Домой Оториноларингология Аденоиды после моря. Можно ли ехать на море с аденоидами? Что понимается под аденоидами

Аденоиды после моря. Можно ли ехать на море с аденоидами? Что понимается под аденоидами

Пожалуй, сейчас нет такой мамы, которая не слышала бы термин «раннее развитие». Однако мнения относительно его полезности среди родителей существенно расходятся. Одни мамы с упоением учат малыша читать уже с 6 месяцев, другие убеждены в том, что занятия в столь раннем возрасте оказывают негативное влияние на психику ребенка и лишают его детства. Так кто же прав? Мне кажется, большинство разногласий связано с тем, что все по-разному понимают выражение «раннее развитие ребенка». Попробуем разобраться, что же это такое и как оно может повлиять на вашего малыша.

Некоторое время назад учеными был выявлен один важный факт – к концу третьего года жизни клетки головного мозга завершают свое формирование на 70%, а к шести-семи годам – на 90% . Получается, что, начинать обучать ребенка только в 7 лет – значит упустить очень ценное время и не использовать врожденный потенциал ребенка. И наоборот, если заниматься развитием ребенка в этот «продуктивный» период, то будет хорошая «стартовая площадка» для дальнейшего обучения.

Ребенок рождается с огромным интересом к окружающему миру, его организм настроен на бурную деятельность, он жадно вбирает любую информацию, запоминая ее со скоростью, которая нам, взрослым, и не снилась. Мозг ребенка все время работает, учится сравнивать и делать выводы. Если мы активно занимаемся с малышом в первые годы его жизни, мы просто расширяем информационное пространство ребенка и даем ему возможность хотя бы немного удовлетворить его потребность в знаниях об окружающем мире.

Итак, раннее развитие предполагает интенсивное развитие способностей ребенка от рождения до 3 (максимум до 6) лет . Только вот понимание значения слова «интенсивное» у всех разное. Многие люди, говоря о раннем развитии, представляют малышей, зубрящих буквы и цифры и не имеющих ни одной свободной минуточки для свободной игры и общения со сверстниками. К сожалению, надо признать, что последователи такого подхода к раннему развитию действительно имеются. Такие родители упорно развивают своих детей до тех пор, пока совершенно не отобьют у них желание к какому-либо обучению. Этот подход к раннему развитию вряд ли можно назвать правильным, т.к. он ведет в никуда и вряд ли может сделать ребенка счастливым.

Что же такое раннее развитие?

В первую очередь это интересная игра, которая призвана сделать жизнь ребенка увлекательной. Как говорил Масару Ибука

«Основная цель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире»

Итак, раннее развитие в правильном, на мой взгляд, понимании – это:

  • Специально созданная , наполненная интересными предметами и игрушками, дающими много самых разных тактильных, зрительных и звуковых ощущений, способствующих сенсорному развитию ребенку.
  • Активное участие мамы в жизни ребенка, стремление сделать жизнь малыша интересной, красочной, много совместных игр, творческий подход к занятиям. Мало купить развивающие игрушки, нужно «обыграть» их вместе с малышом.
  • Постоянные беседы и обсуждения всего происходящего вокруг, .
  • Знакомство с окружающим миром посредством карточек, книг и других пособий (например, изучение животных, овощей, фруктов, профессий и т.п.) Как не переборщить с обучением по карточкам, читайте .

Разумный подход к раннему развитию или как не перегнуть палку

Когда Таисия только родилась я, как и многие мамы, с опаской относилась к интенсивному раннему развитию. Вдруг навредит эмоциональному здоровью дочери? Ведь именно этим пугают психологи. Но когда я начала подробнее вникать в суть разнообразных методик и занятий, поняла, что раннее развитие, если подходить к нему без фанатизма, это вовсе не зубрежка и натаскивание, а интересные игры, которые призваны сделать детство ребенка ярче и интереснее. Только очень-очень важно с этими самыми играми не переусердствовать. Не нужно воспринимать слова «раннее развитие» как «растим гения!», беспрерывно приставать к малышу с занятиями, не оставляя ему ни минуточки отдыха и свободной игры.

Часто родители пытаются реализовать собственные амбиции и несбывшиеся мечты за счет ребенка, либо же им хочется, чтобы их ребенок непременно был развит лучше, чем соседский. В погоне за результатом можно перегрузить ребенка и отбить у него всякое желание заниматься вообще.

    Предоставлять ребенку как можно больше свободы в выборе занятия . Не навязывать тех занятий, которые ему не интересны. Возможно, вы бывали в ситуации, когда вам кажется, что малышу надо бы порисовать, потому что давненько он не брался за карандаш, но он почему-то наотрез отказывается. Не настаивайте! Я не раз замечала, что такие занятия «через силу» только отбивают у Таисии какое-либо желание. А, если и удастся ее уговорить, она все равно потом сидит недовольная и нехотя водит карандашом по бумаге. Не хочется сейчас рисовать – это право ребенка, у всех свои интересы. Вполне возможно, что завтра или даже через недельку у ребенка появится желание.

    Прекращать занятие прежде, чем оно наскучит ребенку. Мне, например, не раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда, казалось бы, только начав склеивать какую-нибудь поделку или возводить постройку из кубиков, Таисия теряла к ней интерес и отказывалась продолжать занятие. Но я то бросать начатое не привыкла, мне же нужно доделать! Тут сразу возникает соблазн во что бы то ни стало уговорить дочку закончить начатое. Однако, как показывает опыт, такие вот уговоры ни к чему хорошему не приводят. Даже если ребенок согласится, он будет делать все без желания, а в следующий раз на подобное занятие вообще смотреть не захочет. Предложить продолжить, конечно, нужно, но без какого-либо давления! А вообще лучше заведомо предлагать ребенку не слишком сложные поделки и занятия, чтобы у малыша хватило терпения до конца.

