Домой Офтальмология Метод засыпания ким вест. Когда заканчивается четырехмесячный регресс сна? Исследования эффективности методики

Метод засыпания ким вест. Когда заканчивается четырехмесячный регресс сна? Исследования эффективности методики

Если у вас есть ребёнок, 1-2 ампулы 40%-ной глюкозы по 20 мл должны быть в доме всегда:

Пусть она вам никогда не понадобится – стоит такая ампула около 4 грн, хранится долго – 3 года, так что вы не потеряете большую сумму денег. Но если вдруг… то наличие глюкозы под рукой поможет предотвратить ацетонемический криз.

Чаще всего мне аптеках предлагали глюкозу производства Фармак (Киев, Украина). Я когда-то работала медицинским представителем в этой фармкомпании, качество у них хорошее, поэтому покупаю без сомнений. Хотя глюкоза такой продукт, который сложно испортить, поэтому производитель большой роли не играет.

В упаковке 10 ампул по 20 мл, стоит вся упаковка около 37 грн, но можно покупать ампулы и поштучно.

И эти ампулы не только для внутривенного введения, глюкозу можно пить! Чаще всего это рекомендуют при повышении ацетона у детей.

Я применяла глюкозу при повышении ацетона очень много раз и убедилась, что это самое эффективное средство!

ПРИЧИНЫ ПОВЫШЕНИЯ АЦЕТОНА.

Почему у детей повышается ацетон? Самые частые причины – высокая температура, грипп, вирусная инфекция, отравление, стрессы, физические нагрузки. Дело в том, что нашему организму нужна энергия именно в виде глюкозы – это как топливо для бензобака. Глюкоза накапливается про запас в печени и мышцах (в виде гликогена), но запасы энергии у детей невелики, и если есть повышенный расход этой самой энергии, то у организма кончается «топливо». Тогда он начинает сжигать жиры (которые поступают с пищей, или свои собственные), а жиры распадаются на глюкозу и кетоновые тела (ацетон).

К нехватке энергии приводят все процессы, упомянутые выше:

Высокая температура

Инфекционное заболевание (вирусные инфекции, грипп, кишечные инфекции)

Стрессы (причём даже позитивные – гости, вечеринки, праздники, поход в цирк)

Физические нагрузки – ребёнок очень много бегал-прыгал-плавал

Слишком длительные перерывы в приёме пищи (например, обед через 6-8 часов после завтрака без перекусов).

Такое бывает не у всех детей.

Всё зависит от того, насколько велики/малы запасы гликогена у ребёнка, насколько быстро его почки выводят ацетон, насколько хорошо печень расщепляет жиры.И это не болезнь! С возрастом запасы энергии увеличиваются, печень и почки справляются с возрастающими нагрузками, и всё проходит чаще всего до 5 лет, а после 13 - 14 лет ацетонемия практически не встречается.

Когда в крови (а позже в моче) повышается ацетон, иногда родители могут уловить запах ацетона изо рта у ребёнка. Этот запах напоминает яблочно-фруктовый. Я, когда слышу этот запах изо рта у ребёнка, знаю, что необходимо срочно дать глюкозу!

У меня ребёнок был как раз из таких, у которых чаще всего повышается ацетон: худенький и очень энергичный, как говорят, "с шилом в попе". Это не значит, что у пухленьких детей ацетон не повышается, но у них это встречается гораздо реже.

И вот, как только мой сынуля набегался - напрыгался, ему срочно нужно было дать сладкое питьё. Да он и сам просил сладкое. Но если этот момент упустить и появлялся изо рта запах прелых яблок, я уже знала: повысился ацетон. Тогда одна ампула глюкозы (как давать, читайте ниже) полностью снимала проблему, и дальше процесс не развивался.

Если не дать глюкозу, что происходит?

Дитё может быть капризным, раздражительным, а потом становится вялым, сонливым. Аппетит уменьшается или пропадает. Может несильно болеть животик, болеть голова. Если и этот момент упустить, может начаться ацетонемический криз с многократной рвотой. Ребёнок вырвёт всё, что ему дают, даже воду – и тогда напоить его глюкозой не удастся.

В таких случаях врачи советуют или капельницы с глюкозой, или укол специального средства, чтобы остановить рвоту, а через полчаса после укола нужно срочно дать выпить ампулу глюкозы.

Почему именно ампулу, а не таблетки глюкозы?

Ацетон чаще всего повышается у детей, начиная с 10-месячного возраста (бывает и раньше). Такому крохе вы таблетку не дадите, да и в годик - два тоже не получится. А растирать и растворять её в воде, или готовить самому концентрированный раствор глюкозы часто просто нет времени.

Поэтому глюкоза в ампулах, как средство первой помощи удобнее всего.

Как это работает?

Глюкоза обеспечивает быстрое восполнение энергозатрат, ускорение обменных процессов и активизацию очистительной функции печени, способствует скорейшему выведению токсинов из организма, обеспечивает полноценное питание тканей.

Давать нужно именно глюкозу, а не фруктозу!

Где держать ампулу в глюкозой?

В аптечке, можно в холодильнике (не обязательно).

КАК ДАВАТЬ ГЛЮКОЗУ РЕБЁНКУ.

- Я глюкозу хранила в холодильнике, в таком случае ампулу нужно подогреть до температуры тела, тогда она всасывается очень быстро . Для этого нужно поставить её на несколько минут в кружку с тёплой (не горячей) водой.


Если ампула хранилась в аптечке, можно просто подержать ампулу в руке, согревая её своим теплом.

