Домой Оториноларингология Жизнь. Что такое "жизнь"? Как вы понимаете термин

Жизнь. Что такое "жизнь"? Как вы понимаете термин

Жизнь I

одна из высших форм материи, носителями которой являются нуклеопротеидные тела, обладающие свойством органической целостности, т.е. способностью саморегуляторной стабилизации при непрерывном обмене веществом и энергией с окружающей средой. Данная дефиниция конкретизирует известное определение, сформулированное Ф. Энгельсом: «Жизнь есть способ существования белковых , и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, с. 82). Неизбежная краткость любого определения Ж. исключает возможность охватить все разнообразие ее проявлений; для исчерпывающего представления о ней следовало бы, по замечанию Ф. Энгельса, проследить все формы Ж., низшей до наивысшей. Однако данное определение фиксирует свойство органической целостности, отличающее все формы Ж. от неживой природы, и в то же время предполагает историко-генетическую связь живого с неживым. Эта связь означает, что Ж. могла возникнуть только химическим путем, а не порождается нематериальной «жизненной силой».

Материальность Ж. не сводится к химическим, физическим и механическим процессам, как считают сторонники механистического материализма. Самое примитивное живое , «... будучи результатом обычных химических процессов, отличается от всех других тел тем, что оно есть сам себя осуществляющий перманентный химический процесс...» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, с. 571). Такой процесс есть предел химии и начало становления органической целостности с самыми элементарными физиологическими свойствами (обмена веществ, сокращаемость, способность к росту и производному от него примитивному делению). « , - писал Ф. Энгельс, - есть, разумеется, физика и в особенности химия живого тела, но вместе с тем она перестает быть специально химией: с одной стороны, сфера ее действия ограничивается, но, с другой стороны, она вместе с тем поднимается здесь на некоторую более высокую ступень» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, с. 571).

Впервые выдвинутая Ф. Энгельсом идея о химическом механизме происхождения Ж. получила дальнейшее развитие в научных гипотезах возникновения Ж., начиная с трудов А.И. Опарина. Существует также множество других гипотез, основанных на концептуально иных допущениях и имеющих экспериментальное обоснование. Длительный (примерно в 2 млрд. лет) период перехода от абиогенных закономерностей к биологическим предполагает эволюции химизма - от неорганических соединений к углеводородам, а от них - к образованию аминокислот и полипептидов. На основе последних формируются фазово-обособленные системы, которые называются по-разному (коацерваты, адсорбционные пленки, микросферы, открытые каталитические системы и т.п.), но все объединены общепринятым понятием «пробионты», или «предбиологические системы».

Ни одна из современных гипотез не сводит процесс происхождения Ж. к зарождению некой живой молекулы - химически чистой молекулы белка или . Все они исходят из того, что Ж. возникла путем эволюции той или иной неживой системы в органически целостную систему, способную сохранять стабильность путем саморегуляции. Качественное отличие живой предбиологической системы от неживой заключается не только и не столько в химических особенностях составляющих их компонентов, сколько в особой связи химических взаимодействий, сливающихся в интегративную функцию самосохранения и, в свою очередь, подчиняющихся ей. П.К. Анохин подчеркивал, что стабилизация на основе принципов саморегулирования является первичной и решающей чертой жизненного процесса, именно она обеспечила поступательное развитие структур в предбиологическом периоде. Можно говорить с уверенностью, что никакие близкие к жизни субстраты, в том числе и белок, сами по себе не могут составить жизни, если они не вовлечены в какую-то более обширную систему, функционирующую по принципу саморегуляторной стабилизации. Саморегуляторная стабилизация (аутостабилизация) является исторически первичным и непреходящим свойством Ж. вообще. В этом свойстве резюмируется физиологический по своему содержанию процесс самосохранения и самовоспроизведения живого тела.

Исторически первородные живые тела сохранялись в непосредственном взаимодействии с геохимически сложившейся (и на первых порах «животворной») субвитальной средой. В зародышевой форме были присущи все основные свойства Ж., в том числе и способность к «делению» или «почкованию» на автономные и взаимонезависимые части, самосохраняющиеся в том же физиологически непосредственном взаимодействии со средой. Однако они не имели жесткого механизма синтеза белка и не были способны к инвариантному воспроизведению себе подобных. Первые живые тела являлись гетеротрофами, т.е. «питались» абиогенными органическими веществами. С увеличением численности и суммарной массы гетеротрофов в результате их вариативного «деления» интенсивность потребления органических веществ все более превышала интенсивность процессов абиогенного синтеза. По мере нарастания разрыва между утилизацией и синтезом органических веществ постепенно исчезала изолированность «субвитальных территорий» и возникало взаимодействие между живыми системами, прежде отделенными друг от друга; в его рамках происходили взаимообособление и взаимосопряжение все более специализирующихся в своей инвариантности форм Ж. Этот же процесс привел к возникновению генетического кода.

Прочная взаимосвязь живого с живым составляет основу биологических закономерностей. Ж. может существовать лишь в форме биоценоза взаимодействующих организмов, одни из которых «исправляют» среду, «испорченную» другими. организуется цепями питания, которые, как правило, включают 3-4 звена. Обязательными компонентами биоценоза являются автотрофы (растения) и различные гетеротрофные организмы (травоядные и хищники). Цепи питания связывают и отграничивают различные виды, взаимоприспосабливая их морфофизиологию.

