Домой Онкология Идеальное (философия). Сознание и материя

Идеальное (философия). Сознание и материя

Отражение по своей природе - это способность материальных объектов ос­тавлять в себе следы других материальных объектов при взаимо­действии с ними.

Можно привести множество примеров отражения: царапина на теле (отражение другого материального объекта после его взаимодействия с телом), следы человека на грунте (отражение человека грунтом), следы грунта на обуви человека (отражение грунта человеком), изменение формы предмета при столкновении с другим предметом (автомобильная авария, попадание снаряда в стену и т. д.), отражение костей древних животных на камне, отпечатки пальцев, эхо в пещере, отражение солнечного света Луной, отражение Луны, деревьев, гор в водоеме...

Таким образом, в большей или меньшей степени отражение присуще всем материальным объектам при взаимодействии с другими ("Каждая вещь - эхо и зеркало Вселенной").

Материальная природа образа не зависит от материальной природы оригинала.

Отражение, начиная с простейших форм, характеризуется рядом свойств:

1) оно предполагает не просто изменения в отражающей системе, а изменения, адекватные внешнему воздействию;

2) отражение зависит от отражаемого, оно вторично по отношению к нему;

3) отражение зависит от среды и особенностей отражаемой системы, играющей в процессе отражения активную роль.

Элементарными формами отражения являются:

Механическое;

Физическое;

Химическое.

Особой формой отражения является биологическое отраже­ние. Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмом. С помощью биологического отражения живые ор­ганизмы способны отражать как живую, так и неживую природу.

Формами биологического отражения (присущего живым ор­ганизмам) являются:

Раздражимость;

Чувствительность;

Психическое отражение.

Раздражимость - простейшая форма биологического отра­жения - реакция живых организмов (даже растений) на предметы и явления окружающего мира (живого и неживого). Пример -высыхание, сворачивание листьев на жаре, изменение ими фор­мы (возвращение в прежнее положение) после дождя, движение подсолнуха "за Солнцем".

Чувствительность - следующая, более высокая форма биоло­гического отражения - способность живых организмов отражать отдельные свойства объектов - цвет, форму, температуру, мягкость, влажность и т.п. Это стало возможным потому, что у животных появился специальный аппарат (нервная система), который позволяет активизировать их отношения с окружающей средой.

Психическое отражение/Восприятие/Ощущение - систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов (животных, особен­но высших) моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникаю­щие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный. Психика (как результат взаимодействия мозга с внешним миром) и психическая деятельность позволили животным не только приспосабливаться к окружающей среде, но и в определенной мере проявлять внутреннюю активность по отношению к ней и даже изменять среду. Возникновение психики у животных означает появление нематериальных процессов. Как показали исследования, в основе психической деятельности лежат безусловные и условные рефлексы головного мозга. Цепь безусловных рефлексов является биологической предпосылкой формирования инстинктов. Наличие у животных ощущений, восприятий, “впечатлений”, “переживаний”, наличие элементарного (конкретного, “предметного”) мышления есть основа возникновения человеческого сознания.

Отражение приобретает на уровне живого две важные особенности. Во-первых, дальнейшее развитие приобретает избирательность отражения, активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно важные для нее факторы внешней среды; во-вторых, отражение выступает как важнейшее средство приспособления организма к условиям среды, предполагает целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. В этом смысл и значение отражения в живой природе. Оно выступает в качестве источника данных для управления живыми системами, их поведением.

Идеальное - важнейшее свойство сознания. На протяжении многих веков проблема идеального остается одной из самых актуальных и сложных в мировой философии. Именно из противоположного отношения к природе и идеальному в философской мысли рождается противостояние материализма и идеализма, а также разнообразные «прочтения» идеального и материального в различных философских школах.
Идеальное в идеалистической традиции понимается как самостоятельное нематериальное начало, существующее вне пространства и времени (дух, идеи). Идеальное в материалистической традиции понимается как отражение в сознании внешнего мира, субъективный образ объективной реальности. В марксизме трактуется как отражение внешнего мира в формах сознания и деятельности человека как общественного существа, продукт и форма социальной практики (в отличие от простого продукта пассивного индивидуального созерцания).
«Идеальное» обозначает как сам процесс, так и результат этого процесса, а именно процесса идеализации, психического отражения действительности, формирующего образ предмета, который, в свою очередь, является «идеальной формой бытия предмета в голове человека». Изначально идеальные образы возникают и формируются как момент практического отношения человека к миру, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями людей.
Идеальность - это особая, нематериальная сущность созна­ния. Идеальное сознание по своей природе: противоположно материальному миру; независимо от материи; в некоторых случаях первично по отношению к материи; неуловимо, неопознаваемо с помощью материальных средств. Это означает следующее. Возникающие в голове образы сами не являются материей. Они лишены массы, запаха, неизменных размеров (сознание мо­жет "вмещать" в себя все - песчинку, маленький камень, автомо­биль, небоскреб, океанский лайнер, планету). Сознание, его обра­зы - самостоятельная реальность, по сути, противоположная ма­терии. Сознание независимо от материи. В сознании возможно то, что невозможно в реальном мире (человек может представить все). Сознание во многих случаях предшествует материи - точнее, материи, создаваемой, преобразуемой человеком. Например, при изготовлении любого предмета (авторучки, стола, листа бума­ги и др.) в сознании всегда имеется замысел, "образ" данного пред­мета. Причем сознание человека способно создавать и с помощью деятельности человека и механизмов воплощать в жизнь не только простые, но и сложнейшие замыслы (образы) - строить дворцы по проекту, собирать телевизоры, создавать самолеты, огромные оке­анские лайнеры, конструировать, собирать, запускать в космос ракеты, управлять на расстоянии космическим кораблем и т. д. Сознание нельзя обнаружить с помощью материальных средств. До сих пор врачам, ученым не удавалось "увидеть", обнаружить само идеальное сознание, образы в мозгу другого человека. Видна только анатомия, но не сознание. Идеальное всегда остается личностным явлением, субъективным проявлением мозговых процессов человека. Последние актуализируют для индивида информацию в виде субъективных переживаний, знаний и т.п. Неактуализированная для личности (потенциальная) информация, хранящаяся в различных структурах головного мозга, зафиксированная в памятниках культуры, произведениях искусства, книгах, инженерных сооружениях и разработках, никак не может быть соотнесена с понятием идеального, пока не станет актуальной для сознания индивида.

