Домой Ортопедия О пасхе, православных постах и ещё кое о чём.

О пасхе, православных постах и ещё кое о чём.

На вопрос кто придумал посты? заданный автором Антонио лучший ответ это Есть в Библии про посты. " Тогда подходят к Нему ученики Иоанна и говорят: Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?
Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. "(Матф. 9)

Ответ от Артем Великий [гуру]
Святитель Василий Великий говорит: «Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все отличающееся древностью, почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост установлен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: «от древа познания добра и зла не ешь» (Быт. 2:17). А сие: «не снесте» есть узаконение поста и воздержания» (Творения, Минск, 2003, с. 96). Позже заповедь о посте была закреплена законодательно. Это были однодневные посты, приуроченные к определенным дням: «И было ко мне слово Господа Саваофа: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир» (Зах. 8:18-19). Когда же отдельного человека или народ постигали испытания, люди прибегали к продолжительным постам, чтобы снискать милость у Бога: «И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо? » (2 Цар.!»: 22); «И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле» (Дан. 9:3); «Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас» (1 Езд. 8:23). Благочестивому сознанию древних было очевидно, что молитва к Богу приобретает сугубую силу, когда она человек, молясь, приностит некоторую жертву, утесняет себя, временно отказывается от удовольствий.
Сам Спаситель освятил пост Своим примером: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей» (Мф. 4:1-2). О посте в священных новозаветных книгах говорится многократно: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:2); «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14:23). В новозаветной Церкви Великий пост (святая Четыредесятница) был установлен в образ того поста, который совершил Иисус Христом перед началом Своего общественного служения. Рождественский пост также длится 40 дней.


Ответ от Волшебный Кролик [гуру]
Есть такой способ промывания мозгов- человек должен быть голоден, желательно избит, и сильно не выспавшимся- и при этом повторять текст, в котором необходимо его убедить. Подобный способ применяется сектами (ночные бдения, посты, самоистязания, молитвы) , нечто подобное наблюдается в армии (дедовщина, одобряемая офицерами) .
В православии есть не всё- о самоистязаниях не слышал. Ну или не обращал внимания...


Ответ от Anna [гуру]
лично вам поможет: род сей изгоняется постом и молитвой.... слова Иисуса лично для вас:))


Ответ от Ђэмо [активный]
Господь, сказал про бесов: "сей род изгоняется постом и молитвой"
Отсюда столько противников поста, кто их советчик догадайтесь сами.


Ответ от Olga 147 [гуру]
Сам Спаситель освятил пост Своим примером: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей» (Мф. 4:1-2).
О посте в священных новозаветных книгах говорится многократно: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:2);
«Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14:23).
В новозаветной Церкви Великий пост (святая Четыредесятница) был установлен в образ того поста, который совершил Иисус Христом перед началом Своего общественного служения. Рождественский пост также длится 40 дней.


Ответ от Malachiev Malachi [гуру]
Читаю ответы и поражаюсь их глупости.


Ответ от Ольга Анкудинова [гуру]
Люди придумали. Ещё во времена Христа фарисеи оправдывали себя тем, что они постятся, дают десятину с тмина и мяты, мол, смотрите, какие мы замечательные. А Христа это не могло обмануть. Отсутствие веры всегда стремится чем-то заполнится, и обряды в качестве этого заменителя - ну просто незаменимая вещь.

Глубокие изменения в области религии, начавшиеся в нашей стране со второй половины 80-х годов прошлого века, имеют много проявлений. Пожалуй, для Православия самым главным из них стало массовое обращение - буквально, прорыв! - широких слоев общества к Русской Православной Церкви, ее пастырскому окормлению, внимание к церковному авторитету. Конечно же, и Русская Церковь не остается в стороне, всеми силами пытаясь содействовать приобщению страждущих к животворящему источнику евангельской истины. Это историческое явление, уже не единожды описанное и проанализированное, получило в современной публицистике меткое определение «второе Крещение Руси».

В свою очередь, возросшее внимание к Православию, его культуре способствовало широкому распространению за пределами Церкви некоторых традиционных основ христианской жизни. Как бы подчиняясь движению убегающей с берега волны, за церковную ограду в бушующий бренный мир ушли идеалы и нормы, изначально обоснованные Вселенским Православием для полноты жизни во Христе. Самый очевидный пример - пост.

Поститься сейчас «модно». Многие даже нецерковные люди стремятся соблюдать посты, в особенности главный пост православного христианина - Великий. Большинство закусочных, кафе и ресторанов, по крайней мере, в крупных населенных пунктах, предлагают в пост отдельное меню; вывески на улицах призывно зазывают отведать постные яства; в средствах массовой информации широко обсуждается проблема пользы или вреда поста для здоровья. Характерно, что нецерковное сознание восприняло только ту часть поста, которая касается пищевых ограничений. О духовной составляющей речь практически не заходит. Да и задачи телесного поста, распространяющиеся, согласно учению Церкви, на воздержание во всех формах бытия физического тела, а не только на ограничение в пище, воспринимаются в урезанном виде. Короче говоря, в мир пришла новая романтическая диета, овеянная колоритом христианского аскетизма. Но я хочу вести речь не о том.

В последнее время мне все чаще приходится слышать одну и ту же версию о «действительных» причинах введения в церковную практику поста. В ее основе - исключительно прагматические соображения, которыми, по мнению адептов версии, руководствовались политическая и церковная власти для обоснования постнических идей. Суть версии с незначительными вариациями в следующем. Светская власть средневековой Руси - не менее часто говорится о византийской императорской власти - была озабочена проблемой истощения запасов продовольствия после зимнего периода, когда к весне пищи практически не оставалось. Скудость съестных припасов угрожала голодом. Чтобы сэкономить небогатые резервы, удержать население от неуемного потребления пищи и предотвратить голод, были введены пищевые ограничения. А поскольку в ту эпоху религия имела исключительное влияние на сознание человека, запреты для пущей убедительности были основаны на религиозных мотивах.

Данная версия крайне популярна, все больше людей воспринимает ее как истину в последней инстанции, несмотря на очевидную неполноту и внутренние противоречия. Достаточно сказать, что этот прагматический подход предлагает лишь объяснение причин введения Великого поста, в то время как в Русском Православии (не говорю уже о всех многоликих традициях христианских Церквей) существует еще три многодневных поста, а также несколько однодневных, из которых посты в среду и пятницу являются постоянными практически в течение всего года; общее же количество постных дней может доходит до 200. Как быть с объяснением их возникновения? То же самое касается и истощения запасов к концу зимы: эта проблема стояла перед Русью, но никак не перед Византией с ее средиземноморским климатом, позволявшим собирать несколько урожаев в течение всего года. А ведь христианский пост пришел на Русь именно из Византии после принятия Православия, и ошибочно относить его зарождение к русской почве. Совсем уже нелогично видеть экономию продуктов в предписаниях воздерживаться во время поста от мясной пищи: мясо и так являлось редкостью на столах и в Древнем мире, и в Средневековье, и даже в Новое время. Наоборот, защищая запасы, следовало бы стремиться к сохранению «постных» продуктов, в первую очередь тех, которые предназначались для посева нового урожая (зерновые). Уже эти элементарные соображения заставляют скептически относиться к прагматической версии. Дабы расставить все точки над i, предлагаю небольшое путешествие в историю поста.

