Домой Паразитология История замка Нойшванштайн — Германия. Адрес и режим работы

История замка Нойшванштайн — Германия. Адрес и режим работы

Замок Нойшванштайн — романтический замок баварского короля Людвига II около городка Фюссен и замка Хоэншвангау в юго-западной Баварии, недалеко от австрийской границы.

История замка
Замок Нойшванштайн расположен в Германии, близ городка Фюссен. Он был построен в 1869—1891 гг. королем Людвигом II, Баварским. Замок представляет собой место паломничества туристов со всего мира. Это даже не столько замок в привычном понимании этого слова людей X-XIII веков — это дворец, «дворец мечты» его создателя, который ему так и не удалось увидеть в полном своем великолепии.
Людвиг II, Баварский , основатель замка, провел свое детство в замке Хоэшвангау, построенном в 1832 г. его отцом, Максимиллианом II, Баварским. Стены Хоэшвангау были украшены сценами из средневековых легенд, включая и сказание о лебедином рыцаре Лоэнгрине. Максимиллиан II сделал лебедя лейтмотивом всего замка Хоэншвангау. Что касается Людвига, то в детстве он часто представлял себя на месте сказочных персонажей, особенно сильно будоражил его воображение Лоэнгрин. Людвиг II БаварскийЛюдвиг II БаварскийВ 1864 г. в возрасте 18 лет после неожиданной смерти отца Людвиг становится королем, не имея при этом никакого опыта как в жизни, так и в политике. В 1873 году он пишет: «Я стал королем слишком рано. Я еще многого не знал. Я только начал учить законы. Вдруг меня выдернули из-за моих книг и посадили на трон. Что ж я все еще продолжаю учиться… » Людвиг был одержим идеей святого царства Божей Милости. А в реальном мире он был конституционным монархом, правителем Баварии с правами и обязанностями и слишком малой свободой выбора.
В 1866 г. Бавария в союзе с Австрией терпит поражение в войне с Пруссией и вынуждена принять «оборонительный и оскорбительный союз», который отменяет право короля созывать армию в случае войны. С 1866 года Людвиг II перестает быть суверенным правителем. Людвиг начинает строить вокруг себя свой выдуманный мир, в котором он сможет чувствовать себя настоящим королем. В том числе начинается строительство замка Нойшванштайн. Чтобы укрыться от реальности он постепенно меняет свой режим и предпочитает спать днем, а бодрствовать ночью. «Прекраснейшее место, что можно найти , — писал Людвиг Рихарду Вагнеру, своему любимому композитору, — Здесь я построю замок в стиле старых немецких рыцарских крепостей… Моя крепость будет прекраснее и уютнее, чем Хоэншвангау ».
Раньше на выбранном месте строительства стоял замок Vorder-und-Hinterhohenschwangau, но к началу XIX в. от него остались одни руины.
Первый камень в основание «Нового Хоэшвангау» (имя «Нойшванштайн» замок получит после смерти Людвига) заложен 5 сентября 1869 года. Строительство замка шло не так быстро, как того хотелось королю. Разместить в горах столь сложный образец архитектуры было достаточно сложно. Огромное количество художников, архитекторов и мастеровых трудилось над воплощением идей и грез Людвига. Нереальные сроки, которые он порой ставил, требовали работы и днем и ночью. В ходе строительства король все более отдалялся от людей, поэтому план замка постоянно пересматривался. Например, была исключена комната для гостей и добавлен небольшой грот. Скромный зал для аудиенций превратился в Тронный зал. Уход от руководства Баварией не мог пройти незамеченным. Необдуманные поступки и плохое руководство землями привело к тому, что правительство объявило его сумасшедшим и сместило с должности в 1886 г. — хотя Баварская конституция того времени и не предполагала такой возможности. Людвиг был отправлен в Berg Palace. На следующий день после прибытия на место он погиб при загадочных обстоятельствах, утонув в озере Старнберг вместе со своим психиатром, который и объявил его сумасшедшим. В 1886 г. постройка замка еще не была завершена. Работа остановилась на главной башне, донжоне. Семь недель спустя смерти короля Людвига II, Баварского замок был открыт для посещения публики. Строительство замка Нойшванштайн было окончено лишь в 1891 г.
О Людвиге II и истории создания замка Нойшванштайн
В баварских Альпах, недалеко от австрийской границы, стоит Нойшванштайн - замок неземной красоты, его стройный силуэт с заостренными башенками на фоне неба и горных вершин - словно сбывшаяся наяву фантазия. Это самый знаменитый и по-настоящему “сказочный” замок баварского короля Людвига II. Недаром, именно Нойшванштайн впоследствии стал символом чудесного мира Уолта Диснея, киностудии и диснейлендов. Возводя этот замок, Баварский король Людвиг II был одержим идеей воплотить в жизнь свои представления о романтике, свои сказочные фантазии.
"Я хочу всегда оставаться тайной, как для себя, так и для других "
Эти слова будущий король Баварии Людвиг II сказал однажды своей гувернантке. Желание наследного принца сбылось. Его не понимали при жизни, смерть его была загадочна, а после смерти и подавно количество версий и объяснений его причудам только увеличилось. С детских лет Людвиг был погружен в себя, в свои мечты и фантазии. Детство Людвига прошло в родовом замке Хохеншвангау, который восстановил в готическом стиле его отец Максимилиан II Баварский на месте разрушенного замка Шванстайн. В Хоэншвангау Людвиг II познакомился с легендарным миром рыцаря Лебедя Лоэнгрина. Именно с этим героем впоследствии и отождествлял себя Людвиг II, страстный почитатель германской мифологии, человек впечатлительный и романтичный. Побывав на премьере одноименной оперы Вагнера в 1858 году, он был вне себя от восторга. Людвиг с детства боготворил Вагнера, мистические оперы великого композитора заменяли будущему королю сказки. И когда в восемнадцатилетнем возрасте Людвиг унаследовал королевский трон, он сразу же пригласил Вагнера в Мюнхен. Композитор к этому времени находился в очень сложной финансовой ситуации. Молодой король заплатил за Вагнера все долги, приблизил его к себе, отдал на попечение композитора крупнейший оперный театр. Рыцарские романы и германская мифология - вот темы вагнеровских опер. В своих произведениях Вагнер с большим размахом переносил на сцену мир мифов и легенд. Людвиг распорядился начать строительство по-настоящему “старинного” рыцарского замка, стены которого он замыслил расписать сценами из опер любимого Рихарда Вагнера, а также картинами на темы германской мифологии.
Не случайно замок Нойшванштайн, несмотря на свои внушительные размеры, кажется театральной декорацией, ведь строился он под руководством знаменитых театральных художников Георга Дольмана и Кристиана Янка. Возведение замка началось в 1869 г. под строгим контролем самого короля. Мать короля была недовольна строительством нового замка, парламент страны пытался всячески сократить расходы на него, но Людвиг, несмотря ни на что, упорно шел к цели - воплотить в жизнь свои фантазии. Как только стало возможно, Людвиг перебрался жить в Нойшванштайн, фактически став там затворником. Камень основания "Нового Замка" был заложен 5 сентября 1869 года. Но пригодный для жилья дворец не возможно было построить так быстро, как ожидал король. Проект был слишком обширным, да и строительный участок на горе представлял трудности. Вначале построили Здание Ворот, и Людвиг II жил здесь в течение множества лет. Поскольку король все более и более избегал каких-либо контактов с внешним миром и сосредоточился на идее своего королевского достоинства, то и программа строительства изменялась. Комнаты для гостей были заменены в планах "мавританским Залом" с фонтаном, который фактически никогда не был построен. "Комната Письма" была преобразована с 1880 года в маленький грот. Скромный "Зал для приёмов" стал огромным Тронным залом. Замок больше не был предназначен для приемов и гостей, а превращался в памятник королевскому величию и копию легендарного замка Чаши Грааля. Начиная с 1875 года, Людвиг II ведет активную жизнь по ночам, часто прогуливаясь горами в карете или санках, сконструированных по последним технологиям того времени. Нередко король на такие прогулки надевал исторические костюмы. Одним словом, перевоплощался. Его фантазии также поддерживались частными представлениями в родовом замке: оперы и театральные постановки давались только для одного Людвига II.

