Домой Паразитология Допустимое зрение для вождения автомобиля. Какое должно быть зрение для получения водительских прав

Допустимое зрение для вождения автомобиля. Какое должно быть зрение для получения водительских прав

Обладать крепким богатырским здоровьем для того, чтобы получить права, не нужно. Управлять машиной могут даже инвалиды, но, конечно, далеко не все. Однако в отношении зрения законодательство достаточно сурово. Перед тем как получить права, каждому предстоит проверка зрения на цветовосприятие для водителей. Иногда именно выявленный дальтонизм может стать препятствием для получения водительского удостоверения и навсегда лишить человека радости обладания личным транспортом.

Требования по зрению к водителям

Чтобы иметь возможность обладать водительским удостоверением, недостаточно просто выучить правила и сдать экзамен в ГАИ. Потребуется пройти еще достаточно жесткую медкомиссию. И если относительно ряда физических недостатков переживать не стоит, то вот зрение у человека за рулем должно быть определенного качества. Иначе велик риск создать на дороге аварийную ситуацию, причинить вред и себе, и другим людям. Именно во время прохождения медицинской комиссии и выносится окончательный вердикт – годен ли человек к управлению транспортным средством или нет.

Перечень патологий, с которыми невозможно получить права или же использовать машину с ограничениями, регламентирован приказом Минздрава. Среди них есть и проблемы со зрением.

Таблица. Основные проблемы со зрением, влияющие на возможность получения прав.

Проблема Краткая информация

Острота зрения обязательно проверяется на медицинской комиссии перед получением прав. Проверка производится по известной всем таблице с буквами различных размеров. Однако сейчас многие стали заучивать буквы наизусть, пытаясь обмануть медика. К счастью, на дорогу такие граждане все равно не попадают, так как есть еще ряд проверок, которые помогут определить остроту зрения правильно. И каждая категория водительских прав имеет свои требования в этой области.

Один из самых главных критериев, ведь ориентироваться на дороге человеку помогает светофор. Водителем невозможно стать, если человек не различает цвета правильно.

Эти заболевания являются «приговором» - к вождению люди с ними не допускаются.

Даже имея проблемы со зрением, можно все-таки получить права, но с условием коррекции зрения, то есть ношения очков или линз. При этом очки или линзы должны иметь не менее -8,0 и не более +8,0 диоптрий. А между глазами разница не должна превышать 3 диоптрии.

На заметку! Также водителем не может стать человек, имеющий абсолютную глухоту, серьезные проблемы с сердцем, заболевания нервной системы, умственную отсталость.

Допустимыми для получения прав являются следующие отклонения по зрению.

  1. Категория В – зрение на лучше видящем глазу должно быть не менее -0,6-0,8 диоптрий.
  2. Категория С – допустимое зрение составляет 0,7 единиц для обоих глаз либо 0,8 для лучше видящего и не менее 0,4 – для того, который видит хуже.

Что такое дальтонизм?

Раз уж речь зашла о правильном цветовосприятии, то в первую очередь на ум приходит такое заболевание, как дальтонизм. При наличии этой патологии человек воспринимает цвета неправильно.

Сетчатка нашего глаза оснащена специальными рецепторами, которые называются колбочками. Они содержат пигмент, который помогает глазу и мозгу распознавать цвета. И определенная колбочка распознает только определенный цвет – синий, зеленый или красный. Если у человека отсутствует или имеется в недостаточном количестве этот цветораспознающий пигмент, то цветовое восприятие мира нарушается. Минздрав сообщает, что по статистике примерно 8% мужчин и около 0,5% женщин имеют эту патологию, чаще всего – врожденного типа.

На заметку! При правильном развитии и наличии всех колбочек глаз человека может различать до миллиона всевозможных оттенков. Люди, которые имеют все три типа колбочек в глазу, называются трихроматами.

Виды дальтонизма

Однако – это только общее название патологии. Оказывается, он имеет несколько форм.

– форма патологии, которая не дает возможности человеку различать зеленый цвет и его оттенки. Водитель с таким заболеванием красный цвет не отличает от зелено-желтого. Чувствительность к зеленому цвету понижена или отсутствует. То есть водитель, имеющий такую патологию, легко способен перепутать сигналы светофора и попасть в ДТП. Конечно, все знают, где какой сигнал светофора загорается, но иногда из-за усталости или плохой видимости можно перепутать цвета и неправильно повести себя на дороге. Таким образом, права человеку с дейтеранопией получить невозможно. Патология встречается всего у 1% людей и вызвана отсутствием пигмента хлоролаба. Лечение отсутствует.

– форма, характеризующаяся невозможностью отличать ряд желто-зеленых, пурпурных оттенков. Водитель будет путать красный и темно-зеленый цвета, то есть основные, необходимые на дороге. Патология также является неизлечимой и водительские права получить нельзя. В глазу отсутствует пигмент под названием эритролаб, чувствительный к красной части спектра. Патология отмечена примерно у 8% мужчин и 0,5% женщин.

Дихромазия – эта патология характеризуется не частичным, а полным отсутствием восприятия зеленого или красного цвета. Cамый сложный случай дальтонизма.

На заметку! Название патологии « » - это производная от имени человека, описавшего в 1794 году свои ощущения цветовой слепоты. Его звали Джон Дальтон.

Цветовосприятие и закон

Согласно ранее существовавшим законам, человек с дальтонизмом мог иметь права на вождение категории А. Люди, желавшие получить категорию В, могли иметь дихромазию. Просто в этом случае в правах имелась особая пометка, что человек не может работать водителем, но в личных целях автомобиль ему разрешалось использовать.

