Домой Ортопедия Планировка заха хадид. Что не так

Планировка заха хадид. Что не так

Архитектурное проектирование прерогатива не только мужчин. В 2004 году Притцкеровскую премию получила Заха Хадид, став первой женщиной ее удостоенной.

Притцкеровская премия — награда, присуждаемая ежегодно за достижения в области архитектуры (считается Нобелевской премией архитектуры ).

На момент получения премии Заха смогла воплотить в жизнь не более пяти скромных сооружений, но уже через десять лет фирма, которую организовала Заха Хадид в 1980 году - Zaha Hadid Architects создала 950 проектов в 44 странах мира. В настоящий момент в штате трудятся 400 архитекторов 55 национальностей.

У Хадид не было сложной биографии. Она родилась в 1950 году в Ираке в семье богатого и проевропейского промышленника. Жила в одном из первых в Багдаде модернистских домов, ставшим для нее символом прогрессивных взглядов и зародившим любовь к архитектуре. После школы уехала учиться математике в Бейрут, оттуда — в Лондон, и уже практически не возвращалась на родину. В Великобритании она поступила в архитектурную школу, где ее наставником стал великий голландец Рем Колхас. Подобно учителю, обожала русский авангард: ее дипломный проект отеля-моста над Темзой 1977 года — одна большая отсылка к Малевичу. Хадид была настолько одаренной, что Колхас назвал ее «планетой на своей собственной орбите» , а сразу после выпуска из школы взял партнером в бюро OMA. Спустя три года она уйдет, чтобы начать свою практику.

Свой первый конкурс Хадид выиграла в Гонконге — в 1982 году с проектом спортивного клуба на вершине одной из местных гор. Ее предложение — отрицающая гравитацию супрематическая композиция — принесло Хадид известность среди специалистов. Оно могло бы запустить ее карьеру, но этого не случилось: клуб не построили, от проекта остались лишь красивые аксонометрии. Парадоксально, но причиной стали не технические трудности или радикализм проекта, а начавшееся обсуждение грядущей передачи города от Великобритании Китаю. Риски потери Гонконгом свободы были так сильны, что через год заказчик предпочел отменить строительство. Хадид вернулась в Лондон и на деньги, вырученные от конкурса, открыла офис и стала работать в "стол".

Первое здание она построила только через десять лет, в 1993 году — небольшую пожарную станцию для мебельной компании Vitra, которая своим летящим козырьком-крылом вполне бы могла сойти за павильон работы советских авангардистов 1920-х годов. Еще через пару лет она трижды выиграла конкурс на создание оперы в Кардиффе, но ее не построили. Перед получением Притцкера у Хадид и вовсе была одна серьезная работа — завершенный за год до премии Центр современного искусства Розенталя в провинциальном Цинциннати, названный, правда, самым важным новым зданием в США со времен завершения холодной войны.

Летом 2014 года, открывая свое новое здание в Гонконге, Заха Хадид выглядела триумфатором. Алюминиевая изогнутая Башня инноваций местного технологического университета, зажатая между эстакадами шоссе и безликими многоэтажками южного Коулуна, казалась бы чуждой в любом окружении. То ли омытая морем скала, то ли космический корабль, который сошел бы впору жокеям из «Прометея» Ридли Скотта, — ее здания выглядят передовыми технологическими продуктами , большими гаджетами, кусочками идеально просчитанного на компьютере будущего, внезапно оказавшимися на несовершенной планете. Но не это стало причиной триумфа — не здание, а сам город. Две трети своей карьеры Заха Хадид была бумажным архитектором, популярным лишь среди критиков. Виновник ее отложенного успеха именно Гонконг.

Задним числом может показаться, что награждение Захи Хадид было политическим решением притцкеровского жюри. Представьте: авангардист с неограниченной фантазией, женщина в мужской профессии (не единственная — в середине 1990-х известности уже добилась француженка Одиль Декк, — но какая разница), к тому же родом из страны третьего мира. Но, скорее, награда была выдана авансом — с надеждой, что она переосмыслит язык современной архитектуры. Начиная с 1997 года, когда Фрэнк Гери открыл в Бильбао деконструктивистский музей Гуггенхайма, мир захлестнула мода на мировых архитекторов-суперзвезд, ставших героями популярной культуры. Хадид должна была стать самой самобытной из них.

