Домой Ортопедия Игра: «Что? Где? Когда?» по правилам дорожного движения (для детей старшей группы). Игры по ПДД в старшей группе

Игра: «Что? Где? Когда?» по правилам дорожного движения (для детей старшей группы). Игры по ПДД в старшей группе

Дата публикации

Создано 29.09.2015


Подвижные игры как средство закрепления знаний детей о правилах дорожного движения

В примерных образовательных программах дошкольного образования в разделе «Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира» образовательной области «Безопасность» предлагается давать детям определенные знания, используя разнообразные формы педагогической работы, включая и подвижные игры.

Подвижные игры занимают важное место в жизнедеятельности детей. В игровой деятельности они приобретают практический опыт культуры общения: у них развивается познавательная активность, формируются коммуникативные способности и навыки словесного общения. Организуя подвижные игры, у ребенка развивается стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций, оказывает влияние на нравственное развитие личности, самооценку ребенка, его ориентацию на достижение успеха, а также на усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе.

В процессе подвижных игр формируются двигательные умения и навыки, развиваются ориентировка в пространстве, физические качества, приобретается свобода в движениях.

В процессе игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно и подчас неожиданно меняющихся условиях, наилучшим образом реагировать на них. Игра приучает ребёнка при взаимодействии со сверстниками в коллективе подчинять свои интересы интересам окружающих.

Особая ценность подвижных игр заключается в возможности одновременно воздействовать на моторную и психическую сферы. Смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов и быстроте реакции и нестандартным действиям. Подвижные игры приучают мыслить экономно, мгновенно реагировать на действия партнёров, развивают внутреннюю речь и логику.

В этих играх закрепляются знания правил дорожного движения, расширяются знания детей о транспортных средствах, светофоре и значении его сигналов; прививаются умения и навыки правильного поведения на улице; развивается интерес к движению транспорта и пешеходов, к самому транспорту; формируется уважение к труду водителей транспортных средств, сотрудников ГИБДД.

Ниже предлагаются подвижные игры, направленные на закрепление знаний правил дорожного движения у детей дошкольного возраста

Подвижные игры для детей младшей группы

«Трамвай»

Цель. Закрепить знание сигналов светофора; выработать навыки совместного труда; развивать внимательность.

Ход игры. Дети становятся в колонну по двое (парами) и берутся по обе стороны за шнур. Один ребёнок держится правой рукой, другой - левой. Когда ведущий поднимает флажок зеленого цвета, дети выполняют ходьбу или бег вперед. Если ведущий поднимает желтый флажок, движение замедляется. На красный флажок дети останавливаются.

«Автомобили»

Цель. Закреплять знание о видах транспорт а; развивать ориентировку в пространстве, ходьбу и бег врассыпную, быстроту.

Ход игры. Играющим дают обручи – рули автомобилей. Дети передвигаются шагом и бегом в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, и при этом вращают руль. Усложнение. Добавить правило - двигаться только при поднятом зеленом флажке, с появлением красного останавливаться

«Птицы и автомобиль»

Цель. Обучать ритмичным движениям под музыку; научить остерегаться движущихся машин.

Ход игры. « Дети – птички» летают» по залу (площадке), взмахивают руками – крыльями.

Воспитатель.

Прилетели птички,

Птички - невелички.

Всё летели, всё летели,

Крыльями махали.

На дорожку прилетели,

Зернышки клевали.

Дети присаживаются, постукивая пальцами по коленям. Воспитатель берёт в руки игрушечный автомобиль.

Воспитатель.

Автомобиль по улице бежит,

Пыхтит, спешит, в рожок трубит.

Тра-та-та, берегись, берегись!

Тра-та-та, берегись посторонись!

Дети-птички бегут от автомобиля в обозначенное место.

«Красный, желтый, зеленый»

Цель.

Ход игры. Дети под музыку либо останавливаются (при показе красной карточки), либо приседают (при показе желтой), либо совершают движения в одном направлении (при показе зеленой карточки).

«Бегущий светофор»

Цель. У чить следовать сигналам светофора; развивать внимательность, выдержку.

Ход игры. Дети ходят врассыпную по залу (площадке). У ведущего (взрослого) – в руках три флажка (красного, желтого и зеленого цвета). Время от времени он поднимает вверх флажок, затем поворачивается кругом. Если поднят зеленый флажок, дети продолжают двигаться по залу (площадке); если желтый – прыгают на месте; если красный – останавливаются там, где их застал сигнал.

«Веселые машинки»

Цель. Учить реагировать на сигнал.

Ход игры. Игроки – «машинки»находятся на площадке. Каждый игрок держит в руках обруч – «руль». По команде «Машинки, в гараж!» дети разбегаются по площадке и «рулят» обручем. По команде «Машинки», в гараж!» кладут обруч на пол, становятся в него.

Подвижные игры для детей средней группы

«Островок безопасности»

Цель. Закреплять знание сигналов светофора; развивать внимательность и умение действовать по сигналу.

Ход игры. Дети совершают различные движения под музыку. Когда музыка останавливается, они должны быстро занять «островок безопасности», начерченный (или выложенный из шнуров) в центре зала (площадке).

«Веселый трамвайчик»

Цель. Закреплять представления о транспорте.

Ход игры.

Воспитатель.

Мы веселые трамвайчики,

Мы не прыгаем, как зайчики,

Мы по рельсам ездим дружно.

Эй, садись к нам, кому нужно!

Дети делятся на две команды: одна - трамвайчики, водитель трамвая держит в руках обруч; вторая – пассажиры, они занимают свои места на остановке. Каждый трамвай может перевезти только одного пассажира, который занимает место в обруче. Конечная остановка – на противоположенной стороне зала.

«Цветные автомобили»

Цель. Развивать внимательность; учить выполнять правильные действия на разные сигналы светофора.

Ход игры. Дети (автомобили) размещаются на одном краю площадки. Каждому дается флажок какого-либо цвета. Ведущий стоит в центре площадки лицом к детям. Держит в руке цветные флажки. Поднимает флажок, и те «автомобили», у кого флажок такого же цвета, начинают двигаться. Можно гудеть, подражая автомобилям. Если ведущий опускает флажок, то дети - автомобили отправляются в гараж. Затем ведущий поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется. Ведущий может одновременно поднять все флажки, и тогда все автомобили двигаются; тем самым игра усложняется. В начале игры можно цвет озвучить: «Выезжают зеленые автомобили», «Красные возвращаются в гараж»

«Зажги светофор»

Цель. Закреплять знание сигналов светофора, навыки передачи мяча; обучать действовать в командной игре.

Ход игры. Дети стоят в колоннах. Первый играющий – капитан. Он получает три воздушных шара (или мячей) красного, желтого, зеленого цвета, по сигналу передает их по одному членам команды. Когда шар дойдет до последнего игрока, тот поднимает его вверх – зажжен первый, красный сигнал. Капитан может передавать следующий шар. Выигрывает команда, которая быстрее «зажжет» все три сигнала.

«Передай жезл»

Цель. Закреплять знание правил дорожного движения; развивать координацию движений.

Ход игры. Дети выстраиваются в круг.Жезл регулировщика передается игроку слева.

Обязательное условие: принять жезл правой рукой, переложить в левую и передать другому участнику. Передача идет под музыку. Как только музыка прерывается, тот, у оказывается жезл, поднимает его вверх и называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак). Замешкавшийся или неверно назвавший правило либо знак выбывает из игры. Побеждает последний оставшийся игрок.

«Будь внимательным»

Цель. Закреплять умение действовать посигналу, знание правил дорожного движения.

Ход игры. Дети запоминают, что и когда надо делать. Идут по кругу и внимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения (воспитателя). По сигналу «Светофор!» стоят на месте; по сигналу «Переход!» шагают; по сигналу «Автомобиль»! бегают врассыпную по залу.

Подвижные игры для детей старшей и подготовительной к школе групп

«Разные машины»

Цель. Объяснить значение жестов регулировщика; развивать сноровку и внимательность.

Ход игры. Дети делятся на две команды: «грузовые машины» и «Легковые машины». Ведущий – регулировщик дорожного движения – восклицает: «грузовые машины!», и те быстро «едут» к своей черте. А легковые машины пускаются за ними, стараясь осалить. Наступает черед легковых машин ехать к своей черте, И так несколько раз подряд. Важно, чтобы число выездов у грузовых и легковых машин в конце игры вышло одинаково.

