Домой Ортопедия Сретение Господне. История и значение праздника

Сретение Господне. История и значение праздника

В православной, равно как и в католической, христианской культуре есть немало праздников, имеющих большое значение для верующих людей. Одним из них является Сретение Господне. В этот день вспоминается известное многим людям библейское событие. Поэтому вопрос: «Сретение Господне - что за праздник?» - однозначно заслуживает внимания.

Истоки

В русскоязычной православной культуре уже многие годы отмечают 15 февраля Сретение Господне. Этот праздник уходит корнями в традиции западных и восточных стран (IV-V в). Именно тогда Сретение Господне стало одной из двенадцати ключевых дат, которые были внесены в православный календарь. В этот особенный день все, кто имеет веру в Христа, с почтением вспоминают те события, которые в свое время описал евангелист Лука. Речь идет об особенной встрече младенца Иисуса и праведника Симеона.

Что означает Сретение Господне

По сути, само слово «сретение» можно перевести как «встреча». Что касается истории, которая и послужила причиной возникновения праздника, то началась она почти 2000 лет назад, когда Дева Мария пришла в с маленьким Иисусом. Будущему Спасителю мира на тот момент было всего лишь сорок дней от роду. Согласно закону Моисееву, женщина, родившая младенца мужского пола, должна была прийти в Храм и там принести очистительную и благодарственную жертву. Именно это и сделала Мария. Хотя тот факт, что она зачала ребенка от Духа Святого, избавлял ее от необходимости приносить жертву очищения.

Так случилось, что в Иерусалиме на тот момент жил старец Симеон, получивший от Всевышнего следующее откровение: он не покинет эту бренную землю до тех пор, пока не увидит Спасителя мира. Будучи вдохновлен Отцом Небесным, Симеон пришел в Храм именно тогда, когда Мария была там с младенцем Иисусом. Увидев маленького Христа, праведный старец взял Его на свои руки и провозгласил, что его очи увидели спасение от Бога.

Поэтому, отвечая на вопрос: «Сретение Господне - что это?» - стоит говорить именно о встрече Богомладенца и праведного Симеона в храме Иерусалима. Еще одно значение слова «сретение» - это «радость», причиной которой служит спасение, принесенное нашему миру Христом.

Важность встречи

Тем, кто не искушен в христианстве, может показаться немного странным тот факт, что встрече Симеона и младенца Иисуса придается такое большое значение. На самом деле столь пристальное внимание, уделяемое верующими празднику Сретения Господня, более чем логично.

Суть в том, что почти все ветхозаветные пророки находились в ожидании пришествия Мессии - который освободит свой народ. И поэтому встреча Симеона с рожденным Христом есть не что иное, как исполнение пророчества, в которое верили многие мужи и жены Божьи, жившие во времена

Более подробно о Симеоне Богоприимце

Пытаясь разобраться в вопросе о том, Сретение Господне - что за праздник и в чем его ценность, стоит уделить больше внимания одной из ключевых фигур библейской истории, связанной с этой датой (15 февраля). Если обратиться к преданию, то можно будет узнать, что встретивший Марию в Храме старец Симеон имел возраст 360 лет. Его имя означает не что иное, как «слышание». Более того, он считается одним из 72 книжников, получивших от египетского царя Птолемея II повеление перевести Священные Писания с древнееврейского на греческий язык.

Именно во время работы над переводом Симеон и прочитал пророчество, в котором говорилось, что дева родит сына - Спасителя мира. Израильский пророк хотел изменить слово «дева» (девственница) на «жена» (женщина), но ангел, явившийся ему, не дал этого сделать. Послушавшись небесного посланника, Симеон получил от него обещание, что лично сможет увидеть пророчество исполненным.

День Сретения Господнего стал для пророка воплощением обещанного ангелом.

Анна-пророчица

В Библии есть еще один персонаж, который имеет отношение к известному празднику. Речь идет об Анне-пророчице. Разбираясь в том, что означает праздник Сретение Господне, ей также важно уделить внимание. В день, когда младенец Иисус был принесен в Храм, к его матери - Деве Марии - подошла вдова, которой на тот момент было уже 84 года.

Она часто озвучивала перед горожанами мудрые речи о Боге, за что ее и стали называть Анна-пророчица. Именно эта женщина, подойдя к маленькому Христу, поклонилась ему и, выйдя из храма, стала рассказывать жителям города о том, что пришел Мессия, который избавит Израиль.

Исторические доказательства почитания праздника Сретения Господня

Если изучить рукописи, оставшиеся от прошлых поколений, то можно обнаружить интересный факт. Суть его сводится к тому, что в IV веке западной паломницей Эстерией был написан труд «Паломничество ко святым местам». Это фактически самое древнее исторически достоверное свидетельство того, что Сретение Господне имело церковно-богослужебное чествование на христианском Востоке. При этом рукопись Эстерии не дает празднику собственного литургического заголовка, определяя его как сороковой день от Богоявления. Но зато сам процесс торжества, проводимого в честь Сретения, описывается более чем эмоционально.

А вот второй памятник, который придает празднику специальный литургический характер, уходит своими корнями в Иерусалим. Речь идет об армянском Лекционарии. Именно в нем был засвидетельствован факт богослужебно-уставной практики начала V века. На основе данной информации можно сделать очевидный вывод: в IV-V веках Сретение Господне определялось в Иерусалимской церкви как праздник, почитаемый именно в этой местности.

Актуальные приметы

Если рассматривать вопрос: «Сретение Господне - что это?» - исключительно в народном формате, то можно будет заметить интересный факт: данный праздник является символом встречи зимы и весны. В связи с этим успело появиться немало примет.

Первое, что можно отнести к знакам, на которые обращают внимание 15 февраля, - это погода. Согласно поверьям, если в этот день тепло и солнечно, то стоит ждать раннюю весну. Еще в такой праздник, как Сретение Господне, приметы, касающиеся погоды, могут указывать на стойкие заморозки, если в ночь на 15 февраля будет чистое небо, на котором не видно звезд. А вот в случае звездного небосклона есть все основания ожидать быстрой весны.

Что касается здоровья, то здесь нужно обратить внимание на свечу, зажженную во время праздника: если огонь ровный и почти не двигается, то проблем с физическим состоянием не предвидится, а вот когда пламя приобретает синий цвет и колышется, то есть смысл готовиться к борьбе с заболеванием.

