Домой Неврология Избавление от алкозависимости по методу шичко. Метод шичко, или как ускорить восстановление зрения

Избавление от алкозависимости по методу шичко. Метод шичко, или как ускорить восстановление зрения

Молодые, пожилые мужчины, девушки потребляют спиртное, забывая о работе, семье, собственном здоровье. Остановиться самостоятельно невозможно.

Помощь предлагают родственники, в клиниках работают специалисты. Множество методик разработано для лечения лиц, страдающих алкогольной зависимостью.

В 80-е годы прошлого века получил известность метод Шичко: бросить пить легко или не совсем, попробуем разобраться вместе, используя советы данного автора.

Кто такой Геннадий Андреевич Шичко

Многим известен Геннадий Шичко и его метод лечения , созданный великим ученым, врачом, психологом.

Жизнь посвятил не праздным развлечениям, а изучению методик, способствующих оздоровлению зависимых путем самопрограммирования.

Геннадий Андреевич выходец из Беларуси. Родился в далеком 1922 году в небольшой деревеньке Груд, расположенной в Пуховическом районе Минской области.

В детстве с родителями переехал на Кавказ. Там ходил в школу, поступил в военно-морское училище. Закончить учебу не удалось: началась война.

Участвовал в Сталинградской битве. Будучи совсем юнцом, получил ранение ног.

Попав на операционный стол, узнал, как опасны алкоголики. Операцию проводил пьяный хирург.

Молодому парню пришлось пережить тяжкие последствия операционного вмешательства. Произошла врачебная ошибка, добавилось заражение крови.

Полтора года пришлось скитаться по госпиталям, будучи прикованным к кровати. Предлагали ампутацию конечностей, воин не соглашался. В итоге победил болезнь, но твердо решил бороться с алкоголизмом.

Инвалидность не оказалась помехой для получения образования. После войны Шичко оканчивает Ленинградский университет.

Долгожданный диплом дает возможность трудиться в Ленинграде в Институте экспериментальной медицины. Здесь по крупицам на протяжении 30 лет разрабатывал Шичко Геннадий Андреевич метод борьбы с зависимостями.

Прожив 64 года, Г. А. Шичко умер в 1986 году. Его кремировали, похоронили прах в колумбарии Санкт-Петербургского крематория.

Ушел выдающийся ученый, врач, психолог. Однако остался метод Шичко, отзывы о котором ярко доказывают: алкоголизм лечится, если пациент стремится к самосовершенствованию.

Суть метода

Иногда случаются срывы в процессе лечения. Не каждый алкоголик сразу достигает поставленной цели. Придется начать курс сначала, рассчитав собственные силы, поставив реальные цели.

Для лечения алкоголизма в группу объединяют до 10 человек. С зависимыми проводят занятия, знающие методику психологи.

Условно проводимые уроки разделяются на 2 равноценные части. Сначала рассказывается, насколько опасным пороком является алкоголизм, далее следует повествование о прелестях трезвого бытия.

Данные занятия предполагают формирование мотивации к изменению собственного поведения. Формируется убеждение, что собственное наставление способно изменить сознание.

Никакие вопросы лектору не задаются. Зависимые не обсуждают темы в группе.

Основной упор делается на самостоятельное изменение образа жизни, ведение дневника. Эффективность метода достаточно высока, если строго выполнять шаги, предполагающие исцеление организма путем отказа от спиртного.

Шаги от алкоголизма

Используя метод Шичко, бросить пить алкоголь удается после глубокого осознания зависимости.

Фотографирование. Начиная лечение, придется сделать фотографию в начальный день курса.

Предстоит ответственный шаг. Не многие готовы запечатлеть образ, потрепанный болезнью, испорченный алкоголем.

Однако затем выполняются другие снимки для сравнения результатов, оценки происходящих изменений. Фото делаются спустя 10 суток, 30, 100.

Описание образа жизни под воздействием алкоголя (аутоанамнез). Приступая к выполнению второго шага, необходимо сосредоточиться, подготовить общую тетрадь, собраться с мыслями.

Начинать описание следует с рокового момента, приведшего к знакомству со спиртным. В деталях расписываются ключевые этапы, отложившиеся в памяти.

Между фактами, описанными на страницах тетради, разрешается оставлять пустое место, чтобы по мере всплывания важных моментов, дополнить описание. Перечитывать данные «мемуары» необходимо дважды на неделе.

Фиксация чувств жизни в трезвости (ведение дневника)

Обязательно ведется личный дневник, где пациентом ежедневно фиксируются полученные эмоции.

На страницах заведенного документа отразятся впечатления от общения с бывшими собутыльниками, чувства от встречи с компанией, распивающей спиртное.

Желательно акцентировать внимание на планах, устремленных в трезвое будущее, мыслях, переживаниях, достижениях.

Выявление самовнушаемости

Зависимый дает себе ежедневно установки на трезвую жизнь, которые обязательно проговаривает, записывает, затем проверяет выполнение. Указания периодически мысленно повторяются на протяжении суток.

Желательно возвращаться к записям периодически, анализируя, оценивая, как обозначенные нормы формируют поведение. Придется вначале поверить себе, потом воздействовать на собственную психику.

Самовоздействие. Зависимый перестает употреблять частицу «не».

Хватит убеждать себя: «не буду больше пить», лучше формулировать «начну жить без спиртного», «полностью откажусь от алкоголя».

Закрепление полученных результатов. Подведение итогов проведенной работы – обязательный этап.

