Домой Оториноларингология Лепка из полимерной глины как вид рукоделия. Техники работы с полимерной глиной

Лепка из полимерной глины как вид рукоделия. Техники работы с полимерной глиной

Что в переводе с английского означает – рукоделие, или своими руками. Это понятно, так как при нынешнем изобилии, купленным в магазине никого не удивишь, а украшения или аксессуары ручной работы имеют особую энергетику, хранят тепло человеческих рук и частичку души мастера. Эти качества, особенно дороги женскому сердцу, ведь никто из нас не хочет носить те же украшения, что и большинство знакомых или коллег, каждая хочет подчеркнуть свою индивидуальность и неповторимость. Но не только желание выделиться из серой толпы толкает нас на творчество, ведь творить – это удивительный процесс, в котором ты отдаешь материалу свою идею, свою фантазию и наконец, мечту. Выбор товаров для творчества на сегодня огромен, и каждый может заняться тем, что ему больше по душе. Лично я, взяв как-то в руки полимерную глину, не смогла с ней расстаться, о ней и хочу рассказать читателям МирСоветов.

Состав и свойства полимерной глины

Полимерная глина (или как ее чаще называют – пластика) материал, предназначенный для изготовления небольших по размеру изделий и по своим свойствам напоминающий пластилин, состоит из пвх-основы (поливинилхлорид) с добавлением жидких пластификаторов и пигмента. Под воздействием температуры пластификаторы полностью впитываются в основу, и материал становится твердым, утрачивая свою пластичность и способность к деформации. Таким образом, мы получаем готовое изделие, которое можно раскрашивать красками, сверлить, шлифовать, приклеивать к чему-либо или между собой. При запекании полимерной глины, а в домашних условиях это обычная духовка, следует ориентироваться на инструкции производителя (чаще всего температура от 100 до 130°C). Благодаря добавлению пигментов в состав материала пластика имеет широкий выбор цветов, а также бывает с добавлением блесток и слюды, полупрозрачная, с эффектом «металлик», имитацией камня и даже люминесцентная (светящаяся в темноте).
Отдельно можно сказать о жидкой полимерной глине, она выглядит как прозрачный гель и затвердевает под воздействием температуры, как и обычный пластик, ее можно смешивать с красками или чернилами, использовать как клеящий состав, а также как средство для перевода изображения на материал.

Выбор материала

В настоящее время производителей и видов полимерной глины великое множество, я расскажу читателям МирСoветов о тех марках, которые пользуются в России наибольшей популярностью и спросом.
Купить полимерную глину можно в художественных и канцелярских магазинах. Или же оформить заказ через интернет-магазин, при этом следует помнить, что заказанный товар придется подождать, а при получении оплачивать доставку из своего кармана. При выборе цветов учтите, что вам нужна самая основная гамма, любого оттенка можно добиться при помощи смешивания, так смешав пластику красного и белого цвета вы получите розовый. Вне зависимости от того, что вы будете лепить, готовое изделие лучше всего покрывать специальным лаком для полимерной глины, так оно будет выглядеть более привлекательно и дольше прослужит.

Инструменты

Говоря об инструментах, сразу стоит отметить, что минимальный набор предусматривает всего несколько позиций, но он может увеличиться в разы, все зависит от степени вашего увлечения и толщины кошелька. Привожу список самых необходимых инструментов для работы:
  • рабочая поверхность – может быть стеклянной, керамической или пластмассовой, главное чтобы она была гладкой, ровной и легко очищалась. Некоторые используют в качестве рабочей поверхности обычный лист бумаги, на нем же можно запекать изделие, а после использования выбросить;
  • лезвие или нож понадобится для того чтобы резать пластику в процессе работы, для этой цели подойдет острый кухонный или канцелярский нож;
  • игла или зубочистка пригодится для того чтобы проделывать отверстия, наносить фактуру и работать с очень мелкими деталями;
  • скалка или ролик необходимы, когда нужно раскатать полимерную глину на рабочей поверхности до желаемой толщины, в качестве этого инструмента можно использовать пустой баллончик от лака для волос или дезодоранта;
  • наждачная бумага – нужна для полировки и шлифовки готового изделия.
Если вы серьезно увлеклись , то возможно стоит задуматься о приобретении профессиональных инструментов, таких как паста-машина, экструдер, каттеры и формы для литья, они значительно упростят творческий процесс и сделают его более увлекательным и разнообразным.

