Домой Лекарства О родителях богородицы. Православие

О родителях богородицы. Православие

Супруги, Иоаким и Анна, происходили из знатного рода и были праведны пред Богом. Имея богатства вещественное, они не были лишены и богатства духовного. Украшенные всеми добродетелями, они беспорочно соблюдали все заповеди закона Божия. На каждый праздник благочестивые супруги отделяли от своего имущества две части, – одну отдавали на церковные потребности, а другую раздавали нищим.

Своею праведною жизнью Иоаким и Аннатак угодили Богу, что Он сподобил их быть родителями Пресвятой Девы, предизбранной Матери Господа. Из этого одного уже видно, что их жизнь была свята, богоугодна и чиста, так как у них родилась Дщерь, Святейшая все святых, угодившая Богу больше всех, и херувимов Честнейшая.

В то время на земле не было более угодных Богу людей, нежели Иоаким и Анна, по непорочной их жизни. Хотя в то время можно было найти и многих живущих праведно и угождающих Богу, но эти двое превзошли всех своими добродетелями и явились пред Богом самыми достойными того, чтобы от них родилась Божия Матерь. Такая милость им не была бы дарована богом, если бы они действительно не превосходили всех праведностью и святостью.

Но как Сам Господь имел воплотиться от Пресвятой и Пречистой Матери, так подобало и Матери Божией произойти от святых и чистых родителей. Подобно тому как земные цари имеют свои порфиры, сделанные не из простой материи, а из златотканной, так и Небесный Царь восхотел иметь Пречистою Своею Матерью, в плоть Которой как в царскую порфиру, Ему должно было облечься, рожденную не от обыкновенных невоздержных родителей, как бы из простой материи, но от целомудренных и святых, как бы из материи златотканной, прообразом чего служила ветхозаветная скиния, которую Бог велел Моисею сделать из багряной и червленой материи и из виссона (Исх.27:16).

Скиния эта прообразовала Деву Марию, вселившийся в Которую Бог имел «с человеки пожити» как написано: «се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними» (Откр.21:3). Багряная и червленая материя и виссон, из которых была сделана скиния, прообразовали родителей Божией Матери, Которая произошла и родилась от целомудрия и воздержания, как бы от багряной и червленой одежды, и совершенства их в исполнении всех заповедей Господних, как бы от виссона.

Но сии святые супруги, по Божию изволению, долгое время были бездетны, – дабы в самом зачатии и рождении такой дочери была явлена и сила Божией благодати, и честь Рожденной и достоинство родителей; ибо неплодной и состарившейся женщине родить иначе невозможно, как по силе благодати Божией: здесь действует уже не природа, но Бог, побеждающий законы природы и уничтожающий узы неплодия. Родиться от неплодных и престарелых родителей – большая честь и для самой рожденной, потому что она рождается того не от невоздержных родителей, но от воздержных и престарелых, каковыми были Иоаким и Анна, которые пятьдесят лет жили в супружестве и не имели детей.

Наконец чрез таковое рождение открывается достоинство и самих родителей, так как они после долгого неплодства родили радость всему миру, чем уподобились святому патриарху Аврааму и благочестивой супруге его Сарре, родившим, по обетованию Божию, Исаака в старости (Быт.21:2). Однако, без сомнения, можно сказать, что рождество Богородицы выше рождения Авраамом и Саррою Исаака. Насколько сама рожденная Дева Мария выше и более достойна посчести, нежели Исаак, настолько больше и выше достоинство Иоакима и Анны, нежели Авраама и Сарры.

Этого достоинства они не сразу достигли, но только усердным постом и молитвами, в душевной горести и в сердечной скорби умолили о сем Бога: и скорбь их обратилась в радость, а бесчестие их явилось предвестником великой чести, и усердное прошение руководителем к получению благ, и молитва – лучшей ходатаицей.

Иоаким и Анна долгое время скорбели и плакали, что у них нет детей. Однажды Иоаким в большой праздник приносил в Иерусалимском храме дары Господу Богу; вместе с Иоакимом и все израильтяне приносили свои дары в жертву Богу. Бывший в то время первосвященник Иссахар не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетным.

«Не должно, – говорил он, – принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно и благословения Божия: наверное, у тебя есть какие-нибудь тайные грехи».

Также и один еврей из колена Рувимова, вместе с прочими приносивший свои дары, укорял Иоакима, говоря:

– Зачем ты хочешь прежде меня принести жертвы Богу? разве ты не знаешь, что ты недостоин приносить дары вместе с нами, ибо ты не оставишь в Израиле потомства?

Укоры сии очень опечалили Иоакима, и он в сильно скорби ушел из храма Божия посрамленным и униженным, и праздник для него обратился в печаль, а праздничная радость сменилась скорбью. Глубоко скорбя, он не возвратился домой, но ушел в пустыню к пастухам, пасшим его стада, и там плакал о неплодстве своем и о поношении и укорах, сделанных ему.

Вспомнив про Авраама, праотца своего, которому уже в преклонном возрасте Бог даровал сына, Иоаким стал усердно молить Господа, чтобы Он и его сподобил такого же благоволения, услыхал бы его молитву, помиловал бы и отнял от него поношение со стороны людей, даровав в старости плод его супружеству, как некогда Аврааму.

– Да буду я, – молился он, – иметь возможность именоваться отцом ребенка, а не бездетным и отверженным от Бога терпеть укоры от людей!

К сей молитве Иоаким присоединил пост и сорок дней не вкушал хлеба.

– Не буду есть, – говорил он, – и в дом свое не возвращусь; пусть слезы мои будут мне пищею, а пустыня сия домом, до тех пор пока не услышит и не отнимет от меня поношение Господь Бог Израилев.

Точно также и жена его, будучи дома и услыхав, что первосвященник не хотел принять их дары, укоряя в неплодстве, и что муж ее от великой скорби удалился в пустыню, плакала неутешными слезами.

– Теперь, – говорила она, – я несчастнее всех: Богом отвержена, у людей в поношении и мужем оставлена! о чем плакать теперь: о вдовстве ли своем, или о бесчадии, о сиротстве своем или о том, что не удостоилась называться матерью?!

Так горько плакала она все те дни.

Рабыня Анны, по имени Юдифь, старалась ее утешить, но не могла: ибо кто может утешить ту, печаль которой глубока, как море?

Однажды Анна печальная пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула из глубины сердца и, возведя свои глаза, полные слез к небу, увидала на дереве птичье гнездо с маленькими птенцами. Зрелище сие причинило ей еще большую скорбь, и она с плачем начала взывать:

– Горе мне бездетной! Должно быть, я самая грешная среди всех дщерей Израилевых, что одна пред всеми женами так унижена. Все носят плод своего чрева на своих руках, – все утешаются своими детьми: я же одна чужда сей радости. Горе мне! Дары всех принимаются в храме Божием, и за чадородие им оказывают уважение: я же одна отвержена от храма Господа моего. Горе мне! Кому я уподоблюсь? ни птицам небесным, ни зверям земным: ибо и те приносят Тебе, Господи Боже, плод свой, я же одна неплодна. даже с землею я не могу сравнить себя: ибо она прозябает и выращивает семена и, принося плоды, благословляет Тебя, Небесного Отца: я же одна бесплодна на земле. Увы мне, Господи, Господи! Я одна, грешная, лишена потомства. Ты, Который даровал некогда Сарре в глубокой старости сына Исаака (Быт.21:1-8), Ты, Который отверз утробу Анны, матери Твоего пророка Самуила (1Цар.1:20), призри ныне на меня и услыши молитвы мои. Господи Саваоф! Ты знаешь поношение бездетства: прекрати печаль сердца моего и отверзи мою утробу и меня неплодную соделав плодоносною, дабы рожденное мною мы принесли Тебе в дар, благословляя, воспевая и согласно прославляя Твое милосердие.

Когда Анна с плачем и рыданием так восклицала, явился ей ангел Господень и сказал:

– Анна, Анна! услышана твоя молитва, воздыхания твои прошли сквозь облака, слезы твои явились пред Богом, и ты зачнешь и родишь Дщерь преблагословенную; чрез Нее получат благословение все племена земные и будет даровано всему миру спасение; имя ей будет Мария.

Услышав ангельские слова, Анна поклонилась Богу и сказала:

– Жив Господь Бог, если родится у меня дитя – я отдам его на служение Богу. Пусть он служит Ему и прославляет святое имя Божие день и ночь во всё время своей жизни.

После сего, исполнившись неизреченной радости, святая Анна быстро пошла в Иерусалим, чтобы там с молитвою воздать благодарение Богу за Его милостивое посещение.

В то же самое время Ангел явился и Иоакиму в пустыне и сказал:

– Иоаким, Иоаким! Услышал Бог молитву твою и благоволит даровать тебе благодать Свою: жена твоя Анна зачнет и родит тебе дщерь, рождение которой будет радостью для всего мира. И вот тебе знамение, что я благовествую тебе истину: иди в Иерусалим к храму Божию и там, у золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я возвестил то же самое.