И стала: в 2010 и 2011 годах она дважды подряд выиграла престижную британскую премию Стерлинга за здания Национального музея искусств XXI века в Риме и средней школы Эвелин Грейс в Лондоне. Расположенный на севере Рима музей MAXXI и вовсе opus magnum Хадид, к которому она шла три десятилетия. Теперь Хадид больше не заботит деконструктивизм: с середины 2000-х ее постройки имеют плавные формы, а их дизайн просчитывается на компьютере как сложное уравнение, связывающее все части здания. За последнее отвечает соавтор Хадид и директор ее бюро Патрик Шумахер, являющийся главным теоретиком параметрической архитектуры. Работая в стол, они ждали, когда технологии смогут воплотить в жизнь их воображение, и вот дождались.

Внутренности MAXXI — это то ли кишечник странного животного, то ли русло подземной реки, вымывающей себе путь через толщи железобетона. Если модернистская архитектура XX века стремилась к небу и была отчетливо воздушной, то архитектура Хадид — «водная», она живет в мире без гравитации, а ее условные пространства без пола и потолка перетекают друг в друга. В этом есть что-то восточное, словно Хадид вспоминает родную культуру и рисует проекты как арабскую каллиграфию. Самобытно ли это? Очень. Проблема в том, что, став массовой, эта архитектура становится предсказуемой в своей необычности. Она так непривычна и так чужда европейцу, что все время выглядит на одно лицо, словно Хадид раз за разом придумывает одно и то же. Более того, оказывается, что эту самобытную архитектуру не так уж сложно скопировать: в Китае у британки уже появились пираты.

Выиграв конкурс в 2007 году в Азербайджане, Zaha Hadid Architects проектировала центр Гейдара Алиева. После обретения независимости в 1991 году, Баку стремится всеми силами уйти от архитектры советского наследия. Построенный в 2012 году центр, призван выразить чувства азербайджанской культуры и показать оптимизм нации, которая с надеждой смотрит в будущее.

Обвинения в самоповторах не самое страшное. Превратившись из бумажного в массового архитектора, Заха Хадид оказалась в ловушке: она стала модным архитектором-суперзвездой ровно тогда, когда мода на таких звезд стала сходить на нет. Оказалось, что эффект Бильбао не работает; после рецессии 2008 года в моде левизна, бережливость и социальный подход. Постройки Хадид — полная противоположность: в 2014 году ее ругают за то, что пространство в ее зданиях используется неэффективно, что ее работы дорого возводить и еще дороже обслуживать, что она строит везде, особенно в Китае и нефтяных деспотиях Ближнего Востока, где совсем не соблюдаются права человека.

Ей ставят в вину рабочих, гибнущих на строительстве похожего на вагину стадиона в Катаре. В ответ Хадид и Шумахер заявляют, что архитектор не должен думать о социальной справедливости, он должен хорошо выполнять свою работу. Они говорят, что их необычные пространства меняют коммуникацию между людьми и что благодаря этим зданиям в будущем общество станет прогрессивнее и гуманнее. Им не то чтобы верят, а притцкеровское жюри словно в шутку отдает новую премию японцу, который строит временные дома из картона для беженцев и пострадавших от землетрясений.

Впрочем, сама Хадид в этом не виновата. Весь прошлый век авангардные архитекторы продавали не здания, а надежду на прогресс и воспоминания о светлом будущем. Но технический прогресс не гарантирует социальной справедливости, и в начале XXI века человечество испытало кризис веры. Никто не полетел осваивать далекие планеты, неожиданного будущего нет — есть лишь чуть более зеленое и эффективное настоящее с продвинутыми гаджетами. Всю жизнь Заха Хадид была авангардным архитектором, но теперь ей больше нечего продавать. В 2014 году ее необычные постройки — это всего лишь здания.

О личной жизни и взглядах Захи Хадид известно немного. У нее сложный характер, она бывает эмоциональна и нетерпелива, но вряд ли ей откажешь в обаянии. Она обещала никогда не строить тюрем — «даже если это будут самые роскошные тюрьмы на свете». Из-за карьеры она так и не вышла замуж. У нее нет детей. Она говорит, что хотела бы их, но, видимо, уже в другой жизни. Хадид называет себя мусульманкой, но не то чтобы верит в бога. Она не считает себя феминисткой, но радуется, что ее пример вдохновил многих людей по всему миру. Она уверена, что женщины умные и сильные.

