Домой Офтальмология Что нужно для того, чтобы ребенок полюбил читать.

Что нужно для того, чтобы ребенок полюбил читать.

Исследования показали, что то, как быстро ребенок научится читать и полюбит ли он чтение, зависит от того, сколько его родители читали ему в детстве.

Детям, которые показывают хорошие результаты в чтении, а главное, проявляют интерес к книгам, в детстве родители читали минимум 10 минут в день.

Некоторые малыши даже сами учатся читать, когда им кто-то читает вслух. Они просто смотрят на текст и запоминают начертание слов и их звучание. Эти дети – прирожденные чтецы, и такое встречается довольно редко. Такие малыши, как правило, умеют читать уже в возрасте 3 лет. Основной же массе ребят научиться читать довольно сложно и могут потребоваться годы, чтобы они полюбили чтение.

Как же привить ребенку любовь к чтению?

Всем известно, что легче всего ребенок берет пример с того, кого любит. Лучший способ показать малышу, что вы его любите — проводить с ним свое свободное время. Замечательная возможность провести с пользой время с ребенком – почитать ему.

Мудрые родители читают малышу каждый день, и это очень хорошая традиция. Порой эта традиция сохраняется долгие годы и переходит из поколения в поколение. Некоторые пожилые супружеские пары продолжают читать друг другу вслух перед сном – дети выросли и разъехались, а привычка осталась.

Если родители читают малышу каждый день, обсуждают прочитанное, он получает от процесса чтения положительные эмоции, понимает, что чтение – это познавательно и увлекательно. Сначала мы читаем ребенку вслух, потом он осознает, что может читать сам и самостоятельно узнавать что-то новое и интересное.

Какие книги читать ребенку?

  • Читаете ему разные книги: стихи, сказки, рассказы, былины, поэмы, басни, мифы… Всё, что вы думаете, может ему понравится и окажется для него полезным.
  • Читайте ему то, что он выберет сам. Ходите вместе в библиотеку или книжный магазин и поощряйте самостоятельный выбор.
  • Спрашивайте совета у воспитателя, учителя или библиотекаря.
  • Пробуйте заинтересовать ребенка книгами, которые нравились вам, когда вы были в его возрасте. Не бойтесь купить малышу книгу, которая кажется слишком «взрослой» для него – однажды он её прочитает.
  • Обязательно читайте книги, в которых описывается, как всё устроено. Такие рассказы очень полезны, особенно мальчикам.
  • Ребенок задает много вопросов? Предложите почитать энциклопедии или справочники.

Постарайтесь ежедневно отводить время для чтения вслух. Читайте только тогда, когда вы оба можете полностью уделить внимание книге.

Когда вы читаете ребенку, устраивайтесь поудобнее – на кровати, на диване, на ковре на полу. Старайтесь читать с выражением, голоса персонажей должны звучать по-разному. Полезно время от времени останавливаться и просить малыша угадать, что может произойти дальше.

Один из способов привить ребенку интерес к чтению – это обсуждать с ним прочитанное .

Какие вопросы следует задавать по прочитанной книге?

Хорошая основа, которая побуждает работу мысли и на которой можно построить множество новых вопросов – это вопросы Киплинга .

Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг, -
Всё знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему ,
Кто , Что , Когда и Где .

Вот примерный список вопросов, которые вы можете задавать ребенку о любом прочитанном тексте: сказке или рассказе, статье в журнале или книге. Постепенно он приучиться задавать их себе самостоятельно.

ЧТО?

  • Что это за история, о чём?
  • Что произошло?
  • Что говорили (думали, чувствовали) герои?
  • Что они думали о будущем?
  • На что они надеялись?
  • Что могло бы (должно или не должно было) произойти?

КОГДА?

  • Как давно это было?
  • Когда это произошло?
  • Что случилось до этого?
  • Что произошло дальше?
  • Что означает: «Когда-то», «Давным-давно»?

ГДЕ?

  • Где это случилось?
  • Можешь себе представить это место?
  • Это реальное или придуманное место?
  • Где еще это могло происходить?

КТО?

  • Кто это написал?
  • Как ты думаешь, кто здесь главный герой?
  • Кто помогал главному герою?
  • Кто мешал ему и почему?
  • Кто здесь может служить положительным примером?

КАК?

  • Как это началось?
  • Как это случилось?
  • Как это закончилось?
  • Как это могло бы закончиться?
  • Как бы ты закончил эту историю?

ПОЧЕМУ?

  • Зачем автор написал это произведение?
  • Почему всё случилось именно так?
  • Кто рассказывает нам эту историю и почему?
  • Зачем её читать?

Только поговорив о прочитанном, вы сможете выяснить, действительно ли ребенок понял произведение. Это очень важно, так как если малыш не понимает чего-то, он теряет к этому интерес.

Мы, взрослые, принимаем чтение как должное. Для ребенка же чтение – не простой процесс, его разум постоянно работает, пытаясь разобраться в прочитанном. Ему необходима наша помощь, чтобы понять, что стоит за печатным словом, на что стоит обращать внимание, что ему со всем этим делать.

Приучайте с самого раннего возраста, что чтение - это способ получить удовольствие. А для этого - пусть как можно чаще ребенок видит Вас читающими. К сожалению, современные технологии постепенно вытесняют бумажные книги и поощряют любителей чтения использовать электронные носители или читать онлайн. Однако, для ребенка лучше использовать чтение бумажных книг.
Мой 3-х летний приемный сын Ваня каждый вечер перед сном наблюдал меня с книгой в руках. Интересовался, о чем я читаю и интересно ли мне. Я на доступном для малыша языке открывала для него мир взрослых книг. Сын с умным видом стал приносить по вечерам детские книжки, и мы вместе «читали»: он свою книгу, я свою. Он именно так и говорил: «Я читаю книгу». А после у него появилась любимая книга, читать которую он просил меня перед сном.
Вскоре чтение по вечерам с малышами стало для нас традицией.
Вечерняя сказка как нельзя лучше подходит для формирования у ребенка чувства безопасности: мама и папа рядом, все в порядке, могу спокойно ложиться спать. Ребенок расслабляется и, «подготовленный ко сну», идет в кроватку.

