Домой Оториноларингология Происхождение названий частей тела. Анатомия человека

Происхождение названий частей тела. Анатомия человека

В анатомии вместе с изучением строения органов определяется их положение: части тела, в которых органы находятся, взаимное положение органов, их проекция на поверхность тела (границы органов) и другие топографические данные. Эти данные необходимы при обследовании больных; они, в частности, позволяют судить о локализации патологических процессов.

В теле человека различают следующие части: голову , шею , туловище , верхние и нижние конечности . Туловище делят на грудь и живот; его задняя поверхность называется спиной. Внутри туловища имеются две разделенные диафрагмой полости тела - грудная и брюшная, или полость живота. Нижний отдел брюшной полости выделяют как полость таза.

Голова подразделяется на два отдела: лицевой и мозговой. Каждая верхняя конечность состоит из плеча, предплечья и кисти, а нижняя конечность - из бедра, голени и стопы.

Части тела принято подразделять на области. Для определения границ областей, а также границ внутренних органов на поверхности тела проводят условные проекционные линии через различные ориентиры (кости или их части, ямки, отверстия и др.). Например, большое практическое значение имеет знание областей живота. Двумя горизонтальными линиями (одна из них соединяет самые нижние точки десятых ребер, а другая - передние верхние подвздошные ости) живот делят на три отдела: верхний - надчревье, средний - чревье и нижний - подчревье. Посредством двух вертикальных линий, проведенных по наружному краю прямых мышц живота, каждый из этих отделов делят на три области (рис. 21). В надчревье различают правую и левую подреберные области и надчревную область (подложечка), в чревье - правую и левую боковые области живота и пупочную область, в подчревье - правую и левую паховые области и лобковую область.

Для определения границ (проекции) органов грудной полости и некоторых органов живота пользуются условно проводимыми на поверхности тела вертикальными линиями (см. рис. 21). К таким линиям относятся окологрудинная линия (проводится по краю грудины), среднеключичная (через середину ключицы), передняя, средняя и задняя подмышечные линии (соответственно через передний край, середину и задний край подмышечной ямки), лопаточная (через нижний угол лопатки), околопозвоночная (сбоку от позвоночника) и др.

В анатомии все органы, системы органов и части тела имеют общепринятые наименования. Определенные термины применяются также для обозначения положения различных анатомических образований, их формы, величины и т. д. Перечень всех анатомических терминов составляет анатомическую номенклатуру. Существует Международная анатомическая номенклатура на латинском языке (часть терминов на греческом языке) и русская анатомическая номенклатура.

Международная анатомическая номенклатура, применяемая в настоящее время, принята на VI Международном конгрессе анатомов в 1955 г. в Париже и носит название Парижской (PNA). Добавления к ней были внесены на последующих международных конгрессах анатомов. Русская анатомическая номенклатура составлена применительно к международной и утверждена VIII Всесоюзным съездом анатомов, гистологов и эмбриологов.

Латинская и русская анатомические номенклатуры включают большое количество общих терминов, применяемых при описании разных анатомических образований. К числу таких терминов относятся термины, характеризующие расположение и направление частей тела и органов. При этом тело человека рассматривается в вертикальном положении с опущенными руками и обращенными кпереди ладонями. Через тело условно проводят взаимно перпендикулярно расположенные плоскости (рис. 22): горизонтальные, фронтальные и сагиттальные. Горизонтальная плоскость лежит параллельно линии горизонта и разделяет тело на верхнюю и нижнюю части. Фронтальную плоскость проводят в вертикальном направлении параллельно поверхности лба (frons - лоб); эта плоскость делит тело на передние и задние отделы. Сагиттальная плоскость (sagitta - стрела) - тоже вертикальная, но разделяет тело в переднезаднем направлении на правую и левую части. Сагиттальная плоскость, проходящая через середину тела и делящая его на симметричные правую и левую половины, называется срединной плоскостью.

Помимо плоскостей, через тело человека проводят также условно три взаимно перпендикулярные оси: вертикальную (сверху вниз), фронтальную, или поперечную (слева направо), и сагиттальную (спереди назад).