Нойшванштайн
не только должен стать образцом идеального средневекового замка, но за средневековым обликом скрывалась современная технология комфорта. Действительно, на то время замок был оборудован «по последнему технологическому слову». Комнаты королевского места жительства оснащены горячим воздушным центральным отоплением. Проточная вода была доступна на каждом этаже, и кухня снабжалась и горячей, и холодной водой. Туалеты имели автоматическую систему слива. Для вызова слуг и адъютантов король пользовался электрической системой звонка. На третьих и четвертых этажах были даже телефоны. Чтобы аккуратно и вовремя подавать еду наверх, использовали подъемник. Технические новинки применялись и непосредственно в строительном процессе, например, подъемные краны работали на паровых двигателях. Одна из отличительных особенностей Нойшванштайн - большие оконные стекла. Окна такого размера был все еще редкостью в дни Людвига II.
В конце же жизни у Людвига стали проявляться явные признаки психического расстройства. 9 июня 1886 г. специальная государственная комиссия официально объявила короля душевнобольным. Буквально через три дня Людвиг отправился со своим личным врачом на прогулку, и вскоре их тела были найдены в озере Штарнбергзее. Тайна его смерти так и не раскрыта. У кромки воды, где нашли несчастного короля, установлен крест. Неподалеку от замка, над 90-метровой пропастью натянут подвесной мост, который Людвиг II назвал в честь своей матери, королевы Марии, принцессы Прусской. Первоначально этот мост был деревянным, но в 1866 г. его конструкция была заменена на современную, металлическую.
Особенности архитектуры
Замок Нойшванштайн представляет собой симбиоз трех различных, в плане использования, частей: это центральное строение замка - Палас и отходящие от него крылья. Левое носит название Kemenate Building (вход в замок), правое - Дом рыцарей. Внутреннее убранство грандиозного здания выполнено в невероятном смешении и многообразии стилей, принадлежащих к различным временным эпохам. В помещениях соседствуют мавританские, готические и, одновременно, барочные элементы, но ощущения безвкусной эклектической мешанины, как ни странно, не возникает. Всего замок насчитывает около 360 комнат и залов, но поскольку строительство в полном объеме так и не было закончено, окончательная отделка проводилась только в некоторых из них. Внутреннее убранство уже упоминавшегося Зала Певцов, стены которого отделаны фресками на мотивы оперы любимого композитора Людвига II - Вагнера, «Тангейзер». Центральная, самая большая фреска увековечила рыцаря Парсифаля в тот момент, когда он впервые увидел Священный Грааль. Роскошный узорчатый потолок зала отделан деревянными панелями с изображениями знаков Зодиака на них. И потолок, и стены, и Певческая аркада сооружения украшены также богатой орнаментальной росписью. В настоящее время в Зале певцов проводятся концерты классической музыки. Этот зал занимает весь четвертый этаж пятиэтажного Паласа.
Прямо на третьем этаже, расположилось искусственное вкрапление рукотворной дикой природы, которое должно было вызывать удивление у посетителей - находившаяся внутри замка пещера со сталактитами и сталагмитами. Изначально, для оживления интерьера и придания большего сходства с природой, здесь бил настоящий каскад воды. В наше время система подачи воды то ли сломалась, то ли отключена, никаких фонтанов либо водопадов в гроте больше нет. Еще одними, оставляющими богатые впечатления у туристов, помещениями третьего этажа являются спальня и личная молельня короля. Обе они выполнены в готическом стиле, а в спальне разместилась, пожалуй, самая главная достопримечательность замка - резная кровать владельца апартаментов. Для того чтобы представить себе ее роскошь и великолепие узорной росписи, достаточно сказать, что над изготовлением этого сооружения без отдыха трудились 14 резчиков по дереву в течение 4,5 лет. Стены спальни увешаны картинами на тему жизни Тристана и Изольды - легендарных влюбленных из средневековых европейских легенд. Персональная молельня короля примыкает к его спальне. Она посвящена ангелу-хранителю хозяина - причисленному к лику святых французскому королю Людовику Святому, в честь которого баварский монарх и был назван.
Тронный зал Нойшванштайна выполнен архитекторами Эдуардом Илле и Юлиусом Гофманом в стиле византийской пресыщенной роскоши. Длинные ряды колонн идут через весь двухъярусный зал с украшениями из имитации порфира и лазурита. Заканчивается помещение полукруглой позолоченной апсидой - местом расположения королевского трона. Девять мраморных ступеней ведут к подножию помоста, на котором трон, украшенный золотом и слоновой костью, и должен был располагаться. История распорядилась иначе - монарх умер прежде, чем символ власти был изготовлен и установлен в предназначенном ему месте. Купол апсиды украшен росписями на теологические темы. Здесь изображен Иисус Христос в окружении богоматери Марии и апостола Иоанна, а ниже расположились фигуры королей, причисленных к лику святых, среди которых уже упоминавшийся небесный покровитель Людвига - Людовик Французский. Дополняет интерьер величественная люстра, выполненная в виде византийской короны. Люстра сделана из позолоченной меди, рассчитана на 96 свечей и весит почти 2 тонны - 18 центнеров.
Еще одним полностью достроенным сооружением замка стала расположенная на первом этаже королевская кухня. Несмотря на стилизацию под средневековье, замок был инженирован по последнему слову технологий XIX века. Здесь были смонтированы великолепные системы водоснабжения и водоотведения, а система воздушного обогрева была для своего времени передовой. Вода для замковых нужд доставлялась из расположенного двумястами метрами выше источника, и поступала в помещения, как в знаменитых фонтанах Петродворца, самотеком, используя принцип сообщающихся сосудов. Возвращаясь к кухне, следует отметить, что сюда вода не просто подавалась, а подразделялась на холодную и горячую. Кухня снабжена не только плитами, печами и жаровнями для приготовления пищи, но и специально сконструированным механизмом, функцией которого была подача приготовленных блюд в королевскую столовую, дабы не отвлекать Его величество мельтешением слуг от возвышенных дум. Сама столовая декорирована дубовыми
панелями, по стенам развешаны картины художников Фердинанда Рилоти и Иосифа Айгнера, изображающими сцены легендарного песенного состязания миннезингеров в Вартбурге 1207 года.
Архитекторам Нойшванштайна великолепно удалось выполнить один из краеугольных задач архитектуры - привязать сооружение к окружающей местности, вписать отдельно стоящий замок в природу верхней Баварии. Возвышающийся на одинокой скале с крутыми склонами, Neuschwanstein выглядит тем, чем и должен казаться - неприступным средневековым оборонительным сооружением. Из окон замка открывается невероятно живописный вид на долину Хоэншвангау, который Людвиг планировал улучшить, выстроив выше в горах еще один псевдостаринный замок, предназначением которого было сделать вид из Нойшванштайна еще более живописным. К сожалению, этим планам не суждено было сбыться.
Замок в наши дни
Замок Нойшванштайн стал местом публичного посещения и достопримечательностью Баварии еще в 19 веке. С тех пор поток туристов в строение, предназначавшееся по замыслу заказчика для уединенных мечтаний и бегства от реалий мира, год от года становится все больше и больше. Ежегодно замок посещают более 1,3 миллиона туристов. По этому показателю «Лебединый камень» уступает только парижской Эйфелевой башне. Особенно велик приток посетителей в летнее время, когда через спальню мечтателя-одиночки проходит около 6000 посетителей в день. Труднодоступность и уединенное месторасположение сделали Нойшванштайн привлекательным для утилитарного его использования гитлеровской Германией. Здесь в конце второй мировой войны располагались золотые запасы Рейхсбанка, позже исчезнувшие в неизвестном направлении. Здесь же хранилась личная коллекция драгоценностей, произведений искусства и мебели, отобранных Адольфом Гитлером из общей массы ценностей, вывезенных захватчиками из Европы.