Если малыш (до 5 лет) не хочет слушать сказку, то лучше не настаивать. Книга не должна ассоциироваться с неприятными впечатлениями от «давящих» родителей. Любым давлением можно отбить навсегда желание читать. Дети из нашего детского сада отказывались слушать сказку, когда им хотелось побегать и поиграть, зато с огромным удовольствием погружались в мир книг после дневного сна. Ищите время, когда Ваш малыш будет восприимчивым к чтению.

Сказка для ребенка - это погружение в новый, неизведанный мир. Плохих сказок так же много, как и хороших. Поэтому будьте избирательны! Читайте разные сказки, ищите, что больше по душе Вашему малышу. Мне, например, нравятся сказки Г.Х. Андерсена, сказки в стихах А.С. Пушкина, Н.Н. Носова «Незнайка», произведения П.П. Бажова, выборочно русские народные сказки, сказки народов мира.

До 5 лет у детей, как правило, слабо развита волевая сфера, и им сложно более 15 минут сосредоточено слушать. Поэтому читайте выразительно, не торопясь, выделяйте голосом автора и героев. Замирайте, рычите, пищите, громко кричите - творите! Обязательно добавляйте для выразительности жесты. Это помогает обратить внимание ребенка на Вас. Понаблюдайте, как долго ребенок может внимательно слушать сказку - начал ерзать, смотреть по сторонам - заканчивайте чтение или укоротите сказку, не перегружайте сознание малыша. Если Вы уже почти закончили читать, то предложите дослушать сказку. Переключайте внимание ребенка вопросами о том, что Вы читаете: «А что же сейчас произошло с принцессой? Как ты думаешь, почему она так поступила? А чтобы на ее месте сделал ты?» и.т.д.

Выбирайте книги с красивыми иллюстрациями. Смотрите на книги, которые покупаете, глазами ребенка - спокойные тона, понятные герои. Рисунков на одной странице не должно быть много, иначе сознание ребенка, цепляясь за детали, не сможет уловить сути. Из моего детства я помню книгу, к которой я боялась подходить. Художник изобразил такого страшного волка, что я прижималась к маме, боясь, что он прыгнет на меня.

Рассматривайте фотографии (настоящие фотографии) и придумывайте истории вместе с ребенком, используя в речи определения, описывающие происходящее на фотографии. Легче всего начать с фотографий животного мира или природы. Можно задавать ребенку наводящие вопросы: «Какое это животное? Какими качествами оно обладает? Давай придумаем про него интересную историю?» и.т.д. Потом усложняйте: используйте фотографии с сюжетом, с большим количеством деталей, с двумя-тремя персонажами.

Описание и придумывание историй помогает развить речь и фантазию ребенка, расширить словарный запас, почувствовать себя создателем сказки.

Почитайте с ребенком книгу детских стихов. Дополнительный интерес ребенка привлекут весёлые рифмы. Небольшой стих ребенок сможет легко запомнить наизусть после нескольких прочтений.

А вот как получилось увлечь книгой моих старших:

Совместное чтение книги:

У моих старших приемных детей (Лиза, 13-ти и Артем, 14-ти лет) были сложности с чтением книг. Один ребенок притворялся, что читает, а другой, из-за сильного отставания, читал почти по слогам.

Своими силами они эти трудности преодолеть не могли. Надо было втянуть их в процесс, сделав его легким, коллективным и увлекательным…

Для этого мы всей семьей начали читать «Мастера и Маргариту» М.А. Булгакова. У каждого в руках было по экземпляру, чтобы они следили за текстом, когда читали взрослые. Определяли по желанию, кто будет читать за автора, кто - за героя. Читали выразительно, эмоционально. Поскольку мы с мужем читали книгу раньше, то сложные эпизоды мы просто пересказывали. Дети привыкали не стесняться уточнять смысл незнакомых слов. После прочтения нескольких глав смотрели фильм. Ребята комментировали просмотр и искренне недоумевали, если в фильме не было эпизодов, которые стали любимыми. Ребята признались, что читать - гораздо интереснее, чем смотреть фильм.
Лиза сказала: «Когда я читаю книгу, я сама в своей голове рисую целый мир, яркий, интересный. Фильм после этого кажется сухим и бесцветным, а актеры не всегда играют точно» .
Так в первый раз дети получили удовольствие от чтения. Вся семья была «в теме», поэтому часто за столом во время ужина обсуждали хитросплетения сюжета, поведение героев, запомнившиеся моменты.

После Лиза, «войдя в возраст», заинтересовалась темой любви. Мне удалось направить ее интерес к книгам, чтобы удержать от практических экспериментов. Первое, что я дала ей, были стихи о любви поэтов Золотого и Серебряного века: А.С. Пушкина, М.С. Лермонтова, И.Ф. Анненского, А.А. Ахматовой, А.А. Блока, М.И. Цветаевой, О.Э. Мандельштама, выборочно С.А. Есенина. Заодно Лиза с интересом изучила военную лирику и лирику Е.А. Евтушенко. Потом я предложила прочитать вместе «Последнюю поэму» Р. Тагора. Читали вслух, обсуждали. Поскольку произведение талантливое, то вызвало большой эмоциональный отклик. Лиза побежала за подругами, и мы продолжили чтение вместе. Они завели тетради, в которые выписывали фразы из книги и особенно полюбившиеся стихотворения.

Я предлагала ей книги, помогающие понять и разобраться в собственных чувствах, используя чужой опыт. На этой волне интереса к тонким человеческим чувствам были легко освоены и произведения школьной программы: «Вишневый сад», «Дама с собачкой» (А.П. Чехов), «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин), «Гранатовый браслет» (А.И.Куприн). Много размышлений вызвал старый зарубежный бестселлер «Анжелика» (А. и С. Голон).
Теперь, зная, какие образы заложены у моей дочери, мне легче поднимать и обсуждать тему отношений с мальчиками и вопросы, возникающие в подростковом возрасте. В наших отношениях появилось больше доверия и искренности.