    Стараться превращать любое занятие в игру . Пускай это будет не «Так, а сейчас мы собираем пирамидку», а веселая сценка, к вам придет мишка и позовет вместе играть, у него, конечно, ничего не будут получаться, колечки будут выпадать, и малыш обязательно захочет помочь неуклюжему мишке.

    Не устанавливать норм по времени и количеству занятий в день . Всякое может случиться: малышу может нездоровиться, у него плохое настроение, он увлечен новой игрушкой или у вас срочные дела. Не нужно стараться во чтобы то ни стало выполнить дневную норму по занятиям, да еще и корить себя потом за недостигнутый результат.

    Не нагружать малыша знаниями «про запас» . Старайтесь, чтобы изучаемая информация соответствовала интересам и возрасту малыша, чтобы он смог ее в ближайшее время использовать. Например, изучайте геометрические фигуры тогда, когда малышу уже будет интересно играть с геометрическими рамками-вкладышами и сортерами, цвета — когда ребенок уже способен их различать (после года) и т.д.

  1. Никогда не сравнивать малыша с другими детьми (хотя это очень трудно, по себе знаю:)), все дети разные, у всех свои склонности! Всегда оценивайте развитие малыша не по отношению к соседскому мальчику Пете, а по отношению только к самому ребенку. Благодаря вашим занятиям ребенок развивается раньше, полноценнее, чем мог бы, если бы вы вообще не обращали на его развитие никакого внимания.

Итак, занимаясь развитием малыша, помните, что ваша первоочередная задача сделать ребенка счастливым ! Интеллектуальное развитие – это еще не самое главное в жизни. Важно сохранить добрые отношения с малышом, сохранить и поддержать в нем творческие задатки, умение чувствовать и сопереживать.

Не слушайте тех, кто против

Если вы задумываетесь о необходимости раннего развития или уже являетесь его сторонником, вам, наверняка, приходилось сталкиваться и с противниками развития детей в раннем возрасте. Один из основных аргументов таких советчиков – «У ребенка должно быть детство». Как правило, используют его те люди, которые не до конца понимают суть развития в раннем возрасте. Вероятно, по их мнению, счастливое детство – это беззаботные игры с куклами у девочек и с машинками у мальчиков (а что еще?), бесцельное болтание на улице или по квартире из угла в угол и никаких умственных нагрузок («это тебе еще рано»).

Скорее всего, противники дошкольного развития детей никогда не видели, как у одно-двухлетнего ребенка горят глаза, когда он собирает пазл или вырезает ножницами, когда он просит «Мама, давай еще поговорим по-английски» или когда увлеченно пересказывает любимые стихи и поет песни.

Стоит также заметить, что детям, с которыми постоянно занимались в раннем детстве, гораздо легче приходится в школе и во взрослой жизни, они более усидчивы и восприимчивы к знаниям. Детям же, воспитанным по принципу «счастливого детства без лишних нагрузок», действительно нелегко будет смириться с неожиданно свалившейся на их голову необходимостью учиться.

Итак, если вы решили, что раннее развитие — это для вас, то обязательно приступайте. Вскоре я обязательно постараюсь написать статью, в которой рассмотрю преимущества и недостатки наиболее популярных развивающих методик. Возможно, она кому-то поможет определиться со «стратегия развития». На сайте вы также найдете много полезных материалов, которые помогут вам при подготовке занятий с малышом. Например,

Автор книг для родителей рассказывает о своем опыте раннего развития годовалой дочери. Какие развивающие пособия выбрать? Авторам каких методик верить? Как взрослому получать от всего этого удовольствие? И что опасного в увлечении только "развивающими" играми и игрушками?

Не ждите результата

Воодушевленная великой идеей раннего развития почти годовалой Даши, я начала скупать "развивающие пособия": паззлы для самых маленьких (по 2-4 элемента), пирамидки, крупную мозаику, разрезные картинки, а также рамки и вкладыши.

Последние — это фанерные или картонные дощечки (планшеты) с отверстиями или выемками разных форм и размеров. Задача игры — подобрать вкладыши к соответствующим отверстиям. Классические рамки по методике — с геометрическими фигурами. Но сейчас в продаже имеется огромное количество других тематических дощечек (животные, фрукты, цвета и так далее) — с подложкой (то есть рисунком внутри в качестве подсказки) или без.

Также у нас в доме появились обучающие книжки на разные темы (например, "Противоположности", "В зоопарке", "Цвета и формы", "Изучаю себя"). Затем настал черед "фотоальбомов".

"Фотоальбомы" — это условное название. На самом деле вместо фотографий увлеченная мама вставляет в кармашки картинки с изображением разных предметов, обитателей животного мира и пр. Рядом подпись, желательно написанная "по складам" — в духе методики Н.Зайцева. Альбомы должны быть тематическими ("овощи", "одежда", "мебель", "музыкальные инструменты", "дорожные знаки", "породы собак" и так далее). Это такой замечательный способ знакомства малыша с окружающим миром.

Картинки и надписи к ним я брала из книги Л.Даниловой "Как дать ребенку энциклопедические знания". Сейчас в продаже имеется множество специальных наборов картинок, систематизированных по определенным темам.

