Домой Инфекционные заболевания Толпа, виды толпы. Психология толпы, виды толп

Толпа, виды толпы. Психология толпы, виды толп

Эта статья основана на трудах российского культурного антрополога и эксперта в области психологии массового поведения Назаретяна Акопа Погосовича. Вкратце и на бытовом языке рассмотрим основные понятия, причины и устройство толпы. А также опасности, которая она в себе таит и методики, к которым прибегают организаторы/провокаторы/спецслужбы/социальные психологи для манипулирования ею.

Что такое толпа? Толпою ошибочно называют большое скопление людей. Это не так. Студенты, сидящие в аудитории, трудовой коллектив на собрании, рота солдат – это всё скопление людей в одном месте в одно время, но это не толпа, а группа. Что их отличает? Ученики, рабочие, солдаты объедены одной организационной структурой. В этой структуре каждому указаны его место и обязанности. Каждый – винтик в системе.
Толпа – это скопление людей, не связанных общей организацией и не имеющей общей цели, но объединённые одним центром внимания и одним эмоциональным состоянием. Каждый – капля в человеческой реке.
Пример: каждый из рыцарей – великолепный воин, способный легко побороть десятки крестьян. Но когда рыцарей попытались объединить в одно войско - они превратились в толпу. Никто из них не умел (не хотел) стоять в строю – каждый был сам за себя. В то время как простые необразованные крестьяне одерживали победы простыми тактическими манёврами.

В этом грубом примере рыцари – толпа, крестьяне – организованная структура.

Один философ рассказывал, что в человеке есть частица от Бога и частица от зверя. Когда человек наедине с равным (в данном контексте – вне большого скопления людей) его небесное и земное начала уравновешивают друг друга и он видит действительность (то есть здраво размышлять с разных позиций, сравнивать точки зрения, опираться на знания и личный опыт). А когда людей вокруг слишком много – животные частички резонируют друг с другом и объединяют всех в один организм. В стадо.
Исследования Назаретяна показали, что у человека в толпе пропадают признаки индивидуальности. Он перестаёт мыслить и оценивать ситуацию/поступки от первого лица. Пропадает «Я», и заменяется на «МЫ». Исчезает чувство ответственности, страха, стираются рамки морали и правил. Известны случаи, когда разозлённая толпа устраивала погромы и публичные казни даже невиновных/случайных прохожих которые выделялись из этого организма или как-то привлекших к себе внимание. Разум застилают примитивные эмоции и инстинкты. В таком эмоциональном окружении не сюрприз увидеть и уважаемого интеллигента, вытаскивающего из развороченного супермаркета новый пылесос. Он больше не личность, он – элемент возбуждённого слепого роя. Толпа опасна стиранием личности, в первую очередь.

Что такое эмоциональное заражение?

Представьте: день не заладился с самого начала: проспали, облились горячим кофе, сломалась машина, отругал начальник, нагрубили в метро… С настроением придушить первого, кто осмелится взглянуть к вам в глаза вы входите домой и видите мило улыбающуюся супругу. На столе приготовленное специально к вашему приходу любимое блюдо… Легче?

Это удивительный механизм, задуманный самой природой. Во время общения всего треть передаваемой информации – это слова. Оставшиеся две – эмоции. Мы перенимаем духовное состояние собеседника/окружающих для более тонкого понимания их. В какой-то мере – мы все эмпаты.
Но эта же способность может играть и против нас. Толпа (особенно заведённая или подогреваемая лидером/провокатором) представляет из себя мощный психоэмоциональный источник. Любого пассивно настроенного зеваку сразу засасывает в эту «духовную воронку». Попробуйте провести над собой эксперимент: на оживлённом концерте/представлении в миг всеобщего ликования, когда зал взрывается аплодисментами, тихо сидеть и никак не выражать своих эмоций. Даже если и удастся сдержать первый импульс ладоней друг к другу, чувствовать себя вы будете прескверно. Все внимание будет уходить на поддержание «щитов» и убеждение организма: «я не выделяюсь, на меня никто не смотрит, я не подозрительный…» и т.п. Если вы не ведёте себя также, как и окружающие, значит вы уже не часть стада. Быть «не частью стада» в стаде потенциально опасно для животного. И звериная частичка это прекрасно понимает.

Вывод: попадая в эмоционально заряженное окружение вы на подсознательном уровне будете заражены теми же чувствами, что и остальные. Избегайте толпы! Толпа уничтожит ваше «Я» и вы перестанете принадлежать себе!

Виды толпы

Окказиональная (случайная) толпа

«Ой, смотрите, лось на дереве!» - вокруг моментально формируется туча зевак. Случайная толпа – это по сути случайные люди, случайно связанные одним центром внимания. Скорость формирования и размер зависят от нравственных и информационных параметров конкретного народа – готовы они это увидеть или нет. Если на хуторе пройдёт лось – «ну лось, тай лось. И чё такого?», а в центре Москвы будет ажиотаж. Сейчас увидеть на улице голограмму - фантастика, но ожидаемая. Во времена Советского Союза – люд бы за три месяца сформировал очередь, чтобы прикоснуться к чуду…
Как правило, легко формируется, легко распадается, но зависит от масштаба события, любопытства и беспардонности народа. Инопланетяне могут и панику вызвать, а пудель на велосипеде, как максимум – съёмки на телефон.

Конвенциональная (условная) толпа

Это толпа, собранная по какому-то случаю (условности). Например, концерт, представление, шоу, мероприятие, митинг… Делится на два типа: потенциально безопасные и потенциально опасные. Это, например, симфония, опера, спектакль, дельфинарий против петушиных боев, футбольных матчей, бокса, рок-концертов и т.д. От первой группы следует ожидать беспокойства только в случае какого-нибудь происшествия (пожар, теракт, катаклизм). Вторая группа уже сама по себе несёт потенциальную угрозу.
Условная толпа удерживается направленным интересом (слушать песню, досмотреть матч и т.д.), ради которого её члены готовы придерживаться установленных организаторами правил до тех пор, пока на толпу ничего не влияет – шоу продолжается, здание не горит, метеорит не падает, деньги (автографы) не раздают. После таких перемен толпа из «условной» может превратиться в «агрессивную», «паническую», «жадную» и т.п.

Экспрессивная (выражающая) толпа

Это толпа, которая ритмично выражает эмоции. Любые. От восхищения и радости до гнева и ярости. Главным признаком выступает ритмичность. Скандирующая лозунг (кричалку) толпа сама себя подогревает, что может привести к массовому экстазу и следующей форме:

Экстатическая (от слова «экстаз») толпа

В этом состоянии люди впадают в ещё более глубокое состояние изменённого сознания, в котором способны наносить сами себе раны, жертвовать собой, совершать бессмысленные ритуальные действия и т.п. Например, «танцы святого Витта»: во времена страшнейшей средневековой чумы наступил большой праздник – День святого Витта. Люди настолько устали, и настолько хотели отключиться от всего этого кошмара, что обезумели и плясали до смерти. В прямом смысле.

Действующая (активная) толпа

Самая «решающая» толпа. Последствия её действий несут наибольшие изменения/повреждения. В зависимости от мотива, формы и эмоционального настроя делится на:

Агрессивная толпа

Это толпа, двигателем которой является злоба, ярость, агрессия. Существует за счёт врага. Пока есть простой и очевидный негодяй, которого необходимо растерзать – эта форма будет сама себя поддерживать и нагнетать. Как только желаемого удаётся добиться (враг пал/сбежал/победил), сразу превращается в иной вид. Начинают грабить («жадная толпа»), или паниковать в случае провала.

