Домой Оториноларингология Таты кто они такие. Кто такие таты? История горских евреев

Таты кто они такие. Кто такие таты? История горских евреев

Таты проживают на территории Дагестана и Азербайджана с незапамятных времён. Первые сведения о татах на Кавказе, по свидетельству историков, относятся к временам Хазарского каганата - это 7-10 века нашей эры. Занимались они, в основном, садоводством, рыбными промыслами, торговлей, ковроткачеством. Таты говорят на персидском наречении, но среди них есть и иудеи, и мусульмане, и христиане. Подобное религиозное многообразие трудно отыскать у других народов, но в тоже время на формирование этнического характера татов большое влияние оказала общекавказская культура. Говорит Наида Авшалумова, заведующая отделом редакции татского вещания Государственной телерадиокомпании "Дагестан", дочь классика национальной литературы Хизгила Авшалумова.

Наида Авшалумова: В отличие от других народов Дагестана, таты, говорящие на языке иранской группы индоевропейской семьи, имеющих два взаимопонимаемых диалекта - южный и северный. Буквально, можно сказать, еще 90-100 лет назад две трети татского населения проживало в 30 аулах и селениях, в некоторых селениях таты проживали совместно с табaсaранцами, лезгинами, кумыками, и другими народностями. Та часть татского населения, которая исповедует ислам, они, естественно, тоже являются татами. Есть таты, проживающие и в Дербенте, так называемые азербайджанские таты, таты-мусульмане. Но все том, что, исповедуя ислам, они говорят на едином татском языке, на том же самом, на котором говорят таты-иудеи, только, может быть, с небольшими диалектными различиями. Однако, еще один момент, о котором я хочу сказать: истоки устного творчества татов имеют иранскими корни и связаны с историей и культурой древнего Ирана.

Олег Кусов: Во второй половине 20 века таты поддержали движение за переселение евреев из Советского Союза в Израиль. Возможно, после этого и начался спор о том, имеют ли отношение таты к горским евреям. Впервые история упоминает о горских евреях в шестом веке нашей эры. Заслуженный деятель искусств Дагестана, художественный руководитель детского коллектива "Виртуозы Дагестана. Счастливое детство" Шаулми Матаев считает, что между татами и горскими евреями нельзя искать различия. С ним беседует наш постоянный автор Магомед Мусаев.

Магомед Мусаев: Шаулми Самойлович, термин еще существует "горские евреи", обычно так пишут: "таты (горские евреи)".

Шаулми Матаев: Не знаю, я тат или евреи, но вера иудейская, значит, я считаюсь евреем.

Магомед Мусаев: Теряют ли себя таты как народ в Дагестане?

Шаулми Матаев: Я бы не сказал, что да, но и нет тоже не скажу. Таты - это такая национальность, которая очень ревниво относится ко всему, то, что не их, и с большой любовью относятся к тому, что их. Вот, скажем, язык, одежда, все равно, хоть осовременились таты, но какой-то стиль сохраняется нашего восточного одеяния. Дома, например, мы говорим на своем татском языке. Особенно в ритуалах, в празднествах - свадьбы, я бы сказал, что в основном все татское, все еврейское у нас сохранено.

Магомед Мусаев: Раньше существовали отдельные села с татским населением, компактное проживание татов.

Шаулми Матаев: Я прекрасно знаю эти села. В Южном Дагестане Маджалис, в Северном Дагестане это Аксай, Костек. К сожалению, единичные семьи остались в том же Маджалисе.

Магомед Мусаев: Наибольшее количество татов все-таки в Дербенте?

Шаулми Матаев: Будем говорить, что Дербент - столица татов, и ранняя, и сейчас.

Магомед Мусаев: В иврите есть такое слово "галутиют", что значит - мировосприятие еврея, проживающего в Галути. Насколько совместимое это местечковое "шалом алейхемское" мировосприятие с татским характером?

Шаулми Матаев: Есть большое различие и мало совпадает с тем, о чем вы сейчас говорили. Наш татский герой, он и воинственный, и умный, и хитрый. У татских народов пугливость не ощущается. Потому что мы такой же воинствующий народ, как все на Кавказе.

Магомед Мусаев: У тат одна родина - Кавказ? Или же таты больше тяготеют к Израилю, земле народа Израиля?

Шаулми Матаев: Я могу ответить словами моих друзей, моих родственников на этот вопрос. Дело в том, что, встречаясь с израильтянами, я уже пять раз там был, многие евреи, уехавшие отсюда, они считают, что полсердца оставили в Дагестане, полсердца увезли в Иерусалим. Эта фраза уже говорит о том, что да, конечно, и Кавказ наша родина, да, конечно, и Израиль наша родина, родина предков.

Магомед Мусаев: Насколько антисемитизм характерен или нет для менталитета дагестанцев?

Шаулми Матаев: Антисемитизм - такое резкое слово. В Дагестане погромы, так, как это было на Украине, так как это было в других государствах, в Дагестане мы такого не помним. Я, например, считаю, что мы - таты, мы всегда являлись частицей Дагестана. Во время Великой Отечественной войны было, если я не ошибаюсь, семь героев Советского союза, заслуженные деятели искусств, народные артисты, первая женщина-горянка, которая получила в Дагестане героя Соцтруда. Ну, разве погром мог быть в Дагестане, если такие звезды, такие лица могли родиться в Дагестане? У татов, как и у любой национальности, проживающей на земле совместно с другими, естественно, есть взаимовлияние и речи, и поведения, и в культуре, в музыке. Действительно, мы - таты живем в Дагестане, мы такой же, как и аварцы, как калмыки, нас очень трудно различить, потому что мы живем на одной земле. Не может быть такого, чтобы взаимовлияния не было. Если бы мы переняли у кумыков какое-то слово и ввели в речь, и кумыки тоже что-то переняли у татов. Скажем, то же Астек, Аксай, где половина на половину жили и евреи, и кумыки. Тут без взаимовлияния никак не могло обойтись.

Олег Кусов: Магомед Мусаев продолжает беседовать о взаимоотношениях татов и горских евреев с общественными деятелями республики.

Магомед Мусаев: Любовь и братские чувства татов к Дагестану и дагестанцев находят живой отклик у дагестанцев вне зависимости от их языковой и религиозной принадлежности. В Дагестане вы нигде не увидите ни свастик, ни антисемитских лозунгов нацистского или псевдорелигиозного содержания. Тему продолжит главный редактор популярного в Дагестане еженедельника "Молодежь Дагестана" Гаджи Абашилов.

Гаджи Абашилов: Я очень рад, что на доме, где долгие годы жил Тахо Израилов в Махачкале, основатель, создатель государственного академического танца республики Дагестан "Лезгинка", открыта мемориальная доска. И дагестанцы, этнические дагестанцы предложили назвать действующий популярный профессиональный ансамбль "Лезгинка" именем Тахо Израилова. Так что говорить о каком-то антисемитизме - это бессмысленно сегодня. Мне приятно, что, даже покинув Дагестан и Россию, живя в Хадере или в Нетанье, Хайфе или Иерусалиме, они живут мыслями о Дагестане и о России. И абсолютно точно могу сказать, ни один еврей, ни один тат не сжег ни один мостик, не оборвал ни одну пуповину, которые связывали и продолжают связывать их с Дагестаном и Россией. И на днях буквально к нам приехал Амиров Максим, он после трех лет жизни в Иерусалиме вернулся в Махачкалу. Он сказал: "Все же я понял: Махачкала - мой родной и любимый город". Он приехал, чтобы жить здесь, работать здесь, он хочет что-то еще сделать, не только для евреев-татов, горских евреев. Одни мусульмане, другие иудеи, христиане. Мы должны быть толерантны не только на трибуне, мы в жизни должны быть толерантны.

Магомед Мусаев: Таты, где бы они ни жили, отличаются трогательной привязанностью к родному языку. Пожалуй, именно этим обусловлена и исключительная доброжелательность татов по отношению ко всем носителям персидской речи. За последние годы довольно существенно укрепились позиции ираноязычных общин и в Израиле, впервые за всю историю существования этого государства пост президента занял выходец из Ирана Муше Кацав. Вместе с тем нельзя не упомянуть, что в Советском Союзе длительное время с завидным постоянством и настойчивостью татскому народу прививалась мысль о том, что у них в этническом плане нет ничего вне иранства. Многие из татов посчитали своим патриотическим и религиозным долгом заявить о своей принадлежности прежде всего к семитам, к древним евреям. Как бы то ни было, татские евреи являются по иудейским законам евреями. Именно так их рассматривают и в Израиле. Точка зрения всемирно известного дагестанского ученого-хазаролога профессора дагестанского университета Магомедова Мурада.

