоги

Согласно учению йога, в расслабленном состоянии примерно 50% биоэнергии человека потребляется зрением. Этот факт был доказан наукой. Йога утверждает, что сохранение биоэнергии достигается в тишине, когда человек сконцентрирован и у него закрыты глаза. Постарайтесь найти время, чтобы проводить время загородом на свежем воздухе. Глаза используются для анализа изображений пейзажа. Для этого они использовались тысячи лет, с момента появления человечества. Кстати, загородом у вас есть возможность позаниматься другим типом йоги - посмотреть восход и закат. Считается, что это способствует улучшению четкости зрения. Когда вы на чистом воздухе, старайтесь смотреть на небо и следить за движением облаков или следить за звездами ночью. Говорят, что ваши глаза будут более блестящими, а мозг ясным.

Пять советов для здоровых глаз:

1. Не читайте или не пишите близко к тексу. Расстояние между вашими глазами и книгой должно быть одинаковым с длиной половины согнутой руки. Освещение должно быть ярким, не менее 60 ватт, но не должно быть направленно непосредственно на глаза. Никогда не читайте и не пишите лежа, особенно лежа на боку, потому что в этом положении ваши глаза будут находиться на различном расстоянии от текста;
2. Расстояние между глазами и экраном компьютера должно быть не меньше 60 см;
3. Телевизор не смотрите слишком близко. Идеально, расстояние должно быть в 6 раз больше по сравнению с диагональю телевизора.

Например, телевизор с диагональю 20 дюймов (51 см) нужно смотреть на расстоянии 3 метров. Свет не должен падать на экран или беспокоить ваши глаза.

Курение и алкоголь негативно влияют на ваше зрение. Вещества, которые содержатся в сигаретах, раздражают оптический нерв и снижают остроту зрения. Очень часто никотин приводит к тому, что курильщику трудно различать цвета: сначала, становится трудно различать зеленый цвет, затем красный, желтый и голубой.

Не носите постоянно солнцезащитные очки. Если вы будете носить такие очки в полумраке, вы испортите свое зрение.

Несколько правил для тех, кто носит контактные линзы:

1. Перед тем как прикасаться к контактным линзам, тщательно помойте руки.
2. Всегда наносите специальный раствор после того, как вы убираете линзы.
3. Не используйте раствор для контактных линз дважды.
4. Не спите с линзами (за исключением, если вы носите специальные линзы или медицинские линзы, которые одеваются перед тем, как ложиться спать).
5. Используйте только те линзы, которые в закрытой упаковке.
6. Не носите линзы, если вы простужены или у вас грипп.
7. Используйте только стерильные линзы с хорошим сроком годности.
8. Снимите линзы, если вы чувствует сухость или раздражение, красноту или ваше зрение стало нечетким.

Отличные советы, многое возьму на заметку. Сама последнее время страдаю синдромом сухого глаза. И тут, конечно, не спасут ни питание, ни гимнастика для глаз, потому что по роду своей деятельности мне приходится сутками сидеть за компьютером. Спасаюсь искусственной слезой. Выбрала безопасные капли СистейнУльтра. Они отлично увлажняют глаза и не вызывают привыкания.



Новое на сайте

>

Самое популярное