Домой Паразитология Икона апостол павел. История появления святого лика

Икона апостол павел. История появления святого лика

Икона святого Петра - важнейшая часть любого домашнего иконостаса. Молитвы перед ней способны уберечь вас от опасности, а также укрепить и сохранить веру в Господа.

Апостол Петр был сыном рыбака и с самого детства промышлял рыбной ловлей. По достижении старшего возраста Петр повстречал Христа и пошел за Ним. Среди 12 апостолов Петр стал любимым учеником и последователем Иисуса: именно ему Спаситель доверил хранение ключей от райских врат.

Когда Иисуса Христа схватили и приговорили к смертной казни, Петр, испугавшись преследования, трижды отрекся от Него на рассвете. Осознав весь ужас своего поступка, он горько раскаивался и позже был прощен Господом. Всю оставшуюся жизнь Петр посвятил проповедованию Божьего учения, был схвачен и принял мученическую кончину во времена правления Нерона.

После кончины апостол был канонизирован, а его икона до сих пор творит чудеса исцеления и знамений, спасающих жизни людей.

Где находится чудотворная икона

Существует множество копий и списков чудотворного образа, но первоначальная икона, написанная в 6 веке, находится в Египте, в монастыре святой Екатерины. Канонический образ Петра, с которого были списаны фрески Исаакиевского собора, находится в Соборе Святой Живоначальной Троицы Санкт-Петербурга.

Описание образа

На иконе изображен апостол Петр в расцвете своего духовного пути. Святой одет в монашеский хитон, в одной руке держит Священное Писание, а в другой — ключи от врат Рая. Апостол находится в пути.

Этот образ символизирует долгий жизненный путь проповедования и подвигов во имя Господа и веры в Него, а также долгую дорогу от отречения до прощения и принятия Господом своего любимого ученика во вратах Рая.

В чем помогает икона апостола Петра

Хотя Петр оставил дом и семью ради служения Господу, он не забывал о насущном труде и своих корнях. Именно поэтому Петр считается покровителем рыбаков и моряков. Святому молятся о сохранении жизни на воде и помощи в беде.

Кроме того, по преданию, апостол Петр был наделен столь большой силой, что мог исцелять смертельно больных людей, лишь прикоснувшись к ним. По этой причине иконе святого молятся об исцелении телесных и душевных болезней, а также об облегчении хронических болей.

Молитвы перед образом апостола Петра

«Святой Петр, покровитель мореплавателей и путешественников, молим тебя, в тоске и страхе к тебе прибегая: не оставь молитвы наши без ответа, убереги от опасности на море и на суше! Молим тебя, не попусти живота раба Божьего (имя) и сохрани от всякого зла всех спутников его. Истинно апостол, хранитель и разрешитель, спаси и сохрани раба Божьего (имя) от всякого зла. Аминь».

«Святой апостол Петр, хранитель ключей, отмыкающих врата Рая, великий целитель, молим тебя смиренно и с надеждою: яви дар, данный тебе Господом нашим Иисусом Христом, исцели раны душевные и телесные, спаси и живот мой, душу мою и разум мой от происков дьавольских, убереги жизнь мою от боли и страданий. Истинно прошу тебя, защити и укрой покровом своим от болезней, дабы возблагодарить мне Господа Нашего и смиренно прославлять волю Его до конца дней моих. Аминь».

Как выглядит икона апостола Петра

Помимо первого канонического образа существуют несколько распространенных версий иконы апостола, признанных Церковью. На одной из них святой изображен не в полный рост, а по пояс.

В одной руке святой Петр держит Священный свиток, а другой благословляет каждого молящегося перед образом.

На другом достаточно распространенном образе святой Петр изображается в преклонных летах. Глаза апостола подняты к небесам: в этот момент святой получает благословение Божье на мученическую смерть.

В одной руке Петр держит раскрытую книгу Евангелия, а в другой сжимает ключи от райских врат.

Апостол Петр был любимым учеником Господа и получил прощение греха отречения от воли Господней и учения Его. Именно поэтому перед образом святого особенно сильны молитвы о прощении грехов . Мы желаем вам мира в душе и крепкой веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

11.07.2017 05:09

Казанская икона Божией Матери широко известна среди православных христиан. Заступница и защитница всех людей находится...