Квартира Захи Хадид находится неподалеку от офиса в лондонском Клеркенвелле, — и судя по тому, что говорят побывавшие там люди, это хирургически чистое пространство, заставленное авангардной мебелью. Белое, безликое и бездушное — не столько дом, сколько временное и необжитое пристанище. Хадид водит BMW, любит Comme des Garçons, иногда смотрит «Mad Men», слишком часто заглядывает в свой телефон. У нее нет личной жизни — у нее есть проекты. В 2014 году Заха Хадид в шестой раз попала в шорт-лист премии Стерлинга за Центр водных видов спорта , построенный к лондонской Олимпиаде 2012 года.

Несмотря на критику в прессе, в следующем году она откроет еще пять иконических зданий в разных концах света, а через год — еще пять, и ее почти наверняка номинируют в седьмой, восьмой и миллионный раз. Сейчас Хадид 65 лет, ее партнеру Патрику Шумахеру — всего 53, почти ничто по меркам индустрии. Их бюро загружено работой на десятилетие вперед. Светлого будущего не существует, но у них все еще впереди.

В 2015 году Заха Хадид включена в список 100 самых влиятельных деятелей Европы по номером 59.

31 марта 2016 года на 66 году жизни покинула этот мир талантливый британский архитектор иракского происхождения Заха Хадид, успевшая многое сделать за такую короткую жизнь и оставившая после себя огромное творческое наследие. Её уход был столь внезапен, а наследие — столь велико, что потребовалось некоторое время, чтобы всё осознать и обобщить.

Архитектурные объекты Захи Хадид построены в 45 странах мира, в том числе и в России, а живописные работы и рисунки есть во многих музейных коллекциях. Она проектировала небоскрёбы и с лёгкостью занималась дизайном обуви, мебели, посуды и не только. Заха Хадид была востребована практически во всех направлениях искусства.

При жизни многие считали её гением, опередившим время, но были и такие, которые отказывались её признавать. Архитектурная мастерская Захи Хадид находится в Лондоне, но в этом городе есть лишь один объект, построенный по её проекту — это Центр водных видов спорта, возведённый 5 лет назад к летним Олимпийским Играм. Сразу становится понятно, как там «ценили» её творчество. Она не раз говорила, что быть женщиной-архитектором, да ещё и иностранкой очень сложно.



Центр водных видов спорта, Лондон (2011)

В России успели построить лишь два объекта. Жилой дом в Барвихе возвели в 2008 году.


Дом в Барвихе, Москва, Россия, 2008 г.

Бизнес-центр Dominion Tower на Шарикоподшипниковской улице в Москве открыли в конце 2015 года. Здание очень простое снаружи и интересное внутри.


Башня Dominion Tower , Москва
Фото: Наталия Куприянова

Был ещё один проект, но он остался, к сожалению, на бумаге. В 2008 году планировалось создать, комплекс недалеко от Московского Международного Делового Центра (Moscow International Business Center (MIBC).

Заха Хадид, по мнению многих специалистов, является ярким представителем деконструктивизма в архитектуре. Её здания — это архитектура будущего: динамичная, смелая и неповторимая.

Удивительно, но с выбором будущей профессии она определилась в возрасте 11 лет и следовала к своей мечте на протяжении всей своей жизни.

В 1972 году, после окончания Американского Университета в Бейруте, Хадид приехала в Лондон и поступила в архитектурную школу Архитектурной Ассоциации. Её преподавателями были Рем Колхас и Элиа Зенгелис.


1975/76. (Фото © Архитектурная Ассоциация Photo Library)
Заха Хадид (стоя) с Рем Колхас, Элия и Зои Zenghelis и Маделон Vriesendorp в 1978 году первое издание художественного журнала Viz.

Поработав после окончания учёбы в фирме Рэма Колхаса, в 1980 году 30 летняя Заха Хадид в Лондоне основывает собственную архитектурную фирму «Zaha Hadid Architects». Она преподаёт в Архитектурной Ассоциации, много проектирует и участвует в международных конкурсах.


Заха Хадид и Алвин Боярский в 1980. Фотограф Эндрю Higgott

Творчество Заха Хадид мы условно разделили на три периода:
1 период: 1977-1992гг. — «бумажная архитектура»;
2 период: 1993-2003гг. — деконструктивистская архитектура;
период: 2004-2016гг. — признание, фирменный стиль — бренд «Заха Хадид».

«Бумажная архитектура»

На творчество Заха Хадид сильное влияние оказал советский авангардист, основатель супрематизма в живописи Каземир Малевич. Её дипломный проект был трансформацией работы Малевича в 14-этажный отель над Темзой. Она восхищалась Малевичем, читала и с лёгкостью понимала его работы.

