Домой Неврология Конспект урока на тему "аквариумные рыбки". Конспект занятия "рыбки в аквариуме"

Конспект урока на тему "аквариумные рыбки". Конспект занятия "рыбки в аквариуме"

Конспект занятия по рисованию для старшей группы "Аквариум"

Создание образа аквариума с уникальными рыбками.

Создание условий для творческого применения освоенных ранее приемов работы с художественными материалами и средствами образной выразительности.

Создание коллективного аквариума.

Образовательные: закрепление и обобщение знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях; учить детей самостоятельно находить способы изображения, художественные материалы и средства образной выразительности для раскрытия данной темы; совершенствовать художественно – графические навыки; продолжать формировать художественные потребности, умение анализировать свой труд и труд других детей.

Развивающие: развивать творческую инициативу и воображение, используя в своей работе разнообразные художественные материалы; развивать чувство ритма, цвета, композиции; развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое; развитие интереса к окружающему миру.

Воспитательные: воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать, бережное отношение к окружающей природе и домашним питомцам.

Предварительная работа:

Чтение сказки А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", рассматривание иллюстраций к этому произведению.

Рассматривание картинок и фотографий, иллюстраций и открыток с изображением морских, речных и аквариумных рыб для обогащения художественных впечатлений детей.

Беседы о жизни морских и речных рыб.

Подвижная игра «Море волнуется – раз, море волнуется – два..». Уход за аквариумом: промывание растений, камешков.

Рассматривание водных растений и сравнивание их с наземными (чем похожи, чем отличаются).

Зарисовки водорослей и рыб натуры, рисование по представлению; приготовление и дегустация рыбных блюд и блюд из морской капусты.

Украшение фигур рыб, вырезанных из цветной бумаги.

Методические приемы: Рассмотреть с детьми рисунки с разнообразными аквариумами, определить какими материалами они созданы; обратить внимание на осанку детей при рисовании, сюрпризный момент.

Материалы и оборудование:

мольберты, планшеты, заготовки круглого аквариума формат А4 или А3, прикрепленного к планшету скотчем, гуашь, акварель, кисти, тряпочки, простые карандаши, восковые карандаши, черные маркеры, рыбки, украшенные детьми заранее разных цветов, клей – карандаш.

1. Организационный момент – 2 мин.

2. Эвристическая беседа – 6 мин.

3. Творческая поисково-экспериментальная работа – 10 мин.

4. Динамическая пауза – 2 мин.

5. Итог занятия:

а) выставка и анализ детских работ – 2 мин.

б) самоанализ – 3 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Все в сборе!

Взрослые и дети!

Мы можем начинать!

Но для начала,

Надо «Здравствуйте» сказать!

Д.: Здравствуйте.

П.: Сегодня возле детского сада я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем воздушный шарик – солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми.

2. Эвристическая беседа

П.: Дети, подойдите ко мне. Посмотрите, какой большой и красивый аквариум. А какие рыбки плавают в нём?

Из каких частей состоит рыбка? А на какие геометрические фигуры они похоже? (чешуя, тело – овал, хвостик – треугольник, плавники, глазки). Предложить детям показать части тела рыбы, объяснить их назначение. Плавники служат рулём и тормозом, хвост служит мотором рыбы.

П.: Дети, а теперь посмотрите сюда. Педагог подводит детей к телевизору и показывает слайды с диковинными рыбами. Обращает внимание на их яркую чешую.

А кто попробует нарисовать рыбку? Ребенок рисует рыбку на магнитной или меловой доске.

3. Практическая работа

П.: (подводит детей к магнитной доске, на которой прикреплены аквариумы, выполненные различными художественными материалами).

П.: Какими материалами и техниками пользовался художник для создания таких красивых аквариумов. А какие еще материалы можно использовать? (Ответы детей)

Но можно еще и своими ручками нарисовать рыбку.

4. Пальчиковая гимнастика:

Моя рыбка все время молчит,

Не поет, не рычит, не урчит.

Не пойму почему, вот беда.

Может в рот ей попала вода?