«К своим знакам»

Цель. Закреплять знание знаков дорожного движения.

Ход игры. Играющие делятся на две группы по пять-семь человек, берутся за руки, образуя круги. В середину каждого круга входит водящий с каким-нибудь дорожным знаком, объясняя его значение. Звучит музыка, дети расходятся по площадке. Водящие меняются местами и знаками. По сигналу играющие должны быстро найти свой знак и встать в круг. Водящие держат знак над головой.

"Сигналы светофора"

Цель. Закреплять знание сигналов светофора, умение работать в команде.

Ход игры. На площадке от старта до финиша расставлены стойки. Играющие встают в колонны друг за другом цепочкой у стойки старта и кладут руки на плечи впереди стоящему. В руках у ведущего мешочек с шариками (мячиками) красного, желтого, зеленого цвета. Капитаны по очереди опускают руку в мешочек и достают по одному шарику. Если капитан достал красный или желтый шарик, команда стоит на месте; если зеленый – передвигается к следующей стойке. Чья команда быстрее придет к финишу, та и выиграла.

«Зебра»

Цель. Закреплять знание правил поведения на пешеходном переходе, умение играть в команде.

Ход игры. Всем участникам в каждой команде, кроме последнего, раздается по полоске белого картона. Первый кладет на пол полоску («зебра»), встает на нее и возвращается к команде. Второй шагает строго по полоске, кладет свою «ступеньку» и возвращается обратно. Последний участник шагает по полоскам, а возвращаясь, собирает их.

«Автобусы»

Цель. Закреплять знание правил дорожного движения; развивать умение взаимодействовать в команде.

Ход игры. Дети делятся на команды. Первый игрок – «водитель», остальные – «пассажиры». В 6-7 м от каждой команды ставят флажки. По сигналу «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они проделывают тот же путь и т.д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок - «водитель») возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая на конечную остановку.

«Поездка в Москву»

Цель. Закреплять знание названий видов транспорта; развивать ловкость, быстроту реакции.

Ход игры. Для игры нужны обручи – одним меньше числа играю. Обручи раскладываются по кругу, один возле другого. Каждый занимает свободное место. У водящего обруча нет. Он идет вокруг играющих, держа в руке флажок, и говорит: «Я еду в Москву, приглашаю всех желающих». Все один за другим присоединяются к нему. Водящий продолжает: «В Москву мы едем автобусом (поездом, самолетом)» - и одновременно ускоряет шаг. «Автобус набирает скорость» - водящий переходит на бег. «Москва уже совсем близко», - объявляет он (Бег замедляется). «Внимание, остановка!» - раздаётся команда: все бегут к обручам. Каждый старается занять любое свободное место. Водящий тоже старается занять место. Тот, кто остается без обруча, становится водящим, получает флажок и повторяет игру. Водящий может увести играющих в сторону от обручей, повести их через зал и т. п. и подать команду «Посадка!» неожиданно в любом месте.

Инструктор по физической культуре Касимова Д.А.

Дидактические игры по правилам
дорожного движения
(старшая группа)

Наша улица

Цели игры : расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы; закрепить представления детей о назначении светофора; учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные), предназначенные для водителей и пешеходов.

Материал : макет улицы с домами, перекрестком; автомобили (игрушки); куклы-пешеходы; куклы-водители; светофор (игрушка); дорожные знаки, деревья (макеты).

Игра проводится на макете.

Ход игры

Первый вариант (для пешеходов).

С помощью кукол дети по заданию педагога разыгрывают различные дорожные ситуации. Так, на управляемом перекрестке на зеленый сигнал светофора куклы переходят улицу, на желтый останавливаются, ждут, на красный продолжают стоять.

Затем куклы идут по тротуару или обочине дороги до пешеходного перехода, обозначенного информационно-указательным знаком «Пешеходный переход», и там переходят проезжую часть.

Второй вариант (для водителей).

Воспитатель показывает дорожные знаки: «Светофорное регулирование», «Дети», «Пешеходный переход» (предупреждающие); «Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена» (запрещающие); «Движение прямо», «Движение направо» (предписывающие); «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход» (информационно-указательные). Дети объясняют, что означает каждый знак; разыгрывают дорожные ситуации.

За правильный ответ ребенок получает значок. По количеству значков засчитываются набранные очки. Победителей награждают призами – автомашиной, куклой-пешеходом, куклой-водителем.

Поставь дорожный знак

Ц е л и и г р ы:

1. Учить детей различать следующие дорожные знаки: «Железнодорожный переезд», «Дети», «Пешеходный переход», «Дикие животные» (предупреждающие); «Въезд запрещен», «Проход закрыт», «Движение на велосипедах запрещено» (запрещающие); «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Пешеходная дорожка» (предписывающие); «Место стоянки», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания» (информационно-указательные); «Пункт первой медицинской помощи», «Автозаправочная станция», «Телефон», «Пункт питания», «Место отдыха», «Пост ГАИ» (знаки сервиса).

2. Воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.

Материал : дорожные знаки; игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых зданий, автостоянки, перекрестков.

Ход игры

Детям предлагается: рассмотреть игровое поле и то, что на нем изображено; расставить нужные дорожные знаки. Например, у школы – знак «Дети», у кафе – «Пункт питания», на перекрестке – «Пешеходный переход» и т. д.

Выигрывает тот, кто за определенное время успеет расставить все знаки правильно и быстро.

Теремок

Цели игры :

1. Учить детей различать дорожные знаки для водителей (велосипедистов) и пешеходов.

2. Закрепить знания детей о предупреждающих знаках: «Железнодорожный переезд», «Дети», «Опасный поворот»; запрещающих знаках: «Въезд запрещен (велосипедисту, водителю)», «Движение на велосипедах запрещено», «Проход закрыт»; предписывающих знаках: «Обязательное направление движения», «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Велосипедная дорожка»; информационно-указательных знаках: «Место стоянки», «Пешеходный переход»; знаках сервиса: «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Техническое обслуживание автомобилей».

3. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знания правил дорожного движения в повседневной жизни.

Материал : картонные круги с изображениями дорожных знаков; бумажный конверт с вырезанным в нем окошком; палочка.

Ход игры

Воспитатель вставляет в конверт круг, на котором нарисовано несколько знаков, и закрепляет его с помощью палочки. Затем он передвигает круг так, чтобы в окошке появлялись разные знаки. Дети называют каждый знак и объясняют его назначение.

Угадай, какой знак

Цели игры : учить детей различать дорожные знаки; закреплять знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Материал : кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными и знаками сервиса.

Ход игры

Первый вариант. Ведущий приглашает детей по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к тем детям, у которых уже есть знаки этой группы.

Второй вариант. Ведущий называет знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он означает.

Третий вариант. Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их. Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а все остальные отгадывают знак по описанию.

Примечание. Кубики можно рекомендовать для индивидуальной работы с детьми в детском саду и в семье, а также для их самостоятельных игр.

Улица города

Цель игры : уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.

Материал : макет улицы; деревья; автомобили; куклы-пешеходы; светофор; дорожные знаки.

Ход игры

Воспитатель рассматривает с детьми макет улицы, задает ряд вопросов. Свои ответы дети сопровождают показом на макете.

Вопросы к детям:

1. Какие дома на нашей улице?

2. Какое движение на нашей улице – одностороннее или двустороннее?

3. Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомашины?

4. Что такое перекресток? Где и как нужно переходить улицу?

5. Как обозначается пешеходный переход?

6. Как регулируется движение на улице?

7. Какие сигналы светофора вы знаете?

8. Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназначены?

9. Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?

10. Как надо вести себя в автобусе?

11. Можно ли играть на улице?

Далее воспитатель предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая правила дорожного движения. Затем кто-то из детей выполняет роль пешехода. Выигрывает тот, кто хорошо (без ошибок) справится с ролью водителя или пешехода.

Виды перекрёстков

Цели игры : познакомить детей с видами перекрестков; учить правилам перехода улицы; развивать внимание и наблюдательность.

Материал : бумажные карточки большого и маленького размера с изображением уличных перекрестков.

Xод игры

По приглашению воспитателя дети берут по одной большой карточке с изображением уличных перекрестков. Воспитатель показывает маленькую карточку со схемой перекрестка. Ребенок, у которого находится аналогичная большая карточка, должен поднять ее и показать всем играющим. «Нарушитель» (тот, кто допустил ошибку) подвергается «штрафу»: он должен объяснить, в чем заключается его ошибка.