И вот все было готово для занятий. Но... жизнь внесла свои коррективы. Ребенку подсовываемые мамой картинки были абсолютно неинтересны. Нет, интересны, но секунды на три. Потом внимание переключалось на россыпь паззлинок на ковре, еще через мгновение — на красочные рамки и вкладыши, потом на обслюнявленные бублики от пирамидки... Затем это все отшвыривалось, и ребенок уползал бродить по квартире. Я бегала за ней с альбомами: "Смотри, смотри, это тукан, а вот это рыба налим"... Без толку. Что тукан, что налим, что баян с гармонью Даше были одинаково безразличны.

Внутри меня затрепыхалось беспокойство. Но потом, к счастью, на глаза попался опыт одной мамы. Она рассказывала, что ее мальчик пристрастился к тем же альбомам только в 1 год и 3 месяца. Я поняла, что еще не все потеряно, и, помня заветы специалистов не форсировать события, стала ждать.

Чем мы еще занимались в тот момент? Пытались строить башни из кубиков: я строила, а Даша ломала. Ничего, успокаивала я себя, это период сейчас такой — разрушения. Пора созидания впереди. Наши игры в мячик, рамки и вкладыши, стишки-потешки-песенки — все это было каким-то... неуклюжим. Я не видела в Даше даже искры реакции на мои старания.

Я хорошо усвоила предостережения "не растите гения", "не гонитесь за рекордами", "не нагружайте ребенка". Но установка "не ждите реакции и результата" как-то прошла мимо меня. И только потом, немного поумнев, я поняла, что не нужно ждать — ни интереса, ни отклика, ни того, что малыш порадует маму своими успехами. От ребенка вообще ничего не нужно ждать! Не только в пору его раннего детства — вообще никогда.

И надо гнать от себя мысли о том, что я, мол, занимаюсь "ранним развитием" своей дитятки, как это здорово, какая я молодец. У таких занятий не должно быть ни скрытого, ни явного подтекста, ни каких-либо амбициозных целей, кроме одной — удовольствия от совместного времяпрепровождения. Все материнские порывы должны идти от сердца, а не потому что "так надо", "полезно" и "правильно".

Вот оно, раннее развитие!

Успехи, как это обычно бывает, стали заметны тогда, когда их уже никто не ждал. В тот самый 1 год и 3 месяца у Даши проснулся "зверский аппетит". Ей стало интересно буквально все — и тематические альбомы в первую очередь. Мы стали изучать их каждый день, по чуть-чуть: я пролистывала странички, называла картинки, а Даша увлеченно слушала. Рейтинг самых популярных тем возглавили животные — домашние и дикие.

Занимаясь с Дашей, я открыла для себя много нового. Например, научилась отличать болонку от пекинеса, узнала, как выглядит камбала и кто такой долгопер... Я вспомнила, что самая длинная река на земле — это Нил, самый большой остров — Гренландия, а самое глубокое, самое чистое да к тому же самое "старинное" озеро — наш Байкал.

И это было только начало! Мой ребенок потом еще не раз помогал мне по-новому взглянуть на привычные вещи и вытащить из закоулков памяти пыльные мешки знаний. В один памятный день я увидела, что Даша сама стала брать альбомы с полочки и рассматривать их. И мое материнское сердце успокоилось окончательно — процесс пошел.

Одновременно с альбомами ребенок "подсел" на всевозможные рамки и вкладыши и похожие на них фанерные игры. (Правильное название — развивающие доски Сегена. Это фанерные планшеты с выемками разной степени сложности: например, несколько одинаковых собачек разного размера; картинка, состоящая из нескольких деталей, и прочее.)

Другим нашим любимым развлечением стала игра в "забавную пирамидку". Это 8 ярких пластмассовых стаканчиков, окрашенных во все цвета радуги, которые можно складывать один в другой или, перевернув вверх дном, строить из них башню-пирамидку. Тут и изучение цветов, размеров, и знакомство с понятиями "больше-меньше".

В тот же самый момент муж уехал в командировку в Венгрию и привез оттуда Даше подарок — большой "логический куб" с множеством отверстий в виде разных геометрических фигур (еще одно название такой игрушки — сортер). В них-то и надо было просунуть подходящие по форме детали. Причем кубик оказался повышенной сложности: помимо банальных круга, квадрата, овала там были дырочки для полукруга, эллипса, прямоугольного, равнобедренного и равностороннего треугольников, пяти-, шести-, восьми-, десятигранников и даже параллелепипеда.

"Производители случайно ничего не перепутали? — подумалось мне. — Это точно развивающее пособие для детей второго года жизни?"

Каково же было мое удивление, когда, потыкавшись недельки три, Даша стала наполнять "логический куб" на счет раз. Именно тогда я окончательно поверила Масару Ибуке — мозг маленького ребенка имеет практически неограниченные возможности. Нужно только каждый день заниматься с ним "зарядкой".

Подход к ребенку

Впрочем, к каждому ребенку нужен свой подход. Как-то раз я предложила трехлетней Даше раскрасить картинку — девочку с санками. К слову сказать, раскрашивать она тогда еще совсем не умела. Но учиться когда-то надо начинать, правда? Ребенок с энтузиазмом взял было фломастер и... положил его на место.

— Нет, мам, у меня не получится.

— А ты попробуй. Смотри, это совсем несложно, — и я раскрасила девочке шапочку.

Даша ни в какую:

— Нет, у меня не получится.