Затем, удерживая ампулу в одной руке, другой рукой нужно отломить наконечник «от себя», лучше через полотенце, чтобы случайно не порезаться.


Протирать ампулу ничем не нужно, вы же не будете делать укол .

Переверните ампулу вверх дном и, постукивая по дну пальцем (или щёлкая пальцем по ампуле), вытряхните – вылейте содержимое в рюмочку, или маленькую чашечку. Его немного, 20 мл – это 4 чайные ложки. Глюкоза прозрачная, как вода, а на вкус – это очень сладкий сахарный сироп:


Давайте ребёнку по 1 чайной ложке каждые 5 минут. Можно давать прямо с ложечки:


Если ребёнок упрямится, используйте мерный шприц из-под жаропонижающего, или обычный шприц – пятёрку без иглы. Наполните его до метки «5» и влейте ребёнку в ротик, держа шприц так, чтобы глюкоза попала сбоку, за щёчку, а не прямо в горло.

И так каждые 5 минут, всего 4 раза.

Помните: не сумеете влить глюкозу в ротик – придётся вливать её внутривенно!

Я убедилась, что, если всё правильно сделать, состояние ребёнка очень быстро улучшается, он оживает просто на глазах!

ЧТО ПИТЬ И СКОЛЬКО.

После того, как ребёнок выпил глюкозу, подождите минут 10-15 и начинайте поить. Лучше всего давать компот из изюма. Запарьте изюм из расчёта 1 столовую ложку изюма на 1 стакан (250 мл) кипятка, лучше всего в термосе, дайте настояться полчаса и поите. Пока настаивается изюм (или, если его нет), поите сладким чаем (на 1 стакан – 3 чай.лож. сахара). Именно сахара, а не мёда! Чай можно чёрный, зелёный (только очень слабенький), или ромашковый (но тоже не крепкий).

Сахар - это та же самая глюкоза, только чай у вас, конечно, не 40% раствор, да его уже и не нужно.

Чередуйте компот и сладкий чай. Давайте пить каждые 15 минут.

Сколько нужно пить?

Это зависит от веса – жидкости нужно 120 мл на 1 кг. То есть, если ваш ребёнок весит 15 кг, ему нужно выпить за сутки 1,8 литра (120 умножить на 15 = 1800 мл, или 1,8 л).

ЧТО ЕСТЬ.

ДИЕТА.

Легче сказать, что НЕ есть .

Когда у вашего ребёнка повышен ацетон, нужно на время исключить животные жиры (масло, сметану, сливки, твёрдые "голландские" сыры, плавленные сырки, жирное домашнее молоко, домашний творог (покупной обезжиренный творог, до 1% жирности - можно).

Не давайте продукты, содержащие трансжиры (маргарин) - это многие покупные сладости, исключите майонез. Растительные жиры тоже на время исключить - до выздоровления.

Помните, жареное, копчёное, колбаса, сосиски-сардельки, консервы, грибы – вообще не детская еда, а если повышен ацетон – тем более.

Также категорически нельзя давать зажарку в суп (например, поджаренный на растительном масле лук, морковь). Это и для взрослого не полезно, так как нагружает печень и поджелудочную железу, а для ребёнка такая еда - это яд! Если вареники - это, как бы вареная пища, но вы поливаете их жаренным на масле луком - это уже жаренное! Или, если в начинке картофель/фарш с жаренным луком - это тоже жаренное.

Что же тогда можно?

Каши на воде, или на 1% - 1,5% молоке с сахаром, можно с изюмом

Нежирный 0-1% кефир, нежирный 0-1% творог

Картофель отварной, можно пюре, только без масла (в пюре можно добавить отвар, в котором варился картофель, или 1-1,5% молоко)

Яйца вареные, или омлет на пару (одно в день)

Супы овощные, с вермишелью, картофелем, морковкой, рисом, гречкой, можно добавить нарезанное кубиками куриное или индюшиное филе, или фрикадельки из нежирного мяса . Но не наваристые бульоны!

Отварное мясо (но не свинину, или жирную курицу), лучше говядину, куриное/индюшиное филе, кролик;

Тефтели, или паровые котлетки, но не из покупного фарша – в нём много жира!

Морскую рыбу (хек, минтай) отварную, или запеченную/приготовленную на пару

ДИАГНОСТИКА.

Если вы не можете уловить запах ацетона изо рта у ребёнка – используйте специальные тест-полоски на ацетон (они называются тест-полоски на определение кетоновых тел). Жаль, что 25 лет назад, когда у меня появился ребёнок, этих полосок не было. Они продаются в аптеках и определяют ацетон в моче.

Обратите внимание на срок годности полосок после вскрытия флакона и не используйте просроченные полоски. Можно использовать тест-полоски, которые одновременно определяют и сахар в моче, и ацетон (называются они тест-полоски для определения глюкозы и кетонов). Если натощак повышена и глюкоза и ацетон – вам срочно к врачу! Если только ацетон – у ребёнка ацетонемический синдром, описанный выше, и нужно дать глюкозу и позвонить врачу!

Не следует слишком сильно полагаться на тест-полоски, если есть симптомы.

Если ребёнок часто висит на руках, вялый, зевает, капризничает, 1 раз в день есть рвота - обращайтесь к врачу, ведь, даже, если тест-полоска ничего не показывает, это не означает, что ацетон в крови в норме. Положительная реакция тест-полоски на ацетон, которая соответствует одному "+" означает, что уровень ацетона в крови повышен в 200 раз! Отрицательная реакция может означать, что уровень ацетона повышен, но ниже, чем в 200 раз (то есть, в 150 раз, в 100 раз...)