Техники работы с пластикой

В этом разделе я расскажу читателям МиpСоветов о самых основных и популярных техниках работы с полимерной глиной:

Техника безопасности

На сегодняшний день полимерная глина – это популярный и доступный материал, но производители не утруждают себя написанием правил безопасности на упаковках. Поэтому для уверенности, что вы не нанесете вреда своему здоровью, и здоровью своей семьи ознакомьтесь с этими правилами здесь.
  1. Помните, что в состав пластика входят химические вещества, которые при попадании в организм могут вызвать отравление. Поэтому не употребляйте пищу в процессе работы, тщательно мойте руки после ее завершения и держите подальше от маленьких детей и животных.
  2. Инструменты и посуда, которую вы использовали при работе с полимерной глиной, нельзя использовать для хранения и приготовления продуктов питания.
  3. Очень внимательно следите за температурой при которой запекается изделие, она не должна превышать ту которая указана производителем на упаковке, так как при этом пластик выделяет токсичный газ со специфическим запахом.
  4. Если температура все же была превышена, и вы почувствовали запах, немедленно выключите духовку и проветрите помещение.



Глина широко распространена в природе, она залегает на небольшой глубине, служит дешевым видом минерального сырья во многих видах промышленности, применяется в народном хозяйстве. Используется она и в искусстве. С ее помощью при создании скульптуры делаются макеты. Инструменты для лепки из глины в первую очередь должны быть удобны при работе и полностью удовлетворять требованиям по обработке этого пластичного и податливого материала.

Применение

В старину из специальных сортов глины мастера делали крынки, горшки, кувшины и другие предметы кухонной утвари. После обжига такая посуда сохраняла форму, не пропускала воду и была довольно крепкой.

Самые подходящие виды глины для лепки - это пластичные разновидности серых, серо-зеленых и зеленых сортов. Именно их применяют в моделировании и создании скульптур. Мастера первоначально изготавливают из этого материала объемные модели с последующей отливкой в гипсе или бронзе.

Если глиняная скульптура подвергается обжигу, то такая работа называется терракотой, а если ее дополнительно покрывают глазурью, то это уже будет майолика.

Сорта

Огнеупорные глины при обжиге выдерживают без размягчения температуру выше 1500 градусов. Их применяют в производстве кислотоупорных фарфорово-фаянсовых изделий и при изготовлении форм для металлургического литья.

Легкоплавкие сорта применяют в производстве кирпича и в процессе получения портландцемента. Бентонитовые виды глины для лепки подходят меньше всего. Их используют при очистке нефтепродуктов, растительных и смазочных масел, а также при бурении скважин.

Полимерная глина

Искусственно созданный материал, в основе которого заложен поливинилхлорид с добавлением пластификаторов, пигментов и наполнителей, называют термопластикой.

Материал внешне и по свойствам похож на пластилин в процессе лепки, но меньше пачкает руки, не растекивается от избыточного тепла ладоней. Некоторые инструменты для лепки из глины такого типа используются только в этом виде прикладного искусства. К примеру, для раскатывания пластов и смешивания разных оттенков материала применяется специальная паста-машина.

Полимерная глина выпускается разными производителями и подразделяется по способу твердения на два вида:

  1. Самотвердеющая.
  2. Запекаемая (термопластика).

Самотвердеющая полимерная глина

Характерная особенность такого материала в том, что после лепки он набирает прочность при комнатной температуре за сутки без дополнительной термообработки. Самотвердеющая полимерная глина (пластика) после высыхания имеет достаточную крепость, хорошо держит форму, подвергается обработке, если нужно подправить некоторые детали. Поверхность в таком случае размачивается водой, после чего вносятся нужные коррективы.

Такой вид полимерной глины идеален в процессе создания кукол, особенно элементов их одежды и аксессуаров. Другое важное направление его применения - создание цветочных композиций. Тонкие листья, и особенно лепестки цветов с истонченными до минимума краями, смотрятся как живые после придания изделию характерной текстурной поверхности.

Необходимый минимальный для лепки должен включать скалку, чтобы можно было раскатывать пласты, и удобный для раскроя из тонких слоев деталей композиции. Также могут пригодиться приспособления для оттиска форм и выдавливания текстурных элементов. При работе с мелкими деталями удобно использовать стеки.

Запекаемая полимерная глина

Такой материал при нагревании до температуры 110-130 градусов приобретает свойства пластика. Готовые изделия не боятся воздействия влаги, их можно согнуть без боязни сломать.

Работать с термопластикой удобно. Это мягкий материал, пластичный, хорошо смешивается. После термообработки поверхность приобретает бархатистый вид. Набор инструментов для лепки из термопластики такой же, как и для самотвердеющей глины. Используется материал для изготовления кукол, сувениров, небольших скульптур, цветочных композиций, всевозможной бижутерии.

Некоторые производители выпускают термопластику двух видов: одна - мягкая, которая больше подходит для детского творчества; другая - более жесткий материал, требующий тщательного разминания перед моделированием, но и отличающийся повышенной прочностью готового изделия.