Иоаким, удивленный таким ангельским благовестием, славословя Бога и благодаря Его сердцем и устами за великое милосердие, с радостью и веселием поспешно отправился в Иерусалимский храм. Там, как и возвестил ему ангел, он нашел у золотых ворот Анну, молящуюся Богу, и рассказал ей об ангельском благовестии. Также и она поведала ему о том, что видела и слышала ангела, возвестившего о рождении у нее дочери. Тогда Иоаким и Анна прославили Бога, сотворившего им такую великую милость и, поклонившись Ему в святом храме, возвратились в свой дом.

И зачала святая Анна в девятый день декабря месяца, а восьмого сентября у ней родилась дочь, пречистая и Преблагословенная Дева Мария, начало и ходатаица нашего спасения, о рождестве Коей возрадовались и небо и земля. Иоаким по случаю Ее рождения принес Богу великие дары, жертвы и всесожжения, и получил благословение первосвященника, священников, левитов и всех людей за то, что сподобился благословения Божия. Потом он устроил в доме своем обильную трапезу, и все с веселием прославляли Бога.

Подрастающую Деву Марию родителя Ее берегли, как зеницу ока, ведая, по особенному откровению Божию, что Она будет светом всему миру и обновлением естества человеческого. Посему они воспитывали Ее с такою тщательною осмотрительностью, какая подобала Той, Которая имела быть Матерью Спасителя нашего. Они любили Ее не только как дочь, столь долгое время ожидаемую, но и почитали, как госпожу свою, помня ангельские слова, сказанные о Ней, и провидя духом, что должно над Ней совершиться.

Она же, исполненная Божественной благодати, таинственно обогащала тою же благодатью и своих родителей. Подобно тому как солнце своими лучами освещает звезды небесные, уделяя им частицы своего света, так и богоизбранная Мария, как солнце, озаряла лучами данной ей благодати Иоакима и Анну, так что и они были исполнены Духа Божия, и твердо веровали в исполнение ангельских слов.

Когда отроковице Марии исполнилось три года, родители ввели Ее со славою в храм Господень, сопровождая с возженными светильниками, и посвятили Ее на служение Богу, как то обещали. По прошествии нескольких лет после введения Марии во храм, святой Иоаким умер, восьмидесяти лет от рождения. Святая Анна, оставшись вдовою, покинула Назарет и пришла в Иерусалим, где пребывала около своей Пресвятой Дочери, молясь беспрестанно в храме Божием. Прожив в Иерусалиме два года, она почила о Господе, имея 79 лет от рожденя 2.

О, сколь благословенны вы, святые родители, Иоаким и Анна, ради Преблагословенной вашей Дочери!

Сугубо благословенны вы ради Сына Ее, Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого получили благословение все народы и племена земные! Справедливо вас святая Церковь наименовала Богоотцами 3, ибо мы знаем, что от Пресвятой вашей Дочери родился Бог. ныне предстоя Ему близко на небе, молитесь, да уделится и нам хотя некая часть вашей радости нескончаемой. Аминь.

Тропарь, глас 1:

Иже в законней благодати праведни бывше, младенца богоданнаго породиша нам, Иоаким и Анна: темже днесь светло тожествует, весело празднующи, божественная церковь честную вашу память, славящи Бога, воздвигшаго рог спасения нам в дому Давидове.

Кондак, глас 2:

Радуется ныне Анна, неплодства разрешившися соуз, и питает Пречистую, созывающи вся воспети, даровавшаго от чрева ея человеком едину Матерь и неискусомужную

Традиционное название деятелей христианской церкви II VIII вв., создавших её догматику и организацию. Главные отцы церкви в католицизме Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий I Великий, в православии Афанасий Александрийский,… … Энциклопедический словарь

- (святые отцы) традиционное название деятелей христианской церкви 2 8 вв., создавших её догматику и организацию. Главные отцы Церкви в католицизме Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий I Великий, в православии Афанасий Александрийский … Исторический словарь

Отцы церкви - (“святые отцы”), традиционное название деятелей христианской церкви 2 8 вв., создавших её догматику и организацию. Главные отцы церкви в католицизме Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий I Великий, в православии Афанасий… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Отцы церкви - (“святые отцы”) традиционное название деятелей христианской церкви II VIII вв., создавших её догматику и организацию. Главные отцы Церкви в католицизме Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий I Великий, в православии Афанасий … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Традиционное название деятелей христианской церкви 2 8 вв., создавших ее догматику и организацию. Главные отцы церкви в католицизме Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий I Великий, в православии Афанасий Александрийский, Василий… … Большой Энциклопедический словарь

См. Патристика. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия

Отцы Церкви - (святые отцы) те из церковных писателей, произведения которых признаны самой Церковью наиболее точным выражением хранимого ею учения. Когда говорят об отцах Церкви, то обычно имеют в виду великих богословов, таких как, например, святые Игнатий … Православие. Словарь-справочник

Термин, употребляемый для обозначения ранних христианских писателей, развивавших вероучение на основе Св. Писания и Св. Предания. Благодаря этим авторам церковь восприняла философию и культуру греко римского мира, усваивая ее здравые элементы, и… … Энциклопедия Кольера

Три святителя Отцы Церкви (в Православии Святые Отцы) почётный титул, используемый с конца IV века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению… … Википедия

Традиционное назв. виднейших деятелей христ. церкви 2 8 вв., создавших ее догматику и организацию. Гл. О. ц. в католицизме Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий Великий, в православии Василий Кесарийский, Григорий Богослов, Иоанн… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • , Ратцингер Йозеф (папа Бенедикт XVI). Книга папы Бенедикта XVI представляет собой сборник текстов, с которыми он выступал публично по средам с марта 2007 по февраль 2008 года. В каждой из этих еженедельных встреч папа вводит нас…
  • Отцы церкви. От Климента Римского до святого Августина , Бенедикт XVI. Книга папы Бенедикта XVI представляет собой сборник текстов, с которыми он выступал публично по средам с марта 2007 по февраль 2008 года. В каждой из этих еженедельных встреч папа вводит нас…

В Санкт-Петербурге состоялась международная научно-практическая конференция

В переживаемое нами сегодня апостасийное время, когда во всем мире скоординировано насаждается так называемый «новый мировой порядок», когда слышится столько лукавых призывов о так называемом "соединении всех равноправных христианских церквей", когда ширится и укрепляется так называемое "всеэкуменическое движение", истинной целью которых является построение новой «глобальной вавилонской башни», на которую предполагается вознести антихриста, своевременно и благовременно будет всем истинно-православным христианам напомнить, какое мнение о римско-католическом папизме высказывали и исповедовали наши великие Русские Православные святые: св. прав. Иоанн Кронштадтский, прп. Феодосий Киево-Печерский, прп. Амвросий Оптинский.

СВ. ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ

В своей работе "Мысли о Церкви" св. праведный Иоанн Кронштадтский пишет:

"Ни одно исповедание Христианской Веры, кроме Православного, не может привести христианина к совершенству христианской жизни или святости и к совершенному очищению грехов и к нетлению, потому что другие исповедания неправославные "содержат истину в неправде" (Рим. 1, 18), примешали суемудрие и ложь к истине и не обладают теми богодарованными средствами к очищению, освящению, возрождению, обновлению, какими обладает Православная Церковь. Опыты веков, или история Православной Церкви и прочих церквей показали и показывают это с поразительной очевидностью. Припомните множество святых нашей Церкви, прежних и нынешних времён, - и отсутствие их, по разделению церквей, в других, неправославных церквях: католической, лютеранской, англиканской".

А вот духоносные мысли св. прав. Иоанна Кронштадтского, направленные против экуменических положений: "Множество существует отдельных вероисповеданий христианства, с различным устройством внешним и внутренним, с различными мнениями и учениями, нередко противными божественной истине Евангелия и учению св. Апостолов, Вселенских и поместных соборов и св. отцов. Нельзя считать их все за истинные и спасительные: безразличие в вере, или признание всякой веры за одинаково спасительную, ведёт к безверию или охлаждению к вере, к нерадению об исполнении правил и уставов веры, к охлаждению христиан друг к другу . "Симоне, Симоне, се сатана просит вас, дабы сеял, яко пшеницу" (Лук. 22, 31). Это он, сатана, и сделал и делает, то есть породил расколы и ереси. Строго держитесь Единой Истинной Веры и Церкви: "Едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех" (Ефес. 4, 5).

В чём безмерное превосходство нашей св. Православной Церкви?

"Православная Церковь превосходит все церкви неправославные, во-первых, своей истиной, своим православием, соблюдённым и завоеванным кровью апостолов, иерархов, мучеников, преподобных и всех святых; во-вторых, тем, что вернейшим образом руководит ко спасению (ровным, прямым и верным путём), что верным образом очищает, освящает, обновляет посредством иерархии, Богослужения, таинств, постов; в-третьих, что наилучшим образом научает угождать Богу и спасать душу свою, наилучшим образом руководствует к покаянию, исправлению, молитве, благодарению, славословию. Где есть такие молитвы, славословия, благодарения и прошения, такое чудное Богослужение, как в Православной Церкви? - Нигде".