Подойдите, пожалуйста к мольбертам, на них прикреплены заготовки аквариумов. У вас есть гуашь, акварель, восковые карандаши и черные маркеры. Давайте попробуем с помощью этих материалов создать образ аквариума, но чтобы у каждого из вас он был разным и непохожим на

5. Физминутка

Рыбки весело играют

В синей солнечной воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Превращение в чаек.

Мы чайки, раскрыли крылья и кружим над рекой, ищем добычу. Увидели рыбу, спустились к воде, (наклонились) поймали рыбу и улетели на берег.

Дети выполняют действия, выражая своё отношение к художественному слову через движения, мимику.

6. Анализ и выставка детских работ

П.: Давайте посмотрим, что у вас получилось. Мы справились с заданием (нарисовали аквариум)? У кого получились самые красочные рыбки? Как их название? У какого самые веселые? У кого самый интересный, веселый, красивый, прозрачный, волшебный аквариум? Почему? и.т.д. (По ходу работы)

7. Самоанализ

П.: Дети, посмотрите, какой большой и красивый аквариум нарисован. Но он пустой. Давайте мы его заполним рыбками. А вот и рыбки, которые мы украшали раньше. Если вы хорошо поработали, то возьмите красную или желтую рыбку. Если вы считаете, что не совсем справились с заданием, то можете взять зеленую или синюю рыбку.

Дети приклеивают рыбки на большой аквариум.

П.: Вы сегодня все отлично поработали. Наше занятие подошло к концу. У нас еще остались рыбки, давайте подарим их нашим гостям на память о нашем занятии. До встречи на следующем занятии.

Техника выполнения: рисование свечкой или белым восковым мелком. Наносится рисунок и затем тонируется поролоном. Первый раз можно просто предложить произвольно почертить (буквально каля-маля сделать, а когда дети затонируют и у них появится что-то, чего они в начале работы не видели, они почувствуют себя волшебниками.

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования;

Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей;

Развивать ощущение, восприятие, творческие способности детей;

Дать представление о рыбах, о строении их тела, способе передвижения, образе жизни;

Вызвать интерес к изображению рыбок;

Оборудование: плотный альбомный лист или полу-картон вырезанный в виде аквариума, восковые мелки разных цветов, акварельные краски, кисточки крупного размера.

Предварительная работа: просмотр фотографий, иллюстраций, открыток с изображением рыб; рассматривание аквариума; чтение художественной литературы.

Ход непосредственно - образовательной деятельности

Воспитатель читает стихотворение А. Фета «Рыбка»:

Тепло на солнышке. Река

Берёт свои права;

В воде местами глубь ясна,

На дне видна трава.

Чиста холодная струя,

Слежу за поплавком,

Шалунья рыбка, вижу я,

Играет с червяком.

Голубоватая спина,

Сама как, серебро,

Сама как, серебро,

Глаза - блестящих два зерна,

Багряное перо...

Ребята, а где живут рыбки?

В море. В реке. В озере.

Правильно. Отгадайте загадки.

Посмотрите - дом стоит, Вильнёт хвостом

До краёв водой налит. Туда-сюда -

В этом домике жильцы - И нет её,

Все умелые пловцы. И нет следа.

(Аквариум) (Рыбка)

Теремок ползёт. На окошке - пруд,

На себе его везёт В нём пловцы живут.

Хозяюшка богатая, У стеклянных берегов

Хозяюшка рогатая. Не бывает рыбаков.

(Улитка) (Аквариум)

Ребята, так, где же ещё могут жить рыбки?

В аквариуме!

Правильно! А у кого дома есть аквариум? Расскажите, как вы за ним ухаживаете?

Дети рассказывают, что рыбок надо кормить, менять воду в аквариуме, сажать в нём водные растения, следить за температурой воды.

Ребята, а какие названия аквариумных рыбок вы знаете?

Гупии, меченосец, золотая рыбка, сомик и др.

Молодцы! А теперь давайте поиграем.

Игра «Аквариум»

Воспитатель предлагает детям показать жителей аквариума - рыбок и улиток, а также водоросли и камешки.

«Рыбка» - дети не спеша, на цыпочках двигаются по комнате в произвольном направлении (руки опущены вниз и назад) и совершают волнообразные колебания, как плавники рыбы.

