Домой Неврология Конспект нод "богатыри - защитники земли русской". Конспект урока на тему «Богатыри – защитники земли Русской

Конспект нод "богатыри - защитники земли русской". Конспект урока на тему «Богатыри – защитники земли Русской

Богатыри – защитники земли Русской.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

Цели:

    Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.

    Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.

    Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; использовать в речи синонимы и сравнения.

    Познакомить детей с гербом и флагом России.

Материалы:

Репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»; большие иллюстрации с изображением лесов, полей, лугов, рек, гор, книги о богатырях, иллюстрация герба и флага России.

Словарная работа:

Русь, предки, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, латы, бармица); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава-палица).

Ход:

Что мы Родиной зовем?

Край, в котором мы растем,

И березки, вдоль которых

рядом с мамой мы идем...

4 ноября вся наша страна будет отмечать День народного единства. Хотите узнать, что это за праздник? Во все времена русские люди любили свою родину. Слагали о ней песни, пословицы и стихи, во имя родной стороны совершали подвиги.

Постарайтесь подобрать красивые нужные слова к слову Родина (славная, сильная, богатая, любимая, чудесная).

Не всегда народы России жили в единстве. К сожалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось ее единство, когда в стране царили вражда и голод. 400 лет назад вражеские нашествия разорили страну дотла. Русская земля была занята врагами-поляками. Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.

Берегли родную землю русские люди, воспевали о ней песни, трудились во славу богатства Родины, защищали ее во все времена. Народ российский испокон веков славился силою, удалью, ловкостью молодецкой. И были всегда на Руси богатыри – эдакие силачи с добром сердцем и чистою душою.

Сегодня я расскажу вам об этих богатырях. (Показывает на картину.) Они на самом деле жили на Руси, но очень давно, боролись с ее врагами. Тогда со всех сторон на нашу землю нападали кочевые племена - половцы, печенеги, хазары, разоряли и сжигали города и села, уводили в плен детей и женщин, а стариков и мужчин уби­вали. На защиту Родины вставали все, кто мог дер­жать в руках оружие, и среди них выделялись силь­ные, мужественные воины, их называли богатыря­ми, витязями. Певцы и сказители слагали о них легенды, песни, былины. Вот такие былинные бо­гатыри и изображены художником.

Мощь, сила, твердость, надежность. Можно ли это сказать об этих людях? (Показывает на картину.) Как вы ду­маете, кто они? (Ответы детей.) Правильно, рус­ские богатыри. Богатырь - кто это? Это герой рус­ских былин, совершающий воинские подвиги. Как вы догадались, что это богатыри? На них одежда древнерусских воинов.

Педагог. Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи.

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Что защищает их тело? Кольчуги. Какие они? Что у них на ногах? Чем вооружены воины? Лук и стрелы, копье, булава, мечи, щиты - это оружие витязей, храбрых воинов.

В центре на исполинском черном коне сидит степенный, дородный Илья Муромец из города Му­рома, села Карачарова. Был он, по преданию, сыном крестьянина. Илья уже немолод, он старший среди богатырей. Серебром сверкает борода, выби­лась из-под шлема седая прядь волос. Широкий

лоб, сжатые губы, прямой и открытый взгляд сви­детельствуют о несгибаемой силе воли, прямоте и честности его души, великодушии и доброте. Тяже­ло, но уверенно сидит на коне Илья, поднял руку к глазам и напряженно всматривается вдаль. Уве­ренность, сила и мощь в его ладной и могучей фи­гуре. Про такого говорят - косая сажень в плечах (широкоплечий, большого роста). С удивительной легкостью держит в правой руке булаву булатную «сорока пудов», и рука его даже не сгибается под этой тяжестью. В левой руке у него огромное крас­ное копье, указывающее, вероятно, откуда надо ждать врага. В былинах рассказывается о необык­новенной силе Ильи Ивановича. Он один убил че­тыреста разбойников, истребил несметные полчища татар во главе с Идолищем Поганым и Калином-ца- рем. Одержал победу над Соловьем-разбойником. Искренняя преданность народу, самоотверженное служение интересам простых людей отличают его:

Я иду служить за веру христианскую

И за Землю Русскую,

Да и за стольний Клев-град,

За вдов, за сирот, за бедных людей.

Конь под Ильей под стать богатырю, такой же мощный, сильный. Он чуть опустил голову, выгнув шею, гордо и спокойно косит своим большим гла­зом. Нарядна и мощна у него сбруя.

Справа от Ильи на белом коне другой герой - Добрыня Никитич. Былины говорят, что он кня­жеского рода, из Рязани, посадник Новгородский, дядя киевского князя Владимира, а позднее - вое­вода. Добрыня Никитич - зрелый муж. крепок, красив, строг и благороден. Выразительно лицо его, гордая осанка. Он отличался, как говорят былины, «вежеством» - мудростью, вдумчивостью и знания­ми. Сверкают серебром и позолотой его кольчуга, шлем и меч. Красный круглый щит горит и пере­ливается золотыми заклепками, тяжел золотой крест на могучей груди. Добрынюшка известен своей смелой борьбой со Змеем Горынычем да с Батыгой (ханом Батыем). Боевой конь богатыря силен и очень красив - белый, в нарядной красной сбруе с золотыми украшениями. Он словно уже видит приближающегося врага, настороженно вгля­дывается вдаль. Ветер развевает его пышную бело­снежную гриву и хвост.