В такой праздник, как Сретение Господне, приметы касаются и дороги. Считается, что если в этот день человек отправился в путь, то вернется он домой нескоро. Объясняется подобное утверждение тем, что 15 февраля погода непредсказуема, может быть все - от сильных дождей до обильного снегопада. Такие осадки, разумеется, значительно усложняют передвижение.

Сретение Господне: традиции

Принято считать, что если в этот праздник от души накормить живность, то она будет быстро расти и даст хороший приплод. Также празднуемое 15 февраля Сретение Господне помогает предсказать обилие урожая: утренний снегопад в этот день является знаком к обильной жатве ранних хлебов, а дневной снег пророчит успешный посев средних.

В этот день обычно готовили семена к посеву, выгоняли живность из хлева в загон и осматривали сбрую. Также среди народа была распространена традиция использовать воду из снега, выпавшего в день Сретения, поскольку считалось, что она способна исцелить от различных болезней.

Вода, стекающая с крыш во время праздника, также имела большое значение. Ее использовали для выпечки коржей, которые после давали тем, кто страдал каким-либо недугом.

Особенности празднования

Для полноценного ответа на вопрос: «Сретение Господне - что это?» - необходимо изучить и особенность проведения этого праздника. Интересен тот факт, что большая часть служб в церкви сосредоточена на личности Богородицы. Из древних религиозных традиций до настоящего времени дошло несколько православных обрядов, не потерявших своей актуальности.

Прежде всего, происходит освящение воды и свечей непосредственно в самой церкви. С этим связано еще одно поверье: если во время грозы освященную свечу поставить перед иконой, то она будет беречь дом от удара молнии. Разбираясь в том, что означает Сретение Господне, нельзя обойти вниманием и яркие традиции празднования, во время которого звучат очень красивые богослужебные тексты. В них раскрывается суть речи пророка Симеона, равно как и прославляется оказанная ему честь увидеть младенца Иисуса. Что касается длительности празднования, то Сретение Господне длится 8 дней: с 14 (предпразднование) по 22 февраля (отдание праздника).

Разбирая вопрос: «Сретение Господне - что это?» - в формате католической традиции, стоит отметить основательный подход к проведению праздника. В этот день в храмах священники облекаются в одежды белого цвета и, перед тем как начинать торжественную мессу, проводят яркую процессию со свечами, а также совершают обряд благословения. Все, кто пришел в храм, поют песни, в которых передаются слова Симеона, сказанные Богомладенцу, а священники, проводя обряд, окропляют поющих.

Для многих верующих этот праздник является достаточно значимым, чтобы готовить поздравление. Сретение Господне фактически являетсяпочитанием пришествия Спасителя, поэтому многие стихи и сценки в этот день говорят о новой жизни, радости и весне, которая оживляет все вокруг.

Иконография Сретения

Значительный для христиан праздник - день встречи Симеона и маленького Иисуса - вдохновил художников на создание многих икон и фресок. Все они описывают тот момент, когда Дева Мария передает в руки старцу своего сына.

Икона «Сретение Господне» изображает Иосифа Обручника, который находится за спиной Богоматери и несет либо в клетке, либо в руках двух, а иногда трех голубей. Анна-пророчица также изображена на иконе за спиной Симеона.

Интересен и тот факт, что икона «Сретение Господне» либо имеет в качестве фона подножие храма, либо изображает встречу старца и Богомладенца возле престола. А на образах, написанных в более позднее время, иногда изображаются муки ада и грядущее спасение (находится в нижней части).

Значение иконы «Умягчение злых сердец»

Есть еще одна икона, которая имеет непосредственное отношение к празднику Сретения Господня. Она называется «Симеоново проречение» или «Умягчение злых сердец». На этой иконе изображен момент, когда израильский муж пророчествует Богородице, что Ей самой оружие пройдет душу. Дева Мария при этом стоит на облаке с семью мечами, которые пронзили ее сердце: три с левой стороны, три справа и один снизу. Количество мечей объясняется тем фактом, что характеризует полноту, в данном случае - страданий, сердечной боли и печали.

В целом, если рассмотреть, что означает праздник Сретение Господне, можно сделать вывод о его значительном влиянии на православную и католическую христианскую культуру. Этот день несет в себе также ощутимое духовное значение, так как символизирует встречу двух заветов: Старого, прообразом которого служит Симеон, и Нового, принесенного Спасителем.

Сретение Господне - один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православии, он является непереходящим и отмечается 15 февраля (2 февраля по ст.ст.), на 40-й день от Рождества Христова

Значение праздника

«Сретение» в переводе с церковнославянского языка означает встречу и символически указывает на одно из значимых событий в земной жизни Иисуса Христа, описанное в Евангелии от Луки.

На сороковой день после рождения Младенца Дева Мария и праведный Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм. Согласно закону Моисееву, женщине, родившей мальчика, не должно было в течение 40 дней ходить в храм Божий, а по прошествии этого срока надлежало матери с младенцем принести Господу благодарственную и очистительную жертву в храме. Не смотря на то, что Дева Мария не нуждалась в очищении, она смирилась и подчинилась предписанию закона.


В то время в Иерусалиме жил праведный старец Симеон. Он был одним из тех, кто, согласно преданию, занимался переводом Ветхого Завета с иудейского на греческий язык для Александрийской библиотеки. Во время перевода слов пророка Исаии Симеон усомнился в пророчестве о том, что Спаситель родится от Девы. Он даже хотел исправить текст, но откровение, снизошедшее на праведного старца, открыло ему, что он будет жить до тех пор, пока не увидит, как пророчество сбывается.

Приехав в Иерусалим, святой Симеон поселился там и ежедневно посещал храм, ожидая встречи с Младенцем. И вот на 365 году его жизни такая встреча состоялась - в храме появился Спаситель на руках у матери Девы Марии. Тогда святой Симеон взял Младенца на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 29 - 32).

Деве Марии же он предрек: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35). Слова «оружие пройдет в душу» толкуются следующим образом: значит, участь Матери Божией подразумевает тяжелые испытания и страдания через Ее Сына.

История становления празднества

Сретение Господне – один из древнейших праздников христианской Церкви, он был известен еще с IV века н.э. на Востоке, а на западе - с V века н.э.