Благодаря совместному чтению у нас в семье стали появляться общие традиции и ритуалы. Когда мы с мужем пикируемся цитатами из любимых книг, дети особенно радуются, когда понимают, из какого это произведения и какой смысл несет шутка. Радостно шутят в ответ.

Что делать, если ребенку неинтересно то, что он читает?

А какие у Вашего ребенка интересы и уровень подготовки? Если книги, которые Вы даете ребенку, не интересны, то это может быть по двум причинам: Вы дали сложную книгу или у ребенка слабо развита волевая сфера.
Можно начать с легких и интересных рассказов, постепенно усложняя материал. В рассказах для начала должно быть немного действующих лиц, их поступки должны быть логичны и понятны для ребенка.
Тем, кто постарше, советую рассказы А.П. Чехова, И.А. Бунина , они дают возможность ОТОЖДЕСТВИТЬСЯ с героем или ситуацией.
Ребенку, который никогда не брал книжку в руки, не логично давать вашу любимую «Войну и мир» Л.Н. Толстого. Он не оценит того, что видите в этой книге Вы.
Потом, когда вы увидите, что он уже сам вошел во вкус, можно дать свободу выбора. Если он увлечен путешествиями, то рекомендую книги для совместного прочтения: - «Дети капитана Гранта» Ж.Г. Верна «Затерянный мир» А.К. Дойля.
С Лизой мы начинали с легких юмористических рассказов А.П. Чехова . Читали, комментировали, обсуждали. После она самостоятельно с увлечением прочитала всю книгу и просила подобрать что- нибудь столь же занятное. Я предложила ей «Звездные дневники Иона Тихого» С. Лема, «Кысь» Т.Н. Толстой.

Я вдохновляю и увлекаю детей книгами, которые читаю сама.

Во время чтения я делюсь своими впечатлениями от прочитанного, читаю с выражением понравившиеся отрывки. Благодаря этому у старших детей появился список книг, которые они хотели бы прочесть в будущем.

  • Важно вместе с ребенком определить точное время для чтения. Например, час после обеда или перед сном. Так вы постепенно сможете создать у ребенка привычку читать каждый день.
  • Пусть чтение проходит в уютной для ребенка обстановке. Посадите его в удобное кресло с подушками, укройте пледом. Можно приготовить чай, зажечь свечу.

Будет здорово, если чтение из нудной необходимости превратится в праздник, в таинственный ритуал.

Дмитрий Морозов

«Для меня чтение - это способ прожить несколько жизней, опробовать разные пути, набрать лучшего материала для выстраивания Образа мира, соответствующего задачам самосовершенствования личности».
Всемирно известная писательница Урсула ЛеГуин высказала в недавнем интервью взгляды, которые совпали с нашими принципами педагогики:
«Дисциплинировать что-либо - в правильном понимании этого слова - означает не подавлять, а воспитывать: поощрять рост, и действие, и плодоношение, будь то персиковое дерево или человеческий разум. Я думаю, что огромное большинство американцев обучено обратному. Их выучили подавлять свое воображение, отказываться от него как от чего-то детского или женоподобного, нерентабельного и, возможно, грешного.
Они научились бояться воображения, но их никогда не учили его дисциплинировать. Впрочем, сомневаюсь, что воображение может быть подавлено. Если его с корнем вырвать у ребенка, из ребенка вырастет овощ. H о если воображение отвергать и презирать, оно одичает и ослабнет, деформируется. В лучшем случае человек с таким воображением станет просто эгоцентричным мечтателем, в худшем - будет принимать желаемое за действительное, а это весьма опасное занятие, если предаваться ему всерьез.
В чем же тогда польза воображения? Мне кажется, происходит ужасная вещь: трудолюбивый, честный, уважаемый гражданин, вполне взрослый и даже образованный человек боится драконов, страшится хоббитов и досмерти пугается фей. Это забавно, но в то же врем внушает страх. Что-то здесь не так. Я не знаю, что можно с этим поделать, кроме как постараться дать честный ответ на вопрос такого человека, хотя этот вопрос часто задается самым агрессивным и высокомерным тоном: "Какая польза от всего этого? Драконы, и хоббиты, и маленькие зеленые человечки - какой от них толк?" Самый правдивый ответ, к сожалению, этот человек даже не станет слушать. Просто не услышит. А самый правдивый ответ таков: "Польза в том, чтобы дать вам радость и наслаждение". "У меня на это нет времени", - отвечает он, заглатывая таблетку от язвы и торопясь на поле для гольфа. Тогда попробуем достаточно близкий к правдивому ответ. Скорее всего, он будет принят ненамного лучше, но звучит так: "Польза художественной литературы в том, что она помогает вам лучше понять ваш мир, ваших товарищей, ваши собственные чувства и собственную судьбу". Боюсь, он возразит: "В прошлом году я получил прибавку к зарплате, я в состоянии дать своей семье все самое лучшее, у нас два автомобиля и цветной телевизор последней модели. Я и так все понимаю в этом мире! " И он прав, неоспоримо прав - если это то, чего он хочет, и все, чего он хочет. Читая о препятствиях, которые преодолевает хоббит, чтобы бросить зловещее волшебное кольцо в жерло придуманного автором вулкана, вы приобретаете то, что имеет мало общего с вашим социальным статусом, или материальным благополучием, или доходами. Я убеждена, что зрелость - не перерастание, а рост; что взрослый - не умерший ребенок, а ребенок выживший. Я убеждена, что все лучшие способности взрослого человека существуют в ребенке и что если эти способности поощрять в юности, то они прекрасно и мудро проявляются во взрослом человеке, но, если их подавлять и отвергать в ребенке, они останавливаются и человек вырастает калекой.
И наконец, убеждена, что одна из наиболее человеческих и человечных способностей - сила воображения; так что наша приятная обязанность как библиотекарей, как учителей, или родителей, или писателей, или просто взрослых - поощрять эту способность к воображению в наших детях, поощрять ее расти свободно, расцветать вечнозеленым лавром, давая ей лучшую, самую лучшую и чистую пищу, какую она только может усвоить. И никогда, ни при каких обстоятельствах не подавлять ее, не насмехаться над ней, не намекать, что она присуща только детям, недостойна мужчины, не истинна.
Разумеется, фантазия истинна. Она не реальна, но истинна. Дети знают это. Взрослые тоже знают - и именно потому боятся фантазии. Они знают, что ее истинность противоречит и даже угрожает всему, что фальшиво, поддельно, что не приносит конкретной пользы в той жизни, в которую они дали себя втянуть. Они боятся драконов, потому что боятся свободы. Я убеждена, что мы должны доверять нашим детям. Hормальные дети не смешивают реальность и фантазию - они смешивают их в гораздо меньшей степени, чем мы, взрослые (как один великий фантаст показал в сказке " Hовое платье короля"). Дети прекрасно знают, что единороги не существуют, но они также знают, что книги о единорогах - если это хорошие книги - истинны. Слишком часто это больше, чем знают их мамы и папы, поскольку, отвергая свое детство, взрослые отрицают половину собственных знаний, и остается только печальный и бесплодный факт: "Единороги не существуют". И этот факт никого никуда не приведет (кроме как в истории, написанной другим великим фантастом, "Единорог в саду", где убежденность героя в нереальности единорогов приводит его прямо в сумасшедший дом). Именно с помощью таких фраз, как: "Жил-был дракон" или "Жил-был в норе под землей хоббит ", - с помощью таких прекрасных несуществующих фактов мы, фантастические человеческие существа, сможем прийти своим особым образом к истине ».