Паническая толпа

Неизвестно ни одного случая, когда опасность оправдывала панику. Термин «паника», как принято считать, произошёл от греческого бога-пастуха Пана. Где связь? Представляем: ночь… Тишина. В хлеву тихо ворочаясь посапывают круглые овечки. Надвигается непогода и зверьки жмутся друг к другу сохраняя тепло…
Бабах!!! Небо разламывает молния. Овцы начинают орать, пихать друг- друга, бежать в разные стороны, спотыкаясь и падая. В слепом ужасе, часть прыгает с обрыва, часть расшибает лбы о стены хлева и рядом растущие деревья, часть замирает на месте и в ступоре стоит под дождём до рассвета… Паника, одним словом.
В заповедных зонах запрещено фотографировать со вспышкой и шуметь. Почему? Да потому, что от сердечного приступа погибает больше оленей, чем от зубов хищников.
Как оказалось, звериная частичка человека ничуть не отличается от звериной частички овечки. Различают индивидуальную и коллективную панику. Оба вида абсолютно заразительны и абсолютно опасны. Во время панического приступа человек становится в разы сильнее (организм считает, что это его последние минуты и выбрасывает в кровь все «боевые» гормоны, которые у него есть), напрочь не чувствует боли (бегут даже с переломанными ногами) и абсолютно не соображают. На анализ ситуации нет времени (как кажется организму) и работают только автоматические системы «беги», «спасайся», «беги быстрее».
К сожалению, эта система включается не только когда шансов не осталось, но и во время надуманной/вымышленной/преувеличенной угрозы. Даже если вы и выберетесь из опасности благодаря панике, ваш организм потеряет несколько лет своей жизни из за износа мышц (сердца в т.ч.), сосудов и нервной системы (она пострадает в первую очередь и сильнее всех). Лучше сознательно шагнуть с крыши горящей пятиэтажки на клумбу, чем в паническом бреду сигануть со второго на забор.

Стяжательная (жадная) толпа

Массовые погромы магазинов во время уличных беспорядков, дефицитный товар на прилавке (сюда же очередь в булочную при голодоморе и новый крутой гаджет), давка в метро (здесь драгоценность – попасть на работу), супер-пупер звезда, раздающая автографы… Тут всё понятно, да?
Этим животным свойством, сражаться за обладание чем-то, успешно пользуются в сфере продаж. Искусственно создавая ажиотаж/дефицит (или внушая покупателям, что именно с их товаром они «приобщатся к великим») можно безмерно увеличивать продажи, заставлять забирать из банков депозиты, заправлять полный бак (ведь бензина больше не будет!!) и т.д. и т.п.

Повстанческая толпа

По ряду признаков неотличима от обычной агрессивной толпы. Однако, это совсем другой тип. Интересно, что справедливо возмущённые люди ведут себя иначе. И если у агрессивной толпы ближайшая метаморфоза – это «жадная» или «паническая», то у повстанческой – это группа. У людей, объединённых идеей (а не яростью, злобой) быстро появляются признаки организационной структуры. Появляются лидеры и ответственные лица (за поставку продовольствия, связь, медицину, например).

Управление и манипуляция толпой

Очень интересно по этому поводу отозвался сам Акоп Погосович. Он вспоминает, как после каждого погрома, чиновники разводят руками, дескать, «толпа неуправляемая». Затем съезжают на провокаторов. Это всё провокаторы, это они завели толпу. А нам необходимо ужесточить законы, поставить людей с оружием, и… вот тут вот натянуть колючей проволоки. Побольше. Чтоб неповадно было…
А провокаторам – то удалось управлять толпой. Какая ж она тогда «неуправляемая»?
Более пяти сотен лет назад, европейские институты на государственном уровне разработали приёмы манипулирования толпой. Ни приёмы, ни люди (как ни странно) с тех пор ничуть не изменились.

Зная типы толпы и методики, к которым могут прибегнуть те, кто это затеял (или те, кому это расхлёбывать) вы сможете спрогнозировать поведение людей и продумывать на этой основе план своего отхода. Главное, никому не мешайте, не идите против течения, не теряйте самообладания, и ради ваших богов, не берите на себя обязанности спецслужб! Им тоже чем-то нужно заниматься.

Искусство управления толпой (если так можно выразиться) основано на принципе превращения одной её формы в другую. Сразу оговоримся, что если уже дошло до собрания агрессивных людей, то жертвы в любом случае будут. Вопрос только в том, какие, сколько, чьи и человеческие или материальные.

Толпа состоит из эмоционально заряженного ядра – пара десятков самых «обезбашенных» (не редкость под алкогольным или наркотическим опьянением) окружённая плотной тучей единомышленников-поддакивал. Они ничего не делают, а только кричат «Давай! Красава! Так их!!! Мы с вами» и т.д. Затем, позади ядра, более-менее свободно скапливаются зеваки.
Далее на нескольких примерах рассмотрим варианты воздействия на агрессивную толпу.

Превращение «агрессивная – зеваки» через ядро

Пример самого ненадёжного и опасного (с точки зрения тех, кто хочет их успокоить) но самого гуманного метода. В толпе каждый чувствует свою силу и безнаказанность из за анонимности. В толпу подселяют операторов, людей с телефонами (с камерой), на зданиях устанавливают приметные камеры слежения. Человек собирался разбить витрину (или кинуть зажигательную смесь, прокричать что-нибудь и т.п.), а тут раз, и он в кадре: «А я что? Я просто стою. В бутылке сок. Персиковый.». Опытные учителя, например, редко говорят «класс, тихо!» - толку не будет, так как каждый уверен, что его это не касается. Они говорят: «Сергей, сколько ты будешь разговаривать?!» - тут уже не важно, виноват он или нет, все видят, что «пошли по именам» и отвечать за свои поступки придётся индивидуально.
Если толпа успела достаточно сильно разогреться, то такой метод не только не сработает, так еще и жизни операторов грозит большая опасность.

«Агрессивная - зеваки» через периферию

Снова фантазируем: злая толпа готова ломиться в здание правительства (ну, или куда там они обычно ломятся) вот-вот случиться необратимое… И тут - БАБАХ!!! Где-то в пятиста метрах авария. Причём, чем зрелищней - тем лучше (как народ любит): лесовоз столкнулся с цистерной с пивом. Народ в слёзы (сколько леса пропало). Периферии уже интересней собираться вокруг аварии, чем пытаться вслушиваться в ругань у ядра. Центр без поддержки задних рядов быстро ослабевает и либо сам распадается, либо легко устраняется силовыми структурами обороны.
Гуманно (без аварии) можно добиться результата устроив сзади концерт с мега-звёздами. Задача перехватить внимание. Любыми способами. После того, как «отвлекалка» исчерпает себя, народ вспомнит, зачем пришёл, но настроение уже не то. Теперь конфликт можно решать переговорами, а не оружием.

«Агрессивная – паническая»

Довольно экстремальный и жестокий метод. Но если у сил обороны не останется выбора – могут прибегнуть и к нему. Опасности в следующем:

  1. толпа может не убегать, а наоборот пойти в атаку (маловероятно, но тоже учитываем)
  2. во время паники будет очень много пострадавших (затоптанных, задушенных, раненых). Эти жертвы на совести спровоцировавших.

Снова представляем: та же ситуация – злая толпа, готовая к штурму. Подселяем в ядро несколько человек, которые по команде изображают нечеловеческий испуг и, брызжа слюной, кричат что- то классическое типа: «Они будут стрелять!!! О, Боже, мы все умрём! Я не хочу умирать!!», затем пара-тройка хлопков петард (или настоящие выстрелы) … Как и в случае с овечками, все дружно побегут прочь, даже не задумываясь о том, есть ли у противника оружие.

«Агрессивная – жадная»

Грубая и бесчестная методика. Однако, всегда работает безупречно. Фишка в том, чтобы переключить ярость толпы на какой-нибудь нейтральный объект. Например, через агента в толпе направить их на усадьбу рядового чиновника, или супермаркет, или банк… Объяснять, что всё это добро награблено у народа и по праву принадлежит вам,- даже не придётся. Достаточно первого кирпича, который проделает в витрине достаточное отверстие для Xbox, и толпа тут же ринется грабить. Революция-революцией, а слабость перед «халявой» никто не отменял.
Подобную роль – роль буфера для недовольной толпы, иногда играют памятники провинившихся вождей: пока пригонят кран, пока накинут троса, пока скинут, пока это дело отметят… Уже и пыл спал, и негодяй скрылся.

«Агрессивная – выражающая»

Выражающая толпа – ритмична. Агрессивная – нет. Удивительно, но если агрессивной толпе навязать ритм – она станет выражающей. То есть: яростная толпа мчится устраивать самосуд и бесчинства. Вдруг, включается громкая и заводная музыка (рок-н-ролл, рок, металл…) и толпа быстро втягивается в ритм и начинает плясать. Музыкой можно удерживать столько долго, сколько этого нужно. Вплоть до полной потери сил.
Военные инженеры не могли пройти стороной и изобрели музыкальный танк (не путать с звуковой пушкой).