Основными терминами, характеризующими расположение и направление органов, их частей и частей тела, являются следующие: верхний - superior и нижний - inferior; проксимальный - proximalis (лежащий ближе к месту отхождения конечности от туловища) и дистальный - distalis (лежащий дальше от этого места); передний - anterior и задний - posterior; вентральный - ventralis (лежащий ближе к передней поверхности тела, venter - живот) и дорсальный - dorsalis (лежащий ближе к задней поверхности тела, dorsum - спина); правый - dexter и левый - sinister; медиальный - medialis (лежащий ближе к срединной плоскости) и латеральный - lateralis (лежащий дальше от нее); внутренний-internus и наружный - externus; поверхностный - superficial и глубокий - profundus.

Анатомическая номенклатура содержит также много общих терминов для обозначения сходных частей разных органов. К таким терминам относятся: тело - corpus, отросток - processus, бугор - tuber, головка - caput, шейка - collum, диафиз - diaphysis (средняя I часть трубчатой кости), эпифиз - epiphysis (конец трубчатой кости), отверстие - foramen, борозда - sulcus, ямка - fossa и др.

Анатомически наше тело разделено на топографические области с расположенными в их пределах теми или иными органами, сосудисто-нервными пучками и другими составляющими компонентами. В этой статье рассмотрим плоскости и оси тела человека.

Из каких частей состоит наше тело?

Наиболее верхняя точка - голова (caput), затем шея - cervix , после располагается самая центральная часть - тело (туловище) - truncus , в котором выделяют грудную полость, ограниченную реберными поверхностями и грудиной - thorax , а также следующие области:

  • область груди - pectus;
  • ниже расположенна область живота - abdomen;
  • противоположна часть - спина - dorsum, соединенная позвоночным столбом с костями таза - pelvis ,
  • сами конечности верхние - membri superiores и нижние - membri inferiores.

Наиболее читаемыми ориентирами являются плоскости и оси тела человека.

Назначения и формы плоскостей тела

Так для описания расположения используются три взаимно пересекающихся перпендикулярных плоскостей (plana). Всех их можно взглядом мысленно провести через любую составляющую тела человека. Выделяют:

  • Сагиттальную (стреловую) - planum sagittalia ,что в переводе с греческого звучит как "стрела пронизывающая тело человека". Эта плоскость проходит в направлении спереди - назад и расположена вертикально.
  • Фронтальная (лобовая) - planum ftontalia, которая является параллельной лбу и перпендикулярна первой плоскости.
  • Горизонтальная (planum horizontalia) перпендикулярная первым двум вышеназванным плоскостям.

На самом деле таких плоскостей можно провести сколько угодно. Так, например, вертикально расположенная сагиттальная разделяет наше тело на правую и левую половины и представляет собой, так называемую, срединную плоскость - planum medianum. Что еще входит в понятие плоскости и оси тела человека?

Обозначение органов

Для обозначения органов относительно горизонтально расположенной плоскости используют такие понятия, как:

  • Краниальный - верхний (со стороны черепа, если переводить дословно).
  • Каудальный - нижний (от латинского слова cauda - хвост).
  • Дорсальный - задний (dorsum -спина).

Для правильного обозначения частей тела, расположенных сбоку используют термин - латеральный (lateralis) , то есть, если эти названные участки находятся на каком-либо расстоянии от срединной линии. А те органы или участки, расположенные в зоне этой же срединной стрелковой (сагитиальной) области носит название: медиальный (medialis). Это и входит в основные плоскости и оси тела человека.

Часто применяемые прилагательные

Для определения правильной характеристики областей, составляющих верхнюю или нижнюю конечность, применяют такие прилагательные как ближе расположенный к туловищу, то есть проксимальный (proximalis) и, соответственно, дистальный (distalis). Требуется это для обозначения наиболее отстоящих от тела точек.

При описании возможно употребление таких определений как правый (dexter), например, правая рука, левый (sinister), левая почка.