Мифы и факты

Вдали от шумных городов, почти у самой границы с Австрией, в 1869 году началось строительство под руководством мюнхенского театрального художника Кристиана Янка. Но из-за экстравагантных вкусов и причуд Людвига, этот процесс продвигался очень медленно. Так например, только над резьбой по дереву в одной лишь спальне короля 14 плотников работали 4,5 года.
Строительство замка было остановлено, когда Людвига удалили от власти из-за интриг в его собственном кабинете. Король редко касался государственных вопросов лично, и своими выходками заслужил славу безумца. К тому же страдал от галлюцинаций - к примеру, обедал с духом Людовика XIV. По баварским законам, король может быть отстранен от власти, если признан непригодным к управлению. И после доклада его кабинета в 1886 году, был свергнут. Людвига перевезли в замок Берг, где вскоре тот утонул в Штарнбергском озере. Однако, относительно этой таинственной смерти, признанной в то время самоубийством, предполагают, что кабинет не был доволен простым отстранением Людвига от власти.
В отличие от многих средневековых замков, где стены увешаны картинами, отображающими сцены охоты, родовые поместья, а также облики предыдущих властелинов замка, в Нойшванштайне в залах висят панно с мифическими героями, персонажами из древних легенд и скандинавского эпоса. Каждое панно при этом будто дополняет друг друга, создавая единое впечатление сумрака и ужаса. Такой интерьер замка породил немало легенд и мифов, которые приписывают сумасшествию Людвигу II, воздвигшему это несравненное по красоте и великолепию строение.
Добавляет ореол загадочности, нереальности замку и самоубийство короля, а также его лечащего врача после того как правитель был свергнут с трона. Утопленник будто решил навсегда остаться в творении своей буйной фантазии.

Замок Нойшванштайн больше напоминает сказочное строение, в котором хотела бы жить каждая принцесса. Высокие башни в окружении лесов, расположенные на холме Альпов, мгновенно приковывают к себе взгляд, но то, как украшен музей изнутри, описать словами невозможно. Многие деятели культуры специально приезжают сюда, чтобы вдохновиться на создание очередного шедевра.

Основные данные о замке Нойшванштайн

Сказочный дворец находится в Германии. Дословно его название переводят как «Новый лебединый камень». Такое лирическое имя строению дал баварский король, который мечтал построить романтичный замок для своей резиденции. Архитектурное строение расположено на скалистой местности, что и отражается в названии.

Для тех, кто хочет посетить это уникальное место, стоит знать, где находится Нойшванштайн. Точного адреса у достопримечательности нет, так как она расположена в некотором отдалении от крупных населенных пунктов, но до музея ходят поезда и автобусы, а любой местный житель даст подробные указания, как добраться из города Мюнхена до городка Фюссен в Баварии. Доехать до замка можно и на арендованном автомобиле, используя координаты в навигаторе: 47.5575°, 10.75°.

Режим работы романтичного дворца зависит от сезона. С апреля по сентябрь внутрь можно попасть с 8:00 до 17:00, в остальные месяцы вход разрешен с 9:00 до 15:00. Зимой в декабре не стоит забывать про рождественские праздники, в это время музей не работает. Официально замок закрыт четыре дня в году: на Рождество 24 и 25 декабря и в Новый год 31 декабря и 1 января.

Замок Нойшванштайн выполнен в неоготическом стиле. Над проектом трудился Кристиан Жанк, но ни одно решение не принималось без одобрения Людвига Баварского, так как воплощались в жизнь исключительно идеи короля, затеявшего это непростое строительство. В результате сооружение в длину составляет 135 метров, а возвышается от основания на 65 метров.

История создания замка Нойшванштайн

Ни для кого в Германии не секрет, какой правитель построил знаменитый дворец в Баварии, так как фактически этот проект завладел правителем на многие годы. Начало было положено 5 сентября 1869. До этого на месте будущего «романтичного гнездышка» были руины старых крепостей. Людвиг II отдал приказ взорвать плато, чтобы опустить его на восемь метров и создать идеальную площадку для замка. Сначала провели дорогу к месту строительства, потом соорудили трубопровод.

Работа над проектом была поручена Эдуарду Риделю, а мастером был назначен Кристиан Жанк. Каждый чертеж создавался из описаний короля, после чего им же и утверждался. В течение первых четырех лет возвели величественные ворота, а также подготовили королевские покои на третьем этаже. Второй этаж был практически полностью оборудован для комфортного проживания в резиденции.

Дальнейшее строительство велось в еще более ускоренном режиме, так как Людвиг II мечтал уже скорее поселиться в замке Нойшванштайн, но за десять лет завершить его так и не удалось. В результате в 1884 г. король не выдержал и решил переехать во дворец, независимо от того, что работы еще продолжались. Фактически создатель этого архитектурного творения прожил в нем всего 172 дня, а последние детали по отделке замка заканчивали уже после его смерти.