И тут меня прорвало.

— Не получается у тех, кто даже не пытается научиться, Даша. Если ты не будешь пробовать, не будешь стараться, у тебя действительно ничего не выйдет. Получается только у тех, кто берется за дело, и тренируется, тренируется, тренируется, не боясь ошибок. Ни у кого сразу не получается, но если вообще ничего не делать, то не получится никогда. Вот!


Я выдохнула. Потом задумалась. Кому я все это сказала? Трехлетней девочке? Да разве может такая кроха понять все эти причинно-следственные связи "взрослого мира", а тем более взять их на заметку?

Кроме того, поднабравшись опыта в "раннем развитии", я поняла для себя несколько важных вещей:

  1. Мария Монтессори, супруги Никитины тысячу раз правы, советуя никогда не делать за малыша то, с чем он может справиться сам. Играя с ребенком, ни в коем случае не надо тут же указывать ему на его ошибки и подсказывать, "как надо" и "как правильно". Пусть ошибается, пусть делает так, как считает нужным. Потому что только напрягая свою головку, придумывая собственные способы решения задачи, он научится думать и творить. Только так он вырастет внутренне свободным и уверенным в собственных силах. Хорошо бы эту установку перенести на все остальные сферы жизни ребенка. В будущем он меньше всего будет нуждаться в том, чтобы ему настоятельно советовали, как жить и что делать.
  2. Если у малыша что-то не получается, и он со злостью отшвыривает игрушку с явным намерением больше никогда к ней не подходить, нужно попытаться минимизировать этот негатив. И еще раз спокойно и ненавязчиво показать, объяснить, подбодрить, поддержать веру в себя. "У тебя обязательно получится, ты такой молодец!".

Но... Что же я увидела после того, как умолкла? Даша, вздохнув, робко взяла фломастер и стала разрисовывать девочке варежки. Неумело, конечно, то и дело вылезая за "границу", но она старалась! Вечером мы с гордостью показывали "девочку с санками" пришедшему с работы папе, который, конечно, чуть в обморок не упал от такой красоты. А Даша с тех пор поверила в свои силы и попросила накупить ей раскрасок. Кто бы мог подумать, что такое безнадежное дело, как "взрослая лекция", поможет ей преодолеть "барьер" и начать заниматься тем, что, как она считала, у нее никогда не получится.

"Бесполезные" игры

Как-то незаметно для себя самой я стала заниматься с ребенком только "развивающими" играми, напрочь позабыв про игры "бесполезные" (прятки, салочки, дочки-матери и прочие). Ситуацию спасла появившаяся в нашей жизни Дашина няня — Наташа. Она была музыкальным руководителем в детском саду и подрабатывала у нас два раза в неделю.

— Современные дети совершенно не умеют играть, — запомнила я Наташины слова. — И это самая большая проблема, когда они приходят в детский сад.

Нашей няне я до сих пор безмерно благодарна. За то, что она просто замечательный человек. За то, что за два года ее работы у нас мне не в чем было ее упрекнуть. Но в первую очередь за то, что она научила моего ребенка играть.

У Наташи это получалось очень естественно. Они с Дашей брали плюшевые игрушки, придумывали роли, ситуации (магазин, "у доктора", на улице, в гостях, в зоопарке и тому подобное), обыгрывали их, развивая воображаемый сюжет. И хотя моя девочка в тот момент говорила только отдельные слова, игра получалась и поглощала дочку целиком. И очень-очень скоро я заметила, что она уже не ходит за мной хвостиком, не просит, чтобы ее развлекали, а с удовольствием играет сама.

Как научить малыша играть самостоятельно?

  • Детским играм в одиночестве мешают два чувства: чувство незащищенности и чувство неуверенности в себе. Чтобы чувствовать защищенность, нужно, чтобы мама постоянно находилась в зоне видимости. А чтобы ощущать уверенность в себе, нужно, чтобы мама все время подбадривала и хвалила ("Как хорошо у тебя получается! Ты молодец!").
  • Чтобы малыш стал играть самостоятельно, надо показать ему, как это делается. Поэтому сначала какое-то время играем вместе с ним — в самые разные игры и игрушки, которые есть дома. Показываем всевозможные варианты (можно так, а можно эдак), экспериментируем и, конечно же, фантазируем.
  • Иногда, когда малыш в затруднении, помогаем ему выбрать игру, предлагаем что-то. Покупая новую игрушку или игру, также сначала играем вместе.
  • Совсем необязательно тут же срываться и бежать, когда ребенок зовет играть. Если мы заняты, можем спокойно (и твердо) сказать: "Я занята, но обязательно поиграю с тобой, когда освобожусь". Так мы даем ему понять, что мама — отдельный человек со своими потребностями, и у нее тоже могут быть свои дела.

Кстати, увлеченно играя, ребенок постигает окружающий мир намного глубже и многограннее, чем при выполнении "развивающих" заданий, поскольку прилагает значительные душевные усилия и задействует творческое воображение. Для малыша очень важно пережить различные эмоциональные состояния. Пережить самому, а не изучить по картинкам. Он должен сам научиться радоваться, сопереживать, заботиться, быть внимательным и прочее. Примерять на себя различные социальные роли и смотреть на мир с разных точек зрения. Только тогда его развитие можно будет назвать полноценным.

Развитие малыша до года является важнейшим этапом в его жизни. В это время и мама, и все близкие должны обязательно быть максимально внимательны к ребенку. Ведь в этот период важно уследить не только за тем, чтобы не пропустить отклонений в его здоровье, но и создать все условия для правильного развитии психики малыша.

