Домой Оториноларингология Мнемонические приёмы. Мнемонические техники запоминания: приемы и советы

Мнемонические приёмы. Мнемонические техники запоминания: приемы и советы

Я начал увлекаться мнемотехникой почти два года назад и успел прочесть довольно много книг на эту тему. И ни одна из них не дала мне достаточных сведений об этой науке (кроме одной, о которой чуть позже). А всё по одной причине: авторы хотели заработать как можно больше денег. Обычно авторы таких книг проводят специальные курсы, на которых действительно (хотелось бы верить) объясняют людям, что такое мнемотехника и с чем её едят, а не льют воду.

В итоге получается так: много слов, мало реально полезной информации. В основном - набор слов о том, какая же мнемотехника полезная вещь, выкладки из научных энциклопедий, показывающие невероятные возможности человеческого мозга. Это совершенно неприемлемо, на мой взгляд. Всё, чего я хочу, это попытаться максимально доступно объяснить вам, как же на самом деле научиться навыку запоминания.

В чём заключается данный метод

Всё, что вам надо знать, это то, что метод основан на создании образов в вашем сознании. Вы берёте информацию, которую надо запомнить, и превращайте её в образ через ассоциацию. У человека прекрасная ассоциативная память, и мнемоники пользуются этим в полной мере.

Таким образом, чтобы научиться запоминать, вам нужно представлять в своём воображении различные предметы.

Сейчас просто попытайтесь запомнить нижеприведённый список продуктов так, как вы обычно запоминаете любую информацию:

  • туалетная бумага;
  • зубная щётка;
  • мыло;
  • плавленый сыр;
  • яблоки;
  • лимон;
  • сливочное масло;
  • майонез;
  • салат;
  • грецкие орехи.

Обычно люди запоминают до 7 продуктов, но даже если вы запомните всё, то, я уверен, забудете весь список спустя 5 минут.

Теперь я попытаюсь объяснить вам, как запомнить список так, чтобы не забыть его как минимум пару дней.

Чем более необычную ситуацию вы создаёте, тем сильнее она врезается в ваш мозг.

Повторяю, во главе всего стоит образ. Если вы умеете создавать в голове изображение предмета, то вы уже на полпути к успеху. Просто попытайтесь представить себе, как выглядит рулон туалетной бумаги. Затем представьте себе зубную щётку и совместите с рулоном туалетной бумаги, то есть проткните щёткой рулон насквозь или положите её на рулон. Суть в том, что чем более необычную ситуацию вы создаёте, тем более сильно она врезается в ваш мозг. Пусть из рулона идёт кровь, пусть он кричит о помощи. Но главное - соединить два образа.

Проделайте то же самое с мылом и плавленым сыром, с яблоками и лимоном. Например, мышь бежит к сыру и поскальзывается на куске мыла, а яблоко падает с ветки на лимон. В принципе, можете просто «проткнуть» один образ другим, не придумывая никаких ситуаций.

Трюк с «протыканием» работает почти всегда, это факт.

Соединение образов займёт у вас много времени, но это нормально. Результат поразит вас - вы запомните весь список. Вот и вся мнемотехника.

Очень советую вам посмотреть упражнения из одной книги по мнемотехнике (именно та книга, которую я упомянул в начале статьи). Она называется «Память. Тренировка памяти и техники концентрации внимания», её автор - Р. Гейссельхарт. Там тоже много лишней информации, особенно в конце, но упражнения очень полезны.

Как только вы выполните все упражнения, будьте готовы к созданию своего дворца памяти (или чертога разума - каждому своё).

Что такое дворец памяти

Это ваш склад запомненных образов, «построенный» в голове. Например, тот самый список продуктов. Спустя пару дней вы его забудете, будучи даже супермнемоником. Наша цель - сохранить этот список на долгие годы. Именно для этого и создаётся дворец памяти.

Метод создания дворца похож на метод Цицерона: представьте себе своё жилище и каждому предмету присвойте какой-либо образ. Но существует одно различие: дворец создаёте вы сами, а значит, это помещение будет в разы удобнее для запоминания, так как вы можете использовать совершенно любые предметы.

Архитектура дворца может быть совершенно любой: от берлоги до небесного замка (в моём случае роль дворца играет огромный зал со стеклянным куполом вместо крыши). Главное, чтобы вам было максимально комфортно находиться в вашем дворце. В нём складывайте любую информацию, которая вам необходима и которую нужно сохранить.

Например, возьмём физику. Предположим, вам необходимо запомнить формулу q = CU.

Сначала преобразуем информацию в образ. Пусть q - кукуруза, CU - сумка. В результате у нас получилась сумка, в которой лежит кукуруза.

Теперь помещаем образ во дворец. Для этого создаём в нашем дворце полку и называем её «Физика». Для наглядности рядом с полкой вешаем на ниточке голову Эйнштейна (игрушечную!) или любой предмет, который вызывает у вас ассоциации со словом «Физика». А дальше кладём сумку с кукурузой на полку.

Всё очень просто!

Вам не нужно знать о том, как устроен мозг и с какой скоростью двигается заряд между нейронами, для того, чтобы научится навыку запоминания. Вам нужно знать только саму технику запоминания. Надеюсь, что я сумел достаточно понятно объяснить основы мнемотехники и буду несказанно рад, если кто-нибудь научится этому методу по этой статье. Благодарю вас за внимание!

Человеческий мозг использует только 10% своих способностей, остальная часть потенциала мозга остается незадействованной. Человек, у которого хорошая память и который может запоминать огромное количество бессвязной информации, не использует никаких секретов по раскрытию остальных 90% способностей мозга.

Практическое применение мнемотехник

Достаточно тренировать свою память ежедневно по 15-20 минут. Использовать проверенные мнемотехники для запоминания.

Современный мир компьютерных технологий и информации требует огромного количества запоминания точной информации. Это могут быть пароли электронной почты, цифровой код программы или файла. В этом случае просто необходимо точно запоминать и воспроизводить числовую и буквенную информацию.

Также требуется запоминание стихов и текстов по школьной литературной программе. Стихи являются хорошей тренировкой для памяти, увеличивают словарный запас рифмованных слов, развивают творческие способности.

Имея натренированную память, можно выучить не один иностранный язык за короткое время.

Приемы мнемотехники позволят вам увеличить объем новых иностранных слов в двое. Изучив английский язык, можно с легкостью использовать его, как матрицу для запоминания слов немецкого или другого языка.

Немного информации о самом механизме памяти

Память человека имеет достаточно изученные границы. Психологи выяснили, что память делится на оперативную, долговременную и кратковременную. С сенсорных рецепторов восприятия (зрения, слуха) в кратковременную память поступает отпечаток реального мира. С помощью целенаправленного внимания информация запечатлевается, распознается и сравнивается в оперативной памяти. В оперативной памяти, как и в кратковременной удерживается ограниченное число элементов, семь плюс-минус два элемента на 30 секунд.

Затем информация кодируется в когнитивные структуры(смысл) или подвергается перекодированию и отправляется в долговременную память, где хранится всю жизнь.

Чем лучше и эффективнее кодирование информации, тем дольше она помнится и тем быстрее извлекается из этого хранилища. Содержимое кратковременной памяти постоянно меняется, новые элементы вытесняют старые. Временное стирание уже обработанной информации в ходе мышления является защитной функцией мозга от постоянно поступающих сенсорных стимулов из внешнего мира.