Подвижная игра «Угадай знак»

Подготовка к игре: Все изученные знаки расставляют на расстоянии друг от друга.

Атрибуты:

  • Набор дорожных знаков;
  • Жетоны

Правила игры: Воспитатель зачитывает словесное описание того, что обозначает тот или иной знак. Дети должны подбежать к нужному знаку. Дети, правильно выбравшие знак, получают жетон. В концу игры подсчитывают у кого сколько жетонов и определяют победителей.

Подвижная игра «Повороты»

(малой подвижности)

Подготовка к игре:

Дети строятся в шеренгу лицом к воспитателю. Если игра проводится подгруппой из 6 человек, то детям раздаются рули. У воспитателя знаки: «Движение прямо» , «Движение направо» , «Движение налево» .

Атрибуты:

  • Дорожные знаки «Движение прямо» , «Движение направо» , «Движение налево» ;
  • Рули.

Правила игры: Если воспитатель показывает знак «Движение прямо» , то дети делают один шаг вперед, если знак «Движение направо» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают направо, если знак «Движение налево» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают налево.

Подвижная игра «Наш друг постовой»

(малой подвижности)

Посмотрите: постовой

Встал на нашей мостовой

Быстро руку протянул,

Ловко палочкой взмахнул.

Вы видали? Вы видали?

Все машины сразу встали.

Дружно встали в три ряда

И не едут никуда.

Не волнуется народ,

Через улицу идет.

И стоит на мостовой,

Как волшебник постовой.

Все машины одному

Подчиняются ему.

(Я. Пишумов)

Подготовка к игре: Объяснить, зачем и когда нужен регулировщик. Рассмотреть на рисунках обозначения жестов регулировщика .

Правила игры:

Ведущий-постовой. Дети игроки делятся на пешеходов и водителей. По жесту регулировщика водители и пешеходы идут (едут) или останавливаются. Вначале роль постового берет на себя воспитатель. Затем, когда дети освоят жесты регулировщика, они могут выполнять эту роль по очереди. 4

Подвижная игра «Стоп - Идите»

Подготовка к игре:

Дети игроки располагаются по одну сторону помещения, а водящий с пешеходным светофором в руках - по другую.

Атрибуты:

  • Светофор.

Правила игры:

Игроки по сигналу светофора «Идите» начинают двигаться в сторону водящего. По сигналу «Стоп» замирают. По сигналу «Идите» продолжаю движение. Тот, кто первым достигнет водящего, побеждает и занимает его место. Двигаться игроки могут бегом или в небольших помещениях «лилипутиками» , переставляя ногу на длину ступни пятка к носку.

Подвижная игра «Глазомер»

Подготовка к игре:

В игровом поле устанавливаются дорожные знаки на различном расстоянии от команд.

Атрибуты:

  • Набор дорожных знаков.

Правила игры:

Участник игры должен назвать знак и количество шагов до него. Затем участник идёт до этого знака. Если участник ошибся и не дошёл до знака или перешёл его, возвращается в свою команду. Знак на поле представляется по-другому. Выигрывает та команда, все игроки которой быстрее и точнее «прошагают» до знаков.

Подвижная игра «Три движения»

(малой подвижности)

Подготовка к игре:

Объяснить, зачем и когда нужен регулировщик. Рассмотреть на рисунках обозначения жестов регулировщика (какой жест, какому сигналу светофора соответствует) .

Правила игры:

Педагог объясняет детям, что каждый участник игры должен запомнить три движения и цвет светофоров, который им соответствует:

красный - руки опущены, я стою к вам лицом;

желтый - поднимаю руку вверх;

зеленый – вытягиваю руки в стороны, поворачиваюсь к вам правым или левым боком.

Затем педагог показывает воспитанникам движения, называя при этом другой цвет светофора. Дети должны выполнить те движения, которые соответствуют цвету светофора, а не те, которые показывает воспитатель.

Подвижная игра «К своим знакам»

Подготовка к игре:

Играющие делятся на группы по 5–7 человек, берутся за руки, образуя круги.

Атрибуты:

  • Набор дорожных знаков;
  • Магнитофон.

Правила игры:

В середину каждого круга входит водящий со знаком, объясняя его значение. Далее звучит музыка, дети расходятся по площадке, танцуют. Водящие в это время меняются местами и знаками. По сигналу играющие должны быстро найти свой знак и встать в круг. Водящие держат знак над головой. 8

Подвижная игра «Трамваи»

Подготовка к игре:

Участники в каждой команде делятся на пары: первый – водитель, второй – пассажир. Пассажир находится в обруче.

Атрибуты:

  • По одному обручу для каждой команды;
  • По одной стойке для каждой команды.

Правила игры:

Задача участников как можно скорее обежать вокруг стойки и передать обруч следующей паре участников. Побеждает команда, первой выполнившая задание.

Подвижная игра «Передай жезл»

(малой подвижности)

Подготовка к игре:

Играющие выстраиваются в круг.

Атрибуты:

  • Жезл регулировщика;
  • Магнитофон.

Правила игры:

Жезл регулировщика передаётся игроку слева. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, переложить в левую и передать другому участнику. Передача идёт под музыку. Как только музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак) .

Замешкавшийся или неверно назвавший дорожный знак выбывает из игры. Побеждает последний оставшийся игрок.

Подвижная игра «Грузовики»

Подготовка к игре:

Играющие делятся на команды.

Атрибуты:

  • Рули;
  • Мешочки с песком для каждого участника команды;
  • Две стойки.

Правила игры:

Первые участники команд держат в руках руль, на головы им помещается мешочек с песком – груз. После старта участники обегают вокруг своей стойки и передают руль и груз следующему участнику. Побеждает команда, первой выполнившая задание и не уронившая груз.

Подвижная игра «Сигналы светофора»

Подготовка к игре:

На площадке от старта до финиша расставляют стойки. Играющие каждой команды встают друг за другом цепочкой у стойки-старта и кладут руки на плечи впереди стоящему.

Атрибуты:

  • Мешочек с шариками (мячиками) красного, жёлтого, зелёного цвета;
  • Стойки.

Правила игры:

В руках у ведущего игры мешочек с шариками (мячиками) красного, жёлтого, зелёного цвета. Капитаны по очереди опускают руку в мешочек и достают по одному шару. Если капитан достал красный или жёлтый шар, то команда стоит на месте; зелёный – передвигается к следующей стойке. Чья команда быстрее придёт к финишу, та и выиграла. 12

Подвижная игра «Где мы были, мы не скажем, на чём ехали, покажем»

(малой подвижности)

Подготовка к игре:

Играющие делятся на команды.

Правила игры:

Каждая команда решает, какое транспортное средство будет изображать (троллейбус, карету, теплоход, паровоз, вертолёт) . Представление транспортного средства должно проходить без комментария. Команда соперника отгадывает задуманное.

Задание можно усложнить, предложив команде конкретный вид транспорта.

Подвижная игра «Зебра»

(на время и точность исполнения)

Подготовка к игре:

Играющие делятся на команды.

Атрибуты:

  • Полоски белой бумаги (картона) на одну меньше, чем участников в команде.

Правила игры:

Всем участникам в каждой команде, кроме последнего, раздаётся по полоске белой бумаги (картона) . Первый участник кладёт полосу, встаёт на неё и возвращается к своей команде. Второй шагает строго по своей полосе, кладёт свою «ступеньку» зебры и возвращается обратно. Последний участник шагает по всем полоскам, возвращаясь, собирает их.

Подвижная игра «Цветные автомобили»

Цель:

Упражнять детей в умении реагировать на цвет, развиваем внимание, закрепляем Правила дорожного движения.

Подготовка к игре:

Дети размещаются вдоль стены или по краю площадки. Они автомобили. Каждому дается руль разного цвета. Ведущий стоит лицом к играющим с сигналами такого же цвета как рули.

Атрибуты:

  • Цветные рули;
  • Сигналы (картонные кружки) , которые соответствуют цвету рулей.

Ход игры:

Ведущий поднимает сигнал определенного цвета. Дети, у которых рули такого же цвета выбегают. Когда ведущий опускает сигнал, дети останавливаются и идут в свой гараж. Дети во время игры гуляют, подражая автомобилям, соблюдая ПДД. Затем ведущий поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется.