Что нужно знать маме?

Очень важным моментом является проведение тщательного обследования ребенка всеми специалистами, о которых маме расскажет участковый педиатр. В таком обследовании должны быть заинтересованы, прежде всего, родители. Ведь не всегда удается определить наличие ряда нарушений в функционировании нервной системы ребенка сразу после его рождения ввиду наличия процессов торможения в неонатальном периоде. Только определяя дальнейшее физическое развитие ребенка до года, можно определить наличие таких нарушений. Если определить патологии сразу, их можно вылечить в раннем возрасте, и в дальнейшем развитие ребенка, 1 год которому исполнится совсем скоро, будет протекать без нарушений. В то же время игнорирование таких проблем может привести к тому, что в процессе взросления состояние малыша может серьезно усугубиться. Поэтому на физическое развитие детей до года необходимо обращать пристальное внимание.

В идеале ребенку до года профилактические осмотры необходимы каждый месяц. Но даже в том случае, если мама редко показывает ребенка врачам, ей нужно следить за его здоровьем и четко отмечать любые нарушения.

Развитие ребенка по месяцам

Чтобы определить, нет ли отклонений от нормы, важно четко знать, как происходит развитие ребенка до года по месяцам. Итак, в конце первого месяца жизни младенец может поворачивать головку на звук, оглядываться, постепенно он начинает улыбаться.

Второй месяц жизни — время, когда ребенок начинает активно двигаться: он сосет кулак, учится держать игрушку в руке, поднимет и опускает руки. К тому же он постепенно начинает учиться держать головку и более активно улыбается.

Физиологическое развитие ребенка на третьем месяце происходит интенсивно. Ребенок в этом возрасте уже учиться переворачиваться на бок со спины, а также обратно. Лежа на животе, малыш поднимает голову. Также он хорошо удерживает игрушку в руке.

Психомоторное развитие ребенка до года активно продолжается и на четвертом месяце жизни. Сейчас он уже более свободно переворачивается, хватает в руки все, что ему попадается. Именно в этот период ребенок постепенно учится отличать близких ему людей от чужих. На пятом месяце малыш становится еще подвижнее и постоянно тянет в рот все игрушки. Помесячное развитие активизируется на шестом месяце, когда многие дети уже пытаются сесть или постепенно начинают ползать. Именно сейчас ребенок становится более «разговорчивым» — он уже издает боле четкие звуки и выговаривает отдельные слоги.

В семь месяцев малыш постепенно начинает учиться садиться из лежачего положения, а иногда пытается встать, придерживаясь за бортики кроватки. А вот попытки ходить учащаются ближе к тому времени, когда малышу исполнится 1 год. Игрушки в этом возрасте детки уже внимательно рассматривают, подолгу держат в руках. В этом возрасте малыш активно реагирует на близких людей. На восьмом месяце ребенок активно жестикулирует: он может хлопать в ладошки, махать ручкой.

9 месяцев — период, когда малыш может начинать пробовать ходить, так как ползает он уже очень активно и бойко. В его «языке» появляются интонации, похожие на те, которые он слышит от взрослых. Три последних месяца первого года жизни — период, когда малыш с большой охотой исследует мир, который его окружает. Именно сейчас малыш делает самые первые неуверенные шаги, выдает новые звуки.

Умственное развитие ребенка

Несмотря на то, что календарь развития ребенка до года подробно описывает то, что должен уметь малыш на определенном месяце жизни, родители должны понимать, что определенные отклонения от такого «графика» вполне допускаются. К примеру, многие детки начинают пробовать ходить уже после того, как им исполняется 1 год. Ну а услышать первые слова и фразы ребенка родители могут даже не после года, а ближе к двум годам. Но при этом важно понимать, что определенных результатов в развитии ребенка можно достичь с помощью массажа, зарядки, простых, но очень важных для малыша развивающих игр.

Если мама и папа замечают, что годовалый ребенок развивается с сильным запозданием, и присутствуют некоторые отклонения от нормы, то воспитание ребенка до года должно быть направлено на активное развитие.

На первом году жизни умственное развитие ребенка определяется несколькими сферами. Это развитие его восприятия, моторики, речи, эмоций и тонких движений руками. Очень важным моментом является также физическое развитие, так как любые отклонения от нормы могут серьезно отразиться на общем состоянии ребенка.

На протяжении первых двенадцати месяцев жизни ребенок вырастает примерно в полтора раза, а по весу он увеличивается в два раза. Чтобы обеспечить свободные движения, месячного ребенка не стоит пеленать, так как тугое пеленание может замедлить как двигательное, так и психическое развитие. Рукава в распашонках зашивать также не стоит, так как малыш должен активно шевелить пальчиками и брать в руки игрушки.

Определить, что восприятие малыша развивается нормально, можно по тому, что он научился фиксировать свой взгляд на определенном предмете, поворачивать голову туда, откуда доносятся звуки. На третьем месяце малыш должен уметь следить за предметом, который движется. После четвертого месяца ребенку требуются новые впечатления, так как большинство медиков склоняются к тому, что в однообразной среде малыш развивается более медленно. Стоит ежедневно ходить на продолжительные прогулки, показывать ребенку новые предметы.

