Домой Онкология Как развить голос без посещения уроков по вокалу. Упражнения для вокалистов: Вокальные упражнения

Как развить голос без посещения уроков по вокалу. Упражнения для вокалистов: Вокальные упражнения

Если Вы делаете свои первые шаги в обучении пению, выбирайте самые простые упражнения, которые соответствуют следующим критериям:

  • мелодия небольшого диапазона, охватывающая 3-5 соседних звука (или, как говорят музыканты, 3-5 ступеней, диапазон терция-квинта);
  • мелодия движется поступенно, т. е. без скачков, сверху вниз.

Пойте упражнения в медленном темпе. Одну и ту же мелодию Вы можете исполнять на разные гласные, на разные слоги, на разные слова.

Упражнение 1. Пение с закрытым ртом.

Иногда это упражнение называют «пение на согласный «М», «мычание», но все -таки лучше назвать его «пение с закрытым ртом», тогда возникают правильные ассоциации.

Губы должны быть сомкнуты, зубы разомкнуты, во рту большой объем. Сделайте вдох через нос и пойте.

Следите, чтобы звук шел широко и свободно. В нем не должно быть звона, резкости и гнусавости. Исполняйте это упражнение только на самых удобных для Вас звуках.

Обратите внимание на свои ощущения. Где Вы чувствуете вибрацию звука?

Пойте распевку под аккомпанемент:

Скачайте аккомпанемент распевки . Для этого нажмите на ссылку правой кнопкой мыши и выберите «Сохранить ссылку как…»

Упражнение 2. Мелодия в поступенном нисходящем движении, охватывающая три соседних звука.

Пойте это упражнение на гласный звук «ю», на слоги «лю-лю-лю», «ма-а-а». Следите, чтобы гласный «А» исполнялся округло как «О». То есть, пойте «ма-а-а», а думайте в это время «мо-о-о».

Скачайте аккомпанемент распевки .

Все занятия вокалом начинаются с разогрева голо сового аппарата.

Следуйте ощущениям, Вам должно быть комфортно во время пения.

В начале занятий всегда делают упражнения на средних нотах, к работе над высокими нотами переходят в середине занятий.

Не нужно спешить и сразу «атаковать» сложные фрагменты упражнений или музыкальных произведений. Сначала укрепите уже доступные ноты диапазона и добавляйте по одной новой ноте (высокой или низкой) в несколько занятий.

Помните о психологической стороне. Очень важно чувствовать «УСПЕХ», именно так. От позитивных эмоций зависит скорость и качество вашего обучения. Пусть в Ваших занятиях будет больше моментов, которыеуже хорошо получаются, а к трудностям относитесь как к задаче, для которой нужно время и терпение. Главное регулярно заниматься и доверять себе.

Если болит горло, или чувствуете сильную усталость-

то упражнения делать нельзя!

Упражнение 1

Упражнение - разогрев. Поём с закрытым ртом, используем среднюю громкость звука. Не касаемся очень высоких нот, т.к. это зажмёт голос и дальше заниматься будет невозможно. Если чувствуете напряжение в горле- остановитесь . Подождите пару минут, чтобы мышцы расслаблись и забыли ощущение зажатости, и пробуйте снова. Следите за ощущениями лёгкости или зажатости. Помните, что сейчас вы приучаете (, а может и переучиваете) себя петь правильно. Есть такое понятие как "мышечная память". Когда привыкнете петь правильно, всё будет получаться само-собой.

Просмотрите видео-урок "Вокальная позиция". Вы должны всегда петь в правильной вокальной позиции.

Пример

    Мужской диапазон

    • Женский диапазон

      • Упражнение 2

        Посмотрите видео-урок "Дыхание". Учимся сразу использовать правильное диафрагменное дыхание, фиксировать вдох верхним прессом и опираться на диафрагму. Время от времени проверяйте, положив руку на верхний пресс, правильно ли делается вдох и выталкивается воздух мышцами пресса. Конечно, помним о вокальной позиции. Первое время делайте упражнения перед зеркалом. Следите, чтобы плечи при вдохе не двигались.

        Пример

        • Мужской диапазон

          • Женский диаразон

            • Упражнение 3

              Продолжаем разогреваться. Более подвижный темп и быстрое переключение с ноты на ноту развивает гибкость связок. Следите за качеством пения и за интонацией (фальшивить и ползать по нотам нельзя). Помните, что сейчас вы обучаете себя, вырабатываете мышечную память. Как заучите- такой и результат получите.

