Домой Онкология Синдром двигательных нарушений и дцп у грудничка. Ппцнс у новорожденного — что это за диагноз, каковы симптомы заболевания у детей, есть ли лечение

Синдром двигательных нарушений и дцп у грудничка. Ппцнс у новорожденного — что это за диагноз, каковы симптомы заболевания у детей, есть ли лечение

В движении - жизнь. Это утверждение особенно справедливо в отношении маленьких детей. Ведь по состоянию их мышечного тонуса, тому, как он развивается, судят о развитии малыша. Двигательная активность новорожденного – один из важнейших факторов, определяющий его состояние здоровья.

Но как быть, когда родители замечают, что у грудничка не достаточно развиты двигательные функции? А если на приеме у невропатолога они слышат диагноз «синдром двигательных нарушений» или сопутствующий ему – «перинатальное поражение центральной нервной системы» (ППЦНС)? Наша статья расскажет об этих диагнозах, особенностях их проявления, диагностике, и в каких случаях лечение будет наиболее эффективно.

Клиническая картина

Тело любого человека с рождения имеет мышечный тонус. Это определенное напряжение мышц, благодаря которому удерживается положение тела, его позы и, конечно же, осуществляются движения.

В утробе матери мышцы ребеночка находятся в гипертонусе: кулочки сжаты, ножки и ручки подведены к телу, и это нормальное вынужденное положение. После рождения оно сохраняется приблизительно до 3-х месяцев, по прошествии которых тонус приходит в норму. На практике это означает, что мышцы не сильно напряжены, так что без труда можно раскрыть детскую ладошку, согнуть ножки и разогнуть их. О двигательных нарушениях говорят в таких ситуациях.

Мышечный гипертонус

Признак того, что из ЦНС поступает большое количество нервных импульсов. Мама обязательно должна показать малыша неврологу в следующих случаях:

  • в лежачем положении тело ребенка изгибается в виде дуги;
  • грудничку едва исполнился месяц, а он отлично удерживает головку;
  • после 3-х месяцев ребенок не раскрывает кисть, чтобы взяться за игрушку, всегда сжимает кулачки и прижимает их к туловищу;
  • голова повернута всегда в одну сторону;
  • если поставить кроху на ножки, опирается на носочки, а не на полную стопу;
  • переворачивается только через один бок;
  • в возрасте до года отдает предпочтение одной руке (груднички одинаково хорошо должны пользоваться как левой, так и правой рукой).

При мышечном тонусе эффективен массаж

При гипертонусе мышц у новорожденных неправильно формируются моторные навыки. После того, как ребенок учится ходить, могут возникнуть нарушения походки, осанки. И поскольку подобное состояние всего лишь симптом, указывающий на патологии ЦНС, он может спровоцировать развитие церебрального паралича (ДЦП).

Мышечный гипотонус

Возникает, когда количество поступающих из ЦНС импульсов к мышцам сильно снижено. Как следствие, снижается и напряжение мышц. Признаки подобного состояния следующие:

  • младенец вялый, производит немного движений ручками и ножками;
  • не может удержать игрушку в руке;
  • слабый крик;
  • малыш поздно начинает улыбаться;
  • так как затылочные мышцы слабые, долго не может удерживать головку в вертикальном положении, постоянно запрокидывая ее назад;
  • детей с гипертонусом мышц при попытке в 6-7 месяцев посадить шатает в стороны, им сложно удержать равновесие;
  • ребенок не ползает, не встает, не сидит в положенное время.


Занятия на фитболе улучшают тонус мышц

Синдром двигательных нарушений в виде мышечной слабости отрицательно влияет на осанку и позвоночник, часто случаются вывихи суставов. При тяжелой форме гипотонии ребенку сложно сосать грудь, самостоятельно жевать или глотать пищу. Длительное время отсутствует проявление речевых навыков.

Мышечная дистония

Состояние, при котором мышечный тонус переменчив: то наблюдается гипертония, то гипотония мышц. Или же одна группа мышц находится в напряжении, в то время как другая слишком расслаблена.

Причины возникновения

Часто у детей с выраженным синдромом двигательных расстройств в анамнезе есть патологии нервной системы, развившиеся во время внутриутробного формирования или в процессе родов. То есть мышечная дистония возникает вследствие поражения ЦНС (коротко перинатальное поражение нервной системы называют ППЦНС). Факторы, провоцирующие развитие патологии:

  1. Гипоксия - основная причина поражения головного мозга плода или новорожденного вследствие нарушения в нем кровоснабжения.
  2. , которые часто возникают при тазовом предлежании, большой массе плода, неправильном вставлении головки. Во всех этих случаях может развиться поражение спинного мозга.

Как диагностируют болезнь

Диагноз ставят неврологи после тщательного обследования. При этом учитывается перинатальный анамнез: были ли проявления гипоксии, токсико-метаболические нарушения, перенесенные инфекции; обращается внимание на .