«Агрессивная – агрессивная»

Стоит снять шляпу перед хладнокровием и решительностью персонажа А.Н. Толстого, Сорокина, в романе «Хождение по мукам». Этот удачный пример также рассмотрен в работах Назаретяна. Крайне недовольная командованием своего офицера толпа была в секунде от того, чтобы лишить его жизни. Отступать или защищаться возможности нет. В миг последнего решения Сорокин ткнул пальцем на самого яростного члена надвигающейся толпы со словами «Вот ваш враг!». Указанный тут же был растерзан. А командир из потенциального мертвеца превратился в лидера повстания.
Зерно идеи этого метода лежит в том, что люди в состоянии изменённого сознания очень гипнабельны. Это означает, что когда у человека пропадает самосознание и рациональное мышление (а именно это происходит с личностью в толпе), он становится внушаемым. Стадо нуждается в вожаке. Оно не может само принимать решение, поэтому очень зависит от лидеров, провокаторов, командиров. Отдав приказ, герой примера взял на себя роль вожака. Стадо послушалось.
Этот способ очень опасен и требует от исполнителя большого мастерства в области психологии, а также чувство такта. Его довольно часто и эффективно применяют во время массовых беспорядков, когда возможности предотвратить погромы/убийства мирно не удаётся. Толпе указывают то на одного врага, то на другого. Подставляя под удар менее важные объекты до тех пор, пока она не перейдёт в другую форму, или не истощится.

Заключение

Миф о неуправляемости и спонтанности действий толпы основан на ошибочном понимании её психологии. В зависимости от типа и уровня изменяются и способы влияния. Необходимо понимать, что ТОЛПА находится ниже по интеллектуальной лестнице чем, например, ГРУППА, и взвешенные аргументы здесь уже не помогут. Психология толпы основана на животных инстинктах, а значит, рычаги воздействия нужно подбирать соответствующие.
Эта информация представлена для того, чтобы вы понимали, какое губительное действие способна оказать толпа на личность и как после этого ей легко управлять.
Если вы оказались среди большого скопления людей и имеете основания предполагать, что ситуация выходит/вышла из под контроля организаторов (властей, представителей охраны правопорядка) – немедленно покидайте опасную территорию. Двигайтесь быстро и решительно, но не бегом, чтобы не спровоцировать неожиданную панику или просто не упасть. И ни в коем случае не пытайтесь манипулировать толпой самостоятельно! Это работа опытных психологов. Пытаясь подчинить себе людей (или уже чьих-то марионеток) вы не только можете спровоцировать их, но и получить обвинение от властей за подстрекательство. Самый лучший способ защититься от агрессивной толпы – это:

  1. сохранять хладнокровие и самообладание в любой ситуации
  2. не идти против течения, не пытаться остановить (переубедить) толпу. Не привлекать внимания.
  3. избегать большого скопления людей. Даже самый мирный митинг в честь мира во всём мире и пушистых котят может превратиться в смертельную давку. А необдуманные действия какого-нибудь умалишённого (пьяного) и вовсе вызвать панику.

Толпа

Толпа хаотична, хотя и не лишена некоторой организации. Организующим фактором может быть общий объект внимания, традиция, событие. Члены толпы часто находятся в сходном эмоциональном состоянии. Толпа описывается целым рядом параметров и характеристик, такими как количество собравшихся людей, направление и скорость движения, психологическое состояние и другие. Толпа является предметом исследования социальной психологии , которая в частности вводит классификации толпы по ряду признаков. В некоторых случаях толпа может представлять опасность для окружающих (например, погромщики) и для себя (в случае паники). Толпы играют значительную роль в истории.

Изучение толпы

Историей

Исследуется такие явления как бунты, восстания, революции, переселение народов, войны и другие явления связанные с участием большого количества людей.

Социологией

Основной задачей является прогнозирование поведения толпы. При этом не учитываются различия между отдельными членами толпы, рассматриваются явления как среднестатистические.

Психологией

Целью является объяснение механизмов, которые приводят человека в состояние когда человек подвержен влиянию толпы.

Знаменитые толпы

  • Давка на Трубной площади во время похорон Иосифа Сталина

См. также

Ссылки

Литература

  • Корявцев П. М. Введение в вопросы охлодинамики. С-Пб.: 2004-2006.
  • Ковельман А. Б. Рождение толпы: от Ветхого к Новому Завету // Одиссей. Человек в истории. 1993. Образ «другого» в культуре. М., 1994, с. 123-137

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Папуа
  • Филипп Опунтский

Смотреть что такое "Толпа" в других словарях:

    толпа - скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей и организации, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим центром внимания. Основными механизмами формирования Т. и развития ее специфических качеств считаются… … Большая психологическая энциклопедия

    толпа - сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? толпы, чему? толпе, (вижу) что? толпу, чем? толпой, о чём? о толпе; мн. что? толпы, (нет) чего? толп, чему? толпам, (вижу) что? толпы, чем? толпами, о чём? о толпах 1. Толпой называется большую … Толковый словарь Дмитриева

    ТОЛПА - Когда сто человек стоят друг возле друга, каждый теряет свой рассудок и получает какой то другой. Фридрих Ницше Нравы народа в периоды смуты часто бывают дурны, но мораль толпы строга, даже когда толпа эта обладает всеми пороками. Талейран Лицо… … Сводная энциклопедия афоризмов

    толпа - Скопище, сборище, орда, сбор, орава, ватага, люд; народ, простонародье, чернь, масса, плебс, улица. Актер всецело зависит от той массы, которая в прозе называется, а в стихах и даже. Серая толпа. Улица тяжела на подъем в смысле умственном.… … Словарь синонимов

    толпа - толпиться, укр. товпитися, блр. толпа, др. русск. тълпа, ст. слав. тлъпа χορός (Супр.), болг. тълпа, чеш. tlupa толпа, группа, слвц. tlupa, сюда же чеш. tlum толпа, польск. tɫum – то же. Праслав. *tъlра или *tьlра родственно лит. talpà… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Толпа

Скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей и организации, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим центром внимания . Основными механизмами формирования Т. и развития ее специфических качеств считаются циркулярная (нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное ), а также . Выделяются четыре основных вида Т.:

1) окказиональная Т., связанная любопытством к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария и т. д.);

2) конвенциональная Т., связанная интересом к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению (например, нек-рые виды спортивных состязаний и т. д.) и готовая, часто лишь временно, следовать более или менее диффузным нормам поведения ;

3) экспрессивная Т., совместно выражающая общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т. д.), ее крайнюю форму представляет экстатическая Т., достигающая вследствие взаимного ритмически нарастающего заражения состояния общего экстаза (как на нек-рых массовых религиозных ритуалах, карнавалах, концертах рок-музыки и т. д.);

4) действующая Т., к-рая, в свою очередь, включает следующие подвиды: а) агрессивная Т. (см. ), объединенная слепой ненавистью к нек-рому объекту (суд Линча, избиение религиозных, политических противников и т. д.);

б) паническая Т., стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности (см. ): в) стяжательная Т., вступающая в неупорядоченный непосредственный за обладание какими-либо ценностями (деньгами, местами в отходящем транспорте и т. д.); г) повстанческая Т., в которой людей связывает общее справедливое возмущение действиями властей, она нередко составляет атрибут революционных потрясений, и своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы. Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структуры порождают практически наиболее важное свойство Т. - ее легкую превращаемость из одного вида (подвида) в другой. Такие превращения часто происходят спонтанно, однако знание их типичных закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением Т. в авантюристических целях, а с другой - сознательно предотвращать и прекращать ее особо опасные действия .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Толпа

Бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Основные механизмы формирования толпы и развития ее специфических качеств - реакция циркулярная (нарастающее обоюдонаправленно заражение эмоциональное), а также слухи.