Ведется акцентирование на успехах, не скрываются недостатки. Продолжается планирование предстоящих мероприятий, направленных на поддержание трезвости в дальнейшем.

Важность дневника

Метод лечения алкоголизма, предложенный Геннадием Шичко, предполагает обязательное ведение дневника зависимым.

В противном случае, отказываясь от записей, алкоголик лишается возможности одолеть пристрастие.

Дневник самовнушения непременно заполняется перед сном.

Отдельная страница, начинающаяся датой, обязательно включает основные разделы:

  1. самоотчет;
  2. блок самоанализа;
  3. план работы на завтра;
  4. самовнушение.

Необходимо радоваться происходящим переменам, ясно излагать мысли. В конце страницы прописывается текст самовнушения.

По Шичко он пишется исключительно левой рукой. Предложения составляются восклицательные, побуждающие к действию: «Перестаю пить полностью! Отказываюсь от спиртного навсегда! Праздную юбилей трезво!»

Многих пугает, что зависимым надоедает вести дневник. Автор методики предусмотрел подобное развитие событий.

Освобождаясь от зависимости, бывший алкоголик перестает о спиртном вспоминать. Действия, поступки становятся постепенно полностью осознанными. Отпадает необходимость ежедневного ведения дневника.

Предлагается использовать график:

  • 1-й этап: дневник ведется ежедневно 2 недели;
  • 2-ой этап: дневник заполняется через день 2 месяца;
  • 3-ий этап: допустимо заполнять дневник 2 раза в неделю 2 месяца;
  • 4-ый этап: позволительно обращаться к дневнику раз в неделю 2 месяца.

Произошло важное событие, требуется сделать запись внепланово. Актуально написать заметку накануне мероприятия, требующего принятия ответственного решения, после дать оценку собственным действиям, провести анализ.

Вести дневник необходимо для себя. Важные записи, деланные перед сном, не прочитают родственники, приятели. Требуется откровенность с собой.

Фразы, написанные перед сном, воспринимаются намного эффективнее, чем в утренние часы. Записи ведут к разрушению ложных программ, замещению их ночью правильными.

Заключение

Хронические алкоголики смогли избавиться от зависимости. Пора пополнить ряды счастливчиков. Достаточно верить в себя, остановиться, перепрограммировать собственное поведение.

Видео: Метод Шичко Г.А.

Подобрать реабилитационный центр в котором работают по методике Шичко Г.А. можно здесь — выберете свой город в таблице

Рассуждения о эффективности реабилитации алкоголиков по методу Геннадия Шичко...

Родился в 1922 году в белорусском селении Груд. После учебы на психологическом отделении философского факультета Ленинградского университета он проработал 32 года в Институте экспериментальной медицины, где занимался вопросами высшей нервной деятельности человека. Изучая мозг, Шичко пришел к выводу, что от сознания человека, которое считал высшей функцией коры головного мозга, зависят его поступки, здоровье и сама жизнь.

Шичко овладел методами гипноза и внушения и постепенно ввел свой опыт в практику. Весной 1970 года к нему за помощью обратился первый алкоголик – писатель Леонид Семин, который подвигнул Геннадия Андреевича к открытию его метода самоизбавления от пьянства. Гипнабельность – качество индивидуальное, всеобщее свойство – убеждаемость. Поскольку убедить можно всех, и убежденность – более стойкое состояние, Шичко не стал строить свою работу в расчете на гипноз, а решил использовать стремление человека получать и усваивать правдивую информацию.

Слово и дело

Наука рассматривает слово как основу второй сигнальной системы, которую И.П. Павлов делил на три группы: 1) слова произносимые; 2) слова слышимые; 3) слова видимые. Шичко полагал, что для полноты классификации сюда следовало отнести и слова изображаемые, то есть "производимые с помощью письма".

По Шичко, пишущая рука связана с сознанием и подсознанием. То есть, для полноты введения словесной информации в сознание нужно вовлекать слух, зрение, речь и руку. Самый большой эффект в перепрограммировании сознания и в разрушении привычки играют слова, изображаемые с помощью письма. Вот почему особую роль Шичко отводил ведению дневников. Он рекомендовал своим слушателям больше думать на алкогольные темы, наблюдать за собою и за окружающими, сравнивать, сопоставлять, фиксировать свои состояния, а вечерами, перед сном, писать дневник.

Программа

В Приложениях к книге Л. Шичко–Дроздовой приведены статьи Г.А. Шичко – единственный источник, в авторстве которого не приходится сомневаться.

В них Шичко определяет алкоголизм как психологическое страдание, основными признаками которого являются потребность в периодическом поглощении спиртного и питейная запрограммированность или такое нарушение сознания, которое заставляет человека употреблять спиртные напитки, даже если они вызывают отвращение и тяжелые реакции (тошнота, рвота и т.п.).

Запрограммированный вынужден выполнять программу, которая сформировалась в его голове под влиянием окружающей среды. Первыми "программистами" (по Шичко) выступают родители. А поскольку "программистов" более чем достаточно – это все пьющие и заинтересованные в спаивании, – то программа быстро переходит в питейное убеждение, в твердую уверенность, что пить – это нормально, полезно, необходимо.

Шичко отмечает, что в прошлом Церковь играла ведущую роль по питейному программированию российского населения. По его мнению, Церковь оправдывает, поддерживает и распространяет умеренное алкоголепотребление .