Следует начать с того, что пост сам по себе не только не является изобретением христианства, но, более того, характерен для подавляющего большинства религий мира: и примитивных и развитых, давно канувших в лету и существующих в наши дни. Разные религиозные культуры, зачастую совершенно не связанные между собой, обосновывали пост в качестве особой духовной практики. Постились и многочисленные народы Юго-Восточной Азии, в частности, малайцы, желавшие застраховать себя от ран. И чернокожие жители африканского континента, зулусы, которые полагали, что без поста невозможна связь с духами; они даже сложили соответствующую поговорку: «Постоянно сытый не может видеть тайных вещей». И создатели крупнейшего государства, могучей империи доколумбовой Южной Америки - инки, причем пост у них являлся обязательным требованием подготовки к большинству празднеств и церемоний, а наиболее религиозные индейцы постились в течение года. Постятся ныне и последователи зародившегося в песках Аравийского полуострова ислама, для которых пост - один из пяти столпов веры, обязанность всякого, называющего себя правоверным. И индусы, любящие в постные дни вспоминать предание о том, как одному постившемуся царю было дано созерцать бога Шиву.

Во всех религиях, где существует постническая практика, пост несет особый духовный и нравственный смысл, а его главнейшее значение основано на представлениях об очищении существа человека, его души; пост является верным средством для преодоления человеком своей ограниченности, торжества духа над чувственным и, как следствие, подъема на новый духовный, а в некоторых религиях и физический уровень. Согласно распространенной точке зрения религиоведов, корни поста уходят в первобытную эпоху и непосредственно связаны с религиозно-магическими запретами, табу. Очевидно, что на самых ранних этапах своего развития представления, связанные с постом, так или иначе зависели от конкретных условий жизни человека, но повсеместно и довольно быстро вытеснялись исключительно религиозной составляющей: это хорошо прослеживается на примере современных народов, живущих при общинном строе и придерживающихся примитивных религиозных воззрений. Итак, пост сам по себе не есть исключительно христианское учреждение, более того, его можно рассматривать как определенный общечеловеческий религиозный архетип.

Теперь коснемся проблемы установления поста в христианской Церкви. И здесь выясняется, что сама постническая идея не была принципиально новой для христианства: пост существовал еще в ветхозаветные времена, уже тогда имел множество форм и проявлений. Многочисленные примеры отражены в Библии. Приведу некоторые из них. Законодатель Моисей после 40-дневного поста принял на Синае заповеди (см.: Исх. 34: 28). Царь Давид-Псалмопевец постился до физического изнеможения: «Колена моя изнемогоста от поста, плоть моя изменися елеа ради» (Пс. 108: 24), а также - постом душевным (см.: Пс. 68: 11). «Все дни вдовства своего», за исключением праздничных и предпраздничных, постилась Иудифь (см.: Иудифь 8: 6). В Сузах, узнав подробности о разрушенном Иерусалиме и бедствиях соплеменников, Неемия молился Всевышнему, подкрепляя молитву постом (см.: Неем. 1: 4). Есть основания видеть намек на 40-дневный пост и в жизни пророка Илии (см.: 3 Цар. 19: 8). И доподлинно известно, что наложил на себя пост царь Ахав, обличенный Илией (см.: 3 Цар. 21: 27-29). На протяжении одного дня постились евреи, отвергнувшие культы «Ваалов и Астарт» (см.: 1 Цар. 7: 6). Также в течение дня до вечера постились «сыны Израилевы» перед битвой с «сынами Вениаминовыми» (см.: Суд. 20: 26). Накануне возвращения в Палестину провел пост крупнейший еврейский законоучитель, религиозно-политический реформатор Ездра: «И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего, так как мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царем, сказали: рука Бога нашего для всех прибегающих к Нему [есть] благодеющая, а на всех оставляющих Его - могущество Его и гнев Его! Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас» (1 Езд. 8: 21-23).

Как можно видеть, уже ветхозаветные евреи соблюдали посты, которые могли быть частными и общественными, накладываться человеком лично на себя или духовным лидером на многих, продолжаться в течение одного дня или быть многодневными, вплоть до пожизненного поста. В ту эпоху в большинстве случаев посты являлись личными и нерегулярными, а общественные происходили в наиболее важных, обычно чрезвычайных обстоятельствах. Но были и посты постоянные, предписанные Законом для всех евреев. По всей видимости, из узаконенных постов наиболее древние корни имеет пост Великого дня очищения (Йом-Кипур), основания для которого находятся в Пятикнижии Моисеевом (см.: Лев. 23: 26-29). Окончательная редакция и кодификация Пятикнижия может быть отнесена к концу VII века до Р.Х. и связана с его провозглашением при царе Иосии (622 г. до Р.Х.; поздняя датировка относит канонизацию Пятикнижия к V в. до Р.Х. в связи с деятельностью Ездры). Но очевидно, что пост существовал ранее окончательной кодификации Пятикнижия. Впоследствии к этому посту добавляются еще несколько, также приобретающих значение закона. Их становление, на основании Книги пророка Захарии (та часть, где упоминаются посты, написана около 520-518 гг. до Р.Х.), следует относить к концу VI века до Р.Х.: «И было ко мне слово Господа Саваофа: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир» (Зах. 8: 18-19). Традиционно установление этих постов связывается с рядом событий Вавилонского пленения: деятельностью Навуходоносора, рассеянием евреев (первая половина VI в. до Р.Х.).

На основании приведенных выше примеров можно сделать следующий вывод: уже в ветхозаветный период в еврейской среде существовал пост, за несколько столетий до зарождения христианства он был закреплен законодательно, и древнееврейское вероучение рассматривало его неотъемлемой и важнейшей составляющей духовной практики.

Перейдем и к истории поста собственно в христианстве.

Новозаветная традиция продолжает ветхозаветную. Прямые указания на постническую практику содержатся в Священном Писании христиан. Иисус Христос перед выходом на проповедь сам явил миру пример постничества: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4: 1-2; см. также: Мк. 1: 12-13; Лк. 4: 1-2). И во время проповеди Христос подтвердил необходимость поста: «Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2: 18--20). И апостолы последовали примеру Учителя: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14: 23). «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл… Они служили Господу и постились…» (Деян. 13: 1-2).