Марад Магомедов: С проблемой хазар я столкнулся в начале 60-х годов, с тех пор занимаюсь изучением этой сложной, основательно запутанной проблемой. Вы знаете, все-таки, когда еврейское население было на территории Ирана, Ирака, конечно же, способствовали распространению иудаизма. Дело в том, что ученые сейчас очень долго спорили, кто такие таты, кто такие евреи, их происхождение. Происхождение мы знаем - они выходцы из Передней Азии, из Палестины. Дело в том, что когда это массовое население евреев оказалось в приморском Дагестане, здесь были также и иранцы, в том числе и таты. Дело в том, что Сасанидские правители прилагали большие заботы, чтобы охранять северные границы своей империи, и они в массовом порядке переселяли Дербент и прилегающие территории из Ирана для охраны этой границы. Среди них, конечно же, были частично и таты. Но поскольку здесь превалировали евреи, вполне возможно, что какая-то часть татов и приняла иудейскую религию, такая вероятность она не оспаривается. В последующем они опять неоднократно возвращались и к своей религии. Мы знаем случаи, когда таты принимали мусульманскую религию. Так что в этом плане они тоже были народом, который в силу политических обстоятельств вынужден был прибегать к той или иной форме религии. Судить, насколько хазарские каганы способствовали иудеизации населения, входившего в Хазарский каганат, конечно же, если иудейская религия была объявлена официально государственной религией, конечно, видимо, предпринимались огромные усилия, чтобы иудаизировать в религиозным плане все народы, входившие в состав хазарского каганата. Но следует забывать, что принятие иудейской религии хазарами произошло после того, как они были вытеснены из Дагестана на Волгу и Дон. Ведь там произошел акт принятия хазарами иудейской религии. Я не думаю, что на территории Кавказа и Закавказья хазары особенно злобствовали, заставляя другие народы принимать религию. Видимо, проблема иудаизма татов имеет более древнее происхождение, чем история Хазарского каганата.

Магомед Мусаев: Картина происхождения татов, или как их называют горских евреев, в Дагестане была неполной, если мы бы не встретились с директором еврейско-татского центра Кареном Гуршумовым. В центре созданы все условия для тех, кто стремится приобщиться к истории, культуре и языку еврейского народа, для тех, кто намерен совершить алию.

Карен Гуршумов: Наша организация существует с 90-го года, официально зарегистрирована и помогает еврейскому населению во всех связанных вопросах с изучением языка, традицией, историей, возрождением, связанных с выездом, конечно же, в Израиль. На сегодняшний день численность населения совместно со смешенными, я думаю, не превышает шести тысяч в Дагестане. Основная часть еврейского населения находится в Дербенте, до четырех тысяч, и в Махачкале до двух тысяч, частично по всем городам республики Дагестана. Алия на протяжении десяти лет в Израиль и другие страны Европы, Америку, Австралию из Дагестана составила до 30 тысяч. По данным Союза горских евреев в Израиле, горско-еврейское население в Израиле составляет на сегодняшний день до ста тысяч человек, конкретно из Дагестана цифра до 30 тысяч человек - это приемлемая цифра. Если говорить о татско-еврейском населении, дать значение, кто такие таты, кто такие евреи, до 30-х годов было записано в документах у горских евреев просто чисто "горский еврей", у ашкиназийских евреев просто "еврей". В период советской власти татизация горско-еврейского населения, где многие изменили в документах горских евреев на татов. В нашей школе воскресной ведутся занятия как на иврите, как и на татском, приобщаются дети к культуре, к татской культуре, так как родившиеся здесь, и к дагестанской культуре, прежде всего. Соответственно, возрождается язык иврит, традиции и культура древнего еврейского народа. Преподаватели и руководитель нашей воскресной школы. Заведующий учебными программами Лидия Меломедовна, я думаю, несколько слов о школе она скажет и даже на иврите.

"Как тебя зовут?" - "Меня зовут Лидия". -"Ты говоришь на иврите?" - "Да, я говорю но немного". - "Что тебе дает иврит?" - "Иврит мне дает возможность читать Тору и говорить с друзьями в Израиле". -"Ты хочешь поехать в Израиль или остаться в Дагестане?" - "Я мечтаю поехать в Израиль".

Олег Кусов: В московской религиозной общине горских евреев "Бейт Талхум" я воочию убедился, что таты не чувствуют себя чужими. Наравне со всеми посещают службу. Но всё же некоторые исследователи истории горских евреев видят существенные различия между ними и татами. Услышал я такое мнение и в "Бейт Талхуме". В синагоге меня познакомили с изданием "Горские евреи. История, этнография, культура", составитель - Валерий Дымщиц. О проблеме татов и горских евреев речь заходит уже в первой главе книги.

"Всякий раз, как только речь заходит о горских евреях, начинается путаница между понятиями "горские евреи" и "таты". Даже в специальной литературе иногда из-за недостатка знаний, иногда сознательно, стремясь поставить под сомнение принадлежность горских евреев к еврейскому народу, смешивают татов и горских евреев. Известно, что часть татов-мусульман действительно ведет свое происхождение от горских евреев, однако на сегодняшний день нет никаких оснований утверждать, что горские евреи и таты - это один народ. Прежде всего сами горские евреи и таты ощущают свою принадлежность к разным, хотя и взаимосвязанным этническим общностям. Необходимо внести ясность в этот вопрос. Нет никакого сомнения, в том, что, несмотря на значительную культурную, языковую и, может быть, историческую близость горские евреи и таты-мусульмане представляют собой два различных этноса. Абсолютное большинство татов-мусульман проживают в Азербайджане, причем таты записаны в паспортах и, следовательно, в переписях, как азербайджанцы, а горские евреи, как правило, как евреи. Иначе дело обстоит во входящем в состав Российской Федерации Дагестане. Здесь таты считаются одним из местных народов. Причем, основную массу татоязычного населения Дагестана составляют горские евреи, татов-мусульман в Дагестане почти нет. В советские годы весьма активно насаждалось представление о том, что все носители татского языка вне зависимости от вероисповедования, составляют единый татский народ, один из многих народов Дагестана. Горские евреи в Дагестане начали массово записываться в паспортах татами, дабы избежать национальной дискриминации в качестве евреев. Так во время переписи 1979-го года свыше 20 тысяч горских евреев предпочли назвать себя татами. Таким образом, можно утверждать, что запись в паспорте "тат", во-первых, могла появиться только в Дагестане, а, во-вторых, скорее свидетельствует о горско-еврейском происхождении владельца этого паспорта. В результате такого своеобразного решения горско-еврейского, а заодно и татского вопросов, статистические данные по численности горских евреев и татов оказались заведомо фальсифицированы, а этнонимы "горский еврей" и "тат" перепутаны. Определенную роль в этой исторической путанице сыграло и то, что печать и литература на татском языке сформировалась именно среди горских евреев и на основе татско-еврейского диалекта. Причем пишущие на этом языке называли себя татским, а не еврейскими или, скажем, горско-еврейскими писателями. Сам по себе этноним "таты" впервые появился в 8 веке. Таты не столько этноним, сколько социальный термин. Тюрки-завоеватели называли татами оседлые народы, говорившие на иранских языках, и шире - всякое покоренное ими оседлое земледельческое население. Этноним "таты" встречается на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии, в Сибири, в Венгрии, в Иране. В настоящее время кроме северного Кавказа он используется для именования ираноязычного населения южного иранского Азербайджана. Слово "тат" также отчетливо слышится в этнониме таджик, обозначающем ираноязычное население Средней Азии. Что касается восточного Кавказа, то там таты проживают на Апшероне и в районе Шемахи. Причем в этих районах они сильно тюркизированы. И в предгорьях Кавказа на севере Азербайджана районы Кубы, где они все еще сохраняют языковую и культурную самобытность. Несмотря на то, что горские евреи говорят на татском языке, в своих собственных глазах и в глазах народов горские евреи несомненно являются отдельным этносом. Принадлежа к разным конфессиям, таты и горские евреи практически не вступают в браки друг с другом.

Олег Кусов: Это был отрывок из книги "Горские евреи. История, этнография, культура".

Татско-еврейский спор длиться не первый год, и, по всей видимости, разрешится ещё не скоро. Но он уже принёс положительные плоды - истину ищут в дискуссиях учёные-историки, богословы. Таты и горские евреи, пытаясь разрешить свои противоречия, держаться подальше от политиков и чиновников. На Кавказе этнический фактор очень часто используется для достижения определённых политических целей. Таты и горские евреи на своём примере убеждают других - на межнациональные темы спорить необходимо, но только тогда, когда эти споры не преследуют неблаговидных политических целей.

class="eliadunit">

О степени распространённости татского языка в Восточном Закавказье в прошлом говорит тот факт, что им вплоть до XX в. владели и немусульманские этнические группы - горские евреи, часть армян и удин. Этот факт стал причиной заблуждения, что таты (мусульмане), татоязычные горские евреи (иудеи) и татоязычные армяне (христиане) - якобы один народ, исповедующий три разные религии.

Та́ты (варианты названий - кавказские персы, закавказские персы) - иранский этнос, проживающий в Азербайджанской Республике и Российской Федерации (преимущественно на юге Дагестана). Варианты самоназваний (в зависимости от региона) - тати, парси, даглы, лохиджихон. Говорят на татском языке, относящемся наряду с фарси, дари и таджикским к юго-западной группе иранских языков. Среди татов также распространены азербайджанский и русский языки. Верующие - мусульмане-шииты, незначительное количество суннитов.

История

Первые сведения о появлении персов в Закавказье связывают с завоевательной экспансией Ахеменидов (558-330 г. до н. э.), присоединивших Закавказье в качестве X, XI, XVIII и XIX сатрапий своей империи. Это подтверждают археологические изыскания на территории Азербайджана, Армении и Грузии, в результате которых обнаружены руины зданий ахеменидской архитектуры, а также ювелирные изделия и посуда.