              Чтобы каждая нота звучала точно, добавьте еле ощутимую букву "г" (ма-га-га-га-га-ааа).

              Начинайте с правильного вдоха, распределяйте выдох диафрагмой. Помните об объёмном звуке (вокальная позиция). Переходя с закрытого звука на открытый, только приоткрывайте звук губами. Не теряйте позицию и опору. На высоких нотах ещё сильнее опускайте челюсть (даже в закрытом звуке). Самая правильная позиция для высоких нот "на зевке". Попробуйте зевнуть и запомните, как увеличивается объём во рту. Запомните чувство, когда верхнее нёбо выгибается наверх, а корень языка сдвигается вниз.

              Пример

              • Мужской диапазон

                • Женский диапазон

                  • Упражнение 4

                    Арпеджио. Работаем над диапазоном. С закрытым ртом, помня о правильной позиции, вдохе и опоре звука, мы легко пробегаем с низких нот на высокие и обратно. Главное, это "связное пение". Добавьте к звуку букву "г", что бы точно вызвучивать каждую ноту, а не смазывать. Помните о "зевке" (в примере рассказывается о приёме "плаксивости", что поможет удерживать позицию). Также можно наклоняться.

                    Начиная мелодию- стоим ровно. Когда голос поднимается вверх, к высоким нотам, мы наклоняемся вниз, до тех пор, пока не дойдём до самой высокой ноты. Голос возвращается к низким нотам- мы выравниваем спину, возвращаемся в исходное положение. Наклоняться нужно на уровне поясницы, то есть, спина ровная. Если наклонятся в животе, то мышцы вытолкнут весь воздух, а этого нам не нужно.

                    С одной стороны, это приём-отвлечение. Во время наклона мы не думаем о нотах, мы думаем о "сохранности лба" :) ведь высокие ноты могут не поддаваться из-за неуверенности. Значит, будем наклоняться, пока голос не привыкнет брать высокие ноты автоматически.

                    А второй момент, это- движение, которое помогает звуку диафрагмой (т.е. опорой). Обратите внимание на известных техничных певцов. Когда они берут сложную ноту, то чуть наклоняются или приседают, но в общем можно увидеть, как они напрягают мышцы пресса и выталкивают мощную кульминационную ноту.

                    Но просьба не увлекаться в громкости. Даже наоборот, чтобы высокие ноты пелись легче, их поют чуть тише и используют меньше воздуха по сравнению со средними.

                    Пример

                    • Мужской диапазон

                      • Женский диапазон

                        • Упражнение 5

                          Все задачи предыдущего упражнения остаются. Здесь мы будем петь также, но прорабатывать гласные. Нужно пропеть по очереди все "А", "О", "У", "Э", "И". Впевают разные гласные на разных участках диапазона (т.е. на средних, низких и высоких нотах). Тогда голос справляется легко в песнях, ведь в словах всё те же гласные. Научись петь одинакого легко и в среднем регистре и в высоком.

                          Пример

                          • Мужской диапазон

                            • Женский диапазон

                              • Упражнение 6

                                Тренируем своё дыхание. Помним о правильном вдохе. Контролируем диафрагмой количество выпускаемго воздуха. Учимся держать ноту долго-долго на одном дыхании.

                                Пример

                                • общий диапазон

                                  • Высокие ноты.

                                    Когда вы только начинаете заниматься, помните, что слабое звучание голоса и особенно высоких нот - это нормально. Голосовым связкам нужно время и адекватная нагрузка, что бы окрепнуть на определённых участках.

                                    И не имеет значения - Вы только начинающий певец или был перерыв в занятиях несколько месяцев. Пару недель придётся просто восстанавливать голос и приучать его к нагрузкам.

                                    Занимайтесь три (3) раза в неделю (через день). Можно петь по пол-часа каждый день, если вы только разогреваете голос и не даёте на связки большую нагрузку. Если голос сипнет, мышцы горла напрягаются, нужно делать перерывы в занятиях, пока появится чувство лёгкости. Пробуйте петь не громко и с чувством, что вы постоянно «сбрасываете» напряжение в горле. Не разрешайте мышцам горла зажиматься. Научитесь расслабляться.