Ведущий может поднимать один, два или три сигнала одновременно, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей. Если дети не заметят, что сигнал опущен, зрительный сигнал можно дополнить словесным: «Автомобили (называет цвет) , остановились» . Ведущий может обойтись одним словесным сигналом: «Выезжают синие автомобили» , «Синие автомобили возвращаются домой» ..

Подвижная игра «Светофор»

(малой подвижности)

Цель: закреплять представление детей о назначении светофора, о его сигналах.

Атрибуты:

  • Цветные картонные кружки (желтый, зеленый, красный) ;
  • Макет светофора.

Ход игры:

Ведущий, раздав детям кружки зеленого, желтого, красного цветов, последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый из них.

Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о значении цвета.

Подвижная игра «Автомобили»

(бег)

Цель: развивать ловкость и быстроту; закреплять умение передвигаться по площадке врассыпную. Закреплять представление детей о назначении светофора, о его сигналах.

Подготовка к игре: Дети получают рули и встают врассыпную на площадке.

Атрибуты:

  • Рули на каждого играющего.
  • Цветные флажки (зеленый, красный) .

Ход игры: каждый играющий получает руль. По сигналу водящего (поднят зеленый флажок) дети разбегаются в рассыпную так, чтобы не мешать друг другу. На другой сигнал (красный флажок) автомобили останавливаются. Игра повторяется.

Игра проходит эмоциональнее под музыкальное сопровождение.

Подвижная игра «Автобусы»

(быстрая ходьба)

Цель: формировать умение ходить друг за другом небольшими группами. Уточнить представление о транспорте и правила поведения в автобусе, учить действовать сообща.

Подготовка к игре: Дети делятся на «Автобусы» (команды) , в каждом «автобусе» выбирается водитель.

Атрибуты:

  • Цветные флажки на подставке (по одному на команду) ;
  • Рули (по одному на команду) .,
  • Свистки (по одному на команду) .

Ход игры: «Автобусы» - это команды детей «водитель» и «пассажиры» . В 6-7 м от каждой команды ставят флажки.

По команде «Марш!» первые игроки – водители (с рулями в руках) быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т. д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок – «водитель» ) возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая на конечную остановку. 18

Подвижная игра «Цветные автомобили» (бег)

Цель: Учить детей выполнять функцию водителя. Развивать реакцию на цветовой сигнал. Упражняться в лёгком беге с поворотом влево – вправо.

Атрибуты:

  • рули синие, жёлтые, зелёные;
  • флажки таких же цветов.

Подготовка к игре: Дети размещаются вдоль стены комнаты или по краю площадки. Они автомобили. Каждому из них даётся флажок или руль какого-либо цвета.

Ход игры: Воспитатель стоит лицом к играющим в центре комнаты (площадки) . Он держит в руке 3 цветных флажка. Когда воспитатель поднимает флажок какого-нибудь цвета, то дети с таким же цветом руля (флажка) бегут по площадке, изображая автомобиль. Когда воспитатель опускает флажок, то дети останавливаются и направляются каждый в свой гараж.

Подвижная игра «Такси»

(бег)

Цель: Учить детей двигаться вдвоём, соразмерять движения друг с другом, менять направления движения; быть внимательным к партнёрам по игре. Уточнить представление о транспорте и правила поведения в общественном транспорте.

Атрибуты:

  • обручи большого диаметра (один обруч на двух игроков) ;
  • Свисток.

Подготовка к игре: Дети становятся в обруч: один – у передней стороны обода, другой – у задней, лицом за первым.

Ход игры: Первый ребёнок – водитель такси, второй – пассажир. Они бегают по площадке или по дорожке. Через некоторое время (по свистку) меняются ролями.

Подвижная игра

«Будь внимательным»

(малой подвижности)

Цель: активизировать процессы мышления, внимания, закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Учить действовать по сигналу.

Подготовка к игре: Дети встают в круг, регулировщик – в центр круга.

Ход игры: Дети запоминают, что и когда надо делать. Идут по кругу и внимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения. По сигналу: «Светофор!» - стоим на месте; по сигналу: «Переход!» - шагаем; по сигналу: «Автомобиль!» - держим в руках руль.

Подвижная игра

«Автоинспектор и водители»

(малой подвижности)

Цель: активизировать процессы мышления, внимания, закрепить знания детей о правилах дорожного движения.

Атрибуты:

  • стул на каждого игрока;
  • ножницы;
  • дорожные знаки;
  • водительские удостоверения (прямоугольники из картона) .

Подготовка к игре: На площадке для игры проводят мелом 4-5 параллельных линий, означающих этапы движения. Игроки (водители) ставят свои машины (стулья) за последней линией и рассаживаются на них.

Ход игры: В игре участвуют 5-6 человек.

У водителей имеются водительские удостоверения. С противоположной стороны площадки лицом к водителям садится автоинспектор с табличками дорожных знаков и ножницами в руках. Эти ножницы нужны для просечки прав у шофера-нарушителя. Автоинспектор поочередно показывает водителям дорожные знаки. Водитель, правильно объяснивший, что предписывает данный знак, продвигается до следующей черты. Водитель, не сумевший объяснить это, получает прокол (ножницами отрезается уголок прав шофера) и замечание автоинспектора, его машина остается на месте. Игрок, получивший четыре прокола, выбывает из игры. Водитель, прошедший все этапы без замечаний, становится автоинспектором, автоинспектор - водителем. Игра повторяется. Выбывшие из игры водители получают новые талоны прав шофера и включаются в игру. 22

Подвижная игра «Трамвайчики»

(бег)

Цель: развивать ловкость и быстроту; закреплять умение передвигаться по площадке врассыпную. Закреплять

Атрибуты:

  • обруч для каждого ребёнка из команды «трамвайчики» .

Подготовка к игре: Дети делятся на две команды. Одна команда - трамвайчики. Выбирается вагоновожатый. Вторая команда – пассажиры.

Ход игры:

Мы веселые трамвайчики,

Мы не прыгаем как зайчики,

Мы по рельсам ездим дружно.

Эй, садись к нам, кому нужно!

Водитель трамвая держит в руках обруч. Вторая команда - пассажиры, они занимают свои места на остановке. Каждый трамвай может перевезти только одного пассажира, который занимает своё место в обруче. Конечная остановка на противоположной стороне зала. Выигрывает тот трамвайчик который перевезёт большее число пассажиров.

Подвижная игра–аттракцион «Внимание, пешеход!»

(малой подвижности)

Цель: закреплять знания детей о сигналах светофора. Активизировать процессы мышления и внимания.

Атрибуты:

  • три жезла, покрашенные в три цвета сигналов светофора.

Подготовка к игре: Дети выстраиваются в шеренгу.

Ход игры: Регулировщик - воспитатель - показывает ребятам, выстроившимся перед ним в шеренгу, попеременно один из трех жезлов. Участники игры при виде красного жезла делают шаг назад, при виде желтого - стоят, при виде зеленого - два шага вперед. Того, кто ошибется, регулировщик штрафует - лишает права участвовать в игре. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся. Победителю вручается значок, открытка, книжка и т. п. 24

Подвижная игра «Красный, желтый, зелёный»

(малой подвижности)

Младшая группа

Цель:

Упражнять детей в умении реагировать на цвет, развивать внимание, закреплять правила дорожного движения.

Подготовка к игре:

Дети сидят на стульчиках (скамейке) .

Атрибуты:

  • Флажки красного, жёлтого, зелёного цветов.

Ход игры:

Ведущий поднимает флажок определенного цвета. Если поднят зелёный – дети топают, если жёлтый – хлопают в ладоши, если красный – сидят без движения. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Вариант: тот, кто не ошибается, получает жетон, а в конце игры – сладкий приз.

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения; вызвать у детей положительную эмоциональную реакцию.

Материалы и оборудование: 8 ключей – подсказок разной формы; плакат с нарисованными силуэтами ключей; веревка; шарики с бумажками с вопросами внутри; разрезные знаки: пешеходный переход, подземный переход, автобусная остановка; велосипедная дорожка; пункт медицинской помощи; разные ключи; чемоданчик замком; мольберт с плакатом «Улица города»; клей; картинки с изображением транспорта, людей, светофоров, знаков.

Ход урока

Игроков приветствует старец Фура: Я рад приветствовать вас в Форте Боярд. Задания будут трудные, но интересные. И все они будут посвящены правилам дорожного движения. За каждый правильный ответ вы получаете ключ с подсказкой. В конце игры вас ожидает сюрприз, он находится в сундуке, который вы откроете, если соберете все ключи подсказки.