Система биоценоза формирует и контролирует норму реакции каждого вида. Всякое отклонение от этой нормы, вызываемое мутациями различного генеза, либо элиминируется (стабилизирующий ), либо дает начало формированию нового вида (движущий отбор). Поэтому в системе биоценоза идет непрерывная борьба за существование, направленная прежде всего на наличного биоценоза и приводящая в определенных условиях к сопряженной эволюции видов, т.е. к возникновению новых видовых форм жизни. На этом основании биологи полагают, что есть способ существования Ж. Т. о., сфера биологической реальности регулируется закономерностями воспроизведения и эволюции биоценоза.

Биологические закономерности вскрывают сущностное единство, эволюционно неизбежное разнообразие и поступательное развитие Ж., осуществляющееся в необратимой смене видоопределенных форм, В настоящее время существует около 2 млн. видов. Наиболее простыми являются одноклеточные организмы, среди которых выделяют прокариотов ( и синезеленые ) и эукариотов. Разница между ними гораздо больше, чем между растениями и животными. не имеют клеточного ядра и располагают лишь одной петлей ДНК, свободно лежащей в цитоплазме. имеют , в котором ДНК собрана в и заключена во внутриклеточную мембрану. Одноклеточные составляют царство простейших (Protista). Из них в ходе эволюции возникли все многоклеточные организмы, среди которых выделяют 3 царства: растения (Metaphyta), (Fungi) и животные (Metazoa).

Эволюционно-генетическая связь разнообразных видовых форм Ж. позволяет выделять объективно закономерные направления биологического и морфофизиологического прогресса. Признаками биологического прогресса являются увеличение численности и расширение географического ареала той или иной систематической группы (например, вида, семейства, отряда), т.е. освоение новых экологических ниш. В ходе биологического прогресса Ж. распространилась по всей планете, по всем климатогеографическим зонам от экватора до полюсов; в результате сформировалась . Именно биосфера определяет облик нашей планеты, ибо живой покров Земли значительно преобразовал лито-, гидро- и атмосферу.

В тесной и весьма сложной связи с биологическим прогрессом находится - (по А.Н. Северцову), или (по современной терминологии). Его признаками являются дифференциация и структур организма, интенсификация его функций и повышение уровня гомеостаза, возрастание объема и совершенствование механизмов обработки информации, извлекаемой организмом из окружающей среды. Магистральное направление арогенеза - от одноклеточных организмов к многоклеточным, в которых затем дифференцируются тканевые структуры и функции, оформляются органы и системы органов (пищеварительная, дыхательная, кровеносная, локомоторная, нервная и др.).

Эволюция нервной системы обеспечивает все большую интеграцию организма и избирательность его реакции на изменение условий существования. , изначально сложившийся как регуляции внутренней среды организма, в процессе эволюции становится ведущим органом регуляции взаимодействия организма с внешней средой. На базе безусловнорефлекторных реакций развивается условнорефлекторная деятельность, которая включает в себя психический компонент. Самая элементарная форма психического отражения - - возникает в процессе эволюции вместе с появлением специфического анализатора (органа чувств). Эволюция психики от ощущения до предметного мышления обусловливает развитие все более сложных форм поведения животных. Это проявляется совокупностью саморегуляторных действий, которые ориентируют животное относительно живых и неживых компонентов среды, имеющих сигнальное значение для самосохранения организма. Обобщенно говоря, животных представляет собой сигнальное взаимодействие организма со средой, опосредующее «сближение» с благоприятными условиями существования и «удаление» от разрушительных. Пределом эволюционного развития психики животных является предметное (ситуативное) . Наиболее ярко оно проявляется в применении простейших орудий - так называемая орудийная деятельность, развитие которой составляет ближайшую естественную предпосылку становления человека.

Человек является неотъемлемой частью живой природы. С позиций биологической систематики Homo sapiens полностью соответствует всем критериям биологического вида. Однако по реальному биологическому содержанию этих критериев он является далёко не типичным видом. Homo sapiens в отличие от всякого иного биологического вида характеризуется следующими чертами:

Не предопределен к существованию в какой-либо видоопределенной экологической нише (существует по всей планете, начинает выходить за ее пределы);

Не «скован» биоценотическими цепями питания (свободен от них, культивирует «биотехнологию» воспроизводства пищи, прогностически способен превратиться в аутотрофа);

Не ограничен в проявлениях индивидуальной жизнедеятельности структурно предопределенными функциями (изменяет свое без изменения признаков организации); - не имеет сколько-нибудь развитых врожденных форм поведения (человеческий должен всему обучаться, осваивая формы и способы человеческой деятельности даже на уровне низших функций);

Не замыкается в жизненном цикле вида и в иерархической структуре популяции на функции воспроизводства потомства;

Не борется, строго говоря, за существование внутри вида и с иными сочленами биоценоза (борется со своими сородичами за средства развития, иногда до взаимоистребления, но не на биологическом основании);

Не выводится в своей видоопределенности из чисто биологических закономерностей (биологически «невероятен» и возникает только в процессе труда).

