Домой Онкология Что символизирует крест в древних культурах? Типы крестов. Какими бывают православные кресты, значение и отличия

Что символизирует крест в древних культурах? Типы крестов. Какими бывают православные кресты, значение и отличия

Андреевский . «Земной подвиг апостола окончился в Греции, в г. Патре. Губернатор города заключил его в темницу, потом велел жестоко бить и, наконец, осудил его на крестную смерть, а чтобы страдания на кресте продолжались как можно долее, он велел не гвоздями прибить, а веревками привязать к нему. Долго висел на кресте апостол Андрей. Слуги губернатора Егеата хотели было снять Андрея со креста, но он вознес молитву к Богу и с миром скончался. Мощи его почивают в итальянском городе Амальфи, а честная глава находится в Риме» . Его крест, хоть и изъеденный древоточцами, сохранился в Греции - до нашего времени.

Форма андреевского креста отличается от обычного знака «умножение» (x) своими неравными углами (Х). Что изменяет смысловое значение слов с «равностороннее умножение» на «разностороннее умножение». Причем две стороны взаимодействуют узко, но остро. А две другие стороны, широко, но медленно, соответствуя именам (названиям) углов. Изменяя положение креста, можно изменить парность действия: острое взаимодействие верха и низа - сделать неторопливым, а неспешное взаимодействие сторон - острым (><). Имя «Андрей», в переводе с греческого языка, несет значение «мужественный, храбрец» . Связь слова с формой легче определить по записи, чем по устной речи. Слова «андреевский крест», говорят только об особой форме (типе/строении) креста. Слова «Андреевский крест», говорят о форме и ее содержании - «умножение мужеством». Этому определению более всего соответствуют дополнения цветом, т.е. в каком качестве оно проявлено. Например: «чистотой мужества, чистым мужеством» - белый крест, «живой кровью» - красный, и т.д. Слова «крест Св. Андрея» предполагают его присутствие, т.е. «андреевский крест» + «лицо/тело человека». Возможен и крест - «умножителя» христианских земель.

Антониевский . Греческая «тау» произошла от финикийской буквы «тау», которая имела Х-образную форму и означала «отметка, знак». В библейские времена, поскольку этот символ был последней буквой еврейского письма, Т стал означать конец мира, а также служил знаком Каина, знаком спасения израильтян, стоящих в дверях, чтобы защитить свои дома, когда Ангел Смерти прошел по Египту, чтобы «уничтожить всех перворожденных в этой стране; это сделало знак общим знаком защиты. В христианских церквях его название - крест святого Антония .

В «Послании Варнавы» приводится выдержка из книги пророка Иезекииля, где прообразован Т-образный крест, как символ праведности: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак». Здесь словом «знак» переведено название буквы древнееврейского алфавита «тав» (т.е. буквальный перевод был бы: «сделай тав») , соответствующей греческой и латинской букве Т. Также и Тертуллиан пишет: «Греческая буква тау, а наша латинская Т есть образ креста». По преданию, святой Антоний носил на своих одеждах крест-тау. Святой Зенон, епископ города Вероны, поставил на крыше возведенной им в 362 г. базилики крест в форме Т . Tt происходит от последней буквы древнего семитского алфавита taw (это слово значило «отметка» или «знак»). Когда греки позаимствовали эту букву, они назвали ее «тау». Римляне переняли от этрусков форму, где горизонтальная черточка размещалась на самом верху . У финикиян крест, в виде древнееврейской буквы «тав», был символом бога солнца. Его изображение встречается и в финикийских храмах, и на финикийских монетах .

Из вышеприведенных текстов совершенно ясно видно, что речь идет о кресте и его начальной форме: древнееврейской букве «тав». Любая фигура, состоящая из двух прямых линий, но не имеющая видимого пересечения (как Т или Г), не может считаться крестом . Это настолько очевидно, что не требует каких - либо доказательств. Остается проверить строение древних букв, были ли они по своей форме - крестами ? В «Мозаике алфавитов» северо-семитская «тав» выглядит как современный знак «плюс» (+). Финикийская «тав», в двух видах: как современный знак «умножение» (×) и как «латинский крест». То есть слова «крест» и «тав» равны между собой и взаимозаменяемы, а греческая и латинская буква Т, к кресту никакого отношения не имеют.

Армянский . Хачкары (арм. хачкар - крест-камень) армянские средневековые памятники (распространены в 9-17 вв.); вертикально поставленные каменные плиты (0,5 - 3 м высотой), покрытые орнаментальной резьбой с изображением креста в центре . Хачкар («крест - камень») на башне у центральных ворот крепости в Судаке. Носит имя Сурб - Хач («Святой Крест») .

На сегодняшний день единственным, наиболее полным и русскоязычным трудом по истории армянских крестов, является фотоальбом «Хачкары», не имеющий ни даты, ни места изготовления - «дитя перестройки 90-х». По датам, приведенным в альбоме, без особого труда обнаруживается первоначальное строение креста. С 5-го по 9 века, это равносторонние и с удлиненной нижней частью кресты, с расходящимися от центра к раздваивающимся краям сторонами, которые заканчиваются небольшими шариками (общая форма коптских и византийских крестов). Основой армянского креста стала вторая форма - с удлиненной нижней стороной (византийская). К сегодняшнему дню вид армянского креста настолько изменился от исходной основы, что позволяет говорить не только о его самостоятельной и узнаваемой форме, но и самостоятельной (хоть и не описанной в литературе) школе креста, которая писалась на камнях 1500 лет.