Лепка из полимерной глины: инструменты и материалы

Рабочая поверхность подбирается из керамики или стекла. Для раскатывания исходного материала в пласты пользуются скалкой, роллерами или специальной паста-машиной. Экструдером со сменными насадками выдавливают простые или фигурные «колбаски».

Для придания поверхности особого вида пользуются штампами, текстурными листами и щеточками. Материалы и инструменты для лепки подбираются индивидуально каждым мастером. Молды нужны для формовки повторяющихся Для вырезания из пласта пользуются катерами. Стеки с различным профилем незаменимы при лепке мелких деталей. Для проделывания отверстий пользуются иглами.

В отдельных случаях может пригодиться фольга для создания облегченного каркаса и экономии материала. Наждачной бумагой можно шлифовать готовые изделия после термообработки. хорошо сохраняет материал от высыхания.

Нужны и вспомогательные инструменты для лепки из глины. Пассатижи, круглогубцы и кусачки незаменимы при работе с проволокой для создания фурнитуры будущих изделий. Для разрезания сформированных пластов подходят канцелярские резаки и острые ножницы.

Самодельные приспособления и формы

Необходимые инструменты для лепки своими руками может изготовить любой желающий. В отдельных случаях не нужно даже ничего делать, можно просто приспособить подходящий по форме предмет для лепки, формовки, выдавливания или фигурной обработки.

Так, кухонная лапшерезка может быть использована для создания ровных полосок из раскатанного пласта. можно выдавливать тонкие нити. Головками шурупов с пазами под фигурную отвертку можно создавать на поверхности декоративные элементы. Ситом удобно делать текстуру в виде решетки. Можно применять для выдавливания кусочек пемзы, эффект «соляной текстуры» можно достичь, использую жесткую зубную щетку.

Подходящие инструменты для лепки из глины находятся повсюду, нужно просто их заметить. Формочки для печенья, крышки от бутылок, фигурные пуговицы - все можно использовать для формовки, выдавливания или штампования. Для раскатывания материала можно использовать простую стеклянную бутылку, а вместо стеки для тонкой работы можно взять зубочистку.

Перед началом работы стоит позаботиться о защите поверхности стола, на котором планируется заняться творчеством. Отделив кусочек пластики, его следует немного размять в руках, чтобы он прогрелся и приобрел необходимую мягкость.

Чтобы познакомиться с материалом, получить первые навыки работы с новым видом сырья, а также освоить инструменты, для лепки из глины лучше выбрать простую модель. Раскатав размятый кусочек пластики по рабочей поверхности, можно попробовать вырезать что-то из него, придать заготовке различную фактуру с помощью молдов, трафаретов или специальных текстурных листов.

Можно слепить небольшую скульптуру, попробовать сделать простую композицию в виде цветка или другой объемной формы. Первый пробный урок желательно довести до логического завершения. Самотвердеющая глина просто высушивается, а термопластику следует запечь.

Для этого изделие выкладывается на фольгу, пергамент, или тарелку и ставится в разогретую до 110 градусов духовку на необходимое для запекания время, указанное в инструкции к глине. После термообработки модель остывает в духовке, извлекается, красится и покрывается лаком.

Как называется лепка из глины?

Предприимчивые люди с творческим потенциалом легко могут реализовать свой талант с практической выгодой, изготавливая и реализуя оригинальные бусы, серьги, браслеты, а также всевозможные сувениры и разнообразные приятные мелочи. Название этого вида творчества определяется техникой исполнения готового изделия.

Существующие техники лепки из полимерной глины настолько разнообразны, что дают возможность новичку выбрать себе занятие для любого уровня сложности. Название того или иного вида лепки определяется приемами и методами, применяемыми при изготовлении декоративных элементов. Для простого цветочка или несложной скульптуры используется одна технология, многослойная филигрань или миллифиори в создании авторских украшений - совсем другая специфика работы.

Техники работы с полимерной глиной

Сколько хороших мастеров, сколько уникальных изделий, столько и техник существует на данный момент. Некоторые пользуются особой популярностью и могут быть взяты за основу начинающими лепщиками.

Техника «акварель» предполагает использование контрастных слоев цветной пластики, раскатанных в паста-машине. В «переходе цвета» - наоборот, используются плавные и размытые границы.

Техника «баргелло» имитирует флорентийскую вышивку, «сдвиг слюды» создает объемные эффекты на плоской поверхности. Позаимствованная у японских оружейников техника «мокуме-гене» сочетает текстуру дерева и металл, а «имитация» создает подобие природных минералов, натуральных и драгоценных камней.

«Филигрань» и «миллифиори» - техники составления сложного рисунка из тонких пластов, нитей или шариков. Это происходит в процессе ужимки, вытягивания и раскатывания на поверхности тонкого среза сложной композиции.

Удивительные по красоте украшения получают в результате применения техник: «калейдоскоп», «многослойная», «сквозная», «соляная», «шприцевая», «мозговая», «перевод изображения».