                                    Упражнение 7

                                    Разрабатываем высокие ноты особым приёмом- "поскрипывание" связками. Обращаю Ваше внимание, что это упражнение можно отнести к опасным для здоровья голосовых связок. Во-первых, голосовые связки на высоких нотах становятся тоньше, а значит легко могут повредится от напряжения мышц горла. Во-вторых, они должны выдерживать давление воздуха. Поэтому я призываю Вас на высоких нотах петь на средней громкости звука и не делать особо глубокий вдох. Научитесь петь с небольшим количеством воздуха на высоких нотах. А мощный звук появляется за счёт резонаторов.

                                    Найти головной резонатор самостоятельно, без профессионального педагога, задача очень сложная. Но возможная, если заниматься с умом.

                                    Именно по этому упражнение мы поём сначала с закрытым ртом. Послушайте пример, где показывается звук «поскрипывания связок». Это имитация звука скрипки. Но нельзя передавливать звук. Всё должно быть легко и без напряжения. В работе с высокими нотами, особенно помните про вокальную позицию и приопущенную гортань. Звук производится только голосовыми связками, Вы не должны чувствовать ни одну мышцу горла или мышцы под нижней челюстью.

                                    Ноты в упражнении поются отрывисто для того, чтобы правильное звукоизвлечение восстанавливалось и Вы могли сбрасывать возникающее напряжение при исполнении длинной ноты. Помните, что открытый звук с гласной не меняет позицию, а просто приоткрываются губы. Женский диапазон

В этой статье вы найдёте упражнения, после выполнения которых начнёте .

Чтобы открыть голос

Ваш голос на самом деле может быть не вашим. Причина - в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Представленные ниже упражнения помогут справиться с этими проблемами и раскрыть ваш истинный природный голос.

Звукорежиссёр

Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником - прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном - держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит , и сможете его улучшить.

Кью-икс

Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» - растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.

Зевок

Самый простой способ расслабить мышцы гортани - хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.

Выдох-стон

Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.

Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий - если всё правильно, у вас должен получиться стон.

При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.

Чтобы сделать голос приятным

Три улыбки

Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день - и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.

Упражнение йогов

Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.

Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем - и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.

Протяжные слоги

Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.

Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.

Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.

Длинный язык

Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.

Чтобы сделать голос сильнее

Звуки «и», «э», «а», «о», «у»

Сделайте выдох, затем - глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.

Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» - самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» - самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».

Упражнение Тарзана

Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.

Мычание

Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем - на средней громкости и в конце - очень громко.

Рычание

Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».

Упражнение Шаляпина для настройки голоса

Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».

Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.

Важно помнить

При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную . Живот должен быть расслаблен, а грудь - выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение.

Вокальные упражнения бывают шести типов:

1.Упражнение с различным ритмическим рисунком (на выдержанном или повторяющемся звуке, пунктирный ритм, сочетание дуолей и триолей, половинные и целые ноты).

2.Упражнения с различным звуковедением (legato, non legato, staccato, marcato).

4.Упражнения с различными штрихами (акценты, tenuto, фермата).

5.Гармонические последовательности (интервальные и аккордовые последовательности).

6.Вокализы (можно петь целиком хоровые произведения закрытым ртом и на любой звук, слог, в зависимости от задачи)

7.Отрывки из произведений (полезно над трудными местами партитур упражняться отдельно)

Распевание начинается с извлечения одного звука - с него начинается и настройка слуха, и концентрация внимания. Такое упражнение даёт возможность выровнять интонацию, создать строй и унисонное звучание.

Многократным повторением изменяется качество звука, уточняется его направленность, отрабатывается точность атаки, находится необходимая высокая позиция, активизируется диафрагма. Звук берётся закрытым ртом, без напряжения, он сконцентрирован у верхних передних зубов.

Упражнение на одной ноте (на одной высоте звука) развивает равномерный экономный длительный выдох, опору. При чередовании гласных оно способствует выравниванию их звучания. Выдержанная нота, спетая на первоначально избранном гласном в одной силе звука, может быть первым упражнением для начинающих. С такого упражнения начинал занятия М.И.Глинка.