Буквенный. Имя «Хи-Ро», которым обычно называют ныне этот мистический знак, является названием весьма позднего происхождения. Появилось оно в XVIвеке и исходит от Барония. До того времени предполагали, что знак этот образуется из латинской буквы Р заменяющей слово PRO и креста, обозначавшего Христа, так что косой крест с ручкой и греческий крест с ручкой назывались «pro Christo». В Риме были убеждены, что этим обозначалась всегда могила какого-нибудь мученика, т.е. человека, пострадавшего за Христа . «Монограмма, образованная греческими буквами Х (хи) и Р (ро) - первыми буквами имени Христос, - принятая ранними христианами в качестве символа христианства и очень часто встречающаяся в древнем христианском искусстве, начиная с IV века, на саркофагах, евхаристических сосудах и светильниках. Сама по себе она еще значительно раньше существовала как аббревиатура греческого слова chrestos (сулящий счастье) и служила символом хорошего предзнаменования» . … символ «Хи-Ро» долгое время был у греков знаком хорошего предзнаменования, так как представлял собой сокращенную форму слова chrestos , «благоприятный» . Слово Хрестос , как мы уже говорили, имеет несколько значений. Оно может быть приложимо как к Богу, так и к человеку. В первом смысле мы находим его в Евангелии от Луки (6: 35), где оно значит «милосердный» и «доброжелательный». Во втором смысле мы находим его у Клементия Александрийского, где оно означает просто доброго человека... «Все, кто верит в Хреста (хорошего человека), тоже хрестиане, хорошие люди (как их и называют)» . Хирография означает хорошее написание букв, каллиграфию.

Каллиграфия - искусство красивого и четкого письма; слово происходит от греческого каллос, «красота»; ей противостоит какография (от греческого какос, «плохо») - плохое,малоразборчивое изображение букв .

Буквенные кресты, монограммы и вензели (польск. = узлы) различить между собой достаточно просто. Буквенные кресты состоят из двух букв, одна из которых обязательно пересекает другую под прямым углом, как в знаке «+». В монограммах буквы совмещены простым наложением одной буквы на другую. Слияние двух (трех) букв в одну форму, когда одна и та же линия (греч. моно + грамма) является необходимой частью для каждой буквы. Вензели - это обычное наложение двух или более целых букв, не имеющих общих частей, иногда смещенных по отношению друг к другу, имеющих разный наклон и т.д.

Такое совмещение получило свое имя (название) за то, что линии одной буквы проходят то сверху, то снизу линий другой буквы, образуя видимую связанность (узел). Значение букв о пределяется языком (алфавитом) употребляющего его народа. Если в греческом языке слово «хиро» (хорошее, доброе) может быть выражено звучанием двух букв - Хи и Ро, то в латинском языке эти буквы принимают местное звучание - Пи и Ка, образующие «про кристо» (за Христа), а в русском языке буквы эР и Ха принимают значение: «Рождеств Христово».

Греческий. На квадратном красном флаге Швейцарии изображен белый крест. История флага уходит в далекое прошлое, во времена крестовых походов. В древних хрониках есть упоминания, что уже в 1339 г. под этим флагом ополченцы швейцарских кантонов выступили из Берна против ненавистных войск Габсбургов. Такой же крест мы видим и на флаге Греции. Первым национальным флагом страны, одобренным в 1822 г., было красное полотнище с белым крестом. В 1833 г. красный цвет был заменен голубым. Впоследствии страна несколько раз меняла свой флаг, но всегда на нем оставался крест - символ страны древнего христианства .


Из приведенного отрывка видно, что свое название крест получил не за флаговую традицию, которая молода даже по отношению к швейцарскому флагу (моложе почти на 500 лет), а за широкое употребление этого вида креста в церковной жизни Греции раньше других христиан. Это отразилось в названии церковной одежды, украшенной многими крестами - полиставрий (поли/много + ставрос/крест), которая используется священниками основных (наиболее ранних, первых) христианских церквей. Русское православие, принявшее греческий обряд, сохраняет эту традицию.

Грузинский. «...Пресвятая Дева, вручая Нине крест, сплетенный из виноградных лоз, сказала: «Возьми сей крест. Он будет для тебя щитом и оградой против всех видимых и невидимых врагов...» Пробудившись и увидев в руках у себя чудный крест, святая Нина стала целовать его со слезами радости и восторга; потом она связала его своими волосами и пошла к дяде своему патриарху» . Спасая святыню от нашествия врагов. «Митрополит грузинский Роман, отправляясь из Грузии в Россию в 1749 году, тайн о взял с собою крест Нины и вручил его проживавшему тогда в Москве царевичу Бакару Вахтанговичу. /.../ Внук вышеупомянутого Бакара, князь Георгий Александрович, поднес в 1801 году крест Нины императору Александру Павловичу, которому благоугодно было снова возвратить Грузии принадлежащую ей эту великую святыню. С того времени и до сих пор этот символ апостольских трудов святой Нины сохраняется в Тифлисском Сионском кафедральном соборе, близ северных врат алтаря в кивоте, окованном серебром» .