Мини-глоссарий

Трансцендентальное -понятие, обозначающее такие аспекты или вид бытия, которые выходят за границы нашего мира и познания человека.

Объективный идеализм - учение о первенстве идеальной реальности, которая существует объективно, то есть независимо от материального бытия и человеческого сознания, и порождает их.

Субъективный идеализм - учение о приоритете идеального бытия, внутренне присущего человеческому субъекту и придающего всем объектам форму, в которой мы их воспринимаем.

Сознание - сложнейшая функция человеческого мозга, высшая форма психической активности человека как общественного существа.

Проблема идеального. Категория идеального есть философское понятие, которое составляет пару с категорией материального. Идеальное (от греч, idea - образ, форма, вид, род) представляет особую реальность. Его феномены лишены многих тех свойств, которые присущи материальным объектам. Так, желая показать различие между идеальным и материальным, Б. Шоу однажды написал: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Идеальные сущности невещественны и непротяженны, лишены временного характеры, не обладают опытной достоверностью, недоступны для чувственного восприятия. Это говорит о том, что характер их бытия иной, чем у бытия реального мира, а именно - идеальный.

Заслуга открытия идеального в европейской философии принадлежит Платону, который полагал, что высшую реальность образуют бестелесные, неизменные, вечные, активные, прекрасные и совершенные идеи. Идеальное бытие находит абсолютное выражение в философии Гегеля, где абсолютная идея несет в себе полноту всего сущего. Представление об идеальной реальности, которая имеет свойства, значительно отличающиеся от признаков материальной реальности, неизбежно порождало вопрос о соотношении между ними. В зависимости от решения этого вопроса философы делятся на два основных направления - материалистов и идеалистов. Материалисты находят в идеальном отражение явлений объективной реальности, которые таким образом определяют наши образы, чувства и мысли. Идеалисты видят в нем активность духа, присущую субъективной или трансцендентной реальности, которая творит наш мир. Многовековой спор между материалистами и идеалистами в истории философии в качестве своей основы имеет вопрос о том, как соотносятся материальное и идеальное бытие. Если материя существует вечно, то можно ли сказать, что идеальное тоже вечно? Американский астроном Карл Саган предложил модель эволюции, сравнив для наглядности время существования Вселенной (15 млрд лет) с одним земным годом. В соответствии с этой моделью, Земля появилась 14 сентября, жизнь на ней - 25 сентября, первые рыбы - 19 декабря, первые динозавры - 24 декабря, первые млекопитающие - 26 декабря. Первые приматы возникли 29 декабря, первые гоминиды - 30 декабря, а первые люди явились примерно в 22 час 30 минут 31 декабря (современная антропология определяет возраст вида HomoSapiens в 40-50 тысяч лет). Таким образом, если

бб понимать идеальное как сознание человека, то оно возникло гораздо позже материального мира.

Виды идеального бытия. Идеальное бытие многообразно в своих проявлениях и многозначно в своих характеристиках. Оно может существовать в виде чувственных образов и концептов умственной деятельности, в формах общественного сознания и процессах духовного творчества. Поэтому правомерно выделить различные виды идеального бытия: психическая жизнь и мышление, общественное сознание и духовный мир личности. Особого внимания заслуживает вопрос о существовании трансцендентного идеального бытия как субстанции, которая не зависит от материального мира и человеческого сознания и выступает как порождающая причина по отношению к ним. Признание такого объективной идеальной субстанции служит линией разграничения между объективным идеализмом и субъективным идеализмом в философии.

Объективные идеалисты (Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Г. В. Лейбниц, Г. В. Гегель и др.) утверждают необходимость существования трансцендентного бытия, в качестве которого они принимают мир идей, бога, мировой разум, абсолютную идею. В отличие от них, субъективные идеалисты (Дж. Беркли, Д. Юм, И. Г. Фихте, Ф. Ницше) либо отрицают существование какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривают ее как нечто, полностью определяемое активностью его способностей (ощущения, разум, воля). Таким образом, если субъективные идеалисты объясняют материальный мир, исходя из человеческого субъекта, то объективные идеалисты указывают в качестве его причины на идеальную субстанцию. Но есть ли основания у философии, опирающейся на данные современной науки, полагать, что такая идеальная субстанция существует в реальности? Рассмотрим этот вопрос на примере доказательств бытия Бога.

Известно, что в своих представлениях о божественном начале человечество прошло несколько стадий осмысления Бога. На первой из них он представлял некую духовную сущность, совпадающую с природой и вносящую порядок в ее стихию. На второй стадии Бог понимался как творец и создатель, порождающий мир своим разумом и волей, которые обретали магическое единство в его слове. Третья стадия постижения Бога знаменовала его осознание как законодателя, возвещающего людям базовые нормы морали и права и являющегося их гарантом в подлунном и загробном мире. Все известные доказательства существования Бога (логическое, онтологическое, космологическое, моральное, психологическое и т.д.) не проходят строгую проверку нашего теоретического разума. Однако знания о нашей Вселенной пока имеют фрагментарный характер, а философия является не только наукой, обязанной соответствовать строгим критериям, но и мировоззрением, которое не может уклоняться от постановки и решения общих вопросов мироздания. Современная наука о своем отношении к бытию Бога могла бы сказать словами А. Эйнштейна, который, отвечая на вопрос

«Верите ли вы в Бога?», заявил: «Я верю в Бога Спинозы, который проявляет себя в закономерной гармонии бытия, но вовсе не в Бога, который хлопочет о судьбах и делах людей». С философской же точки зрения Бог, или Мировой разум, может быть осмыслен как идеальный тип мироустройства, определяющий меру разумности того мира, в котором мы живем.