Тем не менее, нет каких-либо данных о многочисленном и постоянном персидском населении в Закавказье начиная с Ахеменидского времени. Наиболее вероятно предположение, согласно которому предки современных татов переселились в Закавказье во времена династии Сасанидов (III-VII вв. н. э.), которые для укрепления своих владений строили здесь города и основывали военные гарнизоны.

Шах Хосров I Ануширван (531-579) ок. 510 г. вручил титул правителя Ширвана (области в Восточном Закавказье) своему близкому родственнику, ставшему родоначальником первой из династий Ширваншахов (ок. 510 г. - 1538 г.).

После завоевания региона арабами (VII-VIII вв.) началась исламизация значительной части местного населения. С XI в. сюда стали проникать племена огузов, возглавляемых династией Сельджуков; началось постепенное формирование азербайджанского языка. Видимо, в ту же эпоху за закавказским диалектом персидского языка закрепилось внешнее название «тат», «тати» («татский язык»), происходящее от тюркского термина «тат», обозначающего осёдлых земледельцев (преимущественно персов).

В 30-х гг. XII в. Закавказье было завоёвано монголо-татарами, возникло государство Хулагуидов. Монгольское владычество продолжалось до 60 - 70-х гг. XIV в., но это не остановило развитие культуры - в XIII-XIV вв. здесь жили и творили выдающиеся поэты и учёные. В конце XIV в. Закавказье подверглось нашествию войск Тимура. В конце XIV-XV вв. государство Ширваншахов приобрело значительную мощь, усилились его торгово-экономические и дипломатические связи. Но к середине XVI в. оно было ликвидировано и почти всё Закавказье было присоединено к Сефевидскому Ирану.

С XVIII в. своё влияние в Закавказье начинает расширять царская Россия. В ходе русско-персидских войн 1803-1828 гг. регион отошёл к России. Начиная с этого времени можно ознакомиться со сведениями царских властей, отражающих численность и расселение татов. При завоевании Россией г. Баку, в начале XIX в. всё население города (8 тыс. чел.) составляли таты. Это официальный результат первой переписи населения Баку царскими властями.

Аббаскули-ага Бакиханов в своём труде «Гюлистан-и Ирам» отмечает:

Персидский текст:

درصفحه‌ 18 كتاب‌ مذكور آمده‌ است‌: هشت‌ قريه‌ در طبرسران‌ كه‌ جلقان‌ و روكال‌ و مقاطير و كماخ‌ و زيديان‌ و حميدي‌ و مطاعي‌ و بيلحدي‌ باشد، در حوالي‌ شهري‌ كه‌ انوشيروان‌ در محل‌ متصل‌ به‌ دربند تعمير كرده‌ بود و آثار آن‌ هنوز معلوم‌ است‌، زبان‌ تات‌ دارند. ايضا" در صفحه‌ كتاب‌ ياد شده‌ آمده‌ است‌: محالات‌ واقع‌ در ميان‌ بلوكين‌شماخي‌ و قديال‌ كه‌ حالا شهر قبه‌ است‌، مثل‌ حوض‌ و لاهج‌ و قشونلو در شيروان‌ و برمك‌ و شش‌ پاره‌ و پايين‌ بدوق‌ در قبه‌ و تمام‌ مملكت‌ باكو سواي‌ شش‌ قريه‌ ي‌ تراكمه‌، همين‌زبان‌ تات‌ را دارند... قسم‌ قربي‌ مملكت‌ قبه‌ سواي‌ قريه‌ ي‌ خنالق‌ كه‌ رباني‌ عليحده‌ دارد و ناحيه‌ ي‌ سموريه‌ و كوره‌ دو محال‌ طبرسران‌ كه‌ دره‌ و احمدلو مي‌باشند به‌ اصطلاحات‌منطقه‌، زبان‌ مخصوص‌ دارند و اهالي‌ ترك‌ زبان‌ را مغول‌ مي‌نامند

Перевод:

Обитатели восьми деревень в Табасаране - Джалкан, Рукал, Камах, Магатир, Зиднан, Гумейди, Мутаги и Билхади, находящихся близ развалин города, основанного Ануширваном в связи с Дербендскою стеною, говорят на языке татов, одного из наречий древнеперсидского языка. Это дает возможность полагать, что они были жителями данного города, но по разорении его они переселились в окрестные деревни. В этом городе близ деревни Бильгяди есть ворота удивительной работы: их можно принять за Баб ал-хадид (Железные ворота), часто встречаемые в истории, а сама деревня может быть от них получила название, которое впоследствии стало Бильгади. Все население магалов, расположенных между городами Шемаха, Кудиал (Куба), как то: Геуз, Лагич и Кошунлу в Ширванском, Бармак, Шешпара, нижняя часть Будуха в Кубинском уезде и весь уезд Бакинский, исключая шесть деревень терекеме или туркменов, говорят на то же языке, что свидетельствует об их персидском происхождении.

По «Кавказскому Календарю» на 1894 г. в Закавказье насчитывалось 124693 тата. Однако в связи с постепенным распространением азербайджанского языка татский язык стал выходить из употребления. В советское время, после официального введения в конце 1930-х гг. понятия «азербайджанец» произошли значительные изменения в этническом самосознании татов. Многие из них стали называть себя азербайджанцами, и если в 1926 г. было зафиксировано 28443 тата, в 1989 г. лишь 10239 чел. признали себя татами. В 2005 г. американские исследователи, проводившие полевые исследования в некоторых сёлах Губинского, Дивичинского, Хызинского, Сиазаньского, Исмаиллинского и Шемахинского районов Азербайджанской Республики, указывают численность татов в исследованных ими сёлах в количестве 15553 чел.

Подытоживая можно заключить, что точных данных о реальном числе лиц, владеющих татским, нет, но ориентировочно можно предположить, что в настоящее время носителями языка являются несколько тысяч жителей отдельных посёлков Апшеронского, Хызинского, Дивичинского, Сиазаньского, Губинского, Хачмазского, Шемахинского и Исмаиллинского районов Азербайджанской Республики, а также ряда сёл Южного Дагестана.

Локальные самоназвания

Этноним «тат» имеет тюркское происхождение, в Закавказье используется со времён средневековья для обозначения местного персоязычного населения. Со временем этот этноним персы Закавказья стали сами применять в отношении себя. Термин «тат», «тати» в качестве самоназвания используется большинством татского населения Азербайджана и Южного Дагестана. Тем не менее, в Азербайджане в настоящее время известны и другие локальные самоназвания отдельных групп татского населения - парси́, даглы́ и лохиджи́.

Парси

Термин «парси» вплоть до настоящего времени используется татами Апшерона (пос. Балаханы, Сураханы) как самоназвание, и как обозначение татского языка - «зуhун парси». Этот этноним восходит к среднеперсидскому самоназванию персов - pārsīk. Интересно, что термин обозначал и сам среднеперсидский язык, ср., pārsīk ut pahlavīk - «персидский и парфянский». В новоиранскую языковую эпоху конечный согласный закономерно отпал и новоперсидская форма этнонима должна быть pārsī. Но в самом Иране она не сохранилась и была вытеснена арабизированным (и в некотором плане искусственным) названием fārs. Видимо, этноним «парси» был изначальным самоназванием персов в Закавказье, пока не был вытеснен тюркским наименованием «тат». Следует отметить, что этноним «парси» в качестве самоназвания используют и другие группы персоязычного населения в Афганистане, а также зороастрийцы Индии (т. н. парсы).

Лохиджи́

Жители татского селения Лахидж (Лагич) в Исмаиллинском районе именуют себя по названию своего села - «Лохидж». Лахидж - самый густонаселённый татский посёлок городского типа (ок. 10 тыс. жителей), расположенный в относительно труднодоступном месте, что в прошлом в известной степени препятствовало тесным контактам его жителей с внешним миром. Это обстоятельство способствовало возникновению в их среде собственного изолированного самоназвания «лохиджи».

Даглы

Другим тюркским по происхождению термином «даглы» («горцы») именуют себя таты Хызинского, и частично Дивичинского и Сиазаньского районов республики. Очевидно, что этот термин имеет позднее происхождение и изначально использовался тюрками, жившими в равнинной части района для обозначения татского населения, жившего в горах. Со временем в связи с переходом татов на азербайджанский язык, термин «даглы» прочно вошёл в обиход, и стал использоваться самими хызинскими татами в качестве самоназвания.

С конца XX в. предпринимаются попытки по сохранению, изучению и развитию татского языка. 14 декабря 1990 г. на коллегии Министерства юстиции Азербайджанской ССР было утверждено культурно-просветительское общество «Азери» по изучению и развитию татского языка, истории и этнографии. Опубликованы букварь, учебник, авторские произведения и образцы фольклора. Также ведётся работа по восстановлению исторического самоназвания этноса - парси и выбору литературного языка.

class="eliadunit">

Религия

Изначально персы, как и подавляющее большинство других иранских народов, исповедовали зороастризм. После распространения Халифата, получил широкое распространение ислам.

Таты и горские евреи

Горские евреи по языку и другим признакам принадлежат к общности персоязычных евреев, отдельные группы которой расселены в Иране, Афганистане и Средней Азии (бухарские евреи). Евреи Восточного Закавказья именование «горские» получили в XIX в., когда в официальных русских документах все кавказские народы именовались «горскими». Сами себя горские евреи называют «еуди» («иудей») или джуур (ср. перс. juhud - «иудей»). В 1888 г. И. Ш. Анисимов в работе «Кавказские евреи-горцы» указывая на близость языка горских евреев и языка кавказских персов (татов), сделал вывод о том, что горские евреи являются представителями «иранского племени татов», которое ещё в Иране приняло иудаизм и впоследствии переселилось в Закавказье.