Различные гласные исполняются в виде слогов с одинаковым согласным. Выбор гласных зависит от общего фона звучания хора. а)Если звучание хора глухое, берут звонкие гласные (ди, дэ, да; ми, мэ, мА). б)Если хор звучит пёстро, начинают упражнение с гласных, способствующих округлению и ровности звучания (лю, лё, ля). в)Если надо округлить какой-либо определённый гласный, его ставят между гласными «о», «у», «а», способствующими округлению (ма-ми-ма, мо-мэ-ма). г)Для образования слогов применяются обычно: «л» (собирает звук, способствует образованию мягкой атаки), «м» (настраивает на высокое головное звучание), «д» (активизирует атаку, приближает звук).

В первых упражнениях берут 1-2 гласных в сочетании с согласным или без него, затем постепенно вводят все гласные, основные или йотированные. Чаще такое упражнение поют на пяти основных гласных в различном их чередовании в зависимости от методических целей. При этом учитывается, что:

1).в порядке «и», «э», «а», «о», «у» происходит постепенное увеличение ротовой полости (самая маленькая на «и») и уменьшение глоточной (самая маленькая на «у»);



2). в порядке «и», «у», «о», «э», «а» происходит уменьшение напряжения мышц голосовых складок (самое большое напряжение голосовых мышц на «и», «у»);

3).подсвязочное давление повышается в порядке «а», «о», «э», «у», «и».

В этом упражнении все гласные можно петь в одной силе звука или с динамическими оттенками, т.е. постепенно увеличивая и уменьшая силу звука.

Упражнения с поступенным расположением звуков. Простейшие из них - соединение 2- 5 последовательных ступеней натуральной мажорной гаммы, обычно вначале на одном гласном звуке. Гаммы поются снизу вверх и сверху вниз с названием нот или на выбранных гласных. На начальных этапах полезнее петь гамму сверху вниз в медленном темпе. В таком упражнении необходимо следить, чтобы все нисходящие звуки имели одинаковую опору и звучали в одной высокой позиции.

При исполнении гаммы снизу вверх особое внимание надо обратить на первый, нижний звук. Он берётся в намеренно высокой позиции, т.е. применительно к позиции верхнего звука упражнения. Такой приём обеспечивает ровность звучания на протяжении всей гаммы. Вся гамма обычно исполняется на одном дыхании.

Гаммы являются незаменимым средством для выработки кантилены, развития дыхания, выравнивания звучания во всём диапазоне и, следовательно, сглаживания регистров, а также для развития подвижности и беглости голоса.

Пение гамм способствует расширению певческого диапазона.

Упражнения на различные интервалы поются как с нижнего звука к верхнему, так и наоборот. Упражнения на интервалы способствуют выравниванию звучания. В начале работают на интервалах более привычных для слуха, близких к речевым интонациям (терциях, квартах, квинтах), идут от узких интервалов (терций, кварт) к более широким (квинтам, секстам, октавам). К этому виду упражнений относится пение трезвучий и арпеджио. Все указанные упражнения полезно петь как связно, так и отрывисто, а также, чередуя эти две манеры звуковедения.

Для большинства упражнений применяется вокализация , т.е. пение на гласных звуках и слогах (внутрислоговые распевы - тоже вокализация). Вокализация позволяет сосредоточить внимание на основных моментах вокальной техники (при пении с текстом часть внимания «забирает» текст) (А.Юрлов в работе «О значении вокализации в хоровом пении» даёт огромную характеристику этому приёму).

Вокализация бывает трёх видов: а)с закрытым ртом, б)на гласный звук, в)сочетающая пение закрытым ртом и на гласный.

Пение с закрытым ртом на сонорный согласный звук «м» («мычание») осуществляется при сомкнутых губах с несколько опущенной нижней челюстью, ощущением небольшого зевка. Это упражнение исполняется на среднем участке диапазона. Оно настраивает на головное звучание, подключает к работе верхние резонаторы, вырабатывает ощущение вибрации в них, но приносит пользу только тогда, когда при нём возникают правильные резонаторные ощущения, а именно, когда поющий хорошо ощущает вибрацию (дрожание) тканей носа. Физиологическая суть этого упражнения в том, что вибрация тканей носа раздражает находящиеся в них нервные окончания чувствительных нервов. Такое раздражение вызывает ответную реакцию - значительно повышается тонус голосовых мышц, их работоспособность, поэтому пение с закрытым ртом рекомендуется применять в начале распевания.