Если о трансцендентном бытии можно говорить лишь гипотетически, то реальность других видов идеального бытия (психическое, мыслительное, сознательное, духовное) не вызывает сомнений. Очевидность его наличия порождает в философии две тенденции, которые объединяет стремление устранить различие между идеальным и материальным бытием или свести его к минимуму. Сторонниками первой из них являются так называемые «вульгарные материалисты» (Л. Бюхнер, К. Фохт, Я. Молешотт), которые пытаются определить сознание как физиологический процесс (мысль относится к мозгу примерно так же, как желчь относится к печени). Другую тенденцию представляют биологи и психологи, которые настаивают на объективном характере психических процессов или мыслительных актов, поскольку они могут быть сведены к реально наблюдаемым возбуждениям тех или иных зон человеческого мозга и нейрофизиологическим связям между ними. Однако то, что мысли и чувства людей возникают на основе физиологических актов и выражаются посредством предметных действий, не означает, что они тождественны данным процессам. Идеальное бытие всегда субъективно в том смысле, что оно связано с деятельностью некого субъекта (человек, общество, человечество), чем оно принципиально отличается от объективно существующего материального бытия.

Сущность сознания. Изучением сознания занимаются представители многих наук: физиологии высшей нервной деятельности, психологии, естественнонаучной антропологии, лингвистики, дисциплин, изучающих искусственный интеллект. Специфика философской проблематики сознания заключается в исследовании сущности сознания, его места в структуре бытия, причин его возникновения и развития, его способности к познанию мира. Поэтому решение проблемы сознания в целом возможно лишь на основе решения общих онтологических и мировоззренческих проблем философии. Об этом ясно свидетельствует наличие двух конкурирующих подходов к пониманию сущности сознания, которые представляют взгляд на него с позиций философского материализма и идеализма.

Материалистическая концепция сознания основывается на теории отражения как всеобщем свойстве материи, которая получила наибольшее развитие в марксизме. «...Идеальное, - писал К. Маркс, - есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». При таком понимании сознание предстает как отображение реальности в мозге человека и относится к этой реальности так же, как образ предмета к самому предмету. Идеалистическая концепция сознания, напротив, исходит из признания активности духа как его спонтанности, независимой от материального мира и коренящейся в нем самом. Например, для Г. В. Гегеля «естественное сознание» является «лишь понятием знания или нереальным знанием» и представляет интерес «как тот путь, каким душа проходит ряд своих формообразований, дабы она приобрела чистоту духа, когда она благодаря полному познанию на опыте самой себя достигает знания того, что она есть в себе самой». При таком понимании сознание выступает силой, которая не столько отражает мир, сколько творит его.

Хотя выводы современного естествознания в целом согласуются с материалистическим подходом к пониманию сознания, его идеалистическая трактовка также заслуживает внимания. Так, известный российский физиолог П. К. Анохин в качестве критериев отношения к внешнему миру выделяет такие важнейшие свойства живых организмов, как избирательность и опережающий характер реакции. С одной стороны, они «отражают» лишь жизненно значимые факторы внешней среды, а с другой - настраиваются на будущие события. В наибольшей степени эти свойства характерны для человеческого сознания, которое способно опережать развитие окружающей среды настолько, что может предвосхищать развитие событий, рисовать картину будущего или изобретать объекты, которых пока еще нет в реальности, воздействовать на общественные процессы. Активный, свободный, творческий характер сознания, особенно присущий выдающимся изобретателям, ученым, людям искусства убеждает, что его нельзя считать механическим, зеркальным, пассивным отражением.

Сознание имеет сложную структуру, включая в себя чувственнообразное освоение мира, мышление, аффективно-эмоциональную сферу и ценностно-нормативную регуляцию. Большой вклад в понимание структуры сознания внесли создатели психоанализа (3. Фрейд, К. Юнг и др.), которые наряду с индивидуальным сознанием («я») выделили бессознательное («оно») и коллективное сознание («сверх-я»), которые оказывают противоположное воздействие на сознание человека. Две основных интенции (от лат. intentio - «стремление») сознания - на внешний мир и на себя самого (самосознание) - обеспечивают человеку осознание своего бытия в мире.

Происхождение сознания. Проблема сущности сознания тесно связана с проблемой его происхождения. В истории философии последняя проблема также рассматривалась, исходя из онтологической оппозиции «идеальное - материальное». Представители идеализма видят в сознании порождение мирового разума, бога, мировой души (объективные идеалисты) или духовную активность человека, присущую ему от рождения и независимую от его телесной сущности (субъективные идеалисты). Такой умозрительный подход противоречит современным знаниям о формировании сознания, которые накопили частные науки - физиология высшей нервной деятельности, психология, история, информатика.

Сторонники материализма в своем понимании происхождения сознания руководствуются теорией отражения как всеобщего свойства материи. Они полагают, что важнейшими причинами, обусловившими появление сознания человека, являются окружающий его природный мир и общественная среда обитания. С одной стороны, человек мыслит и чувствует при помощи мозга, который, будучи сам продуктом эволюции природы, находится с природным миром в режиме информационного обмена. С другой стороны, сознание человека может существовать и развиваться лишь в обществе, когда он находится в общении с другими людьми.

Вид «человек разумный» появился в процессе антропосоциогенеза, в результате становления трудовой деятельности и членораздельной речи. Изготовление орудий труда и стремление к сохранению общины потребовали преодолеть инстинктивные формы поведения, а речь стала основным средством общения людей, способом выражения их мыслей. Большое значение для формирования сознания имели также игровая деятельность, появление запретов (табу), появление анимизма и магии, наличие в общине людей с нестандартным видением окружающего мира. С появлением первых людей сознание отдельного человека является не только продуктом его собственного развития, но также продуктом эволюции социальной и культурной среды, в которой он воспитывается и развивается.