Нервно-психическое развитие оценивают по месяцам

Обязательно малышу, имеющему незаросший родничок, назначают нейросонографию и допплер-исследование мозгового кровотока. В тяжелых случаях рекомендуют сделать МРТ или КТ головного мозга. У педиатров и неврологов есть таблицы с нормами развития моторных и психомоторных навыков по месяцам. На основании этой таблицы происходит оценочное сравнение достигнутых результатов.

Лечение

Методы восстановления, то есть лечение, будут зависеть от степени тяжести состояния малыша. Из медикаментов назначают лекарственные средства, снижающие нервно-мышечное проведение импульсов либо улучшающие его.

Широко применяется лечение массажем, электрофорезом, физиотерапевтическими методами. Практикуют занятия на фитболе. Доктор рассказывает родителям, как организовать правильное питание. Некоторые упражнения мама может выполнять с ребенком дома, но только после того, как получит соответствующий инструктаж.

Прогноз

Последствия при ППЦНС могут быть самые разные, в зависимости от тяжести поражения нервной системы. В самых проблемных случаях развивается эпилепсия, умственная отсталость, сложности с ходьбой. При легких степенях ребенок может быть гиперактивным, испытывать сложности в обучении, ему тяжело концентрироваться и запоминать информацию. Возможны головные боли, метеочувствительность, проявления вегетососудистой дистонии.

Синдром двигательных нарушений лечится настолько эффективно, насколько позволяет ему пораженная нервная система. Однако в большинстве случаев при установлении диагноза в поликлиниках и отсутствии стойкой гипоксии при родах мышечные дистонии приходят в норму к концу первого года жизни.

Часто в медицинских картах новорожденных детей можно увидеть пугающую молодых матерей аббревиатуру ПЭП. Сам термин «перинатальная энцефалопатия» был предложен в 1976 году и происходит от четырех греческих слов: приставки «peri» - расположенный около, при чем-либо, «natus» - рождение, «pathos» - болезнь и «enkefalos» - головной мозг.

Перинатальным периодом называется время с 28 недели беременности и до седьмого дня после рождения (до 28 дня у недоношенных детей), а энцефалопатия – термин, который обозначает различные патологии мозга.

Таким образом, ПЭП – некий собирательный диагноз для обозначения неврологических нарушений у новорожденных детей, причем конкретные симптомы, причины и тяжесть этого состояния могут быть различными.

В международной классификации существуют различные виды энцефалопатии, их наименования указывают на причину появления заболевания (например, гипоксическая или диабетическая энцефалопатия), но перинатальной формы нет, так как этот термин указывает лишь на временной интервал появления нарушений.

В последние годы отечественные детские неврологи тоже все чаще используют другие диагнозы, например, перинатальная асфиксия и гипоксически-ишемическая энцефалопатия.

На внутриутробное развитие мозга и нервной системы в целом влияют различные неблагоприятные факторы, в частности здоровье матери и состояние окружающей среды.

Осложнения могут возникнуть и во время родов.

  1. Гипоксия. Когда ребенку в утробе или в процессе родов не хватает кислорода, страдают все системы организма, но прежде всего головной мозг. Причиной гипоксии могут быть хронические заболевания матери, инфекции, несовместимость по группе крови или резус-фактору, возраст, вредные привычки, многоводие, пороки развития, неблагополучно протекающая беременность, неудачные роды и многие другие.
  2. Родовая травма, вызывающая гипоксические или механические травмы (переломы, деформации, кровоизлияния). Вызвать травму могут: слабая родовая деятельность, быстрые роды, неудачное положение плода или ошибка акушера.
  3. Токсические поражения. Эта группа причин связана с вредными привычками и приемом во время беременности токсических веществ (алкоголь, наркотики, некоторые лекарственные средства), а также с влиянием окружающей среды (радиация, промышленные отходы в воздухе и воде, соли тяжелых металлов).
  4. Инфекции матери – острые и хронические. Наибольшую опасность представляет заражение женщины во время вынашивания ребенка, так как в этом случае риск инфицирования плода очень высок. К примеру, токсоплазмоз, герпес, краснуха, сифилис редко вызывают у плода симптомы инфекционного заболевания, но являются причиной серьезных нарушений в развитии головного мозга и других органов.
  5. Нарушения развития и обмена веществ. Это могут быть врожденные заболевания как матери, так и ребенка, недоношенность плода, пороки развития. Часто причиной ПЭП является тяжелый на первых месяцах беременности или гестоз на последних.

Приведенные факторы могут вызвать различные виды заболевания. Чаще всего встречаются следующие:

  • геморрагическая форма, вызываемая кровоизлияниями в мозг;
  • ишемическая, причиной которой являются проблемы с кровоснабжением и обеспечением тканей мозга кислородом;
  • дисметаболическая – это патология обмена веществ в тканях.