Дмитрий Морозов :
«С 4 лет я читал сыну и помогал понимать смысл следующих книг:

  • Сказки А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, В. Гауфа
  • Стихи С.Я. Маршака,

Среди его любимых книг:

  • «Маугли» Р. Киплинга,
  • «Бэмби» Ф. Зальтен,
  • Н.Н. Носов «Незнайка»,
  • «Хоббит» - Д.Р. Толкиен,
  • «Путешествия Гулливера» (в адаптированном виде) Д. Свифта
  • «Робинзон Крузо» Д. Дефо.

Не советую читать многочисленные современные фэнтези для детей. Эти книги уводят в сторону от реальных законов, на которых строится жизнь человека и общества, а значит, дезориентируют развивающую личность. Берите книги, которые ближе к реальной жизни, к тем вызовам, с которыми предстоит столкнуться.

Книги, прочитанные Святославом самостоятельно с 8 лет:

  • С. Томсон - рассказы о животных,
  • М. Твен «Приключения Тома Сойера»
  • К. Плешаков «Богатыри» - 2 тома - очень рекомендую найти!

В десятилетнем возрасте:

  • Учебники истории для 5 - 7 классов с моими комментариями
  • Учебники природоведения и биологии для 3 - 7 классов
  • «Три мушкетера» А. Дюма
  • Ж. Верн «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров», и т.д.
  • «Властелин Колец» Д.Р. Толкиен
  • «Гарри Поттер» Дж. К. Роулинг
  • Л. Воронкова «След огненной жизни» и т.д. - на ее книгах я вырастил в сыне любовь и понимание истории.
  • Дж. Лондон «Белый Клык», «Зов предков»

В 12 лет Святослав прочитал, не отрываясь:

  • «Крестоносцы» - Г. Сенкевич
  • М. Семенова - «Валькирия» и весь цикл о викингах, «Волкодава» (только первую часть)
  • «Ведьмак» - А. Сапковский
  • «Затерянный мир» - А.К. Дойль.
  • «Понедельник начинается в субботу» и «Трудно быть богом» - Б. и А. Стругацкие
  • На краю Ойкумены - И.А. Ефремов

Cписок книг, которые прочитали с удовольствием мои старшие дети 13 - 14 лет

  • А.Н. Толстой - «Детство Никиты»
  • А. Грин - «Алые паруса»
  • Р.Л. Стивенсон - «Черная стрела», «Остров сокровищ»
  • «Белый отряд» А.К. Дойль
  • Дж. Лондон - «Смок Бейлю» - это серия повестей о дружбе, отваге, о том, как можно жить в постоянном преодолении своей слабости, и при этом искренне получать удовольствие от трудностей и свершений.
  • Р. Киплинг - «Ким» - о том, как мальчик преодолевает трудности и опасности, дружба, преданность Учителю,
  • Г. Уэллс - «Война миров»,
  • «Анжелика» и продолжение - А. и С. Голон (хорош для девочек, но требует комментариев мамы )
  • М. Стюарт «Полые холмы» и т.д.

В 11 классе:

  • «Трудно быть богом» и вообще Б. и А. Стругацкие.
  • «Лезвие бритвы» - И.А. Ефремов, после просмотра фильма «Александр Македонский» - «Таис Афинская».

Книги помогающие побороть в себе инстинкт неудачника и труса, гимн труду и риску, плюс ликбез по экономике капитализма: Д.Клавелл «Сегун» и «Тай Пан» , потом просмотр сериалов (после, а не до!)

С моими комментариями с огромным удовольствием были прочитаны «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, «Хождение по мукам» А.Н. Толстого.

Удалось настоять и втянуть в чтение таких необходимых по школьной программе книг, как «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Тихий Дон» М.А. Шолохова. После книги полезно посмотреть кино - всем вместе и с обсуждением!

Для взрослых, приехавших в Китеж, начинать читать мировую литературу мы рекомендуем с романов «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» М.А. Булгакова, «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, а также произведений И.А. Бунина, А.П. Чехова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова - Щедрина.

Если у Вас создалось впечатление, что все это Вы уже читали в школьные годы, то все равно, попробуйте перечитать. Скорее всего выяснится, что по молодости лет и отсутствию жизненного опыта Вы много чего упустили. Я перечитал «Войну и мир» в 45 лет и был потрясен мощью Толстого. Не знаю, что он был за человек, но отражать жизнь во всех ее противоречиях он умел как никто.