I. Первый ключ-подсказку вы получите у меня, отгадав мои загадки.

Один ребенок уходит на 2 задание. Остальные отгадывают загадки.

Загадки старца Фура по ПДД:

Всем знакомые полоски,
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет
Пешеходный переход. ("Пешеходный переход".)

Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно,
Знают люди все на свете:
В этом месте ходят дети. ("Дети".)

На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя,
Можно ехать, знайте, дети,
Только на велосипеде. ("Велосипедная дорожка".)

А здесь, ребята не до смеха,
Ни на чем нельзя здесь ехать,
Можно только своим ходом,
Можно только пешеходам. ("Пешеходная дорожка".)

Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи,
Заболел и вижу пункт
Медицинской помощи. ("Пункт медицинской помощи".)

Что мне делать?
Как мне быть?
Нужно срочно позвонить.
Должен знать и ты, и он -
В этом месте телефон. ("Телефон".)

Получают ключ-подсказку с буквой «В» .

А теперь вы отправляетесь за остальными ключами – подсказками, а за тем, когда вы соберете все подсказки, я жду вас у себя.

II. «Лабиринт с ключом».

Вокруг спортивной лестницы запутана веревка, на ней повешен ключ. Задача игроков провести ключ по «лабиринту» и снять его.

Получают второй ключ с буквой «Е» .

Все идут на 3 задание.

III. «Умники и умницы».

В шарике лежит записка с вопросом. Каждый игрок должен лопнуть шарик и ответить на вопрос в записке. Подсказки команды разрешаются.

  1. Как называют людей идущих по улице? (пешеходы)
  2. По какой части улицы должны ходить пешеходы? (тротуар, пешеходная дорожка, обочина).
  3. По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы? (по правой).
  4. В каком месте нужно переходить дорогу? (на перекрестке, пешеходном переходе).
  5. С кем детям дошкольного возраста можно переходить дорогу? (со взрослыми)
  6. Где можно играть детям? (во дворе на игровой площадке).
  7. Почему нельзя играть на дороге? (это опасно)
  8. Про что говорят «главный командир на дороге»? (светофор).
  9. Как называют человека, регулирующего дорожное движение? (регулировщик)
  10. Какие еще помощники есть у водителей и пешеходов? (дорожные знаки).
  11. Где ожидают пассажиры автобус? (на остановке)
  12. С какой стороны нужно обходить машины и автобус? (сзади).

Получают ключ с буквой «О» .

IV. «Банки».

Один игрок от команды ищет киндер в банках с разными наполнителями (песок, крупа, вода, клейстер и т.д.).

Получают ключ с буквой «О» .

V. «Разрезные знаки» .

В конверте разрезанные дорожные знаки. (5 знаков: пешеходный переход, подземный переход, автобусная остановка; велосипедная дорожка; пункт медицинской помощи.)

Собрать знаки и правильно назвать.

Получают ключ с буквой «Т» .

VI. «Ключики».

На площадке развешаны ключи. (на брусьях, на лестнице, на воротах, на баскетбольных кольцах, на скамейках.) Дети должны их собрать и подобрать к замку, который открывает чемоданчик.

Получают ключ с буквой «Р».

VII. Игра «Можно - нельзя».

Дети встают врассыпную. А сейчас поиграем в игру «Можно - нельзя» (определим места катания на велосипеде). Дети реагируют: если можно - крутят рули, а если нельзя, то приседают, обхватывая колени руками.

На остановке автобуса…(нельзя)
Во дворе …(можно)
На стадионе … (можно)
На проезжей части …(нельзя)
В детском саду …(можно)
На шоссе… (нельзя)
На автомагистрали …(нельзя)
На полянке …(можно)
По лужайке …(можно)
По лестнице …(нельзя)
По тротуару … (можно)

А теперь надо назвать виды «транспорта», на которых путешествовали сказочные герои.

  1. На чем ехал Емеля к царю во дворец? (Печка)
  2. Любимый вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)
  3. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед)
  4. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (Карету)
  5. На чем летал Алладин? (Ковер-самолет)
  6. На чем катался Кай из сказки «Снежная королева»? (Санки)
  7. Личный транспорт Бабы Яги? (Ступа)

Получают ключ с буквой «С».

VIII. Эстафета «Улица нашего города».

Дети делятся на две команды и встают на старт. Каждый берет по одной картинке.

Дети по одному бегут к финишу и приклеивают картинки на схему «Улица города» кто быстрее.

Получают последний ключ с буквой «Ф» .

Собрав все ключи, дети возвращаются к старцу Фура. Перед старцем на столе лежит плакат с силуэтами ключей. Дети раскладывают собранные ключи на силуэты, получается загаданное слово (светофор).

Старец Фура: Ну, вот мы и снова встретились. Вы оказались очень умными, внимательными и ловкими. За это я вручаю вам ключ от сундука.

Дети полученным ключом открывают сундук. Внутри они находят «золотые слитки» (конфеты в золотых обертках).

Подвижные игры по ПДД для детского сада

Подвижные игры помогают дать дошкольникам знания по правилам движения в занимательной форме, прививать им умения и навыки правильного поведения на улице, вызвать интерес к движению транспорта и пешеходов, к самому транспорту, уважение к труду водителей транспортных средств, к работе сотрудников ГАИ.
В процессе игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно изменяющихся условиях, наилучшим образом реагировать на неожиданную новую ситуацию. Игра приучает ребенка при взаимодействии со сверстниками в коллективе, подчинять свои интересы интересам окружающих.

Игра «Автобусы»

«Автобусы» - это команды детей «водитель» и «пассажиры». В 6-7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т.д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок- «водитель») возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая на конечную остановку.

Игра «Автоинспектор и водители»

В игре участвуют 5-6 человек.
На площадке для игры проводят мелом 4-5 параллельных линий, означающих этапы движения. Игроки (водители) ставят свои машины (стулья) за последней линией и рассаживаются на них. У водителей имеются талоны прав шофера (прямоугольники из картона) . С противоположной стороны площадки лицом к водителям садится автоинспектор с табличками дорожных знаков и ножницами в руках. Эти ножницы нужны для просечки прав у шофера-нарушителя. Автоинспектор поочередно показывает водителям дорожные знаки. Водитель, правильно объяснивший, что предписывает данный знак, продвигается до следующей черты. Водитель, не сумевший объяснить это, получает прокол (ножницами отрезается уголок прав шофера) и замечание автоинспектора, его машина остается на месте. Игрок, получивший четыре прокола, выбывает из игры. Водитель, прошедший все этапы без замечаний, становится автоинспектором, автоинспектор- водителем. Игра повторяется. Выбывшие из игры водители получают новые талоны прав шофера и включаются в игру.

Игра «Будь внимательным!»

Дети запоминают, что и когда надо делать. Идут по кругу и внимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения. По сигналу: «Светофор!» - стоим на месте; по сигналу: «Переход!» - шагаем; по сигналу: «Автомобиль!» - держим в руках руль.

Игра «Веселый трамвайчик»

Мы веселые трамвайчики,
Мы не прыгаем как зайчики,
Мы по рельсам ездим дружно.
Эй, садись к нам, кому нужно!

Дети делятся на две команды. Одна команда – трамвайчики. Водитель трамвая держит в руках обруч. Вторая команда – пассажиры, они занимают свои места на остановке. Каждый трамвай может перевезти только одного пассажира, который занимает свое место в обруче. Конечная остановка на противоположной стороне зала.

Игра-аттракцион «Внимание, пешеход!»

Для проведения этой игры нужны три жезла, покрашенные в три цвета светофора.
Регулировщик – ученик старшего класса – показывает ребятам, выстроившимся перед ним в шеренгу, попеременно один из трех жезлов. Участники игры при виде красного жезла делают шаг назад, при виде желтого – стоят, при виде зеленого - два вперед. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся. Победителю вручается значок, открытка, книжка и т.п.

Игра «Гараж»

Содержание: По углам площадки чертят 5-8 больших кругов – стоянки машин – гаражи. Внутри каждой стоянки для машин рисуют 2-5 кружков – машины (можно положить обручи). Общее количество машин должно быть на 5-8 меньше числа играющих.
Дети идут по кругу, взявшись за руки, под звуки музыки. Как только музыка закончится, все бегут к гаражам и занимают места на любой из машин. Оставшиеся без места выбывают из игры.