Симптомы и прогнозы

Сразу после рождения самочувствие ребенка оценивается по десятибалльной , которая берет в расчет сердцебиение, показатели дыхания, мышечный тонус, цвет кожи, рефлексы. Оценки 8/9 и 7/8 получают здоровые новорожденные без признаков перинатальной энцефалопатии.

Согласно исследованиям, тяжесть и прогноз заболевания можно соотнести с полученными баллами:

  • 6–7 баллов – легкая степень нарушений, в 96–100% случаев восстановление без необходимости медикаментозного лечения и без дальнейших последствий;
  • 4–5 баллов – средняя степень, в 20–30% случаях приводит к патологиям работы нервной системы;
  • 0–3 балла – тяжелая степень, чаще всего приводит к серьезным нарушениям функционирования головного мозга.

Медики выделяют три стадии энцефалопатии – острая (в течение первого месяца жизни), восстановительная (до полугода), поздняя восстановительная (до 2 лет) и период остаточных явлений.

Неонатологи и акушеры говорят об энцефалопатии при наличии у ребенка в возрасте до месяца следующих синдромов:

  1. Сидром угнетения нервной системы. Характеризуется вялостью, снижением мышечного тонуса, рефлексов, сознания. Встречается у детей со средней степенью тяжести заболевания.
  2. Коматозный синдром. Ребенок вялый, иногда до такой степени, что отсутствует двигательная активность. Заторможены сердечная деятельность, дыхание. Основные рефлексы (поисковый, сосательный, глотательный) отсутствуют. Этот синдром возникает вследствие кровоизлияния, асфиксии при родах или отека мозга и приводит к необходимости помещения ребенка в реанимацию с подключением аппарата искусственного дыхания.
  3. Повышенная нервно-рефлекторная возбудимость. Беспокойство, вздрагивания, беспричинный частый плач, похожий на истерический, плохой сон, рук и ног. У недоношенных детей чаще происходят судороги, например, при высокой температуре, вплоть до развития . Этот синдром наблюдается при легких формах ПЭП.
  4. Судорожный синдром. Немотивированные приступообразные движения головы и конечностей, напряжение рук и ног, вздрагивания, подергивания.
  5. Гипертензионно-гидроцефальный синдром. Характеризуется ростом количества спинномозговой жидкости и увеличением внутричерепного давления. При этом окружность головы растет быстрее нормы (больше 1 см еженедельно), размеры большого родничка также не соответствуют возрасту. Сон ребенка становится беспокойным, отмечается монотонный длительный плач, срыгивания, запрокидывание головы и выбухание родничка, а также характерное дрожание глазных яблок.

Во время восстановительного периода перинатальная энцефалопатия сопровождается симптомами:

  1. Судорожный синдром.
  2. Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.
  3. Синдром вегето-висцеральных изменений. У ребенка вследствие патологического функционирования вегетативной нервной системы наблюдаются задержка прибавки веса, срыгивания, нарушения ритма дыхания и терморегуляции, изменение работы желудка и кишечника, «мраморность» кожи.
  4. Гипертензионно-гидроцефальный синдром.
  5. Синдром двигательных нарушений. В норме у ребенка до месяца конечности полусогнутые, но легко разгибаются, а затем сразу возвращаются в исходное положение. Если мышцы вялые или напряженные настолько, что невозможно разогнуть ноги и руки, то причиной является пониженный или повышенный тонус. Кроме того, движения конечностей должны быть симметричными. Все это препятствует нормальной двигательной активности и целенаправленным движениям.
  6. Синдром задержки психомоторного развития. Ребенок позже нормы начинает поднимать голову, переворачиваться, сидеть, ходить, улыбаться и так далее.

Порядка 20–30% детей, которым поставили диагноз ПЭП, выздоравливают полностью, в остальных случаях развиваются осложнения, зависящие от тяжести заболевания, полноты и своевременности лечения.

Перинатальная энцефалопатия может привести к следующим последствиям:

  • синдром и дефицита внимания;
  • задержка речи и психического становления, мозговая дисфункция;
  • эпилепсия;
  • ДЦП (детский церебральный паралич);
  • олигофрения;
  • прогрессирующая гидроцефалия;
  • вегетососудистая дистония.

Диагностика

Перинатальная энцефалопатия диагностируется педиатром и детским неврологом исходя из данных осмотра, анализов и обследований ребенка, а также информации о беременности, родах и здоровье матери.

Самыми эффективными и современными методами диагностики являются следующие:

  1. Нейросонография (НСГ) – ультразвуковое обследование мозга через родничок для выявления внутричерепных повреждений и состояния тканей мозга.
  2. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) – регистрирует электрические потенциалы мозга и представляет особую ценность при диагностике ПЭП с судорожным синдромом. Также с помощью этого метода можно установить асимметричность полушарий мозга и степень задержки их развития.
  3. Допплерография для оценки кровотока в тканях мозга и шеи, сужения или закупорки сосудов.
  4. Видеомониторинг. Видеозапись используется для установления спонтанных движений.
  5. Электронейромиография (ЭНМГ) – электрическая стимуляция нерва для установления нарушения взаимодействия нервов и мышц.
  6. Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), основанная на введение в организм радиоактивного индикатора, который накапливается в тканях с наиболее интенсивным обменом веществ. Он применяется для оценки метаболизма и кровотока в различных отделах и тканях мозга.
  7. Магнитно-резонансная томография (МРТ) – исследование внутренних органов с помощью магнитных полей.
  8. Компьютерная томография (КТ) – серия рентгенологических снимков для создания цельной картины всех тканей мозга. Это исследование дает возможность уточнить гипоксические нарушения, недостаточно четко выявленных при НСГ.