В зависимости от размеров при сравнении с чем-либо выделяют большой (major), например, орган или маленького незначительного размера (minor).

Для обозначения в зависимости от глубины расположения или поражения введено такое понятие, как поверхностный (siperficialis) и глубокий (profundus). Какие бывают плоскости и оси тела человека?

Разновидности осей тела человека

Трем вышеописанным анатомическим плоскостям соответствую три анатомические оси.

Поэтому одноименная лобовой плоскости фронтальная ось расположена параллельно ей и является горизонтально направленной. Движения, которые возможны вокруг, представлены в виде сгибания (flexio) и разгибание (extensio) чаще всего конечностей, но возможно и самого туловища.

Стреловая ось, соответственно, расположена параллельно сагиттальной плоскости и позволяет осуществлять приведение (adductio) и отведение (abductio). Движения вокруг третьей оси (вертикальной) позволяет производить движения по кругу (rotatio et circumductio), с формированием в воздухе так называемого "конуса", верхушка которого представлена суставом. Схема осей и плоскостей в теле человека будет представлена ниже.

Классификация проводимых линий

Для обозначения границы какого-то органа или сустава, также возможно использование мнимых линий (передняя и задняя срединные линии- linea mediana anterior et linea mediana posterior). Так linea mediana anterior ограничивает правую и левую части поверхности тела, проходя через середину передней поверхности туловища. linea mediana posterior также разделяет эти половины, но только со стороны задней поверхности. И проведена она через вершины остистых позвоночных отростков.

(оси и плоскости тела человека) изучается давно.

Вдоль обоих краев грудины проходят, соответственно, правая и левая грудинная линии (linea sternalis dextra et linea sternalis sinistra) . Их еще можно провести много, например, через середину ключицы. Тогда эти линии будут называться левой или правой среднеключичной линией. Также выделяют переднюю, заднюю и среднюю подмышечные зоны. Их отличия заключаются только в том, через какой участок проходит та или иная линия, будь то край или середина (linea axillaris anterior, posterior et mediana).

Берет свое начало от лопаточного угла и проходит лопаточная линия (linea scapularis).

По обеим сторонам вдоль его реберно-поперечных составных поверхностей, расположены околопозвоночные или прихребтовые оси (linea paravertebralis).

Деление области живота на зоны

Как еще различают оси и плоскости, проводимые через тело человека?

Что касается то вся его поверхность равномерно разделена на девять зон, каждая из которых имеет именно свое индивидуальное обозначение. Эти участки образованы двумя горизонтальными линиями. Верхняя соединяет головки десятых пар ребер, а нижняя проходит через передне-верхние ости подвздошных костей. Таким образом, получаем, что выше реберной линии (linea costarum) расположена область надчревья (epigastrium). А ниже остевой (linea spinarum) - зона гипогастрия (hypogastrium). Пространство же между ними представлено в виде mesogastrium. Помимо горизонтальных, выделяют еще и вертикальные две линии. В результате чего и образуется 9 небольших областей.

Деление на области, зоны, линии нашего тела аналогично и имеет свои особенности, присущие определенной области, участку или зоне, а также свое индивидуальное обозначение.

Системы органов в человеческом организме

В человеческом организме имеются системы органов, на которые возложены определенные функции:

  1. Опора и движения. За все это отвечает
  2. Переработка пищи с всасыванием питательных веществ. Для этих целей созданы органы пищеварения.
  3. Газообмен - кислород поступает и удаляется углекислый газ. Это обеспечивают органы дыхания.
  4. Освобождение от продуктов обмена веществ. Отвечают за это мочевыделительные органы.
  5. Размножение. Отвечают половые органы.
  6. Транспорт питательных веществ к тканям и органам. Это задача кровеносной системы.
  7. жизнедеятельности организма. На это способна эндокринная система.
  8. Уравновешивание деятельности и адаптация организма. Это обеспечивает нервная система.
  9. Восприятие информации из внешней и внутренней среды. Для этого нужны органы чувств.