Игра «Грузовики»

Содержание: Играющие держат в руках автомобильные рули – это грузовики. Им необходимо доставить срочный груз. На голове у каждого положен небольшой мешочек с опилками или песком. Кто сможет бежать так быстро, чтобы обогнать всех своих соперников и не уронить груз – этот мешочек?

Игра «ДА или НЕТ»

Учитель или кто-нибудь из ребят проходит между рядами парт и обращается то к одному, то к другому ученику с каким-нибудь вопросом, например: «Ты переходишь дорогу на красный сигнал светофора?», «Ты катаешься на самокате во дворе?», «Говорят, что ты не уступаешь в транспорте место старшим. Это правда?» отвечать надо быстро, коротко и обязательно вставлять слова «да» или «нет». Отвечая на вопрос положительно («Да, я катаюсь на самокате только во дворе») , надо одновременно головой поворачивать слева направо, а отвечая отрицательно («Нет, я уступаю в транспорте место старшим») , покачивать головой сверху вниз (как, например, принято у болгар). Поскольку эти движения совершенно непривычны, многие ошибаются и невольно сопровождают ответ не теми движениями головы, какими нужно, вызывая смех и оживление окружающих.

Игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»

Дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик дорожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если водящий сказал слово «Дорога!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо слово, связанное с дорогой.
Например: улица, тротуар, обочина и т.д. На слово «Транспорт!» играющий отвечает названием какого-либо транспорта; на слово «Пешеход!» можно ответить – светофор, пешеход и т.д. Затем мяч возвращается регулировщику дорожного движения. Ошибившийся игрок выбывает из игры.

Игра «Дорожное - недорожное»

Игровое поле расчерчивается в линеечку, где каждая линеечка отделяется от другой на один шаг (можно играть на широкой лесенке), игроки встают и водящий бросает им поочередно мяч, называя различные слова. Если звучит «дорожное» слово – игрок должен поймать мяч, «недорожное» - пропустить или отбросить, при соответствии игрока названному слову, игрок переходит к следующей черте (на следующую ступеньку). Выигрывает и становится водящим тот, кто первый пересечет последнюю черту

Игра «Заяц»

Едет зайка на трамвае,
Едет зайка, рассуждает:
«Если я купил билет,
кто я: заяц или нет?»
(А.Шибаев)
«Кондуктор» трамвая продает билеты пассажирам, которые усаживаются на стулья – сидячие места в трамвае. Но стульев, на один меньше, чем пассажиров. Как только все билеты проданы, и кто-то остается без билета, кондуктор догоняет этого «зайца», а безбилетник убегает.

Игра «Запомни сигналы регулировщика»

Здесь на посту в любое время
Стоит знакомый постовой.
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой.
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.

Подготовка. Дети делятся на команды. В каждой из них выбирают капитана. Капитаны располагаются за стартовыми линиями – одна напротив другой. Расстояние между командами 20-30 м.
Посередине площадки, между двумя линиями, которые ограничивают полосу шириной 2-3 м, в шахматном порядке раскладывают флажки.
Содержание игры. По сигналу регулировщика дорожного движения (красный свет – руки вытянуты в стороны или опущены – стой; желтый свет – правая рука с жезлом перед грудью -приготовится; зеленый свет – регулировщик к пешеходам боком, руки вытянуты в стороны или опущены - иди) игроки быстро подбегают к флажкам по команде регулировщика дорожного движения дети возвращаются на места, быстро строятся в шеренгу. Капитаны собирают и подсчитывают флажки, принесенные их игроками. За каждый флажок начисляется одно очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Правила игры:
Во время перебежки игроку разрешается собирать любое количество флажков, лежащих на земле.
запрещается отнимать флажки друг у друга.
За линии, ограничивающие место для флажков, заступать нельзя.
Капитаны команд играют на равных правах со всеми.

Игра «Знающий пешеход»

Правил дорожных на свете немало,
Все бы их выучить нам не мешало,
Но основное из правил движенья –
Знать, как таблицу должны умноженья:
На мостовой – не играть, не кататься,
Если хотите здоровым остаться!

Игра проводится на площадке в виде экскурсии с элементом соревнования. Дети строятся по командам. Они должны пройти путь, например, от школы к библиотеке. Подойдя к перекрестку или пешеходной дорожке, дети должны остановиться и выполнить практическую задачу, поставленную в связи с приближающимся транспортом и действующим светофором, потом спросить: «Улица, улица, можно нам перейти дорогу?»
На что улица отвечает: «Можно, если вы мне ответите на один вопрос». Задает один вопрос по правилам дорожного движения. И так у каждого перекрестка.
Отряд, правильно ответит на все вопросы, придет раньше в назначенный пункт, где ей будут вручен вымпел «Пешеходам - отличникам».

Игра «Иду по дорожке»

Игроки идут по дорожке, называя на каждый шаг, например, названия дорожных знаков и др. Побеждает сделавший больше шагов и назвавший больше слов.

Игра «Кого назвали – тот и ловит».

Играющие располагаются по кругу. В центре – регулировщик дорожного движения (водящий) . Он называет имя одного из стоящих по кругу и бросает ему мяч. Названный ловит мяч, называет какой-либо вид транспорта и бросает мяч регулировщику. Тот, кто не поймал мяч, или не назвал слово, становится водящим. Побеждает тот, кто ни разу не был регулировщиком.

Игра «Лови – не лови»

Участники игры, 6-8 человек, выстраиваются шеренгой в полушаге друг от друга. Ведущий находится в 4-5 шагах от игроков с мячом, при этом произносит слова, например, «дорога», «переход», «дорожный знак» и т.п. (в этом случае мяч надо ловить) , или слова, обозначающие любые другие предметы (в этом случае мяч ловить не следует) .
Тот, кто ошибается, делает шаг вперед, но продолжает играть. При повторной ошибке выбывает из игры. Очень важно, чтобы сначала водящий произнес слово, а потом бросил мяч.

Игра «Назови шестое»

Играют несколько человек. Водящий обращается к кому-либо, кому бросает в руки мяч: «Назови шестое» - и перечисляет, например, пять видов транспорта (или дорожных знаков и т.п.). Тот, кого попросили продолжить перечень, должен словить мяч и быстро добавить еще одно название, не повторяя перечисленного прежде. Если слова последуют тотчас, отвечающий сам начинает задавать вопросы, если нет – водящий остается прежний.

Игра «Найти жезл»

Воспитатель до начала игры прячет жезл для регулирования дорожного движения на виду. Играющие стоят в шеренге или колонне по одному.
По сигналу воспитателя играющие двигаются в колонне по одному вокруг зала, и каждый старается первым заметить спрятанный предмет. Играющий, увидевший предмет первым, ставит руки на пояс и продолжает ходьбу, не показывая другим, где находится спрятанный предмет. Воспитатель, чтобы убедиться в том, что игрок действительно нашел предмет, может к нему подойти и тихонько спросить. Игра заканчивается, когда все или большая часть играющих нашли предмет.
Играющий, заметив спрятанный предмет, не должен останавливаться, замедлять движение, касаться или каким-либо другим способом указывать другим игрокам место нахождения спрятанного предмета.

Игра «Найди пару»

Играющим раздаются полоски бумаги с изображениями дорожных знаков. Не разговаривая, каждый должен найти себе пару, то есть партнера с такой же картинкой. Пары становятся в круг.
Усложнения: каждая пара рассказывает, что обозначает их дорожный знак.

Игра «Необычный дорожный знак»

В этой игре детям предлагается придумать необычный дорожный знак.
Нужно выбрать какой-нибудь из предметов окружающего мира и попробовать перенести его свойства на дорожный знак. При этом возможны самые фантастические, самые невероятные варианты. Педагог предлагает детям задумать какой-нибудь предмет живой или неживой природы (кошка, дерево, цветок, дом, и др.) . Педагог спрашивает: «Может ли необычный дорожный знак чем-то напоминать кошку?». Дети отвечают: «Может!».

Игра «Огни светофора»

На светофоре – красный свет! Опасен путь – прохода нет! А если желтый свет горит, - он «приготовься» говорит. Зеленый вспыхнул впереди – свободен путь – переходи.
В игре все дети – «пешеходы». Когда регулировщик дорожного движения показывает на «светофоре» желтый свет, то все участники выстраиваются в шеренгу и готовятся к движению, когда «зажигается» зеленый свет – можно ходить, бегать, прыгать по всему залу; при красном свете – все замирают на месте. Ошибившийся – выбывает из игры. Когда переходишь улицу – следи за сигналами светофора.