Эмоциональное развитие малыша первого года жизни также происходит в быстром темпе. Если первой его эмоцией был только крик, движения без координации и покраснение, то после первого месяца жизни младенец учится улыбаться, а также реагировать на маму и других близких. Если наклониться над ребенком, он проявляет так называемый «комплекс оживления » — сосредоточение на лице, движения руками и ногами, звуки. После шести месяцев малыш более активно интересуется всем, что его окружает, и ярко реагирует на происходящее вокруг него.

Постепенно малыш начинает понимать те слова, которые говорят ему взрослые. Но изначально он различает те голоса, которые ему знакомы, учится понимать эмоциональное насыщение обращенной к нему речи. Изначально малыш двигает ртом, гулит, имитирует звуки, вокализирует. Если следить за речевым развитием малыша и помогать ему, то очень скоро произносимые звуки станут более разнообразными. Ближе к годовалому возрасту ребенка некоторые мамы начинают беспокоиться, что развитие речи малыша отстает от нормы. Педиатры советуют как можно больше общаться с малышом, рассказывая ему, что вы делаете, что происходит вокруг него. Такое общение помогает ребенку запомнить слова и быстрее научиться их произносить. К году малыш должен узнавать некоторые простые слова и выполнять те простенькие просьбы, которые взрослый подкрепляет еще и «говорящим» жестом.

Детские психологи советуют начинать говорить с ребенком еще тогда, когда он находится в утробе. С новорожденным говорить нужно практически постоянно, но при этом важно делать это правильно, произнося слова четко. С самыми маленькими нужно разговаривать с ярко выраженными эмоциями. А, разговаривая с детьми, которым уже исполнилось шесть месяцев, желательно использовать полные простые предложения и четко артикулировать, глядя прямо на малыша. Пока ребенок не ассоциирует себя с понятием «я» стоит называть его в третьем лице, используя имя. Мама должна постоянно обращать внимания малыша на то, что он видит вокруг. Особенно важно делать это во время прогулки, когда у ребенка появляются новые впечатления. Стоит рассказывать ему о том, что происходит вокруг, описывать то, что он видит.

Также полезно для речевого развития рассказывать или читать ребенку стихи, прибаутки. А ближе к году малыш может познакомиться и со своими первыми книжками, в которых будут яркие и большие иллюстрации. Правда, нужно будет следить за тем, чтобы книжка не оказалась через некоторое время порванной. Специалисты советуют давать малышу старые журналы, чтобы он мог выразить свое желание разорвать бумагу. Тогда книжки останутся целыми.

Психологи настоятельно рекомендуют мамам и папам целовать, обнимать малыша, улыбаться ему и не бояться того, что такой ласки может быть слишком много. Ведь раннее развитие детей, окруженных любовью и вниманием с первого дня, происходит намного интенсивнее.

Впрочем, раннее развитие детей до года предусматривает и приучение ребенка к дисциплине. В этот период непослушного или плачущего малыша нужно переключать, отвлекая от происходящего на иное занятие. Постепенно детей раннего возраста следует приучать и к значению слова «нельзя». Мама должна действовать последовательно и при этом быть твердой. Однако не нужно стараться запрещать малышу слишком много вещей, стоит определить для себя несколько главных моментов и постараться донести их ребенку. Но при этом следует учесть, что особенности развития малыша первого года таковы, что наказывать его совершенно бессмысленно.

Сенсорное развитие

Сенсорное развитие — еще один важный момент в познавательном развитии ребенка. Тонкая моторика рук определяется умением малыша хватать предметы и держать их в руках. Хватание является самым первым целенаправленным действием, определяющим его предметное мышление. Ближе к годовалому возрасту ребенок уже умеет подражать взрослому, играя предметами. Его движения более осознаны, и это свидетельствует о проявлениях практического мышления. Раннее развитие до года может включать массаж пальцев и кистей рук, который советуют практиковать примерно с трехмесячного возраста. Массаж ладошек и стоп мама может проводить самостоятельно. Сначала нужно легонько их погладить, потом поочередно загибать пальчики на руках, сжимать их в кулачок и разжимать. Всем известная игра в «сороку-ворону» — прекрасное упражнение для развития мелкой моторики. Чуть позже, по мере роста, ребенок и сам будет с удовольствием рассказывать прибаутку о сороке-вороне, делая самостоятельно упражнения для пальчиков. Существует много стишков, под которые нужно демонстрировать действия, которые являются отличной гимнастикой для пальчиков, рук, ног. Необходимо подобрать несколько таких стихов и регулярно читать их малышу, показывая, что нужно делать. Кроме того, с малышом можно вместе сочинять сказки о пальчиках и устраивать целый мини-театр. Большинство детей просто в восторге от подобных игр.

Методики развития моторики малыша 11-12 месяцев предусматривают игры с пирамидками, вкладышами, забавы, в которых участвуют пальчики ребенка, и др. С помощью таких упражнений можно проводить эффективные тренировки тонких движений пальцев. Кстати, именно с мелкой моторикой рук связано развитие речи ребенка.

Определить, насколько своевременно развивается ребенок, можно с помощью тестов, для проведения которых мама с малышом по желанию могут посетить любой центр раннего развития. Но все же в большинстве случаев оценить речевое развитие и другие параметры раннего развития малыша мама может, просто наблюдая за ребенком.

Очень важно осознавать, что все рекомендации по раннему развитию ребенка на самом деле легко воплощаются в жизнь. Все упражнения, массаж, игры гармонично вписываются в общие правила ухода за малышом. Если мама будет постоянно помнить о том, что первый год ее малыша является решающим во многих аспектах жизни, то его познавательное развитие пройдет активно и гармонично. Еще один решающий фактор — постоянная забота и ласка со стороны близких людей. Если ребенка любят, о нем заботятся, и он чувствует что мама и близкие люди всегда рядом, то развитие такого малыша, скорее всего, будет правильным и своевременным.