Появление человека необъяснимо вне трудовой теории антропосоциогенеза, в процессе которого формируются не только общество и феномен сознания, но и телесная человека. Опосредованная уже по своему возникновению трудом морфофизиологическая организация человека обусловливает возможность трудовой деятельности и может сохраняться лишь благодаря труду. , по определению К. Маркса, есть «... вечное естественное условие человеческой жизни...», представляющее собой «... процесс, в котором своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует веществ между собой и природой» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 23, с. 195, 188). Труд не менее естественным образом конституирует взаимосвязь между людьми, ибо только их совместная деятельность способна противостоять стихии природных сил. В силу естественности процесса коллективного труда человек уже по природе своей есть общественное существо. Общественная природа человека сохраняется безотносительно к исторически развивающимся общественным (политэкономическим) формам труда. Они, конечно, небезразличны для жизнедеятельности человека, но не инициируют его социальную сущность и не сводят ее к «сгустку экономики».

Социальная природа человека представлена уже в его морфофизиологии. Процессы жизнедеятельности организма человека осуществляются. разумеется, не по социальным законам, а по законам физиологии. Однако в своей антропофизиологической определенности они реализуются только во взаимодействии с внешней «социальной одеждой», которая «выкраивается», созидается и восстанавливается человеком для человека по мерке и потребностям функционирования и развития человеческого организма. Человек может существовать только в такой антропосреде. Его социальная природа проявляется в том, что антропофизиологические закономерности детерминируются и регулируются, упорядочиваются и нарушаются закономерностями человеческого общежития.

Вечное условие человеческой Ж., т.е. процесс труда, внутренне противоречиво. С одной стороны, является потребностью здорового организма и первейшим условием сохранения и развития здоровья. С другой стороны, чрезмерное напряжение человека, добровольное или вынужденное, влечет за собой ослабление, и исчерпание жизненных сил, что, по меньшей мере, чревато различными заболеваниями или уже свидетельствует о наличии болезни.

Неотъемлемым свойством Ж. человека является ее одухотворенность. При этом идет не только о взаимодействии духа и тела, психики и сомы. Совокупность духовных качеств жизни человека проявляется во всей своей полноте в экстремальных жизненных ситуациях. Они могут стимулировать до предела физические силы человека, позволяя преодолевать эти ситуации, или, напротив, предопределяют тяжелейшие эмоциональные стрессы, развитие заболеваний.

Медицина призвана способствовать нормативно-физиологическому взаимодействию человека и природы. Только на этом пути станет действительно профилактической и социально ориентированной на оптимальное физиологическое обеспечение жизни человека.

Библиогр.: Маркс К. Капитал, т. 1, Сочинения, 2-е изд., т. 23, с. 188, 195; Энгельс Ф. Анти-Дюринг, Сочинения, 2-е изд., т. 20, с. 82; Гольданский В. Возникновение жизни с точки зрения физики, Коммунист, №1, с. 86, 1986; Тимофеев-Ресовский Н.В. и др. Краткий очерк теории эволюции, М., 1969, библиогр.; Философские проблемы естествознания, под ред. С.Т. Мелюхина. М., 1985; Фролов И.Т. Жизнь и познания, М., 1981; он же, Перспективы человека, М., 1983; Эволюция, с англ., под ред. М.В. Мины, М., 1981.

II (vita)

«Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел» (Энгельс Ф. Анти-Дюринг; Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2‑е изд., т. 20, с. 82).


1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Жизнь" в других словарях:

    жизнь - жизнь, и … Русский орфографический словарь

    Понятие многозначное, меняет свое содержание в зависимости от области применения. В биол. науках понимается как одна из форм существования материи, осуществляющая обмен веществ, регуляцию своего состава и функций, обладающая способностью… … Энциклопедия культурологии

    ЖИЗНЬ, жизни, жен. 1. только ед. Существование вообще, бытие в движении и развитии. Жизнь мира. Законы жизни. 2. только ед. Состояние организма в стадии роста, развития и разрушения. Жизнь человека. Жизнь растений. || Физиологическое… … Толковый словарь Ушакова

    Как чужой язык: все говорят с акцентом. Кристофер Морли Жизнь есть сон, снящийся Богу. Хорхе Луис Борхес Жизнь это эпидемическая болезнь, передающаяся половым путем. Жизнь что трамвай с вагоновожатым не поразговариваешь. Янина Ипохорская Жизнь… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Сущ., ж., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? жизни, чему? жизни, (вижу) что? жизнь, чем? жизнью, о чём? о жизни; мн. что? жизни, (нет) чего? жизней, чему? жизням, (вижу) что? жизни, чем? жизнями, о чём? о жизнях 1. Жизнь это особая форма… … Толковый словарь Дмитриева

    - (2) 1. Достояние, достаток; совокупность жизненных благ: Тогда при Олзѣ Гориславличи сѣяшется и растяшеть усобицами; погыбашеть жизнь Даждь Божа внука; въ княжихъ крамолахъ вѣци человѣкомь скратишась. 16 17. Ярославе и вси внуце Всеславли! уже… … Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

Жизнь пролетает как мгновение. Вот ты ещё в пелёнках - а через миг уже старик. Ещё вчера ты строил планы на будущее - а сегодня это будущее стало прошлым. И ты надеешься, что твои дети, внуки смогут достичь большего. Ведь у них вся жизнь впереди. Такое же мгновение.