«Улитка» - присесть на корточки и поставить «рожки» на голове указательными пальцами, можно медленно передвигаться на корточках.

«Водоросли» - стоя, поднять руки вверх и совершать волнообразные движения телом и руками.

«Камень» - присесть на корточки и не шевелиться.

Когда дети запомнят движения, попросить их слушать внимательно и показывать аквариумных жителей по словесной команде. Воспитатель не спеша даёт команды: «Рыбка, улитка, камень, водоросли, рыбка, камень, улитка, водоросли» и т. д. После окончания игры воспитатель приглашает всех на места.

Сегодня мы с вами нарисуем свои аквариумы и заселим их жителями.

Воспитатель раздаёт детям альбомные листы, вырезанные в виде аквариума, восковые мелки, кисти, акварельные краски и стаканчики с водой.

Обратите внимание на форму тела рыбы - овальная, вытянутая, голова плавно переходит в туловище, на конце туловища широкий хвост. У рыбы нет ног, но зато есть плавники - с их помощью она плавает в воде.

Дети рисуют восковыми мелками разноцветных рыбок, водоросли, камушки, улиток и др.

А теперь, ребята, наши аквариумы надо заполнить водой. Окунайте кисточки в воду и закрашивайте весь аквариум голубой и синей краской прямо поверх ваших рисунков. Нарисованные восковыми мелками рыбки и водоросли не закрасятся акварельными красками.

После окончания работы рисунки ставятся на выставку и рассматриваются всеми детьми.

Чудесные аквариумы у вас получились! Теперь можно и поиграть

Игра «Рыбки»

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют движения, о которых в нём говорится.

Рыбки плавают, ныряют - («плавать» как рыбки)

Корм подводный собирают («собирать» воображаемый корм)

Раз, два, три - (присесть и брать его с пола)

Со-бе-ри! (обеими руками)

Рыбки плавают, ныряют - («плавать»)

И друг друга догоняют.

Раз, два, три - (бегать друг за другом)

Догони, догони, догони... (по комнате)

Рыбки плавают по дну - («плавать»)

Не поймаешь ни одну.

Раз, два, три (при слове «замри» дети останавливаются)

Замри (в тех позах, в которых их застала команда)

Воспитатель проходит между детьми и смотрит, чтобы никто не шевелился. Кто пошевелится, тот садится на стульчик. Остальные продолжают игру после слов:

Раз, два, три - отомри!

Игра проводится 2-3 раза.

Конспект Средняя группа

Тема «Аквариумные рыбки»

Программные задачи:

Закрепить имеющиеся представления детей об обитателях аквариума познакомить детей с тем что рыбы всегда находятся в движении они разные по окраске, у всех есть жабры, хвост, рот, глаза чешуйки.

Развивать у детей внимание, память воображение.

Воспитывать нравственные чувства ребенка чувство доброты, чувство дружбы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект Средняя группа

Тема «Аквариумные рыбки»

Программные задачи:

Закрепить имеющиеся представления детей об обитателях аквариума познакомить детей с тем что рыбы всегда находятся в движении они разные по окраске, у всех есть жабры, хвост, рот, глаза чешуйки.

Развивать у детей внимание, память воображение.

Воспитывать нравственные чувства ребенка чувство доброты, чувство дружбы.

Ход занятия.

Воспитатель вместе с детьми входят в группу под шум морского прибоя. Предлагает детям внимательно прислушаться к шуму моря. Музыка затихает

Восп-ль: Ребята, что это за шум?

Дети: Шум моря.

В: Кто живет в море?

Д: Рыбки.

В: А в детском саду где живут рыбки?

Д: В аквариуме.

В: Правильно. Ой ребята посмотрите, что это? (подводит детей к накрытому аквариуму и убирает накидку)

Д: Аквариум.

В: Верно аквариум и в нем живут рыбки. Кто расскажет нам о рыбке. (Если ребенок затрудняется воспитатель задает наводящие вопросы).

Где живет рыбка? (в воде)

Как они передвигаются по аквариуму? (они свободно передвигаются по аквариуму, одни любят везде плавать другие проводят время на дне).

Когда их кормят где они собираются? (около кормушки).

Что любят рыбки? (свет и тепло).