Игра «Паутинка»

Дети сидят в кругу. У водящего – регулировщика дорожного движения в руках клубок ниток. Он бросает клубок любому из детей, называя причину несчастных случаев на дорогах: «Саша, ходьба вдоль проезжей части при наличии тротуара опасна», Саша держит нитку, а клубок бросает дальше. «Сергей! Неожиданный выход из-за стоящей машины может привести к несчастному случаю», Сергей держит нитку, а клубок бросает дальше: «Оля! Игры детей на проезжей части очень опасны».
Когда все дети примут участие в игре, у них в руках получилась «паутинка» и длинный рассказ о причинах несчастных случаев на дорогах.

Игра «Поездка в Сочи»

Для игры нужны стулья – одним меньше числа играющих. Стулья ставятся плотно по кругу, один возле другого, сиденьями наружу. Каждый из играющих занимает свободное место. Водящий стула не имеет. Он идет вокруг играющих, держа в руке флажок, и говорит: «Я еду в Сочи, приглашаю желающих». Все ребята один за другим присоединяются к нему. Водящий говорит: «В Сочи мы едим автобусом (поездом, самолетом) », и одновременно ускоряет шаг. «Автобус набирает скорость», - продолжает водящий и переходит на бег. «Сочи уже совсем близко», объявляет он (бег замедляется) . «Внимание, остановка!» - неожиданно раздается команда водящего. По этой команде все бегут к стульям. Каждый старается занять любое свободное место. Водящий тоже старается занять место. Тот, кто остается без стула, становится водящим, получает флажок и повторяет игру. Водящий может увести учеников в сторону от стульев, повести их через зал и т.п. и подать команду «Посадка!» неожиданно в любом месте.

Игра «Перекресток»

Ведущий встает в центре перекрестка – это светофор. Дети делятся на две группы – пешеходы и автомобили. Раздается свисток ведущего. Перекресток оживает: идут пешеходы, движется транспорт. Если допускаются нарушения правил дорожного движения, ведущий свистит, называет имя нарушителя. Тот выбывает из игры. Побеждают те, у кого не будет ошибок.
Для победителей организуется автопробег на трехколесных велосипедах и самокатах.

Игра «Поиски жезла»

Два стула ставят на расстоянии 8-10 м один от другого и на каждый кладут по жезлу. Возле стульев становятся играющие, повернувшись лицом друг к другу. Им завязывают глаза. По сигналу руководителя каждый из них должен пойти вперед, обойти стул своего товарища и, вернувшись обратно, найти свой жезл и постучать им о стул. Выигрывает тот, кто выполнит это раньше.

Игра «Разные машины»

Ведущий-регулировщик дорожного движения восклицает: «Грузовые машины!» - и грузовые машины быстро едут к своей черте. А легковые машины, пускаются за ними, стараясь осалить. Ведущий запоминает (или как-то отмечает) число осаленных. Наступает черед легковых машин ехать к своей дороге. И среди них будут неудачники, которых настигли грузовые машины. И так несколько раз. Ведущий не обязательно вызывает команды строго по очереди – интереснее будет, если он неожиданно назовет одну несколько раз подряд. Важно лишь, чтобы общее число выездов у грузовых и легковых машин в конце концов вышло одинаковым. Чтобы создать побольше напряжения в игре, имена команд стоит произносить по слогам. Вот звучит: «Ма-ши-ны лег-ко…»

Игра «Регулировщик»

Во время ходьбы в колонне по одному, учитель (он идет первым) меняет положения рук: в сторону, на пояс, вверх, за голову, за спину. Дети выполняют за ним все движения, кроме одного – руки на пояс. Это движение – запрещенное. Тот, кто ошибается, выходит из строя, становится в конец колонны и продолжает игру. Через некоторое время запрещенным движением объявляется другое.
Физкультминутка
Постовой стоит упрямый (шагаем на месте)
Людям машет: Не ходи!
(движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)
Здесь машины едут прямо (руки перед собой)
Пешеход, ты погоди! (руки в стороны)
Посмотрите: улыбнулся (руки на пояс)
Приглашает нас идти (шагаем на месте)
Вы, машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)

Игра «Собери светофор»

Командам вручается жезл и объясняется задание: каждый участник команды должен участвовать в сборке светофора из прямоугольников. Побеждает команда, раньше и без ошибок закончившая сборку светофора. В двух коробках находятся по семь серых прямоугольников и по одному цветному: красный, желтый, зеленый. По сигналу участники команд подбегают к коробкам, вынимают из коробок прямоугольники, возвращаются на место, передавая жезл следующему, каждый следующий участник берет из коробки другой прямоугольник, продолжая сборку светофора. Прямоугольники кладут один на другой в следующей последовательности: серый, серый, красный, серый, желтый, серый, зеленый, серый, серый, серый.

Игра «Светофор»

Поле ограничено с 4 сторон (зависит от количества игроков) , наподобие пешеходной дорожки, выбегать за пределы которой нельзя. Водящий в центре игрового поля, отвернувшись, назначает цвет, те игроки у которых данный цвет имеется на одежде спокойно переходят, остальные – «нарушители» должны перебежать через «дорогу», осаленный «нарушитель» становится водящим.

Игра «Сигналы светофора»

Две команды по 12-15 человек выстраиваются полукругом, одна слева, другая справа от руководителя. В руках у руководителя светофор – два картонных кружочка, она сторона которых желтого цвета, вторая сторона у кружков разная
(красная и зеленая).
Воспитатель напоминает ребятам о том, как важно соблюдать правила движения на улице, переходить ее только в установленных местах, где надпись «пешеход», сначала оглядываться налево, потом направо, чтобы убедиться, что нет близко машин, а там, где установлен светофор, внимательно следить за ним. Он читает ребятам стихи С.Михалкова. недостающие слова ребята подсказывают хором.
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться…(опасно).
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь…» (открыт).
Желтый свет – предупрежденье –
Жди сигнала для…(движенья).

Затем воспитатель объясняет правила игры:
- Когда я покажу зеленый сигнал светофора, все маршируют на месте (начинать надо с левой ноги) , когда желтый – хлопают в ладоши, а когда красный – стоят неподвижно. Тот, кто перепутает сигнал, делает шаг назад.
Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игры останется на месте больше участников.

Игра «Сдаем на права шофера»

В игре участвуют 5-7 человек: автоинспектор и водители. Играющие выбирают водящего (автоинспектора). Ему даются дорожные знаки (из набора «Настенные дорожные знаки»), на обратной стороне знака написано его значение. Автоинспектор показывает дорожные знаки (знакомые учащимся) , поочередно меняя их, а водители объясняют значение знаков. За правильный ответ они получают очко (выдается цветной жетон, кусочек картона) . В конце игры подсчитывается, кто из водителей получил большее количество жетонов. Ему присуждается звание шофера 1 класса, другим соответственно шофера 2 и 3 класса.
Игрок, первое место, становится автоинспектором.
Игра повторяется.

Игра «Собери картинку»

От каждой команды («Светофор», «Автомобиль», «Пешеход» или др.) при помощи считалки выбирается игрок для участия в игре. Необходимо собрать разбросанные на дороге части картинки, чтобы получилась картинка с тем же изображением, что и название команды.

Игра «Такси»

Группа детей делится на пары. Каждая пара («Такси») стоит внутри обруча («Такси»). Каждый ребенок держит свою половинку круга (обычно на уровне талии или плеч) .
Дети бегают, стоя внутри обручей, пока играет музыка. Двое детей должны двигаться с одинаковой скоростью и в одном направлении. Каждый раз, когда музыка останавливается, дети из двух обручей объединяются вместе. Игра продолжается до тех пор, пока максимальное количество детей не поместится внутри обручей (до 6-8 человек).

Игра «Тише едешь…»

Водящий становится на одной стороне игрового поля, игроки в другом ее конце, водящий отворачивается и произносит: «Тише едешь – дальше будешь, раз, два, три, стоп» и оборачивается, игроки, которые в этот момент бегут к водящему, должны замереть, тот, кто не успел вовремя остановиться возвращается к стартовой черте. Победитель, первым достигший территории водящего, сам становится водящим. Весь интерес заключается в том, что фраза может быть как угодно обрезана (вносится элемент неожиданности) , но последним словом все равно должно оставаться «стоп», только после него водящий может обернуться.