Особенности экстерьера и интерьера

Большая часть замка выполнена из мрамора. Его специально привозили из Зальцбурга. Портал и эркер сделан из песчаника. Внешнее оформление полностью соответствует законам неоготики, а в качестве прототипов для создания дворца были приняты замки Хохеншвангау и Вартбург.

Изнутри творение Людвига Баварского не может не впечатлять, ведь здесь повсюду царит роскошь. Ключевым считается зал певцов, повторяющий исполнение Праздничного и Песенного залов Вартбурга. Складывается впечатление, что весь замок Нойшванштайн построен в окружении этого помещения. В качестве украшения использованы полотна, иллюстрирующие легенду про Парцифаля.

Несмотря на свое назначение, комната так и не была использована во время жизни короля. Впервые в ней состоялся концерт спустя 50 лет после смерти Рихарда Вагнера. С 1933 по 1939 годы в зале певцов регулярно проводились мероприятия, но из-за войны и вплоть до 1969 года помещение вновь опустело.

Нельзя не отметить самый красивый тронный зал, который так и не удалось завершить в полной мере. При его строительстве были использованы религиозные мотивы. Трон установлен в специальной нише, напоминающей базилику, что говорит о связи короля с богом. Все окружающее убранство изображает святых. Пол из мозаики выполнен в виде небосвода с изображенными на нем представителями флоры и фауны.

В интерьере всего замка Нойшванштайн четко прослеживается тесная дружба Людвига II и Рихарда Вагнера. Огромное множество картинок изображают сцены из опер немецкого композитора. Существуют сообщения от короля Вагнеру, в которых он описывает свой будущий проект и говорит другу, что однажды он поселится в этом сказочном месте. Еще одной особенностью украшения является использование лебедей, которые стали основной идеей для возведения романтичного дворца. Птица считается символом рода графов Швангау, чьим потомком был Людвиг II.

Во Вторую мировую войну все ценности Рейха хранились в сказочном дворце. Личная коллекция Гитлера, состоящая из драгоценностей, произведений искусства, мебели, была размещена по залам, но позднее все вывезли в неизвестном направлении. Ходят слухи, что большая часть ценностей была затоплена в озере Алат, поэтому сегодня на фото внутри замка уже не увидеть этих красот.

Замок имеет не только удивительную архитектуру и внутреннее убранство, но и интересную историю. Правда, не все задумки короля были воплощены в жизнь из-за нехватки средств на строительство. За время возведения Нойшванштайна бюджет был превышен более чем вдвое, поэтому царь оставил огромный долг после своей смерти. Кредиторам было важно, кто наследник этого творения, так как сумма задолженности составляла несколько миллионов марок.

Осенью 1886 года замок Нойшванштайн был открыт для платного посещения, что позволило завершить строительство и в течение десятка лет практически полностью покрыть накопившийся долг. В результате среди невоплощенных идей остались:

  • рыцарский зал;
  • башня высотой в 90 метров с церковью;
  • парк с фонтаном и террасами.


В настоящий момент лебединый дворец является одной из главных достопримечательностей Германии. Стоит также упомянуть, чем прославился этот музей, помимо своей удивительной истории. Во-первых, по рассказам Чайковский вдохновился на создание «Лебединого озера» после посещения этого романтичного места.

Во-вторых, увидеть замок можно на монете номиналом 2 евро, выпущенную специально для коллекционеров. Появилась она в 2012 году в рамках серии «Федеральные земли Германии». Цветное изображение дворца подчеркивает дух романтизма, свойственный этому строению.

В-третьих, в докладе нередко упоминают о том, что замок Нойшванштайн стал основой для создания дворца Спящей красавицы в знаменитом парке Диснея в Париже. Неудивительно, что архитектурный памятник нередко используют для съемок в фильмах или в качестве места действия видеоигр.

Замок на юге Германии по праву считается ключевой достопримечательностью страны, ведь его красота недаром привлекает тысячи туристов. «Лебединое гнездышко» прославилось на весь мир, и по сей день история его творения пересказывается и обрастает новыми легендами.

Замок Нойшванштайн (Бавария)

В баварских Альпах, недалеко от австрийской границы, стоит Нойшванштайн (Neuschwanstein; вариант написания - НЕЙШВАНШТЕЙН), замок неземной красоты, его стройный силуэт с заостренными башенками на фоне неба и горных вершин - словно сбывшаяся наяву фантазия. Это самый знаменитый и по-настоящему "сказочный" замок баварского короля Людвига II. Недаром, именно Нойшванштайн впоследствии стал символом чудесного мира Уолта Диснея, киностудии и диснейлендов. Возводя этот замок, Баварский король Людвиг II был одержим идеей воплотить в жизнь свои представления о романтике, свои сказочные фантазии.
Но сначала несколько слов о трагической судьбе самого короля.

О Людвиге II и истории создания замка Нойшванштайн


"Я хочу всегда оставаться тайной, как для себя, так и для других"
Эти слова будущий король Баварии Людвиг II (1864-1886гг.) сказал однажды своей гувернантке. Желание наследного принца сбылось. Его не понимали при жизни, смерть его была загадочна, после смерти…, а после смерти и подавно количество версий и объяснений его причудам только увеличилось. Каждый турист в королевском замке Нойшванштайн сегодня видит то, что ближе ему по восприятию: кто трагедию одинокого романтика, кто - галлюцинации безумного, а кто - банальные чудачества богача.
С детских лет Людвиг был погружен в себя, в свои мечты и фантазии. Детство Людвига прошло в родовом замке Hohenschwangau (Хохеншвангау), который восстановил в готическом стиле его отец Максимилиан II Баварский на месте разрушенного замка Шванстайн (Schwanstein). Как видим, в названиях всех замков центральным сохраняется слово «schwan», лебедь. Лебедь был геральдической птицей древнего рода графов Швангау, преемником которых считал себя король Максимилиан II. Он также украсил новый замок изображениями сцен из средневековых легенд и рыцарских романов, объединив, таким образом, идеализированную старину с конкретной местной традицией.


В Хоэншвангау Людвиг II познакомился с легендарным миром рыцаря Лебедя Лоэнгрина. Именно с этим героем впоследствии и отождествлял себя Людвиг II, страстный почитатель германской мифологии, человек впечатлительный и романтичный.
Побывав на премьере одноименной оперы Вагнера в 1858 году, он был вне себя от восторга. Людвиг с детства боготворил Вагнера, мистические оперы великого композитора заменяли будущему королю сказки. И когда в восемнадцатилетнем возрасте Людвиг унаследовал королевский трон, он сразу же пригласил Вагнера в Мюнхен. Композитор к этому времени находился в очень сложной финансовой ситуации. Молодой король заплатил за Вагнера все долги, приблизил его к себе, отдал на попечение композитора крупнейший оперный театр.