Заха Хадид в архитектуру пришла через свои картины.


«Тектоника Малевича» (1977) © Zaha Hadid Architects

А картину «Резиденция ирландского премьер министра» (Дублин, 1979-80 гг.) часто сравнивают с графикой ещё одного представителя советского авангарда — Кандинского.


«Резиденция ирландского премьер министра» © Zaha Hadid Architects

Картины Захи Хадид

1 из 8


"Мир (89 градусов)"© Zaha Hadid Architects


"Лондон 2066"© Zaha Hadid Architects


"The Peak (Blue Slabs)".© Zaha Hadid Architects


"Трафальгарская площадь Лондон, Великобритания, 1988


© Zaha Hadid Architects


Пик. Гонконг, 1983© Zaha Hadid Architects

Тектоника Малевича 1977


"Берлин 2000"© Zaha Hadid Architects

Начало творческого пути Заха Хадид было достаточно сложным, его многие называют «бумажным» — практически все работы остаются на бумаге.

Перевёрнутый небоскрёб для английского города Лестера (1990) так и остался нереализованным.

Проект спортивного клуба «Пик» (1983) на холме над Гонконгом победил в международном конкурсе, но заказчик обанкротился.



Проект спортивного клуба «Пик»© Zaha Hadid Architects

В 1994 году Заха Хадид выигрывает конкурс на проект Оперного театра в заливе Кардифф, застройщика пугает оригинальный дизайн и в итоге он отказывается от проекта.


Проект здания Оперного театра в заливе Кардиффа, Великобритания.© Zaha Hadid Architects

Она берётся за проекты небольших жилых зданий и интерьеры.

Интерьер ресторана «Моондзун» в Саппоро, Япония (1990 г.)

Жилой дом в Берлине 1993 год.

Деконструктивистская архитектура

В 1993 году завершается строительство здания пожарной части компании-производителя дизайнерской мебели Vitra, по форме напоминающее бомбардировщик «Стелс». После этого объекта к архитектору Захе Хадид приходит известность.


Пожарная станция Vitra в Weil Am Rhein, Германия (1993).© Zaha Hadid Architects


Фото: Войтек Gurkttp

Со слов самой Хадид, всплеск интереса к её творчеству начался после того, как в 1997 году было построено здание музея Гуггенхейма в Бильбао по проекту Фрэнка Гери , покорившее всех скульптурностью и неординарностью. Проекты Заха Хадид перестают пугать заказчиков оригинальностью и смелостью исполнения.

LFOne, Германия, 1996-1999 годы.


© Zaha Hadid Architects

Терминал железнодорожного вокзала в Страсбурге, Франция (1998-2001).

Лыжный трамплин Бергизель (2002).

В 1999 году, началось строительство Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати, США (открылся в 2003 году).


www.azahner.com

Именно за этот проект Заха Хадид удостоилась Притцкеровской премии в 2004 году и стала первой женщиной-архитектором в истории, получившей эту высокую награду. С этого момента она становится одним из самых востребованных архитекторов мира.

Фирменный стиль — бренд «Заха Хадид»

Начинается следующий этап в её карьере. Заха Хадид отходит от «классического» деконструктивизма, в её работах появляются плавные линии и органические формы. Её творчество уже не укладывается ни в какой архитектурный жанр, кроме собственного.

Центральное здание BMW, Лейпциг, Германия (2005).

Научный центр Phaeno, Вольфсбург, Германия, (2005).

Мэгги Центр Киркалди (2006)


фото Hélène Бине

Хадид не любила работать на компьютере, но быстро поняла преимущества 3-D моделирования. Она переходит работать на компьютер и архитектура её зданий меняется. Плавные формы заменили острые углы.

Станция Hungerburg, Инсбрук, Австрия (2007).


www.urbanarchnow.com

Выставочный павильон Channel Mobile Art в Гонконге (2008).


Виктор Фрайле / Reuters

MAXXI- музей искусства XXI века, Рим (2009).

Оперный театр Гуанчжоу, Китай (2010).

Академия Эвелин Грейс, Лондон (2010).

Мост Шейха Зайда. Абу-Даби, ОАЭ (2010).


В 2011 году построен Транспортный Музей Риверсайд в Глазго (Шотландия, Великобритания).


www.oldtimer.ru

В 2012 году завершено строительство Галереи современного искусства при Университете Мичигана.