***

Читайте также по теме:

  • Одобрена программа "12 шагов" для реабилитации людей с алкогольной и наркотической зависимостью - Благовест-инфо
  • Незачем спорить о 12 шагах - Леонид Виноградов
  • Грех или болезнь? - Антон Курилович, Мария Ермаченко
  • Анонимные Алкоголики: конечно, это – секта! - Джек Тримпи
  • Спасение лежит через "Семью"? - иерей Алексий Плужников
  • Слово в поддержку программы "12 шагов" - игумен Иона Займовский
  • Сравнительный анализ православной методики реабилитации и программы "12 шагов" - иеромонах Анатолий Берестов
  • 12 шагов: скажи мне, кто твой "бог", и я скажу, кто ты... - Анна Журавлева.
  • Заявление Пресс-службы Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи в связи с публикацией агентством "Русская линия" статьи "12 шагов навстречу дьяволу, или кому выгодно дискредитировать Церковь"
  • 12 шагов навстречу дьяволу, или кому выгодно дискредитировать Церковь - Андрей Голубков
  • Служение анонимных алкоголиков - Сергей Ворохов

***

18 шагов?

Г.А. Шичко предлагает следующий порядок действий по избавлению от алкоголизма:

1. Установление факта страдания алкоголизмом.

2. Изучение данной статьи .

3. Фотографирование.

4. Написание аутоанамнеза.

5. Ведение дневника.

6. Составление текстов самовоздействий.

7. Выявление своих индивидуальных особенностей.

8. Угашение потребности в спиртном.

9. Настройка на временную или пожизненную трезвость.

10. Размышления на противоалкогольные темы.

11. Заучивание основных противоалкогольных фактов и высказываний.

12. Чтение противоалкогольной литературы.

13. Написание сочинений на противоалкогольные темы.

14. Пропаганда трезвости и агитация бывших собутыльников воспользоваться методом самоизбавления или прибегнуть к наркологическому лечению.

15. Проведение противоалкогольной работы с членами своей семьи.

16. Организация союза трезвенников по месту работы или жительства.

17. Выработка у себя увлечения чем-либо полезным.

18. Обращение в поликлинику с целью выявления имеющихся заболеваний и получения необходимой медицинской помощи.

Классификация

Г.А. Шичко составил классификацию пьющих, среди которых выделил 4 группы:

Случайно пьющие – питейно запрограммированные люди, нерегулярно и обычно понемногу употребляющие этанольные напитки. НО: пьянство и алкоголизм развиваются из случайного потребления спиртного.

Матебремники – люди, на которых их матери в период беременности возложили бремя собственного пьянства, у них до появления на свет сформировался "зародышевый алкогольный синдром", проще говоря, потребность в этаноле. Поскольку грудным детям алкогольные напитки не дают, она угасает, но в дальнейшем, когда несчастный станет случайником, воскреснет, и он превратится в матебремника , а с переходом к регулярным попойкам – в алкоголика. Данная подгруппа очень быстро спивается, иногда для обретения алкоголизма хватает нескольких выпивок.

Пьяницы – проалкогольно запрограммированные люди, обладающие привычкой к регулярному потреблению спиртного и поглощающие его. Привычка вырабатывается в процессе регулярного употребления хмельного, например, по праздникам. В данном случае количественный показатель играет второстепенную роль. Привычку нельзя смешивать с привыканием организма к этанолу. Привыкание проявляется в повышении переносимости яда (толерантности), а также в затухании и полном подавлении защитного рвотного рефлекса.

Алкоголики – проалкогольно запрограммированные люди, привыкшие к спиртному, испытывающие потребность в нем и поглощающие его. В зависимости от выраженности потребности в спиртном и некоторых сопутствующих признаков алкоголики делятся на первостадийных, второстадийных и третьестадийных.

Занятия

Г.А. Шичко не удалось достаточно полно изучить последствия своей программы, поскольку в 1986 году он умер. Последователи и ученики Г.А. Шичко "творчески" отнеслись к тому методу самоотрезвления, который приведен в книге Л. Шичко–Дроздовой.

Захарова Л.Ю., Соколов Ю.А., Кривомаз Ю.А. в учебнике "Путь к трезвости" (www.spast.ru/book/book.htm) пишут, что занятия по дезалкоголизации строятся на тех же принципах, что и любой учебный процесс. Это могут быть курсы ежедневных занятий, длящиеся от 5 до 15 дней, либо курсы выходного дня. В любом из этих вариантов организации занятий основным педагогическим элементом является триада Бехтерева: убеждения (знания), внушение, самовнушение.

Знания - основная составляющая убеждений и элемент занятий. Вся информация, передаваемая на курсах слушателям, сам процесс передачи имеют несколько целей, но основным смыслом курсов относительно такого элемента как "знания" является формула - не только знать, но и, главное, осознать. То есть довести знания через сознание к подсознанию слушателей. А это можно сделать, используя только наиболее яркие, легко запоминающиеся элементы: исторические факты, теорию и информацию о последствиях алкоголизации.

Внушение в состоянии бодрствования - элемент, которым заканчивается каждое занятие (1,5-2 часа). Это есть максимально необходимый суггестивный элемент. Иными словами, информационное воздействие на слушателей оказывается в момент их бодрствования, минуя критические центры сознания.