Рыцарские романы и германская мифология - вот темы вагнеровских опер. В своих произведениях Вагнер с большим размахом переносил на сцену мир мифов и легенд.
Тем временем Людвиг распорядился начать строительство по-настоящему "старинного" рыцарского замка, стены которого он замыслил расписать сценами из опер любимого Рихарда Вагнера, а также картинами на темы германской мифологии.
Король писал Вагнеру: «…Мое намерение - восстановить былое королевское величие в замке, возведенном в подлинном стиле старых замков немецких рыцарей… Местоположение будущего дворца - одно из самых красивых. А сам он, надеюсь, будет пригоден для жилья через три года. Вас я намерен поселить в нем в качестве многоуважаемого гостя. Замок станет святым храмом для божественного друга…Он каждой своей деталью будет более красивым и комфортным, чем Хохеншвангау внизу».


На горе Югенд, в одном из самых живописных уголков, были руины двух маленьких замков. Это место выбрал Людвиг II для строительства своего «Нового замка Хохеншвангау» (это только после смерти короля он стал называться Нойшванштайн).

Наверное, не случайно замок Нойшванштайн, несмотря на свои внушительные размеры, кажется театральной декорацией, ведь строился он под руководством знаменитых театральных художников Георга Дольмана и Кристиана Янка. Возведение замка началось в 1869 г. под строгим контролем самого короля. Мать короля была недовольна строительством нового замка, парламент страны пытался всячески сократить расходы на него, но Людвиг, несмотря ни на что, упорно шел к цели - воплотить в жизнь свои фантазии. Как только стало возможно, Людвиг перебрался жить в Нойшванштайн, фактически став там затворником.
Камень основания "Нового Замка" был заложен 5 сентября 1869 года. Но пригодный для жилья дворец не возможно было построить так быстро, как ожидал король. Проект был слишком обширным, да и строительный участок на горе представлял трудности. Вначале построили Здание Ворот, и Людвиг II жил здесь в течение множества лет. Поскольку король все более и более избегал каких-либо контактов с внешним миром и сосредоточился на идее своего королевского достоинства, то и программа строительства изменялась. Комнаты для гостей были заменены в планах "мавританским Залом" с фонтаном, который фактически никогда не был построен. "Комната Письма" была преобразована с 1880 года в маленький грот. Скромный "Зал для приёмов" стал огромным Тронным залом. Замок больше не был предназначен для приемов и гостей, а превращался в памятник королевскому величию и копию легендарного замка Чаши Грааля. Начиная с 1875 года, Людвиг II ведет активную жизнь по ночам, часто прогуливаясь горами в карете или санках, сконструированных по последним технологиям того времени. Нередко король на такие прогулки надевал исторические костюмы. Одним словом, перевоплощался. Его фантазии также поддерживались частными представлениями в родовом замке: оперы и театральные постановки давались только для одного Людвига II.


Нойшванштайн не только должен стать образцом идеального средневекового замка, но за средневековым обликом скрывалась современная технология комфорта. Действительно, на то время замок был оборудован «по последнему технологическому слову». Комнаты королевского места жительства оснащены горячим воздушным центральным отоплением. Проточная вода была доступна на каждом этаже, и кухня снабжалась и горячей, и холодной водой. Туалеты имели автоматическую систему слива.


Для вызова слуг и адъютантов король пользовался электрической системой звонка. На третьих и четвертых этажах были даже телефоны! Чтобы аккуратно и вовремя подавать еду наверх, использовали подъемник. Технические новинки применялись и непосредственно в строительном процессе, например, подъемные краны работали на паровых двигателях. Одна из отличительных особенностей Нойшванштайн - большие оконные стекла. Окна такого размера был все еще редкостью в дни Людвига II.


То, что король практически забросил государственные дела, отказывался жениться ради продолжения рода, был нелюдим - все это настроило против него и семью, и высший свет. Еще когда король был молод, его поведение, манера одеваться, вообще образ жизни многим казались по меньшей мере странными. В конце же жизни у Людвига стали проявляться явные признаки психического расстройства. 9 июня 1886 г. специальная государственная комиссия официально объявила короля душевнобольным. Буквально через три дня Людвиг отправился со своим личным врачом на прогулку, и вскоре их тела были найдены в озере Штарнбергзее. Тайна его смерти так и не раскрыта. У кромки воды, где нашли несчастного короля, установлен крест. Но, без сомнения, лучшим памятником Людвигу II Баварскому являются его восхитительные замки и прежде всего - Нойшванштайн.


Наружное убранство ворот.

Неподалеку от замка, над 90-метровой пропастью натянут подвесной мост, который Людвиг II назвал в честь своей матери, королевы Марии, принцессы Прусской.



Neuschwanstein from Mary"s Bridge


Первоначально этот мост был деревянным, но в 1866 г. его конструкция была заменена на современную, металлическую.


Озеро, вид с галереи замка.


Интерьеры замка.


Внутреннее убранство замка, его интерьеры впечатляют, пожалуй, не меньше, чем его внешний облик.
Каждый зал замка - это гимн операм Вагнера, героям германской мифологии.
Здесь Вы увидите сочетание сразу нескольких архитектурно-художественных стилей, мавританских, готических и барочных элементов: колонны-сталактиты, тронный зал в византийском духе, певческий зал с изысканным освещением, предназначавшимся для постановок опер Вагнера. При этом здание было оборудовано современной системой отопления, в кухне имелся водопровод с горячей и холодной водой. Вот уж действительно, Людвиг II Баварский во многом опередил свое время!

Вестибюль.



К королевским покоям ведедет вестибюль замка. Его стены украшены изображениями из древнейшего издания Саги о Зигфриде. На картине слева: «Регин кует для Сигурта меч Грам». Мраморный портал ведет в Тронный зал.

Тронный зал.



План его разработан Эдуардом Илле и Юлиусом Гофманом.
Под сияющим голубым куполом потолка, словно под небосводом, восседает Христос, окруженный Марией и Иоганнесом, а также рядом возведенных в святые королей. Это Казимир, Штефан, Генрих, Фердинанд, Эдуард и св. Людовик.


На переднем плане - драгоценный канделябр в форме византийской короны из позолоченной меди, предназначенный для 96 свечей. Весит этот драгоценный канделябр 18 центнеров.


Мозаичный пол, созданный венским мастером Дермонтом, изображает стилизованный растительный и животный мир. Зал заканчивается полукругом позолоченной апсиды.


Девять ступеней из белого мрамора Каррара, обрамленные изображениями 12 апостолов, ведут к помосту, где, согласно первоначальному замыслу, должен был стоять трон из золота и слоновой кости. Увы, этому уже не суждено было осуществиться.


Вид на зал с тронного возвышения.


Зал певцов.



Corridor by the singers hall


Безусловно, центральное место замка - это так называемый Зал певцов. Это самый большой, высокий и богато убранный зал с бесчисленными деталями росписей, посвященных главному герою этого зала - Парсифалю. Парсифаль — юноша, проходящий путь от наивности к идеалам рыцарства, любви и еще выше - к обретению святого Грааля. Кульминацией легенды о Парсифале является момент, когда герой попадает в Замок Грааля. Именно эпизод, когда Парсифаль впервые видит Грааль, изображен на центральной, самой большой картине Зала певцов.

