Домой Лекарства Какие есть органы власти? Органы местного самоуправления — структура и полномочия Органы власти субъектов.

Какие есть органы власти? Органы местного самоуправления — структура и полномочия Органы власти субъектов.

Общая система контролирующих органов и организаций включает:

1. Государственные органы федерального значения:

Государственного управления - Главное контрольное управление Президента РФ, Счетная палата РФ, Федераль-ная налоговая служба , Департамент финансового конт-роля и аудита Минфина России;

- здравоохранения и обеспечения безопасных условий жизни - Государственная служба санитарно-эпидемио-логического надзора РФ, Служба ветеринарного надзора РФ, Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и лик-видации последствий стихийных бедствий РФ и др.;

Труда и социального обеспечения - Государственная трудовая инспекция, Государственная жилищная инспек-ция. Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и другие;

Финансово-кредитных отношений и страхования - Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Федеральное казначейство России, Министерство финансов РФ, Депар-тамент финансового контроля и аудита Минфина России;

- экономики, промышленности, сельского хозяйства и тор-говли - Министерство экономического развития и тор-говли РФ, Государственный комитет РФ по земельной по-литике, Государственная торговая инспекция и др.;

- образования и культуры - Министерство образования РФ, Министерство культуры РФ, Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуни-каций РФ;

- связи и информации - Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральная служба го-сударственного надзора за связью.

Градация контролирующих органов по указанным сферам об-щественных отношений позволяет, с одной стороны, обозначить группу однородных и близких по своей направленности государ-ственных органов, с другой - глубже понять суть и направлен-ность каждого отдельного государственного контролирующего органа. Правда, некоторые из них по определенным основаниям, могут быть отнесены к двум, а то и трем из перечисленных сфер общественных отношений.

Так как каждого из нас должен интересовать воп-рос, куда расходуются те деньги, кото-рые удерживаются с нас в виде государ-ственных пошлин (например, за выдачу нового паспорта) и налогов: налога на доходы физичес-ких лиц, налога на имущество и т.д. Все суммы этих пошлин и налогов аккумулируются на сче-тах Федерального казначейства и поступают в федеральный бюджет. Затем из федерального бюджета эти средства распределяются по бюджетным учреждениям (организациям, функцио-нирующим за счет федерального бюджета). При-чем выделяются они по принципу адресности и целевого назначения. То есть при выделении средств обозначаются цели, на которые они могут быть израсходованы. Эти цели обозначают-ся кодами бюджетной классификации.


К ним относятся в первую очередь Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН).

Основной задачей созданных в 2004 г, территориальных управлений ФСФБН федерального уровня явля-ется проверка целевого и эффективного исполь-зования государственных (федеральных) бюд-жетных средств, в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете» на соответ-ствующий год.

Ранее (до 2004 г.) порядок использования средств федерального бюджета проверялся территориальными управлениями в субъектах федерации (КРУ МФ РФ в субъектах федерации).

Структура федеральных органов исполнительной власти изменена Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти (далее - УП № 314).

В соответствии с п. 13 УП № 314 функции Минфина России по контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере переданы Федеральной службе финансово-бюджного надзора (ФСФБН).

Вновь созданная ФСФБН будет осуществ-лять функции осуществления действий по кон-тролю и надзору за исполнением органами го-сударственной власти, органами местного са-моуправления, их должностными лицами, юри-дическими лицами и гражданами установлен-ных Конституцией Российской Федерации, фе-деральными конституционными законами, фе-деральными законами и другими нормативны-ми правовыми актами общеобязательных пра-вил поведения.

Эта служба является федераль-ным органом исполнительной власти и осуще-ствляет надзор по контролю в бюджетно-финан-совой сфере и последующий государственный финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств госу-дарственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в феде-ральной собственности, на территории РФ и за рубежом.

Порядок взаимоотношений федеральных ми-нистерств и находящихся в их ведении федераль-ных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функ-ций устанавливаются Положением о Федераль-ной службе финансово-бюджетного надзора.

2. Главное контрольное управление Президента РФ. Оно дей-ствует на основе Указа Президента РФ от 16 марта 1996 г. №.383, функциями которого являются контроль за деятельностью орга-нов контроля и надзора при федеральных органах исполнитель-ной власти.

Основные задачи этого органа: организация контроля и проверки деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти и их руководителей; взаимодействие с указанными государственными органами при осуществлении контроля и проверки исполнения федеральных законов; коор-динация деятельности федеральных контрольных и надзорных органов при осуществлении таких проверок; подготовка пред-ложений по результатам проверок о совершенствовании дея-тельности федеральных органов исполнительной власти; осу-ществление методического руководства аппаратом полномоч-ного представителя Президента РФ в федеральном округе по вышеуказанным вопросам.

3. Счетная палата РФ является по существу высшим орга-ном государственного финансового контроля. В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Счетная палата образуется Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания страны для осуществления контроля за исполнением федераль-ного бюджета.

В задачи этого органа входит: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд-жетных фондов; определение эффективности или целесообраз-ности расходов государственных средств и использования феде-ральной собственности; оценка обоснованности проектов феде-рального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фон-дов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов госу-дарственной власти, затрагивающих интересы федерального бюджета; анализ выявленных отклонений от установленных по-казателей в ходе исполнения федерального бюджета и подготовка предложений по их устранению; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ и иных уполномоченных финансово-кредитных учреж-дениях.

Основу всех контрольных мероприятий Счетной палаты РФ составляют ревизии и проверки, проводимые по месту располо-жения проверяемых объектов.

4. Министерство экономического развития и торговли РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий раз-работку и реализацию государственной социально-экономичес-кой политики. Оно наделено контрольными полномочиями в об-ласти регулирования экономических процессов лицензирования отдельных видов деятельности, развития государственного сек-тора экономики, применения государственных цен, внешнеэко-номического сотрудничества и иных направлений этой полити-ки. С возложением на указанное министерство государственного регулирования внутренней торговли оно призвано осуществлять мониторинг внутренних цен, государственный контроль за со-блюдением норм и правил торговли и общественного питания, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также непосредственно проводить ревизии и проверки органи-заций, находящихся в его ведении.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.04 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в ведение этого министерства переданы функции, ранее осуществляемые упраздненным Министерством имущественных отношений РФ. В связи с этим в его контрольные полномочия входит: разработка нормативных актов по вопросам учета, уп-равления, распоряжения, приватизации и контроля за использо-ванием государственного имущества; ведение учета и реестра федерального имущества, учета уставов федеральных государ-ственных унитарных предприятий и трудовых договоров, заклю-ченных с их руководителями; проведение инвентаризации объек-тов федеральной собственности и проверка их целевого исполь-зования; осуществление контроля за управлением, распоряже-нием, использованием по назначению и сохранностью земель-ных участков и иного федерального имущества и др.