История хранит свидетельства о том, что в этот день в разное время произносили проповеди святители Мефодий Патарский, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Амфилохий Иконийский, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст.

До VI века н.э. этот праздник совершался не так торжественно, как это принято сейчас.

В 528 году н.э., во время правления императора Юстиниана, город Антохию («колыбель христианского богословия») сотрясло землетрясение, в результате которого погибло много людей. За этой бедой последовала другая – в 544 году моровая язва унесла жизни тысяч человек. Тогда, согласно преданию, одному из благочестивых христиан открылось, что Сретение Господне нужно праздновать торжественнее. После совершения в день праздника всенощного бдения и крестного хода, бедствия прекратились.

Песнопения, вышедшие из-под пера святителя Андрея, архиепископа Критского, святителя Косма, епископа Маиумского, святителя Германа, архиепископа Солунского и многих других, украсили празднование Сретения Господня и дошли до наших дней.

С праздником Сретения связана икона Пресвятой Богородицы под названием «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение», которая символизирует исполнения пророчества святого Симеона «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 35). На иконе изображена Богоматерь с 7 воткнутыми в сердце мечами: три справа, три слева и один снизу. Эту икону не следует путать с иконой Богородицы под названием «Семистрельная», хотя образы Божьей Матери на обеих иконах весьма схожи (на иконе «Семистрельной» - три меча с одной и четыре с другой стороны).
Верующие просят перед обеими образами о примирении враждующих и избавления от жестокосердия.

Традиция освящения свечей


В праздник Сретения Господня принято освещать свечи. Это древний чин, который в православной традиции совершается в знак очищения мира Светом Христова Евангелия.

Традиция происходит от древнего обычая устраивать в день Сретения шествие, наподобие крестного хода, с зажженными светильниками.

В молитвах на освящение свечей в праздник Сретения Господня верующие молятся о том, чтобы их души и сердца, просвещенные Святым Духом, избегали греха («слепоты»). А зажженная свеча символизирует огонек Благодати Божией, который нужно хранить на протяжении жизненного пути.

Хранят Сретенские свечи бережно весь год, а возжигают их для домашней молитвы.

15 февраля Церковь отмечает Сретение Господне. Слово «сретение» означает встречу, лицезрение чего-то или кого-то значительного. В данном случае – встречу человечества в лице святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы с Господом Иисусом Христом.

Значение и события праздника

В День Сретения Господня праведники ветхого завета, такие как Симеон Богоприимец или Анна Пророчица наконец увидели обещанного им Спасителя, который примирит с Богом томящееся падшее человечество. В этот день Ветхий Завет в лице закона также встречается с Новым Заветом и его благодатью, привносящей в закон жизненную силу и делающей его тем самым «лёгким игом» о котором позднее будет говорить Господь.

Согласно ветхозаветным установлениям, на сороковой день после рождения ребёнка всякая женщина должна была прийти в Иерусалимский храм (тогда единственный для всего еврейского народа), дабы принести жертву очищения. Если же у неё при этом рождался первенец мужского пола, его следовало также принести в храм для обряда посвящения Богу (в память об освобождении иудеев из египетского плена, где еврейские первенцы уцелели во время десятой казни египетской).

Жертвой очищения служил голубь, а жертвой посвящения – ягнёнок (агнец), но если семья была бедна, то в жертву приносились два голубя. Поскольку Мария с Иосифом жили очень скромно, они принесли в жертву двух голубиных птенцов.

В Иерусалимском храме служили не только священники. При нём также воспитывались до определённого возраста посвящённые Богу дети (как сама Пресвятая Богородица). Также туда ежедневно приходили на молитву живущие поблизости праведники. Среди них были два особенных человека – Симеон Богоприимец и праведная вдова Анна.

Из Предания нам известно о том, что Симеон был в числе 72 переводчиков Септуагинты – версии Ветхого Завета на греческом языке, которая была создана в III веке до Рождества Христова по желание египетского царя Птолемея II Филадельфа для пополнения знаменитой Александрийской Библиотеки.

Птолемей попросил еврейских старейшин отрядить для перевода самых грамотных и опытных переписчиков, знающих греческий. Каждому досталась определённая часть работы. Симеону выпало переводить книгу пророка Исаии. Когда он дошёл до места, где говорилось: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», то посчитал это ошибкой предыдущего переписчика и решил исправить слово на: «жена» (женщина).

В эту минуту к Симеону явился ангел Господень. Он удержал его руку и уверил в правильности пророчества, в которой он сможет убедиться сам, так как по воле Божией доживёт до рождения Спасителя. Учитывая то, что Симеон уже был опытным переводчиком на момент приглашения царя Птолемея, ко времени встречи со Спасителем ему могло быть 300-350 лет.

О праведной Анне нам известно из Евангелия от Луки: «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь».

Эти праведные люди и были теми свидетелями, которые представляли человечество перед принесённым в храм Богом. Симеон Богоприимец сразу узнал Спасителя и указал на его мессианский статус: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Проповедовала о появлении Мессии и праведная Анна, рассказывая о Нём жителям Иерусалима.

Симеон принял и благословил младенца и его родителей, но также пророчествовал Деве Марии о скорби, которая ожидает её в будущем при крестной смерти её ребёнка и спорах, которые поразят после его проповеди еврейский народ: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец».

Становление и особенности праздника

Сретение Господне относится к числу двунадесятых праздников – 12 самых главных церковных праздников после Воскресения Христова (Пасхи). В Русской Православной Церкви и ряде других Поместных Православных Церквей, придерживающихся юлианского календаря, отмечается 2 февраля (15 февраля по григорианскому календарю).

Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста (редко) праздничное богослужение, переносится на предыдущий день – 1 февраля, Неделю Адамова изгнания (прощёное воскресенье).

Праздник Сретения возник в Иерусалимской Церкви и появился в её богослужебном календаре в IV веке.

Древнейшим свидетельством о чествовании Сретения на христианском Востоке является «Паломничество ко святым местам» западной паломницы Этерии, датируемое концом IV века. Оно не дает Сретению самостоятельного литургического заголовка и именует его «сороковым днем от Богоявления», а также кратко и эмоционально описывает само торжество, совершающееся в этот день в Иерусалиме.