Как сильно, выразительно и доказательно говорит св. прав. Иоанн Кронштадтский о всей нелепости краеугольного камня догматической системы католицизма - лжеучении о главенстве Римского папы как непогрешимого "наместника Христова". Вот его слова:

"Азь съ вами есмь во вся дни до скончания века" (Мф. 28, 20). Сам Господь всегда присущ Своей Церкви - для чего же наместник - папа? И может ли грешный человек быть наместником Господа? - Не может. Наместник Царя, наместник Патриарха в каком-либо городе может быть и бывает, а наместником, заместителем Господа, Безначального Царя и Главы Церкви, никто не может быть. Верно. Католики заблуждаются. Внуши им, Господи, яко нелепы суть тако утверждающий и гордостию обложены как ожерельем".

От этого пагубного ложного "догмата", по мысли о. Иоанна, ведёт своё происхождение, как от своего корня, и всё зло и искажение правды в католицизме:

"Самое вредное дело в христианстве, - говорит он в этой Богооткровенной, небесной религии есть главенство человека в Церкви, например, папы и его мнимая непогрешимость. Именно в догмате его непогрешимости и заключается величайшая погрешимость , ибо папа есть человек грешный, и беда, если он возомнит о себе, что он непогрешим. Сколько погрешностей величайших, гибельных для душ человеческих выдумала католическая, папская церковь - в догматах, в обрядах, в канонических правилах, в богослужении, в злобных отношениях католиков к православным, в хулах и клеветах на Православную Церковь, в ругательствах, обращенных к Православной Церкви и к православным христианам! И во всём этом виноват непогрешимый, якобы, папа, его и иезуитов доктрина, их дух лжи двоедушия и всяких неправильных средств "ad majorem Dei gloriam" (к большой славе Божией)".

"Необходимо принадлежать к Церкви Христовой, коей Глава есть Всемогущий Царь, Победитель ада Иисус Христос. Царство Его есть церковь воинствующая с началами и властями и миродержателями тьмы века сего, с духами злобы поднебесными, которые составляют искусно организованное царство и воюют крайне опытно, умно и сильно со всеми людьми, хорошо изучивши все их страсти и наклонности. Один Человек тут в поле не воин; да и великое общество, но неправославное и без Главы - Христа - ничего не может сделать с такими врагами, хитрыми, тонкими, постоянно бодрствующими, превосходно изучившими науку своей войны. Христианину православному нужна сильная поддержка свыше от Бога и от св. воинов Христовых, победивших врагов спасения силой благодати Христовой, и от Церкви земной Православной, от пастырей и учителей, потом - общественной молитвы и таинств. Вот такая-то помощница человека-христианина в борьбе с невидимыми и видимыми врагами есть именно Церковь Христова, к которой, Божией милостью, мы и принадлежим. Католики выдумали новую главу, унизив Единую истинную главу Церкви - Христа ; лютеране отпали и без Главы остались; англиканцы тоже: Церкви нет у них, союз с Главою порван, помощи всесильной нет, а Велиар воюет всей силой, коварством и всех держит в своей прелести и погибели. Погибающих множество в безбожии и разврате".

"Догмат" о главенстве папы, как неоднократно подчёркивает св. праведный Иоанн Кронштадтский, наложил удушливую печать гордыни и фальши на всю деятельность папистов:

"Причина всех фальшей римско-католической церкви есть гордость и признание папы действительной главой Церкви, да ещё - непогрешимой. Отсюда весь гнёт западной церкви, гнёт мысли и веры, лишение истинной свободы в вере и жизни. На всё папа наложил свою тяжелую руку; отсюда - ложные догматы, отсюда - двойственность и лукавство в мысли, слове и деле; отсюда - различные ложные правила и постановления при исповедании грехов; отсюда - индульгенции; отсюда - искажение догматов; отсюда - фабрикование святых западной церкви и несуществующих мощей, не прославленных Богом; отсюда - "и всякое превозношение, восстающее против познания Божия" (2 Кор. 10, 5) и всякое противление Богу под видом благочестия и ревности о большей славе Божией".

"Папа и паписты до того возгордились и вознесли себя, что вздумали критиковать Самого Христа, Саму Ипостатсную Премудрость Божию и простерли (под предлогом развития догматов) гордость свою до того, что извратили некоторые Его словеса, заповеди и установления, которые не должны быть изменяемы до скончания века, например слово о Духе Святом, заповедь о чаше пречистой Крови Его, Которой они лишили мирян, ни во что поставили слова апостола Павла: "Елижды бо ясте Хлеб сей, и Чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет" (1 Кор. 11, 26); вместо квасного хлеба употребляют на литургии опресноки".

"Ненависть к православию, фанатизм и преследования православных, убийства - проходят красной нитью через все века жизни католичества. От плодов их познаете их. Таков ли дух заповедан нам Христом? Если кому, то католикам, лютеранам и реформаторам можно всегда сказать: "Не весте, коего духа есте" (Лк. 12, 51-52)".

"У католиков глава Церкви собственно не Христос, а папа, и католики о папе ревнуют, а не о Христе, за папу воюют, а не за Христа, и их ревность по вере переходит всегда в фанатизм страстный, человеконенавистный, остервенелый, фанатизм крови и меча (костры), непримиримости, двоедушия, лжи, хитрости".

В нашей Православной Церкви, по мысли св. праведного Иоанна Кронштадтского, даже самое богослужение постоянно напоминает нам о нашем духовном единстве под общим для всех нас, христиан, Главою - Христом, что нарушено совершенно и у римо-католиков, и у протестантов, исказивших самую идею Церкви.

"При всяком богослужении церковном, - говорит св. прав. Иоанн, - домашнем, частном и общественном - духовному взору православного христианина представляется мысль, идея об едином духовном теле, которым является Церковь Христова, столп и утверждение истины, Глава коего есть Сам Христос Бог. Эта Церковь Христова, или духовное Тело Христа состоит из трёх колен - небесного, земного и преисподнего, потому св. Церковь земная (или колено земное) ежедневно ходатайствует перед своим Главою о прощении грехов усопших в вере и покаянии и о водворении их в Царстве Небесном. И в посредники своего ходатайства призывает членов Церкви Небесной и Саму Начальницу мысленного назидания церковного - Матерь Божию, да молитвами их Господь покроет грехи их и не лишит Царства Небесного. Нам, живущим на земле членами Церкви Божией, - весьма отрадно и утешительно всегда веровать, знать и надеяться что духовная Мать наша св. Церковь непрестанно тайно день и ночь молится и за нас, что мы находимся всегда под покровом благодатным Самого Господа, Богоматери, св. Ангелов, предтечи и всех святых. У католиков глава Церкви - папа, человек погрешающий (хотя и провозглашен он неправильно непогрешным) и, как таковой, допустил множество погрешностей в Церкви Христовой, и самыми делами сказался таковым, и самое понятие о Церкви Божией исказил и сковал духовную свободу и совесть христиан-католиков, подвергая в то же время неправильной хуле и неприязни католиков св. Православную Церковь, столп и утверждение истины. У протестантов - немцев и англичан - совсем извращено понятие о Церкви, ибо нет у них благодати законного священства, нет таинств, нет колена небесного - Церкви Небесной: не признают святых; нет и колена преисподнего - умерших не признают и не молятся за них, считая это ненужным. Слава Церкви Православной! Слава Христу Богу ~ Святейшей Главе, единой Главе Церкви Божией на земле! Слава Богу в Троице, что мы не впали в хулу на Бога, не признали и не признаем во веки главою Церкви святой грешного человека!".

А вот как смотрел св. прав. Иоанн Кронштадтский на всех не принадлежащих к нашей св. Православной Церкви:

"Благодарю Господа, послушавшего и слушающего молитвы мои при виде всеспасительной и страшной Жертвы (Тела и Крови Христовых) о заблудших в вере великих обществах, христианскими именуемых, но в существе отступнических: католического, лютеранского, англиканского и иных".

"Чин обращения от разных вер и исповеданий и присоединения к Православной Церкви - что показывает? Необходимость - оставления ложных вер и исповеданий, отрицания заблуждений, исповедания Истинной Веры и - покаяния во всех прежних грехах и обещания Богу хранить и твёрдо исповедовать веру непорочную, беречься грехов и жить в добродетели".

Вот - ясная и недвусмысленная оценка св. прав. Иоанна Кронштадтского столь модного теперь "экуменизма", уже захватившего многие поместные христианские церкви, вот - сильный и решительный ответ всем "экуменистам", пропагандирующим, под предлогом мнимой "любви", равноценность и равноправие всех вер и исповеданий!