При пении закрытым ртом всё внимание направляется на интонацию (например, скачки поются легче, чем при пении на гласные или слоги).

Вокализация закрытым ртом должна быть лёгкой и естественной, петь надо настолько тихо, чтобы улавливать такое же тихое пение певцов-соседей. Пение с закрытым ртом приучает певцов хора к мягкой атаке звука, собранности, пластичности в звучании и переходах.

В вокализации можно использовать разные штрихи (чаще legato и staccato).

Упражнения на legato являются основным средством выработки кантилены, которая неразрывно связана с длительным равномерным, правильно организованным выдохом. Поэтому упражнения на легато с постепенно удлиняющимися музыкальными фразами развивают певческое дыхание. Петь отрывисто, отделяя каждый звук, атакуя каждую ноту заново смыканием голосовых складок и дыханием при помощи активных движений диафрагмы - это значит петь стаккато.

При исполнении staccato движения диафрагмы сопровождаются перемещением верхнего отдела передней стенки живота. Движения брюшной стенки в подложечной области могут служить хорошим ориентиром для проверки работы диафрагмы при пении на стаккато. Пение на стаккато связано с активным смыканием голосовых складок. Оно хорошо активизирует их работу, способствует усвоению чёткой атаки и потому очень полезно при вялом тонусе голосовых мышц, при сиплом звуке. Этот вид вокализации особенно показан при работе с детскими голосами. Каждая спетая на стаккато нота не должна сопровождаться снятием вдыхательной установки. Пение фразы на стаккато должно проходить как бы на одном дыхании. Паузы между стаккатными звуками внутри фразы - это остановки дыхания (выдоха). Т.о., исключается подготовка голосового аппарата к фонации перед каждым новым звуком, остаётся взаимодействие голосовых складок и дыхательных мышц (гл. о. диафрагмы).

Спетый на стаккато звук может явиться отправной точкой для пения на легато. Полезно спеть начальный звук упражнения на стаккато и сейчас же его повторить в связной манере пения. С этой целью применяются упражнения с чередованием отрывистой и связной видов вокализации.

Чтобы партия не «плыла», теряя точность интонации и ритма в вокализации на гласный, к нему прибавляют согласный, лучше сонорный (м, н, л ), иногда д , з, к - только с у , как самой тихой из гласных, редко - т (т.о. легче получаются точные переходы от звука к звуку и после «впевания» на слог должны приобрести точность на гласный).

Дирижёр хора должен искать и находить приёмы вокализации, помогающие решать определённые задачи.

1. Достигать pp лучше на «ку» и «мо».

2. Неудобные по тесситуре фрагменты впевают закрытым ртом.

3. Слоги с «И» придают звонкость, «серебрят»

Слоги с «О» - округляют

Слоги с «У» - собирают, выравнивают звук.

Согласные тоже могут придавать различный характер звуковедению (мягкость, отрывистость...). Так, известен случай, когда А.В.Свешников долго не мог «вылечить» хор от вялого, вязкого, неинтересного звучания, пока не попробовал в работе вокализацию на «та», которая решила проблему.

В распевания включаются как традиционные распевочные упражнения, так и небольшие мелодические попевки, которые представляют собой вокально трудные места из разучиваемых хоровых сочинений. Часть трудно исполняемой фразы можно транспонировать в более низкую тональность, в которой этот фрагмент легко вокально усваивается хором. Добившись правильного звучания в низкой тональности, его секвенционно по полутонам вверх закрепляют до основной тональности или даже выше. Т.о. свободное звучание с более низкой тесситуры переносится на высокую. Этот приём очень эффективен. Он позволяет довольно быстро преодолевать вокальные трудности при разучивании репертуара.

Попевки обычно состоят из 1-2 музыкальных фраз и так же, как и обычные вокальные упражнения, исполняются в виде секвенции по полутонам вверх и вниз.

В попевки можно превратить и обычные вокальные упражнения, придав им словесный текст.

В хоровой практике получили распространение распевки, основанные на простых полифонических формах, таких, как имитация и канон. Эти упражнения развивают ансамблевые навыки, вырабатывают ориентацию певцов в многоголосном пении, а также позволяют решать проблемы уравновешенности различных голосовых партий.