Если бы не происходило стирание старых следов информации, то мозг был бы сильно перегружен. И по этой причине объем памяти никогда не меняется. Иногда происходит накладывание одной информации на другую, и информация смешивается, например, при бесперерывном просматривании разных текстов. При этом могут возникать ошибки запоминания. Отсутствие пользования той или иной заученной информации ведет к её абсолютному стиранию. Часто мысленное её повторение наоборот ведет к постоянному стимулированию соответствующих нейронных связей в мозге.

Существуют различные приемы мнемотехники, позволяющие эффективно использовать все возможности памяти.

Школьные методики запоминания учебного материала основывались на многократном повторении. Такое механическое заучивание требовало много времени при низких результатах. А неполное понимании материала вело к тому, что он быстро разрушался и стирался в памяти. Поэтому одно из правил прочного запоминания – это осмысление запоминаемой информации.

Быстрому усвоению новой информации способствует уже знакомая информация, которая имеет какое-либо отношение к ней. Например, если человек изучает медицину или психологию, то новые сведения о болезнях или психических расстройствах лягут в тот же самый контекст поблизости. Информация ассимилируется в те же самые ячейки памяти, что и прежде освоенные знания.

Такое быстрое освоение новой информации обусловлено тем, что в нашем сознании уже имеются готовые обобщения – понятия, нужный набор ассоциаций, на которые нанизываются другие.

Необходимо четко систематизировать свои занятия по тренировке памяти. Если вы изучаете иностранный язык, повторные занятия не должны идти с большим разрывом во времени. Если вы один раз занимаетесь два дня подряд, а потом отдыхаете пять дней, то новая информация будет забываться и стираться из памяти быстрее чем будет нарабатываться новая. Тем самым уровень развития памяти будет оставаться низким. Поэтому заниматься нужно каждый день по 15-20 минут.

Для лучшего понимания информации старайтесь организовать её в логичную структуру по типу дерева. Более общее знание (слово, понятие) можно использовать, как ствол дерева, а далее от него по принципу веток приращивать более конкретные. Если вы учите слова, старайтесь объединить их в одно семантическое поле. Или по степени абстрактности (например, дата основания Вологды 1147 год – Вологда, основание, дата, 11 47).

Естественный язык нашего сознания

Любой символьный язык (язык математики, язык родной речи) является искусственно созданной системой коммуникации. Ребенок, который не умеет читать и писать до какого-то времени, запоминает все с помощью картинок – образов. Поэтому самым естественным для человеческого сознания является образ. Это тот самый непосредственный код для запоминания.

Наше сознание воспринимает всю информацию в образной форме. Образ предметов, цифр, слов появляется в нашем сознании намного быстрее чем включаются понятийные структуры и мышление. Удержанный образ в памяти на какой-либо стимул, без наблюдения самого реального объекта называется представлением .

Таким образом, мнемотехники для запоминания направленны на:

  • максимальное развитие образного мышления;
  • создание устойчивых опорных ассоциаций;
  • увеличение времени концентрации сознания(внимания).

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок по основам мнемотехник по индивидуальной программе

Тренировка внимания

Упражнение 1.
Сведите ладони рук вместе, оставив между ними расстояние в 1 сантиметр. Через некоторое время между ладонями появиться ощущение тепла. Старайтесь сконцентрироваться на этом ощущении, остановив течение мыслей. В этот момент ни о чем не думайте.

Упражнение 2.
Упражнение на внимание с помощью дыхания. Устройтесь поудобнее в кресле. Дыхание должно быть ровным и спокойным. Затем старайтесь следить за ритмом своего дыхания. Медленно наблюдайте момент вдоха, выдоха.

Упражнение 3.
Другой метод помогает в тренировке внимания. Необходимо сконцентрироваться на всем образе своего тела. Мысленно пройдитесь по телу: как лежат и расслаблены руки, какие ощущения в ногах. Постарайтесь ощутить тепло своего тела с ног до головы.

Манипуляция с образами. Основные приемы мнемотехник

Основные приемы мнемотехники основаны на визуализации запоминаемой информации. При чтении, чтобы запомнить весь текст, старайтесь каждое слово перевести в картинку в своем воображении. С помощью мыслительных действий попробуйте рассмотреть полученный образ со всех сторон. Например, представьте себе книгу. Мысленно переверните её другой стороной. Рассмотрите какого она цвета, по толщине.

Зрительные образы можно соединять между собой. Связь между ними запоминается мозгом, и при необходимости вспомнить всю цепочку образов, достаточно вспомнить один из ключевых. В этом случае мозг выдаст на стимул весь запомнившийся в образах материал.

Прием наложения образов

Существует методика создания матрицы наложением образов. Создается связка, которая позволяется вспомнить слабые связи между стимулом и запоминаемой информацией. Такой мнемонический прием используется для изучения иностранных слов. В этом случае накладываются образы разных модальностей – визуальный и акустический.

Прием увеличения и уменьшения образов

Необходимо взять более сложный образ и поместить туда более простой. Сложный образ при необходимости можно уменьшить. Например, представить себе градусник, рассмотреть его детально: деления, цифры, ртутный столбик. Увеличиваем ртутный столбит и на него можно повесить ведро. Затем все мелкие детали свернуть обратно до нормальных размеров.

Прием трансформации образов

Воображаемые предметы можно также трансформировать. Утолщать, удлинять. Добавлять разные детали. Это необходимо для того, чтобы можно было использовать их повторно.

Создание искусственных ассоциаций

Соедините несколько разных образов в одну картинку, которую можно запомнить, как один элемент. Одновременно можно соединить от 3 до 5 образов вместе.

Естественные ассоциации

Естественные ассоциации создаются мозгом в повседневной жизни. Все объекты, которые мы видим в своем окружении уже создают между собой определенную связь. Обстановка хорошо изученной комнаты, или известный путь от дома на работу через парк может стать опорной ассоциацией к запоминанию нужной информации, нанизывая её на предметы обстановки. Чтобы воспроизвести данную информацию, необходимо вспомнить знакомую местность или комнату.

Символизация

Символизация – это метод для запоминания абстрактных слов, которые сложно представить визуально. Используйте известные символы:

  • символ мира — голубь;
  • символ смерти — череп;
  • и так далее.

Для создания символов можно прибегнуть к свободным ассоциациям. Далее можно использовать обобщенный образ (символ) для нанизывания более мелких и конкретных ассоциаций, увеличивая семантическое поле.

Запоминание числовой информации

Для этого заранее подготавливается готовая матрица образов. На которые будут соответствовать цифрам. К примеру:

  • 1 – карта;
  • 2 – стакан;
  • 3 – птица.

Но эффективнее использовать для обозначения цифр их графический образ и схожесть с другими предметами. Допустим:

  • 0 – можно обозначить как часы, глобус, которые имеют круглый контур напоминающий данную цифру.
  • 1 – свеча, карандаш, гвоздь;
  • 2 – лебедь, шахматный конь;
  • и так далее.

Эйдетика

От слова «эйдос» — образ. В основе этой методики запоминания лежит не только образное восприятие мира, как в детстве, но и присоединения психического материала. У ребенка больше развито любопытство и чувство удивление всему новому. Поэтому особо новая и интересная информация больше всего стимулирует нейронные связи.

События, которые сопровождаются чувством радости запоминаются наиболее ярко. Поэтому стремитесь, чтобы ваши ассоциации были как можно интереснее.

Целесообразно на основе запоминаемого материала (например цифр) придумать необычную историю, которая объединить все искусственные ассоциации вместе.

При запоминании иностранных слов попробуйте представить, какие ощущения у вас вызывает это слово. Звучание этого слово. Ребенок всю окружающую информацию запоминает эмоциями, внутренними ощущениями, а не логикой. Получения положительных эмоций от образов отражается и на химическом уровне высвобождением гормона удовольствия(эндорфина).Происходит закрепление материала в структуре мозга.