Контрольные вопросы

  • 1. В чем состоит различие понимания идеального в объективном и субъективном идеализме?
  • 2. Существуют ли доказательства существования трансцендентного вида идеального бытия?
  • 3. Как понимают сущность сознания сторонники теории отражения и учения об активности духа?
  • 4. Можно ли принять структуру сознания, разработанную в теории психоанализа?
  • 5. Что такое самосознание?
  • 6. Какие факторы оказали определяющее воздействие на появление сознания?

Синтетическая теория идеального Д. В. Пивоварова

Идеальное - философская категория , обозначающая характерные свойства эйдосов, идей, идеалов и идолов. :27

Важнейшие из этих свойств: :240
1) непротяжённость и невещественность
2) содержательное сходство образа и сопряжённого с ним предмета
3) способность образа становиться единицей субъективного мира человека и информировать его об объективных сущностях и явлениях.

Примечания

Литература

  • Абрамян Л. А. Идеально ли идеальное? (Несколько замечаний в ходе дискуссии) // Вопросы философии . - 1987. - № 10.
  • Дубровский Д. И. Проблема идеального. - М.: Канон+, 2002. - 368 с.
  • Жуковский В. И. Теория изобразительного искусства. - СПб. : Алетейя, 2011. - 496+ил. с. - 1000 экз. - ISBN 978-5-91419-440-3
  • Ильенков Э. В. Идеальное // Философская энциклопедия . Т. 2. - С. 219‑227
  • Классен Э. Г. Категория «идеальное» в работах К. Маркса. // Вопросы философии . - 1987. - № 10.
  • Соколов А. В. Идеальное:проблемы и гипотезы // Вопросы философии . - 1987. - № 9.
  • Тюхтин В. С. Проблема идеального: методологический аспект // Вопросы философии . - 1987. - № 9.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Идеальное (философия)" в других словарях:

    Идеальное: Идеальное (философия) философское понятие, противоположность материального, реального. Идеальное результат процесса идеализации: абстрактный объект, который не может быть дан в опыте, например идеальный газ, точка,… … Википедия

    Восходящее к Шеллингу понятие истории философии, согласно которому различие между материей и духом, телесным и душевным, субъектом и объектом, мышлением и бытием преодолено в абсолюте или в абсолютном разуме, поэтому они могут рассматриваться как … Философская энциклопедия

    Наука о наиболее общих теоретико мировоззренч. проблемах правоведения и государ ствоведения. От юридич. наук, изучающих конкретные правовые системы, отличается тем, что ставит и решает эти проблемы на филос. уровне. Ф. п.… … Философская энциклопедия

    - (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия

    ФИЛОСОФИЯ В СССР И ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ФИЛОСОФИИ. 1917 кон. 20 х гг. Победа большевиков привела к резкому сужению поля философской работы. В послеоктябрьской России закрылись старые и новые философские общества,… … Философская энциклопедия

    Направление в западно европейской философской мысли, сложившееся в последней трети 19 в. в Германии и получившее известность, главным образом, в первой трети 20 в. Ф.Ж. утрачивает самостоятельное значение после Второй мировой войны в связи с… … История Философии: Энциклопедия

    Направление в западноевропейской философской мысли, сложившееся в последней трети 19 в. в Германии и получившее известность, гл. обр., в первой трети 20 в. Ф.Ж. утрачивает самостоятельное значение после Второй мировой войны в связи с утверждением … Новейший философский словарь

    - “ФИЛОСОФИЯ СИМВОЛИЧЕСКИХ ФОРМ” (Philosophie der symbolischen Formen, Bd. 1 3,1923 29) главный труд Э. Кассирера, представителя Марбургской школы неокантианства. 1 й том, “К феноменологии языковой формы” (Zur Phänomenologie der… … Философская энциклопедия

    - (Philosophie der symbolischen Formen, Bd. 1–3, 1923–29) – главный труд Э.Кассирера, представителя Марбургской школы неокантианства. 1 й том, «К феноменологии языковой формы» (Zur Phänomenologie der sprachlichen Form, 1923), содержит введение… … Философская энциклопедия

    Философия в советской и постсоветской России - 1. Советский период. Развитие философской мысли в России после 1917 г. претерпело кардинальные изменения. Мн. представители религиозно философских течений, господствовавших в кон. XIX нач. XX в., были высланы или эмигрировали из страны.… … Русская Философия. Энциклопедия

Книги

  • Введение в науку философии. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания , Семенов Ю.И.. В первой из шести книг цикла `Введение в науку философии` обосновывается взгляд на философию как на науку, исследующую процесс познания истины и вооружающую человека вообще, и прежде всего…
  • Онтологии артефактов. Взаимодействие "естественных" и" искусственных" компонентов жизненного мира , Столярова О.Е.. Онтология отвечает на вопрос "что существует?". Авторы сборника" Онтологии артефактов: взаимодействие" естественных" и"искусственных" компонентов жизненного мира" исследуют…

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра истории и философии

ПОНЯТИЕ ИДЕАЛЬНОГО

студентки группы ССТ-32

Бучневой Екатерины Михайловны

Научный руководитель:

доцент кафедры Пирожкова И.Г.

Тамбов 2012

План

  • Введение
  • Заключение
  • Список литературы
  • Термины

Введение

Являясь одной из самых фундаментальных, проблема идеального занимает одно из центральных мест в философии.

Проблема идеального проходит через всю историю философии. Поскольку концепция сознания входит во все философские течения, развиваясь вместе с концепцией сущности мира, постольку проблема идеального так или иначе решается в каждой философской системе.

Основной смысл проблемы идеального связан с пониманием природы человеческого сознания.

