Домой Офтальмология Русская Святая Гора. История русского монашества на Афоне (27.02.2016)

Русская Святая Гора. История русского монашества на Афоне (27.02.2016)

Цель: Знакомство учащихся с русским монашеством на горе Афон, его историей и устройством.

Задачи урока:

Обучающая : узнать о географическом расположении горы Афон, выяснить исторические причины развития монашества на горе Афон, знакомство с основными храмами горы.

Развивающая : осознать, что духовное наследие способствует развитию внутреннего мира человека; развивать умения работать с информацией, иллюстративным материалом, умения монологического выступления.

Воспитывающая : усвоить уважительное отношение к духовному наследию народа, хранящегося в культуре; научиться правилам поведения в храме, воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Выступление учителя: Русский Афон является неразрывной и важной составляющей наследия Святой Горы как вселенской православной сокровищницы. На этой горе расположена монашеская республика.

Афон в течение многих столетий играл исключительно важную роль в развитии отечественной духовности и культуры, как в эпоху Киевской Руси, так и в последующие времена. Особенно важным было становление под воздействием Афона Киево-Печерского монастыря, который около 1000 лет назад стал своего рода «рассадником» и центром монашества, духовности, книжности, культуры и просветительства по всей Руси.

С тех пор влияние Святой Горы на духовное становление и развитие Руси играло решающую роль на протяжении всей ее тысячелетней истории. Собственно, именно Святая Гора Афон, ее наследие и традиции существенно повлияли на формирование мистико-аскетического облика самобытного русского православия, как и самой Святой Руси. Поэтому приобщиться к далеким и одновременно родным святыням Афона всегда было заветной мечтой для многих поколений русских православных людей

Первое письменное упоминание о русских иноках относится к 1016 году, то есть мы отмечаем особенный юбилей – 1000-летие русского присутствия на Афоне. Трудно переоценить значение афонского монашества для всего мира, в том числе и для России. И сегодня мы с вами за нашим круглым столом разберем следующие вопросы: где находится столь известная гора? Какие были исторические предпосылки для формирования русского монашества на горе Афон? Ценность культурного наследия храмов горы. Первым предоставляем слово за нашим столом ученику-географу.

Выступление ученика-географа

Афонский полуостров является крайней восточной оконечностью полуострова Халкидики. Его протяженность с северо-запада на юго-восток - около 60 км, ширина - от 7 до 19 км, площадь - 335,637 км². Рельеф полуострова постепенно повышается к юго-востоку и переходит в скалистую горную цепь, заканчивающуюся мраморной пирамидой горы Афон (высота - 2033 м).

Это полуостров, длиной около 70 километров, похож на клешню, если взглянуть на карту. Это клешня шириной километров десять и заканчивающаяся собственно горой. Так что мы говорим святая гора, но имеется в виду весь полуостров. Но есть еще и гора высотой 2000 метров. На ней стоит храм в честь Преображения Господня, и это считается общим всеафонским праздником. Раз в год на праздник Преображения идет паломничество наверх, за один день они не успевают, и масса паломников два дня забираются на этот шпиль, как афонцы говорят и празднуют там Преображение Господне. То есть служат там раз в год. Но церковь считается действующей.

Афон имеет сложный статус. Это неотъемлемая часть Греции и составляет особую провинцию - ном, по-гречески, не только со своим собственным укладом, но и со своим собственным законодательством. Есть собственное правительство еще с византийских и с турецких времен - называется оно протат. И это правительство регулирует все внутренние дела, отношения с внешним миром. И Афон поделен между 20 монастырями. Поэтому если говорить политическими терминами, то там нечто вроде феодализма. Каждый монастырь он по сути дела феодал - владеет своим одним участком земли, распряжается, совершает всевозможные сделки, которые, впрочем, потом визирует этот протат

Выступление ученика-историка

Это гора, святая гора, это святое место окружено всевозможными легендами.

Когда появились монахи там - достоверно не известно. Но отсчитывают от условной даты конец 10 века. Афон праздновал свое 1000-летие в 1966 году, и вот в этот момент казалось, что Афон умирает. Там остались лишь глубокие старики, русское монашество почти вымерло, грузинские монахи тоже ушли с Афона. Это был пик афонского кризиса. Но потом постепенно, за последние 10, 15, 20 лет Афон все-таки стал возрождаться. Люди религиозные говорят, что это Божий промысел, точнее, воля Божьей матери. Есть немало преданий, связанных с Богородицей, о том, что она там бывала и что она предрекла, что там будет, светским языком говоря, монашеская республика. Поэтому один из эпитетов святой горы это - удел Божьей матери или сад Богородицы. Другое мнение, более практическое, что это место достаточно уединенное, гористое, и поэтому монахам во времена Византии было там спокойнее, удобнее спасаться от мира, укрываться от страстей, политических и других невзгод.

В 885 году император Василий I издал указ с официальным признанием того факта, что Афон принадлежит исключительно монахам. Пастухам и другим мирянам, которые раньше находились здесь беспрепятственно закрыли доступ на территорию полуострова. В конце 10 века император Алексей Комнин I распространил запрет на посещение Афона всем женщинам. В 1046 году император Константин IX Мономах официально закрепил за полуостровом название Святая Гора Афон, каковым оно остается до сих пор.

Выступление ученика-знатока монашества

История русского монашества на Афоне - это история русского монашества в целом. Потому что Россия всегда себя считала духовно связанной с Афоном, и самый первый русский монах - преподобный Антоний Киево-Печерский - он выходец с Афона, из Эсфигменского монастыря. Его очень чтят на Афоне, это сейчас греческий монастырь, там паломникам показывают пещеру, где 1000 лет тому назад подвизался Антоний, впоследствии основатель Киево-Печерского монастыря. Затем такие великие фигуры, которых мы считаем принадлежащими русской духовной культуре, как преподобный Максим Грек. Он тоже афонский монах. Многие святители, епископы - выходцы с Афона. И если уж мы будем говорить кратко и перейдем сразу к 20 веку, то один из самых великих святых 20 века, который необыкновенно чтим сейчас даже преимущественно в западной Европе, - это преподобный Селуан афонский, живший на Афоне в 30-х годах, духовные писания которого оказали глубокое впечатление на европейцев. Его ученики основали несколько монастырей в Европе, в том числе знаменитый монастырь в Эссексе. Что касается монастырей, то их было необыкновенное число, русских обителей. Монастырями именуется лишь 20 монастырей официально. Другие обители могут быть огромными, как Киево-Печерская Лавра. Но если они не получили этот статус, то они имеют другие названия. Русский монастырь самый известный - Пантелеймонов монастырь. Монастырь этот, по афонским меркам, достаточно молодой, и русские заселили его с начала 18 века. Там жили сначала греки и русские, затем русское братство возобладало и, начиная с конца 19 века, он стал по составу исключительно русским.

Русские на Афоне В настоящее время численность братии составляет около 50 человек. Русской Православной Церкви, ценой многолетних настойчивых усилий удалось предотвратить физическое вымирание Русского Афона. За последние годы наблюдается ряд позитивных изменений в жизни Русского монастыря. Восстановлены порядок и дисциплина, на средства жертвователей отремонтировано несколько монастырских корпусов, а также все монастырские храмы.

Выступление ученика-архитектора. Ученик демонстрирует фотографии основных монастырей Афона

Монастыри Афона - настоящие музеи византийских времен. Это величественные крепости, построенные прямо на каменистых горных уклонах, с толстыми неприступными стенами. На Афоне находятся 20 монастырей. Древнейший из них, Лавра, был основан в 963 году, а позднейший, Ставроникита, - в 1542 году. Первый русский монастырь на Святой горе основан во времена князя Владимира и назывался обителью Богородицы Ксилургу, а первое письменное упоминание о нем датируется февралем 1016 года. В монастырях до сегодняшнего дня сохранились уникальные собрания древних книг, обширные библиотеки, собрания драгоценной церковной утвари, бесценных древних фресок и мозаик. Здесь же хранятся наиболее важные христианские реликвии: пояс Пресвятой Богородицы, частицы Честнаго Древа Креста Господня, нетленные мощи святых, в том числе голова святого мученика Пантелеймона в русском монастыре. Главная же афонская святыня - Дары Волхвов, находящиеся в монастыре Святого Павла. Их тайно перенесли сюда из Константинополя после падения византийской столицы в 1453 году.

Итоги круглого стола

Учитель Святая Гора Афон Для православных всего мира - одно из главных святых мест, почитается как земной Удел Богородицы. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2016 году исполняется 1000 лет от первого письменного упоминания о существовании и деятельности на Святой Горе Афон древнерусского монастыря, через который осуществлялись духовные и культурные взаимосвязи между Русью и центром православного монашества и духовности на Афоне. Несмотря на все трудности, которые сегодня переживает наше Отечество, этот юбилей имеет очень важное значение. Ведь подлинное возрождение общества возможно только через обращение к собственному духовному наследию и первоистокам, где русское святогорское монашество всегда занимало одно из важнейих мест.