ПРОФИЛАКТИКА.

Если у вашего ребёнка грипп, температура, или он устал, напрыгался – набегался - наплавался, или у него переизбыток впечатлений, или истерика – может быстро наступить нехватка энергии. Во всех этих ситуациях детям нужна глюкоза. Не ждите, пока появится запах ацетона изо рта, или, тем более, рвота! Давайте сладкое питьё - сок /чай с сахаром, ведь сахар - это глюкоза. Если ребёнок хочет сладкое – не отказывать!

Помните, при вирусных заболеваниях (грипп, ОРВИ), особенно с температурой, нужно много пить!

И тогда вы, чаще всего, не узнаете, что такое повышенный ацетон.

Ацетон может повышаться, если у ребёнка сахарный диабет. Но тогда повышается одновременно и сахар в моче.

Ацетонемический синдром может быть признаком и таких заболеваний, как сахарный диабет, тиреотоксикоз, инфекционный токсикоз, гемолитическая анемия, голодание и других. Поэтому, если ацетон повысился впервые, нужно определить уровень сахара в крови, сдать биохимический анализ крови, а при необходимости проконсультировать ребенка у гастроэнтеролога, детского эндокринолога.

Здоровья вам и вашим близким!

*************************************************************************************************************************

Другие мои отзывы, которые могут быть вам полезны:

Все мои отзывы на моей страничке Заходите, буду рада и отвечу на все ваши вопросы!

создана для того, чтбы объединить растущее число консультантов по детскому сну во всем мире, а так же для создания единого качественного стандарта обучения таких специалистов.

Цель организации — обеспечить родителей и медицинское сообщество надежными специалистами, которые обладают глубокими профессиональными знаниями и руководствуются жесткими этическими стандартами в своей работе.

Члены ассоциации постоянно повышают уровень своих знаний (это обязательное условия для ежегодного продления членства) в таких сверах как детская психология, педиатрическая диетология, специфика неврологического развития и других областях, прямо или косвенно влияющих на качество детского сна.

Основатели ассоциации Дебора Педрик и Ким Вест являются пионерами в разработке и внедрении методик по улучшению качества сна детей (а как результат, и их семей).

В своей работе они плотно сотрудничают с такими педиатрами-сомнологами известными во всем мире как Марк Вайсблат, Ричард Фербер и многими другими специалистами в узких областях. Вовлеченность медиков, психологов, антропологов, специалистов по грудному вскармливанию, редагогов, социальных работников в работу ассоциации помогают обеспечить эффекивные и безопасные методики для работы с первичными инсомниями различного происхождения у детей.

Общероссийская общественная организация РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО СОМНОЛОГОВ

Российское общество сомнологов создано для того, чтобы представлять интересы специалистов, работающих в области практической медицины сна в различных регионах России. Основной целью является организация доступной и высоквалифицированной сомнологической помощи населению на всей территории Российской Федерации. Президентом Ассоциации является заведующий отделением медицины сна, Заслуженный врач РФ, профессор, доктор медицинских наук Бузунов Роман Вячеславович.

Институт семейного сна, США

Наша миссия — обеспечить общество всесторонне образованными консультантами, которые бы помогли семьям организовать здоровый и полноценный сон для их детей. В штат института входят медицинские работники, психологи, специалисты по детскому развитию и воспитанию. Он устанавливает образовательный стандарт для работников индустрии и постоянно его повышает. Выпускники института не только успешные специалисты, их работа признана медицинскими сообществами педиатров мира.


Моя позиция по детсокму сну простая:все дети разные (характер, нервная система), условия бытовые у всех разные, материальное состояние у всех разное.Плюс особенности возраста, обстановка в семье и тд.

Главное - чтобы ВСЯ семья была счастлива.Чтобы все высыпались (а не "потерпим-ка года 3,а зачем тогда детей рожали". Дети - это счастье каждый день, а не попытка пережить этот день. Материнство - это часто работа, и вы все это прекрасно знаете:)
Логично предположить, что не совсем правильно планировать вид сна СС или своя кроватка (если у вас действительно есть выбор по Вашим обстоятельствам) до рождения. Мамы с 2мя и более детками меня поймут - они такие разные:) У прекрасно спящей самостоятельной сестры может появиться братик, которому необходимо только СС. И наоборот.

Однако сегодня хочу обратить ваше внимание именно на метод самостоятельного засыпания.
Как осознанный выбор родителей. Постараюсь ответить на вопрос: "почему у нас не получилось, мы же пробовали по методике". "Пробуют" обычно от стресса, недосыпа, понимания "предела", злости на "скакуна с сисей во рту ", укладываний по 2-3 часа. Пробуют резко и непоследовательно.

Как бы я хотела написать сообщение, которое увидят сразу ВСЕ, кому оно может пригодиться:)

Любое приучение к самостоятельному засыпанию - это РАБОТА.

Будь то Методы Фербера, Эстевиля, Моргенота (войти-выйти), мягкая Трейси Хогг (стоять рядом, вместе справляться), "бесслезная" Э.Пэнтли, Г.Эззо и Р.Букман с их "Тихой ночью" и сном под руководством родителей, Вайсблута и его "здоровым сном" - все это не волшебная палочка. Это система. Даже Серзы - сторонники укачивания и СС признают, что далеко не всем деткам нужен СС (до 4го ребенка они и не знали, что для некоторых малышей - это просто необходимость до определенного возраста). Серзы не спят со своими 8ю детьми в одной кровате - рано или поздно они переводят маськов в их собственное ложе, и тоже предлагают СИСТЕМУ!(постепенно отодвигать кровать и тд).