В заключение необходимо нам упомянуть, в качеств наглядной и красочной иллюстрации к словам св. праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского о "духе лжи" в римско-католическом папизме, как католические ксендзы усиленно распространяли клевету на св. прав. Иоанна, что будто бы он перешёл в католичество и потому так прославился своей прозорливостью и чудотворениями. Вот как отвечает на такую бесстыдную ложь сам св. праведный Иоанн Кронштадтский в своём слове, сказанном в г. Витебске в Петро-Павловской Церкви 7-го апреля 1906 года:

"Сильно желал я, дорогие отцы, братия и сестры, побеседовать с вами здесь в нашем городе и храме, во славу Божию и святой, непорочной нашей веры и Церкви, и к утверждению вашему на спасительном пути. Почему я хотел с особым желанием побеседовать с вами? А вот почему. Живя и служа в Кронштадте священником вот уже пятьдесят первый год, я за последнее время получал много писем из западного польского края, особенно гродненской и виленской губерний, писанных, так сказать, кровавыми слезами с горькими жалобами на католических патеров и их приспешников мирян-католиков, на гонение от них православных христиан и принуждение ими всякими насильственными мерами к переходу в католичество, причём патеры без всякого зазрения совести клеветали на меня, что я будто перешёл в католическую веру, да и сам Царь якобы сделался католиком и всем велит принимать католическую веру. Столь бессовестно оклеветывая меня и Царя, католики многих православных крестьян заставили принять католичество и навязать им чуждую веру. Это ли дух Христов? Не доказывают ли патеры образом своих действий, что католическая вера не имеет сама в себе жизненной силы, покоряющей ум, сердце и волю человека к добровольному последованию ей, и что последователи её завлекают людей правомыслящих только насилием и обманом?

Дорогие отцы и братья! Вы знаете моё твёрдое пребывание и служение в Церкви Православной вот уже пятьдесят лет, знаете, может быть, и мою всегдашнюю ревность по вере правой, знаете о моих многочисленных писаниях во славу Божию и Церкви Православной и о многочисленных знамениях силы Божией, явленных не только над православными христианами, но и над католиками и лютеранами и даже евреями и магоме- танами, когда они с верой обращались к посредству моих молитв. Об этом свидетельствовали и свидетельствуют хроники газетные, - и неложные, правдивые показания очевидцев. Свидетельствую и я ныне перед всеми вами и перед Всевидящим Богом, что и поныне не оскудевают у нас чудеса исцелений. Значит ли это, что Вера Православная - мёртвая вера, как клевещут католики? Не свидетельствует ли она непрестанно о своей жизненности и спасительности, о своей Богоугодности?

Я не хочу приводить во свидетели католической всякой неправды беспристрастную тысячелетнюю историю: она довольно известна всему образованному миру. Ещё свежа память злополучной унии семнадцатого века у нас в России: свежа память фанатической ненависти, с которой истреблялись католиками православные храмы в западном крае; памятны все ужасные поношения и ругательства, какими обзывалась православная вера и Православная Церковь и несчастные православные христиане. Теперь возобновились опять времена унии. И это когда? Когда католикам дана полная свобода, свобода, конечно, не для гонения Православия и православных, а для взаимного, мирного, братского сожития с православными согражданами.

Я привёл в начале слова апостола Павла о церкви как Теле Иисуса Христа. И о Христе как Главе Церкви, "Которая есть полнота Наполняющего всё во всём" (Ефес. 1,23).

Мы твёрдо веруем в эту единую главу Церкви, и другой, видимой главы непогрешимой признать не можем, ибо нельзя работать двум господам. Вполне довольно нам единой Главы, всеправедной, всеведущей, всемогущей, всенаполняющей (полнота Наполняющего всё во всём). Эта Глава управляет нами, защищает нас и укрепляет в вере Духом Святым, священнодействует, просвещает, спасает, приводит к совершенству.

А если хотите видеть славные и богоприятные плоды веры нашей православной, - то мы укажем врагам нашим на множество орлов небесных, взлетевших от земли нашей на небо к Самому Солнцу Правды - всех святых наших древних и новых, прославленных равноангельской жизнью, нетлением мощей и бесчисленными чудесами.

В заключение скажу, что истина нашей веры заключается в ней самой, в самом существе её: в ней - "Да", и в ней самой - "Аминь".

Для всех, кто чтит великого святого Православной Церкви, угодника Божия, Земли Русской св. праведного отца Иоанна Кронштадтского, его вышеприведённых слов более чем достаточно, чтобы духом, сердцем, умом и всею жизнью своей принять и исполнять во всей полноте, целостности и чистоте догматы Православной Веры.

ЗАВЕЩАНИЕ ПРЕПОДОБНОГО ФЕОДОСИЯ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОГО

"Господи, благослови! Я - Феодосий, худой раб Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа - в чистой и правоверной вере рождён и воспитан в добром научении православными отцом и матерью.

Вере латинской /католической/ не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь, причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь.

Берегитесь, чада, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими. Если кто и спасёт свою душу, то только живя в Православной Вере, ибо нет иной веры лучшей, чем наша чистая и святая Вера Православная.

Живя в этой вере, не только избавишься от грехов и вечной муки, но и станешь причастником вечной жизни и без конца будешь радоваться со святыми. А живущие в иной вере: в католической, или мусульманской, или армянской - не увидят жизни вечной.

Не подобает также, чадо, хвалить чужую веру. Хвалящий чужую веру, всё равно, что свою хулит. Если кто начнёт хвалить и свою, и чужую, то он двоеверен, близок к ереси. Ты же, чадо, блюдись таковых, и свою веру непрестанно хвали. Не братайся с ними, но бегай от них и подвизайся в своей вере добрыми делами. Твори милостыню не своим только по вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого или голодного, или в беду попавшего, - будет ли то жид или турок, или латинянин, - ко всякому будь милосерд, избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не на христиан только, но и на неверных. О язычниках и иноверцах Бог в этом веке печётся, но в будущем они будут чужды вечных благ. Мы же, живущие в Православной Вере, и здесь получаем все блага от Бога, и в будущем веке спасёт нас Господь наш Иисус Христос.

Чадо, если тебе нужно будет даже умереть за святую свою Веру, с дерзновением иди на смерть. Так и Святые умирали за веру, а ныне живут во Христе. Ты же, чадо, если увидишь иноверных с верными спорящих, лестью хотящих отвести их от правой веры, - помоги православным. Этим как бы овцу избавишь от пасти льва. А если смолчишь и оставишь их без помощи, то это всё равно, как если бы ты отнял искупленную душу у Христа и продал её сатане.

Если скажет тебе противящийся: "Ваша вера и наша вера от Бога", - то ты, чадо, ответь так: "Кривовер! Или ты и Бога считаешь двоеверным! Не слышишь ли ты, развращенный от злой веры, как говорит Писание: "Един Бог, едина вера, едино Крещение" (Еф. 4, 5).

Не слышишь ли апостола Павла, глаголющего: "Аще ангел, пришед с небесе, благовестит вам, не яко же мы благовестихом, да будет проклят" (Гал. 1, 8).

Вы же (католики), отринувшие проповеданье Апостольское и Святых Отец, восприняли неправую и развращенную веру, полную погибели. Поэтому и отвергнуты вы нами. Поэтому не подобает нам с вами служить и к Божественным Тайнам вместе приступать, не вам к нашим, не нам к вашим, потому что вы мертвы и мёртвую жертву приносите, а мы живому Богу - чистую, непорочную, чтобы жизнь вечную наследовать.

Тако бо писано: "Воздастся комуждо по делом его" о Христе Иисусе Господе нашем. Ему же слава. Аминь".

Православная, твердая, четкая, недвусмысленная позиция преп. Феодосия Киево-Печерского о папизме (вере латинской) не нуждается в комментариях, настолько ясны и проникновенны дух, мысли и чувства, заложенные в этом богодухновенном творении великого христианского подвижника, основоположника и столпа русского монашества, одного из величайших Святых, прославленных еще при жизни обильными дарами Духа Святаго.

ОТВЕТ ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ СТАРЦА ОПТИНСКОГО БЛАГОСКЛОННЫМ К КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

Напрасно некоторые из православных удивляются существующей пропаганде Римской церкви, мнимому самоутверждению и деятельности её миссионеров и усердию католических сестёр милосердия, и неправильно приписывают католической церкви такую важность, что будто бы, по отпадении оной от Православной Церкви, сия последняя не пребыла такой же, а имеет необходимость искать соединения с ней. По строгом исследовании мнение сие оказывается ложным, а энергичная латинская деятельность не только не возбуждает удивления, но напротив возбуждает глубокое сожаление в сердцах людей благомыслящих и разумеющих истину.

Православная Восточная Церковь от времён Апостольских и доселе соблюдает неизменными и неповреждёнными от нововведений как учение Евангельское и Апостольское, так и предание св. отцов и постановления Вселенских Соборов, на которых Богоносные мужи, собравшись от всей Вселенной, соборне составили Божественный Символ Православной веры и, провозгласив его вслух всей Вселенной во всех отношениях совершенным и полным, воспретили страшными прещениями всякое прибавление к нему и убавление, или изменение, или переставление в нём хотя бы одной йоты... Римская же церковь давно уклонилась в ересь и нововведение. Ещё Василий Великий обличал в этом некоторых епископов Рима в послании своём к Евсевию Самосатскому: "Истины они не знают, и знать не желают; с теми, кто возвещает им истину, они спорят, а сами утверждают ересь" (Окруж. поел. п. 7).

Апостол Павел заповедует удаляться от повреждённых ересью, а не искать с ними соединения, говоря: "Еретика человека, по первом и втором наказании отрицайся: ведый яко развратися таковый и согрешает и есть самоосуждён" (Тит. 3: 10, 11).