В жизни человека есть два пути. Один путь - путь Совести. Другой путь - путь против неё. Нет никаких законов, никакого списка заповедей или правил, которые обязан выучить, знать и выполнять. Есть только Голос внутри . И в каждой ситуации он говорит, как правильно поступить. Выбор за мной - послушать его или нет.

Что есть этот Голос? Мы называем его Совестью. Но откуда он исходит? Зачем он говорит нам, что делать? И почему его слова так близки, так родны и так правильны? Почему мы так наполнены , когда следуем ему? И почему нам так противно, когда перечим?

В жизни человека есть два пути. Один ведёт к Жизни. Другой - к смерти. Голос Совести - всего лишь голос Оттуда. Оттуда, где Жизнь. Всего лишь рука, протянутая нам, влачащим жалкое существование в этом агрессивном материальном мире, где каждое существо борется за своё выживание. В мире, где главный закон - это закон силы. Сильный съедает слабого, за его счёт продлевая своё существование. Но наступает момент, когда слабые заканчиваются. И даже самый сильный умирает.

"На каждого Виджая найдётся Раджа".

Разве это жизнь?

Я не верю, что это жизнь. Я не верю, что я всего лишь одно из существ, чья судьба - умереть в той или иной пасти - животного ли, человека, или планеты, отправившись на удобрения. Я не верю, что мой внутренний мир имеет конец. Я не верю, что Голос Совести говорит со мной просто так. В этом мире ничто не случайно, ничто не бессмысленно. Если бы жизнь ограничивалась поеданием слабых сильными, какой смысл был бы в Совести? А главное - кто бы создал такую жизнь? И для чего?

Она возникла бы случайно? В мире не существует случайностей. Сама наша жизнь - результат конкретных действий. Каждое мгновение в ней обусловлено предыдущими решениями. Решениями наших родителей, начиная с зачатия и заканчивая отправкой в школу. Нашими решениями, начиная с уличной драки и заканчивая свадьбой. Так неужели столь сложная Вселенная возникла случайно? Сама по себе? Если даже наша, сравнительно примитивная жизнь - результат множества взаимосвязанных, кем-то сотворённых событий?

В этой жизни, как и в этом мире, есть смысл. Бессмысленно создавать существо, которое всего лишь поедает само себя. Глупо считать, что оно появилось само, из ниоткуда. Но если вспомнить, что у нас есть Совесть - всё становится ясно. И находится один простой, всё объясняющий ответ. Жизнь в этом материальном мире - всего лишь школа. Школа, созданная для нас. Для тех, у кого есть Совесть. И в противовес ей - материальные соблазны. И выбор - послушать родное, правильное - либо соблазниться поеданием слабого, в ожидании момента, когда съедят тебя самого.

Чем занимаются в школе? Учатся. Химии, физике, математике, литературе. Чем занимаются в школе жизни? Тоже учатся. Учатся доверию. Доверию своей Совести. Поступил по Совести - обрёл счастье. Поступил против неё - обрёл муки. Есть две Воли - та, которую глаголет Совесть, и наша, идущая с ней в разрез. Наша ли? Я знаю того, кто советует поступать против Совести. Он с рогами и копытами? Нет, я в это не верю. Не видел я ни на плече, ни за спиной никого, подходящего под такое описание. А голос его слышал. В своей голове. Очень часто. Так может, он во мне? Так же, как и Совесть? В это мне поверить легче. Он - это я? Его воля - это моя воля? Его мысли - мои мысли? Нет, не верю. Я не верю в то, что создан в противовес Совести. Как не верю в то, что моя судьба - смерть. Иначе, зачем мне дана Совесть?

В жизни человека есть два пути. Один - путь к Свободе. Другой - к рабству. Что есть Свобода? Свобода - это когда ничто не удерживает. Ни тело, ни мысли, ни цепи, ни другие люди. Разве не так? Не к этому ли мы стремимся всю свою жизнь? Но как стремимся? Стремимся к свободе от тела, заботясь о нём как о самом дорогом и важном на свете? Стремимся к свободе от мыслей, обдумывая всё, что видим и не видим? Стремимся к свободе от цепей, добровольно их надевая? Что есть эти цепи? Это то, что держит. Что диктует нам, как поступать в той или иной ситуации. Это квартира («вернись, ты же мог забыть выключить утюг»), машина («сегодня с друзьями не пойду отдыхать, нужно на СТО завезти»), работа (тут вообще объяснять незачем). Одним словом - деньги. Или ресурсы. То, что позволяет существовать. Существовать нашему телу. О котором мы так заботимся, стремясь к свободе.

Мы стремимся к свободе от других людей. При этом называя себя чьими-то, а кого-то - своими. Разве не так? Я - сын моего отца, он - мой, я - его. Мой парень, моя девушка. Мой муж, моя жена. Опять-таки, мой ребёнок. Слово «мой» применяется к собственности. Напомните, кто там у нас считал людей собственностью? Как мы их называем?

Рабовладельцы.

Человек стремится к Свободе, это так. Что-то внутри него откликается на это манящее слово, такое важное, такое родное. Каждый хоть раз в жизни, но испытывал это незабываемое чувство - когда паришь, когда порхаешь как бабочка, когда нет границ, нет ничего кроме Свободы. Это чувство особенно ясно ощущается, когда действуешь по Совести. Значит, Совесть ведёт к Свободе? Это чувство Свободы наполняет человека, делает его Счастливым. Значит, Свобода ведёт к Счастью?