Именно поэтому люди писали книги, которые опираются на исследования в области детского сна. Именно поэтому описание непосредственно метода - это 5 страниц подробно, а 125стр в каждой книге - это особенности детского сна по возрастам, описание необходимости режима и ритуала,доказательства ВАЖНОСТИ полноценного здорового сна.

Основы этой системы, работы это:

МАМА - уверенная и НЕ нервная (уставшая)
ПАПА (если нужен) -разделяет убеждение, понимает, что происходит, момогает, поддерживает.
Ребенок, который обласкан днем, здоров.

0. Абсолютно здоровый ребенок и особенности его возраста (нет проблем с зубками, животом,в семье все без изменений, не планировать перелет,не перевозбуждать и тд)
1.Много любви днем
2. Контроль по суточной норме сна (чтобы не накопить усталость)
3. Режим сна (отход ко сну в одно время), режим дня (ранний лучше всего)
4. Режим еды
5. Сытость перед сном
6.Ритуал (ежедневная рутина перед сном со спокойным общением, песенкой, повторяющейся привычной сказкой - у каждого свой)
7.Отследить признаки усталости
8.Отследить биологические часы ребеночка (когда он хочет спать, а не когда вы его хотите уложить)
9.Уверенность мамы и согласие всей семьи действовать по плану. Это очень важно. Важно понять, что большинство малышей, с которыми мама проводит весь день (и мама знает, что они получают всю необходимую ласку в течение дня)вполне могут спать самостоятельно,без маминой помощи большую часть ночи (или всю ночь после года обычно).А ласку можно подарить папе, например.
Возможно, кто-то сейчас улыбается с возмущением. Но, знаете,огромное кол-во мам, таких ласковых и нежных с детьми, перестают вообще дарить ласку мужчинам (а они, как известно, тоже дети, пусть и самые понимающие).Нередко встречаются и примеры яркого детоцентризма в семье (в лучшем случае, папы спят в отдельных комнатах (а мамы с детьми), в худшем варианте - мужчина просто уходит из семьи (по причине отсутствия нормального СС мужженщинав том числе). Я думаю, вы тоже знаете подобные примеры.
10. Разнести по времени еду и сон. В амер лит-ре это называется - убрать ассоциации.
Построить режим: еда- игра - сон (а не еда-сон -игра)
11. Когда 10 пунктов работают, составить план:четкий и на все дни по одной из методик, подготовиться, продумать все варианты.
12.Быть гибким: если вы видите, что этот вариант вам не подходит, модифицировать его под своего ребенка, пробовать другие варианты.

В результате этой работы (2 нед - 1 мес)у нас (имея четкий план) есть все шансы, чтобы метод сработал.
в идеале:
- малыш знает свой распорядок дня, знает что за чем следует (режим)
- знает, когда начинается ритуал, скоро буду спать (ритуал)
- знает, что спать - это НЕ есть, это именно спать (еда-игра (чтение, песенки)-сон)
- знает он сыт (хорошо ужинаем)
- знает, что мама его понимает и помогает (укладываем по признакам засыпания)
и тд

В итоге остается просто заменить СПОСОБ зазыпания: с укачиваний на свою кроватку, например.
Будет протест, еще бы

Но.Все остальное для малыша привычно, просто мама меняет правила засыпания, мама знает, мама не паникует - уверенность передается малышу, значит, так надо.

При таких условиях и системе методы работают за 3, 5, 7, макс 9 дней.

Потом малыши засыпают сами за 3-5 мин, спят всю ночь не просыпаясь (те сами засыпают), а когда не хотят вдруг спят, лежат в кроватке, а потом засыпают.

У родителей есть свое время и личная жизнь!
happy end

пс. напомню, что я рассматривала систему самостоятельного засыпания как изначально выбранный родителями вариант.
замечу, что есть малыши,которым подходит только СС,грубой ошибкой родителей будет этого не заметить.

ппс. есть детки, которые без всяких методик отлично спят, есть, которые прекрасно спят с ГВ и на СС, но в этой статье речь не о них.

и последнее, но не по значимости: я веду сообщество, в котором в том числе огромное внимание уделяю СНУ, его полезности, особенностям,исследованиям в области сна, книгам по детскому сну и способах засыпания.
если кому-то нужна помощь или поддержка в этом важном вопросе - по возможности готова помочь
ссылку давать не буду, некоторым она известна, кому очень нужно, тот найдет по профилю:)

хорошего вечера и

Мало найдется семей с маленькими детьми, в которых один или оба родителя не страдали бы от недосыпания. Причем проблемы со сном ребенка возникают не только в связи с тем, что у него режутся зубки – симптомом прорезывания зубов действительно может стать временное нарушение сна. Но немало и таких детей, для которых сложности с засыпанием и просыпание до десятка раз за ночь являются постоянными.

Проблема, как научить ребенка спать, актуальна для многих родителей, и на ее решение часто уходит много сил. Между тем, практика показывает, что большинство родителей совершают одни и те же ошибки. Если исправить эти упущения, возможно, скоро сон малыша наладится сам, без использования дополнительных методов улучшения ночного сна ребенка.