Относится к 1016 году, то есть через два года мы будем отмечать особенный юбилей - 1000-летие русского присутствия на Афоне. Трудно переоценить значение афонского монашества для всего мира, в том числе и для России.

Молитва, которая совершается подвижниками на Святой Горе, помогает многим и многим людям подняться над суетой многомятежного мира и найти свой путь к Богу, к Истине . И относится это не только к паломникам, которым посчастливилось побывать на Афоне, но и к тем, кто сподобился прикоснуться к афонским святыням, и к тем, о ком святогорцы возносят молитвы. А молитвы совершают они обо всем мире - «за всех и за вся». Возможно, именно эти молитвы удерживают человечество от окончательного отпадения от Бога и отдаляют наступление Апокалипсиса.

Символ присутствия русских на Афоне - это русский Свято-Пантелеимонов монастырь , но стал он таковым только в XIX веке. Первые русские насельники жили в монастыре Ксилургу, который сейчас имеет статус скита. С увеличением числа братии им был передан «Монастырь Фессалийца», получивший впоследствии название Русик или, как теперь говорят, Старый Русик. С 1169 года он был официально признан русским монастырем .

В период монголо-татарского ига братия русского монастыря по понятным причинам почти не пополнялась. Монастырь стал греческим. В начале XIX века монахи переселились на берег моря, в новый монастырь, построенный на вклад молдавского господаря.

Приток русского монашества на Афон в середине XIX века способствовал тому, что в 1875 году в обители был вновь избран русский игумен . Императорская фамилия много поспособствовала расцвету монастыря, в котором к 1913 году насчитывалось более 2000 насельников.

К концу XX века монастырь опять пришел в запустение, и начал возрождаться только после завершения атеистической эпохи в истории России.

В 2011 году по предложению президента Д.А.Медведева и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был создан общественно-попечительский совет Свято-Пантелеимонова монастыря и Фонд поддержки обители. За минувшие два года фондом было собрано от различных благотворителей и передано на реставрационные и строительные работы в Пантелеимоновом монастыре более миллиарда рублей.

Вчера в резиденции премьер-министра под Москвой состоялось совещание общественного совета, в котором приняли участие Патриарх Кирилл, Д.А.Медведев, отцы-афониты, представители Московской Патриархии, а также бизнеса и властных структур. Обсуждались не только реставрационные и строительные работы в Свято-Пантелеимоновом монастыре, но и юбилейные мероприятия, приуроченные к 1000-летию русского присутствия на Афоне .

1016-й год – год точного присутствия на Афоне русских монахов. Немногим ранее они прибыли на полуостров со сложившейся монашеской традицией и уставом. Они прибыли в подлинный мир монахов. Для своих подвигов они избрали удалённое от побережья и тем самым от корабельной навигации место в центральной части Афона в глуби лесов, ближе к восточному побережью. Началось русское тысячелетие на Афоне.

Речь произнесена 2 декабря 2015 г. на Филаретовском вечере в Большом актовом зале Московской духовной академии . сайт печатает ее в сокращении.

Афон - «обитель веры, где время остановилось»

Роберт Байрон

Что такое Афон? Для русского человека это одно из самых святых мест на земле. В иерархии святых мест, конечно, первое место занимают Иерусалим и Святая Земля - как места евангельских событий, освящённые пребыванием Богочеловека Христа, Божией Матери, апостолов и первохристианской общины. Святое место имеет особую благодать - и является исключительным и притягательным местом "по благодати", как особо выразительно писали величайшие отцы периода иконоборческих споров прп. Иоанн Дамаскин и прп. Феодор Студит. По устному афонскому преданию Афон является исключительным уделом Божией Матери, который она посетила при жизни. А Спаситель Христос, постоянно призываемый в основном монашеском делании - молитве Иисусовой: Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, υἱὲ τοῦ Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν, сопребывает от начала подвижничества здесь с теми чистейшими монашескими душами, которые пытаются Ему послужить. После Иерусалима Афон - это то особое место на земле, для посещения которого не жалко ни часов, ни дней, ни средств, ни самой жизни. Это то место, посещение которого может привести к полному духовному перерождению. Многие, вступив в святые пределы Афона, оставались здесь навсегда, не возвращаясь в мир, как и русские монахи, прибывшие сюда незадолго до 1016 г.


Но прежде исторического очерка скажем несколько слов о географии Афона. Для человека, не бывавшего на Афоне, он представляется горой, на которой расположен один или несколько монастырей. Именно к такому представлению об Афоне подталкивает выражение Святая Гора. В действительности же вступающий на Святую Гору паломник попадает на полуостров протяженностью с северо-запада на юго-восток около 60 км, шириной от 7 до 19 км, в южной части которого действительно возвышается гора высотой 2033 метров над уровнем моря. Эта гора и именуется Афоном и является духовным средоточием Афона как монашеского государства. Издревле Афонская гора с близлежащими окрестностями была в ведении древнейшего и первого в иерархии афонских обителей монастыря - Великой Лавры, а на вершине её возвышался храм в честь Преображения Господня. Преображение - это праздник Фаворского света, праздник приобщения Божественным энергиям тех, кто достоин их вместить. По склонам Афона ходил в юности свт. Григорий Палама, защитник учения о Божественных энергиях и нетварном свете вопреки заблуждениям Варлаама, Акиндина, Григоры и других мудрствующих больше по законам разума, чем духа. Когда в XIX веке на Афон прибывали русские паломники, они обходили весь полуостров, и с особым трепетом поднимались на вершину.

По дороге не доходя пятисот метров на просторном и единственном в своём роде горном плато в преддверии вершины располагался храм Панагии - в честь Божией Матери. Хотя есть и другие таинственные и древние пути на вершину, большая часть паломников шла и идёт именно этим путём, иногда относясь и к Панагии, как к подлинной вершине. В истории русского Афона Панагия особо значима как живая связь Афона и Иерусалима. Сюда пришёл старец из Русского Пантелеимонова монастыря в крайне благочестивом и возвышенном настроении. По преданию, когда он зашёл в храм Панагии, ему явилась Божия Матерь и вручила образ Иерусалимской иконы Божией Матери. Этот образ до сих пор в особо торжественные моменты спускается на ленте перед царскими вратами верхнего Покровского храма русского Пантелеимонова монастыря, а в XIX веке - по аналогии - он спускался также и в Никоновском храме Троице-Сергиевой Лавры.

Итак, по сути Афон - это гора и святые окрестности; вершина, к которой всё стремится и от которой всё расходится; подлинная высота, обозначающая то духовное совершенство, которое нужно достигнуть неимоверными трудами; средоточие монахов ведущих на земле равноангельный и небесный образ жизни. Это святое пространство особо выделяется как удел мужского монашества - без возможности вступления сюда жён за исключением Божией Матери. Монастыри, обладавшие правом ἄβατον, существовали издревле. По законодательству византийских императоров лица противоположного пола не могли и при паломничестве ночевать в одном монастыре, а некоторые обители становились совершенно невходимыми. Афон получил особый статус монашеского государства при первом императоре Македонской династии Василии.

Таким образом ещё до Крещения Руси Святая Гора оказалась особым древним монашеским уделом и центром, естественно сосредоточившим в себе древнее многообразие восточного монашества. Арабы, а затем турки упразднили по сути свободу египетской Фиваиды. Такая же участь постепенно приближалась и к Малой Азии, которая была ещё способна готовить для Афона таких величайших подвижников, как прп. Афанасий Афонский, родоначальник общежительного Афонского монашества, - на Олимпе Вифинском под водительством прп. Михаила Малеина - но не была способна надолго сохранить свои центры под натиском врагов. В духовное оскудение Малой Азии внесли свой вклад и гонения в период иконоборческих споров, несколькими десятилетиями упредившие афонский ἄβατον. Монахи, скрывавшиеся от гонений иконоборцев в горах Малой Азии или Южной Италии, постепенно будут постигать духовный смысл пребывания на Афоне. Иверская икона Вратарницы станет символом торжества православия на Афоне и монашеской свободы и защищенности.


И наконец, последнее из предварительных самых общих замечаний: когда Византия была насквозь разодрана междоусобицей, и сильнейший византийский император Василий II в свои юные годы не мог обрести постоянной опоры, он обратился за помощью к русской и иверской дружинам. Помощь русских привела к тому, что в знак благодарности и в результате доброго взаимодействия Русь была крещена в 989 г., а помощь иверов к тому, что десятью годами ранее на месте древней обители св. Климента был основан Иверский монастырь, существующий и доныне. Тем самым наше отечество оказалось своеобразным побратимом Афона.

Продолжим уже почти что историческую летопись.