Молодцы ребята. Послушайте, что рассказывают про себя рыбки. Рыбки никогда не бывают неподвижными, они постоянно двигают плавниками, жабрами, ртом. Они разные по размеру окраске, у всех есть плавники, жабры, хвост, рот, глаза чешуйки.

Зачем рыбкам глаза?

Д: Чтобы видеть.

В: Сколько глаз у каждой рыбки?

Д: Два глаза.

В: Где глаза расположены на голове (по бокам с одной стороны и с другой).

В6 Ребята давайте представим, что мы рыбки и находимся в большом аквариуме.(Воспитатель надевает детям шапочки с рыбкой). Расскажите, что вы видите?

Воспитатель обращает внимание детей на то, что рыбки видят все предметы не только в аквариуме, но и за его стенками т.к. они стеклянные и прозрачные.

Предлагает закрыть глазки и повернуться влево вправо. Глаза очень важны с их помощью можно видеть все, что нас окружает.

В: Ребята, как вы думаете как рыбки отдыхают?

Д: Они спят.

В: Правильно. Все живые существа отдыхают и спят, при этом неподвижно стоят в траве, возле дна, глаза у них остаются открытыми, так как рыб нет век, но при этом рыбки спят и ничего нее видят. Когда рыбки спят им не надо мешать.

В зале звучит спокойная мелодия воспитатель предлагает детям сесть на ковер и читает стихотворение.

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий к конуре.

Белкин след ведет к дуплу

Мышкин – к дырочке в полу.

Жаль, что в речке, на воде,

Нет следов твоих нигде

Только темень, только тишь

Рыбка, рыбка где ты спишь?

Вот мы поспали, а теперь давайте представим что мы игривые, задорные и спокойные рыбки, а вся наша группа это большой аквариум. Каждый представит себя такой рыбкой и назовите свою рыбку.

Дети называют, затем импровизируют.

В: Но рыбки живут не в одиночку, а дружной семьей. Давайте возьмемся за руки и получится у нас одна большая семья рыбок. Когда мы все вместе нам не страшно.

В: Молодцы теперь пора нам превратится в деток (дети поворачиваются вокруг себя и снимают шапочки, мелодия затихает).

Воспитатель подводит детей к мольберту с изображенным аквариумом, где нарисована одна рыбка.

В: Ой ребята посмотрите что это?

Д: Аквариум

В: И в нем живет одна лишь рыбка. Дети рыбка нам что-то хочет сказать, давайте послушаем ее.

Включается фонограмма с просьбой рыбки.(Ребята посмотрите так вас много, а я одна мне так одиноко и грустно, я так хочу чтобы у меня появились друзья помогите пожалуйста)

В: Ребята поможем рыбке обрести друзей.

Д: Да

Воспитатель предлагает детям сделать рыбок из оригами.

В: Ребята мы сегодня очень много узнали о рыбках о том где они живут, как они отдыхают, что у них есть жабры и чешуя, а также мы сделали доброе дело помогли нашей рыбке обрести дружную семью.


Рогачева Майя Петровна

воспитатель МБДОУ № 8

Цель. Подвести к понятию «декоративные (аквариумные) рыбки», показать, что они без человека обойтись не могут. Закреплять навыки счета, измерения. Развивать логическое и комбинаторное мышление, память, воображение, внимание, речь, коммуникативные способности, обучать контролю и самоконтролю.

Материал и оборудование. Аквариум с рыбками. Графические модели рыб, рисунки с кормом для аквариумных рыб; наборы открыток с изображением декоративных рыбок в аквариуме. Справочник по разведению рыбок в аквариуме. Детские рисунки. Дневник наблюдений дежурных за поведением рыбок. Оборудование для ухода за рыбками (тер-мометр, груша для подкачивания воздуха или компрессор, светильники, обогреватель). Емкости для воды (тазики или кастрюли). Мерки для измерения воды (ведерки, баночки). Набор геометрических фигур у каждого ребенка (10 квадратов, 10 треугольников, пять прямоугольников). Цифры, знаки арифметических действий, знак равенства. Фланелеграф или наборное полотно. Наборы овалов - моделей рыбок у детей и у педагога (разного размера и расцветки). Карточки для формирования понятия «декоративные рыбки»: дом, аквариум, цветок, глаз.