На этом основании можно согласиться с утверждением, что "употребление понятия идеального в смысле "совершенного", "идеала" выражает его частное значение".

Обращение к этой теме обусловлено ее актуальностью и сегодня. Проблема идеального, природы сознания выступает прежде всего как проблема самопознания человека.

Целью данной работы является изучение проблемы идеального в рамках философской науки.

идеальное философия проблема сознание

1. Возникновение сознания и проблема идеального в философии

Для появления сознания должны были сформироваться биологические предпосылки и к ним относят:

1) сложную психическую деятельность животных, связанную с функционированием ЦНС и головным мозгом;

2) зачатки орудийной деятельности, инстинктивный труд человекоподобных предков, потребовавший освободить передние конечности в сочетании с прямохождением и

3) стадная форма обитания животных и возникновение звуковой сигнализации для передачи информации. Эти предпосылки необходимы, но не достаточны для появления человеческого сознания.

Первый скачок связан с началом изготовления орудий труда, что явилось поворотным пунктом в эволюции живого. С этого момента начинает свою историю процесс формирования человека как особого биосоциального вида и зарождения общественных отношений.

Второй скачок завершился сменой неоантропа Homo sapiens (человек разумный) человеком современного вида, а также установлением и господством социальных закономерностей.

Все это вызвало к жизни и новое средство общения, средство передачи усложняющейся информации. В дополнение к первой сигнальной системе, присущей животным, появляется специфически человеческая система связи - вторая сигнальная система - речь, язык. Вне языка сознание утрачивает свою действительность, факт своего специфического существования.

Одной из наиболее характерных черт сознания является его идеальность. В XVII веке Декарт приходит к выводу, что идеальное - это следствие самосознания человека, способности оценивать внутренний мир своей души. Спиноза растворяет духовное, идеальное начало в природе, приходит к выводу, что идеальное порождается материальным и связывает сознание с мозгом. Активно-преобразующий характер идеального подчеркивает И. Кант, у которого идеальное выступает как прообраз некого максимума, стремящегося приблизить к нему состояние действительности. У Гегеля - идея сущность всего действительного, которое существует лишь постольку, поскольку имеет внутри себя идею и выражает ее. Предметы и явления выступают как единство субъективного и объективного, они должны совпадать не только с идеей, но быть единством понятия и реальности.

В "Капитале" К. Маркс определяет идеальное как "материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней". В этом определении можно выделить три важных момента:

1) связь идеального с процессом отражения,

2) адекватность (более или менее полная) воспроизведения в идеальном сторон и элементов отражаемого объекта и 3) творческий, конструктивный характер идеального.

Идеальное направлено на изменение образа предмета, а не его самого. Его главной целью является схема деятельности, направленной на достижение определенного результата. Таким образом, идеальное есть: а) особая форма отражения объективного мира и б) особая форма деятельности субъекта, в которой все изменения, преобразования осуществляются в форме бытия субъективного, духовного (субъективная реальность) и целенаправленно регулирует объективно-реальные действия человека. Идеальное - это образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективации.

Проблема соотношения сознания и идеального также не имеет однозначного решения. То, что они не совпадают, очевидно. Но следует заметить, что, во-первых, практическая деятельность всегда целесообразна, т.е. сознательна, однако она включает в себя материально-предметный аспект; во-вторых, будучи субъективным образом, связанным с нейродинамическими процессами в ЦНС идеальное шире сознания и присутствует в психической форме отражения, следовательно, свойственно и животным; в-третьих, существуя в объективизированных формах, идеальное никак не может быть отнесено к психическому миру сколь угодно высокоразвитых животных. Человек обретает идеальный план жизнедеятельности только при условии приобщения его к исторически развивающимся формам общественной жизни.

Следовательно, сознание, его идеальная сущность может быть понята только через призму его общественно-исторической природы, в сравнительном анализе с другими формами жизнедеятельности и в первую очередь жизнедеятельности высших животных.

2. Условия и форма существования идеального

Идеальное всегда выступает как продукт и форма человеческого труда, процесса целенаправленного преобразования природного материала и общественных отношений, совершаемого общественным человеком. Идеальное есть только там, где есть индивид, совершающий свою деятельность в формах, заданных ему предшествующим развитием человечества.

Наличием идеального плана деятельности человек и отличается от животного, "…самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении работника, то есть идеально" (К. Маркс).

Принципиальное отличие деятельности человека от деятельности животного состоит именно в том, что ни одна форма этой деятельности, ни одна способность не наследуется вместе с анатомической материальной организацией его тела. Эти формы деятельности (деятельные способности) передаются здесь только опосредованно - через формы предметов, созданных человеком для человека.

Но идеальное как таковое есть лишь там, где сама форма деятельности, соответствующая форме внешнего предмета, превращается для человека в особый предмет, с которым он может действовать особо, не трогая и не изменяя при этом до поры до времени реального предмета, той внешней вещи, образом которой является эта форма деятельности.

Здесь и лежит гносеологическая основа отождествления вещи с представлением, реального - с идеальным, то есть гносеологический корень идеализма любого вида и оттенка. Но ясно, что само по себе такое овеществление формы деятельности, в результате которого создается возможность принять её за "форму вещи", и, наоборот, форму вещи самой по себе - за продукт и форму субъективной деятельности, за идеальное, ещё не есть идеализм.

Пример с архитектором, который Маркс приводит для пояснения различия между человеческой деятельностью и деятельностью пчелы, говорит именно об этом. Архитектор строит дом не просто в голове, а с помощью головы, в плане представления, непосредственно на ватмане, на плоскости чертежной. Это значит, что он непосредственно изменяет один чувственно воспринимаемый предмет вместо другого.

Идеальный образ предметной действительности поэтому и существует только как форма (способ, образ) живой деятельности, согласующаяся с формой её предмета, и ни в коем случай не как вещь, не как вещественно-фиксированное "состояние" или "структура".