Свое воображение можно дополнить рисунком, нарисовав то, о чем говориться в стихотворении.

Сложные и длинные слова и цифры необходимо аналитически расчленять. Двухзначные цифры можно складывать, получая новое число – код для хранения в памяти числа. Например, чтобы запомнить иностранное слово spring можно его расчленить на sp – ring получается в слове «весна» имеется ещё и слово «кольцо». Для запоминания числа 315 можно получить новое число 3+1+5 = 9, таким образом необходимо уже запомнить не три числа, а одно.

В целом, использование мнемотехник первое время для вас будет некоторой дополнительной мыслительной работой, но это именно то, что нужно — в итоге вы будете формировать те мыслительные образы, которые сможете успешно запоминать. Со временем и с улучшением навыков, применение мнемотехник будет даваться просто, а результат будет более гарантированным. Как мы отмечали выше, залог успеха в регулярных тренировках. Тренируйтесь для достижения успеха.

Как однажды сказал известный шахматист из Армении, память - исключительно загадочная вещь, так как позволяет вспомнить ему партии, сыгранные несколько десятилетий тому назад, а вот запомнить свой номер телефона совершенно нереально. И для ученых, занимающихся особенностями памяти, она тоже до сих пор представляет собой загадочный механизм. Некоторые его параметры, характеристики удалось выявить и изучить, но еще больше информации нам пока недоступно. Где хранятся воспоминания? Как активировать память? Как корректировать хранилище памяти? Все эти вопросы или не имеют ответа, или ученые его только-только начинают находить. Специально для тех, кто хочет развить свою память, была изобретена мнемотехника. Упражнения, которые предлагает эта практика, дают возможности для саморазвития, самосовершенствования.

Как улучшить память?

Как удалось узнать ученым, в механизмах памяти задействовано огромное количество нейронов, формирующих связи с соседними участками тканей. Стимуляция клеток нервной системы позволяет сохранить данные в кратковременной памяти, а частый повтор стимуляции укрепляет связи между нейронами и делает их стабильными. Это позволяет данным перейти из кратковременной памяти в хранилище на долгий срок.

Упражнения мнемотехники предполагают влияние на связи таким образом, чтобы данные переходили из кратковременной памяти в долговременную. На это же рассчитаны и все те упражнения, на которых строится школьная программа: многократное повторение одного и того же позволяет сделать крепче нейронные связи. В то же время хорошо известно, что некоторые данные запомнить намного проще, а вот освоение других дается с большим трудом. Если какая-то информация упорно не удерживается в памяти, а ее обязательно нужно заучить, на помощь приходят упражнения мнемотехники, активно используемые и в маркетинговых стратегиях, и в режиссуре, и в психологии.

Основные правила

Как удалось выяснить (а затем реализовать в упражнениях мнемотехники), лучше всего человек усваивает данные в начале информационного блока и его конце. Также проще запомнить, если человек сам дает себе установку: «Это важно!» Как удалось выявить в ходе исследований, испытуемые лучше запоминали незавершённые фразы (вероятно, здесь срабатывают механизмы мышления, ответственные за любопытство).

Чем интереснее информация, тем ее проще запомнить. Дополнительный положительный эффект дает повторение данных, желательно несколько раз. Наконец, последнее правило - запоминать нужно на практике. Чем более полезна информация для нашей повседневной жизни, тем эффективнее она будет усваиваться нашим мозгом и с большей охотой записываться им в долговременное хранилище. Эффективные упражнения из мнемотехники учитывают все указанные правила (или большинство из них).

Зачем нужна мнемотехника?

Чаще всего такой вопрос приходит в голову человеку, которому свойственна хорошая память от природы. И все же мнемотехника может пригодиться и в этом случае: например, этот метод позволяет удержать в голове сложную для усвоения информацию. Можно довольно быстро создать ассоциативный ряд, благодаря которому мозг кодирует информацию и сохраняет ее, несмотря на сложность для восприятия (например, длинные числа). Формировать ассоциативный ряд, как видно из упражнений мнемотехники для памяти, можно, основываясь на чем угодно: прикосновениях, звуках или зрительных образах.

Простые и эффективные методики

Один из самых результативных методов мнемотехники называется «Дворец памяти», но подходит он только тем, кому свойственно сильное воображение, а также людям с ярко выраженным творческим потенциалом, так как приходится создавать целый выдуманный мир вокруг объекта, информацию о котором нужно усвоить. А вот мнемотехника в упражнениях для детей предполагает применение гораздо более простых, но тоже эффективных методик, из которых на первом месте - рифма. Со школьной скамьи она известна по заучиванию числа «пи»: было написано специальное стихотворение, позволяющее выучить наизусть эту сложную цифру аж до 13-го знака. Мнемотехника в упражнениях для детей школьного возраста рекомендует писать несложные стихотворения для любого объекта, данные о котором необходимо усвоить. Подача в рифмованной форме позволяет упростить запоминание, а многократное повторение стихотворения переносит данные в долговременное хранилище информации в нашем мозге.

Именно через стихотворение можно запомнить глаголы, являющиеся в нашем родном языке исключениями. Были придуманы в стихотворной форме собрания слов, в которых сложные ударения, дающиеся не всем и не каждому. Через запоминание стихотворения освоение данных дается намного проще. Необязательно брать готовые упражнения можно запросто сочинить собственное стихотворение - и усваиваться оно будет даже лучше, чем подготовленное кем-то.

Звуки и вспомогательные объекты

Довольно часто к мнемотехнике, упражнениям для развития памяти прибегают при изучении азбуки Морзе. Действительно, запомнить правильные коды для всех букв очень сложно. Как правило, обучающиеся морзянке прибегают к кодировке каждого из символов звуками, проще говоря, напевают, осваивая азбуку. Например, для обозначения первой буквы алфавита, записываемой последовательностью точки и тире, зачастую поют «Ай-даа», а вторую для себя запоминают как «Баа-ки те-кут», так как буква «Б» кодируется последовательностью из тире и трех точек.

Подойдет всем

Описанный выше вариант - это мнемотехника для развития памяти взрослым. Упражнения для детей обычно попроще. Например, чтобы понять, сколько дней в месяце, нужно просто посчитать по костяшкам. Удивительно, но эта методика, изобретённая гораздо раньше, нежели слово «мнемотехника», полностью удовлетворяет правилам для упражнений этой методологии. Чтобы проверить, насколько длинный месяц, нужно просто сжать руки в кулаки и посчитать месяцы по костяшкам. Если приходится на косточку - 31 день, если на впадину - 30. Другой забавный метод, позволяющий запомнить непростой для человеческого восприятия процесс прироста луны: если приставить к месяцу палец, можно понять, убывает сейчас луна или растет. Если вышла буква «Р», значит, период прироста.

Связь между объектами

Особенное внимание в мнемотехнике приковано к взаимодействию объектов друг с другом, к возможности создания последовательности из даже, казалось бы, несвязанных между собой предметов, звуков и явлений. При этом создается осмысленное предложение, которое надолго сохраняется в памяти. Классический пример из русской грамматики, позволяющий запомнить все падежи в правильной последовательности: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». Казалось бы, смысла у этого предложения очень мало, но именно благодаря абсурдности оно легче запоминается. Другой хороший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Этой же логикой, доступной из мнемотехники, можно пользоваться, чтобы запомнить последовательность цифр (к примеру, телефонный номер). Для кодировки следует использовать ту самую клавиатуру, на которой номер набирается. Для каждой цифры есть комбинация символов, записанная на эту же клавишу. Можно просто запомнить какое-нибудь слово, которое можно набрать через нужные клавиши, и это позволит сохранить в памяти номер телефона.