Помимо текстов Нового Завета о посте как существующем церковном явлении и даже спорах, которые возникали вокруг практики поста, сообщают исторические источники, начиная уже с рубежа I-II веков.

Особый интерес для рассматриваемой темы имеют такие замечательные раннехристианские памятники, как «Дидахе» («Учение 12 апостолов») и «Дидаскалия апостолов». Датировка и обстоятельства создания «Дидахе» сложны для точного установления. Ныне наиболее часто памятник датируют концом I - серединой II веков. В «Дидахе» сообщается о предписании соблюдения постов по средам и пятницам, а также поста перед крещением.

«Дидаскалия апостолов», созданная, по всей вероятности, в первой половине III века в Сирии, свидетельствует об установленной норме накладывать пост от двух до семи недель на кающихся в тяжелых прегрешениях и о шестидневном посте перед Пасхой. «Дидаскалия» также обосновывает посты в среды и пятницы, причем рассматривает их как меру, имевшую значение испрашивания милости у Бога за евреев. (Только в памятниках IV в. посты в среду и пятницу начинают непосредственно связываться с предательством и смертью Иисуса Христа).

Сведения о постах находятся в наследии святителя Ипполита Римского (ок. 170 - ок. 236), отца и учителя Церкви Иустина Мученика. Ириней Лионский († 202) в послании папе Виктору (сохранилось в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (260-340)) замечает, что готовившиеся к Пасхе христиане постились день или два, а некоторые несколько дней; святитель подчеркивает, что различия в продолжительности говения произошли «не в наше время, но гораздо прежде у наших предков». Полемикой православных с монтанистами было вызвано целое сочинение «О постах» («De jejuniis») христианского апологета Тертуллиана (ок. 160 - 220), кроме того, он касается постов и в других трактатах. Тертуллиан сообщает о посте продолжением в «нескольких дней» перед Пасхой, а также о постах в случае чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, например). Ориген (ок. 185 - 231) называл среду и пятницу постными днями и сам слыл постником. Есть у Оригена и свидетельство о 40-дневном посте. Святитель Дионисий Александрийский († 265) в послании к епископу Василиду писал, что пост перед Пасхой продолжался шесть дней и носил название «предпасхального».

Как видно, уже в эпоху ранних христиан были широко распространены разные посты. Они не только применялись в качестве рекомендованной меры благочестия, но и входили в очистительную практику перед особыми событиями в жизни христианина. Важнейшее место среди постов занимал пост перед Пасхой, впоследствии получивший название Великого, или Четыредесятницы. На основании имеющихся источников уверенно прослеживается эволюция продолжительности этого поста. Указания на 40-дневный пост, тогда еще не повсеместный, но применявшийся в ряде христианских областей, относятся к III веку, хотя ряд библеистов смотрит на них критически (например, упоминание Четыредесятницы Оригеном). По мнению некоторых исследователей, в частности русского историка Церкви начала ХХ века М.Н. Скабаллановича, установление 40-дневной практики Великого поста, первоначально произошедшее в Палестине и в течение III века широко распространившееся, с начала IV века становится повсеместным в христианском мире. Современный уровень знания позволяет с уверенностью говорить о том, что 40-дневный пост был принят повсюду в Церкви к рубежу IV-V веков. Древнейшее бесспорное указание на Великий пост перед Пасхой продолжительностью в 40 дней содержится во 2-ом праздничном (пасхальном) послание святителя Афанасия Великого, относящемся к 330 году. А его обязательное соблюдение, равно как постов в среды и пятницы, закреплено 69-м Апостольским правилом (окончательная редакция Апостольских правил произведена в конце IV века): «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или чтец, или певец не постится во святую Четыредесятницу перед Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен».

Весьма близко ко времени канонического закрепления в практике Церкви Великого поста стоит и утверждение поста Петровского (Апостольского). Сведения о нем находим у Афанасия Великого (296-373), Амвросия Медиоланского (ок. 340 - 397), Феодорита Кирского († ок. 457), Льва Великого († 461).

Полагаю, приведенных исторических свидетельств достаточно для того, чтобы показать всю сложность и глубину постнической традиции в христианстве, а также что такое пост в религиях вообще. В данном материале специально за скобки выводилась богословская сторона христианского поста, требующая отдельного освещения. Автору было важно продемонстрировать именно исторические примеры, убедительно опровергающие далекие от объективности гипотезы, своим духом, скорее, соответствующие упрощенной до примитивизма советской антирелигиозной пропаганде 20-30-х годов прошлого века. Конечно, помимо чисто духовной стороны, такая сложная и разветвленная постническая практика не могла не иметь и прагматических проявлений, но они явно были вторичны, являясь следствиями духовной составляющей поста. А ее преимущество, как было показано, уверенно прослеживается на широком историческом материале.

Человек является телесно-духовным существом, и устроен так, что если хорошо и плотно покушает, то его тянет или поспать, или порезвиться, но никак не помолиться. А питание не совсем досыта, к чему скоро привыкаешь, и голода нет; с исключением определенных видов пищи (как правило, животного происхождения), избавляет нас от сонливости и искушений, облегчая наше тело. При посте и воздержании плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются. Таким образом, физический пост делает возможным исполнение поста истинного, духовного. Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе.

Можно ли сделать вывод о том, что главное — это духовный пост, а пост телесный только средство к исполнению главного? Можно, это так и есть. А можно в развитие этой мысли предположить, что телесный пост необязателен, а лучше сразу духовным постом заняться? Ну, если ты готов рубить дрова без помощи топора, попробуй, конечно: может быть и получится – иные мастера ребром ладони кирпич расколоть способны. Но благоразумнее будет прислушаться к мнению наших святых. Вот из дневника праведного Иоанна Кронштадтского, запись за 1908 год, 23 октября: «Видел во сне пред утром двух свиней живых, облепленных тестом, как делают пред Пасхой, — в Великую Пятницу или Субботу. Эти свиньи — ты, чревоугодник».

В чем заключается пост?

Разговаривают двое прихожан: «Не воровал ли чего?» — «Да, воровал…» — «А жену бил?» — «Да, бил…» — «А пакости соседям делал?» — «Да, делал…» — «Может, и постов не соблюдал?» — «Упаси Бог! Что я, нехристь, что ли?!»
Конечно, пост не диета. Это время усиленного исполнения заповедей Христа. Некоторые и селёдочки в пост не скушают, но соседа или коллегу по работе живьем съедят. Пост заключается в тренировке воздержания. Мы же собираемся заповеди Христовы исполнять? Вот и надо тренироваться.