Второй по времени исторический памятник, уже литургического характера, также происходит из Иерусалима. Это армянский Лекционарий, в котором засвидетельствована богослужебно-уставная практика начала V века, где Сретение определено, как: «Сороковой день от Рождества Господа нашего Иисуса Христа».

В качестве самостоятельного праздника годового календаря Сретение утвердилось в Римской церкви в конце V века, а в Константинопольской в первой половине VI века, в противовес осуждённому на Халкидонском соборе 451 года монофизитству, утверждавшему, что Иисус Христос является только Богом в человеческом теле, а не Богочеловеком.

В богослужении Сретения сочетаются особенности господских и богородичных двунадесятых праздников. Праздничные стихиры и канон, повествующие о событиях праздника и его великом значении, написаны известными церковными гимнографами – Анатолием, патриархом Константинопольским (V век); преподобным Андреем Критским (VII век); преподобными Космой Маиумским и Иоанном Дамаскиным (VII-VIII века), Германом, патриархом Константинопольским (VIII век) и преподобным Иосифом Студитом (IX век).

Иконография Сретения носит глубокий символический смысл: Младенец Спаситель, сидящий на руках Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя представляет собой как бы ветхий мир, наполняющийся и оживотворяемый Божеством, а Матерь Божия, отдающая сына как бы отпускает его на крестный путь и спасение мира.

Интересно, что также существует и икона, символизирующая собой пророчество Симеона Богоприимца, сделанное Деве Марии. Она называется «Симеоново проречение» или «Умягчение злых сердец».

На данной иконе Богоматерь изображается стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами: по три справа и слева и один внизу. Существуют и поясные изображения Богородицы. Число семь обозначает полноту горя, печали и сердечной боли, испытанных Богородицей в её земной жизни.

Традиции праздника

В праздник Сретения Господня в конце шестого часа принято освящать церковные свечи и раздавать верующим.

Традиция освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришла в Русскую Православную Церковь от католиков через требник митрополита Петра (Могилы) в 1646 году.

Католики освящали свечи и пускались с ними в крестный ход, которым пытались отвлечь свою паству от языческих праздников, связанных с почитанием огня (Имболк, Луперкалии, Громницы и т.п. в зависимости от местности и народности). В Православии к сретенским свечам относились проще и благоговейнее – их хранили в течение года, зажигая во время домашней молитвы.

Также Сретение Господне является Днём православной молодёжи с 1953 года. Идея праздника принадлежит Всемирному православному молодежному движению «Синдесмос», объединяющему уже более 100 молодёжных организаций из 40 государств.

В этот день во всем мире православная молодежь проводит встречи со священнослужителями, посещает больницы, устраивает концерты с танцами и живой музыкой, организует спортивные соревнования, конкурсы, игры и другие интересные мероприятия.

В России с 2002 года молодёжная активность дополнилась традицией проведения красивейших Сретенских балов.

В народе принято говорить, что в день Сретения «зима с весной встречаются», то есть основные холода уже позади, день заметно удлинился и совсем скоро наступит весенний сезон. После праздника крестьяне начинали белить плодовые деревья, готовить к посеву семена и высаживать рассаду (дома).

От редакции журнала «Православие.фм» поздравляем всех наших читателей с праздником Сретения Господня! Пусть Ваша встреча с Богом будет столь же радостна, как и для праведного Симеона Богоприимца!

Андрей Сегеда

Вконтакте

Сретение Господне - церковный праздник, ежегодно отмечают 15 февраля. Это не просто важный религиозный праздник, а один из двунадесятых - 12 самых важных христианских праздников в году.

Само название "Сретенье" означает "встреча", а второе значение этого слова - "радость".

Смысл праздника не только в том, что Иисуса младенца принесли в храм и то, что его там встретили Симеон и Анна, но и встречу в общем всего человечества с в лице старца Симеона с Богом.

Дальше в материале мы расскажем вам все о празднике, не только то, что значит само название Сретение, но и его традиции, историю, главные запреты и приметы. Ведь считается, что в этот день можно узнать не только, какой будет погода дальше, но и свое будущее.

Если уже понятно, какого числа будет Сретенье, то пора бы разобраться с тем, какая история праздника и традиции.

Сретение Господне 2018: история праздника

В церкви говорят, что Сретение Господне - это один из праздников, который напоминает нам события из жизни Христа. Сам сын божий сказал, что он пришел не нарушать законы пророков, а исполнять их.

Смотрите в чем смысл Стретенья

Именно поэтому, на 40-й день после этого рождения, совершив перед этим обрезание, Иисуса младенца понесли в Иерусалимский храм для того, чтобы принести жертву за первенца и за очистительный период матери-женщины. Кстати, именно поэтому праздник и отмечают 15 февраля.

Здесь еще довольно важен тот факт, что женщины после родов 40 дней не имеют права ходить в церковь. Дева Мария забеременела без участия мужа, поэтому у нее не было нужды идти в храм очищаться. Но, несмотря на это, она все равно выполняет все законы Божьи.

Когда Иосиф и Мария пришли в храм, они стали на место, куда становились девушки, которым нужен было обряд очищения. Но священник пророк Захария перевел их с младенцем на место девиц. Это вызвало довольно большое негодование у всех, кто там присутствовал. Но пророк объяснил, что Дева Мария чистая и непорочная, потому что если это богу было угодно, чтобы она родила, значит она остается непорочной.

Но они все равно принесли в жертву двух голубей. Они считаются символом чистоты, мудрости и святости.

Интересна, так же история о вдове Анне Пророчещей. Ей было 84 года и она жила в храме. После смерти мужа она посвятила всю свою жизнь богослужению. Так же она рассказывала очень много пророчеств об Иисусе. Поэтому когда она сказала, что младенца принесут в Храм, королю Ироду об этом доложили и он отправил воинов, чтобы младенца убили. Но этого не случилось, потому что семья успела сделать все, что нужно, а после отправилась в Египет.

Сретение Господне 2018: традиции праздника

Сретение Господне - это очень древний праздник, но он далеко не всегда был настолько важным. Один из двунадесятых он стал только в 6-м веке. При императоре Юстиниане в 528 году первый раз это торжество отмечали действительно очень массово.