5. Министерство финансов РФ является федеральным орга-ном исполнительной власти, обеспечивающим проведение еди-ной финансовой, налоговой и валютной политики страны и коор-динирующим деятельность в этой сфере иных органов исполни-тельной власти.

Министерство, финансов РФ выполняет следующие конт-рольные функции: осуществляет контроль за целевым использова-нием средств федерального бюджета и государственных внебюд-жетных фондов, координирует политику федеральных органов ис-полнительной власти; участвует в разработке порядка и проведе-ния контроля за поступлением доходов от имущества, находящего-ся в федеральной собственности; осуществляет контроль за обес-печением платежеспособности страховых организаций и надзор за их деятельностью; организует и проводит пробный надзор и государственный контроль за операциями с драгоценными метал-лами и драгоценными камнями; участвует в разработке единой политики в области аудита и организует контроль за качеством проведения аудиторских проверок; проводит ревизии.

Оно занимает особое место в системе общегосударственного финансового контроля и включает следующие подразделения: департамент государственного регулирования финансового кон-троля, аудита и бухгалтерского учета, а также федеральные служ-бы финансово-бюджетного надзора, страхового надзора по фи-нансовому мониторингу. Федеральное казначейство РФ.

6. Федеральная налоговая служба представляет собой еди-ную централизованную и независимую систему инспекционных органов, входящую в систему центральных органов государ-ственного управления. Задачи: контроль за соблюдением нало-гового законодательства; проверка правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодатель-ством РФ.

7. Федеральная таможенная служба обеспечивает непосред-ственную реализацию задач в области таможенного дела и еди-нообразное применение таможенного законодательства на тер-ритории всей страны.

На таможенные органы возложены следующие основные функции: таможенное оформление и таможенный контроль в це-лях ускорения товарооборота через таможенную границу РФ; взимание таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, проверка правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их прину-дительному взиманию; обеспечение соблюдения порядка пере-мещения товаров через границу; борьба с контрабандой и иными преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела; ведение таможенной статистики внеш-ней торговли, а также осуществление международного сотрудни-чества в этой сфере.

8. Центральный банк РФ осуществляет свои функции и полно-мочия независимо от других государственных органов в соответ-ствии со ст. 75 Конституции РФ и Федеральным законом «О Цент-ральном банке Российской Федерации» от 10.07.02 г. № 86-ФЗ. Основная задача Центрального банка РФ заключается в защите и обеспечении устойчивости рубля как денежной единицы в стране, в связи с чем денежная эмиссия является исключительной прерогативой ЦБ РФ.

Центральный банк РФ выполняет следующие контрольные функции: лицензирование, государственная регистрация и бан-ковский надзор за деятельностью кредитных организаций; ва-лютное регулирование и валютный контроль; проведение ревизий и проверокподведомственных организаций.

9. Судебные и правоохранительные органы (Верховный Суд РФ,Прокуратура РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ, Высший Арбитражный суд РФ) призваны обеспечить систематический контроль за соблюдением всеми звеньями экономики и отдельными лицами действующего зако-нодательства.

10. Органы специализированного государственного контроля осуществляют проверку соблюдения всеми организациями, учреж-дениями и отдельными лицами действующего законодательства и установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию (госавтоинспекция, Государственная санитарная инспекция и др.).

Они осуществляют проверки состояния исполнения законов, выявляют факты их нарушения, виновных лиц и сумму матери-ального ущерба, принимают меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности и возмещению причи-ненного материального ущерба.

2. Государственные органы регионального значения (субъектов Российской Федерации и местного самоуправления) - относятся такие органы, которые не являются структурными под-разделениями федеральных органов, а формируются и функциони-руют на уровне субъектов федерации и местного самоуправления.

3. Негосударственные контролирующие организации:

- союзы потребителей;

Профессиональные союзы;

- аудиторские организации;

- негосударственные организации по экспертизе и серти-фикации качества товаров и услуг;

- общественные объединения.

4. Международные контролирующие организации - это исполнительные структуры Организации Объединенных Наций и Европейского союза (МАК - Международный авиационный коми-тет, МСО - Международная организация по стандартам, МСЭ - Международный союз электросвязи).

Полномочия контролирующих органов: осуществлять лицензирование, иметь доступ к объектам контроля и обследовать их, запрашивать и получать необходимые для контроля документы, материалы и сведения, вызывать должностных лиц и иных граждан, получать от них объяснения, использовать помощь специалистов, давать предписания о устранении нарушений, приостанавливать действие лицензии, запрещать реализацию товаров либо оказание услуг, принимать меры для привлечения виновных в правонарушениях лиц к установленной законом ответственности, в том числе передавать соответствующие материалы в правоохранительные органы.

Полномочия контролирующих органов являются составной частью правого механизма осуществления контроля.

Механизм контроля включает в себя систему мер, позволяющих контроли-рующим органам:

- получать необходимые сведения о лицах и организациях, занимающихся подконтрольной деятельностью, о самой деятельности и ее результатах;

- выявлять отклонения от установленных правил и требо-ваний относительно субъектов, порядка осуществления и результатов деятельности;

- принимать - меры по пресечению нарушений указанных правил и требований, восстановлению нарушенных прав и удовлетворению законных интересов лиц, организаций, государства, когда им причинен вред неправомерными действиями;

Принимать меры для привлечения к ответственности лиц и организации, виновных в нарушениях установленных правил и требований.

Каждый контролирующий орган выполняет определенные функции и для этого наделен правами и обязанностями, исчерпывающий перечень которых обычно содержится в нормативном акте, регулирующем его деятельность.