Спальня.



Королевская спальня выделяется изобилием резных украшений и великолепным убранством. В отличие от преобладающего в других помещениях романского стиля, здесь царят новоготические формы. Над их созданием трудились четырнадцать резчиков на протяжении четырех с половиной лет. Драгоценнейшей филигранью украшено ложе монарха. В убранстве помещения использованы картины из истории о Тристане и Изольде, которая так глубоко потрясла двадцатилетнего короля, услышавшего музыкальную драму Рихарда Вагнера. Первое исполнение оперы состоялось в 1865 г., в присутствии короля Людвига II в Мюнхене. Над балдахином умывального столика изображен сюжет «Тристан и Изольда в саду замка Корнвалль». Справа над кроватью - «Прощание Тристана с Изольдой». Умывальник снабжался проточной водой, которая подавалась от источника, расположенного выше замка. Из балконного окна спальни открывается изумительный вид на девственно-романтичное ущелье Пеллат с водопадом 45-метровой высоты.

Гостиная.



Щедро украшенная гостиная с расположенным спереди эркером, так называемым "лебединым" углом, посвящена образу лебедя-рыцаря Лоэнгрина, такому дорогому для короля Людвига II. Большие панно художников Гаушильда и фон Геккеля изображают сцены из легенды о Лоэнгрине: "Чудо Грааля" и "Прибытие Лоэнгрина в Антверпен". Лебединый мотив присутствует и в резных украшениях деревянной обшивки, и в золотом шитье на шелковых обивках, и в портьерах.

Столовая.



Отделанное дубовыми панелями помещение столовой украшено картинами Фердинанда фон Пилоти и Йозефа Айгнера. На них запечатлены изображения миннезингеров («певцов любви»), а также сцены легендарного состязания певцов в г. Вартбурге в 1207 г. Свод арки над правой дверью украшен портретом Вольфрама фон Эшенбаха, автора «Парсифаля» и «Лоэнгрина». Слева, над служебной дверью - Готтфрид фон Штрассбург, автор любовной драмы «Тристан и Изольда». Эскизы для оформления помещения разработаны Юлиусом Гофманном. Настольная статуя из позолоченной бронзы, высотой более метра, изображает «Зигфрида в бою с драконом». Это - дар мюнхенских скульпторов Людвигу II.

Рабочий кабинет.


Рабочий кабинет короля выполнен в романском стиле и представляет богатую событиями и мифами историю Вартбурга. Темой легенды о Тангейзере и состязания певцов в Вартбурге объединены гобелены работы Иосифа Айгнера, вмонтированные в обшивку из дубовых панелей, которая покрыта тонкой чеканкой. На поверхности арки рядом с дверью изображен Тангейзер, кающийся перед папой Урбаном IV. Над увенчанным башенкой стенным шкафом - в нем хранились планы замка - изображен Тангейзер в Хёрзель-берге в объятиях Венеры.

В рабочем кабинете столешница обтянута тяжелым зеленым шелком, расшитым золотом, из него же сделаны портьеры. Женщины нескольких баварских деревень в течение многих лет выполняли по эскизам художников и самого короля эти великолепные вышивки. Украшенные шитьем ширмы отделяли кабинет от небольшой домашней молельни. Ревностный католик, Людвиг многие часы проводил в молитве, соблюдал посты, практиковал медитации.
Письменные принадлежности также изысканны: чистое золото, слоновая кость и драгоценные камни. Везде и на всем - изображение лебедя.

Часовня.



К спальне примыкает небольшая молельня Людвига II. Она посвящена Людовику Святому - королю Франции Людовику IX, в честь которого получил свое имя монарх. В расписной стрельчатый свод встроен створчатый алтарь, украшенный богатой резьбой. На картине в средней части триптиха изображен Людовик Святой. Витраж боковой стены: «Людовик Святой принимает последние утешения» создан в придворной художественной мастерской Майера.

Комната для одевания.



Комната для одевания, выдержанная в строгом оформлении дубовыми панелями, чудесным образом переходит в стилизованную беседку Настенная живопись повествует о поэзии и жизни Вальтера фонд дер Фогельвейде и Ганса Сакса. После картин из «Зигфрида» в вестибюле, после мотивов «Тристана» в спальне нас встречает здесь мир «Мейстерзингера» в избранных сценах из представления. Роспись стен принадлежит кисти Эдуарда Илле, ученика Морица фон Швинда. Над умывальником, украшенным гарнитуром из метлахской майолики работы Виллероя и Боха: «Вальтер поет при дворе герцога Вельфа». На стене напротив: иллюстрация к знаменитому стихотворению Вальтера «Под липами...» На столике стоит шкатулка с драгоценностями короля.

Кухня.



Кухня замка полностью сохранилась и подкупает и своей функциональностью, и поразительным для того времени техническим оснащением: проточной горячей и холодной водой и автоматическим вращением вертелов для жаркого.


Музыкальная комната.


Король сказок, как говорили обожавшие его подданные. Единственный настоящий король XIX века, по словам поэта Поля Верлена, и безумный король, с точки зрения его министров, - все эти эпитеты относятся к эксцентричному королю Баварии Людвигу II, которого по сей день многие почитают и столь же многие критикуют.

Замок Нойшванштайн зимой.

Каждый, кто посещал самое изысканное творение Людвига II - замок Нойшванштайн - или даже просто видел его на многочисленных фотографиях и открытках, скорее всего, сочтет, что король и в самом деле больше достоин похвалы, чем хулы. Именно этот замок в псевдосредневековом стиле с множеством зубцов на стенах и шпилями, которые возникают, подобно призраку, посреди вечнозеленого леса в окружении заснеженных горных вершин, вдохновил Уолта Диснея на создание сказок.

Рисунок для проекта замка, сделанный в 1869 году.

Девятнадцатилетний Людвиг стал королем Баварии в 1864 году. Увлеченный историческими легендами о Короле-Солнце, величием Версаля и музыкой Вагнера, он разделял навязчивую страсть композитора к идеализированным образам германского Средневековья.

Людвиг II (слева) с родителями и младшим братом Отто, фото 1860 года.

Композитор Рихард Вагнер, 1861 год.

Легенды, лежащие в основе опер Вагнера - сага о Парсифале и святом Граале, песнь о Нибелунгах и сказание о Рыцаре Лебедя, Лоэнгрине, - стали предметом циклов, украсивших залы Нойшванштайна - одного из трех замков, построенных Людвигом.

Работа эта, которой руководили архитекторы Ридель и Дольман, была основана на планах театрального художника Янка. Строительство началось в 1869 году и закончилось в 1886-м, когда король умер. Именно из-за этого покои верхних этажей остались пустыми и голыми. В июне того года министры Людвига обвинили его в растрате государственных средств на все более безумные и эксцентричные архитектурные химеры (обвинения, возможно, были и небеспочвенны). Правительство заставило ведущего психиатра Баварии без личного осмотра объявить короля психически больным и недееспособным.

Интерьер замка Нойшванштайн.