Слева от Ильи Муромца еще один народный богатырь - Алеша Попович, сын попа Леонтия из Ростова. Этот молодой красавец кажется изящным, тонким и стройным. Нарядна одежда его: на крас­ный кафтан надета изукрашенная позолотой коль­чуга, на голове позолоченный шлем, на ногах крас­ные узорчатые сапожки, на руках перстни. Кажется, что и вооружен он легко - в левой руке «тугой лук разрывчатый да стрелочка каленая». У пояса с левой стороны - меч и стрелы в колчане, сзади щит. В правой руке - плеточка шелковая, а с боку - гусельки яровчатые. Илья Муромец говорит

про Алешеньку: «Хоть силой не силен, да напуском смел». Не мощью богатырскою берет Алеша верх над врагами, а ловкостью, находчивостью, смекал­кой, ухваткой и отвагой. Он весельчак и лукавый балагур, гусляр, певец, мастер на выдумки. Что-то и сейчас он замышляет - хитровато смотрит в сто­рону врага.

Конь у богатыря каурый - светло-каштановой, рыжеватой масти. Он не такой могучий, как другие кони, но более легок и стремителен. Это он первый услышал топот множества вражеских коней.

Алеша Попович известен как победитель Туга­рина Змеевича, борьбой с печенегами и татарами. По преданию, пал героем в знаменитой битве на Калке-реке.

Вот какие богатыри Земли Русской перед вами. Настоящие витязи, которые вели жизнь полную опасностей, подвигов и мужества.

И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль...

Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской всегда готовы:

Стать за честь Родины против недруга,

За Отчизну в нужде сложить голову.

На картине изображены былинные богатыри, но мы воспринимаем их как живых людей. Художник прославляет защитников Родины. Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились. Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство – чувство гордости за Родину.

К . Ушинский: «Наше Отечество » ( отрывок)

Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

Почему мы называем отечеством Россию? – Почему Россию называем родиной? – Почему мы ее называем матерью?

Как и все страны мира, все государства, существующие на земле, Россия имеет свои флаги герб. (показывает)

Флаг России.

Белый цвет – берёзка.

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

Герб России

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Государственный флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников, и в это время всегда звучит гимн Российской Федерации. (звучит фонограмма гимна)

Тема: Богатыри – защитники земли Русской.

Представиться, попросить не обижаться на незнание имен, пусть встают и говорят имя свое. 1 СЛАЙД

Ответьте мне на вопрос. Что такое время? И что такое времена?

Времена можно понимать по-разному. Для кого-то время – это кудесник, отсчитывающий часы жизни. Для кого-то – это мудрые волшебники, которые умеют распоряжаться секундами и минутами. А есть знатоки, управляющие будущим временем. Вы тоже можете стать властелинами своего времени, если научитесь беречь секунды и минуты. Время связывает прошлое и будущее. В народе говорят: « Человек без прошлого, не имеет будущего». Скажите, как вы понимаете это высказывание? 2 СЛАЙД

Я предлагаю сегодня вам совершить небольшое путешествие во времени, в прошлое нашей страны. Мы узнаем о тех, кто давно-давно охранял и защищал границы нашей Родины. 3 СЛАЙД

Все вы наверное смотрели мультики про Алешу Поповича и Тугарина Змея, Добрыня Никтича и Змея Горыныча, Илью Муромца и Соловья-разбойника. Конечно же, эти мультфильмы адаптированы под наше с вами понимание, под то время, в которое мы живем, однако в них рассказывается о некогда существовавших на нашей земле могучих воинах. Давайте с вами послушаем отрывок из одной песни, вы внимательно послушаете и вникните в слова. (песня prokofevvstava… ) 50 сек.

О чем эта песня? Какое у нее настроение? Какие картинки перед глазами возникают при ее прослушивании?

Песня-призыв. Не правда ли, она придает силу духа, хочется поспешить на помощь слабому, хочется восстановить справедливость, защитить любимое Отечество. Верно?

Итак, ребята: как назывались самые первые защитники нашей Родины? — -Кто такие богатыри в вашем понимании? после их ответа СЛАЙД 4 несколько секунд и СЛАЙД 5, сказать, что существует множество определений слова богатырь.

Каких богатырей вы знаете? (Святогор – богатырь огромных размеров, который не смог присеоединиться к остальным богатырям, так как не с кем ему было помериться силой и Никита Кожемяка, который голыми руками одолел змея).

После того, как они назовут богатырей, я покажу Святогора 6 СЛАЙД

Богатырь — воин, который отличается необычной силой, мужеством, удалью и умом. То есть, когда вы слышите, что такие силачи как богатыри не обладали умом, знайте, что это неправда. В бою всегда требовалась смекалка помимо физической силы. Богатыри были всесторонне развиты и к этому должны стремиться мы с вами.

СЛАЙД 7 В давние-давние времена ещё в Древней Руси стояли богатыри на страже нашей Родины на заставе (границе). Без устали разъезжали они на могучих конях, зорко всматриваясь вдаль: не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней. Они надеялись, жизнь станет лучше, счастливее, если не детям, то внукам – и их тяжкие труды не пропадут напрасно. Поэтому они завещали беречь землю русскую – нашу Родину.