Игра «Эстафета автомобилей»

Дети делятся на 2-4 равные команды и выстраиваются в колонны по одному, одна параллельно другой. Играющие в командах принимают названия автомобилей: «Москвич», «Запорожец», «Жигули» и др. Перед впередистоящими игроками проводится стартовая черта. Впереди каждой колонны на расстоянии примерно 10-20 м ставится стойка (булава) .на расстоянии 2 м от старта чертится линия финиша. Регулировщик дорожного движения громко вызывает любой автомобиль. Игроки, носящие карточку с названием этого автомобиля, выбегают вперед, обегают стоящий напротив них предмет и возвращаются обратно. Тот, кто первым прибежит в свою команду, выигрывает очко для своей команды. Регулировщик дорожного движения вызывает автомобили вразбивку, некоторых может вызвать 2 раза.
Подвижные игры по Правилам дорожного движения

Игра «Цветные автомобили»

Дети размещаются вдоль стены комнаты или по краю площадки. Они - автомобили. Каждому из играющих, дается флажок какого-либо цвета (по желанию) или цветной круг, кольцо. Воспитатель стоит лицом к играющим в центре комнаты (площадки) . Он держит в руке три цветных флажка.
Воспитатель поднимает флажок какого-нибудь цвета. Все дети, имеющие флажок этого цвета, бегут по намеченной дороге, соблюдая Правила дорожного движения, на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются и направляются каждый в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета и игра возобновляется.
Воспитатель может поднимать один, два или все три флажка вместе, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей. Если дети не видят, что флажок опущен, воспитатель дополняет зрительный сигнал словесным: «Автомобили (называет цвет) остановились». Воспитатель может заменить цветной сигнал словесным (например: «Выезжают синие автомобили», «Синие автомобили возвращаются домой»).

Игра «Самый быстрый»

Каждый чертит себе кружок (зеленым, желтым, красным мелками) и встает в него. Ведущий стоит в середине площадки. По его команде «Раз, два, три - беги!» дети разбегаются. Ведущий произносит: «Раз, два, три - в светофор беги!» и сам старается занять какой-либо кружок. Не успевший занять кружок становится ведущим.

Игра «Лабиринт»

Эта игра проводится, когда дети уже знакомы с обозначениями отдельных знаков и указателей («Въезд запрещен», «Пешеходный переход», «Велосипедное движение запрещено» и др.).
Зимой снежными валами, расположенными на расстоянии 1 м друг от друга, строится лабиринт высотой 0,5-0,7 м. Летом лабиринт можно сделать из песка, кирпичей, уменьшив высоту стен. В лабиринте устанавливаются знаки. Зимой на санках, летом на велосипедах, самокатах дети проезжают по лабиринту, точно соблюдая указания знаков.
Тот, кто не нарушил правил, получает подарок.

Игра «В гости к Айболиту»

Для участия в этой игре можно пригласить школьников, сотрудников ГИБДД, которым можно поручить роли регулировщиков и доктора Айболита.
На полу (или асфальте) мелом обозначаются перекрестки, пешеходные переходы, выставляются один или два регулировщика. Желательно, чтобы дорога шла по кольцу и была длиннее. Дети надевают разнообразные шапочки зверей. Доктор Айболит (воспитатель) занимает свое место в конце пути и ждет зверей на лечение. Дети по двое начинают движение к доктору на велосипедах или, если их нет, пешком. Регули­ровщики отмечают, кто нарушил правила перехода, остановки. Когда все «звери» прибывают к Айболиту, начинается разбор нарушений. Регулировщики по очереди вызывают нарушителей. Доктор Айболит объявляет, что такой-то зверь попал под машину, которая придавила ему лапу или голову. Эти звери идут лечиться к Айболиту. Кто правильно проделал весь путь, получает от Айболита подарок. (В качестве подарка можно использовать мелкие игрушки, сласти, лучшие работы детей по изобразительной деятельности.)

Игра «Светофор», вариант II

На полу или участке детского сада мелом обозначаются перекресток, переходы. В центре встает мальчик («светофор») с красными кругами на спине и груди и зелеными - на плечах. Два желтых круга он держит в руках. Дети начинают переходить улицу по пешеходным переходам, а «светофор» поворачивается к ним то боком, то спиной, соответственно разрешая или запрещая переход. Ребята должны знать, что означает желтый свет. Если «светофор» поднял вверх руки с желтыми кругами, значит, переходить еще нельзя, нужно лишь приготовиться, а кто не успел перейти улицу, должен задержаться на середине улицы и ждать зеленого сигнала.
Эту же игру можно провести, заменив светофор регулировщиком. Нарушители в этой игре подвергаются штрафу: объясняют свои ошибки.

Игра «Перекресток»

На полу выкладываются шнуры, пересекающие друг друга под прямым углом. У одного конца шнура стоит взрослый с сигналами светофора. Дети под музыку подходят к перекрестку и действуют по сигналам педагога: при красном - останавливаются, при желтом - маршируют на месте, при зеленом - идут вправо, влево или вперед.

Игра «Бегущий светофор»

Дети следуют врассыпную за ведущим. Время от времени ведущий поднимает вверх флажок, затем поворачивается кругом. Если поднять зеленый флажок, дети продолжают двигаться за ведущим, если желтый - прыгают на месте, если красный - все должны замереть на месте и не двигаться 15-20 секунд. Кто ошибся - выходит из игры. Побеждает самый внимательный.

Игра «К своим знакам»

На площадке произвольно стоят шесть человек (помощников) , у каждого в руках по дорожному знаку: «Дети», «Пешеходный переход», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Дорожные работы», «Дикие животные», «Подземный переход».
Дети делятся на группы, берутся за руки, образуя круг. В середину каждого круга входят помощники, показывают дорожный знак, объясняют его значение.
Затем ведущий (воспитатель) подходит к каждому кругу и приглашает играющих детей за собой. Дети идут за ведущим и повторяют все его движения. Пока дети идут за ведущим, помощники опускают свои знаки и перемещаются по площадке, т. е. меняют свои места.
По сигналу ведущего (свисток) все играющие должны быстро найти свой знак и встать в свой круг, взявшись за руки, помощники в середине круга держат знаки над головой. Побеждают те, которые нашли свой знак первыми. Игра проводится 2-3 раза.
Ведущий, приглашая ребят за собой, старается отвлечь внимание игроков от помощников, показывая им различные движения (ходьба на пятках, прыжки, повороты вокруг себя» ходьба на корточках и др.).

Игра «Светофор и скорость»

Два стола. Два макета светофора. По команде ведущего первые номера бегут к светофорам и разбирают их, вторые собирают. Третьи опять разбирают и т. д. Команда, закончившая задание первой, побеждает.

Игра «Нарисуем дорогу»

Рисуем на земле дорогу. Дети перепрыгивают через нее. Ширину дороги постепенно увеличиваем. Побеждает тот, кто перепрыгнет через дорогу в самом широком месте.

Игра «К своим флажкам»

Играющие делятся на три группы. Каждая группа становится в круг, в центре которого находится игрок с цветным (красным, желтым, зеленым) флажком. По первому сигналу воспитателя (хлопок в ладоши) все, кроме игроков с флажками, разбегаются по площадке. По второму сигналу дети останавливаются, приседают и закрывают глаза, а игроки с флажками переходят на другие места. По команде воспитателя «К своим флажкам!» дети открывают глаза и бегут к флажкам своего цвета, стараясь первыми построиться в круг. Выигрывают те, кто первыми построились в ровный круг и стоят, взявшись за руки.

Игра «Умелый пешеход»

На расстоянии 60 см параллельно друг другу кладутся два шнура длиной около 5 м. Надо пройти с завязанными глазами между ними по дорожке.
Вариант 2. Из двух шнуров делают два круга: внешний и внутренний. Расстояние между ними 1 метр. Нужно с завязанными глазами пройти по кругу между шнурами.

Игра «Мяч в корзину»

В 2-3 шагах от игроков ставят 3 корзинки: красного, желтого, зеленого цветов. По команде ведущего нужно: красный мяч бросить в красную корзину, желтый - в желтую, зеленый - в зеленую. Ведущий может несколько раз подряд называть один и тот же цвет или после красного назвать зеленый и т.д.Познавательно-развлекательная игра по правилам дорожного движения для старших дошкольников



Новое на сайте

>

Самое популярное