Перед первым внушением слушателям следует объяснить смысл этой процедуры, дабы максимально снизить синдром страха перед "гипнозом". Следует объяснить, что это не кодирование и не гипноз, и что этот элемент необходим именно для взрослых людей, чьё сознание отягощено грузом их житейских проблем, и производится только с целью закрепления знаний, полученных ими на занятиях. В этих словах всё чистая правда, которую необходимо донести до слушателей обязательно. Занятие служит инструментом устранения сомнений и повышенного критического отношения к занятиям. Оно должно быть аргументированным, убедительным и предельно ясным для понимания настолько, чтобы все слушатели стали сторонниками точки зрения преподавателя, кратко излагаемой для закрепления сути занятия во внушении. Таким образом, само внушение есть краткий пересказ занятия.

Внушение состоит из трёх основных частей:

1. Настройка слушателей, активизация внимания.

2. Основная часть - краткое изложение сути проведенного занятия .

3. Финал - ориентация слушателей на будущее без алкоголя и табака, нормализацию сна, восстановление здоровья вообще.

Практика показывает, что продолжительность внушения не должна превышать пяти минут. Основные требования к технике внушения сводятся к следующему: говорить внятно, ровно, ритмически, без чрезмерных эмоциональных акцентов внимания, лучше гасить свет и просить закрыть глаза; текст внушения должен быть свободен от отрицательных частиц "не", "анти" и слова "нет". Хорошим подспорьем во время проведения таких аутофиксаций (внушения) может быть музыкальное сопровождение, выдержанное в спокойных, умиротворяющих мелодиях.

Эти элементарные требования легко соблюсти после тренировок, но не на практике в группах, так как во время внушения преподавателю остаётся полагаться только на память и профессиональные навыки.

Самовнушение. Этот элемент исполняется в три стадии (сочинение, анкета, дневник), каждая из них представляет самостоятельное значение и поэтому обязательна.

Сочинение является так же необходимым элементом занятий.

1. Подготовка к сочинению предшествует его написанию, занимает примерно сутки и ведётся в два этапа. Первый этап проходит во время занятия, и его суть представляет разъяснение целей написания сочинения. Второй этап слушатели совершают дома. Он заключается в обдумывании темы и сути предстоящего сочинения.

2. Написание сочинения, которому отводится, как правило, весь второй час последующего занятия, которое, как и все предыдущие заканчивается внушением.

3. Анализ сочинений, их групповое прочтение преподавателем и обсуждение ведется после разбора дневников в начале последующего за сочинением занятия.

Анкета. В отличие от сочинения, анкета может быть оставлена для заполнения слушателями вне курсов, но при этом желательно разъяснение слушателям основных понятий, содержащихся в анкете. Цель анкетирования - выяснение степени алкоголизмии, склонностей и среды существования слушателей. Сведения содержащиеся в анкете, необходимы для выполнения индивидуального подхода.

Дневник это элемент курсов, который слушатели обязательно выполняют самостоятельно и в наиболее удобное для них время. Дневник ведётся слушателями ежедневно и во время курсов используется преподавателем для анализа. Дневник ведется и после окончания первичного курса, ежедневно в течении первого месяца, с последующим убыванием частоты написания.

Дневник это и элемент аутотренинга; при этом учитывается что, допустим, в среднем ремиссия составляет около 30 дней, а это позволяет слушателю совершить до 30 тренингов. Совершая написание дневника, слушатель напоминает себе о своей проблеме и устраивает себе маленькую провокацию, но при этом удерживается сознательно от совершения патологического поступка и осуществляет тренировку собственного сознания и воли, разрушая таким образом пагубные подсознательные программы. Не подтверждённая сознательная и подсознательная мотивации, возникающие при написании дневника, угасают, чем и преодолевается, например, возможность очередного "планового" запоя, а в последующем ведёт к закреплению трезвенных жизненных установок.

Дневник выполняет и функцию самонаблюдения, предоставляет возможность слушателю, спустя некоторое время, проанализировать собственное состояние. Посмотреть как бы со стороны на себя самого, сделать соответствующие выводы и провести возможную коррекцию работы с дневником, что обеспечивает самонастраивание слушателя на положительный эффект. Однако, анализу дневников слушатели должны быть обучены преподавателем предварительно на первичном курсе, то есть проводить анализ необходимо таким же образом и беспристрастно.

Геннадий Андреевич Шичко.


Геннадий Андреевич Шичко родился 18 мая 1922 г. в белорусском селении Груд Пуховического района Минской области, куда привёз Андрей Васильевич Шичко (отец Геннадия Андреевича) свою молодую жену Ольгу Григорьевну. Встретились они в Петрограде в смутное время 1918 года.
Вскоре семья переехала в Иноземцево - райский уголок северного Кавказа. Закончив школу, Геннадий Андреевич поступил в Военно-морское артиллерийское училище.
Война для Геннадия Андреевича началась в Волжской военной флотилии с 1942 года, куда он был переведён из Северо-Кавказского военного округа. В ноябре 1942 года был тяжело ранен в обе ноги, общее заражение крови надолго приковало его к больничной койке. Полтора года в госпиталях Вольска, Кирова. Были минуты полнейшей безысходности. Главный врач госпиталя настаивал на ампутации ноги. Геннадий Андреевич не давал согласия, и только забота младшего мед. персонала, лечащего врача, которая сама варила снадобья на травах, и богатырское здоровье победили.
В 1943 году, в Сталинграде, Геннадий Андреевич был снова ранен. Оперировал его нетрезвый хирург - в результате он навсегда остался с негнущейся ногой. Собственная беда, а также нелепые смерти, происходившие на войне из-за бойцов, заставили его поклясться себе в том, что в дальнейшем, по возвращении с войны, он будет оказывать помощь людям с . 35 лет своей жизни он посвятил созданию метода избавления от зависимости, который стал применяться в 1980 году.
После госпиталя с 1944 года началась педагогическая деятельность. Был назначен преподавателем Военно-Морской кафедры Института точной механики и оптики в Ленинграде. Окончил Ленинградский университет психологическое отделение философского факультета. После окончания университета принял приглашение в Институт экспериментальной медицины, где проработал 32 года. Его работа (1969) положила начало психолого-педагогическому методу избавления от наркотических зависимостей. 3 ноября 1986 года Геннадий Андреевич Шичко скоропостижно скончался.