  • «Обитаемый остров» и «Понедельник начинается в субботу» А. и Б. Стругацких - для детей и юношества, но если раньше не читали, то рекомендую в любом возрасте. А уж потом
  • «Гадкие лебеди», «Пикник на обочине», «Град Обреченный» А. и Б. Стругацкие и другие.
  • М. Уилсон «Брат мой - враг мой» и «Живи с молнией».
  • Г. Гессе «Игра в бисер», а, впрочем, весь.
  • Г. Маркес «Сто лет одиночества».
  • Р. Роллан «Жизнь Рамакришны».
  • «Дваждырожденные» - это мое, но тоже неплохо.

Духовная литература в защитной окраске фантастики:

  • Р. Желязны «Князь света»,
  • Г. Олди «Мессия очищает диск», «Герой должен быть один».
  • Пять томов Ф. Герберта «Дюна».
  • К. Кастанеда (кроме первого тома - там он все больше о наркотиках для поднятия тиража).

О психологии:

  • книги Н.И. Козлова - легко и с юмором.

Для тех, у кого склонность к философии:

  • А. Маслоу, Э. Фромм, Л. Н. Гумилев , И А. Ефремов - «Час быка» и «Туманность Андромеды» - эти книги намного умнее, чем принято замечать.

По самопознанию лично мне многое помогли переосмыслить труды этнопсихолога А. Шевцова . Если разобраться в его необычной терминологии, то здорово, хоть и непривычно.
Если Вы вообще раньше не читали книг, связанных с духовностью, то все - равно не начинайте с «Анастасийских хроник» Мэгре или «Серфинга с трансзеландом». Не верю и книжкам, написанным нашими соотечественниками, под фамилиями «Рама», «Шарма» и т. д. Духовности больше в романах Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого или житиях русских святых. Но если вы ищите «облегченно духовную» литературу, то почитайте Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», «Иллюзии» или П. Коэльо «Алхимик», но в больших дозах его не советую, а то вы можете так и остаться на этом уровне.
Поиск самого себя и смысла жизни рекомендую начинать с книг Н.И. Козлова - написано с юмором и по делу. О духовном не пишет, но учит видеть реальный мир и не обманывать себя. А это и есть первый шаг к высшему.
Книги Ф.А. Малявина - «Конфуций» и перевод жизнеописания даосского патриарха Ли Пэна. По ЦиГун - книги мастера Чома (он наш, русский, поэтому его опыт как бы более «съедобен»).
Лучше читать книги серьезные и требующие усилий. Зато они выводят на новый уровень осознания себя и мира. Среди них, на мой взгляд:
Д. Балашов «Бремя власти», «Русь Святая» и все остальные тома. Очень сложный язык, стилизованный под древнерусский, но если прорваться через словесные изыски, то это лучшее, что написано о нашей истории.

И кто бы ни писал о нашей истории, привкус истины и жизни по-прежнему у классиков:

  • М.А. Шолохов «Тихий Дон»
  • А.Н. Толстой «Хождение по мукам».

По современной истории:

  • А.И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом»
  • А. Лебедь «Белое солнце пустыни» - книга даже лучше, чем фильм!

Просто настоящая литература:

  • Р. Уоррен «Вся королевская рать ».
  • Д. Стейнбек «Зима тревоги нашей», «Консервный ряд» - совсем не духовно, но все про жизнь и гениально написано.
  • Т.Н. Толстая «Кысь»
  • В. Пелевин «Жизнь насекомых», «Поколение пепси», и многое другое.

Еще раз оговорюсь, я перечислил далеко не все, да и перечисленное очень различается по качеству, но о вкусах не спорят.

Я часто задавалась вопросом – в чем же состоит польза от совместного чтения с ребенком? В чем состоит его главное преимущество? И ответ лежал на самой поверхности. Он находиться в самом основании нашего существования - все дело в любви. Оказалось, что просто читая вслух своему ребенку, можно приобретать и отдавать любовь в огромных количествах. И все настолько просто! Хотя, не скрою, на первый взгляд думалось, что это невероятный и титанический труд. Вот касаешься ребенка своей кожей, чувствуешь его кожу на своей, впитываешь запах малыша, и он, в ответ, впитывает твой. А ведь это и является главной составляющей особенно на раннем этапе развития ребенка. Ребенок с ранних лет начинает понимать, что значит твое тепло и любовь. Совместное чтение как бы сцепляет нас друг с другом, связывает узами любви. Огромный мир открывается перед ребенком, когда сидишь с ним вот так, обнявшись, держишь его маленькую ручку в своей руке и тихонько читаешь ему вслух книжку.

Часто вспоминаю, насколько детям нравится грызть, есть и баловаться с книгой. Многие мои подруги начинали ругать ребенка, тут же отбирать книгу из рук и грозить больше не давать им красивейшей книги стоимостью в несколько сотен рублей. Какова реакция на такие заявления у ребенка? Да он тут же начинал хныкать, а сверху еще папа прикрикивал за его новую «истерику». И ничего удивительного. Такая реакция вполне предсказуема. Мама забрала самую удивительную и познавательную вещицу – книгу! Откуда же потом у ребенка появиться желание снова взять ее в руки, если только что его ругали за это. И если вдуматься, то ребенок еще не совсем то и понимает, в чем же именно он провинился перед книгой и Вами лично.
Вместо того, чтобы ругать - радуйтесь! Ребенок использует один из лучших и доступных ему инструментов познания книги. Используя губы, пробуя все на вкус, запах. Все это является частью раннего исследования книг (как и окружающего мира). Потерпеть то не так уж и сложно! Вскоре он или она сами начнут переворачивать страницы и отвечать на книги своей искренней радостью, удивлением, смехом и любопытством.