Так вот для чего нам протягивают Руку Совести? Чтобы привести нас к Счастью? К настоящей Жизни? Ведь откуда-то она тянется, эта рука. И я не верю, что источник её - в этом материальном мире, где каждое существо тем и существует, что поедает других. Я верю, что есть другой Мир, куда нас всех почему-то зовут. И лишь за нами выбор - отправиться навстречу Счастью или остаться тут, в ожидании, когда тебя съест земля.

Что нас держит в этом мире?

Три вещи. Три вещи, которые мы считаем своими. Три вида собственности. Назовём их так: тело, деньги, люди . Наше тело, наши деньги, наши люди. Наши ли? Мы заботимся о нашем теле, всячески его балуем (например, сексом). Почему? Оно ведь наше. Хотя куда чаще люди вообще не разделяют себя и своё тело. Они считают, что «я и есть моё тело». Странно, откуда тогда взялось выражение «моё тело», «её/его тело»… Случайно возникло? Что есть человек? Это тело, сознание, Личность и Душа. Я верю, что последняя во мне всё же есть, что я - не бездушное животное. Тело жаждет удовольствий. Сознание жаждет контроля. Удовольствие лишает человека контроля, а контроль - удовольствий. Душа голосом Совести зовёт в Жизнь. Жизнь - это Свобода от цепей тела, цепей мыслей. Стало быть, у нас внутри есть Лебедь, Рак и Щука. Мы можем быть одновременно и тем, и другим, и третьим? Тянуть повозку в три разные стороны одновременно? Это глупо. Нет, мы не едины внутри себя. Мы - не все эти составляющие, вместе взятые, мы - что-то одно. Но что?

Мы то, что делает выбор. Выбор - чему уделить внимание. Удовольствиям, контролю, либо Жизни. Каждый из нас - Личность. И каждый из нас выбирает, кого слушать. Тело, с его жаждой удовольствий. Сознание, с его желанием контролировать. Или Душу, с её стремлением Домой. Туда, откуда Она родом. Туда, откуда нам её подарили. Туда, откуда исходит голос Совести.

Мы так цепляемся за своё тело, за своё сознание. Но приносят ли они нам счастье? Нет. Только новые заботы и желания. Сиюминутное удовлетворение желания - маленькая радость, за которой опять пустота и новое желание. Разве это счастье?

И главное - насколько это тело наше? Ведь у нас так легко его забрать. Например, при травмах позвоночника. Спросите парализованных людей, считают ли они тело действительно своим? Тех, что ещё в состоянии говорить. Хотя ещё проще тело убить.

“Общая конструкция человека сделана таким образом, чтобы больше была защищена Душа, а не тело. Тело - это всего лишь дополнительная, сменная материальная оболочка, созданная под определённые условия существования во Вселенной в геометрии трёхмерного пространства. Оно временно и смертно”.

Второй вид собственности. Наши деньги. Квартиры, машины, одежда, элементы интерьера… Суть - деньги. Человек, бывает, всю свою жизнь тратит на то, чтобы накопить вокруг себя побольше этих «благ». Всю свою жизнь усердно трудится ради них. Всю свою жизнь подчиняет служению им. Всё своё мгновение… Ради чего? В гроб с собой всё это заберёт? Или, быть может, купит себе ещё часок на смертном одре? Или это поможет его детям прожить более толковую жизнь? Дети ведь так плохо слушаются родителей и так хорошо им подражают. И конечно же, своим примером несчастливый по жизни отец сделает счастливым своего сына. Пройдя свой путь, который не даровал ему Свободы, подарит Свободу ребёнку, навязывая ему этот же путь. Голодный - накормит, больной - вылечит.

Ну и, конечно же, пожары, наводнения, ограбления, просто потерял или забыл. Разве можно считать действительно своим то, с чем так легко можно расстаться? Но самое главное. Разве приносит оно счастье? Ну покажите мне хоть одного счастливого миллиардера. И на это стоит тратить тот миг, который способен привести тебя к Жизни настоящей? А я верю, что способен. Иначе зачем мне Совесть? А люди привязываются к этому. Вторая верёвочка, не дающая шарику улететь в небо. А что там с ним будет, в небе? Он ведь не знает. А вот ветка - она знакома и явна, в ней уверен, к ней можно привязать себя, и висеть - ни там ни тут, пока не лопнешь.

А я знаю, что там. Чувствую. Когда поступаю по Совести.

И, наконец, третий вид собственности. Наши люди. Наши любимые люди. Наши любимые вещи. Ведь владеешь чем? Тем, чем можешь управлять. Чем можешь управлять? Тем, что подчиняется тебе, что не имеет своей воли. Что не имеет своей воли? Вещь. Это звучит странно и даже страшно, но это так. Мы считаем своих близких вещами. Инструментами, которые обязаны выполнять нашу волю. И так обижаемся, когда они её не выполняют. Мы можем себе в этом не признаваться, но это так.