В 1000 году трагически скончался основатель Великой Лавры прп. Афанасий Афонский: он упал вниз с рухнувшего крыла ещё недостроенного соборного храма. На погребение великого аввы собралось около 3 тысяч монахов, среди которых могли быть и несомненно были славяне - кто-то из болгар, сербов или русских, ведь к прп. Афанасию на постриг приходили монахи из Италии, а также из самых разных уголков Балкан, Малой Азии, Грузии и Армении. Великая Лавра к тому времени была мощной, обнесённой стенами крепостью - и портом, в котором она имела право держать несколько быстроходных кораблей. По тем временам это особая исключительная монастырская привилегия, подчеркивавшая, какой огромный шаг вперёд сделала Лавра с момента своего создания в 964 году по инициативе её несостоявшегося монаха Никифора Фоки, императора, отстаивавшего крайне аскетические нестяжательный монашеские идеалы.

И вот 1016-й год - год точного присутствия на Афоне русских монахов. Немногим ранее они прибыли на полуостров со сложившейся монашеской традицией и уставом. Они прибыли в подлинный мир монахов. Для своих подвигов они избрали удалённое от побережья и тем самым от корабельной навигации место в центральной части Афона в глуби лесов, ближе к восточному побережью. Началось русское тысячелетие на Афоне.

В акте Великой Лавры за февраль 1016 года в числе двадцати двух подписей настоятелей афонских монастырей стоит подпись "Герасима монаха, милостию Божией пресвитера и игумена обители Роса". Эта "обитель Роса" была известна как "монастырь Древодела" (Ксилургу), акты которого от 1030 года и далее сохранились в составе архива монастыря св. Пантелеимона. До сих пор Ксилургу существует как скит Богородицы в получасе ходьбы от Ильинского скита и в часе ходьбы от морского берега. Скорее всего, Герасим был не просто очередным игуменом, а игуменом-ктитором недавно основанного монастыря. Возможно он подвизался на Афоне параллельно с прп. Антонием Печерским, который провёл здесь, паломничая, времени "довольно" - около 10 лет в конце X или начале XI века. В 1010-1013 годах прп. Антоний был послан на Русь для устроения общежительной обители по святогорскому образцу, но в 1015 году он оказался снова на Афоне. Скорее всего, игумен Герасим совершил постриг над прп. Антонием - в таком случае, именно о нем слова прп. Антония при основании Киево-Печерской обители: "Да будет на месте сем благословение Святой Афонской горы и старца, постригшего меня!" В 40-е годы XIX века возникло предание Эсфигменского монастыря о пребывании в нем прп. Антония - до сих пор показывают и пещеру вне монастырских стен на обрыве горы как место его подвигов. Однако находящаяся в глуби лесов обитель Ксилургу более исторически обоснована, хотя сравнительная близость к ней пути, ведущего через Ватопед в Эсфигмен только подчеркивает реальное подвизание прп. Антония в этих местах.


Русский исследователь из эмиграции В. А. Мошин изложил гипотезу, согласно которой Русский монастырь на Афоне был устроен при св. князе Владимире. В любом случае интересен тот факт, что первый десятинный храм в Киеве, так же, как и в обители Ксилургу был посвящён Успению Божией Матери. Но в отличие от столичного храм в афонской глуши был маленьким, скорее всего, в несвойственной для греков манере деревянным. Недаром обитель была прозвана по профессии своего первого или своих первых насельников обителью «Древодела».

Обитель Ксилургу считается первой славянской обителью на Афоне, болгарский Зограф - второй (с 1169 г.), а Хиландар - третьей (с 1192 года). Таким образом выстраивается следующий порядок появления славянских обителей: русские-болгары-сербы.


О начальной истории Ксилургу известно очень мало. Несомненно, что правила 1046 года, изданные по указу императора Константина IX Мономаха, о большей строгости жизни на Афоне были известны и насельникам этой малой обители. В этих правилах впервые Афон был назван "Святой Горой", и значит с тех пор русская братия могла мыслить себя как русских святогорцев.

В императорском Питтакионе 1048 года, адресованном проту Святой горы, обитель именуется Лаврой, так же, как и обитель Дометиева, отнявшая у неё часть собственности - а именно пристань с каменными постройками и лодками.

Ксилургу издревле была местом как подвижнических, так и учёных трудов - в описи 1142 года перечисляется 49 русских книг (о греческих ничего не сказано) на 25 человек братии. В списке в частности отмечены "двенадцать миней". Автору доклада довелось оказаться в современной библиотеке Ксилургу до пожара - когда в ней было несколько старых книг и рукописей - и после - когда не осталось ни одной.

В акте 1169 года она именуется "обителью русских". "В ней мы постриглись и много потрудились и издержались над её охранением и устроением и в ней скончались родители и средники наши, которые содержали нас и давали нам средства жить".

Со второй половины XII века центром русского присутствия на Афоне постепенно становится Старый Руссик. 15 августа 1169 года в престольный праздник обители игумен Ксилургу обратился к собору Святой Горы с просьбой выделить один из разрушенных монастырей - подходящий для разросшейся братии. В ответ на просьбу русской братии была предоставлена обитель Фессалоникийца, устроенная во имя св. вмч. Пантелеимона, построенная в конце X века в северо-западной части Афонского полуострова. А Ксилургу остался при новой основной обители в роли скита. В XII веке в обители подвизались выдающиеся люди, как например, "брат Лазарь", возможно один из князей, спасавшийся от княжеских междоусобиц на Руси в Византии.

В 1191 или 1192 году в новом монастыре произошло особо значимое для его будущего событие - в нем принял постриг отрок Растко, в будущем свт. Савва Сербский, архиепископ Сербии и основатель автокефальной Сербской Церкви. Растко был младшим сыном великого жупана Сербии Стефана Немани (1170-1196), его старшие братья Вукан, король Зеты (1195-1208), и Стефан Первовенчанный, великий жупан Рашки (1196-1217). Еще будучи в доме своего отца Растко мог встречаться с русскими монахами, что и определило его выбор обители. В Россикон была послана погоня - вернуть царственного отрока, однако - по преданию - пока посланные беспечно спали, будучи гостеприимно приняты в обители, Растко был пострижен в монахи и наречен Саввой в честь прп. Саввы Освященного (+532). Дальнейшая траектория жизни Саввы привела к возрождению сербского монастыря Хиландара, который был воссоздан (в 1198-1199 годах) как сербская обитель его отцом, принявшим монашеский постриг с именем Симеон.

Итак, в то время братство обители было смешанным русско-сербским. Начало XIII века трудное и для Россикона, и для всего Афона, которому пришлось временно - после взятия латинянами Константинополя в 1204 г. - подчиняться (до 1224 года) римскому папе Иннокентию III (1198-1216) и даже искать у него защиты. В конце периода латинского засилья начался период Болгарского влияния, продолжавшийся почти до середины XIII века и имевший в целом положительный характер как для всего Афона, так и для Россикона, установившего связи с монастырём св. Иоанна Рыльского в Болгарии. Однако, в целом, Россикон в те годы слабел как из-за ослабления власти Византии в период латинского владычества (1294-1261), так и из-за катастрофы 1237-1241 годов и установления на Руси татаро-монгольского ига.

Второе запустение Россикона произошло в начале XIV века после опустошения каталонскими наемниками-пиратами, первоначально привлекавшимися императором Андроником II Палеологом как помощь против турок. Не добившись своих целей при осаде Хиландара, они устремились к Россикону и потребовали выдать им Хиландарского игумена Даниила, который укрылся здесь от врагов с двумя чернецами. Каталонцы сожгли всё дотла, включая монастырские документы, кроме каменной башни, в которой спасся как о. Даниил так и его помощники. Впоследствии о. Даниил, известный как сербский летописец, стал архиепископом Сербии.

Однако, в середине XIV века сильнейший правитель Сербии Стефан IV Душан (1331-1355) благотворит как всему Афону, так и Россикону. В 1347 году или начале 1348 года он передает братии главу св. вмч. Пантелеимона со следующими словами: «Царство мое посвящает обители Россов главу святого славного страстотерпца, бессребреника и целителя Пантелеимона, которая имеет на себе плоть и которая засвидетельствована не только от отца моего и царя, но и от прежде его бывших царей, также от патриархов и других достойных синклитиков». В этом году закончилось долгое противостояние между Иоанном Кантакузином и Иоанном Палеологом. Первый торжественно вступил в Константинополь. Начало его царствования означало победу свт. Григория Паламы и его сторонников, победу богословия афонского исихазма вопреки более западным и рациональным богословским схемам и построениям. Дар величайшей святыни Русского монастыря, которая хранится там и доныне, особо значим в соотношении с ключевыми вехами византийской истории.

Афон, который успел побывать под властью латинян и болгар, в 1345-1371 годах стал входить в состав владений сербских правителей. Афониты признавали Стефана Душана «царем сербов и греков». В это время ведущие Афонские обители - Ватопед и Лавра - наполняются сербами, а Россикон остается русским больше по имени, чем по составу, в связи с чем и начинает именоваться «монастырь, рекоми руси». Но нет худа без добра. Одним из игуменов Россикона станет ученик знаменитого старца Арсения ученейший хиландарский подвижник Исаия, переводчик на славянский язык Ареопагитского корпуса. Через такого ученого игумена русские монахи обретали на Афоне для себя вторые, но чаще первые «духовные университеты».