Все из-за того, что перед этим его город постигали стихийные бедствия один за другим. Они уносили жизни тысячи людей. И тогда императору приснился сон, где явился ангел и сказал, что Сретение Господне нужно отмечать очень торжественно. После этого 15 февраля была проведена праздничная служба и крестный ход. И, конечно, все бедствия прекратились.

Смотрите: какеи были традиции в Сретение Господнее

Стоит отметить, что традиции в Сретение Господне касаются, как церкви, так и обычных людей. Например, священники в этот день должны проводить службу исключительно в синих одеждах, потому что это очистительный период Божией Матери и посвящение Младенца на служение Богу.

Так же, важным является тот факт, что в Сретение Господне освящается не только вода, но и свечи в церквях. Это символизирует просвещение, тепло и очищающий огонь.

Кстати, это связано с историей праздника. По поверьям, когда Иисусу было 12 лет, его снова повели в храм. Но он потерялся в толпе людей. Дева Мария и Иосиф искали его целые сутки, но не нашли. Боясь, что они потеряли сына Божьего, они пошли в храм и нашли там Иисуса. Он удивился, мол, зачем меня искать, если всем понятно, что я должен быть в храме отца своего. За эти сутки мальчик успел поговорить с апостолами и удивить их своей мудростью в столь незрелом, как казалось бы, возрасте.


Мы заметили, что многих людей интересует гадание на Сретенье. Но спешим здесь вам разочаровать, ведь это далеко не церковная православная традиция, поэтому особых указаний, связанных с предсказанием судьбы в этот день просто нет.

Что нельзя делать в Сретение Господне 2018: главные запреты праздника

Мы уже сказали, что это очень важный православный праздник и, как мы знаем, в подобные торжества всегда действуют различные запреты. Сретение Господне не исключение. Дальше в материале читайте, что нельзя делать 15 февраля.

Церковные правила гласят, что в Сретение нельзя ругаться.

Помимо этого в праздник нельзя работать и прибираться в доме. Кстати, интересно, что эта традиция появилась, когда христианство только пришло в Киевскую Русь. Тогда людей гнали в церковь, запрещая работать, под страхом божьего наказания. Стирать и работать на огороде так же нельзя.

Кстати, интересно так же, что в Сретение Господне нельзя мыться. Но, конечно, в церкве напоминают, что сходить в душ - это никак не грех и в ад вы из-за этого не попадете. С логической точки зрения толкование этого запрета таково: чтобы протопить баню нужно наколоть дров, наносить воды, несколько часов следить за печкой - то есть работы достаточно много.

Так же, считается, что в Сретенье нельзя отправляться в далекую дорогу, потому что она может очень плохо завершится. Поэтому люди старались проводить 15 февраля дома и посещать церковь.

Нужно отметить, что несмотря на то, что многие пишут "В Сретение Господне нельзя шить и вязать", это совсем не так. На самом деле такого запрета нет, если это не считать это процесс работой.

Смотрите: Сретение Господне.Значение праздника Сретения Господня, ирмосы,тропарь,кондак и величание

Да и работать на самом деле можно, если это обыденный рабочий день, или же есть вы что-то делаете во благо других людей.

Что нужно делать в Сретение Господне 2018

Конечно, как и в любой другой христианский праздник, в Сретение нужно сходить в церковь, достаточно и одного раза, но если получится больше, то это хорошо.

Ведь в этот праздник во всех храмах проводится особенное богослужение, когда священники читают молитвы, стихи и акафист, так же в этот день должна быть особенная проповедь, которая прославляет господа. Так же, в народе было принято святить в этот день воду и брать домой только освященные свечи. Считалось, что их нужно хранить в доме целый год. Они не только будут охранять его, но и помогут всем жильцам в особо тяжкие минуты: излечат от болезни, или помогут преодолеть все трудности в жизни. Ведь свечи на Сретение имеют особую силу.


Свечи на Сретение Господне

Кстати, в народе есть даже специальные поверья, которые указывают, когда именно можно зажечь свечи на Сретение:
Когда над домом бушует страшная стихия.
Или если рядом был пожар. Считалось, что свеча не только ваш дом спасет, но и поможет пострадавшим.
Перед родами. Свеча должна помочь родить без усложнений.
Если человека «поймала черная болезнь» (эпилепсия).
Так же, свечи зажигали, если человек умирал. Считалось, что если даже она не спасет его, то
поможет обречь спокойствие.

Вода на Сретение Господне

Сретенская вода так же считалась очень полезной. Конечно, не настолько как на Крещение, но все равно она помогала во многом. Кстати, интересно, что древнейшие традиции гласят, что ее нужно брать не из реки, или колодца. Считалось, что ее нужно брать из сосулек и льда.

А использовали Сретенскую воду в следующих случаях :
В первую очередь ее нужно было использовать для лечения ран, или болезней.
Так она помогала при сглазе, или ведьмовских чарах.
Так же, ею кропили воинов перед боем.
А в начале сезона, пасечники кропили улья Сретенской водой. Это должно было принести большой урожай и защитить пчел.
Так же, этой водой кропили домашних животных и скот перед холодами. Это защищало их от болезней.

Молитвы на Сретение Господне

Молитва к Иисусу Христу

Утробу Девичью освятивший Рождением Твоим и руки Симеона благословивший, заранее, как надлежало, и ныне Ты спас нас, Христе Боже. Но огради миром среди войн народ Твой и укрепи тех, кого Ты возлюбил, Единый Человеколюбец.

Этот молитвенный текст несет в себе любовь и уважение к милосердному Сыну Божьему, которого просим оградить нас от бед. Не поленитесь, прочитайте обе эти главные молитвы. Внимание к Богу требует не так много времени — не более пяти минут.

Смотрите: Тропарь к Сретению Господнему.