Вероятно, икона апостолов Петра и Павла является одной из самых знакомых всем, кто когда-либо обращался к изображениям христианских святых. Их канонический облик в неизменном виде сохраняется с тех давних времён, когда последователи учения о воскресшем Спасителе собирались для своих служб в глубинах катакомб. Ключ от врат Царствия Божия в руках одного из них и меч? символ жертвенности — в руках другого? свидетельство того, что перед нами именно те, кого принято именовать первоверховными апостолами.

Исследователи пришли к выводу, что описание святых, приводимое в ранних преданиях, по всей видимости, соответствует действительности, и на его основе сформировался образ, который передаёт икона. Пётр и Павел жили в ту эпоху, когда составлялись первые хроники их подвижнического служения, авторы которых вполне могли быть с ними знакомы, или, по крайней мере, видеть. Этим, вероятно, и объясняется неизменность, придаваемая их портретным чертам.

Считается, что икона «Пётр и Павел» этим необычайным постоянством обязана традициям римского скульптурного портрета, доведённого к тому времени до совершенства. Авторы первых фресок, обнаруженных на стенах катакомб, несомненно, были знакомы с техникой портретирования, что позволило им придать образам апостолов правдивые и реалистичные черты.

Близость индивидуальных черт

Сравнивая работы мастеров, живших в разные эпохи, в разных концах христианского мира и никогда не видевших творений друг друга, поражаешься схожести изображённых ими ликов. Например, икона «Пётр и Павел», написанная в древней Византии, и её аналог новгородской школы XVI века, без сомнения, передают черты одних и тех же людей. Причём точно известно, что живописцы с берегов Волхова не были знакомы с произведениями своих предшественников.

Особое место в иконографии святых апостолов занимают их совместные изображения. Подобные композиции часто связаны с обстоятельствами жизни святых и мученической кончины, состоявшейся в один день. В качестве сюжетов нередко используется апокрифический текст, повествующий об их последней встрече и прощании незадолго до казни. Обычно икона «Пётр и Павел», написанная на его основе, представляет собой изображение апостолов, братски обнявшихся и целующих друг друга.

Почитание святых апостолов на берегах Днепра и Волхова

Со времён принятия христианства образ первоверховных апостолов считался одним из наиболее почитаемых на Руси. Известно, что по возвращении из Корсуни святым князем Владимиром была привезена в Киев икона «Пётр и Павел», ставшая впоследствии даром Софийскому собору в Новгороде. До наших дней она не сохранилась, но в древнем храме можно и теперь увидеть фреску XI века, написанную по этому сюжету.

Духовность в основе образа апостолов

В наши дни в иконостасах большинства храмов неотъемлемой частью деисусного ряда является икона Петра и Павла. Значение её со временем неизмеримо возросло. Причина заключается в более полном осмыслении их образов. Они являют собой символы безграничной веры в истинность Христова учения, позволяющего даже простому, не учёному и слабому человеку, каким был прежде Пётр, подняться до вершин святости.

Кроме того, это символ открытости пути к духовному совершенству для тех, кто первоначально не только не принял учение христиан, но и был их яростным гонителем, как апостол Пётр. Безусловно, в наши постатеистические времена подобные образы являются весьма актуальными, тем более что православная церковь ведёт широкую просветительскую работу, направленную на восполнение тех пробелов в религиозном образовании народа, которые возникли в эпоху богоборчества. В целом же любое изображение апостолов — это наглядная проповедь христианской веры, открывающей врата в жизнь вечную.

Чудотворцы Петр и Павел - две противоположности друг другу, две опоры веры и праведности. Каждый из апостолов поможет укрепить веру, преодолеть трудности и терзания души.

Жизни Петра и Павла были различны, но их объединило общее — верность и любовь к Спасителю. Первоверховные апостолы приложили огромные усилия для распространения христианского вероисповедания. Они обратили ко Христу многих, за что были канонизированы. Глубоко верующие люди неустанно просят Петра и Павла о помощи подле их иконы. Изображенным на святыне апостолам можно молиться как вместе, так и по отдельности. Каждый из апостолов услышит вас и поможет в любых богоугодных начинаниях.

Путь к вере у Петра и Павла был разный. Но горячая любовь и неподдельная верность Богу возвысили их и соединили вместе. Став неразлучными, главные христианские апостолы уберегли многих от безверья и страшного грехопадения. Учителя среди учителей обратили ко Христу не одну тысячу заблудших душ.