Необходимо отметить, что в отличие от аудита и бухгалтер-ского учета в области контроля еще не сложилась система норма-тивного регулирования. Несмотря на это, можно наблюдать оп-ределенную систематизацию нормативного регулирования, ха-рактерную прежде всего для отдельных видов контроля.

Важное место среди законодательных актов занимают кодек-сы: Гражданский кодекс РФ; Бюджетный кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ; Таможенный кодекс РФ; Кодекс РФ об административ-ных правонарушениях; Трудовой кодекс РФ; Земельный кодекс РФ.

Органы . Организм человека состо ит из органов. Сердце, легкие, поч ки, рука, глаз - все это органы, т. е. части организма, выполняющие определенные функции. Орган имеет только ему свой ственную форму, строение и положение в орга низме. Форма руки отличается от формы ноги, сердце не похоже на легкие или желудок. В зависимости от выполняемых функций разным бывает и строение органа. Обычно орган состоит из нескольких тканей, нередко из четырех основных. Одна из них играет первостепенную роль . Так, преобладающая ткань кости - костная, главная ткань железы - эпителиальная, главная ткань мус кула - мышечная. В то же время в каждом органе есть соединительная нервная и эпителиальная ткани (кро веносные сосуды).

Орган является частью целостно го организма и поэтому вне организма работать не может. В то же вре мя организм способен обходиться без некоторых органов. Об этом свиде тельствуют хирургические удаления конечности, глаза, зубов. Каждый из органов является составной частью более сложной физиологической системы органов.

Системы органов . Жизнь орга низма обеспечивается взаимодей ствием большого числа разных орга нов. Органы, объединенные определенной физиологической функцией, составляют физиологическую сис тему. Различают следующие физио логические системы: покровную, систему опоры и движения, пищеварительную, кровеносную, дыхатель ную, выделительную, половую, эн докринную, нервную, иммунную.

В покровную систему входят кожа и слизистые оболочки. Кожа покрывает тело снаружи. Слизистые оболочки выстилают изнутри полос ти носа, рта, дыхательных путей и пищеварительной системы. Кожа и слизистые оболочки предохраняют организм от внешних воздействий - высыхания, колебаний температуры, повреждений, проникновения в организм различных возбудителей болезней и ядовитых веществ.

Система опоры и движения пред ставлена большим числом костей и мышц. Кости, соединяясь между со бой, образуют скелет соответствую щих частей тела. При любых поло жениях тела, например при стоянии, сидении, лежании, все его органы опираются на кости. В этом состоит опорная функция скелета. Скелет выполняет и защитную функцию, ограничивая полости, занятые внут ренними органами. Например, ребра, позвонки, грудина образуют грудную клетку, в полости которой распола гаются такие органы, как сердце, легкие. Скелет и мышцы обеспечива ют движение тела. Соединенные между собой кости являются рычага ми, которые приводятся в движение сокращением прикрепляющихся к ним мышц.

Пищеварительная система вклю чает органы ротовой полости - язык, зубы, слюнные железы, глотку, пищевод, кишечник, печень, подже лудочную железу. В органах пищева рения пища измельчается, смачивается слюной, на нее воздействуют желу дочный и другие пищеварительные соки. В результате образуются необходимые организму питательные вещества. Они всасываются в кишечни ке и доставляются кровью ко всем тканям и клеткам организма.

Кровеносная система состоит из сердца и кровеносных сосудов. Сердце своими сокращениями проталки вает кровь по сосудам к органам и тканям, где происходит непрерыв ный обмен веществ. Благодаря такому обмену клетки постоянно получа ют кислород и другие необходимые вещества и освобождаются от ненуж ных веществ, таких, как углекислый газ и продукты распада.

Дыхательная система участвует в обеспечении организма кислородом и в освобождении его от углекисло го газа. Воздух поступает сначала в носовую полость, затем в носоглотку, гортань и дальше в трахею и легкие. В легких воздух соприкасается с ог ромной сетью кровеносных сосудов. Здесь происходит обмен кислородом и углекислым газом.

Выделительная система выпол няет функцию удаления жидких продуктов обмена веществ. Основны ми органами этой системы являются почки. В них образуется моча, кото рая по мочеточникам стекает в моче вой пузырь. Там она накапливается и в определенный момент выбрасы вается наружу.

Половая система выполняет функции размножения. В половой системе формируются половые клетки. К этой системе относятся мужс кие половые железы - семенники, женские половые железы - яични ки. В матке происходит развитие плода.

Эндокринная система включает различные железы внутренней секре ции. Каждая из желез вырабатывает и выделяет в кровь особые химичес кие вещества. Эти вещества участву ют в регуляции функций всех клеток и тканей организма.

Нервная система объединяет все другие системы, регулирует и согла совывает их деятельность. Любое нарушение связи между нервной сис темой и органом приводит к прек ращению его нормального функ ционирования. Посредством чувствительных клеток - рецепторов, расположенных в органах зрения, слуха, равновесия, обоняния, осяза ния, поддерживается постоянная связь организма с окружающей сре дой. Благодаря нервной системе осу ществляется психическая деятель ность человека, его поведение.

Иммунная система. Наш организм способен защищать себя от вредных воздействий микроорганизмов. Если микробы все же проникают в организм, то там они встречаются с его защитными силами - иммунитетом. Центральная

иммунная система представлена красным костным мозгом и тимусом, периферическая – лимфатическими узлами, селезенкой.

Функциональная система . На уроке физкультуры, например, усиливается не только работа мышц, но и кровеносной, дыхательной системы. Несколько систем органов, совместно работающих для выполнения какой либо задачи и называется функциональной системой.

Таким образом, в итоге можно наметить следующую схему построе ния организма: молекулы - клеточ ные органоиды - клетки - тка ни - органы - системы органов - организм.

Связь между строением и функ циями органов.

Между строением органов и их функциями существует тесная связь. Рассмотрим это на при мерах.

Хорошо известно, что при недостаточном развитии мышц, которые сгибают руку в локте, их функции ослаб лены и человек не способен к выпол нению физической работы и подъему тяжестей. Но если эти мышцы разви вать, постепенно упражняя и нагру жая их, то мышцы станут развиваться, расти и все более отчетливо выде ляться под кожей плеча. Значит, не только строение мышцы обуславливает ее функцию, но и функция влияет на строение мышцы.