Мы так радуемся, когда обретаем новую вещь. Так радуемся, когда становимся чьей-то вещью - после первого ли поцелуя, драки (все ж знают, как мальчишки друзьями становятся) или обручального кольца. Читатель может со мной поспорить - это ведь Любовь, возвышенные чувства, святые и желанные отношения. Я написал целых три статьи на эту тему, в которых очень детально, исходя опять же из личного опыта, разобрал вопрос отношений и того, есть ли в них Любовь, и если есть - то когда. Ссылки будут внизу этой статьи, здесь же я приведу главную мысль. Настоящая Любовь к другому человеку - это когда ты никоим образом, ни в малейшей степени не посягаешь на его Свободу. Когда не думаешь о нём, как о чём-то, что удовлетворит твои интересы. Когда не считаешь его вещью. Настоящая Любовь, настоящие Духовные отношения между людьми, в том числе между парой - мужчиной и женщиной - основаны на настоящей дружбе. Не той, где друг - лишь средство для достижения своих целей. А той, где друг - это тот, кому без малейшего сожаления отдашь всё, что у тебя есть. Ничего не ожидая взамен. Потому что думаешь о нём. А не о себе. Отдашь всё, кроме себя самого. Потому что ты - не вещь.

Отношения между людьми (всеми без исключения) способны научить человека очень многому. Тому, что тело - не его. Что деньги - не его. Что люди - не его. В его реальной власти и собственности только одно - его выбор. Отношения способны научить человека с радостью расставаться с тем, что не его. Обретая при этом Свободу и Счастье. Отношения способны научить человека сочувствовать, сопереживать, поддерживать, помогать, забывать о себе. И главное. Отношения между мужчиной и женщиной способны научить человека тому, как свято то, что дарует жизнь. Как свята Женщина, дарующая жизнь эту, этот шанс. И как свят Тот, кто дарует нам всем Жизнь Ту. Настоящую. Но всё это возможно лишь тогда, когда мы не считаем человека своей собственностью.

Я верю, что жизнь - это шанс . Шанс обрести настоящую Жизнь. Настоящую Свободу. Настоящее Счастье. И я знаю, что Та Жизнь несовместима с этой. Слишком уж они разные. Ведь в основе одной лежит Любовь, а в основе другой - пожирание. И я вижу, что есть два пути. Привязаться к этой жизни - телом, деньгами или другими людьми. Либо же отпустить её. Отвязать верёвочку от ветки. И полететь. Я выбираю полёт.

С точки зрение биологии? Данный вопрос рано или поздно начинает волновать каждого человека. На сегодняшний день существует несколько трактовок данного понятия.

Определение термина

Жизнь - это форма существования живой материи, а также совокупность всех химических и физических процессов, которые протекают в каждой живой клетке. Такие явления способствуют клеточному метаболизму и размножению. За границами клетки жизнь не существует, поэтому вирусы проявляют характеристики живого только после переноса их генетической информации в клетку.

Научившись приспосабливаться к окружающей среде, каждая клетка живого начинает формировать многообразие Самый важный атрибут всего живого на планете Земля - это генетическая информация, которая используется для репликации.

Чтобы обозначить понятие "жизнь", нужно перечислить все качества, которые отличают ее от "не жизни".

Что такое жизнь с точки зрение биологии? На сегодняшний день еще нет точного понятия, но ученые объединили несколько основных критериев живого: метаболизм, рост, развитие, размножение и реакция на внешние раздражители. Другими словами, жизнь - это состояние организма на данный момент.

Появление жизни на Земле

Что такое жизнь с точки зрение биологии? Ответить на этот вопрос поможет изучение ее возникновения. Ученые выделили несколько гипотез, каждая из которых до сих пор научно не доказана:

  1. Биохимическая эволюция.
  2. жизни.
  3. Гипотеза панспермии.
  4. Самозарождение.

Второе и четвертое утверждения просто представляют философский и исторический интерес. Ведь проведенные научные исследования и опыты их отрицают. Жизнь (определение биология дает с точки зрение биохимических процессов) - важное понятие, которое до сих пор изучается учеными.

Гипотеза биохимической эволюции является единственно принятой и признанной во всем мире.

Сложность живых систем

Современное определение жизни озвучивается так: "Это огромная система, способная к иерархической организации, а также способность к метаболизму, самовозобновлению". Все процессы тонко и точно регулируются.

Для живых систем характерен очень высокий уровень функциональной и структурной упорядоченности во времени и в пространстве. Каждая живая система имеет способность обмениваться информацией и энергией с окружающей ее средой. Поэтому для систем характерна открытость. В отличие от неживых структур, в них бесперебойно происходит работа «против равновесия».

Разнообразие живых организмов

Дайте определение жизни - и вы поймете, что все окружающие вас процессы логичны и взаимосвязаны. Организм является самой основной единицей жизни, ведь именно в его клетках и происходят все жизненные процессы. Являясь отдельной особью, организм входит в состав таких понятий, как популяции и виды. Всей прелестью разнообразия живых организмов занимается биологическая систематика, которая изучает строение всего органического мира.

Вся целостность живой природы сформирована в экосистемы, которые являются составной частью биосферы.

Здоровье, рождение и возраст

Определение понятия жизнь - это лишь маленькая частица того, что можно познать, занимаясь изучением биологии.

Процесс рождения - это появление на свет малыша человека или животного. Данное понятие является очень важным не только в биологии, но и в философии и религии.