Мы рассмотрели, какие бывают плоскости и оси тела человека в анатомии.

Довольно сложной для объяснения детям на уроках английского языка является тема «Часть тела». Зачастую учитель вынужден сначала дать определение понятию, показать наглядно каждую изучаемую часть тела человека, и только потом помочь ребенку запомнить английский эквивалент слова.

Перед началом занятий преподаватель обязан досконально изучить строение человеческого тела, с особой внимательностью просмотреть информацию о возможных заболеваниях, которые впоследствии также предстоит объяснять детям, изучая тему «Здоровье».

Начало работы

Чтобы легче было ребенку изучать неизвестный язык, необходимо помочь ему с мотивацией. Определите, для чего именно этот ребенок захочет познавать новое, изучать то, чем пока не воспользуется. Для одних детей целью станет возможное в будущем путешествие, для других отличной мотивацией будет поиск новых друзей в разных странах с различными культурными обычаями, привычками и языками. Задача преподавателя - вовремя "дергать" за соответствующие "ниточки", напоминающие ребенку о ждущих его перспективах.

Но в любом случае учитель просто обязан привязать цель всего обучения к изучению определенной темы. Так, например, если мечтой малыша является путешествие, можно придумать легенду о повышенном травматизме, доказывая ученику необходимость знать то, как называются части тела на английском, чтобы легко общаться с докторами. Или смоделировать ситуацию, когда надо будет найти потерявшегося спутника с помощью полисмена, описывая друга с использованием слов данной темы. Вообще возможных ситуаций очень много, и каждую из них можно разыгрывать на уроках в процессе изучения темы.

Подготовительный этап

Необходимо отметить, что приступая к изучению темы «Часть тела», ученики должны ориентироваться в знаках Это облегчит чтение новых слов. Если дети еще малы, то для них можно облегчить систему транскрипционных знаков, поменяв их на русские буквы. Но современная настаивает на четком знании обозначения транскрипции.

Изучаем части тела на английском при помощи наглядности

Использование наглядности - единственный правильный вариант изучения данной темы. При вправе применять различные ее варианты. Здесь подойдет демонстрация на одном из детей, разнообразные картинки с нарисованными частями тела, плакаты с изображением человека и словами, подходящими к каждой изучаемой части. Лучше, если выбранные картинки будут изображать любимых мультипликационных героев. Тогда дети проще идут на контакт, с большим удовольствием изучают тему.

Для объяснения нового материала преподаватель, называя слова на английском, поднимает картинку, соответствующую слову, после чего просит детей повторить за ним хором. Для закрепления восприятия на слух нужного слова можно попросить отдельных детей из группы лично произнести его. Потом вводится второе слово по такой же схеме. Единственное отличие состоит в том, что на этапе закрепления необходимо вспомнить и проговорить предыдущий термин, чтобы дети уловили разницу в звучании, произношении. При этом картинка, демонстрируемая учителем, обязательно должна соответствовать тому слову, которое он произносит. Третье и все последующие названия объясняются по тому же принципу.

Игра: части тела на английском

Нужно помнить, что остается приоритетной в преподавании английского языка для детей. Чем интересней, красочней, даже забавнее будет проходить занятие, тем интенсивнее будет происходить запоминание лексики урока. Именно по этой причине игру нужно использовать, чтобы выучить части тела. Картинки в этом окажут неоценимую помощь.

Видео для изучения английского языка

В помощь преподавателям существует огромное количество обучающего видео, которое поможет в игровой форме учить детей. Именно подобный видеопродукт способствует тому, что родители могут научить своих малышей иностранному языку самостоятельно, тем самым углубляя и свои знания предмета.

Особенности изучения темы

Всю тему «Название частей тела» необходимо разбить на составляющие. Например, отдельно изучать голову, тело, руки, ноги. При этом нужно сосредоточить внимание на деталях. Например:

волосы - hair

  • черные - black;
  • блондинистые - blonde;
  • русые - fair;
  • рыжие - red;
  • темные - dark;
  • седые, серые - grey.