Выделяются четыре основных вида;

1 ) толпа окказиональная - связанная любопытством к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария и пр.);

2 ) толпа толпа конвенциональная - связанная интересом к некоему заранее объявленному массовому развлечению (спортивные состязания и пр.) и готовая, часто лишь временно, следовать достаточно диффузным нормам поведения;

3 ) толпа экспрессивная - совместно выражающая общее отношение к некоему событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и пр.); ее крайняя форма-толпа экстатическая, достигающая от взаимного ритмически нарастающего заражения состояния общего экстаза - как на некоих массовых религиозных ритуалах, карнавалах, концертах рок-музыки и пр.;

4 ) толпа действующая - содержит подвиды:

а) толпа агрессивная - объединенная слепой ненавистью к некоему объекту (суд Линча, избиение религиозных, политических противников и пр.);

с ) толпа стяжательная - вступающая в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание некоими ценностями (деньгами, местами в отходящем транспорте и пр.);

d ) толпа повстанческая - где людей связывает общее справедливое возмущение действиями властей; она нередко составляет основу революционных потрясений, и своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного действа политической борьбы.

Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структуры порождают практически самое важное свойство толпы - ее легкую превращаемость из одного вида (подвида) в другой. Такие превращения часто спонтанны, но знание их закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением толпы в авантюристических целях, или же сознательно предотвращать и прекращать ее опасные действия.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Толпа

   ТОЛПА (с. 593)

Первые капитальные труды, которые могут быть названы социально-психологическими, появились на рубеже XX - XX вв. К ним в первую очередь следует отнести работу французского психолога, социолога и историка Гюстава Лебона «Психология толпы» (1895; в 1898 г. переведена на русский язык под названием «Психология народов и масс», новое издание - СПб., 1995), а также работы его соотечественника Габриэля Тарда, посвященные психологии общественных отношений. По сей день эти книги читаются с неизменным интересом, чего не скажешь о громоздкой «Психологии народов» Вильгельма Вундта. В этих книгах, так же как и в «Социальной психологии» У.Мак-Дугалла (которая многими признается первым собственно социально-психологическим трудом), развивались идеи, касавшиеся психологии больших групп - «народов и масс». В социально-психологических исследованиях эта проблематика впоследствии отступила на второй план, хотя замечательные работы по психологии больших групп появлялись и позднее. Блестящими примерами могут считаться «Психология масс и фашизм» В.Райха (1933; рус. пер. - 1997), а также «Век толп» С.Московичи (1981; рус. пер. - 1996), во многом, кстати, опирающаяся на представления Лебона и Тарда. Психологию масс Московичи конкретизирует в Целой системе идей, среди которых особенно существенны следующие: Психологически толпа - это не скопление людей в одном месте, а человеческая совокупность, обладающая психической общностью.

1. Индивид существует сознательно, а масса, толпа - неосознанно, поскольку сознание индивидуально, а бессознательное - коллективно.

2. Толпы консервативны, несмотря на их революционный образ действий. Они кончают реставрацией того, что вначале низвергали, ибо для них, как и для всех находящихся в состоянии гипноза, прошлое гораздо более значимо, чем настоящее.

3. Массы, толпы нуждаются в поддержке вождя, который их пленяет своим гипнотизирующим авторитетом, а не доводами рассудка и не подчинением силе.

4. Пропаганда (или ) имеют иррациональную основу. Благодаря этому преодолеваются препятствия, стоящие на пути к действию. Поскольку в большинстве случаев наши действия являются следствием убеждений, то критический ум, отсутствие убежденности и страсти мешают действиям. Такие помехи можно устранить с помощью гипнотического, пропагандистского внушения, а потому пропаганда, адресованная массам, должна использовать энергичный и образный язык аллегорий с простыми и повелительными формулировками.

5. В целях управления массами (партией, классом, нацией и т.п.) политика должна опираться на какую-то высшую идею (революции, Родины и т.п.), которую внедряют и взращивают в сознании людей. В результате такого внушения она превращается в коллективные образы и действия.

Резюмируя все эти важнейшие идеи психологии масс, идущие от Лебона, Московичи подчеркивает, что они выражают определенные представления о человеческой природе - скрытые, пока мы в одиночестве, и заявляющие о себе, когда мы собираемся вместе. Иначе говоря, фундаментальный факт состоит в следующем: «Взятый в отдельности, каждый из нас в конечном счете разумен; взятые же вместе, в толпе, во время политического митинга, даже в кругу друзей, мы все готовы на самые последние сумасбродства». Более того, толпа, масса понимается как социальное животное, сорвавшееся с цепи, как неукротимая и слепая сила, которая в состоянии преодолеть любые препятствия, сдвинуть горы или уничтожить творения столетий. Для Московичи очень важно, что в толпе стираются различия между людьми и люди выплескивают в нередко жестоких действиях свои страсти и грезы - от низменных до героических и романтических, от исступленного восторга до мученичества. Такие массы играют особенно большую роль именно в XX столетии (в результате индустриализации, урбанизации и т.д.). Поэтому, по мнению Московичи, психология масс наравне с политэкономией является одной из двух наук о человеке, идеи которых составили историю, поскольку они конкретно указали на главные события нашей эпохи - на «массификацию», или «массовизацию».

Таким образом, (толпы) основана прежде всего на резком противопоставлении индивида вне толпы ему же, находящемуся в составе толпы. Лишь во втором случае существует коллективность (коллективная душа, по терминологии Лебона) или даже социальность.

Еще столетие назад в своей «Психологии толп» Лебон писал: «Главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы» . Последняя почти исключительно управляется бессознательным, то есть, согласно Лебону, ее действия подчиняются влиянию скорее спинного, чем головного мозга.

Процитированный вывод сделан еще до возникновения и развития психоанализа З.Фрейда, раскрывшего огромную роль бессознательного в жизни любого «отдельно взятого» человеческого индивида, а зам также и в жизни общества, цивилизации, толпы и т.д. Значит, по оль общему критерию бессознательного едва ли можно противопоставлять друг другу индивида и толпу. Та же трудность сохраняется, когда такое противопоставление проводят по критерию социальности (если последняя приписывается лишь толпе, а не отдельному человеческому индивиду).

Необходимо, однако, учесть, что в психологии масс толпа понимается очень широко. Это не только стихийное, неорганизованное скопление людей, но и структурированное, в той или иной степени организованное объединение индивидов. Например, уже Лебон предложил следующую классификацию толп, исходной точкой которой служит «простое скопище» людей. Это, во-первых, толпа разнородная: а) анонимная (уличная и др.); б) неанонимная (суд присяжных, парламентские собрания и т.п.). И, во-вторых, толпа однородная: а) секты (политические, религиозные и др.); б) касты (военные, рабочие, духовенство и т.д.); в) классы (буржуазия, крестьянство и т.д.). А согласно Тарду, помимо толп анархических, аморфных, естественных и т.д., существуют еще толпы организованные, дисциплинированные, искусственные например, политические партии, государственные структуры, организации типа церкви, армии и т.п.). Именно искусственные толпы привлекли впоследствии наибольшее внимание 3. Фрейда.

Глубоко анализируя эти и другие «превращенные» формы толпы, осковичи вслед за Тардом особо отмечает еще одну и, может быть, наиболее существенную трансформацию толпы... в публику. Если изначально толпа есть скопление людей в одном замкнутом пространстве в одно и то же время, то публика - это рассеянная толпа. Благодаря средствам массовой коммуникации теперь нет необходимости организовывать собрания людей, которые бы информировали друг друга. Эти средства проникают в каждый дом и превращают каждого человека в члена новой массы. Миллионы таких людей составляют часть толпы нового типа. Оставаясь каждый у себя дома, читатели газет, радиослушатели, телезрители, пользователи электронных сетей существуют все вместе как специфическая общность людей, как особая разновидность толпы.

В области психоанализа проблематика больших групп получила освещение в поздних работах Фрейда, прежде всего в книге «Психология масс и анализ человеческого Я». В описании группового поведения и прежде всего межгрупповой агрессии Фрейд много заимствовал у Лебона и Мак-Дугалла. Свободно допуская собственные пробелы в эмпирическом исследовании проблемы, Фрейд охотно воспринял основные идеи обоих авторов относительно агрессивных аспектов поведения толпы, но дал им законченную психологическую, точнее, психоаналитическую интерпретацию. В работе Лебона Фрейду особенно импонировала «блестяще выполненная картина» того, как под влиянием толпы индивиды обнаруживают свою базовую инстинктивную природу, как в толпе проявляются подавленные до поры бессознательные влечения, как разрывается тонкий слой цивилизованного поведения и индивиды демонстрируют свое истинное, варварское и примитивное начало. Вместе с тем исходным пунктом (а затем и принципиальным выводом) анализа Фрейдом межличностных отношений и психологии масс стало его положение о том, что при исследовании различных явлений культуры и психологии групп не обнаруживаются закономерности, отличные от тех, которые выявляются при изучении индивида.