Угловой фасад выполнен из стекла и складок нержавеющей стали.

Торгово — развлекательный центр Galaxy Soho, Пекин (2012).

Галерея Serpentine Sackle, Лондон (2013)

Jockey club здание гонконгского политехнического университета (2013).

Культурный Центр Гейдара Алиева в Баку (2013).


fly2baku.com
fly2baku.com
www.buro247.ru

Центр дизайна DDP, Сеул (2014).

Горный музей Месснера, Италия. (2015)


Горный музей Месснера

Жилой комплекс в Нью-Йорке (строительство завершится в 2017 г.)

В 2016 году Хадид стала первой женщиной, получившей золотую медаль Королевского института британских архитекторов (RIBA).

Бренды и знаменитости выстраиваются в очередь, чтобы поработать с Хадид. Она сотрудничает с известными брендами одежды, обуви, ювелирных украшений, предметов мебели и декора, создаёт концепции яхт и автомобилей.

Деревянная ваза

Каменные вазы www.dezeen.com

Смеситель Triflow Faucet — дизайн Заха Хадид.


asmasdesignjournal.wordpress.com

Шахматы от Заха Хадид.

Скульптура.


www.etoday.ru

Одежда, обувь и аксессуары.

1 из 10






image © viviona swimwear




Ювелирные соты.совместно со швейцарской ювелирной маркой Caspita,


коллекцию серебряных украшений для Georg Jensen.


Светильники

1 из 7



museum-design.ru


Световуая скульптуруа Vortexx для Zumtobel


Светильник Maxxi-коллекция от Kundalini.lightcontract.ru


Торшер Genesy для Artemide. lightcontract.ru


Spock настенный светильник


Люстра Transparent для Slamp. www.archiproducts.com

«Вся моя жизнь была непрестанной борьбой за то, чтобы воплотить свои идеи в бетоне»

© Заха Хадид

Всемирно известный британский архитектор Заха Хадид (Zaha Mohammad Hadid) способна поразить воображение любого человека. Её сооружения напоминают космические конструкции. Они не могут не выделяться среди привычных нашему глазу прямоугольных зданий.

«Я пытаюсь передать эмоции, которые испытывает человек, оказавшийся в дикой природе, в незнакомом, неисследованном месте. Постижение природы не имеет ничего общего с линейной системой координат. Мне интересно создать пространство, где у вас есть выбор системы координат. Многих людей не устраивает такой подход, потому что, вообще, люди не любят ставить под сомнение свои представления о правильном и неправильном» , ‒ говорит она.

Свои самые крупные награды и мировое признание архитектор получила после пятидесяти. В 2004 году Заха стала первой женщиной-архитектором, получившей Притцкеровскую премию (аналог Нобелевской среди архитекторов). Церемония награждения состоялась в здании Эрмитажного театра в Санкт-Петербурге. Несколько лет назад, во время празднования юбилея королевы Великобритании Елизаветы II, Заха получила титул Дамы-Командора ордена Британской империи.

Обратимся к истории. Заха Хадид родилась в Ираке. Её отец был одним из основателей Национальной Демократической партии Ирака, крупным промышленником прозападной ориентации. Девушка никогда не носила паранджу и, в отличие от остального населения страны, имела возможность свободно ездить по миру.

«Не могу сказать, что я принадлежу к какой-то культурной общности. Я покинула Ирак, когда мне было 15 лет, и после этого не жила на Востоке. Не сказала бы, что моё поведение укладывается в рамки мусульманской культуры. Что касается дискриминации по половому признаку, то мне кажется, что трудностей становилось гораздо больше по мере того, как мои работы приобретали убедительность» , - поделилась архитектор.

Начальное образование Заха получила во французской монастырской школе в Багдаде. В 1968 году уехала в Ливан, где изучала математику в Бейрутском Американском университете. Затем продолжила обучение в Лондоне, в Архитектурной Ассоциации, где стала ученицей Рема Колхаса - известного голландского архитектора и бунтаря. Колхас считал Заху самой талантливой своей ученицей и называл «планетой на собственной орбите». Безусловно, Колхас как «теоретик деконструктивизма» оказал большое влияние на Хадид. В студенчестве Заха увлекалась русским авангардом, особенно творчеством Казимира Малевича. В настоящее время она является членом Международного попечительского комитета по созданию в Москве музея Дома Мельникова.