Ошибка 1. Отсутствие привычного для малыша ритуала отхода ко сну

Вспомните, как ложитесь спать вы сами. Скорее всего, совершаете каждый день одни и те же действия, к примеру, принимаете душ, чистите зубы, надеваете пижаму, смотрите телевизор или читаете в постели книгу. Эти действия как бы являются сигналом организму, что ему пора готовиться ко сну. Точно такие же сигналы необходимы и малышу – ведь он пока не разбирается в часах, и о скором приближении тех или иных событий может догадаться только по определенным, повторяющимся действиям. Если сегодня малыш ложится спать сразу после купания, завтра – после еды, а послезавтра папа вдруг решает поиграть с ним перед сном в лошадку – о выработке привычки засыпать в одно и то же время говорить не приходится. Вот и наблюдают родители такой результат: сегодня ребенок засыпает чуть ли не в ванной во время купания, а завтра в то же время его невозможно уложить в постель никакими силами. Наличие ритуала перед сном – обязательное условие для любого ребенка, независимо от возраста.

Ошибка 2. Вы не обращаете внимания на сигналы, которые посылает вам ребенок

Детки, даже самые маленькие, всегда посылают родителям сигналы о том, что им пора спать, что они устали и нуждаются в покое. Наиболее распространенные среди таких сигналов:

  • Зевание
  • Потирание глазок
  • Снижение активности
  • Капризность
  • Потеря интереса к игре и окружающим
  • Плаксивость.

Появление этих симптомов свидетельствует о том, что, как говорит один из известных специалистов по детскому сну Ким Вест, у ребенка открылось «окно в сон». То есть период времени, в течение которого уложить его спать будет легче всего. Если это окно пропустить, в организме начинает вырабатываться повышенное количество гормона стресса кортизола, что приводит к чрезмерному возбуждению. Малыша, пропустившего свое «окно», уложить спать будет в два раза труднее.

Что делать, если время сна уже подошло, а подобных признаков, говорящих, что малыш готов ко сну, пока нет? Ким Вест советует уменьшить яркость света, приглушить звуки и заняться с ребенком спокойными видами деятельности. Вскоре сигналы не заставят себя ждать.

Ошибка 3. Создание «костылей» для сна

В западной практике обучения сну, «костылями» называется все, что родители используют для того, чтобы заставить ребенка заснуть. В качестве таких «костылей» применяются укачивание, кормление грудью, пение, поглаживание, и другие действия. По мнению Ким Вест, после возраста 3-4 месяца эти, в общем-то, невинные действия родителей новорожденного, пытающихся уложить малыша спать, становятся его «костылями», без которых он уже не в состоянии обойтись. Да, укачивать новорожденного кроху несложно и очень умильно. Но подумайте, будете ли вы чувствовать себя столь же комфортабельно, по 20-30 минут укачивая на руках увесистого годовалого карапуза?

«Костыли» - это вовсе не плохое или неправильное поведение родителей. Однако подобные привычки могут превратиться в проблему, если малыш попадет от них в зависимость, и не научится засыпать без них. И каждый раз, когда он будет просыпаться ночью, он будет требовать привычного успокоения снова и снова.

Как же избавиться от «костылей»? Специалисты рекомендуют устранять не сами привычки, а зависимость от них. То есть необходимо разорвать ассоциацию их со сном, к примеру, многие дети ассоциируют со сном грудное кормление. Чтобы это сделать, их нужно просто разнести по времени. То есть, если вы кормите грудью малыша перед сном, прекращайте кормить его раньше, чем он заснет. И начните класть его в кровать не спящего, а сонного, но еще бодрствующего. Лучше всего этот способ работает, если начинать его использовать в возрасте 6-8 недель. Ребенок в этом возрасте может гораздо легче научиться обходиться без «костылей», и сам себя успокаивать, когда проснется ночью. Разумеется, ночных кормлений никто не отменял, и если ребенок просыпается в то время, когда ему пора есть, его нужно покормить. Но, опять-таки, постараться положить в кровать, пока он еще полностью не заснул.

Ошибка 4. Слишком ранний переход от колыбели к кровати

По мнению специалистов, это одна из наиболее распространенных ошибок родителей, приводящая затем к решению проблемы, как научить ребенка спать, но уже в своей «взрослой» кровати. Основное правило здесь – не перекладывать ребенка из его первой кроватки во «взрослую» кровать до тех пор, пока он не научится сам перелазить через перила своей кроватки. С этого времени пребывание в ней становится уже просто опасным для малыша. Считается, что ребенок вполне может спать в своей первой кровати, пока ему не исполнится два года, а то и больше. Высокие перила являются отличным подспорьем родителей в период, когда малыш еще не способен выполнять вербальные команды. Иначе с проблемой, когда ребенок не хочет спать ночью, будет очень сложно справиться: он будет просто вставать с кровати. Когда ребенок уже будет способен понять, что, будучи уложенным, он должен оставаться в постели всю ночь, тогда можно смело перекладывать его из колыбели в обычную кровать.

Ошибка 5. Ребенок спит где придется

Никто не говорит о том, что родители должны полностью стать рабами детского расписания, и не позволять себе ни на шаг от него отступить. Но не стоит впадать и в другую крайность. У многих родителей получается так, что малыш засыпает то в коляске, то в машине, то у них на руках по дороге домой из гостей, то в детском стульчике. Специалистами доказано: заснув не в своей кроватке или «на ходу», малыш не получает полноценный отдых. Движение поддерживает мозг в состоянии не глубокого, а легкого сна, и малыш не может заснуть крепко. Чтобы у ребенка формировались здоровые привычки, связанные со сном, у него должно быть постоянное место, где он будет спать днем и в течение ночи. Отступления от этого правила могут допускаться только в исключительных случаях. Все свои дела вне дома постарайтесь все же решить в промежутках между снами малыша. Или позаботьтесь о том, чтобы с малышом остался папа, бабушка или няня. Это еще одно важное правило, о котором обязательно нужно помнить тем, кто хочет научить ребенка спать.