Выводы Анисимова были подхвачены в советское время: в 30-х гг. началось широкое внедрение идеи о «татском» происхождении горских евреев. Усилиями нескольких горских евреев, приближённых к власти, начал раскручиваться ложный тезис о том, что горские евреи - это «иудаизированные» таты, которые ничего общего с евреями не имеют. Из-за негласного притеснения, горские евреи сами стали записываться татами.

Это привело к тому, что слова «тат» и «горский еврей» стали синонимами. Ошибочное наименование горских евреев «татами» вошло в исследовательскую литературу в качестве их второго или даже первого названия. В результате весь тот слой культуры, который при советской власти создавался горскими евреями (литература, театр и т. д.) на горско-еврейском диалекте, именовался «татским» - «татская литература», «татский театр», «татская песня» и т. д., хотя собственно таты не имели к ним никакого отношения.

Более того, сравнение диалекта горских евреев и татского языка и физико-антропологических данных их носителей также полностью исключает их этническое единство. Грамматическая структура диалекта горских евреев является более архаичной по сравнению с собственно татским языком, что значительно затрудняет полное взаимопонимание между ними. [Вообще, архаичность основы характерна для всех «еврейских» языков: для языка сефардов (ладино) - это староиспанский, для языка ашкеназов (идиш) - старонемецкий и т. д. При этом все они насыщенны словами древнееврейского происхождения.] Перейдя на персидскую речь, евреи, тем не менее, сохранили в своём наречии пласт заимствований из арамейского и древнееврейского (иврит) языков, в том числе не связанных с иудейской ритуальностью (гиоси - гневный, зофт - смола, нокуми - зависть, гуф - тело, кетон - полотно, гезире - наказание, говле - избавление, бошореи - радостная весть, нефес - дыхание и т. д.). Некоторые словосочетания в языке горских евреев имеют структуру, характерную именно для древнееврейского языка. Сравнение физико-антропологического типа кавказских персов (татов) и горских евреев показывает, что они не только не имеют какого-либо сходства, но даже совершенно противоположны друг другу.

В 1913 г. антрополог К. М. Курдов измерил большую группу жителей татского селения Лахидж и выявил коренное отличие их физико-антропологического типа (средняя величина головного указателя - 79,21) от типа горских евреев. Измерениями татов и горских евреев занимались также и другие исследователи. Средние значения головного указателя татов Азербайджана колеблются в пределах от 77,13 до 79,21, а горских евреев Дагестана и Азербайджана - от 86,1 до 87,433. Если для татов характерна мезо- и долихокефалия, то для горских евреев - крайняя брахикефалия, следовательно, ни о каком родстве между этими народами не может быть и речи.

Черепной указатель - отношение максимальной ширины мозговой коробки к её максимальной длине (аналогом черепного указателя на живом человеке является головной указатель). Один из важнейших расовых признаков. Термин был введён в научный оборот антропологом Андерсом Ретциусом (1796-1860), и сначала использовался для классификации палеоантропологических находок на территории Европы.

Градации

Черепной указатель имеет три основных градации: брахи-, мезо- и долихокефалия.

Брахикефалия (греч. brachys - короткий и греч. kephale - голова) (короткоголовость) - соотношение длины и ширины головы, при котором ширина составляет более 80,9% длины.

Мезокефалия (греч. mesos - средний)- градация черепного указателя (76-80,9%), характеризующая умеренно длинный и широкий череп.

Долихокефалия (греч. dolichos - длинный) - форма головы, при которой отношение максимальной ширины головы к максимальной длине (головной указатель) составляет 75,9% и ниже. Соответствует долихокрании при измерении этих размеров на черепе человека (черепной указатель 74,9% и ниже).

Кроме того, данные по дерматоглифике (рельеф внутренней стороны ладони) татов и горских евреев также полностью исключают их этническую близость. Очевидно, что носители горско-еврейского диалекта и татского языка являются представителями разных этносов, каждый со своей религией, этническим самосознанием, самоназванием, бытом, материальной и духовной культурой.

Таты и армяне

В источниках и публикациях XVIII-XX вв. жители ряда татоязычных армянских сёл Закавказья были упомянуты под терминами «таты-армяне», «армяно-таты», «таты-христиане» или «таты-григорианцы». Авторы этих трудов, не принимая во внимание тот факт, что сами жители этих татоязычных сёл идентифицируют себя армянами, выдвигали гипотезу о том, что часть персов Восточного Закавказья в прошлом приняла христианство армянского толка.

Однако, гипотеза о том, что татоязычные армяне («армяно-таты») по происхождению персы ничем не подтверждается и не состоятельна по нескольким причинам.

В политических условиях, сложившихся в Закавказье при Сасанидах, а потом при мусульманских династиях, христианство никогда не было привилегированной религией. При Сасанидах таковым являлся зороастризм, а после них - ислам. В таких условиях для персидского населения, составляющего культурную и политическую элиту, не было никаких стимулов принимать христианство и тем самым понизить свой социальный статус, тем более, что были все стимулы скорее для обратных конфессиональных процессов. Если бы татоязычные армяне были по происхождению персами, то в таком случае они должны были использовать хотя бы некоторые иранские термины, связанные с христианским ритуалом и бытом, но таковых в их языке (именуемым ми самими как «парсерен», то есть персидский) нет - все слова, связанные с христианством, исключительно армянские: terter «священник» (вместо ожидаемого перс. kešiš), zam «церковь» (вместо ожидаемого перс. kilse), knunk‘ «крещение» (ср. совр. перс. ta’mid), zatik «пасха» (вместо ожидаемого перс. pak), pas «пост», отсюда pasvan urgan - «растительное масло», букв. «постное масло») (ср. совр. перс. ruze)и т. д. В говоре татоязычных армян чётко прослеживается армянский фонологический, лексический, грамматический и кальковый субстрат, а также наличие в исконных иранских словах армянских аффрикат «тж», «ц», «тз», отсутствующих в татском, что можно объяснить только влиянием армянского субстрата.

Несмотря на утрату языка, эта группа армян сохранила национальную идентичность, важным аспектом которой являлась чёткая дихотомия «Мы - Они» с противопоставлением себя («hай») - мусульманам («тачик») (т. е. татам и азербайджанцам) наряду с представлением о себе как о «страдающей стороне» и «великом народе» с трагической исторической судьбой.

Приведённые данные показывают, что «армяно-таты» были и остаются армянами, которые, сохранив свою христианскую религию, приняли персидский язык, в силу господствующего положения этого языка и оторванности от основных центров армянской культуры.

Таты и народ тати в Северо-Западном Иране

Наименование «тати», начиная со средних веков, помимо Закавказья, было в ходу и на территории Северо-Западного Ирана, где оно прилагалось почти ко всем местным иранским языкам, за исключением персидского и курдского. В настоящее время в иранистике термин «тати», помимо наименования татского языка, близкородственного персидскому, применяется и для обозначения особой группы северо-западных иранских диалектов (чали, данесфани, хиараджи, хознини, эсфарварини, такестани, сагзабади, эбрахимабади, эштехарди, хоини, каджали, шахруди, харзани), распространённых в Иранском Азербайджане, а также к юго-востоку и юго-западу от него, в провинциях Зенджан, Раманд и в окрестностях г. Казвин. Указанные диалекты проявляют определённую близость к талышскому языку и рассматриваются вместе с ним как одни из потомков языка азери.

Применение одного и того же названия «тати» к двум разным иранским языкам породило заблуждение о том, что таты Закавказья компактно проживают также и в Иране, из-за чего в некоторых источниках, при указании численности татов, указывался и одноимённый народ в Иране.

ru.wikipedia.org

Входит в Родственные народы

Та́ты (варианты названий - кавказские персы , закавказские персы) - иранский этнос , проживающий в Азербайджане и России (преимущественно на юге Дагестана). Варианты самоназваний (в зависимости от региона) - тати, парси, даглы, лохиджихон . Говорят на татском языке , относящемся наряду с фарси , дари и таджикским к юго-западной группе иранских языков . Среди татов также распространены азербайджанский и русский языки . Верующие - мусульмане -шииты , незначительное количество суннитов (населяют села к западу от города Дербент ).

Этимология

История

Первые сведения о появлении персов в Закавказье связывают с завоевательной экспансией Ахеменидов (558-330 г. до н. э.), присоединивших Закавказье в качестве X, XI, XVIII и XIX сатрапий своей империи . Это подтверждают археологические изыскания на территории Азербайджана , Армении и Грузии , в результате которых обнаружены руины зданий ахеменидской архитектуры , а также ювелирные изделия и посуда .

Тем не менее, нет каких-либо данных о многочисленном и постоянном персидском населении в Закавказье начиная с Ахеменидского времени. Наиболее вероятно предположение, согласно которому предки современных татов переселились в Закавказье во времена династии Сасанидов (III-VII вв. н. э.), которые для укрепления своих владений строили здесь города и основывали военные гарнизоны .