И вот мы перешли к любопытству к книгам, к разглядыванию картинок, содержания. И тут сразу же вырисовается вопрос. А какие же книги следовало бы читать моему ребенку? Вопрос не из самых легких. Захожу я в книжный магазин, а на полке в детском разделе ну просто бесчисленное количество книг. Потеряться можно – и та красивая, и та с веселыми картинками, и другая вся изобилует всевозможным музыкальным и голографическим материалом. И лишь на собственном опыте и прочитав массу литературы по данному вопросу, понимаешь, что малыш любит праздновать музыкальность языка рифмы, стихов. И в этом плане очень полезны и очень увлекательны для самого ребенка русские народные потешки, частушки, сказки Пушкина (к примеру). Мой ребенок сразу же подхватил все происходящее и начал махать ручками, улыбаясь мне в ответ. Не нужно забывать и о русских классиках детской литературы. Попробуйте прочитать Маршака, малыш порадуется вместе с Вами, а Вы вспомните свое детство. Дети любят учиться, любят открывать потаенные двери книги, в которых можно раскрыть что-то новое, то, что дает подсказки. Это и есть первые шаги на пути к правильному восприятию книг во взрослом возрасте.
И не забывайте, малыши очень любят картинки. Иллюстрации одно из самых важных составляющих книг. И здесь нашлись новые нюансы. Знала ли я, что картинки в книге должны быть большими, животные, к примеру, должны выглядеть как можно более естественными (медведь не должен походить на робота или непонятной природы существа). А картинка, не перегруженная деталями, воспринимается гораздо лучше малышом, чем накрученная 3D деталями книга за 1000 рублей. К тому же, лучше всего для малыша воспринимается отдельно иллюстрация, отдельно содержание. К примеру – на одной стороне мишка, а с другой веселый стишок про него. Такие книги есть. И их легко найти.
Однажды я узнала, что дети способны различать огромное количество естественных оттенков, начиная уже с трехмесячного возраста. Я отправилась все в тот же книжный магазин (а иногда можно заказать и через интернет) и приобрела карточки с различными оттенками цветов. И даже если я не разбиралась в их названии, там все было подписано. Занятие это настолько оказалось увлекательным и веселым для ребенка, что уже на второй день она стала, пусть и не в идеале повторять название за мной. Я называю, а она повторяет. Мы вместе от души веселились, когда проводили время таким образом. Много времени этому я не уделяла, да и не стоит, наверное. Главное в совместном чтении это систематичность и не перегруженность. Всего 3-5 минут в день. Но каждый день. С психологической и педагогической точки зрения это очень важно. А у ребенка развивается всестороннее мышление, организованность, появляются новые знания.
Трудно и усадить своего гиперактивного ребенка, а еще и почитать. Он и 5 минут не может посидеть, так как же можно сотворить это чудо? Наверняка у многих из Вас возникала такая проблема. И решение является совсем простым и нисколько не уникальным, по своей сути. В один из моментов я просто поняла – а зачем мне бороться с моим ребенком, если можно сыграть в его же игру. И все пошло как по маслу. Мы начали превращать процесс познания и чтения в игру. Вспомните себя молодыми и поймете, насколько не хотелось сидеть на одном месте, хотелось бегать, ведь энергии хоть отбавляй, а скучное и ничем не увлекающее действие больше отвлекало от процесса, чем приносило пользу. Так чем отличается от меня мой ребенок? Вместе вы отвлечетесь и этот, казалось бы, утомительный момент (но внутри осознаете, что важный) переполнится любовью и заботой. А затем может повернуться все совсем другой стороной.
Сначала просто разглядывали картинки. Потом запоминали что на них нарисовано - кто больше деталей вспомнит. Потом читали отдельные слова и искали их на картинке. Потом предложения, - и так далее... включайте свою фантазию на полную катушку! Иллюстрируйте предложения или абзацы или стихи сами - окружающими предметами. Рисуйте (обязательно вместе). Демонстрируете друг другу движения и звуки...
Моей малышке стало все больше нравиться проводить время с мамой и с книжкой. И она сама, все чаще, начала просить почитать.
Ок. А как же я решила – когда мне начинать читать с ней вместе? Здесь существует масса различных мнений, масса методик, известных всему миру. Допустим, в советское время была очень распространена методика Зайцева. Который считал, что ребенка следует учить читать с двух лет. Но это подходит лишь для детского сада, для группового использования. Я же узнала, что мозг ребенка, начинает воспринимать информацию уже с трех месяцев. И большинство знаний, полученных до 3-х лет, откладываются на всю жизнь и развивают те или иные способности ребенка. И при этом я не начала фанатично скидывать всю нужную и не нужную информацию, миллион книг и т.п. Вспомним о том, что говорила абзацем выше. Ну а если вы не уверены в том, что это работает, что информация действительно воспринимается, что малыш действительно понимает, что ему мама пытается прочитать, рассказать и показать. Это легко понять. На протяжении нескольких месяцев мы читали, играли, познавали. И когда игра заканчивалась, спрашивала ее на улице, в магазине, дома – где мишка или где дерево, а где «овау» (так она называет овал) и ребенок осознано показывал или пытался произносить звуки, слова…а вскоре и отчетливо называть предметы, цвета и т.п.
И напоследок несколько полезных правил:

Во время чтения ребенку вслух старайтесь держать книгу на уровне глаз ребенка
Книга должна быть простой и понятной - не должно быть в ней сложных слов и непонятных оборотов речи
Держите книгу на уровне вытянутой руки ребенка
Не сю-сюкайте, а произносите все звуки четко, следите за дикцией
После чтения или выполненного задания обязательно поддерживайте ребенка (о том как это делать в видео тренинге)
Читайте с чувством, интонируя, весело, забавно, заинтересовывайте ребенка

Вот и все. Попробуйте и Вы порадовать ребенка, открыть для себя и для него невероятно красочный и интересный мир книг! И помните, сколько любви и счастья дарите своему малышу.

Книги, книги, книги…сказки, романы, фэнтези… Сколько их было в нашей жизни и сколько еще будет? Кто - то читает, чтобы занять время, а кто - то просто любит читать. А зачем детям нужно читать?

Сколько себя помню, я всегда читала книги. В детстве это были сказки и многочисленные повести и приключения, сейчас – классика и другая подобная литература. Сначала я читала, потому что надо, для оценок. А сейчас уже не понимаю, как можно прожить без книг. Меня никогда не заставляли сидеть за книжками и постоянно читать, скорее наоборот – просили беречь глаза (но это мало помогало, скажу вам по секрету).