Ошибка 6. Отсутствие расписания сна

Постоянство – это ключевое слово во всем, чему бы вы ни хотели научить ребенка, будь то задача, как научить ребенка сидеть, или желание научить спать всю ночь. Дети нуждаются в регулярных дневных и ночных снах, ведь от нормального расписания сна зависит не только самочувствие ребенка, но и процессы выработки гормонов в его организме. Предсказуемость позволяет ребенку чувствовать себя защищенным, тогда как любые неожиданности выбивают его из колеи и могут стать причиной стресса. Расписание сна очень важно для того, чтобы установились внутренние биологические часы малыша. В последние годы много говорилось о том, что ежегодные смены времени с летнее на зимнее и наоборот могут нанести вред организму человека. А ведь отсутствие установленного расписания сна делает то же самое с ребенком – только не раз в год, а каждый день. Сложности с укладыванием малыша спать и постоянные пробуждения в течение ночи могут стать как раз результатом отсутствия такого расписания. Или попыток родителей подстроить это расписание под свои нужды. К примеру, малыша укладывают в постель, когда он еще не хочет спать, или, наоборот, слишком поздно, когда он уже перевозбужден от усталости.

Конечно, пространство для определенной гибкости есть всегда, да и малыш не робот, чтобы отключаться каждый день в одно и то же время. Иногда он будет спать чуть меньше, а иногда чуть дольше. Но в любом случае, расписание сна должно быть основано на тех сигналах, которые опытная мама может распознать у малыша, желающего спать, и в зависимости от этого, составить режим сна ребенка.

Ошибка 7. Оставлять ребенка не спать допоздна, рассчитывая на то, что он дольше проспит утром

Может показаться, что идея уложить малыша попозже, чтобы он дал вам утром поспать подольше, вовсе не так уж плоха. Однако, полагая так, мы ориентируемся на собственный опыт, ведь когда мы ложимся поздно, то и утром хотели бы поспать больше. К сожалению, с маленькими детьми такой принцип не срабатывает. И даже будучи уложенным позже, чем обычно, грудной ребенок плохо спит ночью и просыпается утром не позже, а даже раньше. Уже в возрасте нескольких месяцев у малышей начинают работать внутренние часы. И они обычно будят его в одно и то же время, независимо от того, когда он лег вечером. Таким образом, оттягивая момент укладывания малыша, мы лишаем его драгоценного времени сна. А на следующий день ребенок, скорее всего, будет слишком уставшим и весь день будет капризничать. Может показаться парадоксальным, но если ваш малыш встает каждое утро слишком рано, к примеру, в 6 часов (подъем в 7 утра не считается ранним временем), то, возможно, стоит укладывать его вечером на полчаса или даже на час раньше.

Ошибка 8. Родители меняют свои требования ко сну ребенка посреди ночи

Очень часто, когда грудной ребенок плохо спит ночью, и в очередной раз будит своим плачем маму, сложно бывает придерживаться тех решений, которые были твердо приняты накануне днем. По мнению специалистов в области детского сна, одна из самых больших ошибок, которые при этом совершаются – вынужденный совместный сон. То есть когда мама пытается пойти по пути наименьшего сопротивления и берет малыша к себе в постель, хотя вовсе не намеревалась практиковать совместный сон с грудничком. Да, есть семьи, где такое решение принимается осознанно, но не о них сейчас речь. А о тех, кто кладет ребенка к себе в постель потому, что иначе не в состоянии уложить его спать. Это один из самых опасных «костылей», от которого с течением времени очень сложно избавиться.

Другая распространенная ошибка – отступать от принятых решений, пытаясь наладить сон грудного ребенка и научить его спать самостоятельно. К примеру, родители сначала пытаются отучить ребенка от нежелательных привычек, связанных с засыпанием, к примеру, от засыпания с грудью. Полные твердого намерения, они после кормления кладут в кровать еще бодрствующего малыша. Конечно, он будет возмущен таким нарушением привычной для него рутины, и начнет плакать. Если родители твердо решили, что засыпание с грудью больше недопустимо, они должны придерживаться принятого решения. К плачущему ребенку можно периодически подходить – но нельзя после 30 минут плача брать его на руки, привычно устраивать на груди и ждать, пока он заснет, как и раньше. Подобным поведением вы учите его только одному: если он будет плакать достаточно долго, он получит все, чего пытался добиться.

Если вы ощущаете, что вам сложно придерживаться принятых решений, попросите помощи других членов семьи. К примеру, после того, как малыш покушал грудь, дальше его укладывает папа. Возможно, ему будет легче справиться с плачем ребенка, тем более, что с каждым днем малыш будет плакать все меньше, привыкая к новому порядку.

Ошибка 9. Родители не могут договориться между собой

Если в семье принимается решение начать работать над сном ребенка, родители должны быть уверены, что они оба разделяют это решение. И готовы придерживаться выбранной тактики, будь то попытки уложить ребенка спать без слез или использование метода Фербера. Но поведение их обоих должно быть последовательным и не противоречащим друг другу. Ситуации, когда мама решает, что пора ребенку научиться спать самостоятельно, и оставляет его одного в комнате на какое-то время, а папа не хочет слушать плач малыша и решает, что его лучше снова укачать – недопустимы. Они только еще больше запутывают малыша, который не может понять, чего же от него хотят.