Обратившись к исследованию различных социальных общностей, Фрейд специально выделил два их опорных типа: толпу (неорганизованный конгломерат, сборище людей) и массу (особым образом организованную толпу, в которой есть некоторая общность индивидов друг с другом, выражающаяся в их общем интересе к некоторому объекту, однородных чувствах и способности оказывать влияние друг на друга). Существенным отличительным признаком массы Фрейд считал наличие в сообществе либидозной привязанности к вождю (лидеру) и такой же привязанности между составляющими его индивидами. При этом предполагалось, что именно такое сообщество являет собой «психологическую массу». Отдавая себе отчет в существовании различных масс и даже выделив их два основных типа: естественные массы (самоорганизующиеся) и массы искусственные (образующиеся и существующие при некотором внешнем насилии), Фрейд в то же время отметил сходство между массой и первобытной ордой и предложил понимание массы как продолжения и в известном смысле воссоздания первобытной орды.

Исследуя различия и тождество массы и орды, он пришел к выводу, что в них подавляется сознательная индивидуальность, мысли и чувства людей обретают определенную однородность и ориентируются в одинаковых направлениях, а в целом в них осуществляется господство коллективных побуждений, обладающих высокой степенью бессознательности, импульсивности и эффективности. Настаивая на существовании либидозной структуры и конституции массы, Фрейд особенно отмечал роль привязанности к вождю, с исчезновением которой масса распадается.

В психоаналитической психологии групп, основы которой были заложены самим З.Фрейдом, определенное внимание уделяется роли различных негативных чувств и факторов в социальных отношениях людей. В частности, Фрейд пришел к выводу, что, например, ненависть по отношению к какому-то объекту может так же объединять индивидов, как и положительные чувства, а зависть - выступать в роли источника идей равенства и других псевдогуманистических идеалов.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Толпа

Помимо очевидного определения (большое скопление людей), термин имеет особое значение при исследовании юности. Здесь он обозначает большую, слабо организованную группу, которая может дать подростку ощущение идентичности, основанное на апереотипе группы, пока он еще не успел развить чувство собственной идеитичности.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "толпа" в других словарях:

    Толпа - в Китае Толпа (др. греч … Википедия

    толпа - сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? толпы, чему? толпе, (вижу) что? толпу, чем? толпой, о чём? о толпе; мн. что? толпы, (нет) чего? толп, чему? толпам, (вижу) что? толпы, чем? толпами, о чём? о толпах 1. Толпой называется большую … Толковый словарь Дмитриева

Мы рождаемся и живем в социуме. Мы стремимся к себе подобным и нуждаемся в общении с другими людьми так же, как нуждаемся в еде, свежем воздухе, крыше над головой. С момента появления на свет мы находимся в окружении людей и являемся частью различных групп. Но есть такой вид сообществ, в которых человек теряет самого себя и превращается из разумного, мыслящего индивида в часть стихии. Эта общность – толпа. Самая неорганизованная, стихийная и опасная социальная группа.

Вероятнее всего, толпа – это древнейший вид совокупности людей, и ближайшими к ней аналогиями будут стадо и стая.

Массовые выступления людей, носящие стихийный и часто разрушительный характер, не редкость в истории цивилизации. «Распни его!» - кричала толпа на Голгофе. «Жги ведьм!» - бесновались фанатики вокруг костров инквизиции. «Да, здравствует император!» - восторженно орали люди, приветствуя нового жестокого правителя и тирана. Это вполне обычные явления, они есть и сейчас, только внешний антураж поменялся, а суть осталась все та же.

Еще в древнейшие времена были разработаны методы управления этой необузданной стихией, и они успешно использовались политическими и религиозными деятелями. Но изучение толпы как специфического социально-психологического феномена началось в XIX веке, когда человечество в своем развитии дошло до осознания опасности этого явления. Книга «Психология масс» французского социолога и психолога Густава Лебона не только заложила основу исследования стихийных человеческих сообществ, но и стала началом такой отрасли психологической науки, как социальная психология.

Психологические особенности толпы

Толпа относится к стихийным большим группам. В отличие от двух других видов таких групп – массы и публики – толпа основана на . У людей, оказавшихся частью этой общности, нет осознаваемых общих целей, но есть то, что притягивает их внимание: информация, зрелище, враг, опасность, объект поклонения.

Высокий уровень эмоциональности и экзальтированности, характерный для толпы, приводит к двум важнейшим эффектам.

Феномен психического заражения

Этот древний психический механизм характерен для всех социальных животных и даже птиц. Вы видели когда-нибудь, как мгновенно и без видимой причины взлетает стайка воробьев? Это сработал эффект психического заражения.

В животном мире и в древнейших сообществах предков человека психическое заражение выполняло очень важную функцию: объединение и совместные действия особей помогали спастись от внезапной опасности. В примитивных социумах, как правило, коллективный разум сильнее и эффективнее индивидуального. Проявление этого феномена можно выразить фразой: «Все побежали, и я побежал».

Казалось бы, человек давно уже обрел самостоятельность и способность мыслить и принимать решения вне зависимости от социума. Но в толпе под влиянием эмоций он эту способность утрачивает. Человек «заражается» чужими чувствами и передает их окружающим, тем самым усиливая общую экзальтированность. И чем сильнее бушует ураган эмоций (страха, ненависти, восторга), тем сложнее не попасть под их влияние. Думаю, все видели, как неистовствуют футбольные болельщики на трибунах, как беснуются фанаты музыкальных групп, как с ненавистью выкрикивают лозунги люди на митинге или акции протеста.

Их поведение кажется странным, нелепым, пугающим, если наблюдать за толпой с приличного расстояния или на экране телевизора. Но оказавшись в самой толпе, человек быстро подпадает под влияние ее эмоций и особого настроя. Люди заражаются не только чувствами, но и энергией массы, они ощущают переполняющую их силу и вседозволенность и готовы смести всех врагов или отдать жизнь за своих кумиров.

Любой человек в толпе становится смелее, агрессивнее и безрассуднее, он может совершать поступки, на которые никогда бы не решился вне толпы, нарушать усвоенные с детства нормы и запреты. Я видела, как молодые девчонки-фанатки срывали лифчики и бросали их своим кумирам, выступающим на сцене. Как рвали на клочки футболку одного из певцов. Разве они способны на такое вне толпы?

Еще страшнее заражение ненавистью, когда люди готовы растерзать любого, кто покажется им врагом (или на кого укажет ), и такие случаи неоднократно описывались. А в состоянии панического страха толпа сметает все на своем пути и может затоптать даже детей и стариков.

Утрата рационального контроля

Этот второй эффект связан с первым. Мощный всплеск эмоций, который поддерживается и подпитывается толпой, вызывает блокаду рационального уровня сознания. Человек перестает контролировать свое поведение и управлять им. Наступает то, что психологи называют измененным состоянием сознания или помутнением сознания. Люди в прямом смысле слова утрачивают разум, становятся частью стихийного организма, который управляется коллективными эмоциями.

Отчасти это психическое явление напоминает состояние аффекта, которое человек переживает при сильном и внезапном эмоциональном потрясении. Но в этом случае он, как правило, спасает свою жизнь или жизнь своих близких. А вот эмоциональный всплеск, порождаемый толпой, не только бессмысленный, но и очень опасный. Ведь «крышу сносит» не у одного человека, а у нескольких сотен.

Как образуется толпа

Толпа считается стихийной группой, но всегда есть причина для ее образования, а нередко и люди, которые намеренно собирают, «заводят», провоцируют толпу. Зачинщики обычно рассчитывают использовать энергию этой стихии в своих целях. Иногда это получается, но далеко не всегда. Толпу несложно создать и разогреть, а вот управлять этой стихией очень непросто.

Из кого состоит толпа

Эта стихийная группа состоит из нескольких «слоев» людей, которые отличаются своими психологическими особенностями.