Петр — рыбацкий сын, который впоследствии стал свидетелем всех событий жизни Спасителя. Трижды отрекшийся от учения Господа, он каждый раз в покаянии возвращался обратно, став основоположником христианского вероисповедания.

Павел был злейшим противником Сына Божьего. При жизни он повсеместно преследовал и зверски убивал христиан. Его ораторские способности, грамотность и знатное происхождение разжигали ненависть к Христу среди знати и обычных людей. Столь яростное сопротивление Павла сменилось на пламенную любовь к Богу.

Именно Павла и Петра избрал сам Иисус для продолжения своей миссионерской деятельности. Два апостола, вдохновенный бедняк и оживленный деятель, получили дар нести слово Божие дальше. Первоверховные апостолы приняли мученическую смерть вместе. В четвертом веке в их честь в Риме был воздвигнут храм, а сами праведники стали оплотом веры.

Где находится образ

Петр и Павел — общеизвестные апостолы, почитаемые во всех разновидностях христианства. Конечно же, их изображения, иконы, фрески можно встретить в каждом храме. Во многих городах России есть церкви, выстроенные в честь учеников Христовых. Наиболее распространенные списки иконы можно встретить в следующих соборах:

  • храм Петра и Павла в городе Москве хранит в себе не только образ святых, но и останки первоверховных апостолов, привезенных из Рима;
  • храм Святых апостолов Петра и Павла в городе Сестрорецке, который находится недалеко от Санкт-Петербурга;
  • собор Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в городе Новотроицк;
  • Московский храм Воскресения Христова.

Описание иконы

Петра и Павла в иконописи принято изображать вдвоем. Древние иконописцы пытались передать на данном образе духовное братство, обретенное в вере, которой связаны все приверженцы христианства . По сохранившимся фрескам первоверховных апостолов были заложены основные каноны написания их образов.

В древние века лики святых на иконе изображались лицом к зрителям, позднее их лица стали писать обращенными друг к другу. В левой руке Петра присутствует связка ключей от рая. Павел же держит посох и книгу со своими трудами. Благодаря этим отличительным особенностям святых невозможно перепутать.

В чем помогает икона Петра и Павла

Молитва подле иконы Петра и Павла обращает в прах любые колебания в вере. Святые спасают от маловерия, заблуждений, грехопадения. Каждый из апостолов покровительствует различному, но любые ваши прошения будут услышаны и поддержаны.

Апостол Павел помогает раскаявшимся безбожникам, иноверцам и тем, кто начал утрачивать веру. Молитвы, обращенные к нему, исцеляют от душевных и физических болезней. Также святой покровительствует обучению, в особенности усвоению сложных наук. Апостол Петр поддержит вас в открытии собственного дела, придаст трудолюбия, целеустремленности и финансовой удачи.

Молитва перед иконой Петра и Павла

«О, святые апостолы Петр и Павел, не отрекайтесь от нас, грешных рабов Божьих (имя). Не допустите нашей разлуки с любовью Господа. Станьте крепкими заступниками веры нашей. Умолите Бога о заступничестве и прощении грехов. Да истребит пусть Господь все безмерные грехи его рабов. Аминь».

День почитания иконы

День празднества иконы совпадает с почитанием святых Петра и Павла . Торжество было установлено в четвертом веке, практически сразу после страшной казни угодников Божьих. 12 июля по новому стилю все христиане отмечают день памяти первоверховных апостолов.

Жизнь праведных апостолов Петра и Павла является воплощением христианской веры и единства. Самостоятельно искоренив в себе неверие и злость, встав на путь истинного предназначения, ученики Христа обратили в веру огромное количество людей. Слова покаяния , произнесенные подле иконы Петра и Павла, избавят вас от тяжелого бремени и направят вашу жизнь по верному курсу. Будьте счастливы, крепкой веры, и не забывайте нажимать на кнопки и

Петра и Павла.
12 июля (29 июня ст. ст.) Петра и Павла. С праздником!
Славных и всехвальных первоверховных апостолов Пера и Павла.
Тропарь апостолов. Глас 4.
Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати//и душам нашим велию милость.

Петр и Павел апостолы. Икона 11 век. Новгородский государственный объединенный
историко-архитектурный музей-заповедник.