Соборная Православная Церковь не двукратное, а многократное делала вразумление частной Римской церкви; но последняя, несмотря на все справедливые убеждения первой, пребыла упорной в своём ошибочном образе мыслей и действий.

Ещё в седьмом столетии породилось в западных церквях неправое мудрование, что дух Святой исходит и от Сына.

Вначале против сего нового умствования восставали некоторые папы, называя оное еретическим. Папа Дамас так о нём говорит в соборном определении: "Кто об Отце и Сыне мыслит право, а о Духе святом не право, тот еретик" (Окруж. посл. п. 5). То же подтверждали и другие папы, Лев III и Иоанн VIII. Но большая часть их преемников, обольстившись правами на преобладание и нашедши в том для себя много мирских выгод, дерзнули изменить Православный догмат об исхождении Св. Духа, вопреки постановлений семи Вселенских Соборов, также и вопреки ясных слов самого Господа в Евангелии: "Иже от Отца исходит" (Иоан. 15: 26).

Но как одна ошибка, которую не считают ошибкой, всегда влечёт за собой другую, и одно зло порождает другое, так случилось и с Римской церковью. Едва только успело явится на Западе сие неправое мудрование, что Дух Святой исходит и от Сына, как само породило другие подобные тому исчадия и ввело с собой мало по малу другие новизны, большей частью противоречащие ясно изображенным в Евангелии заповедям Спасителя нашего, как-то: кропление вместо погружения в Таинстве Крещения, отнятие у мирян Божественной Чаши и причащение только под одним видом хлеба, употребление облаток и опресноков -вместо хлеба квасного, исключение из Литургии Божественного призывания Всесвятого и Животворящего и Всесовершающего Духа. Также ввело новизны, нарушающие древние Апостольские обряды Соборной Церкви, как-то: устранение крещаемых младенцев от Миропомазания и принятия Пречистых Тайн, устранение состоящих в браке от Священства, признание папы за лицо непогрешительное и за местоблюстителя Христова и проч. Таким образом, извратило весь древний Апостольский чин совершения почти всех Таинств и всех Церковных учреждений , - чин, который содержала древняя, святая и Православная Церковь Римская, бывшая тогда честнейшим членом Святой Соборной и Апостольской Церкви (Окруж. посл. 5, пункт 12).

Но главная ересь римской церкви, не по существу, а по действию, есть измышленный догмат главенства, или вернее горделивое искание преобладания епископов Рима над прочими четырьмя Восточными патриархами. Ради сего преобладания приверженцы Римской церкви поставили своего папу выше правил и учреждений Вселенских Соборов, веруя в его непогрешимость. Но какова эта папская непогрешимость, свидетельствует не ложная история. О папе Иоанне XIII говорится в определении Констанцкого Собора, низложившего сего папу: "Дознано, что г. Иоанн папа есть грешник закоренелый и неисправимый, был и есть беззаконник, справедливо обвиняемый в человекоубийстве, в отравлениях и других тяжких злодеяниях, который часто и упорно перед различными сановниками утверждал и доказывал, что душа человеческая умирает и потухает вместе с телом человеческим, подобно душе животных и скотов, и умерший отнюдь не воскреснет в последний день". Беззакония папы Александра VI и его сыновей были так чудовищны, что, по мнению современников, этот папа заботился о водворении на земле царства сатаны, а не Царства Божия. Папа Юлий II упивался кровию христианской, постоянно для своих целей вооружая христианские народы друг против друга (Духовн. Беседа 1858г. N41). Есть много и других примеров, свидетельствующих о великих погрешностях пап; но теперь говорить о них не время. При таких исторических свидетельствах о повреждении ересью и о погрешностях пап справедливо ли величаются (превозносятся) паписты мнимым достоинством Римской церкви? Справедливо ли уничижают Православную Восточную Церковь, основывающую свою непогрешимость не на одном каком-либо лице, но на учении Евангельском и Апостольском и на правилах и постановлениях семи Вселенских и девяти поместных Соборов? На сих Соборах были со всей вселенной мужи Богодухновенные и святые, и установили всё касающееся до потребностей и духовных нужд Церкви, согласно со Св. Писанием. Поэтому основательно ли поступают католики, которые ради мирских целей поставляют лицо своего папы выше правил Вселенских Соборов, почитая папу своего более непогрешительным?

По всем высказанным причинам Соборная Восточная Церковь пресекла общение с частной Римской церковью, как отпавшей от истины и от правил Соборной Православной Церкви. Римские же епископы как начали гордостью, гордостью и оканчивают. Они силятся доказывать, что будто бы Православная Соборная Церковь отпала от их частной церкви. Но это несправедливо и даже нелепо. Истина свидетельствует, что Римская церковь отпала от православной. Хотя католики ради мнимой правоты выставляют на вид, что папа их, во время единения с Соборной Православной Церковью, в числе пяти патриархов был первый и старший, но это ради царственного Рима, а не по духовному какому достоинству или власти над другими патриархиями. Несправедливо назвали они и церковь свою католическою, т.е. соборною. Часть целым никогда называться не может; а римская церковь до отпадения своего от Православия составляла только пятую часть Соборной Церкви. Особенно же потому Римская церковь соборною называться не должна, что она отвергла постановления Вселенских Соборов, последуя неправым своим умствованиям. Некоторым бросается в глаза численность и повсюдность приверженцев католической церкви, и потому думают недостоверно разумеющие истину, что не должна ли ради сей причины называться Латинская церковь Вселенскою или Соборною? Но мнение это весьма ошибочно, потому что нигде в Св. Писании не приписывается особенного духовного права множеству и численности. Господь ясно показал, что признак истинной Соборной Церкви не заключается в множестве и численности, когда говорит в Евангелии: "Не бойся, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство" (Лк. 12: 32). Есть и пример в Св. Писании не в пользу множества. По смерти Соломона, при сыне его разделилось царство Израильское, и Св. Писание десять колен представляет отпавшими, а два колена, бывшие верными долгу своему, не отпавшими. Посему напрасно католическая церковь старается доказывать правоту свою множеством и численностью и повсюдностью.

Признак Вселенской Церкви на Вселенских Соборах св. Отцами означен совсем иной, т.е. соборне положено: веровать во Едину, Соборную и Апостольскую Церквовь, а не просто во вселенскую, или повсюдную Церковь. Римская церковь хотя и имеет повсюду во вселенной своих последователей, но так как не хранит свято соборных и Апостольских постановлений, а уклонилась в нововведения и неправые мудрования, то совсем не принадлежит к Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

Также весьма ошибочно рассуждают к католикам благосклонные, которые думают во-первых, что по отпадении западных от православия в Соборной Церкви будто бы чего-то не достаёт. Ущерб сей заменён давно премудрым Промыслом ~ основанием на Севере Православной Церкви Русской. Во-вторых, будто бы ради прежнего старейшинства и ради численности Римской церкви Православная Церковь имеет потребность в соединении с оной. Но есть суд человеческий, и есть суд Божий. Апостол Павел ясно говорит: "Кое общение свету ко тьме? (2 Кор. 6: 14), т.е. что свет истины Христовой с тьмой еретичества никогда совмещаться не может . Католики же своей ереси остановить не хотят и упорствуют, как свидетельствуют о них, на деле исполняющиеся столько столетий, слова Василия Великого: "Истины они не знают, и знать не желают; с теми, кто возвещает им истину, они спорят, а сами утверждают ересь", - как сказано выше. Благосклонные к католикам вместо сего должны бы лучше рассуждать о сказанном во псалмах: "возненавидех церковь лукавнующих" (Пс. 25: 5), и пожалеть о тех, которые, ради преобладания и сребролюбия, и других мирских целей и выгод, возмущали едва ли не всю вселенную посредством инквизиций и лукавых иезуитских происков и доселе возмущают и оскорбляют православных в Турции через своих миссионеров. Миссионеры католические не заботятся обращать в христианскую веру природных турок, а стараются совращать с истинного пути православных греков и болгар, употребляя для сего всякие небогоугодные средства и ухищрения. Не лукавство ли это, и не злобцое ли лукавство? Благоразумно ли было бы искать единения с такими людьми? По этой же причине стоит ли удивляться мнимому усердию и мнимому самоотвержению сих деятелей, т.е. католических миссионеров и сестёр милосердия? Это прямо жалкие подвижники. Они стараются не ко Христу обращать и приводить людей, а к своему папе.

Что сказать ещё на вопросы: католическая церковь и другие вероисповедания могут ли называться Новым Израилем и ковчегом спасительным? И как разуметь о Евхаристии настоящей Римской церкви?

Новым Израилем может называться только Церковь правоверующая, а повреждённая еретическими мудрованиями не может. Св. апостол Иоанн Богослов говорит: "От нас изыдоша, но не беша от нас; аще бо от нас были: пребывали убо быша с нами; но да явятся, яко не суть вси от нас" (1 Иоан. 2: 19). И св. апостол Павел говорит: "един Господь, едина вера" (Еф. 4: 5), т.е. едина вера истинная, а не всякое верование хорошо, как безрассудно думают отделившееся от единой истинной Церкви, о которых св. апостол Иуда пишет: "Яко в последнее время будут ругатели, по своих похотех ходяще и нечестии. Сии суть отделяюще себе от единости веры, и суть телесни (душевни), духа не имуще" (Иуд. 18-19). Посему чуждые истины как назовутся Новым Израилем? Или как будут кому-либо пристанищем спасительным, когда и то и другое не может совершаться без благодати Св. Духа?"