Несмотря на распри и междоусобицы, сложные отношения Византии и Сербии Россикон к 1380 году обладал 60 подворьями или прочими владеньями за пределами Афона. Период с 1345 по конец 1380-х годов - один из самых благополучных в истории обители.


Последним сербским ктитором Россикона была дочь деспота Георгия Бранковича, мачеха султана Мухаммеда II Завоевателя (1421-1451) Мара Бранкович (1416-1487), мать будущего султана Мехмеда II Завоевателя (1451-1481) - та самая, которая передала в дар обители св. Павла Дары волхвов, недавно привозившиеся в Россию. Таким образом, Россикон оказывается в средоточии не только духовных, но и геополитических процессов - как место встречи, по сути дела, трех основных на тот момент религиозных и культурных традиций: византийской, греческой, османской, турецкой и русской. Особое внимание к Россикону со стороны матери султана, завоевавшего Константинополь и поставившего точку на византийской цивилизации, было обусловлено теми надеждами, которые православный мир того времени, и еще сильнее в более позднюю эпоху, возлагал на Россию.

Ключевая дата этого периода 1453-й год - падение Константинополя, после которого роль Афона как центра межправославного и межславянского общения и единения только возросла. Афонские монастыри были вынуждены приспособиться к новым условиям власти Оттоманской Порты. В архиве Россикона сохранилось, в частности, свидетельство о фирмане султана Баязета II (1481-1512), которое запрещало вмешательство в монастырские имения. Несмотря на экономический и административный прессинг, Афон оставался «оазисом», где гонимые христиане могли вдохнуть относительную земную свободу и абсолютно предаться подвигам безмолвия, аскезы и молитвы.

С середины XV века в роли главных ктиторов Афонских обителей выступают правители Молдавского и Валашского княжеств, а с XVI века и далее по нарастающей - Россия, как достигшее единство царство и единственная в мире православная империя. И вот в 1497 году игумен св. Пантелеимона Паисий с тремя старцами прибыл в Москву к великому князю Иоанну III (1462-1505) - испросить милостыню не только для своей, но и для всех святогорских обителей. По замечанию академика М. Н. Тихомирова, с этого визита начался “патрональный период” в отношениях России и Россикона. Сохранилась жалованная грамота великого князя Иоанна III 1499 года (в списке XVIII века) о свободном приезде в Россию монахов Пантелеимонова монастыря для сбора милостыни. Среди братии, число которой в XVI веке колебалось от 25 до 170 человек, находились особые умельцы-путешественники, готовые с радостью выполнить подобное нелегкое послушание. В ответ из Москвы все чаще отправлялись дипломатические посольства - как в Константинополь, так и на Афон.

Попытки оказать Русской обители экономическую помощь нередко заканчивались драматически. Так, игумен Россикона Гавриил в 1533 году получил от великого князя Василия III огромную помощь - 15 тыс. золотых монет, однако на обратном пути в Минске, находившемся тогда под властью короля польского и великого князя Литовского Сигизмунда I Cтарого (1506-1548), он был ограблен полностью, но скорее всего частично - части привезенных средств хватило на строительство части монастырской стены. 1533-й год в целом оказался благостным для святогорцев - прп. Максим Грек в этом году переведен из строгого заточения в Иосифо-Волоцкой обители в Тверской Отроч монастырь с возможностью заниматься своими учеными трудами. Хотя Максим Грек прибыл в Россию из Ватопеда, он стал ярчайшим примером взаимодействия греческого и славянского монашества, который не мог не быть учтенным и в далеком Россиконе.

Русский царь Иван IV Васильевич Грозный с 1543 по 1584 год выпустил 10 грамот, свидетельствующих о его благодеяниях Россикону. А в 1547 году - в год венчания первого русского царя на царство - вышло окружное послание митрополита всея руси Макария архиепископам, епископам, князьям, боярам и вельможам, воеводам, гостям, купцам, духовенству, а именно всему русскому народу - с призывом давать милостыню игумену Россикона Савве I другим его старцам, которых царь, одарив, отпустил на Афон. В результате собранных средств был уплачен огромный долг Османской Порте.

В краткой речи невозможно описать всех взаимоотношений между Россией и Россиконом. Со временем игумены Россикона не только кратко приезжали в Россию, но и жили в ней в течение длительного времени, как, например, игумен Иоаким (2 года с 1560-го), составивший за это время Послание о Святой Афонской горе.

Впоследствии Россикону пришлось пережить Вакуфную реформу Сулеймана I, а именно, когда все его имущество было объявлено государственным и собственностью Аллаха, и его нужно было постоянно выкупать путем огромного налога - хараджа. В 1568 году обители пришлось отдать в залог все свои метохи и имущество. Идеи Нила Сорского нашли невольный отклик в судьбах афонских обителей.

Во второй половине XVI века Россикон пришел в полное запустение, а его новое возрождение связано с установлением Патриаршества на Руси в 1591 году, когда и игумен Россикона Неофит, прибывший на Русь с митрополитом тырновским Дионисием с решением о признании за Иовом всех прав Патриарха Русской Церкви, получил пожертвование. При посещении Троице-Сергиевой лавры архим. Неофит получил «образ, … да 7 рублев», так же, как архим. Григорий из Хиландара. В грамоте Феодора Иоанновича сказано: «послали есмя с ними своей милостыни на сооружение Пантелеимонова монастыря на пятьсот рублев рухлядью, да ризы и стихарь со всем послали есмя».

Впоследствии визиты повторялись - в 1647-1648 годах Москву посетили архим. Россикона Никодим, келарь Никифор и иером. Пахомий и передали в дар часть мощей св. вмч. Пантелеимона.

Еще одна веха - апрель-май 1654 года, когда ученый инок Арсений Суханов по поручению царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона собрал на Афоне целую библиотеку книг и рукописей - около 500 греческих книг из библиотек Кинота, Россикона, Хиландара, Иверона, Ватопеда и Великой Лавры. В рамках данного доклада следует особо отметить вклад Россикона - одна рукописная книга и две печатные от дикея Германа.


В XVII веке братство монастыря было смешанным греко-русским с доминированием греков. В 1667 году число братии достигло 200 человек, но потом резко сократилось. В 1690-е годы монастырь пришел в полное запустение и был восстановлен как русский. Для поддержания монастыря братии приходилось совершать подвиги - в 1707 году архимандрит Варлаам со товарищи, получив в Москве милостыню, под Галацем (порт на Дунае) попал в плен к туркам и был ограблен.

В 1730 году монастырь был полностью опустошен турками: «…изгнали монахов из обители, именуемой великое Роси и засели внутри измаильтяне, и устроили минарет в церкви».

Когда в 1726 году Василий Григорьевич Григорович-Барский провел в Пантелеимоновом монастыре три дня, он нашел там двоих болгар и двух русских монахов. По его описанию монастырь «много лет пуст стояше и не бяше даже доселе кому онаго снабдевати». А в 1744 году путешественник не обнаружил в обители Св. Пантелеимона ни одного инока - с 1735 года монастырем стали управлять греческие иноки. Причина в том, что на самой Руси «не стали даваться жалованные грамоты и не стали русские самовольно выходить за границу», - согласно описанию другого путешественника инока Парфения (Агеева). А. А. Дмитриевский писал: «С 1735 года греческий элемент в этой обители взял окончательный перевес над русским…»

В середине XVIII века появилось другое место славянского присутствия на Афоне - Ильинский скит, возрожденный как скит на месте заброшенной кельи монастыря Пантократор прп. Паисием Величковским. Естественно, что прп. Паисий организовал здесь скрипторий и святоотеческую библиотеку, но летом 1763 года славяно-молдавское братство «всем собором» переехало в Молдавию.

А в 1777 году насельники Пантелеимонова монастыря переселились в прибрежную келью рядом со своим причалом после опустошительного пожара 1773 года, урон от которого довершило землетрясение 1790 года. От старой обители до новой 1,5 часа ходьбы. Новая обитель так же как и старая была названа в честь св. вмч. Пантелеимона. Она существовала с XVII века как келья-дача в честь Воскресения Христова греческого архиерея - иерисосского епископа Христофора, купившего место рядом с причалом Россикона в 1677 году за весьма небольшие средства.

Однако на новом месте монахи стали вести идиоритмический образ жизни, который не способствовал благоденствию обители. Решающей мерой для возвращения к киновии стал Сигиллион Вселенского патриарха Каллиника 1803 года, который ревновал о восстановлении традиций общежительного монашества не только в разных обителях Афонской горы, но и в других монастырях Константинопольской Церкви.

Турецкие оккупационные отряды оставались на Афоне до 1830 года.

История XIX - начала XX века настолько богата событиями, что их уже не перечислишь в краткой речи. В этот период, по сути дела, Руссик превратился в огромный монашеский город с разными ремесленными цехами, корабельной командой, больницей и пр.