Замок Берг, 1886 год.

Из Нойшванштайна Людвига с почтительной настойчивостью доставили в замок Берг на озере Штарнберг, где его тщательно охраняли.

Крест на месте гибели Людвига II, Штарнбергское озеро.

На второй же день пребывания короля в замке Берг его тело и тело его врача обнаружили на мелководье Штарнбергского озера в 23:00. Ранее, в 18:30 того же дня, Людвиг II и профессор фон Гудден отправились на прогулку. Больше живыми их уже никто не видел. По официальной версии, доктор пытался предотвратить самоубийство короля и при этом утонул сам, хотя глубина озера не превышала 1,2 м.

Король в поздние годы своей жизни.

Двоюродной сестре короля, австрийской императрице Елизавете Баварской (известной также как Сиси) - пожалуй, самому близкому другу Людвига - принадлежит единственное правильное объяснение этих событий: «Король не был безумен. Он просто был эксцентричной особой и жил в мире своих мечтаний. С ним могли бы обходиться милосерднее».

Интерьер замка Нойшванштайн.

Область Альгау в Баварии имела большое стратегическое значение в Средние века, поэтому там когда-то было четыре замка. Именно здесь Людвиг решил построить свою «изящную игрушку из взбитых сливок». Предварительные чертежи графа фон Поччи и Кристиана Янка показывают, что центральная часть Нойшванштайна была сконструирована по образцу замка Вартбург. Людвиг II настаивал на том, чтобы здание сливалось с окружающей средой.

С весны до осени сюда везли поразительное количество строительных материалов. Только в 1879-1880 годах для строительства понадобилось более 5000 тонн нюртингского песчаника, более 510 тонн зальцбургского мрамора и 400 000 кирпичей. Весь фасад был отделан известняком из Альтершрофена.

Обстановкой и окончательной отделкой интерьеров занимались архитекторы, специализировавшиеся также на театральных декорациях, резчики по камню, живописцы и специалисты по керамике. Общая стоимость замка превысила 6 миллионов марок. Покои его разнообразны и чрезвычайно пышны.

Большинство из них украшены картинами, в которых оживают герои германских саг и священные короли Германии. Характерен в этом смысле Тронный зал с его смесью мозаичных украшений в готическом, романском и византийском стилях и бронзовой люстрой в форме короны весом более тонны.

Предметы мебели выполнены в популярном в ту эпоху неоготическом стиле. Помимо всего этого, здание по указу короля было оборудовано по последнему слову техники - например, электрическими звонками и вполне функциональной кухней.


Рубрика: Бавария

Замок Нойшванштайн (Sсhloss Neuschwanstein) завораживает изящной красотой с первых же минут знакомства. Расположившийся на отвесной скале, он словно парит над горными массивами Баварских Альп. Отсюда открывается потрясающий вид на озеро Альпзее и окрестные леса. Если не знать, кому Нойшванштайн обязан своим появлением, невольно начнешь думать, что к его строительству приложил руку добрый волшебник – настолько необычна и самобытна архитектура замка. Она поистине сказочная, и в этом утверждении нет никакого преувеличения. Другого такого замка не найти во всей Европе. Для баварцев он стал самым известным символом их маленькой родины, а для Германии – одним из самых посещаемых туристических объектов страны.

Романтические фантазии чудаковатого короля

Замок Нойшванштайн находится недалеко от городка Фюссен. Отсюда совсем близко до австрийской границы. Прямо напротив расположился замок Хоэншвангау – романтическая резиденция короля Максимилиана II, где провел детство его сын и наследник Людвиг II. Будущий монарх отличался чудаковатым складом характера и постоянно фантазировал. Вступив на престол, он продолжал витать в облаках, вынашивал какие-то идеи, казавшиеся безумными даже ближайшему окружению, и тут же стремился воплотить их в жизнь. Собственно государственными делами Людвиг II, правивший Баварией с 1864 по 1886 год, занимался крайне неохотно.

Его Величество был большим любителем сказок и легенд. Однажды он задумал построить себе настоящую сказочную резиденцию, похожую на дворец волшебника. Он мечтал о замке, архитектура которого была бы пронизана «лебедиными» мотивами. Потому что король, будучи большим поклонником творчества Рихарда Вагнера, отождествлял себя с Лебединым рыцарем, персонажем одной из опер великого композитора. К тому же лебедь – геральдический символ старинного графского рода Швангау, к преемникам которого себя относил Максимилиан II. Так появился замок Нойшванштайн. Его название переводится с немецкого языка как «Новый лебединый камень» (или утес).

Король, не любивший Мюнхен, хотел, чтобы замок находился вдали от городского шума. Для постройки он выбрал место, где в Средние века находились две крепости, от которых остались руины (их потом разобрали). Людвиг II также приказал взорвать находившуюся здесь скалу и тем самым опустить плато примерно метров на восемь. Так была создана площадка для возведения дворца. Первый камень в его основание был заложен 5 сентября 1869 года. Перед этим сюда подвели дорогу и проложили трубопровод. Строительство доверили Эдуарду Риделю, служившему архитектором при королевском дворе. А мюнхенский театральный художник Кристиан Янк занимался художественным оформлением замка – то есть воплощал в реальность все «волшебные» задумки экстравагантного короля.

Как возводился замок Нойшванштайн

Нойшванштайн – один из трех грандиозных проектов Людвига II. Одновременно с ним возводились еще два замка, Линдерхоф и Херренкимзее. При его жизни был завершен только первый, а вот Нойшванштайн стал самым известным из этой троицы архитектурных шедевров. Он гармонично сплел в себе несколько стилей – неоготический и необарокко, неороманский и неоренессанс. Его называют замком, хотя в классическом понимании таковым не является. Ведь оборонительным сооружением он не был. Да и для балов и прочих увеселений тоже не предназначался. Это был всего лишь каприз короля, грандиозно воплощенный в камне. Причем строительство дорого обошлось государственной казне Баварии. По тем временам 6 миллионов золотых марок – сумма баснословная. Немцы шутят: эти расходы могут окупиться только в том случае, если каждый житель планеты хотя бы раз посетит чудо-дворец.

Возведение замка продолжалось целых семнадцать лет. Основным строительным материалом был кирпич, его облицовывали известняком из местных каменоломен. Использовался и мрамор, но только для колонн, окон и капителей – его доставляли из австрийского Зальцбурга. Из Нюртингена завезли песчаник для эркера и подъездных ворот, их начали строить одновременно со зданием дворца в 1869 году. В 1870 году грянула Франко-прусская война, и работы пришлось приостановить. С новой силой они возобновились в 1873 году. Строители приступили к отделке королевских покоев дворца. Людвиг II требовал ускорить темпы, чтобы завершить работы к 1881 году. Он даже сменил руководителя строительства – им стал Георг Дольман. Но это не помогло: сроки постоянно переносились. Отделка первого, второго, четвертого и пятого этажей завершилась только к 1883 году.