Петр и Павел считаются величайшими проповедниками учения Христа и даже основателями самой христианской религии. Только эти два апостола имеют звание первоверховных — такого звания больше никто из всего сонма Святых не удостоен.
Церковью воспеваются «Петрова твердость и Павлов разум».

"По христианским воззрениям именно у апостола Петра находятся ключи от рая: он привратник у райских ворот. Его иногда так и называют: Петр-ключник, или Петр «золотые ключи».


Петр и Павел апостолы. Икона 14 век. Византийский музей, Афины.


Петр и Павел апостолы. Икона 14 век. Синай, Монастырь святой Екатерины


Апостолы Петр и Павел. Картина Эль-Греко (Доменико Теотокопули)
1590-92 гг. Эрмитаж. Икона итало-критской школы XVI века.


Петр и Павел апостолы. Икона 14 век. Монастырь Ватопед на Афоне.


Петр и Павел апостолы. Икона 17 век. Афон, монастырь Пантократор.


Петр и Павел апостолы. Икона 18 век. Государственный Исторический музей, Москва.
Интересной особенностью данной иконы является изображение апостолов Петра и Павла на фоне архитектурного комплекса Петропавловской крепости с собором в Санкт-Петербурге. В центре композиции на берегах реки изображены две сцены мученичексой смерти апостолов. Внизу, в барочном картуше помещен текст молитвы, посвященной апостолам.


Петр и Павел апостолы, икона 17 век. Пермская государственная художественная галерея.
Апостолы изображены в рост, слегка повернутыми друг к другу и обращенными в молении к Спасу Вседержителю, восседающему на Престоле в окружении архангелов в сегменте небесной сферы, которая расположена в центре под верхним полем. В руках апостола Петра ключ и свиток, в руках апостола Павла - Евангелие. Фон позолочен.
http://lib.pstgu.ru/icons/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=4&Itemid=6


Несмотря на то, что 12 июля — это день Петра и Павла, 12 июля на Руси обычно почитали лишь память апостола Петра, Святому же Павлу молитвы возносились на следующий день, «чтобы не обижался».

В этот день заканчивается Петров пост. Было принято ходить в гости и приносить с собой «обетные» («обетованные») угощения, среди которых обязательно должны были присутствовать блюда из рыбы. «Обетные» угощения обычно устраивались крестными родителями.

Ведь в первую очередь, Петров день считается праздником рыболовов, тех кто связан с рыбным промыслом, поскольку сам Петр в до апостольской своей жизни был обычным рыбаком, и именно во время ловли Петром рыбы и произошло его знакомство с Иисусом Христом, который призвал его от рыбацких трудов у «уловлению человеков». Рыбаки молились ему об удаче, просили подсказать: удастся ловля, будет буря, стоит забрасывать сети.

В Петров день было принято умываться водой из трех ключей. Также крестьяне выходили посмотреть, как будет всходить солнце: собирались ночью на холмах, разжигали костры и проводили время в ожидании рассвета в играх и песнях. Считалось, что на Петра Павла солнце «играет» в небе: то заблестит разными цветами, то засияет ясно, то поднимется, то опустится.

Крестьяне замечали: если на Петров день дождь, то весь сенокос будет мокрый. В то же время изменение погоды в течение одного дня, когда за дождем следует солнце, а затем снова дождь, обещала плодородие. Говорили: «На святого Петра дождь - урожай худой, два дождя - хороший, три - богатый».

А еще сегодня отмечается День фотографа. Точнее, не совсем так: День святой Вероники, покровительницы фотографов. По преданию, св. Вероника в числе прочих людей следовала за Иисусом Христом на Голгофу. Когда изнеможенный Спаситель упал, святая Вероника поднесла ему свой платок, отереть пот с лица. На ткани запечатлелся лик Спасителя. Когда была изобретена фотография папским декретом св. Вероника была объявлена покровительницей фотографии и фотографов."
Фото и текст из открытых источников.

12 июля Русская Православная Церковь отмечает окончание Петрова поста и день памяти святых славных и всехвальныхпервоверховных апостолов Петра и Павла. «Прихожанин» решил почтить их память рассказом о том, как образы первоверховных апостолов воплощали на своих полотнах великие художники.