Такими убедительными словами Богоносный Оптинский старец Амвросий, избранный сосуд Духа Святаго, великий чудотворец и прозорливец свидетельствует о безблагодатности католической церкви и всяких других религиозных собраний, ложно именующих себя христианскими. То есть спасительная благодать Духа Святого в католичестве и протестантизме отсутствует полностью, а не частично, как пытаются доказать некоторые "ученые христианские модернисты".

Сейчас много говорят о необходимости экуменического диалога и соединения различных христианских церквей, о том, что в каждой церкви есть доля благодати и доля истины и т.д. Это все соблазн и ложь! Разве разделился Господь и Спаситель наш Иисус Христос, Который, по слову св. апостола Павла является главою Церкви, представляющей собою тело Христово?! Господь учредил одну Церковь, а не две или три или более. "Один Господь, одна вера, одно крещение" (Еф. 4: 5). Православные христиане должны твердо помнить простую и основополагающую Православную истину: в мире существует лишь одна Церковь Христова - Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь, основанная Самим Господом Иисусом Христом в День Сошествия Святого Духа на апостолов, которая пребудет едина, нерушима и истинна до скончания века. Мы именно так святоотечески веруем и исповедуем. Аминь.

Дятлов Сергей Алексеевич, д.э.н., профессор, координатор общественной организации «Союз Православных Ученых»,член Попечительского Совета «Народного Православного Университета», член Научного совета по религиозно-социальным исследованиям Отделения общественных наук РАН; член Научно-методического совета межвузовской ассоциации духовно-нравственного просвещения «Покров»

ЛИТЕРАТУРА:

1. Прот. Митрофан Зноско-Боровский. Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство.

2. Папство и его борьба с православием. М., 1993.

3. Ватикан: натиск на Восток. М., 1998.

4. Православный благовестник. Киев. 2002.

СВЯТЫЕ ОТЦЫ ПРАВОСЛАВИЯ

"Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь."

Евр. 13, 7 и 9
I. Вдохновители и верные проводники к истинному Христианству в наши дни