В 30-х гг. XII века Закавказье было завоёвано монголо-татарами, возникло государство Хулагуидов . Монгольское владычество продолжалось до 60 - 70-х гг. XIV века, но это не остановило развитие культуры - в XIII-XIV вв. здесь жили и творили выдающиеся поэты и учёные. В конце XIV века Закавказье подверглось нашествию войск Тимура . В конце XIV-XV вв. государство Ширваншахов приобрело значительную мощь, усилились его торгово-экономические и дипломатические связи. Но к середине XVI века оно было ликвидировано и почти всё Закавказье было присоединено к Сефевидскому Ирану .

С XVIII века своё влияние в Закавказье начинает расширять царская Россия . В ходе русско-персидских войн 1803-1828 гг. регион отошёл к России. Начиная с этого времени можно ознакомиться со сведениями царских властей, отражающих численность и расселение татов. При завоевании Россией Баку , в начале XIX века всё население города (8 тыс. чел.) составляли таты . Это официальный результат первой переписи населения Баку царскими властями.

درصفحه‌ 18 كتاب‌ مذكور آمده‌ است‌: هشت‌ قريه‌ در طبرسران‌ كه‌ جلقان‌ و روكال‌ و مقاطير و كماخ‌ و زيديان‌ و حميدي‌ و مطاعي‌ و بيلحدي‌ باشد، در حوالي‌ شهري‌ كه‌ انوشيروان‌ در محل‌ متصل‌ به‌ دربند تعمير كرده‌ بود و آثار آن‌ هنوز معلوم‌ است‌، زبان‌ تات‌ دارند. ايضا" در صفحه‌ 19 كتاب‌ ياد شده‌ آمده‌ است‌: محالات‌ واقع‌ در ميان‌ بلوكين‌شماخي‌ و قديال‌ كه‌ حالا شهر قبه‌ است‌، مثل‌ حوض‌ و لاهج‌ و قشونلو در شيروان‌ و برمك‌ و شش‌ پاره‌ و پايين‌ بدوق‌ در قبه‌ و تمام‌ مملكت‌ باكو سواي‌ شش‌ قريه‌ ي‌ تراكمه‌، همين‌زبان‌ تات‌ را دارند… قسم‌ قربي‌ مملكت‌ قبه‌ سواي‌ قريه‌ ي‌ خنالق‌ كه‌ رباني‌ عليحده‌ دارد و ناحيه‌ ي‌ سموريه‌ و كوره‌ دو محال‌ طبرسران‌ كه‌ دره‌ و احمدلو مي‌باشند به‌ اصطلاحات‌منطقه‌، زبان‌ مخصوص‌ دارند و اهالي‌ ترك‌ زبان‌ را مغول‌ مي‌نامند .

Обитатели восьми деревень в Табасаране - Джалкан, Рукал, Камах, Магатир, Зиднан, Гумейди, Мутаги и Билхади, находящихся близ развалин города, основанного Ануширваном в связи с Дербендскою стеною, говорят на языке татов, одного из наречий древнеперсидского языка. Это дает возможность полагать, что они были жителями данного города, но по разорении его они переселились в окрестные деревни. В этом городе близ деревни Бильгяди есть ворота удивительной работы: их можно принять за Баб ал-хадид (Железные ворота), часто встречаемые в истории, а сама деревня может быть от них получила название, которое впоследствии стало Бильгади. Все население магалов, расположенных между городами Шемаха, Кудиал (Куба), как то: Геуз, Лагич и Кошунлу в Ширванском, Бармак, Шешпара, нижняя часть Будуха в Кубинском уезде и весь уезд Бакинский, исключая шесть деревень терекеме или туркменов, говорят на то же языке, что свидетельствует об их персидском происхождении.

По «Кавказскому Календарю» на 1894 год в Закавказье насчитывалось 124 693 тата , а по переписи 1897 года в Российской империи проживало 95 056 носителей татского языка . По переписи 1926 года в СССР было зафиксировано 28 705 татов , а по переписи 1959 года их численность снизилась до 11 463 человек . Перепись 1970 года зафиксировала 17 109 татов , а по переписи 1989 года численность татского населения в СССР выросла до 30 669 человек . В 2005 году американские исследователи, проводившие полевые исследования в некоторых сёлах Губинского , Дивичинского , Хызинского , Сиазаньского , Исмаиллинского и Шемахинского районов Азербайджанской Республики, указывают численность татов в исследованных ими сёлах в количестве 15 553 чел.

Подытоживая можно заключить, что точных данных о реальном числе лиц, владеющих татским, нет, но ориентировочно можно предположить, что в настоящее время носителями языка являются несколько тысяч жителей отдельных посёлков Апшеронского , Хызинского, Дивичинского, Сиазаньского, Губинского, Хачмазского, Шемахинского и Исмаиллинского районов Азербайджанской Республики, а также ряда сёл Южного Дагестана.

Язык

Парси

Термин «парси» вплоть до настоящего времени используется татами Апшерона (пос. Балаханы, Сураханы) как самоназвание, и как обозначение татского языка - «зуван парси». Этот этноним восходит к среднеперсидскому самоназванию персов - pārsīk. Интересно, что термин обозначал и сам среднеперсидский язык, ср., pārsīk ut pahlavīk - «персидский и парфянский». В новоиранскую языковую эпоху конечный согласный закономерно отпал и новоперсидская форма этнонима должна быть pārsī. Но в самом Иране она не сохранилась и была вытеснена арабизированным (и в некотором плане искусственным) названием fārs. Видимо, этноним «парси» был изначальным самоназванием персов в Закавказье, пока не был вытеснен тюркским наименованием «тат». Следует отметить, что этноним «парси» в качестве самоназвания используют и другие группы персоязычного населения в Афганистане , а также зороастрийцы Индии (т. н. парсы).

Лохиджи́

Жители татского селения Лахидж (Лагич) Исмаилинском районе именуют себя по названию своего села - «Лохидж». Лахидж - самый густонаселённый татский посёлок городского типа (ок. 10 тыс. жителей), расположенный в относительно труднодоступном месте, что в прошлом в известной степени препятствовало тесным контактам его жителей с внешним миром. Это обстоятельство способствовало возникновению в их среде собственного изолированного самоназвания «лохиджи».

Даглы

Другим тюркским по происхождению термином «даглы» («горцы») именуют себя таты Хызинского, и частично Дивичинского и Сиазаньского районов республики. Очевидно, что этот термин имеет позднее происхождение и изначально использовался тюрками, жившими в равнинной части района для обозначения татского населения, жившего в горах. Со временем в связи с переходом татов на азербайджанский язык, термин «даглы» прочно вошёл в обиход, и стал использоваться самими хызинскими татами в качестве самоназвания.

Хозяйство

Традиционные занятия сельского татского населения - пашенное земледелие, садоводство, пчеловодство, овощеводство, скотоводство. Главные культуры - пшеница, ячмень, кукуруза, горох, подсолнух, картофель, просо, рожь. Распространены большие виноградники и плодовые сады. Из домашнего скота держат овец, коров, лошадей, ослов, буйволов, изредка верблюдов.

Традиционные дома - одно- или двухэтажные - были обращены глухой стеной на улицу и строились из прямоугольных известняковых блоков или речной гальки. Крыша - плоская, с отверстием для каменного дымохода от домашнего очага. Верхний этаж дома предназначался для проживания, на первом располагались хозяйственные помещения (кухня и т. п.). В одной из стен жилой комнаты были предусмотрены ниши для хранения одежды, постельных принадлежностей, иногда посуды. Комнаты освещались лампадами или через световое отверстие в потолке. В быту использовалась низкая мягкая мебель, ковры, тюфяки. Для отопления использовали камины, печи и жаровни. Двор замкнутый, с садом. Во дворе устраивалась веранда (айван), располагался мощёный сток для проточной воды или небольшой бассейн, тендир, крытый загон для скота, курятник и конюшня.

Религия

Изначально персы, как и подавляющее большинство других иранских народов , исповедовали зороастризм . После распространения Халифата, получил широкое распространение ислам .

Культура

В течение веков натурализовавшиеся персидские поселенцы в Закавказье взаимодействовали с окружающими этническими группами, как передавая им свою культуру, так и заимствуя отдельные элементы их культуры.

Из ремёсел среди татов весьма развиты ковроделие, ручное ткачество, производство металлических изделий, чеканка , инкрустация . Очень большое развитие получило искусство орнамента, миниатюра [уточнить ] . Устное народное творчество татов весьма богато. Развиты жанры национальной поэзии - рубаи , газели , бейты. Изучение персоязычных произведений средневековых поэтов Закавказья - Хагани , Низами - выявляет в них наличие ряда особенностей, присущих татскому языку [уточнить ] .

В результате длительного исторического сосуществования татов и азербайджанских тюрков возникло много общих черт в их хозяйстве, культуре и быту. Таты, за небольшим исключением, не имеют фольклора, который ощущался бы ими как отличный от азербайджанского - современный азербайджанский фольклор вырос, по-видимому, в известной степени на иранском субстрате . Согласно БСЭ по культуре и быту таты почти не отличаются от азербайджанцев . Наиболее значительный праздник - Новруз .

Традиционная женская одежда - длинная рубаха, шаровары навыпуск, длинное приталенное платье, верхнее распашное платье, платок и сафьяновые чувяки, мужская одежда - черкеска , папаха . Многие таты живут в городах, заняты в промышленности; сформировалась интеллигенция.