Идеальное есть только там, где есть человеческая личность, индивидуальность. Поэтому дальнейшая разработка проблемы идеального впадает, в частности, в психологию, в исследование процесса становления личности и процесса личностного действия в идеальном плане действительности. Философский же план проблемы идеального исчерпывается решением вопроса об общей, общественно-исторической природе идеального, о роли и функции идеального образа в процессе реального, материально-практического преобразования природы общественным человеком и об условиях, внутри которых вообще возможно и существует идеальное, как активная форма деятельности общественно-определенного индивида.

Эта проблема была решена впервые только на почве материализма, обогащенного достижениями философской диалектики, то есть только на основе диалектического материализма. Ни на какой другой основе эта проблема не могла и не может быть решена по самой своей природе.

3. Проблема идеального в современной научной философии

Проблема идеального является одной из ключевых проблем философии. Предельно широкие категории материи и сознания входят в состав основного вопроса философии и образуют важнейшее содержание философской науки. Понятие идеального является квинтэссенцией понятия сознания, идеальное - специфическое качество сознания. Сущность понятия идеального можно определить только через его отношение к материальному миру.

В истории философии предпринимался ряд попыток решения проблемы идеального. Впервые проблема идеального возникает в античной философии. Проблема идеального занимает важное место в философии античности, хотя понятия идеального как такового не существовало. Под идеальным понимался дух, душа. В философии Платона и Аристотеля впервые возникает трактовка идеального как невещественного. У Платона идеальное первично, является самостоятельной сущностью, которая творит мир и противостоит этому материальному миру. Концепция идеального, выраженная в концепции души, у Аристотеля разработана более основательно и содержит ряд положительных моментов. Аристотель утверждает, что все, что мы знаем, мы знаем из наших ощущений. Независимость предмета от ощущения утверждается Аристотелем категорически, но в то же время в идеальном есть сходство с материальным миром. Аристотель с его догадкой, что идеальное - это форма, пошел дальше, чем все античные философы, но, на наш взгляд, такая трактовка идеального недостаточна.

Другая крупная попытка решения проблемы идеального предпринимается в немецкой классической философии Гегелем. Гегелевская трактовка идеального по сути не выходит за пределы объяснения идеального как невещественного. Идеальное определяется у Гегеля как снятое, как способ существования конечного в бесконечном. Гегель постулирует первичность идеи, идеального, что ведет к превращению сознания в самостоятельную сущность, творящую мир. В истории философии впервые Гегель связал идеальное с бесконечным мировым процессом.

Немецкая классическая философия послужила отправной точкой для двух крупных направлений XIX - XX вв.: неклассической философии и философии марксизма. В XX в. выделяют три крупных течения в философии: аналитическая философия, философия экзистенциализма и марксизм. Проблема идеального является одной из критериальных при оценке этих течений современной мировой философии.

В центре внимания экзистенциализма - проблемы смысла жизни, индивидуальной свободы и ответственности. Основное понятие этого течения - понятие экзистенции как основы личности.

Глубокую разработку проблема идеального получила в философии марксизма. В развитии марксизма обычно выделяют два этапа. Первый - этап К. Маркса, Ф. Энгельса, второй - В.И. Ленина. Научность марксизма заключается в том, что он принципиально и окончательно решил важнейшие вопросы философии, которые уже не могут быть решены иначе. Материализм прошлого понимал человека только как часть природы, тогда как в диалектическом материализме человек понимается как социальное существо, ведущая деятельность которого - труд.

Впервые последовательное материалистическое решение проблемы идеального было разработано в научной философии Марксом и Энгельсом. "…Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней".

Следующий шаг в разработке материалистического понимания проблемы идеального делает В.И. Ленин в работе "Материализм и эмпириокритицизм". Ленин доказывает материалистическую теорию отражения предметов сознанием человека. Ощущения - отображения вещей, ощущения - связь сознания с внешним миром.

Таким образом, в классическом марксизме в принципиальном виде были выяснены важнейшие черты идеального как такового. Понятие идеального требует дальнейшей разработки на основе научно-технического прогресса XX в.

В XX в. была предложена новая форма диалектического материализма, которая была названа конкретно-всеобщей теорией диалектического материализма и является современной формой научной философии. Конкретно-всеобщая теория позволяет объяснить закономерное появление человека и вывести идеальное из мирового процесса развития. В связи с этим определение идеального получает дальнейшую разработку.

"Идеальное - предмет, лишенный своего непосредственного материального субстрата, непосредственного конкретно-чувственного бытия и существующий на основе особого материального субстрата - человека".

Таким образом, научная философия наполнила понятие идеального глубоким смыслом и содержанием. Научное понятие идеального, по нашему мнению, позволяет решать фундаментальные проблемы психологии. Психология до сих пор не знает критерия психического, не знает, на каком этапе (уровне) развития живого появляется психическое.

Особое значение проблема идеального приобретает на современном этапе развития науки, усиления ее роли в развитии общества, с появлением компьютерной техники. Концепция идеального содержит в себе ключ к проблеме мозга и машины. Появление компьютера ставит вопрос о специфике человеческого сознания, его сходстве и различии с деятельностью компьютера. В отличие от компьютера, человек в многофакторной ситуации не перебирает все возможные варианты решений, поскольку это невозможно из-за ограничения во времени, других обстоятельств, а строит ее модель с ограниченным количеством элементов. Но это не главное отличие мозга человека от машины. В компьютере отсутствует идеальное.

Понимание идеального как специфического качества сознания человека поможет определить место человека в мире, его отношение к миру. В условиях кризиса цивилизации способность человеческого сознания предвидеть будущее играет особо важную роль.

Большое значение проблема идеального приобретает в связи с претензиями религии заполнить духовный и нравственный вакуум в обществе, повлиять на интеллектуальный потенциал общества. С позиции религии, чем совершеннее и величественнее образ бога в сознании верующего, тем скромнее его оценка собственных возможностей и способностей. Это ведет к интеллектуальной и практической пассивности человека.