СЛАЙД 8 Богатырь – это человек очень большой силы, стойкости отваги. На Руси богатыри появились в то время, когда чужеземные захватчики грабили и убивали простых людей. СЛАЙД 9

На их защиту стали люди сильные, мужественные, горячо любившие свою родину. СЛАЙД 10 И о них слагали былины. Ребята, а что такое былина? И в чем ее отличие от сказки? После их ответа СЛАЙД 11

Былина от слова «было». А сказка это как правило выдумка. Безусловно, события в былине могут быть приукрашены, но тем не менее все события подлинны.

Отрывок из былины про Илью Муромца.

Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холма на холм стал перамахивать,

Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.

Засвистал-то Соловей да по-соловьему,

Закричал злодей-разбойник по-звериному –

Темны лесушки к земле все приклонилися.

Ребята, нам ведь ясно, что не может быть такого, что сразу лес к земле склонился, что с одной горы конь на другую прыгает, но так написано в былине. Скажите, а для чего автор так преувеличивает?

(может быть про гиперболу рассказать)

Давайте послушаем, как начинались былины о богатырях (включить аудио)

Мы услышали, как эти слова прославляют силу русских богатырей и нашей земли.

Скажите, а как былины дошли до наших дней? Как мы с вами узнали былины Древней Руси? После их ответа СЛАЙД 12

Рукописные книги писали летописцы и некоторые книги сохранились до наших дней. Некоторые былины передавались из уст в уста, поэтому определенного автора, имя которого мы могли бы назвать, у них нет.

А как былины рассказывались в эти древние времена, кто-нибудь знает?

Жили когда-то на Руси Великой люди — песенники-сказители. СЛАЙД 13 вот они, на слайде. Они сочиняли и пели-рассказывали былины. Былины всегда было принято рассказывать, играя мелодию на гуслях. И я вам предлагаю посмотреть и послушать, как это делалось традиционно, на примере былины об Илье Муромце (видео)

После видео Слайд 14 Картина Васнецова «Три богатыря»

    Знаменитая картина «Богатыри» была создана в подмосковном селе Абрамцево. Это полотно сегодня часто называют «Три богатыря». Васнецов описание картины дал в короткой, но емкой реплике: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде - примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли кого».

    Работа над великим холстом заняла у художника почти семнадцать лет, а началась она с эскиза, сделанного карандашом, в далеком Париже. Едва художник сделал финальный штрих, как Павел Михайлович Третьяков (это был очень богатый человек, купец, покупающий все произведения искусства, которые он встречал, путешествуя и общаясь с разными талантливыми людьми своего времени, чтобы объединить в одном месте и таким образом сохранить для будущих поколений, для нас с вами, чтобы мы имели возможность изучать историю, повышать свою культуру и наслаждаться этими произведениями искусства) купил полотно для своей коллекции. Так обрела свое место в Третьяковке эта картина Васнецова. Три богатыря и по сей день смотрят на нас со стены знаменитой галереи.

Ребята, а кто из вас сможет выйти и правильно назвать богатырей, изображенных на этой картине.

Слева направо: Добрыня, Илья и Алеша.

А может быть кто-нибудь из вас бывал с родителями в Третьяковской галерее и видел эту картину своими глазами? Расспросить о чувствах.

Если не были, то спросить, где она находится, галерея эта. (в москве и послать их туда в будущем)

Даже глядя на эту картину мы можем охарактеризовать богатырей. Охарактеризуйте мне Илью, потом Алешу, потом Добрыню.

Теперь я расскажу вам о каждом из них.

« Как одно на небе красно – солнышко,

А один на Руси Илья – Муромец».

Сидел сиднем тридцать лет, а вылечили его люди прохожие — дали испить водицы. Больше всего люди любили да и теперь уважают этого богатыря Илью Муромца. Его даже причислили к лику российских Святых, и у него остался в истории день рождения — 1 января. В день, когда мы празднуем Новый год, вспомните также, что это и день рождения Ильи Ивановича, великого защитника земли русской.

Когда мощи Ильи Муромца изучали современные ученые, они были ошеломлены.

Это был могучий мужчина, скончавшийся в возрасте 45-55 лет, ростом 177 см. В 12 веке, когда жил Илья, такой человек считался высоким (средний рост мужчины того времени – 165 см).

На костях Ильи обнаружили следы битв – множественные переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча.

Это подтверждало сведения о том, что Илья был могучим воином, участником жестоких сражений.

Кроме того, исследователи считают, что, в полном согласии с произведениями устного народного творчества, Илья на самом деле долгое время не мог ходить, так как перенес тяжелое заболевание – туберкулез костей или полиомиелит, что стало причиной паралича ног.


Добрыня Никитич рисуется в былинах вторым по силе и значению богатырем после Ильи Муромца.

По происхождению Добрыня Никитич – княжеского рода, что, тем не менее, не помешало ему завоевать любовь и признание у простого народа. В былинах богатырь образован, тактичен, обходителен, умел найти общий язык со всеми, не зря князь Владимир назначил его своим послом.