Читать важно и нужно. Многие мамы начинают детям, пока те еще находятся в утробе. Так мы стараемся привить детям любовь к книгам, повлиять на их будущее развитие. После рождения – читаем перед сном, чтобы ребенок быстрее уснул. Для детей, которые еще не умеют читать – это возможность научиться общению с другими ребятами. Чтение вслух учит правильно составлять фразы и грамотно излагать свои мысли, поэтому после прочтения обязательно попросите ребенка кратко рассказать о том, что он услышал и узнал нового.

Вечный источник информации

Чтение важный навык для получения информации. Не читая книг – мы не будем знать например, когда родился Иван Грозный, что такое ДНК или почему идет дождь. Книга открывает перед ребенком новый, еще неизведанный и огромный мир. Если дети будут видеть в книгах и в чтении источник информации, то для них будут открыты все накопленные человечеством знания.

Важно, чтобы ребенок знакомился не только с отечественной, но и зарубежной литературой. Начать можно с простых сказок бр. Гримм, Г. Андерсена и приключений Дж. Свифта и М. Твена. Это поможет в будущем осознать себя как часть большого мира, который не заканчивается рамками дома и школы.

Развитие личности

Чтение дает отличную возможность почувствовать себя не просто ребенком или учеником, оно дает возможность примерить на себя роль любого понравившегося персонажа (например, Тома Сойера, Незнайки или т. п.). У ребенка развивается логическое мышление: даже взрослые при чтении книги всегда пытаются угадать – а чем же все закончится? Даже несложная загадка повысит уверенность детей в себе и своих способностях. Чем не важное достижение? А ведь как интересно самому в начала книги придумать концовку, а потом сравнивать – так или нет? У меня есть знакомые, которые в детстве сами сочиняли концовки для понравившихся книг, если их чем - то не устраивала существующая. И это не так плохо, как может показаться. Ребенок строит свою логическую цепочку и показывает свое видение мира книги и мира героя.

Из книг дети узнают, как важно помогать не только родителям, но и другим людям. Учатся уважать людей, животных и окружающую среду. Книги обогащают словарный запас ребенка и прививают навыки правильной речи.

Повод для взаимного общения

Чтение - это не обязательно одиночный процесс. Можно вместе с ребенком прочитать какую-нибудь книгу и устроить общее обсуждение, так вы научите ребенка четко выражать свою мысль, слушать мнение других и разовьете навыки коммуникации с другими людьми. На такое мероприятие можно позвать других ребят, и устроить что-то вроде мини-клуба любителей книг. Такая форма знакомства с книгами не может не заинтересовать ребенка.

Если вы хотите чтобы ваш ребенок читал – подавайте ему пример. Если он видит, что в доме есть книги и журналы, то он будет знать, что вы цените чтение и последует вашему примеру. Главное – не нужно насильно заставлять читать, иначе ребенок будет воспринимать процесс как каторгу, наказание, от которого хочется быстрее избавиться. После таких мер ваш ребенок, вряд ли захочет продолжать читать для себя. Ведь в первую очередь книга – это все - таки развлечение и бесконечные часы удовольствия. Она должна восприниматься как приятное занятие, источник интересной и полезной информации, а не навязанная необходимость.

Для современного мира технологий, где интернет наше все, первостепенное значение имеет умение эффективно использовать интернет - ресурсы и оценивать достоверность и ценность, находящейся там информации. Поэтому так важен навык чтения, который развивает умение критически мыслить.

Не стоит беспокоиться, если ребенок читайте одну и ту же книгу по несколько раз. Детям комфортнее, когда они уже знают конец любимой истории и могут рассказать её наизусть. Перечитывайте вместе с ребенком любимые книги, но потихоньку предлагайте ему новые варианты.

Что нужно для того, чтобы ребенок полюбил читать?

Для первоначального чтения детям необходимо обладать 5 навыками:

  1. – уметь слушать и распознавать интонации при устном чтении (выразительное чтение);
  2. – соотносить написанное в книге со звуками устной речи;
  3. – знать и понимать как можно больше слов;
  4. – понимать и извлекать смысл из прочитанного;
  5. – уметь читать быстро и точно.

А напоследок хочется сказать: обязательно читайте вместе с ребенком, открывайте вместе с ним новые сказочные миры и погружайтесь в мир детской литературы.

Некоторые книги достаточно просто попробовать, другие хочется проглотить одним махом, а есть такие, которые приходится долго разжевывать и переваривать.

Фрэнсис Бэкон

  1. Открыть книгу.
  2. Читать слова.
  3. Закрыть книгу.
  4. Взять следующую книгу.

Что может быть проще, не правда ли?

Да, действительно, если вы читаете просто для развлечения, просто чтобы убить время, то все примерно так и происходит. Но если вы хотите вынести из этого занятия нечто полезное, хотите получить знания и новый опыт, то все не так просто. И вот почему.

В 1940 году Мортимер Адлер написал труд под названием «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений» , который сейчас считается классическим. Сегодня мы попробуем очень кратко познакомиться с некоторыми его положениями, высказанными около 75 лет назад, но не теряющими актуальность по наше время.

В этом исследовании выявлено, что существует целых четыре разных способа чтения.

  • Элементарный. Это именно то, что подразумевается под этим словом. Этот навык мы получаем в начальной школе, и он означает только то, что мы можем прочитать слова на странице и понять их смысл, а также следовать за основным сюжетом, но ничего более.
  • Инспекционный. Это чтение скользящим взглядом, то, что мы называем «поперек листа». Мы смотрим в начало страницы, затем переходим к ее концу, попутно стараясь зацепить основные ключевые моменты и понять течение мысли автора. Это часто приходится делать, когда есть необходимость в освоении больших учебных или рабочих материалов в условиях дефицита времени.
  • Аналитический. Это когда вы действительно погружаетесь в текст. Вы читаете медленно и внимательно, вы делаете заметки, вы ищете слова, которые не понимаете, и следуете по ссылкам, которые приводит автор. Основная ваша задача в этом случае - полное понимание и усвоение тех идей, которые изложены в тексте.
  • Исследовательский. В основном используется писателями, научными и творческими работниками. При этом вы читаете одновременно несколько книг на одну тему в поисках подтверждения или опровержения собственных теорий по данному вопросу. Это довольно специфический способ чтения, который связан скорее с работой, а не с хобби или удовольствием.