В течение всего XIX века Пантелеимонов монастырь был смешанным греко-русским. Греческая община стремилась к автономности и изолированности, порой категорически отказывая русским в праве на существование внутри монастыря. Однако такой подход приводил к сильному ослаблению греческой монашеской общины и в духовном, и в экономическом отношении. Становление русского монашества как единой системы монастырей и келий и рост его численности, особенно во 2-й половине XIX века, существенно изменили распределение сил и приоритетов, что послужило как умиротворению, так и проблематике иного порядка. Определяющими личностями для Русской обители стали ее духовник и строитель Иероним (Соломенцев) и игумен Макарий (Сушкин).

Самым трагичным для русского монашества стало возникновение так называемых имяславческих споров в начале XX века, что, как известно, привело к насильственному вывозу имяславцев с Афона и значительному уменьшению численности монастыря, скитов и келий в предреволюционную эпоху, в то время, как после революции приток братии из России прекратился.

Афон вступил в суровые реалии XX века, когда в упадок стало приходить не только русское монашество, но и вся общежительная Афонская традиция в целом. Когда дионисиатский монах Феоклит в начале 1970-х годов написал книгу на греческом "Между небом и землёй", он пытался сделать невозможное - печатным словом возродить интерес к почти забытому Афону.

Но значительно большую, исключительную пользу принесла другая книга о старце Силуане, написанная архимандритом Софронием (Сахаровым), постриженником Пантелеимонова монастыря, который некоторое время был духовником монастыря св. Павла, а потом основателем обители в Эссексе. Эта книга для многих стала подлинным откровением об Афоне и христианской жизни.

От старца Силуана, который в начале XX века трудился на монастырской мельнице Россикона через отца Софрония тянется непрерывная духовная нить к современной России - как в её собственных пределах, так и за рубежом.

Русскому монастырю пришлось вынести полное запустение, непополнение братии, немецкую оккупацию…


В 1960-1970 годах система русских скитов и келий - с переходом Андреевского и Ильинского скитов в подчинение Ватопеду - окончательно рухнула. К местам русского присутствия продолжали относиться Пантелеимонов монастырь, Старый Руссик, пришедший в полное запустение, и скит Ксилургу, или Богородицы, находившийся также в крайне заброшенном состоянии.

С конца 1980-х годов началось более активное возрождение Пантелеимонова монастыря за счёт присланной братии. 1000-летие Крещения Руси по сути дела было ознаменовано принципиально иным отношением к русскому Афону - при новых перспективах и возможностях.

Впоследствии возрождение Русского монастыря велось по нарастающей. К 1000-летию русского присутствия на Афоне, а именно к 2016 году, было запланировано возродить максимально большое число скитов и келий - из находившихся на исторической территории Пантелеимонова монастыря. Помимо возрождения самого Пантелеимонова монастыря были восстановлены:

1. Старый Руссик - собор и исторический братский корпус.

2. Келья в честь св. вкм. Димитрия.

3. Новая Фиваида (частично и без больших юбилейных задач).

Из Пантелеимонова монастыря была проложена дорога в Кариес для более быстрого и надежного сообщения.

В конце 2015 г. в Русском Свято-Пантелеимновом монастыре был отмечен грандиозный юбилей - 100-летие его игумена схиархимандрита Иеремии (род. 9/22 октября 1915 г.), старейшего среди всех Афонских игуменов. На этот юбилей съехалось много гостей…

Но русское присутствие выходит за пределы территории Россикона. Практически в каждом большом греческом монастыре - одном из двадцати - есть русские или украинские монахи. Иногда русские монахи восстанавливают русские кельи на территориях, принадлежащих другим монастырям, как например, на Карулях, находящихся в ведении Великой Лавры. Иногда они возрождают греческие кельи - с греческим, славянским или смешанным типом устава и богослужения. В качестве примера можно привести келью Яннопула с 1000-летней историей, расположенную на южном побережье в предгории Афона также на территории Великой Лавры и основанную самим прп. Афанасием Афонским. По неписанному преданию в XIX веке сюда приходили для совершения Литургии и духовного окормления скрывавшиеся в горе и никому неизвестные афонские старцы, число которых всегда было семь... Ее возрождает выпускник Московской духовной академии и в прошлом насельник Троице-Сергиевой Лавры иеромонах Агафангел (Легач), защитивший диссертацию, посвященную аскетическому наследию прп. Варсанофия и Иоанна…

На свете нет ничего случайного. В библиотеке Московской духовной академии хранится книга Вопросоответов св. Варсанофия и Иоанна, изданная в Венеции в 1814 году. Вскоре после издания она попала на Афон, а 8 октября 1847 года была подарена духовником монастыря Пантократор иеромонахом Иосифом святителю Филарету (Дроздову). Автограф дарителя на русском языке подтверждает это. После смерти свт. Филарета книга оказалась вместе с огромной библиотекой рукописей и редких книг, принадлежавших Святителю, в фондах библиотеки Московской духовной академии. Потом после революции она была изъята и должно быть оказалась в фондах Румянцевского музея, откуда в конце 1980-х годов вернулась в Академию и несколько лет назад обретена из полного забвения. Это материальное свидетельство связи ныне празднуемого святителя с Афоном и его аскетической традицией (Вопросоответы были впервые изданы афонским святым Никодимом Святогорцем по рукописи Великой Лавры 17, а книга после утери рукописи почти что приобрела статус таковой) может смело стать символом сегодняшнего вечера и своеобразным побуждением - хранить и преумножать афонские заветы…

Игумен Дионисий (Шлёнов)

Необходимо познакомить наших детей с одним из самых святых мест на земле для православного человека – Святой горе Афон и его особой роли. Веками Афонская Гора оставалась оплотом, на котором твердо и незыблемо утверждалась чистота веры. И до наших дней Святая Гора не утратила ничего из своих бесценных сокровищ благочестия - ни чистоты веры и обрядов, ни духа истинной подвижнической жизни, ни церковного благолепия.



Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел религиозного образования, катехизации и миссионерства

Тамбовской епархии Русской Православной Церкви

(Московский Патриархат)

Информация для урока, посвященного Дню Православной книги

«1000-ЛЕТИЕ РУССКОГО ПРИСУТСТВИЯ НА АФОНЕ»

г. Тамбов, 2016

Введение

с. 1

I. Православная Греция

с. 5

II. Святая гора Афон – монашеская республика

с. 7

III. Русское монашество на Афоне

с. 10

Литература

с. 16

Приложение

Презентация к уроку «1000-летие русского присутствия на Афоне»

Рецензенты:

Протоиерей Игорь Груданов, заведующий Отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской епархии

Информация для урока, посвященного Дню Православной книги «1000-летие русского присутствия на Афоне»/Сост.: Галина Е.Н., Кусова Е.А., Булыгина С.В. - Тамбов: Тамбовская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) – 2016.

В данном издании содержится информация для урока, посвященного 1000-летию русского присутствия на Афоне, а также презентация и список литературы по данной теме из фондов Тамбовской епархиальной библиотеки. Учебный материал предназначен в помощь учителю для проведения урока по духовно-нравственному воспитания обучающихся в образовательных организациях.

Тамбовская епархия Русской Православной Церкви, 2016

Введение

Уважаемые коллеги! Перед вами – занятие (лекция), посвященное юбилейной дате – 1000-летию русского присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Эта дата связана с первым письменным упоминанием о древнерусском монастыре на Афоне. В связи с этим, по инициативе научной общественности и Русской Православной Церкви, в 2016 году будет отмечаться юбилей 1000-летия древнерусского монашества на Афоне.

В 2016 году Правительство Российской Федерации утвердило план основных мероприятий по подготовке и проведению празднования юбилея. Согласно плану весь 2016 год пройдет под эгидой указанного юбилея, в течение которого будут проводиться различные торжественные, культурно-просветительские и научно-образовательные мероприятия. В институтах Российской академии наук, высших учебных заведениях России, в епархиях и духовных школах Русской Православной Церкви запланировано более 140 научно-образовательных и культурно-просветительских мероприятий, посвященных юбилею. В этом году тема VIII Всероссийской школьной олимпиады в рамках предмета «Основы православной культуры» называлась: «Русь и Афон».

Нам с вами необходимо познакомить наших детей с одним из самых святых мест на земле для православного человека – Святой горе Афон и его особой роли. Веками Афонская Гора оставалась оплотом, на котором твердо и незыблемо утверждалась чистота веры. И до наших дней Святая Гора не утратила ничего из своих бесценных сокровищ благочестия - ни чистоты веры и обрядов, ни духа истинной подвижнической жизни, ни церковного благолепия.

Данный урок знакомит школьников с православной Грецией, особой монашеской республикой Святой горы Афон и православным звеном в многогранных связях России и Греции – Русским Свято-Пантелеимоновым монастырем, где проживали великие святые и подвижники, в том числе и связанные с Тамбовским краем.

Классный час может быть легко трансформирован в модульный урок с включением модулей в базовые программы по истории, литературе.

Объем урока - 1 час.

Уроки рассчитаны на учащихся 9-11-х классов общеобразовательных школ с базовым уровнем знаний, умений и навыков.

Оборудование:

Ноутбук;

Проектор;

Экран;

Презентация PowerPoint.