Основы метода Шичко.

Метод гуманистического психоанализа, разработанный кандидатом биологических наук ленинградским учёным Геннадием Андреевичем Шичко, принципиально отличается от всех ныне существующих методов освобождения людей от никотиновой и алкогольной зависимости.
В основе метода лежит разработанная Г. А. Шичко теория социального программирования на вредные привычки. Её суть заключается в следующем:
Поведение человека во многом определяется социальными стереотипами, которые закладываются в его сознание с детства. Мозг человека можно сравнить с компьютером, в который закладываются тысячи всевозможных программ, предписывающих, как нам одеваться, как питаться, строить свои взаимоотношения с членами семьи, друзьями, родственниками и другими людьми.
Существуют всевозможные профессиональные программы. К примеру, у учителя в сознание заложена программа ведения урока. Поэтому, когда он заходит в класс, он не задумывается, как построить занятие, кому какую оценку поставить, кого спрашивать, а кого - нет, и т.д.
Со временем эти программы переходят из сознания человека в его подсознание и руководят его поведением в автоматическом режиме.
Всё вышесказанное справедливо и в отношении к курению и употреблению алкоголя. Люди рождаются трезвыми, и до тех пор, пока не вступит в силу воспитание, живут трезво, поскольку трезвость - это естественное, природное состояние человека. Но так как в современном обществе, к превеликому нашему сожалению, принято курить и пить спиртное, в сознание людей закладывается положительное отношение к потреблению алкоголя и табака.
Чуть позже из этой положительной установки, как из зерна, вырастет пагубная программа на курение и алкоголепитие. В неё войдут убеждения, основанные на ложных представлениях о и табака (снимет стресс, помогает расслабиться, сосредоточиться, общаться, согревает и т.д.). Но, впервые закурив или выпив спиртного, приобщившийся вовсе не испытывает тех ощущений, которых ожидал. Наоборот, он ощущает все признаки отравления: тошноту, головокружение, холодный пот, слабость и т.д.
- табачным дымом и этиловым спиртом?
Программа, заложенная в мозг, которая гласит, что курение и потребление алкогольных жидкостей - это необходимые, неизбежные и даже полезные занятия.
Со временем из этого семени - программы - вырастет «дерево» вредной привычки и физиологической потребности - сначала будут сломлены защитные реакции, вырабатываемые организмом для нейтрализации поступающего яда в виде тошноты, пота, потери сознания и т.д. Затем выработается привыкание, психологическая зависимость: человек уже не может без подобного «допинга» веселиться, расслабляться, и т.д. В подсознании формируются и закрепятся устойчивые стереотипы определённых последовательностей действий в определённых ситуациях, на которые выработаются устойчивые условные рефлексы, в конце концов, и приводящие к физиологической зависимости. Началом же всей этой цепочки, венчающейся табачной наркоманией и алкоголизмом, является программа.
Чтобы освободиться от последнего звена, необходимо уничтожить первое - разрушить в сознании и подсознании человека программу, заставляющую его совершать противоестественные поступки - втягивать ядовитый табачный дым и вливать в себя жидкости, содержащие наркотик и токсикант - этиловый спирт.
Можно ли эту программу убрать из сознания и подсознания с помощью лекарств, иглоукалывания, гипноза и других средств общепринятого воздействия?
Разумеется, нет. Сознание человека можно изменить только с помощью слова. Геннадий Андреевич Шичко назвал свой метод методом гортоновической дезалкоголизмии. В основе его лежит разрушение программы в сознании и подсознании человека с помощью целенаправленной речи, основанной на научно обоснованной информации. Это величайшее открытие психофизиологии ХХ века.
Метод абсолютно безопасен, высокоэффективен, так как устраняет корень проблемы. Даёт полное освобождение от зависимости, чувство свободы, гармонии, душевного благополучия.

03.02.2018 Нарколог Михаил Константинович Переход 0

Избавление от зависимости по методу Шичко

Метод Шичко - это способ избавиться от алкогольной зависимости самостоятельно, не прибегая к медикаментам, аппаратным и прочим методикам лечения. Геннадий Андреевич Шичко был убеждённым сторонником идеи, что справиться с зависимостью человек может только своими силами.

Кандидат биологических наук, сотрудник Института экспериментальной медицины Геннадий Андреевич Шичко посвятил несколько десятилетий разработке своей методики. Долгое время он исследовал механизмы формирования пагубного пристрастия у человека. Учёный искал способ ненасильственного лечения зависимости, он категорически выступал против медикаментозных и прочих методик кодирования. Считал, что излечение человека находится только в его руках, все остальные варианты не имеют практической пользы.

Шичко искал возможность подтолкнуть зависимого человека к самостоятельному осознанию вреда от алкоголя, пониманию того, что продолжение пьянства разрушительно воздействует на его организм и жизнь в целом. Советский учёный не признавал гипнотических методов воздействия, считая их одним из видов принуждения. По его мнению, никакие методы принудительного лечения не могут принести стабильного результата, который принесёт избавление от зависимости навсегда.