Как облегчить процесс запоминания

К этому вопросу необходимо подходить в несколько этапов. Первоначально нужно выяснить, какой тип памяти преобладает у ребенка. Если главной действующей силой стала визуальная память, позаботьтесь о наличии множества картинок с изображениями частей тела. Всевозможные аудиоматериалы пригодятся для любителей воспринимать информацию на слух. Обучающее видео легко компонует эти виды воздействия на память малыша, что и является основной причиной для использования его при изучении английского языка.

Лучше всего подходить к изучению комплексно. Начиная с раннего утра, выполните с ребенком зарядку, сопровождающуюся словами-названиями частей тела. В течение дня играйте с ним в игру «Назови слово». При этом малыш должен назвать ту часть тела, что демонстрируется (на человеке, на картинке или видео), или наоборот, показать необходимую, названную часть.

Картинки «Части тела» для детей можно приобрести в любом книжном магазине. При этом есть возможность выбрать нужный размер изображений для более комфортного занятия. Нужно следить, чтобы картинки были красочными и запоминающимися, возможно, даже смешными.

Описание себя

Для усовершенствования употребления пройденной лексики по теме необходимо описать себя. Для совсем маленьких детей текст будет довольно примитивным. С развитием словарного запаса увеличивается и объем, и смысловая нагрузка описания. Начинать рассказ о своей внешности лучше с лица, заканчивать текст рекомендуется похвалой своему характеру. Ребенку будет очень приятно описывать себя с хорошей стороны.

Превратите обучение ребенка иностранному языку в настоящий праздник. Используйте все возможные ситуации, чтобы еще раз вспомнить изучаемую лексику. Всегда поддерживайте и подогревайте интерес к изучению языка. При этом помните, что педагог в одиночку не сможет в полной мере помочь ребенку. Для полноценного и легкого должен быть непрерывным. Части тела на английском запомнить не так уж и сложно, если на выручку ребенку придут его родители, друзья.

Основные части тела

· Туловище: грудь и живот

· Верхние конечности: плечо, локоть, предплечье и кисть: запястье, пясть и пальцы.

· Нижние конечности: бедро, колено, голень, стопа: предплюсна, плюсна, пальцы.

Тело человека расположено в 3-х плоскостях , взаимно перпендикулярных друг другу:

1) Сагиттальная плоскость (передне-задняя) - разделяет тело человека на левую и правую части.

2) Фронтальная плоскость (поперечная) - разделяет тело на переднюю и заднюю части.

3) Горизонтальная плоскость - разделяет тело человека на верхнюю и нижнюю части.

Вращение суставов возможно за счет движений в 3-х осях :

1) Сагиттальная ось (передне-задняя). Возможно отведение и приведение конечностей

2) Вертикальная ось. Возможны вращения внутрь и наружу

3) Фронтальная ось (поперечная). Ось совпадает с фронтальной плоскостью. Возможны сгибания и разгибания

Расположение органов и частей тела:

Медиально - орган, лежащий ближе к середине тела.

Латерально - орган, удаленный от середины тела.

Клетка - это универсальная единица "живого".

Клетка окружена оболочкой мембраны , которая защищает её, обладает свойством полупроницаемости и пластичности.

Внутренняя среда клетки имеет гелеобразную структуру, в которой расположены органоиды клетки.

Клетки образуют ткань , когда они имеют общее происхождение, общее строение и выполняют единую функцию.

Существует 4 типа ткани:

1. эпителиальная

2. соединительная

3. нервная

4. мышечная

Эпителиальная ткань - (эпителий, от греч. epi - на, поверх и thele - сосок) - пограничная ткань, выстилающая поверхность кожи, роговицы глаза, серозных оболочек, внутреннюю поверхность полых органов пищеварительной, дыхательной и мочеполовой систем (желудка, трахеи, матки и др.). Большинство желез эпителиального происхождения.