Кроме перечисленных видов? существует еще кукольная, скульптурная и цветочная технологии. Они, в свою очередь, имеют свои особенности и разновидности приемов лепки и формовки, тонкости монтажа составных элементов. Инструменты для лепки из глины для каждого конкретного случая выбираются мастером индивидуально.

Эта техника очень схожа с предыдущей, только она предполагает придание колбаскам из пластики различной формы, прижимая их тем или иным образом (квадратная форма, треугольная и т.д.). В итоге на срезе получается симметричный рисунок, чаще всего геометрический.

Работы мастера Яны Робертс Бензон в технике «калейдоскоп». Фото с официального сайта: http://janarobertsbenzon.com

Техника «Мокуме Гане»

Эта техника всегда с элементом неожиданности! Пласты глины укладываются друг на друга, чередуя контрастные цвета. Получившийся пласт раскатывают, разрезают пополам, складывают одну половину сверху другой и снова раскатывают. Затем в ход идут различные штампы, инструменты и формочки для вырезания или текстурные коврики: давим на пластику штампами, оставляем порезы лезвием, а также формочками, следы насилия можно оставлять как сквозные, так и не до конца. В итоге на кусочке пластики остается определенный рисунок. Затем лезвием необходимо срезать сверху листы глины. Каждый новый срез открывает новый рисунок.

Работа Мелани Мур в технике «Мокуме Гане». Официальный сайт: http://www.melaniemuir.com/

Техника «филигрань»

На основе из пластики тоненькими колбасками выкладывается узор.

Техника «филигрань» в работе Дженифер Моррис. Ее магазин на Etsy: https://www.etsy.com/shop/jennifermorrisbeads

Техника «объемной живописи»

Так же на основе из пластики маленькими кусочками разных цветов выкладывается нужный рисунок, будь то пейзаж или портрет.

На этой фотографии представлены мои работы в технике «объемной живописи».

В следующей статье я проведу мастер-класс по созданию кулона с элементами техники «филигрань». Оставайтесь с нами!

Об авторе

Приглашаю вас заглянуть ко мне в мастерскую! Я — Таня Емельянова , мастер и творец, мама трех прекрасных девочек, социолог, мечтающий стать ювелиром. Живу я в Подмосковье, в городе Видное. В свободное время я создаю украшения из полимерной глины. В своих работах мне хочется отразить чудо момента, хочется показать вот тут, прямо сейчас! Показать всю прелесть каждой секунды, ценности этого мгновения. Отсюда и название моей мастерской

Полимерная глина, она же пластика или холодный фарфор, широко применяется в малых формах декоративного искусства. Что творят из нее мастера, не поддается описанию; на рис. лишь отдельные примеры. И все это делается дома, на столе, в свободную минуту, людьми, не бывшими учениками Микельанджело или Челлини. Техника работы с пластикой доступна для начинающих и позволяет добиваться выдающихся, даже феноменальных, результатов буквально любому, сырье недорого, а готовые изделия из нее достаточно прочны и долговечны.

Любителями, уделяющими пластике свободное время, более используется полимерная глина, приготовленная своими руками. Дело в том, что срок хранения самотвердеющей полимерной глины ограничен. Во вскрытой и обратно закупоренной оригинальной упаковке качество массы непрерывно ухудшается и она приходит в негодность задолго до его истечения. Если в очередную задумку нужно чуточку, скажем, желтого, то покупать целую тубу, баночку или пакет нет смысла: когда дойдут руки до следующей вещицы, материал может уже подпортиться.

Примечание: если же вы изготовляете предметы из пластики регулярно, на продажу или для себя, то лучше пользоваться покупным сырьем. Особенно, когда требуется получить нежные цвета и тонкие их переходы. См., напр., мастер класс по работе с пластикой в технике «Акварель»:

Видео: мастер-класс по работе с полимерной глиной


Пластика или фарфор?

Собственно говоря, холодный фарфор и пластика – материалы разные. Первый это т. наз. термореактивная полимерная глина (брусковая пластика), требующая термообработки (запекания в духовке) отформованных изделий. Приготовляется она в промышленных условиях. Срок годности материала – годы и годы, а готовых предметов практически неограничен. У автора этих строк пока не вполне израсходован запас брусковой пластики еще советского производства 80-х. В дело она пригодна до сих пор.

Изделия из термореактивной пластики прочны, как поликарбонат или карболит, выдерживают механическую обработку, покраску, лакировку. Термостойкость после запекания – до 180 градусов, не гигроскопична. Но мять ее трудно, нужно сочетать лепку с резьбой. Тонких цветовых переходов добиться нельзя. В общем, это материал для изготовления подставок светильников, лицевых панелей корпусов каких-то небольших самодельных установок, рукояток к ним, моделей летательных аппаратов и т.п.