Никогда прежде не было столько лжеучителей, как в нашем злосчастном XX веке, богатом материалистическими искушениями и бедном разумом и душой. Самые нелепые, бредовые взгляды, ранее безоговорочно и повсеместно отринутые культурными людьми, сейчас находят "теоретическое обоснование" и непременного "учителя". Кое-кто из них даже являет (или сулит) "духовную силу" или ложные чудеса, как оккультисты или "целители". Но чаще современные учителя способны предложить лишь неудобоваримую смесь разных идей, полученных якобы из "космоса" или от современных самозванных "мудрецов", познавших "более", чем все светлые головы прошлого только потому, что живут в наш "просвещенный" век. В итоге философия раздробилась на тысячу школ, а "христианство" - на тысячу сект. Где же в этом безбрежном океане отыскать Истину, если ее вообще возможно отыскать в наш вконец заблудший век?
Исток истинного учения, исходящий от Самого Господа, не умаленный в течение веков и присносущный, один и тот же у всех, кто правильно его исповедует, направляющий тех, кто ему верен, к вечному спасению, можно найти только в одном-единственном месте. Место это - Православная Церковь Христова, исток - благодать Духа Святого, а истинные учителя Божественного учения, берущего начало от этого истока - святые Отцы Православной Церкви.
Увы! Сколь мало православных христиан осознают это, и сколь мало у них понимания, чтобы черпать из этого истока! Как много современных иерархов ведут паству свою не к истинным пастырям душ - святым Отцам, а к современным мудрецам, обещающим нечто "новое" и стремящимся только к тому, чтобы принудить христиан забыть подлинное учение святых Отцов, учение, которое - это воистину так! - совершенно и не совпадает с ложными идеями, царствующими в наше время.
Учение святых Отцов Православия не относится к какому-то одному веку, будь он "древним" или "современным". Оно неразрывной цепочкой проходит от времени Христа и Его апостолов до наших дней, и никогда не случалось так, что необходимо было вновь открывать "забытое" учение Отцов. Даже когда многие православные пренебрегали этим учением (как часто бывает и в наши дни), верные его последователи все же передавали его тем, кто жаждал обрести его. Бывали времена расцвета этого учения, например, в IV веке, и бывали периоды, когда православные меньше знали писания святых Отцов; но никогда - с самого начала существования Церкви Христовой на земле - не прекращала Церковь руководствоваться традициями Отцов, в каждом веке были свои святые Отцы. Преподобный Никита Стифат, ученик и составитель жития преподобного Симеона Нового Богослова, писал: "Господом установлено было, что от поколения к поколению не прекратится установление Духом Святым Его пророков и друзей для устроения Его Церкви".
Для нас, христиан последних времен, самым душеполезным является вдохновительное руководство примерами и научениями тех святых Отцов, которые жили в наше время и в недавнем прошлом, в условиях, схожих с теми, в которых живем мы, и все же сполна сохранившим то самое вечное учение, предназначенное не для какого-то времени или какого-то народа, а для всех времен до скончания веков, для православных христиан всех рас и народов.
Но прежде чем поговорить о двух из недавно живших святых Отцах, давайте скажем, что для нас, православных христиан, изучение святых Отцов - это не просто учебное занятие. Многое из того, что в наши дни считается "возрождением святоотеческого учения," - это не более, чем игрушка ученых-еретиков и их "православных" последователей, ни один из которых никогда не обнаруживал ту истину, ради которой готов был пожертвовать своей жизнью. Их "изучение Отцов" - просто умственные упражнения, случайной темой которых стали тексты святых Отцов, и полное отсутствие понимания того, что тексты эти содержат истины, от которых зависит духовная жизнь или духовная смерть. Такие псевдотолкователи учения Отцов тратят свое время на доказательство, что "псевдо-Макарий" был еретиком из Мессалины, не понимая и не используя для души чистого православного учения настоящего преподобного Макария Великого; что "псевдо-Дионисий" был уличен как подделыватель книг, духовные, неотмирные глубины которых совершенно недоступны пониманию его обвинителей; что христианская и монашеская жизнь преподобных Варлаама и Иоасафа, поведанная потомкам преподобным Иоанном Дамаскиным, - это ничто иное, как "пересказ истории Будды"; и на сотню подобных басен, сочиненных "экспертами" для доверчивой публики, которая и понятия не имеет, в какой лженаучной атмосфере были сделаны эти "открытия". Там, где возникают серьезные научные вопросы, касающиеся каких-либо текстов святых Отцов (такое, разумеется, встречается), там конечно же, нельзя доверять решение таким "экспертам", абсолютно чуждым истинных святоотеческих традиций, лишь зарабатывающим деньги своими изысками.
Когда "православные" ученые используют труды этих псевдотолкователей Отечника или проводят свои исследования в таком же рационалистическом духе, результат бывает трагическим, так как многие принимают таких ученых за "рупоров православия", а их рационалистические толкования за часть "истинного святоотеческого" мировоззрения и, таким образом, вводят в заблуждение многих православных христиан. Например, отец Александр Шмеман, притязая якобы на освобождение от "западного влияния", которое, как ему, невежественному в отношении истинных святоотеческих традиций (обрести которые можно в монастыре, а не в академии), представляется, полностью подчинило себе в наше время православное богословие, сам подпал под влияние протестантских рационалистических идей, касающихся литургического богословия, как было подмечено протопресвитером Михаилом Помазанским, подлинным современным богословом . Предстоит еще, к сожалению, снять маску с такого псевдоученого, изучавшего русских святых, святых Отцов, как Г.П. Федотов, который воображает, что преподобный Сергий "был первым русским святым, которого можно назвать мистиком" (игнорируя, таким образом, четыре столетия таких же "мистических" русских Отцов, которые предшествовали ему), бессмысленно ищет "оригинальности" в "литературной работе" преподобного Нила Сорского (показывая, таким образом, что он даже не понимает значение традиции в Православии), злословит на великого православного святого - святителя Тихона Задонского - говоря о нем, как о "сыне скорее западного барокко, чем наследнике восточной духовности" и множеством искусственных доводов пытается превратить преподобного Серафима (который действительно столь традиционен, что его едва можно отличить от великих Отцов египетской пустыни) в некий "уникально русский" феномен, который был "первым известным представителем этого класса духовных старцев в России", чье "отношение к миру беспрецедентно в восточной традиции" и кто был "предтечей этой новой формы духовности, которой предстояло превзойти просто аскетическое монашество".
Весьма печально, но последствия таких псевдоучений часто проявляются в реальной жизни; доверчивые души, которые эти фальшивые выводы принимают за истинные, начинают "работать над литургическим возрождением" на основе протестантизма, превращают преподобного Серафима (игнорируя его "неудобные" учения, касающиеся еретиков, которые полностью соответствуют традициям Отцов) в какого-то индуистского йогу или "целителя" и вообще относятся к святым Отцам, как и большинство современных ученых, без почтения и благоговейного страха, как будто находятся с ними на одном уровне, словно они занимались какими-то упражнениями в эзотеризме или какой-то интеллектуальной игрой, а не были проводниками к истинной жизни и спасению.
Не таковы подлинные православные ученые, не такова подлинная традиция Отцов, в которой истинное, незамутненное учение Православного Христианства непрерывно передается и в устной, и в письменной форме, и в печатном слове от духовного отца к духовному сыну, от учителя к ученику.
В XX веке своей верностью святым Отцам особенно выделялся один православный иерарх - архиепископ Феофан Полтавский († 1940, 6/19 февраля) . В двадцатые годы он был широко известен, как самый верный последователь святоотеческого учения из всех русских богословов за границей. В тридцатые годы он ушел в затвор, чтобы стать новым Феофаном Затворником, и с тех пор, к сожалению, он почти полность был забыт. Но, к счастью, ученики его и последователи свято хранили память о нем, и в недавнее время один из его учеников, архиепископ Аверкий из Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, Нью-Йорк, опубликовал его краткое жизнеописание вместе с некоторыми его проповедями . В этих проповедях можно ясно видеть благоговейное и почтительное отношение иерарха к святым Отцам, отношение ученика к учителям, и великое его смирение, все возрастающее, достигшее высшей степени, когда он уже ничего не говорит от себя, а только передает мысли и сами слова святых Отцов. Так, в "Слове в день Пятидесятницы," он говорит: "Учение о Св. Троице есть вершина христианского богословия. Посему не дерзаю я излагать сие учение своими собственными словами, а изложу его словами святых и богоносных богословов и Отцов Церкви: Афанасия Великого, Григория Богослова и Василия Великого. Мои только уста, а их слова и мысли. Они предлагают Божественную трапезу, а я только служитель их Божественного пиршества".
В другой проповеди архиепископ Феофан объясняет, почему он отступает в тень перед святыми Отцами - это верная черта великих толкователей учения Отцов, таких выдающихся богословов, как архиепископ Феофан, но мирские ученый делают грубейшую ошибку, когда называют ее "отсутствием оригинального мышления". В "Слове на память святых Отцов 6-го Вселенского Собора", сказанном в болгарском городе Варна в 1928 году, он говорит "о значении св. Отцов и учителей Церкви для нас, христиан. В чем заключается их величие и чем обуславливается их особое значение для нас? Вот вопрос, на который предлежит дать нам ответ.
Церковь, братия, есть Дом "Бога жива, столпъ и qтвgрждgнїg истины" (1 Тим. 3, 15). Истина христианства хранится в ней во Св. Писании и Св. Предании; но она нуждается в правильном истолковании. Значение св. Отцов и заключается в том, что они являются наиболее правоспособными хранителями и истолкователями сей истины по святости своей жизни, по глубокому знанию слова Божия и по обилию обитавшей в них благодати Св. Духа". Вся эта проповедь состоит из цитат из самих святых Отцов (святых Афанасия Великого, Василия Великого, Симеона Нового Богослова, Никиты Стифата), подтверждающих сказанное.
Святой Отец, цитаты из которого обильно приводит в своей проповеди архиепископ Феофан, близок к нему по времени, это его предшественник по передаче истинной святоотеческой традиции в России - епископ Игнатий (Брянчанинов). Для нас сегодня он имеет двойное значение: он не только святой Отец, живший в близкие нам времена, но его поиски Истины очень схожи с поисками Истины искренних искателей Правды наших дней, и он, таким образом, показывает нам, как "просвещенный современный человек" может избежать тотального порабощения современными идеями и образом мыслей и снова войти в чистую атмосферу святоотеческих, то есть истинно православных, идей и образа мышления. Особенно вдохновительно для нас чтение рассказа самого епископа Игнатия о том, как военный инженер разорвал путы "современного знания" и присоединился к святоотеческой традиции, которую познал, помимо книг, непосредственно от ученика преподобного Паисия (Величковского) и передал дальше, нашим современникам.
"Еще когда я учился, - цитирует архиепископ Феофан епископа Игнатия, - не до веселий, не до развлечений было мне! Мир не представлял мне ничего приманчивого. Мой ум был весь погружен в науки, и вместе горел желанием узнать, где кроется истинная вера, где кроется истинное учение о ней, чуждое заблуждений и догматических, и нравственных. Между тем предстали взорам моим уже грани знаний человеческих в высших, окончательных науках. Пришедши к граням этим, я спрашивал у наук: "что вы даете в собственность человеку? Человек вечен и собственность его должна быть вечна. Покажите мне эту вечную собственность, это богатство вечное, которое я мог бы взять с собою за пределы гроба! Доселе я вижу только знание, оканчивающееся землею, не могущее существовать по разлучении души с телом!"
Ищущий молодой человек поочередно искал ответы в математике, физике, химии, философии, получил глубокие познания в этих науках; потом в географии, геодезии, языках, литературе, но обнаружил, что все они лишь земные. В ответ на все свои вопросы он получил такой же ответ, какой получают другие, подобные ему, искатели и в нашем, еще более "просвещенном" XX столетии: " Науки молчали".
"За удовлетворительным ответом, за ответом существенно нужным, жизненным, обращаюсь к вере. Но где ты скрываешься, вера истинная и святая? Я не мог признать тебя в фанатизме (папизме - о.С.), который не был запечатлен Евангельской кротостью; он дышал разгорячением и превозношением! Я не мог признать тебя в учении своевольном (протестантизме - о.С.), отделяющемся от Церкви, составляющем свою новую систему, суетно и кичливо провозглашающую обретение новой, истинной веры христианской через осмнадцать столетий по воплощении Бога Слова! О, в каком тяжком недоумении пребывала душа моя! Как она томилась ужасно! Какие на нее восставали волны сомнений, рождавшиеся от недоверчивости к себе, от недоверчивости ко всему, что шумело, вопияло вокруг меня от незнания, неведения истины.
И начал я часто, со слезами умолять Бога, чтобы Он не предал меня в жертву заблуждения, чтобы указал мне правый путь, по которому я мог бы направить к Нему невидимое шествие умом и сердцем. И се чудо! Внезапно предстает мне мысль: сердце к ней, как в объятия друга. Эта мысль внушала изучать веру в источниках - в писаниях св. Отцев! "Их святость, - говорила она мне, - ручается за их верность: их избери себе в руководители". Повинуюсь. Нахожу способ получить сочинения св. угодников Божиих, с жаждою начинаю читать их, глубоко исследовать. Прочитав одних, берусь за других, читаю, перечитываю, изучаю. Что прежде всего поразило меня в писаниях Отцов Православной Церкви? - Это их согласие чудное, величе-ственное. Осмнадцать веков в устах их свидетельствуют единогласно "единое" учение Божественное!
Когда в осеннюю ясную ночь гляжу я на чистое небо, усеянное бесчисленными звездами, столь различных размеров, испускающими единый свет, тогда говорю себе: таковы писания Отцов! Когда в летний день гляжу на обширное море, покрытое множеством различных судов с их распущенными парусами, подобными белым лебединым крыльям, судов, бегущих под одним ветром, к одной цели, к одной пристани, тогда говорю себе: таковы писания Отцов! Когда слышу стройный многочисленный хор, в котором различные голоса в созвучной гармонии поют единую Божественную песнь, тогда говорю себе: таковы писания Отцов!
Какое, между прочим, учение нахожу в них? Нахожу учение, повторенное всеми Отцами, учение, что единственный путь ко спасению - последование неуклонное наставлениям святых Отцов. "Видел ли ты, - говорят они, - кого прельщенного лжеучением, погибшего от неправильного избрания подвигов, - знай: он последовал себе, своему разуму, своим мнениям, а не учению Отцов, из которого составляется догматическое и нравственное Предание Церкви. Им она, как бесценным имуществом, препитывает чад своих".
Мысль эта послана Богом, от Которого всякое даяние благо, от Которого и мысль благая - начало всякого блага. Мысль эта была для меня первым пристанищем в стране истины. Здесь душа моя нашла отдохновение от волнения и ветров. Мысль благая и спасительная! Эта мысль соделалась краеугольным камнем для созидания души моей! Мысль - дар бесценный всеблагого Бога, хотящего всем человекам спастись и прийти в сознание истины! Эта мысль соделалась моею звездою-путеводительницею! Она начала постоянно освещать для меня многотрудный и многоскорбный, тесный, невидимый путь ума и сердца к Богу. Взглянул на религиозный мир из этой мысли, и увидел: причина всех заблуждений состоит в неведении, в забвении, в отсутствии этой мысли.
Чтение Отцов с полною ясностию убедило меня, что спасение в недрах Российской Церкви несомненно, чего лишены религии западной Европы, как не сохранившие в целости ни догматического, ни нравственного учения первенствующей Церкви Христовой. Оно открыло мне, что сделал Христос для человечества; в чем состоит падение человека, почему необходим Искупитель. Оно твердило мне: должно развить, ощутить, увидеть в себе спасение, без чего вера во Христа - мертва, а Христианство - слово и наименование без осуществления его! Оно научило меня смотреть на вечность как на вечность, пред которой ничтожна и тысячелетняя земная жизнь, не только наша, измеряемая каким-нибудь полустолетием. Оно научило меня, что жизнь земную должно проводить в приготовлении к вечности... Оно показало мне, что все земные занятия, наслаждения, почести, преимущества - пустые игрушки, которыми играют и в которые проигрывают блаженство вечности взрослые дети... Это с полной ясностью излагают святые Отцы в своих священнолепных писаниях".
Архиепископ Феофан заканчивает свою проповедь по писаниям святых Отцов следующим призывом: "Да будет, братия, эта благая мысль (взять в наставники святых Отцов - о.С.) путеводною и вашею звездою во дни вашего земного странствования по волнам житейского моря!"
Правда этого призыва, как и вдохновенных слов епископа Игнатия, не потускнела за те десятилетия, что прошли с того времени, когда они были произнесены. За это время мир еще дальше прошел по дороге отступничества от Христианской Истины, и становится все более очевидным, что нет другого выхода, кроме как следовать по бескомпромиссному пути Истины, указанному нам святыми Отцами.
И при том мы должны обращаться к святым Отцам не только затем, чтобы "узнать о них"; если мы будем делать только так, то окажемся не в лучшем положении, чем праздные участники диспутов мертвых академий этой погибающей современной цивилизации, даже когда эти академии "православные", и ученые богословы в них старательно объясняют все о "святости" и "духовности" и theosis, они не обладают ни опытом, необходимым, чтобы обращаться прямо к страждущим душам и зажигать желанием вступить на путь духовной брани, ни знанием, необходимым, чтобы обличить фундаментальные заблуждения академических "богословов", которые говорят о Боге с сигаретой во рту или бокалом вина в руке, ни смелостью, чтобы обличить "канонических" иерархов-отступников в предательстве ими Христа. Мы должны обращаться к святым Отцам - главное - для того, чтобы стать их учениками, воспринять от них учение об истинной жизни, о спасении души, даже если мы и знаем, что, сделав это, потеряем блага мира сего и станем его изгоями. Если мы сделаем это, то найдем выход из запутанных дебрей современного мышления, основанного как раз на неприятии священного учения Отцов. Мы обнаружим, что святые Отцы вполне современны в том плане, что они прямо говорят о брани православных христиан сегодня, давая ответы на важнейшие вопросы жизни и смерти, которые академические ученые обычно боятся даже задавать, а когда все-таки ставят их, то дают безопасные ответы, "объясняющие" эти вопросы тем, кто просто любопытствует, а не жаждет Истины. Мы станем настоящими учениками Отцов, научившись смирению и недоверию к нашей собственной тщеславной мирской мудрости, которую впитали в себя с воздухом этих пагубных времен, научившись доверять тем, кто служит Богу, а не миру. В них мы найдем истинных Отцов, которых так не хватает в наше время, когда у многих иссякла любовь (Мф. 24, 12), - Отцов, единственная цель которых - это вести нас, чад своих, к Богу и Его Небесному Царствию, где мы будем пребывать и собеседовать с ангелами и наслаждаться невыразимой радостью.
В наше сложное время нет ни одного вопроса, который нельзя разрешить, если внимательно и почтительно читать святых Отцов, будь то вопросы сект и ересей, которых расплодилось нынче во множестве, или схизм и "юрисдикций", будь то претензии на духовность, выдвигаемые "харизхматическим возрождением", или тонкие искушения современным комфортом и удобствами, или же сложные философские вопросы, такие, как "эволюция", или откровенные нравственные вопросы об абортах, эвтаназии и "контролем над рождаемостью"; вопросы ли об утонченном отступничестве "сергианства", предлагающем церковную организацию вместо Тела Христова или грубом "обновленчестве", которое начинается "пересмотром календаря" и заканчивается "протестантизмом с восточным обрядом". О всех этих вопросах святые Отцы и наши, ныне здравствующие, отцы, следующие по их стопам, - наши верные наставники и пастыри.
Епископ Игнатий и иные недавно жившие Отцы указали нам, последним христианам, каких святых Отцов нам читать наиболее важно и в каком порядке их читать. Да вдохновит это нас на то, чтобы сделать чтение святоотеческой литературы фундаментом для строительства душ наших и наследования жизни вечной! Аминь.