Соединительная ткань - это ткань, не отвечающая непосредственно за работу какого-либо органа или системы органов, но играющая вспомогательную роль во всех органах, составляя 60-90% от их массы. Большая часть твёрдой соединительной ткани является фиброзной (от лат. fibra - волокно): состоит из волокон коллагена и эластина. К соединительной ткани относят костную, хрящевую, жировую и другие. К соединительной ткани относят также кровь и лимфу. Поэтому соединительная ткань - единственная ткань, которая присутствует в организме в 4-х видах - волокнистом (связки), твёрдом (кости), гелеобразном (хрящи) и жидком (кровь, лимфа, а также межклеточная, спинномозговая и синовиальная и прочие жидкости). Фасции, мышечные влагалища, связки, сухожилия, кости, хрящи, сустав, суставная сумка, сарколемма и перемизий мышечных волокон, синовиальная жидкость, кровь, лимфа, сосуды, капилляры, сало, межклеточная жидкость, внеклеточный матрикс, склера, радужка, микроглия и многое другое - это всё соединительная ткань.

Нервная ткань - это система взаимосвязанных нервных клеток и нейроглии, обеспечивающих специфические функции восприятия раздражений, возбуждения, выработки импульса и его передачи. Она является основой строения органов нервной системы, обеспечивающих регуляцию всех тканей и органов, их интеграцию в организме и связь с окружающей средой.

Мышечная ткань - ткани, различные по строению и происхождению, но сходные по способности к выраженным сокращениям. Они обеспечивают перемещения в пространстве всего организма в целом или его частей (пример – скелетная мускулатура) и движение органов внутри организма (пример – сердце, язык, кишечник).

Типы мышечной ткани:

1) Поперечнополосатая (исчерченная) мышечная ткань

2) Поперечнополосатая сердечная мышечная ткань

3) Гладкая мышечная ткань. Образует стенки внутренних органов и сосудов, медленно сокращается и не поддается контролю.

Двигательный акт:

1) Органы, совершающие двигательный акт (скелет, мышцы)

2) Органы, регулирующие двигательный акт (нервная и эндокринная системы)

3) Органы, помогающие совершить двигательный акт (все остальные органы)

Скелет

Скелет человека состоит в среднем из 206 костей

Обновление тканей происходит каждые 20-25 лет

Функции скелета:

1) Опорная. Опора для мышц

2) Двигательная. Перемещение в пространстве с помощью трубчатых костей

3) Защитная. Плоские кости

4) Обменная. Химический состав, кальций

5) Кроветворная. Губчатые кости и костный мозг

Классификация костей:

Трубчатые:

· длинные

· короткие (фаланги пальцев)

Плоские

Губчатые (рыхлые, пористые)

* Позвонки являются смешанными костями

Строение трубчатой кости:

Остеон – это комплекс костных цилиндров, вложенных один в другой, содержащие зрелые клетки костной ткани - остеоциты. Остеон является единица компактного вещества. В центре остеона находится канал с кровеносными сосудами.

Остеоциты – зрелые клетки костной ткани.

Остеобласты - молодые остеобразующие клетки кости (диаметр 15-20 мкм), которые синтезируют межклеточное вещество - матрикс . По мере накопления межклеточного вещества, остеобласты замуровываются в нём и становятся остеоцитами.

Метафиз - участок длинной трубчатой кости, расположенный между эпифизом и диафизом. За счет метафиза кость растет в длину в детском и юношеском возрасте.

Кость снаружи покрыта надкостнице , к внешнему слою которой прикрепляется сухожилие мышц. Внутренний слой надкостницы содержит молодые клетки костной ткани - остеобласты , деление которых способствует росту кости в ширину. Надкостница участвует в формировании костной мозоли при переломе. Под надкостницей находится компактное вещество, единицей которого является остеон. В центре остеона располагается канал с кровеносными сосудами. За компактным веществом расположено губчатое вещество, между перекладинами которого расположен красный костный мозг.

* Рост и развитие костей обусловлены работой мышц.

В местах наибольшей нагрузки увеличивается толщина компактного вещества.

В связи с утолщение компактного вещества костномозговая полость уменьшается.



Новое на сайте

>

Самое популярное