Вещицам изящным и красивым более уделяют внимания, разумеется, мастерицы. Вот для дамских пальчиков другая разновидность полимерной глины – самозатвердевающая, или просто мягкая – создана как нарочно, то того она чутка и податлива. Мягкая пластика позволяет имитировать даже такие камни, как каррарский мрамор, агат, орские яшмы (в т.ч. пейзажные) и нефрит. Дополнительной обработки, кроме сушки не на прямом свету при температуре 15-25 градусов, не требуется. Термостойкость просохшей – до 90 градусов.

От регулярного смачивания или пребывания в атмосфере с влажностью более 85% предметы из мягкой пластики быстро, за 3-9 мес., портятся. Защита – акриловые краски и лаки на водной основе. Красить и лакировать можно только полностью просохшие изделия, см. далее. Нательные украшения покрывать акриловым лаком нужно в 2 слоя ; жиропот – первейший враг мягкой пластики.

Срок годности изделий из самотвердеющей пластики, носимых на теле – до 5 лет; такой же стационарных, периодически освещаемых прямыми солнечными лучами через стекло, а в притененном помещении – до 12-15 лет. Поделки из самозатвердевающей полимерной глины прочны примерно как ПВХ с наполнителем. Гамма цветов – богатейшая, и очень плавные градиенты цвета получаются без каких-либо сложностей, см. далее.

Примечание: в процессе механической обработки самотвердеющая полимерная глина склонна к выкрашиванию и растрескиванию, поэтому формовать изделия из нее желательно сразу с отверстиями и пр., см. далее о бусах.

О лепнине на мебели

Тот и другой виды пластики хорошо годятся для оформления самодельной или покупной мебели в домашних условиях, см. рис: декоративные элементы из них прочно приклеиваются к дереву ПВА, а любому другому твердому материалу, включая стекло – акриловым клеем. Защита от выгорания на прямом свету – 3-4 слоя обычного акрилового лака или 1-2 слоя специального защитного от УФ (ультрафиолета), т. наз. анти-UV или просто UV-лака. Последний обеспечивает защиту от выцветания в комнате с большим южным окном лет на 10 и более.

Применение пластики для декора мелкой мебели – шкафчиков, тумбочек, полочек, вешалок, ключниц и т.п. – общеизвестно. Но с не меньшим успехом, только в большим трудом из самотвердеющей пластики можно делать большую лепнину, выводя ее частями по проволочному каркасу (если ажурная) или деревянной основе. Напр., нижний ряд фото на рис. – изголовья кроватей. Крайняя справа – в спальне Жанны Фриске, она сама когда-то это фото выложила. А чем хуже остальные, вылепленные потихоньку-полегоньку, но при многократно меньших затратах?

Материал

Переходим к тому, как сделать полимерную глину самостоятельно дома. Тонкой и богатой цветовой гаммы сразу не получим, но для освоения техники пластики самодельная исходная масса вполне пригодна. Ее долговечность и потребительские качества при аккуратном приготовлении не уступят покупной. Исходная масса состоит из наполнителя – крахмала – связующего (клея ПВА), и пластификатора/стабилизатора на основе глубоко рафинированного растительного масла. Для окрашивания в нее добавляются пигменты или готовое изделие красится поверху.

Примечание: состав пластификатора-стабилизатора для разных видов крахмала различен, см. далее.

Ингредиенты

Прежде всего – масло, преимущественно от него зависит качество пластики. Раффинаж масла должен быть полным, т.е. – никаких следов желтизны, прозрачное и бесцветное. «Желтенькие» компоненты даже на слабом рассеянном свету со временем битуминизируются, деталь посереет, как древесина на улице, и начнет крошиться. Поэтому для приготовления пластики нужно использовать детские или косметические масла; предпочтительно – на основе масла какао.

Следующее – крахмал. У растительного крахмала различного происхождения размеры, форма и структура зерен разнятся. Для пластики годится крахмал кукурузный или картофельный. Из первого (точнее, из пластики на его основе) лучше получаются мелкие изделия, напр. бижутерия. Он дает массу более зернистую на изломе по высыхании, но и более стойкую к химическим воздействиям. Изделия побольше из самодельной пластики на кукурузном крахмале при сушке могут дать трещины или пойти морщинами.

Микроструктура картофельного крахмала тоньше, поэтому и сохнет пластика на нем равномернее. Прочность пластики «на картошке» на скол меньше, поэтому из нее предпочтительнее делать фигурки достаточно большой величины, размером где-то от детского кулачка. Барельефы и лепнина также лучше получаются из пластики на картофельном крахмале: он при лепке податливее, тонкие детали выводить легче. Также и цветовые переходы в «картофельной» пластике выходят плавнее, более размытыми.