  1. Православная Греция

Греческая Православная Церковь (официальное название – Элладская Православная Церковь) – одна из крупнейших Православных Поместных Церквей. По числу своих членов (почти 10 миллионов человек) она занимает третье место в мире после Русской (свыше 100 миллионов) и Румынской (около 20 миллионов) Православных Церквей.

Христианство проникло в Грецию уже в середине I века, когда на землю Эллады прибыл с проповедью апостол Павел. Апостол высадился в македонской гавани Неаполь (современный город Кавала), а оттуда отправился в расположенный неподалеку город Филиппы, где обратился с проповедью к местным жителям. В перечень книг Нового Завета включено пять обширных посланий Павла к христианским общинам Греции.

Наряду с апостолом Павлом на территории современной Греции активно проповедовали апостол Лука (автор Евангелия от Луки, которое нередко называют «Евангелием для эллинов»), окончивший свою жизнь в беотийском городе Фивы, и апостол Андрей Первозванный, скончавшийся в пелопоннесском городе Патры.

Уже к началу II века христианские общины существовали почти во всех крупных городах Греции. Поскольку в те времена территория Греции входила в состав Римской империи, греческие христиане изначально были тесно связаны с епископом столицы империи – Рима. Почти все епархии Греции начиная с IV века входили в состав Фессалоникийского экзархата, который, в свою очередь, подчинялся римскому Папе.

Однако уже с начала V века территория Греции, вошедшая в состав Восточной Римской (Византийской) империи, стала и в церковном отношении все более тяготеть к новой, восточной столице – Константинополю. В первой половине VIII века епархии, находившиеся на современной территории Греции, вошли в состав Константинопольского Патриархата, более близкого им как по этническому составу, так и по языку богослужения. Именно из Фессалоник вышли многие величайшие православные святые – например, просветители славян и создатели славянской письменности, равноапостольные братья Кирилл и Мефодий (IX век), или один из наиболее выдающихся отцов Церкви, святитель Григорий Палама (XIV век). Неподалеку от Фессалоник сложился и всемирный центр православного монашества – Святая Гора Афон.

В XIII-XIV веках Православная Церковь в Греции подвергалась жестоким гонениям со стороны крестоносцев, а с конца XIV – начала XV века для Греции начался период османского ига. После окончательного падения Византийской империи (1453 г.) и воцарения в Константинополе османских султанов для греческой Церкви наступила почти четырехсотлетняя эпоха новомучеников. Десятки и сотни тысяч православных греков приняли за эти столетия мученическую смерть за исповедание Христа.

При этом в страшные годы османского ига Православная Церковь сыграла огромную роль в сохранении не только христианской веры, но и греческого языка и национального самосознания греков. В тех областях, где османские правители запрещали обучать детей вере и языку, в монастырях и храмах стараниями монахов и клириков организовывались так называемые «тайные школы», куда ученики приходили по ночам.

Представители Церкви принимали деятельное участие и в освободительной борьбе греческого народа.

Во второй четверти XIX века, после освобождения части Греции от османского ига и создания независимого Греческого государства, Элладская Православная Церковь стала автокефальной (то есть независимой от Константинопольского Патриархата). Однако поскольку с тех пор территория Греции увеличилась более чем в три раза, в различных её частях действует различный церковный режим.

Православие в Греции является государственной религией, что официально закреплено в Конституции страны. Оно оказывает во многом определяющее влияние на все стороны жизни современных греков. И это неудивительно – ведь по последним данным официальной статистики, 97% жителей Греции принадлежат к Православной Церкви. Закон Божий включен в общеобразовательную школьную программу Греции как обязательный предмет, а в каждом из греческих университетов имеется факультет богословия.

Помимо сферы образования Церковь ведет активную социальную деятельность во всех областях жизни, сотрудничая при этом как с государством, так и с различными общественными структурами. Греческая Церковь является весомой экономической силой - ей принадлежит значительное число земельных участков, которые используются под строительство храмов, монастырей, больниц, домов престарелых и других социальных учреждений, либо сдаются в аренду для осуществления социально-полезной деятельности.

Но главная задача Греческой (как и любой Православной) Церкви – приобщение людей к подлинно христианской жизни. Такое приобщение происходит, прежде всего в храмах. Найти православный храм в Греции не составит труда, где бы вы ни находились – в мегаполисе (например, в Афинах или Салониках), в небольшом городке или в деревне, на материке или на одном из многочисленных островов. Храмов в Греции множество – зачастую даже в маленьких городках один храм отделяет от другого одна-две улицы. Но даже огромное количество храмов зачастую не вмещает всех прихожан - ведь многие жители Греции регулярно посещают церковные службы.

Помимо праздников, большинство греков придает немалое значение таким церковным таинствам, как Крещение и Венчание. Греческие церковные традиции несколько отличаются от российских. В частности, Церковь в Греции (кроме монастырей Афона) пользуется новоюлианским календарем, согласно которому все праздники (за исключением Пасхи и связанных с ней праздников) отмечаются по новому стилю – так, Рождество греки празднуют 25 декабря.

  1. Святая гора Афон административно - особая территория Греческой Республики, самоуправляемое сообщество 20-ти православных монастырей, находящихся в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского Патриархата (с 1313 года). Полуостров поднимается на 2033 м над уровнем моря на Халкидикском полуострове, лежащем в лазурных водах Эгейского моря между Фермейским и Стримонским заливами. Его протяженность около 60 километров и шириной, разнящейся от 7 до 20 километров, с доминантой в виде двухкилометровой горы. Появление здесь первых отшельников-монахов относят часто к VII веку, а уже в IX веке император Василий Македонянин официально подтверждает право на существование здесь монашеских общин. Столица Афона – Карея.

Согласно сказанию, сохранившемуся у Стефана Святогорца и ставшему известным на Руси с 1-й четв. XVI в., вскоре после Вознесения Спасителя Афона удостоила посещением Пресвятая Богородица. Ее корабль, направлявшийся на Кипр, из-за морской бури причалил к афонскому берегу в так называемой Климентовой пристани. При появлении Богоматери языческие идолы громко призвали жителей встречать «Марию, великого Бога Иисуса Матерь». Возвестив афонцам о Христе, Богородица «возрадовасе духом, рече: Се в жребий мне бысть Сына и Бога моего» и, благословив народ, произнесла: «Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земли, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына моего от места сего до скончания века, и аз буду тепла заступница к Сыну моему о месте сем и о пребывающих в нем».

Святая Гора Афон, «Сад Богородицы», как ее впервые назвал известнейший монах Ксиропотамского монастыря Кесарь Дапонте, по давней традиции является землей Пресвятой Богородицы. Ее присутствие руководит афонской жизнью. Согласно энкомию мудрейшего афонского монаха и великого отца Церкви Григория Паламы, посвященному первому преподобному афонскому святому, Петру Афонскому, Пресвятая Богородица для святогорских монахов – защитница, заступница, целительница, покровительница, ходатайствующая за них перед Своим Сыном.

Периодом расцвета Афона является XV век, когда здесь было сооружено сорок обителей, в которых состояли на службе порядка
40 тысяч монахов. На сегодняшний день число действующих монастырей не превышает 20 и по уставу увеличения не предвидится. Но при необходимости уставом разрешается организация новых скитов, а также келий, которые, в свою очередь, будут зависеть от уставов монастырей. Монастыри на Афоне имеют систему иерархии, определяющуюся не богатством или размером монастыря, а степенью его влиятельностью, а также временем основания.

Так, первым в иерархии является Монастырь Великой Лавры (или Лавра Св. Афанасия), основанный в 963 году. Этот монастырь был основан первым одним из почитаемых афонских монахов - Святым Афанасием, привнесшим в пещерное, а также отшельническое монашество определенную систему общежития. Ценнейшими реликвиями монастыря являются рукописное Евангелие, выполненное в золотом окладе, древняя рукопись с именами самых первых монахов, которая составлена святым Афанасием, его личный крест, а также мощи святых.

Монастырь Ватопед находится недалеко от моря. Среди его сокровищ можно отметить пояс с чудотворными иконами Богородицы, среди которых Елеоточивая, Ктиторская, Закланная. В монастырской библиотеке содержится порядка 2000 рукописей и больше 35000 печатных документов.

Среди древнейших монастырей Афона следует отметить и монастырь Зограф , который, согласно преданию, был основан тремя болгарскими братьями, выходцами царского рода. Во дворе этого монастыря в 1873 году установили памятник на том именно месте, где приняли мучительную смерть двадцать шесть монахов, которых заживо сожгли латиняне в 1276 году.

А вот чудом афонской архитектуры без сомнения можно назвать Семиэтажный величественный монастырь Симонопетр , построенный на самой вершине отвесной скалы.

Русский монастырь Пантелеимона получил еще одно название – «Руссик». Он существует здесь с начала XI века, когда на Афон пришли самые первые русские монахи. В XIX-XX веках монастырь насчитывал больше 1000 монахов. На территории обители бережно хранятся мощи
великомученика Пантелеймона, тогда как в богатой библиотеке монастыря насчитывается порядка 2000 рукописей и больше 20 000 печатных греческих, а также славянских и русскоязычных книг.