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 10 минут

А А

Последнее обновление статьи: 31.03.2019

Этап жизни от 0 до 3-х лет это уникальный период для развития мозга детей. Более половины своего потенциала мозг осваивает в течение 1-го года жизни (точнее 6-ти месяцев), к 3 годам формирование его структуры достигает свыше 70%, к 7-ми годам рост мозговых структур практически завершен.

Ускоренное развитие – польза или вред

Можно спорить о том, полезно развивать детей или это отнимает их детство. Есть педагоги и родители, которые считают, что ребенок научится познавать мир самостоятельно. Безусловно, формирование мозга ребенка, становление речи, мышления, самосознания будет происходить с вашим участием или без.

До трех лет ребенок – это «впитывающая губка», его «поглощающий ум» усваивает информацию окружающей среды. И эта информация носит либо обучающий, либо случайный характер.

Если вы смотрите телевизор в присутствии детей, их мозг усваивает данные, поступающие с экрана, а будет ли это «ужастик» или развивающий мультфильм – решать вам.

Современные методы в большинстве своем используют технологии тотального чтения, количественной математики, музыку, как катализатор формирования речи и мышления, и «подстройку» обучающих программ под периоды развития детей.

К сожалению, любой метод предоставляет выбор: или сенсорное развитие в сенситивные периоды («метод Монтессори»), или тренинг логического аппарата («Блоки Дьенеша»), или «грудничковое рисование», направленное на выработку творческого начала или метод доктора Г. Домана – призванный стимулировать накопление энциклопедических знаний ребенком.

Потому выбирая программу раннего обучения, которую детский ум будет осваивать в домашних условиях, придется использовать несколько схем.

Учить ребенка нужно тотально, равноценно тренируя правое и левое полушарие, и помогая малышу научаться выполнять действия самостоятельно.

Правое полушарие – тренируется методом быстрой смены изображений.

Левое полушарие – совершенствуется методом медленного многократного повторения обучающего материала.

Основные задачи ускоренного развития детей

  1. Не дать угаснуть имеющимся у ребенка до года рефлекторным навыкам (хватание, плаванье, ползание).
  2. Развивать задатки, которые имеются у детей.
  3. Максимально использовать нестандартные виды деятельности (одевание с закрытыми глазами), для формирования дополнительных связей в мозгу, улучшения мнемических и познавательных его функций, формированию навыков речи. А также технологии чтения слова целиком (не по слогам) и количественной математики, музыкальное сопровождение обучающего материала. Эта работа должна быть начата до года.

Схема раннего развития ребенка должна быть всесторонней и охватывать сенсорную, моторную, эмоциональную сферы.

Принципы любой развевающей методики

  1. Заниматься нужно начинать с самого раннего возраста , с момента, когда детский организм готов к определенной схеме научения.
  2. Малыш – это личность, индивидуальность, ее нужно уважать, ценить и доверять ей.
  3. Перед началом обучения следует подготовить все необходимые материалы, в том числе пакеты стимулирующих материалов, которые можно заменять друг другом.
  4. Начинать обучение лучше в комфортной и знакомой обстановке, малыш должен быть здоров, сыт, находиться в хорошем эмоциональном состоянии.
  5. Новые материалы нужно вводить с достаточной регулярностью.

Обзор основных методик ускоренного развития

Методика М. Гмошинской

«Грудничковое рисование» – рассчитана на детей от 6 мес. Малыши более раннего возраста физически не готовы к рисованию. Занятия проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня. Материал: краски для пальчикового рисования, бумага.

Выбор времени суток обусловлен желанием уберечь детей от эмоциональной перегрузки. Первые занятия длятся от 1 минуты. По достижении малышом возраста одного года время занятий увеличивается на порядок.

Маленький человечек трогает краски, мнет в кулачке, размазывает по бумаге пальчиками, ладошками и ножками.

Как дополнение к этой системе после достижения ребенком возраста одного года ему можно предложить, рисовать с помощью нестандартных средств: крышки от пластиковых бутылок, фасоль, пуговицы, тряпочки.

Плюсы этой техники: прекрасный способ для дополнения к логическим программам, не требует больших финансовых вливаний и посещения специальных обучающих центров.

К минусам можно отнести узкую направленность метода на развитие творческого потенциала.

Методика – блоки Дьенеша

Рассчитаны на тренировку аналитического и логического аппарата, способствуют тренингу речи, формируют мыслительные навыки, умение выявлять и удерживать в памяти несколько свойств предмета одновременно, манипулировать предметами в зависимости от выявленных свойств. (Пример, найти такие\не такие фигуры по размеру\цвету\форме).

Плюсы этого способа обучения заключаются в большом возрастном диапазоне, его легко можно предлагать детям от 1-го года до 7-ми лет. Сами блоки можно приобрести в магазине или изготовить самостоятельно. Это позволяет использовать данный метод в домашних условиях, без дополнительных затрат.

Методика А.А. Сабурской

«Интеллектуальная музыка» , основана на способности музыки влиять на психофизиологию человека. Музыка способствует научению вербальной речи и формированию образного мышления. Улучшает арифметические способности, стимулирует проявление эмоций. Детьми самого раннего возраста информация, преподнесенная с музыкальным сопровождением (потешки, развивающие песенки) воспринимается и усваивается в значительно более высокой степени.