Для диагностики наиболее информативны и чаще всего используются НСГ и ЭЭГ. В обязательном порядке ребенок должен быть отправлен к окулисту для обследования глазного дна, состояния зрительных нервов и установления врожденных нарушений.

Стоит заметить, что, по разным данным, в России перинатальная энцефалопатия диагностируется у 30–70% новорожденных, тогда как согласно зарубежным исследованиям только около 5% детей действительно страдают этим заболеванием. Налицо гипердиагностика.

Причинами этого могут быть несоблюдение стандартов осмотра (например, диагностика повышенной возбудимости у ребенка, осматриваемого в холодном помещении незнакомыми людьми), отнесение к патологии преходящих явлений (например, вскидывание конечностей) или обычных сигналов о потребностях (плач).

Лечение

Центральная нервная система новорожденных пластична, способна к развитию и восстановлению, поэтому лечение энцефалопатии необходимо начинать как можно раньше. Оно зависит от тяжести заболевания и конкретных симптомов.

Если нарушения работы мозга выражены слабо или умеренно, ребенок остается на домашнем лечении. В этом случае используются:

  • индивидуальный режим, спокойная обстановка в доме, сбалансированное питание, отсутствие стрессов;
  • помощь коррекционных педагогов, психологов, логопедов при алалии и дизартрии
  • массаж и лечебная физкультура для нормализации тонуса, развития моторных функций и координации движений
  • физиотерапия;
  • фитотерапия (различные седативные сборы и травы для нормализации водно-солевого обмена).

При выраженных двигательных, нервных нарушениях, задержке развития ребенка и прочих синдромах ПЭП применяются лекарства. Врач назначает препараты, а также прочие методы лечения, исходя из проявлений заболевания:

  1. При двигательных нарушениях чаще всего назначают дибазол и галантамин. При повышенном тонусе мышц - Баклофен и Мидокалм для его снижения. Эти препараты вводятся в организм, в том числе, и с помощью электрофореза. Также применяются массаж, специальные упражнения, физиотерапия.
  2. Если ПЭП сопровождается судорожным синдромом, врачом назначаются антиконвульсивные препараты. При судорогах физиотерапия и массаж противопоказаны.
  3. Задержка психомоторного развития – повод для назначения препаратов для стимуляции деятельности мозга, усиление кровообращения в нем. Это Актовегин, Пантогам, Ноотропил и прочие.
  4. При гипертензионно-гидроцефальном синдроме применяют фитотерапию, а в тяжелых случаях – Диакарб для ускорения оттока ликвора. Иногда удаляют часть спинномозговой жидкости через прокол родничка.

Для лечения ПЭП любой степени тяжести назначаются витамины группы В, так как они необходимы для нормального развития и функционирования нервной системы. Во многих случаях могут быть рекомендованы плавание, ванны с солью или травяными сборами, остеопатия.

Перинатальная энцефалопатия – один из самых частых диагнозов детских неврологов. Это обусловлено тем, что ПЭП – собирательный термин, обозначающий нарушения работы мозга ребенка в перинатальном периоде, имеющие различные причины, включающие здоровье матери, протекание беременности, отсутствие врожденных заболеваний, осложнения при родах, экологию и прочие обстоятельства.

Симптомы могут быть различными, касающимися нарушений работы нервов, мышц, внутренних органов, обмена веществ, поэтому для точной диагностики врач должен не только осмотреть ребенка, но и собрать весь анамнез, касающийся здоровья матери и отца, осложнений при беременности, родовой деятельности, а также назначить дополнительные обследования.

Возникает у детей перенесших гипоксию, родовые травмы головного мозга. Если оказывается повреждена часть нервной системы, отвечающая за движения - то возникает этот синдром.

Двигательные нарушения могут быть представлены следующими синдромами:

1.Синдром мышечной гипотонии один из наиболее часто обнаруживаемых синдромов у новорожденных и грудных детей. Она может быть выражена с рождения, как это бывает при врожденных формах нервно-мышечных заболеваний, асфиксии, внутричерепной и спинальной родовой травме, поражении периферической нервной системы , некоторых наследственных нарушениях обмена веществ, у детей с врожденным или рано приобретенным слабоумием, хромосомных синдромах.