Центр управления этой монашеской республикой расположен в маленьком городке Карея , где заседают члены Священного Кинота
(в совете участвуют представители всех 20 существующих монастырей). Кроме них в Карее на постоянной основе проживает некоторое число монахов, а также совсем немногочисленное мирское население, занимающееся в основном торговлей или ремеслом.

Афон располагает крупнейшими собраниями древних рукописей и памятников церковного искусства, является духовным центром монашества и православного благочестия.

На Афон допускаются только мужчины любого вероисповедания, которым для посещения необходимо получить специальное разрешение – диамонитирион. Никогда женская нога не ступала на этот полуостров, - так повелела Божия Матерь, охраняя мир и покой монашествующих. Статья 186-я Устава Святой горы Афон («Трагос») гласит:
«В соответствии с древним обычаем, запрещается для любого женского существа ступать на полуостров Святой горы». За проникновение на территорию Афона для женщин предусмотрена уголовная ответственность – до 12 месяцев лишения свободы.

В древности порядок монашеской жизни на Афоне определяли как неписаные обычаи, так и письменные монастырские и общеафонские уставы (типиконы). В 1911 г. при содействии Константинопольской Патриархии афонские старцы определили «Главные канонизмы Святой. Горы», которые не были утверждены турецким правительством по причине начавшейся войны.

В 1912 г. Афон стал частью Греческого государства и в 1924 г. получил в этом качестве окончательное международное признание. 10 мая 1924 г. пятичленная комиссия чрезвычайного Двойного собрания Святой Горы выработала «Уставную хартию Святой Горы Афонской» известна также как «Новый канонизм» (Устав состоит из 188). В настоящее время этот документ является основным законодательным актом, действующим на Афоне.

Согласно Уставу, Святая Гора состоит из 20 монастырей, располагающихся по издревле установившемуся обычаю в следующем иерархическом порядке:

1) Великая Лавра (Μεγίστη Λαύρα) во имя прп. Афанасия Афонского. 2) Ватопед (Βατοπεδίου) в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

3) Иверский монастырь (Ивирский, Ивирон, ̓Ιβήρων) в честь Успения Богородицы.

4) Хиландар (Хиландарь, Хилендар, Χελανδαρίου) в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

5) Дионисия прп. монастырь (Дионисиат, Διονυσίου) в честь Рождества св. Иоанна Предтечи.

6) Кутлумуш (Κουτλουμουσίου) в честь Преображения Господня. 7) Пантократор (Пандократор, Παντοκράτορος) в честь Преображения Господня.

8) Ксиропотам (Ξηροποτάμου) во имя Сорока мучеников Севастийских.

9) Зограф (Ζωγράφου) во имя вмч. Георгия Победоносца, 10) Дохиар (Δοχειαρίου) во имя св. Архангелов.

11) Каракал (Καρακάλλου) во имя апостолов Петра и Павла. 12) Филофея монастырь (Филофей, Θιλοθέου) в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

13) Симонопетра (Симопетра, Σίμωνος Πέτρας) в честь Рождества Христова.

14) Павла св. монастырь (῾Αγίου Παύλου) в честь Сретения Господня. 15) Ставроникита (Σταυρονικήτα) во имя св. Николая Чудотворца. 16) Ксенофонта прп. мон-рь (Ксенофонт, Ξενοφῶντος) во имя вмч. Георгия Победоносца.

17) Григория прп. монастырь (Григориат, Γρηγορίου) во имя св. Николая Чудотворца.

18) Эсфигмен (Есфигменский, ̓Εσφιγμένου) в честь Вознесения Христова.

19) Русский вмч. Пантелеимона монастырь (Русик, Свято-Пантелеимонов, Ρωσικόν).

20) Кастамонит (Констамонит, Κωνσταμονίτου) во имя св. первомч. Стефана. Только эти 20 монастырей имеют права собственности на Афоне.

Многие века Афонская Гора оставалась оплотом, на котором твердо и незыблемо утверждалась чистота веры, за что, впрочем, и она прошла тяжелый искус и поплатилась страдальческой кровью истинных своих подвижников.

Святая Гора Афон - это как бы истинный «земной рай» для монахов, в котором плоды деятельной ангельской жизни и проявления сил и даров благодати Святого Духа бесчисленным подвижникам обратили на себя особенное внимание православного мира.

  1. Русская Святая Гора. История русского монашества на Афоне

«Святая Гора во многом обеспечивала духовную безопасность России, – сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. – Празднуя 1000-летие русского присутствия на Афоне, мы хотели бы осмыслить всю эту историю и показать значение Святой Горы для нашей страны и духовной жизни россиян».

Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Святой горе Афон – «православное» звено в многогранных связях России и Греции, уходящих в глубь веков. Он является не только колыбелью русского монашества на Афоне и крупнейшим по размерам и обилию церквей монастырем на Святой Горе, но и живым памятником византийской и поствизантийской культуры, хранителем бесценных церковных и культурных реликвий.

На своем нынешнем месте у моря – между афонской пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт - русская обитель появилась после 1765 года. До того она находилась в другом месте, дальше от побережья. Там теперь расположен, так называемый, «старый», «нагорный Русик», или «монастырь Салоникийцев», основанный в начале XI века. Именно тогда на Святую Гору пришли первые русские монахи, которые первоначально обосновались в монастыре Ксилургу, называемом сейчас обителью Богородицы. Довольно быстро монастырь заполнился выходцами из Руси, так что вскоре здесь стало тесно. Поэтому Священный Кинот передал русским монахам опустевший к тому времени монастырь Салоникийцев. Обитель же Ксилургу была преобразована в скит и остается им по настоящее время.

В средние века число насельников то увеличивалось, то уменьшалось. В 1725 году обитель населяли только два русских и два болгарских монаха. Чуть позже монахи окончательно покинули обитель и перебрались к морю на место, где была построена небольшая церковь Воскресения Христа. Здесь в 1765 году основали новый монастырь под названием «Русский». С 1839 года в монастырь стал быстро расти за счет русских монахов. До 1875 года монастырь насчитывал тысячу монахов, на грани веков – до 2 тыс. По некоторым данным, в 1910 году на Афоне было около 5 тыс. русских монахов – значительно больше, чем священнослужителей всех других национальностей вместе взятых. В бюджете русского правительства была статья, по которой ежегодно Греции выделялось 100 тыс рублей золотом на содержание афонских монастырей. Эту субсидию в 1917 году отменило правительство Керенского.

В настоящее время в постепенно возрождаемом Свято-Пантелеимоновом монастыре обитает 70 монахов, приехавших сюда из городов России, Украины, Белоруссии. И есть надежда на то, что угасание русской обители будет остановлено. В целом архитектурный облик монастыря не носит традиционного крепостного характера, свойственного афонским строениям. Многоэтажные корпуса, рассчитанные на многочисленную братию, окружают более старый, компактно расположенный в виде прямоугольной застройки центр с главным Соборным храмом, построенным в XIX веке и посвященным святому великомученику и целителю Пантелеимону. В этом храме хранится глава целителя и частицы мощей святых Иоанна Предтечи, Стефана Нового, Параскевы, Марины, Иосифа Обручника, апостола Фомы, Иоанна Златоуста и многих других.

Во втором соборном храме Покрова Пресвятой Богородицы также хранятся многочисленные мощи святых: Иоанна Предтечи, апостолов Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы, первомученика Стефана, Исаакия Далмацкого, Дионисия Ареопагита, бессребренников Космы и Дамиана, Кирилла Иерусалимского, Трифона и многих других. Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Иерусалимскою», икона святого Иоанна Предтечи, древняя икона святого великомученика и целителя Пантелеимона и икона священномученика Харалампия. Третий храм построен в честь святителя Митрофана Воронежского чудотворца. В обители находится также малый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и придельный к Покровскому храм во имя святых великих князей – равноапостольного Владимира и благоверного Александра Невского. Кроме этих храмов есть еще несколько часовен. Вблизи монастыря находится усыпальница с церковью святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Очень богата монастырская библиотека, расположенная в отдельном двухэтажном здании посреди двора. В ней хранятся 1064 рукописи и более 20 тыс. греческих и славянских печатных изданий и книг. Из множества иллюстрированных рукописей богатством своих иллюстраций выделяются две – Евангелие и 16 Речей Григория Богослова.

Первые русские

Впервые присутствие русских монахов на Афоне было документально зафиксировано в 1016 году. В одном из святогорских актов среди 22 подписей настоятелей монастырей стоит подпись некого Герасима, монаха, пресвитера и игумена русской обители. Речь шла о монастыре Ксилургу (Древодела), которой ныне существует как скит Богородицы.

Об истории этой обители известно немного. Вероятно, она была устроена при князе Владимире. Среди доводов в пользу этого факта упоминают, например, то, что первый десятинный храм в Киеве и храм в монастыре Ксилургу были посвящены Успению Божией Матери – совпадение, которое многим исследователям кажется не случайным. А кроме того, вспоминают и святого Антония Печерского, основателя Лавры в Киеве, уроженца Чернигова: приблизительно в это время он оказался на Афоне (а возможно, и принял постриг от Герасима, игумена Ксилургу) перед тем, как вернуться на Русь для создания монашеской общины по образцу святогорской.