Метод М.Монтессори

Малыши всегда с удовольствием исследуют окружающий мир. И чем раньше они сталкиваются с различными понятиями, предметами и условиями, тем легче у них получается усвоить новую информацию. Именно поэтому развитие ребенка в раннем детстве очень важно, несмотря на то, что родителям кажется, будто кроха еще ничего не понимает. Существуют определенные особенности раннего развития детей. В сознании малыша закладываются определенные образы, которые становятся для него привычными. И в более старшем возрасте ребенок с легкостью осваивает всю программу обучения.

Раннее развитие детей дошкольного возраста предполагает получение навыков общения, базового логического мышления, а также их нормальное физическое развитие.

Раннее речевое развитие ребенка

Раннее речевое развитие ребенка очень важно. Родители, имеющие детей до года, ошибочно полагают, что заниматься развитием речи и изучением букв с таким крохой еще рано, сначала он должен заговорить. На самом деле, чем раньше малыш столкнется с буквами, словами и понятиями, тем легче ему будет научиться читать в будущем. А что самое главное, у него будет желание это делать, так как чтение с раннего детства станет привычной составляющей его повседневной жизни.

Как же начинать изучать буквы? Существует несколько действенных способов это сделать. Один из них – использование кубиков Зайцева, а второй – очень популярные среди многих родителей карточки со словами. Оба метода основаны не на заучивании, а на подсознательном запоминании слов в игровой форме. Поэтому они подходят для малышей с самого раннего возраста.

Кроме изучения букв прививайте ребенку любовь к чтению. Это сделать элементарно просто – читайте ему каждый день. Не нужно постоянно включать мультики на компьютере. Если Вы будете держать в руках книгу, а ребенок будет видеть в ней яркие картинки и при этом слышать Ваш голос, это, несомненно, вызовет у него желание повторять за Вами. А значит, он начнет осваивать чтение более охотно.

Точно так же Вы можете начать изучать числа. Просто каждый раз считайте по порядку ступеньки в подъезде – это самый простой способ обучить совсем еще маленького карапуза счету. Когда он освоит порядковый счет, переходите к количественным понятиям. Считайте игрушки, тарелки на столе и машины на парковке. Цифры учим точно так же, как и буквы, используя кубики или, например, магнитики на холодильник.

Не забывайте об иностранном языке. В любой европейской стране уже трудно найти человека, не владеющего английским языком хотя бы на разговорном уровне. В России люди разговаривают меньше. Но это временно. Можете быть уверены, что поколение наших детей уже будет вынуждено соответствовать общемировой тенденции. Поэтому лучше приучайте ребенка к иностранному языку с самого детства. Конечно, Вы вряд ли будете говорить с мужем на английском каждый день по полчаса, как советуют педагоги. Но зато Вы спокойно можете включать детские мультики на английском. Их очень много в интернете. При этом не нужно акцентировать внимание на том, что язык отличается. Все должно быть естественно, и тогда второй язык гармонично вольется в сознание ребенка и станет частью его жизни.

Когда малыш начинает разговаривать, он не сразу овладевает необходимой дикцией. Чтобы этому помочь, предлагайте ему игры, развивающие мелкую моторику ручек и пальчиков, — нанизывание бусинок, лепку из теста, собирание мозаики, пересыпание мелкого зерна. Чаще играйте с крохой во всеми любимую «Сороку-ворону». Мало кто знает, что активизация мелкой моторики стимулирует умственное развитие детей и ускоряет работу речевых центров. Ребенок начинает разговаривать намного раньше.

Занимаясь развитием речи, не забывайте также развивать логику. Предлагайте малышу игрушки разных цветов, отличающиеся по размеру и фактуре. Очень полезны для детишек пирамидки и конструкторы. По мере взросления подбирайте задания посложнее. Одной из самых популярных методик раннего развития детей является , о которой Вы также можете прочитать на Bambino Story.

Особенности раннего развития детей

Существуют определенные особенности раннего развития детей. Кроме изучения базовых навыков, не забывайте о том, что психическое развитие ребенка раннего возраста предполагает раскрытие в нем творческого потенциала. Не забывайте о поделках из различных подручных материалов, лепке и рисовании. Это не только способствует развитию мелкой моторики, но также способствует проявлению фантазии, и позволяет малышу получить представление о различных материалах, что немаловажно в период раннего развития.

Устраивайте музыкальные занятия. Пойте, танцуйте и обязательно давайте ребенку слушать классическую музыку. Особенно полезно совмещать прослушивание музыкальных произведений с творческим процессом. Это способствует укреплению нервной системы, а также стимулирует работу обоих полушарий головного мозга.

Как известно, лучше всего дети усваивают информацию во время игры. Но Вы не только должны проводить обучение в игровой форме, Вы должны делать любую игру ребенка познавательной. Грамотно подходите к выбору игрушек. Старайтесь, чтобы все они были различными по форме, размеру, цвету, а также и по их предназначению. Отдавайте предпочтение натуральным материалам и естественным образам.

Раннее физическое развитие детей

Раннее физическое развитие детей рассматривается в комплексе. Педиатр оценивает физическое развитие ребенка с самого рождения, измеряя его вес, рост, окружность грудной клетки, головки, а также оценивая своевременное появление рефлексов. Родители должны постоянно следить за всеми показателями, регулярно посещая доктора и выполняя все его рекомендации. Начиная с нескольких месяцев малышу можно делать



Новое на сайте

>

Самое популярное