В то же время гипотония может появиться или стать более выраженной в любой возрастной период. Мышечная гипотония , выраженная с рождения, может трансформироваться в нормальный мышечный тонус, в мышечную дистонию, гипертонусили оставаться ведущим симптомом на протяжении всего первого года жизни.

2.Отставание и задержка психомоторного развития при мышечной гипотонии.

Если синдром мышечной гипотонии нерезко выражен и не сочетается с другими неврологическими нарушениями, он, либо не оказывает влияния на возрастное развитие ребенка, либо вызывает запаздывание моторного развития, чаще во втором полугодии жизни. Отставание идет неравномерно, задерживаются более сложные двигательные функции, требующие для своего осуществления согласованной деятельности многих мышечных групп. Так, посаженный ребенок 9 месяцев сидит, а самостоятельно сесть не может. Такие дети позже начинают ходить, и период хождения с поддержкой задерживается надолго.

Ярко выраженный синдром мышечной гипотонии оказывает существенное влияние на задержку моторного развития.Задержка моторного развития, в свою очередь, становится причиной особенностей формирования психических функций. Например, отсутствие возможности произвольного захвата предмета приводит к недоразвитию зрительно-моторной координации, манипулятивной деятельности. Поскольку мышечная гипотония часто сочетается с другими неврологическими нарушениями (судороги, гидроцефалия , парезы черепных нервов), это оказывает осложняющее воздействие.

  • Атонически–астатический синдром - значительное симметричное ограничение обьема движений во всех конечностях, низкий мышечный тонус, низкие рефлексы, минимальные моторные навыки, сочетание с тяжелой формой нарушения психомоторного развития);
  • Спастический синдром (синдром мышечной гипертонии ) – снижение объема движений, мышечной силы, повышение мышечного тонуса, гиперрефлексия, клонус стоп, контрактуры, синкинезии, часто сочетается с дистонией . Если синдром мышечной гипертонии выражен нерезко, его влияние на развитие статических и локомоторных функций может проявиться в их легкой задержке на различных этапах первого года жизни. В зависимости от того, в каких мышечных группах больше повышен тонус, будет запаздывать дифференциация и окончательное закрепление определенных двигательных навыков.

Так, при повышении мышечного тонуса в руках отмечают задержку развития направления рук к объекту, захвата игрушки, манипулирования предметами. Особенно нарушается развитие хватательной способности рук. Наряду с тем, что ребенок позже начинает брать игрушку, у него длительное время сохраняется ульнарный захват, или захват всей кистью. Захват пальцами (пинцетный захват) формируется медленно, а иногда требует дополнительной стимуляции.

Может задерживаться развитие защитной функции рук, тогда запаздывают соответственно и реакции равновесия в положении на животе, сидя, стоя и при ходьбе. При повышении мышечного тонуса в ногах задерживается становление опорной реакции ног и самостоятельного стояния. Дети неохотно встают на ноги, предпочитают ползать, на опоре становятся на пальчики (на цыпочках) - это очень плохо.

  • Выраженность синдрома мышечной гипертонии может варьировать от легкого повышения сопротивления пассивным движениям до полной скованности (поза децеребрационной ригидности), когда практически невозможны какие-либо движения.
  • Дистонический синдром (мышечная дистония ) – повышение тонуса связано с изменением положения тела, в основном смена горизонтального на вертикальное, что связано с паттерном шейных и лабиринтных тонических рефлексов; сочетается с проявлением спастического синдрома.
  • Гиперкинетический синдром – атетоз и дистонии, которые дебютируют в 3–5 месяцев, что связано, вероятно, с миелинизацией стриарной системы к первому полугодию жизни. У больных синдромом «двойной атетоз» гиперкинезы дебютируют на первом месяце жизни.
  • Опистотонус – повышение мышечного тонуса по спастическому типу, проявляющееся в резком разгибании спины и шеи.
  • Шейный радикулярный синдром – характерный симптом цервикальной родовой травмы , проявляющийся ригидностью затылочных мышц иногда с приподниманием плечевого пояса.
  • Синдром «гибкого ребенка», «вялого ребенка» – наблюдается у больных спинальной амиотрофией, родовой травме , органических ацидуриях, аплазии мозжечка. Ноги полностью разведены, руки разогнуты, отсутствует флексорная реакция на тракцию за руки, при вертикальном и горизонтальном подвешивании голова и конечности ребенка свисают вниз;

Лечение

На первом месте по эффективности стоят такие методы как

Синдром двигательных нарушений у грудничка или ДЦП – это не одно заболевание, как думают многие. Это комплекс болезней, имеющих кое-что общее: повреждения головного мозга и нарушения работы нервной системы ребенка.

Признаки этих заболеваний проявляются еще в грудничковом возрасте.

Поражается та часть мозга, которая отвечает за движения мышц. Поэтому заболевшие детки с трудом справляются с целенаправленными движениями, плохо могут их координировать и значительно отстают в физическом развитии от сверстников. Часто у них имеются трудности со слухом.