С 2012 года после вступления в силу приказа №302 ситуация изменилась. Теперь ни один из людей, страдающий той или иной формой нарушения цветовосприятия, не может получить водительские права. Он просто не пройдет медицинскую комиссию. Те, кто получил права до 2012 года, управлять машиной могут и даже могут менять права, когда у них истечет срок годности.

Если человек каким-то образом умудряется скрыть свое заболевание, то такое действие, согласно законe, будет рассматриваться как мошенничество. Нарушителю грозит лишение свободы на 2 года и большой штраф за использование прав.

На заметку! В Европе ведутся разработки нового проекта светофора, сигналы которого не перепутает даже дальтоник. Формат оборудования предполагает, что сигналы будут иметь определенную форму, а не только определенный цвет – например, красный будет обозначаться как треугольник, оранжевый – кругом, а зеленый сигнал будет иметь форму квадрата.

Дальтонизм – приговор?

К сожалению, ни одна из форм дальтонизма не лечится и не корректируется. Заболевание часто передается через ДНК от матери к детям. Однако до поры до времени ряд людей даже может не подозревать о наличии у них такого отклонения, так как человек просто не имеет возможности сравнить оригинальные и видимые им цвета.

Врожденный дальтонизм не лечится вообще, приобретенный возникает из-за поражения зрительного нерва или же в случае травмы. Но сейчас на рынке стали появляться специальные линзы, которые помогают видеть цветовую гамму мира правильно.

Где и как проходит тестирование водителей?

Проверку на дальтонизм проводит офтальмолог по месту прохождения медкомиссии на получение прав. Для диагностики используются специальные цветовые таблицы Ишихары и Рабкина . Они представляют собой картинки, которые состоят из кругов различных цветов и цифр. Размеры кругов разные, но яркость изображений одинакова. Человек, не имеющий нарушения цветовосприятия, хорошо видит цифры, изображенные в таблицах, а больной дальтонизмом ряд цифр просто не увидит.

Внимание! Точная диагностика может быть проведена только при особых условиях. Так, в помещении должно быть хорошее и естественное освещение, тестируемый человек садится спиной к окну или источнику света. Таблицы демонстрируются в течение 5-7 секунд и располагаются на уровне глаз человека на расстоянии 1 метр. При наличии простудных заболеваний, повышенной температуре и т. д. не проводится.

Пройти проверку на дальтонизм можно в поликлинике по месту жительства, в областной больнице или частном лицензированном кабинете офтальмолога. Помимо тестирования на цветовосприятие, осматриваются глаза пациента, проводится проверка остроты зрения.

Тестирование

Проверку на дальтонизм можно пройти «для себя» и дома, воспользовавшись компьютером и найдя нужный сайт. Ее нужно проводить строго по правилам:

  • средние параметры яркости монитора;
  • расположение таблиц должно быть на уровне глаз, перпендикулярно взгляду;
  • рассматривать таблицы нужно в течение 5-7 секунд.

Шаг 1. Требуется перейти на выбранный сайт, имеющий возможность прохождения теста. При этом предварительно производится настройка монитора.

Шаг 2. Следует расположиться напротив монитора так, чтобы расстояние между ним и глазами составляло примерно 50-70 см.

Шаг 4. Аналогичным образом нужно дать ответы на все вопросы в тесте.

Шаг 5. В конце сайт выдаст вердикт относительно качества зрения и наличия отклонений цветовосприятия.

Видео – Тест на дальтонизм у водителей

Если у человека выявлен дальтонизм, то ему лучше отказаться от мечты о собственном транспорте и правах. В условиях современной перегруженности автомобильных дорог порой требуется наличие хорошей реакции и способности быстро принимать решения. Люди, страдающие дальтонизмом, на дороге чувствуют себя менее уверенно , потому могут с легкостью создать аварийную ситуацию и подвергнуть опасности жизнь других участников дорожного движения.

О том, что существуют ограничения для получения водительских прав по зрению, знают не все водители. А потом сталкиваются с тем, что врачи на медкомиссии начинают говорить о запрете вождения из-за плохого зрения. В каких случаях действительно можно лишиться водительских прав?

Обследование

Водители обязательно должны проходить обследования у различных врачей, и у офтальмологов в том числе. Проверка осуществляется в нескольких направлениях:

  • острота зрения;
  • уровень цветоощущения;
  • поле зрения.

Наличие некоторых заболеваний не влияет на наличие водительских прав. А некоторые болезни могут повлиять на безопасность во время езды за рулем.

Острота зрения

Ограничение по зрению для получения лицом водительских прав установлено законодательством. Поэтому так важно проверить остроту зрения. Существует такое понятие, как допустимое зрение. При небольших плохих показателях разрешено носить очки или контактные линзы во время управления транспортом .

Сдавать экзамен на водительские права можно при следующих показателях:

  1. Для категории «В» один глаз может плохо видеть лишь на 0, 6 единиц, тогда как другой глаз – на 0, 2 единицы. Это при условии, что степень остроты зрения у обоих глаз разная.
  2. Для «С» – не менее 0, 7 единиц на обоих глазах или 0, 8 и 0, 4 единиц на обоих глазах при разной остроте зрения.
  3. Если человек использует коррекционные устройства улучшения остроты зрения, то их оптическая сила не должна превышать 8 диоптрий.
  4. При полной или частичной слепоте на один глаз, острота второго глаза не может быть больше 0, 8 единиц.

Если результаты обследования не подходят под установленные значения, то человек может лишиться права на управление автомобилем.

Цветоощущение

Для водителей важным также является восприятие излучения цвета, или так называемое цветоощущение. Человек должен различать цвета светофора, так как от этого зависит безопасное управление транспортными средствами. Поэтому перед тем как получить удостоверение, необходимо пройти такое обследование.