Наконец – клей. Он подойдет, если флакон/банка до того ни разу не открывались. Если упаковка ранее хоть чуть-чуть «глотнула воздуха», то масса или не створожится и/или не вымесится как надлежит (см. далее), или при сушке проявятся дефекты. Игрушки и галантерею желательно делать из пластики на ПВА для дерева (продается в строительных магазинах), а для безделушек или лепнины (кроме как на изголовье кровати) пойдет канцелярский ПВА.

Приготовление

Рецепты и способы приготовления пластики различны в зависимости от вида крахмала. «Картофельная» пластика делается из таких компонент:

  • Крахмал (разумеется, картофельный) – 100 г.
  • Клей ПВА – 100 мл.
  • Детское или косметическое масло – 2 полных чайных ложки.
  • Жирный бесцветный косметический крем – 1 полная чайная ложка без верха.

Пошаговая инструкция по приготовлению полимерной глины на картофельном крахмале осуществляется следующим образом:

Примечание: окрашивание пластики в массе, если нужно, производится непосредственно перед употреблением, см. далее.

«Кукурузную» пластику можно готовить так же, но более качественной она получается при прогреве сразу по всему объему. Для этого нужна микроволновка, а рецептура и технология упрощаются:

  1. Готовят подстилку из многократно простиранной (чистой старой) х/б ткани, сложенной в 4-5 слоев;
  2. Смазывают руки нежирным косметическим кремом, но только на натуральной основе, без силикона;
  3. В термостойкой стеклянной миске (которые специально для микроволновок) смешивают крахмал (100 г) и ПВА (100 мл). Клей наливают в миску и вводят крахмал при непрерывном помешивании;
  4. Не прекращая месить, вводят 2 ст. ложки осветлителя – лимонного сока. Несколько хуже будет лимонная кислота на кончике ножа или 1/4 чайной ложки пищевой соды;
  5. Выставляют на микроволновке максимальный нагрев (без гриля!), время – 30 с. Если такого нет на шкале, печку нужно будет выключать вручную;
  6. Ставят посуду с массой в печь, включают нагрев;
  7. Через указанные полминуты вынимают, массу быстро, не давая остыть, но тщательно перемешивают;
  8. Снова греют в микроволновой печи 30 с, вынимают;
  9. Снимают и удаляют корочку;
  10. Массу выкладывают на подстилку и прокатывают в толстенькую колбаску, пока избыток воды не впитается в ткань;
  11. По остывании примерно до 40-42 градусов (рукам горячо, но не жжется) смазывают «колбасу» вазелином или ланолином;
  12. Упаковка в пластик, дозревание и хранение – как в пред. случае.

Осветление лимонным соком (тоже, кстати, осветленным медицинским или для детского питания) при использовании крахмала высшего качества и конторского ПВА позволяет получить поверхность изделия слегка просвечивающую, как нефрит. Лимонная кислота и сода такого эффекта не дают.

Примечание: для первых блинов из пластики, которые комом будут, возможно приготовить полимерную глину без варки, см. видео ниже. Употреблять ее нужно немедленно по приготовлении. Изделия из нее прочными и долговечными не будут, но механические свойства свежей те же, учиться лепить можно.

Видео: изготовление холодного фарфора своими руками без варки


Краски, лаки, дырки

Из вопросов собственно приготовления пластики осталось решить, как ее красить и лакировать. Еще – об отверстиях в бусах, т.к. сверлить готовые бусины нельзя, дырочка получится внутри рваной и нитка в ней быстро протрется.

Красители

Пигменты вводятся в пластику непосредственно перед употреблением: массу раскатывают в тонкий пласт, присыпают красящим порошком, сворачивают в рулон и разминают, прокатывая между ладонями, пока краситель не разойдется полностью или насколько нужно. Для окрашивания пластики с массе пригодны цветные молотые пищевые продукты (напр. какао и кофе), пищевые красители и краски для грима. Недостаток всех их – высокая стоимость. Особенно он сказывается в больших изделиях. В таком случае их можно красить поверху акриловой краской, но ее слой истираем. Можно также вводить тонко молотые сухие акварельные или гуашевые краски, но в продажу нужные фракции не поступают. Здесь возможны 3 выхода из положения:

  • Истолочь в ступке и распушить – краски мало, маеты много.
  • Смолоть на электрической кофемолке – для кофе и каждого следующего колера придется покупать новую.
  • Размолоть на самодельной шаровой мельнице из обрезка трубы и шариков от подшипника – придется привлекать кого-то, кого больше тянет не на гламур, а к слесарному верстаку.