Грузинский крест, по своей форме, не является «каноническим» (т.е. полностью прямолинейным), т.к. горизонтальная перекладина изогнута. Эта особенность строения делает его неповторимым и легко узнаваемым. Из его истории видно, что он не связан с «историческим» крестом мучений Иисуса Христа, но, тем не менее, относится к типу «крест связанный» (лат. - crux comissa). В связи с этим, мотив использования католической церковью и Римским Папой Иоанном-Павлом II формы грузинского креста, как основы под распятие - непонятен и оскорбителен (на церковном языке это - богохульство). В русском православии форма грузинского креста, как самостоятельная, не обнаруживается.

Египетский. (Древнеегипетск. «ankh» - жизнь) Популярный оккультно-магический символ , иногда называемый также «crux ansata» (лат., «крест с петлей»). Ведет свое происхождение от древнеегипетского иероглифа, обозначавшего слово «жизнь», который, в свою очередь, происходит от древнего священного символа с тем же значением (или от стилизованного изображения человека с расставленными руками). По мнению Г.д’Альвиеллы, анх имеет форму старинного инструмента, применявшегося для измерения уровня воды в Ниле .

Особенностью строения египетского «креста жизни», является сфера чистоты (пустая петля), которая изменяет свое значение от места расположения: чистое содержание головы или чистое взаимодействие головы и сердца. Крест на его основе встречается в западном христианстве , в русской православной традиции - не обнаруживается.

Кельтский. «Этот крест, который появился в Ирландии до 8 века, возможно, происходит от «Хи-Ро». Круг символизирует как солнце, так и вечность. Часто этот крест украшается резными фигурами, животными и библейскими сценами, такими, как грехопадение человека или жертвоприношение Исаака» . «Сочетание креста и круга, при котором перекладины креста выходят за пределы круга, как у «ирландского высокого креста», называется Квестен-крестом или, короче, Квесте (англ. queste- поиски) и обозначает поиски рыцарских приключений в качестве испытаний .


Особенностью строения кельтских крестов является почти постоянное сочетание удлиненного креста и, окружающего его перекрестье, круга . Изменение размеров и соотношения частей могут изменить общий внешний вид кельтского креста, но не «до неузнаваемости». Наиболее частая форма креста: широкий ровный круг, имеющий ширину равную одной из сторон и проходящий через центры боковых сторон удлиненного креста. Особенность, давшая имя этому кресту, заключается не столько в имеющемся круге, сколько в особом рисунке (орнаменте), нанесенном на его поверхность. В русском православии кресты с кругами имеются, но с поверхностью другого вида.

Константиновский. «Однажды после полудня, когда солнце начало уже склоняться к западу, - говорил царь, - я собственными глазами увидел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью: «симъ побеждай» . «Основным источником, откуда византийские, западноевропейские и русские авторы черпали сведения о Константине, было сочинение епископа Кесарийского Евсевия «Vita Constantinae». В этом произведении Константин рисуется как образец истинного христианина и рассказывается, что перед битвой с претендентом на престол Максентием ему явился пополудни изображенный звездами образ «Креста Господня», сияющий больше солнца, с надписью «In hoc signo vinces» (Сим знаменем победишь)» . Надпись на прапоре XVIIстолетия: «Образ Креста явившегося на Небеси» «Благоверному» «Царю Константину» «И глаголано-бо-еси» «Бысть» «Константине! Сим побеждай врага!» . «Посмотри на звезды небесные, и каждый день ты усмотришь среди них знамение креста, образуемое сочетанием звезд.» Сочинение Vв. «На поклонение честному древу», приписываемое св. Иоанну златоусту .

Среди различных знаков, считающихся «крестом Константина», можно встретить и изображение звезд, составленных в виде равностороннего креста. Такой знак трудно перепутать с какой-то другой формой креста. Эта особенность не прошла незамеченной и на русской земле, что нашло свое отражение на военных знаменах, придавая им собственное значение «победоносных» (т.е. с обязательной надписью: «Сим победиши!» при крестах разного вида). И на церковном (купольном) кресте, придавая ему значение «постоянство», т.к. имя Константин - «твердый, постоянный»(лат.) . В этой связи все «константиновские» кресты делятся на три основных вида. 1) Победоносные - т.е. кресты разного вида, но с надписью. 2) Победного постоянства - «кресты» составленные из звезд и с надписью. 3)Постоянства - «кресты» из звезд и без надписи.

Латинский. «Латинский крест - наиболее распространенный христианский религиозный символ в западном мире. По традиции считается, что именно с этого креста был снят Христос, отсюда другое его название - крест Распятия; другие его названия - крест Запада, крест Жизни, крест Страдания, crux immissa. Обычно крест представляет собой необработанное дерево, но иногда его покрывают золотом, что символизирует славу, или же красными пятнами (кровь Христа) на зеленом (Дерево жизни). Эта форма, так схожая с человеком, раскинувшим руки, символизировала Бога в Греции и Китае задолго до появления христианства; поднимающийся из сердца крест символизировал у египтян доброту» .