Заблуждения

Таты и горские евреи

Таты и армяне

В источниках и публикациях XVIII-XX вв. жители ряда татоязычных армянских сёл Закавказья были упомянуты под терминами «таты-армяне», «армяно-таты», «таты-христиане» или «таты-григорианцы». Авторы этих трудов, не принимая во внимание тот факт, что сами жители этих татоязычных сёл идентифицируют себя армянами , выдвигали гипотезу о том, что часть персов Восточного Закавказья в прошлом приняла христианство армянского толка .

Таты и народ тати в Северо-Западном Иране

Наименование «тати», начиная со средних веков, помимо Закавказья, было в ходу и на территории Северо-Западного Ирана, где оно прилагалось почти ко всем местным иранским языкам, за исключением персидского и курдского. В настоящее время в иранистике термин «тати», помимо наименования татского языка, близкородственного персидскому, применяется и для обозначения особой группы северо-западных иранских диалектов (чали, данесфани, хиараджи, хознини, эсфарварини, такестани, сагзабади, эбрахимабади, эштехарди, хоини, каджали, шахруди, харзани), распространённых в Иранском Азербайджане, а также к юго-востоку и юго-западу от него, в провинциях Зенджан , Раманд и в окрестностях города Казвин . Указанные диалекты проявляют определённую близость к талышскому языку и рассматриваются вместе с ним как одни из потомков языка азери .

Применение одного и того же названия «тати» к двум разным иранским языкам породило заблуждение о том, что таты Закавказья компактно проживают также и в Иране, из-за чего в некоторых источниках, при указании численности татов, указывался и одноимённый народ в Иране.

Известные личности

См. также

Примечания

  1. Статкомитет Азербайджана
  2. Ethnic composition of Azerbaijan 1999
  3. Национальный состав Азербайджана по районам по переписи 2009
  4. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  5. Всероссийская перепись населения 2010. Национальный состав населения РФ 2010
  6. Всероссийская перепись населения 2002 года . Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 24 декабря 2009.
  7. По переписи 1989 г. в РСФСР было 19420 татов (Демоскоп)
  8. Приложения к итогам ВПН 2010 года в городе Москве. Приложение 5. Национальный состав населения по административным округам города Москвы
  9. История образования села Джалган
  10. Г. А. Гулиев. Народы Азербайджанской Советской Социалистической Республики. Таты / Под редакцией Б.А.Гарданова, А.Н.Гулиева, С.Т.Еремяна, Л.И.Лаврова, Г.А.Нерсесова, Г.С.Читая. - Народы Кавказа: Этнографические очерки : Издательство Академии наук СССР, 1962. - Т. 2. - С. 181.
  11. Геродот. История (в 9 книгах), АСТ, М. 2001 г. Свидетельства Геродота о ранней истории державы Ахеменидов .
  12. Kroll Stephan. «Medes and Persians in Transcaucasia: archaeological horizons in north-western Iran and Transcaucasia», in: G. B. Lanfranchi, M. Roaf, R. Rollinger, eds., Continuity of Empire (?) Assyria, Media, Persia. Padova, S.a.r.g.o.n. Editrice e Libreria, 2003, pp. 281-287. History of the Ancient Near East / Monographs - V .
  13. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М. Издательство восточной литературы. 1963 Библиотека Vostlit.info .
  14. Ахмад ал-Балазури. Книга завоевания стран. Завоевание Арминии
  15. Б. В. Миллер. Таты, их расселение и говоры. Баку, 1929 г. Известия Общества Обследования и Изучения Азербайджана
  16. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  17. Yunusov A. S. Azərbaycanda islam. Bakı, Zaman, 2004
  18. Gulistan-i Iram / ʻAbbāsqulī Āqā Bakikhānūf; matn-i ʻilm - intiqādī bi-saʻy va ihtimam: ʻAbd al-Karīm ʻAlī-zādah ,Bākku: Idārah-ʾi intishārāt-i «ʻIlm», 1970
  19. Аббаскули-ага Бакиханов. «Гюлистан-и Ирам»
  20. Кавказский Календарь на 1895 г., Тифлис, 1894 г. Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа .
  21. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку, губерниям и областям . «Демоскоп ». Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  22. Всесоюзная перепись населения 1926 года. Национальный состав населения по республикам СССР . «Демоскоп ». Архивировано
  23. Всесоюзная перепись населения 1959 года. Национальный состав населения по республикам СССР . «Демоскоп ». Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  24. Всесоюзная перепись населения 1970 года. Национальный состав населения по республикам СССР . «Демоскоп ». Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  25. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР . «Демоскоп ». Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  26. John M. Clifton, Gabriela Deckinga, Laura Lucht, Calvin Tiessen. Sociolinguistic Situation of the Tat and Mountain Jews in Azerbaijan, 2005 г. SIL Electronic Publications .
  27. Большая Советская Энциклопедия, т. 25, М., «Советская Энциклопедия», 1976, с. 299
  28. См. Nozhat Al-Majāles
  29. Грюнберг А. Л. Язык североазербайджанских татов. М.-Л., 1958 г. ".