Молитва вторая к Пресвятой Богородице

О, Пресвятая, Небесною чистотою Сияющия Дево, Кроткая голубице, Нескверная Агнице, миру Благая Помощнице, Мати Христа Бога нашего! Ты еси начало, средина и конец нынешния радости нашея,яко из Тебе возсия Солнце Правды Христос Бог наш и Того принесла еси на святых объятиях Своих в четыредесятный день сей во Святилище на сретение наше и на радость и спасение всему миру. Сего ради и ублажаем и прославляем Тя, яко Ты еси Скиние Бога с человеки Богословом Предзримая,Ею же Бог вселися с нами, да мы людие Его будем? Ты еси Дверь Небесная Иезекиилем Предреченная, Еюже отверзошася паки нам входы в райския обители. Ты еси Лествице Высокая, Иаковом Предвидимая, Еюже сниде Бог на землю и Мосте, преводяй сущия от земли на небо. Темже молим Тя, взирающе, яко пошла еси во Святилище, носящи Огнь Небесный рукама Своима Бога, Благодатная. Огнем молитвы Твоея попали огнь страстей наших, да избавимся вечнаго огня геенскаго. Во Святилище пришла еси очищения ради законного, очищения не требующая, яко Дева Чистая и сим научи нас како подобает нам хранити себе в целомудрии и чистоте и с каковым смирением подобает нам провождати подвиг девства, памятуя, како Ты, превыше Херувим Сущая, стала еси на месте нечистых жен. Ты, о, Мати Пресвятая, Сама сущи Боговместимый храм Божий принесла еси в церковь законную Превожделеннаго сына Твоего, Христа Бога нашего, сподоби и нам паче всего на земли любити храмы Сына Твоего, посещати я во вся дни живота нашего, зрети тамо красоту Господню, яко лучше един день приметатися во дворех Господних, паче неже жити в селениих грешничих. Наипаче же даруй нам, Пречистая, яко же Симеону, неосужденно носити Сына Твоего и Бога нашего в сердечных объятиях Своих, егда причастницы будем Пречистаго Тела и Крови Его, и помози нам тогда сугубо хранити себе во святыне и страхе Божиим, да не растлим храм плоти нашея. И тако выну сретаюше, о Богомати, Сына Твоего в сердцах и душах наших, да сподобимся молитвами Твоими достигнути и блаженнаго онаго Сретения Господня на воздусе, егда со всеми святыми выну будем славити и воспевати Пресвятое Имя Его со Отцем и Святым Духом и Твое милостивое предстательство ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

Сретение Господне 2018: народные приметы

Народ никогда не задавался вопросом, когда будет Сретение Господне, ведь дата праздника всегда оставалась неизменной. Это связано не только с его учреждением, но и с тем, что этот день всегда считался встречей весны. Считалось, что в это будет последний холодный день в эту зиму, поэтому после Сретения люди уже отправлялись в дальнюю дорогу.

Смотрите какие есть приметы на Сретение Господне.

А в некоторых частях Киевской Руси этот праздник назывался Громниц. Если название было новое, то традиции праздника почти не отличались. Было принято приносить в церковь свечи и зажигать их в доме, когда был сильный дождь с грозой. А иногда даже поджигали друг другу волосы. Считалось, что тогда голова болеть не будет целый день.

Помимо этого, некоторые обряды гласили, что в Сретение нужно сильно заботиться о домашней птице. Например, хозяева начинали кормить кур овсом, поговаривая при этом "Корми кур овсом — летом будешь с яйцом". А если же куры ничего не ели, то считалось, что в семью скоро придет беда.

Конечно, в народе так же было очень много поговорок, связанных с этим праздником. Например, говорили: "Сретенье — зима с летом встретились"; "Солнце на лето, зима на мороз"; "У дня больше света, у ночи меньше стужи"; "Зима весну встречает, заморозить хочет, а сама от своего хотенья только потеет".

Как мы говорили еще в начале материала, было довольно много примет, по которым можно узнать, какой будет погода после праздника. Считалось, что если метет снег — будет поздняя весна. На это уже указывало небо с множеством белых звезд. По погоде на Сретенье судили об урожае трав: бросали поперек дороги палку и наблюдали — если снег заметет ее, то травы будет мало. А вот если в этот день тихо и солнечно, то уродится лен. Капель предвещала урожай пшеницы, а ветер — плодородие фруктовых деревьев.


Так же, в честь Сретения люди проводили различные обряды и делали заговоры. Сейчас мы расскажем вам какие именно и чем это должно было помочь в будущем.

Обряды и заговоры на Сретение Господне

Многие обряды в этот праздник были связанны именно с водой, ведь она якобы имеет некие магические свойства.

Например, перед праздником нужно предупредить всех с кем вы живете, что нельзя говорить до рассвета. Потом, еще до рассвета вы должны молча набрать воды должно произойти следующее:

Самый старший из домашних, лучше мужчина, должен вас встретить на пороге, спросить: «Что несешь?».

Вы отвечаете: «Воду».
Он спрашивает: «Зачем?».
Вы отвечаете: «На все доброе».
Он: «А можно воды набрать?».
Вы отвечаете: «Можно».
Он набирает воды в большую кружку.

Считается, что это обряд на благополучие, и после такого диалога, вода будет защищать всю семью и сможет исцелять от болезней.

Ну и заговор на Сретение так же был связан с водой, но все было намного проще. Нужно взять стакан воды, которую вам освятили в церкви, сделать три глотка и трижды прочесть "Отче наш". Стакан со святой водой поставьте на стол, по бокам установите две свечи, также принесенные из церкви на Сретенье, и читайте на воду:

"Как льется водица, так дуют ветра, разольется неудача, развеется беда, омоется раба Божья (имя) росою утрен-ней, овеется ветром свежим. Станет раба Божья (имя) удачливой, понятливой, все стечется, все свяжется, все заслоны и запруды разойдутся, как их и не было! Словам замок, а ключ пропал".


Когда свечи полностью догорят, загадывайте свое желание. И все, как говорят суеверия, должно со временем сбыться.

Кстати, гадания на Сретение был запрещены церковью, поэтому каких-либо особенных традиций, связанных с предсказанием судьбы в этот праздник нет.

Ну и в конце, мы хотим написать для вас поздравления со Сретением Господним. Ведь в настолько важное торжество это вам точно понадобится.

Поздравления со Сретением Господним

Не каждому конечно это нужно, но многим людям интересны поздравления с этим праздником, особенно в стихах. Некоторые ведь даже дарят подарки в Сретение, хотя это совсем необаятельно.

Со Сретением Господним
Я вас поздравляю.
Мира в душах ваших светлых
В этот день желаю.
Снизойдет пускай сегодня
На вас Божия благодать,
Чтоб Его большую силу
Вы смогли бы увидать.
Пусть семья здоровой будет,
Каждый счастлив чтобы был,
Свое сердце для молитвы
В день возвышенный открыл.