Что пользы будет от поста, когда мы, строго воздерживаясь от пищи телесной, своим гневом и строптивостью съедаем души и сердца своих ближних; когда, боясь осквернить уста какою-нибудь запрещенной снедью, не боимся, однако, того, что из этих же уст продолжают исходить, как смрадный дым из печи, слова осуждения, клеветы и злословия, насмешки язвительные, полные заразы и соблазна душевного.
Если хотите поститься постом истинным, прежде всего воздержите язык ваш от всякого слова праздного, тем паче гнилого и неподобного. Начните пост духовный с этого малого члена телесного, который вместе с тем есть и великий враг ваш. Победив его, вы сможете обуздать и все тело свое. В противном случае, язык ваш, как дикий конь, будет влачить вас вместе с постом вашим по дебрям лжи, клеветы, осуждения, злобы и лукавства.
Хотите ли поститься постом истинным? Оставьте вместе с пищей всякую ненависть, досаду и пререкание, сделайтесь во всём и ко всем тихими, кроткими, смиренными, благоснисходительными и любовными. Этого требует само время поста. Хотите ли поститься постом истинным? Удалите вместе со снедями и все прочие страсти и прихоти плотские, которые наносят вред душе больший, чем пресыщение телу.
И, наконец, если хотите поститься постом истинным, благоугодным Господеви, не забудьте украсить душу свою делами милосердия. Помогите по силам бедному, утешьте несчастного, навестите больного.

Опасны ли посты для здоровья?

Преподобный Макарий Александрийский вкушал пищу один раз в неделю, а почил столетним старцем. Преп. Анфим, как и Симеон, кроме св. воды, весь Великий пост проводил без еды, ничего не принимая, а прожил 110 лет. Некоторые отцы жили еще дольше: Павел Фивейский – 113, а св. Алипий – 118 лет. Многие из подвижников нашего времени питались одной просфорой в день, другие принимали пищу только по воскресным дням, а их здоровье и долгожитие не вызывают сомнений. Ясно, что пост не только не вредит здоровью, но и укрепляет его.
О «вреде» поста говорят только те люди, которые сами не постятся. А те, кто соблюдают посты, – никогда этого не скажут, ибо они по личному опыту знают, что пост не только не вреден, но – положительно полезен для телесного здоровья.

Врач высшей категории Владимир Николаевич Бекетов: «Соблюдать пост — это и есть польза для здоровья… Мясо, хотя и бывает полезно для мышц и мозга, несет в себе множество шлаков, которые оседают в кишечнике, почках, желчном пузыре. Пост с его сменой диеты вымывает шлаки из организма. Данные церковным уставом посты имеют в своей основе колоссальный заряд здравого смысла. Постящийся сохраняет и укрепляет здоровье, даже не думая об этом. Не надо особых диет, не надо искусственных добавок и витаминов. Соблюдай посты! — и достаточно. Вот в чем физическая и медицинская суть постов. И в пост пища должна быть разнообразной: капуста, другие овощи, злаки, травы, те же самые щавели с дачи… Человеческий организм приспособлен ко всеядению… Никто не умирал от трехдневного голодания».
«Я помню свой разговор с начальником медицинского отдела ЮНЕСКО во время Великого поста. Я его угощал великопостным кушаньем, а оно было очень скудное. У нас в академии для преподавателей пост без рыбы (студентам дают рыбу кроме первой, четвертой и страстной недели, Среды и Пятницы. Мы по этому поводу шутили, не пойти ли нам в студенты на Великий пост). Так вот, угощал я этого директора из ЮНЕСКО. Он очень внимательно слушал, когда я ему рассказывал про Великий пост — сколько мы постимся, как часто бывает пост и прочее. Потом вздохнул и сказал: "Если бы все люди так жили! Нам бы, медикам, тогда и делать было бы нечего».
Врач, хирург, лауреат Сталинской премии, святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Те из вас, кто усердно читает жития святых, знает, каким непостижимым для нас постом постились во множестве все преподобные отцы и жены. Они постились постом постоянным, для них не было скоромных дней. Очень многие вкушали только хлеб и воду, и больше ничего. Это, может быть, покажется вам опасным: как так, только хлеб и вода, а где же витамины? Великие преподобные никогда не слышали о витаминах, и тем не менее в таком тяжелом посте жили до ста лет и более, ибо благодать Божия поддерживала их тело гораздо могущественнее, чем наши изысканные яства. Они часто разрушают наше здоровье, служат причиной многих желудочных и кишечных заболеваний, часто вызывают головные боли, подагру. Болезней этих совсем не знали те преподобные, которые жили всегда в тяжелом, суровом посте. Итак, да не сомневается никто, что пост, с Богом проводимый, не повредит, а напротив, даст крепость и телу, и духу».

Воздержно яждь, мало пий и здрав будеши. К сожалению, воздержание от скоромной пищи еще не пост, но невоздержание уже грех.

Вы - строгий постник

Можно подумать, Богу нужен наш пост! Дьявол явился Великому Антонию и говорит: «Ты мало ешь, а я совсем не ем; ты мало спишь, а я совсем не сплю. Не этим ты победил меня! А смирением ты победил меня». Сказал и ждет: не возгордится ли своим смирением Антоний? А мы попадаемся на удочку гордыни от выполнения с особой тщательностью церковных правил и установлений. Не думай, что ты по причине воздержания пасть не можешь; ибо некто, и ничего не вкушавший, был свержен с неба.

  • Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?
  • Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? (Ис. 58, 3)

Болезнь мешает поститься

Пост и телесные труды совершаются человеком для обуздания нечистых страстей, а телесная болезнь выше и крепче поста, подвига и телесного труда, поэтому с немощного не спросится поста и труда телесного; он только должен непрестанно благодарить Бога и молить Его, чтобы даровал ему терпение.

Для больных, немощных и старых нет телесного поста, да и вреден он часто. Надо сделать ударение на душевный пост: воздержание зрения, слуха, языка, помыслов и прочее. Это будет истинный пост, полезный всем и всегда.

Не надо только использовать болезнь как отговорку. Одно дело, если у человека есть доброе расположение к посту, но он не может поститься, потому что, если не поест, у него будут дрожать ноги, он станет падать и тому подобное. То есть его силы, его здоровье не способствуют тому, чтобы он постился. Другое дело — если человек не постится, имея силы. Где тут найдешь доброе расположение?

Как поститься в гостях?

Один весьма требовательный епископ прибыл как-то с визитом в монастырь в Фиваиде. Когда его пригласили к трапезе, он сказал: «Мне довольно будет двух яиц, но изжаренных на камне, а не на противне, нежных, не пережаренных, хорошо посоленных, но без перца, сдобренных четвертью ложки масла, а главное — очень горячих».