Прямолинейный крест, повторяющий соразмерность человеческого тела, получил название «латинский» по церковному языку католической церкви - латыни. Другой вид этого же креста - с тремя равными верхними частями. Подобные кресты, но «не прямолинейные» в своей поверхности - не являются «латинскими». Русские старообрядцы, признававшие единственно правильным крестом - русский восьмиконечный, с наклонной нижней перекладиной и обязательно сопровождавшийся копьем и тростью с губкой, отказывались признавать крестом - «латынский крыж» (т.е. «латинский крест»). Но… не избежали этой формы креста, т.к. на ней, как и на иделиях других форм, изображали «правильный крест».



Мальтийский. «Мальтийский крест известен также под названием «восьмиконечный крест». Белый крест этой формы на черном фоне с самого начала был эмблемой военного и религиозного «ордена госпитальеров», называемых также «иоаннитами», которые посвятили себя задаче освобождения от мусульман Святой земли во времена крестовых походов (1095 - 1272). Изгнанные в 1291 году, они перенесли свою штаб-квартиру на Родос (в 1310 году), а позднее - на Мальту (в 1529) - отсюда это название» . Четыре «стрелы» встретившиеся в одной точке - фигура несомненно крестообразная (крестовидная), но - не «крест». Смысл фигуры: чистые (белые) стремления (стрелы) складывающиеся (+) в этой точке (здесь - о. Мальта). Свое имя знак получил по названию острова. Другие распространенные кресты, имеющие окончания похожие на «ласточкины хвосты», но являющиеся «крестами», не могут называться «мальтийскими» во избежание ошибок. В русском православии такой знак не обнаруживается. Но, купол церкви Божией Матери на острове Мальта, украшен крестом такого вида .

Новгородский. Древние русские кресты, описанные профессором И.А. Шляпкиным, относятся, по своему строению, к виду «крест в круге». Но, развиваясь самостоятельно, к 15 веку форма новгородских крестов изменяется до вида «круглый крест», т.е. в отдельных случаях «крест» только угадывается. Подобная форма крестов не является основной или распространенной в других землях и вероисповеданиях, что позволяет говорить о древнем русском кресте, как об особенной форме креста - «новгородском».

Св.Петра. «Взявши осужденных, воины повели их на место казни; Климента, как родственника царского, они пощадили, отпустив на свободу; Иродиона же и Олимпа, пришедших в Рим с апостолом Петром, вместе с многими верующими убили мечем. Святой же Петр молил своих распинателей, чтобы распяли его вниз головой, почитая этим Господа своего, на кресте распявшегося волею, - он не хотел уподобляться Ему в образе распятия, желая под ноги Его преклонить свою голову» . Нельзя сказать, что форма креста св. Петра широко распространена в христианских церквях. Тем не менее, некоторые примеры можно обнаружить и в русском православии. Явным признаком главного перекрестья креста, является пересечение двух самых больших (по длине) частей креста. Если пересечение проходит ниже середины (центра) вертикальной части креста, то это - крест св. Петра. Такой же крест образуется при крестном знамении христианина, о котором говорится:

«Тремя соединенными перстами прикасаемся ко лбу, ко груди, к правому, а затем к левому плечу, изображая Крест на себе…» . Таким несложным движением каждый православный человек уподобляет себя не Христу, но Петру - одному из камней, складывающих церковь (греч. «Петр» - «камень») . Подобный крест на вершине христианского храма означает, что Христос - (краеугольный) камень Церкви.

Полоцкий. «… и в других родах княжеских того времени появлялись личности, удивлявшие современников благочестием и святостью жизни. К числу их принадлежит преподобная княжна Евфросиния, в миру Предислава, внучка владетельного князя Полоцкого Всеслава Брячиславича. Отец ее, Святослав - Георгий, был младший из семи сыновей князя Всеслава. /…/ Ревнуя о благолепии дома Божия, блаженная Евфросиния, вместо ветхого деревянного храма, построила (около 1160 года) каменный храм Спасителя в своем монастыре, сохранившийся до нашего времени, и приготовила для нового храма драгоценный напрестольный крест» .

«Крест преподобной Евфросинии шестиконечный. Длина его 11 3/8 вершка; верхняя поперечина, или титло, на 3 вершка, нижняя 4 5/8 вершка. Весь крест обложен золотыми и серебряными вызолоченными листами, на которых множество украшений, искусно сделанных из мелкой муссии (мозаики), и 19 маленьких образов (один утрачен). Внутри креста вложены: часть животворящего древа, камня от гроба Господня и Богородицы и несколько частиц святых мощей. Из боковой надписи, начертанной вокруг всего креста, видно, что крест приложен в Спасскую церковь от преподобной Евфросинии в 6669 (1161) году и стоимость креста, кроме заключенной в нем святыни, составляла 140 гривен, т.е. около 1400 нынешних серебряных рублей» .

К вышеизложенному можно добавить только маленький штрих: на современном геральдическом (нарисованном на щите) гербе Белоруссии, мы видим крест этого типа.

Крест – символ очень древний. Что он символизировал до крестной смерти Спасителя? Какой крест считается более правильным – православный или католический четырехконечный («крыж»). С чем связано изображение Иисуса Христа на кресте с перекрещенными ступнями у католиков и отдельно стоящими ступнями в православной традиции.