Все проблемы в комплексе провоцируют основную – отставание психического развития и неполноценность интеллекта. Несмотря на то что у одних детей симптомы выражены очень сильно, а у других, напротив, очень слабо, выявить их необходимо.

Дело в том, что эта болезнь не прогрессирует: то есть при комплексном подходе к лечению результаты могут быть очень впечатляющими.

Какие причины вызывают синдром двигательных нарушений

Причины возникновения этого заболевания до сих пор остаются не совсем понятными для врачей. Известно, что приблизительно в 80% случаев нарушения появляются еще на стадии внутриутробного развития. А хронические заболевания и другие причины проявляют себя позже.

Основная причина возникновения ДЦП, как уже говорилось, это нарушение деятельности мозга. А вот почему она нарушается – это уже сложнее. Врачи к данному моменту выявили около 400 причин такой опасности. Но обычно новорожденный с СДН появляется на свет по причине кислородного голодания.

Именно из-за гипоксии погибают клетки мозга, отвечающие за различные мышечные процессы.
Кроме гипоксии, есть еще несколько основных причин, которые провоцируют этот страшный детский недуг.

Среди них:

  • отравления мамы в период беременности (причем не только химические, но и пищевые);
  • хромосомные нарушения;
  • инфекционные заболевания (уже у грудничка или ребенка 3 мес. и старше);
  • родовые травмы;
  • рентгеновское облучение.

Стадии развития заболевания

ДЦП развивается ступенчато и постепенно проходит через три стадии своего развития. Признаки ДЦП можно заметить уже на ранней стадии – у грудничков до 4-5 месяцев от роду. Если малыш в 3-4 месяца не поворачивает головку – это тревожный признак и повод для обращения к педиатру. Именно нарушения мышечного тонуса являются первым признаком заболевания.

Если же младенец вовсе не хочет тянуться за игрушками и страдает от судорог (которые родители часто принимают за чрезмерную двигательную активность), то идти к доктору нужно как можно скорее.
На 2-й стадии признаки становятся заметнее.

В период с 5 месяцев до 2-3 лет малыш должен освоить много движений. В это время родителям важно наблюдать не только за тем, что он делает, но и как это происходит.

Детки с ДЦП развиваются неравномерно – допустим, если их сверстники в 8-10 месяцев держат головку, то они этого не умеют, зато могут пытаться сесть или повернуться. Или, наоборот, сидят только с опорой, зато пытаются ходить и стоять, причем поза часто неестественная.

На поздней стадии (то есть после 3 лет) уже начинается деформация скелета, бороться с которой будет невероятно трудно. К этому моменту уже очевидны проблемы со слухом и зрением, речью, психическим и умственным развитием в целом.

Несложные симптомы

Иногда с задачей выявления верных симптомов не сразу справляется даже специалист, ведь первые признаки очень схожи, например, с рахитом.

Но в большинстве своем они довольно очевидны:

  • грудной малыш может быть вялым и при этом плохо спать;
  • часто смотреть в одну точку, что вообще не свойственно новорожденным;
  • страдать от судорожных подергиваний и вздрагиваний. Ножки он при этом не может раздвинуть не только сам, но даже с помощью мамы;
  • головку практически не поворачивает.

Очень частый признак, когда ребенок одну руку плотно прижимает к телу, а двигает только второй. Часто также наблюдается полная расслабленность или полная напряженность тела – именно так ярче всего и проявляют себя мышечные нарушения.

Следует также знать, что признаки болезни отличаются в зависимости от формы, которой страдает малыш.

Болезнь Литтла или диплегия

При этой форме страдают больше всего ножки. Ручки могут даже сохранить полную подвижность. Заметить ее несложно: ребенок вполне нормально двигается, но при этом «приволакивает» ножки. Ходить он начинает значительно позже сверстников.

Спастическая гемиплегия

Опасна тем, что практически незаметна у новорожденных, так как от нее страдает только одна половина тела. Двойная гемиплегия развивается достаточно редко, но зато ее невозможно не заметить: у пораженных ею деток нарушена даже функция глотания.

Также они не могут ползать и, конечно, стоять и ходить из-за поражения всех конечностей сразу. Часто у них не развивается речь и наблюдается очень сильное умственное отставание.

Атонически-астатическая форма

Это самая тяжелая форма, при которой больной ребенок практически недвижим. С возрастом он почти всегда становится олигофреном. Психика у таких детей крайне нестабильна.

Диагностика

Только доктор может поставить или опровергнуть диагноз, пользуясь не только историей беременности мамы и первых дней жизни малыша, но также лабораторными анализами, УЗИ, МРТ и энцефалографией мозга.

Часто родители, чьим деткам поставлен диагноз церебральный паралич, начинают волноваться о том, что он сократит время их жизни. На самом деле такой малыш повзрослеет и будет жить долго, а если форма легкая, то и совершенно полноценно. Здесь важно вовремя начать лечение и не пренебрегать даже самой простой возможностью улучшить ситуацию.