Во время осмотра используют таблицу Рабкина. Согласно ей, существует три типа людей, в зависимости от их цветоощущения:

  • трихроманты (считаются нормой);
  • протоанопы (имеют небольшие нарушения при восприятии красного цвета);
  • дейтеранопы (наличие нарушений восприятия цветов в зеленом спектре).

Именно последний показатель влияет на возможность лица водить автомобиль, так как такие нарушения невозможно скорректировать очками или другими оптическими средствами.

Ранее дальтонизм (так называется эта цветоаномалия) не считался поводом для лишения водительских прав. При легкой степени нарушения восприятия цвета врач может разрешить управление авто. В некоторых странах дальтоникам разрешено водить авто, так как там существуют специально разработанные светофоры.

Кругозор

Узкий кругозор не позволяет водителям безопасно управлять автомобилем. При обследовании исследуется предельное сужение зрения, которое не может превышать 20°. При любых отклонениях от нормы запрещается садиться за руль, так как такие нарушения также нельзя скорректировать.

Болезни

Помимо безвредных, на первый взгляд, нарушениях зрения, существуют заболевания, которые легко могут стать препятствием для вождения. Это может бать катаракта, глаукома, отслойка сетчатки и т. д. Но наличие болезни и степени её тяжести обязательно должен подтвердить врач. Также следует знать, что при управлении транспортным средством без соответствующего разрешения влечет за собой административный штраф до 15 тыс. рублей.

Запрет на управление авто

Бывают случаи, когда врачи перестраховываются и не допускают к вождению людей, которые могут управлять автомобилем. Человек может получить разрешение только в случае лечения следующих болезней:

  • после оперативного вмешательства на глаза прошло меньше 3 месяцев;
  • нарушения слизистой мышцы века и оболочки глаза, которые можно вылечить;
  • раздвоение объектов (диплопия), которое поддается лечению;
  • глаукома, если еще не развилась тяжелая форма.

Справка: для необходимости можно проконсультироваться с юристами, а также обязательно найти подтверждения того, что болезнь глаз была вылечена.

Медкомиссия

Среди специалистов, которых нужно пройти водителю, находятся:

  • нарколог;
  • психиатр;
  • невропатолог;
  • терапевт;
  • хирург и т. д.

Обычно медкомиссию проходят, когда подают документы в автошколу. Подтверждением состояния здоровья является медицинская справка. Мало кто знает, что эта справка имеет срок годности. Допуск на вождение транспортного средства выдается:

  • на 3 года, если у лица нет нарушений здоровья;
  • на 2 года, если вождение является источником дохода (водителям, дальнобойщикам и т. д.);
  • на 1 год, когда медкомиссию проходят лица до 20 лет и после 50 с легкими нарушениями здоровья.

В первую очередь действительная справка должна быть у следующих категорий водителей:

  • инвалидов;
  • лиц, старше 50 лет;
  • профессиональных водителей.

Просрочка документов для них означает оплату административного штрафа. Размер штрафа в 2019 году составляет 2, 5 тыс. рублей. А при смене водительских прав медицинскую комиссию следует пройти приблизительно за месяц до оформления.

Для получения справки необходимо предоставить следующие документы:

  • гражданский паспорт;
  • военный билет (для мужчин);
  • несколько фотографий;
  • водительские права (если есть).

Несмотря на то, что управление автомобилем является небезопасным занятием, водители нередко игнорируют правила и не посещают врачей. Со временем это может привести к резкому ухудшению здоровья во время езды, и, как следствие, к ДТП. Еще чаще медицинские справки просто подделывают, а затем подают их в ГИБДД и получают права. Но делать этого нельзя, так как риск резкого ухудшения здоровья слишком велик.

Ограничения для получения человеком водительских прав по зрению необходимы для безопасности всех участников ДД. В противном случае избежать аварии достаточно сложно. К тому же это позволяет выявить болезни на ранних стадиях и успешно их вылечить.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:


Для получения прав требуются справки от ряда врачей, в том числе и офтальмолога - доктора, занимающегося патологиями органов зрения. Проверка зрения играет большую роль в определении, может ли человек управлять транспортным средством. Как проходит врачебный осмотр, каковы противопоказания по зрению для получения водительских прав и какова норма зрения для водителей?

Медкомиссия на водительские права - проверка зрения

Чтобы управлять автомобилем в соответствии с ПДД и обеспечивать на трассах безопасные условия для себя и окружающих, нужно получить справку от окулиста. Недобросовестные будущие водители часто покупают заключение врача, согласно которому ограничения по зрению у них отсутствуют. Этот подход не просто нечестный - он может привести к серьезным последствиям, таким как создание аварийных ситуаций и непосредственно аварии.

Окулист при осмотре оценивает три фактора:

  • остроту зрения;
  • уровень цветоощущения;
  • поле зрения.

Для определения остроты зрения применяют таблицу Сивцева, на которой изображены буквы русского алфавита, размер которых уменьшается с каждой строчкой. Также используется таблица Головина, состоящая из 12 горизонтальных рядов колец, разорванных по одной из сторон и так же пропорционально уменьшающихся в размере. Принцип проверки прост: доктор попросит вас прочесть буквы в строчках, на которые он укажет, а также указать, где находятся разрывы в кольцах в той или иной строке. Те, у кого плохое зрение, иногда пытаются выучить наизусть строчки, на которые обычно показывает врач. Обычно этот трюк не срабатывает - специалисты умеют выводить пациентов на чистую воду.