  • Зачинщики - ядро толпы, их действия часто сознательны и целенаправленны.
  • Следующий «слой» - наиболее внушаемые люди, которые быстро «заводятся» и не замечают, как утрачивают контроль над своим поведением, подчиняясь транслируемому зачинщиками настроению. «Внушаемые» обычно эмоциональные, а нередко и экзальтированные люди, они-то и создают ту эмоциональную атмосферу, которая охватывает всех, кто оказывается в толпе.
  • Случайные и просто любопытствующие люди. Первоначально они относятся нейтрально и даже негативно к настроениям толпы, но не замечают, как подпадают под влияние феномена психического заражения.
  • «Хулиганы» - это наиболее опасная часть толпы. К ним относятся асоциальные, агрессивные личности, которые примыкают к толпе ради «развлечения», желания безнаказанно подраться, погромить, удовлетворить свои садистские наклонности. Именно их действия и эмоции чаще всего и превращают просто эмоциональную массу людей в озверевшую толпу.

Не всегда в толпе есть четко выраженные зачинщики. Иногда роль объединяющего фактора выполняет какое-то событие, вызывающее всплеск эмоций: выступление популярных певцов, проигрыш (выигрыш) своей команды на спортивных соревнованиях, стихийное бедствие или техногенная катастрофа. В этом случае в роли ядра толпы выступают чрезмерно эмоциональные люди с неуравновешенной психикой, которые не умеют сдерживать свои эмоции и заводят остальных.

Стадии возникновения толпы

Если толпа стихийна, а люди в ней не связаны друг с другом, то возникновение ее всегда имеет причину. Это может быть какое-то событие или сознательная цель группы людей, но в основе формирования толпы всегда то, что привлекает внимание человеческой массы. Сам процесс возникновения и развития толпы тоже подчиняется четким психологическим законам и проходит определенные стадии.

  1. Образование ядра. Эта стадия может проходить в двух формах: сознательной (ядро составляют те, кто целенаправленно собрал толпу) и стихийной (в качестве ядра выступают эмоционально неуравновешенные люди).
  2. Информационный этап, который в психологии называют кружением. Примкнувшие к толпе люди из любопытства или под влиянием «чувства стадности» начинают быстро поглощать информацию, подпитываясь чувствами, и одновременно передавать ее окружающим. Информация в толпе всегда насыщена эмоциями, поэтому происходит рост возбуждения и готовность к действиям.
  3. Скачок внимания. Этот этап характеризуется осознанием объекта общего внимания и часто его изменением. То есть внимание людей оказывается перенаправлено. В случае сознательных действий группы людей в центр внимания попадает то, что им выгодно, например, общий враг.
  4. Активизация толпы. Рост эмоциональности и возбуждения требуют своего выхода, и наступает момент, когда толпа просто не может сдерживаться и начинает активные действия, нередко носящие крайне агрессивный и даже дикий характер. Если зачинщики вовремя не организуют активность толпы, то эта стихия станет неуправляемой и для них в том числе.

Не всегда эти 4 этапа четко выражены. Толпа может образоваться и вспыхнуть как копна сухого сена, особенно если люди были возбуждены какими-то событиями и до момента консолидации или им угрожает опасность.

Виды толп

Попытки сделать всеобъемлющую классификацию толп предпринимались неоднократно начиная с труда Лебона. Но до сих пор такой классификации не существует. Дело в том, что одна и та же толпа содержит в себе множество разных признаков и характеристик. Может быть одновременно:

  • агрессивной и спасающейся;
  • конвенциальной (объединенной общим интересом) и экспрессивной.

Поэтому существует несколько вариантов классификации по разным основаниям.

По степени активности

Выделяют 2 вида толп по этому признаку: пассивные и активные.

  • Пассивные толпы отличаются низким уровнем эмоциональности и возбуждения. Из всех психологических признаков этому виду присуща только массовость, и в полном смысле слова подобные собрания людей толпами не являются. К ним относят, например, людей, осматривающих достопримечательности, встречающих, провожающих и ждущих поезд на вокзале, транспортные толпы в метро и т. д. Но в случае какого-то эмоционального события эти толпы быстро перестают быть пассивными.
  • Активная толпа находится в состоянии эмоционального возбуждения, поэтому в ней формируется готовность к совместным действиям.

По характеру эмоциональности

Толпа всегда переполнена эмоциями, но они носят разный характер, что влияет на особенности действий этой стихийной группы:

  • Восторженная или экстатическая толпа объединяет людей на основе положительных эмоций, которые вызваны общим зрелищем (концерт, фестиваль) или общим действом (религиозные обряды и культы, карнавалы и т. д.).
  • Паническая толпа возникает под влиянием сильного чувства страха, который перерастает в панику. Это эмоциональное состояние приводит к быстрой утрате рационального контроля. Управлять панической толпой практически невозможно.
  • Агрессивная толпа отличается высокой степенью психического напряжения и негативными эмоциями: ненавистью, отчаянием, фрустрацией. Возникновение агрессии всегда связано с каким-то стимулом, например, слухом, информационным вбросом, то есть явлением, вызывающим всеобщее негодование.

По степени стихийности

Хоть толпа и относится к стихийным большим группам, степень этой стихийности может быть разной.

  • Организованная толпа. Этот вид описал еще Г. Лебон на примере массовых выступлений рабочих на митингах и забастовках. Его отличает целенаправленная организация и элементы управления, а нередко даже четкий план действий. Составляют его зачинщики и подключают к реализации своих сторонников из числа толпы.
  • Ведомая толпа. Чаще образуется стихийно, но благодаря человеку или группе людей с лидерскими способностями принимает признаки организованной.

Есть и другие основания, по которым можно проводить классификацию толп, но эти самые основные и общепринятые.

Как управлять толпой

Политики, религиозные деятели и просто амбициозные люди нередко стремятся использовать толпу в своих целях. Надо признать, что несмотря на явную аморальность такого желания, наличие у толпы лидера несколько снижает ее опасность.

Управлять этой стихией одновременно и просто, и сложно:

  • С одной стороны, толпа чем-то похожа на стадо и всегда готова идти за вожаком.
  • С другой стороны, этот вожак должен выделяться из толпы, привлечь к себе внимание людей, обладать яркой харизмой. А это на фоне бушующих эмоций сделать совсем непросто.

Политтехнологи и социальные психологи знают несколько способов привлечения внимания в толпе:

  • Демонстрация силы и власти. Потеряв себя в толпе, люди инстинктивно ищут сильного вождя, вожака - того, кто может противопоставить себя массе, поведет за собой. Учитывая примитивный характер сообщества, для этого иногда бывает достаточно стать выше толпы, ярче, громче, то есть заметнее.
  • Экспрессивность выступления. Насыщенное эмоциями и громкое обращение к толпе тоже способно привлечь внимание, поэтому вожаки используют разные приемы усиления звука (в настоящее время технические).
  • «Заводной» характер выступления. Толпа, насыщенная эмоциями, не готова слушать пространные выступления и оценивать объективные аргументы. На стихийную массу действуют короткие, повторяющиеся лозунги, не столько несущие информацию, сколько формирующие эмоциональный фон. С помощью этих лозунгов толпу сначала настраивают определенным образом, а потом программируют на конкретные действия.

Сложнее взять управление толпой человеку «со стороны». Как уже было сказано, люди в толпе теряют свою , утрачивают контроль над собой, и чтобы этого не случилось, индивид должен обладать огромной силой воли и способностью и эмоциональному давлению.

Подчинить себе толпу можно опять же через привлечение внимания. Способы могут быть разные, вплоть до выстрелов в воздух, на которые люди непроизвольно оборачиваются. Увы, но бывает, зачинщики стреляют и не в воздух, если им не удается раскачать слишком пассивную толпу. А пролитая кровь резко повышает уровень людей.

Феномен толпы изучается давно, но в настоящее время социальные психологи признаются в своей недостаточной компетенции. По сути, общество, как и в эпоху Средневековья, и в XXI веке не знает надежных средств управления толпой. И дело здесь не только в малой изученности предмета, но и в процессе эволюции массовых выступлений.