Добрыня – из русского языка – от добрый. Он творит добро – и это одна из характерных черт могучего былинного богатыря. Добрыня бьётся со Змеем Горынычем и освобождает племянницу князя Владимира Забаву Путятичну

И на картине он изображен в середине, так как благодаря его усилиям и талантам богатырская троица остаётся восстановленной даже после того, как Илья Муромец и Алёша Попович ссорятся.

Алеша Попович – самый младший из всех, сын ростовского попа Леонтия. Рождение Алеши Поповича сопровождается громом; Алёша-младенец просит пеленать его не пеленами, но кольчугою; затем он немедленно просит у матери благословенья погулять по белу свету: выясняется, что он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Ему свойственны удаль , натиск, сметливость, находчивость, хитроумие .

Алёшу Поповича отличает не сила.

    Посмотрите, как одеты богатыри. Как называется одежда? (шлем, кольчуга)

    И, конечно же, конь для богатыря был не просто средством передвижения, конь был другом, соратником в бою, к нему относились как к человеку.

Давайте с вами проведем богатырскую физминутку. Выйдете из-за парт, повторяем движения за мной.

Физкультминутка

Дружно встали – раз, два, три-

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

Давайте, ребята, отгадаем загадки о богатырях:

2) Доброе имя носил богатырь –

Врагов не жалел, Отчизну любил.

Вместе с Муромцем служил,

Супостатов сокрушил. (Добрыня Никитич)

1) Храбрый и смелый – отважный смельчак.

Рода поповского наш весельчак.

Самый младой из троих богатырь,

Русь защищал, врагов он разил. (Алёша Попович)

3)Долго могучая сила в нём зрела,

А пробудилась от горя она.

Встал богатырь за Отчизну

И смело бился – себя не щадя и врага. (Илья Муромец)

Идет время, бежит, ни на минуту не останавливается. Тысячу лет прошло, ребята, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей – богатырей. Благодарный народ установил во многих городах России памятники богатырям….

Слайд 15 — ПАМЯТНИК СВЯТОГОРУ В Г. ЯЛТЕ

Слайд 16 — ПАМЯТНИКИ ИЛЬЕ МУРОМЦУ В Г. МУРОМЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Слайд 17 — ПАМЯТНИКИ ИЛЬЕ МУРОМЦУ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ И Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСК КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ.

Слайд 18 — ПАМЯТНИК ДОБРЫНЕ НИКИТИЧУ В П. ШИЛОВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛ.

Слайд 19 — ПАМЯТНИКИ ТРЕМ БОГАТЫРЯМ В Г.КОЗЕЛЬСКЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛ. И В Г. САМАРЕ.

Слайд 20 — ПАМЯТНИК АЛЕШЕ ПОПОВИЧУ В УДМУРТИИ

Как видите, им так же, как и героям Великой Отечественной Войны устанавливают памятники.

Да, богатырей на Руси не счесть. И не только былинными - Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, но и настоящими страна наша богата - князьями, полководцами, солдатами, спортсменами тоже. В ряду самых знаменитых борцов-классиков стоят имена

    Слайд 21 — грузчика Ивана Максимовича Поддубного –

«чемпиона чемпионов», 45 лет жизни он провел на борцовском ковре и лишь один раз потерпел поражение.

    Слайд 22 — Александр Знаменский, исполнял рекордные силовые номера, поднимал оркестр, держал на себе карусель, носил пианино с играющим человеком.

    Слайд 23 — Валентин Иванович ДикУль (род. 1947) - выдающийся атлет нашего времени. Он выполнял на арене цирка два неповторимых силовых номера: удерживал на своем теле металлическую «пирамиду» весом в одну тонну, а на спине - автомобиль «Волга» (при этом нагрузка составляла 1570 килограммов). Слайд 24 Уникальность этих номеров еще и в том, что выполнял их атлет после травмы позвоночника. Почти семь лет он не мог двигаться. С помощью тренажеров собственной конструкции сумел восстановить прежнюю форму. Сейчас В. И. Дикуль возглавляет Центр реабилитации больных со спинномозговой травмой и последствиями церебрального паралича.

Слайд 25 Василий Алексеев, он из нашего города Шахты Самый сильный человек 70-х, обладатель 80 мировых рекордов и двукратный олимпийский чемпион по тяжелой атлетике.

Всё может родная земля!

Слайд 26 — Может накормить тебя тёплым и вкусным хлебом,

Слайд 27 напоить чистой водой,

Слайд 28 удивить своей красотой.

Слайд 29 И только защитить сама себя она не может…

Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой!

Оставили богатыри завет вам, своим потомкам: – Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

Слайд 2

Богатыри - это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, человек безмерной силы, стойкости, отваги, наделенные необыкновенным умом и смекалкой.

  • Виктор Васнецов «Богатыри на конях.» 1896.
  • Слайд 3

    За именем каждого из былинных богатырей стоит конкретный человек живший когда-то давно на Руси, и совершивший свои подвиги только в былинах их характеры приукрашены народом.

    Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

    • Константин Васильев «Русский витязь»
  • Слайд 4

    Сказитель так и говорил:

    Расскажу я вам про дела старые,
    Да про старые, про бывалые,
    Да про битвы, да про сражения,
    Да про подвиги богатырские!

    Слайд 5

    Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях.

    В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова.

    Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

    Слайд 6

    МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

    МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

    Он представитель земледельческого быта, обладающий не количественной, как Святогор, а качественной силой, которую можно назвать выносливостью.