Брат-кухарь поклонился и сказал: «Все будет сделано по твоему желанию, Владыко. Курицу, которая снесла эти яйца, зовут Сизина. Ее имя тебя устраивает?»

Мы пришли в гости к людям, знающим, что мы соблюдаем посты, и знающим, что день постный, но хозяева, презирая церковные уставы, уговаривают нас: «Да ладно, ты же в гостях, ничего страшного разочек пост нарушить». И мы отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном и в осуждение себе едим пищу, которая сама по себе чиста, но наше чревоугодие и человекоугодие делают ее «идоложертвенным», про которое апостол Павел сказал: «Не ешьте».

Зато, приходя к людям вовсе нецерковным, которые от души угощают нас, не имея намерения соблазнить нас, а просто не зная о наших правилах, мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим людей, которые, может быть, если бы услыхали благовестие о Христе и увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и тогда бы уже соблюдали посты. Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не похулят ли они невольно Церковь Божию, которая на самом деле не виновата в том, что мы в пост разгуливаем по светским гостям и пренебрегаем наставлениями святого апостола Павла?

Не надо осуждать других; в чужом доме, если подадут что скоромное в постный день, не надо пренебрегать и отказываться. А дома можно восполнить этот пробел усилением либо телесного поста, а главное — духовного.

Все ли дозволено после поста?

Строгие посты делаются напрасными, когда за ними следует излишнее употребление пищи, которое доходит до порока чревобесия. Разговейся, да не оскоромься!

«Пока был пост, мы только давали обет и собирались с силами. Прошел пост, — теперь и открывается поприще для нашей деятельности, по тому плану, который каждый построил себе во время пощения, и с теми силами, какие собрал тогда. И выходи каждый на дело свое и на делание свое, и покажи силу свою и искусство свое. Время поста есть время обучения к подвигу, а теперь началось время самого подвига... Господь собрал нас в храмы, учил, вразумлял, врачевал раны, разрешал узы, облекал во все оружия, — и вот теперь изводит на подвиг. Станем же мужественно и дружно. Какая похвала воинам, если они, когда их, обучивши, как должно, выводят на брань, побросают оружие, и предадутся в руки врагов? — Какая похвала и нам, если после такого о нас попечения мы при первом появлении страсти предадимся снова в руки ее, — и это только что сказавши: «Не буду грешить», — и только что слышавши завет: «Не будь неверен, но верен»?!
Когда пост проводим — говеем и исповедаемся, только познаем свои грехи и страсти, и полагаем намерение искоренить их, а к самому искоренению надо приступить с особенным, новым трудом, к которому и предлежит нам теперь время благоприятное. — Всего лучше и удобнее это делать, когда страсти сии восстают. Ибо когда они не восстают, не знаешь, за что взяться, как на гряде не знаешь, что вырывать, когда нехорошие корни скрыты под землею. Пусть — теперь время страстное, и будут возбуждаться страсти, — бери их твердою рукою, вырывай и бросай за ограду сердца, — и с радостию сие твори, ведая, что сим показываешь Господу всеведущему верность свою – искреннюю».

Евхаристический пост

Человеку, желающему причаститься, нужно соблюсти перед этим так называемый евхаристический пост. В настоящее время та его часть, что относится к телесному посту представляет собой воздержание от скоромной пищи (мяса, молока, масла животного происхождения, яиц, рыбы) в течение нескольких дней (от трех до семи). Чем реже человек причащается, тем дольше должен быть телесный пост, и наоборот. Семейные и социальные обстоятельства, такие, как жизнь в нецерковной семье либо тяжелый физический труд, могут быть причиной ослабления поста. Кроме качественных ограничений в пище, дóлжно уменьшить и количество съедаемого, а также избегать посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки, других мирских удовольствий.

Вместо всего этого рекомендуется посвятить свободное время богомыслию, размышлениям о своей жизни и совершенных грехах, а также путях их исправления. Супругам в течение поста необходимо воздерживаться от телесного общения.

Накануне Таинства, начиная с 12 часов ночи, нужно полностью отказаться от пищи, питья и курения (тем, кто страдает этой дурной привычкой) до времени Причастия. Если есть возможность, то накануне Причащения нужно побывать на вечернем богослужении; перед Литургией (накануне вечером или утром перед ее совершением) — прочесть содержащееся в любом православном молитвослове правило ко Причащению. Утром в день Причастия следует прийти в храм заранее, до начала богослужения. Перед Причастием нужно исповедаться или вечером, или непосредственно перед Божественной литургией.

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от злобы и раздражения, осуждения и всяких непотребных мыслей, а также пустых разговоров. Готовясь к Причастию, полезно вспоминать и совет праведного Иоанна Кронштадтского: «Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога — на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило ко Причащению. Между тем здесь прежде всего надо смотреть на исправление нашей жизни и готовность сердца к принятию Святых Таин. Если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. Царство Божие не в слове, а в силе (1 Кор. 4; 20)».

Возникает вопрос, если кто-нибудь, постясь для приобщения Святых Таин, умываясь или находясь в бане, нехотя проглотил немного воды, должен ли таковой причаститься? Как отвечает в своём каноническом послании святитель Тимофей Александрийский: «Должен. Ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от Причащения, чаще будет делать то же» (ответ 16). В сомнительных случаях утром перед службой можно обратиться за советом к священнику.

Заключение

Структура статьи и большинство ее заголовков взяты с сайта Иоанн (душевный лекарь) , оттуда же позаимствованы многие святоотеческие цитаты. Вступительная часть — перессказ фрагмента лекции протодиакона проф. А.В. Кураева.

Народное творчество

Если к вам пришла соседка
Потрепаться о погоде,
Посудачить о свекрови
И напиться кофею,

Ей пирожных не давайте,
Сахар в кофе не кладите,
А с порога расскажите
Про суровый постный день.

Тут же спойте символ веры,
Почитайте ей акафист,
Окропите агиасмой
И начните петь Псалтирь.

Сразу бодрая соседка
Непременно вся обмякнет
И тихонько задом пятясь
Вас покинет навсегда.

Потому что всем известно
Как легко народ лукавый
Изгоняется молитвой,
И конечно же постом.

История про африканское племя

Не так давно в Африке обнаружили племя, неизвестно сколько тысячелетий живущее в изоляции на уровне первобытно - общинного строя, никогда не знавшее ни цивилизации, ни монотеистических религий. В рамках банального древнего пантеизма они поклонялись своим местным богам, ответственным за те или иные явления природы, удачу на охоте, здоровье, воинские успехи и так далее. Антропологи и этнографы, которые проживали во вновь обнаруженном племени и изучали его, рассказывают об интересном наблюдении.