Здоровье - это целостное состояние живого организма, при котором он весь в совокупности и все его органы по отдельности слаженно выполняют свои функции.

Что такое жизнь с точки зрение биологии? Жизнь можно определить и здоровьем, ведь чем организм лучше выполняет свои функции, тем жизнь себя лучше проявляет. Вопросом здоровья занимается большое количество наук, каждая из которых имеет определенное направление.

Возраст характеризуется продолжительностью жизни от рождения до определенного момента. Чаще всего под данным понятием имеется в виду календарный возраст. Но также существует определение «биологический возраст».

Что такое поведение

Жизнь (определение биология характеризует как живую материю) характеризуется поведением, то есть способностью живых организмов изменять свои действия под влиянием окружающей среды или внутренних факторов. Данное понятие имеет приспособительное значение, поэтому помогает живым существам избегать негативных факторов окружающей среды. У высших организмов поведенческие реакции контролируются нервной системой.

Дайте определение жизни бактерий и растений - и вы убедитесь, что у них есть способность перемещаться под влиянием внешних факторов. Но поскольку такие движения - это только физиологический фактор, нет смысла говорить о наличии психики и поведения у них. Движения растений - это допсихический уровень отражения.

Живые организмы

Современное определение жизни не может обойтись без понятия живого организма.

Организм - это живая материя, которая обладает системой свойств, отличающих ее от неживых предметов. Каждая отдельная особь - это структурная единица популяционно-видового уровня.

Живые организмы - это самые главные предметы изучения биологии. Для удобства изучения все живые тела распределили по категориям и создали биологические классификации.

Самое простое разделение - на ядерные и безъядерные организмы. А уже потом на много- и одноклеточные.

Образ жизни человека

Дайте определение жизни человека, чтобы разобраться во всех ее тонкостях. характеризуется укладом и стилем жизни.

Образ жизни - это основной фактор, от которого зависит человеческое здоровье. Сюда можно отнести общественную и культурную деятельность, труд, привычки, обучение и другие проявления.

Определение понятия опирается на четыре основных категории: социальную, экономическую, психологическую и социально-экономическую.

Уклад жизни определяется несколькими понятиями: стилем жизни на производственном уровне, социально-экономическими отношениями и взглядами на окружающий мир.

Стиль жизни формируют по обучение и хобби, характер и поведение, труд и предпочтения.

1. Совокупность явлений, происходящих в организмах. С позиций материализма - особая форма существования и движения материи, самопроизвольно возникшая на определенной стадии ее развития. 2. Физиологическое существование живого организма. 3. Деятельность субъекта или общества в некоих проявлениях.

ЖИЗНЬ

англ. life). Извлечение предмета научного исследования из жизненного контекста и возвращение в него результатов - задача, которая рано или поздно возникает перед наукой. Препятствием на пути к ее решению служит противоречие между богатством представлений о Ж., множественностью ее образов и скудостью односторонних абстракций, часто не имеющих отношения к Ж. во всем богатстве ее проявлений. В сов. науке бытовало (а в сов. Ж. практиковалось) столь же бесспорное, сколь и бессодержательное определение Ж. как способа существования белковых тел. Об этом страстно писал А. А. Ухтомский: "Наука - это принципиально связное миропонимание... или "жизнепонимание". Поэтому - проступок против основного принципа науки, когда хотят понимать Ж. с ее к.-н. одной стороны. Так грешит современная физиология, современная биология, так грешил и грешит материализм всех времен". Ухтомского не удовлетворяло, что подобные определения Ж. не имеют отношения к интересам непосредственного сознания, философии, добавим - и психологии.

Определение Ж. должно основываться на ценности ее. Ухтомский дал такое "определение" (1927): "Ж. - асимметрия с постоянным колебанием на острие меча, удерживающаяся более или менее в равновесии лишь при устремлении, при постоянном движении. Энергический химический элемент ставит живое вещество перед дилеммою: если задержаться на накоплении этого вещества, то - смерть, а если тотчас использовать его активно, то - вовлечение энергии в круговорот Ж., строительство, синтез, сама Ж. В конце концов один и тот же фактор служит последним поводом к смерти для умирающего и поводом к усугублению Ж. для того, кто будет жить". В этом определении не равновесие, а несоответствие, несимметричность есть норма. В Ж. преобладает дисгармония. Равновесие - лишь момент, условием которого являются постоянные устремление и движение. Заменив "химическое вещество" на опыт, знания, а "живое вещество" на живое существо, получим характеристику человеческой Ж. как асимметрию, с постоянным колебанием на острие меча между познанием и действием, сознанием и деятельностью, умом и сердцем, опытом и его использованием и т. д. Это более правдоподобное понимание Ж., в т. ч. и духовной, по сравнению с вожделенными многими поколениями физиологов и психологов равновесием, единством, гомеостазом, гармонией, покоем.

Включение в определение Ж. не только движения, энергии, но и устремления, т. е. казалось бы, субъективного обстоятельства для Ухтомского не случайно. Он неоднократно подчеркивал, что субъективное не менее объективно, чем т. Н объективное: "субъективное и объективное идут рука об руку и соотносительно, непосредственно переходя одно в др. ". "Постоянное устремление", входящее в определение Ж., это реальность, представляющая собой психику (а м. б. и душу?]), которую современник Ухтомского А. Н. Северцов признал фактором эволюции (см. Адаптация). (В. П. Зинченко.)