    Былина о нём так говорит:

    Он одной рукой камень вывернет,
    А двумя – то руками быка свалит,
    Зовут его Микула Селянинович.

    Микула Селянинович помогал защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?»

    Встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче.

    Слайд 7

    • Георгий Юдин Микула Селянинович и Святогор.
    • Константин Васильев «Встреча Вольги и Микулы Селяниновича»
  • Слайд 8

    ВОЛГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ

    Основные былины о Вольге рассказывают о его чудесном рождении от змея, походе в Индию и противоборстве с Микулой Селяниновичем.

    Вольга Святославович, оборотень и охотник, относится к числу самых древнейших богатырей.

    ВОЛГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ

    Слайд 9

    Константин Васильев «Вольга Святославович»

    Слайд 10

    Самые известные былинные богатыри:

    • Илья Муромец, Алеша Попович,
    • Добрыня Никитич.
    • В.М.Васнецова «Богатыри».
  • Слайд 11

    ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

    Представитель всех русских богатырей и в глазах народа является представителем крестьянского сословия.

    Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри, но сила эта не количественна, а качественна, причём силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера.

    Слайд 12

    • Памятник Илье Муромцу в Муроме.
  • Слайд 13

    АЛЁША ПОПОВИЧ

    Алёша Попович тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитычем: он находится в постоянных отношениях с ними. Кроме того, между Алёшей и Добрыней существует поражающее сходство не в характерах, а в приключениях и некоторых других обстоятельствах их жизни; именно, былины о змееборстве Добрыни и Алёши почти совершенно сходны друг с другом.
    !Не топтать их коням Землю Русскую
    Не затмить им солнце наше красное!
    Век стоит Русь – не шатается!
    И века простоит – не шелохнётся!
    А преданья старины
    Забывать мы не должны.
    Слава русской старине!
    Слава русской стороне!

    Посмотреть все слайды

    Конспект непосредственно образовательной деятельности

    "Богатыри – защитники земли Русской" в старшей группе.

    Задачи:

    1. 1.Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.
    2. 2.Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.
    3. 3.Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; использовать в речи синонимы и сравнения.

    Материалы:

    Репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»; карта России, книги о богатырях, звукозапись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова, звукозапись «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского из оперы «Хованщина», звукозапись «На родной почве» в исполнении Савинова.

    Словарная работа:

    Русь, предки, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, латы, бармица); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава-палица).

    Ход занятия

    Звучит музыка «На родной почве» в исполнении Савинова.

    Педагог. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец.
    Подойдите к карте. Посмотрите, пожалуйста, и скажите, какая она – наша Родина?

    Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия – самая большая страна в мире.

    Педагог. Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков - славян это была Родина.
    Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки?

    (предполагаемые детские ответы) Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

    Педагог. Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже?

    (предполагаемые детские ответы) «Славяне» похоже на слово «слава».

    Педагог. А это значит, что славяне – это славный народ. Что же вы знаете про славян?

    (предполагаемые детские ответы) Славяне были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю и отчий дом.

    Педагог. Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.

    (Слышится набатный звон) Это - набат, колокольный звон, который предупреждал людей в давние времена о том, что на Землю пришел враг, а народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли.
    Вспомните, пожалуйста, как назывались наши предки – защитники земли Русской?

    Дети. Богатыри.

    Педагог. Кто такие богатыри?

    Дети. Силачи, воины, борцы.

    Педагог. А какие они были?

    Дети. Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные.

    Педагог. А откуда вы знаете о богатырях?

    Дети. Из былин, русских народных сказок, стихотворений

    Педагог. А сейчас давайте изобразим богатырей (дети встают)

    Физминутка «Богатыри»

    Богатырь – вот он каков: (изображают силача)

    Он силен, он здоров,

    Он из лука стрелял, (имитируют движение)

    Метко палицу бросал,

    На границе стоял,

    Зорко, зорко наблюдал,

    Подрастем мы и, смотри, (поднимаем руки высоко вверх)

    Педагог. Много вы знаете о древних защитниках земли Русской. Сегодня мы с вами поговорим о трех богатырях, познакомимся с очень интересной картиной.

    На доску выставляется репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри».

    Педагог. Может, кто-то знает, как она называется?

    Ответы детей.

    Педагог. Кто-нибудь из вас знает имя художника, который написал эту картину?

    Ответы детей.

    Педагог. Да, это картина художника В. Васнецова «Богатыри».

    Звучит вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке». Дети в течение нескольких минут рассматривают картину.

    Педагог. Посмотрите на картину. Кто здесь изображен?

    Дети. Русские богатыри.

    Педагог. Кто назовет их имена?

    Дети. Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец.

    Читает стихотворение педагог или дети:

    Три защитника, три брата,
    Три богатыря!
    Русь на воинов богата!
    С поля боя нет возврата,
    За спиною – Русь,
    Мать-земля, родные хаты…
    - Эй, смелее в бой, ребята!
    Меч и лук, копьё, булава,
    Щит и верный конь…
    Враг! Не тронь родной державы,
    Охраняет Русь по праву
    Богатырь родной!