II. Как читать святых Отцов

Преобразование в форматы epub, mobi, fb2
"Православие и мир. Электронная библиотека" ().

23.07.2017

Священник, Духовный отец, Старец, Святые отцы - много словесных именований, но невоцерковленным людям подчас совершенно непонятно, какие между ними отличия и кто сможет помочь в той или иной ситуации?

Так, например, однажды к нам в Храм зашли взрослые люди – вероятно, дедушка и бабушка, и они искали священника для того, чтобы … тот позвонил и поздравил их внука с Новым годом! И аналогичных, как мне представляется, весьма странных случаев за мой маленький священнический опыт копится все больше и больше. Даже порой кажется, что люди, увы, совсем не понимают глубокого смысла священнического служения.

Между тем, наверняка все слышали такие духовные титулы, как «священник», «духовный отец», «старец», «Святые отцы». Кто же это и в чем их различия, попробую очень кратко раскрыть.

Начнем с того, что святых людей не бывает. Поэтому, если Вы слышите, например, об «изречениях Святых отцов» или о том, что вот такой-то Святой отец говорил что-либо, то знайте: речь идет о тех, кого с нами уже нет. Святые отцы - это те, кто прожил Богоугодную жизнь и через какое-то время по смерти Священным синодом был канонизирован (причислен к лику святых). Это происходит не без воли Божией, процесс канонизации достаточно непрост (часто люди исцелялись от мощей будущего святого с благоуханием и находились другие достоверные факты святости), и его мы сейчас рассматривать не будем, но в действительности Святых отцов здесь с нами, на земле, нет, а вот их различные труды, письма, наставления остались, и они очень емкие, мудрые, авторитетные, потому что не противоречат учению Церкви, более того, выражают четко и понятно учение Христово. К тому же мы, как христиане, понимаем, что Святые отцы живы не телесно, но духовно, продолжая служить Богу в небесном воинстве и помогать нам как молитвой, так и прямым предстательством пред Богом, а зачастую встречаются и чудеса посредством Святых здесь, на земле.

Итак, священник - это христианин, принявший духовный сан священства после определенных духовных трудов испытаний и получения духовного образования, призванный Богом для служения Богу и людям. По данной ему благодати от Бога, через епископа может совершать все богослужения и таинства (за исключением хиротонии, освящения мира и антиминсов). Господь наделил священников особой благодатью, именно через них Господь преподает людям возможность участия в Таинствах Церкви: Крещении, Миропомазании, Исповеди, Причастии, Соборовании, Венчании. Господь дал священникам при рукоположении особые дары Святаго Духа, в результате чего у священников развивается духовное рассуждение, и именно на священников возложена обязанность учить людей вере и показывать им путь к Богу.

Духовный отец - это священник, который регулярно исповедует конкретного человека. В результате этого между человеком и священнослужителем достаточно быстро возникает тесная духовная связь. Человек может спрашивать духовные советы и задавать вопросы этому священнику. Так «священник» становится «духовным отцом». Взаимоотношения между верующим человеком и духовным отцом регулируются самостоятельно, где-то это может быть жизнь по совету, где-то может приобретать несколько другой характер. Духовная жизнь невозможна без священника (духовного отца), у которого постоянно исповедуется человек, ведь непосредственно через духовного отца Господь открывает человеку очень важные для самого исповедуемого обстоятельства и дает поводы к размышлению. Каждый священнослужитель (священник), в свою очередь, тоже имеет своего духовного отца, у которого он исповедуется, и, поверьте, удивительным образом, при равных возрастных категориях и духовном опыте, именно через духовного отца Господь преподносит ответ на очень многие жизненные вопросы. Поэтому выбрать постоянного священника, у которого верующий человек будет исповедоваться, просто необходимо.

Старец - опытный подвижник, имеющий духовную силу и мудрость. Старчество – это дар, данный Богом духовному подвижнику. Господь зачастую старцам открывает то, что обычному человеку неведомо, – за их великую веру, смирение, самоуничижение. Старец, как правило, является монахом или священнослужителем, он никогда не превозносится и не никогда не считает себя старцем, не видит в себе совершенства и устремлен сердцем к Богу. Старец - это не милый дедушка с бородой, не волшебник, но проводник к Богу и Божиему промыслу, это тот, кто может помочь просто словом, потому что оно не от себя, а от Бога. Пример старца можно увидеть в фильмах, размещенных в галерее нашего сайта: «Слово Старца» , «Советы Старца взрослым и детям».

Подводя итоги, можно сказать, что как священнослужители, так и старцы - это не деды морозы, не требоисполнители, не добрые дядьки и даже не те, кто раздает благословения направо и налево для исполнения желаний во имя человеческого эгоизма. Прежде всего, это служители Божии, задача которых – привести человека к Богу, при этом, если нужно, то пояснить, рассказать, направить, наставить. А подобное возможно лишь в том случае, если человек будет понимать, что желания людей и воля Божия могут сильно отличаться, – в этом скрывается очень многий смысл данного материала.



Новое на сайте

>

Самое популярное