Ход занятия в старшей группе: «Аквариумные рыбки и азы математики»

Часть 1. Условия, необходимые рыбкам для жизни в аквариуме.

Педагог подводит детей к аквариуму с рыбками. Дети рассматривают аквариум, наблюдают за поведением рыбок. Отмечают их особенности, описывают внешний вид.

П. Что нужно рыбкам для нормальной жизни в аквариуме?

Д. Чистая вода, корм, воздух, тепло, растения, моллюски.

П. Какие условия нужно создать, чтобы вода в аквариуме была чистой?

Д. Аквариум сверху надо прикрыть, чтобы в воду не попадала пыль. Но надо оставить щель, чтобы проходил воздух. Сачком надо убирать не доеденный рыбками корм.

Хорошо поселить в аквариум сомиков: они живут на дне и доедают остатки корма.

В аквариуме должны жить моллюски: они тоже доедают за рыбками корм, а также чистят стеклянные стенки от водорослей.

П. Как вы узнаете, что рыбкам воздуха не хватает, что его недостаточно в аквариуме?

Д. Рыбы высовываются из воды с открытым ртом. Это значит, что им не хватает воздуха, они задыхаются.

П. Что нужно сделать, чтобы помочь рыбкам?

Д. Добавить в воду воздух.

П. Это можно сделать с помощью компрессора или груши. Еще в аквариуме необходимы растения они выделяют кислород, необходимый для дыхания и поглощают угле-кислый газ. Но растения выделяют кислород только в светлое время суток или когда аквариум освещен. А еще для чего нужны растения?

Д. Растения очищают воду. Они нужны и для того, чтобы рыбки могли спрятаться, отдохнуть. А еще растения придают аквариуму красивый вид, он становится похож на летний пруд.

П. Что еще кладут на дно аквариума?

Д. На дно кладут песок и камни.

П. Можно ли обойтись без них?

Д. Нет. В песок сажают растения, без него растениям не за что зацепиться, не за что держаться.

Педагог предлагает внимательно рассмотреть растения, вспомнить их названия, отметить отличительные особенности каждого вида растений.

П. Что еще важно для рыбок?

Д. Надо чаще смотреть на термометр. Если столбик в нем находится ниже синей черты, то надо включить обогреватель или электролампочки. Рыбки могут заболеть или погибнуть, если вода будет холодная.

П. Все ли условия, необходимые для жизни рыб, мы назвали или что-то забыли?

Дети говорят, что забыли про корм, который нужен рыбкам, и составляют рассказ о нем по опорным карточкам с изображением корма для аквариумных рыбок.

Часть 2. Заполним аквариум водой

П. Какой формы могут быть аквариумы?

Д. Прямоугольной, круглой, квадратной.

П. Правильнее сказать не круглой, а шарообразной. А как лучше установить шарообразный аквариум?

Д. Для него нужна подставка?

П. Почему?

Д. Шарообразный аквариум неустойчив, он покатится, и вода выльется.

П. А как можно доказать правильность ваших выводов?

Д. Можно взять мяч или шарик и брусок, положить их на стол. Если стол слегка качнуть, то мячик и шарик покатятся, а брусок останется на месте.

П. А о каких условиях нужно помнить при выборе материала для аквариума?

Д. Нужно, чтобы в аквариум попадал свет. Значит, он должен быть прозрачным. Лучше всего его делать из стекла или прозрачной пластмассы.

П. А какие аквариумы бывают по объему, по тому, сколько помещается в них воды?

Д. Аквариумы бывают большие, когда в них входит много литров воды; средние, когда воды поменьше, и маленькие, когда воды мало.

П. Представим себе, что у нас с вами два разных, не похожих друг на друга аквариума. (Показывает на две емкости, например на тазик и кастрюлю вместимостью примерно по 4 л) Как вы думаете, что нужно, чтобы заполнить эти емкости водой?

Д. Нужны вода и то, чем ее можно наливать в аквариум. А еще мерные емкости.

Дети рассматривают мерки, в качестве которых можно использовать детские ведерки (1 л и 0,5 л воды), баночки (1 л и 0,5 л); если есть маленький аквариум для мальков, можно использовать его.