Глядя на замок, в голове не укладывается, как его могли построить – ведь в то время не было ни башенных кранов, ни огромных бетономешалок. Не говоря уже о компьютерных программах, с помощью которых современные архитекторы работают над своими проектами. Стройматериалы поднимали в вагонетках с западной стороны здания. Они приводились в движение работавшим на паровой тяге краном. На строительстве были задействованы более двухсот каменотесов, плотников и подсобных рабочих. Только король так и не дождался окончания всех работ. После смерти Людвига II в 1886 году строительство приостановили. Третий этаж, западную террасу и купальню так и не завершили. Остался незаконченным и рыцарский дом. Доминантой Нойшванштайна могла стать главная башня высотой 90 метров с готическим собором, но до их возведения и вовсе не дошло.

Какие тайны хранит «лебединый» замок?

Весной 1884 года король уже смог поселиться в своих покоях на четвертом этаже. Уединившись в замке, он еще больше стал сторониться публики, живя в мире своих грез и фантазий. Поскольку Людвиг II никогда не был женат, поговаривали о его возможной гомосексуальной ориентации. Поводом для сплетен стала тесная дружба монарха с театральным актером венгерского происхождения Йозефом Кайнцом, главным конюхом Рихардом Хорнигом и придворным Альфонсом Вебером. В своем любимом сказочном замке король прожил всего два года.

Для министров баварского правительства это были нелегкие времена. Им постоянно приходилось искать короля в горах, чтобы завизировать важные документы. Высокие чиновники чувствовали себя унизительно. Когда их терпение лопнуло, то наспех созвали консилиум врачей, который в отсутствие самого монарха признал его душевнобольным. 12 июня 1886 года в Нойшванштайн прибыла правительственная комиссия. Людвигу II зачитали медицинское заключение из трех пунктов. Первым пунктом его обвинили в строительстве «никому не нужных» дворцов и огромных затратах, вторым – в самоустранении от участия в жизни собственной страны, третьим – в гомосексуальной ориентации.

На следующий день 40-летний король и приставленный к нему профессор Бернхард фон Гудден вышли в парк. Сначала они гуляли в сопровождении двух санитаров, а потом доктор вдруг отпустил их. Дальше они с Людвигом пошли вдвоем и… не вернулись. Около 23:00 их тела обнаружили на мелководье Штарнбергского озера. По официальной версии, король пытался покончить с собой, а профессор хотел его остановить, но не смог и утонул вместе с ним. По другой версии, более правдоподобной, неудобного монарха убили, испугавшись, что он может доказать свою дееспособность и восстановиться на троне. Суицид же был лишь инсценировкой. Заодно убрали и нежелательного свидетеля, который мог проговориться – фон Гуддена. Что произошло в тот роковой вечер, доподлинно неизвестно до сих пор. Эх, если бы стены замка Нойшванштайн могли говорить…

Замок Нойшванштайн – бессмертное наследие

Издали Нойшванштайн кажется мультяшным – словно действительно из сказки. На самом деле он величественный, комплекс его строений простирается в длину на 150 метров. Замок состоит из 110 комнат, из которых полностью завершенными можно назвать 16. Интерьеры «лебединого утеса» – это преимущественно иллюстрации к операм Вагнера, которого Людвиг II просто боготворил, и к средневековым германским легендам. Король лично участвовал в проектировании своего детища, заставляя строителей и декораторов многократно переделывать уже готовые детали интерьера. Но зато в результате капризов экстравагантного короля мы получили бессмертное наследие!

Тронный зал. Несмотря на свою незавершенность, он самый впечатляющий в замке. Построенный в неовизантийском стиле, занимает три этажа. Собственно трона здесь нет, а только закладка под него наподобие базилики. Над пустым тронным местом находятся полотна Вильгельма Хаусшильда, а рядом с мраморной лестницей – изображения 12 апостолов. Пол в зале мозаичный, а его колонны сделаны из искусственного мрамора.

Грот. Еще один яркий образец неуемной фантазии Людвига II. На первый взгляд, это небольшая комната. Находится на 3-м этаже между кабинетом короля и Салоном. Здесь нет богатой мебели и ковровых росписей. Помещение оформлено в виде сталактитовой пещеры и дает весьма реалистичное ощущение подземелья. Из мебели здесь только стол и стулья из ветвей дуба. Слуховой ход соединяет Грот с Залом певцов.

Зал певцов. Он находится над королевскими покоями, занимая восточное крыло 5-го этажа. Огромное прямоугольное помещение с трапециевидным потолком задумывалось как центральное в замке. Стены украшают декоративные панно на тему легенд о хранителе святого Грааля – Парцифале, а также раскрашенные деревянные скульптуры и растительные орнаменты. Зал освещают огромные люстры, а также напольные канделябры.

Спальня Людвига II. Самая богато декорированная комната в замке, выполненная в неоготическом стиле. Доминирует деревянное оформление, полностью покрытое тонкой резьбой. Около 60 мастеров трудились над ней в течение полутора лет. Доминанта спальни – огромная кровать с балдахином в позднеготическом стиле XV века. Ее подножие украшает рельеф на тему Распятия. Рядом с ней высокий столик с туалетными принадлежностями.

Как добраться до замка Нойшванштайн

Современники короля считалиего страсть к замкам чудачеством и безумной тратой денег. Но время все расставило все по своим местам: сегодня Нойшванштайн является музеем, и он едва ли не самая популярная туристическая достопримечательность Германии. Ежегодно его посещает 1,3 миллиона человек, что приносит немалые средства в бюджет федеральной земли Бавария. Фотографии сказочного замка, сделанные с моста Мариенбрюкке, стали визитной карточкой страны. Их можно увидеть на многочисленных открытках, футболках, чашках и другой сувенирной продукции.

Как добраться до Нойшванштайна? Туристы обычно добираются из Мюнхена, который находится в 130 км от замка – это самый популярный маршрут. На Фюссен поезда напрямую практически не ходят, поэтому покупают билеты до городка Бухло, где делают пересадку. Доехав до Фюссена, найти идущий к замку автобус не составит никакого труда. Поскольку ехать придется несколькими видами транспорта, то удобнее и дешевле будет сразу, еще в Мюнхене, приобрести многофункциональный билет Bayern Ticket. Сойдя на нужной остановке, держитесь от нее вправо. Пройдя некоторое расстояние, слева вы увидите его – сказочный Нойшванштайн.

Замок открыт для посещения ежедневно с 9:00 до 18:00 в летнее время, а зимой с 10:00 до 16:00. Единственные выходные – в рождественские праздники. Осмотр достопримечательности возможен как в составе экскурсионной группы, так и по отдельности. Время экскурсии можно согласовать на официальном сайте (www.neuschwanstein.de). Фотографировать Нойшванштайн можно только снаружи, внутри – запрещено. Входить в музей с большими сумками и другими предметами также не разрешается. Здесь регулярно проводятся концерты музыки Вагнера. Говорят, именно в этом чудесном замке великий русский композитор Петр Чайковский вдохновился идеей своего балета «Лебединое озеро»…



Новое на сайте

>

Самое популярное