В православной иконографии святых апостолов Петра и Павла чаще всего изображали вместе (хотя можно найти немало икон, на которых святые представлены по отдельности). И это вполне объяснимо: при всей поразительной несхожести их судеб, происхождения, характеров они были едины в укреплении общего дела – создании Церкви Христовой на земле. Согласно церковному преданию считается, что святые апостолы Петр и Павел погибли в один день – 29 июня (12 июля по новому стилю) в Риме, в 67 год от Рождества Христова, в 12-й год правления императора Нерона. Возможно, это так, возможно, нет, так как, к сожалению, достоверных данных о дате их гибели не существует. Многие исследователи полагают, что верные ученики Христа Петр и Павел погибли с разницей в несколько лет. Но, наверное, не это главное. Важно то, что они сумели сделать.

Иконографическое изображение Святых апостолов Петра и Павла следует традиционным православным канонам, а потому на многочисленных иконах их образы отличаются лишь отдельными деталями. Скажем, цветом одеяния – туники, далматики (длинного верхнего одеяния, которое носили поверх туники) или гиматия (плаща). Или цветом волос – Петра и Павла рисуют то темноволосыми, то седыми, то лысоватыми. На большинстве икон святые апостолы Петр и Павел обращены ликом к верующим, на некоторых – они смотрят друг на друга или даже обнимаются.

Статичное изображение святых в православной иконографии традиционно и объясняется тем, что в иконе важно передать образ святого, его взор, обращенный к молящемуся. Потому иконописцы, рисуя образы святых, художественные акценты чаще делают не на самих образах, а на деталях: сложенных пальцах, развернутых к верующим ладонях, прижатой к сердцу руке и особенно на том, что у святого в руках.

На большинстве икон святой апостол Петр держит в руках ключ (реже два ключа – серебряный и золотой, которые олицетворяют собой светскую и духовную власть), ибо сказал Христос: «И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 19). Хотя можно увидеть иконы, на которых в руках любимого ученика Христа свиток с евангельским текстом.

В руках у Святого апостола Павла чаще всего на иконах можно увидеть книгу или свиток, реже – меч. Понятно, что книга и свитки отсылают нас к 14-ти Посланиям, написанным святым апостолом Павлом, а вот образ меча – это символ слова Божия, ибо в своем Послании к Евреям святой апостол Павел писал: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12).

На некоторых иконах святые апостолы Петр и Павел сообща держат в руках церковь как знак того, что они совместным апостольским трудом укрепляли Христову Церковь на земле.

Совсем иначе рисовали образы святых Петра и Павла западноевропейские художники. Как правило, посредством живописи они стремились рассказать о самых значимых – трагических или драматических – моментах в их жизни. Взять, к примеру, знаменитые картины итальянского художника Караваджо «Обращение Савла» и «Распятие святого Петра». Или, скажем, «Освобождение святого Петра» Бернардо Строцци и «Куда идешь, Господи?» Аннабеле Карраччи.

Каждое из этих знаменитых полотен напоминает верующим главные эпизоды из жизни святых, как в случае с Савлом, будущим апостолом Павлом, который всячески преследовал и убивал христиан, и однажды на пути к Дамаску «внезапно осиял его свет с неба; он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9, 3–5).

Или взять, к примеру, картину «Куда ты идешь, Господи?» Аннибале Карраччи… 12-й год правления императора Нерона. Страшные гонения на христиан в Риме. Арест святого Петра ожидается со дня на день. Его последователи, понимая, что святого ждет смерть на кресте, умоляют его бежать. Петр уступает их уговорам, ночью он уходит из города по Старой Аппиевой дороге… и за городскими воротами встречает Христа. «Domine, quovadis?» («Господи, куда ты идешь?») – обращается Петр к Спасителю. «Раз ты, Петр, оставляешь народ Мой, Я иду в Рим на новое распятие», – отвечает Христос. У каждого человека свой путь в жизни, свой порой очень нелегкий, выбор. Петр смиренно принимает свой жребий и со словами: «Domine, tecumveniam» («Господи, позволь и мне с Тобой») – поворачивает назад в Рим, где его ждет арест и мученическая смерть на кресте.

Ее, кстати, показывает нам картина Караваджо «Распятие святого Петра». Поскольку Петр не был римским гражданином, его приговорили к мучительной смерти на кресте. Известно, что апостол попросил своих мучителей распять его вниз головой, так как считал, что недостоин быть распятым, как Христос.