Терапия ДЦП

Родители должны осознать: остановок на этом пути не будет, потому что первая же из них приведет к ухудшению состояния малыша, и вернуться в колею с каждым разом будет все сложнее. Что радует – при правильном подходе многим деткам удается познать радость полноценной жизни.

Лучше всего, если расстройство обнаружено у новорожденного – в этот период детский мозг обладает способностью к восстановлению. Но даже если все произошло несколько позже, например, в 2-3 месяца от рождения, ситуацию можно максимально сгладить – с помощью препаратов, снижающих внутричерепное давление, а также добавлением витамина В, который будет активизировать мозговые процессы. По назначению врача применяются и другие специальные средства.

Еще одна важная роль отводится лечебной физкультуре и специальному массажу. Страдающий ДЦП ребенок должен упорно учиться делать то, что обычные детки усваивают на уровне инстинкта.

И здесь терпение и упорство родителей играют решающую роль. Если у них получится правильно и ежедневно заниматься с ребенком, то он сможет делать все то же, что и здоровые дети, просто немного позже.

В последние годы изобретено немало приспособлений, которые помогают родителям. Например, экзоскелеты. Также стоит пользоваться давно проверенными бальнеотерапией и грязелечением. Можно чаще давать ребенку возможность общаться с дельфинами и лошадьми.

Своевременная диагностика синдрома двигательного нарушения позволяет раньше начать лечение. А поскольку ДЦП не прогрессирует, то можно спасти больше двигательных функций малыша, дав ему надежду на нормальную, долгую и счастливую жизнь.

Как вы думаете, какой диагноз в общественном сознании считается чуть ли не приговором, который априори делает лечение бессмысленным, а судьбу пациента грустной и трагической? Различные проблемы с сердечно-сосудистой системой? Онкологические заболевания? «Неизлечимые» наследственные патологии? Вряд ли. Подобные недуги, безусловно, способны испортить жизнь даже самому стойкому и уверенному в себе человеку, но при соответствующем подходе и грамотном лечении с проблемой так или иначе удается справиться (особо заметим, о полном выздоровлении в данном случае никто не говорит). Но когда у новорожденных детей или грудничков выявляется ДЦП, мир вокруг родителей внезапно сворачивается до размеров кабинета врача, который профессиональным, отсутствующим голосом сообщает страшный диагноз. Спросите, каким образом соотносится синдром двигательных нарушений с детским церебральным параличом? В том-то и дело, что никаким!

ДЦП, если отбросить сложную и малопонятную для обычного человека терминологию, - это комплекс двигательных нарушений, вызванный органическим поражением головного мозга во время внутриутробного развития. Синдром двигательных нарушений, о котором мы сегодня будем говорить, - гораздо более многогранное явление. Его признаки отечественные неонатологи и педиатры склонны видеть в любом мало-мальски заметном отклонении от абстрактных норм, принятых еще во времена развитого социализма. Обсуждать причины такого подхода мы сейчас не будем, но считаем своим долгом еще раз напомнить, что синдром двигательных нарушений и ДЦП - это (внимание!) совсем не одно и то же.

Помните характерный отрывок из пьесы сэра Уильяма Шекспира «Король Ричард III», в котором один из братьев короля Эдуарда IV описывал свое физическое состояние:

«Я, у кого ни роста, ни осанки,

Кому мошенница-природа

Взамен дала хромоту и кривобокость»?

Многие особо «продвинутые» педиатры, сталкиваясь с характерными клиническими проявлениями, ставят диагноз «ДЦП». Чем фактически обрекают детей (чаще всего новорожденных) на полную инвалидизацию. Родителям же расскажут о том, что рассчитывать на сколько-нибудь эффективное лечение в данном случае не приходится, а массаж, сеансы лечебной физкультуры и различные физиотерапевтические процедуры смогут лишь незначительно улучшить состояние малыша. И как бы между делом порекомендуют отдать грудничка в специальное учреждение.

Синдром двигательных нарушений (далее для простоты - СДН) - не приговор. Следовательно, при условии адекватного лечения малыши чаще всего полностью выздоравливают. Возможно, им в дальнейшем потребуются регулярные сеансы массажа, наблюдение у невропатолога и незначительное ограничение физической активности. Но это, согласитесь, совсем не то же самое, что ДЦП. И если родители не сдадутся, у ребенка все будет хорошо.