    Рассказ педагога по картине: (тихо звучит симфония «Богатырская» А.П.Бородина)

    Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.
    В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он кряжист и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.
    По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.
    Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Лукавая усмешка на его губах, вот сейчас запоет песню на всю степь. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки яровчатые. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.
    У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами. За холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту.

    В: Кто из богатырей вам понравился больше всего? Каким нарисовал художник каждого из богатырей. Что их объединяет? Каков пейзаж? Кто старший? Как он выглядит? Как сидит? Как вооружен? Так ли спокоен Добрыня Никитич? Как вооружен? Как выглядит Алеша Попович? Как он смотрит? Чем вооружен? Что видим сбоку? Как одеты богатыри? (На тело надета кольчуга – железная рубашка.)
    Зачем кольчуга нужна богатырям? (Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.) Что надето на головы богатырей? (Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов)
    Какие ещё доспехи имеются у богатырей? (Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава. Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой.)

    Под музыку А.Пахмутовой «Богатырская наша сила» входят дети - «богатыри» и приносят письмо с заданием – собрать богатыря в дорогу

    В: Ребята, хотите помочь богатырям собраться в дорогу на подвиг героический.

    Д/И «Собери богатыря в дорогу»

    На доске или на столе дети из предложенных картинок с изображением оружия и одежды, выбирают и называют только те, на которых предметы, относящиеся к русским богатырям. (тихо звучит

    Педагог. Молодцы! А какие вы знаете пословицы о доблести и любви к Родине?

    Дети.

    Сам погибай, а товарища выручай.
    С родной земли – умри, не сходи!
    За край свой насмерть стой!
    За правое дело стой смело!
    Жить – Родине служить.
    Счастье Родины – дороже жизни.
    Не тот герой, кто награду ждет – а тот герой, кто за народ идет!

    Сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданиям, и пошла сила русских воинов, защищавших нашу землю от врагов в разные времена.

    А теперь давайте вернемся в наше время.
    Как вы считаете, есть богатыри в наше время (Ответы детей).
    Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (Ответы детей).
    Где их можно встретить? (Пожарники, пограничники, космонавты, врачи и т.д.)
    В: Днем и ночью эти люди охраняют Родину. Мы надеемся, что вы вырастите настоящими защитниками России.

    (громко звучит песня А. Пахмутовой «Богатырская наша сила»)

    Дети – «богатыри» проходят почетный круг, остальные аплодируют им.

    Расскажу я вам про дела старые,
    Да про старые, про бывалые,
    Да про битвы, да про сражения,
    Да про подвиги богатырские!

    Я, как воспитатель подготовительной группы, решила посвятить один из своих проектов, формированию патриотических чувств у детей и в рамках долгосрочного проекта «Былинные богатыри – первые защитники земли русской» познакомить дошкольников с жизнью древней Руси, её героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в России. Становление человека как гражданина, на мой взгляд, должно начинаться с его малой родины. Любовь к большому надо прививать с малого. Чувство родины начинается с восхищением тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, они играют огромную роль в становлении личности юного патриота. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Она включает в себя воспитание любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая в неё устное народное творчество.

    В настоящее время жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Однако анализ современной ситуации показывает, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о выдающихся защитниках Отечества, о событиях военной истории нашей страны, о достижениях и величии исторического прошлого России.

    Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.

    И я постаралась не только познакомить детей с былинами, но и обыграть их.

    Мы начнём удивительное путешествие, которое, я уверена, навсегда запомнится детям. Пройдут годы, дети станут взрослыми людьми, но герои, с которыми мы встретимся в наших путешествиях, будут сопровождать их всю жизнь.

    Итак, я хочу отправиться в путешествие по русским былинам. Былины – это отголосок прошлого, того самого, которое мы изучаем, к которому бережно относимся. На основе прошлого строится будущее. Это и сказка и быль одновременно, и песня, и стих, и просто повествование.

    У былин нет одного автора. Их сочинял русский народ. Сочинял в те древние времена, когда наша Родина - Россия - называлась Русью. Это было очень давно. Тогда ещё не было письменности, люди не могли записать то, что они сочинили или увидели, поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку. Рассказчики старались передать услышанное слово в слово, поэтому былины дошли до нас через многие-многие времена почти без изменений. Через былины мы узнаём, как жили люди в Древней Руси, какие события там происходили.

    Раньше былины называли еще «старинами», то есть повествованием о том, что было в старину. Люди верили, что события эти не выдуманные, а действительные, только очень давние.

    Былины появились еще тогда, когда книжек не было. Поэтому былины, или старины, не читали, а сказывали - пели. Во время пения подыгрывали себе на гуслях.

    Исполнители былин назывались сказителями. Немногие умели сказывать былины. Сказителей почитали и выражали им всяческое уважение. Они ходили из селения в селение и рассказывали нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Они рассказывали о том, как «было». О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

    Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Богатыри много работали оттого и были они могучими и сильными. Былины рассказывали о подвигах богатырей - могучих и бесстрашных воинов, обладающих огромной силой. Они разъезжают в чистом поле на богатырских конях. Кони у богатырей тоже не простые: они умеют чуять опасность и разговаривать. Если два богатыря повстречаются, они меряются друг с другом силой: это их богатырские забавы. И тогда земля трясется, будто столкнулись две горы.

    Но когда родной земле грозит опасность, богатыри отправляются на битву с врагом. Как бы ни был силен враг, какие бы несметные полчища, ни привел с собой, богатыри неизменно побеждают в бою.