В последнее время в периодической печати опубликовано немало статей, посвященных различным вопросам истории и культуры татов.
Со статьями выступают не только специалисты, но и те, кто не имеет никакого отношения не только к науке, но и к затрагиваемым вопросам в целом. А между тем период плюрализма мнений – это не время вседозволенности, когда каждый думает, что он может что угодно говорить и о чем угодно писать. И в периодической печати сейчас нередко печатают что попало по тому или иному вопросу, не советуясь со специалистами. Это уже другая крайность. Мы не имеем права отрицать то, что было достигнуто наукой до перестроечного периода.
В современной историографии появляются «новые» концепции, в своей сущности не содержащие принципиально нового, а являющиеся всего лишь новым изданием ошибочных идей, выдвинутых еще авторами досоветского периода.
Подобный подход имеет место и при освещении проблем, связанных с татским этносом. Я не раз выступал на конференциях, на страницах печати об истории, происхождении, самоназвании татского этноса. И еще в очередной раз хочу убедительно подтвердить, как бы это ни было обидно некоторым лжеученым и лжепатриотам этого народа, что таты — один из древних этносов Кавказа иранского происхождения. Дагестанское население издавна контактировало с иранским миром. Еще в начале I тысячелетия до н.э. киммерийцы, затем скифы и сарматы длительное время обитали в Дагестане, затем совершали походы в Закавказье и Переднюю Азию. А в раннем средневековье южнее Дербента, на прикаспийской территории Дагестана, возникло владение ираноязычного племени, под названием маскат (маскут).
В III в. н.э. сасанидский Иран укрепился в районе Дербентского прохода, затем, в правление Иездигерда II (439-457 гг.), здесь были возведены фортификационные сооружения. В середине VI в. на их основе возникала грандиозная система оборонительных сооружений, возведенных из камня.
Чтобы укрепить свои позиции в Азербайджане и Дагестане, сасанидские правители переселили иранцев в район Дербента. Потомками этих переселенцев, как пишет известный знаток истории Кавказа XIX в.
А.-К.А. Бакиханов, являются жители селений Джалган, Рукель, Камах, Мугарты, Зидьян, Гимейди, Митаги и Бильгади, известные под названием «таты».
А.В. Комаров в работе «Народонаселение Дагестанской области», говоря о татах, пишет, что их язык уже в 70-е годы
XIX в. начал заменяться тюрко-азербайджанским.
В царской России татам иудейского вероисповедания дали название «горские евреи» по аналогии с так называемыми европейскими евреями, что не соответствовало ни происхождению их, ни даже самоназванию. С этим названием согласен И. Семенов. Касаясь вопроса о названиях и самоназваниях горских евреев, в своей работе «О происхождении горских евреев» он пишет: «В
XIX веке, после завоевания Кавказа Россией, официальные власти стали применять в отношении восточно-кавказских евреев эпитет «горские». С тех пор словосочетание «горские евреи» вошло и в русскую исследовательскую литературу».
Разве с названием «горские евреи», данным представителями царской власти целой исторической народности, можно согласиться? Разве это соответствует действительности? Ведь имя этноса – это выражение прежде всего того, что члены этноса осознали, почувствовали себя одним из народов.
Профессор Н.А. Анисимов, автор первой татской грамматики, еще в 1932 г. писал, что предки всех татов являются единым народом, несмотря на разные вероисповедания.
На самом же деле «горский еврей» («дагджууд») – это не название народности, а кличка, утверждающая, что они горские жители. Несколько лет назад отдельные представители татского этноса, считавшие себя «горскими евреями», хотели доказать существование горско-еврейского языка, но в силу отсутствия аргументов их надуманные предположения, а именно таковыми они и были, с позором рухнули. Вероисповедание еврейского народа определяется словом иудей (иудаизм). Беда в том, что в силу своей некомпетентности и неинтеллектуальности многие спутали научные, философские и религиозные понятия. А может, и из политических соображений. Над этим тоже надо сегодня задуматься.
Хочу еще раз подчеркнуть, что слово «еврей» не самоназвание национальности, а понятие вероисповедания. Так, уже старые люди вместо того, чтобы сказать «мы иудеи», говорили и говорят «мы евреи, а точнее и вернее - «ишу джуурим». Горские евреи - это кличка татов, живущих в горной местности.
Дагджууд – горец-иудей, житель гор, исповедующий иудаизм. Так татов называли соседние народы. Так считали и считают специалисты, знатоки истории татского народа В.В. Бартольд, Н.Я. Марр, С.А. Токарев, П. Семенов, И. Анисимов, Я. Агарунов, P.M. Магомедов, Х.Д. Авшалумов, И.М. Дьяконов, М. Бахшиев, И.Ю. Мататов, Ф.М. Бахшиев, Л. X. Авшалумова и др.
Если говорить о татском этносе, то, имея единый язык и социально-экономический уклад жизни, они в прошлом приняли и исповедуют три мировые религии: иудаизм, ислам, христианство. У татов с евреями-ашкенази нет ничего общего, кроме религии, религиозной атрибутики и религиозных праздников. Язык евреев (ашкенази) – идиш и иврит, а таты говорят на татском диалекте иранского (персидского) языка - фарси. У татов свои обычаи, традиции, ритуалы, свой уклад, менталитет. Даже в религии имеются расхождения. В частности, пожилые люди молельный дом никогда не называли синагогой; у них свое слово – нумаз. Пасху называют нисому, хрустящие хлебцы – не маца, а гогол.
В статье, посвященной истории создания татской литературы, ветеран татской культуры Я.М. Агарунов писал: «На Кавказе живут таты-иудеи, таты-мусульмане и таты-армяне. У них разные религии, но язык и быт общие. Они веками говорят между собой на татском языке. Правда, есть отличия в диалектах».
Тот факт, что таты и так называемые «горские евреи» – один народ, подтверждается и антропологическими материалами. Так, К.М. Курдов в статье «Таты Дагестана» писал: «Таты-мусульмане должны быть охарактеризованы теми же чертами, что и горские евреи.
Территория, занимаемая татами, не представляла собой единого массива. Этноним «тат» на протяжении веков неоднократно менял свое содержание. Наиболее раннее его упоминание встречается в одной из нескольких монументальных надписей древнеперсидских царей из династии Ахеменидов (надпись относится приблизительно к V веку до н.э.). Там термин «тат» обозначает одно из древнеиранских племен».
В раннем средневековье слова «тат» и «таджик» считались однокоренными и близкими по смыслу, означая ираноязычное население Среднего и Ближнего Востока.
На протяжении многих веков история татов развивалась в русле истории дагестанских и других кавказских народов. Начиная с раннего средневековья переселившиеся таты несли с собой на Кавказ, в том числе и в Дагестан, свой духовный опыт, закрепившийся в памяти народа. Этот психодуховный опыт таты передавали из поколения в поколение.
Татский язык относится к иранской ветви индоевропейских языков и составляет наречие новоперсидского языка. Все это нашло отражение в разделе «Татский язык», опубликованном в коллективном труде «Основы иранского языкознания» Во всяком случае, относить татов к так называемым европейским евреям (ашкенази), с которыми они не имеют ни общего языка, ни культуры, ни традиций и обычаев и не родственны по происхождению, нет оснований.
Постоянное общение с дагестанскими народами наложило отпечаток на жизнь татов, на их мировоззрение. Разделяя исторические судьбы народов Дагестана, восприняв большинство признаков духовной и материальной культуры дагестанских горцев, таты считаются одной из народностей Дагестана.
В постсоветский период отдельные лица пытаются изменить этническое название татов. Так, по мнению И.Г. Семенова, «наблюдавшийся во второй половине XIX – начале ХХ века взрыв интереса к истории и культуре горских евреев в советский период сменился чрезмерной политизацией вопроса об их этнической идентичности, что в конечном счете привело к так называемой татизации».
В чем же суть так называемой «татизации»? В том, по всей видимости, как считает вышеназванный автор, что таты (иудейского вероисповедания) в какой-то период активно стали менять в паспортах старое наименование «горские евреи» на «таты».
У народа должно быть название: аварцы, даргинцы и т.д. Это бесспорно. Уже в 20-30-е годы вопрос о наименовании народа обсуждался на Всесоюзном совещании работников татской культуры в Москве, во всесоюзном журнале «Просвещение национальностей» в статье «Власть Советов и таты (горские евреи)» и т.п. По инициативе представителей татской интеллигенции старшего поколения в 20-30-е годы XX в. Н. Анисимова, Е. Мататова, А. Бинаева, И. Беньяминова, Р. Разилова, А. Агарунова и многих других при одобрении и руководства республики и Научно-исследовательского института истории языка и литературы Дагестана этот вопрос был вынесен на Вседагестанский съезд Советов. Съезд принял решение записать в Конституцию республики наименование данного народа «таты», которое относилось бы ко всем группам населения с единым этносом и татским языком независимо от их религиозной принадлежности. Это положение было и в принятых позже Конституциях Республики Дагестан, запись в паспортах осуществлялась по волеизъявлению граждан данной национальности. Одни уже тогда стали записывать себя татами, другие по религиозному признаку – горскими евреями.
Во-первых, как выше отмечено, такой народности как «горские евреи» не существует - это кличка татов, проживавших в горах. Еще в 60-е годы XX века один из представителей интеллигенции татского народа из Дербента писал, что он согласится с прозвищем «горский еврей», если его убедят на фактах, что на земле проживают еще и такие народности, как степные евреи, приморские евреи, лесные евреи, полевые евреи и т.п.
Во-вторых, татизация этноса произошла не в советский период, таты известны истории тысячелетиями. Многие исследователи досоветского периода А.-К.А. Бакиханов, И.Ш. Анисимов и др. считали татов одним из древних этносов Кавказа. Так, И.Ш. Анисимов на основе разнообразных материалов пришел к выводу о том, что горские евреи - потомки татов. И. Семенов безуспешно пытается опровергать это. В книге «Таты – самобытная народность Кавказа» говорится: «Что касается мнения, будто ассимиляция евреев в татов-иудеев могла произойти позднее, когда они жили на Восточном Кавказе, то и оно не имеет под собой научной базы».
Известный публицист, ветеран труда, сын видного государственного и общественного деятеля Е. Мататова Михаил Мататов выступил с большой статьей на страницах «Экономической газеты». Называется она «ВААД (Федерация еврейских организаций и общин России) приватизирует татский народ» (№34, август 2001 г.).
Если проблему этнонимов можно было бы решать таким образом, как «деятели» ВААДа, то очень легко лишить каждый народ собственного имени. «Используя деньги еврейских толстосумов, – говорится в статье, – ВААДовцы и подобные им организации издают книги, брошюры, газеты, в которых грубо искажают историю и взаимоотношения татов с горцами других вероисповеданий».
Прав профессор ДГУ А. Абдусаламов, который пишет: «Что же касается «нового этнонима, то назвать татов «горскими евреями» все равно, что назвать кумыков «равнинниками», «степняками», представителей автохтонных этносов Дагестана – одним словом «тавлу» (горцы), чеченцев – «мичихич» (МД №29, 19 июля 2002 г.,с.8).
Татов в Дагестане считают своим историческим народом. Они получили государственный статус как один из коренных и самобытных горских народов республики со своим единым татским языком, со своей национально-культурной общностью. Таты, как и другие народы, создали оригинальные в своем роде и однотипные с фольклорными произведениями народов Дагестана, Азербайджана, ираноязычных стран творения устной литературы. Написаны труды, посвященные татской литературе, изучению татского литературного языка, завершена работа над татско-русским словарем.
На татском языке издавался альманах «Ватан Советиму», издаются газета «Ватан» («Родина»), учебники, художественная и научно-публицистическая литература, ведутся республиканские радио- и телепередачи и т.д. В Дербентском педагогическом училище было открыто отделение татского языка и литературы.
Для меня таты – наши земляки, дагестанцы, веками живущие с нами в Дагестане. Как историка меня давно интересует татский вопрос.
В 1997 г. мной была издана книга «Загадки этнонимов Дагестана», в которой достаточное место отведено и татскому этносу.
Согласно заключению Института этнографии АН СССР горские евреи «образовались из татов, принявших когда-то иудаистскую религию, очевидно, проникшую с севера от хазар, и не имеют прямой связи с евреями Палестины». Далее в нем говорится, что «все группы населения Азербайджанской ССР и Дагестанской АССР с татским языком, независимо от их религиозной принадлежности, следует считать единой татской народностью (Заключение Института этнографии АН СССР от 1 февраля 1979 г.)»
Таты уже давно трансформировались в местное население Кавказа. Дальнейшее изучение темы о татах позволит еще глубже и объемнее понять их прошлое, верования и этнопсихологию, т.е. все то, что способствует восприятию татов как неповторимого, уникального, как и любой другой народ, этноса Кавказа.
Но вот что меня сегодня удивляет и возмущает: откуда и от кого пошла эта татофобия? Ведь любой здравомыслящий человек, не говоря уже об ученых и подвизавшихся в науке людях, видят, какая малая доля татского населения осталась в Дагестане. И вместо того чтобы защитить самоназвание этого этноса и уберечь его от полного исчезновения с карты республики, которая гордится и кичится толерантностью, или, как говорят на языке народов Дагестана, «сабуром», (кстати это слово есть и в языке татов), некоторые лжеученые и лжепатриоты не унимаются.
А потому здравомыслящим ученым еще раз хочу напомнить слова писателя Фазиля Искандера: «Богу угоден каждый узор на ковре народов». Вчитайтесь и вникните в глубину этой мысли.

Прежде чем выяснять, где проживают таты, желательно узнать, кто они такие. С самого начала необходимо оговорить, что слово «таты» первоначально не представляло собой этноним. То есть это не название племени. Скорее, это понятие социальное.