Наступает засуха. Истощаются родники. Уходит дичь. Что делать? Совершенно ясно, что племя прогневило какого-то из многочисленных богов и пожинает заслуженные кары. Местный колдун собирает племя и строго так у всех спрашивает: никто тотемную лягушку не кушал? Нет, никто не кушал... Ну ладно. Колдун устраивает большую мистерию около центрального идола деревни, и все ждут результатов.

Проходит неделя, засуха продолжается. Угроза гибели урожая. Все снова собираются и торжественно приносят богам жертвы, кому чего не жалко: часть прошлогодних запасов злаков, например, или поношенную одежду (это и нам знакомо – на тебе, Боже, что нам негоже). Проходит время и становится ясно, что мелкими подачками гнев богов загладить нельзя.

Вразумленные неудачей аборигены, от каждого семейства отдают колдуну лучшее животное, и совершается большое щедрое жертвоприношение по всем правилам. Засуха продолжается, урожай гибнет, приближается призрак голода.

В племени начинается большая подготовка. Деревенская площадь очищается, складываются огромные костровища. Мужчины деревни, способные быть воинами, наносят на тела боевую раскраску. С наступлением ночи под рокот барабанов разворачивается действо: возжигаются костры, мужчины выходят в центр и начинают ритуальные танцы. Через два часа в руках танцующих появляются ножи. Усиливая танец и переходя в ритмический боевой транс, воины полосуют себя ножами по икрам. Во все стороны брызжет кровь – совершается кровавое жертвоприношение богам, ритуальный танец не прекращается, к утру все лежат в изнеможении и ожидании чуда.

Однако, судя по погоде, человеческая кровь не умилостивила богов племени.

И тогда, только тогда, наступает трудный момент употребления последнего средства, на которое нелегко решиться. Но что делать – все уже испробовано, ничего в запасе не осталось. Вождь собирает деревню (причем колдун скромно стоит вместе с народом) и назначает... Не поверите. И назначает… время покаяния и поста! Все племя в течение определенного промежутка времени постится и кается в грехах.

У нас в христианстве (хоть пост и не нами, как видим, придуман) все с этого только начинается.

«Тысячи голосов пытались и пытаются разъяснить россиянам значение поста, дать правила его соблюдения, рассказать историю формирования и тому подобное. Ежегодно, вот уже лет пятнадцать, сказанное повторяется, словно под копирку, количество информации о посте растет и растет, только вот никакого влияния на общественную жизнь это не производит. Для меня понятно, что дело тут совсем не в народе, утонувшем в телеэфире и не желающем воспринять «свет истины», а в том положении, что православие заняло в общественной жизни » - излагает в интернет-статье Юрий Белановский - заместителя руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при московском Даниловом монастыре, невольно соглашаешься с ним.

И, тем не менее, в этом многоголосии хочется изложить своё видение о постах в прочитанном не в качестве какого-то нравоучения, а в осознанных размышлениях над теми события и фактами, которые имеют место быть вокруг постов и всего того, что с ними связанно.

«Нет церковному посту!!!» - заявляют в своих интернет-посланиях на форумах одни из одиозных граждан, противников всего, что связано с православной религией.

Другие, несущие познавательную информацию, в том же интернете говорят:

Что православные посты были придуманы византийскими священниками (а затем поддержаны русскими) для того, чтобы народ добровольно отказывал себе в еде, вместо того, чтобы требовать ее от власть имущих, как граждане Рима в свое время требовали от принцепсов и никто из них не мог народу в этом отказать;

Что, ни у католиков, ни у протестантов нет таких жестких требований в плане пище к посту, у них большее внимание уделено молитве, покаянию и т.п. Т.е. гораздо более естественное отношение к человеческим потребностям;

Что по существу, православные посты - это служение не Богу, а царю. Поэтому следовать им - не уважать себя и добровольно объявлять себя рабами правящей элиты

Что необходимо сказать дружное «нет» - церковным постам! Не давать себя оболванивать.

Некоторые, проявляя любопытный интерес, задают вопросы:

Скажите, пожалуйста, откуда пошла традиция соблюдения постов. Всем известен библейский факт, что Иисус в пустыне соблюдал длительный пост перед своим распятием. А откуда и кем придуманы посты перед основными церковными праздниками? Например, кто придумал, как и что человек должен употреблять в пищу? Взять хотя бы тот же пред пасхальный пост. Где можно прочесть: в какие дни и что нужно употреблять в пищу? Кто разработал «постное меню»?

Почему в иные дни можно есть рыбу, а в другие - даже масла растительного нельзя употреблять. Известно, что «пост» не сводится только к особенной диете, то какие еще требования (правила) должен соблюдать «постящийся христианин»?

В какие дни начинается пост и когда заканчивается?

При ответе на эти и другие вопросы, рассказ о постах непременно необходимо начать с пасхи, неотъемлемой части великого поста.

Пасха - древнеславянский языческий праздник, включённый православной церковью в число своих праздников. Пасха длиться не один день, как полагают большая часть наших граждан, включая и некоторых истинных верующих. Пасха - это целая календарная неделя, завершающая великий пост. В разные годы Пасха может начинаться с 4 апреля по 8 мая.

В целом же, посты занимают значительное место в христианском культе. В православном церковном календаре около 200 дней занято постами. Каждый верующий должен постится по средам и пятницам в течение всего года, в крещенский сочельник, в день усекновения главы Иоанна Крестителя (В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка. По приказу Ирода Антипа в угоду незаконной его жены Ирадиады, отсекли голову Иоанну Крестителю (Мф. 14, 1-12) и Марк (Мк. 6, 14-29).)

Помимо этого существуют четыре многодневных поста - великий, петров, успенский и рождественский.

Великий пост начинается с понедельника, после сыропустной недели (масленицы) и продолжается около семи недель, вплоть до празднования пасхи. Кстати масленица также древнеславянский языческий многодневный праздник проводов зимы, включённый православной церковью в число своих праздников - масляная неделя перед великим постом, в разные годы может выпадать на февраль либо на март.

Великий пост разделяется на две части: святую четыредесятницу и страстную седьмицу. Первая из них якобы установлена в память тех важнейших «событий», о которых идёт речь в ветхозаветных и новозаветных книгах. Это и 40-летие блуждание израильского народа по пустыне, и 40-дневный пост Моиисея перед получением заповедей от бога на горе Синае, и 40-дневный пост Иисуса Христа в пустыне.. Вторая часть великого поста, которая непосредственно предшествует пасхе, установлена церковью в память о страданиях Христа, именуемых верующими «страстями господними».