П. Давайте определим, сколько этих мерных емкостей (показывает на большое ведерко или литровую банку и на кастрюлю) может поместиться в аквариуме (кастрюле)?

Вызванный ребенок отмеривает воду, берет ее из большого ведра большим ведерком или банкой. Дети считают, сколько этих мерок ребенок выливает в кастрюлю, и откладывают квадраты: получается столько квадратов, сколько ведерок или банок вместилось в кастрюлю (напр. четыре).

П. А сколько этих мерных емкостей (показывает на маленькое ведерко или пол-литровую банку) поместится в аквариуме (кастрюле)?

Другой ребенок отмеряет воду новой меркой, а дети считают и выкладывают треу-гольники: получается столько треугольников, сколько раз ребенок использовал мерную емкость (напр. восемь).

П. Почему этих ведерок понадобилось больше, чтобы заполнить кастрюлю? Ведь мы заполняли водой ту же емкость.

Д. Мерка меньше, поэтому количество мерок получилось больше: в первом случае мы отложили четыре квадрата, во втором - восемь треугольников.

П. Верно. А почему восемь, а, например, не семь? Как узнать, правильно ли мы измерили?

Правильно ли мы сосчитали количество мерок?

Д. Надо сравнить мерки между собой.

П. Как сравнить? Вы уже сказали, что одна мерка больше, а другая меньше.

Д. Надо измерить большую мерку маленькой, определить, сколько маленьких мерок в большой.

П. Верно, нужно измерить большую мерку маленькой. А что значит измерить?

Д. Узнать, сколько раз маленькая мерка вмещается в большой.

Вызванный ребенок заполняет водой маленькое ведерко и переливает воду в большое. Убедившись, что оно еще не заполнилось водой, наполняет водой маленькое ведерко еще раз и переливает ее в большое ведерко. Дети убеждаются, что в большое ведерко вмещается воды столько, сколько в два маленьких.

П. Во сколько же раз большая мерка больше маленькой?

Д. Она больше в два раза.

П. Как еще мы можем проверить, правильно ли мы произвели измерение?

Одни дети предлагают в своих моделях заменить квадрат на два треугольника, другие - заменить два треугольника одним квадратом.

П. Если два треугольника заменить на один квадрат, получим следующее (показывает)

П. Если один квадрат заменить на два треугольника, то получим следующее (показывает)

П. Давайте узнаем, сколько нужно налить воды в аквариум, если дети решили поселить в нём в нем две большие рыбки и одну маленькую. Известно, что для одной большой рыбки требуется 2 л воды, а для одной маленькой достаточно 1 л воды. (Прикрепляет к фланелеграфу две большие рыбки и одну маленькую. Показывает литровую банку.

Читает задачу еще раз.) Кто запишет решение этой задачи на наборном полотне?

Вызванный ребенок с помощью разрезных цифр, знаков «+» и «=» выкладывает решение задачи, а дети делают то же у себя на столах. Записи могут получиться различными.

Главное, чтобы ребенок мог объяснить свое решение.

Примечание. Если ребенку трудно «записать» решение с помощью цифр, он может сделать это с помощью квадратов или прямоугольников и квадратов.


П. Для чего разводят рыбок в домашних условиях? Даже выводят виды, которых нет в природе? Посмотрите: это золотая рыбка. Золотая рыбка произошла от золотистого карасика. Позднее от золотой рыбки были получены ее разновидности: телескоп, шубункин, вуалехвост, львиноголовка, комета.

Если этих рыбок нет в аквариуме, можно использовать карточки, открытки. Педагог выкладывает схему происхождения золотой рыбка и ее разновидностей.


П. Как вы думаете, зачем люди заводят дома аквариумных рыбок?

Д. Чтобы в доме было уютно, красиво. Подойдешь к аквариуму посмотришь на рыбок -и становится радостно.

П. У кого дома есть аквариум? Кто за ним ухаживает? (Ответы) Могут ли рыбки жить в аквариуме без заботы о них человека? А в природе?