Еще одному очень важному эпизоду из жизни святых апостолов Петра и Павла посвятили свои картины известные западноевропейские мастера. Посмотрите на эти полотна!

Они не только напоминают нам о драматическом споре, который случился между апостолами Петром и Павлом, но и в целом отражают важную веху в истории раннего христианства.

Это сегодня вся Европа, разделившись на два лагеря, гудит и обсуждает ситуацию вокруг мигрантов, которые, подобно цунами, захлестнули европейские страны. А тогда, две тысячи лет назад, в Антиохии между святыми апостолами Петром и Павлом возник спор о том, как следует поступать с язычниками, которые принимают христианство и хотят войти в христианскую общину. Этот спор двух первоверховных апостолов в итоге вылился в Апостольский Собор, который состоялся в Иерусалиме (по одним данным, в 49, а по другим – в 51 году).

Суть спора: должны ли крещеные язычники делать себе обрезание по закону Моисееву, устраивать жертвоприношения в Храме и соблюдать ряд других иудейских обрядов и ритуалов? Столкнулись две точки зрения. Одну представлял апостол Петр, другую – апостол Павел. Как известно, в итоге Собор принял точку зрения апостола Павла и отказался от идеи соблюдения крещеными язычниками иудейских обрядов и ритуалов. Но самому спору между Петром и Павлом уделялось много внимания и их современниками, и позже, на протяжении многих последующих веков. Поэтому знаменитую дискуссию святых апостолов Петра и Павла в Антиохии, предшествовавшую Иерусалимскому Собору, так часто отражали на своих полотнах великие европейские художники.

И, наконец, отдельно мне хотелось бы упомянуть еще одного великого живописца. Именно с его картиной чаще всего возникает ассоциация, когда говорят о святых апостолах Петре и Павле. Это знаменитый испанский художник Эль Греко. Кстати, имя Эль Греко – всего лишь прозвище, в переводе означает «Грек». Ибо Доменикос Теотокопулос, взявший себе такой псевдоним, был греком по происхождению, уроженцам острова Крит. Именно его кисти принадлежит знаменитая картина «Апостолы Петр и Павел», которую можно увидеть в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Картина поразительная, во многом напоминающая икону, ибо в ней удивительным образом соединились художественный стиль, присущий эпохе Ренессанса, и элементы православной иконографии. Впрочем, этому парадоксу перестаешь удивляться, когда узнаешь, что Эль Греко, живя на Крите, учился у православного греческого иконописца Михаила Дамаскиноса. Интересно, что, хотя вся семья Эль Греко принадлежала к Римско-Католической Церкви, сам художником свои полотна рисовал в греческой православной стилистике.

Кстати, в 1597 году, спустя 5 лет после завершения первой картины «Апостолы Петр и Павел», художник нарисует новую картину (в настоящее время она находится в Барселоне в Изобразительном музее Каталонии), но в сравнении с картиной, хранящейся в Эрмитаже, это более слабое полотно.

На ней художник дал апостолу Павлу вместо книги меч и постарался как бы объединить двух самых великих учеников Христа, соединив на картине их руки. Неизвестно, что сподвигло художника практически повторить свою раннюю работу. Возможно, его критики считали, что на полотне 1592 года Эль Греко противопоставил друг другу двух святых апостолов и излишне значительно выделил святого апостола Павла.
Так, кстати, считают и многие современные исследователи творчества Эль Греко, полагающие, что на картине 1592 года доминирует именно святой апостол Павел, который как бы пытается убедить в своей точке зрения и святого апостола Петра, и зрителей.

Мне так не кажется. Напротив, я вижу двух одинаково сильных и мудрых учеников Христа. Только святой апостол Петр на картине Эль Греко погружен во внутреннее молитвенное созерцание, тогда как святой апостол Павел движением руки указывает на книги, лежащие перед ним. Предполагается, что это Святое Евангелие и 14 Посланий самого апостола Павла.

При таком прочтении картины можно предположить, что Эль Греко, великий греко-испанский живописец, создавший множество картин на евангельские сюжеты, хотел через образы святых апостолов Петра и Павла передать свое видение христианской Церкви – соединение знания, которое черпается из Священного Писания, и молитвы, обращенной к Богу.

Петр Селинов



Новое на сайте

>

Самое популярное