ЖИЗНЬ

1. Полный набор тех свойств, которые отличают живое от неживого. На данный момент следует довольствоваться неудовлетворительной циркулярностью этого определения. Правильно говорят, что биологи начали делать успехи только тогда, когда оставили попытки дать определение этого термина. 2. Фактическое состояние пребывания живым, которое проявляется выполнением различных функций, связанных с жизнью, например, метаболизма, роста, репродукции и адаптации к среде. 3. Время между рождением и смертью. Фиксация этих двух полюсов здесь оказалась ненадежной. Вопрос о том, начинается ли жизнь (в смысле отдельного организма) при зачатии, при рождении или на некоторой промежуточной стадии беременности (например, с момента, когда плод способен к выживанию вне матки), беспокоил судей, теологов, философов и ученых без, пока еще, удовлетворительного разрешения. Подобные же проблемы возникают и при определении смерти.

ЖИЗНЬ

1. Одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе развития последней. 2. Период времени между рождением и смертью человека. Объекты, обладающие Ж., называются организмами. Организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, развитию, эволюции, адаптируемостью к среде, регуляцией своего состава и функций и т. п. Организмы являются объектом изучения биологии. Конфликты являются одним из проявлений Ж. у организмов, обладающих психикой. Поэтому понимание конфликтов станет более полным и системным тогда, когда будут определены их место и функции в процессе Ж. В Ж. конкретного человека основным является вопрос о ее смысле. Многие люди не только не отвечают на этот вопрос, но и не ставят его. Это является косвенной, но существенной причиной ряда проблем, с которыми столкнулось сегодня человечество. Любые войны, убийства, самоубийства с т. зр. Ж. не только бессмысленны, но и крайне деструктивны. Социальные конфликты часто несут смерть – прекращение Ж.

В качестве затравки немного сведений из Википедии:

Жизнь - активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существования; совокупность физических и химических процессов, протекающих в клетке, позволяющих осуществлять обмен веществ и её деление (вне клетки жизнь не существует, вирусы проявляют свойства живой материи только после переноса генетического материала в клетку). Приспосабливаясь к окружающей среде, живая клетка формирует всё многообразие живых организмов. Основной атрибут живой материи - генетическая информация, используемая для репликации.

Более или менее точно определить понятие «жизнь» можно только перечислением качеств, отличающих её от нежизни. На текущий момент нет единого мнения относительно понятия жизни, однако учёные в целом признают, что биологическое проявление жизни характеризуется: организацией, метаболизмом, ростом, адаптацией, реакцией на раздражители и воспроизводством. Также можно сказать, что жизнь является характеристикой состояния организма.

Также под словом «жизнь» понимают период существования отдельно взятого организма от момента возникновения до его смерти

Определения

Имеется большое число определений понятия «жизнь», отражающих различные подходы. Многочисленные определения сущности жизни можно свести к трем основным. Согласно первому подходу, жизнь определяется носителем её свойств (например, белком); согласно второму подходу, жизнь рассматривают как совокупность специфических физико-химических процессов. И, наконец, третий подход - определить минимально возможный набор обязательных свойств, без которых никакая жизнь невозможна.

Фридрих Энгельс дал следующее определение: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка».

Жизнь можно определить как активное, идущее с затратой полученной извне энергии, поддержание и самовоспроизведение молекулярной структуры.

Русский ученый М. В. Волькенштейн дал новое определение понятию жизнь: «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров - белков и нуклеиновых кислот»[источник не указан 822 дня].

Согласно взглядам одного из основоположников танатологии М. Биша, жизнь - это совокупность явлений, сопротивляющихся смерти.

С точки зрения второго начала термодинамики, жизнь - это процесс, или система, вектор развития которой противоположен по направлению остальным, «неживым» объектам вселенной, и направлен на уменьшение собственной энтропии (см. Тепловая смерть).

В. Н. Пармон дал следующее определение: «Жизнь - это фазово-обособленная форма существования функционирующих автокатализаторов, способных к химическим мутациям и претерпевших достаточно длительную эволюцию за счёт естественного отбора».

По Озангеру и Моровицу (англ.)русск.: «Жизнь есть свойство материи, приводящее к сопряженной циркуляции биоэлементов в водной среде, движимая, в конечном счете, энергией солнечного излучения по пути увеличения сложности»

Существуют также кибернетические определения жизни. По определению А. А. Ляпунова, жизнь - это «высокоустойчивое состояние вещества, использующее для выработки сохраняющих реакций информацию, кодируемую состояниями отдельных молекул».

Существует и физиологическое определение жизни, данное в 1929 году А. Ф. Самойловым, которое не было великим учёным до конца исследовано:

«Жизнь - это замкнутый круг рефлекторной деятельности». Разрыв данного круга в любом его месте (состояние «комы») означает резкое ограничение параметров жизни или даже отсутствие жизни. Сейчас можно несколько расширить данное понятие и указать причины, от которых зависит данный «замкнутый круг». А именно: состояние внешней среды, «власти воли» индивидуума, внутренних вегетативных начал организма, неподвластных «власти воли». Отметим, что понятие «власть воли» так же введено в научное обращение А. Ф. Самойловым.



Новое на сайте

>

Самое популярное