Д. В речке для рыб есть все необходимое: еда, вода, свет, тепло. В речке рыбы могут обойтись без человека. А за рыбками, которые живут в аквариуме, мы ухаживаем:

кормим, убираем, моем аквариум, подкачиваем воздух. Без человека они погибнут:

останутся голодными, будут задыхаться без воздуха, заболеют, так как вода станет грязной...

П. Каким одним словом можно назвать рыбок, живущих в аквариуме?

Если дети затрудняются с ответом на этот вопрос, педагог подсказывает слова «декоративные, аквариумные», объясняет их значение. Предлагает выбрать картинки с изображением корма и условиями для жизни рыбок, для составления рассказа о декоративных рыбках.


Условия, необходимые для жизни декоративных рыбок

а – дом; б – человек; в – глаза, чтобы ими любоваться; г – песок, камушки;

д – растения; е – вода; ж – тепло; з – свет; и – корм.

Дети должны выбрать следующие карточки: дом, человек, аквариум, глаз и составить определение «аквариумные рыбки» по ним.

П. А что является главным условием для жизни рыб в аквариуме?

Д. Главным условием является вода. Рыбки живут только в воде.

Часть 4. Комбинации рыбок.

П. Вспомним, сколько рыбок мы хотели поселить в аквариуме, и каких?

Д. Три рыбки две большие и одну маленькую.

П. В зоомагазине оказалось в продаже пять видов рыбок: серебристый карась, золотая рыбка, меченосец, золотистый карасик, сомик.

Дети рассматривают графические модели рыбок прикреплённые к фланелеграфу.


П. Определите, какая модель какой рыбке соответствует.

Дети по размеру овалов и их цвету определяют, какой овал какой рыбке соответствует: серый большой овал - серебристый карасик, красный большой овал - золотая рыбка, желтый большой овал - золотой карась, зеленый маленький овал - меченосец, коричневатый овал - сомик.

П. На какие две группы можно разделить этих рыбок?

Д. На две группы: большие и маленькие рыбки.

Вызванный ребенок делит овалы на две группы: разбивает множество на два подмножества).

П. Сколько видов больших рыбок продавали в зоомагазине?

Д. Три вида: серебристый карась, золотая рыбка, золотистый карась.

П. Сколько видов маленьких рыбок продавали в зоомагазине?

Д. Два вида: меченосец, сомик.

П. Давайте, определим, какие наборы рыбок можно сделать. У вас есть модели рыбок (овалы). Составьте наборы из двух больших рыбок и одной маленькой и расскажите о своем выборе соседу по столу.

Дети составляют из овалов наборы рыбок и объясняют свой выбор. Педагог фиксирует наборы на наборном полотне или фланелеграфе.

П. Молодцы! У вас получилось восемь различных наборов - и все красивые!

Конспект занятия в старшей группе по теме «Кто такие рыбы?»

Цель: формировать представления детей о рыбах: строение, способ размножения, питание.

Задачи:

Образовательная:

Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные).

Развивающая:

Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе.

Материалы:

Магнитный плакат «Водоемы», иллюстрации с изображением морских и пресноводных рыб, фишки, лист бумаги (разделенный на 2 полосы), круги синего и зеленого цвета, разрезные картинки.

Словарная работа:

Уточнить понятия: чешуя, жабры, морские и пресноводные рыбы; ввести обобщающее понятие – «рыбы», «водоемы».

Предварительная работа:

Чтение произведений А. Клыкова «Зимой под водой», Л. Карпова «Как зимуют рыбы?», А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», разучивание пословиц: «На то и щука в реке, чтоб карась не дремал», «Мороз злее, а налим живее»; подвижные игры: «Удочка», «Караси и щука».

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в водное путешествие. А на чем мы с вами поплывем?

Ответы детей: пароход, корабль, лодка.

Правильно, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие на моторной лодке.

Приготовьтесь, взяли руль в руки, завели мотор (Дети произносят звук «ррр…»). Осторожно! Поворот - направо, потом - налево, еще раз - направо, еще раз - налево, теперь держим курс прямо; приглушаем мотор… (дети произносят звук «ррр…» всё тише и тише).

И вот мы с вами оказываемся на водоеме (воспитатель показывает магнитный плакат « Водоемы»).