Отвечает иеромонах Адриан (Пашин) :

В разных религиозных традициях крест символизировал разные понятия. Одно из самых часто встречающихся - встреча мира нашего с миром духовным. Для еврейского же народа с момента римского владычества крест, распятие было методом позорной, жестокой казни и вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря Христу Победителю, он стал желанным трофеем, вызывающим радостные чувства. Поэтому и святой Ипполит Римский, муж Апостольский, восклицал: «и у Церкви есть свой трофей над смертью - это Крест Христов, который она носит на себе», и святой Павел, апостол языков, писал в своем Послании: «желаю хвалиться... только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6, 14).

На Западе наиболее употребительным ныне является четырехконечный крест (рис. 1) , который старообрядцы называют (почему-то по-польски) «крыж латынски» или «рымски», что значит - римский крест. Согласно Евангелию, казнь крестная была распространяема по Империи именно римлянами и, конечно же, считалась римскою. «И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятой кровью Которого обагрился, - говорит святитель Дмитрий Ростовский. - И проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его».

Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Восьмиконечный православный крест (рис. 2) наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие. «А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе» (святитель Димитрий Ростовский). Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19, 18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19, 19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27, 35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27, 37).

Издревле известны и изображения распятия Спасителя. До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим (рис. 3) , и только в X веке появились изображения мертвого Христа (рис. 4).

С древнейших времен кресты-распятия, как на Востоке, так и на Западе, имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздем (рис. 3). Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем (рис. 4), впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа - это выкуп всех, призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45, 22).

Поэтому в традиции Православия - изображать Спасителя Вседержителя именно как уже Воскресшего Крестоносителя, держащего и призывающего в Свои объятия всю вселенную и несущего на Себе новозаветный жертвенник - Крест.

А традиционно католическое изображение распятия, с провисающим на руках Христом, напротив, имеет задачу показать то, как это все происходило, изобразить предсмертные страдания и смерть, а вовсе не то, что по существу есть вечный Плод Креста - Его торжество.

Православие неизменно учит, что всем грешникам страдания необходимы для смиренного усвоения ими Плода искупления - Духа Святого, посылаемого безгрешным Искупителем, чего по гордости не понимают католики, своими греховными страданиями ищущие участия в безгрешных, а посему искупительных Страстях Христовых и тем самым впадающие в крестоборческую ересь «самоспасания».

За многовековую историю христианства мастерами церковного искусства было создано множество форм и разновидностей креста. Сегодня историкам известно более тридцати видов начертания христианского креста. Каждая из форм несет глубокий, символический смысл, ничего случайного и произвольного в христианских символах никогда не было. В Русском Православии были распространены, и сейчас встречаются наиболее часто, следующие виды: восьмиконечный, четырехконечный, трилистниковый, лепестковый, московский, крест виноградная лоза, Остановимся на них подробнее.

Восьмиконечный крест наиболее полно соответствует фактической, исторической правде. Завершенную, восьмиконечную форму крест приобрел после распятия на нем Господа Иисуса Христа. Об этом пишут историки древности: св. Иустин Философ, Тертуллиан и другие. До распятия, когда Господь нес крест на Голгофу на Своих плечах, крест был четырехконечный. Нижняя, косая перекладина и верхняя, короткая, были сделаны воинами сразу после распятия.

Нижняя перекладина представляет собой подножие, которое воины приделали ко кресту, «когда стало ясно до какого места достанут ноги Христовы». Верхняя перекладина — это табличка с надписью, сделанная по приказу Пилата, о чем известно нам из Евангелия. Последовательность событий была такая: сначала «распяли Его»(Ин. 19; 18), а после деления одежд по жребию, по повелению Пилата «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27; 37)

Восьмиконечная форма по сей день считается общепринятой в православии. Кресты именно такой формы вечают купопа православных храмов, изображаются на обложках священных книг, на иконах. Современные нательные крестики обычно восьмиконечной формы.

Четырехконечный крест также исторически достоверен, и именуется в Евангелии «крестом Его». Именно четырехконечный крест Господь нес на Голгофу.

Четырехконечный крест на Руси называли Римским или латинским крестом. Название соответствует историческим реалиям: крестная казнь была введена римлянами, и распятие Христа совершилось на территории Римской Империи. Соответственно казнь через распятие и само орудие казни, считались римскими. На Западе по сей день изображение четырехконечного креста наиболее распространено, но сравнению с другими.

Святитель Дмитрий Ростовский в ходе полемики со старообрядцами о том, какой крест самый истинный, писал: «И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятой кровью Которого обагрился. ...какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его».

Крест Виноградная лоза известен с древности. Им украшались надгробия христиан, богослужебные книги и утварь. Из древа креста исходит ветвистая виноградная лоза с прекрасными, полновесными кистями и узорчатыми листьями. Символика креста основывается на словах Спасителя: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода»(Ин. 15; 5)

Эта форма креста напоминает христианам о необходимости принесения плода в течении земной жизни, и о словах Христа «без меня не можете творити ничего».

Разновидность четырехугольного креста — крест лепестковой формы . Концы его выполнены в виде лепестков цветка. Эта форма нередко использовалась при росписи церковных зданий, в облачениях священства, и украшении богослужебной утвари. Лепестковые кресты встречаются в мозаике Киевского храма Святой Софии, мозаика датируется 9 веком. Нательные крестики, как в древности, так и в современной церкви, часто изготавливались в виде лепесткового креста.