ВВЕДЕНИЕ

В обыденном языке "толпой" называют большое количество людей, находящихся одновременно в одном месте. Хотя даже интуитивно мы не назовем этим словом марширующее армейское подразделение или бойцов, организованно штурмующих (равно как и обороняющих) укрепленный пункт, публику, собравшуюся в консерватории на симфонический концерт, бригады, работающие на крупной стройке, сотрудников учреждения на плановом профсоюзном собрании и т. д. и т. п.

Терминологически не совсем верно называть толпой и прохожих на людной городской улице. Но вот на улице произошло что-то необычное. Неожиданно появились скоморохи или артисты выступают с представлением. Или, как бывало в добрые советские времена, на уличный прилавок "выбросили" дефицитный товар. Или человек выпал из окна и разбился. Или пошел сильный ливень. Или - не приведи господь - началась бандитская разборка со стрельбой, произошел мощный взрыв... Если ситуация развивается по какому-то из подобных сценариев, завлекательных, драматических и даже катастрофических, может возникнуть особый социально-психологический феномен, который, при всем многообразии его форм, имеет общие черты, отличающие толпу от организованных форм социального поведения.

Основные признаки толпы

Есть типичные жизненные ситуации, в которых легко образуются многочисленные скопления людей (толпы). К ним относятся следующие:

· стихийные бедствия (землетрясения, крупные наводнения, пожары),

· общественный транспорт и транспортные узлы (вокзалы, метро и т. д.),

· массовые зрелища (спортивные матчи, эстрадные концерты и т. п.),

· политические акции (митинги, демонстрации, политические выборы, забастовки и другие акции протеста),

· места массовых празднований и отдыха (стадионы, площади и улицы городов, помещения и площадки для крупных дискотек и т.д.) и др.

Скопления людей, образующиеся в самых разных социальных ситуациях, тем не менее имеют много сходных признаков.

Толпой обычно называют такое скопление людей, которое в той или иной степени соответствует следующим признакам:

· многочисленность - как правило, это большая группа людей, так как в малочисленных группах с трудом возникают или совсем не возникают типичные психологические феномены толпы;

· высокая контактность , т. е. каждый человек находится на близком расстоянии с другими, фактически входя в их персональные пространства;

· эмоциональная возбужденность - типичными психологическими состояниями данной группы являются динамические, неуравновешенные состояния: повышенное эмоциональное возбуждение, волнение людей и т. п.;

· неорганизованность (стихийность) - эти группы чаще всего образуются стихийно, изначально имеют слабую организованность, а при наличии организации могут легко терять ее;

· неустойчивость цели - наибольшие споры возникают вокруг такого признака толпы, как ее цельность-бесцельность: общая для всех цель в этих группах, как правило, отсутствует или, при ее наличии слабо осознается большинством людей; кроме того, цели могут легко утрачиваться, первоначальные цели часто подменяются другими, нередко подставными и т. п. (поэтому, когда говорится о бесцельности толпы как ее свойстве, то имеется в виду отсутствие обшей, всеми осознаваемой цели).

Следовательно, под толпой необходимо понимать многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения, характеризующееся изначальным стихийным своим образованием (или потерей организации) и отсутствием общей для всех осознанной цели (или ее утратой).


МЕХАНИЗМЫ ПОВЕДЕНИЯ ТОЛПЫ

Выявлены два основных механизма образования толпы: слухи и эмоциональное кружение (синоним - циркулярная реакция ).

Слух - это передача предметных сведений по каналам межличностного общения.

Циркулярная реакция - это взаимное заражение, т.е. передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами. Циркулировать может не только веселье, но и, например, скука (если кто-то начинает зевать, такое же желание испытывают окружающие), а также изначально более зловещие эмоции: страх, ярость и т. д.

Для лучшего понимания того, что такое циркулярная реакция, целесообразно сравнить ее с коммуникацией - контактом между людьми на семантическом уровне. При коммуникации имеет место та или иная степень взаимного понимания, интерпретации текста, участники процесса приходят или не приходят к согласию, но в любом случаев каждый остается самостоятельной личностью. Человеческая индивидуальность формируется в коммуникационных связях и во многом зависит от многообразия смысловых каналов, в которые человек включен.

Наоборот, эмоциональное кружение стирает индивидуальные различия. Ситуативно снижается роль личностного опыта, индивидуальной и ролевой идентификации, здравого смысла. Индивид чувствует и поведенчески реагирует "как все". Происходит эволюционная регрессия : актуализуются низшие, исторически более примитивные пласты психики.

"Сознательная личность исчезает, - писал по этому поводу Г. Лебон, - причем чувства всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимает одно и то же направление". Поэтому "в толпе может происходить только накопление глупости, а не ума". То же наблюдение можно встретить в трудах других исследователей. Например, у 3. Фрейда читаем: "Похоже, достаточно оказаться вместе большой массе, огромному множеству людей для того, чтобы все моральные достижения составляющих их индивидов тотчас рассеялись, а на их месте остались лишь самые примитивные, самые древние, самые грубые психологические установки".

У человека, охваченного эмоциональным кружением, повышается восприимчивость к импульсам, источник которых находится внутри толпы и резонирует с доминирующим состоянием, и одновременно снижается восприимчивость к импульсам извне. Соответственно усиливаются барьеры против всякого рационального довода. Поэтому в такой момент попытка воздействовать на массу логическими аргументами может оказаться несвоевременной и просто опасной. Здесь необходимы другие приемы, адекватные ситуации, и если вы ими не владеете, то лучше держаться от толпы подальше.

Циркулярная реакция не является однозначно негативным фактором. Она сопровождает любое массовое мероприятие и групповое действие: совместный просмотр спектакля и даже фильма, дружеское застолье, боевую атаку (с криками" Ура!", воинственным визгом и прочими атрибутами), деловое или партийное собрание и т.д. и т.п. В жизнедеятельности первобытных племен процессы взаимного заражения перед сражением или охотой выполняли важнейшую роль. До тех пор, пока эмоциональное кружение остается в рамках определенной, оптимальной для каждого конкретного случая меры, оно служит сплочению и мобилизации и способствует усилению интегральной эффективности группы (психологи называют это фасцинацией ). Но, превысив оптимальную меру, этот фактор оборачивается противоположными эффектами. Группа вырождается в толпу, которая становится все менее управляемой при помощи нормативных механизмов и вместе с тем все легче подверженной иррациональным манипуляциям.

Вероятность возникновения циркулярной реакции резко повышается в периоды социального напряжения в обществе, связанною с различного рода кризисами, поскольку при этом значительное число людей может испытывать сходные эмоции и их внимание будет сосредоточено на общих проблемах.

Виды толп

Различные виды толп выделяются на основании того, каким вышеперечисленным признакам они соответствуют, а каким нет, или какие новые специфические признаки у них появляются.

По уровню (или степени) своей активности толпы делятся на пассивные и активные (см. рис. 1).

Рис. 1.

Случайная толпа - неорганизованная общность людей, возникающая в связи с каким-либо неожиданным событием, например дорожно-транспортным происшествием, пожаром, дракой и т.д.

Обычно случайную толпу образуют так называемые зеваки, т.е. лица, испытывающие определенную потребность в новых впечатлениях, острых ощущениях. Основной эмоцией в подобных случаях является любопытство людей. Случайная толпа может быстро собираться и так же быстро рассеиваться Обычно она немногочисленна и может объединять от нескольких десятков до сотен человек, хотя известны и отдельные случаи, когда случайная толпа состояла из нескольких тысяч.

Конвенциональная толпа - толпа, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах поведения - конвенциях.

Такая толпа собирается по поводу заранее объявленного мероприятия, например митинга, политической демонстрации, спортивного состязания, концерта и т.д. В подобных случаях людьми обычно движет вполне направленный интерес и они должны следовать нормам поведения, соответствующим характеру мероприятия. Естественно, что поведение зрителей на концерте симфонического оркестра не будет совпадать с поведением почитателей рок-звезды во время ее выступления и будет кардинальным образом отличаться от поведения болельщиков на футбольном или хоккейном матче.

Экспрессивная толпа - общность людей, отличающаяся особой силой массового проявления эмоций и чувств (любви, радости, грусти, печали, горя, негодования, гнева, ненависти и т.д.).