Со Сретением Господним
Поздравляю я тебя!
Пускай будут благосклонны
К тебе небо и судьба.
Небо радость, счастье дарит,
А Господь во сне придет —
Благодать свою подарит,
Волшебство в жизнь привнесет!

Смотрите видео поздравление со Сретением Господним.

Со Сретением Господним поздравляю,
Пожелаю вам благих счастливых дней,
Пусть не будет доброте душевной края
В свете истины божественных лучей.
В день, когда младенца пресвятого
Принесли для посвященья Богу в храм,
Вам желаю веры и покоя,
Сбыться всем прекрасным чудесам!

Иосиф Бродский - Сретение

Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему,
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он — Твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». — Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»
И старец сказал, повернувшись к Марии:

«В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

Софроний Иерусалимский - Слово на Сретение Господне

Мы, возлюбленные, зная сіе [историю Сретения Господня], пойдемъ вместе во сретеніе Христу Богу нашему, имея воздержаніе, принося чистоту и незлобіе, являя забвеніе обидъ, освобождая себя отъ мірскихъ заботъ, поставляя себя чистыми предъ Богомъ, отличаясь кротостью нрава и благожеланіемъ, имея взаимную ко всемъ любовь, а также сочувствіе и состраданіе. Поступая такъ, мы встретимъ грядущаго Христа, узримъ Его, возьмемъ на руки, исповедуемъ Его пророческимъ словомъ, восхваляя Его пришествіе къ намъ, и величественнымъ голосомъ прославимъ явленное имъ намъ милосердіе, — дабы намъ достигнуть царства небеснаго и насладиться вечными благами во Христе Искупителе и Спасителе нашемъ Боге, Ему же со безначальнымъ Богомъ Отцемъ и Всесвятымъ Духомъ да будетъ выну слава, честь и поклоненіе, ныне и присно и во веки вековъ.

Читать Слово свт. Софрония полностью

Кирилл Иерусалимский - Слово на Сретение Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, и на Симеона Богоприимца

3. С Cиoном людие языков, светильники нося, изыдем во сретение: внидем во храм, купно со Храмом, Который есть Бог и Христос. Со Ангелами воскликнем песнь Ангельскую: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Его (Ис. 6, 3): полны концы мира благости Его, исполнена вся тварь хвалы Его: исполнено все человечество снисхождения Его. Небесная, земная и преисподняя, полны суть благоутробия Его: полны милости Его, полны щедрот, полны даров, полны благодеяний Его.

4. Итак, вси языцы восплещите руками (Пс.46, 2): все концы земли приидите и видите дела Божия (Пс. 66, 5). всякое дыхание да хвалит Господа (Пс. 150, 6), вся земля да поклонится (Пс. 66, 4), и всяк язык да поет, всяк да воспевает, всяк да славословит Отроча Бога, четыредесятидневного и предвечного: Отроча малое и ветхое деньми (Дан. 7, 9): Отроча ссущее и Творца веков (Евр. 1, 2). Младенца вижу, Бога моего познаю: Младенца ссущего, и мир питающего: Младенца плачущего, и миру жизнь и радость дарующего: Младенца повиваемого, и меня от пелен греховных избавляющего: Младенца в объятиях матерних, с плотию истинно, и неотлучно, на земли: и Того же в недрах Отчих, истинно и неотлучно на небесех.

Читать Слово свт. Кирилла полностью

Амфилохий Иконийский - Два слова на Сретение Господне

Анна в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем ожидающим избавления в Иерусалиме. Видишь величие Анны? Она сделалась защитницей Господа и возвещала о Нем пред лицом Его Самого. О, чудо! Вдова, но обличала архиереев и книжников и, обличая их, воодушевляла весь народ. Она наблюдала за Господом и указывала на грядущее избавление в Иерусалиме, обращаясь ко всем собравшимся и объявляя им признаки Господа. Анна в новорожденном ребенке увидела Господа, она увидела дары и очистительные жертвы, принесенные за Него и вместе с Ним, но не смутилась тем, что Он мал возрастом. Анна исповедала младенца Богом, Врачом, Всесильным Искупителем, Сокрушителем грехов.

Не оставь без внимания сказанного Анной. Она обращалась к собравшимся, указывая всем присутствующим на деяния Господа: «Разве вы не видите Младенца, как Он тянется к сосцу Матери, а потом льнет к другому, приникает к материнской груди, до сих пор не ступавшего ногой по земле, принимающего обрезание в восьмой день? Разве вы не видите Этого Младенца? Это Он сотворил веки, Он утвердил небеса, Он распростер землю, Он оградил море берегами. Этот Младенец изводит ветры из сокровищ своих, Этот Младенец при Ное отверз затворы потопа, Этот Младенец сотворил дождевые струи, Этот Младенец веет снегами, как белотканным полотном. Этот Младенец посредством жезла Моисея освободил праотцев наших из земли Египетской, рассек Чермное море и провел их как бы по зеленой равнине и, изливая им в пустыне манну, дал им в удел землю, источающую молоко и мед. Этот Младенец предопределил, чтобы этот храм трудами отцов вознесся в высоту. Этот Младенец, давая клятву Аврааму, говорил: Умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря. Об Этом Младенце пророческий сонм, вознося молитвы, говорил: Воздвигни силу твою и прииди во еже спасти нас. Да не смутит вас Младенец младенчеством Своим. Один и Тот же — и Младенец, и Собезначальный Отцу, Один и Тот же и годами исчисляется, и род Его никто не может исповедать, Один и Тот же и лепечет как младенец, и дает устам премудрость. Одно — по причине рождения от Девы, другое — по непостижимости Своего бытия. И об этом также дал понять Исаия, который говорит: Младенец родился нам — Сын дан нам. Как младенец Он рожден, как Сын — дан. Таков Он в видимом и Другой в умопостигаемом».