Крест трилистниковый представляет собой четырехконечный или шестиконечный крест, концы которого сделаны в форме трилистника — трех остроконечных листочков. В России распространены напрестольные кресты такой формы. Крест-трилистник входил в гербы многих городов Российской Империи.

Известно, что на Руси нательные крестики изготовляли из золотых или серебряных монет. Такой крестик имел равностороннюю, четырехугольную форму и закругленные концы. Он получил название «московский крест» , в связи с тем, что московские купцы часто носили именно такой крест.

Купить нательные серебряные кресты можно

Купить крестильные золотые кресты можно

3.7 (73.15%) 111 votes

Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятого Спасителя и прочих образков?

Каждый христианин от святого крещения до смертного часа должен носить на груди знак своей веры в распятие и Воскресение Господа и Бога нашего Исуса Христа. Этот знак мы носим не поверх одежды, а на своем теле, поэтому он и называется нательным, а осьмиконечным (восьмиконечным) он называется потому, что подобен Кресту, на котором был распят Господь на Голгофе.

Коллекция нательных крестов 18-19 веков из района поселений Красноярского Края говорит о наличии устойчивых предпочтений по форме на фоне богатого многообразия индивидуального исполнения изделий мастерами, причём исключения лишь подтверждают строгое правило.

Неписаные предания хранят множество нюансов. Так, уже после после публикации данной статьи один старообрядческий епископ, а следом и читатель сайта указали на то, что слово крест , равно как слово икона , не имеет уменьшительно-ласкательной формы. В связи с этим мы также обращаемся к нашим посетителям с просьбой уважительно относиться к символам Православия и следить за правильностью своей речи!

Мужской нательный крест

Нательный крест, который всегда и повсюду находится с нами, служит постоянным напоминанием о Воскресении Христа и о том, что при крещении мы обещались служить Ему, отреклись от сатаны. Тем самым нательный крест способен укреплять наши духовные и физические силы, защищать нас от диявольского зла.

Самые древние из сохранившихся крестов часто имеют форму простого равностороннего четырехконечного креста. Так было принято во времена, когда христиане почитали и Христа, и апостолов, и святой крест символически. В древности, как известно, Христа часто изображали в виде Агнца, окруженного 12 другими агнцами – апостолами. Также и Крест Господень изображался символически.


Богатая фантазия мастеров жёстко ограничивалась неписаными понятиями о каноничности нательных крестов

Позднее, в связи с обретением подлинного Честнаго и Животворящаго Креста Господня св. царицей Еленой, осьмиконечная форма креста начинает изображаться всё чаще. Это нашло отражение и в нательных крестах. Но четвероконечие не исчезло: как правило, осьмиконечный крест изображался внутри четвероконечного.


Наряду со ставшими традиционными на Руси формами в старообрядческих поселениях Красноярского Края можно встретить и наследие более древней византийской традиции

Для того, чтобы напоминать нам о том, что значит для нас Крест Христов, его часто изображали на символической Голгофе с черепом (главой Адама) у основания. Рядом с ним обычно можно видеть орудия страстей Господних – копие и трость.

Буквы IНЦI (Исус Назарянин Царь Иудейский), которые обычно изображаются на более крупных крестах, приводятся в память о надписи, насмешливо прибитой над головой Спасителя во время распятия.

Поясняющая под титлами надпись ЦРЬ СЛВЫ IС ХС СНЪ БЖIЙ гласит: “Царь Славы Исус Христос Сын Божии ”. Часто добавляется надпись “НИКА ” (греческое слово, означает победу Христа над смертью).

Отдельные буквы, могущие быть на нательных крестах, означают “К ” – копие, “Т ” – трость, “ГГ ” – гора Голгофа, “ГА ” – глава Адама. “МЛРБ ” – Место Лобное Рай Бысть (то есть: на месте казни Христа некогда был насажден Рай).

Мы уверены, что многие даже не догадываются, насколько данный символизм извращён в привычной нам колоде карт . Как выяснилось в , четыре карточные масти – это скрытая хула на христианские святыни: крести – это Крест Христов; бубны – гвозди; пики – копие сотника; черви – это губка с уксусом, которую мучители глумливо давали Христу вместо воды.

Изображение Распятого Спасителя именно на нательных крестах появилось совсем недавно (по крайней мере, после XVII века). Нательные кресты с изображением Распятия неканоничны , поскольку изображение Распятия превращает нательный крест в икону, а икона предназначена для непосредственного восприятия и молитвы.

Ношение иконы в скрытом от глаз виде таит в себе опасность использования её не по назначению, а именно как магический амулет или оберег. Крест – это символ , а Распятие – это образ . Священник носит крест с Распятием, но он носит его видимым образом: так, что все видят этот образ и вдохновляются на молитву, вдохновляются на определённое отношение к священнику. Священство – это образ Христов. А нательный крест, который мы носим под одеждой, – есть символ, и Распятия там быть не должно.

Одно из древних правил святого Василия Великого (IV век), которое вошло в Номоканон, гласит:

«Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года».

Как видим, древние отцы очень строго следили за правильным отношением к иконе, к образу. Они стояли на страже чистоты Православия, всячески ограждая его от язычества. К 17 веку сложился обычай помещать на обороте нательного креста молитву Кресту (“Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…”), или только первые слова.