Проверка остроты зрения не для комиссии проходит без использования контактных линз и очков. Проверка зрения для водителей допускает присутствие коррекционных устройств. Но в этом случае врач указывает в справке, что вести машину человек обязан в очках или линзах. Если водитель попался на несоблюдении этих указаний, ему грозит штраф от 5 000 до 15 000 руб., в соответствии со статьей 12.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Сумма столь велика, потому что законодательно езда без корректирующих аппаратов в этом случае идентична езде без прав.

Уровень цветоощущения важен для водителя - нужна гарантия, что он различает цвета светофора и дорожных знаков. Для диагностики применяются рисунки из таблицы Рабкина. Каждое изображение состоит из маленьких кружков. Часть из них, отличная по цвету от фона, формирует цифру, число или букву. Проходящих обследование просят сказать, что изображено в круге. Это - классический тест на дальтонизм. Если он диагностируется, управлять машиной в РФ нельзя - инвалид по зрению не способен водить машину, с точки зрения правил дорожной безопасности. Это ограничение действует с 2012 года. В зарубежных странах стараются сделать так, чтобы дальтоники могли водить. Так, существуют разработки, связанные с изменением формы огней светофора. Если у каждого сигнала она будет своей, больные дальтонизмом смогут без труда ориентироваться на дорогах. По правилам, предусмотренным в РФ, если нарушение цветового восприятия незначительно, справка выдается.

При проверке широты поля зрения врач оценивает, в норме ли у вас угол обзора. Если он узок, как правило, это обусловлено патологиями, с которыми стать водителем нельзя. Узость полей зрения не поддается исправлению с помощью очков и контактных линз.

Критерии зрения для получения водительских прав

Какое должно быть зрение для получения водительских прав? Не обязательно идеальное. Даже с плохим зрением можно водить машину, но только когда показатели соответствуют установленным нормам.

Острота зрения:

  • для получения водительских прав категории В в лучшем глазу показатель должен быть не ниже 0,6, второго, если он видит хуже, не менее 0,2. Если оба глаза видят одинаково, показатель должен составлять не менее 0,7 единиц в обоих глазах. Допускается прохождение проверки в очках или линзах;
  • управлять транспортом категории С разрешено при показателе 0,8 в одном глазу, во втором - 0,4. Проверка зрения не подразумевает использование окуляров;
  • допустимое зрение на водительское удостоверение категории А 0,6 и 0,2 соответственно; если один глаз слеп или утрачен, острота зрения второго обязана составлять минимум 0,8.

Другие требования к зрению для получения удостоверения водителя:

  • если вы носите очки или контактные линзы, их корректирующие свойства не должны быть >8 диоптрий - как в плюс, так и в минус;
  • различие между стеклами в очках или линзами не должно превышать 3 диоптрий;
  • широта поля зрения глаз не должна быть меньше 20 о.

Итак, с каким зрением можно управлять автомобилем? К вождению допускают трихроматов (людей с нормальным восприятием цвета), широта кругозора которых превышает 20 градусов и которые могут видеть десятую строчку таблиц Сивцева и Головина.

С каким зрением не дают водительские права

Министерство здравоохранения составило перечень патологий и иных факторов, при которых запрещено водить. Ограничением по зрению на водительские права является:

  • глаукома (оценивается стадия заболевания глаз);
  • диплопия;
  • проблемы со слезным мешком;
  • патологии мышц век;
  • атрофия зрительных нервов;
  • отслоение сетчатки;
  • патологии слизистой глаз.

Получить водительское удостоверение нельзя и на протяжении трех месяцев после офтальмологических операций. Ряд ограничений допускает прохождения повторной проверки после операций. Так, нарушения в работе слезного мешка могут быть устранены хирургическим путем. Допуск по зрению на водительские права в итоге бывает выдан, даже если вам вначале отказали.

Как подготовиться к обследованию

Перед тем как посетить медицинскую комиссию, сходите к «своему» окулисту, чтобы заранее узнать о возможных проблемах со зрением. Возможно, для его улучшения врач назначит медикаментозную терапию или аппаратную стимуляцию. Чем раньше заняться коррекцией зрения, тем больше шансов на успех.

Перед посещением окулиста для получения справки не рекомендуется:

  • употреблять алкоголь (даже накануне);
  • сильно нагружать глаза (сидеть за компьютером или перед телевизором, читать и т.д.);
  • волноваться;
  • смотреть на источники яркого света незадолго до входа в кабинет.

Во время осмотра нужно постараться расслабиться - иногда зрение ухудшается из-за нервного напряжения. Главное - помнить, что даже неудовлетворительные результаты можно будет обжаловать. Не пытайтесь обмануть врача и пройти обследование в линзах - специалист сразу их заметит.

Если вы обследовались давно и чувствуете, что стали хуже видеть, не откладывайте визит к доктору. Так вы обезопасите себя и других водителей, ведь управление транспортными средствами требует полной вовлеченности и умения оперативно реагировать на знаки и сигналы. А те, кто имеет плохое зрение, часто сталкиваются с трудностями на дорогах.

Сегодня каждый желающий имеет возможность обучиться вождению автомобиля в автошколе. Однако, прежде чем это сделать, нелишним будет прохождение медицинской комиссии. Ведь именно на основе ее вердикта, будет определена возможность допуска желающего к обучению. При этом, стоит помнить, что особое внимание медкомиссии приковано к зрению кандидата, так как от его состояния зависит видимость дороги, а самое главное, - реакция водителя на любые ситуации. Так каким должно быть зрение, чтобы получение водительских прав стало счастливой реальностью?