Полезно сочетать распевание с выработкой навыков пения многоголосия. Простейший вид выстраивания трезвучия или аккорда - пение гаммы с остановками на звуках аккорда.

В примере показаны остановки хоровых голосов на звуках тонического аккорда. Возможны также варианты, в которых остановки делаются на субдоминантовой или доминантовой гармонии. Это отрабатывается как на упражнениях уже знакомых певцам, так и импровизационно, при помощи «живого нотного стана» - руки дирижёра: 5 пальцев левой руки хормейстера превращаются в нотный стан (5 нотных линеек), а пальцами правой руки дирижёр показывает местоположение нот, исполняющихся певцами хора. За каждым пальцем правой руки может быть закреплена отдельная хоровая партия: например, за 5-м пальцем - вторые альты, за 4-м - первые альты, за 3-м - вторые сопрано, за 2-м - первые сопрано.

В многоголосных распеваниях применяется также метод «устных подсказок», который благотворно воздействует на выработку гармонического строя. Выстроив в хоре трезвучие (допустим ре - фа-диез - ля первой октавы), дирижёр предлагает каждой хоровой партии подняться или опуститься на некоторый интервал, например, альтам - на полтона вниз, первым сопрано - на полтона вверх, вторым сопрано - на полтона вниз и т.д. При этом дирижёр внимательно следит не только за интонацией певцов, но и за другими элементами хорового звучания - цепным дыханием, качеством и силой звука. В ходе репетиций такие упражнения вносят оживление в творческий процесс, заставляя певцов быть предельно внимательными и собранными.

Теперь, когда вы познакомились с основами правильного пения - диафрагменным дыханием и свободным резонаторным звуком, можно перейти непосредственно к упражнениям и начать делать вокальные упражнения более усердно.

Общие правила выполнения вокальных упражнений

Сперва послушайте, как выполняет их педагог. Затем попробуйте повторить. Выполнять упражнения необходимо сидя на стуле, ровно держа спину и не горбясь.

Вначале следует делать их в пределах первых 6-7 самых удобных звуков, постепенно расширяя диапазон голоса. Следите за дыханием . Для контроля держите руку на животе. Контролируйте работу нижнего резонатора. Следите за тем, чтобы не дрожали губы, не задирайте вверх плечи и голову, не тяните вперед шею. Сохраняйте ощущение покоя, комфорта и некоторой расслабленности. Работать должен только живот, как бы подкачивая воздух для пения.

К верхней ноте живот напрягается больше, чем во время исполнения предыдущей. Это ощущает ваша рука, лежащая на животе. Все вышеперечисленное является обязательным как для упражнений, так и для непосредственного исполнения вещей.

Упражнения на концентрацию звука

Эти упражнения необходимы тем из вас, у кого наблюдаются следующие проблемы во время пения:

  • глухой, заглубленный звук
  • трудности с исполнением верхних и средних нот
  • сиплый звук на всех или некоторых гласных часто на “И”
  • склонность к занижению нот
Упражнение 1
Закрытый слог “М” . Сделайте быстрый вдох носом. Одновременно опустите гортань, как во время зевка и откройте ноздри. На выдохе споем одну ноту на согласную “М”. Гортань остается внизу. Нижняя челюсть опущена так, что зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно. Губы сомкнуты, но не напряжены. Ноздри открыты. Вы должны добиться удержания долгого ровного звука.

Вибрация легкое подрагивание ощущается в области носа, переносицы, щек, подбородка. Эпицентр вибрации находится на передних верхних зубах. Старайтесь не допускать гнусавого призвука. Не тянитесь к ноте снизу, атакуйте сверху, как бы нажимая на воображаемую клавишу. В противном случае нота получится несколько заниженной, или будет присутствовать ощущение, что вы “подъезжаете” к ноте, не точно интонируя.

Начинать это упражнение надо с любой удобной вам ноты, находящейся в середине диапазона, и постепенно повышать и понижать тон. Автор не рекомендует делать это упражнение в высоком регистре, оставайтесь в низком и среднем.

Упражнение 2
М-И-И-И-И-И-И-И . В этом упражнении первая нота должна звучать так же, как и в предыдущем. Для исполнения последующих нот необходимо немного открыть рот, следя однако, чтобы не появилось какое-либо напряжение. Звук “И” во время пения не должен отличаться от обычного разговорного как в слове “улитка”.
Упражнение 3
М-И-Э-А-О-У-О-А-Э-И . Когда вы почувствует контроль над буквой “И”, переходите к этому упражнению. Все гласные должны быть исполнены одинаковым звуком - звонко, без хрипа и продыха. Необходимо постоянно чувствовать точку концентрации звука на верхних передних зубах.