Интеллектуальный потенциал общества - важнейший фактор экономического и социального прогресса, а материалистическое решение проблемы идеального, материалистическая философия вообще являются базовым компонентом интеллектуального потенциала общества.

Заключение

Большое значение проблема идеального приобретает на современном этапе развития науки, с усилением роли науки в развитии общества. Проблема идеального тесно связана с частными науками, в разной мере задействована во всей системе наук. Появление компьютерной техники прямым образом поставило проблему специфики человеческого сознания, его сходства и различия, с деятельностью ЭВМ. Развитие теории искусственного интеллекта в естественнонаучном плане идет полным ходом, а философский анализ этого явления значительно отстает. В свою очередь научное понимание проблемы идеального даст основу для дальнейшего научного прогресса в области технического моделирования мыслительных процессов.

Весьма важным является социальный аспект проблемы идеального. От мыслей, идей, ценностей, которыми руководствуются при принятии решений отдельные индивиды, порой может зависеть человеческая жизнь и судьба человечества.

Наконец, проблема идеального является одной из критериальных для оценки конкурирующих течений современных мировой философии: экзистенциализма, аналитической философии, неотомизма, постмодернизма, марксизма. Подходы к решению проблемы идеального в каждой философской системе выявляют ее эвристические возможности и степень теоретической зрелости.

Дальнейшая разработка проблемы идеального должна осуществляться на основе конкретно-всеобщей теории, прежде всего концепции единого закономерного мирового процесса.

Список литературы

1. Гвозданный В.А., Гусев Г.А. Основы философии: этапы развития и современные проблемы. - М.: Наука, 2007.

2. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.: Инфра-М, 2008.

3. Философия: Учебник / Под ред.В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. - М.: Русское слово, 2006.

4. Фролов И.Т. Введение в философию. - М.: Дело, 2008.

5. Янковский А.В. Философия: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2009.

6. Философия: Учебное пособие/Под ред. профессора В.Н. Лавриенко. - М.: Юристъ, 1996.

Термины

Объективный идеализм - провозглашает независимость идеи, бога, духа - вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Ф. Аквинский, Гегель).

Субъективный материализм - характеризуется тем, что утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли).

Экзистенциализм - эта философия возникает как антропологическая по своей направленности. Ее центральной философской проблемой является проблема человека, его существования в мире.

Гносеология - философское учение о познании.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика понятия идеального, которое является квинтэссенцией и сущностным свойством сознания. Изучение возникновения сознания и анализ проблемы идеального в философии, условия и форма его существования. Особенности научной интерпретации идеального.

    реферат , добавлен 14.01.2010

    Идеальное как важнейшее свойство сознания, исходный смысл проблемы. Понятие идеи и идеального в философии. Специфика человеческой формы идеального в работах философов разных времен. Учение Платона об идеях и его смысл. Специфика бытия идеального.

    реферат , добавлен 07.01.2011

    Понятие "идеального" в естественно научном словоупотреблении. Особенности существования идеального в учениях Спинозы и Гегеля, Маркса и Канта. Формы решения проблемы идеального в истории философии: материалистическое и идеалистическое понимание.

    реферат , добавлен 14.11.2011

    Рассмотрение понятия, структуры и происхождения сознания. Основы возникновения человеческого языка. Понятие идеального, различные концепции идеального. Сознательное и бессознательное как стороны единой психической реальности человека, их роль в жизни.

    реферат , добавлен 12.08.2015

    Многообразие философских школ и направлений. Основные и базисные совокупности проблем. Вопрос об отношении мышления к бытию как основной вопрос философии. Противоположность материального и идеального. Соотношение объективного и действительного мира.

    контрольная работа , добавлен 04.01.2011

    Категория сознания в философии, его мотивационно-ценностный потенциал. Генезис данной категории и общественная природа. Взаимосвязь сознания и языка, его связь с бессознательным. Понятие идеального, его соотношение с реальностью, идеальное и идеал.

    реферат , добавлен 03.02.2016

    Основные мировоззренческие функции философии в обществе, методология ее изучения. Философские концепции XX века об особенностях информационного общества. Понятие материального и идеального. Проблемы критерия истины. Сущность сознания и самосознания.

    контрольная работа , добавлен 12.02.2012

    Постановка и решение вопроса об отношении сознания к бытию в идеалистическом и в домарксистском материализме. Сущность понятия сознания по Спиркину. Структура сознания, проработанная Ивановым в гносеологическом плане. Проблема идеального в философии.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2010

    Понятие философии, историческое развитие предмета. Фундаментальные типы философии: материализм, идеализм, дуализм. Субъективистская и объективистская трактовки идеального. Основные свойства сознания человека: идеальность, интенциональность, креативность.

    контрольная работа , добавлен 13.02.2012

    Сознание как способность идеального (психического) отражения действительности. Основные принципы гносеологического подхода к проблемам сознания в философии. Онтологический аспект сознания, диалектико-материалистическая традиция в учении К. Маркса.

Одному из центральных понятий философии Платона - понятию идеи - была суждена долгая жизнь. Оно используется в большом количестве философских сочинений Европы нового и новейшего времени. И хотя новоевропейский философский язык в основной своей части ведет родословную от античной в первую очередь греческой философии мало найдется терминов проникших в него в своем непосредственном виде. Большинству из них при восприятии античного философского наследия нашлись эквиваленты в родных языках философов. Да и среди воспринятых без перевода терминов античной философии преобладают латинские термины являющиеся калькой греческих Так что понятие идеи являет собой едва ли ни уникальный случай прямого заимствования греческого термина. Отсутствие в естественных языках аналогов этому понятию свидетельствует о его высокотеоретичности а сознательное заимствование - о плодотворности мысли Платона ухватившей в этом понятии нечто существенное.