Использовав идеи гуманистического направления психоанализа, Шичко разрабатывал свою методику лечения много лет, прежде чем она обрела законченный вид. В 1980 году он представил свою разработку на съезде партии. Эффективность методики подтверждается тем, что вот уже почти четыре десятка лет её успешно практикуют. Метод Шичко позволяет бросить пить алкоголь как самостоятельно, так и заручившись поддержкой специалиста. Последний вариант предпочтительнее, так как врач поможет пройти все шаги правильно, поддержит в трудную минуту, сможет дать объективную оценку промежуточных и окончательных результатов.

Суть метода Шичко

По мнению Г.А. Шичко негативная программа, позволяющая людям выпивать, заложена в каждом человеке. Этому способствуют социальные факторы: окружение, семья, средства массовой информации и произведения искусства, мнение общества в целом. В нашем социуме спиртное продаётся легально, праздники принято отмечать, распивая алкоголь. Человек, которые пьет, просто не воспринимает этот факт как что-то ненормальное, не понимает угрозы своему здоровью и жизни, не видит ничего зазорного в этом процессе. Он думает: «Все пьют, и я пью, ничего страшного и особенного в этом нет».

Автор же метода считает, что стремление принимать седативные и другие психоактивные средства, это патология. Природа не заложила в человека потребность в алкоголе, нормальное состояние организма - это трезвость. Сознательный приём яда, коим, по сути, и является для человека этиловый спирт, это отклонение от нормы. Самым важным этапом лечения является осознание и принятие этого факта. Избавиться от алкоголизма, преодолеть зависимость по методу Шичко возможно только осознав болезнь и приняв решение вести трезвую жизнь.

Избавиться от убеждений, заложенных с детства, непросто. Уговорами, угрозами, лекарствами установки не разрушить. Необходима длительная работа, убедительные научные обоснования позиции, что трезвость это норма. Методика предполагает изучение моральных, социальных, медицинских и исторических аспектов проблемы алкоголизма, о которых рассказывает преподаватель на занятиях. Человек также должен работать над собой самостоятельно: писать дневник, заполнять анкеты. Это метод самовнушения, в процессе таких занятий ложные негативные установки изглаживаются, а на их место приходят здоровые убеждения.

Преимущества и недостатки метода

Несмотря на многочисленные преимущества метод Шичко имеет и некоторые минусы. Перед тем, как пытаться этим способом избавиться от пагубного пристрастия к спиртному, необходимо всесторонне оценить его.

Эту методику невозможно применить к человеку, который не осознает свою проблему и не желает лечиться. Но даже если алкоголик принял решение избавиться от зависимости по методу Шичко, остаётся высокая вероятность того, что на каком-то этапе произойдёт срыв. Чтобы следовать этому методу необходимо собрать всю свою волю, набраться решимости не отступать от лечения. Не многие люди, а тем более находящиеся в зависимости, способны к тотальному самоконтролю, поэтому всегда остаётся риск не довести до конца начатое дело.

Преимуществ у данной методики несравнимо больше. К ним относятся:

  • отсутствие противопоказаний;
  • абсолютная безопасность;
  • доступность;
  • метод не предполагает приём медикаментов.

Кроме того, эта методика помогает справиться не только с алкогольной зависимостью. Этим способом можно избавиться от привычки к курению. Сегодня его с успехом применяют для лечения наркотической зависимости от так называемых «лёгких» наркотиков: марихуаны, курительных смесей.

Методика не представляет никакой опасности для психического и физиологического состояния зависимого, так как это не кодировка, а самостоятельное снятие негативных установок. Кроме того, способ избавления от алкогольной зависимости не предполагает применения медикаментозных средств. Лекарства могут иметь противопоказания и побочные действия, могут нанести вред здоровью, к тому же большинство из них стоят дорого. Лечение алкоголизма по методу Шичко позволяет обойтись без медикаментозной терапии.

Лечение от алкоголизма по Шичко не имеет противопоказаний и побочных эффектов, каждый человек способен применять его, не опасаясь последствий. Чтобы начать терапевтический курс нет необходимости проходить диагностическое обследование.

Последовательные шаги программы

Программа Геннадия Шичко основана на добровольном принятии решения. Это первое и необходимое условие для осуществления лечения. Этапы методики предполагают непрерывную работу над собой, выполнение последовательных шагов, ведущих к трезвой независимой жизни. Если пройти все уроки трезвости по методу Шичко правильно, выздоровление от пагубной привычки придёт.

Сегодня в наркологических клиниках предлагают различные программы, основанные на этом методе. Некоторые из них предполагают чёткое следование разработкам учёного, другие построены с использованием отдельных элементов метода. Оригинальная методика предполагает несколько этапов.

Первым шагом можно условно назвать осознание проблемы и готовность избавляться от алкоголизма. Его человек должен сделать сам. Это можно назвать одним из недостатков метода: его нельзя применять втайне, нельзя привязать зависимого к кровати и сделать из него трезвенника. Впрочем, и другие методы лечения алкогольной зависимости не действуют продолжительно и успешно, если у человека нет желания и уверенности в своём решении.

Фотографии

За период лечения в рамках методики необходимо сделать несколько фотографий. Во времена, когда методика разрабатывалась, сделать фотографию было не так-то просто. Нужно было пойти к фотографу или использовать свой фотоаппарат, а потом проявлять плёнку, печатать снимки. Сегодня всё намного проще, у каждого есть телефон с камерой, и снимки можно делать хоть по сто раз на дню. Однако подойти к реализации этого шага необходимо ответственно.