Много лет назад Хадид основывала собственную архитектурную фирму Zaha Hadid Architects. Её знаменитый авторский стиль присутствует во всех проектах компании. Работы мастера разнообразны: от частных особняков до оперных театров и футбольных стадионов. Внешний вид сооружений завораживает, но многие критики спорят о практичности таких зданий. Заха воплощает свои проекты по всему миру, развеивая любые сомнения. К примеру, футбольный стадион в Катаре поражает не только внешним видом, но и техническими устройствами. По задумке автора, он будет иметь раздвижную крышу. Благодаря этому, размеры помещения можно регулировать, увеличивая или уменьшая его в два раза.



Центр Гейдара Алиева называют одним из самых смелых инженерных проектов современности. Он стал новым символом Баку и всего Азербайджана. Культурный центр представляет собой комплексное сооружение, которое включает аудиториум, музей, концерт-холл, выставочные залы и административные офисы.



На протяжении всего творческого пути Заха не боялась экспериментировать. До середины нулевых годов работы архитектора можно отнести к деконструктивизму, далее ‒ к параметрической архитектуре. Её здания с невероятным интерьером стали похожи на космические корабли.

Стоит отметить, что большие архитектурные сооружения не единственное занятие автора. Заха делает инсталляции, театральные декорации, экспериментальную мебель, дизайн обуви, интерьеров и даже пишет картины.

Заха неоднократно бывала в России. В 2005 году архитектор сотрудничала с компанией «Капитал Груп». Работа заключалась в проектировании жилого комплекса «Живописная Тауэр» на Живописной улице в Москве.

В 2012 году в районе Рублёво-Успенского шоссе был построен футуристический особняк ‒ одна из самых необычных построек Захи в России. Спустя три года состоялось очередное представление работы архитектора. В районе Дубровки открылся бизнес-центр Dominion Tower, построенный по проекту Zaha Hadid Architects в авангардном стиле. Здание представляет собой семь сдвинутых относительно друг друга этажей.

На протяжении всего творческого пути Заха занимается преподаванием, читая лекции и устраивая мастер-классы во многих странах мира. Хадид выступала с программной лекцией в московском Центральном доме архитектора (ЦДА). Годом позже в рамках выставки «АРХ Москва» Заха провела мастер-класс.



«Женщине очень тяжело стать архитектором, потому что профессия оказывает на человека сильное давление и отнимает чудовищное количество времени, которое женщине хочется потратить на семью и детей. Посмотрите на меня: я все время работаю, и у меня ни семьи, ни детей. Но у меня другая цель. Вся моя жизнь была непрестанной борьбой за то, чтобы воплотить свои идеи в бетоне» , - признаётся Хадид.

Её работы всегда были в центре внимания. Но проекты, побеждающие на конкурсах, так и оставались нереализованными. Долгие годы архитектор работала «в стол», не имея возможности осуществлять задуманное. Закрепилось мнение, что её проекты хороши на бумаге, но не могут быть воплощены в жизнь. Заха смогла доказать обратное. Критики считают её самым популярным и востребованным архитектором современности.

Примечание редакции: цитаты из интервью Захи Хадид журналу SALON 2004г.

Заха Хадид (араб. زها حديد‎‎ ; англ. Zaha Hadid; 31 октября 1950, Багдад, Ирак - 31 марта 2016, Майами, США ) - британский архитектор арабского происхождения, ученица Рэма Колхаса, представительница деконструктивизма. В 2004 году стала первой в истории женщиной-архитектором, награждённой Притцкеровской премией (церемония вручения Прицкеровской премии Захе Хадид состоялась в здании Эрмитажного театра в Санкт-Петербурге).

Родилась в Багдаде 31 октября 1950 года в семье промышленника, одного из основателей Национальной Демократической партии Ирака, представителя ориентированной на Запад крупной буржуазии. В 11 лет, во время поездки в Англию, она решила, что хочет стать архитектором.

В 1972 году, после окончания Американского Университета в Бейруте, Хадид приехала в Лондон и поступила в архитектурную школу Архитектурной Ассоциации, где её преподавателями были Рем Колхас (Remment Koolhaas) и Элиа Зенгелис (Elia Zenghelis).