Петров пост начинается в первый понедельник после духова дня и оканчивается 29 июня, в день праздника святых Петра и Павла. Успенский пост выпадает на период с 1 по 15 августа. Рождественский пост длиться 40 дней - с 15 ноября по 25 декабря по старому стилю.

Как и многие другие христианские обычаи, посты пришли из седой древности как христианские, навязывает нам церковь. Однако, они возникли, прежде всего, в силу тех условий, в которых протекала жизнь наших далёких предков. Первобытные люди, жизнь которых во многом зависела от воли случая, нередко влачили полуголодное существование. Естественно, что в первую очередь, следовало обеспечить пищей тех, кто добывал продукты питания, охотников, уходивших на поиски диких животных. А оставшиеся дома женщины и дети должны были довольствоваться остатками пищи. В те суровые годы и возник обычай откладывать лучший кусок для тех, кто добывал пищу.

Впоследствии ограничения в пище принимали форму узаконенных запретов. Эти ограничения находили место во время инициаций - принятия подростков в полноправные члены племени. Вместе с жестокими физическими испытаниями, которыми подвергались юноши, посвящаемые обязаны были выдерживать многодневный пост. Пищевые запреты в древних культурах постепенно теряли первоначальное значение, получая религиозную окраску.

Заимствовав посты из древних культов, христианство придало им новое содержание. Они, по словам служителей церкви, являются испытанием верующих в стойкости против искушений, в терпимости и смирении, угодных богу.

Однако, здесь уместно вспомнить дословно знаменитые рассуждения Михайло Ломоносова в своём послании государственному деятелю России при правлении Императрицы Елизаветы Петровны Ивану Ивановичу Шувалову «О сохранении и размножении российского народа» от 1 ноября 1761 года, связанные с постами.

Он пишет: «…невоздержание и неосторожность с уставленными обыкновениями, особливо у нас в России вкоренившимися и имеющими вид некоторой святости. Паче других времён пожирают у нас масленица и св. неделя великое множество народа одним только переменным употреблением питья и пищи. Легко рассуждать можно, что готовясь к воздержанию великого поста, по всей России много людей так загавливаются, что и говеть время не остаётся. Мёртвые по кабакам, по улицам и по дорогам и частые похороны доказывают то ясно. Розговенье тому же подобно. Да и дивиться не для чего. Кроме невоздержания в заговенные дни питиём и пищею, стараются многие на весь великий пост удовольствоваться плотским смешением законно и беззаконно и так себя до чистого понедельника изнуряют, что здоровья своего никоею починить не могут, употребляя грубые постные пищи, которые и здоровому желудку тягостны. Сверх того вскоре следует начало весны, когда все скверности, накопленные от человека и от других животных, бывшие во всю зиму заключёнными от морозов, вдруг освобождаются и наполняют воздух, мешаются с водой и нам с мокротами и цинготными рыбами в желудок в лёгкое, в кровь, в нервы и во всё строение жизненных членов человеческого тела вливаются, рождают болезни в здоровых, умножают оные в больных и смерть ускоряет тех, кои бы ещё могли жить долее. После этого приближается светлое Христово воскресение, всеобщая христианская: тогда хотя почти беспрестанно читают и многократно повторяются страсти господни, однако мысли наши уже на св. неделе. Иной представляет себе приятные и скромные пищи, иной думает, поспеет ли ему к празднику платье, иной представляет, как будет веселиться с родственниками и друзьями, иной ожидает, прибудут ли запасы из деревни, иной готовит живописные яйца и несомненно чает случая поцеловаться с красавицами или помилее свидаться.

Наконец заутреню в полночь начали и обедню до свету отпели. Христос воскрес! Только в ушах и на языке, а в сердце, какое ему место, где житейскими желаниями и самые малейшие скважины все наполнены. Как с привязу спущенные собаки, как накопленная вода с отворённой плотины, как из облака прорвавшие вихри, рвут, ломят, валят, опровергают, терзают. Там разбросаны разных мяс раздробленные части, разбитая посуда, текут пролитые напитки, там лежат без памяти отягчённые обьяданием и пьянством, там валяются обнажённые и блудом утомлённые недавние строгие постники. О истинное христианское пощение и праздненство! Не на таких ли бог негодует у пророка: «Праздников ваших ненавидит душа моя и кадило ваше мерзость есть передо мною!» Между тем бедный желудок, привыкнув чрез долгое время к пищам малопитательным, вдруг принуждён принимать тучные и сильные брашна в сжавшиеся и ослабевшие проходы и, не имея требуемого довольства жизненных соков, несварённые ядения по жилам посылает, они спираются, пересекается течение крови, и душа в отварённые тогда райские двери из тесноты тела прямо улетает. Для уверения о сём можно справиться по церковным запискам: около которого времени в целом году у попов больше мёду на кутью исходит? Неоспоримое есть дело, что неравное течение жизни и крутопеременное питание тела не токмо вредно человеку, но и смертоносно, так что вышеписанных строгих постников, причём усердных и ревностных праздниколюбцев, самоубийцами почесть можно. Правда, что ежели кто на масленице приуготовляется к посту житиём умеренным, в пост не изнуряет себя излишно и говеет больше духом, нежели брюхом, св. недели радуется о препровождении великого поста в истинных добродетелях, в труде обществу полезных и богу любезных, а не о том, что дожил до разрешения на вся, тот конечно меньше почувствует припадков от нездорового времени, а особливо когда трудами кровь приводит в движение и, словом, содержит себя хоть то постными, то скоромными пищами, однако равно умеренными, без всяких скачков и пригорков ».

Вот и сбылись рассуждения - пожелания великого Ломоносова Михаила после прошедших долгих двух с половиной веков, правды ради, не для всех, и сейчас бездарно губящих своё здоровье, а главное, здоровье своих детей.

В настоящее время, модернизируя своё вероучение, церковь, говоря о постах, акцентирует внимание не на воздержание от пищи, а на «духовном воздержании». В конце концов, для неё в первую очередь представляет интерес: именно тот психологический настрой верующих, который связан с идеей воздержания. В дни постов увеличиваются проповеди о слабости и ничтожестве человека, о необходимости упования во всех своих делах на бога. Подавления человеком естественных стремлений и желаний, «добровольные испытания» рассматриваются как доказательство пренебрежения к «мирским интереса» во имя интересов духовных. Посты оказываются, таким образом, весьма эффективным средством религиозного влияния на людей.

Вышесказанное можно подтвердить повествованием того же Юрия Белановского о великом посте, размещённого в интернете некоторое время назад.