Свою "вторую молодость" понятие идеи пережило в творчестве авторов немецкой классической философии - в критической философии Канта в наукоучении Фихте в абсолютном идеализме Гегеля оно занимает одно из центральных мест. Но при всей схожести содержания понятия идеи обусловленной общим первоисточником на лицо у этих авторов и серьезные различия в понимании идеи. Более того можно проследить определенную эволюцию в употреблении этого понятия от Канта к Гегелю в ходе которой оно из относительно периферийного в философии Канта превращается в важнейшее у Гегеля. Наукоучение Фихте занимает в этой эволюции свое важное место отчасти сохраняя связь с кантовским понятием идеи отчасти прокладывая дорогу абсолютному идеализму Гегеля. И без усвоения позиции Фихте понимание немецкого идеализма вообще и идеализма Гегеля в частности проблематично.

В наиболее последовательном и полном изложении наукоучения - работе "Основа общего наукоучения" понятие идеи употребляется И.Г. Фихте наиболее терминологически строго. Здесь говорится об "идее определения" "идее Божества" "идее чистой деятельности" "идее бесконечности" Но все эти различные идеи суть не что иное как различные виды идеи Я.

Понятие идеального . Исходной характеристикой идеального является то, что оно, в отличие от материального (объективной реальности), есть единство субъективной и трансцендентной реальности. Специфика идеального задается его функциональными отношениями к его внешнему (объективной реальности) и к его внутренней структуре.

По отношению к объективной реальности идеальное управляет отношениями на основе информации об объектах, с которыми взаимодействует субъект. Информация представляет собою внешнюю оболочку идеального, поддающуюся объективации. Направленность отношений, получения информации и её интерпретация определяются необъективируемым ядром идеального, в которое входят не знаковые состояния самопереживания субъекта, его сопереживания аналогичных состояний других субъектов и глубинное общение с самопереживанием самобытия целого.

Внутренние состояния, задающие «отношение к…», имеют энергетический субстрат (изучение которого находится за пределами компетенции философии), так же как и информационные процессы. Но суть дела определяется не энергетическими средствами, но реализуемыми с их помощью репрезентативными субъективно-трансцендентными отношениями.

В качестве итога предложим краткое определение. Идеальное есть способ бытия сущих любой природы, извне предстающий как репрезентативные отношения (информация), внутренней основой направленности и интерпретации которой («отношения к …») является энергетическое состояние самопереживания и сопереживания в единстве с глубинным общением.

Структура идеального и психофизическая проблема . Базовый дуализм идеального задается соотношением его релятивного и субстанциального начал. Проявляясь на всех указанных выше его уровнях, этот дуализм образует своеобразную «Янус-цепочку»:

Подлинная субстанциальность идеального содержится как раз в самотождественности интенционального «отношения к …». Дело в том, что в этом отношении нет рефлексии, взгляда со стороны. Как отмечает И.Д. Невважай, подчеркивая различие рефлексии и самосознания, «Самосознание не дистанцировано от себя, хотя и не совпадает с самим собой (иначе не имело бы смысла говорить о само-сознании». Но, мало того, эта субстанция, вприсутствующая в структуре идеального, сама бесструктурна. Иными словами, в основу рационально представимых вещей кладется нечто невыразимое (за исключением констатации его существования и тех направленности, интенции, настроя, которые с ним связываются). Но как связываются? Как чистое отношение может влиять на энергетические и информационные процессы? Мы снова вернулись к психофизической проблеме.

Идеальное как внепространственность, недоступность чувственному восприятию, невещественность, невидимость, неслышимость и т.п. чувственных образов и знаково-символического мышления существует лишь в восприятии, воображении чувствующего и мыслящего общественного субъекта. В этом принципиальное отличие реальности сознания от реальности материального; психического, субъективного - от физического, объективного.

«Идеальное» обозначает как сам процесс, так и результат этого процесса, а именно процесса идеализации, психического отражения действительности, формирующего образ предмета, который, в свою очередь, является «идеальной формой бытия предмета в голове человека». Изначально идеальные образы возникают и формируются как момент практического отношения человека к миру, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями людей.

Идеальное, будучи миром образов и понятий, обладает собственной логикой, относительной самостоятельностью собственного функционирования, определенным уровнем свободы, выражающейся в способности идеального порождать новое или вообще нечто, непосредственно в действительности не встречающееся и являющееся результатом духовной деятельности.

Идеальное всегда остается личностным явлением, субъективным проявлением мозговых процессов человека. Последние актуализируют для индивида информацию в виде субъективных переживаний, знаний и т.п. Неактуализированная для личности (потенциальная) информация, хранящаяся в различных структурах головного мозга, зафиксированная в памятниках культуры, произведениях искусства, книгах, инженерных сооружениях и разработках, никак не может быть соотнесена с понятием идеального, пока не станет актуальной для сознания индивида.

Идеальное всегда остается тождественным индивидуальному сознанию, определяющему и формирующему в свою очередь сознание общественное. Только в процессе актуализации, распредмечивания форм общественного сознания сознанием конкретных индивидов общественное сознание становится идеальным, субъективной реальностью сознания этих индивидов.

В философской литературе встречается и точка зрения на идеальное как на творчество в широком смысле слова, т.е. его активность, конструктивность, направленность мысли на новое, избирательную интенциональность, опережающий характер отражения действительности и т.п. В этом смысле идеальное как креативность сознания представляет собой целенаправленное, контролируемое и управляемое личностью отражение внешнего и внутреннего мира. Именно поэтому идеальное включает в свое содержание эмоционально-волевые компоненты, интуицию, ценностные структуры, определяющие оценку язлений действительности и соответственно выбор желаемого будущего. Идеальное становится мысленным «проигрыванием» будущих вариантов действия, постоянно опережает в своих идеальных структурах структуры будущей практики.

Итак, идеальное многозначно в своих сущностных характеристиках, что обусловливает и многообразие философских классификаций идеального содержания сознания.



Новое на сайте

>

Самое популярное