Визит к офтальмологу

Проскочить кабинет этого врача при прохождении медицинской комиссии не получится при всем желании. Хорошо, если проблем со зрением нет. Тогда и ношения средств дополнительной коррекции в виде очков либо контактных линз при вождении не потребуется. Иначе без них не обойтись. В любом случае, окончательное заключение сделает офтальмолог, предварительно проведя тщательную всестороннюю диагностику зрительных функций.

Определение остроты зрения

Этот показатель специалист проверит в первую очередь. Проверка будет заключаться в чтении оптотипов (определенных символов) специальной таблицы с расстояния 5-ти метров. Сначала проводится исследование одного глаза, затем второго. В случае, когда человеку без проблем удается читать 10 строчку, диагностируют 100% зрение - все в порядке. Если десятую строчку прочесть не удается, острота зрения определяется путем дальнейшего прочтения 9,8, 7 и пр. строчек.

Стоит иметь в виду, что вождение автомобиля при нарушении остроты зрения, возможно лишь в очках либо контактных линзах. Поэтому, если у человека уже есть средства коррекции, исследование проводится с их использованием. Таким образом офтальмолог определит острота зрения и соответствие ее возможной для получения водительских прав и вождения автомобиля.

Очень часто потенциальные водители интересуются вопросом можно ли получить права, если глаза хамелеоны? Стоит сразу успокоить всех обеспокоенных данной проблемой: цвет глаз не может влиять на остроту зрения, а значит и на возможность получения водительского удостоверения.

Минимальные показатели для вождения

Следующее, что стоит запомнить желающим учиться в автошколе, это показатели минимально допустимой для получения прав остроты зрения:

  • Для водителей категории «В» она составляет 0,6 единиц для лучше видящего глаза и 0,2 единицы для хуже видящего глаза;
  • Для водителей категории «С», лучше видящий глаз должен иметь 0,8 и более единиц (без использования очков и линз), хуже видящий глаз - 0,4 единицы и более. Также допустимым вариантом считается, когда острота зрения на каждом глазу составляет 0,7 единиц.

Как говорилось уже выше, вождение в контактных линзах и очках допускается. Однако, и в этом случае существуют некоторые ограничения. А именно, оптическая сила любых средств коррекции не должна быть больше плюс или минус 8 диоптрий. При этом, разница между силой линз или стекол очков обоих глаз не должна быть больше 3-х диоптрий.

Уровень цветоощущения

Так называется еще один показатель, обязательно учитывающийся при проверке зрения для получения прав. От него будет зависеть, насколько хорошо водителю удается различать цвета светофора. С целью определения цветоощущения человека, как правило, применяется таблица Рабкина. Согласно ей, для получения прав водитель может иметь только легкое нарушение цветовосприятия или аномалию типа «А». Это нарушение не создает трудностей с различением цветов светофора. Стоит помнить, что нарушения цветового зрения невозможно корректировать очками или контактными линзами, поэтому при наличии серьезной аномалии, о вождении автомобиля придется забыть.

Поле зрения

Узкий кругозор встречается у водителей достаточно редко, и обычно свидетельствует о возможном наличии тяжелых заболеваний органа зрения. В подобной ситуации принимается во внимание максимально допустимое сужение полей зрения - до 20 градусов. Его, к сожалению, также невозможно исправить линзами или очками, поэтому в случае более высоких показателей, человека к обучению не допускают.

Заболевания глаз

Существует ряд глазных болезней, которые также могут стать противопоказанием для получения водительского удостоверения. Речь идет об отслойке сетчатки, катаракте и глаукоме. Правда, в этом случае, окончательное решение остается именно за врачом, который должен определить степень тяжести заболевания, исходя из результатов обследования.

Таким образом, в зависимости от состояния зрения, вождение автомобиля возможно не всегда. Те, кто не согласен с вердиктом врачей, зачастую идут на некоторые уловки (заучивают тест-таблицы, покупают справки), совершенно не отдавая себе отчет, что плохо видящий водитель, представляет опасность на дороге не только для себя, но и для огромного количества людей вокруг. Именно поэтому офтальмологическое обследование глаз - это очень важный, обязательный шаг на пути к получению водительских прав, пренебрегать которым нельзя.

С 6-го января 2015 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством». С этого момента появилось законодательное разделение на водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) и лиц занятых на работе в качестве водителя транспортного средства.

В первом случае, при прохождении мед. комиссии, должен использоваться перечень медицинских противопоказаний указанных в Постановлении № 1604, от 29-го декабря 2014. Во втором случае – для лиц, занятых на работе в качестве водителя ТС, перечень противопоказания содержится в Приложении 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от N 302н.

Официальное разъяснение от Министерства здравоохранения РФ доступно по этой ссылке.

Ниже приведены выдержки из обоих документов непосредственно касающиеся органа зрения. Полные тексты документов доступны на сайте системы Гарант.

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. N 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством»

Наименование заболевания:

9. Ахроматопсия - код МКБ-10 - Н53.51 10. Слепота обоих глаз - код МКБ-10 - Н54.0

III. Медицинские показания к управлению транспортным средством, оборудованным акустической парковочной системой 15. Слепота одного глаза.

IV. Медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для коррекции зрения 16. Аномалия рефракции, снижающая остроту зрения ниже разрешенной, при условии повышения остроты зрения в очках или контактных линзах до разрешенного уровня.

I. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории "А" или "М", подкатегории "А1" или "В1" с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа 1. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза. 2. Слепота одного глаза при остроте зрения ниже 0,8 с переносимой коррекцией на зрячем глазу независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза. 3. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза. 4. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока. 5. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии. 6. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения. 7. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

II. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории "В" или "BE", подкатегории "В1" (кроме транспортного средства с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа) 12. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза. 13. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза. 14. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока. 15. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии. 16. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения. 17. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

III. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории "С"*, "СЕ", "D", "DE", "Тm" или "Тb", подкатегории "С1"*, "D1", "С1Е" или "DIE" 21. Острота зрения ниже 0,8 на лучшем глазу и ниже 0,4 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах не более 8 дптр по сверхэквиваленту на лучше видящем глазу независимо от вида аметропии или вида коррекции (очковая, контактная). 22. Слепота одного глаза независимо от остроты зрения зрячего глаза. 23. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза. 24. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока. 25. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии. 26. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения. 27. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

Перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации, занятому на работе в качестве водителя, запрещается управлять транспортными средствами, содержится в Приложении 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от N 302н.

Категория В. 1) Медицинские противопоказания, изложенные в п. 3-25 настоящей графы подпункта 28.1. 2) Понижение остроты зрения ниже 0,5 на лучшем глазу и ниже 0,2 – на худшем глазу (с коррекцией). 3) Отсутствие зрения на одном глазу при остроте зрения ниже 0,8 (без коррекции) на другом. 4) Для водителей такси и водителей транспортных средств оперативных служб (скорая медицинская помощь, противопожарная служба, милиция, аварийно-спасательная служба, военная автомобильная инспекция), – острота зрения с коррекцией ниже 0,8 на одном глазу, ниже 0,4 – на другом. Допустимая коррекция при близорукости и гиперметропии 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D.

По пункту 1, в котором есть указание на подпункт 28.1 необходимо сделать пояснение. В самом документе этого подпункта не существует. Никаких официальных разъяснений Минздравсоцразвития не выпускало. По этой причине возник правовой вакуум. Список противопоказаний для категории В меньше, чем для категории А.

Врачи, в своей практике, при проведении медкомиссий, исходят из того, что в документе опечатка и читать «подпункт 28.1» следует как подпункт 27.1 (список для категории А). С юридической точки зрения это не корректно. Однако именно так и поступают повсеместно. Ниже приведен список ограничений подпункта 27.1.

Категория А 1) Острота зрения с коррекцией ниже 0,6 на лучшем глазу, ниже 0,2 – на худшем. Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D. 2) Отсутствие зрения на одном глазу при остроте зрения ниже 0,8 (без коррекции) на другом. 3) Центральная скотома абсолютная или относительная (при скотоме и наличии изменений зрительной функции не ниже значений, указанных в п.1 настоящей графы подпункта - допуск без ограничений). 4) Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке (кератотомия, кератомилез, кератокоагуляция, рефракционная кератопластика). Допускаются к вождению лица через 3 месяца после операции при остроте зрения с коррекцией не ниже 0,6 на лучшем глазу, не ниже 0,2 – на худшем. 5) Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D, при отсутствии осложнений и исходной (до операции) рефракции – от +8,0 до -8,0 D. При невозможности установить дооперационную рефракцию вопросы профессиональной пригодности решаются положительно при длине оси глаза от 21,5 до 27,0 мм. 6) Искусственный хрусталик, хотя бы на одном глазу. Допускаются стажированные водители при остроте зрения с коррекцией не ниже 0,6 на лучшем глазу, не ниже 0,2 – на худшем. Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D(сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D, нормальное поле зрения и отсутствие осложнений в течение полугода после операции. 7) Хронические заболевания оболочек глаза, сопровождающиеся значительным нарушением функции зрения, стойкие изменения век, в том числе и их слизистых оболочек, парезы мышц век, препятствующие зрению или ограничивающие движение глазного яблока (после оперативного лечения с положительным результатом допуск осуществляется индивидуально). 8) Хроническое, не поддающееся консервативному лечению воспаление слезного мешка, а также упорное, не поддающееся лечению слезотечение. 9) Паралитическое косоглазие и другие нарушения содружественного движения глаз. 10) Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии. 11) Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 от среднего положения. 12) Ограничение поля зрения более чем на 200 в любом из меридианов. 13) Нарушение цветоощущения. 14) Заболевания сетчатки и зрительного нерва (пигментный ретинит, атрофия зрительного нерва, отслойка сетчатки и др.). 15) Глаукома

В разделе медицинские комиссии и зрение нашего форума вы можете задать интересующие вас вопросы врачам-офтальмологам на тему зрения и прохождения медкомиссии для управления транспортными средствами.

Как пройти водительскую медкомиссию с плохим зрением

Можно ли купить медсправку для ГАИ и нужно ли «прятать» контактные линзы?

Наверняка, Вам не хотелось бы быть недопущенным водительской (шоферской) комиссией к вождению автомобиля из-за зрения (тут и острота зрения и цветоощущение и т.д.). Без соответствующей медицинской справки в ГАИ нельзя не только получить водительские права, но даже пойти на курсы даже в самых лучших очках или контактных линзах. Допуск к управлению автотранспортом регулируется специальным постановлением Здесь я,как врач работающий в медицинскщй водительской комиссии и кабинете контактных линз постараюсь его изложить и по возможности перевести этот приказ с бюрократического языка на русский.

1.Снижение остроты зрения (в т.ч. в очках или контактных линзах) ниже допустимого предела. Острота зрения как без коррекции так и в очках или контактных линзах обычно определяется по общеизвестной таблице, начинающейся с Ш Б, которую можно посмотреть в разделе

"Тесты для самостоятельной проверки зрения".