Первое и второе слова свт. Амфилохия

Феофан Затворник - Три слова на Сретение Господне

Будет, братие, некогда общее всему роду человеческому сретение Господа, когда у слышится глас: се жених грядет, исходите во сретение. Радостно встретят Его только те, кои приобыкли к сему сретению здесь, вкусили силу Его еще на пути жизни сей, или по крайней мере положили решительное намерение достигнуть сего и начали труды, необходимые в сем делании, именно труды очищения сердца неуклонным исполнением всех заповедей Божиих. Непривыкшие же к сему сретению будут поражены тем гласом: исходите во сретение, и от сретения Господа не радость, а страх и трепет восприимут, которые, начавшись там, где нет изменений времени, вечно пребудут в них потом, составляя для них свой ад — достояние отверженнных. Помыслите о сем, братие, и от сего примите новое, особенное побуждение к ревностному исполнению заповедей Божиих, приводящему к чистоте и бесстрастию и удостоивающему сретения Господа в духе, которое, ублажая здесь, и тамошнему блаженству полагает прочное основание и несомненное упование получения. Как обрадует Господа тот, кто ныне же положит так, а не иначе тещи путем оставшейся еще ему жизни. Господь да благословит начинание такого.

Первое , второе и третье слова свт. Феофана

Его же из «Евангельской истории»

Богослужение праздника

Радуйся, благодатная Богородица Дева, / ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещающий находящихся во тьме. / Веселись и ты, старец праведный, / принявший во объятия Освободителя душ наших, / дарующего нам воскресение.

Читать полностью по русски , по церковнославянси

Андрей Кураев - Чудо встречи

Сретение - это встреча человека и Бога. Старый, очень старый иерусалимский священник Симеон всю жизнь ждал встречи с Богом. Даже сама старость была дана ему как наказание за то, что когда-то он потерял веру. И в ту минуту давних сомнений ему было сказано: ты не умрешь, пока сам не увидишь исполнения пророчеств. И вот этот день пришел. И что же - разверзлись небеса, и в ликующем хоре Ангелов сошел к Симеону Горний Свет? Огненная ли колесница, что являлась Илии и Иезекиилю, промчалась пред Симеоном? Облако ли с гремящим гласом и блистаниями молний, из которого некогда Моисей услышал десять заповедей, осияло старца? Нет. Пришла молоденькая мать, и на руках у нее был месячный малыш... Но тот сердечный трепет, который был знаком и Моисею, и Илие, и Иезекеиилю, пронзил вдруг Симеона, и в его сердце сказались давно готовые слова: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...". "Теперь Ты отпускаешь меня, отпускаешь уйти дорогой отцов, разрешаешь пройти через дверь смерти, и эти врата уже не страшны для меня - ибо я видел Спасение мое и Твоих людей"...

Понимаете ли вы смысл этого чуда? К человеку Бога приносят не ангелы, а люди! И до сих пор ту дорогу, что ведет к Небу, нам указывают не архангелы и не дивные видения, а люди, их человеческое слово и человеческое действие. Простые люди, в чьих словах и пересказах Евангелия наше сердце вдруг опознает лучик Правды. Но когда затем мы идем по этому лучу, то оказывается, что этот способ передачи нам Небесного Евангелия через земных людей отнюдь не был случаен. Оказывается, без людей вообще нельзя прийти к Богу. И если Творец не возгнушался стать одним из нас, то, значит, так часто встречающееся желание "чистой духовности" (без людей, без Церкви, без общения с людьми в молитве и таинствах), очевидно же происходит не от Бога.

Встреча с Богом. Пытаться рассказать, как и из чего она происходит - это сложнее, чем пытаться написать инструкцию о том, как настоящая любовь прорастает в человеческом сердце.

Антоний Сурожский - Сретение Господне

Бывают праздники, когда душа так исполнена ликования, что рука не поднимается на мирской труд, но бывают и такие, что рука не поднимется, потому что сердце полно или скорби, или священного ужаса. Праздник Сретения Господня обе эти черты в себе соединяет. Встречает Христа Симеон Богоприимец, старый человек, проживший праведную жизнь, которому было Богом обещано, что он не увидит смерти, пока не встретит Спасителя мира, пришедшего совершить Свое дело примирения и преображения мира. Вместе с ним свидетельствует об этой радости и Анна пророчица. Исполнилось ожидание не только Ветхого Завета, но всего человечества от начала мира, его желание, тоска, надежда о том, чтобы пришел Господь и уже не было бы непроходимой пропасти между Им и нами. Одновременно эти праведники ликуют о том, что не только прошлое, но и будущее теперь оправдано и сияет надеждой и радостью. Пришел Господь, и пришло спасение, пришла надежда, которой никакое горе, никакой ужас земной не могут погасить, потому что Бог уже среди нас, Христос посреди нас и никто нас не вырвет ни из руки его, ни из любви Его.

Но вместе с тем праздник Сретения Господня несет на себе глубокую печать священного ужаса и скорби.

Читать полностью проповедь Антония Сурожского

Другая его проповедь

Георгий Чистяков - Сретение

Если смотреть на рассказ о сретении Господнем как на икону, то в центре будет Младенец на руках у Матери, справа стоят Симеон с Анной. Она подносит Его к Симеону. В лице Симеона Богоприимца как бы представлены все мудрецы Ветхого Завета, а в лице 84-летней Анны — все жёны Ветхого Завета: Сарра, Ревекка, Рахиль, Девора и т. д. Матерь Божия рядом с Иосифом. Симеон с Анной и Мария — люди, жизнь которых можно охарактеризовать одним словом: верность. Но для Симеона или Анны это верность ожидания. Анне уже 84 года, и она ни день ни ночь не отходит от храма, пребывая в молитве и посте, т. е. живёт в полной верности Богу. Симеон настолько верен ожиданию Мессии, Христа, Который должен во плоти прийти в этот мир, что даже не может умереть, пока не увидит Его. А верность Марии — это уже верность со-работы, верность пребывания со Христом и труда вместе с Ним.

И в то же время Матерь Господа слышит странные слова, которые ни Она, ни Иосиф сначала не поняли, даже как бы смутились. Старец взял на руки Младенца и сказал: «Вот лежит это Дитя на падение и на восстание многих в Израиле», то есть через Него многие люди споткнутся и упадут, а многие восстанут, поднимутся, оживут: «А Тебе Самой оружие пройдет душу». Значит, и в сердце Матери Божией будут испытания через Ее Сына. Этим он предрек Ее страдания с первых дней. Мы думаем, что Матерь Божия не имела искушений, но если имел искушения даже Сын Ее Божественный, имела такие испытания и Она.



Новое на сайте

>

Самое популярное