Отверстия

Самодельные бусы из пластики – на рис. Об узорах немного поговорим далее, а пока присмотритесь: в таких дырочках нитка не протрется. Как их проделать? Нужно знать, что скорость высыхания пластики – ок. 2 мм/сутки. Т.е., корочка толщиной 0,25-0,35 мм образуется прим. за 3-4 часа. Корочка такой толщины будет уже достаточно прочной, но еще эластичной. Вот из нее и нужно сформировать кратеры отверстий, а уж затем досушить детали, сколько нужно. Довольно долго; шарик из пластик диаметром 10 см, т.е. радиусом 50 мм, при 20 градусах полностью сохнет 25 суток, чуть ли не месяц.

Примечание: на всякий случай напомним – сушить пластику на прямом свету или при температуре выше 25 градусов нельзя, потрескается. Ниже 15 градусов тоже нельзя, получится хрупкой и крошащейся.

Сверлим бусы из полимерной глины следующим образом:

  1. Лунки с округлыми краями формируем кончиком зубочистки, не протыкая корочки;
  2. Набираем в медицинский шприц глицерин и выпускаем его обратно;
  3. Снимаем иглу и проходим ею отверстие, непрерывно ее вращая;
  4. Сверление ведем попеременно с 2-х сторон до сбойки посередине;
  5. Керн (столбик) вязкой пластики из иглы выдавливаем тонкой, впритирку по внутри, жесткой проволочкой;
  6. для следующей бусины повторяем пп. 2-5.

Примечание: как просто руками на доске сделать из пластики ровные бусины, см. сюжет ниже.

Видео: ровные бусины из полимерной глины своими руками

Соль и лак

Нередко поверхность изделий из пластики требуется шероховатая, напр., чтобы цветы и листья из нее выглядели натуральнее, как на рис. справа. Также шероховатость поверхности, но более мелкая, нужна под лакировку бижутерии, чтобы лак держался. Того и другого добиваются т. наз. соляной техникой, см. рис. ниже. Изделие подсушивают, как описано выше, обваливают в кухонной соли (она удобна хорошей растворимостью в воде и тем, что выпускается разного помола), затем выдерживают в воде, пока соль не растворится. Если делаются бусы, отверстия в них сверлят тут же, а прочие изделия досушивают, как надо.

Немного об искусстве

Статья эта вообще-то технологическая, но художественная лепка из пластики непосредственно прилегает к производственному циклу, т.к. начинается сразу же по объемном окрашивании и даже сливается с ним. Поэтому нельзя не сказать несколько слов о том, как из пластики лепить.

Простейшая техника – слоеная, или слойка. В ней абсолютно никаких сложностей, см. рис. ниже. Слои могут быть прямыми ровными, косыми, выклинивающимися и вообще хаотичными. Но – немного умения, фантазии, и можно делать штучки, которые проголодавшимся гостям без предупреждения можно показывать разве что 1 апреля, и то не всяким, см. след. справа. Впрочем, в этот день можно показаться и самой, в колье из таких пирожных и в новом праздничном платье. Надеюсь, понимаете – шутка.

Развитие слойки – слоистые палочки, или круглая слойка. Этих 2-х техник достаточно, чтобы сделать почти все, что показано на рис. в начале и еще многое другое. Напр., очень популярные дольки цитрусовых, см. след рис. Цветовой переход на поз. 2 получают, вставив клин дополнительного цвета в надрез на колбаске основного. Затем колбаску долго и энергично, но не зажимая сильно, прокатывают между ладонями. От тепла рук, если пластика мягкая, цвета разойдутся друг в друга. Таким же способом избавляются от полостей на поз. 6 и 7.

То, что показано на рис. справа, делается таким же способом, но требует уже гораздо большего мастерства. Называется – техника внутреннего контура. По ней делают заготовки под поверхностную окраску; каждый предмет выходит единственно-неповторимым.

Почти 90 лет назад в Германии была создан прекрасный материал для лепки. Изначально из него планировали делать кукольные головы, но скульптурная масса позволяла передавать тонкие детали лиц, поразительно имитировала различные текстуры поверхности, становилась крепкой после обработки.

Кукольные лица не выгорали, оставались милыми надолго. Так появилась чудесная пластичная масса, которую так полюбили мастерицы и рукодельницы.

Что такое полимерная глина?

Масса для лепки со специфическим запахом, внешне напоминает пластилин. Содержит пластификаторы, которые придают пластичность заготовкам, и облегчают создание необходимой первоначальной формы.

Во время нагрева эти химические добавки улетучиваются. Полимеризация изделий из такой глины необратима, масса затвердевает настолько, что в дальнейшем не меняет свою форму.


Для чего используется полимерная глина?

Простоту работы с такой глиной и доступность технологий её обработки используют мастера декоративно-прикладного искусства и дизайнеры малых форм. Продажа красивых изделий из глины ручной работы стала источником доходов.