Первый снимок делается перед началом лечения. Вторую фотографию нужно сделать через десять дней. Последующие снимки - на 30-й и 100-й дни соответственно, с тех пор, как началось сознательное отрезвление. На десятый день упражнений (когда сделана вторая фотография) необходимо внимательно изучить оба снимка, отмечая произошедшие изменения. Также необходимо поступать и с последующими фотографиями. Необходимо постоянно сравнивать, анализировать, как трезвый образ жизни отражается на внешнем виде. Меняется также и энергетика, глаза трезвого человека излучают радость и спокойствие.

Автобиография

На этом этапе зависимый человек пишет свою автобиографию, где последовательно описывает взаимоотношения с алкоголем. Начинать жизнеописание нужно, начиная с первого опыта употребления спиртного. Описывать нужно свои ощущения, возникшие проблемы, как моральные, так и материальные, реакцию окружения на ваши подвиги, неприятности на работе, материальные потери. В общем, все инциденты, весь период, прошедший под влиянием алкоголя.

Необходимо подойти к составлению этого анамнеза ответственно. Не стоит искать себе оправданий, приукрашивать действительность. Писать нужно неприглядную правду, как бы отвратительна она ни была. В дальнейшем этот опус нужно периодически перечитывать и дополнять новыми всплывшими в памяти прецедентами.

Дневник

Автор методики утверждает, что слово, записанное на бумаге, обладает удивительной силой. И это действительно так, именно этим объясняется стремление многих людей вести дневники. Этот способ помогает разобраться в себе, как бы взглянув на себя со стороны.

В дневник нужно записывать все свои мысли, ощущения от трезвой жизни, описывать ситуации, вызвавшие какие-либо эмоции. Нужно фиксировать буквально все аспекты своего самоощущения. Например, когда вы попадаете в компанию бывших товарищей по выпивке, нужно описать свои мысли и эмоции по этому поводу. Возможно, иногда, а может и часто, у вас возникает желание выпить, например, снять таким способом напряжение. Все подобные моменты необходимо фиксировать в дневнике.

Ведение дневника помогает осуществлять долгосрочное и краткосрочное планирование собственной жизни. Нужно записывать свои планы и цели, а также способы, какими вы планируете их реализовывать. Затем нужно анализировать, удалось ли вам осуществить свои цели теми средствами и в те сроки, какие вы предполагали.

Писать дневник автор методики предлагает вечером, перед сном. Записи нужно периодически перечитывать, это помогает осознать проблемы, которых вы, может быть, не замечали, а также проанализировать то, как изменилась жизнь, какие успехи были достигнуты. Когда пишешь дневник, очень просто проследить, как меняется жизнь и состояние добровольно трезвого человека.

Определение степени внушаемости

На этом этапе лучше воспользоваться помощью преподавателя. Можно обратиться к гипнологу, психологу, руководителю группы, если вы посещаете групповые занятия. Можно провести исследование собственной внушаемости и самостоятельно. Определение степени самовнушения необходимо для работы на следующем этапе программы.

Самовнушение

На этом этапе составляются и проговариваются тексты, содержащие позитивные установки. Эти тексты разрабатываются с учётом результатов предыдущего этапа с помощью преподавателя. Перечитывая эти тексты, внося дополнения и изменения, заучивая наизусть, проговаривая про себя, человек проводит сеансы самовнушения. Это своеобразные установки на ведение трезвого образа жизни, отвращение к спиртному.

Закрепление

На этой стадии лечения необходимо смотреть специальные фильмы и читать книги о необходимости трезвой жизни, изучать учебные материалы. Также желательно осуществлять обмен опытом, делиться ощущениями. Нахождение в группе людей со сходными проблемами помогает закрепить результат. Этот этап лечения предполагает именно укрепление собственной позиции, закрепление полученного результата. Нахождение в группе единомышленников значительно повышает шансы не сорваться, встретив бывших приятелей по распитию спиртного, или оказавшись в трудной жизненной ситуации.

Результаты лечения

Результаты лечения по методике Шичко зависят только от твёрдости намерений и умения собрать силу воли в кулак, чтобы не отступить от намеченного трезвого пути. Наиболее эффективным будет прохождение шагов программы в группе людей, у которых такие же проблемы, как у вас. Это даёт возможность делиться опытом и получать поддержку в трудные моменты, которые случаются даже у самых сильных. Наставник или преподаватель поможет составить тексты-установки, проверить себя, укажет на ошибки, поможет выполнять упражнения правильно. Но неоспоримое достоинство метода в том, что без этих условий вполне можно обойтись, если по каким-либо причинам вы не хотите или не можете посещать групповые занятия.

Для достижения лучшего результата автор метода советовал обзавестись хобби, каким-то увлечением, которое поможет занять часы досуга, не думая о том, что раньше вы отдыхали, прикладываясь к бутылке. Также рекомендуется помимо аутоанамнеза писать и другие сочинения, например, о том, какие изменения произошли в вашей жизни после того, как вы стали вести трезвый образ жизни.

Рекомендуется также заняться здоровьем, так как алкоголизм приводит к развитию различных отклонений в работе всех органов и систем организма. Пройдите обследование, проведите курсы иммуномодилирующих препаратов, пропейте курс травяных отваров.