Скорочтение и мнемотехника

Одно из важных практических применений мнемотехники - это умение быстро читать. Чем медленнее человек запоминает полученную информацию, те медленнее он ее усваивает, тем медленнее читает. Наоборот, тот, кто может быстро запомнить поступившие данные, также быстро способен прочитать некоторый текст и усвоить из него максимум полезной информации.

Обучение мнемотехнике требует усилий и времени. Вряд ли удастся добиться хороших результатов меньше чем за полгода, хотя освоить основные идеи методологии можно всего лишь за пару дней. Важно усердно относиться к поставленной перед собой задаче и четко осознавать, ради чего нужно тренировать мозг.

Фоновая память

Простые упражнения из мнемотехники позволяют результативно тренировать фоновую память. На помощь придет в свободное время можно придумывать небольшие примеры и рассчитывать итог по ним в голове, не прибегая к записям. Также необходимо стараться по возможности долго сохранять в голове данные, вызвавшие хоть какой-то интерес. Если удастся сделать это даже без формирования ассоциативной цепочки - это определённый успех. При чтении книги стоит сконцентрироваться на сохранении в памяти нескольких абзацев одновременно - скажем, сразу пяти. Поначалу это будет непросто, но со временем даст хорошие результаты для памяти.

Если мнемотехника используется для запоминания стихов, то есть один хороший совет, упрощающий процесс заучивания: необходимо повторять информацию ежедневно. То есть наилучший результат дает длительное заучивание, растянутое на недели и даже месяцы. Не нужно спешить, главное - качество. Начинать можно с одного четверостишия, к которому постепенно прибавлять несколько строчек. Кроме прямого порядка, стоит запомнить еще и обратный. Это даст наилучший результат - стихотворение останется в памяти на всю жизнь.

Цифры, слова и наука

Некоторые ученые придерживаются мнения, что невозможно улучшить память. Во многом это обусловлено тем фактом, что и по сей день неизвестны все особенности механизмов, на основании которых человек запоминает, сохраняет информацию, применяет ее для своей жизни. А вот видимость хорошей памяти можно создать, если пользоваться возможностями мнемотехники. В то же время известно, что четкое запоминание для всех доступно в количестве семи объектов (+/- две единицы). Это распространяется и на предложения, и на слова, и на цифры. Такой объем информации усваивается за один раз, но каждый следующий подход дает увеличение запоминаемого объема данных.

Для запоминания цифр рекомендуют пользоваться ассоциативным рядом. Эти упражнения мнемотехники наиболее полезны для детей. Например, цифра «2» похожа по форме на лебедя - вот и ассоциативная цепочка, позволяющая уложить в голове правильное написание. Как только удастся запомнить сто образов, описывающих сто чисел, дальше уже получится выбирать любые образы из памяти для описания самых разных чисел, какой бы длины они ни были.


Запоминание необходимой информации быстро и надолго - черта, свойственная далеко не всем.

Память устроена так, что человек плохо усваивает скучную информацию, которая не принесёт ему практической пользы в быту.

Но что делать, если запомнить её необходимо, а заучивание не даёт результатов? Начиная с первого класса, детям приходится изучать большие объёмы информации.

Сегодняшняя школьная программа отличается от советской сложностью и насыщенностью. Детям приходится прилагать огромные усилия, что бы ни отставать.

Улучшить память, сделать её безупречной поможет мнемотехника.

Зачем так важно тренировать память человеку?

Помимо школьной программы существует много других причин для того, что бы всерьёз заняться тренировкой памяти.

Физиологические плюсы хорошей памяти Практическая польза Профессии, где необходима хорошая память
Человек, развивающий свою мозговую деятельность, с большей вероятностью будет оставаться в трезвом уме в пожилом возрасте Список покупок не нужно записывать Актёры театра и кино, вынужденные запомнить новые роли и реплики
Запомнив имена новых знакомых и коллег, вы избавите себя от неловкой ситуации при встрече Учителя, преподаватели ВУЗов
Поможет не заблудиться в новой местности Работники спецслужб, агенты
Припоминать друзьям ситуации и фразы давно минувших дней - забавно Полиция
Медицинские работники
Бухгалтеры

Важно! Две трети всех знаний человек получает до 14 лет.

Сюда входят и навыки социального общения, которые ребёнок познаёт в школе и детском саду, знания о жизни и вселенной. Школьная программа дополняет список.

Потом наступает период полового созревания, когда инстинкты берут верх над разумом. Длительность этого периода индивидуальна. Процесс получения знаний уходит на второй план.

Когда период заканчивается, подросток уже выходит из стен школы. Студенческие годы наполнены любовными переживаниями.

Когда в силу вступает половое влечение, человек меньше способен поглощать знания. Половое созревание заканчивается раньше, но возраст репродуктивного здоровья длится до старости. Это обстоятельство не может не отвлекать.

По этой причине влюбившиеся школьники и студенты запускают учёбу, скатываются на тройки.

Описание и характеристика мнемотехники

Мнемотехника - ряд методик и приёмов, позволяющих человеку запоминать большие объёмы информации. Она содержит практические советы для улучшения памяти у детей и взрослых. Существуют тренинги по этой теме.

Эффективность мнемотехники широко распространена сегодня в специализированных учебных заведениях. История её появления уходит корнями в далёкое прошлое.

Интересный факт! Само понятие ввёл в обиход Пифагор. Мнемотехникой пользовался Юлий Цезарь.

Александр Македонский и Аристотель, изучали её для применения в военных целях.

Наши предки, составляя кириллицу, понимали, что если к каждой букве привязать слово, и связать их смысловым значением, запомнить будет проще.

Труды по развитию памяти в разные годы публиковали учёные с мировыми именами:

  • Андреев.
  • Гейссельхарт.
  • Лезер Франц.

Их книги пользуются популярностью и сегодня. Каждый из них предлагает свой способ применения мнемотехник.

Упражнения для развития памяти и внимания у взрослых

Упражнение «Дворец памяти» активно применяют взрослые люди. Он основан на работе фантазии и восприятии зрительных образов. Подойдёт людям с хорошей зрительной памятью.

Принцип заключается в мысленном построении дворца. Человек запоминает каждую комнату, обстановку внутри.

Важно! Когда наступает необходимость запомнить что-то, человек помещает информацию в одну из комнат, привязывая её к определённой обстановке.

Информация хранится внутри. Периодически возвращаясь во дворец, человек будет видеть свою привязку во всех деталях.

Другой метод мнемотехники предлагает связывать осязание и обоняние с объектами, которые нужно запомнить.

Детали запоминаются лучше, если они привязаны к другим органам чувств. Восприятие дольше остаётся в памяти, чем сухие факты.

Приемы улучшения памяти у детей

Если приступить к раннему развитию хорошей памяти у ребёнка, он с большей вероятностью добьётся высоких результатов в школе. Это - залог будущего успеха.

Польза развития памяти у младших школьников:

  • В раннем возрасте дети лучше схватывают информацию.
  • Заученные приёмы мнемотехники станут машинально использоваться на протяжении всей жизни.
  • Освоение трудной школьной программы будет проходить быстрее.
  • Развитие памяти поможет ребёнку в общении со сверстниками, улучшит коммуникативные навыки и работу мозга.
  • Поможет одержать победу в различных интеллектуальных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, тестах.
  • Усилит интеллектуальное развитие и концентрацию внимания, благодаря снижению нагрузки на процесс запоминания.