Если вы, к примеру, прочитали 8 строчек из этой таблицы с расстояния 5 метров, то острота зрения будет 0,8. Специально для тех, кто пытается обмануть медкомиссию выучив эту таблицу, существует другая - с разорванными кольцами или перемещёнными строками. Острота зрения учитывается с коррекцией, т.е. с надетыми очками или контактными линзами. При этом не важно, какая острота зрения без коррекции контактными линзами. Для водителей категории "В" острота зрения лучшего глаза без очков или с надетыми очками или контактными линзами должна быть не ниже 0,6, острота зрения худшего с надетыми очками или контактными линзами - 0,2. Для категории "С" лучший глаз должен видеть без очков или с надетыми очками или контактными линзами 0,8, худший без коррекции или с надетыми очками или контактными линзами - 0,4. К водителям автобусов и автокранов медицинская водительская комиссия предъявляет особые требования. При этом не важно, какой глаз лучший (правый или левый) и кроме того медицинская водительская комиссия не учитывает, как многие это ошибочно считают, сумму остроты зрения обоих глаз с надетыми очками или контактными линзами.

2. Как сказано выше, остроту зрения медицинская водительская комиссия учитывает с коррекцией т.е. с надетыми очками или контактными линзами. Но не любые очки или контактные линзы допустимы для достижения высокой остроты зрения с точки зрения водительской комиссии. Сила очков или контактных линз не должна превышать плюс восемь или минус восемь диоптрий, разница между очковыми стеклами или контактными линзами на правый и левый глаза не должна быть более трёх диоптрий, а если очки или контактные линзы астигматческие и - сумма сферы и цилиндра очков или контактных линз не должна превышать 8, а сам цилиндр 3 диоптрии. Бывают, однако, случаи, когда здоровый глаз в правильно подобранных очках или или контактных линзах не дотягивает нужное количество строчек. Такое состояние называют амблиопией. что в переводе с древних языков означает "ленивый глаз". Лечение этого состояния более эффективно у детей, однако и у взрослых коррекция очками или контактными линзами и стимуляция с использованием амблиостимуляторов может помочь.

Медицинская водительская комиссия проверяет цветоощущение чаще всего по специальным таблицам Е.Б. Рабкина, (ссылка на полный вариант таблиц с правильными ответами находится на главной странице нашего сайта) в которых люди с нормальным цветоощущением видят одни фигуры или знаки, дейтеронопы - другие, а протанопы - третьи. Чем больше таблиц прочитано неправильно, тем тяжелее считается нарушение цветоощущения. В сложных случаях медицинская водительская комиссия применит специальную аппаратуру хотя главным для медицинской водительской комиссии является различение цветов светофора. Для водителей категории "В" и "С" допускается цветоаномалия типа А (лёгкая степень) при условии различения реальных цветов светофора. В спорных случаях производится дополнительное исследование на специальной аппаратуре. Следует отметить,что нарушения цветоощущения не лечатся и не исправляются очками или контактными линзами. Ношение цветных контактных линз на цветоощущение практически не влияет,однако может ухудшать остроту зрения и переносимость контактных линз

4. Сужение поля зрения встречается довольно редко и сопровождает тяжёлые глазные заболевания. Для водителей категории "В" и "С" допускается сужение поля зрения не более 20°. Нарушения поля зрения также не исправляются очками или контактными линзами

5. Отдельные тяжёлые заболевания глаз делают затруднительным получение справки для ГАИ независимо от остроты и поля зрения а также ношения очков или контактных линз. К таким относятся, например, отслойка сетчатки или глаукома

Что же делать перед прохождением медкомиссии, если Вы не вполне уверены в своём зрении(не важно –остроте зрения,цветоощущении или поле зрения) и хотите получить медицинскую справку в ГАИ?

Во-первых, проверьте зрение у квалифицированного окулиста(лучше,имеющего опыт работы по подбору контактных линз. Я сталкивалась не раз с отказом в выдаче справки для ГАИ из-за того, что были неправильно подобраны (или вообще не подобраны) очки или контактные линзы При этом обязательно сообщите окулисту, что Вы собираетесь проходить шоферскую медкомиссию, поскольку это повлияет на способ подбора очков или контактных линз для коррекции зрения. Например: если у пациента острота зрения 1,0 с очками -9,0 диоптрий, он будет признан негодным к вождению, но если ему же подобрать очки -7,5 диоптрий, в которых острота зрения 0,7, то он будет годен к управлению легковым автомобилем. Ему же, скорее всего, можно поставить контактную линзу -7,5 диоптрий, в которой его острота зрения так же будет 1,0. Врачи должны быть специально обучены подбору очков и контактных линз в подобных сложных случаях. Важно только, чтобы Вы сообщили, что собираетесь водить авто в контактных линзах. При подборе контактных линз в таких случаях выдаётся специальная справка. Подробнее о том где можно купить контактные линзы читайте здесь.

Во-вторых, как я уже упоминала, Вам возможно будет не хватать всего пару строчек, в этом случае, естественно после консультации с окулистом, полезно провести курс стимуляции зрения с помощью аппарата "АИСТ-01"или другого амблиостимулятора

В-третьих, поскольку острота зрения не является абсолютно стабильном показателем и может изменяться в зависимости от Вашего состояния, постарайтесь избегать в день прохождения комиссии и даже накануне больших физических и психологических нагрузок, пьянства и т.п. Не волнуйтесь. Волнение также может снижать остроту зрения. Но если Вы не пройдёте комиссию с первого раза, ничего страшного не случится, в конце концов, Вы можете обжаловать решение комиссии.

Некоторые пытаются при освидетельствовании обмануть медицинскую водительскую комиссию, выучив таблицу зрения с буквами и кольцами и цветоощущения(Рабкина) а также скрыть наличие заболеваний и факт ношения контактных линз.Так проскочить комиссию вряд ли удастся.Увидеть надетые на глаза контактные линзы несложно.Тем более не пытайтесь купить справку в ГАИ. Поскольку в своей практике я не раз сталкивалась с уголовным разбирательством ДТП, я настоятельно советую Вам не прибегать к различного рода подлогам и носить назначенные Вам очки или контактные линзы во время движения.