Социальный термин

Татами тюрки называли оседлые племена, обозначая этим термином образ жизни людей и положение в обществе. И не просто оседлые племена, а покоренные ими. Поэтому название носило уничижительный характер. Позднее тюрки под термином «тат» подразумевали человека, находящегося в услужении. Поэтому говорить о том, что существует национальность таты, надо с оговоркой. В течение времен на различных территориях этот термин имел отличные друг от друга значения. Так, в период раннего Средневековья все население Средней Азии и говорящее на иранском языке, называлось татами. В Иране этот термин применялся к оседлым ирано-язычным племенам.

Сейчас скорее национальность

Время шло, и племена превратились в народность. В наше время словосочетание «национальность таты» встречается повсеместно. Иногда с оговоркой, что нет четкого определения, что такое национальность. Что само это понятие или упрощается, или сознательно искажается. Так или иначе, или языковая группа, персы Закавказья или иранский этнос, из названий понятно, что там, где существуют таты, там тепло. Это южные в основном нарды. В зависимости от региона проживания, у татов существует много самоназваний - парси и лохиджихон, даглы и тати. У каждого народа своя интересная история. Чем старше возраст народа, тем насыщенней история. Первое упоминание о татах относится, по мнению некоторых историков, ко времени Хазарского каганата, то есть к VII-X векам. Таты необычайно многообразны. В своем составе они имеют как христиан (в основном монофистов), иудеев, так и мусульман (суннитов и шиитов).

Нет единого мнения

Отдельной группой сюда входят таты - Хотя другие историки аргументированно доказывают, что категорически нельзя совмещать эти понятия, характеризующие совершенно разные народности. Горские евреи, или гьивры, - еврейский субэтнос (это название определяет группу людей, проживающих компактно и отличающихся от своего этноса небольшими, но характерными особенностями, обусловленными историей образования). Таты - народ в основном иранского племени или персы. А горские евреи - народ, корнями уходящий в Иудею. На территории России в начале XX века горские евреи, боясь преследований по национальному признаку, записывались татами. Возможно это стало из-за проживания на одних территориях и общего языка - и таты, и горские евреи говорили на татском языке вплоть до появления Азербайджанской республики. Чего греха таить, в Советской России всегда существовало негласное притеснение евреев. Сейчас, спустя век, для жителей Дагестана таты, горские евреи - понятия идентичные, слова-синонимы.

Евреи, когда надо совершить алию

Однако, когда после перестройки многие евреи потянулись на историческую родину, таты стали доказывать, что они горские евреи. Таким образом, запутанное стало еще более запутанным, и ни по одному вопросу нет единого мнения. В конце XIX века высказывалось мнение, что таты произошли от иранцев, переселенных к Каспию еще при Шапуре II (309-381), шахиншахе Персии. А евреи, переселившиеся сюда же из Ирана в V веке нашей эры, восприняли татский язык, но остались верны своей религии. По другим источникам, персы появились в Закавказье в 558-330 годах до нашей эры, когда династия Ахеменидов, воинственных царей Древней Персии, успешно ведших захватнические войны, присоединила эти территории в виде сатрапий, или военно-административных округов. Так или иначе, но таты - народность, корнями уходящая в Древнюю Персию.

Не самый большой народ в мире

Сейчас численность этого народа составляет 350 тысяч человек во всем мире, существуют территории, где проживают таты, и можно, несмотря на отсутствие единства мнений, составить себе более-менее четкое представление, кто они такие, почему и где именно поселились. Во всех точках мира можно найти представителей этой народности, но есть определенные места, где проживают таты компактно. Самое большое количество представителей этой национальности на сегодняшний день находится в Азербайджане. Следующая по численности проживающих татов - Россия, здесь они сконцентрированы на севере Дагестана. Кроме того, они живут в Грузии, Турции, а некоторые исследователи полагают, что и таджики имеют с татами общие корни. На территории этой страны они тоже проживают.

Наибольшее число татов проживают в Азербайджане

Вернемся к Азербайджану, где проживают таты в большем количестве, чем в других странах. Как уже отмечалось выше, из-за политики, проводимой царями из династии Сасанидов (в частности, Шапура II), таты на территорию современного Азербайджана прибыли из Ирана и поселились в Ширване, исторической области Закавказья, которая находится на западном берегу Каспия и простирается от дельты Куры в южной своей части до Дербента на севере. Подавляющее большинство переселенцев исповедовали иудаизм. Но таты на этих территориях охотно ассимилировались с местным населением. В XIII была проведена исламизация этой народности. В 30-е годы прошлого века, после введения понятия азербайджанец, многие таты стали считать себя ими.

Любовь к языку, пронесенная через века

Несмотря на ассимиляции, принятие другого языка, исламизацию, боязнь преследования по национальному признаку, таты в Азербайджане живут и сейчас, в узком кругу общаются на «татском». Более того, в Азербайджане принята по сохранению этого языка. Изданы букварь и учебники. Апшеронский, Хызынский, Дивичинский и Губинский - это те районы, где живут таты, из среды которых вышло много знаменитых людей. Например, всемирно известный композитор Кара Караев говорил о том, что считает своей родиной Апшерон, а не Азербайджан. Надо сказать, что в этой стране сохранилась небольшая, но довольно замкнутая община татов-иудеев, далекие предки которых, по их убеждениям, были одним из потерянных колен израильского народа, уведенным царем Навуходоносором в плен еще до нашей эры. Данные о количестве татов очень разнятся. Можно сделать вывод, что подлинная численность не установлена, а настоящее количество татов в этой стране - как мусульман, так и иудеев - значительно выше декларируемой.

Дагестан - средоточие татов в России

Таты в России живут на территории Дагестана, который является многонациональной республикой. В небольших количествах встречаются и в других республиках Закавказья. Всего в РФ их насчитывается 19,4 тысячи человек. И в России вокруг этой народности не утихают споры. Одни утверждают, что всех говорящих на татском языке, относящемся к иранской ветви индоевропейских языков, которое представляет собой наречие новоперсидского, надо считать одним этносом, другие с этим никак не соглашаются. Существует версия, что в VI веке после подавления в Иране маздакитского движения 15 тысяч колонистов были высланы на строительство Дербентских укреплений и стены. Семь поселков по наши дни населены татами - Джалган, Митаги и Кемах, Зидьян и Бильгади, Гимейди и находящийся южнее Рукель.

Статус самобытного народа

В наше время таты Дагестана получили государственный статус как самобытный народ, говорящий на одном языке. Правда, этот язык, относящийся к индоевропейской семье, здесь имеет диалекты - южный и северный, который является одним из литературных языков республики. Таты - нация (устоявшаяся общность людей) трудолюбивая, оседлая, занимающаяся в основном земледелием. Из общего количества пахотных земель Дагестана большая часть возделывалась ими. Представители народности обрабатывали труднодоступные горные склоны, превращая их в плодородные земли. Кроме того, там, где проживают таты, их всегда ценили как виноградарей, искусных обработчиков кожи и больших мастеров по производству медной посуды. Долгое время уклад их жизни был патриархальным или полупатриархальным. Главную роль играл старейший, которому все беспрекословно подчинялись. У них была своеобразная одежда и сохранившаяся по сей день богатая кухня. Интересный татский фольклор, включающий в себя сказания, притчи и сказки, сохранился благодаря народным сказителям. В большой многонациональной семье этот этнос занимает свое достойное место, а споры о том, кто есть истинный тат, будут продолжаться еще очень долго.

А где еще живут таты

Адыгея и Ингушетия, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия, Северная Осетия и Чечня - это республики, где живут таты в России. Правда, очень незначительными группами, не более 2-3 тысяч. Это не диаспоры, которые подразумевают сплоченную устойчивую этническую группу, часть народа вне своей страны, живущего согласно нравам и обычаям своей родины. Это просто представители другой национальности, что на Кавказе не редкость. Еще одна где проживают таты, - Грузия. Азербайджан, Дагестан и Иран - родина татов-шиитов, а Грузия и Армения - бывшие республики союза, где проживают в основном таты-христиане. Но они в большинстве своем считают себя армянами и грузинами и недоумевают, почему многие из них говорят на азербайджанском языке.

Если христиане - то монофисты

Действительно, проследить становление отдельных народов довольно трудно, еще труднее, если они несколько раз меняли вероисповедание и место пребывания. Это относится к такой народности, как таты. История их очень запутана. Не все, особенно неспециалисты, понимают, как можно прийти из Ирана иудеем, принять мусульманство, говорить на местном языке, сохраняя свою культуру, ассимилироваться с коренным населением, а затем еще и переселиться к соседям, общаясь при этом на азербайджанском языке. Необходимо оговорить, что таты-христиане в большинстве своем были монофистами. А это христианское даже не учение, а доктрина архимандрита Евтихия из Константинополя. Она отвергается, как ересь, православной, католической и многими протестантскими церквями. Может быть, поэтому, таты Армении и Грузии не делают различия между собой и основным населением. Надо еще отметить, что понятия «горные таты» не существует вообще. Есть села в горной части Дагестана, где живет эта народность, например Рукель - село, расположенное на склоне горы под названием Джалган. В одной статье сказано, что чисто татских сел в Дагестане не осталось. Жители горных поселений спускаются в равнины, а многие иммигрируют из страны.



Новое на сайте

>

Самое популярное