Все эти аргументы говорят в пользу раннего обучения детей простым методикам запоминания информации.

Если чадо легко справилось с практическим применением детских приёмов, можно приступать к изучению более сложных.

Основным является приём рифмы. Дети лучше запоминают информацию в форме стихов.

Какое правило русского языка взрослые помнят всю жизнь? Ответ: «цыган на цыпочках цыкнул на цыплёнка».

Будь все правила сложены в рифмы, люди стали бы более грамотными.

Улучшить память у детей помогут разные формы игр:

  • Шахматы.
  • Шарады.
  • Графический диктант.
  • Детские карты сокровищ.
  • Головоломки.

Популярные методики запоминания

Методики запоминания основываются на привязке информации к чему-то осязаемому.

Запоминание номера телефона можно провести несколькими способами:

  1. Произнести вслух. Слуховое запоминание поможет вспомнить цифры в течение нескольких минут.

    Что позволит легко перезвонить по номеру, который продиктовал собеседник, не записывая его на листок. Работа кратковременной памяти усилится.

  2. Использование зрительной памяти на цифры с разделением их. Некоторые номера кажутся простыми от того, что в них используются цифры, которые есть в номере нашего дома, дате рождения. Это тренировка фотографической памяти.
  3. Набирая номер на клавиатуре телефона можно составить слово, которое получится набрать, если нажимать на клавиши, используемые при его наборе.

Наиболее популярной и сложной методикой является построение дворца памяти.

Этот метод используют люди, которые обязаны много запоминать. Метод покажется вам простым и удобным после нескольких тренировок.

Полезное видео

Мнемонический - означает "связанный с памятью или относящийся к ней" но наука мнемотехника - это также и орудие, помогающее вам лучше запоминать. Мнемотехника существует уже давно - настолько давно, что ее назвали в честь греческой богини Мнемозины , которая была богиней памяти, дочерью неба и земли (Урана и Геи), и матерью муз.

    Находить яркие, необычные образы, картинки , которые по "методу связки" соединяют с информацией, которую надо запомнить. Например, нам надо запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук - запомнить это будет легко, если вы вообразите их "персонажами" яркого, фантастического мультфильма. Чтобы повысить эффективность запоминания по "методу связок", полезно сильно искажать пропорции (огромный "жук"); представлять предметы в активном действии ("карандаш" подходит); увеличивать количество предметов (сотни "звезд"); менять местами функции предметов ("стул" на "люстре").

    Метод свободных ассоциаций представляет собой последовательность опорных образов, формируемых по следующему принципу. Вспомните произвольный образ, зафиксируйте внимание на нем и ждите, пока в сознании по ассоциации с ним возникнет следующий образ. После формирования цепочки свободных ассоциаций закрепите ее мысленным повторением. Запоминаемые сведения привязываются ассоциативными связями к последовательности выделенных опорных образов. Метод основан на том, что в памяти уже существует огромное множество ассоциаций, образованных естественным путем (ложка чашка блюдце стол...). Применяется для расширения других методов. Например, для образования дополнительных образов к отличительному признаку при запоминании информации о человеке, формул и постоянных величин. Этим же приемом можно получить дополнительные образы для образных кодов чисел и букв алфавита.

    Метод наводящих ассоциаций позволяет преобразовывать в зрительный образ или ассоциацию практически любое слово. Используется в составе других методов для запоминания географических названий, терминов, понятий, иностранных слов, фамилий, а также бессмысленных буквосочетаний. Представляет собой комбинацию приема символизации, приема привязки к хорошо знакомой информации, приема кодирования по созвучию и приема образования слова по слогу. Какая комбинация перечисленных приемов запоминания будет использована - зависит от запоминаемого слова. Часто встречаются названия, для преобразования которых в образы приходится применять сразу несколько приемов. Т.е. в одной ассоциации, обозначающей название, образы будут получены разными приемами кодирования.

Например: штат Северная Дакота «Северная» преобразуется приемом символизации (белый медведь), Дакота - приемом кодирования по созвучию (ДвА КОТА). Название этого штата можно зафиксировать ассоциацией «На голове у белого медведя сидят два кота». Получившиеся в процессе кодирования зрительные образы легко могут запомниться последовательно и при припоминании подсказывают (наводят) нужное нам слово. В результате мысленных повторений запомнившиеся в образах слова закрепляются в памяти и в дальнейшем воспроизводятся непосредственно (сразу в виде звукового сообщения). Запомнившаяся этим методом информация безошибочно узнается в тексте.

    Метод Цицерона (метод размещения) основан на ассоциациях, образованных естественным путем, представляет собой последовательность опорных образов. Они формируются припоминанием хорошо знакомых помещений. Можно вспоминать хорошо знакомую дорогу (например, от дома до метро). Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Запоминаемые образы и ассоциации «прикрепляются» к выделенным вами предметам приемом образования ассоциативной связи. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив квартиру, - все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем "обходе". Этот метод применяется преимущественно для запоминания последовательности первых образов разных ассоциативных цепочек и блоков информации. Рекомендуем закреплять в памяти опорные образы, многократно запоминая на них случайные числа. Закрепленную систему опорных образов можно в дальнейшем использовать для долговременного запоминания блоков информации.

    Метод цепочек . Этим приемом запоминаются горизонтальные взаимосвязи, например, последовательность точных сведений в отрывке текста.Образы связываются в ассоциации попарно. Размеры образов примерно одинаковые в каждой паре. Когда вы образовали связь между первым и вторым образом, первый образ убирается из сознания переносом внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом и т.д. Когда цепочка образов припоминается, в сознании возникают сразу по три-пять образов. Цепочка образов выходит из памяти, появляется в сознании и вновь исчезает в памяти. Всегда образуйте связи по определенной системе. Если ассоциация горизонтальная - первый образ размещайте слева. Если ассоциация вертикальная - первый образ размещайте внизу. Если образы при соединении проникают друг в друга - помещайте второй образ в первый. При припоминании считывайте образы в том же порядке.

Наглядно представьте себе первые два слова и придумайте связь между ними с помощью зрительных образов или событий. Предположим, вы хотите запомнить список: молоко, капуста, апельсины и творог. Например, чтобы запомнить молоко и капусту, вы могли бы представить ванну, полную молока. Вдруг огромный кочан капусты пробивает потолок и с жутким всплеском падает в ванну, и тут дверь открывается, и четыре огромных апельсина строем входят в комнату, бодро распевая во всю силу своих легких. Апельсины внезапно останавливаются, с ужасом глядя на капусту, плавающую в ванне с молоком, и эти апельсины лезут в свои рюкзаки, вытаскивают из них пачки с творогом и начинают забрасывать ими несчастную потрепанную капусту. Несколько раз повторите эту историю в уме, и вы запомните весь список! Данный мнемотехнический метод плох лишь тем, что вы не сможете сразу вспомнить, например, 10-ый пункт из списка.

    Слова вешалки - это такие мнемотехнические системы, в которых вам сначала надо выучить набор слов, а затем «вешать» на них слова и фразы, которые вам надо запомнить. Эти системы хорошо подходят для запоминания списков, особенно когда вы должны вспоминать седьмой пункт списка (например), а не весь список подряд.