Этот пример говорит о том, что не льзя понять строение органов, не зная их функции. Наоборот, понять функ цию можно, только зная строение ор гана. Такая зависимость между строе нием органов и их функциями является одной из причин объединения двух наук - анатомии и физиологии - в один учебный предмет.

Функции организма человека. Живой организм всегда отвечает на изменения, которые происходят в нем самом и в окружающей его сре де. Существование организма было бы просто невозможно, если бы он не реагировал на недостаток воды, кис лорода, изменение температуры, на влияние различных вредных веществ или был бы безразличен к пище. Ре акции организма направлены на то, чтобы удовлетворить возникшие в нем потребности (голод, жажда и др.), защитить от вредных воз действий и приспособить к изменя ющимся условиям среды. Такое проявление деятельности организма по лучило название функции.

Для нормального функционирова ния организма человека исключи тельно важной особенностью является постоянство химического состава и физико-химических свойств кле ток и тканей – гомеостаз . Например, клетки организма очень чувствительны к изменению содержания глюкозы в крови - одного из главных пита тельных веществ. Постоянство ее уровня достигается тем, что при из бытке в крови она откладывается в печени и мышцах про запас, а при недостатке вновь поступает оттуда в кровь. Показателем постоянства хи мического состава клеток и тканей является также содержание в крови солей, температура тела и т. д.

Таким образом, важной функцией организма человека является поддер жание постоянства его химического состава и физико-химических свойств.

Другой важной функцией челове ка является установление непрерывного взаимодействия с внешним ми ром, которое достигается с помощью психической деятельности. Благода ря ей человек формирует духовную картину внешнего мира и в соответ ствии с ней управляет своим поведением. В результате человек достига ет поставленной цели, решает раз личные жизненные ситуации. Все это объединяется понятием психические функции человека .

Человеческий организм представляет собой уникальную, сложную конструкцию, в которой все процессы протекают только благодаря слаженной совместной работе каждой клеточки, из которых состоят ткани каждого органа нашего тела. Но одна структура не может выполнять все необходимые функции для жизнедеятельности нашего организма, поэтому все части тела, выполняющие похожие функции, объединяют в системы.

Таким образом, система органов - это совокупность образований, похожих по своему строению, функциям и развитию. Выделяют 5 таких объединений, каждое из которых выполняет свою определенную и немаловажную роль в существовании всего организма. Какие же можно выделить системы органов человека?

Респираторный тракт

Играет большую роль в деятельности организма, так как обеспечивает доставку кислорода, поступающего с вдыхаемым воздухом в кровь, и выделение углекислого газа. Таким образом, каждая клеточка получает необходимую для жизни порцию кислорода и избавляется от ненужных ей веществ. Но до того как воздух попадает в легкие, он проходит через дыхательные пути, а именно: носовую полость и глотку - это верхние дыхательные пути; гортань, трахею и бронхи, образующие нижнюю часть дыхательой системы.

Стенки проводящих путей состоят из костной и хрящевой тканей, благодаря которым они не спадаются, и воздух без каких-либо препятствий поступает в организм при вдохе. Также, поступая в легкие, воздух должен быть очищен от пыли, согрет и увлажнен, в чем и кроется заслуга слизистой оболочки, в частности покрывающей полость носа. В верхней трети носоглотки имеется орган обоняния, при помощи которого дыхательная система осуществляет и обонятельную функцию.

Кроме того, одной из крайне важных функций, осуществляющихся при помощи дыхания и позволяющей людям общаться между собой и выражать свои эмоции, является речь. Невозможно представить нормальную жизнедеятельность, если бы не было дыхательной системы органов человека.

Сердечно-сосудистая система

В ее основе выделяют центральный орган - сердце - с соединенными с ним замкнутыми трубками, называемыми кровеносными сосудами. Сердце представляет собой полый мышечный орган, основной функцией которого является насосная. Оно своими ритмичными сокращениями выталкивает всю массу крови, находящуюся в ее камерах, в сосудистое русло. Сосуды образуют малый и большой круги кровообращения. Все перечисленные структуры образуют в совокупности органы кровеносной системы.

Сеть сосудов представляет собой систему трубок, которые содержат циркулирующую жидкость и осуществляют доставку к клеткам и тканям организма необходимые питательные вещества, а также осуществляют удаление продуктов жизнедеятельности и транспортировку их в систему выделения, а именно к экскреторным органам, почкам, коже. Артерии расположены во всем теле человека, даже в костях, что позволяет поддерживать все необходимые условия для существования.

Кровеносные сосуды, идущие от сердца и несущие к ним артериальную, обогащенную кислородом кровь, называются артериями. А те, что осуществляют противоположную функцию, то есть несут кровь, содержащую ненужные клеткам продукты жизнедеятельности к сердцу от органов, называются венами. Все они различаются по калибру: от более крупных до совсем мелких. В малом кругу кровообращения артерии и вены выполняют противоположные друг другу функции.

Пищеварительная система человека

Пищеварительный канал имеет определенные разделы: полость рта, глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишка. Длина этого комплекса составляет 8-10 м.

Глотка представляет собой часть пищеварительной трубки и дыхательных путей и является промежуточной между полостью носа и рта с одной стороны и пищеводом и гортанью - с другой.

Пищевод представляет собой длинную узкую трубку, находящуюся между глоткой и желудком, главная функция которой - продвижение пищи в нижележащие отделы. Длина его составляет 23-25 см.

Желудок имеет вид мешкообразного расширения пищеварительного тракта. Здесь скапливается пища и протекают первые стадии переваривания, в результате которых твердые части пищи приобретают жидкий или кашицеобразный вид.

Тонкая кишка образует множество петлеобразных изгибов и переходит в толстую. Длина ее составляет 6,5-7 м. Тут осуществляется механическая и химическая обработка пищи (при воздействии щелочной среды) и всасывание питательных веществ.

Толстая кишка - последний отдел пищеварительной системы, который заканчивается заднепроходным отверстием. Длина составляет 1-1,5 м.