Сильное влияние на Заху Хадид как архитектора оказали советские конструктивисты (Заха Хадид является членом Международного попечительского комитета по созданию в Москве музея Дома Мельникова), но ее творческий язык остается ярко оригинальным. Колхас назвал ее «планетой на своей собственной орбите». Зенгелис считает ее самым талантливым человеком, который когда-либо у него учился. Но, как он вспоминает, ей требовалась помощь при разработке второстепенных деталей, особенно с лестницами, которые в ее студенческих проектах всегда упирались в потолок.

В 1977 Заха Хадид присоединилась к мастерской Колхаса «ОМА», в 1980 основала собственную архитектурную компанию «Zaha Hadid Architects».

Со своим оригинальным и бескомпромиссным подходом к творчеству Хадид не была востребована мелкими частными заказчиками, поэтому она осталась преподавать в Архитектурной Ассоциации, и продолжила проектировать и участвовать в конкурсах. Ее перевернутый небоскреб для английского города Лестера (1990) так и остался на бумаге, проект спортивного клуба «The Peak» (1983) на холме над Гонконгом победил в международном конкурсе, но заказчик обанкротился.

Одним из первых ее реализованных зданий стала пожарная часть компании-производителя дизайнерской мебели Vitra, напоминающая бомбардировщик «Stealths» (1991-1993).

Ситуация кардинально изменилась в 1999 году, когда началось строительство Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати (Lois and Richard Rosenthal Museum of Contemporary Art), США (открылся в 2003 году). С этого момента Хадид стала одним из самых востребованных архитекторов мира.

Заха Хадид также постоянно занимается преподаванием, читая лекции и устраивая мастер-классы во многих странах мира. В 2004 Заха Хадид выступала с лекцией в московском ЦДА (Центральный дом архитектора). В 2005 году в рамках выставки АРХ-Москва Заха Хадид провела мастер-класс.

Живопись и рисунки Захи Хадид многократно выставлялись во многих странах; первой большой выставкой была ретроспектива в АА в 1983. Также крупные выставки прошли в нью-йоркском Музее Гуггенхайма (1978), Галерее GA в Токио (1985), Музее современного искусства (МОМА) в Нью-Йорке (1988), Высшей школе современного дизайна Гарвардского университета (1994), зале ожидания Центрального Вокзала в Нью-Йорке (1995). Работы Хадид присутствуют во многих музейных коллекциях, в частности - МОМА и Немецкого Музея архитектуры во Франкфурте-на-Майне (DAM).