Уже в описи 1142 года монастыря Ксилургу перечисляется 49 русских книг на 25 человек братии. О греческих же книгах не сказано ничего, пишет игумен Дионисий (Шленов), кандидат богословия и преподаватель Московской духовной академии. Более поздние афонские документы XII века уже однозначно именуют Ксилургу «русской обителью». В том же столетии игумен монастыря попросил у Собора Святой Горы выделить ему один из заброшенных монастырей на горе: по его словам, братия Ксилургу сильно разрослась и места всем недостаточно. Собор удовлетворил просьбу: русским афонитам предоставили пустующую обитель Фессалоникийца, ныне известную как Старый Руссик. При этом Ксилургу остался, причислен к ней как скит.

Цари и монахи

Покровительство российского государства своему «представительству» на Афоне началось в конце XV века. Тогда в Москву с просьбой о материальной поддержке прибыл игумен Руссика Паисий – это послужило началом постоянных и все более тесных контактов Москвы и святогорской обители.

До этого времени Руссик пережил ряд тяжелых времен. В XIII веке ему пришлось временно подчиниться римскому папе, когда латиняне захватили Константинополь в 1204 году (это подчинение продлилось 20 лет), а в XIV веке обитель сожгли каталонские пираты. Тогда же монастырь взяли под свое покровительство правители Сербии. В 1347 году Стефан Урош IV Душан, сербский король, передал братии Руссика главу великомученика Пантелеимона. В эти годы Афон стал частью сербских владений.

После захвата Константинополя турками в 1453 году поддержка, оказываемая Москвой Святой Горе, оказалась как нельзя кстати. Остались свидетельства о помощи Руссику русских князей и впоследствии царской династии: в частности, есть сведения, что обители неоднократно помогал Иван Грозный. При этом посланцев монастыря нередко грабили на обратном пути в соседствующих с Москвой землях.

В 1730 году монастырь опустошили турки. А спустя 40 с небольшим лет обитель пережила большой пожар. Из-за разрушений, вызванных огнем, насельники были вынуждены переселиться в принадлежащую монастырю прибрежную келью. Из нее и вырос тот Свято-Пантелеимонов монастырь (или Новый Руссик ), который мы знаем сейчас.

Настоящее

Годом 1000-летия русского присутствия на Афоне объявили наступивший 2016 год. «Святая Гора во многом обеспечивала духовную безопасность России, - сказал патриарх Кирилл. - Празднуя 1000-летие русского присутствия на Афоне, мы хотели бы осмыслить всю эту историю и показать значение Святой Горы для нашей страны и духовной жизни россиян».

«Русская планета» вспоминает, с чего началась и как развивалась история русского монашества на Афоне. Этот материал - первый в цикле статей о русских афонитах и современной жизни на Святой Горе, которые мы будем публиковать в течение всего года.

Первые русские

Впервые присутствие русских монахов на Афоне было документально зафиксировано в 1016 году. В одном из святогорских актов среди 22 подписей настоятелей монастырей стоит подпись некого Герасима, монаха, пресвитера и игумена русской обители. Речь шла о монастыре Ксилургу (Древодела), которой ныне существует как скит Богородицы.

Об истории этой обители известно немного. Вероятно, она была устроена при князе Владимире. Среди доводов в пользу этого факта упоминают, например, то, что первый десятинный храм в Киеве и храм в монастыре Ксилургу были посвящены Успению Божией Матери - совпадение, которое многим исследователям кажется не случайным. А кроме того, вспоминают и святого Антония Печерского, основателя Лавры в Киеве, уроженца Чернигова: приблизительно в это время он оказался на Афоне (а возможно, и принял постриг от Герасима, игумена Ксилургу) перед тем, как вернуться на Русь для создания монашеской общины по образцу святогорской.

Афон - полуостров протяженностью около 60 километров и шириной, разнящейся от 7 до 20 километров, с доминантой в виде двухкилометровой горы. Появление здесь первых отшельников-монахов относят часто к VII веку, а уже в IX веке император Василий Македонянин официально подтверждает право на существование здесь монашеских общин.

Уже в описи 1142 года монастыря Ксилургу перечисляется 49 русских книг на 25 человек братии. О греческих же книгах не сказано ничего, пишет игумен Дионисий (Шленов), кандидат богословия и преподаватель Московской духовной академии. Более поздние афонские документы XII века уже однозначно именуют Ксилургу «русской обителью». В том же столетии игумен монастыря попросил у Собора Святой Горы выделить ему один из заброшенных монастырей на горе: по его словам, братия Ксилургу сильно разрослась и места всем недостаточно. Собор удовлетворил просьбу: русским афонитам предоставили пустующую обитель Фессалоникийца, ныне известную как Старый Руссик. При этом Ксилургу остался причислен к ней как скит.

Цари и монахи

Покровительство российского государства своему «представительству» на Афоне началось в конце XV века. Тогда в Москву с просьбой о материальной поддержке прибыл игумен Руссика Паисий - это послужило началом постоянных и все более тесных контактов Москвы и святогорской обители.

До этого времени Руссик пережил ряд тяжелых времен. В XIII веке ему пришлось временно подчиниться римскому папе, когда латиняне захватили Константинополь в 1204 году (это подчинение продлилось 20 лет), а в XIV веке обитель сожгли каталонские пираты. Тогда же монастырь взяли под свое покровительство правители Сербии. В 1347 году Стефан Урош IV Душан, сербский король, передал братии Руссика главу великомученика Пантелеимона. В эти годы Афон стал частью сербских владений.

После захвата Константинополя турками в 1453 году поддержка, оказываемая Москвой Святой Горе, оказалась как нельзя кстати. Остались свидетельства о помощи Руссику русских князей и впоследствии царской династии: в частности, есть сведения, что обители неоднократно помогал Иван Грозный. При этом посланцев монастыря нередко грабили на обратном пути в соседствующих с Москвой землях.

В 1730 году монастырь опустошили турки. А спустя 40 с небольшим лет обитель пережила большой пожар. Из-за разрушений, вызванных огнем, насельники были вынуждены переселиться в принадлежащую монастырю прибрежную келью. Из нее и вырос тот Свято-Пантелеимонов монастырь (или Новый Руссик), который мы знаем сейчас.

Настоящее

В самом конце XIX века в русскую обитель на Святой Горе пришел тамбовский крестьянин и отставной военный Семен Антонов. В историю он войдет под именем преподобного Силуана Афонского.

Преподобный Силуан Афонский. Источник: k-istine.ru

В то время жизнь на Святой Горе характеризовал упадок. А кроме того, большая часть русских насельников Афона была замешана в богословском скандале - их обвинили в отступлении от канонов, а также в ереси и в 1913 году насильственно вывезли со Святой Горы на пароходе под конвоем русских императорских войск. Святейший Синод разбирал дела более 600 русских афонитов: часть из них в итоге была сослана в отдаленные русские монастыри, другая часть вернулась после завершения дела на Афон.

Появление в Руссике преподобного Силуана подняло угасающую монашескую жизнь на новую высоту. Он, выбрав своей жизнью строгую аскезу, так сформулировал принципы праведности: «Чтобы познать Господа, не надо иметь ни богатства, ни учености, но надо быть послушливым и воздержным, иметь смиренный дух и любить ближнего - и Господь возлюбит такую душу, явит Себя, научит любви и смирению и все полезное даст ей».

Поток русских монахов на Афон прекратила советская власть. По разным данным, к началу революции 1917 года на Святой Горе в разных ее монастырях проживало от 3 до 5 тысяч насельников из России (из них около 1,5 тысячи - в Новом Руссике). Спустя всего три десятилетия русских святогорцев осталось меньше сотни. Их присутствие стало понемногу возрастать в 60–70-е годы XX века, когда Московской Патриархии удалось добиться ограниченной отправки русских монахов в Пантелеимонов монастырь.

В 1972 году Святую Гору посетил патриарх Московский и всея Руси Пимен - это было первое посещение Афона Московским патриархом. Спустя два года разрешение поселиться в Новом Руссике получил нынешний настоятель обители архимандрит Иеремия - в прошлом году ему исполнилось 100 лет. Небольшие группы монахов прибывали в обитель в течение 70-х и 80-х годов, а после перестройки поток россиян, желающих подвизаться на Святой Горе, увеличился.

Сегодня братия Пантелеимонова монастыря насчитывает около 50 человек. Это в разы меньше того, что было столетие назад, но интерес к Святой Горе, растущая потребность нового поколения россиян в духовном поиске позволяют надеяться: лучшие годы русского монашества на Афоне еще впереди.

В подготовке статьи были использованы материалы выступлений Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла, работы преподавателя Московской духовной академии игумена Дионисия (Шленова), материалы издательского дома «Святая Гора».



Новое на сайте

>

Самое популярное