Пищеварительная система человека отвечает за получение необходимых питательных веществ, их обработку и удаление ненужных продуктов обмена.

Мочеполовая система

Органы этой системы связаны друг с другом по своему развитию, а их выводные протоки соединяются в одну большую мочеполовую трубку, представляющую собой мочеиспускательный канал у мужчин, или же открываются в одном общем пространстве- преддверии влагалища у женщин, поэтому объединяют в себе мочевые и половые органы.

Мочевыделяющие органы включают почки, которые образуют мочу, и мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал, которые участвуют в накоплении и выведении мочи.

Половые органы делятся на мужские и женские. К мужским относятся яички, семявыносящие протоки с семенными пузырьками, предстательная железа, бульбоуретральные железы, половой член. К женским относят яичники, маточные трубы, матка, влагалище. Эти органы расположены в малом тазу, и их называют внутренними, а большие и малые половые губы, клитор, девственная плева относятся к группе наружной части половой системы.

Нервная система

Что касается данной системы органов человека, то она является наиболее сложной структурой человеческого тела. Ее можно подразделить на центральную и периферическую.

К центральной нервной системе относится головной и спинной мозг, а различные корешки и нервы, отходящие от них, вместе с рецепторным аппаратом образуют периферическую ее часть.

Центральная нервная система отвечает за обработку поступающих от периферических нервов импульсов, попутно образуя ответные сигналы, которые приводят к осуществлению какого-либо действия, осознанию мысли и т. д. Представляет собой более сложную и совершенную, по сравнению с периферической, систему.

Периферическая нервная система выполняет преимущественно проводниковую функцию. При ее помощи происходит восприятие раздражения, формирование. Центральная нервная система отвечает за восприятие передаваемых импульсов и ответ на них.

Кроме того, нервную систему можно подразделить на соматическую и вегетативную. Первая подчиняется сознанию человека и отвечает за осознанные движения.

Вегетативная нервная система расположена в стенках сосудов и органов и контролируется преимущественно различными метаболитами и веществами.

Опорно-двигательный аппарат

Включает в себя мускулатуру, являющуюся активной частью аппарата, скелет и его соединения, которые образуют пассивную часть опорно-двигательной системы.

Вся мускулатура делится на висцеральную и соматическую. Мускулатура, входящая в состав внутренних органов и в большинстве состоящая из гладких мышц, называется висцеральной или непроизвольной. Соматическая, или произвольная, состоит в основном из исчерченных волокон, которые находятся в стенках полостей тела и образуют основную мышечную массу конечностей. С помощью поперечных мышечных волокон осуществляются движения, проявляющиеся в перемещении всего тела в пространстве.

Скелет представляет собой совокупность плотных образований, имеющих преимущественно механическое значение. Составляют скелет отдельные кости, соединенные между собой соединительной, хрящевой и костной тканью. Основные функции скелета - защита, опора и движение.

Защитная функция осуществляется путем образования из костей специального канала, например позвоночного, который защищает спинной мозг, черепа - шлемообразного образования, защищающего головной мозг, грудной клетки, отграничивающей жизненно важные органы, и таза, защищающего органы выделения и размножения.

Опорная функция достигается путем прикрепления мягких тканей и органов к различным частям скелета. Без данной системы органов человека невозможно было бы прямохождение и поддержание положения тела в пространстве.

Двигательная функция осуществляется за счет мышц, приводящих в движение кости, соединенные подвижными сочленениями. Благодаря многообразию суставов, удается совершать сложные и комбинированные действия.

Наибольшее значение имеет разделение государственных органов по принципу разделения властей:

К органам законодательной власти относятся Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) и законодательные (представительные) органы субъектов РФ.

К органам исполнительной власти относятся Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, федеральные службы и другие федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы, высшие и иные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Органами судебной власти являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды и суды субъектов РФ, входящие в судебную систему РФ (о судебной системе - см.вопрос 47).

Президент РФ занимает особое место в системе органов государственной власти, он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование органов государственной власти и вместе с органами, обеспечивающими его деятельность, не входит непосредственно ни в одну из основных ветвей власти. Ни к одной из основных ветвей власти не относятся также органы прокуратуры, избирательные комиссии и некоторые другие государственные органы с особым статусом.

Государственные органы делятся также на федеральные (государственные органы РФ) и региональные (государственные органы субъектов РФ). Государственные органы подразделяются также по порядку формирования на избираемые гражданами и формируемые другими государственными органами . По характеру компетенции государственные органы подразделяются на органы общей компетенции и органы специальной компетенци и. Государственные органы бывают единоличные (Президент РФ), коллегиальные (Правительство РФ), единоначальные (Генеральная прокуратура РФ). Единоличные государственные органы зачастую рассматриваются не как государственные органы, а как государственные должностные лица.

Государственный орган - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенный властными полномочиями.

Государственные органы построены по иерархическому принципу.

Признаки государственного органа:

Является самостоятельным элементом, выступая неотъемлемой частью единого государственного организма

Действует от имени государства и по его поручению

Образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (конституции, законов)

Выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью принуждения)

Имеет соответствующую компетенцию, осуществляет ее тремя способами:

§ принятием нормативных актов (предписания общего характера)

§ принятием правоприменительных актов (индивидуальное предписание)

§ конкретно-организационной деятельностью.

Состоит из госслужащих и подразделений скрепленных единством целей, ради которых образованы

Имеет необходимую материальную базу (здание, транспорт, денежные ресурсы)

Обладает определенным правовым статусом, в котором отражено положение данного госоргана и его социальное содержание.

В процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юр. лица, может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, обязанности, быть истцом, ответчиком в суде.

Действует на определенной территории.

Классификация государственных органов:

ü По порядку образования на: органы избираемые народом (Президент, Дума) и органы, формируемые другими гос. органами(Правительство, Конституц.суд)

ü По форме реализации госуд. Деятельности: законодательные (Федеральное собрание РФ), исполнительно-распорядительные(Правительство РФ), судебные, контрольно-надзорные (прокуратура, счетная палата)

ü По принципу разделения властей: на законодательные, исполнительные, судебные

ü По иерархии: центральные и местные. (в федеративных государствах органы гос.власти можно разделить на федеральные и органы субъектов федерации.