Экспрессивная толпа обычно является результатом трансформации случайной или конвенциональной толпы, когда людьми в связи с определенными событиями, свидетелями которых они стали, и под воздействием их развития овладевает общий эмоциональный настрой, выражаемый коллективно, часто - ритмически. Наиболее характерными примерами экспрессивной толпы являются футбольные или хоккейные болельщики, скандирующие лозунги в поддержку своих команд, участники политических митингов и демонстрации, выражающие свою поддержку политике правящего режима или протест.

Экстатическая толпа - вид толпы, в которой люди, ее образующие, доводят себя до исступления в совместных молитвенных, ритуальных или иных действиях.

Чаще всего это случается с молодежью во время рок концертов, с верующими, представителями некоторых религиозных направлении или религиозных сект.

Агрессивная толпа - скопление людей, стремящихся к уничтожению, разрушению и даже убийству.

Люди, составляющие агрессивную толпу, не имеют рациональной основы для своих действии и, находясь в состоянии фрустрации, часто направляют свои слепой гнев или ненависть на совершенно случайные объекты, не имеющие никакого отношения ни к происходящему, ни к самим погромщикам.

Агрессивная толпа относительно редко возникает сама по себе. Чаще всего она является результатом трансформации случайной, конвенциональной или экспрессивной толпы. Так, футбольные болельщики, раздосадованные и обозленные проигрышем любимой команды, легко могут превратиться в агрессивную толпу, которая начинает крушить все вокруг, ломать скамейки на стадионе, бить стекла ближайших домов и витрины магазинов, избивать случайных прохожих и т.п. Не случайно во многих странах футбольные поля стадионов окружены специальными железными решетками, болельщиков противоборствующих команд рассаживают в изолированных секторах, а на матчах дежурят усиленные наряды полиции и даже подразделения войск безопасности.

Паническая толпа - скопление людей, охваченных чувством страха, стремлением избежать некой воображаемой или реальной опасности.

Паника -это социально-психологический феномен проявления групповою аффекта страха. Причем следует иметь в виду, что первичным является индивидуальный страх, который выступает предпосылкой, почвой для группового страха, для возникновения паники. Основная черта любого панического поведения людей - стремление к самоспасению. При этом возникший страх блокирует способность людей рационально оценивать возникшую ситуацию и препятствует мобилизации волевых ресурсов для организации совместного противодействия возникшей опасности.

Стяжательская толпа - скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями, которых недостаточно для удовлетворения потребностей или желании всех участников этого конфликта.

Стяжательная толпа многолика. Ее могут образовывать и покупатели в магазинах при продаже товаров повышенного спроса при явном их недостатке, и пассажиры, стремящиеся занять ограниченное количество мест отходящего автобуса или электрички, и покупатели билетов у касс перед началом какого-либо зрелищного мероприятия, и вкладчики обанкротившегося банка, требующие возврата вложенных денег, и лица, грабящие материальные ценности или товары из магазинов и складов при массовых беспорядках

Формально-структурные характеристики толпы

В открытых пространствах толпа формируется кольцеобразно, имея центр (или ядро) и периферийные слои, поэтому в результате нарастания она приобретает форму неправильного круга. В ограниченных пространствах толпа приобретает признаки этих ограничений, поэтому большие скопления людей, например, на улице по форме похожи на вытянутый эллипс, а движущаяся по улице толпа походит на усеченную пирамиду и т. д.

Величина толпы определяется количеством собравшихся людей. Оценка ее величины есть специальная и практически важная задача, которая решается подготовленными специалистами. (Оценка величины толпы зависит от отношения к ней оценивающего, поэтому точнее всего величину оценивают те, кто нейтрально относится к оцениваемой толпе.)

Плотность толпы определяется числом людей, приходящихся на 1 кв. м., поэтому плотность чаще оценивают сверху прямым взором, с помощью фотоаппаратуры или специальных приборов.

Всякая толпа, как уже говорилось, имеет определенный уровень активности, который оценивается по моторным показателям (наличие и скорость передвижения людей от центра толпы к периферии и наоборот) и информационным показателям (наличие и скорость передачи информации, идущей от центра толпы к периферии и наоборот). Всякая динамика толпы в центробежно-центростремительном направлении свидетельствует о ее активности.

Каждая толпа имеет внутреннюю структуру (состав) по самым разным характеристикам. Несколько проще выявляется структура толпы по половозрастным признакам, сложнее - по образовательному уровню, имущественному статусу людей или роду их занятий, если нет непосредственно указывающих на это признаков.

Наиболее сложно выявлять структуру толпы по интересам, ценностным ориентациям людей, по их отношению к тем или иным социальным нормам и г. д. Однако именно последнее практически наиболее необходимо, так как позволяет заранее выявлять толпы с неоднозначными ценностями. Это является предпосылкой к агрессивному поведению внутри толпы и требует соответствующей профилактики - разведения антагонистически настроенных частей толпы.

Психологические особенности
поведения человека в толпе

С давних времен известно, что один и тот же человек в толпе и вне толпы ведет себя по-разному. Поведение человека в толпе характеризуется следующими признаками:

· Снижение самоконтроля (интернальности). У человека усиливается зависимость от толпы, он неосознанно подчиняется внешнему влиянию большой группы людей, т. е. возрастает экстернальность его поведения и снижается способность к произвольной регуляции собственного поведения.

· Деиндивидуализация поведения людей в толпе: они постепенно утрачивают индивидуальность своего поведения, как бы уравниваясь, приходя к одному и тому же уровню психологических проявлений в поведении. Разные люди через поведение становятся похожими друг на друга.

· Неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте. Толпа в целом проявляет сниженные интеллектуальные качества по сравнению с составляющими ее индивидами, взятыми вне толпы. Среди особенностей интеллекта наиболее ярко проявляются возросшая некритичность мышления и легкая переключаемость внимания, которая определяется внешними условиями.

· Характерные особенности переработки информации. Человек в толпе легко воспринимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает ее и распространяет, при этом совершенно непроизвольно искажая, трансформируя воспринятую информацию, то есть порождая слухи.

· Повышенная внушаемость. Человек в толпе легко может поверить в необычную информацию, заведомо невыполнимые обещания (например, политиков на выборах), следовать невероятным и нередко даже абсурдным призывам, лозунгам и т. п.

· Повышенная физическая, психофизиологическая и психическая активация . В толпе, особенно в активной, происходит мобилизация всех ресурсов индивида, поэтому в толпе человек может проявить такие физические и психологические качества, которые становятся ему недоступными вне толпы, например: поднять что-то тяжелое, сломать прочное, быстро бежать, высоко прыгнуть и т. п.

· Нетипичность, необычность поведения. По сравнению с привычными, каждодневными условиями человек часто проявляет неожиданные даже для него самого формы поведения (часто он потом не может поверить, что то-то и то-то было совершено им). Поэтому поведение человека характеризуется непредсказуемостью, что характерно и для толпы в целом.

Феномен толпы привлекает большой интерес исследователей и практических работников потому, что толпа бывает чрезвычайно опасной, причем как для самих участников толп, так и для окружающих.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Толпа - относительно кратковременное, неорганизованное и бесструктурное скопление множества людей, обладающее огромной, несоизмеримой с индивидуальной, силой воздействия на общество и его жизнь, способной в один миг сотворить или уничтожить, поднять или опустить, дезорганизовать поведение и деятельность людей.

К основным психологическим характеристикам толпы обычно относят:

· многочисленность;

· высокая контактность;

· эмоциональная возбужденность;

· неорганизованность (стихийность);

· неустойчивость.

Для толпы характерны специфические формы коммуникации; она базируется на соединении разнородных источников информации: известные суждения из общественного мнения, случайные, произвольно интерпретированные сведения из средств массовой коммуникации, слухи – принимаемые на веру утверждения, не подкрепленные вообще никакими источниками. Роль последних в толпе особенно велика: слухи придают значение событиям, которые людям непонятны, и тем самым «готовят» людей к действиям. Все это взаимодействует, порождая утрированные, чрезмерные оценки наблюдаемых событий, создавая специфический эффект доверия «здесь и теперь».

С.Московиси, подробно анализируя взгляды на толпу Лебона, делает вывод: толпы – это «перископы, отражающие на поверхности подводные течения», поэтому их необходимо изучать, так как без этого не понять современный мир. Политикам необходимо знать толпу не для того, чтобы управлять ею (это весьма сложно), а для того, чтобы не идти на поводу.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Новое на сайте

>

Самое популярное