Ребята, как вы думаете, что это за водоем?

Ответы детей: река, пруд, озеро.

Действительно ребята, мы оказались на пресноводном водоеме (река или озеро). Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир на водоеме!

Обратите внимание, как будто водоем делится на две части: одна часть – надводная и прибрежная, почти не различимы, другая – подводный мир.

Назовите мне обитателей надводного мира, которых вы видите на картине.

Ответы детей: насекомые (водомерки, бабочки и стрекозы и др.), лягушки, цапли, бобры, кувшинки, лилии и др.

Назовите мне обитателей подводного мира, которых вы наблюдаете.

Ответы детей: улитки, раки, речные рыбы, жук – плавунец, водоросли и др.

А сейчас давайте поиграем. Игра «Кто, где живет?».

Играем по командам (1-ой команде необходимо отобрать картинки с изображением обитателей животного и растительного мира надводной части. 2-ой команде – картинки с изображением подводного мира). За правильный ответ команде присуждается 1 очко (фишка). В конце занятия подсчитываются очки. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее выполнит это задание.

Молодцы, все правильно справились с заданием. Теперь продолжаем дальше играть по командам.

Игра называется «Что мы знаем о рыбах». За каждый правильный ответ команде также дается 1 очко.

Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)

С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)

Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

Перечислите, каких аквариумных рыб вы знаете. (Золотая рыбка, сомик, неон, скалярии, гуппи и др.)

Чем рыбы отличаются от зверей? (не могут передвигаться по земле, нет лап)

Чем люди ловят рыб? (сетями, удочками)

Как можно приготовить рыбу? (варят, солят, жарят)

Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)

А сейчас немножко давайте отдохнем. Физкультминутка «Рыбка в озере жила».

Рыбка в озере жила,

Рыбка к берегу плыла,

(ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)

Хвостиком виляла,

Корм себе искала.

(прыгаем ноги в стороны, вместе)

Возле берега червяк,

Извивается вот так,

(руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)

Рыбка подплывает,

Червяка хватает.

(разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть))

Дернул леску рыбачек,

Да сорвался червячок,

(хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)

Рыбка не попалась,

С червяком осталась.

(совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)

Продолжаем, игра «Найди дом для рыбки».

Догадайтесь о какой рыбе идет речь, и положите круг (постройте дом) около соответствующей рыбы. Если рыба речная – зеленый круг на верхней полосе, если морская – синий круг на нижней полосе.

На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)

Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

На дне лежит один плоский блин. (Камбала)

Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавником.

Драчун и забияка, живет в воде,

Кости на спине. И щука не проглотит. (Ерш)

Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.

Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)

Щука – одна из крупных речных рыб.

Живу глубоко. Плыву легко,

Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)

Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых, по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – сааме большие рыбы.

Я всеми и всегда узнаюсь без труда.

Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь)

Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуей.

Молодцы, дом для рыбок построили, а сейчас у вас на столах лежат разрезные картинки . Каждой команде необходимо быстро и правильно собрать картинку по частям. Определить, что это за рыба (морская или пресноводная, как называется). За правильный ответ команде присуждается 1 очко.

Наконец, ребята, последнее испытание. Давайте выясним, чем все рыбы похожи. Для этого составим модель рыбы (зарисуем) и назовем ее части тела.

1-ая картинка – у рыбы есть тело (зарисовываем вместе со мной).

2-ая картинка – тело рыбы покрыто чешуей.

3-ая картинка – с помощью плавников и хвоста рыба перемещается в воде.

4-ая картинка – у рыб есть жабры.

5-ая картинка - рыбы дышат кислородом (дети вместе с педагогом поэтапно зарисовывают).

А теперь давайте посмотрим, как вы зарисовали модель рыбы (дети свои рисунки вывешивают на доску).

Итог занятия:

Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания)

Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой (тела, плавников и хвоста)

Ответьте на самый главный вопрос: «Кто такие рыбы?» (животные)

Молодцы ребята! Вы побывали в роли исследователей, узнали много интересного и нового. Показали хорошие результаты, отвечали на все вопросы, не подвели свою команду.

(Подсчитываются очки команд. Объявляется победитель. Раздача призов).



Новое на сайте

>

Самое популярное