В одной из простейших мнемотехнических систем слов вешалок каждое число сцеплено со словом, которое рифмуется с ним. Вот пример: номер один - это апельсин, номер два - это ботва, номер три - это фонари, номер четыре - это в кефире, номер пять - это кровать, номер шесть - это шерсть и т. д. Предположим, нужно запомнить лампу, зубную щетку, лошадь, зеркало и кенгуру». Глупая картинка или такая, которая вызывает эмоциональную реакцию, запоминается лучше. Номер один, апельсин - ярко светящаяся ЛАМПА в форме АПЕЛЬСИНА. Номер два, ботва, она станет «вешалкой» для зубной щетки: БОТВА = ЗУБНАЯ ЩЕТКА. Вы приехали на дачу и первым делом отправляетесь посмотреть на свою любимую грядку с морковкой - грядка в порядке, только вместо БОТВЫ из земли торчат разноцветные ЗУБНЫЕ ЩЕТКИ. Номер три, фонари, надо связать с лошадью: ФОНАРИ = ЛОШАДЬ и т.д.

    Прием «Матрешка» . Образы соединяются парами. Первый образ ассоциации всегда больше второго и содержит в себе второй. После соединения первого и второго образа переведите свое внимание на второй образ (первый должен исчезнуть из сознания). Мысленно увеличьте второй образ и создавайте ассоциацию между вторым и третьим образами. И так далее. Образы постоянно вкладываются друг в друга. При этом в ассоциации всегда должны быть четко видны только два образа. Припоминание осуществляется аналогично. Представьте первый образ и ждите, когда из памяти возникнет второй. Переключите внимание на второй, увеличив его, и ждите появления третьего и т.д. Обращаем ваше внимание: этот способ соединения образов применяется очень интенсивно. Его следует тщательно отработать. Первый образ соединяемой пары образов должен быть намного больше второго. При мысленном увеличении первого образа старайтесь выделить в нем подобраз, к которому затем привяжите второй (маленький) образ пары. Пример. Соединить «Матрешкой» два образа: «Градусник» и «Ведро». Представьте градусник очень крупно. Выделите в нем подобраз «Ртутный столбик». К этому подобразу привяжите мысленно маленькое ведерко. В результате такого соединения образ «Ведро» практически незаметен, если вы представляете градусник обычных размеров. Ведро появляется в нашем воображении только после сознательного выполнения мыслительной операции «Увеличение образа». Этим приемом запоминаются: последовательность абзацев, последовательность дат хронологической таблицы, последовательность названий при запоминании телефонных номеров и смешанных таблиц. Прием «Матрешка» позволяет экономить опорные образы. С помощью этого приема запоминаемые сведения связываются в блок. Разные блоки информации дополнительно фиксируются на хорошо закрепленную в памяти последовательность опорных образов (например, методом Цицерона).

    Метод зацепок - замена цифр образами. Цифровой алфавит позволит вам запоминать любое число. Буквенно-цифровой код применяется для кодирования цифр и чисел в слова. Каждой цифре от 0 до 9 соответствуют две согласные буквы алфавита. Для применения буквенно-цифрового кода на практике выучите его наизусть и доведите до автоматического (рефлекторного) уровня припоминания. Цифры и числа должны переводиться в буквы без задержек и наоборот.

1 – ГЖ; 2 – ДТ; 3 – КХ; 4 – ЧЩ; 5 – ПБ; 6 – ШЛ; 7 – СЗ; 8 – ВФ; 9 – РЦ; 0 – НМ

Можно заменять цифры буквами и словами. Например, 0- круг, 1- карандаш, 2- очки, 3- люстра, 4- стул, 5- звезда, 6- жук, 7- неделя,8- паук и т.д.

Рефлекторный уровень припоминания - устанавливается прямая взаимосвязь между разными анализаторными системами; в данном случае - между зрительной и речевой. Обеспечивает мгновенное припоминание (исключает этап кодирования).

    Метод ассоциативного списка. Фиксированные образные коды двузначных чисел. Чтобы числовая информация запомнилась достаточно быстро, нужно выучить наизусть сто образов.Каждый образ жестко закрепляется за своим числом (от 00 до 99). Как только вы запомните этот список, сразу получите возможность запоминать без ошибок большие объемы любой цифровой информации, например, десятки телефонных номеров.

Кодирование двузначных чисел осуществляется через буквенно-цифровой код.

12 ГЖ ДТ Гж дТ ГиТара образ гитары

35 КХ ПБ Кх пБ КуБ образ куба

Числа 01. 02. 03. ... 09 в числовом ряду кодируются в образы как 1. 2. 3. ... 9. При припоминании к ним добавляется ноль слева.

05 - ПБ пБ оБои образ

06 - ШЛ шЛ юЛа образ

07 - СЗ Сз оСа образ

Отдельно запомните: 0 - номерок; 00 - бочки.

    При запоминании цифр, чисел выявить арифметическую зависимость между группами цифр в числе, например, в номере телефона 358954 зависимость 89= 35+ 54;

    Прием символизации применяется для запоминания абстрактных понятий, не имеющих четкого образного значения. Одно и то же слово может быть по-разному закодировано в образы разными людьми. Но, как правило, удается использовать для кодирования разнообразные символы, хорошо закрепленные в сознании большинства людей. Символы окружают нас со всех сторон. Переводя дорожные знаки в смысл, мы занимаемся мнемотехникой. Когда первоклассник заучивает взаимосвязь между значком «А» и звуком «А», он тоже занимается мнемотехникой. При кодировании слова этим приемом следует задать себе вопрос: «А каким зрительным образом я могу это обозначить?» Примеры кодирования слов в образы приемом символизации: холод «Лед», тепло «Грелка», вечность «Пирамиды», бесконечность «Математический знак бесконечности», зима «Снежинка», весна «Букет мимозы», лето «Солнце», осень «Желтый кленовый лист». Мы не можем представить лето вообще. Но можем представить траву. Этот образ легко запомнить.

    Прием привязки к хорошо знакомой информации , находящейся в памяти. Новые запоминаемые сведения могут состоять из элементов хорошо знакомой информации. Примерами хорошо знакомой информации могут быть: 1917 год, 1941 год, 1812 и 1861 гг., ваше собственное имя и название улицы, на которой вы живете, ваш телефонный номер, и надпись SONY на телевизоре. Новая информация, состоящая из элементов хорошо знакомых сведений, легко запоминается. Так, легко запомнить телефонный номер 917-41-45. Он сразу вызывает у вас в памяти известные исторические события. Например, в числе 859314 выделить 85- год рождения брата, 314- первые цифры числа "пи" и т.д.

Прием привязки к хорошо знакомой информации лучше применять для кодирования в образы географических названий, терминов, имен и фамилий. Этот прием не универсальный. Им кодируется в образы лишь то, что кодируется. Это зависит от содержания вашей памяти.

Примеры кодирования слов в образы приемом привязки к хорошо знакомой информации. Штат Вашингтон «Доллар», планета Марс шоколадка «Марс», 1380 год 380 вольт (образ проводов), число 220 - «Электрическая розетка», фамилия Блэк образ «Черный квадрат», 1912 год (выход первого номера газеты «Правда») знакомый 1812 год.

    Прием образования слова по согласным буквам . Этот прием применяется совместно с буквенно-цифровым кодом. Когда цифры переведены в буквы, по буквам подбирается слово, которое можно представить в виде образа. В данном приеме представляют интерес только согласные буквы (так как в буквенно-цифровом коде гласных нет). Примеры. ТЛФ ТеЛеФон; ПЛТ ПЛиТа; СБК СоБаКа; КЛН КЛоуН.

Если по буквам слово не подбирается, можно применить следующую «хитрость» - подобрать образ, обозначаемый двумя словами (прилагательное и существительное). В этом случае значимыми являются: первая согласная буква прилагательного и две первые согласные буквы существительного. При припоминании вы четко сможете отличать, какой образ обозначается одним словом, а какой - двумя. Примеры. ЗТР Зеленая ТРава; ГЛН оГромная ЛуНа; ППЧ Полосатая ПЧела. Любое слово можно без труда перевести в цифры. Запомнив последовательность слов, вы запоминаете и последовательность чисел.