Он пишет: «Всем памятны слова, что практика - критерий истины. Я уверен, что многие интересующиеся православием люди задумывались о том, что Великий пост дает человеку реально? Каковы плоды? Эта тема со всей остротой впервые обозначилась на крупнейшем православном интернет-сайте некоторое время назад в Рождественский пост. До этого времени о посте в СМИ столь откровенно не говорили; как правило, свидетельствовали «как надо по традиции», умалчивая, как должно быть истинно по- христиански и не упоминая, «как есть на самом деле». На сайте опубликовали заметку священника, который, насколько я понял, честно признался, что не видит смысла в посте, не видит тех плодов от поста, что ожидал долгие годы, но при этом не дерзает нарушать церковную дисциплину и продолжает поститься. Замечу, что подобные свидетельства от православных мирян и дискуссии о смысле постов давно уже наполнили православную блогосферу. Вопреки ожиданиям, наиболее «либерально» к постам относятся православные христиане с большим, более десяти лет, опытом церковной жизни. Понятно, что это свидетельства достаточно разрозненные, по ним трудно делать обобщения, но нельзя и просто так отмахнуться от них.

Это очень важно. Оказывается, далеко не вся церковная дисциплина, предложенная в «церковных книгах», однозначно работает. Оказывается, сравнительно долгая искренняя христианская жизнь может и должна вносить коррективы в отношении воплощения некоторых дисциплинарных предписаний. Я думаю, что эпоха изложения «православных истин» вообще, вне контекста опыта христиан, вне контекста тех результатов, что можно наблюдать, заканчивается. Начинает пробиваться правдивое осмысление жизни, осмысление того наследия, что христиане имеют от своих предков.

Сказанное еще раз убеждает меня в том, что нет никакой необходимости подробно информировать и тем более призывать наших не церковных соотечественников к соблюдению поста, тем более, если даже среди христиан есть разный опыт его переживания и осмысления. Думаю, что гораздо важнее свидетельствовать о том к чему призывал Христос, о том ради чего Он умер и воскрес. А пост уже придет своим чередом как одно из средств духовной жизни, и в той форме, какую человек сможет вместить ».

Составил, прочитал, а осмыслив прочитанное, принял к сердцу

Борис Сухинин ,

Южно-Сахалинск

специально для «Дебри-ДВ»

Что стало основой Великого поста в Православной Церкви?

Евхаристия определяется как церковное Таинство, высшим проявлением которого является причастность человеческого к Божественному вследствие приобщения к Телу и Крови Христовым. Поэтому это Таинство и обозначается как Причастие.

Этимологическое происхождение слова «евхаристия» – от греческого глагола ευχαριστέο (быть благодарным, благодарить). Соответственно, образуется имя существительное ή ευχαριστία – благодарность, благодарение. В данном случае благодарность, признательность за милость Божию, с помощью которой человеческая немощная природа приобщается к Божественной. В Евхаристии такое приобщение достигает предельного значения, отчего это Таинство является кульминационным средоточием церковных Таинств. В нем осуществляется исчерпывающее проявление Божественной любви и жертвенности по отношению к человеку. В Евхаристии Богообщение достигает своего апогея, поэтому к человеку предъявляются особые требования для участия в ней.

Чтобы приобщиться к Божественному достоинству, необходимо духовно очиститься, подготовиться к столь непосредственной встрече с Богом. Эта непреложная истина очевидным образом присутствует в Священном Писании.

Таким приготовлением, естественно, является пост, в котором человеческая природа предельно сосредотачивается на очищении от греховной скверны, чтобы приблизиться к Божественной Святости и таким образом приобщиться к источнику Божественной благодати.

Выразительным свидетельством такой необходимости можно считать сорокадневный пост Моисея (Втор. 9:18), новозаветным исполнением Божественной жертвенности стал сорокадневный пост Спасителя (Мф. 4:1–2, Лк. 4:1–2).

Сорокадневный пост, на который указывает Священное Писание, – основа Великого поста в духовной практике Православной Церкви. Он и предполагает очищение, приготовление к принятию Голгофской Жертвы Спасителя, предваряемой Тайной Вечерей, обозначившей сущностное содержание Таинства Евхаристии. Поэтому в широком сотериологическом аспекте Великий пост имеет и евхаристический смысл, поскольку очищает и готовит нас к соучастию в самой великой жертве, Голгофской, и причастности к самому великому событию – Воскресению Христову.

В Ветхом Завете многократно упоминается о необходимости поста в обращении человека к Богу как очистительного действия для полноценного осуществления такого обращения и общения: 1 Цар. 7:6, 3 Цар. 21:9, 2 Пар. 20:3, Езд. 8:21, Неем. 1:4, Есф. 4:3, Иер. 14:12, Дан. 6:18, Иоиль 1:4, Зах. 7:1–7. На обязательность такой духовной предпосылки указывает и Новый Завет: Лк. 2:37, Деян.13:2–3, Мф. 6:16–18, Мк. 2:18–20, Лк. 5:33–35.

Сам Спаситель предписывает пост и молитву как основополагающее условие духовного совершенствования, позволяющее быть человеку в спасительном Богообщении (Мф. 17:21). А поскольку Евхаристия является высшим проявлением Богообщения, то необходимость подготовительного поста к ней становится вполне очевидной.

Имеются указания на это и в Священном Предании. Духовная практика Древней Церкви отмечена в «Учении двенадцати апостолов» (Дидахэ): «Если кто свят, пусть приступит. В Церкви исповедуй согрешения свои и не приступай к молитве с дурной совестью. В день Господень, собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедовав прежде грехи свои, чтобы чиста была жертва ваша».

Св. Игнатий Антиохийский (Богоносец): «Старайтесь чаще собираться для Евхаристии Божией и для прославления Его; ибо если вы часто собираетесь для этого, то низлагаются силы сатаны (постом и молитвой) и гибельное дело его разрушается единомыслием вашей веры» (Послание ефесянам).

Святой Иустин Философ (Мученик): «С молитвой и постом просили у Бога отпущения прежних грехов. Пища эта называется у нас Евхаристией, и никому другому не дозволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего» (Первая апология).

Следовательно, пост и молитва в евхаристической практике Церкви осуществлялись как непременные условия для Евхаристического Богообщения. Итоговым обобщением этого требования является церковно-уставное положение в статье Типикона под рубрикой «О причащении Христовых Таин»: «Готовящемуся к причастию святых Христовых Таин надлежит быть в воздержании всю седмицу в посте и молитве, и трезвости совершенной, и тогда со страхом и великим благоговением принять Пречистые Тайны».

Протоиерей Александр Гук,
кандидат богословия СПбДА,
научный сотрудник Богословско-исторического
научно-исследовательского центра
имени архимандрита Василия (Пронина)
(Мукачевская епархия)



Новое на сайте

>

Самое популярное