Упражнения для достижения силы звука, глубины и красоты тембра

Эти упражнения предназначены для всех, но особенное внимание на них следует обратить тем, у кого заметны следующие недостатки пения:

  • гнусавый призвук
  • дрожание голоса
  • неумение пропевать изящные вокальные украшения мелочи

Если, по мере приближения к верхним нотам, ваш голос становится тонким, в нем не хватает мощного драматичного тона, столь необходимого для исполнения роковых композиций, то эти упражнения, несомненно, для вас. Выполняя их, используйте также все полезные навыки, приобретенные при работе над упражнениями предыдущего цикла.

Упражнение 1
РО-О-О-О-О-О . Рот открыт широко, челюсть находится в самом нижнем положении. Губы расслаблены. Не старайтесь формировать букву О губами. Она должна находится как бы внутри гортани. При таком положении звук будет напоминать нечто среднее между О и А.

Возьмите зеркало и проверьте положение языка на гласной. Не забывайте, что гортань чуть поднявшись на Р, должна снова опуститься на О. Необходимо помнить о состоянии застывшего зевка. Контролируйте работу нижнего резонатора. Для этого необходимо представить, что рот переместился на грудь и звук идет оттуда.

Упражнение 2
РО!-О!-О!-О!-О! В этом упражнении после каждого слога выполняется резкий выдох и быстрый вдох, как бы добор воздуха. Выдох происходит за счет резкого сокращения мышц пресса, как во время смеха. Этот прием называется активный выдох.

Если он выполнен правильно, то добор воздуха происходит автоматически. Чем выше вы поднимаетесь, тем глубже должен быть звук. Звук все больше и больше должен походить на стон, как будто на груди лежит тяжелая гиря и вы поете через силу. Не закрывайте рот и не напрягайте шею.

Упражнение 3
РО-О’O-O’O-O’O-O’O-O’O-O’O . Во время выполнения этого упражнения после каждых двух звуков О делайте маленький выдох и вдох ртом / дыхание обозначено знаком апострофа/, как бы добор воздуха /см. упр.2/.

Старайтесь не прыгать с ноты на ноту, а плавно переползать, делая глиссандо. Должно возникать ощущение, как будто вы натягиваете нижнюю ноту на верхнюю. При этом более высокий звук должен отзвучивать в груди глубже предыдущего.

Упражнение 4
PO-O’O-O’O-O’O-O’O-O’O-O’O . В отличие от предыдущего, данное упражнение выполняется легко перескакивая с ноты на ноту. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы не тянуться за звуком, вытягивая шею и запрокидывая голову, а опускать его на грудь. Знаком апострофа отмечен активный выдох и добор дыхания.

Упражнения на развитие субтона

Упражнение 1
А-ВЕ МА-РИ-И-Я . Согрейте руки дыханием, как это делают на морозе. Теперь добавьте к дыханию немного звука. Такой прием называют расщеплением или субтоном. Вот вы и получили ощущения, необходимые для выполнения упражнения 3. Следите, чтобы рот широко открывался а продых не исчезал в течение всей фразы.

Упражнение рассчитано на использование большего, чем обычно, количества воздуха. Если дыхания едва-едва хватает, значит, звук найден правильно. Чтобы облегчить себе задачу, наклонитесь вперед, положите руки на поясницу и ощутите, как туда проникает воздух. Теперь у вас образовался “спасательный круг” вокруг талии.

Не спешите, расходуйте воздух экономно,- не выдыхайте много на первую ноту. Вдохи делайте носом, ритмично, быстро и резко, ощущая, как наполняется воздухом “спасательный круг”. Если гласная И зажимается или звучит в нос, замените ее на Ы /А-ВЕ МАРЫ-Ы-Я/.

Когда вы научитесь правильно пропевать ее, можно будет вернуться к первоначальному звучанию. Это упражнение можно делать в пределах октавы. Следите за вибрацией грудного резонатора - она не должна пропадать на высоких нотах.



Новое на сайте

>

Самое популярное