Этот прием активно применяется при запоминании исторических дат, телефонных номеров, адресов, номеров автомобилей, разнообразных кодов и шифров. На основе этого приема составляются образные коды трехзначных чисел.

    Прием образования слова из слогов применяется самостоятельно или в сочетании с приемами кодирования по созвучию, символизации и привязки к хорошо знакомой информации в основном для запоминания названий, терминов, фамилий и других аналогичных сведений. Примеры. МАШ МАШина, РУЛ РУЛь, ФОН ФОНарь, КАМ КАМень, КНИ КНИга. Этот прием позволяет точно запоминать совершенно бессмысленные буквосочетания. Примеры. МАШФОНРУЛ ассоциация «машина фонарь руль». Штат Висконсин ВИС КОН СИН ассоциация «ВИСки КОНфеты СИНька». В этом приеме можно импровизировать, удаляя или прибавляя по одной значимой букве. Пример. Сахара ассоциация «САХАр РАк». Можно делать значимыми последние буквы. Примеры. ЗОР телевиЗОР, АКА собАКА, НИК приемНИК, КНО оКНО, ЮЛЯ кастрЮЛЯ.

    Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации ("Каждый охотник желает знать, где сидит фазан" - о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т.д.)

    Ритмизация - перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.

    Запоминание длинных терминов с помощью созвучных (ключевых) слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова; чтобы запомнить медицинские термины "супинация" и "пронация", используют созвучную и шуточную фразу "суп несла и пролила").

Очень многие иностранные слова, названия, термины, фамилии по своему звучанию похожи на хорошо знакомые нам слова. Эти слова легко представить в виде зрительных образов, например: штат Аляска образ «Коляска»; деверь (родственник) образ «Дверь». Пока вам не нужно запоминать значение незнакомых слов, достаточно зафиксировать в памяти их точное произношение и последовательность.

    Прием запоминания на разные части одного образа . Представьте мысленно гитару. Поставьте ее в своем воображении вертикально. Увеличивая и перемещая этот образ, можно выделять в нем разные детали (подобразы). Давайте выделим в образе «Гитара» следующие подобразы: «Колки», «Гриф», «Отверстие в корпусе», «Держатель струн», «Ремень». Всегда старайтесь выделять подобразы в определенной последовательности, например, сверху вниз или справа налево. Безразлично, какая это будет система, главное - она всегда должна быть одна и та же.

Прием выделения подобразов на образе позволяет предельно точно зафиксировать последовательность запоминаемых образов. Самое важное преимущество этого способа запоминания в том, что запоминаемые числа могут сколько угодно раз повторяться и вы никогда их не перепутаете. Припоминание осуществляется с математической точностью. Применяется для запоминания образных кодов. Любые образные коды должны запоминаться только изолированно друг от друга, через другой образ. (Запоминание имени и отчества на образе фамилии, запоминание чисел телефона на образе «хозяина» телефонного номера.)

    Прием возврата . При запоминании этим приемом в качестве опорных образов используются разные части предыдущего образа запоминаемой последовательности. Этот прием объединяет в себе прием «Цепочка» и «Прием запоминания на разные части образа». Применяется для изоляции образных кодов при запоминании точных сведений в отрывке текста. Техника возврата сочетает в себе надежность запоминания на опорные образы и скорость запоминания цепочкой.

    Запоминание под порядковыми номерами (на основе фиксированных образных кодов чисел). Применяется для оперативного запоминания информации с последующей перезаписью ее другими методами. Вы можете в течение дня записывать точные сведения в свою память под порядковыми номерами; затем не спеша систематизировать эту информацию, собрав ее в блоки или тематические последовательности.

    Запоминание в алфавитной последовательности. Применяется для запоминания сведений в алфавитном порядке. Вы можете запоминать адреса, телефоны, фамилии и другую информацию в порядке следования букв в алфавите без предварительной систематизации.

    Запоминание имен. Например, вы познакомились с человеком, которого зовут, к примеру, Гарри Кинг и вы хотите его запомнить. 1. Сначала можно просто часто повторять его имя (например: "как у Вас дела Гарри" или "можно я Вас угощу Гарри" и т.д.) 2. Например, вы познакомились с ним поближе, и он рассказал вам свою историю. Тогда надо просто переделать ее немного так, чтобы в ней встречались какие-то отрывки из имени. Например: Этот человек очень любит на ГАРнир есть РИс и очень любит фильм КИНГ-конг" Далее Ваш мозг сделает все сам! 3. Ну а, в крайнем случае, его имя и внешность можно ассоциировать с Гарри Поттером.

    Метод сжатия информации применяется для запоминания анекдотов, энциклопедических сведений и текстов небольшого объема (в пределах параграфа учебника). Из логически законченного отрывка текста выделяется смысл (главная мысль этого отрывка), которая обозначается образом и запоминается в последовательности с другими образами, обозначающими смысл других отрывков.

При запоминании текстовой информации существуют две основные проблемы: как запомнить последовательность изложения текстового материала, не перепутать порядок следования абзацев в тексте и как запомнить содержащуюся в текстовом материале точную информацию.

Этот метод, не обеспечивает глубокого понимания текстовой информации, позволяет формально запомнить порядок следования смысловых отрывков в тексте. Запоминать с помощью мнемотехники последовательность логически не связанных отрывков проще, чем обычный текст. В изолированных отрывках легче выделить смысл и зафиксировать его в памяти.

    Прием «фокусировки» информации на одном образе применяется для запоминания достаточно большого количества однотипных сведений. Типичным примером такой информации может служить небольшая хронологическая таблица. Запоминаемые сведения разбиваются на несколько частей, и каждая часть фиксируется на образе, выделенном из основного образа. Используется для создания надежной системы опорных образов и для «сборки» блока информации на одном образе (сбор нескольких цепочек на одном образе прием «фокусировки» информации).

Центральный образ разбирается на части приемом выделения невидимых частей образа. К каждому выделенному подобразу привязывается начало цепочки опорных образов, на которых зафиксированы конкретные сведения. Собирающий образ лучше выбирать из часто встречающихся предметов (авторучка, телефон и т.п.) В качестве такого образа удобно использовать образ, выделенный методом Цицерона. В этом случае автоматически фиксируется последовательность информационных блоков.

    Метод выделения отличительного признака человека . Прозвище выделяет отличительные признаки. Оно индивидуально, по нему сразу можно понять, о ком идет речь. Прозвище отражает самое важное в человеке или сокращенно напоминает его фамилию. Очень важно и то, что прозвища, как правило, это слова, которые достаточно легко представить в виде зрительного образа, к этому образу можно привязывать ассоциациями любую дополнительную информацию о человеке.

Отличительный признак позволяет вспомнить конкретного человека. К отличительному признаку может быть привязана любая точная информация (Ф.И.О., адрес, телефон, пейджер, номер автомобиля, место работы, профессия и т.п.). Отличительные признаки можно запомнить последовательно, что позволяет no-порядку вспоминать информацию о группе людей.

Выделение отличительного признака на фотографии. Как только вы вспомните отличительный признак, у вас в воображении появится обобщенный образ соответствующего человека. Отличительным признаком на фотографии могут быть: элементы одежды и прическа, дефекты внешности и сходство с кем-то, даже элемент фона. (Например, окно на заднем плане, необычного вида стул и даже царапина на снимке.) Но часто бывают фотографии, на которых очень трудно найти яркие отличительные признаки. Тогда внимательно всмотритесь в лицо на фото и постарайтесь определить его сходство с кем-то или чем-то.