Полимерная глина применяется для изготовления:

  • женских украшений, бижутерии;
  • сувениров
  • малоразмерных предметов интерьера;
  • ёлочных игрушек;
  • авторских кукол.

Сделать красивые изделия может не только профессиональный дизайнер или скульптор, превратить любимую кружку в неповторимый и уникальный арт-объект поможет эта статья. Достаточно посмотреть мастер класс по лепке глиной своими руками, и сделать украшение в виде аппликации на стенку кружки.

Типы глины

В составе полимерных масс для лепки встречаются разные пластификаторы, но все они требуют нагрева для полимеризации. Иногда полимерной глиной называют пластические самозатвердевающие массы, которые не требуют нагревания для закрепления формы.

Полимерная глина продается в различной по весу расфасовке и цветовой гамме. Производители выпускают эти поделочные массы с разными свойствами: цветными, прозрачными, блестящими, матовыми и другими эффектами. Все эти свойства маркируются на упаковке глины, так же как и срок хранения.

Важно: Если срок хранения глины подходит к концу, откажитесь от такой покупки. Масса может при подготовительном размятии рассыпаться, ничего из нее сделать не удастся.

Инструменты

Инструмент для лепки продается в магазинах для творчества и рукоделия, расположен на полках рядом с полимерной глиной. Новичкам не обязательно что-то срезу же покупать, можно обойтись подручными средствами.

Прежде чем приступить к созданию собственного шедевра, надо подготовиться. Для полноценной работы понадобятся:

  • рабочая поверхность, можно взять керамическую плитку или стекло;
  • ПВА клей, который пригодится для склеивания деталей;
  • острые ножи, можно канцелярские резаки;
  • наждачные листы для обработки неровностей;
  • кусок замши для полировки;
  • зубочистки для помощи в создании эффектов;
  • скалка для раскатывания массы в плоский лист, лучше взять стеклянную бутылку.


Формочки-каттеры для вырезания можно заменить на пробки от пластиковых бутылок, это будут самые простые шаблоны фигурок для начинающих.

Способы лепки и фактурирования поверхности

Перед началом лепки массу надо размять в руках, слегка согреть ее, аналогично пластилину. Одноцветные работы требуют лишь проверки однородности массы при создании деталей изделия, например, при изготовлении авторских кукол.

В многоцветных работах, как при изготовлении бусин или мелких сувениров, используют разные техники. Новичкам можно посоветовать техники, которые покажут как научиться лепить полимерной глиной:

  • плавный переход, самая простая и распространенная техника, когда берутся два бруска и разминаются одновременно, после формуются нужные детальки;
  • сапе, при которой накладываются друг на друга слои разного цвета, потом аккуратно скатываются в рулетик, детали нарезаются поперёк.

Остальные техники, такие как филигрань, калейлоскоп, соль можно освоить в последствии.

Обратите внимание!

Закрепление формы деталей

Полимеризация требует соблюдения условий производителя глины. Важно следовать инструкциям, не нарушать показатели температуры запекания, которые обозначены на упаковке. Недогревшиеся изделия не сохранят форму, перегревшиеся – потеряют цвет, станут темными.

Плоские детали запекаются на керамической плитке в духовке. Мелкие детали типа бусинок накалывают зубочистками на шар из фольги. Остывать запеченные детали должны постепенно, в естественных условиях.

Соединение деталей

Иногда, при сложных техниках выполнения изделий, детали склеиваются между собой сразу после обжига. Для этого используют клей ПВА, наносить его надо точечно, так детали точнее подгоняются друг к другу.

Конечная обработка поверхности

Перед тем, как покрыть полимеризованное изделие специальным лаком, поверхность зачищают от неровностей наждачной бумагой и, при необходимости полируют замшей.

Окончательный вид рукотворным шедеврам придает лакирование, что видно на фото лепнины из полимерной глины. Матовые и глянцевые лаки выбирают по замыслу поделки. Производители полимерной глины делают и собственные лаки, наиболее выигрышно подходящие по химическому составу.

Обратите внимание!

Наносят лак послойно двумя способами:

  • Кисточкой, покрывая изделие привычным образом.
  • Окуная сразу все изделие в лак. Для этого его надо закрепить, например, на зубочистке, окунуть в раствор и поворачивать в нем. Потом вынуть, зубочистку воткнуть в пенопласт, дать излишкам лака стечь.

Идеи и инструкции для лепки из глины принесут радость творчества, только при соблюдении правил техники безопасности. Следует помнить, что в обычных условиях полимерная глина не токсична. Но процесс полимеризации сопровождается выделением из-за нагрева вредных летучих соединений.

Важно: При обжиге изделий обеспечить проветриваемость помещения, в котором идёт запекание полимерной глины.

Фото лепки из полимерной глины

Обратите внимание!



Новое на сайте

>

Самое популярное