Женский нательный крест


В старообрядчестве до сих пор устойчиво сохраняется внешнее различие между “женскими ” и “мужскими ” крестами. “Женский” нательный крест имеет более сглаженную, округлую форму без острых углов. Вокруг “женского” креста растительным орнаментом изображается “лоза”, напоминающая о словах псалмопевца: “Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего ” (Пс., 127, 3).

Нательный крест принято носить на длинном гайтане (тесьме, плетёной нити) так, чтобы можно было, не снимая его, взять крест в руки и осенить себя крестным знамением (это положено делать с соответствующими молитвами перед сном, а также при совершении келейного правила).


Символизм во всём: даже три венца над отверстием символизируют Св.Троицу!

Если говорить о крестах с изображением распятия шире, то отличительной особенностью каноничных крестов является стиль изображения на них тела Христа. Широко распространённый сегодня на новообрядческих крестах образ страдающего Исуса чужд православной традиции .


Старинные медальоны с символическим изображением

Согласно каноничным представлениям, нашедшим отражение в иконописи и медной пластике, тело Спасителя на Кресте никогда не изображалось страдающим, провисшим на гвоздях и т.п., что свидетельствует о Его божественной природе.

Манера “очеловечивания” страданий Христа свойственна католицизму и заимствована много позднее церковного раскола на Руси. Старообрядцы считают такие кресты негодными . Примеры каноничного и современного новообрядческого литья приведены ниже: подмена понятий заметна даже невооружённым взглядом.

Следует отметить и устойчивость традиций: коллекции на фотографиях пополнялись без цели показать только древние формы, то есть сотни видов современной “православной бижутерии ” – изобретение последних десятилетий на фоне почти полного забвения символизма и смысла образа честного Креста Господня.

Иллюстрации по теме

Ниже приводим иллюстрации, подобранные редакцией сайта “Старообрядческая Мысль”и ссылки по теме.


Пример каноничных нательных крестов разных времён:


Пример неканоничных крестов разных времён:



Необычные кресты, изготовленные, предположительно, в старообрядцами в Румынии


Фото с выставки “Русское старообрядчество”, г. Рязань

Крест с необычной тыльной стороной, о которой можно прочитать

Мужcкой крест современной работы



Каталог старинных крестов – сетевая версия книги «Тысячелетие Креста » – http://k1000k.narod.ru

Хорошо иллюстрированная статья о раннехристианских нательных крестах с качественными иллюстрациями в цвете и дополнительным материалом по теме на сайте Культурология.Ру – http://www.kulturologia.ru/blogs/150713/18549/

Исчерпывающая информация и фото о литых киотных крестах от новгородского производителя аналогичных изделий : https://readtiger.com/www.olevs.ru/novgorodskoe_litje/static/kiotnye_mednolitye_kresty_2/

Кресты: самые распространенные формы. Класс знаков по форме идентичных геометрическим элементам, широко использующихся в эмблематике и геральдике. Опубликовано на веб-портале

Кресты: самые распространенные формы

Общим символом человечества является крест. Его можно обнаружить в самых древних религиях, у самых древних цивилизаций: в Месопотамии, Египте, Китае и др. Кто изобрел крест? Никто – ибо он существует в природе. Это древний универсальный символ и прежде всего – символ связи микро– и макрокосма, духа и материи в их соединении. Крест символизирует вовлеченность духа (вертикальная линия) во время (горизонтальная линия).

Формы креста разнообразны. Они отличаются и числом перекладин, и числом концов креста, и пропорциями.

Греческий крест

Греческий крест

Крест самой простой формы: квадратный, с концами равной длины, горизонтальная перекладина расположена в середине вертикальной. Крест святого Георгия. Этот знак, называемый также crux quadrata, использовался с доисторических времен в самых разных значениях – как символ бога солнца, бога дождя, элементов, из которых создан мир: воздуха, земли, огня и воды. В раннем христианстве греческий крест символизировал Христа. Это также символ светской, земной власти, но полученной от Бога. Используется в средневековой геральдике.

Крест-молот

Крест-молот

Крест-молот – разновидность греческого креста. Один из главных геральдических крестов, назван так от французского potenee – «опора», поскольку его форма похожа на опоры, применявшиеся в древности.

Латинский крест

Латинский крест

Другое название латинского креста – длинный крест. Его горизонтальная перекладина расположена выше середины вертикальной перекладины. Это наиболее распространенный христианский символ в западном мире. Считается, что именно с такого креста был снят Христос, отсюда другие его названия: крест Распятия, крест Запада, крест Жизни, крест Страдания. Эта форма, так схожая с человеком, раскинувшим руки, символизировала Бога в Греции и Китае задолго до появления христианства. У египтян поднимающийся из сердца крест символизировал доброту.

Крест святого Петра

Крест святого Петра

Крест святого Петра – перевернутый латинский крест. С IV века он является одним из символов святого Петра, который, как полагают, был распят головой вниз на перевернутом кресте в 65 году н. э. во время правления в Риме императора Нерона.

Перевернутый латинский крест, то есть крест святого Петра, с заостренными концами – эмблема ордена тамплиеров.

Андреевский крест (косой крест)

Андреевский крест (косой крест)

Его называют также диагональным или косым. На таком кресте принял мученическую смерть апостол святой Андрей. Римляне использовали этот символ для обозначения границы, проход за пределы которой воспрещался. Косой крест также символизирует совершенство, число 10. В геральдике этот крест называется салтир.