ü По характеру подчиненности: на вертикальные (прокуратура, суд) и вертикально-горизонтальные (милиция, госуд. Банки)

ü По срокам полномочий: на постоянные (прокуратура, суд) и временные (администрация в условиях режима ЧП)

ü По порядку осуществления компетенции: на коллегиальные (правительство) и единоличные (Президент)

ü По правовым формам деятельности: на правотворческие, правоприменительные, правоохранительные.

ü По характеру компетенции: на органы общей компетенции (правительство) и органы спец. компетенции, в какой-либо одной сфере (министерства).

В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуютединую систему. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 11), в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов.

Единство системы государственных органов Российской Федерации обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности Российской Федерации, на единстве системы государственной власти.

Единство системы государственных органов Российской Федерации проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы единой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, один подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует тесная организационно-правовая связь.

Единство системы государственных органов Российской Федерации усиливается еще и тем, что ее составные части сами образуют системы органов. Так, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 77), в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Как уже ранее отмечалось, государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и система органов Российской Федерации состоит из органов нескольких видов. Конституция Российской Федерации (ст. 10, 11) предусматривает наличие органов, президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих видов органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации, которая в свою очередь может быть по различным признакам разделена на ряд иходящих в нее звеньев.

Президент Российской Федерации является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент, согласно ст. 80 Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно.

Органы законодательной власти – это Федеральное Собрание Российской Федерации; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания, республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.

Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодательным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей Российской Федерации. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

К органам исполнительной власти относятся прежде всего высший орган федеральной исполнительной власти – Правительство Российской Федерации; другие федеральные органы исполнительной власти – министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве Российской Федерации; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации – президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством Российской Федерации.

Для органов исполнительной власти характерно, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти – президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением. Так, Правительство Российской Федерации образуется Президентом Россиискои Федерации, который назначается с согласия Государственной Думы Председателя Правительства и по предложению Председателя Правительства – заместителей Председателя Правительства и федеральных министров Главы администраций, если они не заняли эту должность в результате всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российскои Федерации.

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Президента Российской Федерации, организуют исполнение этих актов своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты органы исполнительной власти издают на основании и во исполнение Конституции Россиискои Федерации, конституций и уставов ее субъектов, федеральных законов и законов представительных органов субъектов Федерации, нормативных указов Президента и нормативных актов руководителей глав администраций субъектов Федерации, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти делятся по территории деятельности на федеральные исубъектов Федерации. Федеральные – это Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Органы субъектов Федерации – президенты и главы администраций субъектов, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства.

По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органыобщей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности. К первым из них относятся, например, Правительство Российской Федерации и правительства субъектов Федерации, ко вторым – министерства, государственные комитеты и иные ведомства Федерации и ее субъектов.

Органы исполнительной власти специальной компетенции по характеру последней могут бьпь подразделены на органы отраслевые, руководящие определенными отраслями управления, и органы, осуществляющие межотраслевое управление. Первые, – как правило, ми-нистерс тва, вторые – главным образом государственные комитеты.

Следует различать также коллегиальные и единоначальные органы исполнительной власти. Коллегиальные – это Правительство Российской Федерации и правительства ее субъектов. Единоначальными органами являются министерства и ряд других органов исполнительной власти.

Органы судебной власти – Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, другие Федеральные суды, а также суды субъектов Российской Федерации.

Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему Российской Федерации.* Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и у головного судопроизводства.

* См.: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №1. Ст. 1.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст 125) судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд Российской Федерации

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющим в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 126), Верховный Суд Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации (ст. 127) устанавливается, что высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, который осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики, является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Аналогичные функции осуществляют соответствующие суды в субъектах Российской Федерации.

Особую группу государственных органов, не относящихся ни к одному из ранее названных видов органов государственной власти, составляют органы прокуратуры.

Прокуратура Российской Федерации, согласно Конституции (ст. 129), составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Основной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление ими надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Особую функцию прокуратуры образует участие прокуроров в рассмотрении дел судами. Прокуратура осуществляет также функцию расследования преступлений, является формой защиты прав потерпевшего от преступного посягательства. Прокуратура участвует в правотвор-ческой деятельности государства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 129), Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Прокуроры субъектов Федерации назначаются Генеральным прокурором по согласованию с субъектами Федерации. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации».*

*См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472.

Помимо органов государственной власти в систему государственных органов Российской Федерации входят также и другие государственные органы, осуществляющие, как правило, различные вспомогательные, совещательные и другие такого рода функции, которые определяются органами государственной власти, при которых, обычно состоят эти государственные органы. .

В число этих органов входят, например, Администрация Президента Российской Федерации, обеспечивающая деятельность Президента России; Совет Безопасности Российской Федерации, обеспечивающий условия для реализации Президентом Российской Федерации конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, а также ряд других государственных органов.

5. Государственная служба: понятие, характеристика.

В настоящее время вопросы прохождения гражданами РФ государственной службы регулирует Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», которым определяются правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, в том числе системы управления этой службой.

Государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, субъектов РФ, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ, а также лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

В современном Российском государстве система государственной службы включает в себя следующие виды:

Государственная гражданская служба;

Военная служба;

Правоохранительная служба.

Кроме того, исследуя понятие «государственная служба», следует сделать вывод о том, что государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ, а военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Государственная служба построена на следующих принципах:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

законность;

приоритет прав и свобод человека и гражданина , их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

равный доступ граждан к государственной службе;

единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю , объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

профессионализм и компетентность государственных служащих;

защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Государственная гражданская служба. Это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. В свою очередь, государственная гражданская служба субъекта РФ - это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.

Таким образом, различия между государственной гражданской службой РФ или субъекта РФ заключается в осуществляемой российским гражданином трудовой функции в интересах Российской Федерации в целом или отдельного региона. Кроме того, должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, а должности государственной гражданской службы субъектов РФ - их законами или иными подзаконными нормативно-правовыми актами в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает следующую классификацию должностей государственной гражданской службы:

1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий;

по группам:

Высшие должности гражданской службы;

Главные должности гражданской службы;

Ведущие должности гражданской службы;

Старшие должности гражданской службы;

Младшие должности гражданской службы.