Далее мы подробнее остановимся на втором и третьем виде чтения как наиболее актуальных и полезных навыках. Потому что элементарное чтение вам наверняка уже знакомо, раз вы читаете эти строки, а исследовательское чтение представляет собой довольно специфический род деятельности, который заинтересует немногих. С аналитическим и инспекционным чтением совершенно другая картина: многим оно необходимо, но далеко не все люди им владеют. Итак, что же нужно сделать, чтобы поднять свой скилл чтения с элементарного на следующий уровень?

Инспекционное чтение

Как уже говорилось выше, такой вид чтения применим в целом ряде ситуаций. Например, вам в магазине необходимо быстро оценить целесообразность покупки той или иной книги, быстро уяснить суть объемного доклада, быть в курсе последних событий в сфере своих интересов и так далее. В любом случае от вас потребуется не глубокое погружение в текст, а быстрый захват и оценка необходимой вам информации. Для этого вам необходимо сделать следующее.

Прочитайте название и изучите переднюю и заднюю обложки книги

Этот совет кажется очевидным, но очень многие им пренебрегают, сразу же переходя к содержанию. А ведь всем известно, что автор всегда придает огромное значение названию и оформлению обложки, зачастую вкладывая в них главный смысл (или намек на него) всей книги. Если вам удастся угадать это послание, то многое станет понятным еще до первых строк текста.

Уделите особое внимание первым нескольким страницам

Особенно это касается деловой и научно-популярной литературы. Здесь можно сразу перейти к концовке, чтобы узнать главные выводы, а уже потом, если они вас заинтересуют, приступить к знакомству с их доказательством.

Изучите отзывы

Если вы подбираете книгу в Сети, то для вас не составит труда познакомиться с мнением других читателей. Хотя эти комментарии надо воспринимать с известной долей скептицизма, так как иногда они бывают продиктованы корыстными побуждениями увеличить продажи или, наоборот, «утопить» автора. Но все же можно найти книжные сайты, которые публикуют отзывы реальных людей.

Таким образом, выполнив эти простые пункты, вы легко сможете составить предварительное мнение практически о любой книге. Этот навык поможет вам буквально за 5-10 минут выбирать действительно стоящие материалы и отсекать ненужный балласт, что сэкономит вам целые годы жизни.

Аналитическое чтение

Следует учесть, что далеко не каждая книга достойна быть прочитанной подобным образом. Такой способ чтения следует применять только тогда, когда вы действительно хотите получить максимальную отдачу от чтения. Если вы не умеете применять аналитический способ чтения, никакая книга - даже самая полезная и нужная - не сможет дать вам все, что в ней заложено автором. Давайте посмотрим, как получить максимум от того, что мы читаем.

Узнайте немного больше про автора и другие его работы

Простое наведение справок о личности автора во многом может прояснить мотивы и особенности его работы. Согласитесь, что книга о способах достижения финансового успеха будет вызывать гораздо больше доверия, если ее написал практикующий предприниматель, а не разорившийся неудачник. Или, например, роман про войну совсем по-другому будет читаться, если в биографии автора есть соответствующие эпизоды.

Посвятите несколько минут инспекционному чтению

Перед погружением в глубины текста выделите немного времени для краткого предварительного знакомства, описанного в предыдущем разделе. Не пропускайте возможность получить информацию из анализа названия, содержания, предисловия и так далее.

Возвращайтесь к сложным моментам

Прочитайте всю книгу до конца, но старайтесь не слишком растягивать этот процесс. Адлер называет это «поверхностным чтением», то есть таким, во время которого вы знакомитесь с содержанием книги, не слишком вдаваясь в отдельные детали. Это означает, что если вы встречаете трудное или непонятное место, то не стремитесь сразу же с ним разобраться, а просто делаете пометку и продолжаете чтение. Когда вы закончите книгу, то необходимо вернуться к своим закладкам и уделить уже максимальное внимание всем спорным и непонятным моментам. Привлекайте дополнительные источники, перечитывайте некоторые места повторно, но в результате у вас не должно остаться темных мест в изучаемом материале.

Подготовьте короткое резюме

После завершения работы с книгой (а аналитическое чтение является именно работой) составьте короткий отчет, отражающий ваши основные впечатления и полученные знания. Лучше всего, если вы составите его в форме ответов на следующие простые вопросы. Идеально, если вы сделаете это письменно.

  1. О чем эта книга? Иногда мы так погружаемся в хитросплетения сюжета или малозначимые детали, что к концу повествования напрочь забываем о главной мысли автора. Просто изложите в нескольких предложениях основной смысл произведения.
  2. Что произошло и почему? Составьте очень краткий план книги. Для художественной литературы это может быть цепочка событий основного сюжета, для научно-популярной - основные тезисы и доказательства концепции автора.
  3. Является ли описанные в книге события, факты и мнения интересными, верными, поучительными? Каково ваше отношение к прочитанному? Согласны ли вы с мнением автора или считаете его ошибочным?
  4. Какие выводы вы сделали из прочитанного лично для себя? Книги являются мощным инструментом для изменения себя и своего отношения к миру. Если подходить к этому вопросу по максимуму, то можно сказать, что если прочитанная книга совершенно ничего вам не дала, то вы просто зря потратили время. Вот и попытайтесь в этом ответе зафиксировать все то, что смогли извлечь из данной книги для своего развития.

Да, подобный скрупулезный подход к чтению не способствует быстрому поглощению литературы и, вероятно, может показаться слишком утомительным. Но зато вы точно можете быть уверены, что каждая книга в вашей жизни оставит свой след и вы получите максимум от каждого часа, проведенного с книгой в руках.



Новое на сайте

>

Самое популярное