Stone Towers Cairo, Egypt, 2009- Nile Tower, Cairo, Egypt, 2009 - Cairo Expo City Competition, Egypt, 2009-
Dongdaemun Plaza, Seoul, Korea, 2009 - Millennium Park Pavilion, Chicago, USA, 2009- J. S. Bach Pavillion, Manchester International Festival, Manchester, UK, 2009
Antwerp Port Authority headquarters, Antwerp, Belgium, 2009- Dorobanti Tower, Bucharest, Romania (Отель и апартаменты Dorobanti Tower, Бухарест, Румыния), 2008-2013 Guggenheim-Hermitage Vilnius (Museum, Cultural Centre), Vilnius, Lithuania, 2008-2010
Chanel Mobile Art Pavilion (Chanel Contemporary Art Container. Worldwide), Hong Kong, Tokyo, New York, Moscow, Milan, Paris, 2008-2010 Capital Hill Residence (Barvikha Villa), Moscow, Russia (Дом в Барвихе, Москва), 2008 University of Economics & Business, Vienna, Austria (Университет Экономики и Бизнеса, Вена, Австрия), 2008-
Farrer Court, Singapore, 2008- Lilum Tower, Warsaw, Poland (Лилиум Тауэр, Варшава, Польша), 2007-2012 Innovation Tower, School of Design Development, Hong Kong Polytechnic University (PolyU), Hong Kong, 2007-2011
«OPUS» Office Tower, Dubai, UAE, 2007-2010 Regium Waterfront, Reggio Calabria, Italy, 2007- Nuovo Teatro Cittadino Di Verbania, Verbania, Italy, 2007-
Middle East Centre, Oxford, England, UK, 2007- Lilas, Serpentine Gallery, Kensington Gardens, London, UK, 2007 Heydar Aliyev Merkezi Cultural Center (Культурный центр им. Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан), 2007-
Eli and Edythe Broad Art Museum, Michigan State University, USA (Музей искусства Мичиганского университета Эли и Эдит Брод, Мичиган, США), 2007- Courts of Law (Civil Courts of Justice), Madrid, Spain (Здание Гражданского суда комплекса «Кампус правосудия», Мадрид, Испания), 2007- Abu Dhabi Performing Arts Centre, Abu Dhabi, United Arab Emirates (Центр исполнительских искусств, Абу-Даби, ОАЭ), 2007-
Szervita Square, Budapest, Hungary, 2006-2010 Hoxton Square, east London, UK, 2006-10 Expocentre Exhibition Halls and Residential Tower Project, Moscow, Russia (Экспоцентр, Москва, Россия), 2006-
Opera house and cultural centre, Dubai, United Arab Emirates (Оперный театр и культурный центр в Дубаи, ОАЭ), 2006- Library and Investigative Resources Centre, University of Seville, Seville, Spain (Библиотека Севильского Университета, Севилья, Испания), 2006- CMA CGM Headquarters Tower, Marseille, France, 2005-2010
Aquatics Centre London Olympics, London, UK (Олимпийский комплекс для водных видов спорта, Лондон, Великобритания), 2005-2010 Zaragoza Bridge Pavilion, Zaragoza, Spain (Мост в Сарагоссе, Испания), 2005-2008 Кухня Z.Island, 2006. Производитель: ERNESTOMEDA
Светильник Vortexx Chandelier, 2005. Производитель: Sawaya & Moroni Кресло Belu, 2005. Производитель: Kenneth Schachter Диван Ice-Berg, 2003. Производитель: Sawaya & Moroni
Signature Towers, Business Bay, Dubai, UAE (Многофункциональный комплекс, Дубай, ОАЭ), 2005- Nuragic and Contemporary Art Museum, Cagliari, Italy (Музей современного искусства в Каглиари, Италия), 2005- Fiera di Milano, Milan, Italy, 2004-2014
Glasgow Transport Museum, Glasgow, Scotland, UK (Музей транспорта в Глазго, Шотландия), 2004-2010 Nordpark Cable Railway (Nordkettenbahn), Innsbruck, Austria (Станция канатной дороги, Инсбрук, Австрия), 2004-2007 Zhivopisnaya Tower, Moscow, Russia (Живописная Тауэр, Москва, Россия), 2004-
Guangzhou Opera House, Guangzhou, China (Оперный театр, Гуанчжоу, Китай), 2003-2008 Hotel Puerta America, Madrid, Spain (дизайн апартаментов), 2003-2005 High Speed Train Station Napoli-

Ровно 13 лет назад Заха Хадид стала первой в истории женщиной, получившей престижную Притцкеровскую премию. Google почтил ее память специальным дудлом, на котором знаменитый британский архитектор изображена на фоне Центра Гейдара Алиева в Баку, созданного по ее проекту. Esquire вспоминает пять дорогостоящих проектов Хадид.

1. Многофункциональный комплекс City of Dreams, Макао, Китай

Компания Захи Хадид занималась проектом одной из четырех башен многофункционального игорно-гостиничного комплекса «Город грез». Это 40-этажная гостиница на 780 номеров с ресторанами, магазинами и казино, которая откроется в 2017 году. Общая стоимость строительства комплекса City of Dreams оценивается в $2,4 млрд.

2. Центр водных видов спорта в Лондоне


Одно из основных мест проведения летних Олимпийских игр в Лондоне. Это крытый объект на 2500 мест с двумя 50-метровыми бассейнами и одним 25-метровым бассейном для дайвинга. Его строительство обошлось в £269 миллинов (около $347 млн).

Кстати, Заха Хадид спроектировала еще один спортивный объект, пожалуй, самый скандальный в ее карьере — стадион «Аль-Вакра» в Катаре, в котором пройдут матчи чемпионата мира по футболу в 2022 году. Сначала проект раскритиковали в СМИ, найдя в его дизайне ассоциации с женской анатомией. Потом на архитектора обрушился шквал критики из-за гибели нескольких сотен рабочих, занятых в строительстве. Да и сам чемпионат из-за коррупционного расследования в ФИФА иначе как скандальным не назовешь.

3. Мост шейха Зайда, Абу-Даби


Мост длиной 842 метра назван в честь бывшего президента Объединенных Арабских Эмиратов, чей фонд спонсировал строительство множества культурных объектов, и обошелся в $300 миллионов.

4. Центр Гейдара Алиева, Баку.


Этот проект в 2014 году получил премию «Дизайн года» и стал одной из самых узнаваемых работ Захи Хадид. По данным СМИ, власти Азербайджана потратили на строительство $250 миллионов.



Новое на сайте

>

Самое популярное