Аналогичным способом можно запомнить последовательность любых картинок, например, иллюстрации в учебнике или картины на выставке. Сами иллюстрации можно использовать как блоки опорных образов для запоминания другой информации. Для этого следует мысленно выделить из каждой иллюстрации составляющие ее образы.

Выделение отличительного признака у хорошо знакомого вам человека. В этом случае отличительный признак выделяется по роду деятельности человека, его увлечениям, хорошим или плохим привычкам, по странностям в его поведении, манере ходить, говорить, одеваться, по его характеру. Если ваш знакомый - спортсмен можно присвоить ему образ «Штанга». Имеет смысл присвоить отличительные признаки даже своим близким родственникам.

Выделение отличительного признака у незнакомого человека, стоящего перед вами (ситуация «Знакомство»). Чтобы не забыть имя и отчество человека, с которым только что познакомился, полезно называть вашего собеседника по имени в процессе беседы, специально обращаясь к нему. Если вам предстоит знакомство, заранее выделяйте отличительный признак у человека до того, как он вам представится. Сразу привяжите его фамилию к выделенному признаку, а на образе фамилии зафиксируйте имя и отчество; в течение беседы повторите запомненную информацию, назвав человека его именем несколько раз. Хорошими отличительными признаками могут быть: фигура человека (рост, полнота, худоба), его сходство с известными или знакомыми вам людьми, необычное поведение, взгляд, особенности речи, походки, жестикуляции. Одежда или прическа могут меняться. Если кто-то похож на Кобзона, привяжите ему кобуру с зонтиком. Если у человека прыгающая походка - его можно мысленно представить «Лягушкой» и т.п.

Выделение отличительного признака у человека, образ которого вам неизвестен. В этом случае вам остается лишь фамилия человека. Из нее и нужно выделить отличительный признак. Если человек - Светлов, его можно обозначить образом «Лампа». Если его фамилия Тихонов - «Черепаха» или «Улитка». Наши отечественные фамилии достаточно легко переводятся в образы. Иностранные фамилии разбиваются на несколько частей, каждая из которых переводится в образ. Эти образы соединяются в ассоциацию. Имя и отчество следует фиксировать на одном из образов ассоциации, обозначающей фамилию. Мартенсон мар-тен-сон. «Марка» «Тент» «Кровать».

Выделение отличительного признака из интерьера помещения. Часто достаточно обратить внимание на элемент интерьера помещения, в котором находится нужный вам человек. Так, в кабинете зубного врача это может быть кресло, в поликлинике - окошко регистратуры, в автосервисе - подъемник для автомобиля. Необходимые сведения привязываются к выделенным вами предметам.

    Организующие схемы (наполнение структуры) . Все мнемонические системы основаны на структурировании информации так, чтобы ее легче было запомнить и воспроизвести. Основанием структурирования информации может быть место, время, орфография, звуки, образы и т. д. Весьма эффективный мнемонический прием - это организация информации по семантическим категориям, которые затем можно использовать как признаки для воспроизведения. Материал, организованный каким-либо способом - визуально, семантически или путем классификации,- запоминается лучше, чем неорганизованный материал.

При запоминании учебника в памяти фиксируются основные (ключевые) моменты. Разбавить «водой» сгусток точной информации можно с помощью небольшого дополнительного плана ответа. Его очень просто запомнить, так как такой план состоит всего из нескольких пунктов. Содержание этого плана вы определяете самостоятельно.

Наличие в памяти точной информации и подробных планов по разным разделам и по разным предметам позволяет осуществлять сравнение, анализ и обобщение информации. Ведь эти мыслительные операции возможны, если информация находится в вашей памяти. Иначе просто нечего будет сравнивать и анализировать.

С точки зрения мнемотехники, информацией являются связи между явлениями, фактами, событиями. Поэтому любые новые связи между уже известными фактами - это новая информация. Полученная вами новая информация также может быть включена в ответ на уроке или на экзамене.

    Прием мысленной прорисовки . Прием мысленной прорисовки относится к этапу соединения образов. В этом приеме один (опорный) образ мысленно соединяется непосредственно со знаком, который вы рисуете в своем воображении. В результате этой операции новый значок «приклеивается» к опорному образу и становится доступным для припоминания. Необходимо четко отличать обычное мысленное представление образов от процесса мысленной прорисовки.

Желательно при прорисовке знаков рисовать их достаточно крупно, жирными линиями. Представляйте, что вы пишете толстым фломастером на листе бумаги или пальцем на пыльной поверхности. Знак выписывается постепенно. Хорошо, если при этом вы постараетесь представить движение руки (самой рукой водить не надо).

Мысленная прорисовка осуществляется на фоне опорного образа (или на опорном образе), потому что основная задача этого приема - связать значок с опорным образом.

Первый способ - мысленно представить опорный образ, отделить его от себя воображаемым стеклом и рисовать значок на этом воображаемом стекле (удерживая в воображении и опорный образ). Второй способ - мысленно увеличить опорный образ и рисовать значок прямо на нем. И третий способ - это попытаться встроить значок в опорный образ. Для этого его лучше представлять не рисованным, а сделанным из толстой проволоки или любого другого подходящего материала. Представляйте запоминаемый знак в виде самостоятельного образа (или нескольких образов). Тогда процесс запоминания ничем не будет отличаться от образования обычной искусственной ассоциации между несколькими образами.

    Метод активного повторения . Повторение - это процесс, когда информация воспроизводится мысленно, устно или записывается исключительно из вашей памяти. Если вы многократно считываете информацию из учебника - это не повторение, это повторное восприятие и нет никакой гарантии, что образованные ассоциации будут активизированы. Для закрепления информации в памяти необходимо ее припоминание. Многократное припоминание запечатленных сведений называется активным повторением. Слово «активный» в этом определении подчеркивает гарантированную активизацию всех образованных ассоциаций. Следовательно, еще до начала повторения все сведения должны быть запомнены в полном объеме и без ошибок. Зачем же тогда повторять? Для сохранения. Обычно человек повторяет, чтобы запомнить. Мнемонисты повторяют уже запомненное, чтобы сохранить.

    Прием мысленного проговаривания. Этот прием - основа метода зубрежки. Когда вы слышите по радио нужный вам телефонный номер, вы начинаете искать карандаш и бумагу и в это время мысленно (и даже вслух) повторяете номер. Его удается удержать в сознании благодаря большой инертности речевого анализатора (примерно 4 секунды). Если вы будете повторять телефонный номер достаточно долго, то он «осядет» в памяти. Недостаток зубрежки заключается в том, что в кратковременной речевой памяти умещается только один телефонный номер. Поэтому запоминание телефонов (и других сведений) методом зубрежки занимает много времени. К тому же зазубренные сведения имеют свойство очень быстро стираться из памяти. Исторические даты, запомненные в зрительном анализаторе, могут храниться в памяти практически постоянно. Зазубренная же перед контрольной работой хронологическая табличка «испаряется» из головы в течение нескольких дней.

Мнемотехника использует прием мысленного проговаривания не для запоминания, а для закрепления в памяти уже запомненных сведений, для образования прямой связи между образом значка и его произношением. Этот прием относится к этапу соединения образов. Происходит фиксация взаимосвязи между зрительным образом знака и его речевым представлением. Когда вы представляете в воображении новый знак, мысленно многократно проговаривайте его звучание.

Возможность выучить новую азбуку за 2-4 дня - это очень хороший результат (медленно читать и писать можно сразу после запечатления, через 1,5-2 часа).



Новое на сайте

>

Самое популярное