Ошибка 10. Не довести дело до конца

Если ваш грудной ребенок плохо спит ночью, и вы хотите научить его засыпать самостоятельно, будьте готовы к тому, что это займет определенное время. Как правило, последовательно придерживаясь определенного метода в течение недели, вы уже сможете заметить существенные улучшения, а то и вовсе решить проблему сна малыша. За две недели большинство детей научаются засыпать самостоятельно, и почти не просыпаться ночью. Но в течение этой недели или двух родители должны неукоснительно придерживаться принятого решения. В таком деле, как обучение ребенка сну, не стоит ожидать мгновенных результатов. Будьте реалистами, и приготовьтесь к тому, что неделя, две, а возможно, и три, будут не самыми легкими. Зато потом вся семья сможет наслаждаться отличным сном. Не стоит полагать, что режим сна малыша наладится сам. Скорее всего, проблема останется с вами на долгие месяцы, а то и годы, если вы не примете мер по ее решению. Но, раз выбрав метод обучения сну, придерживайтесь его хотя бы в течение 2 недель, не отступая ни на шаг. Только в этом случае при решении проблемы, как научить ребенка спать, можно ожидать выраженных и устойчивых результатов.

Вопрос: Сегодня существуют консультанты по детскому сну, задача которых - помочь родителям решить проблемы сна у маленьких детей. Основоположница мягкого приучения ко сну Ким Вест предлагает обучать начиная только с 6 месяцев. Однако отучение от укачивания, засыпания у груди и так далее все равно происходит со слезами. В связи с этим возникает вопрос: может ли такое обучение повлиять на привязанность ребенка к родителю и на его психоэмоциональное состояние?

Ответ:

Представители этой достаточно новой профессии действительно помогают родителям справляться с проблемами детского сна, стремятся помочь детям, да и их уставшим родителям спать лучше. И их подходы так же отличаются, как отличается адаптационный (естественный уход за ребенком) и так называемый традиционный (общепринятый) - как подход развития и поведенческий.

Так и в науке коррекции детского сна существует 8 различных подходов. Есть самые радикальные: когда ребенка оставляют одного до утра без надежды на воссоединение, есть метод контролируемого плача, а есть подход принципа преемственности, где уважается зависимость ребенка от взрослого, привязанность ребенка ко взрослому, контакт и близость.

Консультанты по сну, которые придерживаются подхода привязанности, учитывают потребности малышей и не применяют эмоциональное и физическое разделение со взрослым в пользу зависимости от предметов-заменителей.

Они подскажут, как организовать ритмы сна и бодрствования согласно возрасту, как увидеть, где слишком много стимуляции и создать более благоприятные условия и привычки сна ребенка, к которым относятся в первую очередь физический контакт со взрослым, включающий или нет грудное вскармливание. Помогут увидеть признаки чувствительности, причины повышенной тревоги, мешающие расслаблению. Расскажут, как напитать ребенка теплом и любовью до укладывания, чтобы его меньше беспокоил голод привязанности, если мама отлучается днем, и меньше тревожила разлука с ней на сон, ведь даже в уюте родительской постели ребенок именно так его воспринимает.

Консультанты по сну, которые придерживаются конвенционального подхода, действительно предлагают в короткие сроки приучить ребенка засыпать самостоятельно, не просыпаться всю ночь и спать в отдельной комнате. Одни советуют после ритуала отхода ко сну закрывать дверь в детскую и открывать ее только утром, вне зависимости от того, кричит ребенок или нет. Другие рекомендуют находиться в одной комнате с ребенком, но не смотреть ему в глаза и не реагировать на плач и просьбы о контакте.

Третьи обещают, что ребенок плакать не будет, и считают свой подход мягким, но грудное вскармливание и привычка засыпать на руках или рядом со взрослым в данном мероприятии будут серьезными помехами. Поэтому консультанты этого направления подталкивают маму к ограничению контакта в момент засыпания и к сокращению или прекращению ночных кормлений. Наиболее лояльные из них настаивают на разграничении прикладывания к груди и самого засыпания, а ночные прикладывания просят взять под контроль и кормить регламентировано.

Стандартная конвенциональная программа коррекции сна - приучить ребенка не нуждаться в родителе в момент засыпания и при пробуждении среди ночи. Создаются новые привычки сна, в которых отсутствует прямой контакт с ребенком. В свою очередь вводятся ритуалы, помогающие ребенку успокаиваться самостоятельно. Сценарий программы выглядит примерно так:

  • Плачет больше трех минут? Надо подойти, погладить, похлопать, успокоить, но на руки не брать.
  • Продолжает плакать? Можно взять на руки, но ненадолго, и лучше поскорее положить обратно, таким образом приучая к тому, что на руки в случае плача не берем. Успокаиваем ребенка, лежащего в кроватке.
  • Не плачет, а играет, гулит, скачет по кроватке? Ждем пять минут и лишь потом заходим. Необходимо снова настойчиво уложить, погладить, похлопать. Можно положить руку, но на руки не брать, в глаза не смотреть, не заигрывать, пресекая любой шанс физической близости и возможность получить приглашение от родителя.