    Таким образом, приобщение детей к былинам является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д.С.Лихачев, «мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

    Былина «Как Илья из Мурома богатырем стал»

    В старину стародавнюю жил под городом Муромом, в селе Карачарове, крестьянин Иван Тимофеевич со своей женой Ефросиньей Яковлевной.
    Был у них один сын Илья.

    Любили его отец с матерью, да только плакали, на него поглядывая: тридцать лет Илья на печи лежит, ни рукой, ни ногой не шевелит. И ростом богатырь Илья, и умом светел, и глазом зорок, а ноги его не носят, словно бревна лежат, не шевелятся.

    Слышит Илья, на печи лежучи, как мать плачет, отец вздыхает, русские люди жалуются: нападают на Русь враги, поля вытаптывают, людей губят, детей сиротят. По путям-дорогам разбойники рыщут, не дают они людям ни проходу, ни проезду. Налетает на Русь Змей Горыныч, в свое логово девушек утаскивает.
    Горько Илья, обо всем этом слыша, на судьбу свою жалуется:

    Эх вы, ноги мои нехожалые, эх вы, руки мои недержалые! Был бы я здоров, не так и шли дни, катились месяцы...

    Вот раз отец с матерью пошли в лес пни корчевать, корни выдирать, готовить поле под пахоту. А Илья один на печи лежит, в окошко поглядывает.

    Вдруг видит - подходят к его избе три нищих странника.

    Постояли они у ворот, постучали железным кольцом и говорят:

    Встань, Илья, отвори калиточку.

    Злые шутки вы, странники, шутите: тридцать лет я на печи сиднем сижу, встать не могу.

    А ты приподнимись, Илюшенька.

    Рванулся Илья - и спрыгнул с печи, стоит на полу и сам своему счастью не верит.

    Ну-ка, пройдись, Илья.

    Шагнул Илья раз, шагнул другой - крепко его ноги держат, легко его ноги несут.

    Обрадовался Илья, от радости слова сказать не может. А калики перехожие ему говорят:

    Принеси-ка, Илюша, студеной воды.

    Принес Илья студеной воды ведро.

    Налил странник воды в ковшичек.

    Попей, Илья. В этом ковше вода всех рек, всех озер Руси-матушки.

    Выпил Илья и почуял в себе силу богатырскую. А калики его спрашивают:

    Много ли чуешь в себе силушки?

    Много, странники. Кабы мне лопату, всю бы землю вспахал.

    Выпей, Илья, остаточек. В том остаточке всей земли роса, с зеленых лугов, с высоких лесов, с хлебородных полей. Пей.

    Выпил Илья и остаточек.

    А теперь много в тебе силушки?

    Ох, калики перехожие, столько во мне силы, что кабы было в небесах кольцо, ухватился бы я за него и всю землю перевернул.

    Слишком много в тебе силушки, надо поубавить, а то земля носить тебя не станет. Принеси-ка еще воды.

    Пошел Илья по воду, а его и впрямь земля не несет: нога в земле, что в болоте, вязнет, за дубок ухватился - дуб с корнем вон, цепь от колодца, словно ниточка, на куски разорвалась.

    Уж Илья ступает тихохонько, а под ним половицы ломаются. Уж Илья говорит шепотом, а двери с петель срываются.

    Принес Илья воды, налили странники еще ковшичек.

    Пей, Илья!

    Выпил Илья воду колодезную.

    Сколько теперь в тебе силушки?

    Во мне силушки половинушка.

    Ну, и будет с тебя, молодец. Будешь ты, Илья, велик богатырь, бейся-ратайся с врагами земли родной, с разбойниками да с чудищами. Защищай вдов, сирот, малых деточек. Никогда только, Илья, со Святогором не спорь, через силу носит его земля. Ты не ссорься с Микулой Селяниновичем, его любит мать - сыра земля. Не ходи еще на Вольгу Всеславьевича, он не силой возьмет, так хитростью-мудростью. А теперь прощай, Илья.

    Поклонился Илья каликам перехожим, и ушли они за околицу.

    А Илья взял топор и пошел на пожню к отцу с матерью. Видит - малое местечко от пенья-коренья расчищено, а отец с матерью, от тяжелой работы умаявшись, спят крепким сном: люди старые, а работа тяжелая.

    Стал Илья лес расчищать - только щепки полетели. Старые дубы с одного взмаха валит, молодые с корнем из земли рвет. За три часа столько поля расчистил, сколько вся деревня за три дня не осилит. Развалил он поле великое, спустил деревья в глубокую реку, воткнул топор в дубовый пень, ухватил лопату да грабли и вскопал и выровнял поле широкое - только знай зерном засевай!

    Проснулись отец с матерью, удивились, обрадовались, добрым словом вспоминали стариков странников.

    А Илья пошел себе коня искать.

    Вышел он за околицу и видит: ведет мужичок жеребенка рыжего, косматого, шелудивого. Вся цена жеребенку грош, а мужик за него непомерных денег требует: пятьдесят рублей с полтиною.

    Купил Илья жеребенка, привел домой, поставил в конюшню, белоярой пшеницей откармливал, ключевой водой отпаивал, чистил, холил, свежей соломы подкладывал.