Святой Андрей – покровитель России, и когда Петр Великий создавал русский военно-морской флот (в 1690-х годах), он принял для флага флота синий косой крест на белом фоне.

Тау-крест (крест святого Антония)

Тау-крест

Крест святого Антония

Тау-крест назван так из-за сходства с греческой буквой «Т» (тау). Он символизирует жизнь, ключ к верховной власти, фаллос. В Древнем Египте – знак плодородия и жизни. В библейские времена – символ защиты. У скандинавов – молот Тора. В христианских церквях – крест святого Антония (основателя христианского монашества, IV век). С начала XIII века – эмблема Франциска Ассизского. В геральдике это Всемогущий Крест. Известен также как «крест виселицы» из-за сходства с виселицей, как ее делали в древности.

Анкх (египетский крест)

Анкх – ключ к воротам смерти

Анкх – наиболее значимый символ у древних египтян, известный также как «крест с рукояткой». В этом кресте объединены два символа: круг (как символ вечности) и подвешенный к нему тау-крест (как символ жизни); вместе же они обозначают бессмертие, вечную жизнь. Анкх также олицетворяет «жизнь, которая придет», «время, которое настанет», скрытую мудрость, ключ к тайнам жизни и знаниям, а также ключ, открывающий врата смерти. Возможно, он символизирует Древо Жизни, а также солнце, поднимающееся над горизонтом.

Мальтийский крест

Мальтийский крест

Мальтийский крест также называют восьмиконечным. Он символизирует четырех великих богов Ассирии: Ра, Ану, Белуса и Хеа. Эмблема рыцарей Мальтийского ордена. Белый крест этой формы на черном фоне с самого начала был эмблемой военного и религиозного ордена госпитальеров (иоаннитов), которые перенесли свою штаб-квартиру на Мальту (в 1529 году) – отсюда это название.

В филателии мальтийский крест – первый почтовый штемпель, которым гасились почтовые отправления с 1840 по 1844 год.

Патриарший крест

Патриарший крест

Патриарший крест используется архиепископами и кардиналами. Его также называют католическим крестом кардинала и крестом с двумя перекладинами. Верхняя перекладина представляет собой титулус (доску для написания имени), введенную по распоряжению Понтия Пилата. Под названием архиепископский крест он часто встречается на гербах архиепископов.

Этот крест широко распространен в Греции и иногда называется анжуйским или лотарингским. Иногда его ошибочно называют лорранским крестом.

Папский крест

Папский крест

Папский крест с тремя горизонтальными перекладинами известен также под названием тройной крест. Используется в процессиях, в которых участвует папа. Три перекрестные линии символизируют власть и Древо Жизни.

Русский крест

Русский крест (крест святого Лазаря)

Этот восьмиконечный крест – крест русской православной церкви. Он называется также восточный крест или крест святого Лазаря. Символ православной церкви в Восточном средиземноморье, восточной Европе и России.

Верхняя из трех поперечных перекладин – титулус, где писалось имя, как в патриаршем кресте, нижняя перекладина – скошенная.

Крест Константина (знак «Хи-Ро»)

Крест Константина

Магическая печать с символом «Хи-Ро» (Агриппа, 1533 год)

Крест Константина – монограмма, известная как «Хи-Ро» («хи» и «ро» – первые две буквы имени Христа по-гречески). Легенда гласит, что этот крест император Константин увидел в небе по дороге в Рим, вместе с крестом он увидел надпись «Сим победиши». Согласно другой легенде, он увидел крест во сне в ночь перед битвой и услышал голос: «С этим знаком победишь»). Говорят, что именно это предсказание обратило Константина в христианство. И монограмма стала первым общепринятым символом христианства – как знак победы и спасения.

Розенкрейцерский крест

Крест с розой (розенкрейцерский)

Другое название – крест розы (пятилепестковой). Эмблема ордена розенкрейцеров. Символ гармонии, центра, сердца. Роза и крест символизируют также Воскресение и Искупление Христа. Этот знак понимается как божественный свет Вселенной (роза) и земной мир страданий (крест), как женское начало и мужское, материальное и духовное, духовная и чувственная любовь. Крест с розой есть символ посвященного, который благодаря работе над собой сумел развить в себе любовь, животворящую и преображающую материю.

Масонский крест

Масонский крест (крест в круге)

Масонский крест – это крест, вписанный в круг. Он означает святое место и космический центр. Четыре измерения пространства в небесном круге символизируют тотальность, включающую в себя Великий дух. Этот крест олицетворяет Космическое Древо, распространяющееся горизонтально над Землей и касающееся Небес через вертикальную центральную ось. Такой крест или выполнялся в камне, или изображался на стенах римских готических храмов, символизируя их освященность.

Пацифистский крест

Пацифистский крест (крест мира)

Этот символ разработал Джеральд Холтом в 1958 году для создававшегося тогда движения за ядерное разоружение. Для разработки символа он использовал семафорную азбуку: составил крест из ее символов – для «N» (nuclear, ядерное) и «D» (disarmament, разоружение) – и поместил их в круг, что символизировало глобальное соглашение. Скоро этот крест стал одним из самых распространенных знаков 60-х годов ХХ века, символизируя как мир, так и анархию.



Новое на сайте

>

Самое популярное