Симптомы

Прежде чем переходить непосредственно к проявлениям СДН, стоит заметить, что ни один из них нельзя назвать уникальным. Другими словами, подобные «симптомы» могут наблюдаться даже у абсолютно здоровых детей, потому «включать панику» и после каждого чиха бежать к врачу нет никакой необходимости. С другой стороны, упорное игнорирование прогрессирующей задержки в развитии может привести к самым печальным результатам (и один только массаж помочь пациенту вряд ли сможет). Следовательно, в данном вопросе необходимо проявить особенную гибкость, стараясь не впадать в крайности. Сами же симптомы СДН могут быть следующими:

  • монотонный плач без видимых причин;
  • замедленные зрительные и слуховые реакции на внешние раздражители;
  • малыш берет в ручки игрушки (часто ему для этого требуется несколько попыток), но плохо понимает, что делать с ними дальше. У детей с различными нарушениями в развитии (заметим, об СДН речи не идет) это случается довольно часто;
  • ограниченная мимическая активность;
  • явное выражение эмоций может быть запоздалым (первая улыбка в 3-4 месяца - не такая уж большая редкость);
  • неправильная артикуляция, из-за чего у детей наблюдается поздняя активизация речевых зон (так ожидаемые «ма», «па», «ба» и «да» родители могут услышать не в 6-8 месяцев, а гораздо позже);
  • затрудненное дыхание.

Отдельного упоминания заслуживает мнение, согласно которому папы и мамы должны внимательно наблюдать за малышом и почаще общаться с «коллегами» на специализированных форумах. С первой частью этого утверждения спорить глупо, а вот от чрезмерно активного обсуждения с родителями других детей мы бы советовали воздержаться. Адекватность некоторых постоянных посетителей детских форумов находится под большим вопросом, потому не удивляйтесь, если вам, к примеру, посоветуют лечить легкое расстройство или простуду ударными дозами антибиотиков.

Этапы психомоторного развития детей

  • таламопаллидарный (от рождения до 4 месяцев);
  • стриопаллидарный (до 10 месяцев): постепенное снижение мышечного тонуса, увеличение количества целенаправленных движений;
  • период проявления высших корковых функций, развитие речи и сложных условных рефлексов.

Фазы развития детской моторики

  • СДА: спонтанная двигательная активность (с первых дней жизни до 8-9 недели);
  • монокинетическая (2-5 месяцы): самостоятельное управление движениями конечностей;
  • дромокинетическая (5-12 месяцы): двигательное поведение малыша становится осознанным, а любые движения получают конкретную цель (дотянуться до игрушки, взять тот или иной предмет);
  • кратикинетическая (с 12 месяцев): окончательная нормализация мышечного тонуса, переход к «взрослой» моторике, значительное улучшение координации движений.

Виды двигательных нарушений при СДН

1. Гипотония (снижение тонуса) мышц. Проблема более всего распространена у новорожденных детей, хотя при серьезных нарушениях может быть диагностирована и у малышей постарше.

2. Гипертонус мышц, приводящий к значительному уменьшению двигательной активности. Наиболее характерное клиническое проявление - задержка в развитии хватательной способности (мы уже говорили об этом при обсуждении возможных симптомов СДН). Помимо этого, родители могут заметить, что ребенок не способен долго удерживать равновесие, а если его поставить на ножки, то он опирается не на всю площадь ступни, а только на пальчики. Также стоит понимать, что массаж при гипертонусе мышц (а его чаще всего и назначают педиатры) сам по себе не в силах помочь малышу и лечение в данном случае должно быть комплексным.

3. Ребенок (даже достаточно «взрослый») с большой неохотой принимает вертикальное положение, предпочитая передвигаться ползком, а когда это все же происходит, часто падает.

4. Мозжечковый синдром. Спонтанные нарушения координации могут время от времени проявляться у всех детей, но если проблема наблюдается намного чаще, чем это допускает теория вероятности, следует задуматься, насколько они «случайны». Ведь вполне возможно, что умильный малыш, раз за разом теряющий равновесие при ходьбе, серьезно болен.

5. ТЛР (тонический лабиринтный рефлекс) у детей. Он проявляется целым комплексом нарушений, среди которых наибольшую диагностическую ценность имеют следующие симптомы:

  • «взрослый» ребенок, лежа на спине, не в состоянии сесть, вытянуть руки вперед или наклонить голову;
  • малышу, который лежит на животе, сложно повернуться на бок или спину;
  • у детей с ТЛР наблюдается стойкое нежелание принять сидячее положение.

6. СШТР (симметричный шейно-тонический рефлекс). Опираясь на коленки, малыш не может перенести центр тяжести на руки. Это состояние получило в неврологии название «поза легавой собаки»: голова наклонена вперед, кисти сжимаются в кулачки, а руки согнуты. Все это приводит к тому, что у крохи значительно усиливается мышечный тонус в суставах ног. СШТР требует квалифицированного комплексного лечения (массаж, сеансы ЛФК, различные процедуры), и чем скорее оно будет начато, тем лучше.

Лечение

Профилактика

  • не забывайте о пользе лечебного массажа, ведь СДН гораздо проще предотвратить, чем потом бороться с ним;
  • предоставьте своему малышу «полную свободу» действий, не ограничивая его узкими рамками колыбели (разумеется, в пределах дозволенного);
  • если есть возможность, выделите ребенку отдельное помещение, где правила и порядки будет устанавливать он, а не вы.


Новое на сайте

>

Самое популярное