В свою очередь, должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» - на высшую, главную, ведущую и старшую группы, а категории «обеспечивающие специалисты» - на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Военная служба - это вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания, а их административно-правовой статус регламентирован Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Прохождение военной службы гражданами Российской Федерации осуществляется по призыву и в добровольном порядке (по контракту); а иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

Административная компетенция должностных лиц в сфере военной обязанности заключается в основном во взаимодействии органов исполнительной власти и граждан РФ, при которой военизированные органы обладают распорядительными полномочиями. Например, согласно ст. 4 названного Закона, руководители и другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица организаций обязаны:

1) оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов соответствующих территорий;

2) обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов;

3) направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

Кроме того, руководители организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, должностные лица этих организаций - управляющих компаний, согласно новому Жилищному кодексу РФ, ответственные за военно-учетную работу, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения об изменениях состава граждан, постоянно проживающих или пребывающих более 3 месяцев, которые состоят или обязаны состоять на воинском учете.

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:

1) направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете;

2) производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов;

3) направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, получивших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет.

Загсы обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете. Органы дознания и предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок информировать военные комиссариаты о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд, а федеральные суды в двухнедельный срок сообщают в военные комиссариаты:

о возбуждении или прекращении ими уголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете;

о вступивших в законную силу приговорах в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, с направлением в военные комиссариаты воинских документов граждан, осужденных к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы.

Правоохранительная служба - это также один из видов федеральной государственной службы, т.е. деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины (например, работа в органах прокуратуры, юстиции и органах внутренних дел).

· Государственная служба - это профессиональная деятельность по обес­печению исполнения полномочий государственных органов. К государст­венной службе относится исполнение должностных обязанностей только лицами, замещающими государственные должности категорий «Б» и «В».

Понятие государственной службы на лиц, замещающих государствен­ные должности категории «А», не распространяется, поскольку они не отнесены законом к государственным служащим.

Деятельность государственных служащих, замещающих должности категорий «Б» и «В», как это подчеркнуто в самом определении понятия «государственная служба», носит обслуживающий, вспомогательный характер: она имеет целью обеспечение исполнения полномочий лица­ми, замещающими должности категории «А». Отсюда вытекает и отли­чие в наименовании видов должностей: если должности категории «А» называются просто государственными должностями, то должности ка­тегорий «Б» и «В» - государственными должностями государственной службы.

Конечно, формулировка «обеспечение исполнения полномочий лицами, замещающими должности категории «А», имеет тот недоста­ток, что может вызывать понимание государственной службы как службы «при» высших государственных должностных лицах, а не у общества и государства. В действительности же государственная служ­ба представляет собой вид общественно полезной профессиональной деятельности, которая в конечном итоге заключается в осуществлении части полномочий того государственного органа, в котором государст­венный служащий занимает должность категории «Б» или «В». Иначе говоря, его профессиональная деятельность направлена на осущест­вление государственных функций, являясь выражением публичной власти, а не власти лица, замещающего должность категории «А». При этом, разумеется, объем полномочий лиц, замещающих должности ка­тегорий «Б» и «В», меньше, чем у лиц, замещающих должности катего­рии «А»; первые поставлены в зависимость от вторых.

Кроме того, названным законом установлено, что государственная служба на государственных должностях категории «Б» ограничена сро­ком, на который назначаются или избираются лица, замещающие го­сударственные должности категории «А». По существу, это означает юридическое закрепление института временных служащих. Лица, на­ходящиеся на должностях категории «Б» (помощники, советники, кон­сультанты, референты и др.), призваны непосредственно обеспечивать исполнение полномочий лиц, замещающих должности категории «А», пока те замещают свои должности. Если они сменяются, предполага­ется и возможность замены лиц, замещающих должности категории «Б». Конечно, кто-то может остаться в прежней должности, невозмож­на и их одновременная замена.

Значение государственной службы определяется тем, что среди всех вопросов, решаемых государством, стержневым является вопрос о кад­рах, в первую очередь руководителей. Именно государственный аппа­рат призван претворять в жизнь реформы, новые идеи и законополо­жения, а ведь очевидно, что основная масса недостатков связана с неумением, а порой и неприятием реформаторских программ со сто­роны некоторой части аппаратчиков, хуже того - с их коррумпирован­ностью. Эффективное использование добротного кадрового потенциа­ла государства - приоритетная общенациональная задача. Различные политики приходят и уходят, а машина государственного управления должна при всех обстоятельствах работать безупречно. Проводимое ре­формирование государственной службы должно обеспечить четкую, эффективную и экономную деятельность государственного аппарата, предотвратить возможность использования его в партийных или груп­повых интересах.

Федеральным законом «Об основах государственной службы Рос­сийской Федерации» установлены следующие принципы государствен­ной службы.

1. Принцип верховенства Конституции России и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными ин­струкциями при исполнении государственными служащими долж­ностных обязанностей и обеспечении их прав. Он отражает требование ч. 2 ст. 4 Конституции о том, что Конституция страны и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федера­ции. Конституция предполагает формирование такой системы, в кото­рой высшей юридической силой обладает главный закон государст­ва - его Конституция, а все остальные нормативные правовые акты должны ей соответствовать.

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, непо­средственность их действия. Это новое положение в российском зако­нодательстве обязывает государственных служащих признавать, со­блюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Для пра­вового государства, которое предполагается создать в России, должно быть обязательным признание прав личности высшей ценностью и неотвратимость предусмотренной Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» ответственности всех государственных служащих за деяния, ведущие к нарушению прав, свобод и законных интересов граждан.

3. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектами. Статьей 5 Конституции закреплено федеративное устройство государства. Это предполагает, с одной стороны, последовательное раскрытие в текущем федеральном законодательстве единства основ организации государственной служ­бы, а с другой - разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами в целях обеспечения эффективности государственной службы. Исходя из Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», субъекты Федерации вправе издавать свои акты по вопросам государственной службы, учитывающие мест­ные условия, включая национальные особенности. Такими актами ус­танавливаются, например, порядок подбора лиц для замещения госу­дарственных должностей категории «Б», порядок и условия проведения аттестации, конкурса, порядок ведения личных дел.

4. Принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной, закрепленный в ст. 10 Конституции, выражает прежде всего самостоятельность каждой из этих ветвей власти, их независимость в установленных пределах при осуществлении своих функций. В то же время из сущности этого принципа вытекает то, что государственный служащий не вправе быть депутатом законодательного (представитель­ного) органа. И наоборот: депутаты не могут находиться на государст­венной службе.

5. Принцип равного доступа граждан к государственной службе за­креплен в ч. 4 ст. 32 Конституции. Его сущность заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускаются какие бы то ни было прямые или косвенные ограничения в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должност­ного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Возможност

Сегодня без органов государственной власти не мыслима работа государственного аппарата нашей страны. Именно они являются центральным звеном, вокруг которого осуществляются полномочия. Давайте рассмотрим, какие органы государственной власти существуют.

Характеристики органов гос. власти

Органы государственной власти – это рычаги, через которые народ в соответствии с Конституцией РФ может осуществлять свои властные полномочия. Характеризуются органы государственной власти следующими чертами:

  • обладают государственно-властными полномочиями
  • создаются и работают в порядке, установленном государством
  • наделены государственными полномочиями по выполнению государственных функций Российской Федерации
  • являются одной из частей общей системы органов государственной власти России

Если рассматривать все государственные органы в совокупности, то можно отметить, что они составляют единую систему. В Конституции сказано, что эта система состоит из органов власти РФ и её субъектов. Именно такая единая система основывается на целостности России и единстве органов власти субъектов Федерации. Кроме того, единство системы проявляется в том, что предметы ведения, а также полномочия разграничены между органами гос. власти РФ и органами власти субъектов. Государственная власть в России в соответствии с Конституцией осуществляется Президентом, Федеральным Собранием, а также судами РФ. Данные виды органов государственной власти образуют свою уникальную систему, которая, в свою очередь делится еще на несколько подсистем.

Согласно Конституции, Президент не является составной частью ни одной из ветвей власти. Он обеспечивает согласованность действий остальных органов власти и контролирует выполнение поставленных перед ними задач. Также он руководит работой Правительства и подписывает законодательные акты, имеющие главенствующее значение в масштабах страны.

Три ветви власти

Теперь давайте рассмотрим, какие органы государственной власти на сегодняшний день имеются в государстве. Прежде всего, органы законодательной власти – это Федеральное Собрание РФ, различные народные собрания, думы, законодательные собрания, областные собрания и другие народные органы, члены которых избираются путем всенародного голосования. Совокупность всех вышеуказанных региональных органов и представляет собой систему представительных органов нашей страны. Кроме того, органы законодательной власти можно разделить на региональные и федеральные.

Если же говорить об органах исполнительной власти, то к ним можно отнести Правительство РФ, а также органы исполнительной власти территориальных единиц, то есть субъектов Федерации. Виды органов государственной власти субъектов данной категории – это главы администраций и Президенты республик, губернаторы, правительства и различные государственные ведомства и комитеты. Именно они образуют единую целостную систему органной исполнительной власти РФ. Возглавляется она Правительством РФ. Основная характерная черта органов исполнительной власти – это то, что они создаются в приказном порядке руководителями – администрацией или Президентом соответствующей территориальной единицы. Деятельность органов исполнительной власти носит только распорядительный и исполнительный характер. Аналогично законодательным органам, органы исполнительной власти можно разделить на федеральные и региональные.

Что касается третьей ветви власти – судебной, то она состоит из Конституционного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ, Верховного суда РФ и судов субъектов. Все органы правосудия и составляют единую судебную систему страны. Особенностью данной категории власти является осуществление властных полномочий с помощью административного, гражданского и уголовного судопроизводства.

Также существует и особая группа государственных органов власти, которая не входит ни в одну из ветвей власти – это Прокуратура. Согласно Конституции она состоит из централизованной системы, подчиняющейся Генеральному прокурору. Основной вид деятельности Прокуратуры – это надзор за исполнением законодательства РФ в сфере управления и государственной службы. Таким образом, мы рассмотрели, какие органы осуществляют государственную власть.

Органы власти субъектов

Так как Россия является Федеративным государством, то власть в ней делится не только по горизонтали, но и по вертикали. Аналогичные органы государственной власти существуют в каждом из субъектов РФ, но при этом они подчиняются вышестоящим инстанциям.

Предметы ведения, контролируемые федеральными органами власти и региональными, имеют строгое разграничение в Конституции РФ. Однако отдельным субъектам, согласно Основному закону, выделяют привилегированные полномочия. Кроме того, именно Конституция закрепляет то, что субъекты могут самостоятельно формировать собственные органы власти и законодательно закреплять определенные порядки.

Законодательные органы субъектов

Что касается законодательных органов власти, то в субъектах ими являются собрания, думы и т.д. Они обладают неограниченной законотворческой инициативой в пределах своего региона. Органами исполнительной власти субъекта являются Администрации и правительства, руководят которыми Президенты, губернаторы и главы Администраций. Первый заместитель губернатора очень часто является также и главой Правительства. Система исполнительной власти состоит из территориальных органов управления, которые создаются непосредственно главой Администрации.

В каждом субъекте РФ органы законодательной власти могут иметь разное название, но объединяет их всех то, что все члены законодательного собрания избираются путем голосования сроком на четыре года.

В судебной ветви органов государственной власти на региональном уровне можно выделить Краевые суды и областные суды, которые действуют в соответствии с региональным законодательством и не входят в систему судов Общей юрисдикции. Таким образом, мы рассмотрели, какие есть органы власти в региональном масштабе.

Предметы ведения

Предметы ведения региональных и Федеральных органов власти строго разграничены в Конституции РФ, однако существуют такие вопросы, которые составляют совместные предметы ведения. В таком случае региональный орган власти может на своё усмотрения выбирать способ регулирования того или иного вопроса.

Органы государственной власти – это основной механизм государственности России. В зависимости от того, какие органы власти существуют в государстве, и какую роль они играют в обществе, можно сказать, является ли государство правовым.



Новое на сайте

>

Самое популярное