Любопытно, что даже состав молока подтверждает нелогичность ограничения в прикладываниях, т. к. размеренные посасывания груди напрямую влияют на гормоны, отвечающие за расслабление, засыпание. Тесные объятия перед сном, когда рука мамы, подобно кокону, словно оберегает тельце малыша, тепло тела взрослого, его дыхание рядом также расслабляют ребенка, обеспечивая ему чувство безопасности.

Эти привычки сна продуманы природой и являются потребностями малыша. Но конвенциональный консультант в первую очередь порекомендует маме разграничить прикладывание и засыпание, и таким образом сломать телесную зависимость: на руки или к себе в постель не берем, кладем в кроватку и гладим.

Может ли такая программа коррекции сна повлиять на привязанность? Да. Чаще всего она выстроена именно так, чтобы на нее и влиять, приводя ребенка к тому состоянию, когда привязанность к родителю не будет мешать.

Ведь зависимость и потребность в близости со взрослым - в этом случае помеха заветному сну, равно как и привычка сосать грудь во время засыпания и среди ночи. Таким образом, потребность малыша в физическом контакте игнорируется, и он, если и получает ответ на нее, то не тот или не в том объеме, который ему необходим, параллельно перенося ее на предмет-заменитель.

Также оставляется без внимания потребность ребенка в прикладывании по требованию, в том числе и во время сна, при том, что она обусловлена и физически, и эмоционально (за исключением случаев, если младенец старше трех месяцев плохо набирает вес).

Ребенка, пусть и постепенно, но лишают существовать в жизни родителя, ночью в том числе, приглашения доверять, следовать и принимать заботу - они принимают другую форму, идущую вразрез с ожиданиями малыша.

Постепенно он привыкает к тому, что мама не берет его на руки, что сидит далеко от него, повернувшись боком или спиной, что кормит, не прижав к себе в своей постели, а за полчаса до сна, в другой комнате. При этом днем мама может быть нежна, заботлива и щедра на объятия, вместо которых вечером предлагает похлопывание, а вместо себя - одеяльце.

Это влияет на чувство безопасности, на способность полагаться и искать ответа.

  • Как следствие, ребенок чаще всего возводит определенные защиты, чтобы не испытывать невыносимые для себя страдания, уходит в отчуждение от родителя, перепривязывается к предмету заменителю.
  • У кого то обостряется проблемное поведение, увеличиваются агрессивные импульсы в дневное время.
  • Кого-то жажда близости и отсутствие ожидаемой заботы ночью приводит к сильнейшей тревоге, к активизации стремления к близости, и ребенок днем становится навязчиво липучим, капризным и тревожным.
  • У кого-то развиваются хронические формы , к предмету заменителю, которые отражаются на отношениях с взрослым днем.

Защиты влияют на эмоциональное развитие ребенка, перепривязанность и отчуждение лишают родителя способности влиять на ребенка и приводить его в точку покоя, что по умолчанию важно для развития.

Стоит отметить, что не всегда это настолько фатально, и некоторые дети внешне выглядят вполне благополучными. И я допускаю, что это не только внешнее впечатление. может быть вдоволь днем, напитывания контактом в рамках ритуала укладывания и явной вовлеченности родителя может хватать некоторым детям, чтобы компенсировать им ночь в одиночестве. Либо адаптивность ребенка может быть так высока, что новые, суррогатные привычки сна приживаются, ночи пролетают незаметно, не ударив по глубине зависимости от родителя и эмоциональному здоровью.

Дети все разные, и по-разному проявляют себя, когда сон становится проблемой, поэтому не стоит опираться на то, что все обойдется и пройдет само собой, если не спите ни он, ни вы.

Лучше возьмите в расчет то, что развивающийся мозг ребенка полагается на заботу взрослого и на непрерывность связи в их отношениях. По крайней мере, в ту незрелую пору, когда кроме физической близости, ребенок мало за что может держаться, даже если речь идет о сне.

«Ребенка надо научить спать» - это лозунг любого учреждения, обучающего конвенциональных специалистов по коррекции сна. Но ребенка не надо учить спать, как не надо учить сосать грудь или испражняться. Ему, конечно, нужно помочь приложиться к груди, и хорошо бы помочь сходить в туалет, т. к. спазмы сфинктеров его пугают и тормозят, но с мамиными подсказками при высаживании это делается легко и не кажется страшным.

Точно так же со сном. Мучиться самому и наблюдать страдания ребенка, связанные с , совсем необязательно. Помочь малышу спать лучше, а заодно и себе, несомненно, стоит, но учить ребенка спать необходимости нет. Он рождается с этим умением, равно как и с инстинктом доверять, следовать, падать в привязанность и расслабляться в объятиях взрослого. Последнее важно как раз для ритмов его сна, для его способности расслабляться и засыпать, для его психоэмоционального развития.

Из вышесказанного следует, что ребенку нужно помочь довериться маме, которая знает о его потребностях, а маме следует полагаться на естественные, просчитанные природой привычки сна. Укрепить их, развить и сделать своими помощниками.

Тогда укладывание будет не изматывающей рутиной, а проявлением любви, моментом близости и заботы, способом дать понять ребенку, что взрослый является ответом на его потребности.

Как следствие, сон поправится сам, поскольку ребенку не нужно будет беспокоиться, рядом ли мама, ведь качество и количество сна ребенка напрямую связано с качеством и количеством близости с заботливым взрослым.

А что касается консультантов, то как дети все разные, так и специалисты по сну разные. Одни способны разрушить ваше представление о нежной связи, другие помогут расцвести и окрепнуть ей, что неизбежно принесет вам спокойные благостные ночи: и вам, и вашим детям.



Новое на сайте

>

Самое популярное