У тех,кто реально использует контактные линзы при вождении автомобиля возникает вопрос-какие марки контактных линз подходят для этого более всего. Для правильного выбора учитывайте следующие обстоятельства Вам необходимо хорошее зрение- во первых приобретайте линзы с полной коррекцией и астигматическим дизайном,(при астигматизме-торические) во-вторых-в салоне автомобиля воздух сухой,поэтому выбирайте ту марку линз,которая более устойчива к дегидратации (высыханию) и в третьих-содержание кислорода в автомобиле также ниже чем на улице,поэтому линза должна максимально пропускать кислород.Примером контактной линзы,отвечающей всем этим требованиям является,напрмер Pure Vision. При длительных поездках,однако возникает ещё и проблема с уходом за линзами.В данном случае лучше предпочесть одноразовые линзы устойчивые к потере жидкости,к примеру 1-Day Acuvue moist

1А.Ф. Харченко, врач высшей категории

Без медицинской справки в ГАИ, которая определяет вашу остроту зрения нельзя получить водительские права (удостоверени). Какая же острота зрения для водителей допустима?

Наданный момент существует четыре главные причины, по которым острота зрения и другие проблемы с глазами могут сатать причиной в отказе выдачи медсправки для получения водительских прав. В этой статье мы поговорим о противопоказаниях по остроте зрения.

Снижение остроты зрения ниже допустимого предела может стать причиной отказа в выдаче справки. Для водителей категории В острота зрения лучшего глаза без коррекции или с коррекцией (очки, линзы) может до 0,6. а острота зрения худшего глаза с очками или линзами допускается до 0,2 .

Чтобы получить справку для водтельского удостоверения категории С. лучший глаз должен видеть с коррекцией или без - 0,8. а худший - 0,4 .

Если вы получаете права, как водитель автобуса и автокрана, то здесь требования по остроте зрения более строгие. Стоит отметить, что медицинская водительская комиссия не учитывает суммарную остроту зрения обоих глаз с надетыми очками или контактными линзами.

Напомним, что острота зрения при получении медсправки для водительского удостоверения учитывается с коррекцией - одетые очки или контактные линзамы.

Также обратите внимание, что сила очков или контактных линз не может быть больше +8 или -8 диоптрий. а разница между очковыми стеклами на разные глаза не должна быть более 3 диоптрий.

При астигматческих очках сумма сферы и цилиндра очков не может быть больше 8, а сам цилиндр 3 диоптрии.

Перед тем, как проходить комисию для получения водительских прав, рекомендуем вам посетить офтальмолога.

Существуют ли какие либо ограничения по зрению (зрение -11) при прохождении медкомиссии на водительские права?

Существует четыре разных причины. по которым медицинская водительская комиссия может отказать в выдаче медицинской справки для ГАИ по зрению:

1.Снижение остроты зрения (в т.ч. в очках или контактных линзах) ниже допустимого предела. Острота зрения как без коррекции так и в очках или контактных линзах обычно определяется по общеизвестной таблице, начинающейся с Ш Б.

Для водителей категории "В" острота зрения лучшего глаза без очков или с надетыми очками или контактными линзами должна быть не ниже 0,6, острота зрения худшего с надетыми очками или контактными линзами - 0,2. Для категории "С" лучший глаз должен видеть без очков или с надетыми очками или контактными линзами 0,8, худший без коррекции или с надетыми очками или контактными линзами - 0,4. При этом не важно, какой глаз лучший (правый или левый) и кроме того медицинская водительская комиссия не учитывает, как многие это ошибочно считают, сумму остроты зрения обоих глаз с надетыми очками или контактными линзами.

2. остроту зрения медицинская водительская комиссия учитывает с коррекцией т.е. с надетыми очками или контактными линзами. Но не любые очки или контактные линзы допустимы для достижения высокой остроты зрения с точки зрения водительской комиссии. Сила очков или контактных линз не должна превышать + 8 или - 8 диоптрий, разница между очковыми стеклами или контактными линзами на правый и левый глаза не должна быть более 3ех диоптрий, а если очки или контактные линзы астигматческие и - сумма сферы и цилиндра очков или контактных линз не должна превышать 8, а сам цилиндр 3 диоптрии.

3.В выдаче справки для ГАИ имеет отношение и цветоощущение –оно важно для распознавания цветов светофора. Чаще встречаются ухудшение или полное выпадение цветоощущения на зелёный и красный цвета, очень редко, на синий.

Медицинская водительская комиссия проверяет цветоощущение чаще всего по специальным таблицам Е.Б. Рабкина, в которых люди с нормальным цветоощущением видят одни фигуры или знаки, дейтеронопы - другие, а протанопы - третьи. Чем больше таблиц прочитано неправильно, тем тяжелее считается нарушение цветоощущения. В сложных случаях медицинская водительская комиссия применит специальную аппаратуру хотя главным для медицинской водительской комиссии является различение цветов светофора. Для водителей категории "В" и "С" допускается цветоаномалия типа А (лёгкая степень) при условии различения реальных цветов светофора. В спорных случаях производится дополнительное исследование на специальной аппаратуре. Следует отметить,что нарушения цветоощущения не лечатся и не исправляются очками или контактными линзами. Ношение цветных контактных линз на цветоощущение практически не влияет,однако может ухудшать остроту зрения и переносимость контактных линз



Новое на сайте

>

Самое популярное