Одним из самых существенных достоинств метода Шичко является тот факт, что проходить его можно повторно. От срывов не гарантирован никто, но в рамках данной методики можно просто начать всё заново, настроившись соответствующим образом. Использовать эту методику могут люди с любой стадией алкогольной зависимости, в любом состоянии здоровья. Противопоказаний не существует. Есть только настрой и желание быть свободным и независимым.

Экология жизни. Наука и открытия: В вечернее время следует работать только с информацией позитивной направленности, поскольку именно с нее...

В вычислительной технике и программировании широко используется структура упорядочивания данных под названием «стек» (от английского «stack» – стопка).

Добавление и удаление элементов данных в стеке осуществляется только с одного его конца, называемого вершиной стека. Таким образом, элементы данных, попадающие в стек, извлекаются из него по так называемому принципу LIFO («Last In – First Out», «Пришедший последним уходит первым»). Данный процесс подобен разбору стопки монет: монеты, положенные в стопку первыми, будут вынуты из нее последними. Понятно, что сначала будет взята монета, положенная в стопку последней, поскольку она находится на самом верху.

Изучение метода Шичко по освобождению от табачно-алкогольной и других видов зависимостей позволяет предположить, что мозг использует определенный порядок обработки накопленной за день информации. Данный процесс может быть смоделирован с помощью алгоритмов и структур, применяемых при написании компьютерных программ.

Как известно из работ Геннадия Андреевича Шичко и практических результатов использования его метода, внушаемость человека достигает пика в предсонном состоянии . Если учесть, что информация, получаемая человеком перед сном, на тот момент является для него наиболее новой и актуальной, то логичным будет предположение, что наивысшим приоритетом очередности на обработку обладают те данные, которые были получены ближе ко времени отхода ко сну.

К примеру, для человека, который оказался на необитаемом острове без еды и воды, поиск пропитания является наиболее насущной и жизненно важной задачей. Если этот человек приляжет поспать, то мыслительные ресурсы его мозга будут направлены, в первую очередь, на решение вопроса поиска пищи и воды, а не на решение проблемы погашения ипотечного кредита.

Таким образом, можно предположить, что обработка информационных блоков осуществляется человеческим мозгом по принципу работы стека: мозг прежде всего начинает работу с той информацией, которая была получена им последней .

Информация, с которой человеку приходится работать вопреки желаемому отходу ко сну, воспринимается как чрезвычайно важная и требующая скорейшего анализа. Именно с нее и начинается процесс интенсивной работы мозга. Блоки данных поступают на обработку друг за другом, начиная с самых поздних из усвоенных человеком и заканчивая самыми ранними. При этом сведения, с которыми мозг уже работал ранее, продолжают обрабатываться.

А поступающая следом информация используется для дополнения представления о текущей обстановке новыми сведениями и опытом. Это может быть сравнимо с процессом, обратным принципу написания картины: сначала рисуются объекты переднего плана, на которых требуется сделать основной акцент, а затем – фоновые слои к ним.

Таким образом, продолжительность работы мозга с информацией пропорциональна ее новизне (актуальности) . Например, многим людям, особенно студентам, хорошо знакома ситуация, когда после активной умственной работы и отхода ко сну с нерешенной задачей ночью им начинали сниться связанные с ней сны. Иногда спящие незадолго до пробуждения, находясь в полусне, даже способны уловить, что их мозг в этот момент продолжает решать проблему, с которой они ложились спать.

А о том, насколько легко и быстро решается сложная задача после хорошего сна, знают все. Об этом гласит и известная народная мудрость: «Утро вечера мудренее» .

В пользу стекового принципа ночной работы человеческого мозга говорит и тот факт, что спящий человек, испытывающий внешние воздействия, часто воспринимает их в виде сновидений. К примеру, человеку, спящему зимой при открытой форточке, может присниться, что он находится на улице без верхней одежды. В это время в мозговой стек помещается новый элемент данных о температуре окружающей среды, который в силу своей первоочередности (актуальности) сразу будет направлен на обработку и использован для дополнения текущей картины окружающей среды.

Следует отметить, что люди издавна понимали важность того, какая информация поступает в мозг перед отходом ко сну . Именно поэтому детям на ночь читают добрые сказки. Сами по себе сказки не способствуют скорейшему засыпанию. Скорее наоборот, интересную сказку хочется дослушать до конца. Чтение перед сном является народным прототипом метода Шичко, цель применения которого в данной ситуации – внушение подрастающему поколению моральных основ жизни и образцов нравственного поведения. Как говорится: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Преподнесенная перед сном и насыщенная пищей для размышлений, сказка способствует активной ночной работе мозга и, как следствие, развитию умственных способностей ребенка.

Следует отметить, что стековый принцип обработки мозгом поступившей за день информации может быть использован как во благо, так и во вред. Созидательным примером его применения является метод Шичко, позволяющий избавиться от любых вредных привычек: человек перед сном планомерно анализирует произошедшие в течение дня ситуации и прописывает установки, направленные на ликвидацию определенной вредной привычки.

В результате этих действий первоочередной приоритет для обработки получает информация, связанная с избавлением от вредной привычки.

Ситуацией, когда стековый принцип ночной работы мозга приведет к разрушительным результатам, является просмотр человеком перед сном телевизора. Поскольку современное телевидение является инструментом информационного террора и демонстрирует в основном телепрограммы и фильмы деструктивного содержания, то при их просмотре в мозговой стек зрителя будут закладываться разрушительные кирпичики данных. А ведь некоторые люди даже имеют склонность засыпать перед телеэкраном.



Новое на сайте

>

Самое популярное