    Через три месяца стал Илья Бурушку на утренней заре на луга выводить. Повалялся жеребенок по зоревой росе, стал богатырским конем.

    Подводил его Илья к высокому тыну. Стал конь поигрывать, поплясывать, головой повертывать, гривой потряхивать. Стал через тын взад-вперед перепрыгивать. Десять раз перепрыгнул и копытом не задел. Положил Илья на Бурушку руку богатырскую - не пошатнулся конь, не шелохнулся.

    Добрый конь, - говорит Илья. - Будет он мне верным товарищем.

    Стал Илья себе меч по руке искать. Как сожмет в кулаке рукоятку меча, сокрушится рукоять, рассыплется. Нет Илье меча по руке. Бросил Илья мечи бабам лучину щепать. Сам пошел в кузницу, три стрелы себе выковал, каждая стрела весом в целый пуд. Изготовил себе тугой лук, взял копье долгомерное да еще палицу булатную.

    Снарядился Илья и пошел к отцу с матерью:

    Отпустите меня, батюшка с матушкой, в стольный Киев-град к князю Владимиру. Буду служить Руси родной верой-правдой, беречь землю русскую от недругов-ворогов.

    Говорит старый Иван Тимофеевич:

    Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела моего благословения нет. Защищай нашу землю русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки. Зря не лей крови людской, не слези матерей да не забывай, что ты роду черного, крестьянского.

    Поклонился Илья отцу с матерью до сырой земли и пошел седлать Бурушку-Косматушку. Положил на коня войлочки, а на войлочки - потнички, а потом седло черкасское с двенадцатью подпругами шелковыми, а с тринадцатой - железной, не для красы, а для крепости.

    Захотелось Илье свою силу попробовать.

    Он подъехал к Оке-реке, уперся плечом в высокую гору, что на берегу была, и свалил ее в реку Оку. Завалила гора русло, потекла река по-новому.

    Взял Илья хлебца ржаного корочку, опустил ее в реку Оку, сам Оке-реке приговаривал:

    А спасибо тебе, матушка Ока-река, что поила, что кормила Илью Муромца.

    На прощанье взял с собой земли родной малую горсточку, сел на коня, взмахнул плеточкой...

    Видели люди, как вскочил на коня Илья, да не видели, куда поскакал. Только пыль по полю столбом поднялась.

    Задания к былине «Как Илья из Мурома богатырем стал»

    Упражнение «Кто угадает?»

    (Дети отвечают на вопросы по прочитанной былине «Как Илья из Мурома богатырем стал»)

    1. Как звали богатыря в прочитанной былине? (Илья);
    2. Сколько лет он лежал на печи? (Тридцать лет);
    3. Кто помог Илье подняться с печи? (Три нищих странника);
    4. Что за лекарство помогло богатырю окрепнуть? (Студеная вода из колодца);
    5. Как звали коня Ильи Муромца? (Буран-Бурушка);
    6. Какое оружие выковал себе богатырь? (три стрелы, тугой лук, копье, палицу булатную);
    7. Где родился Илья Муромец, в каком городе? (город Муром);
    8. В какой город поехал Илья Муромец? (Киев-град);
    9. Какому князю поехал служить богатырь? (Владимиру)

    Динамическая пауза «Мы теперь богатыри»

    Дружно встанем раз – два – три (дети шагают на месте)
    Мы теперь богатыри!
    (руки согнуты в локтях, показываю силу)
    Мы ладонь к глазам представим, (правую руку подносят козырьком к глазам)
    Ноги крепкие расставим,
    Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.

    И налево надо тоже поглядеть нам величаво.
    Наклонились влево – вправо
    (руки на поясе, наклон влево - вправо)
    Получается на славу!

    Упражнение «Собери богатыря в дорогу»

    Упражнение «Кто есть кто?»

    (Богатыри: Илья Муромец, Святогор, Микула Селянович, Вольга Всеславьевич)


    Упражнение: «Каким бывает богатырь?»

    (Дети стоят в кругу, ведущий бросает мяч, дети возвращают его (мяч) называя черту характера богатыря)

    • мудрый,
    • хитрый,
    • благородный,
    • сильный,
    • справедливый,
    • бесстрашный,
    • смелый,
    • храбрый…

    Упражнение-игра «Да – нет»

    (Дети отвечают на вопросы ДА или НЕТ)

    Наша родина сильна (да)
    И у нас она одна (да)
    На Руси богатыри есть (да)
    Им всегда хвала и честь (да)
    Илья Муромец герой (да)
    Он был самый молодой (нет)
    Соловья он победил (да)
    Из автомата подстрелил (нет)
    Алеша Попович тоже герой (да)
    Он сильный, смелый, молодой (да)
    Карабаса в бою победил (да)
    На танках боролись богатыри с врагом (нет)
    Они воевали с мечом и копьем (да)
    Добрыня Никитич был слабым и хилым (нет)
    Он змея сумел победить своей силой (да)
    Гордимся мы нашими богатырями (да)
    Хотим ли быть такими же сами (да)

    Упражнение «Богатырь и верный конь»

    (Дети делятся на две команды и из разрезанных частей собирают богатыря и коня).

    Упражнение-лабиринт «Победи дракона»



  • Новое на сайте

    >

    Самое популярное